Письменное умножение многозначного числа на однозначное. Умножение многозначного числа на однозначное

Наклеивание

Задачи на тему: "Умножение многозначных чисел, умножение столбиком"

Обучающие пособия и тренажеры в интернет-магазине "Интеграл" для 4 класса
Тренажер к учебнику Л.Г. Петерсон Тренажер к учебнику М.И. Моро

Умножение многозначных чисел на однозначное

1. Запиши заданные предложения в виде числовых выражений и реши их.

1.1. Умножь число 67 на число 4.

1.2. Умножь число 248 на число 9.

1.3. Перемножь числа 482 и 7.


2. Реши примеры.

Решение текстовых задач на умножение однозначного числа на многозначное

1. Папа собрал урожай картошки и разложил его по мешкам. В каждый мешок поместилось по 35 кг картошки. Сколько кг картошки собрал папа, если урожай поместился в 9 мешков?

2. Тариф на электричество составляет 4 рубля 10 копеек за киловатт. Сколько нужно заплатить, если всего израсходовано 8 киловатт?

3. К новому учебному году было куплено 9 простых карандашей по 2 рубля 10 копеек за карандаш, 18 тетрадей по 5 рублей за одну тетрадь и 12 книжек по 80 рублей за одну книгу. Сколько всего денег было потрачено на все покупки?

4. Для участия в школьной олимпиаде по математике всех школьников разделили на равные группы. Школьников вторых классов разделили на 4 группы по 17 человек, школьников третьих классов разделили на 6 групп по 12 человек, а школьников четвертых классов разделили на 5 групп по 15 человек. Сколько всего было учеников вторых, третьих, четвертых классов? Сколько всего учеников приняли участие в олимпиаде?

5. В параде в честь 9 мая участвовали солдаты. Они выстроились в 5 групп по 12 шеренг в каждой группе. Сколько всего солдат в группе, если в шеренге 8 солдат? Сколько солдат принимало участие в параде?

Умножение многозначного числа на двузначное число

1. Реши примеры.

470 * 53 = 357 * 49 = 214 * 22 = 693 * 24 =
453 * 33 = 285 * 73 = 204 * 76 = 349 * 35 =
517 * 44 = 614 * 28 = 854 * 25 = 949 * 15 =

2.1. Умножь число 675 на число 46.

2.2. Умножь число 688 на число 95

2.3. Перемножь числа 832 и 48.

Решение текстовых задач на умножение многозначного числа на двузначное число

1. Фабрика шьёт детскую одежду. В течении месяца она отправляет в магазин 26 контейнеров детских носков, 53 контейнера рубашек и 28 контейнеров детских шапочек. Сколько всего носков, рубашек и шапочек шьет фабрика в течении месяца, если известно, что в одном контейнере размещается 258 пар носков или 67 рубашек или 58 шапочек?

2. Дети приезжают в летний лагерь на специальном автобусе. За один рейс автобус привозит 45 детей. Сколько всего детей привезли в лагерь, если было сделано 24 рейса?

3. В городскую библиотеку привезли 140 коробок с книгами. Из них 15 коробок больших, 58 - средних, а остальные - маленькие. В большую коробку помещается 180 книг, в среднюю - 148, а в маленькую - 86 книг. Сколько всего книг привезли в городскую библиотеку?

Умножение многозначного числа на многозначное число

2. Запиши заданные предложения в виде числовых выражений, реши их.

2.1. Умножь число 675 на число 746.

2.2. Умножь число 253 на число 632.

2.3. Перемножь числа 811 и 496.


3. Реши примеры.

533 * 215 = 521 * 384 = 439 * 922 = 523 * 612 =
723 * 318 = 269 * 942 = 468 * 754 = 431 * 521 =
237 * 522 = 322 * 363 = 325 * 522 = 966 * 247 =

4 КЛАСС. ЗАДАНИЯ. УМНОЖЕНИЕ. Стр. 1



47 35 23 36 46
x 0 x 7 x 4 x 0 x 6
43 27 62 52 38
x 7 x 6 x 3 x 3 x 9
36 53 80 50 26
x 6 x 8 x 0 x 6 x 1
77 57 75 59 44
x 9 x 8 x 2 x 0 x 7
77 53 59 71 56
x 7 x 4 x 8 x 8 x 8
25 93 46 80 72
x 4 x 5 x 5 x 4 x 9
31 47 25 23 90
x 8 x 7 x 1 x 2 x 0
61 99 40 26 96
x 2 x 1 x 2 x 5 x 6

4 КЛАСС. ЗАДАНИЯ. УМНОЖЕНИЕ. Стр. 2

Дата: __________________ ФИО: ______________________________ Оценка:__________

Умножи числа в столбик. Двузначное на однозначное.

