Отбор языковых средств. Публицистический стиль. Его особенности. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Влияние разговорной и книжной речи на тексты СМИ

Штукатурка

В публицистическом стиле реализуется языковая функция воздействия (агитации и пропаганды), с которой совмещается чисто информативная функция (сообщение новостей). В публицистических произведениях затрагиваются вопросы весьма широкой тематики -- актуальные вопросы современности, представляющие интерес для общества: политические, экономические, моральные, философские, вопросы культуры, воспитания, повседневного быта. Публицистический стиль находит применение в общественно-политической литературе, периодической печати (газетах, журналах), политических выступлениях, речах и собраниях. Отсюда и отбор языковых средств.

Лексика – книжная (самопожертвование, милосердие, отечество и т.д.), разговорная (шумиха, мужик и т.д.), просторечная (денежки, одичать, круто и т.д) и диалектная лексика, фразеология (позволяет точно и быстро дать информацию, могут нести позитивную и негативную оценку:сокращение вооржений, гонка вооружений, желтая пресса), в последнее время употребляется научная терминология (принтер, сканер, интернет). Используют речевой стандарт –устойчивое в своем составе и воспроизводимое языке средство, не вызывает негатива и обладает четкой семантикой,экономично выражает мысль, способствуя быстроте передачи информации – «встать на трудовую вахту, гуманитарная помощь и т.д). Штамп – шаблонный оборот речи, не вносит ничего нового в содержание высказывания, а лишь засоряет предложение (на данном этапе, в целях распространения).

Словообразование – иноязычные приставки - «а-,анти-,архи-,нео-, контр- гипер- и т.д. (антивоенный, неонацисты); суффиксальные образования сущ «-ость, -ство, -щина, и т.д. (солидарность, братство), -ист, -ник 9коммунист, заочник). Аббревиатуры в целях экономии речевых средств (ООН, ЖЕК.)

Морфолог. особенности - Для пуб. ст хар-но употребление мн.ч. сущ (наши отцы, деды, круги, разговоры), не свойственно преобладание форм настоящего времени гл – в равной степени употребляются формы наст и прошедшем времени.



Синтаксические – употребление эмоционально и экспрессивно окрашенной конструкции: восклицательные предложения, риторические вопросы, повторы, обратный порядок слов предложении (инверсия, используются однородные члены предложения (употребление их парами, повторение, градация).

Использование троп – слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения художественной выразительности (эпитеты, метафоры, олицетворение, метанимия, синекдоха, перифраза).

Важно отметить, что соблюдается:

Экономия языковых средств, лаконичность изложения при информативной насыщенности;

Отбор языковых средств с установкой на их доходчивость,

Наличие общественно-политической лексики и фразеологии, переосмысление лексики других стилей (в частности, терминологической) для целей публицистики;

Использование характерных для данного стиля речевых стереотипов, клише;

Жанровое разнообразие и связанное с этим разнообразие стилистического использования языковых средств: многозначности слова, ресурсов словообразования (авторские неологизмы), эмоционально-экспрессивной лексики;

Совмещение черт публицистического стиля с чертами других стилей (научного, официально-делового, литературно-художественного, разговорного) обусловленное разнообразием тематики и жанров;

Использование изобразительно-выразительных средств языка, в частности средств стилистического синтаксиса (риторические вопросы и восклицания, параллелизм построения, повторы, инверсия и т.д.).

Что касается устной публицистической речи, то она сочетает книжную и разговорную речь, так как она не готовится заранее. В парламентской речи, например, важны невербальные элементы (мимика, жесты), фонетические особенности (тембр, темп). Речь должна быть понятна и доступна.

Влияние разговорной и книжной речи на тексты СМИ:

1. Из разговорной речи пришли на газетную полосу различные эллиптические предложения - безглагольные фразы, характеризующиеся краткостью, энергичностью выражения: Новаторы -производству; Наш девиз -качество!

2. К средствам экспрессивного синтаксиса относятся номинативные предложения, обозначающие бытие, наличие того, что названо.

Яркий слепящий свет. Белые стены, потолок. Белый колпак, белая марлевая маска и над нею строгие глаза. И вновь белый потолок. Слабость такая, что не могу пошевелиться. Доктор сидит рядом с кроватью . (Из газет).

3. Широко используются в различных газетных жанрах так называемые сегментированные конструкции, или конструкции с "двойным обозначением".

Часы - и те здесь были палубные (Казак)

Инициатива - вот чего нам больше всего не хватает (Нагиб )

4. В различных публицистических жанрах широкое распространение получили присоединительные конструкции.Эпифраз- добавочное, уточняющее предложение или словосочетание, присоединяемое к уже законченному предложению.

Не зря ли приехали? Да еще с узлами, с чемоданами (Копт.)

В любом случае обращайся ко мне. В любую минуту (Чак.)

