Зигмунд Фрейд – самые интересные факты из жизни и цитаты – Австрийский психоаналитик, психиатр и невролог. Фрейд. Биография Зигмунда Фрейда

Окраска

Родился 6 мая 1856 г. в маленьком моравском городке Фрейбурге в многодетной семье (8 человек) небогатого торговца шерстью. Когда Фрейду было 4 года, семья переехала в Вену.

Уже с ранних лет Зигмунд отличался острым умом, трудолюбием, любовью к чтению. Родители старались создать все условия для учебы.

В 17 лет Фрейд с отличием окончил гимназию и поступил на медицинский факультет Венского университета. В университете он проучился 8 лет, т.е. на 3 года дольше обычного. В эти же годы, работая в физиологической лаборатории Эрнста Брюкке, он провел самостоятельные исследования по гистологии, опубликовал несколько статей по анатомии и неврологии и в 26-летнем возрасте получил степень доктора медицины. Поначалу работал хирургом, потом терапевтом, а затем стал «домашним врачом». К 1885 г. Фрейд получил место приват-доцента в Венском университете, а в 1902 г. - профессора неврологии.

В 1885-1886 гг. благодаря помощи Брюкке Фрейд работал в Париже, в Сальпетриере, под руководством знаменитого невролога Шарко. Особое впечатление произвели на него исследования по использованию гипноза для вызывания и устранения болезненных симптомов у больных истерией. В одной из бесед с молодым Фрейдом Шарко мимоходом заметил, что источник многих симптомов больных неврозами таится в особенностях их половой жизни. Эта мысль глубоко засела в памяти, тем более что и он сам, и другие врачи сталкивались с зависимостью нервных заболеваний от сексуальных факторов.

После возвращения в Вену Фрейд знакомится с известным практикующим врачом Иосифом Врейером (1842 1925 гг.), который к этому времени уже несколько лет практиковал оригинальный метод лечения женщин, больных истерией: он погружал пациентку в состояние гипноза, а потом предлагал ей вспомнить и рассказать о событиях, явившихся причиной заболевания. Иногда эти воспоминания сопровождались бурными проявлениями чувств, плачем, и только в этих случаях чаще всего наступало облегчение, а иногда и выздоровление. Брейер называл этот метод древнегреческим словом «катарсис» (очищение), позаимствовав его из поэтики Аристотеля. Фрейд заинтересовался этим методом. Между ним и Брейером завязалось творческое содружество. Итоги своих наблюдений они опубликовали в 1895 г. в работе «Исследование истерии».

Фрейд заметил, что гипноз как средство проникновения к «ущемленным» и забытым болезненным переживаниям не всегда является эффективным. Более того, во многих, и как раз наиболее тяжелых, случаях гипноз был бессилен, встречая «сопротивление», которое врач не мог преодолеть. Фрейд стал искать другой путь к «ущемленному аффекту» и в конце концов нашел его в свободно всплывающих ассоциациях, в толковании сновидений, неосознанных жестов, оговорок, забываний и т.п.

В 1896 г. Фрейд впервые употребил термин психоанализ, под которым подразумевал метод исследования психических процессов, являющийся в то же время и новым методом лечения неврозов.

В 1900 г. вышла одна из лучших книг Фрейда «Толкование сновидений». Сам ученый в 1931 г. писал об этой своей работе: «Она содержит, даже с моей сегодняшней точки зрения, наиболее ценные из открытий, которые мне посчастливилось сделать». В следующем году появилась еще одна книга - «Психопатология обыденной жизни», а вслед за ней целая серия работ: «Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Отрывок из одного анализа истерии» (1905), «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905).

Психоанализ начинает приобретать популярность. Вокруг Фрейда формируется кружок единомышленников: Альфред Адлер, Шандор Ференчи, Карл Юнг, Отто Ранк, Карл Абрахам, Эрнест Джоунс и др.

В 1909 г. Фрейд получил приглашение из Америки от Стесила Холла прочесть лекции по психоанализу в Кларковском университете, в Ворчестере («О психоанализе. Пять лекций», 1910). Примерно в эти же годы выходят работы: «Леонардо да Винчи» (1910), «Тотем и Табу» (1913). Психоанализ из метода лечения превращается в общепсихологическое учение о личности и ее развитии.

Заметным событием этого периода жизни Фрейда стал отход от него ближайших учеников и соратников Адлера и Юнга, не принявших его концепцию пансексуализма.

Всю жизнь Фрейд развивал, расширял и углублял свое учение о психоанализе. Ни нападки критиков, ни уход учеников не поколебали его убеждений. Последняя книга «Очерки психоанализа» (1940) начинается довольно резко: «Учение о психоанализе основано на бесчисленных наблюдениях и на опыте, и только тог, кто повторит эти наблюдения на себе и других, может составить самостоятельное суждение о нем».

В 1908 г. в Зальцбурге состоялся I Международный психоаналитический конгресс, а с 1909 г. стал выходить «Международный журнал психоанализа». В 1920 г. был открыт Психоаналитический институт в Берлине, а затем в Вене, Лондоне, Будапеште. В начале 30-х гг. такие же институты были созданы в Нью-Йорке и Чикаго.

В 1923 г. Фрейд тяжело заболел (он страдал раком кожи лица). Боль почти не оставляла его, и, чтобы хоть как-то приостановить прогресси-рование болезни, он перенес 33 операции. В то же время он много и плодотворно работал: полное собрание его сочинений составляет 24 тома.

В последние годы жизни Фрейда его учение претерпевает существенное изменение и получает свое философское завершение. По мере того как работы ученого становились все более известными, усиливалась и критика.

В 1933 г. нацисты сожгли в Берлине книги Фрейда. Сам он так отреагировал на это известие: «Каков прогресс! В средние века они сожгли бы меня, теперь они довольствовались сожжением моих книг». Он не мог предположить, что пройдет всего несколько лет и в лагерях Освенцима и Майданека сгорят миллионы жертв нацизма, в том числе и четыре его сестры. Только посредничество американского посла во Франции и большой выкуп, уплаченный фашистам Международным союзом психоаналитических обществ, позволили Фрейду в 1938 г. покинуть Вену и выехать в Англию. Но дни великого ученого были уже сочтены, он мучился от постоянных болей, и по его просьбе лечащий врач сделал ему уколы, положившие конец страданиям. Это произошло в Лондоне 21 сентября 1939 г.

Основные положения учения Фрейда

Психический детерминизм. Душевная жизнь - это последовательный непрерывный процесс. Каждая мысль, чувство или действие имеют свою причину, вызываются сознательным или бессознательным намерением и определяются предшествующим событием.

Сознательное, предсознагелыше, бессознательное. Три уровня душевной жизни: сознание, предсознание и подсознание (бессознательное). Все психические процессы связаны между собой по горизонтали и по вертикали.

Бессознательное и нредсознательное отделены от сознательного особой психической инстанцией - «цензурой». Она выполняет две функции:
1) вытесняет в область бессознательного неприемлемые и осуждаемые личностью собственные чувства, мысли и понятия;
2) оказывает сопротивление активному бессознательному, стремящемуся проявиться в сознании.

К бессознательному относятся многие инстинкты, вообще недоступные сознанию, а также мысли и чувства, подвергнутые «цензуре». Эти мысли и чувства не утеряны, но не допускаются к воспоминанию, а поэтому проявляются в сознании не прямо, а опосредованно в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях, «несчастных» случаях, неврозах. Происходит также сублимация бессознательного -замещение запретных влечений социально приемлемыми действиями. Бессознательное обладает большой жизнеспособностью и неподвластно времени. Мысли и желания, вытесненные в свое время в бессознательное и вновь допущенные в сознание даже через несколько десятилетий, не теряют своего эмоционального заряда и действуют на сознание с прежней силой.