27 37 54 13 95
x 7 x 9 x 5 x 8 x 8
41 18 57 29 36
x 2 x 2 x 0 x 1 x 4
54 67 10 13 61
x 9 x 5 x 7 x 6 x 4
85 14 46 55 90
x 0 x 4 x 3 x 6 x 1
45 45 34 75 31
x 6 x 5 x 3 x 1 x 9
20 32 52 71 14
x 7 x 4 x 7 x 4 x 2
96 97 38 23 27
x 6 x 9 x 3 x 0 x 5
21 10 48 63 90
x 6 x 4 x 2 x 6 x 5

4 КЛАСС. ЗАДАНИЯ. УМНОЖЕНИЕ. Стр. 3

Дата: __________________ ФИО: ______________________________ Оценка:__________

Умножи числа в столбик. Двузначное на однозначное.

81 71 88 77 27
x 0 x 9 x 9 x 3 x 1
25 69 91 19 22
x 6 x 0 x 4 x 6 x 5
76 71 37 73 78
x 4 x 0 x 1 x 4 x 6
75 14 78 32 53
x 9 x 7 x 8 x 6 x 2
51 12 97 59 96
x 9 x 6 x 8 x 7 x 2
87 51 95 84 85
x 5 x 3 x 6 x 2 x 8
55 39 75 27 69
x 2 x 3 x 9 x 6 x 7
28 82 98 66 43
x 1 x 9 x 8 x 1 x 4

4 КЛАСС. ЗАДАНИЯ. УМНОЖЕНИЕ. Стр. 4

Дата: __________________ ФИО: ______________________________ Оценка:__________

Умножи числа в столбик. Двузначное на однозначное.

65 59 12 56 69
x 3 x 1 x 3 x 4 x 2
44 45 51 52 89
x 2 x 9 x 8 x 1 x 6
18 78 29 83 99
x 5 x 1 x 5 x 6 x 6
67 84 92 72 79
x 9 x 7 x 9 x 3 x 7
76 25 19 60 36
x 6 x 7 x 4 x 8 x 7
45 57 69 22 90
x 2 x 9 x 9 x 8 x 9
33 49 16 65 59
x 7 x 1 x 3 x 2 x 4
17 47 46 30 65
x 9 x 0 x 8 x 7 x 8

4 КЛАСС. ЗАДАНИЯ. УМНОЖЕНИЕ. Стр. 5

Дата: __________________ ФИО: ______________________________ Оценка:__________

Умножи числа в столбик. Двузначное на однозначное.

40 15 63 96 17
x 2 x 7 x 6 x 6 x 4
45 46 79 79 48
x 2 x 8 x 2 x 5 x 6
20 77 43 99 36
x 3 x 6 x 5 x 4 x 2
19 34 28 95 47
x 6 x 2 x 2 x 4 x 4
73 74 81 29 11
x 4 x 5 x 7 x 0 x 3
70 28 55 29 18
x 8 x 6 x 7 x 7 x 1
50 12 74 36 43
x 4 x 3 x 9 x 4 x 5
70 84 55 25 32
x 7 x 7 x 1 x 4 x 4

Урок математики в 4 классе

УМК: Школа России

Тема: Умножение многозначного числа на однозначное.

Цель: рассмотреть письменные приёмы умножения многозначного числа на однозначное, включая умножение именованных чисел; развивать навыки устного и письменного счёта

Задачи: создать условия для формирования у учащихся практических навыков умножения четырёхзначного числа на однозначное, организовать учебную деятельность на уроке через сотрудничество с учащимися,воспитывать интерес к математике, активность, внимание учащихся.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, коллективная, индивидуальная, в парах.

Оборудование и источники информации: проектор, презентация, карточки с заданиями для самостоятельной работы, «лестница успеха», компьютер, раздаточный материал (оценочные листы). Учебник: М.И.Моро «Математика» 4 класс, часть 1, рабочая тетрадь по математике.