5. Особая выразительность присуща так называемой парцелляции. Парцелляция как средство усиления выразительности, действенный стилистический прием, позволяющий актуализировать смысловую и экспрессивную сторону высказывания, находит широкое применение в газетных жанрах. Например:

Убежден: к четырем-пяти годам ребенку вовсе не обязательно уметь читать и писать. Но его уже пора научить чувствовать. Красоту. Радость узнавания. Прелесть игры воображения.

6. Газетный текст часто начинается вводной конструкцией, указывающей на источник сообщения (Как сообщает наш корреспондент...; По данным Гидрометцентра ...).

7. Объективизация - вопрос, на который атвор отвечает сам. Это средство служит для высвечивания отдельных сторон основного вопроса по мере развертывания текста.

8. Риторический вопрос - это экспрессивное утверждение или отрицание.

9. Парантеза - самостоятельное, интонационно и графически выделенное высказывание,вставленное в основной текст и имеющее значение добавочного сообщения, разъяснения или авторской оценки. Напр: В США от сальмонеллы (это вам не куриная слепота!) ежегодно умирает 4000 человек.

10. Риторическое восклицание - показное выражение эмоций.11. Умолчание- невысказанность части мысли.

11.Парономазия- столкновение в одной фразе паронимов. Плюс раличные типы повторов . Например:

Эпанодос- повтор с отрицанием (Выбор с отсутствием выбора ).

12. На морфологическом уровне полиптотон - повтор слова в разных падежных формах (Он выступает во дворце Ленина, находящимся на площади имени Ленина, где стоит памятник Ленину).

13. Аппликация- вкрапление общеизвестных выражений (пословиц, поговорок, фразеологизмов и тд), как правило, в несколько измененном виде. (Требовали Горбачеву дать 10 лет без права переписки с Маргарет Тэтчер).

14. Что касается тропов, то самым употребляемым является метафора .

Широко распространен каламбур - остроумное высказвание, основанное на одновременной реализации в слове прямого и переносного значений или на совпадении в звучании слов с разными значенями: Коммунистам в Татарстане ничего не светит, даже полумесяц.

Еще один близкий метафоре троп- персонификация - перенесение на неживой предмет функций живого лица.

Ироническая окраска создается с помощью антономазии- употребления имени собственного в нарицательном значении или наоборот (певец Светланы, вместо Жуковский) .

Встречается употреблении синекдохи (перенос имени с целого на его частьи наоборот) и синекдохи числа (указание на единичный предмет для обозначения множества и наоборот).

Аллегория служит для того, чтобы через буквальный смысл текста указать на переносный смысл.

Конкурирующим с метафорой тропом является метонимия- перенос имени с одной реалии на другую по логической смежности.

Вопрос №9.

Жанры PR-текстов: тематическое, композиционное и языковое своеобразие. Композиция рекламных текстов.

Жанры PR-текстов: тематическое, композиционное и языковое своеобразие.

В современной PR-логии выделяют следующие жанры PR-текста:

1. Оперативно-новостные (информационно-новостные) жанры.

2. Исследовательско-новостные жанры.

3. Образно-новостные жанры.

4. Фактологические жанры.

5. Исследовательские жанры.

Оперативно-новостные жанры - это PR-тексты, которые оперативно передают не известную общественности информацию.

К ним относят, например:

1) пресс-релиз (основной информационно-новостной жанр PR-текста, представляющий событийную информацию о деятельности субъекта PR);

2) приглашение (жанр PR-текстов, направленный на информирование общественности с целью обеспечения максимального присутствия целевой аудитории на мероприятии, проводимом субъектом PR).

Объектом отражения является новость или новостное событие.

Предмет - событие или персона.

Цель - формирование оптимальной коммуникативной среды.

1. оперативность,

2. релевантность (мера соответствия получаемого результата желаемому результату),

3. фактологичность.

Важным для этого жанра является то, что своевременно поданная информация быстро считывается и совпадает с актуальными интересами целевой группы. Лаконизм, краткость и емкость подачи информации является следствием передачи PR-информации в виде точных фактов.

Исследовательско-новостные жанры включают в себя не оперативную, но актуальную информацию, сопровождающую новостное событие, касающуюся базисного субъекта PR (Базисный субъект PR – это та организация, на решение проблемы которой направлена PR -кампания); предполагает анализ и истолкование события. Например:

· бэкграундер (информационный PR материал для СМИ, представляющий информацию об организации, её профиле, продуктах и услугах, истории создания, развития и т. д.)

· лист вопросов-ответов (наиболее часто задаваемые вопросы субъекту PR (или возможные во время проведения того или иного события) и соответствующие ответы на эти вопросы)

Цель - формирование оптимальной коммуникационной среды и информирование общественности путем выявления и описания причинно-следственных связей.

Характерные жанровые признаки:

· фактологичность

· релевантность

· полнота и др.

