Какую роль играют имена прилагательные в речи. Роль прилагательных в речи

Дизайн, декор

Интегрированные уроки

6 класс

ТЕМА: «ЗИМА»

(Сдвоенный урок)

Задача урока. С помощью прилагательных учимся делать нашу речь более выразительной, точной, меткой, образной.

Одновременно учимся работать с текстом учебника.

Оборудование урока . Сочинения учащихся о зиме, выставка рисунков о зиме, репродукция картины И.И. Шишкина «Зима», отрывок из произведения И.С. Соколова-Микитова «Русский лес», словарики синонимов, необходимые записи на доске, учебники русского языка, литературы.

Знакомясь с темой, учащиеся ставят главный вопрос урока.

Главный вопрос: для чего нужны прилагательные и как они употребляются в речи?

Работа с текстом учебника

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию,

подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск.

– Как вы понимаете слова К.Паустовского, данные в учебнике эпиграфом?

В нашем языке многие слова обладают свойством воздействовать, влиять на чувства и мысли людей, а некоторые слова особенно, потому что в них содержится образность.

Чтение стихотворения В.Выркина «Ищу слова» (упр. № 152).

– О чем это стихотворение? Какова его основная мысль?

Как важно искать и находить самое подходящее слово в определенной ситуации.

Чтение лингвистического текста (упр. № 151). По тексту упражнения учащиеся дома составляли для себя памятку и сюда же добавляли материал из учебника Р.И. Альбетковой «Русская словесность». 6-й класс.

Работа с художественными текстами

– Посмотрим, как работают прилагательные в поэтической речи. Обратимся к стихотворению А.Пушкина «Зимнее утро».

Рассматриваем прилагательные чудесный и великолепный . Используя словарик синонимов, попытаемся на место данных прилагательных поставить другие. Учащиеся приходят к выводу, что выбранные А.Пушкиным прилагательные вмещают целые синонимические ряды. Они помогают выразить возвышенное и восторженное чувство поэта, для этого он нашел наиболее подходящие слова.

– Посмотрим, как «работают» прилагательные в прозе.

Для анализа берется отрывок из произведения И.С. Соколова-Микитова «Русский лес».

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес. В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые, лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Нет-нет да и сорвется такая белая шапка с вершины высокой ели, рассыплется серебристой легкой пылью, и долго колышется освобожденная от тяжести снега еловая зеленая ветка. Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек. С веселым свистом перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки красногрудых клестов.

Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные, спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах. Тихо в спящем зимнем лесу, но чуткое ухо внимательного человека улавливает живые тонкие звуки. Вот где-то застучал и вскрикнул, перелетая с дерева на дерево, пестрый дятел. Серый рыжеватый рябчик с шумом сорвался с ветки, скрылся в лесной глубине. Проказница белка теребит у вершины ели спелую шишку, роняя на снег темные легкие шелушинки, смолистые обгрызенные стерженьки. Бесшумно пролетели у края леса, закричали голубоватые сойки.

Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие следы белок, маленькие следочки лесных мышей и птиц. Только очень внимательный человек может наблюдать жизнь зимнего леса. Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Только тогда откроется вам чудесная красота спящего зимнего леса.

После краткой справки о писателе беседуем с классом.

Беседа с классом

– Какое впечатление произвел на вас текст?

Почему вы решили, что это текст, а не отдельные предложения?

Как первое предложение помогает нам понять, имеем ли мы дело с целым текстом или его частью?

Запишем первое предложение: Зимой и летом, осенью и весной хорош русский лес.

Выводы . Союзное соединение членов предложения (зимой и летом, осенью и весной) помогает уделить внимание каждому слову, увеличивает временное пространство. Это часть большого текста, описание зимнего леса.

Сказуемое в этом предложении выражено краткой формой прилагательного хорош , что делает речь более торжественной, книжной.

– Можно ли подобрать синонимы к слову русский ?

Слово русский в данном тексте имеет значение «родной», «близкий», «любимый». Это контекстуальные синонимы. Отсюда возможен заголовок «Русский лес зимою», который не только называет тему, но и выражает основную мысль. Автор описывает любимое, родное место, которое ему хорошо известно и дорого.

– Какому типу речи принадлежит отрывок?

Данный отрывок смешанного типа речи: рассуждение, описание, повествование с преобладанием описания. Вместе с тем учащиеся отмечают, что предложения в тексте связаны параллельной связью, и эта связь обычна при рассуждении – начале каждой микротемы (почему хорош, почему не налюбуешься, почему невидимая жизнь). При описании обычно употребляются слова с конкретным значением, текст насыщен прилагательными, перечисляются картины.

– Озаглавьте каждую микротему .

1. Описание леса.

2. Описание тишины.

3. Невидимая жизнь леса, открывающаяся внимательному человеку.

– Какие лексические средства используются для описания тишины?

Ключевые слова: тихий лес, недвижные сосны, нетронутые сугробы, тонкие звуки, бесшумно пролетели, и на этом фоне резко выделяется каждый неожиданный звук .

– Можем ли мы, подключив воображение, услышать эту тишину? Нам поможет репродукция картины И.Шишкина «Зима».

Учащиеся рассказывают, что почувствовали, услышали в зимнем лесу.

– Как последние три предложения текста «работают» на основную мысль?