Личностные УУД: развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или предложенных заданий; умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные УУД: участие в групповой работе с использованием речевых средств для решения коммуникативных задач; использование простых речевых средств для передачи своего мнения; проявление инициативы в образовательном процессе.

Познавательные УУД: добывание новых знаний из текста учебника, раздаточного материала; переработка полученной информации для формулировки выводов.

Прогнозируемые результаты:

Предметные:

  • уч- ся знают алгоритм умножения многозначного числа на однозначное.
  • умеют умножать многозначное число на однозначное, включая умножение именованных чисел.

Метапредметные:

  • умеют ставить учебную задачу и самостоятельно формулировать выводы.
  • умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать

Личностные: -умеют сотрудничать со сверстниками.

СЦЕНАРИЙ УРОКА.

1. Мотивирование к учебной деятельности – 1-2 минуты

Цель: включение обучающихся в деятельность

Я рада приветствовать вас.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно!

Нас оно торопит в класс-

Математика у нас!

Подравнялись, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

Проверьте осанку. Настройтесь на работу.

Сегодня на уроке нам с вами предстоит думать, решать, отвечать на вопросы, изучить новую тему. Поэтому я вас попрошу быть внимательными, активными. На уроке вы будете себя оценивать сами за каждый вид работы, а в конце урока нужно выставить себе общую оценку.

Открываем тетради и записываем число, классная работа.

2. ТЕСТ (раздать карточки).

    Компоненты умножения

А) уменьшаемое, вычитаемое

Б) множитель, множитель

    От перестановки множителей произведение

А) меняется

Б) не меняется.

3. При умножении любого числа на 0 получается

    При умножении любого числа на 1 получается

Б) тоже число

    Чтобы найти неизвестный множитель, надо

А)произведение умножить на известный множитель

Б)произведение разделить на известный множитель

Проверка, ответы сбоку на перевёрнутых карточках. Проверяем в парах. Если всё совпадает, ставьте рядом знак «+», а если вы нашли ошибку « - «

    Если я отвечал(ла) без ошибок, то на 5.

    Если я отвечал(ла) с небольшими недочётами, то на 4.

    Если я отвечал(ла) с ошибками и мало работал, то на3.

    Если я не отвечал и просидел этот этап, то немедленно включаюсь в работу и оценю себя на следующем этапе

Кто не допустил ни одной ошибки?

Поставьте оценку в лист самооценки

Замечательно. Эти знания нам пригодятся сегодня на уроке.

    Устный счёт - 5 минут

Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”

    Давайте начнём устный счёт с математической разминки.

Предлагаю вам ответить на вопросы в быстром темпе

Первый день недели? (понедельник)

Знак для обозначения числа (цифра)

Знак вычитания в математике? (минус)

Самая маленькая единица длины

Отрезок, равный 100см

60 минут - это?

Расстояние равное 1000 метрам это-?
- Промежуток времени в 100 лет

Сколько хвостов у семи псов? (7)

Сколько пальчиков на руках у четырех мальчиков? (40)

Сколько ушек у пяти старушек? (10)

Сколько ушей у пяти малышей? (10)

В вазе стояло 27 тюльпанов и 8 нарциссов.

Сколько тюльпанов стояло в вазе? (17)

2. Карточки (Примеры -три ученика за партой).

Выполнить действия и записать ответы.

1:1+0:328+328:1;

2098*0+1*(107+0:4267)+422:1;

830-4*(25-0)-732:732.

(329, 529, 729).

    На уроке нам необходимы знания таблицы умножения. Повторим?

Таблица умножения - интерактивный тест.

Создание проблемной ситуации- 4-5 минут

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Перед вами примеры. (на доске)

Что общего в записанных выражениях?

Как легче их решить?

Какое свойство умножения использовали? (переместительное свойство умножения.)

а * в = в * а

Какой пример при решении вызвал бы у вас затруднение?

Почему? (мы не умножали четырёхзначные числа на однозначное)

Формулирование темы урока

ПОЯВИЛАСЬ ПРОБЛЕМА, МЫ НЕ УМЕЕМ РЕШАТЬ такие примеры.

Чему будем учиться?

Кто может сформулировать тему урока (умножение многозначного числа на однозначное)

Какую цель вы поставите перед собой на уроке?
(Научиться умножать многозначное число на однозначное, найти новый способ.)

Совершенно верно. Молодцы.