Образно-новостные жанры - к ним относится новостное событие, переданное от имени конкретного лица; PR- тексты этого жанра всегда лично подписываются первым (должностным) лицом базисного субъекта PR. Например:

· байлайнер (дословный перевод с английского "под чертой") - текст от имени первого лица, привязанный к какому-либо событию или теме).

· письмо

· поздравление (текст от имени субъекта PR целевой группе общественности, где указывается назначение деятельности адресата в жизни и деятельности субъекта PR).

Главная функциональная особенность этого типа PR- текстов - поддержание коммуникативного контакта.

Характерные рамочные признаки: подпись и обращение.

Предмет - событие, процесс, персона.

Цель - формирование оптимальной коммуникационной среды и информирование.

Характерные жанровые признаки:

· фактологичность

· релевантность

· полнота

· экспрессивность.

Фактологические жанры - это PR тексты, содержащие дополнительную информацию по отношению к новостному событию из реальной деятельности базисного субъекта PR.

Например:

· факт-лист (справочные данные, представляющие собой конкретные факты в виде цифр и не являющиеся связным текстом).

· биография (жанр PR-текста, представляющий собой опорные биографические сведения о первом лице или должностном лице).

Предмет текста - событие или персона.

Цель - формирование оптимальной коммуникационной среды и информирование через описание события, персоны.

Эти PR-тексты считаются первичными, располагающими актуальной информацией о базисном субъекте PR. Характерные жанровые признаки:

· фактологичность,

· релевантность

· полнота информации

обладают особыми чертами текстовой структуры, а также специфическими языковыми и стилистическими чертами.

Исследовательские жанры - это типы PR текстов с элементами логического и рационального анализа представленных фактов, для них характерна также многоканальность источников информации, особая стилистика научного стиля.

Например: заявление для СМИ (жанр PR-текста, представляющий собой некоторый анализ ситуации (кризисной) от имени субъекта PR. PR-специалист пишет заявление с требованием опровержения информации (данных, статей и т.д.), опубликованной данным СМИ).

Предмет - ситуация, процесс, событие или персона.

Цель - формирование оптимальной коммуникационной среды и информирование через описание и установление причинно-следственных отношений между фактами.

Их речевая структура предполагает определенные средства речевого воздействия.

Характерные жанровые признаки:

· фактологичность

· релевантность

· полнота

· экспрессивность

Одним из жанров PR-текстов является резюме.

Структура резюме :

1 блок. Презентационный .
Ф.И.О. полностью; возраст (количество полных лет); дата рождения; адрес; контакты.
2 блок. Вакансия .
Должность, на которую вы претендуете в данной организации.
3 блок. Образовательный .
Указываются годы обучения в высших учебных заведениях, средних профессиональных или средних специальных учебных заведениях. С указанием факультета и специальности. Школа указывается, если имеете только школьное образование.
4 блок. Опыт работы.
Указываются сроки работы на том или ином предприятии с указанием занимаемой должности, начиная с последнего места работы.
5 блок. Дополнительная информация .
Указываются Ваши личные достижения - грамоты, сертификаты, международные награды, правительственные награды и т.д. (но они должны иметь отношение к должности, на которую Вы претендуете).
6 блок. Личные качества.
Указываете качества, которыми Вы обладаете (например, коммуникабельность, ответственность, аккуратность и т.д. - они должны быть полезны для должности, на которую Вы претендуете). Здесь также могут указываться ваши увлечение, наличие водительских прав, уровень пользования ПК, знание программ (которые нужны фирме), владение иностранными языками. Рекомендации с бывшего места работы прилагаются.

Следует различать структуру резюме и автобиографии.

Автобиография имеет следующую структуру:

· Ф. И. О. (полностью)

· Дата рождения

· Место рождения

· Родился (родилась) в семье (кого?) (бизнесменов, учителей, научных работников и т. д.)

· Образование (начиная со школьных времен, а далее следует охватить все уровни образования).

· Трудовая деятельность

· Кем являетесь на данный момент?

· Семейное положение

· Краткая информация о жене\муже и детях.

· Родители (ФИО, год рождения, занимаемая должность), братья, сёстры (родные) (ФИО, год рождения, занимаемая должность)

· Правительственные награды

· Военнообязанный/невоеннообязанный

· Адрес места жительства

· Телефон

· Дата (слева)

· Подпись (справа)

Политико-идеологическая, общественно-экономическая и культурная – это сферы обслуживания публицистического стиля. Его примеры мы можем видеть на страницах журналов, газет; и слышать на телевидении и на лекциях.

Тексты и жанры, относящиеся к публицистическому стилю, сильно отличаются друг от друга. Например, жанр репортажа различен в газетах и на радио. А общим для них является адресация к публицистике.

