Биография фрейда. Зигмунд фрейд - биография, информация, личная жизнь

Фасада
  • "Будущее одной иллюзии", 1927 г.
  • "Цивилизация и недовольные ею", 1930 г.
  • "Очерк психологии", 1940 г. - незакончен
  • "Ребенка бьют: к вопросу о происхождении сексуальных извращений"
  • Основная особенность Фрейда заключается в том, что он имеет смелость додумывать всякую мысль до конца, доводить всякое положение до последних и крайних выводов. В этом трудном и страшном деле у него не всегда находились спутники, и многие покидали его сейчас же за исходным пунктом и сворачивали в сторону. Этот максимализм мысли послужил причиной того, что и на вершине подъема научного интереса к психоанализу Фрейд как мыслитель остался, в сущности, в одиночестве. Книга "По ту сторону принципа удовольствия" (1920) принадлежит к числу таких именно одиноких работ Фрейда. Даже правоверные психоаналитики иной раз находят возможным обойти эту работу молчанием; что же касается более постороннего круга читателей, то здесь приходится столкнуться - и за границей, и в России - с настоящим предубеждением, которое необходимо разъяснить и рассеять.

    Книга эта приводит к таким ошеломляющим и неожиданным выводам, которые стоят, на первый взгляд, в коренном противоречии со всем тем, что все мы привыкли считать за незыблемую научную истину. Больше того: она противоречит основным положениям, выдвинутым в свое время самим же Фрейдом. Здесь Фрейдом брошен вызов не только общему мнению, но взято под сомнение утверждение, лежащее в основе всех психоаналитических объяснений самого же автора. Бесстрашие мысли в этой книге достигает апогея.

    Основными объяснительными принципами всех биологических наук мы привыкли считать принцип самосохранения живого организма и принцип приспособления его к условиям той среды, в которой ему приходится жить. Стремление к сохранению жизни своей и своего рода и стремление к возможно более полному и безболезненному приспособлению к среде являются главными движущими силами всего органического развития. В полном согласии с этими предпосылками традиционной биологии, Фрейд в свое время выдвинул положение о двух принципах психической деятельности. Высшую тенденцию, которой подчиняются психические процессы, Фрейд назвал принципом удовольствия. Стремление к удовольствию и отвращение от неудовольствия, однако, не безраздельно и не исключительно направляют психическую жизнь. Необходимость приспособления вызывает потребность в точном осознании внешнего мира; этим вводится новый принцип душевной деятельности - принцип реальности, который диктует подчас отказ от удовольствия во имя "более надежного, хотя и отсроченного".

    Первоначальнее принципа удовольствия, по мысли Фрейда, следует считать, как это ни парадоксально звучит, принцип влечения к смерти, который является основным, первоначальным и всеобщим принципом органической жизни. Следует различать два рода влечений. Один, как более доступный наблюдению, давно подвергся изучению - это эрос в широком смысле, сексуальное влечение, включающее в себя не только половое влечение во всем его многообразии, но и весь инстинкт самосохранения; это - влечение к жизни. Другой род влечений, типическим примером которых следует считать садизм, может быть обозначен как влечение к смерти. Задачей этого влечения является, как говорит Фрейд в другой книге, "возвращение всех живых организмов в безжизненное состояние", т. е. его цель - "восстановить состояние, нарушенное возникновением жизни", вернуть жизнь к неорганическому существованию материи. При этом все положительные жизнеохранителъные тенденции, как стремление к самосохранению и проч., рассматриваются как частные влечения, имеющие целью обеспечить организму его собственный путь к смерти и удалить все посторонние вероятности возвращения его в неорганическое состояние. Вся жизнь при этом раскрывается как стремление к восстановлению нарушенного жизненного равновесия энергии, как окольные пути к смерти, как непрестанная борьба и компромисс двух непримиримых и противоположных влечений.

    Такое построение вызывает естественное сопротивление против себя по двум мотивам. Во-первых, сам Фрейд отмечает отличие этой работы от других его построений. То были прямые и точные переводы фактических наблюдений на язык теории. Здесь часто место наблюдения заступает размышление; умозрительное рассуждение заменяет недостаточный фактический материал. Поэтому легко может показаться, что мы имеем здесь дело не с научно достоверными конструкциями, а с метафизической спекуляцией. Легко поэтому провести знак равенства между тем, что сам Фрейд называет метапсихологичекой точкой зрения, и точкой зрения метафизической.

    Второе возражение напрашивается само собой у всякого по существу против самого содержания этих идей. Является подозрение, не проникнуты ли они психологией безнадежного пессимизма, не пытается ли автор под маской биологического принципа провести контрабандою упадочную философию нирваны и смерти. Объявить целью всякой жизни смерть - не означает ли заложить динамит под самые основы научной биологии - этого знания о жизни?

    Оба эти возражения заставляют крайне осторожно отнестись к настоящей работе, а некоторых приводят даже к мысли, что в системе научного психоанализа ей нет места и что надо обойтись без нее при построении рефлексологического фрейдизма. Однако внимательному читателю не трудно убедиться в том, что оба эти возражения несправедливы и неспособны выдержать легчайшего прикосновения критической мысли.

    Ценность и достоинства всякой научной гипотезы измеряются ее практической выгодностью, тем, насколько она помогает продвигаться вперед, служа рабочим объяснительным принципом. И в этом смысле лучшим свидетельством научной полноценности этой гипотезы о первоначальности "влечения к смерти" является позднейшее развитие тех же мыслей в книге Фрейда "Я и Оно", где психологическое учение о сложной структуре личности, об амбивалентности, об инстинкте разрушения и проч. поставлено в прямую связь с мыслями, развитыми в предлагаемой книге. Но еще большие возможности сулит смелая гипотеза Фрейда для общебиологических выводов. Она расстается нацело и окончательно со всякой телеологией в области психики и биологии. Всякое влечение причинно обусловлено предшествующим состоянием, которое оно стремится восстановить. Всякое влечение имеет консервативный характер, оно влечет назад, а не вперед. Таким образом перебрасывается мост (гипотетический) от учения о происхождении и развитии органической жизни к наукам о неорганической материи. Органическое впервые в этой гипотезе вводится так тесно в общий контекст мира.

    Фрейд готов допустить, что "в каждом кусочке живой субстанции", в каждой клетке действуют оба рода влечений, смешанные в неравной дозе. И только соединение простейших одноклеточных организмов в многоклеточные живые существа дает возможность "нейтрализовать влечение к смерти отдельной клеточки и... отвлечь разрушительные побуждения на внешний мир". Из этой мысли раскрываются огромные возможности для учения о социальной субстанции этих влечений к смерти. "Многоклеточный" социальный организм создает грандиозные, неисчислимые возможности для нейтрализования влечений к смерти и сублимации их, т. е. превращения в творческие импульсы социального человека.

    Начало ХХ века было периодом формирования нового направления в психологии и психиатрии - психоанализа. Первооткрывателем этого направления был австрийский психотерапевт Зигмунд Фрейд. Срок его активной научной деятельности составлял 45 лет. За это время он создал:

    • теорию личности, эта концепцфия была первой в истории науки;
    • методику излечения неврозов;
    • методику изучения глубинных психических процессов;
    • систематизировал множество клинических наблюдений с использованием самоанализа и своей терапевтической практики.

    По поводу своих будущих биографов З. Фрейд шутил:

    Что касается моих биографов, то пусть они помучаются, мы не будем облегчать им задачу. Каждый сможет по-своему представить «эволюцию героя», и все будут правы; меня уже веселят их ошибки.

