Утепление гаражных ворот своими руками. Все способы утепления гаражных ворот: что можно сделать своими руками

Наклеивание

Гараж — настоящий дом для автомобиля, защищающий авто от негативного воздействия дождя, снега, влаги и грязи. Здесь можно произвести ремонт машины, хранить запчасти, инструменты или ненужные в квартире вещи. Чтобы не зависеть от погодных условий и времени года, многие владельцы стремятся утеплить ворота в гараже, ведь они главная причина теплопотерь. Рекомендации и советы по утеплению гаражных ворот своими руками вы найдете ниже.

Конечно, есть множество причин утеплить ворота, приведем лишь наиболее очевидные:

Утепление гаражных ворот решает ряд причин как для летнего так и для зимнего периода. На фото — утепление пенополиуретаном.

  • Летом металлические листы ворот, накаляясь на солнце, нагревают воздух в гараже так, что там становится невозможно находиться. А зимой мороз проникает внутрь через щели, понижая температуру до уличной. Ремонтировать в таких условиях просто вредно для здоровья.
  • Если используются обогреватели в холода, то для поддержания температуры и сохранения тепла и электроэнергии утепление ворот гаража сделать необходимо.
  • В правильно утепленном гараже будет ниже влажность и меньше конденсата, приводящего к коррозии кузова авто. Микроклимат помещения становится более мягким и лишенным перепадов температур.

Можно ли утеплить мой вид ворот?

Утепление металлических гаражных ворот можно выполнить самостоятельно

Если у вас установлены распашные стальные ворота, как и в большинстве гаражей, то их утеплять можно и нужно. Ведь материал листов и каркаса — обычная сталь, которая реагирует на любые колебания температуры. Работы по утеплению ворот изнутри можно выполнить своими руками.

Правильный утеплитель — залог успеха

Важно! Утеплитель — материал, имеющий малую теплопроводность. Теплопроводность того или иного вещества выражена коэффициентом теплопроводности. Чем меньше коэффициент, тем лучше выполняет свою функцию утеплитель. При возрастании толщины материала, его эффективность возрастает. Однако для гаражных ворот хватит и пяти сантиметров толщины.

На рынке утеплители для гаражных ворот представлены широчайшим ассортиментом. Как разобраться во всем этом многообразии? Лучше всего как следует разобраться в основных видах, ведь далеко не каждый подходит для вашего случая.

  • Пенопласты — синтетические вспененные материалы на основе полимеров.

Пенопласт удобный в работе материал

Полистирольный пенопласт — пожалуй, самый известный вид, выглядит как соединенные белые шарики. Отлично подходит для утепления ворот ввиду своей легкости, минимальной гигроскопичности, прочности и огнеупорности. Иногда называется пенополистиролом.

Карбамидно-формальдегидный пенопласт также часто применяют в тепло- и звукоизоляции. Имеет свойство не разбухать при застывании. Подойдет и как утеплитель для гаражных ворот.

Напыляемый пенополиуретан — эффективный теплоизолятор для ворот

Пенополиуретановый пенопласт делится на две разновидности. Первая — обычный поролон, а второй — монтажная пена. В теплоизоляции применяется последний вариант. Пена имеет отличные свойства в отношении теплопроводности и даже служит гидроизолятором. Распыляется на поверхность, заполняя полости. Прекрасный материал, однако, стоимость работ по нанесению может стать причиной не выбирать этот материал.

  • Минеральная вата — материал, применяемый в строительстве, имеет три подвида: стекловата, шлаковата и каменная вата. Применение минваты ограничено из-за гигроскопичности.

Стекловата состоит из мельчайших стеклянных частиц и имеет низкую теплопроводность: 0,03 — 0,05 Вт/м*K. Работая с этим материалом, следует соблюдать осторожность.

Шлаковата производится из металлургических остатков (шлаков). Теплоизоляция материала чуть хуже — 0,04—0,05 Вт/м*K, что не убавляет ей популярности в строительстве, однако обшивать ворота гаража ей не получится — материал плохо «уживается» со сталью.

Каменная вата изготавливается из горных пород. Теплопроводность — 0,03−0,04 Вт/м*K. Также не подходит для утепления гаражных ворот, так как при нагреве материал выделяет токсичные вещества.

Первый этап: подготовка поверхности и создание обрешетки

  1. Еще до начала работ стоит проработать вентиляционную систему гаража. Должны быть приточное и вытяжное отверстия. Если приточное уже имеется в воротах, важно его не закрыть слоем утеплителя.

  1. Важно обработать поверхность ворот, зачистив коррозию щеткой или шлифовальной машиной. Изоляции может помешать, например, отслаивающаяся краска. После зачистки и отколупливания краски необходимо обработать металл антикором. Качественнее выйдет, если наносить слой грунтовки из распылителя.

  1. Следующий этап — процесс изготовления обрешетки. Она помогает крепить утеплитель, за нее же будет держаться внешний, лицевой слой облицовки. Оптимально для обрешетки использовать бруски 4*4 см, примерно такого размера. Крепится обрешетка к каркасу ворот. Древесина должна быть сухая и качественная. Бруски обрабатывают антисептиком от гнили и влаги, желательно сделать это дважды. Чтобы закрепить брусы в каркасе просверливается отверстие под саморез. Важно сделать выемки в обрешетке для отверстий в воротах. Бруски можно скрепить и между собой, если нет жесткого каркаса.

Второй этап: утепление с использованием различных материалов

Утепление пенопластом

  • Применяя ПСБ-пенопласт, нужно использовать и гидроизоляционные методы. А можно обшивать ЭППС, который не впитывает влагу. Стоят такие панели дороже, зато не требуют изоляции. Чтобы закрепить пенопласт на поверхность ворот нужно:

  • Нужно выполнить раскройку листов пенопласта, отмеряя на 2−3 мм больше, размера ячеек обрешетки, это делается для более плотного прилегания утеплителя. В идеале количество стыков между листами должно быть минимально.
  • Прикрепление утеплителя можно осуществлять монтажной пеной, лучше, если она не сильно увеличивается в объеме при высыхании. На заднюю сторону пенопласта по краям и в середине наносят пену и максимально плотно прижимают лист к воротам. В течение получаса выполняется более точная подгонка утеплителя.
  • Когда листы прикреплены к воротам, остается лишь заполнить пеной стыки. После высыхания монтажной пены необходимо избавиться от выступающих излишков, что легко сделать обычным ножом.