То, что мы привыкли называть сознанием, представляет собой, образно говоря, айсберг, большую часть которог о занимает бессознательное. В этой нижней части айсберга и находятся основные запасы психической энергии, побуждения и инстинкты.

Предсознание - та часть бессознательного, которая может стать сознанием. Оно расположено между бессознательным и сознанием. Предсознание подобно большому складу памяти, в котором сознание нуждается при выполнении своей повседневной работы.

Побуждения, инстинкты и принцип равновесия. Инстинкты - это силы, побуждающие человека к действию. Физические аспекты инстинкта Фрейд называл потребностями, психические-желаниями.

Инстинкт содержит четыре компонента: источник (потребности, желания), цель, импульс и объект. Цель инстинкта состоит в уменьшении потребности и желания до такой степени, что дальнейшее действие, направленное на их удовлетворение, перестает быть необходимым. Импульс инстинкта - это те энергия, силы или напряжение, которые используются для удовлетворения инстинкта. Объект инстинкта - это те предметы или действия, которые удовлетворят первоначальную цель.

Фрейд выделил две основные группы инстинктов: инстинкты, поддерживающие жизнь (сексуальные), и инстинкты, разрушающие жизнь (деструктивные).

Либидо (от лат. libido - желание) - энергия, присущая инстинктам жизни; деструктивные инстинкты характеризуются агрессивной энергией. Эта энергия имеет свои количественные и динамические критерии. Катексис - процесс помещения либидинозной (или противоположной ей) энергии в различные сферы психической жизни, идею или действие. Катектированное либидо перестает быть подвижным и уже не может перемещаться к новым объектам: оно укореняется в той области психической сферы, которая удерживает его.

Стадии психосексуального развития. 1. Оральная стадия. Основная потребность ребенка после рождения - это потребность в питании. Большая часть энергии (либидо) катектирована в области р та. Рот - первая область организма, которой ребенок может управлять и раздражение которой приносит максимум удовольствия. Фиксация на оральной стадии развития проявляется в некоторых оральных привычках и постоянном интересе к поддержанию оральных удовольствий: еда, сосание, жевание, курение, облизывание губ и т.п. 2. Анальная стадия. В возрасте от 2 до 4 лет ребенок особое внимание сосредоточивает на акте урииации и дефекации. Фиксация на анальной стадии развития ведет к формированию таких черт характера, как чрезмерная аккуратность, бережливость, упрямство («анальный характер»), 3. Фаллическая стадия. С 3 лет ребенок впервые обращает внимание на половые отличия. В этот период основным объектом либидо становится родитель противоположного пола. Мальчик влюбляется в мать, одновременно ревнует и люби т отца (Эдипов комплекс); девочка - наоборо т (комплекс Электры). Выходом из конфликта является отождествление себя с конкурирующим родителем. 4. Латентный период (6-12лет) К 5-6 годам сексуальная напряженность у ребенка ослабевает, и он переключается на учебу, спорт, различного рода увлечения. 5. Генитальная стадия. В подростковом и юношеском возрасте сексуальность оживает. Либи-дозная энергия полностью переключается на полового партнера. Наступает стадия половой зрелости.

Структура личности. Фрейд выделяет Ид, Эго и супер-Эго (Оно, Я, сверх-Я). Ид - это первоначальная, основная, центральная и вместе с тем наиболее архаичная часть личности. Ид служит источником энергии для всей личности и вместе с тем целиком бессознательно. Эго развивается из Ид, но в отличие от последнего находится в постоянном контакте с внешним миром. Сознательная жизнь протекает преимущественно в Эго. Развиваясь, Эго постепенно обретает контроль над требованиями Ид. Ид реагирует на потребности, Эго - на возможности. Эго находится под постоянным воздействием внешних (среда) и внутренних (Ид) импульсов. Эго стремится к удовольствию и старается избежать неудовольствия. Супер-Эго развивается из Эго и является судьей и цензором его деятельности и мыслей. Это - выработанные обществом моральные установки и нормы поведения. Три функции супер-Эго: совесть, самонаблюдение, формирование идеалов. Основная цель взаимодействия всех трех систем - Ид, Эго и супер-Эго -поддерживать или (при нарушении) восстанавливать оптимальный уровень динамического развития душевной жизни, увеличивая удовольствие и сводя до минимума неудовольствие.

Механизмы защиты - это способы, с помощью которых Эго защищает себя от внутренних и внешних напряжений. Вытеснение - удаление из сознания чувств, мыслей и намерений к действию, потенциально вызывающих напряженность. Отрицание - попытка не принимать за реальность события, нежелательные для Эго. Способность «пропускать» в своих воспоминаниях неприятные пережитые события, заменяя их вымыслом. Рационализация - нахождение приемлемых причин и объяснений для неприемлемых мыслей и действий. Реактивные образования - поведение или чувства, противопоставляемые желанию; это явная или неосознанная инверсия желания. Проекция - подсознательное приписывание собственных качеств, чувств и желаний другому человеку. Изоляция - отделение психотравмирующей ситуации от связанных с ней душевных переживаний. Регрессия - «соскальзывание» на более примитивный уровень поведения или мышления. Сублимация - наиболее распространенный защитный механизм, посредством которого либидо и агрессивная энергия трансформируются в различные виды деятельности, приемлемые для индивида и общества.

С тех пор как Зигмунд Фрейд опубликовал многие из своих новаторских книг и статей, минуло более 100 лет. Основатель современного психоанализа любил бродить по закоулкам человеческого разума. Он изучал и теоретизировал сны, культуру, развитие детей, сексуальность и психическое здоровье. Его интересы были разносторонними. Некоторые из выдвинутых Фрейдом теорий были дискредитированы, однако большая часть идей подтверждена современными учеными и находит широкое применение на практике. Если вам интересны идеи самопознания, вы не сможете пройти мимо учений австрийского психоаналитика.

Фрейд рассказывал о том, что не многие из нас хотят слышать. Он уличал нас в незнании собственной самости. Скорее всего, он был прав, и наши сознательные мысли - это всего лишь верхушка большого айсберга. Перед вами 12 фактов, оставленных нам великим предшественником в подарок.

Ничто не происходит просто так

Фрейд обнаружил, что не бывает никаких недоразумений или совпадений. Вам кажется, что эти чувства случайны и продиктованы импульсами? Но на самом деле любое событие, желание и действие, даже совершенное на подсознательном уровне, играет важное значение в нашей жизни. Молодая женщина случайно оставила ключи в квартире своего любовника. Ее подсознание выдает тайные желания: она не прочь вернуться туда снова. Выражение «оговорка по Фрейду» возникло неспроста. Ученый верил в то, что словесные ляпы и ошибки выдают истинные человеческие помыслы. Очень часто нами движут страхи из прошлого, пережитые травмы или скрытые фантазии. Как бы мы не пытались подавить их, они все равно прорываются наружу.

Слабость и сила каждого человека в его сексуальности

Секс является главной движущей силой для людей. Это именно тот знаменатель, под который можно подогнать всех нас. Однако многие люди всеми силами отрицают это. Мы так прониклись высокими принципами дарвинизма, что стыдимся своего животного естества. И, несмотря на то что мы возвысились над всеми остальными живыми существами, мы по-прежнему обладаем их слабостями. Большую часть своей истории человечество отрицало свою «темную сторону». Так на свет появился пуританизм. Но даже самые правильные люди всю жизнь вынуждены бороться против собственных сексуальных аппетитов. Взгляните на многочисленные скандалы, потрясшие Ватикан, другие фундаменталистские церкви, видных политиков и знаменитостей. На раннем этапе своей профессиональной деятельности Фрейд наблюдал эту похотливую борьбу у мужчин и женщин в викторианской Вене, откуда и сделал выводы.