Оценочный лист -1 ступенька « лестницы знаний»

«Открытие» детьми нового знания 7-8 минут

Построение проекта выхода из затруднений.

Проблема: не умеем умножать многозначные числа на однозначное число.

Подумайте, каким образом мы будем добывать новые знания умножения? Я предлагаю вам два способаоткрытия новых знаний .

Мы можем:

    Послушать объяснение учителя, т.е. я вам сама объясню материал

    Добыть знания самим

(на основе ранее полученных знаний, попробуйте добыть знания сами.)

Что вы выбираете?

Решать поставленную вами цель будем вместе.

Ребята, давайте вспомним уроки информатики.

Что нужно знать при выполнении любого действия? (Алгоритм выполнения действия).

Мы умеем умножать трёхзначные числа на однозначные. Умеем!

А как вы думаете, будет ли он отличаться, если будем умножать на 4,5 -значное число?

Значит, как будем умножать многозначные? (так же как и трёхзначные числа)

Вспомним, как умножали трёхзначные числа и составим алгоритм

С чего начнём? (с единиц)

Составление алгоритма (слайд)

Где вы можете проверить правильность своих рассуждений?

Откройте учебники и на странице 77 прочитайте правило.

Всё ли правильно мы сделали.

Вывод: Мы открыли алгоритм умножения 4, 5- значного числа на однозначное. Благодаря алгоритму мы сможем выполнить умножение без ошибок. Запомните, математика – точная наука. Записываем единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.

Алгоритм составлен, кто побудет в роли учителя и объяснит, как выполнить пример на умножение многозначного число на однозначное?- (объяснение учеником)

Оценочный лист - вторая ступенька «лестницы успеха»

Включение в систему знаний и повторение 4-5 минут .

Закрепим полученные знания, открыли учебник на странице 77. Давайте решим примеры для закрепления. (по 1 человеку у доски)

Ф изку льтминутка . Гимнастика для глаз.

В математике нам встречаются не только числа натурального ряда, но и именованные числа. Умножение этих чисел выполняется точно также. Смотрим на доску.

    19400 м = 19 км 400 м (записываем ответ)

    Запишите его в тетрадь.

    Давайте решим ещё 1 пример. К доске ….

26 м 85 см х 7 =

Оценочный лист - третья ступенька «лестницы знаний.

Самостоятельная работа с самопроверкой 4-5 минут.

Проведём небольшую самостоятельную работу

Проверьте, правильно ли решены примеры Найдите ошибки и вычислите правильно:

7 327 16 145

ͯ 6 ͯ 4

Молодцы. Вы быстро справились с работой. Проверяем.

Кто нашёл ошибки?

Кто сомневался, испытывал затруднения?

Оценочный лист

Оценочный лист - 4 ступенька «лестницы знаний.

Самостоятельная работа с разноуровневыми заданиями- 7 минут

1 уровень: на « 3»- решить примеры на умножение, записывая их в столбик

2 уровень: на «4»-найти примеры на умножение (найди 2 примера на умножение и реши в тетради в столбик

Увеличь 6 075 на 6

Увеличь 6 175 в 5 раз

    Уменьши 5 643 в 3 раза

    3 уровень: на «5»-решить задачу из Р.т. , связанную с действием умножения

Выполни в тетради только решение задачи

Проверка , сбоку ответы на перевёрнутых карточках.

Оценочный лист - 5 ступенька «лестницы знаний.

Итог урока: Что сегодня на уроке нам удалось, а над чем ещё надо поработать.

Что удалось…

Давайте вспомним, какие цели мы перед собой ставили?

Чему научились?

Пригодятся эти знания в жизни?

Над чем надо ещё поработать …

Что нужно повторить к следующему уроку?

Нижняя ступенька– плохо понимаю новый материал, у меня ничего не получилось;

средняя ступенька, у меня были проблемы;

верхняя ступенька– мне всё удалось

Я довольна вашей работой на уроке.

Все сегодня работали очень хорошо.

Оценки за урок получают

Рефлексия учебной деятельности.

На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтые и облачка.

Если понравилось занятие и было интересно - лучики желтого цвета прикрепить к солнышку

Было неинтересно- прикрепить облачка голубого цвета

VIII . Домашнее задание.

Вам нужно потренироваться дома

Молодцы! Спасибо за хорошую работу!