Утепление минеральной ватой

Применение минеральной ваты при утеплении гаражных ворот вполне допустимо. Но в сравнении с технологией крепления пенопласта, минвата более требовательна к подготовке поверхности. Так, из-за гигроскопичности материала необходимо обрабатывать стальные поверхности битумной мастикой или изолоном.

После проведения гидроизоляционных мероприятий со створками можно приступать к нарезке минеральной ваты на части нужного размера. Следует добиваться максимально плотного прилегания фрагментов утеплителя к обрешетке и друг к другу, так как минвата имеет склонность к слеживанию. Далее поверх утеплителя крепится пароизоляционная пленка, чтобы и внутренняя сторона не подвергалась воздействию влаги.

Утепление пенополиуретаном

Утепление гаражных ворот пенополиуретаном — самый быстрый способ

В этом случае стоит также позаботиться об обрешетке, так как она понадобится для облицовки ворот. Для нанесения пенополиуретана применяется специальная техника распыления, поэтому нужно подыскать компанию, оказывающую услуги по нанесению. Перед покрытием этим видом утеплителя нужно заклеить те отверстия и детали ворот, в которые попадание пены нежелательно. Во время самого процесса нанесения нужно использовать защиту слизистых оболочек от вредных паров пенополиуретана в сыром состоянии. Когда утеплитель полностью застынет, он станет безвредным для человека. Некоторые преимущества использования пенополиуретана:

  • Коэффициент теплопроводности 0,019—0,035 Вт/м*K. Это на порядок лучше минваты или пенопласта.
  • Превосходное заполнение полостей.
  • Долговечность — срок службы порядка 60 лет.

Третий этап: финишная облицовка

Когда работы по утеплению завершены, возникает резонное желание сделать качественную облицовку. Так как между листами утеплителя находится деревянная обрешетка, сделать это не составит труда. Чем обшить гаражные ворота? Есть несколько широко применяемых вариантов:

  • Профнастил
  • Пластиковые панели
  • Вагонка
  • Листы ОСП

Совет. Закрепить облицовку можно как строительным степлером, так и саморезами.

Уплотнение створок — завершающий штрих в процессе утепления

Часто мер по прокладке утеплителя оказывается недостаточно для сохранения тепла — нагретый воздух выдувается через щели в створках. Эту проблему легко решить используя уплотнитель для ворот гаража. Подойдет полая резиновая полоса с круглым сечением, напоминающая шланг. Ее крепят за специальный хвост, который фиксируют при помощи полоски металла и саморезов.

Совет. Низ створок нельзя утеплять уплотнителем, однако можно сократить теплопотери, используя щеточный профиль. Монтируют его также саморезами.

Видео: бюджетный способ утепления гаражных ворот

Заключение

Утепление ворот гаража — непростой, но необходимый процесс, ведь находиться в помещении должно быть комфортно, как человеку, так и его авто. Наиболее оптимальным способом утепления на сегодняшний день является утепление пенополиуретаном. Это самый эффективный материал по своим характеристикам. В то же время улучшить микроклимат в гараже своими руками намного удобнее с помощью пенопласта. Что именно использовать, делать ли облицовку, решает лишь владелец. Надеемся, что данная статья была полезной для вас.

При перепадах температур в помещении образуется конденсат, который способствует образованию коррозии. Высокая влажность нежелательна и для электропроводки, а также обшивки автомобильного салона. Утепление гаража, в том числе и ворот, поможет как можно дольше сохранить автомобиль в исправном состоянии.

Не лучшим образом влага воздействует и на само здание: в его углах может завестись грибок, потрескаться и обвалиться штукатурка. Особенно опасен конденсат для деревянных обшивок или балок, которые подвержены гниению. В холодное время года он может скапливаться на стенах и потолке, из-за чего весной влажность помещения резко возрастает.

Выбор теплоизоляционного материала

Для утепления гаражных ворот чаще всего подбирается комбинация материалов, один из которых служит теплоизолятором, а второй препятствует проникновению холодного воздуха.
Важно! К утеплителям гаражных ворот предъявляются особые требования. Из-за повышенной пожароопасности помещения они должны иметь достаточно высокую степень огнестойкости. Нежелательным фактором являются и водопроницаемость, а также способность материала накапливать влагу, которая может привести к появлению грибка.

В качестве утеплителя могут использоваться:
каменная вата;
стекловолокнистые материалы;
негорючие полимеры (имеющие в маркировке букву «С» самозатухающие).

Для облицовки могут применяться цементно-стружечные, стекломагниевые плиты или огнестойкие древесные плиты с особой пропиткой, снижающей их горючесть. Если в утеплителе не предусмотрен слой гидроизоляции, между слоем утеплителя и облицовкой лучше проложить негорючую армированную пленку или строительную фольгу.

Каменная (базальтовая) вата
Это волокнистый огнестойкий материал, обладающий достаточно высокими звуко- и теплоизоляционными свойствами и высокой износостойкостью. Он имеет низкую степенью водопоглощения и не способен впитывать влагу. Высокая экологичность материала позволяет использовать его для отделки любых видов помещений.

Базальтовая (каменная) вата с гидроизоляцией фольгой

Пенопласт
Пенопласт – достаточно прочный и легкий утеплитель, имеющий низкую степень паропоглощения, а при введении в него антипиреновых добавок его способность к горению становится минимальной. Он может эксплуатироваться при широком диапазоне температур: от +60 до -50°С.


Пенопласт в качестве утеплителя

Пенополистирол
Материал, по сути, является одним из видов пенопласта и имеет сходный состав, однако его плотность выше, а теплопроводность существенно ниже. Степень горючести пенополистирола указывается на маркировке: для отделки гаража желательно выбирать материал марок НГ (негорючий) или Г1 (умеренно горючий). К недостаткам пенополистирола можно отнести низкую степень защиты от ультрафиолета, поэтому он должен быть надежно защищен от солнечного света.