«В некоторых случаях сигара - это просто сигара»

Общепринятая идея в современной психологии рассматривает каждый предмет с нескольких точек зрения. Например, сигара вполне могла бы стать фаллическим символом. Однако не все значения имеют далеко идущие последствия. Сам Фрейд любил курить, поэтому и изрек такую истину.

Каждая часть тела эротична

Основатель теории психоанализа знал, что люди являлись существами сексуальными с самого своего появления на свет. Он вдохновлялся видом матери, кормящей младенца грудью. Эта картина наглядно иллюстрирует пример более зрелой сексуальности. Все, кто видел сытого ребенка, отпустившего материнскую грудь, замечают, как малыш с пылающими щеками и блаженной улыбкой на устах тотчас же засыпает. Позже эта картина полностью отразит картину сексуального удовлетворения. Фрейд был глубоко убежден, что сексуальное возбуждение не ограничивается одними гениталиями. Удовольствие достигается за счет стимулирования партерами любой части тела. Секс и эротика не ограничиваются половыми сношениями. Однако сегодня большинству людей трудно принять эту идею.

Мысль - это крутой вираж на пути к исполнению желания

Фрейд высоко ценил сам акт мышления (желания и фантазии). Психотерапевты и психоаналитики в своей практике часто наблюдают за людскими фантазиями. Часто они оценивают их выше, чем фактические реальные действия. И хотя реальность не может быть измерена с помощью яркой фантазии, у этого явления есть свое уникальное предназначение. По утверждениям нейробиологов, это служит основой для воображения.

За разговорами человеку становится легче

Психологическая терапия индивида, базирующаяся на психоанализе, доказывает, что разговор облегчает эмоциональные симптомы, уменьшает беспокойство и высвобождает разум. В то время как лекарственная форма терапии носит лишь краткосрочный характер, и она эффективна в борьбе с основными симптомами недугов, разговорная терапия является мощным инструментом в улучшении состояния пациента. Необходимо помнить, что в лечении участвует человек, а не просто набор симптомов или диагноз. Если пациент рассчитывает на долгосрочные изменения, с ним необходимо разговаривать.

Защитные механизмы

Теперь термин «защитный механизм» мы воспринимаем как само собой разумеющееся. Это давно стало частью базового понимания человеческого поведения. Теория, которую Фрейд разработал совместно дочерью Анной, гласит, что в целях защиты от чувства тревоги или неприемлемых импульсов, подсознание может отрицать или искажать действительность. Видов защитных механизмов много, наиболее известными являются отрицание, отказ и проекции. Отрицание - это когда человек отказывается признать, что произошло или происходит. Отказ формируется по причине нежелания признать свои пагубные пристрастия (например, алкоголизм или наркоманию). Этот вид защитного механизма также может быть проецирован на социальную сферу (например, нежелание признавать тенденцию изменения климата или жертв политических репрессий).

Сопротивление переменам

Человеческий разум навязывает определенную модель поведения, которая всегда стремится сопротивляться изменениям. Все новое в нашем понимании таит угрозу и влечет за собой нежелательные последствия, даже если перемены происходят к лучшему. К счастью, метод психоанализа нашел средства для регулирования сознания, которые дают возможность победить упорную способность создавать препятствия на пути движения вперед.

Прошлое воздействует на настоящее

Сейчас, в 2016 году, этот постулат может показаться более прозаичным, чем 100 лет тому назад. Но для Фрейда это стало моментом истины. Сегодня многие из теорий Фрейда о развитии детей и последствиях влияния их раннего жизненного опыта на более позднее поведение в значительной степени способствуют успеху в лечении пациентов с психическими расстройствами.

Концепция переноса

Другая широко известная теория Зигмунда Фрейда рассказывает о том, каким образом прошлое может воздействовать на настоящее посредством концепции переноса. Этот постулат также широко используется в современной психологической практике. К переносу относятся сильные чувства, переживания, фантазии, надежды и страхи, которые мы испытывали в детстве или подростковом возрасте. Они являются бессознательной движущей силой и способны воздействовать на наши взрослые отношения.

Развитие

Человеческое развитие не заканчивается с наступлением половой зрелости, а продолжается на протяжении всего жизненного цикла. Успех зависит о того, как мы способны меняться под воздействием тех или иных проблем. Жизнь всегда бросает нам вызов, а каждый новый этап в развитии позволяет нам снова и снова оценить личные цели и ценности.

Цивилизация является источником социальных страданий

Фрейд заявлял, что склонность к агрессии является самым большим препятствием на пути к цивилизации. Немногие мыслители выглядели столь непоколебимо по отношению к этому человеческому качеству. В 1929 году, с расцветом европейского антисемитизма, Фрейд написал: «Человек человеку волк. Кто может это оспорить?». Фашистский режим запрещал теории Фрейда, как это делали впоследствии коммунисты. Его называли разрушителем морали, но сам он больше всего не любил Америку. Он полагал, что американцы направляют свою сексуальность в нездоровую одержимость деньгами: «Разве не грустно зависеть от этих дикарей, которые не являются лучшим классом людей?». Парадоксально, но именно Америка, в конце концов, оказалась самым благоприятным хранилищем идей Зигмунда Фрейда.

Основатель психоанализа, 11 раз выдвигался на Нобелевскую премию, но не получил её.

В 1896 году Зигмунда Фрейда исключили из Венского медицинского общества - за утверждения о том, что в основе психических расстройств лежат проблемы, связанные с сексуальностью…

3игмунд Фрейд о себе (из писем к невесте): «... Неужели правда, что внешне я выгляжу симпатичным? Откровенно говоря, мне кажется, что во мне есть нечто необычное, может быть, даже странное. Это, наверное, потому, что в молодости я был слишком серьёзен, а в зрелые годы неспокоен. Было время, когда во мне говорили только любознательность и честолюбие. Я часто обижался на то, что природа, видимо, была не очень благосклонна ко мне, наградив обликом гения. С тех пор, давно, знаю, что я - не гений , и сам не понимаю, почему так хочется стать им. Быть может, я даже не очень одарён. Однако некоторые особенности моей личности, черты характера предопределили способность к работе. Так что мои успехи объясняются отнюдь не выдающимся интеллектом. Но я уверен, что такое сочетание свойств и качеств весьма плодотворно для медленного восхождения к истине» .

Зигмунд Фрйед, Письма к невесте, М., «Московский рабочий», 1994 г., с. 131-132.

Постепенно идеи Зигмунда Фрейда захватили умы интеллектуалов, начал формироваться круг учеников, которые в 1902 году образовали Венский психоаналитический кружок, через 6 лет трансформировавшийся в Венское психоаналитическое общество.

«Фрейд объяснял искусство, науку и вообще культуру как вытеснение инстинктивной жизни и последующее более или менее успешное превращение половой энергии в творческие работы. Объективная оценка и критика искусства уступают место патографическим анализам, подобным тому, который он провёл в отношении Леонардо .
Фрейд занимался умозрительными построениями вплоть до самой смерти. В 1939 году, в возрасте 83 лет, он опубликовал свою последнюю книгу «Моисей и единобожие». В этой книге Фрейд утверждал, что Моисей был египтянином, а не евреем и что он был прообразом отца, убитого племенами Израиля. В связи с угрызениями совести из-за этого деяния он позже был обожествлён и стал единым богом иудаизма.