Русский лес особенный, родной, понять его может человек наблюдательный, внимательный, умеющий вслушиваться и всматриваться. Чтобы почувствовать радость общения с природой, как и с людьми, надо самому быть внимательным, добрым. Не каждому откроется эта красота.

Самостоятельная работа

Задание 1 . Найдите выразительные средства языка в тексте (эпитеты, метафоры).

Задание 2 . Выпишите из текста прилагательные, характеризующие (определяющие) деревья, снег, птиц. Какие признаки передает прилагательное?

Задание 3 . На доске запись. Сравним прилагательные в 1-м и во 2-м столбике. В чем их различие? Выпишите из первого абзаца произведения «Русский лес» словосочетание прилаг. + сущ. Потом попытайтесь определить, в каких случаях прилагательные являются эпитетами.

живые тонкие звуки

веселый свист (клестов)

тяжелые шапки (снега)

Ответ . Слева – прилагательные-эпитеты, справа – прилагательные – не эпитеты. Их различие в том, что первые создают художественный образ, вторые называют конкретные признаки существительных: цвет, размер, состояние, возраст.

Задание 4 . Подумайте, какая разница между прилагательными серебристый, смолистый и серебряный, смоляной . Подберите к этим прилагательным существительные. К какому разряду относятся данные прилагательные? Каково значение суффиксов -ист- и -ян- ?

Ответ . Первая пара – качественные прилагательные, вторая – относительные. Суффикс -ист- передает значение «слегка», суффикс -ян- – сделанный из какого-либо материала.

Задание 5 . Подумайте: какая разница между следующими словами? Можно ли заменить одно другим?

спящий (лес) – сонный (лес);

освобожденная (ветка) – свободная (ветка);

обгрызенные (стерженьки) – целые (стерженьки);

нетронутые (сугробы) – чистые (сугробы);

спеющая (малина) – спелая (шишка);

отяжелевший (снег) – тяжелый (снег).

Задание 6. Выпишите из текста прилагательные с орфограммами: правописание суффиксов; сложных прилагательных, не с прилагательными; безударная гласная в корне; о–е после шипящих и ц .

Работа с репродукцией картины И.И. Шишкина «Зима»

– Есть ли связь с текстом? Какие предложения из текста можно взять для описания шишкинской зимы? Используя эти предложения, дома сделайте описание картины.

Почему картина названа «Зима», а не «Зимний лес»? Что хотел сказать этим художник?

Изображается глухой зимний лес, но говорит он о зиме снежной и суровой.

– Какие мысли, чувства объединяют произведения Пушкина, Соколова-Микитова и Шишкина?

Вывод : любовь к родной природе, восхищение красотой природы, умение вслушиваться и всматриваться. Наиболее сильно чувство выражено в поэтическом тексте, чему способствуют рифма, ритм, мелодия стиха, более восторженная лексика, звукопись.

Тема: РОЛЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ.

Цель:1. В результате выполнения работ творческого характера определить роль прилагательных в речи;

2. Развивать мышление, внимание, речь учащихся;

3. Прививать любовь к родному краю.

Форма работы: работа в группах, индивидуальная.

Оборудование: тесты, карточки с заданиями, кластер,коллаж, алгоритмы.

Ход урока:

1.Организационный момент.

1.Запись даты.

2.Объявление темы урока и целевая установка.

Тема высказываний - красота родной природы.

3.Психологический настрой.

Сейчас посмотрим друг на друга, улыбнемся друг другу и настроимся на хорошую работу на уроке.

2.Синтаксическая пятиминутка. «Лови ошибку»

Ветер срывает с деревьев последние листья, и гонит на юг последние стаи перелетных птиц. (Ветер срывает с деревьев последние листья и гонит на юг последние стаи перелетных птиц).

Листья летят кружатся падают,и устилают землю пестрым ковром.

(Листья летят, кружатся, падают и устилают землю пестрым ковром).

3.Беседа по вопросам.

Весной на березе висит дымка, вьются кудри, колеблется туман.

О чем я вам сообщила? Можете ли вы представить себе березу? Какая она? Нет. Нет точности и выразительности.

А какие слова вы бы добавили. чтобы более образнее представить березку? Весной на березе висит нежно-зеленая дымка, вьются легким облаком темно-зеленые кудри, колеблется прозрачно-зеленый туман из

полусвернутых листьев.

- Какие слова вы добавили? (нежно-зеленая, темно-зеленые кудри и т.д.)

К какой части речи относятся эти слова? К имени прилагательному.

4. «Снежный ком» По типу снежного кома дать определение имени прилагательному.

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи.

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.

Имя прилагательное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? Какая? Какие?

Имя прилагательное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какие? Например: вода (какая?) прохладная.

5. Блиц-опрос: (вспомним морфологические признаки имени прилагательного)

Назовите способы образования имен прилагательных.

Как пишутся сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов?

Когда не с прилагательным пишется раздельно?

Когда не пишется слитно?

Как напишем суффиксы ин, ан, ян?

Назови слова-исключения.

Назовите разряды имен прилагательных.

С какой частью речи согласуется имя прилагательное?

Итак, какую проблему мы должны решить?

- для чего мы используем в речи имена прилагательные ?

Выполняя различные задания, мы сможем ответить на этот вопрос и составить алгоритм.

6.Сравнительный анализ.