Пенополистирол

Жидкий пеноизол (карбамидный пенопласт)
Внешне схож с пенополистиролом, относится к группе горючести Г-2 и Г-1 и изготавливается из термореактивных смол, не поддерживающих горение. Производители утверждают, что его теплоизоляционные свойства в 1,5 раза выше пенополистирола. Пена, выходящая из рукава баллона, способна заполнить все воздушные зазоры. Через 10-15 мин. она схватывается, затем отвердевает около 3-4 часов. Окончательную прочность этот материал приобретает лишь через 2-3 дня.


Пеноизол

Важно! Для утепления металлических ворот, быстро нагревающихся на солнце, не следует применять самовозгорающиеся утеплители из натуральных тканей и ваты, дешевые виды пенопласта и пр.

Точка росы
Точка росы – температура, при которой водяной пар становится наиболее насыщенным и выпадает в конденсат . Он появляется только на границе тепло-холод. При утеплении положение точки росы сдвигается: если толщина теплоизоляционного материала достаточна, то она будет находиться внутри него. Стена при этом остается сухой.
Если отапливаемый, а толщина стен недостаточна для сохранения тепла, то он обязательно должен утепляться и снаружи: в таком случае точка росы перемещается в наружный утеплитель. Естественно, при внутренней отделке гаража вторая точка росы появится и внутри помещения. Однако при таком дополнительном ограничении доступа влаги и холода перепад температур будет уже незначительным, поэтому при наличии достаточной вентиляции количество конденсата в помещении будет уже минимальным.


Точка росы в отапливаемом помещении
Не слишком большим будет перепад температуры и при отделке неотапливаемого помещения: утеплитель становится барьером, препятствующим проникновению излишней влаги в помещение в теплое время года и защищающим его от холодных ветров зимой.

Изготовление обрешетки

Для надежной фиксации утеплителя и последующего крепления обшивки следует предварительно изготовить обрешетку. Она монтируется к силовым элементам: ребрам жесткости и краю ворот с помощью саморезов по металлу или винтов. В качестве обрешетки могут использоваться деревянные бруски , пропитанные противогорючим раствором, или тонкие металлические профили .


Установка обрешетки

Монтаж утеплителя

Чтобы на воротах не образовывался конденсат, работы лучше вести в сухую и солнечную погоду. Перед началом монтажа следует очистить и замазать все щели и обработать металлическую поверхность антикоррозийной грунтовкой. Идеально герметичными будут ворота, на которые нанесен слой битумной изоляции.

Утеплитель нарезается так, чтобы его части входили как можно плотней между брусьями обрешетки. Он крепится с помощью жидких гвоздей или специального монтажного клея. Чтобы исключить возможность образования конденсата, уплотнитель должен быть максимально плотно прижат к основанию и не иметь полостей. Все стыки между ним тщательно заполняются монтажной пеной, которая при расширении будет распирать утеплитель и придаст конструкции дополнительную прочность.

Базальтовая вата укладывается внахлест . Укладка гидроизолирующих материалов (армированной пленки или фольги) также производится с заходом на соседнюю полосу на 2 см. Для обеспечения вентиляции в нескольких местах между ним оставляется небольшой воздушный зазор.

У некоторых владельцев автомобилей есть и отведенные для них места – гаражи . Это оптимальный вариант не только для хранения транспортного средства, но и для размещения всех инструментов, запчастей и аксессуаров. Чтобы в этом помещении было тепло в холодное время года, стоит подумать и о его утеплении. Если со стенами и крышей особых проблем в этом случае не возникнет, то с воротами придется повозиться. В данной статье мы рассмотрим как утеплить гаражные ворота своими руками, дадим рекомендации относительно основных источников теплопотерь.

Многие задаются вопросом, почему так необходимо позаботиться об утеплении гаражных ворот изнутри. Ответ достаточно прост: если внутри будет постоянно холодно , то это негативно отразится на внутренней отделке постройки , автомобиле и на некоторых элементах, например, машинном масле. В результате это приведет к образованию плесени на стенах гаража и неприятному запаху сырости, который рано или поздно перенесется и на транспортное средство. Незащищенные металлические элементы начнут подвергаться коррозии, а запорный механизм будет часто выходить из строя.

Кроме этого, не стоит забывать, что в холодном помещении вы не сможете проводить много времени, а, значит, зимой вам будет не до ремонта. Постоянная сырость в осенне-зимний период не принесет пользы автовладельцу, а только навредит его здоровью. Чтобы решить эту проблему, достаточно провести утепление всех поверхностей, но начать стоит именно с ворот.

Продуманное утепление позволит сократить расходы на уход за автомобилем, а также не навредить своему здоровью.

Как бы странно это ни звучало, но для проведения качественного утепления гаража, в частности, ворот, каждому владельцу придется вспомнить основы химии и физики. Что имеется в виду? Постоянные колебания дневной и ночной температуры воздуха приводят к образованию конденсата внутри гаража, особенно на воротах. Именно он будет постоянно негативно влиять на все, что находится здесь, начиная от отделки и заканчивая самим автомобилем.

Если выполнить все этапы по утеплению поверхностей и гаражных ворот, то даже в самое холодное время года внутри помещения температура воздуха не должна опускаться ниже +5ºС. Поэтому прежде чем начать планировать утепление, стоит принять к сведению множество нюансов. Основой утепления является правильно подобранный материал, который будет закрепляться на гаражные ворота.

Всего за одну зиму в неутепленном помещении на металлических элементах образуется коррозия, которая быстро испортит структуру. Кроме этого, стоит учесть, что от такого явления будет также портиться электропроводка, а это, в свою очередь, может привести к пожару.

Практически весь процесс утепления будет зависеть именно оттого, правильно ли был выбран материал для утепления. При выборе важно учитывать его свойства и качество. Среди всего ассортимента утеплителей, а он достаточно велик, остановить свой выбор стоит на трех наиболее популярных вариантах:

Каждый из них имеет массу преимуществ, но обратить внимание необходимо и на минусы. Например, пенопласт недостаточно пожароустойчив, но при этом он обладает высокой влагостойкостью и низкой теплопроводностью. Минеральная вата же, наоборот, обладает высоким уровнем огнеупорности, но минимальной влагостойкостью.