По словам Фрейда, таково происхождение единобожия. Фрейд, которому было 40 лет, когда он «открыл» психоанализ, потратил ещё 43 года сначала на разработку психоанализа, а затем на развитие своей метапсихологии и на применение её к «человеческому роду». В течение этих лет он привлёк на свою сторону многих последователей, хотя в то же самое время немало учёных изменило ему. Главными отступниками были Альфред Адлер и Карл Юнг , которые откололись от него и создали свои собственные версии этой теории. Но в последние годы жизни Фрейда движение психоанализа фактически охватило весь мир, и Фрейд управлял им с догматической ревностью.
Фрейд жил в венском гетто - Леопольдштадте - с четырёх лет, сначала в бедности, а потом с относительным буржуазным комфортом. В последние годы жизни он принимал мало пациентов, посвятив своё время литературной работе и обучению психоаналитиков. В течение последних пятнадцати лет жизни он страдал от рака полости рта; заражения гортани удалось не допустить только в результате ряда операций.

В 1938 году, незадолго до смерти Фрейда, в Австрию вторглись нацисты. Они конфисковали всё его имущество, его издательство и библиотеку. Самым серьёзным было то, что у него отняли паспорт. Он стал узником Гитлера в гетто. Международное психоаналитическое общество стало хлопотать об его освобождении. За него потребовали выкуп; одна из его пациенток и последовательниц, принцесса Мария Бонапарт, заплатила 100 тысяч шиллингов за его освобождение. Семья Фрейда переехала в Англию, где он провёл последний год своей жизни. Его четыре сестры, оставшиеся в Вене, были умерщвлены в нацистских газовых печах. 23 сентября 1939 года Фрейд умер».

Гарри Уэллс, Павлов и Фрейд, М., «Издательство иностранной литературы», 1959 г., с. 317-318.

Строго говоря, Зигмунд Фрейд и не претендовал на приоритет в открытии бессознательного. На юбилейном заседании, посвященном его 70-летию, в ответ на восторженные речи своих почитателей он заметил: «Поэты и философы раньше меня открыли бессознательное. Я открыл лишь научный метод, с помощью которого бессознательное может быть изучено».

Lionel Trilling, The Liberal Imagination: essays on literature and society, New York, 1950, p. 34.

Работа Зигмунда Фрейда : «Леонардо да Винчи», вышедшая в 1910 году, была первой психоаналитической биографией творческой личности.

Три главных достижения Зигмунда Фрейда:

«Первое. После его работ стало ясно, что неосознаваемые структуры образуют особый онтологический пласт психики и пласт, доступный научному анализу. Именно здесь - объективная в указанном выше смысле психологическая реальность.

Второе. Дав своё описание этих структур, З. Фрейд впервые построил единую, внутренне взаимосвязанную картину психики, как Ньютон построил картину физического мира.

Третье. Фрейдовская картина психики была совершенно новой и необычной. Искусство и литература описывали «внутреннего человека», «человека в человеке» - описывали на своём человечьем языке. Наука описывала «машину в человеке» (рефлекторную машину, ассоциативную машину и т.д.) - описывала на строгом, логически-непротиворечивом машинном языке. Фрейд взорвал стены между первым и вторым. Он постарался строго, на научном языке описать «внутреннего человека», описать не мёртвую, а «горячую» психологическую реальность. Для этого он создал новый, особый язык - язык психоанализа».

Радзиховский Л.А., Теория Фрейда: смена установки, журнал «Вопросы психологии», 1988 г., N 6, с. 103-104.

«С 1897 г. Фрейд пять раз проходил самоанализ (по мнению первого биографа Эрнста Джонса, этот самоанализ длился жизнь). С 1902 г. формируется первый отряд его непосредственных учеников, психоаналитиков первого поколения, которые проходили учебный анализ у самого Фрейда (с тех пор было принято условие, что психоаналитик только тогда может перейти к пpaктике, когда сам пройдёт дидактический психоанализ). Это условие неукоснительно выполняется до наших дней».

Одним из невероятных и очень талантливых людей, чьи творения до сих пор не оставляют равнодушным ни одного ученого, является Зигмунд Фрейд (годы жизни и смерти которого - 1856-1939). Все его труды являются достоянием общественности и используются в лечении большинства людей.

Многими событиями и происшествиями богата биография Зигмунда Фрейда. Кратко о главном можно узнать из данной статьи.

Психоаналитик, невролог, психолог - все это про него. Ему удалось вскрыть многие тайны нашего невидимого сознания, добраться до истины человеческих страхов и инстинктов, разобраться в тайнах нашего эго и оставить после себя невероятный запас знаний.

Зигмунд Фрейд: дата рождения и смерти

Родился знаменитый ученый 6 мая 1856 года, а умер 23 сентября 1939 года. Место рождения - г. Фрайберг (Австрия). Полное имя - Зигмунд Шломо Фрейд. Прожил 83 года.

Первые годы жизни Фрейд Зигмунд прожил со своей семьей в городе Фрайберге. Его отец (Якоб Фрейд) был обычным продавцом шерсти. Мальчик очень любил его, как и своих сводных братьев и сестер.

У Якоба Фрейда была вторая жена - Амалия, мама Зигмунда. Существует очень интересный факт, что бабушка Фрейда, по матери, была родом из Одессы.

До шестнадцати лет мама Зигмунда проживала со своей семьей В Одессе. Вскоре они переехали жить в Вену, где мать и встретила отца будущего талантливого психолога. Так как она была почти в два раза младше, чем Якоб, а его старшие сыновья были ее ровесниками, люди пустили слух, что у одного из них был роман с молодой мачехой.

У маленького Зигмунда были и свои родные братья и сестра.

Период детства

Детские годы Фрейда было достаточно сложным, так как именно из-за пережитых событий в тот период юный психолог смог сделать интересные выводы, относящиеся к детскому возрасту вообще и проблемам юношества в частности.

Так, Шломо потерял своего брата Юлиуса, после чего почувствовал стыд и раскаяние. Ведь он не всегда проявлял к нему теплые чувства. Фрейду казалось, что брат отбирает много времени у родителей, а поэтому у них не хватает сил для других своих детей. После этого будущий психоаналитик вынес два вердикта:

  1. Все дети в семье между собой считают друг друга особыми соперниками, сами того не осознавая. Они часто желают друг другу худшего.
  2. Независимо от того, как позиционирует себя семья (дружелюбной или неблагоприятной), если ребенок испытывает в чем-то свою вину, у него развиваются различные нервные заболевания.

Биография Зигмунда Фрейда была предсказана матери еще до его рождения. Одна из гадалок как-то сказала ей, что первый ее ребенок будет очень знаменитым и умным, будет отличаться особым складом ума и начитанностью, а через несколько лет о нем узнает весь мир. От этого Амалия слишком трепетно относилась к Зигмунду.

В первые свои годы жизни Фрейд действительно отличался от других детей. Он рано начал говорить и читать, на год раньше других детей пошел в школу. У него не было проблем с речью. Фрейд умел хорошо высказать свою точку зрения. Невероятно то, что такой великий человек не мог постоять за себя, и над ним даже издевались его ровесники. Несмотря на это, Фрейд окончил гимназию отлично. Тогда пришло время задуматься о будущем.

Юные годы жизни Зигмунда Фрейда

Будучи евреем, он мог стать врачом, продавцом (как его отец), заняться ремеслом или стать на сторону законопорядка. Однако труд отца ему казался неинтересным, а ремесло не воодушевляло будущего великого психиатра. Он мог бы стать хорошим адвокатом, но природа взяла свое, и юноша взялся за медицину. В 1873 году Зигмунд Фрейд поступает в университет.