Задание: Давайте, ребята, прочитаем и сравним два текста " Осенняя картина" (прочитали)

Осенняя картина.

Красив осенью лес. Стоят березы, осины, рябины, клены. Осенняя картина становится особенно красивой, когда встречаются здесь ель и пихта. Их вершины резко выделяются на фоне деревьев. Это настоящая осень.

Осенняя картина.

Красив осенью лиственный лес. Стоят золотисто-желтые березы, пурпурно-красные и бледно-желтые осины, пунцовые рябины, ярко-желтые и румяные клены. Осенняя картина становится особенно красивой, когда встречаются здесь ель и пихта. Их темно-зеленые острые вершины резко выделяются на светло- пестром фоне лиственных деревьев. Это настоящая золотая осень.

О каком времени года говорится в тексте?

Какой текст больше понравился?

Скажите, чем они различаются?

АНАЛИЗ текстов проводит сильный ученик.

ВЫВОД : прилагательные более полно, ярко описывают осень, состояние природы:

7. Составление коллажа по теме " Осень", используя новую лексику, которая нам встретилась в тексте «Осенняя картина» (в группах)

8. Кто быстрей?

Подберите к данным прилагательным антонимы:

Смелый- трусливый

грустный - веселый

жадный - щедрый

интересный - скучный

грубый - нежный

ранний - поздний

короткий - длинный

сухой - мокрый

Вывод: обогащают словарный запас, делают нашу речь богаче.

9.КТО ЭТО?

По прилагательным определить кто это? что это?

Голубое. ясное, безоблачное- НЕБО

Яркое, весеннее, жаркое - СОЛНЦЕ

Отцовский, строгий, дедовский - НАКАЗ

Горячая, нежная, материнская - ЛЮБОВЬ

Старенька, седая, добрая- БАБУШКА

Родная, ласковая, заботливая - МАМА

Вывод: используется при описании человека.

10. Дайте с помощью прилагательных определение-оценку следующим предметам: (в группах)

Дерево- высокое, крепкое, зеленое, стройное, любимое...

Река - чистая, широкая, родная, узкая,глубокая...

11. Редактирование текста. (в группах)

Березка.

Я вышел на солнечн… … поляну и чуть не ахнул. На середине поляны возвышалась могуч… …, величав… … ель. Ее широк… … , мохнаты … … лапы опускались к земле. А над этими ветками образовался

вместительн… … , зелен… … шатер.

Весна.

Весна наступила в этом году ранн… … , дружн… …, неожидан… … . Побежали по деревенск… … улицам бурлив… … , коричнев… … ручейки. В огромн… … лужах отразилось голуб… … небо с белы… …. облаками.

Снег сошел. Из-под него выглянула мокр… … , тепл… … земля, полная свеж… … соков. Над черны … … нивами вился легк… … парок. Он наполнял воздух ароматн… … запахом земли.

Вывод: используем прилагательные для описания природы.

12. Какие черты характера человека вы считаете отрицательными?

Вывод: определяют черты характера человека.

13.Творческая работа (в группах)

Используя данные прилагательные, опишите свою маму.

Глаза – голубые, большие, добрые, злые, карие.

Нос – прямой, с горбинкой, крупный, курносый.

Губы – полные, тонкие, улыбчивые, выразительные.

Рот – большой, маленький, красивый.

Лицо –круглое, вытянутое, продолговатое, длинное.

Волосы – темные, вьющиеся, светлые, заплетенные в косы.

Вывод: используем для описания внешности человека.

14..Занимательная минутка.

Отгадайте загадки-шутки.

Ответ - имя прилагательное.

В какую бочку нельзя налить воды?

Каких камней не найдешь в море?

Какой болезнью никто не болеет на земле?

На какое дерево садится ворона во время дождя?

Из какого крана нельзя напиться?

Каким гребнем не причешешься?

Какой год продолжается всего один день?

15. Синквейн (в группах)

1 группа - ИНЕЙ.

2 группа - МОРОЗ

Вывод: помогают ярче выражать мысли, более точно описать состояние природы.

Обращение к проблеме, составление алгоритма.:

Для чего используем прилагательные в речи?

Чтение алгоритма у чащимися.

Имена прилагательные делают речь: яркой, выразительной, богатой, образной, полной.

Исследования ученых (сообщение учителя)

- Ученые установили, что по количеству употребляемых в речи слов имена прилагательные занимают третье место после имен существительных и глаголов.

Выполняя различные задания творческого характера, я думаю, вы убедились, что прилагательные помогают полнее точно раскрыть свойства предмета, более точно передать настроение.

придают предмету ему образность, яркость.

- Похвальное слово прилагательному. Чтение стихотворения .

16. Д.ЗАДАНИЕ ЭССЕ " Река зимой"

17. ИТОГ УРОКА. Самооценка своей работы.

Урок русского языка в 3 классе
Тема: Роль имени прилагательного в речи.

Цели:
Предметные:
- формировать у учащихся понятие «имени прилагательного»;
- формирование умений у учащихся распознавать имена прилагательные в
тексте и в речи;
- развивать умение отличать имя прилагательное от имени существительного;
Метапредметные:
- показать важность употребления имен прилагательных в русской речи;

регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; умение контролировать и оценивать свои и соседа действия; умение провести рефлексию своих действий на уроке; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
познавательные УУД: умение получать и анализировать информацию из разных источников; умение представлять результаты своей работы по предложенному плану;
коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог; высказывать свою точку зрения; уметь работать в паре, в группе; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Личностные: ценностное отношение к совместной деятельности, понимание её значимости, учебно – познавательный интерес

Ход урока

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро! – солнцу и птицам,

Доброе утро! – приветливым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

девиз нашего урока: «С малой удачи начинается большой успех!»