Пенополиуретан – это новейшая технология по утеплению гаражных помещений изнутри. Такое напыление достаточно эффективное и полностью справляется с поставленной задачей. К числу преимуществ относят:

  • бесшовный монтаж;
  • небольшой вес изоляции;
  • низкую теплопроводность;
  • высокую огнестойкость;
  • устойчивость к перепадам температур, биологическим и химическим агрессорам;
  • долговечность;
  • прочность;
  • возможность использовать любую отделку на напыленную поверхность.

При утеплении гаражных ворот необходимо исходить из того, что поверхность ворот должна очень быстро нагреваться, хорошо пропускать тепло внутрь и медленно выпускать его наружу. Также не забывайте предварительно провести замеры площади, которая будет утепляться, чтобы закупить необходимое количество материала и других необходимых элементов (крепежи или клей).

При выборе утеплителя обратите внимание не только на показатель теплопроводности, но и на наличие тепловой инерции.

Основные способы

Технология проведения утепления будет полностью зависеть от выбранного материала. Принцип утепления единый для всех изоляционных материалов. Все процессы достаточно просты, поэтому их можно легко выполнить самостоятельно без привлечения профессионалов, а, значит, сэкономить свои деньги.

Работы по утеплению могут проводиться в нескольких вариантах:

  • рама и створы;
  • для одной створы;
  • нескольких створ.

Прежде чем приступить, внимательно осмотрите створы и раму гаражных ворот. При наличии следов ржавчины или других повреждений необходимо их устранить. Для устранения щелей достаточно использовать монтажную пену. Это позволит предотвратить потери большого количества тепла, а также образование сквозняков. Кроме того, именно через щели в помещение обычно попадает снег в метель.

Следующим этапом является монтаж специальных полимерных вставок на полу. С их помощью можно предотвратить попадание влаги от талого снега и дождя. Для большей надежности гаражные створы необходимо покрыть грунтовочным составом, а сверху произвести окрашивание при помощи краски с антикоррозийными свойствами. Прежде чем приступать к установке или монтажу теплоизолятора, необходимо дождаться полного высыхания лакокрасочных покрытий.

Если выбор пал на утепление пенопластом, то укладывать его можно как на саму металлическую поверхность, так и между обрешеткой. Для первого варианта понадобится специальный клей, а для второго – специальный каркас. Сделать обрешетку можно из реек, бруса или металлопрофиля, а обшить ворота пластиковыми панелями или деревянной вагонкой.

Можно выполнить процесс утепления только одной створки (для этих целей также рекомендуется использовать плиты пенопласта). Стоит учесть, что при желании повторить процесс для второй створы, следует использовать тот же материал одинаковой толщины с идентичными характеристиками. В процессе фиксирования пенопласта важно придерживаться одного правила: между теплоизолятором и воротами не должно оставаться даже мельчайшей воздушной прослойки. В противном случае здесь будет скапливаться конденсат, который негативно отразится на металле и проведенном утеплении.

Подбирать материал и способ его фиксирования на гаражные ворота необходимо исходя из конструкции створ.

Порядок выполнения работ

Чтобы провести утепление ворот, необходимо следовать определенной последовательности:

  1. Осмотр поверхностей на наличие дефектов.
  2. Устранение ржавчины и щелей методом зачистки и замазки.
  3. Грунтование.
  4. Окрашивание.
  5. Подготовка древесины для создания обрешетки: нарезка, обработка антисептиками, монтаж (вертикальный).
  6. Укладка теплоизолятора между рейками. При необходимости плиты пенопласта следует разрезать на необходимые куски, которые можно с легкостью зафиксировать. Для надежности используют клей. Обратите внимание на то, чтобы не было зазоров. При наличии таковых стоит применить монтажную пену или герметик.
  7. После того как монтаж пенопласта завершен, можно переходить к обшивке створки. Для этого подойдут самые разные способы и методы, но самым простым и доступным является использование досок или вагонки.
  8. На последнем этапе обшивку вскрывают лаком или морилкой. Металлическая пластина окрашивается.

Уделите внимание во время утепления щелям, особенно в месте стыка двух створ.

Если ваш гараж находится в гаражном кооперативе, то для его обустройства достаточно ограничиться утеплением ворот. Так, вы значительно снизите теплопотери. А это означает, что проводить это мероприятие следует обязательно. Вопрос только в том, какой материал для утепления лучше всего подходит. Но об этом уже упоминалось в этой статье.

Чтобы ворота не подвергались коррозии вследствие скопления конденсата между металлом и слоем утеплителя, следует провести гидроизоляцию металлических распашных ворот. В этой роли может выступать самоклеящийся изолон. Он может использоваться в качестве дополнительной/основной теплоизоляции. В этом случае все зависит от его толщины.

Если изолон имеет недостаточную толщину, то к нему следует приклеить листы пенополистирола, например. Делается это при помощи плиточного клея/монтажной пены. Тут уж как вы пожелаете.

О том, как приклеить пенопласт более подробно уже было описано в статье.

Стоит отметить, что экструдированный пенополистирол достаточно прочен, поэтому после его монтажа можно и не делать внешнюю отделку ворот. Достаточно просто обклеить швы алюминиевой фольгой. Но при использовании вспененного пенополистирола, имеющего низкую плотность без финишной обшивки ворот не обойтись. Для этих целей можно использовать деревянную вагонку/сайдинг/OSB.

Изложенная в этой статье инструкция поможет вам утеплить ворота гаража быстро и качественно. Если вы уже имеете опыт в этом деле, то пишите комментарии к статье.

