Артефакты истории. Каменные вазы Египта. Глава xvii. поделочный камень. каменные сосуды

Дизайн, декор

Древнейшими каменными сосудами, найденными в Египте, являются несколько базальтовых ваз неолитического периода из Фаюма и Меримде-Бенисаламе; далее в хронологическом порядке нужно назвать еще несколько базальтовых ваз бадарийской эпохи, за которыми следует большое количество сосудов из разных видов камня, найденных при раскопках различных памятников додинастической эпохи. Согласно отчетам археологических экспедиций, в ранний додинастический период употреблялись алебастр, базальт, брекчия, гранит, известняк, мрамор и порфириты, а в средний и поздний додинастические периоды - те же породы камня, за исключением гранита, но с добавлением диорита (крапчатого, а не того, из которого сделаны статуи Хафры), граувакки (шифера), гипса, аргиллита, серпентина, стеатита и туфа. Около 73,5 % всего камня составляют три породы, а именно (в порядке частоты применения) известняк - 36 %; базальт - 21,5 %; алебастр - 16 %; брекчия, мрамор и серпентин - все вместе составляют 17,5 %; остальные перечисленные породы - 9 %.

Производство каменных сосудов достигло своего зенита в раннединастический период, и нигде еще не было найдено столько прекрасных каменных сосудов, как в Египте. Для изготовления этих сосудов применялись перечисленные выше породы, а также диорит разновидности, использованной для статуи Хафры, кремень, красная яшма, обсидиан, аметистовый кварц, непрозрачный кварц и горный хрусталь. Все эти породы камня, за исключением привозного обсидиана, встречаются в природном состоянии в самом Египте. По словам Петри , «наивысшего уровня в искусстве обработки красивого твердого камня египтяне достигли в поздний доисторический и раннединастический периоды». С тех пор как Петри написал эти строки, в Саккара были найдены еще тысячи каменных сосудов раннединастического периода.

Говоря о царских гробницах раннединастического периода, Петри пишет , что «в могилу каждого царя I династии ставили сотни каменных чаш, и множество их найдено в гробницах III и IV династий», и далее : «по грубому подсчету, найдено от десяти до двадцати тысяч фрагментов ваз из более ценных пород камня и еще много больше - из сланца и алебастра». В найденной Эмери гробнице Аха в Саккара (I династия) было обнаружено 653 каменных сосуда, из которых 93,3 % были алебастровые и 3,8 % - из базальта. Сосудов из граувакки (шифера) в этой гробнице не было, но было найдено два сосуда из брекчии, четырнадцать из известняка, два из порфиритовых пород и два из серпентина . В гробнице Хемаки (I династия) в Саккара (более поздней, чем гробница Аха) было найдено 384 каменных сосуда, из которых 50 % было сделано из алебастра, 34,4 %

Из граувакки (шифера), несколько из аргиллита и туфа и остальные (11,7%) - из восьми других различных пород камня. Базальтовых сосудов не было . В ступенчатой пирамиде III династии в Саккара были обнаружены буквально десятки тысяч каменных сосудов. Четыреста из них было найдено в шахте в южной стене и около тридцати тысяч - в одной из галерей. Вес последних ориентировочно определяется в 90 г .

К концу Древнего царства количество каменных сосудов значительно уменьшилось, причем твердые породы камня почти перестали применяться для изготовления сосудов. Так, в гробнице царицы Хетепхерес (IV династия), оказалось только 37 каменных сосудов, причем все они были сделаны из алебастра . Однако это было повторное погребение, а не первоначальная гробница, которая была ограблена. Возможно, что часть сосудов была похищена грабителями (что маловероятно) или оставлена в старой гробнице, когда мумию перенесли в новую: но, конечно, установить это точно нельзя.

Со времени Среднего царства до нас сохранилось несколько ваз из алебастра, маленькая ваза из лазурита, еще одна - из сердолика и несколько - из обсидиана. Тогда же впервые вошел в употребление новый, не очень твердый камень, из которого делали главным образом маленькие туалетные вазочки. Этот камень до последнего времени назывался «голубым мрамором», но теперь известно, что это ангидрит. Камень этот египетский, хотя место его добычи и не известно . По словам Петри , «в эпоху XII династии такие замечательные породы, как диориты и порфириты, уступили место более мягким серпентину и алебастру, а в эпоху XVIII династии искусство обработки твердого камня для изготовления сосудов было забыто и из твердых пород продолжали делать только статуи».

