Марк шагал молодость. Марк Шагал – достояние мирового творчества из Беларуси. Возвращение в родные места

Окраска

24 июня (6 июля) 1887 (Витебск) - 28 марта 1985 (Франция, Приморские Альпы, Сен-Поль-де-Ванс)

Художник, живописец, график, театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства

Один из лидеров мирового авангарда XX века, шедший в то же время самобытным путем, он сумел органически соединить древние традиции иудейской культуры с остросовременным новаторством.

Родился Шагал в семье приказчика, был старшим ребенком из девяти детей. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда), несколько лет обучался в хедере (начальной еврейской школе), а затем и в обычной школе. Талант художника проявился еще в ранней юности. В центре художественного мира Шагала, изначально автобиографичного и лирически-исповедального, - семья, дом, любимый Витебск. Этот мир проникнут духом национальной религиозной традиции, ощущением неразделимости быта и бытия, делающей образы родного дома и всего мироздания взаимозаменяемыми.

В 1906 Шагал учится в витебской художественной школе И. М. Пэна, но недолго, и в 1907 отправляется в Петербург, в школу Общества поощрения художеств (1907–1908), затем занимается в частной студии С. М. Зейденберга (1908) и школе Е. Н. Званцевой, где его наставниками становятся М. В. Добужинский и Л. С. Бакст.

Свою художническую биографию Шагал начинает с картины «Покойник (Смерть)» (1908, сейчас эта работа хранится в Национальном музее современного искусства в Париже). В 1909 пишет «Портрет моей невесты в черных перчатках» (Кунстмузеум, Базель, Швейцария), «Семья (Святое семейство)» (Национальный музей современного искусства, Париж). Все эти картины созданы еще под влиянием классической традиции и символизма, но творчество художника уже полно своеобразия и развивается в русле неопримитивистской стилистики. С первыми своими работами Шагал впервые экспонируется на выставке школы в помещении журнала «Аполлон» весной 1910.

Решив, что его ученичество окончено, в августе 1910 художник уезжает в Париж, где поселяется в артистической колонии «Улей». В первый парижский период сближается с поэтами и литераторами Г. Аполлинером, Б. Сандраром, М. Жакобом, А. Сальмоном и другими. Начинает творить в духе «сверхнатурализма» («сюрнатурализм» - такой термин употребляет по отношению к искусству Шагала Аполлинер). Экспрессионистом и сюрреалистом, по замечанию современников, художника делает некая «сновидческая» сущность его произведений, сопряженная с глубинным «человеческим измерением».

Несмотря на бурную парижскую жизнь, Шагал упорно называет себя «русским художником», подчеркивая родовую общность с российской традицией. Новаторские приемы кубизма и орфизма - геометризованная деформация и огранка объемов, ритмическая организация, условный цвет - у Шагала направлены на создание напряженной эмоциональной атмосферы. Быт на его холстах освещен вечно живыми мифами, одухотворяющими круговорот бытия - рождение, свадьба, смерть.

В 1912 Шагал впервые выставляется на Осеннем салоне; посылает свои произведения на московские выставки «Мир искусства», «Ослиный хвост», «Мишень». Центральными работами первого парижского периода становятся такие картины, как «Я и моя деревня» (1911. Музей современного искусства, Нью-Йорк), «России, ослам и другим» (1911–1912. Национальный музей современного искусства, Париж), «Автопортрет с семью пальцами» (1912. Амстердам, Нидерланды), «Голгофа» (1912. Музей современного искусства, Нью-Йорк), «Материнство. Беременная женщина», «Париж из окна» (обе - 1913), и другие. В этих картинах художник проявляет себя как мечтатель, стирающий всякие границы между зримым и воображаемым, внешним и внутренним. Отсюда ошеломляющая экспрессия цвета и формы, фантастические метаморфозы предметного мира.

Тогда же написанные полотна «Понюшка табаку» (1912. Частное собрание, Германия) и «Молящийся еврей» (1912-1913. Национальный музей, Иерусалим, Израиль) выводят Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры.

И наконец, в июне 1914 в Берлине открывается его первая персональная выставка, включившая в себя почти все созданные в Париже картины и рисунки. Они нашли большой отклик у молодых немецких живописцев, дав непосредственный импульс возникшему после войны экспрессионистскому движению в Германии.

Летом 1914 Шагал возвращается в Витебск, где его и застает Первая мировая война. Здесь в 1914–1915 художник создает серию «документов» из семидесяти с лишним работ, посвященных не только войне, но и написанных на основе натурных впечатлений (портреты, пейзажи, жанровые сцены): «Вид из окна. Витебск», «Парикмахерская», «Дом в местечке Лиозно». В них он достигает синтеза чисто поэтических приемов и точного изображения действительности.

В 1915 Шагал женится на Белле Розенфельд, и со временем в его творчестве на первый план выходит тема страстной любви: «Над городом» (1914–1918, Третьяковская галерея, Москва), «Двойной портрет со стаканом вина» (1917), «День рождения» (1915–1923) и картины цикла «любовники»: «Голубые любовники» (1914), «Зеленые любовники» (1914–1915), «Розовые любовники» (1916). В предреволюционные витебские годы художником созданы эпически монументальные типажные портреты («Продавец газет», «Зеленый еврей», «Молящийся еврей», «Красный еврей»); жанровые, портретные, пейзажные композиции: «Зеркало» (1915, Русский музей), «Портрет Беллы в белом воротничке» (1917, Национальный музей современного искусства, Париж) и др. Вещи, преображенные кистью Шагала, приобретают как бы человеческие повадки и характерные лица - «Окно в сад» (ок. 1917), «Интерьер с цветами» (1918), - а подчас вырастают до пространственно-временных символов космического масштаба («Часы», 1914).