Видео

О том, как правильно утеплить гараж без посторонней помощи можно узнать из видео:

Фото

На фото представлены варианты утепления гаражных ворот:

В первую очередь утепление гаражных ворот являет собой конечно же заботу о своем «четырехколесном друге». Если создать хорошие условия для своего автомобиля, то прослужит он намного дольше. Ведь авто тоже может «простудиться» и «заболеть» от слишком холодного или сырого помещения. А как каждый больной, он потребует лечения, которое стоит немалых денег. Поэтому дешевле заранее предупредить «болезнь» и не допускать ее возникновения.

Гараж может использоваться не только, как стоянка автомобиля, но и как склад старых вещей или даже место личного пространства мужчины. Тут может быть небольшая мастерская с набором различных инструментов для создания разных полезных вещей или ремонта. И даже просто комната отдыха для провождения своего досуга в кругу друзей. Поэтому нужно внимательно отнестись к утеплению этого помещения и гаражных ворот, в частности. Чтобы зимой было тепло, а летом прохладно, то есть создать максимально комфортные условия для нахождения внутри.

По законам термодинамики тепло через ворота гаража будут передаваться двумя путями, о которых мы расскажем ниже:

  • Первый путь — это собственно поверхность самих створок (мы ведь рассматриваем ворота, которые закрываются створками), путем передачи тепла от теплого тела к холодному. Под холодным подразумевается внешняя окружающая среда, а теплым соответственно является поверхность ворот.
  • Второй путь – это конвенция теплого воздуха с холодным, которая происходит путем открывания и закрывания створок. При этом теряется огромное количество тепла. В местах неплотного прилегания створок к проему стены тоже идет значительная потеря теплого воздуха.

Поэтому решение двух этих проблем минимизирует потерю тепла и создадут комфортные условия для пребывания внутри гаража в любое время года. Чтобы решить эту задачу следует поставить надежный барьер между теплом и холодом или наоборот в зависимости от сезона. Строительная норма СНиП 21-02-99 говорит, что в зимний период для оптимального нахождения автомобиля в гараже следует поддерживать температуру на отметке +5 градусов Цельсия. Это позволит без проблем завести автомобиль и в его внутренних полостях не будет конденсироваться влага.

Как лучше утеплить гаражные ворота?

Для качественного утепления гаражных ворот современный рынок материалов для сохранения тепла даст широкое поле для выбора. Лучше всего выбрать традиционные на сегодняшний день утеплители, такие как пенопласт , экструдированный пенополистирол и фольгированный вспененный полиэтилен . Эти три теплоизоляционных материала отлично справятся со своей задачей. Ниже мы рассмотрим каждый вариант в отдельности – свойства и поэтапный процесс укладки теплоизолятора на поверхность ворот.

Некоторые могут удивиться почему не была упомянута минеральная вата . Очень просто, лучше не использовать этот материал для утепления гаражных ворот, хотя многие так делают. Минеральная вата обладает свойством хорошо поглощать влагу. А так как гараж — это место где регулярно уровень влажности будет превышать нормальный показатель, тем самым способствуя ее концентрации в этом утеплителе, который теряет от этого свои свойства.

Ворота - это лицо гаража. Качество их утепления определяет микроклимат в помещении. От того, насколько хорошо они функционируют, зависит, сможете ли вы в любой момент открыть гараж и выгнать оттуда машину.

Утеплить гаражные ворота и провести текущий ремонт большинство автовладельцев может самостоятельно. Соответствующие инструменты и материалы есть в каждом частном домовладении.

Утепление гаражных ворот

Для многих автовладельцев гараж - это больше, чем место для стоянки автомашины. Здесь можно оборудовать небольшую мастерскую, сделать склад полезных вещей, наконец, провести время в компании знакомых.

В гараже нужно поддерживать оптимальную температуру как зимой, так и летом. Согласно строительным нормам, в отапливаемом помещении этот показатель составляет +5 градусов. Это позволит не прогревать автомашину перед запуском и избежать скопления влаги в скрытых полостях.

Нужно ли утеплять гаражные ворота (с автоматическим механизмом, распашные, подъёмные, секционные, поворотные и т.д.)?

Чтобы определить, нужно ли утеплять ворота гаража, достаточно взглянуть на теплограмму. Она показывает, что большая часть тепла уходит из помещения именно через неутепленные ворота.

Этот фактор особенно важен для владельцев встроенных гаражей. Зачастую отопление такого помещения включено в общедомовую систему. И потери тепла через неутепленные ворота будут влиять на весь дом в целом. Расходы на тепло будут увеличиваться.

Рассмотрим виды воротных конструкций и оценим необходимость и возможность их утепления.

  1. Роллетные конструкции, состоящие из отдельных алюминиевых ламелей. В некоторых моделях внутри находится вспененный полиуретан. Само же полотно наматывается на вал, расположенный над дверным проёмом. Ввиду конструктивных особенностей утепление невозможно.
  2. Секционные ворота. В основе лежат сэндвич-панели, заполненные вспененным полиуретаном. Дополнительное утепление не требуется, однако, можно наклеить пенопласт на внутреннюю часть секций.
  3. Распашные ворота. Наиболее распространённая конструкция, состоящая из двух створок, навешенных на приваренные петли. В самом простом варианте состоят из металлического листа, приваренного к стальному каркасу. Желательно утеплить такую конструкцию ещё на этапе строительства, однако, это можно сделать и самостоятельно, после установки ворот.
  4. Подъемно-поворотная конструкция состоит из одной створки. Её можно изготовить самостоятельно или приобрести продукцию от известного производителя. Фабричное полотно - это панель из прочной листовой стали и утеплителя, в качестве которого часто выступает вспененный полиуретан. Толщины в 45 миллиметров достаточно для предотвращения теплопотерь. Самодельные ворота необходимо тщательно утеплить.

Такие ворота не требуют дополнительного утепления

Выбор материала для утепления (пенопласт, пеноизол и др.)

Подбирая качественный утеплитель необходимо иметь в виду несколько нюансов. Так, для утепления гаражных ворот не подойдёт минеральная вата и другие пористые материалы. Чаще всего, толщина стен у гаража намного меньше, чем у жилого дома. Нередко в качестве основного стройматериала выступает профнастил или подобное изделие. При использовании пористого утеплителя в нём образуется точка росы.По мере того как в порах скапливается вода, повышается его плотность и теплопроводность. В конечном счёте это сводит к минимуму эффективность утепления.