Отличительными чертами публицистики являются ее многожанровость и большое разнообразие стилевого оформления текстов. Газетные жанры настолько разнообразны, что стилевые и стилистические категории в них часто противоположны друг другу, что ведет к поляризации жанров. Например, противопоставление индивидуально-авторского стиля ярче представлено в газетных жанрах. Жанр очерка, наоборот, является противоположностью информативному жанру по уровню проявления автора. Это самый субъективный публицистический жанр. Но их объединяет информативность. Наибольшее влияние на публицистический стиль оказывает разговорная речь, особенно в жанрах радио-, тележурналистики. Это – устная публицистика. Чаще всего телевидение и радио ограничены темой передач и целиком зависят от их характера. Существует два типа передач: первый основан на книжной письменной речи, а второй представляет книжно-разговорный вариант литературного языка. Такие жанры публицистики разграничивает форма речи, а именно монологи и диалоги.

Отсюда и отбор языковых средств. Он зависит от способа передачи информации. Например, в телевизионной передаче речь не должна дублировать изображение на экране. Особое место в публицистике занимает ораторская речь. В ней усилие делается на убеждение, т. е. присутствует не только логика, но и воздействие на чувства, призыв к действию.

В любом публицистическом жанре большое значение имеет авторское начало. Это несколько субъективирует повествование. В отличие от делового стиля в публицистическом возможно проявление личного мнения автора. Отсюда большое разнообразие лексики. Прямое воздействие автора на материал, оценка и анализ увиденного усиливают воздействие публицистического текста, увлеченность автора передается читателю или слушателю. Максимальная приближенность текста к собеседнику усиливает его воздействующее влияние. Поэтому в публицистическом стиле имеется большой выбор средств, помогающих сблизить автора с собеседником. Обращенность к собеседнику особенно характерна для телепередач. Автор (ведущий) пытается привлечь внимание зрителей и заставить их осмыслить происходящее. Можно сказать, что публицистический стиль в какой-то мере объединяет все литературные стили.

Вообще исследователи выделяют две основные функции публицистического стиля – информативную и воздействующую. Цель публицистического текста – оказать желаемое воздействие на разум и чувства читателя, слушателя, настроить его определенным образом. Для публицистического стиля характерны оценочность, призывность и политичность. Для публицистического стиля характерны чередование стандарта и экспрессии, логического и образного, доходчивость и последовательность изложения при большой информативности.


  • Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле . Политико-идеологическая, общественно-экономическая и культурная – это сферы обслуживания публицистического стиля .


  • Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле .
    Достаточно скачать шпаргалки по русскому языку и культуре речи - и никакой экзамен вам не страшен! Сообщество.


  • Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле .
    Однако в первую очередь должны использоваться средства логической, а не эмоционально-экспрессивной оценки ситуации и фактов.


  • Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле .
    Повествовательные жанры можно отнести к публицистическому стилю . Например, пересказ может быть как... подробнее ».


  • Материалом для стилистической дифференциации языковых средств и выделения отдельных стилей может быть или литературный язык , или общенародный язык в целом. Научный и публицистический стили могут функционировать в устной форме (лекция, доклад...


  • Научный стиль имеет разновидности (подстили): научно-популярный, научно-деловой, научно-технический, научно-публицистический и учебно-научный.
    В научном стиле используются языковые средства : термины, специальные слова и фразеология.


  • В научном стиле используются такие языковые средства стиль Публицистический стиль используется в...


  • В научном стиле используются такие языковые средства , как: термины, специальная фразеология, сложные синтаксические конструкции. Научный стиль реализуется в жанрах: статьи, диссертации, доклада, реферата и др. Публицистический стиль используется в...


  • Шпаргалки на телефон - незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по русскому языку и культуре речи.


  • Именно это сказывалось на выборе языковых средств при создании определенного произведения и, как следствие, на стилевой дифференциации языка .
    И то, и другое требует поиска и отбора таких языковых средств выражения содержания, которые наиболее полно...

Найдено похожих страниц:10


Публицистический стиль

Публицистический (общественно-публицистический) стиль связан с общественно-политической сферой коммуникации. Этот стиль реализуется в газетных и журнальных статьях на политические и другие общественно значимые темы, в ораторских выступлениях на митингах и собраниях, по радио, телевидению и т.д.

Некоторые исследователи считают публицистический стиль принципиально неоднородным, по мнению других (их абсолютное большинство), уже в самой этой неоднородности прослеживается специфическое стилевое единство, целостность. Общие черты стиля с разной степенью активности проявляются в отдельных подстилях: газетно-публицистическом, радио-, тележурналистском и ораторском. Однако границы этих подстилей очерчены не резко, часто размыты.

