Каждый гитарист знает, что медиатор для гитары - это такая тонкая заостренная пластина, которой при игре ударяют по струнам. Но откуда появилось это название?
Всё очень просто. Слово «медиатор» произошло от латинского слова mediator, что означает «посредник». Ведь это и вправду посредник - между вашими пальцами и струнами гитары.
Но иногда медиатор для гитары называют странным словом «плектр». На самом деле ничего странного тут нет: это слово произошло от древнегреческого plectron - от plesso, «ударять» (в том числе и по струнам).
В нашей стране больше прижилось слово «медиатор», а вот в английском языке медиатор всегда называют плектром (plectrum). В английской разговорной речи плектры называют еще проще - picks.
По толщине медиаторы делятся следующим образом:
Чем толще медиатор, тем сильнее будет атака и более мощное звучание гитары. Но это нужно не всегда - например, на акустических гитарах играют «чесом» тонкими медиаторами, чтобы добиться звона струн.
Чаще всего медиаторы для гитары изготавливают из пластмассы.
Под пластмассой подразумевается несколько полимерных материалов. Из нейлона обычно делают медиаторы толщиной до 1 мм. Такие медиаторы отличаются мягкостью и гибкостью, но быстро изнашиваются.
Запатентованные американской химической фирмой DuPont материалы Tortex и Derlex также используются в гитарных медиаторах. Они имеют немного шероховатую на ощупь поверхность и лучше держатся в пальцах. Износ долгий. По толщине имеют диапазон от Light до Heavy.
Еще одна разновидность пластмассы - Ultex. Имеет немного блестящую поверхность, изнашиваются медленно.
Есть и другие полимерные материалы, из которых изготавливают медиаторы - делрин, лексан, акрил и пр. Все они имеют примерно одинаковые эксплуатационные характеристики с минимальной разницей в звучании.
Но существует множество других материалов, находящих определенный спрос у гитаристов. Вот некоторые из них.
Медиатор из панциря черепахи. Многие думают, что такими пользовались еще в начале прошлого века, однако и сегодня такие медиаторы можно найти на ebay - стоят они около 20 долларов и изготавливаются вручную. Изнашиваются быстрее, чем пластмассовые, но у них есть при этом одна особенность - даже очень тонкие костяные медиаторы имеют большую жесткость и не прогибаются.
Металлические медиаторы. Дают звонкое звучание с металлическим оттенком. Струны изнашиваются быстрее. Многие (например, Брайан Мэй) используют не металлический медиатор, а монету.
Керамические медиаторы. При игре выдают звук, похожий на звук при ударе ногтем о струну. По остальным характеристикам похожи на пластмассовые гитарные медиаторы, за исключением того, что не гнутся.
Деревянные медиаторы. При игре таким медиатором звучание теплое, мягкое. Деревянные медиаторы стачиваются довольно быстро, поэтому их изготавливают только из твердых сортов древесины.
Если существуют стеклянные слайды, то почему бы не сделать и стеклянные медиаторы? И они существуют! Медиаторы для гитары из стекла тяжелые по весу и, естественно, твердые. Но, может быть, именно это вам и требуется?
Медиаторы из камня. Бывают и такие - вероятно, раньше всех их начали изготавливать пещерные люди. Но каменные медиаторы можно встретить и сегодня. Например, фирма Pick Boy изготавливает их из полудрагоценного агата. Полированные медиаторы получаются очень красивые, с прожилками.
Карбоновые медиаторы. Углепластик - современный и технологичный материал. Медиаторы для гитары из углепластика могут быть очень тонкими, легкими, но при этом сверхтвердыми. Выдают плотное, жесткое звучание. Следует иметь в виду, что после игры на пальцах у вас может остаться угольная пыль.
Надо заметить, что разница в звучании медиаторов, изготовленных из разных материалов, есть, но она совсем небольшая. Гораздо больше на звук влияет толщина и масса медиатора.
Чаще всего медиатор для гитары можно изготовить любой формы, особенно из материалов, получаемых литьем. Но среди всего этого медиаторного многообразия все же можно выделить несколько популярных форм.
Стандартная форма . Медиаторы именно такой формы выпускаются больше всех.
Каплевидная форма.
Джаз. Выпускает Dunlop.
Треугольник
Акулий плавник
Найти именно «свой» медиатор - задача непростая. У каждого гитариста свои собственные требования к медиатору, его форме и размерам, толщине и материалу. Часто гитаристы используют разные медиаторы, играя на разных гитарах. Так что гитарист сможет осознанно сделать выбор, только поиграв большим количеством самых разнообразных медиаторов.
К счастью для нас медиаторы для гитары стоят не так и дорого, и перепробовать разные варианты может даже гитарист с ограниченным бюджетом. Дерзайте!