Тема урока: "Письменное умножение многозначного числа на однозначное". 4-й класс

Цели:

    познакомить учащихся с приёмом письменного умножения многозначного числа на однозначное, включая умножение именованных чисел;

    совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки; развивать умение решать задачи;

    закреплять умение рассуждать, делать выводы.

1. Орг. момент.

Начинается урок,
Он пойдёт ребята впрок.
Постарайтесь всё понять.
Будем правильно считать.

А сейчас нашу работу мы начнём с “зарядки для ума”.

2. Устный счёт.

1 . Первое задание - прочитайте числа в порядке убывания:

2076901, 20780, 258999, 2078000.

2. Найдите значения выражений удобным способом:

2608 + 529 + 392 + 271=

1016 + 704 + 250 + 884 + 296=

3. Вычислите:

4. А теперь вспомним именованные числа.

Самая короткая река в мире находится в Америке. Её длина – 134 метра. Сколько это см?

Самое глубокое озеро Байкал – 1940 метров. Выразите это в км и м.

Вечная мерзлота в Сибири – 1 км 370 м. Сколько это метров?

Самый толстый лёд – 4776 м. Выразите в км и м.

Самый высокий водяной смерч – 1 км 528 м. Сколько это метров?

5. Решаем задачу. На 1 пальто пошло 4 метра ткани, на 1 пиджак на 2 метра меньше.

Сколько метров ткани пошло на пиджак? Сколько метров ткани пошло на 4 пиджака, на 3 пальто, на 1 пальто и 1 пиджак вместе, на сколько больше ткани пошло на пальто, чем на пиджак? Как узнали?

Запись на доске:

1 пальто – 4 м

1 пиджак - ? на 2 м меньше

3. Новая тема.

Молодцы! Вы хорошо поработали на разминке. А сейчас переходим к следующему этапу нашего урока.

1. Для начала мы повторим известные вам свойства умножения.

(на доске поочерёдно вывешивать карточки)

а х в = в х а

Как называется это свойство? (переместительное)

В чём его смысл? (от перестановки множителей произведение не меняется)

(а + в) х с = а х с + в х с

Как называется это свойство? (распределительное)

В чём его смысл? (при умножении суммы на число можно умножить на него каждое слагаемое)

Молодцы! Сегодня нам понадобиться именно это свойство. (карточку оставить на доске)

2. Откройте тетради, запишите число, классная работа. С помощью распределительного свойства найдите значение произведения: 576 * 9 = (500 + 70 + 6) * 9 = 500 * 9 + 70 * 9 + 6 * 9 = 4500 + 630 + 54 = 5184

Что мы должны сделать? (разложить 576 на сумму разрядных слагаемых)

Записать на доске, дети комментируют.

Запишите пример в тетрадь.

3. На доске даны примеры. Решите их, пожалуйста, в тетради. Я даю вам на эту работу

(Примеры записаны в столбик, внизу ответы на перевёрнутых карточках).

Положили ручки. Давайте проверим: дети диктуют ответы, я переворачиваю карточку и прикрепляю к примеру магнитом.

Все справились? (да, нет)

Какой пример вызвал затруднение? (4)

Почему? (мы не умножали четырёхзначные числа на однозначное)

А теперь подумайте и скажите, какая тема нашего урока? (умножение многозначного числа на однозначное)

Совершенно верно. Молодцы. (записать на доске тему или открыть написанную)

Как вы умножали? (так же как и трёхзначные числа)

С какого числа начали? (с единиц)

Сейчас я решу пример на доске, а вы внимательно слушаете и запоминаете.

Начинаем умножение с единиц. 1 х 3 = 3 Записываем под единицами.

Умножаем десятки. 8 х 3 = 24 4 пишем под десятками, 2 запоминаем.

Умножаем сотни. 2 х 3 = 6 да ещё 2 сотни = 8, записываем под сотнями.

Умножаем тысячи. 4 х 3 = 12 2 пишем под тысячами, 1 под десятками тысяч.

Умножение закончили. Ответ: 12843.

Запишите пример в тетрадь. Откройте учебник на стр. 73, прочитайте правило. Давайте решим несколько примеров для закрепления. (по 1 человеку у доски)

4. Положили ручки. В математике нам встречаются не только числа натурального ряда, но и именованные числа. Умножение этих чисел выполняется точно также. Смотрим на доску.