Личная жизнь и семья ученого

Профессиональная биография и личная жизнь Зигмунда Фрейда тесно переплетаются. Кажется, именно любовь подтолкнула его к великолепным открытиям.

Медицина давалась ему легко, с помощью различных диагностических выводов он приходил к психоанализу и делал собственные умозаключения, проводил небольшие наблюдения и постоянно записывал их у себя в блокноте. Зигмунд знал, что он может стать частным врачом, и это даст ему хороший заработок. А нужен он был ему по одной большой причине - Марта Бернейс.

Впервые Зигмунд увидел ее, когда Марта пришла в дом к его сестре. Тогда и загорелось сердце юного ученого. Он не боялся быть откровенным и знал, как нужно себя вести с противоположным полом. Возлюбленная Фрейда каждый вечер получала от него подарок - красную розу, а также предложение о встрече. Так они тайно проводили время, ведь семья Марты была очень богатой, и родители не разрешили бы обычному еврею жениться на их дочери. После второго месяца встреч Шломо признался в любви Марте и предложил руку и сердце. Несмотря на то, что ответ ее был взаимным, мать Марты увезла ее из города.

Молодой Шломо решил не сдаваться и бороться за брак с юной красавицей. И добился этого, после того как занялся частной практикой. Прожили они вместе более 50 лет и воспитали шестерых детей.

Практика Фрейда и нововведения

Выбранная профессия обогатила его материально и морально. Молодой врач собирался помогать людям, чтобы это сделать, ему приходилось опробовать наработанные методики на самом себе. Зная о некоторых приемах, с которыми он познакомился в больницах, в которых стажировался, Фрейд применял их на практике, исходя из проблем пациента. Например, гипноз использовал для того, чтобы проникнуть в старые воспоминания больного и помочь ему найти проблему, раздиравшую его плоть. Ванны или массажный душ практиковал для лечения нервных обострений. Однажды З. Фрейд натолкнулся на исследования о пользе кокаина, не получившие на тот момент широкой популярности. И он тут же опробовал методику.

Фрейд был уверен, что данное вещество приносит больше пользы, чем вреда. Говорил о соединении мысли и тела, о том, что после перенесенного блаженства весь стресс испаряется и уходит прочь. Он стал советовать этот способ использования кокаина другим людям, после чего очень пожалел.

Оказалось, что людям, болевшим острыми психическими неврозами, напрочь противопоказаны такие методы. Большинство показателей ухудшались после первого применения, и восстановить их было практически невозможно. А значило для Фрейда это только одно - искать причину всех болезней надо в подсознании человека. И тогда психоаналитик поступил следующим образом: он разбивал части жизни на отдельные фрагменты, выискивал в них проблему и приводил собственную гипотезу болезни. Для лучшего понимания собственных больных он придумал Этот метод использовался таким образом: психолог называл определенные слова, которые бы могли как-то воздействовать на психику пациента, а тот в ответ называл другие слова, которые первыми пришли ему на ум. Как утверждал Фрейд, таким образом он напрямую исследовал психику. Оставалось лишь правильно истолковывать ответы.

Такой новый подход психоанализа поразил тысячи людей, которые приходили к нему на сеанс. Запись велась на годы вперед. Это стало началом для развития собственных теорий.

Книга «Исследование истерии» в 1985 году принесла еще больше славы ученому, в ней он выделил три компонента структуры нашего сознания: ид, эго и суперэго.

  1. Ид - психологический компонент, бессознательный (инстинкт).
  2. Эго - собственные побуждения человека.
  3. Суперэго - нормы и правила общества.

Вся книга описывает приведенные факторы во взаимосвязи. Чтобы вникнуть в этот процесс, нужно понять отношение каждого из них к человеку в целом. Кажется слишком сложной и заумной такая научная разработка, однако Фрейд легко объясняет ее на простом примере. Первым фактором может являться чувство голода ученика на уроке, вторым - соответствующие действия, а третьим - осознание, что данные действия будут неправильными. Из этого следует вывод, что эго человека регулирует процесс между ид и суперэго. Тем самым, ученик не станет есть на уроке. Зная, что это не принято, он сможет сдержаться. Тогда получается, что люди, не регулирующие процесс эго, имеют различные психические отклонения.

Развивая эту идею, ученый вывел следующие модели личности:

  1. Бессознательное.
  2. Предсознательное.
  3. Сознательное.

В 1902 было основано сообщество психоаналитиков, куда входили знаменитые ученые, такие как Отто Ранк, Шандор Ференци и др. Фрейд занимал активную позицию в этой ячейке. Периодически писал свои труды. Так, он впервые преподнес публике работу «Психопатология обыденной жизни», что привлекло большое внимание людей.

В 1905 году З. Фрейд выпускает свою практику под названием: «Три этюда по теории сексуальности», где растолковывает взаимосвязь сексуальных проблем в зрелом возрасте с ранними психологическими травмами в детстве. Такая работа не понравилась обществу, и автора мгновенно засыпали унизительными оскорблениями. Однако от пациентов не было отбоя. Именно Фрейд вносит в понятие секса нормальные жизненные обстоятельства. Он обсуждает проблемы секса в обычном повседневном контексте. Ученый объясняет это простым природным инстинктом, который просыпается совершенно у всех. Сны истолковываются также в порядке сексуальных характеристик.

Отталкиваясь от этого учения, профессор изобрел новое понятие - эдипов комплекс. Оно тесно связано с детством ребенка и бессознательным влечением к одному из родителей. Фрейд давал родителям методические рекомендации для воспитания детей, чтобы во взрослой жизни у них не возникли проблемы сексуального плана.

Другие методы З. Фрейда

Позже Фрейд разрабатывает метод разбора снов. Именно с помощью них, как он утверждал, можно решить проблему человека. Сны снятся людям специально, таким образом сознание передает сигнал и помогает найти выход из сложившейся ситуации, но люди, как правило, это не умеют делать самостоятельно. Зигмунд Фрейд стал принимать пациентов и растолковывать их сны, он слушал самые сокровенные тайны своих знакомых и совершенно незнакомых ему людей, все чаще понимая, что все трудности связаны с детством или сексуальной жизнью.

Такие предпосылки вновь не понравились сообществу психоаналитиков, но Фрейд стал разрабатывать учение дальше.

Переломные годы

Большим потрясением для ученого стали 1914-1919 годы, в результате Первой мировой войны он потерял все свои деньги и, самое главное, свою дочь. На линии фронта в то время находились еще двое его сыновей, он пребывал в постоянных муках, переживая за их жизни.

Эти ощущения послужили созданию новой теории - инстинкта смерти.

У Зигмунда были сотни шансов стать вновь богатым, ему даже предлагали стать участником фильма, но ученый отказывался. А в 1930 году ему была присуждена премия за огромный вклад в психиатрию. Такое событие вновь возвысило Фрейда, и спустя три года он стал проводить лекции на темы любви, смерти и сексуальности.

На его выступления стали приходить старые пациенты и незнакомцы. Люди просили Фрейда провести для них частные приемы, обещая заплатить огромные деньги.

Теперь Фрейд становится знаменитым неврологом и психиатром, коллеги начинают использовать его труды, ссылаются на его методики и даже запрашивают право использования на собственных сеансах.

Для Фрейда это были лучшие годы его жизни.

Зигмунд Фрейд и его публикации

Многие термины, которые сейчас употребляют в профессиональной речи психологи или просто изучают на лекциях, растолковываются самим З. Фрейдом исходя из его выдвинутых гипотез. В институтах есть курс лекций, где рассказывается кратко биография Зигмунда Фрейда и его основные труды.