Я желаю вам много «маленьких удач» и приятного общения на нашем уроке. А нашим гостям получить хорошее настроение от нашего урока.

II. Актуализация знаний

Ребята, давайте вспомним по какой большой стране мы путешествуем

Части речи

Посмотрите на экран. Тут зашифрованы 2 слова. Догадайтесь, какие? Слайд

СПУРЩИЕЛСАТГВАИТТЕЕЛЛЬЬННООЕЕ

Существительное, прилагательное

Молодцы, давайте уточним где мы побываем сегодня

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

(Познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД)

Слайд А вы внимательно прочитайте и отгадайте, о чем идет речь, посоветуйтесь в группе

Какой ответ?

Имя прилагательное

Так что же такое прилагательное. Давайте вспомним с вами все, что мы о нем знаем. На какие вопросы отвечает? Что обозначает? Чем является в предложении?

1. имя прилагательное это часть речи.

3.обозначает признак предмета

4. в предложении является определением

(На доске составляется кластер)

Прилагательное определение

Все ли мы знаем об имени прилагательном? Попробуем сегодня открыть для себя что-то новое.

Что вы хотели бы знать?

я бы хотела знать больше, для чего они нужны,

какую роль они выполняют

изменяются ли по родам и числам

Сегодня мы будем исследователями. И узнаем о роли прилагательного в речи.

Кто такие исследователи? (Люди, занимающиеся научными изучениями)

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Имя прилагательное. Роль имени прилагательного в речи.

Каллиграфическая минутка

А)-Посмотрите на доску. Прочитайте слова.(коллективная работа)

Норка, гладкая, красное, ключ, лисички, рыжий.

Разделите слова на группы, объединив их по общим признакам, запишите в тетрадь.

- По какому принципу вы определили слова в первый столбик?

- Это имена существительные.

- Докажите?

- Они отвечают на вопрос Кто? Что? и обозначают предмет.

По какому принципу вы определили слова во второй столбик?

Это имена прилагательные.

Докажите.

имя прилагательное это часть речи.

2. отвечает на. вопросы Какой?Какая?Какое?Какие?

Открытие новых знаний

Б) Групповая работа.слайд

Ну а теперь давайте наблюдать.. Ваша задача к предложенным именам прилагательным выбрать подходящие по смыслу предмет и записать их.

1группа. Бурый, мо хнатый, ко со лапый. (Медведь)

2 группа. Крупная, красная, спелая (Малина)

3 группа. Ароматное, круглое, слад кое. (Яблоко)

4 группа. Хитрая, рыжая, пуши стая (лисица)

Прочитайте. Что вы сейчас делали? Мы описывали предмет

Какой вывод?

Вывод: имена прилагательные описывают предметы Добавляем в кластер

определение

Прилагательное

Какой?Какая?Какое?Какие? Признак предмета

Описывают предмет

– А теперь устно попробуйте описать себя.

(Я смелый, сильный, внимательный, высокий, голубоглазый).

Слайд откройте конверт №1, прочитайте и выполните задание

Работа в парах


Какой день изображен на первой картинке, на второй?

Какие прилагательные помогут нам описать погоду, ветер, настроение?

Запишите текст, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные. Первая пара запишет текст, описывающий первую картинку, а вторая – постарается описать второй пейзаж. (можно вставить и одно слово, и два – по желанию)

Был солнечный весенний день. Дул теплый ласковый ветер. По высокому небу плыли легкие белые облака. Погода была чудесная. И настроение было прекрасное.

Был пасмурный осенний день. Дул прохладный резкий ветер. По низкому небу плыли тяжелые серые облака. Погода была плохая. И настроение было ужасное.

Обсудите в паре, для чего же нужны им.пр.

Вывод:имена прилагательные нужны для точности описания.

(Добавляем в кластер)

определение

Прилагательное

Какой?Какая?Какое?Какие? Признак предмета

Описывают предмет

физминуткаТайк оф тачдаун

А теперь давайте поиграем, отдохнем. Я называю слова, если сущ., встает 2 класс, если им.пр. встает 3 класс,если другая часть речи хлопаем

Белый, пенал, крепкий, легкий, смотреть,веселье, веселый, летняя, слушает, снег, снеговой, тает, день, весна, прекрасная, приходит

.Первичное закрепление.(работа в парах)

. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

(Индивидуальная работа).

Перед вами лежит конверт №2. Возьмите из него жёлтую карточку. Прочитайте.

А). Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы.

Согласны ли вы со мной, что это текст? Докажите.

А теперь возьмите зеленую карточку. Прочитайте и сравните с первой.

Б). Наступила ранн яя ве сна. Тает по следний снег . Журчат го во рливые ручь и.

Светит ласко вое сол нце. Летят пе ре летные птицы .

Чем отличается первый текст от второго?

Во втором тексте имеются имена прилагательные.