После революции Шагал становится комиссаром искусств губернского отдела народного образования в Витебске и оформляет город к революционным праздникам. Но постоянные идейные споры с местным руководством вынуждают его переехать в Москву. Здесь он пробует себя в качестве театрального художника, некоторое время преподает рисование в подмосковной колонии беспризорников. В 1920–1922 он делает первый значительный шаг к монументальному искусству: пишет ряд больших настенных панно для Еврейского Камерного театра, где в 1921 проходит его персональная выставка, а в 1922 - совместная с Н. И. Альтманом и Д. П. Штеренбергом.

Выехав в 1922 в Берлин, с 1923 Шагал обосновывается во Франции. С тех пор постоянно живет в Париже или на юге страны, которую покидает на несколько лет только с началом войны, 1941–1947 художник проводит в Нью-Йорке. Наезжает в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз бывает и в Израиле.

Со временем живописная манера Шагала становится все легче и раскованнее. Не только главные герои, но и все элементы образа взмывают вверх, образуя композиции цветных видений.

В 1930–1931 начинается сотрудничество Шагала с издателем А. Волларом. По его заказу художник выполняет иллюстрации к Библии (свыше 105), что предопределяет главную тему его позднего творчества - библейскую. В 1955 начинается работа над так называемой «Библией Шагала» - огромным циклом живописных полотен, рисунков, эскизов, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме. По заказу того же Воллара Шагал выполняет в технике черно-белого рисунка островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Н. В. Гоголя и «Басням» Ж. де Лафонтена.

В 1933 в Базеле (Швейцария) проходит грандиозная выставка работ Шагала, которая закрепляет его известность в Европе. В этом же году в Мангейме по приказу Геббельса произведения мастера публично сжигают. Гонения на евреев в фашистской Германии, предчувствие приближающейся катастрофы окрашивают полотна Шагала предвоенных лет в апокалипсические тона: одной из ведущих тем его искусства становится распятие: «Белое распятие» (1938. Чикагский институт искусства, США), «Распятый художник» (1938–1940), «Мученик» (1940), «Желтый Христос» (1941).

В 1942 Шагал создает костюмы и декорации к балету «Алеко» на музыку П. И. Чайковского, поставленному Леонидом Мясиным, а через три года, в 1945, создает костюмы, эскизы занавеса и декораций к балету И. Ф. Стравинского «Жар-птица».

Типичной работой Нью-йоркского периода творчества Шагала - периода Второй мировой войны - становится его картина «Перья и цветы» (1943). В 1944 умирает жена художника - и с этих пор ностальгический её образ часто появляется в творчестве Шагала: «Вокруг неё» (1945), «Свадебные свечи» (1945), «Ноктюрн» (1947).

В 1952 для шестидесятипятилетнего художника, тяжело переживавшего потерю Беллы, началась вторая молодость. Брак с Валентиной (Вавой) Бродской и счастливая семейная жизнь не могли не дать толчок к созданию новых произведений, вдохновленных к тому же путешествием по Средиземноморью. Шагал приступает к исполнению обширных циклов цветных литографий, станковых и книжных работ - из них большую известность в 1960–1962 приобретают иллюстрации к буколическому роману Лонга «Дафнис и Хлоя».

В последний этап своей жизни Шагал все больше и больше работает в монументальных видах искусства, занимался мозаикой, керамикой, шпалерами, скульптурой. В начале 1960-х создает по заказу правительства Израиля мозаики и гобелен для здания парламента в Иерусалиме. На протяжении 1960-х - 1970-х им изготовлены многочисленные витражи для старинных католических костелов, лютеранских храмов, синагог, общественных зданий Европы, Америки, Израиля. Это и керамическое панно, и витражи капеллы в Асси (Савой), и витражи собора в Меце, и в синагоге медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, и в церкви Фраумюнстер в Цюрихе, и в соборах Реймса, Майнца (Санкт-Штефан) и многих других. Эти произведения вкупе со светскими декоративными композициями Шагала - росписями плафона парижской Оперы (1964) и театра «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке (1965), мозаикой «Четыре времени года» на здании Национального банка в Чикаго (1972) - радикально обновляют язык современного монументального искусства, обогатив его мощным красочным лиризмом.

В 1973 Шагал посещает Москву и Ленинград в связи с выставкой своих работ в Третьяковской галерее. В июле этого же года в Ницце в задуманном Шагалом здании был открыт музей работ художника «Библейское послание». Правительство Франции придало этому своеобразному шагаловскому «храму» статус национального музея.

В 1977 художника награждают высшей наградой Франции - Большим крестом Почетного легиона. В октябре 1977 - январе 1978 в Лувре, в отступление от правил, запрещающих чествовать здравствующих художников, устраивается выставка по случаю 90-летнего юбилея Шагала.

Подробную биографию Марка Шагала, написанную его внучкой Мерет Мейер, можно найти .