Существуют сонники по З. Фрейду, а также книги для повседневного чтения:

  • "Я и Оно";
  • "Заклятие девственности";
  • "Психология сексуальности";
  • "Введение в психоанализ";
  • "Оговорки";
  • "Письма к невесте".

Такие книги доступны для понимания обычных людей, мало знакомых с психологическими терминами.

Последние дни великого ученого

В постоянных поисках и трудах провел ученый свои лучшие годы жизни. Смерть Фрейда потрясла многих. Мужчина страдал от болей в области горла и рта. Позже была найдена опухоль, из-за которой он перенес десятки операций, потеряв приятный внешний вид своего лица. За свои годы жизни З. Фрейд успел сделать важный вклад во многие области жизнедеятельности людей. Казалось бы, еще немного времени, и он бы создал намного больше.

Но, к сожалению, болезнь взяла свое. Мужчина заранее заключил договор со своим лечащим врачом, и когда терпеть больше не хотелось, а также не было нужды заставлять смотреть на это всех своих родных, З. Фрейд обратился к нему и попрощался с этим миром. После укола он спокойно уснул вечным сном.

Заключение

В целом годы жизни Фрейда прошли интересно и плодотворно. Автор стольких научных статей, теорий, книг и методик прожил не самую скромную жизнь. Биография Зигмунда Фрейда полна взлетов, падений и захватывающих историй. Он смог заглянуть по ту сторону человеческого сознания. Фрейд добился многого в жизни, несмотря на то, что был молчаливым и не умеющим дать отпор своим одногодкам. А может, именно замкнутость смогла направить его энергию в нужное русло.

После смерти ученого нашлись единомышленники и те, кто освоил его практики. Они стали продавать свои услуги. На сегодняшний день исследования Фрейда до сих актуальны и изучаемы, многие зарабатывают на них огромные деньги. Зигмунд Фрейд (годы жизни и смерти ученого - 1856-1939) внес неоценимый вклад в развитие психологии и неврологии.

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Витебский государственный медицинский университет ордена Дружбы народов

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения


по «Истории фармации»

на тему: «Зигмунд Фрейд»


Исполнитель: Степанова Елена Олеговна

ст.преподаватель Т.Л. Петрище


Витебск, 2010 год


Настоящее имя Сигизмунд Шломо Фрейд.

Австрийский врач и психолог, основатель теории и метода лечения неврозов, названного психоанализом и ставшего одним из наиболее влиятельных психологических учений 20 века.

Родился 6 мая 1856 года в Фрейберге в Моравии, маленьком городке в нынешней Чехословакии в семье евреев. Его отец Якоб Фрейд был торговцем тканями. Когда Зигмунду исполнилось три года в связи с материальными затруднениями, семья переехала в Вену, где он с отличием в 17 лет окончил гимназию, а затем в 1873 году поступил на медицинский факультет Венского университета. В 1881 году получил степень доктора медицины, и стал врачом Венской больницы. Начинал свою научную деятельность как специалист в области физиологии и неврологии. Тяжелое материальное положение заставило его оставить "чистую науку". Он стал врачем-психиатром и обнаружил, что знание анатомии и физиологии мозга мало чем может помочь при лечении неврозов.

В 1882 Фрейд начал лечение Берты Паппенхайм (обозначаемой в его книгах как Анна О.), которая ранее была пациенткой Брейера. Ее разнообразная истерическая симптоматика дала Фрейду огромный материал для анализа. Первым важным феноменом оказались глубоко скрытые воспоминания, прорывавшиеся наружу во время сеансов гипноза. Брейер предположил, что они связаны с состояниями, в которых сознание редуцировано. Фрейд считал, что подобное исчезновение из поля действия обычных ассоциативных связей (поля сознания) является результатом процесса, который он назвал вытеснением; воспоминания заперты в том, что он назвал «бессознательным», куда их «отправила» сознательная часть психики. Важной функцией вытеснения является защита личности от влияния негативных воспоминаний. Фрейд предположил также, что процесс осознания старых и забытых воспоминаний приносит облегчение, хотя и временное, выражающееся в снятии истерических симптомов.

Психоанализ непреднамеренно способствовал идее о том, что всяческого вытеснения и подавления надо избегать, чтобы это не привело к «взрыву парового котла», и что воспитание ни в коем случае не должно прибегать к запретам и принуждению.

В 1884 присоединился к Йозефу Брейеру, одному из ведущих венских врачей, который проводил исследования больных истерией с помощью гипноза.

Работа Фрейда в области неврологии шла параллельно с его первыми опытами как психопатолога в области истерии и гипнотизма. Первая из публикаций Фрейда по нейроанатомии касалась корней нейронных связей слухового нерва (1885). Затем он публикует исследовательскую работу о чувствительных нервах и мозжечке (1886), далее еще статью о слуховом нерве (1886).

В 1885-1886 гг. он стажировался в Париже в клинике Сальпетриер у знаменитого Жана Мартена Шарко. Вернувшись в Вену, Фрейд стал частнопрактикующим врачом. Первоначально он пытался вслед за французскими учителями - применять в терапевтических целях гипноз, но вскоре убедился в его ограниченности. Постепенно Фрейд выработал свою собственную технику лечения, метод "свободных ассоциаций".

Метод свободной ассоциации. Фрейд предлагал своим пациентам отбросить контроль над своими мыслями и говорить первое, что придет в голову. Свободная ассоциация через длительное время подводила пациента к забытым событиям, которые он вновь проживал эмоционально. Поскольку реагирование идет при полном сознании, сознательное "Я" способно справиться с эмоциями, постепенно "прорубая путь сквозь подсознательные конфликты". Именно этот процесс Фрейд и назвал "психоанализом", впервые употребив этот термин в 1896 году.

После долгих поисков Фрейд пришел к концепции бессознательного психического, которая существенно отличалась от предшествовавших теорий. О бессознательном писали до него и философы, и медики. Новизна его учения состояла в том, что им была выдвинута динамическая модель психики, в которой получила логичное объяснение не только большая группа психических расстройств, но и взаимосвязь сознательных и бессознательных процессов, причем последние однозначно отождествлялись с инстинктивными побуждениями, в первую очередь с сексуальным влечением. Человек для Фрейда представляет собой homo natura, природное существо, отличающееся от прочих животных несколько большим объемом памяти и тем, что его сознание в процессе эволюции стало опосредовать отношения с окружающей средой. Все живое существует согласно принципу удовольствия, т.е. стремится удовлетворять свои нужды и избегать страдания. Человек отличен от животных тем, что он откладывает удовлетворение влечений или даже подавляет их, если непосредственное удовлетворение угрожает выживанию. Тем самым он заменяет принцип удовольствия на принцип реальности. В раннем детстве только что вышедшее из материнского лона природы существо не знает ограничений и не обладает развитым интеллектом, а потому существует только по принципу удовольствия. Влечения этого периода сохраняются в психике взрослого человека, но они подавляются и вытесняются в бессознательное, откуда дают о себе знать в сновидениях (когда ослаблена "цензура" сознания) или в невротических симптомах. Влечения конфликтуют с социальными нормами и моральными предписаниями. Человеческое существование всегда было и остается полем битвы между разнонаправленными инстинктивными стремлениями и требованиями культуры.

В основу психоанализа была положена теория психосексуального развития ребенка. Именно за утверждение о том, что в основе всех психических расстройств лежат проблемы, связанные с сексуальностью, в 1896 году Фрейд был исключен из Венского медицинского общества.