Все характеристики медиатора, такие как его толщина, материал и форма напрямую влияют на звучание гитары. Медиатор довольно часто теряется, стирается поэтому вопрос, чем можно заменить медиатор для гитары очень актуален.
Данный инструмент можно сделать самостоятельно из подручных средств, главное, чтобы материал быть гибким и прочным.
Какой материал выбрать
Каждый материал имеет свои особенности, которые будут влиять на звучание.
- Металл – такой медиатор обеспечивает резкий и яркий звук, однако он будет не самым лучшим решением для акустической гитары.
- Кожа – вырежьте медиатор из кожаного ремня. Он поможет получить качественный басовый звук. Кожа делает звучание гитары приглушенным, густым.
- Пластик – для такого медиатора подходит любое пластиковое изделие. Нужно лишь поэкспериментировать с толщиной и формой, подбирая под себя самый удачный вариант.
- Пластиковая карта – будет самым удачным решением для изготовления медиатора, поскольку она будет полностью соответствовать параметрам оригинала.
Как сделать медиатор из пластиковой карточки
Нанесите на карточку шаблон медиатора маркером и вырежьте его обычными ножницами. Также можно просто отрезать край карточки, он и будет выступать в роли медиатора. Острые края закруглите с помощью наждачки или пилочки для ногтей. По желанию можете покрасить медиатор в необходимый цвет.
Для изготовления металлического медиатора использовать лучше ножницы по металлу, обычными его вырезать не получится.
Для обрезки кожи используйте специальный резак. Чтобы медиатор было проще и удобней держать в пальцах, закрепите на нем несколько скоб при помощи степлера или обмотайте его изолентой.
Медиатор из папки-планшета
Самым идеальным материалом для самодельного медиатора будет полихлорвинил, из которого изготавливают папки-планшеты. Чтобы сделать медиатор следуйте простой инструкции.
- Отрежьте один уголок от папки с помощью обычных ножниц.
- В результате получится треугольник со слишком острыми углами.
- Срежьте теми же ножницами уголок от медиатора.
- Медиатор готов.
Главный недостаток – им не очень удобно играть. Однако, можно постоянно вырезать новый инструмент, добиваясь максимального комфорта.
Найти замену медиатору довольно просто. Для этой цели подходит все, что можно держать двумя пальцами. Его можно вырезать из пластиковой карточки, линейки или даже капроновой крышки. Нужно лишь включить фантазию и экспериментировать с каждым вариантом.
Это очень важно!
Гитарный медиатор - это один из элементов , который имеет наибольшее значение для вашей и звучания вашего инструмента. Вам стоит уделить особое внимание тому как правильно держать медиатор.
Вы можете встретиться с очень многими способами как держать медиатор, при этом нельзя с абсолютной уверенностью заявить, что каждый конкретный способ держать медиатор является самым правильным.
Тем не менее, подавляющее большинство профессиональных гитаристов применяют следующий способ хвата медиатора:
(остальные пальцы могут быть либо свободно разжаты - выпрямлены, либо согнуты, смотрите, как Вам удобнее)
Угол изгиба указательного пальца у всех индивидуальный, главное чтобы кончики пальцев не выступал за кончик медиатора.
И всё таки я рекомендую хват медиатора двумя пальцами, при котором остальные пальцы разжаты, на мой взгляд при таком способе свободные пальцы не будут мешать при игре и задевать струны, давая медиатору больше пространства для манёвра.
Возможно ли научиться подбирать на гитаре "на слух"?
В поддержку своего выбора предлагаю обратить внимание на то как держать медиатор многие(да почти все) известные гитаристы играющие на электрогитаре и не только.
Меня очень удивило, когда я тестировал различные медиаторы, что издаваемый звук на одной и той же гитаре имел совершенно разное звучание. Раньше мне даже в голову не приходило, что это настолько существенно.
Кроме звучания, медиатор влияет на комфорт игры, точность, контроль над звуками и артикуляцией, также на техническую свободу и много других аспектов.
Поэтому очень важно уделить немного времени тому чтобы сделать правильный выбор медиатора для начинающих.
Выбор медиатора - это вопрос индивидуальный, но есть несколько универсальных правил.
Прежде всего, нужно определиться, что вы хотите играть.
Толщина медиатора для акустической гитары должна быть средней , но здесь тоже всё индивидуально. Добавлю что на мой взгляд медиатор для акустической гитары ни чем не отличается от медиатора для электрогитары.
Все аккорды на гитаре 6 струн
А вот медиатор для баса более толстый, но на бас гитаре и струны значительно толще.
Насчёт медиатора для нейлоновых струн, мне кажется такого понятия не существует, выбираете медиатор по звуку и удобству.