Марк Захарович Шагал – великий художник экспрессионист, модернист. Родился в Витебске (Белоруссия) 6 июля 1887 г. Живописец, график и иллюстратор, один из самых известных художников мира. Несмотря на то, что большинство картин созданы на библейские и фольклорные темы, стиль исполнения до сих пор многим кажется очень смелым и необычным.

Первым учителем Шагала стал Витебский живописец Ю. М. Пэн. Для совершенствования мастерства Марк отправился в Петербург, где поступил в школу общества поощрения художеств. Его крайне интересовали все течения в искусстве, на раннем этапе — , под впечатлением от которого он и создал свои первые картины, которые сейчас висят в европейских музеях: «Покойник», «Портрет моей невесты в черных перчатках», «Семья» и др.

В 1910 году Марк Шагал переезжает в Париж. Здесь он заводит дружбу с такими поэтами и литераторами, как: Г. Аполлинер, Б. Сандрар, М. Жакоб, А. Сальмон. Аполлинер даже назвал его искусство сверхнатурализмом.

Часть жизни Марк Шагал провёл во Франции, но при этом всегда называл себя русским художником. В Париже к своему неповторимому стилю он прибавил хорошо изученные — и . Всё это поспособствовало его дальнейшему развитию. Картины этого времени отличаются напряжённой эмоциональной атмосферой, одухотворённостью и ярким подтекстом на круговорот бытия – жизни и смерти, вечного и сиюминутного.

В 1914 году художник возвратился в Витебск, где застал начало Первой Мировой Войны. Здесь он жил, работал и писал свои бессмертные картины вплоть до 1941 года. Тогда, по приглашению Нью-Йоркского музея, он переехал вместе с семьёй в Америку. В США Марк Шагал работал над театральными зарисовками и оформлением театральных постановок.

В 1948-м художник окончательно перебрался во Францию. Близ Ниццы он построил собственную мастерскую – сейчас это национальный музей Франции, посвящённый великому художнику. В Сен-Поль-де-Ванс художник скончался 28 марта 1985 г.

Марк Шагал картины с названиями

Адам и Ева

Анюта. Портрет сестры

День рождения

Еврей в молитве

Красавица в белом воротнике

Красная обнажённая

Летящая повозка

Над городом

Невеста с веером

Марк Шагал. 1920. Париж

«С ранней юности я был очарован Библией. Мне всегда казалось и кажется сейчас, что эта книга является самым большим источником поэзии всех времен. С давних пор я ищу ее отражение в жизни и искусстве. Библия подобна природе, и эту тайну я пытаюсь передать».

Эти слова принадлежат Марку Шагалу (1887–1985) - автору известной каждому картины «Над городом».

К 130-летию со дня рождения знаменитого художника «Фоме» о значении Библии в жизни и творчестве Шагала рассказал искусствовед, кандидат культурологии Ирина Константиновна Языкова .

Над городом. Марк Шагал. 1914–1918 г.

«Библейское послание»

«Библейское послание» - это серия гравюр и рисунков на библейские темы , которые Шагал начал делать еще в 1930-х гг., когда известный парижский издатель заказал художнику иллюстрации к Священному Писанию.

К этой работе Шагал отнесся очень серьезно и даже отправился в Израиль, чтобы самому пройти по местам, описанным в Книге книг. Работа не была закончена, началась война, но, захваченный этой грандиозной темой, художник вернулся к ней в 1950-е гг. Он значительно расширил библейскую серию. Если сначала она включала черно-белые гравюры и офорты, то в послевоенное время художник стремился создавать цветные листы.

Моисей со Скрижалями Завета. Марк Шагал. 1956

Затем стал изображать библейских персонажей в стенописи, на витражах, в керамике. Наконец в 1955 г. издание Библии, иллюстрированной Шагалом, увидело свет. А в 1956 и 1960 годах работы художника на библейские темы были выставлены в Париже. Они произвели огромное впечатление на публику. В 1973 году в Ницце торжественно был открыт музей работ Марка Шагала, который получил название «Библейское послание».

Можно сказать, что все творчество Шагала было библейским посланием миру, художник верил, что должен рассказать людям о величии Творца и красоте мира, о любви и смерти, о небе и земле, созданных Богом на радость людям.

Сон Якова. Марк Шагал. 1954-67

Марк Шагал был удивительным художником, ни на кого не похожим, мудрым, как древние пророки, и сохранившим до старости детский восторг перед жизнью.

Его стиль до сих пор является предметом изучения и споров, одни считают его дерзким модернистом, другие, напротив, отмечают его глубокую связь с традицией, в частности с традицией народной живописи.

Ноев Ковчег (эскиз). Марк Шагал. 1963

Искусствоведы будут еще долго искать истоки своеобразия шагаловского искусства, но сам художник был твердо уверен, что Бог поручил ему воспевать созданный Им мир, и он никогда не изменял этому призванию, он рано нашел свой язык и оставался верен себе всю свою жизнь.

« Почему корова зеленая, а лошадь летает»

Мовша Хацкелевич Сагал (впоследствии Марк Захарович Шагал) родился 24 июня (6 июля) 1887 года на окраине Витебска. С детства он получил традиционное домашнее еврейское образование. В еврейских местечках искусство не жаловали, но мать Шагала, видя художественные способности мальчика, отдала его учиться живописи Иегуди Пэну, ученику Ильи Репина. Известно, что один из предков Шагала в XVIII веке расписывал синагогу и был весьма уважаемым человеком, и, возможно, мать думала, что Марк станет таким же, будет раскрашивать вывески и рекламы - это могло приносить стабильный доход. Но Шагал стал исследовать окружающий его мир, рисуя все, что видел своими глазами.