Выпишите из второго текста словосочетания прил.+ сущ. После выполнения задания поменяйтесь тетрадями с партнерами по плечу по кругу для взаимопроверки. Сималтиниус раунд тейбл

Так для чего же нужны имена прилагательные в нашей речи.

С ними текст становится красивее. Имена прилагательные нужны для красоты описания. Они делают нашу речь красивой, яркой, выразительной

Какой вывод сделаем?

Вывод : Имена прилагательные украшают нашу речь, делают её интересной, яркой.

Определение Украшают речь

Прилагательное

Какой?Какая?Какое?Какие? Признак предмета

Описывают предмет

7. Включение нового знания в систему знаний.(работа в группе )

А теперь я приготовила для вас творческое задание. Кто скажет, какой приближается праздник? (8 марта) . Многие из вас будут готовить праздничные открытки. Вот сейчас мы с вами на практике попробуем использовать имена прилагательные в нашей речи. Перед вами тексты для поздравления, но в них пропущены имена прилагательные. Ваша задача вставить их, чтобы получилось красивое поздравление.

Творческая работа. /Тексты выдаются на листочках/.открытка

Мамочка!
Поздравляю тебя с ___________________ праздником! Пусть в этот ______________ день сбываются _________________мечты, и радуют _________________ цветы. Пусть не смолкает _______________ смех и будет у тебя _____________________ настроение.
(пишут)

Итак, давайте послушаем, что у вас получилось.

Подарите радость нашим гостям (дают открытки)

Домашнее задание. Слайд Почтальон

Это почтальон

Вам пришла телеграмма с разноуровневыми заданиями, которые вы должны выполнить дома каждый самостоятельно. Выберите пожалуйста (Конерс) делитесь мнениями

1в.-Д/з тоже будет творческим. Предлагаю вам изготовить открытку для мамы, бабушки или сестрички к празднику. А потом мы проведем в классе конкурс на самую лучшую открытку. Оцениваться будет оформление и текст поздравления. Проявите свою фантазию и творчество.

2в.Запиши текст, дополняя его именами прилагательными. Работу выполни в тетради.

Оживает ___________ лес. В_______ зелени поют_________ птицы. По _______ ветвям скачут______ белки. Вот бежит_______ заяц. А за________ кустом спряталась________ лисица.

8.Рефлексия. Итоги. (обзор кластера)

Итак, давайте вспомним, какие цели мы ставили перед собой в начале урока?

Узнать для чего нужны им.пр. в нашей речи.обзор кластера

Какой был девиз С малой удачи начинается большой успех!»

Достигли успехов

Как оценили вашу работу

А теперь я попрошу вас высказать свое мнение об уроке с помощью имен прилагательных.

Урок был (какой?)……., …….., ……. .

§ 1 Роль имен прилагательных в речи

В этом уроке вспомним определение прилагательного, каким членом предложения может быть прилагательное, а также выясним его роль в русском языке.

Прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Изменяется по родам [красивый (м.р.) - красивая (ж.р.) - красивое (с.р.)],

Изменяется по числам [интересный (ед.ч.) - интересные (мн.ч.)]

Изменяется по падежам [И.п. - утренний; Р.п. - утреннего; Д.п. - утреннему; В.п. - утренний; Т.п. - утренним; П.п.- (об) утреннем].

Имеет полную и краткую [веселый (полная ф.) - весел (краткая ф.)] формы.

В предложении чаще всего выступает в качестве определения или сказуемого.

Роль имени прилагательного в русском языке очень важна! Прилагательные помогают точно описать предмет, назвать его признаки. Благодаря прилагательным наша речь становится красивой, яркой, интересной.

Прочтите фрагмент из сказки Виталия Бианки «Голубые лягушки»:

Если убрать все прилагательные из текста, то данный фрагмент лишится смысла. Мы не узнаем, что так удивило мальчика. Из текста «уйдут» все цвета: голубой, серо-буро-коричневый, зелёный, светло-голубой. Не узнаем мы и признаков предмета: обыкновенный лягушачий цвет, большая банка, два больших пузыря.

Имена прилагательные несут эмоциональную нагрузку, способны нарисовать перед глазами живую и яркую картину. Например, в стихотворении Генриха Сапгира «Принцесса и Людоед» комический эффект создается при помощи прилагательных-антонимов:

Принцесса

Была прекрасная,

Была ужасная.

Во втором часу,

Заблудилась

Принцесса в лесу.

Смотрит - полянка

Прекрасная,

На полянке землянка

Принцесса

Была ужасная,

Была прекрасная.

Во втором часу,

Заблудилась

Принцесса в лесу.

Смотрит - полянка

На полянке землянка

Прекрасная.

За счет перестановки антонимов «прекрасная» и «ужасная» стихотворение кардинально меняется.

§ 2 Краткие итоги по теме урока

Прилагательное обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какой? какая? какое? какие? Прилагательное может быть полным или кратким, изменяется по родам, числам и падежам. В предложении чаще всего выступает в роли определения или сказуемого и служит для более точного описания предмета. Имя прилагательное называет признаки предмета и делает нашу речь более красивой и богатой.