    Первооткрыватель глубин бессознательного

    О Зигмунде Фрейде написано много. Личность основателя психоанализа вызывала и вызывает большой интерес. В истории науки много ярких и незаурядных натур, но очень немногие из них получали оценки настолько противоположные, а их научные теории вызывали такое безусловное приятие или абсолютное неприятие. Но как бы ни оценивались воззрения Зигмунда Фрейда на психосексуальную природу человека, нельзя отрицать огромное влияние его на развитие современной культуры.

    Кстати, попробуем вспомнить, сколько раз мы и сами употребляли выражение «оговорочка по Фрейду». Воззрения ученого послужили импульсом для создания целой школы в психиатрии и психологии. Благодаря ему был пересмотрен взгляд на саму природу человека. Его анализ произведений искусства и литературы повлиял на формирование методологи современного искусствоведения. Да, его любимые ученики - А. Адлер и К. Юнг - пошли своим путем, но они всегда признавали огромное влияние Учителя на становление их как исследователей. Но в тоже время мы знаем об упорном нежелании З. Фрейда хоть на йоту изменять свои воззрения на либидо как на единственный источник неврозов и бессознательных импульсов в поведении человека. Известно, что его безудержная страсть к исследованию бессознательного далеко не всегда была безопасна для его пациентов.

    Эрих Фромм в своей книге, посвященной З. Фрейду, подчеркивает веру ученого в разум: «Эта вера в могущество разума говорит о том, что Фрейд был сыном века Просвещения, девиз которого — «Sapere aude» («Дерзай знать») — всецело определил как личность Фрейда, так и его труды» . Осмелюсь возразить ему. Взгляд З. Фрейда на природу человека, открытие им мощного влияния бессознательного на поступки людей включили в сферу внимания науки иррациональные явления в психике человека. Еще более чем З. Фрейд, развил эту тенденцию его любимый ученик Карл Юнг. Более того, многие свои открытия З. Фрейд делал в состоянии измененного сознания, вызванного использованием кокаина. Так что человеком рациональным, слишком одномерно воспринимающим мир, типичным наследником эпохи Просвещения Зигмунда Фрейда никак нельзя назвать. На мой взгляд, он был скорее вестником эпохи, о которой Александр Блок писал:

    И черная земная кровь
    Сулит нам, раздувая вены
    Неслыханные перемены,
    Невиданные мятежи.

    На первый взгляд, жизненный и творческий путь знаменитого австрийского психолога и психотерапевта досконально изучен, но чем больше знакомишься с трудами и биографией ученого, тем сильнее возникает ощущение какой-то недосказанности и тайны. Правда, это ощущение имеет некоторое основание. Почему-то опубликованы не все письма З. Фрейда, письма его к сестре жены Мине можно было обнародовать еще в 2000 году, но они до сих пор не опубликованы. Автор одной из биографических книг о З. Фрейде - Феррис Пол писал:

    Желание сохранить бумаги Фрейда и отогнать от них любопытных исследователей привело к созданию архива. Бумаги необходимо было держать под замком. Фрейда нужно было защищать от унижений, когда его методы публично применяли бы к нему самому. Это не сочеталось с внутренней целью психоанализа - найти истину за фасадом, - но хорошо подходило к авторитарной личности Фрейда .

    Действительно, задача биографа - раскрыть сложный внутренний мир ученого, сумев при этом не опуститься до вульгарного любопытства к подробностям личной жизни. Но нужно еще выявить наиболее значимые для понимания внутреннего мира великого человека обстоятельства его судьбы. И сегодня мы так же, как и современники знаменитого психиатра много лет назад, мысленно спрашиваем: так кто же Вы, доктор Фрейд?

    Семейные тайны

    Зигмунд Фрейд искал истоки неврозов, болезней и жизненных проблем пациентов в их детских впечатлениях. Возможно, и в жизни самого ученого они сыграли не последнюю роль. Он родился в 1856 году в семье коммерсанта, занимающегося торговлей тканями. Родина Фрейда - чешский городок Фрайбург. В детстве его называли Сигизмунд, и только после переезда в Вену имя известного психиатра приобрело более привычное для нас звучание - Зигмунд. «Золотой Сигги» - так называла своего первенца его мать - Амалия Натансон. Кстати, малоизвестный факт - Амалия была родом из Одессы и до 16 лет жила в этом городе. Родители обожали Зигмунда, считали, что мальчик удивительно одарен. Они не ошибались, Зигмунд Фрейд сумел с отличием окончить гимназию.

    А где же секреты? - можно спросить. На первый взгляд, все кристально ясно с детством и юностью ученого. Но не многим, например, известно, что мать Фрейда была второй женой Якоба Фрейда, она была младше мужа на 20 лет. У него были дети от первого брака, и они были гораздо старше, чем Зигмунд.

    Маленький Зигмунд родился дядей. Его племянник, по имени Джон, был на год старше своего дяди. Так как борьба между обоими детьми обусловила характерные черты позднейшего развития Фрейда, совершенно нелишне уже с самого начала упомянуть об этих обстоятельствах .

    Гораздо менее известно, что брак с матерью будущего знаменитого психиатра был третьим для Якоба Фрейда. Возможно, этот факт не афишировали, поскольку три брака - это уже слишком для благочестивого еврея. Имя второй жены Якоба - Ребекка, о ней почти ничего не известно, упоминание о ней находим в исследовании биографии Зигмунда Фрейда, предпринятом Р. Гильхорном, Р.Кларком и Р.Дауном. Валерий Лейбин - автор «Психопоэтического портрета Зигмунда Фрейда» - предполагает, что этот туманный момент в семье Фрейдов мог оказать влияние на отношение к отцу маленького Зигмунда. Так это или нет, сложно судить, но вот то, что неформальным лидером в семье была мать и именно её вера в сына, её амбиции относительно его блестящего будущего оказали на Фрейда большое влияние, признавал сам основатель психоанализа. Уже став знаменитым ученым, он писал:

    Я убедился в том, что лица, которых почему-либо выделяла в детстве мать, обнаруживают в последующей жизни ту особую самоуверенность и тот непоколебимый оптимизм, который нередко кажется геройским и действительно сохраняет этим субъектам успех в жизни .

    Детские травмы Зигмунда Фрейда и формирование идей психоанализа

    Были ли еще эпизоды в детстве, оказавшие большое влияние на «отца психоанализа»? Скорее всего, да. Ученый сам анализировал свои детские переживания, опыт самоанализа помог ему вытащить их на поверхность памяти. И именно это послужило основой формирования идей классического психоанализа. Для З. Фрейда он сам, его детские травмы и неосознанные переживания служили объектом исследования. В «Толковании сновидений» ученый подчеркивал, что ребенок в раннем детстве абсолютно эгоистичен и стремится к удовлетворению своих потребностей, соперничая даже с братьями и сестрами.

    Когда Зигмунду был один год, у него появился братик - Юлиус, малыш прожил очень недолго и умер от болезни. Спустя несколько месяцев после трагедии сЗигмундом случился несчастный случай: двухлетний ребенок упал с табуретки, он настолько сильно ударился нижней челюстью о край стола, что на рану пришлось накладывать швы. Рана зажила и все забылось. Но в процессе самоанализа у Фрейда возникли основания счесть этот инцидент самоповреждением. Маленький Зигмунд ревновал маму к братику, после смерти малыша ребенок не мог сам простить себе свою ревность, физическая боль заглушает душевную. Этот суровый самоанализ позволил Фрейду найти источники неврозов у многих пациентов.