Над Витебском. Марк Шагал. 1914

Его ранние работы хорошо передают быт Витебска и жизнь его жителей: портрет отца, мытье ребенка, парикмахерская, ворота еврейского кладбища, ландыши на подоконнике, лес за окном и т. д. При этом привычные вещи и явления обретают по рукой художника иное, духовное, измерение. Довольно скоро Шагал уходит от И. Пэна и начинает самостоятельный художественный поиск.

В 1906 г. Марк Шагал едет в Петербург, ему всего 19 лет, но самые знаменитые художники признают в нем собрата по кисти. В 1910 г. Шагал попадает в Париж, и здесь тоже оказывается в гуще художественной жизни.

Целое десятилетие он живет между Петербургом, Парижем и Витебском. Революция круто меняет его судьбу: сначала он принимает ее, но когда новая власть начинает попирать свободу, во имя которой еще недавно поднимала народ, Марк Шагал уезжает из России. Это случилось в 1922 г.

Я и моя деревня. Марк Шагал. 1911

Правда, до этого он успел послужить в Витебске комиссаром искусств. К первой годовщине Октября он разукрасил город так, что даже привыкшие к левацкому искусству комиссары были шокированы - на плакатах демонстрантов летали крылатые быки, белоснежные ангелы, райские птицы и обнявшиеся влюбленные.

Шагал понимал революцию как преодоление всего косного, тяжелого, закрепощающего, в том числе и силы земного притяжения. Большевикам не понравилось его искусство:

«Начальство не понимало, почему корова зеленая, а лошадь летает, и какое все это имеет отношение к Марксу»,

Писал художник в книге «Моя жизнь».

Художник над Витебском. Марк Шагал. 1982-1983

Марк Шагал прожил долгую и удивительную жизнь - он родился в 1887 г. в Витебске, а умер в 1985 г. в Париже. Между этими датами без малого сто лет, и практически до последнего дня художника не покидало ощущение чуда, происходящего с ним и вокруг него.

В Советском Союзе его имя долго замалчивалось, ведь он был эмигрантом.

Только в 1973 г., будучи уже всемирно известным художником, он посетил в Москву, подарив семьдесят своих графических листов Третьяковской галерее. А первая выставка Шагала в России состоялась после его смерти, в 1987 году, когда мир отмечал столетие мастера.

Очарованный Библией

Библия всегда служила для Марка Шагала не просто источником вдохновения, но Книгой книг, вмещающий весь мир, все сюжеты и истории, всю красоту и правду жизни.

Песнь Песней. Марк Шагал. 1958

Его творчество глубоко проникнуто библейской поэзией, даже когда он в молодости рисовал свою любимую жену Беллу или себя вместе с ней, летящим по небу, он мыслил это как отражение Песни песней, где любовь поднимает влюбленных под облака и наполняет счастьем.

Часто на его картинах и офортах мы видим древних библейских пророков, величественных и одновременно печальных в своей мудрости («Во многой мудрости много печали», - говорит Екклезиаст).

Покинув Витебск, Шагал навсегда унес этот мир с собой. В его пейзажах земля круглая и очень небольшая и уютная, а небо глубокое и бескрайнее. И среди местечка с маленькими покосившимися домиками, высится Эйфелева башня. Это и Витебск, и Париж одновременно. Это Божий мир. Пейзажи Шагала написаны словно с птичьего, а вернее с ангельского, полета. На многих картинах мы видим ангелов - летящих по небу или несущих Тору, венчающих влюбленных или преподносящих цветы - это мир, в котором небо и землю связывают небесные посланники Бога.

Влюбленные. Марк Шагал. 1929

Но нельзя сказать, что Марк Шагал жил в нереальном мире, где существуют только ангелы, святые и влюбленные. Он очень остро реагировал на события страшного ХХ века. Так, например, картина «Белое распятие» была написана Шагалом как отклик на трагедию так называемой Хрустальной ночи, когда в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года в Германии была устроена целая серия еврейских погромов.

Эта картина изображает распятого Христа, вокруг которого чего только не происходит: тут и коммунисты, штурмующие деревню, и национал-социалисты, оскверняющие синагогу, и евреи, убегающие со своим скарбом, войны, революции, пожарища - словом, все, чем было наполнено трагическое столетие. «Белое распятие» и подобные ей картины («Желтое распятие», «Исход» и др.) до сих пор вызывают массу споров своей неординарностью.

Белое распятие. Марк Шагал. 1938

Чаще всего звучит вопрос: кем был Христос для Шагала? Почему время от времени в его картинах возникает сюжет распятия? Что это: дань христианской традиции или привычный для европейской культуры образ? Ответ нужно искать в Библии, причем именно в Ветхом Завете. Например, в книге пророка Исайи, где изображен страдающий Мессия: «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни…» (Ис 53).

Да, для Шагала Христос - это не Богочеловек, а прежде всего страдающий праведник, которого гонят со всех сторон. Но невозможно не видеть здесь образ Того, Кто берет на себя грех мира, Кто разделяет с нами наши скорби, тем самым скрепляя мир и не давая ему окончательно погибнуть.