19400 м = 19 км 400 м (записываем ответ)

Запишите его в тетрадь. Давайте решим ещё 1 пример. К доске ….

26 м 85 см х 7 =

4. Физкультминутка.

Встали, плечи выровняли, вдох, выдох. Наклон головы влево, вправо, влево, вправо, вперёд, назад, вперёд, назад. Поворот левым и правым плечом. Повороты кистей рук влево, вправо. Молодцы. Сделали вдох, выдох, тихо сели. Работаем дальше.

5. А сейчас открыли учебник на странице 73, решаем задачу №355.

Читает … О чём говорится в задаче? (сшили 6 простыней, расходуя по 2 м 20 см полотна, и 8 наволочек, расходуя по 1 м 25 см полотна)

Что такое простыни? Наволочки?

Какой вопрос можно поставить к задаче? (Сколько всего метров ткани израсходовали на простыни и наволочки?)

А ещё какой вопрос можно поставить? (На сколько меньше ткани израсходовали на наволочки, чем на простыни?)

Давайте ответим на 1 вопрос. Записываем краткое условие (учитель записывает на доске).

6 прост. – по 2 м 20 см

8 нав. – по 1 м 25 см Всего?

Сможем ли мы сразу ответить на вопрос? (нет или да)

Почему? (мы не знаем, сколько израсходовали ткани на 6 простыней и 8 наволочек)

Как мы узнаем, сколько пошло ткани на 6 простыней? (мы должны 2 м 20 см х 6)

Что для этого вы должны сделать? (крупные единицы заменить мелкими, а затем умножить на 6)

Как мы узнаем, сколько пошло ткани на 8 наволочек? (мы должны 1 м 25 см х 8)

Что для этого вы должны сделать? (крупные единицы заменить мелкими и умножить на 8)

Какой главный вопрос в задаче? (сколько всего ткани пошло на простыни и наволочки)

Действия задачи запишите так же, как и предыдущие примеры с именованными числами. Решение задачи запишите самостоятельно.

6. Закрепление.

Молодцы. Вы быстро справились с задачей. Теперь небольшая самостоятельная работа. (раздать карточки с примерами) Если останется время, проверить.

1 вариант.

2 вариант.

7. Итог.

Все сегодня работали очень хорошо. Оценки за урок получают самые активные…

С чем мы познакомились на уроке?

Как выполняется умножение многозначного числа на однозначное?

Запишите домашнее задание – стр. 73, № 357, правило.

Занимательные задачи.

1. Масса рыбы 3 кг плюс половина всей массы. Какова масса рыбы?

2. В Межзвёздной империи 537 звёздных систем, а в Межзвёздном королевстве на 260 систем меньше. Сколько всего в них звёздных систем?

3. На ферме 7 быков весом 240 кг каждый и один бык весом 330 кг. Какова масса всех быков?

4. Крепость построили за 539 лет до 2000 года, а дворец на 250 лет позже. В каком году построили дворец?

5. 9 мальчиков получили по 4 пятёрки. 6 девочек тоже получили по несколько пятёрок, причём все они – одинаковое количество пятёрок. Количество пятёрок, которое получили все мальчики, равно количеству пятёрок, которое получили все девочки. Сколько пятёрок получила каждая девочка?

1) Правило умножения суммы на число учащиеся могут применить самостоятельно к устному умножению многозначных чисел на однозначное , например:

2100·3= (2000 + 100) ·3 = 2000·3+100-·3=6300

5007·4= (5000 + 7) ·4 = 5000·4 + 7·4 = 20028

Переход от устного умножения к письменному строят так, чтобы учащиеся поняли, что сущность вычислительного приема при устном и при письменном умножении на однозначное число одна и та же: используется правило умножения суммы на число, но письменное умножение начинается с низших разрядов, устное - с высших.

2) При ознакомлении с письменным умножением рассматривают пример на умножение трех- или четырехзначного числа на однозначное, где есть переходы через десяток или через сотню.