Одной из важных особенностей публицистического стиля является сочетание в его рамках двух функций языка функции сообщения (информативной) и функции воздействия (воздействующей, или экспрессивной). Говорящий использует этот стиль тогда, когда ему необходимо не только передать какую-то информацию (сообщение), но и произвести на адресата (часто массового) определенное воздействие. Причем автор, передавая факты, выражает свое отношение к ним. Этим и обусловлена яркая эмоционально-экспрессивная окраска публицистического стиля, не характерная ни для научной, ни для официально-деловой речи. Публицистический стиль в целом подчиняется одному конструктивному принципу чередованию "экспрессии и стандартов" (В.Г. Костомаров).

В зависимости от жанра на первое место выступает то экспрессия, то стандарт. Если основной целью сообщаемой информации является возбуждение определенного отношения к ней, то на первый план выдвигается экспрессия (чаще всего это наблюдается в памфлетах, фельетонах и других жанрах). В жанрах же газетной статьи, хроникальной заметки и т.п., стремящихся к максимуму информативности, преобладают стандарты.

Стандарты вследствие различных причин (немотивированного включения в зоны коммуникации, длительного частотного употребления и т.д.) могут превращаться в речевые штампы. Это, как правило, связано с потерей стандартными формулами ясной и точной семантики, экспрессивно-оценочных качеств, с перемещением в необычные для них зоны коммуникации, например: горячая поддержка, живой отклик, резкая критика прозвучала в адрес..., в целях распространения..., рентабельность предприятий, наведение элементарного порядка и т.п. В результате многократного повторения в стертый штамп превратилось слово плюрализм (плюрализм мнений, политический плюрализм), привлекавшее к себе внимание в конце 80-х гг. нашего века. То же произошло и со словами коренной (коренные преобразования, коренная перестройка, коренные проблемы), радикальный (радикальное мнение, радикальные реформы, радикальные изменения) и др.



Среди лексических средств публицистического стиля (наряду с нейтральными) можно отметить лексемы, имеющие специфическую стилистическую окраску: застрельщик, труженик, посланец, созидание, свершения, мощь, экстремисты, широковещательные, позитивные, гарант, импульс, альтернатива, вклад (в борьбу...), авангард и т.д. Подобные слова в публицистическом стиле носят социально-оценочный характер.

Многочисленны примеры так называемой публицистической фразеологии, позволяющей быстро и точно давать информацию: мирное наступление, сокращение вооружений, локальные споры, сила диктата, президентская кампания, механизмы торможения, позитивные перемены, межгосударственное соглашение, пакет предложений, вопросы безопасности, пути прогресса, политический авангард, ратификация договора и др.

В рамках этого стиля много таких слов и словосочетаний, которые выступают как публицистически окрашенные только в переносном значении. Например, слова шаги, сигнал, стряпня, школа, пакет в прямом значении (тихие шаги, сигнал тревоги, домашняя стряпня, знание школы, пакет молока) не имеют публицистической окраски. В переносном же (практические шаги, сигнал с предприятия, националистическая стряпня, школа выживания, пакет мирных предложений) они эту окраску приобретают. В прямом значении словосочетания цепной пес, пиратские действия, получить нокаут не являются фразеологизмами. Употребленные в переносном значении, они представляют собой типичные примеры публицистической фразеологии.



В переносном значении в публицистике широко используются термины из области науки: атмосфера (атмосфера доверия), уровень (переговоры на уровне послов), позитивный (позитивные результаты); искусства: дуэт (дуэт либералов и консерваторов), спектакль (политический спектакль), закулисный (закулисные переговоры); военного дела: строй (ввести в строй), фронт (фронт борьбы), курс (новый политический курс); спорта: раунд (последний раунд встречи), тур (очередной тур переговоров) и т.д.

Характерной особенностью публицистически окрашенных слов считается их эмоционально-оценочный, экспрессивный характер, причем эта оценка не индивидуальна, а социальна. С одной стороны, в публицистическом стиле есть слова с положительной оценкой, коннотацией (актив, милосердие, труженик, благосостояние, благотворительность, помыслы, дерзать, воздвигать, самопожертвование, процветание и под.), с другой слова и выражения, имеющие отрицательную коннотацию (обывательский, насаждать, вояж, притязания, саботаж, наемники, апартеид, расизм, обезличка, пробуксовка и т.п.)

Своеобразным экспрессивным средством публицистического стиля является употребление в нем (особенно в газетной и журнальной публицистике) варваризмов и экзотизмов. Причем процесс проникновения подобных разрядов слов в печать с каждым годом становится все интенсивнее. Этому есть объяснения экстралингвистического плана: неуклонное расширение международных контактов. Однако у многих лингвистов появились опасения, что через нашу публицистику в русский язык проникают такие иностранные слова, без которых мы можем легко обойтись. Вот несколько примеров из периодической печати последних лет: Любители эстрадной музыки вскоре смогут приобрести так называемый "макси сингл" диск-гигант; Манфред Мэнн завершил работу над очередным альбомом: были смикшированы семь из одиннадцати задуманных композиций; Ироничная интонация, с которой певец подает сюжеты своих песен, роднит его с модными ныне тарантиновскими экшенами.