Нет, Шагал не стал христианином, но он был глубоким человеком, близким к Богу.

Художник у мольберта. Сен-Поль. Марк Шагал. 1979

Часто в своих картинах Шагал изображает себя с палитрой и мольбертом, как бы подчеркивая, что художник - свидетель и летописец, призванный запечатлеть этот мир во всем его многообразии. Но чтобы он ни изображал - творение мира Богом, царя Давида, пляшущего перед ковчегом, битву Иакова с Ангелом, кошку, сидящую на окне его парижской квартиры, влюбленных, пророка, обнимающего Тору - все это пронизано духом благоговения и благодарности Творцу за творение и за каждый миг жизни. Марк Шагал - библейский художник даже не потому, что часто обращался к сюжетам Священного Писания, а потому что сохранил его дух в своих произведениях - дух славословия и молитвы, дух созерцания и хвалы, дух притч и псалмов.

На заставке: Ангел коснулся Илии (фрагмент). Марк Шагал

Марк Шагал:

жизнь и творчество художника

Марк Захарович (Моисей Хацкелевич) Шагал (фр. Marc Chagall, идиш מאַרק שאַגאַל‎; 7 июля 1887, Витебск, Витебская губерния, Российская империя (нынешняя Витебская область, Беларусь) — 28 марта 1985, Сен-Поль-де-Ванс, Прованс, Франция) — российский, белорусский и французский художник еврейского происхождения. Помимо графики и живописи занимался также сценографией, писал стихи на идише. Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века[

Биография

Портрет молодого Шагала кисти его учителя Пэна (1914)

Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24 июня (6 июля) 1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921) и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915). У него был один брат и пять сестёр. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—?), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин»; мать художника происходила из Лиозно. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу). Значительную часть детства Марк Шагал провёл также в доме своего деда по материнской линии Менделя Чернина и его жены Башевы (1844—?, бабушки художника со стороны отца), которые к тому времени жили в местечке Лиозно в 40 км от Витебска.

Получил традиционное еврейское образование на дому, изучив древнееврейский язык, Тору и Талмуд. С 1898 по 1905 год Шагал учился в 1-м Витебском четырёхклассном училище. В 1906 году учился изобразительному искусству в художественной школе витебского живописца Юделя Пэна, затем переехал в Петербург.

Автопортрет, 1914

Из книги Марка Шагала «Моя жизнь» Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Решено! Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол. Ползал и подбирал. На отцовские расспросы я, заикаясь, отвечал, что хочу поступить в школу искусств… Какую мину он скроил и что сказал, не помню точно. Вернее всего, сначала промолчал, потом, по обыкновению, разогрел самовар, налил себе чаю и уж тогда, с набитым ртом, сказал: «Что ж, поезжай, если хочешь. Но запомни: денег у меня больше нет. Сам знаешь. Это всё, что я могу наскрести. Высылать ничего не буду. Можешь не рассчитывать».

В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). В 1909—1911 г. продолжает занятия у Л. С. Бакста в частной художественной школе Е. Н. Званцевой. Благодаря своему витебскому приятелю Виктору Меклеру и Тее Брахман, дочери витебского врача, также учившейся в Петербурге, Марк Шагал вошёл в круг молодой интеллигенции, увлечённой искусством и поэзией. Тея Брахман была образованной и современной девушкой, несколько раз она позировала Шагалу обнажённой. Осенью 1909 г. во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек — школе Герье в Москве. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я — вдруг озаряет меня! Она молчит, я тоже. Она смотрит — о, её глаза! — я тоже. Как будто мы давным-давно знакомы, и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь, и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз. И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, чёрные! Это мои глаза, моя душа. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Я вошел в новый дом, и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин.

В 1911 году Шагал на полученную стипендию поехал в Париж, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами. Здесь он впервые начал использовать личное имя Марк. Летом 1914 года художник приехал в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. Но началась война и возвращение в Европу отложилось на неопределенный срок. 25 июля 1915 года состоялась свадьба Шагала с Беллой.

В 1916 году у них родилась дочь Ида,

впоследствии ставшая биографом и исследователем творчества своего отца.


Дача, 1917. Национальная картинная галерея Армении

В сентябре 1915 года Шагал уехал в Петроград, поступил на службу в Военно-промышленный комитет. В 1916 году Шагал вступил в Еврейское общество поощрения художеств, в 1917 году с семьей возвратился в Витебск. После революции его назначили уполномоченным комиссаром по делам искусств Витебской губернии. 28 января 1919 года Шагалом было открыто Витебское художественное училище.
В 1920 году Шагал уехал в Москву, поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. По рекомендации А. М. Эфроса устроился работать в Московский Еврейский камерный театр под руководством Алексея Грановского. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. В 1921 году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии "Интернационал» для беспризорников в Малаховке.
В 1922 году вместе с семьей уехал сначала в Литву (в Каунасе прошла его выставка), а затем в Германию. Осенью 1923 года по приглашению Амбруаза Воллара семья Шагала уехала в Париж. В 1937 году Шагал получил французское гражданство.
В 1941 году руководство Музея современного искусства в Нью-Йорке пригласило Шагала переселиться из контролируемой нацистами Франции в США, и летом 1941 года семья Шагала приехала в Нью-Йорк. После окончания войны Шагалы решили вернуться во Францию. Однако 2 сентября 1944 года, Белла умерла от сепсиса в местной больнице; спустя девять месяцев художник написал две картины в память о любимой жене: «Свадебные огни» и «Рядом с ней».