Среди наиболее подходящих материалов можно назвать:

  1. Пенопласт. Недорогой утеплитель, получаемый с помощью сухой термообработки гранул полистирола.
  2. Пенополистирол. Разрабатывается также на основе полистирола, однако, с помощью расплавления. Различают несколько разновидностей: экструдированный, прессованный, непрессованный. Основные достоинства - лёгкость, долговечность и простота обработки. Недостаток - слабая паропроницаемость, вследствие чего к утеплённому помещению предъявляются повышенные требования в плане вентиляции.
  3. Пеноизол, в состав которого входят такие элементы, как ортофосфорная кислота, смолы и карбид. Прочный и долговечный материал, устойчивый к горению. Однако низкокачественный пеноизол при горении может выделять ядовитый формальдегид.
  4. Пенополиуретан - это напыляемый утеплитель с отличными показателями теплосбережения. Материал активно используется в различных отраслях промышленности.

Недорогой утеплитель для ворот и стен

При утеплении гаражной двери имеет смысл выбирать между пенополистиролом и пенопластом. Материалы имеют следующие различия:

  • Прочность. Пенопласт - это сцепка отдельных элементов. Пенополистирол - единое вещество. Прочность последнего на изгиб выше в несколько раз.
  • Проницаемость. В стандартном пенопласте есть пустоты, в которые может проникнуть жидкость. Водопоглощение у пенополистирола намного больше.
  • Стоимость. Пенопласт заметно дешевле.

Если для вас не критична устойчивость к большим нагрузкам и вы хотите утеплить дверь в гараже простым и недорогим материалом, ваш выбор - пенопласт. В других случаях - пенополистирол.

Экономить на утеплителе не стоит. В противном случае эффективность от выполненной работы будет нулевой. Толщина слоя зависит от того, в каком климате находится гараж. Так, в европейской части страны погода умеренная, не слишком холодная, однако, иногда температура доходит и до минус 25 градусов. В таких условиях достаточно следующей толщины утеплителя:

  • Пенополиуретан: 70 мм
  • Экструдированный пенополистирол: 80 мм
  • Пенопласт: 100 мм

Инструменты и материалы

Перед монтажом следует тщательно обмерить гаражные ворота и рассчитать количество материалов, которое потребуется для утепления и облицовки.

В продаже есть множество облицовочных материалов:


Для облицовки гаражных ворот подойдут 10-миллиметровые плиты OSB-3 или OSB-4, разработанные для помещений с повышенной влажностью. Стандартный размер изделия - 1250*2500 мм. Для отделки достаточно двух плит.

Облицовка крепится на обрешётку. В этом качестве используются небольшие деревянные бруски 40*40 мм, закреплённые на несущей части воротной конструкции. Доски устанавливаются по периметру и на площади полотна.

Размеры утеплителя могут быть разными. Они подбираются исходя из расположения обрешётки: следует избегать большого количества обрезков и стремиться к тому, чтобы между отдельными брусками располагались целые листы пенополистирола.

Кроме материалов, для качественного утепления ворот понадобится набор бытовых инструментов, которые есть у большинства домашних мастеров:

  1. Электрическая дрель.
  2. Электрошуруповёрт или набор отвёрток.
  3. Комплект свёрл по дереву и металлу.
  4. Ножовка. При необходимости можно заметить электролобзиком.
  5. Щётка для металла с жёсткой щетиной. Необходима для очистки поверхности.
  6. Наждачная бумага
  7. Измерительные инструменты: рулетка, линейка, угольник.
  8. Строительный нож.
  9. Крепежи - шурупы, саморезы по дереву.
  10. Антикоррозийная грунтовка и растворитель, антисептик.

Как утеплить своими руками: поэтапная инструкция

Простейший способ утеплить ворота - это укладка листа утеплителя непосредственно между стойками каркаса, без каких-либо подготовительных работ. После чего крепится подходящий отделочный материал. Однако полученная конструкция будет недолговечной и не сохранит достаточное количество тепла в помещении.

Профессиональное утепление гаражных ворот происходит в несколько этапов:

Подготовка

В первую очередь нужно обработать бруски антисептиком в один или два слоя. Помните об индивидуальных средствах защиты: пропитки для древесины содержат агрессивные химикаты.

После обработки бруски должны просохнуть. В это время нужно подготовить ворота к утеплению. Поверхность полотен тщательно осматривается, при обнаружении ржавчины зачищается до металла жёсткой щёткой или насадкой для дрели. При наличии отслаивающейся краски, её также необходимо счистить. Полученная поверхность не должна иметь ржавых пятен и загрязнений. После этого полотна последовательно обрабатываются растворителем и грунтовкой.

После высыхания поверхность гаражных ворот нужно гидроизолировать. Если в качестве утеплителя применяется стандартный пенопласт, эта операция обязательна, при использовании экструдированного пенополистирола её можно пропустить.

Гидроизоляцию можно выполнить различными методами:

  1. Наклеиванием изолона - двухмиллиметровой фольгированной плёнки, изготовленной из вспененного полиэтилена.
  2. Наклеиванием мембраны с функцией пароизоляции.
  3. Обработкой битумной мастикой.

Установка обрешётки

В первую очередь нарезаются брусья необходимого размера. Места, где находятся вентиляционные отверстия и замки, обходятся по периметру и утепляться не будут.

В местах, где брусок будет крепиться к раме, нужно высверлить отверстия 4-миллиметровым сверлом. Оптимальный шаг - 20–25 сантиметров. Если нужно, чтобы головка шурупа была заподлицо с полотном, можно сделать небольшие углубления. Для этого используется восьмимиллиметровое сверло. Важно не переусердствовать и снять только то количество металла, которое необходимо для скрытия головки.

Перед креплением бруски притягиваются к раме с помощью струбцин. Чтобы древесина не треснула, можно дополнительно просверлить отверстия, равные глубине самореза. Для этого используется 2-миллиметровое сверло.