Список использованной литературы:

  1. Бунеева Е.В., Пронина О.В. – М.: БАЛАСС, 2012.
  2. Н.Д. Кучеренко. Тесты по русскому языку. – М.: Лист, 1998.
  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003.
  4. Русский язык. Учебник для 4-го класса в 2-х частях/ Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. – М.: БАЛАСС, 2012
  5. Русский язык: К тайнам нашего языка: Учебник для 4 класса общеобразоват. учреждений. В 2 частях / Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012.
  6. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991.
  7. Халикова Н.В., Леденева В.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. – М.: Дрофа, 2001.
  8. http://festival.1september.ru/articles/615880/

Использованные изображения:

Имя существительное

Введение в тему:

Кто вас окружает? (запись на доске слов)

Что вас окружает? (запись на доске слов)

Что объединяет записанные нами слова? (предметность)

Обобщение: слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы: «кто?», «что?» относятся к имени существительному .

Род имен существительных

I. На доске записаны слова.

Сказка: слова-существительные живут в королевстве. Их так много, что королева в них путается, когда какое слово употребить. Она издала указ: тот, кто придумает знаки различия для слов-существительных, будет награжден. В соседнем королевстве жили муж и жена. Они придумали, как помочь королеве. Часть слов забрал себе муж. Часть слов забрала жена. А остальные слова остались жить в королевстве.

Как вы думаете, какие слова забрали муж, жена? Почему?

Какие слова остались?

Вывод: имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.

II. Учитель берет портфель ученика и спрашивает:

Чей портфель?

Мой, - отвечает ученик.

Запись предложения: «Портфель мой».

Составьте еще одно предложение о портфеле («Портфель черный»).

Какое слово нужно употребить во втором предложении, чтобы не повторять одно и то же слово «портфель»?

Запись предложения: «Он черный». Подбор предметов, к названию которых можно добавить слово «мой» или заменить их словом «он» (учащиеся приводят примеры слов).

Обобщение: существительные, к которым можно поставить слово «мой» или заменить их словом «он», относятся к существительным мужского рода.

Аналогичные наблюдения проводятся над существительными другого рода: «тетрадь» и «перо».

Дети делают обобщение о том, какие слова относятся к существительным женского рода, какие – к существительным среднего рода, приводят примеры.

*Род мужской

Конечно, мой

Мой сад, мой брат

Стул мой.

Женский род,

Помню я,

То, про что скажу «моя»:

Моя ручка, моя тучка

и тетрадь моя.

Средний род – оно моё:

Мое окно, село мое.

* Женский род –

Запомню я,

И скажу: «она моя»

И запомню род мужской,

И опять скажу: «он мой»

Средний род – оно моё.

Это правило твоё.

III. Недавно я прочитала письмо, которое получила моя соседка от друга иностранца – Майкла. Он написал письмо на русском языке, но слова звучат как-то иначе. С разрешения Оли я выписала некоторые предложения из письма. Давайте их прочитаем.

«Здравствуй, мой подруга, Оля! Пишет тебе твоя далекий друг Майкл. Я часто вспоминаю наши теплые встречи в вашем уютном доме, особенно ту, когда твоя папа учил нас играть в лото».

Что вас рассмешило? Давайте прочитаем письмо правильно.

Число имен существительных

Фрагмент урока

1. Учитель показывает один предмет и предлагает записать существительное, которое является названием этого предмета (книга ). Затем показывает два, несколько этих же предметов и также предлагает написать имя существительное (книги ).

2. Наблюдение над словами:

Сравните слова «книга» и «книги».

Чем они сходны? (обозначают одинаковые предметы).

Чем они различаются? (обозначают разное количество предметов).

3. Обобщение:

Существительные, которые называют один предмет, имеют форму единственного числа. Существительные, которые называют два или несколько предметов, стоят во множественном числе.

4. Наблюдение над изменением окончаний.

Запишите в столбик существительные «город», «сестра», «село».

Определите их число.

Измените число этих существительных и запишите полученные слова.

Какая часть слова изменилась, когда мы изменяли существительные по числам?

Выделите окончания.

5. Обобщение:

При изучении имен существительных по числам изменяется окончание.

Число имен существительных

Существительное

↙ ↘ не изменяются по числам

Формы только

изменяются

по числам

↙ ↘ ед.ч. мн.ч.

множ.ч. единств.ч. серебро брюки

детвора очки

Елисей ворота

Изменение имен существительных по падежам

Словарная работа:

праз…ник

Какое ключевое слово получилось? (падеж)

А что означает это слово, мы узнаем на сегодняшнем уроке.

Введение в тему:

Загадка: Бегу я как по лесенке

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня (река)

На доске текст:

Зимой река замерзла. Берега реки замело снегом. В летнее время по реке ходили суда. Не каждый видел такую полноводную реку. Жители города гордятся рекой. Многие мечтают отдохнуть на нашей реке.

Какое слово повторяется в каждом предложении?

Запишите в столбик все формы слова «река», предварительно задав к нему вопросы.

И.п. что? река

Р.п. чего? реки

Д.п. по чему? реке

В.п. что? реку

Т.п. чем? рекой

П.п. о чем? о реке

Какая часть слова изменяется (окончание). Выделите окончание.

Почему изменяются окончания? Или От чего оно зависит?

Выделите окончание.

Сколько вопросов в столбике?

В русском языке шесть падежей. В финском – 15, в венгерском – 22, в китайском – нет. Сказка о падежах, параллельно - работа по таблице.

Почему мы задаем два вопроса?

Все падежи, кроме именительного, употребляются с предлогами. Они называются косвенными.

Для того, чтобы правильно определить падеж, можно пользоваться вспомогательными словами.