    В работе «Психопатология обыденной жизни» описывается случай, когда чувство вины перед мужем заставило молодую женщину неосознанно травмировать себя, возникший эмоциональный блок вызвал нервное заболевание. Хотя, на первый взгляд, ничто не указывало на намеренность действий пострадавшей - она просто случайно выпала из кареты и сломала ногу. В процессе психоанализа Фрейд выяснил обстоятельства, предшествовавшие травме: в гостях у родственников молодая женщина продемонстрировала свое искусство исполнения канкана. Все присутствующие были в восторге, но мужа поведение жены очень расстроило, он сказал, что она вела себя «как девка». Расстроенная женщина провела бессонную ночь, а утром ей захотелось покататься в экипаже. Она сама выбрала лошадей, а во время поездки все время опасалась, что лошади испугаются и кучер потеряет управление ими. Как только нечто напоминающее это случилось, она выскочила из кареты и сломала ногу, никто из находящихся в экипаже рядом с нею не пострадал. Так молодая женщина неосознанно сама себя наказала, канкан танцевать она больше не могла. К счастью, сумев перевести душевную травму на осознанный уровень, З. Фрейд вылечил женщину от нервного заболевания.

    Так детские впечатления и травмы великого психиатра помогали ему и в создании теории психоанализа, и в успешном лечении пациентов.

    Учеба в университете

    Успешно окончив гимназию, Зигмунд Фрейд поступил на медицинское отделение Венского университета. Медицина его не привлекала, но предубеждения против евреев были настолько велики, что выбор дальнейшей карьеры был невелик: бизнес, торговля, юриспруденция или медицина. Так что с медициной он связал свое будущее просто методом исключения. У Фрейда был скорее гуманитарный склад ума, он прекрасно знал французский, английский, испанский и итальянский языки, немецкий был для него практически родным. В юности увлекался чтением трудов Гегеля, Шопенгауэра, Ницше, Канта. В гимназии не раз получал призы за свои литературные произведения.

    В университете Фрейд, помимо учебы, успешно занимался научными исследованиями, он описал неизвестные ранее свойства нервных клеток золотых рыбок, изучал репродуктивные особенности угря. В этот же период им было сделано роковое открытие - Фрейд стал использовать кокаин для лечения некоторых заболеваний, сам его употреблял, так как воздействие этого вещества значительно повышало работоспособность. Фрейд считал его едва ли не панацеей, и отказался от применения кокаина только тогда, когда было доказано, что кокаин вызывает зависимость и оказывает разрушительное действие на человека.

    Выбор пути

    В 1881 году З. Фрейд получил медицинскую степень и после окончания университета стал работать в Институте анатомии мозга. Будущего основателя психоанализа не интересовала практическая медицина, гораздо больше его влекла научно-исследовательская деятельность. Однако из-за низкой оплаты научной работы Фрейд решил заняться частной практикой невропатолога. Но судьба распорядилась иначе: полученная в 1885 году исследовательская стипендия позволила ему поехать в Париж и пройти стажировку у Жана Шарко. Шарко был известнейшим в то время неврологом, он успешно лечил истерию, вводя пациентов в гипнотическое состояние. Как известно, истерия проявляется в таких соматических болезнях, как паралич, глухота. Так что метод Жана Шарко помог спасти многих людей. И хотя Фрейд избегал использовать гипноз при терапевтическом лечении, опыт Шарко, его методика значительно повлияла на выбор будущего пути. З. Фрейд перестал заниматься неврологией и стал психопатологом.

    Первая любовь и женитьба

    Это покажется странным, но Фрейд был чрезвычайно стеснительным человеком и считал себя не слишком привлекательным для представительниц прекрасного пола. Видимо поэтому у него не было интимных взаимоотношений с ними до 30 лет. Тем прекраснее история его первой любви. Свою будущую жену - Марту Бернайс - он встретил случайно. Молодой врач переходил улицу, в руках у него была рукопись научной статьи, вдруг из-за поворота появляется карета, которая чуть не сбивает с ног рассеянного ученого. Листки рукописи рассыпаются и падают в грязь. Только Фрейд решает выразить свое возмущение, как видит прелестное женское личико с отчаянно виноватым выражением. У Зигмунда Фрейда мгновенно изменилось настроение, он ощутил какое-то странное волнение, совершенно не поддающееся научному объяснению, он понял - это любовь. А карета прекрасной незнакомки умчалась вдаль. Правда, на следующий день ему принесли приглашение на бал, там к нему подошли две удивительно похожие друг на друга девушки - сестры Марта и Мина Бернайс.

    Так он познакомился со своей будущей женой, с которой прожил более 50 лет. Несмотря ни на что (имеется в виду продолжительный роман с сестрой Марты - Миной), в целом это был счастливый брак, у них было пятеро детей. Дочь Анна стала продолжательницей дела отца.

    Первые открытия и отсутствие признания

    Восьмидесятые годы уходящего XIX века были очень плодотворными для Зигмунда Фрейда. Он начал сотрудничать с известным венским психиатром Иозефом Брайером. Вместе они разработали метод свободных ассоциаций, который стал необходимой частью психоанализа. Этот метод сформировался в процессе работы ученых над исследованием причин истерии и методов её излечения. В 1895 году выходит их совместная книга «Исследования истерии». Авторы видят причину истерии в подавленных воспоминаниях о некогда травмировавших пациентов трагических событиях. После выхода книги сотрудничество врачей было резко прекращено, Брайер и Фрейд стали врагами. Взгляды биографов З. Фрейда на причины этого разрыва различны. Возможно, для Брайера была неприемлема теория Фрейда о сексуальных истоках истерии, этой точки зрения придерживается биограф и ученик основателя психоанализа - Эрнест Джонс.

    З. Фрейд писал о себе: У меня довольно ограниченные способности или таланты - я не силен ни в естественных науках, ни в математике, ни в счете. Но то, чем я обладаю, пусть и в ограниченном виде, вероятно, развито очень интенсивно .

    Если отношение И. Байера к теории З. Фрейда о сексуальной обусловленности психических расстройств достоверно не известно, то абсолютно определенно выразили свое неприятие этой теории члены Венского медицинского общества, они исключили З. Фрейда из своих рядов. Это был сложный для него период, период отсутствия признания у коллег и одиночества. Хотя одиночество Фрейда было на редкость продуктивно. Он начинает практику анализа своих сновидений. Его работа «Толкование сновидений», вышедшая в 1900 году, написана на основании анализа его собственных снов. Но этот, прославивший ученого в будущем труд был встречен крайне недоброжелательно и иронично. Впрочем, не эта книга была причиной неприязни общества к ученому. В 1905 году З. Фрейд опубликовал работу «Три очерка по теории сексуальности». Его выводы об исключительном влиянии на человека его сексуальных инстинктов, открытие сексуальности у детей вызвали резкое неприятие у общественности. Но что делать… методика излечения неврозов и истерии у Фрейда отлично работала. И постепенно научный мир отказался от своей, ханжеской по сути, точки зрения. Идеи Зигмунда Фрейда завоевывали все больше сторонников.

    Основание Венского психоаналитического общества

    В 1902 году Фрейд с единомышленниками создает общество «Психологические среды», а немного позже в 1908 году значительно разросшуюся организацию переименовывают в Венское психоаналитическое общество. Проходит совсем немного времени после публикации «Толкования сновидений», а Зигмунд Фрейд становится всемирно известным ученым. В 1909 году его приглашают прочесть курс лекций в Университете Кларка (США), выступления Фрейда принимают очень хорошо, ему присваивают почетную степень доктора.

    Да, его теории далеко не все признают, но такая, несколько скандальная, известность только способствует все большему увеличению количества пациентов. Фрейда окружают ученики и единомышленники: Ш. Ференци, О. Ранк, Э. Джонс, К.Юнг. И пусть многие из них потом расстались со своим учителем и основали собственные школы, все они признавали огромное значение для них как личности Зигмунда Фрейда, так и его теории.