Как самому сделать медиатор? Самодельный медиатор вполне можно сделать своими руками в домашних условиях из подручных материалов, вырезать из пластиковой карты например, я в своё время вырезал их из пластинок), дёшево и сердито.
Вместо медиатора подойдёт любой пластик подходящий по толщине. Конечно это будет непрофессиональный медиатор, но как говорится "на безрыбье и рак рыба". Помню даже монеткой играл, хотя конечно это очень вредно для струн.
Сейчас можно за очень скромные деньги купить набор медиаторов для гитары на Aliexpress или специальный дырокол для медиаторов.
.
Да всем что можно взять двумя пальцами).
Скачайте 3d модель медиатора с размерами 1 к 1 в формате DWG - для SolidWorks и в формате для распечатывания на 3d-принтере и изготовьте медиатор самостоятельно.
Для игры аккордами вы можете использовать более тонкий медиатор нежели для игры соло, так как игра аккордами не требует большой точности. По этой же причине лучше использовать более округлые медиаторы, чем острые.Для игры соло не рекомендую использовать медиаторы тоньше чем 1мм . Почему? Потому что они слишком гибкие, мягкий медиатор не способствует точному извлечению ноты при игре соло.
Следует иметь в виду, что медиатор гитариста не покупается „на годы”. В зависимости от интенсивности игры, медиатор придётся заменить на новый, кому-то хватает на пол года, а некоторым едва хватает на несколько дней .
Когда вы увидите, что край медиатора заметно сточился, это значит, что пора идти в музыкальный магазин.
Это важно, так как по мере износа медиатор начинает влиять на звучание далеко не в лучшую сторону, так же износ существенно сказывается на технике и точности игры.
Определитесь с тем как вы будете держать медиатор(переучиваться будет сложно), и подберите свой первый медиатор необходимой и удобной Вам толщины – всё это действительно важно, особенно на начальном этапе обучения.
Джазовые музыканты и исполнители блюза ввели такую удобную вещь, как медиатор. Благодаря ему звук становится намного ярче. Первый плектр был изготовлен из черепашьего панциря. Но не каждый музыкант мог себе позволить такой дорогой материал. На помощь пришла смекалка. Как можно сделать медиатор своими руками - узнаем из статьи.
Намного проще зайти в любой магазин музыкальных инструментов и приобрести уже готовый аксессуар. Но истинный музыкант не станет прибегать к простому решению. Важно, чтобы плектр идеально подходил гитаристу:
Люди, непросвещенные, могут решить, что нет никакой разницы, какой пластинкой ударять по струнам. И ошибутся. От плектра зависит многое.
Чтобы сделать идеальное приспособление, необходимо иметь следующие инструменты:
Инструменты стоит подготовить заранее.
Чтобы плектр стал главным помощником в игре на гитаре, нужно выбрать правильный материал, из которого будет изготовлено приспособление. Из чего можно сделать медиатор:
При необходимости можно использовать компьютерные диски.
Кожаные плектры используются для игры на гуслях и укулеле. Изготавливаются из очень плотной мелковолокнистой кожи.
На заметку! При использовании аксессуар не лохматится, а стачивается ровным срезом.
Толщина, примерно 3,5-4 миллиметра. Медиатор для гитары из кожи своими руками можно изготовить из старого, ненужного ремня. Звук от такого аксессуара получится густой, приглушенный.
Такой аксессуар предназначен для электрогитар. С его помощью выжимается характерный звук. Сделать металлический медиатор в домашних условиях можно из листового металла.
Внимание! Используют приспособления из этого материала не так часто, потому что струны от металла изнашиваются быстро, да и для акустических гитар металл подходит.
Из металла изготавливают мизраб - кольцо с когтем. Приспособление используется для игры на таре и ситаре. Кольцо надевается на указательный палец в области ногтя, а сам коготь выступает на полсантиметра для защипа струн.
Наиболее распространенный материал. В алюминиевую форму заливается жидкий пластик. Там будущий медиатор остается до полного остывания пластмассы.
Дома же сделать медиатор можно из любой детали из пластика. Можно экспериментировать с формой, толщиной и гибкостью.
Пластиковые банковские карты - замечательный вариант для плектра. Материал легко гнется, не ломаясь, выдает «правильный» звук на бас-гитаре. Медиатор, изготовленный из пластиковой карты - быстрый и доступный вариант важного приспособления.
При помощи тисков и напильника можно изготовить плектр из монеты. Тут важно правильно обработать края и уменьшить толщину монеты, иначе звук будет плохим. Принцип звучания тот же, что и у приспособлений из металла.
Приспособления изготавливают из твердых пород дерева. Такой материал продлевает срок службы аксессуара. Звук при игре таким аксессуаром выходит теплый, мягкий.