И.п. (есть) кто? что?

Р.П. (нет) кого? чего?

Д.п. (дал) кому? чему?

В.п. (вижу) кого? что?

Т.п. (доволен) кем? чем?

П.П. (говорю о) ком? чём?

Для запоминания названия падежей: «Иван рубил дрова, велел топить печь».

План работы по падежу (в отдельности)

1. Вопросы

2. Предлоги

3. Окончания

4. Член предложения

5. Значение

Имя прилагательное

Введение в тему

1. Учитель:

Два предмета могут отличаться один от другого своими признаками. Признаки – это знаки, по которым мы различаем предметы: по материалу, форме, цвету.

карандаш (какой?) деревянный

материал ↗

↘ карандаш (какой?) пластмассовый

тетрадь (какая?) большая

размер ↗

↘ тетрадь (какая?) маленькая

Чем различаются данные предметы?

(признаками)

Какие бывают признаки?

II. Учитель показывает иллюстрацию (арбуз). Просит учащихся описать этот предмет. Какой он? Проводит работу со словами – прилагательными.

III. Учитель загадывает загадку. Какие слова нам помогли отгадать загадку? Проводит работу со словами-прилагательными.

Обобщение:

- Слова, обозначающие признаки предметов, называются именами прилагательными, т.к. они прилагаются к имени существительному и без него не употребляются. Не видя предмета, мы не можем назвать его признаки.

Роль имен прилагательных в речи

На доске – текст без прилагательных (прилагательные записаны в стороне). Задание – вставить прилагательные по смыслу в текст.

Под кустом притаился _________зверек. У него _____ уши, _______хвост. Тело покрыто _________шерстью. Есть ______ и ______зубы, но обороняться ими он не может.

Слова для справок: маленький, короткий, острый, крепкие, длинные, серый, мягкий.

Выводы :

- Для чего нужны имена прилагательные?

На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

Что обозначают?

Определяю я предметы

Они со мной весьма приметны

Я украшаю вашу речь

Меня вам надо знать, беречь.

Прилагательное

Имя прилагательное,

Мы с тобой дружны.

Признаки предметов

Называешь ты.

Солнечное лето,

Праздничная ель,

Вкусные конфеты,

Машенькин портфель.

Я - имя прилагательное

Веселое и занимательное.

Я отвечаю на вопрос:

«Какой?» «Какие?»

Слова и предложения

Делаю живыми.

А иногда я грустное бываю,

Когда ребята обо мне все забывают.

Но стоит им ко мне лишь обратиться, я тут как тут –

Готово веселиться и трудиться!

3. Попробуйте описать себя с помощью имен прилагательных, начиная с «я».

Род имен прилагательных

Введение в тему:

I – Какое сейчас время года? (Осень).

А вам нравится осень?

Давайте попробуем составить словосочетания об осени.

легкий морозец поздняя заря осеннее настроение

мокрый лист дождливая погода серое небо

золотой лес

Определите род имен существительных.

Задайте от имен существительных вопросы к именам прилагательным.

Как вы думаете, от чего зависят окончания имен прилагательных?

Какие окончания имеют прилагательные м.р., ж.р., ср. р.?

Обобщение: род имени прилагательного зависит от рода имени существительного, с которым оно связано.

IIНа доске запись:

лес большая

зимняя

дорога большое

зимнее

озеро большой

зимний

суровый

Прочитайте имена существительные. Подберите к каждому существительному соответствующие имена прилагательные.

Обобщение.

Полные и краткие прилагательные

1. На доске:

благородный человек – человек благороден;

праздничная обстановка – обстановка празднична

Задание: сравнить прилагательные и подумать – это однокоренные слова или разные формы одного и того же слова.

Иллюстрации: дуб, ландыш, еж, медведь

высок и могуч, свеж и пахуч, хорош, хоть и колюч, лохмат и неуклюж

Задание: подобрать к именам существительным соответствующие имена прилагательные.

Редактирование предложений на доске:

Спортсмены стройные, выносливы, ловки.

Я с его замечаниями согласный

Тренер строг, но справедливый

2 . – Я сейчас прочитаю четверостишие, а вы подумайте, о какой части речи мы будем говорить с вами на уроке.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

Да, вы правы, речь пойдет об имени прилагательном. Давайте вспомним, какую часть речи называют именем прилагательным? Для чего служат имена прилагательные?

Недавно, проходя по коридору, я услышала, как 2 ученика из нашего класса спорят, и удивилась. А что меня поразило, вы сейчас узнаете. Прошу участников спора выйти к доске.

1: – Я, между прочим, творческая личность. Я уже сочинила стишок:

В сказке девочка жила,

Как она была мила!

Как она была мала!

Как умна она была!

2: – Лично мне такой стишок не интересен. Он слишком короток и прост.

1: – Подумаешь, критик!

Не ссорьтесь, ребята! Вы сами того не зная, помогаете нам раскрыть еще один секрет об имени прилагательном. Присаживайтесь, пожалуйста.

(На доске выписаны слова: мила, мала, умна, прост, короток)

Прочитайте слова, которые употребляли в своей речи ребята, и подумайте, к какой части речи они относятся? Задайте к ним вопросы.

А как будут звучать эти имена прилагательные, когда мы зададим к ним вопросы «Какая? Какой?» (друг напротив друга в столбик записываются слова в полной и краткой формах).