    Эрос и Танатос

    Две эти силы, по мнению Фрейда, правят человеком. Сексуальная энергия - энергия жизни. Мысли о деструктивной стороне человека, о его стремлении к саморазрушению приходят к Фрейду во время Первой мировой войны.

    Несмотря на свой довольно преклонный возраст, Фрейд работает в госпитале для военных, пишет ряд значительных трудов: «Лекции по введению в психоанализ», «По ту сторону принципа удовольствия». В 1923 году выходит книга «Я и Оно», в 1927 - «Будущее одной иллюзии», а в 1930 - «Цивилизация и недовольные ею». В 1930 году Фрейд получает Премию Гете, которую присуждают за литературные успехи. Не зря его литературный талант заметили еще в гимназии. После прихода к власти фашистов Фрейд не смог уехать из Вены. От смертельной опасности его сумела спасти внучка Наполеона Бонапарта - Мария Бонапарт. Она уплатила Гитлеру огромную сумму для того, чтобы Зигмунд Фрейд смог покинуть Австрию. Чудом из лап гестапо спаслась его любимая дочь Анна. Семья воссоединилась в Англии.

    Последние годы жизни З. Фрейда были очень тяжелыми, он страдал от рака челюсти. Умер он 23 сентября 1939 года.

    Литтература:
    1. Виттельс Ф. Фрейд. Его личность, учение, школа. Л., 1991.
    2. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. СПб., 1997.
    3. Лейбин В. Зигмунд Фрейд. Психопоэтический портрет. М., 2006.
    4. Стоун И. Страсти ума, или жизнь Фрейда. М., 1994
    5. Феррис Пол Зигмунд Фрейд. - М,: Попурри, 2001. - С.241.
    6. Фрейд З. Автобиография // З. Фрейд. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1992. С. 91-148.
    7. Фромм Э. Миссия Зигмунда Фрейда. Анализ его личности и влияния. М., 1997.
    8. Jones E. (1953). The life and work of Sigmund Freud. (Vol. 1, 1856-1900). The formative years and the great discoveries. New York: Basic Books., р. 119

    Министерство здравоохранения Республики Беларусь

    Витебский государственный медицинский университет ордена Дружбы народов

    Кафедра общественного здоровья и здравоохранения


    по «Истории фармации»

    на тему: «Зигмунд Фрейд»


    Исполнитель: Степанова Елена Олеговна

    ст.преподаватель Т.Л. Петрище


    Витебск, 2010 год


    Настоящее имя Сигизмунд Шломо Фрейд.

    Австрийский врач и психолог, основатель теории и метода лечения неврозов, названного психоанализом и ставшего одним из наиболее влиятельных психологических учений 20 века.

    Родился 6 мая 1856 года в Фрейберге в Моравии, маленьком городке в нынешней Чехословакии в семье евреев. Его отец Якоб Фрейд был торговцем тканями. Когда Зигмунду исполнилось три года в связи с материальными затруднениями, семья переехала в Вену, где он с отличием в 17 лет окончил гимназию, а затем в 1873 году поступил на медицинский факультет Венского университета. В 1881 году получил степень доктора медицины, и стал врачом Венской больницы. Начинал свою научную деятельность как специалист в области физиологии и неврологии. Тяжелое материальное положение заставило его оставить "чистую науку". Он стал врачем-психиатром и обнаружил, что знание анатомии и физиологии мозга мало чем может помочь при лечении неврозов.

    В 1882 Фрейд начал лечение Берты Паппенхайм (обозначаемой в его книгах как Анна О.), которая ранее была пациенткой Брейера. Ее разнообразная истерическая симптоматика дала Фрейду огромный материал для анализа. Первым важным феноменом оказались глубоко скрытые воспоминания, прорывавшиеся наружу во время сеансов гипноза. Брейер предположил, что они связаны с состояниями, в которых сознание редуцировано. Фрейд считал, что подобное исчезновение из поля действия обычных ассоциативных связей (поля сознания) является результатом процесса, который он назвал вытеснением; воспоминания заперты в том, что он назвал «бессознательным», куда их «отправила» сознательная часть психики. Важной функцией вытеснения является защита личности от влияния негативных воспоминаний. Фрейд предположил также, что процесс осознания старых и забытых воспоминаний приносит облегчение, хотя и временное, выражающееся в снятии истерических симптомов.

    Психоанализ непреднамеренно способствовал идее о том, что всяческого вытеснения и подавления надо избегать, чтобы это не привело к «взрыву парового котла», и что воспитание ни в коем случае не должно прибегать к запретам и принуждению.

    В 1884 присоединился к Йозефу Брейеру, одному из ведущих венских врачей, который проводил исследования больных истерией с помощью гипноза.

    Работа Фрейда в области неврологии шла параллельно с его первыми опытами как психопатолога в области истерии и гипнотизма. Первая из публикаций Фрейда по нейроанатомии касалась корней нейронных связей слухового нерва (1885). Затем он публикует исследовательскую работу о чувствительных нервах и мозжечке (1886), далее еще статью о слуховом нерве (1886).

    В 1885-1886 гг. он стажировался в Париже в клинике Сальпетриер у знаменитого Жана Мартена Шарко. Вернувшись в Вену, Фрейд стал частнопрактикующим врачом. Первоначально он пытался вслед за французскими учителями - применять в терапевтических целях гипноз, но вскоре убедился в его ограниченности. Постепенно Фрейд выработал свою собственную технику лечения, метод "свободных ассоциаций".

    Метод свободной ассоциации. Фрейд предлагал своим пациентам отбросить контроль над своими мыслями и говорить первое, что придет в голову. Свободная ассоциация через длительное время подводила пациента к забытым событиям, которые он вновь проживал эмоционально. Поскольку реагирование идет при полном сознании, сознательное "Я" способно справиться с эмоциями, постепенно "прорубая путь сквозь подсознательные конфликты". Именно этот процесс Фрейд и назвал "психоанализом", впервые употребив этот термин в 1896 году.

    После долгих поисков Фрейд пришел к концепции бессознательного психического, которая существенно отличалась от предшествовавших теорий. О бессознательном писали до него и философы, и медики. Новизна его учения состояла в том, что им была выдвинута динамическая модель психики, в которой получила логичное объяснение не только большая группа психических расстройств, но и взаимосвязь сознательных и бессознательных процессов, причем последние однозначно отождествлялись с инстинктивными побуждениями, в первую очередь с сексуальным влечением. Человек для Фрейда представляет собой homo natura, природное существо, отличающееся от прочих животных несколько большим объемом памяти и тем, что его сознание в процессе эволюции стало опосредовать отношения с окружающей средой. Все живое существует согласно принципу удовольствия, т.е. стремится удовлетворять свои нужды и избегать страдания. Человек отличен от животных тем, что он откладывает удовлетворение влечений или даже подавляет их, если непосредственное удовлетворение угрожает выживанию. Тем самым он заменяет принцип удовольствия на принцип реальности. В раннем детстве только что вышедшее из материнского лона природы существо не знает ограничений и не обладает развитым интеллектом, а потому существует только по принципу удовольствия. Влечения этого периода сохраняются в психике взрослого человека, но они подавляются и вытесняются в бессознательное, откуда дают о себе знать в сновидениях (когда ослаблена "цензура" сознания) или в невротических симптомах. Влечения конфликтуют с социальными нормами и моральными предписаниями. Человеческое существование всегда было и остается полем битвы между разнонаправленными инстинктивными стремлениями и требованиями культуры.

    В основу психоанализа была положена теория психосексуального развития ребенка. Именно за утверждение о том, что в основе всех психических расстройств лежат проблемы, связанные с сексуальностью, в 1896 году Фрейд был исключен из Венского медицинского общества.