Безусловно, всегда необходимо помнить о том, что употреблять иноязычные слова надо с учетом тематики, смысловой и эстетической целесообразности.

Во всех функциональных стилях обычным является сочетание стилистически окрашенных элементов с нейтральными, однако происходит это в каждом стиле по-разному. В официально-деловом, например, стилистически маркированные элементы однородны и определенны: у них книжная и канцелярская окраска. Почти то же наблюдается и в научном стиле (здесь стилистически маркированными считаются термины). Совсем иным является сочетание нейтральных и стилистически окрашенных средств в публицистическом стиле, где принципиально возможна любая стилистическая окраска, от самой низкой до самой высокой, причем само сочетание часто носит нарочитый, конфликтный характер наблюдается "конфликт экспрессии и стандарта как общий признак газетных и других публицистических текстов" (В.Г. Костомаров). Так, в предложении Речь шла по сути уже не о химии удобрений, а о химии приписок в интересах повышения плодородия премиальной нивы штамп в интересах повышения резко противопоставляется словосочетанию химия приписок, в котором слово химия приобретает просторечный характер. В отрывке Потом посреди комнаты материализовался дух Малюты Скуратова и битый час читал мне лекцию о любви и дружбе. Какое-то приблудное привидение, не теряя времени, попросило трешку до тринадцатой зарплаты контрастируют книжное сочетание материализовался дух и разговорное битый час, книжное не теряя времени и просторечное трешка. Конечно, такое своеобразное "конфликтное" соотношение окраски и стандарта, эмоциональности и информативности по-разному проявляется в различных публицистических жанрах, однако всегда является конструктивным признаком этого функционального стиля.

На морфологическом уровне публицистически окрашенных средств сравнительно немного. Здесь, прежде всего, можно отметить стилистически значимые морфологические формы различных частей речи. Например, для публицистического стиля характерно употребление единственного числа существительного в значении множественного: русский человек всегда отличался своей понятливостью и выносливостью; это оказалось разорительным для британского налогоплательщика и под.

Частной особенностью публицистического стиля является употребление несчитаемых существительных в форме множественного числа: разговоры, свободы, настроения, круги, поиски и др. В некоторых жанрах публицистики употребляются существительные во множественном числе и особом значении. Например, существительное власти употребляется в значении "совокупность лиц, облеченных высшими полномочиями" (городские власти), свободы со значением конкретизации (политические свободы).

К числу особенностей публицистического стиля можно отнести и частотность императивных форм глагола. Они являются стилеобразующей чертой в воззваниях, призывах: Люди планеты, вставайте, смело идите вперед! Утверждайте социальную справедливость!; Дорогие читатели! Ваши предложения, пожелания и задания направляйте в редакцию.

Повелительное наклонение глагола используется и как средство активизации внимания собеседника: посмотрите, давайте подумаем, не прозевайте и др.: Вспомните, что несколько дней назад говорил президент... Летайте самолетами Аэрофлота, a?

Встречаются в публицистическом стиле, хотя и редко, риторически-возвышенные формы существительных 3-го склонения единственного числа в творительном падеже: властию, жизнию, кровию и под. (ср.: властью, жизнью, кровью). Публицистически окрашенными считаются и причастные образования на -омый (ведомый, влекомый, несомый и под.).

Морфологические особенности публицистического стиля лежат в сфере статистических закономерностей, т.е. существуют определенные формы, которые чаще используются именно в этом стиле и поэтому становятся его "морфологической особенностью". Например, согласно исследованиям Б.Н. Головина, чрезвычайно высокой является частотность употребления родительного падежа в публицистическом стиле 36% (в стиле художественной литературы 13%). Это такие употребления, как плюрализм мнений, время перемен, министр торговли, проведение конференции, отказ от военной силы, пакет предложений, реформа цен, выход из экономического кризиса. Исследование частотности употребления глагольных временных форм показывает, что для публицистического стиля характерно настоящее и прошедшее время. Причем по употреблению форм настоящего времени данный стиль занимает среднее положение между научным и официально-деловым. Очевидно, это объясняется тем, что в публицистике подчеркивается "сиюминутный" характер описываемых событий, поэтому и используется настоящее время: 3 апреля начинается визит в Минск Премьер-министра Республики Польша; Через две недели открывается концертный сезон; Писатель Виктор Астафьев не любит шумных городов и живет затворником в родном селе Овсянка под Красноярском (из газет).

Форма прошедшего времени здесь более частотна по сравнению с официально-деловой и научной речью и менее частотна, чем в языке художественной литературы: С большим успехом завершился нынешний театральный сезон в Дрезденской государственной опере. Полмиллиона дрезденцев, гости этого прекрасного города из десятков стран мира смогли побывать за это время на оперных и балетных спектаклях; События развернулись с молниеносной быстротой (из газет).