Отношения с Вирджинией Макнилл-Хаггард, дочерью бывшего британского консула в США, начались, когда Шагалу было 58 лет, Вирджинии — 30 с небольшим. У них родился сын Дэвид (в честь одного из братьев Шагала) Макнилл.

В 1947 году Шагал приехал с семьёй во Францию. Через три года Вирджиния, забрав сына, неожиданно убежала от него с любовником.

12 июля 1952 года Шагал женился на «Ваве» — Валентине Бродской, владелице лондонского салона моды и дочери известного фабриканта и сахарозаводчика Лазаря Бродского. Но музой всю жизнь оставалась только Белла, он до самой смерти отказывался говорить о ней, как об умершей.

В 1960 году Марк Шагал стал лауреатом премии Эразма

С 1960-х годов Шагал в основном перешёл на монументальные виды искусства — мозаики, витражи, шпалеры, а также увлекся скульптурой и керамикой. В начале 1960-х годов по заказу правительства Израиля Шагал создал мозаики и шпалеры для здания парламента в Иерусалиме. После этого успеха он получил множество заказов на оформление католических, лютеранских храмов и синагог по всей Европе, Америке и в Израиле.
В 1964 году Шагал расписал плафон парижской Гранд Опера по заказу президента Франции Шарля де Голля, в 1966 году создал для Метрополитен-опера в Нью-Йорке два панно, а в Чикаго украсил здание Национального банка мозаикой «Четыре времени года» (1972). В 1966 году Шагал переехал в построенный специально для него дом, служивший одновременно и мастерской, расположенный в провинции Ниццы — Сен-Поль-де-Вансе.

В 1973 году по приглашению Министерства культуры Советского Союза Шагал посетил Ленинград и Москву. Ему организовали выставку в Третьяковской галерее. Художник подарил Третьяковке и Музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина свои работы.

В 1977 году Марк Шагал был удостоен высшей награды Франции — Большого креста Почётного легиона, а в 1977—1978 году была устроена выставка работ художника в Лувре, приуроченная к 90-летию художника. Вопреки всем правилам, в Лувре были выставлены работы ещё живущего автора.

Шагал скончался 28 марта 1985 года на 98-м году жизни в Сен-Поль-де-Вансе. Похоронен на местном кладбище. До конца жизни в его творчестве прослеживались «витебские» мотивы. Существует «Комитет Шагала», в состав которого входят четыре его наследника. Полного каталога работ художника нет.

1997 — первая выставка художника в Беларуси.

Роспись плафона парижской Оперы Гарнье


Часть плафона Оперы Гарнье, расписанного Марком Шагалом

Плафон, расположенный в зрительном зале одного из зданий парижской оперы — Оперы Гарнье, был расписан Марком Шагалом в 1964 году. Заказ на роспись 77-летнему Шагалу сделал в 1963 году министр культуры Франции Андре Мальро. Было много возражений против того, чтобы над французским национальным памятником работал еврей — выходец из Беларуси, а также, против того, чтобы здание, имеющее историческую ценность, расписывал художник с неклассической манерой письма.
Шагал работал над проектом около года. В результате было израсходовано приблизительно 200 килограммов краски, а площадь холста занимала 220 квадратных метров. Плафон был прикреплен к потолку на высоте более 21 метра.
Плафон был разделён художником цветом на пять секторов: белый, синий, желтый, красный и зеленый. В росписи прослеживались основные мотивы творчества Шагала — музыканты, танцоры, влюблённые, ангелы и животные. Каждый из пяти секторов содержал сюжет одной или двух классических опер, либо балета:
Белый сектор — «Пеллеас и Мелисента», Клод Дебюсси
Синий сектор — «Борис Годунов», Модест Мусоргский; «Волшебная флейта», Вольфганг Амадей Моцарт
Жёлтый сектор — «Лебединое озеро», Пётр Чайковский; «Жизель», Шарль Адан
Красный сектор — «Жар-птица», Игорь Стравинский; «Дафнис и Хлоя», Морис Равель
Зелёный сектор — «Ромео и Джульетта», Гектор Берлиоз; «Тристан и Изольда», Рихард Вагнер

В центральном круге плафона, вокруг люстры, предстают персонажи из «Кармен» Бизе, а также персонажи опер Людвига ван Бетховена, Джузеппе Верди и К. В. Глюка.
Также, роспись плафона украшают парижские архитектурные достопримечательности: Триумфальная арка, Эйфелева башня, Бурбонский дворец и Опера Гарнье. Роспись плафона была торжественно представлена зрителям 23 сентября 1964 года. На открытии присутствовало более 2000 человек.

Творчество Шагала

Основным направляющим элементом творчества Марка Шагала является его национальное еврейское самоощущение, неразрывно связанное для него с призванием. «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником», — сформулировал он свою позицию в одном из эссе.

От своего первого учителя Юделя Пэна Шагал воспринял представление о национальном художнике; национальный темперамент нашёл выражение и в особенностях его образного строя. Художественные приемы Шагала основаны на визуализации поговорок на идиш и воплощении образов еврейского фольклора. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала; «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго) — принцип, которому он остался верен до конца жизни.