    В 1886 году Фрейд женился на Марте Бернайс. В браке у них родилось три сына и три дочери. Вскоре после женитьбы, Фрейд стал сотрудничать с Иозесом Брейером (один из самых знаменитых венских врачей, достигший успехов в лечении истерии методом свободного рассказа больных о своих симптомах и проблемах). Вместе они стали изучать психологических причин истерии и продвигались дальше в изучении способов ее лечения. совместная работа завершилась изданием в 1895 году книги «Исследование истерии», в которой они пришли к выводу, что причиной проявления истерических симптомов являются подавленные воспоминания о трагических событиях.

    Еще с 1896 года Фрейд начал анализировать свои сновидения и практиковал самоанализ в течение получаса перед сном ежедневно, и на этом анализе основана его работа 1900 года "Толкование сновидений", которая до сих пор остается своего рода "Библией" для последователей. Сновидения - психическую деятельность, происходящую в состоянии редуцированного сознания, именуемом сном. Изучая свои собственные сны, он наблюдал то, что уже вывел из феномена истерии, - многие психические процессы никогда не достигают сознания и удаляются из ассоциативных связей с остальным опытом. Сравнивая явное содержание снов со свободными ассоциациями, Фрейд обнаружил их скрытое или неосознаваемое содержание и описал ряд адаптивных психических приемов, соотносящих явное содержание снов с их скрытым смыслом. Некоторые из них напоминают конденсацию, когда несколько событий или персонажей сливаются в один образ. Другой прием, при котором мотивы того, кто видит сон, переносятся на кого-то еще, вызывает искажение восприятия - так, «я тебя ненавижу» превращается в «ты меня ненавидишь». Огромное значение имеет тот факт, что механизмы подобного рода представляют интрапсихические маневры, которые эффективно изменяют всю организацию восприятия, от которого зависит как мотивация, так и сама деятельность.

    С 1902 года З. Фрейд каждую среду приглашал к себе домой четырех врачей для обсуждения идей и концепций, лежащих в основе психоанализа. Этими врачами были: Альфред Адлер, Макс Кахане, Рудольф Рейтлер Вильгельм Штекель. Фрейд излагал свои идеи, а его слушатели имели возможность обмениваться идеями об услышанном. В каждом воскресном выпуске «Нового венского ежедневника» печатался отчет о дискуссиях в доме Фрейда. Так возник первый психоаналитический кружок, получивший название «Психологическое общество по средам». В последующие годы эти заседания стали посещаться известными людьми, а позже и психоаналитиками, которые в последствие стали практиковать психоанализ.

    В 1907 году Фрейд предложил распустить общество с тем, чтобы создать новое объединение единомышленников, которое в апреле 1908 года получило название «Венское психоаналитическое общество». А в 1910 году была организована Международная психоаналитическая ассоциация.

    После очередных наблюдений за пациентами, в 1905 году была опубликована новая работа "Три очерка по теории сексуальности". Его выводы о сексуальной природе человека стали известны под названием "теория либидо", и эта теория вместе с открытием детской сексуальности явилась одной из главных причин того, что Фрейд был отвергнут своими собратьями по профессии и широкой публикой.

    Фрейд пришел к выводу, что основной областью вытеснения является сексуальная сфера и что вытеснение происходит в результате реальной или воображаемой сексуальной травмы. Фрейд придавал большое значение фактору предрасположенности, которая проявляется в связи с травмирующим опытом, полученным в период развития и изменившим его нормальное течение. Он выдвинул предположение о том, что дети рождаются с сексуальными побуждениями, а их родители предстают в роли первых сексуальных объектов.

    Теория либидо объясняет развитие и синтез сексуального инстинкта в его подготовке к репродуктивной функции, а также интерпретирует соответствующие энергетические изменения.

    Движущая сила, которая дает нам энергию жизни, творчества, созидания, называется Фрейдом либидо, или сексуальной энергией. Здоровье личности зависит от «правильности» помещения сексуальной энергии, так как, по мнению Фрейда, «либидо концентрируется на объектах, фиксируется на них или оставляет эти объекты, переходит с них на другие и с этих позиций направляет сексуальную деятельность индивида, которая ведет к удовлетворению, то есть частичному, временному угасанию либидо». У здоровых людей «лишняя» сексуальная энергия питает процессы творчества, создания материальных и духовных ценностей, то есть сублимируется. Несублимированное либидо вызывает невротические заболевания.

    Теория Фрейда о детской сексуальности совершила революцию в психотерапии. Согласно этой теории, ребенок в своем развитии проходит несколько стадий:

    Орально - каннибалистическая (от 0 до 1 года) характеризуется приоритетом оральной (ротовой) зоны - кода ребенок получает удовольствие, высасывая молоко из материнской груди. «Застревание» на этой стадии развития приводит к тому, что взрослые люди становятся курильщиками, пьяницами, грызут ногти, получают удовольствие от сосания леденцов.

    Анально - садистская (1 - 2 года). В этот период ребенка приучают к горшку, поэтому все его положительные и отрицательные переживания связаны с актом дефекации. Взрослые люди, которым не удалось до конца «пройти» эту стадию развития в детстве, возвращаются к ней в старости, когда угасают половые функции и половая жизнь уже не является главным источником наслаждений. Тогда и начинаются разговоры стариков на излюбленные темы: о еде и о результатах переваривания пищи.

    Генитальная (2 - 5 лет) - познание ребенком своих половых органов, поиск ответа на вопрос: «Откуда берутся дети?» Факт существования двух полов ребенок принимает без раздумья. При этом, пишет Фрейд, «для мальчика является чем-то само собой понятным предположить у всех известных ему людей такие же гениталии, как его собственные…», а девочка, замечая, что гениталии мальчика отличаются от ее собственных, признает их, но завидует их наличию и сожалеет об отсутствии их в собственном организме.

    Латентная стадия (от 5-6 лет до подросткового возраста). В этот период развития ребенка в его характере формируются такие черты, как чувство стыда, соблюдение эстетических и моральных норм. Сексуальная энергия, направленная ранее на изучение половых органов, сублимируется в учебе, познании мира, творчестве, спорте.

    Новая стадия генитального развития (13 - 14 лет) - идет усиленный рост мышечной массы, половое созревание. Мысли подростка устремляются к своему телу, особенностям его строения и развития, начинает проявляться сексуальный интерес к противоположному полу.

    Каждая стадия играет определенную роль в развитии личности ребенка, и «застревание» на какой-либо их них, по мнению Фрейда, может привести к невротическим нарушениям у взрослых людей.


    Рис. Фрейд в своем венском кабинете.

    Комплекс Эдипа или Электры (царь Эдип - герой греческой мифологии, который убил отца и женился на своей матери; Электра - героиня греческой мифологии, которая помогла своему брату отомстить за отца, убив мать). Эти комплексы, по мнению Фрейда, являются универсальными для всех людей, они являются основой для психоаналитической концепции индивидуального развития человека от детства до взрослого состояния.

    В 1911 было основано Нью-Йоркское психоаналитическое общество. Быстрое распространение движения придало ему не столько научный, сколько вполне религиозный характер. Влияние Фрейда на современную культуру поистине огромно.

    Его первый значительный вклад в теорию общества был сделан в работе "Тотем и табу" (1913), где он приложил выводы своих психологических теорий к обществу в целом. Представляет собой первую попытку применить точку зрения и принципы психоанализа к невыясненным проблемам психологии первобытной культуры и религии. Фрейд рассказывает о поведении первобытных племен на примере современных племен дикарей, и влиянии первобытного на современное, особенно на поведение невротиков.