В публицистическом стиле самыми частотными оказываются отрицательные частицы не и ни, частица же в усилительной функции, разговорные частицы ведь, вот, даже, лишь и др. Поскольку публицистический стиль в целом отличается обилием отвлеченных понятий и положений, в нем возрастает "нагрузка" производных предлогов как более "конкретных" (по сравнению с непроизводными), а главное однозначных показателей тех или иных отношений: в области, в сторону, на основе, в ходе, в качестве, на базе, па пути, по пути, в духе, во имя, в свете, в интересах, с учетом, по линии и др.: В этом плане предстоит много сделать в свете задач, выдвинутых значительными переменами в жизни; Можно, конечно, отнести это к частностям войны, как это мы делали раньше в отношении военнопленных, не называя даже приблизительно их числа; В ходе обстоятельного разговора было выражено общее мнение, что в условиях возрастания роли парламентов наших стран в решении кардинальных проблем общественной жизни открываются более широкие возможности для обогащения их сотрудничества (из газет).

Публицистический стиль отмечен рядом синтаксических особенностей. В нем много экспрессивных конструкций, отсутствующих в официально-деловой речи и крайне редких в научной. Например, риторические вопросы: В эту решительную минуту выдержит ли, выдюжит ли русская рука? (Л. Леонов); Много ли надо, чтобы увидеть небо в алмазах? (С. Кондратов), вопросно-ответная форма изложения действенная форма оживления речи, своеобразный "диалог с адресатом": Разве Пушкин объяснялся без конца в любви к народу? Нет, он писал для народа (Р. Гамзатов), повторы (или так называемый ложный плеоназм): Побеждают те, кто идет вперед, к расцвету и изобилию, побеждают те, кто ясно видит будущий день истории; побеждает "давление жизни" (А.Н. Толстой), восклицательные предложения: Что вы делаете! Ведь вы плодите убийц! Ведь вот перед вами классический образец вашего собственного чудовищного рукоделья! (С. Кондратов). Кроме того, в публицистической речи часто можно встретить различного рода расчленения текста, т.е. такие конструкции, когда какая-нибудь структурная часть, будучи связана по смыслу с основным текстом, вычленяется позиционно и интонационно и располагается либо в препозиции (сегментация), либо в постпозиции (парцелляция): Земельная реформа какова ее цель?; Новые партии, фракции парламента и Советы кто из них сегодня сможет осуществлять власть таким образом, чтобы она была не декорацией и не декларацией, а реально влияла на улучшение нашей жизни?; На сегодняшний день в стране сложилась ситуация, когда нет такого товара, который не был бы в дефиците. Что привело к этому? Где выход?; Человек всегда был красив, если его имя звучало гордо. Когда был бойцом. Когда был открывателем. Когда дерзал. Когда не пасовал перед трудностями и не падал на колени перед бедой (из газет).

Для публицистического стиля (в отличие от научного и официально-делового) характерно частое использование инверсивного порядка слов. Здесь активно применяется актуализация логически значимых членов предложения: Новые формы хозяйствования предложили архангельские предприниматели совместно с руководством управления исправительно-трудовых учреждений. Исключения составляли предприятия добывающей промышленности; Прибывшие накануне посевной несколько вагонов с удобрениями белорусских химиков сельчане вынуждены были в спешном порядке отправить назад в Солигорск; После прекращения военных действий в иракской столице обстановка постепенно нормализуется; Воюет армия с природой (из газет).

В стилистической системе современного русского языка публицистический стиль занимает промежуточное положение между разговорным, с одной стороны, и официально-деловым и научным с другой.

Публицистический стиль. Общая характеристика

Тема 6. Публицистический стиль современного русского литературного языка

Публицистический стиль находит применение в общественно-политической сфере, периодической печати (газетах, журналах, других видах средств массовой информации). В публицистике затрагиваются актуальные вопросы современности, представляющие интерес для общества. Этим определяются функции публицистического стиля:

функция воздействия (стремление убедить в точке зрения автора);

информативная функция (сообщение новостей).

Признаки публицистического стиля:

− ориентация на массового зрителя, слушателя, читателя (тексты данного стиля часто называют «массмедийные» или «массово-коммуникативные тексты»);

− безграничность и непредсказуемость тематики;

− привлечение неязыковых выразительных средств;

− жанровое разнообразие;

− совмещение черт публицистического стиля с чертами других стилей (научного, официально-делового, разговорного, литературно-художественного);

− отбор языковых средств с установкой на их доходчивость;

− наличие общественно-политической лексики и фразеологии, переосмысление лексики других стилей (например, терминов);

− использование изобразительно-выразительных средств языка.

Представим жанровое разнообразие публицистического стиля в таблице.