418·3. Сначала решают способом замены первого множителя суммой разрядных слагаемых и умножают сумму на число:

а) 418·3= (400+10 + 8)-3=400·3+ 10·3 + 8·3= 1200 + 30 + 24=1254

418·3=(8+10 + 400)·3= 8·3+ 10·3 + 400·3 = 24 +30+1200=1254

3
После этого знакомят с письменным умножением на однозначное число: показывают новую запись столбиком и дает подробное объяснение решения этого же примера. Надо умножить 418 на 3. Записываем второй множитель под единицами первого множителя. Проводим черту. Слева ставим знак умножения «X» (надо пояснить детям, что умножение обозначается не только точкой, но и таким знаком, хотя и здесь можно использовать точку). Начинаем письменное умножение с единиц. Умножаем 8 единиц на 3, получается 24 единицы. Это два десятка и 4 единицы. 4 единицы пишем под единицами, а 2 десятка запомним. 1 десяток умножим на 3, получим 3 десятка, да еще 2 десятка, получим 5 десятков. Пишем их под десятками. 4 сотни умножаем на 3, получим 12 сотен. Это 1 тысяча и 2 сотни. 2 сотни пишем под сотнями и 1 тысячу пишем на месте тысяч. Произведение 1254 .

Постепенно переходят к краткому объяснению, опускается название разрядных единиц, например:

4
Надо умножить 578 на 4. Умножаю 8 на 4, получится 32. Два пишу, а 3 запоминаю. 7 умножу на 4, получится 28, да 3. Всего 31; 1 пишу, а 3 запоминаю. Умножаю 5 на 4, получится 20, да 3. Всего 23; записываю 23. Произведение 2312. Можно кратко объяснить и так: четырежды восемь - тридцать два. Два пишу, 3 запоминаю. Четырежды семь - двадцать восемь и т. д.

Запись выполнят и в строчку578·4 = 2312.

В начале изучения темы учитель сообщает, что письменное умножение на однозначное число начинается с единиц, а позднее разъясняют, почему письменное умножение, начинают с низшего, а не с высшего разряда (неудобно приходится зачеркивать ранее записанные цифры) С этой целью решают пример двумя способами:



б) Рассмотрим случаи с нулями в первом множителе . Пусть надо 42300 умножить на 6.

В числе 42 300 содержится 423 сотни. Умножаем 423 сотни на 6, получится 2538 сотен, или 253 800.

в) Умножение однозначного числа на многозначное, используя переместительное свойство

На данном этапе решают примеры на умножение однозначных чисел на многозначные, используя переместительное свойство умножения: 913· 6, 4· 2836, 7· 1230 (136· 9, 2836· 4, 1230· 7).

г) Умножение многозначных чисел, у которых есть нули в конце и середине, используя переместительное свойство

д) Умножение величин, выраженных в метрических единицах.

Примеры решают по-разному: сразу выполнить умножение или сначала заменить составное именованное число простым, выполнить действие над отвлеченными числами и затем простое число заменить составным:

№ 22. ТАБЛИЧНОЕ УМНОЖЕНИЕ

Изучение таблицы умножения является центральной задачей обучения математике во 2 и 3 классе.

К табличному умножению относят случаи умножения однозначных натуральных чисел на однозначные натуральные числа, результаты которых находят на основе конкретного смысла действия умножения (находят суммы одинаковых слагаемых).

Результаты табличного умножения в соответствии с программными требованиями к знаниям, умениям и навыкам дети должны знать наизусть. Умножение с числом нуль, умножение с числами 1 и 10 относят к особым случаям.

Первые приемы составления таблиц умножения связаны со смыслом действия умножения. Результаты этих таблиц получают последовательным сложением одинаковых слагаемых.

Например:

Умножение числа 2

Расположенный рядом рисунок помогает ребенку получить результат пересчетом фигурок. При небольших значениях множителей прием сосчитывания для получения табличного значения произведения вполне приемлем, и учитель им часто пользуется при получении результатов таблиц значений умножения чисел 2, 3, 4. Приведенный пример показывает, что этот прием удобен лишь при небольших значениях второго множителя.



При значении второго множителя больше 5, удобнее использовать для получения результатов табличных значений другой прием: прием прибавления к предыдущему результату.

Например:

Вычисли и запомни:

2 6 = 2 5 + 2 = ...

2 7 = 2 6 + 2 =...

В учебнике математики для 2 класса этот прием дан более пространно, и поэтому не всегда правильно понимается с точки зрения техники выполнения: 2+2+2+2+2+2 2 6

Аналогичным образом составляется таблица значений умножения числа 3.

Следующим приемом, на основе которого составляются таблицы значений умножения чисел, является прием перестановки множителей.

Этот прием фактически является первым математическим законом относительно действия умножения в начальной школе.