    В 1919 году вышла в свет книга "По ту сторону принципа удовольствия". В ней высказана новая для традиционного психоанализа идея, утверждающая, что наряду с Эросом как изначальным влечением к жизни, поведением человека правит, противоположное по знаку, стремление к смерти, к возвращению живого организма в безжизненное состояние.

    В 1921 Фрейд видоизменил свою теорию, приняв за основу представление о двух противоположных инстинктах - стремлении к жизни (эросе) и стремлении к смерти (танатосе). Эта теория, помимо ее невысокой клинической ценности, вызвала невероятное количество интерпретаций. Ссылаясь на Шопенгауэра, Фрейд утверждал, что «целью жизни является смерть», хотя жизнь можно и должно прожить счастливо, необходимо только научиться направлять темные импульсы на благо разуму. В 1921 году Лондонский университет объявил о начале цикла лекций о пяти великих ученых: физике Эйнштейне, каббалисте Бен-Баймониде, философе Спинозе, мистике Фило. Фрейд в этом списке был пятым. Его выдвинули на Нобелевскую премию за открытия в области психиатрии. Но получил премию коллега Фрейда Вагнер-Яуреггу за метод лечения паралича путем резкого повышения температуры тела. Фрейд заявил, что Лондонский университет оказал ему большую честь, поставив рядом с Эйнштейном, а сама премия его не волнует.

    Более тридцати лет воздерживался Фрейд от выработки всеобъемлющей теории личности, хотя сделал за это время много важных и подробных наблюдений в своей работе с пациентами. Наконец в 1920 году он опубликовал первую из серии систематизированных теоретических работ "По ту сторону принципа удовольствия"

    В 1923 Фрейд предпринял попытки развить концепцию либидо. Был установлен феномен психического сопротивления пациентов раскрытию вытесненных воспоминаний и существованию у них внутрипсихического фактора цензуры. Это послужило для Фрейда толчком к созданию динамической концепции личности в единстве сознательного и бессознательного факторов.

    Фрейд утверждал, что человеческое сознание состоит из трех неразрывно связанных между собой частей: «Ид» («оно») - бессознательная часть нашей личности, состоящая из примитивных инстинктов, врожденных импульсов. Ключевое слово этой части сознания - «хочу» «Эго» («я») - буфер между нашими инстинктами и внешним миром, обществом. «Эго» направляет наше поведение в нужное русло, способствуя безопасному удовлетворению инстинктивных потребностей. «Эго» - ведущий аппарат адаптации «Суперэго» («сверхЯ») - наша совесть, этика, система ценностей. «Суперэго» приобретается с развитием личности, в процессе воспитания. Ключевыми словами для этой части сознания являются «должен», «надо».

    «"Я" и "Оно"» (1923). Сознание и подсознание. Сознание выставляет преграды, а подсознание предпочитает их не замечать. И тогда сознание становится всего лишь своеобразным «театром военных действий» подсознания. Это страхи, сны, странные сны.

    "Будущее одной иллюзии" (1927). Рассматриваются психологические и социокультурные основания и функции религии. Фрейд определяет культуру как «все то, чем человеческая жизнь возвышается над своими животными условиями и чем она отличается от жизни животных». Постулирует наличие у всех людей разрушительных тенденций, имеющих противообщественный и антикультурный характер, причем в поведении большого количества индивидов эти тенденции являются определяющими. Отсутствие у людей спонтанной любви к труду и бессилие доводов разума против их страстей полагаются распространенными свойствами, ответственными за то, что институты культуры могут поддерживаться лишь известной долей насилия.

    В 1933 году была издана серия брошюр под общим названием "Продолжение лекций по введению в психоанализ".

    В этой работе он попытался пересмотреть свой ранний взгляд на внешние проявления инстинктов - любви и ненависти, вины и раскаяния, горя и зависти. До того как он начал размышлять над глубинной природой этих базисных явлений, он определял их с позиций логики чувств.

    Еще с 1923 года Фрейд, выкуривающий по 20 кубинских сигар в день, страдал раковой опухолью глотки и челюсти, но упорно отказывался от лекарственной терапии, за исключением небольших доз аспирина. Он перенес 33 тяжелейшие операции, которые должны были остановить рост опухоли, вынужден был носить неудобный протез, заполнявший пространство между ротовой и носовой полостями, и потому временами не мог говорить. его постоянно мучили сильнейшие боли, которые с каждым днем становились все невыносимее. 23 сентября 1939 года незадолго до полуночи, Фрейд умер после того, как попросил у своего друга доктора Макса Шура инъекцию смертельной дозы морфия, прекратившей его страдания. У Фрейда постепенно появились последователи, дополнившие и подкорректировавшие его учение. Наиболее известные из них - Альфред Адлер, Карл Юнг, Отто Ранк.

    Альфред Адлер ввел в психологию такое понятие как комплекс неполноценности. В отличие от Фрейда, утверждавшего, что у любого новорожденного ведущей является половая потребность, проявляющаяся в сосании материнской груди, Адлер говорил о потребности в превосходстве как об основной. Если личность «ущербна», то есть имеет физический недостаток, то возможны два пути ее развития: или уход в болезнь или сверхкомпенсация (преодоление комплекса неполноценности). Такие люди становятся великими учеными, политическими деятелями, писателями, художниками и т.д.

    Карл Юнг, в отличие от своего учителя интересовался европейским и восточным оккультизмом, метафизикой и был убежден, что религия содействует стремлению человека к целостности и полноте жизни. Он ввел в психологию понятие коллективного бессознательного, в котором заключен опыт всего человечества. Плодом коллективного бессознательного являются сны и фантазии.

    Теория психоанализа в самых общих чертах сводится к следующему: Все наше поведение определяется двумя принципами - принципом приятного и принципом реальности. Принцип приятного характеризуется эгоцентричностью, индивидуализмом, противообщественностью.

    В принципе реальности выражается, наоборот, непосредственное знакомство с реальной жизнью и необходимость подчиниться ее требованиям. Между желанием приятного и требованиями жизни возникает конфликт, в результате которого многие желания должны остаться неосуществленными. Такие неосуществленные желания вытесняются нередко из области сознания и переходят в сферу бессознательного, где они и сохраняются, продолжая оказывать влияние на поведение человека. Стремясь прорваться в сознание, вытесненные желания вступают в борьбу с сознательными представлениями и одерживают над ними верх во время таких состояний, как сновидения, дневные грезы и т. д. Поэтому по правильно истолкованному сновидению можно судить о бессознательных переживаниях человека. Толкование сновидений - самое замечательное открытие Фрейда. Он показал, что сон не бессмыслица, а искаженное, замаскированное осуществление вытесненного желания. Большая часть вытесненных представлений, по Фрейду, полового происхождения. Впрочем, термин "пол" (либидо, эрос) понимается Фрейдом очень широко, обнимая всю область приятных ощущений, а не только половые эмоции в тесном смысле. Задача психоанализа состоит в том, чтобы проникнуть в скрытый смысл влечений, обнаружить внутренние бессознательные устремления личности и помочь ей освободиться от них.

    Отто Ранк занимался теорией сновидений, соотнося материал сновидений с мифологией и художественным творчеством. Наиболее известен его труд «Травма рождения», в которой он утверждает, что изгнание плода из материнского чрева является «основной травмой», определяющей развитие неврозов, и что каждому человеку присуще подсознательное стремление возвратиться в материнское лоно.

    фрейд психология сновидение либидо

    Список литературы


    1.Фрейд.З. Будущее одной иллюзии// Сумерки богов/ Фрейд.З.- М.,1990.- С.94.

    Фрейд.З. Толкование сновидений.- Ереван, 1991.- репринтное воспроизведение издания 1913 г.