Помимо художественного творчества, Шагал на протяжении всей жизни публиковал стихотворения, публицистические эссе и мемуаристику на идише. Часть из них переводились на иврит, белорусский, русский, английский и французский языки.

«МОЙ грустный и веселый город! Ребенком, несмышленышем, глядел я на тебя с нашего порога. И ты весь открывался мне. Если мешал забор, я вставал на приступочку. Если и так было не видно, залезал на крышу. И смотрел на тебя, сколько хотел».
Так с теплотой и трепетом всемирно известный художник Марк Шагал, 130-летие со дня рождения которого отмечалось вчера, описывал свой любимый и родной город Витебск. Впрочем, эти слова он без сомнений мог отнести и к Лиозно… К этому небольшому городскому поселку живописец имеет прямое отношение - там жила многочисленная родня. Некоторые исследователи его творчества спорят друг с другом, утверждая, что якобы на даче в деревне Заольша Лиозненского района он написал свою самую известную картину «Над городом». Спорят, к слову, не только из-за этого факта. Противоречиво само восприятие полотен мастера постмодернизма. Непривычное, непонятное, странное, легендарное, уникальное - такие разношерстные эпитеты летят в адрес творчества художника. Что ж, все они имеют право на существование.

В ЛИОЗНО в средней школе №1 работает музей народной славы. Руководит им Нина Тихомирова. Почти два десятилетия Нина Константиновна посвятила сбору биографических сведений о Шагале. Заинтересовалась художником неспроста. Во время приезда в Лиозно искусствоведов из Москвы в 1972 году Нина Константиновна услышала удивительную версию, будто знаменитый на весь мир художник родом из этих мест:

Марк Шагал бесспорно родился в Лиозно. А когда ему исполнился годик, родители переехали в Витебск. Этот факт подтвердил и поэт Андрей Вознесенский, когда выступал на конференции в Ленинской библиотеке в Москве в 1992 году. Я тогда задала ему единственный вопрос: так где же родился живописец? Тот убедительно ответил - в Лиозно. С тех пор буквально по крупицам собирала сведения в архивах, у местных долгожителей, среди которых и двоюродный племянник Шагала Самуил Эфрос.

Что ж, это одна из версий. По другой, более убедительной (Шагал сам подтверждал факт в своей автобиографии), родина его в Витебске. Но никто не оспаривает его любовь и к маленькому провинциальному поселку в сорока километрах от облцентра. По воспоминаниям старожилов, Шагал наведывался в Лиозно несколько раз. Приезжал и с первой женой Беллой. В поселке в начале XX века его родственники жили едва ли не через дом. Двоюродный племянник Самуил рассказывал Нине Тихомировой, что тот всегда был приветливым, общительным человеком. С виду очень импозантный, одевался с иголочки, белая рубашка и черный пиджак - неотъемлемый элемент гардероба. Вспоминал он, как Шагал ходил по местечку с мольбертом, что-то рисовал, а люди, привыкшие тяжелым физическим трудом зарабатывать каждую копейку, смотрели на него с удивлением и спрашивали: интересно, как этот человек собирается дальше жить? На что он будет содержать семью, неужели на эти картины?

Однако большую часть времени художник проводил на даче в деревне Заольша, где у него был дом. Сама природа располагала к творчеству. Вот что читаем о его первом знакомстве с деревней, которое случилось вскоре после свадьбы в 1915 году: «Наконец мы одни, в деревне. Сосновый бор, тишина, над деревьями - месяц. Похрюкивает в хлеву свинья, бродит лошадь. Сиреневое небо. У нас был не только медовый, но и молочный месяц. Неподалеку паслось армейское стадо, и по утрам мы покупали у солдат молоко ведрами. Жена, вскормленная на пирогах, заставляла все выпивать меня одного. Так что к осени на мне с трудом сходились одежды. В полдень наша комната была похожа на великолепнейшее панно - хоть сейчас выставляй в парижских салонах».

Нина Константиновна утверждает, что именно на даче он работал над полотнами «Дом в местечке Лиозно», «Аптека в Лиозно», «Смоленская газета», «Сельская улица». Даже картина «Над городом», якобы, родилась в Заольше.



«Дом в местечке Лиозно»


Вокруг нее как раз и ходят споры. Всеми известный факт: на ней панорамный вид Витебска. Однако двоюродный племянник Шагала говорил, что это не что иное, как Лиозно. Распознал горпоселок по церкви, которая видна на картине. Такая же была и в Лиозно до 1962 года. Однако факт проверить не представляется возможным, ведь населенный пункт после войны видоизменился.

Только по архивным документам Нине Константиновне удалось узнать, где располагался двухэтажный деревянный дом-усадьба семьи Шагала (деда и отца будущего художника) - между нынешними улицами Ленина и Гагарина за районным Домом культуры, магазин «Гастроном», владельцем которого был Елисей Шагал, - между современными кинотеатром «Свiтанак» и райисполкомом. Здесь же находились ряды, на которых бойко вели торговлю многочисленные родственники Марка Захаровича. Еще одна точка шагаловского маршрута - место, где размещалась парикмахерская, изображенная на знаменитой картине «Домик в местечке Лиозно», как раз на территории сада райисполкома, ближе к дороге. Сейчас, правда, лишь мемориальная доска, установленная на районном Доме культуры, да бюст близ военно-патриотического музея напоминают о том, что горпоселок связан с именем Шагала.