В 1886 году Фрейд женился на Марте Бернайс. В браке у них родилось три сына и три дочери. Вскоре после женитьбы, Фрейд стал сотрудничать с Иозесом Брейером (один из самых знаменитых венских врачей, достигший успехов в лечении истерии методом свободного рассказа больных о своих симптомах и проблемах). Вместе они стали изучать психологических причин истерии и продвигались дальше в изучении способов ее лечения. совместная работа завершилась изданием в 1895 году книги «Исследование истерии», в которой они пришли к выводу, что причиной проявления истерических симптомов являются подавленные воспоминания о трагических событиях.

Еще с 1896 года Фрейд начал анализировать свои сновидения и практиковал самоанализ в течение получаса перед сном ежедневно, и на этом анализе основана его работа 1900 года "Толкование сновидений", которая до сих пор остается своего рода "Библией" для последователей. Сновидения - психическую деятельность, происходящую в состоянии редуцированного сознания, именуемом сном. Изучая свои собственные сны, он наблюдал то, что уже вывел из феномена истерии, - многие психические процессы никогда не достигают сознания и удаляются из ассоциативных связей с остальным опытом. Сравнивая явное содержание снов со свободными ассоциациями, Фрейд обнаружил их скрытое или неосознаваемое содержание и описал ряд адаптивных психических приемов, соотносящих явное содержание снов с их скрытым смыслом. Некоторые из них напоминают конденсацию, когда несколько событий или персонажей сливаются в один образ. Другой прием, при котором мотивы того, кто видит сон, переносятся на кого-то еще, вызывает искажение восприятия - так, «я тебя ненавижу» превращается в «ты меня ненавидишь». Огромное значение имеет тот факт, что механизмы подобного рода представляют интрапсихические маневры, которые эффективно изменяют всю организацию восприятия, от которого зависит как мотивация, так и сама деятельность.

С 1902 года З. Фрейд каждую среду приглашал к себе домой четырех врачей для обсуждения идей и концепций, лежащих в основе психоанализа. Этими врачами были: Альфред Адлер, Макс Кахане, Рудольф Рейтлер Вильгельм Штекель. Фрейд излагал свои идеи, а его слушатели имели возможность обмениваться идеями об услышанном. В каждом воскресном выпуске «Нового венского ежедневника» печатался отчет о дискуссиях в доме Фрейда. Так возник первый психоаналитический кружок, получивший название «Психологическое общество по средам». В последующие годы эти заседания стали посещаться известными людьми, а позже и психоаналитиками, которые в последствие стали практиковать психоанализ.

В 1907 году Фрейд предложил распустить общество с тем, чтобы создать новое объединение единомышленников, которое в апреле 1908 года получило название «Венское психоаналитическое общество». А в 1910 году была организована Международная психоаналитическая ассоциация.

После очередных наблюдений за пациентами, в 1905 году была опубликована новая работа "Три очерка по теории сексуальности". Его выводы о сексуальной природе человека стали известны под названием "теория либидо", и эта теория вместе с открытием детской сексуальности явилась одной из главных причин того, что Фрейд был отвергнут своими собратьями по профессии и широкой публикой.

Фрейд пришел к выводу, что основной областью вытеснения является сексуальная сфера и что вытеснение происходит в результате реальной или воображаемой сексуальной травмы. Фрейд придавал большое значение фактору предрасположенности, которая проявляется в связи с травмирующим опытом, полученным в период развития и изменившим его нормальное течение. Он выдвинул предположение о том, что дети рождаются с сексуальными побуждениями, а их родители предстают в роли первых сексуальных объектов.

Теория либидо объясняет развитие и синтез сексуального инстинкта в его подготовке к репродуктивной функции, а также интерпретирует соответствующие энергетические изменения.

Движущая сила, которая дает нам энергию жизни, творчества, созидания, называется Фрейдом либидо, или сексуальной энергией. Здоровье личности зависит от «правильности» помещения сексуальной энергии, так как, по мнению Фрейда, «либидо концентрируется на объектах, фиксируется на них или оставляет эти объекты, переходит с них на другие и с этих позиций направляет сексуальную деятельность индивида, которая ведет к удовлетворению, то есть частичному, временному угасанию либидо». У здоровых людей «лишняя» сексуальная энергия питает процессы творчества, создания материальных и духовных ценностей, то есть сублимируется. Несублимированное либидо вызывает невротические заболевания.

Теория Фрейда о детской сексуальности совершила революцию в психотерапии. Согласно этой теории, ребенок в своем развитии проходит несколько стадий:

Орально - каннибалистическая (от 0 до 1 года) характеризуется приоритетом оральной (ротовой) зоны - кода ребенок получает удовольствие, высасывая молоко из материнской груди. «Застревание» на этой стадии развития приводит к тому, что взрослые люди становятся курильщиками, пьяницами, грызут ногти, получают удовольствие от сосания леденцов.

Анально - садистская (1 - 2 года). В этот период ребенка приучают к горшку, поэтому все его положительные и отрицательные переживания связаны с актом дефекации. Взрослые люди, которым не удалось до конца «пройти» эту стадию развития в детстве, возвращаются к ней в старости, когда угасают половые функции и половая жизнь уже не является главным источником наслаждений. Тогда и начинаются разговоры стариков на излюбленные темы: о еде и о результатах переваривания пищи.

Генитальная (2 - 5 лет) - познание ребенком своих половых органов, поиск ответа на вопрос: «Откуда берутся дети?» Факт существования двух полов ребенок принимает без раздумья. При этом, пишет Фрейд, «для мальчика является чем-то само собой понятным предположить у всех известных ему людей такие же гениталии, как его собственные…», а девочка, замечая, что гениталии мальчика отличаются от ее собственных, признает их, но завидует их наличию и сожалеет об отсутствии их в собственном организме.

Латентная стадия (от 5-6 лет до подросткового возраста). В этот период развития ребенка в его характере формируются такие черты, как чувство стыда, соблюдение эстетических и моральных норм. Сексуальная энергия, направленная ранее на изучение половых органов, сублимируется в учебе, познании мира, творчестве, спорте.

Новая стадия генитального развития (13 - 14 лет) - идет усиленный рост мышечной массы, половое созревание. Мысли подростка устремляются к своему телу, особенностям его строения и развития, начинает проявляться сексуальный интерес к противоположному полу.

Каждая стадия играет определенную роль в развитии личности ребенка, и «застревание» на какой-либо их них, по мнению Фрейда, может привести к невротическим нарушениям у взрослых людей.


Рис. Фрейд в своем венском кабинете.

Комплекс Эдипа или Электры (царь Эдип - герой греческой мифологии, который убил отца и женился на своей матери; Электра - героиня греческой мифологии, которая помогла своему брату отомстить за отца, убив мать). Эти комплексы, по мнению Фрейда, являются универсальными для всех людей, они являются основой для психоаналитической концепции индивидуального развития человека от детства до взрослого состояния.

В 1911 было основано Нью-Йоркское психоаналитическое общество. Быстрое распространение движения придало ему не столько научный, сколько вполне религиозный характер. Влияние Фрейда на современную культуру поистине огромно.

Его первый значительный вклад в теорию общества был сделан в работе "Тотем и табу" (1913), где он приложил выводы своих психологических теорий к обществу в целом. Представляет собой первую попытку применить точку зрения и принципы психоанализа к невыясненным проблемам психологии первобытной культуры и религии. Фрейд рассказывает о поведении первобытных племен на примере современных племен дикарей, и влиянии первобытного на современное, особенно на поведение невротиков.

В 1919 году вышла в свет книга "По ту сторону принципа удовольствия". В ней высказана новая для традиционного психоанализа идея, утверждающая, что наряду с Эросом как изначальным влечением к жизни, поведением человека правит, противоположное по знаку, стремление к смерти, к возвращению живого организма в безжизненное состояние.