    Фрейд.З. Тотем и табу.- М.: Изд-во политической литературы, 1992.

    Куликов.В.И., Хаценков.А.Ф. Современная буржуазная философия и религия.- М.: Изд-во полит. литературы, 1977 г.

    Алексеев.П.В, Большаков.А.В. и др. Хрестоматия: Основы философских знаний.- М.: Изд-во полит. литературы, 1982 г.


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

    Необходимость зарабатывать деньги не позволила ему остаться на кафедре, он поступил сначала в Физиологический институт, а затем в Венскую больницу, где работал врачом.

    В 1885 году Фрейд получил звание приват-доцента, и ему была предоставлена стипендия для научной стажировки за границей.

    В 1885-1886 годах стажировался в Париже у врача-психиатра Жана-Мартена Шарко в клинике Сальпетриер. Под влиянием его идей пришел к мысли, что причиной психонервных заболеваний могут быть ненаблюдаемые динамические травмы психики.

    По возвращении из Парижа Фрейд открыл частную практику в Вене, где использовал метод гипноза для лечения больных. Поначалу метод казался эффективным: за первые несколько недель Фрейд добился моментального исцеления нескольких больных. Но вскоре появились и неудачи, и он разочаровался в гипнотической терапии.

    Фрейд обратился к изучению истерии и внес в эту область значительный вклад, связанный с использованием свободной ассоциации (или "разговорной терапии"). Результаты его совместного с австрийским врачом Йозефом Брейером исследования истерических явлений и проблем психотерапии были опубликованы под названием "Исследования истерии" (1895).

    В 1892 году Фрейд разработал и использовал новый терапевтический метод — метод настояния, ориентированный на постоянное понуждение пациента к воспоминанию и воспроизведению травматических ситуаций и факторов. В 1895 году он пришел к выводу о принципиальной неправомерности отождествления психического и сознательного и о значимости изучения неосознаваемых психических процессов.

    С 1896 года по 1902 год Зигмунд Фрейд разработал основы психоанализа. Он обосновал новаторскую динамическую и энергетическую модель психики человека, состоящей из трех систем: бессознательного — предсознательного — сознательного.

    Впервые понятие "психоанализ" он использовал в статье об этиологии неврозов, опубликованной на французском языке 30 марта 1896 года.

    Психоаналитический способ лечения больных, разработанный Фрейдом, заключается в анализе по определенным правилам спонтанно возникающих у больного ассоциаций по поводу какого-либо элемента его душевной жизни (метод свободных ассоциаций), толковании сновидений, а также различных ошибочных действий (оговорок, описок, забывания и т.п.) с целью вычленения с помощью психоанализа истинных (бессознательных) причин этих явлений и доведения этих причин до сознания больного.

    Результатом обобщения психоаналитических исследований Фрейда этого периода явились опубликованные в начале XX века классические работы "Толкование сновидений" (1900), "Психопатология обыденной жизни" (1901), "Остроумие и его отношение к бессознательному" (1905) и др.

    Причинами многих неврозов у пациентов Фрейда в то время были различные сексуальные проблемы, поэтому Фрейд обратился к исследованиям сексуальности и ее развития в детстве. С тех пор развитие сексуальности Фрейд ставил в центр всего психического развития человека ("Три очерка по теории сексуальности", 1905) и пытался объяснить им такие явления человеческой культуры, как искусство ("Леонардо да Винчи", 1913), особенности психологии первобытных народов ("Тотем и табу", 1913) и др.

    В 1902 году Фрейд стал профессором Венского университета.

    В 1908 году (вместе с Эйгеном Блейлером и Карлом Густавом Юнгом) основал "Ежегодник психоаналитических и психопатологических исследований", в 1910 году — Международную психоаналитическую ассоциацию.

    В 1912 году Фрейд основал периодическое издание "Международный журнал по медицинскому психоанализу".

    В 1915-1917 годах он читал лекции по психоанализу в Венском университете и готовил их к изданию. Тогда же вышли из печати его новые работы, где он продолжил свои исследования тайн бессознательного.

    В январе 1920 года Фрейду было присвоено звание ординарного профессора Венского университета.

    В 1920-х годах ученый разрабатывал новые проблемы психоанализа: он пересматривал учение о влечениях ("По ту сторону принципа удовольствия", 1920), выделяя "влечения к жизни" и "влечения к смерти", предложил новую модель строения личности (Я, Оно и Сверх-Я), распространял идеи психоанализа на понимание практически всех сторон общественной жизни.

    В 1927 году опубликовал книгу "Будущее одной иллюзии" — психоаналитическую панораму прошлого, настоящего и будущего религии, трактуя последнюю в статусе навязчивого невроза. В 1929 году издал одну из наиболее философических своих работ "Беспокойство в культуре". В ней Фрейд описал теорию, согласно которой не Эрос, либидо, воля и человеческое желание сами по себе выступают предметом творчества мыслителя, а совокупность желаний в состоянии перманентного конфликта с миром культурных установлений, социальными императивами и запретами, олицетворенными в родителях, разнообразных авторитетах, общественных идолах и т.д. В 1939 году Фрейд опубликовал книгу "Моисей и монотеизм", посвященную психоаналитическому осмыслению философских и культурологических проблем.

    В 1930 году Фрейд был удостоен Литературной премии им. Гёте. Он был избран почетным членом Американской психоаналитической ассоциации, Французского психоаналитического общества, Британской Королевской медико-психологической ассоциации.

    В 1938 году после захвата Австрии фашистской Германией Фрейд эмигрировал в Великобританию.

    В 1923 году у Фрейда был диагностирован рак челюсти, вызванный его пристрастием к сигарам. Операции по этому поводу проводились постоянно и мучили его до конца жизни. Летом 1939 года состояние здоровья Зигмунда Фрейда начало ухудшаться, и 23 сентября того же года он умер.

    Труды Фрейда оказали колоссальное воздействие на ранее существовавшие представления о человеке и его мире, и положили начало формированию новых представлений и психологических теорий.

    В Санкт-Петербурге, Вене , Лондоне , и Пршиборе есть музеи им. Фрейда. Памятники Фрейду установлены в Лондоне, Пршиборе, Праге.

    Зигмунд Фрейд был женат на Марте Бернейс (Martha Bernays), в семье было шестеро детей. Самая младшая дочь Анна (1895-1982) стала последовательницей отца, основала детский психоанализ, систематизировала и разрабатывала психоаналитическую теорию, внесла значительный вклад в теорию и практику психоанализа в своих трудах.

    Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

    Австрийский психоаналитик, психиатр и невролог. Зигмунд Фрейд наиболее известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века.

    Дата и место рождения – 6 мая 1856 г., Фрайберг, Австрийская империя, (сейчас – Пршибор, Чехия)

    Дети – Анна Фрейд

    Зигмунд Фрейд наиболее известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века. Воззрения Фрейда на природу человека были новаторскими для его времени и на протяжении всей жизни исследователя не прекращали вызывать резонанс и критику в научном сообществе.

    И нтересные факты

    Практически каждый фундаментальный для фрейдовской теории постулат был подвергнут критике со стороны видных учёных и писателей, таких как Карл Ясперс, Эрих Фромм, Альберт Эллис, Карл Краус и многих других.

    Будучи кайне амбициозным с самого детства, он все книги, какие ему попадались и, обладая фотографической памятью, мог в любой момент вспомнить все,что было в них написано. Без тени смущения он говорил о своих достижениях.

    Будучи атеистом, Фрейд родился в еврейской семье и стал особой целью нацистов, когда они пришли ко власти. Его книги были среди сожженных нацистами в 1933 году.