Подобным образом устанавливаются все бруски, расположенные по периметру рамы. Дополнительные поперечные перекладины крепятся саморезом в торец с шагом 20–25 сантиметров.

В эти ячейки будут укладываться листы утеплителя

Монтаж утеплителя

Пространство между элементами обрешётки заполняется пенопластом или пенополистиролом. Для этого:

  1. Обмеряется размер каждой ячейки.
  2. В соответствии с полученными размерами нарезается утеплитель. Для этого понадобится строительный нож и линейка. С каждой стороны необходимо оставить небольшой запас - около 2–3 миллиметров. Это необходимо для того, чтобы упругий пенопласт плотнее помещался между досками обрешётки.
  3. Утеплитель закрепляется в ячейках.

Есть несколько способов крепления пенопласта между брусками:

  • С помощью облицовочных материалов. Сам пенопласт в этом случае не крепится, а прижимается плитами ОСП.
  • С помощью «жидких гвоздей».
  • С помощью монтажной пены. Материал имеет отличную адгезию. Если вы выберете этот способ, поверхность перед нанесением пены необходимо увлажнить: затвердевание происходит только при непосредственном контакте с жидкостью.

После установки утеплителя оставшиеся стыки заделываются монтажной пеной. После того как она высохнет, излишки срезаются ножом.

В данном случае ворота утепляются пенопластом

Облицовка ворот

В чистовой отделке гаражных ворот после утепления часто используются плиты ОСП. Изделия закрывают обрешётку и утеплитель, делают двери более презентабельными.

Основное условие - либо отсутствие стыков, либо их расположение на брусках. Потому перед раскроем листов необходимо измерить все поверхности.

Для раскройки может использоваться как обычная ножовка по дереву или электролобзик, так и мощная циркулярная пила. Готовые листы примеряются по месту будущей установки. При необходимости в них прорезаются отверстия для замков, вентиляционных отверстий и т. д. После этого можно крепить облицовку.

Стандартный шаг крепления - 12–15 сантиметров на стойках, расположенных по периметру, и около 20 сантиметров на поперечных планках. Во избежание растрескивания древесины перед закручиванием саморезов можно просверлить небольшие отверстия насадкой с малым диаметром.

В качестве облицовочного материала можно использовать плиты ОСП

Ремонтные работы: как исправить проблемы

Качественные гаражные ворота могут служить десятилетиями. Однако при столь длительной эксплуатации неизбежно проведение ряда работ по их текущему обслуживанию и ремонту. Большинство операций можно выполнить самостоятельно.

Как поднять гаражные ворота, которые провисли

Главные причины, по которым может потребоваться изменение геометрии воротной конструкции, это:

  1. Общая усталость металла. Обычно наступает после длительной эксплуатации.
  2. Просадка петель.
  3. Возможные деформации, связанные с некачественным монтажом.
  4. Просадка дверного проёма.
  5. Прочие факторы - например, в жаркую солнечную погоду возможна деформация конструкции под воздействием высокой температуры.

Существуют и другие причины, по которым потребуется подъём ворот. Самая распространённая - покупка новой машины, которая немного не проходит по высоте.

Каждая проблема требует индивидуального подхода к исправлению геометрии ворот. Многие способы доступны для самостоятельной работы с использованием повседневных инструментов.

Устранение проседания петель. Для подъёма петель на воротной створке используется специальная проставочная шайба. Работа состоит в следующем:

  • Створка возвращается на место. С помощью этого способа можно выправить незначительные перекосы воротных створок, приподнять ворота и сделать движение конструкции более свободным. Важно: сплав, из которого изготавливаются шарик или шайба, должен быть тверже используемого при создании петли.
  • На ось нижней петли надевается шайба заданной толщины. Если подходящую деталь подобрать не удалось, в отверстие петли вкладывается металлический шарик нужного диаметра.
  • Снимается полотно.

Если нужно изменить расстояние от грунта до низа створки, можно просто срезать часть конструкции болгаркой и прикрепить поверх резиновую полосу. Это поможет скрыть образовавшуюся щель. Этот метод можно использовать, если нижняя балка расположена за краями обшивки . Если же перекладина расположена недалеко от земли, нужно сделать следующее:

  • аккуратно срезать болгаркой горизонтальную перекладину.
  • подрезать створку ворот до необходимой высоты.
  • при необходимости, прикрепить к воротам небольшую резиновую полоску, по ширине равную расстоянию от низа ворот до земли.
  • приварить горизонтальную планку к каркасу на новом месте.

Иногда створки перекашиваются из-за деформации проёма. В таком случае придётся или поднимать сам проём, либо исправлять перекос на самой створке. Чтобы немного приподнять часть конструкции не трогая раму, нужно разрезать горизонтальную балку рядом с местом деформации, спилить болгаркой 5–7 миллиметров, приподнять часть створки, прижать вертикальную балку и приварить. Этот способ используется для небольших зазоров. Для усиления к месту сварки крепится металлическая полоса, так как сохраняется риск остаточных деформаций.

Если прочие способы не помогли, потребуется увеличение высоты самого воротного проёма. На практике такая работа связана с определёнными трудностями. Необходимо установить временные подпорки, уточнить, проходит ли внутри кладки арматура. Если не учесть все нюансы, есть вероятность разрушения стены или схода крыши.

Подъем уровня воротного проёма достаточно сложен. Необходима дополнительная оснастка и умение класть кирпич

Правильное укрепление и защита

Для монтажа используются прочные металлические штыри длиной до 20 сантиметров. После установки они обрезаются и зашлифовываются, чтобы обеспечить беспрепятственное открытие и закрытие створок. На каркас навешиваются ворота.

Дополнительное укрепление ворот гаража имеет смысл, если вы владелец капитального бетонного здания. Чтобы укрепить стены рядом с конструкцией, можно использовать металлический каркас, сваренный из уголков и обваренный сеткой. Его можно установить как на этапе строительства здания, так и впоследствии, с внутренней стороны помещения.

Прочные металлические прутья, приваренные к петлям, заметно затрудняют перепиливание злоумышленником. Дополнительно с обратной стороны полотен можно приварить гайки и болты.