Чем же отличаются формы полных и кратких прилагательных?

У кратких прилагательных мужского рода убегает окончание, т. е. становится нулевым, а у прилагательных женского и среднего рода окончание становится короче. То же самое можно наблюдать и в вопросах к кратким формам имен прилагательных.

Запомните вопросы, задаваемые кратким прилагательным. Работа с таблицей

полные краткие

Какой? Каков?

Какая? Какова?

Какое? Каково?

Какие? Каковы?

Сейчас я прочитаю вам сказку, а вы попробуйте найти краткие прилагательные. Возьмите карандаш. Как услышите краткое прилагательное, ударите карандашом о парту. Все краткие прилагательные отвечают на квакающие вопросы:

Ква-ква-какова?

Ква-ков-каков?

Сказка наша о лягушке (иллюстрация лягушки-невесты)

Лягушка смотрела в зеркало и рассуждала вслух:

Конечно, я немного толста, слишком зелена, лупоглаза, но особенно молода и немного прыщава. Зато я мила, сообразительна, интересна и весьма симпатична. Глаза мои выразительны, ресницы длинны, наряды ярки и разнообразны. Несомненно, я хороша! Кого же из женихов мне предпочесть? Крокодила не считаем: он глуп, ленив и зол. Съест еще! Черный уж приятен, ловок, изворотлив, тонок, весел, внимателен, и, прямо скажем, красив. Зато бобр богат, умен, знатен, настроение его всегда ровно, спокойно. Доходы его велики. Пожалуй, выйду за бобра!

Какой секрет русского языка на уроке мы раскрыли?. Для чего нам нужны краткие прилагательные?

На какие вопросы отвечают краткие прилагательные?

Глагол

Историческая справка: в старославянском языке слово «глагол» означало «слово» или «речь». Одна из 2-х славянских азбук называлась «глаголица». Глаголить значило «говорить».

Введение в тему:

1. - Что вы делали утром?

Что делали на уроках?

Что делали вечером?

В течение дня мы совершаем действие. Как вы считаете, действия могут совершать только живые существа? (Нет) Приведите пример. Придумать предложение с глаголом.

2. На доске – иллюстрации с изображением мяча и кота

Что вы видите на иллюстрациях?

Какой частью речи являются данные слова?

Давайте опишем кота. Какой он?

Давайте опишем мяч.

Слова какой части речи мы использовали для описания предметов?

Какие действия может совершать кот?

Какие действия можно совершать с мячом?

На какие вопросы отвечают эти слова-действия?

Введение понятия «глагол».

Можно ли обойтись в нашей речи без глаголов?

1) Что без меня предметы –

Лишь названья.

А я приду –

Все в действие придет:

Летит ракета,

Люди строят здания,

Цветут сады

И хлеб в полях растет.

2) Я свою задачу вижу в том,

Чтоб сказать о действии любом

И счастливый мой удел таков

В речи быть одним из главных слов.

3. Сравнение записей (словесное описание картин):

1) Жаркое утро. Порт на берегу Средиземного моря. Пароходы с множеством труб, разноцветных флагов. Толпы пассажиров, носильщики с тележками, продавцы бутербродов и фруктов.

2) Наступило жаркое утро. В порту на берегу Средиземного моря замерли пароходы. Дымят трубы, повсюду толпятся пассажиры, суетятся носильщики с тележками, кричат продавцы бутербродов и фруктов.

Время глагола

Сказка о Глаголе

Машенька отправилась в путешествие. По дороге она встретила доброго волшебника, имя которого вы должны разгадать, отгадав загадки и вспомнив правописание слов с непроверяемыми орфограммами.

Г азета, л опата, а втобус, г орох, о гурец, л естница (Глагол)

- Дядюшка Глагол, что ты делаешь в этой стране?

- Что я делаю? С тобой разговариваю, пишу носом, улыбаюсь, хлопаю в ладоши.

Или, может, ты хочешь узнать, что я делал, пока тебя не было? Читал книгу, поливал цветы, танцевал.

Я страшное дело, какой деловой!

В любые дела ухожу с головой!

Задачи решаю, голы забиваю

На вопросы «Что делать?» «Что сделать?» я отвечаю.

1) На доске : 3 примера с глаголами прошедшего, настоящего и будущего времени. Задание: выписать глаголы, выписать вопросы.

2) Прошедшее время –

То, что прошло:

Вчера мы писали,

Солнце ушло.

Настоящее время приходит теперь

Мы пишем имя, бегает зверь

Будущее время еще не пришло:

После уроков пойдем мы в кино

Спряжение глаголов

Фрагмент урока: - Глагол и местоимение, взявшись за руки, принесли нам новую тему урока – спряжение. Что называется спряжением мы сегодня узнаем.

Долго им пришлось идти

Чтобы спряжение принести.

Научить они хотят,

Как глагол нам проспрягать.

Прочитайте на доске глаголы, задавая от местоимений к ним вопросы.

Я (что делаю?) говорю, пою

Мы (что делаем?) говорим, поем

Ты (что делаешь?) говорю, пою

Вы (что делаете?) говорим, поем

Он (что делает?) говорит, поет

Она (что делает?) говорит, поет

Они (что делают?) говорят, поют

Ко 2-му же спряжению

Отнесем мы, без сомнения,