    Он имел звания доктора медицины, профессора, почётного доктора права Университета Кларка и являлся иностранным членом Лондонского королевского общества, обладателем премии Гёте, являлся почётным членом Американской психоаналитической ассоциации, Французского психоаналитического общества и Британского психологического общества.

    Зигмунд Фрейд не хотел идти в медицину. На самом деле он с детства мечтал быть генералом или министром. Но в те далекие времена для евреев было только две профессии - медицина и юриспруденция. В итоге он поступил в Венский университет. Он переходил из одного факультета на другой пока не пошел - таки на медицинский.

    Улица, на которой родился Фрейд, - Шлоссергассе - сейчас носит его имя.

    Зигмунд Фрейд владел: Латинским, Греческим, Французским, Английским, Итальянским, Испанским, Древнееврейским и Немецким языками. Даже если учесть, что Немецкий его родной, это впечатляет.

    После того, как Германия захватила Австрию, нацисты совершили набег на его апартаменты, арестовав его дочь Анну. С помощью его друга и пациента, принцессы Мари Бонапарт, Фрейд с семьей сбежали в Париж и затем в Лондон.

    Именно Фрейду принадлежит общепринятый сейчас термин «детский церебральный паралич (ДЦП)».

    Книга, которую Фрейд назвал своей “самой значительной работой”, совсем не произвела впечатление после выхода в 1899 и провалилась коммерчески. За свои первые шесть лет “Толкование снов по Фрейду” было продано только 351 раз, а второй выпуск не был издан до 1909. Это один из самых интересных фактов о Фрейде, которые мало кому известны.

    В 1884 году Фрейд прочёл об опытах некоего немецкого военного врача с новым препаратом - кокаином. В научных работах фигурировали заявления о том, что данное вещество способно повысить выносливость и значительно снизить утомляемость. Фрейд крайне заинтересовался прочитанным и решил провести ряд опытов на себе. Первое упоминание данного вещества учёным датировано 21 апреля 1884 года - в одном из писем Фрейд отмечал: «Я раздобыл немного кокаина и попробую испытать его воздействие, применив в случаях сердечных заболеваний, а также нервного истощения, в особенности при ужасном состоянии отвыкания от морфия».

    Зигмунд Фрейд всю жизнь боялся сочетания чисел 6 и 2. Он никогда не селился в гостиницах, в которых было больше шестидесяти одного номера, чтобы ему даже случайно не досталась комната со злополучным числом. А 6 февраля Фрейд предпочитал не выходить на улицу.

    Фрейда называли шарлатаном и сексуальным маньяком из-за открытия им сексуальной этимологии неврозов.

    Более крупный музей Зигмунда Фрейда расположен в Вене по адресу Бергассе, 19 - в доме, где большую часть жизни работал учёный. Музей был создан в 1971 году при содействии Анны Фрейд.

    После смерти Фрейда его прах был помещен в древнегреческую урну, подаренную ему Бонапарт. Когда его жена, Марта, скончалась в 1951, ее прах был добавлен в вазу и сохранен в Лондонском Крематории Голдерса Грина. В январе 2014 лондонская полиция сообщила, что воры попытались украсть прах Фрейда. Хотя кражу и предотвратили, воры сильно повредили 2,300-летнюю урну.

    Зигмунд Фрейд ненавидел музыку. Доходило до того, что он даже не посещал рестораны, в которых играл оркестр.

    Психоаналитик был уверен, что мы не выбираем людей случайно. Мы встречаем лишь тех, кто уже существует в нашем подсознании.

    Музей Зигмунда Фрейда также существует в Лондоне и располагается в здании, где основатель психоанализа проживал после вынужденной эмиграции из Вены. Музей обладает весьма богатой экспозицией, содержащей оригинальные предметы быта учёного, перевезённые из его дома на Бергассе.

    К 1925 известность Фрейда распространилась так широко, что кинопродюсер Сэмюэль Голдвин предложил венскому психоаналитику (которого он назвал “самым замечательным любовным специалистом в мире”) 100,000$, чтобы тот помог написать сценарий фильма “о величайших романах в истории”. Несмотря на сногсшибательное предложение, Фрейд отклонил его, поскольку ранее принял предложение в 25,000$ от издателя Chicago Tribune. Его задачей было подвергать психоанализу знаменитых преступников Леопольда и Лёба, пока те ждали своего сенсационного суда по делу об убийстве.

    Фрейд полагал, что причина всех психологических проблем женщин кроется в том, что природа обделила их пенисами. Более того, по мнению великого психолога, прекрасный пол не обладает способностью к объективному суждению. Он считал их инфантильными, ревнивыми и невежественными. И если в обществе возникает проблема – её причину, по мнению Фрейда надо искать именно в женщине, особенно когда речь идёт о сексуальной напряженности между полами.

    Самым любимым пациентом Фрейд считал самого себя.

    По мнению Фрейда, существуют три психосексуальные стадии развития личности: оральная, анальная и фаллическая.

    Музей и зал памяти Зигмунда Фрейда расположен на родине учёного, в чешском городе Пршибор. Его открыли к 150-летию со дня рождения Фрейда - дом был выкуплен городскими властями и получил статус культурного наследия; открытие музея прошло при содействии президента Чешской Республики Вацлава Клауса и четырёх внуков учёного.

    Был заядлым курильщиком и не скрывал этого. Считал курение величайшим в жизни удовольствием.

    Ц итаты

    Признание проблемы – половина успеха в её разрешении.

    У каждого человека есть желания, которые он не сообщает другим, и желания, в которых он не сознается даже себе самому.

    В основе всех наших поступков лежат два мотива: желание стать великим и сексуальное влечение.

    Ограниченность удовольствия только увеличивает его ценность.

    Мы выбираем не случайно друг друга… Мы встречаем только тех, кто уже существует в нашем подсознании.

    Первый человек, который бросил ругательство вместо камня, был творцом цивилизации.

    К несчастью, подавленные эмоции не умирают. Их заставили замолчать. И они изнутри продолжают влиять на человека.

    Ни один смертный не способен хранить секрет. Если молчат его губы, говорят кончики пальцев; предательство сочится из него сквозь каждую пору.

    Ничего не бывает случайного, все имеет первопричину.

    Идеальная, вечная, очищенная от ненависти любовь существует только между зависимым и наркотиком.

    Каким смелым и самоуверенным становится тот, кто обретает убеждённость, что его любят.

    Тайна человеческой души заключена в психических драмах детства. Докопайтесь до этих драм, и исцеление придет.

    Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри.

    Единственный человек, с которым вы должны сравнивать себя - это вы в прошлом. И единственный человек, лучше которого вы должны быть - это вы сейчас.

    Почему мы не влюбляемся каждый месяц в кого-то нового? Потому что при расставании нам пришлось бы лишаться частицы собственного сердца.

    Чем более странным нам кажется сон, тем более глубокий смысл он несет.

    Невроз – это неспособность переносить неопределенность.

    Мы никогда не бываем столь беззащитны, как тогда, когда любим и никогда так безнадежно несчастны, как тогда, когда теряем объект любви или его любовь.

    В любовных отношениях нельзя щадить друг друга, так как это может привести лишь к отчуждению. Если есть трудности, их надо преодолевать.

    Только воплощение в жизнь мечты детства может принести счастье.

    Когда меня критикуют, я могу себя защитить, но против похвал я бессилен.

    Депрессия - это замороженный страх.

    Конечная цель любой деятельности человека – достижение покоя.

    Быть абсолютно честным с самим собой – хорошее упражнение.

    Женщина должна смягчать, а не ослаблять мужчину.

    В тот момент, когда человек начинает задумываться о смысле и ценности жизни, можно начинать считать его больным.