В 1921 Фрейд видоизменил свою теорию, приняв за основу представление о двух противоположных инстинктах - стремлении к жизни (эросе) и стремлении к смерти (танатосе). Эта теория, помимо ее невысокой клинической ценности, вызвала невероятное количество интерпретаций. Ссылаясь на Шопенгауэра, Фрейд утверждал, что «целью жизни является смерть», хотя жизнь можно и должно прожить счастливо, необходимо только научиться направлять темные импульсы на благо разуму. В 1921 году Лондонский университет объявил о начале цикла лекций о пяти великих ученых: физике Эйнштейне, каббалисте Бен-Баймониде, философе Спинозе, мистике Фило. Фрейд в этом списке был пятым. Его выдвинули на Нобелевскую премию за открытия в области психиатрии. Но получил премию коллега Фрейда Вагнер-Яуреггу за метод лечения паралича путем резкого повышения температуры тела. Фрейд заявил, что Лондонский университет оказал ему большую честь, поставив рядом с Эйнштейном, а сама премия его не волнует.

Более тридцати лет воздерживался Фрейд от выработки всеобъемлющей теории личности, хотя сделал за это время много важных и подробных наблюдений в своей работе с пациентами. Наконец в 1920 году он опубликовал первую из серии систематизированных теоретических работ "По ту сторону принципа удовольствия"

В 1923 Фрейд предпринял попытки развить концепцию либидо. Был установлен феномен психического сопротивления пациентов раскрытию вытесненных воспоминаний и существованию у них внутрипсихического фактора цензуры. Это послужило для Фрейда толчком к созданию динамической концепции личности в единстве сознательного и бессознательного факторов.

Фрейд утверждал, что человеческое сознание состоит из трех неразрывно связанных между собой частей: «Ид» («оно») - бессознательная часть нашей личности, состоящая из примитивных инстинктов, врожденных импульсов. Ключевое слово этой части сознания - «хочу» «Эго» («я») - буфер между нашими инстинктами и внешним миром, обществом. «Эго» направляет наше поведение в нужное русло, способствуя безопасному удовлетворению инстинктивных потребностей. «Эго» - ведущий аппарат адаптации «Суперэго» («сверхЯ») - наша совесть, этика, система ценностей. «Суперэго» приобретается с развитием личности, в процессе воспитания. Ключевыми словами для этой части сознания являются «должен», «надо».

«"Я" и "Оно"» (1923). Сознание и подсознание. Сознание выставляет преграды, а подсознание предпочитает их не замечать. И тогда сознание становится всего лишь своеобразным «театром военных действий» подсознания. Это страхи, сны, странные сны.

"Будущее одной иллюзии" (1927). Рассматриваются психологические и социокультурные основания и функции религии. Фрейд определяет культуру как «все то, чем человеческая жизнь возвышается над своими животными условиями и чем она отличается от жизни животных». Постулирует наличие у всех людей разрушительных тенденций, имеющих противообщественный и антикультурный характер, причем в поведении большого количества индивидов эти тенденции являются определяющими. Отсутствие у людей спонтанной любви к труду и бессилие доводов разума против их страстей полагаются распространенными свойствами, ответственными за то, что институты культуры могут поддерживаться лишь известной долей насилия.

В 1933 году была издана серия брошюр под общим названием "Продолжение лекций по введению в психоанализ".

В этой работе он попытался пересмотреть свой ранний взгляд на внешние проявления инстинктов - любви и ненависти, вины и раскаяния, горя и зависти. До того как он начал размышлять над глубинной природой этих базисных явлений, он определял их с позиций логики чувств.

Еще с 1923 года Фрейд, выкуривающий по 20 кубинских сигар в день, страдал раковой опухолью глотки и челюсти, но упорно отказывался от лекарственной терапии, за исключением небольших доз аспирина. Он перенес 33 тяжелейшие операции, которые должны были остановить рост опухоли, вынужден был носить неудобный протез, заполнявший пространство между ротовой и носовой полостями, и потому временами не мог говорить. его постоянно мучили сильнейшие боли, которые с каждым днем становились все невыносимее. 23 сентября 1939 года незадолго до полуночи, Фрейд умер после того, как попросил у своего друга доктора Макса Шура инъекцию смертельной дозы морфия, прекратившей его страдания. У Фрейда постепенно появились последователи, дополнившие и подкорректировавшие его учение. Наиболее известные из них - Альфред Адлер, Карл Юнг, Отто Ранк.

Альфред Адлер ввел в психологию такое понятие как комплекс неполноценности. В отличие от Фрейда, утверждавшего, что у любого новорожденного ведущей является половая потребность, проявляющаяся в сосании материнской груди, Адлер говорил о потребности в превосходстве как об основной. Если личность «ущербна», то есть имеет физический недостаток, то возможны два пути ее развития: или уход в болезнь или сверхкомпенсация (преодоление комплекса неполноценности). Такие люди становятся великими учеными, политическими деятелями, писателями, художниками и т.д.

Карл Юнг, в отличие от своего учителя интересовался европейским и восточным оккультизмом, метафизикой и был убежден, что религия содействует стремлению человека к целостности и полноте жизни. Он ввел в психологию понятие коллективного бессознательного, в котором заключен опыт всего человечества. Плодом коллективного бессознательного являются сны и фантазии.

Теория психоанализа в самых общих чертах сводится к следующему: Все наше поведение определяется двумя принципами - принципом приятного и принципом реальности. Принцип приятного характеризуется эгоцентричностью, индивидуализмом, противообщественностью.

В принципе реальности выражается, наоборот, непосредственное знакомство с реальной жизнью и необходимость подчиниться ее требованиям. Между желанием приятного и требованиями жизни возникает конфликт, в результате которого многие желания должны остаться неосуществленными. Такие неосуществленные желания вытесняются нередко из области сознания и переходят в сферу бессознательного, где они и сохраняются, продолжая оказывать влияние на поведение человека. Стремясь прорваться в сознание, вытесненные желания вступают в борьбу с сознательными представлениями и одерживают над ними верх во время таких состояний, как сновидения, дневные грезы и т. д. Поэтому по правильно истолкованному сновидению можно судить о бессознательных переживаниях человека. Толкование сновидений - самое замечательное открытие Фрейда. Он показал, что сон не бессмыслица, а искаженное, замаскированное осуществление вытесненного желания. Большая часть вытесненных представлений, по Фрейду, полового происхождения. Впрочем, термин "пол" (либидо, эрос) понимается Фрейдом очень широко, обнимая всю область приятных ощущений, а не только половые эмоции в тесном смысле. Задача психоанализа состоит в том, чтобы проникнуть в скрытый смысл влечений, обнаружить внутренние бессознательные устремления личности и помочь ей освободиться от них.

Отто Ранк занимался теорией сновидений, соотнося материал сновидений с мифологией и художественным творчеством. Наиболее известен его труд «Травма рождения», в которой он утверждает, что изгнание плода из материнского чрева является «основной травмой», определяющей развитие неврозов, и что каждому человеку присуще подсознательное стремление возвратиться в материнское лоно.

фрейд психология сновидение либидо

Список литературы


1.Фрейд.З. Будущее одной иллюзии// Сумерки богов/ Фрейд.З.- М.,1990.- С.94.

Фрейд.З. Толкование сновидений.- Ереван, 1991.- репринтное воспроизведение издания 1913 г.

Фрейд.З. Тотем и табу.- М.: Изд-во политической литературы, 1992.

Куликов.В.И., Хаценков.А.Ф. Современная буржуазная философия и религия.- М.: Изд-во полит. литературы, 1977 г.

Алексеев.П.В, Большаков.А.В. и др. Хрестоматия: Основы философских знаний.- М.: Изд-во полит. литературы, 1982 г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.