Диски обладают высокой износостойкостью. Поэтому медиатор из диска будет служить верой и правдой долгое время. При изготовлении плектра из диска важно аккуратно вырезать форму, чтобы не появились трещины, и тщательно обработать рабочую область.
Кроме плектров, из вышеперечисленных материалов можно встретить более эксклюзивные приспособления, изготовленные из панциря черепахи, эпоксидной смолы, стекла, камня, керамики, кокосового ореха, слоновой кости и карбона.
По формам различают такие виды приспособлений:
По толщине плектры условно делят на три вида:
Размер медиаторов варьируется от 25 миллиметров до 39 миллиметров. Все зависит от индивидуальных особенностей и предпочтений гитариста. Главное, чтобы приспособление не выскальзывало из руки.
После выбора материала, формы, толщины и размера плектра наступает этап создания идеального помощника для игры на гитаре. Процесс изготовления приспособления пошагово:
Самый ответственный этап - доведение до совершенства. При помощи среднезернистой наждачной бумаги убираем заусенцы и неровности. Можно обработать плотной тканью, например, джинсой.
Чтобы изготовить идеальный медиатор, стоит обратить внимание на отдельные моменты:
Чтобы не потерять самостоятельно изготовленный плектр, стоит продумать, где его хранить. В магазинах музыкальных инструментов можно подобрать специальный держатель для медиаторов. Существуют такие виды держателей:
Важно помнить, что подбор медиатора сугубо индивидуален. Ни один совет знакомых или специалистов не поможет в этом тонком деле. Для каждого музыканта подойдет свой плектр.
А вот сегодня решил написать о самих медиаторах для гитары (их еще называют плектрум). Т.е., какие медиаторы бывают? Из чего сделаны? Какой размер медиатора «из гуд энаф»? Как выбрать медиатор для себя? Ну, и подобные животрепещущие вопросы, которые волнуют, надеюсь не одного меня.
Скажу сразу, что я так и не нашел идеального медиатора для себя. Почему? Ну, наверно, потому, что они все хороши. Но, как говорится, одну лучше для одного, другие для другого. К сожалению, нет в этом мире ничего универсального…
Слева направо: Стандартный, Капля(Teardrop), Джаз(Jazz), Равносторонний треугольник, Акулий плавник
Вот некоторые из них на картинке.
Слева направо:D"Andrea на большой палец, Alaska на все пальцы («накладные ногти), Ernie Ball на большой палец
Средний размер: 0,65 – 0,73 мм
Яркости в звуке поменьше, чем у тонких медиаторов
. Отлично подходит, как для чеса, так и для взятия отдельных нот.
Толще среднего: 0,73 – 0,88
В звуке уже начинает появляться, как серединка, так и бас. Атака струн сильнее, чем у двух предыдущих, что, собственно, логично. Хорош, как для чеса, так и для отдельных нот.
Толстый: 0,88 – 1,0 мм
Хорош для отдельных нот и для игры ритма. Такой медиатор
отлично использовать в роковых стилях, когда надо «выбивать» звук из гитары, звукоизвлечением контролируя уровень гейна или громкости. Из-за сильной атаки в звуке присутствует весь звуковой спектр: высокие, средние частоты, бас. Так же может присутствовать призвук самого медиатора, но это больше зависит от материала, из которого сделан медиатор, нежели от толщины.
Очень толстый: 1,14 – 3 мм
Лучше всего подходит для тяжелого ритма и соло-партий. Кому-то будет сложней «чесать». Хорошая отдача от струн по всему диапазону: бас, средние и высокие частоты. Тут уж призвук от медиатора слышен во всей красе. Легко контролировать, как силу так и направление удара, из-за толщины медиатора. Про „выбивать звук“ тоже актуально.
Дерлин (Derlin)
Яркий, быстрый, гладкий. Обычно, это медиатор из тотекса/дерликса, но хорошо отполированный.
Целлулоид
Отличный материал. Гладкий на ощупь. Теплый звук. Хорош, как для ритма, так и для ведущих партий. Обычно поверхность полированная.
Нейлон
Глянцевая и ровная поверхность. Гнется очень сильно. Медиаторы из нейлона могут быть очень тонкими, соответственно, снашиваются такие медиаторы быстро. Отлично подходит для чеса с мягких звуком. Минимум призвуков от медиатора.
Поликарбонат
Ощущения и звук, как от смешения целлулоида и дерлина. Может быть стеклянный призвук, в зависимости от толщины медиатора.
Лексан (Lexan)
Твердый материал, который напоминает стекло. Блестящее покрытия. Почти не гнется. Обычно, медиаторы из лексана имеют толщину более 1 мм. Быстро снашивается. В звуке стеклянный призвук.
Металл
Твердый. Сильная атака. Хорошо слышно призвуки от медиатора.