Жанры публицистического стиля Характеристика
Хроникальная заметка Почти протокольное сообщение о каком-либо факте, перечисляются события, но нет их описания или объяснения. Этим объясняется сжатость изложения, использование слов только в прямом значении, отсутствие авторского индивидуального стиля.
Корреспонденция Говорится о ряде фактов, они анализируются, выясняются их причины, приводится их оценка, делаются необходимые выводы. Проявляется индивидуальная авторская манера письма.
Журнальная (газетная) статья Тематика, точность словоупотребления нормативность в организации языкового материала, опора на данные современной науки – всё это сближает стиль журнальных и газетных статей с научным стилем изложения. Однако трактовка проблемы с точки зрения значимости для общества обусловливает привлечение общественно- политической лексики, а также изобразительно-выразительных средств языка.
Очерк, фельетон, памфлет Совмещают в себе черты публицистического и литературно-художественного стиля.

Лексика публицистического стиля отличается большим разнообразием. Некоторую её часть составляют общественно-политические слова и устойчивые выражения: демократические свободы, избирательная компания, политические партии . Значительную часть составляют общелитературные слова и различные термины: армия безработных, газетные магнаты, конструктивный диалог между странами, дружеская атмосфера, встреча на высшем уровне .



Синтаксис публицистических текстов книжный, с развернутыми синтаксическими конструкциями (преобладают простые предложения). В целях выразительности широко используются синтаксические конструкции разговорной речи. К характерным чертам синтаксиса публицистики следует отнести экспрессивные восклицательные предложения, риторические вопросы.

Функция воздействия публицистического текста достигается за счет использования изобразительно-выразительных средств языка :

− словосочетаний книжной речи (величие духа, жребий славы, выполнить свой долг );

− эпитетов – выразительных прилагательных и причастий (чудовищный удар, бессмертная слава );

− эпитетов – наречий (жестоко приостановили );

− метафор (черная тень легла на нашу землю );

− инверсии (добро и красоту ты несёшь в своём сердце );

− параллельных конструкций (ты сильна, ты молода, ты добра );

− риторических обращений (Родина моя, тебе выпало трудное испытание ).

Политико-идеологическая, общественно-экономическая и культурная – это сферы обслуживания публицистического стиля. Его примеры мы можем видеть на страницах журналов, газет; и слышать на телевидении и на лекциях.

Тексты и жанры, относящиеся к публицистическому стилю, сильно отличаются друг от друга. Например, жанр репортажа различен в газетах и на радио. А общим для них является адресация к публицистике.

Отличительными чертами публицистики являются ее многожанровость и большое разнообразие стилевого оформления текстов. Газетные жанры настолько разнообразны, что стилевые и стилистические категории в них часто противоположны друг другу, что ведет к поляризации жанров. Например, противопоставление индивидуально-авторского стиля ярче представлено в газетных жанрах. Жанр очерка, наоборот, является противоположностью информативному жанру по уровню проявления автора. Это самый субъективный публицистический жанр. Но их объединяет информативность. Наибольшее влияние на публицистический стиль оказывает разговорная речь, особенно в жанрах радио-, тележурналистики. Это – устная публицистика. Чаще всего телевидение и радио ограничены темой передач и целиком зависят от их характера. Существует два типа передач: первый основан на книжной письменной речи, а второй представляет книжно-разговорный вариант литературного языка. Такие жанры публицистики разграничивает форма речи, а именно монологи и диалоги.

Отсюда и отбор языковых средств. Он зависит от способа передачи информации. Например, в телевизионной передаче речь не должна дублировать изображение на экране. Особое место в публицистике занимает ораторская речь. В ней усилие делается на убеждение, т. е. присутствует не только логика, но и воздействие на чувства, призыв к действию.

В любом публицистическом жанре большое значение имеет авторское начало. Это несколько субъективирует повествование. В отличие от делового стиля в публицистическом возможно проявление личного мнения автора. Отсюда большое разнообразие лексики. Прямое воздействие автора на материал, оценка и анализ увиденного усиливают воздействие публицистического текста, увлеченность автора передается читателю или слушателю. Максимальная приближенность текста к собеседнику усиливает его воздействующее влияние. Поэтому в публицистическом стиле имеется большой выбор средств, помогающих сблизить автора с собеседником. Обращенность к собеседнику особенно характерна для телепередач. Автор (ведущий) пытается привлечь внимание зрителей и заставить их осмыслить происходящее. Можно сказать, что публицистический стиль в какой-то мере объединяет все литературные стили.

Вообще исследователи выделяют две основные функции публицистического стиля – информативную и воздействующую. Цель публицистического текста – оказать желаемое воздействие на разум и чувства читателя, слушателя, настроить его определенным образом. Для публицистического стиля характерны оценочность, призывность и политичность. Для публицистического стиля характерны чередование стандарта и экспрессии, логического и образного, доходчивость и последовательность изложения при большой информативности.