ЧТО говорили родные об увлечении живописью юного Марка? Не одобряли. Как-то раз дед наткнулся на его рисунок обнаженной женщины, и отвернулся, как будто это его не касалось. «Тогда я понял, что дедушка, так же, как моя морщинистая бабуля, и вообще все домашние, просто-напросто не принимал всерьез мое художество (какое же художество, если даже не похоже!) и куда выше ценил хорошее мясо», - пишет художник в автобиографии.

Творчество Шагала противоречиво и для современников. Однако неоспорим тот факт, что в работах есть свой, индивидуальный почерк. Заместитель директора Арт-центра в Витебске (здесь собрана богатая коллекция графики художника) Ирина Логунова особенности шагаловских полотен видит в мастерском владении цветом:

Он один из лучших колористов. Есть расхожее выражение: самые лучшие краски, которые он использовал, - это краски любви. Да, он любил своих героев, места, которые изображал. В этом весь Шагал. Не так просто воспринимать его живопись, потому что не находим в ней привычный образ человека и природы. Ближе нам реализм в чистом его виде - Исаак Левитан с его пейзажами, Иван Шишкин. А здесь вроде бы знакомые сюжеты, но положены они на нереальную, выдуманную канву. Поэтому, может, не каждому понятны его стиль, его видение мира.

Мастерское владение цветом художника подтверждает Геннадий Исаков, кандидат искусствоведения, доцент кафедры изобразительного искусства Витебского государственного университета имени П. М. Машерова. Однако академического начала, по словам Геннадия Петровича, Шагалу все же недоставало. Не мудрено, ведь учился он урывками - по нескольку месяцев. Может, не хватало усидчивости. И это в его картинах читается. Но не только поэтому художник многим непонятен. Да, несмотря на всяческие попытки загнать его в рамки одного художественного стиля - импрессионизма, постмодернизма, у него был свой стиль:



«Над городом».


- С одной стороны - реализм, (мы ведь узнаем людей, животных), но какой-то странный с точки зрения организации композиции. Летающие люди, извозчики, которые прогибаются, скрипачи сидят на крыше, муж, который будто вот-вот переломает супругу… Все это сложно понять. Но можно пытаться. Да, в мире много художников, и каждый выбирает сам, какое искусство ему ближе. Не нужно, как в том произведении, лукавить и не признавать, что король-то голый, и слепо, пользуясь данью моде, рукоплескать Шагалу. Но вот какая вещь - искусство и создано, чтобы приподнимать человека. Поэтому можно, по крайней мере, пытаться возвыситься.

В чем значимость Шагала? В его неуемной жажде искусства. Он стал единственным в мире художником, и это должно льстить землякам, чьими витражами украшены культовые сооружения сразу нескольких конфессий: синагоги, лютеранские храмы, католические костелы - всего 15 зданий в США, Европе и Израиле. Это ли не мировое признание? Но не только в этом его заслуга. В 1919 году в Витебске Шагал открывает художественную школу, куда впоследствии приезжают даже московские живописцы. Затем и художественный музей. Его базу, кстати, использовал даже Малевич в работе со студентами. Отвечал Шагал и за художественное оформление города: по его эскизам делали декорации ко многим праздникам. Это три направления, отмечает Геннадий Петрович, стали самыми яркими в жизни Шагала витебского периода.

ВИТЕБСК и Лиозно видели в Берлине, Париже, Москве. На картинах Шагала. Не в этом ли значимость художника? Для себя определила шагаловскую уникальность - он сумел преподнести и показать красоту родного края иностранцам. Простой художник из небольшого по мировым меркам Витебска.

Или все-таки Лиозно?..

В ТЕМУ

В Национальном художественном музее открылась выставка «Марк Шагал: цвет любви», которая продлится до 12 сентября. Представленные на ней литографии были исполнены в 1950-1960 годы как иллюстрации к различным изданиям, но изданиям, посвященным самому Шагалу. Отсюда весь богатейший ряд сюжетных тем, который отличает творчество Шагала: пейзажи Витебска, Парижа, Сен-Поль-де-Ванса, влюбленные пары и мать и дитя, фантастические существа и символические животные, музыканты и, конечно, образ самого мастера. На выставке представлены одиннадцать цветных и одна черно-белая («Деревня») литографии из числа тех, что вошли в монографию «Шагал» известного французского художественного критика и историка искусства Жака Лассеня, с которым художника связывала многолетняя дружба.

СПРАВКА «СГ»

Празднования юбилея художника начались уже с января. Сначала открылась выставка, посвященная немецкому художнику Герману Штруку, у которого в 1922 году Шагал обучался искусству гравюры. Затем прошла презентация IV Шагаловского сборника. Накануне майских праздников в Арт-центре заработала выставка «130 лет - 130 шедевров. Ретроспектива творчества Марка Шагала из собрания музея». На днях преобразилась и витебская улица Покровская, на которой расположен Дом-музей Шагала. На заборах и фасадах появились поэтические и прозаические цитаты художника, которые, с одной стороны, служат арт-объектом, а с другой - заставляют взглянуть на Витебск по-новому в попытке понять истоки невероятной любви и тоски художника по малой родине.