Размещение рёбер жёсткости на примере распашных ворот с отдельной дверью

Чтобы створки плотнее прижимались друг к другу, можно воспользоваться эксцентриковым шпингалетом. На одно из полотен приваривается широкая полоса металла, благодаря которой злоумышленник не сможет воспользоваться ломом или подобным инструментом.

Для укрепления самих створок к каркасу привариваются горизонтали и вертикали жёсткости. Это поперечные металлические стойки, расположенные на некотором отдалении от краёв полотна. Их количество зависит от того, какая степень жёсткости нужна. Длина перекладины определяется исходя из размеров полотна как расстояние между противоположными стойками каркаса.

Если в одной из створок есть дверь, вертикальные рёбра жёсткости привариваются по обе стороны от неё, в противном случае возможна деформация полотна. Если двери нет, горизонтальные или вертикальные перекладины привариваются к каркасу в любом месте, чаще всего по центру конструкции.

Замена

Замена гаражных ворот может потребоваться по различным причинам. Возможно, старая конструкция проржавела или деформировалась. Или вы приобрели новые ворота, лучшего качества или оформления.

Первый этап - демонтаж старой конструкции. Перед этим необходимо уточнить, имеются ли дополнительные «вставки» от воров, такие, как приваренные к раме над дверными петлями болты, куски арматуры или другие подобные элементы. Если они есть, их нужно демонтировать.

Проще всего проходит демонтаж металлических распашных ворот. Достаточно распахнуть обе створки и снять полотна с петель. После этого при необходимости убрать сами петли (кувалдой, болгаркой и т. д.) и можно устанавливать новые ворота.

При деформациях или коррозии петли лучше заменить

Для монтажа полотен в существующий каркас вам необходимо лишь провести необходимые замеры, приварить петли и навесить на них новые ворота.

Если ворота меняются вместе с каркасом, старую раму необходимо демонтировать. Эту работу лучше поручить профессиональным строителям, так как возможно повреждение кладки. После демонтажа устанавливается новая несущая рама, выставляется по уровню и крепится к проёму длинными саморезами. Для обычной конструкции достаточно 4–6 штук на сторону, при установке усиленного каркаса число дюбелей доходит до 10.

Если гаражные ворота установлены без каркаса, на столбы, их замена происходит в несколько этапов:

  1. Открытие створок до упора.
  2. Снятие полотен с петель.
  3. Демонтаж петель (при необходимости).
  4. Зачистка поверхностей от ржавчины, устранение возможных повреждений. Обработка антикоррозийными составами.
  5. Приваривание новых петель.
  6. Навешивание и регулировка створок.

Регулировка в случае перекоса

Перекосившиеся ворота - это проблема старых гаражей. В какой-то момент створки перестают закрываться, цепляются друг за друга и за землю. Среди основных причин подобных неисправностей можно выделить следующие:

  1. Некачественная сварка при установке ворот.
  2. Просадка грунта, наличие поблизости деревьев, чьи корни могут вспучивать фундамент.
  3. Коррозия материала.

Вследствие описанных выше проблем створки ворот провисают и деформируются. Увеличивается нагрузка на петли и открывающий механизм, вследствие чего ворота перестают открываться.

Чтобы исправить проблему и предотвратить появление подобных ситуаций в дальнейшем, необходимо выполнить следующие операции:

По периметру оборудуются дополнительные рёбра жёсткости. Это поперечные металлические перекладины, усиливающие конструкцию. Их монтаж происходит следующим образом:

  1. Из профильной трубы, арматуры или другого подходящего стройматериала нарезаются заготовки. Размер каждой соответствует расстоянию между противоположными стойками каркаса. Рёбра жёсткости бывают горизонтальные и вертикальные, соответственно перед их изготовлением нужно измерить расстояние между горизонтальными или вертикальными перекладинами каркаса.
  2. Заготовка укладывается на полотно и выставляется по уровню и строительному уголку. Её концы должны примыкать к стойкам каркаса или отставать от них на несколько миллиметров.
  3. Рёбра жёсткости привариваются с помощью сварочного аппарата к каркасу. К полотну их можно прикрепить с помощью стандартных саморезов по металлу.

При длительной и активной эксплуатации гаражных ворот необходимо следить за положением петель, при необходимости их корректировать, а в случае значительного износа - менять.

Гаражные ворота должны беспрепятственно открываться, закрываться и пропускать автомобиль

При самостоятельном креплении петель к распашным воротам и последующей регулировке необходимо учитывать несколько нюансов:

  1. Сварочный шов, который образуется при приваривании петли, необходимо направлять исключительно вверх.
  2. Сварка происходит малыми прихватками, по два раза с каждой стороны поочерёдно.
  3. К прямоугольной стойке гаражных ворот все элементы привариваются заподлицо.
  4. Перед работой рекомендуется изготовить небольшую подложку под низ петли. Её длина равна половине крепёжного элемента. Верх подложки прихватывается со стороны торца.
  5. Перед привариванием воротных петель изнутри нужно проверить, насколько легко открываются и закрываются створки. При некорректной работе ворот они дополнительно обрабатываются сваркой с наружной стороны.
  6. Перед тем как окончательно закреплять ворота, створки закрываются. Во избежание провисаний под середину каждой створки подкладывается небольшая подставка.

Ворота открываются только через некоторое время после окончания работы. Это необходимо для того, чтобы петли остыли. В нагретом состоянии металл очень хрупок и подвержен деформациям. Если перегрузить конструкцию слишком рано, всю работу придётся начинать заново.

Если у вас заклинило подъёмные ворота, причина - в системе открывания. В простейшем случае достаточно смазать роликовый механизм маслом, для обеспечения наилучшего скольжения двери по направляющим. Также возможно повреждение отдельных деталей, например, вала или пружины. Неисправные элементы заменяются новыми, идентичными по функциональности.

Видео: Утепление ворот гаража

Несмотря на то что самостоятельное утепление и ремонт гаражных ворот не требуют специфических навыков, помните: от того, насколько тщательно будет выполнена работа, зависит здоровье вашего железного друга. Если возникли сомнения в проведении той или иной операции, лучше обратиться к специалисту.