В гробнице Тутанхамона (XVIII династия) было найдено всего 79 каменных сосудов, из которых 76 было сделано из алебастра, а три остальных - из мягкого и легко поддающегося обработке серпентина.

Что касается технологии производства каменных сосудов, мы позволим себе процитировать несколько описаний.

Вот что пишет по этому поводу Куибел : «Наружная поверхность вазы

Отделывалась до того, как приступали к выдалбливанию внутренней части блока. На плечиках двух ваз мы обнаружили два горизонтальных желобка, расположенных друг против друга, которые, по мнению Лако, вероятно, создавали упор для приспособления, при помощи которого блоку придавалось вращательное движение. Одна испорченная в процессе производства аметистовая ваза... была вполне отделана снаружи, выдалбливание же внутри было только начато. Можно было видеть неровную внутреннюю поверхность, от которой кропотливо при помощи какого-то острого орудия отделялись одна за другой мельчайшие частицы. По-видимому, при отделке наружной поверхности вазу вращали, когда же ее выдалбливали внутри, ее закрепляли в неподвижном положении в смоле или глине». В отношении применения трубчатого сверла Куибел пишет : «Нет никакого сомнения в том, что такие сверла были самым ходовым инструментом», и в другом месте: «При изготовлении ваз постоянно пользовались трубчатыми сверлами; мы нашли высверленные керны из диорита и гранита, так же как остатки сверленых отверстий в алебастре и доломите (?). Но до сих пор не ясно, каким путем первоначальное цилиндрическое отверстие в узкогорлой вазе расширялось под плечиками в бока»117. Куибел и Грин много лет тому назад нашли в Гиераконполе и опубликовали с иллюстрациями а) кусок диорита для шлифовки ваз; b) шлифовальный диоритовый камень в рабочем положении на блоке из горного хрусталя, грубо отесанном для последующего шлифования и высверливания; с) три куска известняка для шлифовки ваз; d) три куска песчаника того же назначения и е) мастерскую по изготовлению ваз столом и двумя камнями для шлифовки.

Говоря о додинастических каменных вазах, Петри пишет : «Все эти каменные вазы формовались вручную, без токарного станка или какого-нибудь другого вращательного приспособления; линии скобления и полировки идут диагонально; внутренняя поверхность вазы сглаживалась при помощи брусков из песчаника или наждака» ,

Тот же Петри, говоря о каменных сосудах IV династии, пишет : «Египтяне не только применяли какое-то вращающееся орудие, но и были уже знакомы с идеей вращения изделия вокруг неподвижно укрепленного инструмента. Об этом свидетельствуют изображенные здесь фрагменты диоритовых чаш. На обломке донышка одной чаши мы видим отчетливые следы обточки... На нашем рисунке изображены также другие образцы точеных каменных сосудов из черного гранита, базальта и алебастра; все они относятся к веку пирамид. Лучшие образцы токарной работы по твердому камню находятся в Британском музее». И в другом месте121: «Одним из излюбленных приемов изготовления узкогорлых сосудов было вытачивание двух или трех отдельных частей, которые затем соединялись; иногда после соединения частей сосуд для окончательной отделки внутренней поверхности еще раз обтачивали изнутри на станке. Для такой отделки, а также для выдалбливания внутри несоставных сосудов, вероятно, употреблялся какой-то крючкообразный инструмент».

гробницах XVIII династии и в одной гробнице XXVI династии в фиванском некрополе. Сверло этого типа в процессе работы изображено в деревянной модели эпохи Среднего царства (или более ранней даты) из Саккара (Каирский музей) .

В толще стенок нескольких алебастровых сосудов эпохи I династии из гробницы Хемаки в Саккара имеются отверстия, сделанные трубчатым сверлом (не сквозные). На мелком овальном доломитовом блюде также видны ямки от трубчатого сверла, расположенные симметрично по одной у каждого конца блюда. В связи с этим можно упомянуть (хотя он и не является сосудом) пустотелый алебастровый жезл IV династии

Из Гизэ. Он сломан в нескольких местах, так что видна его внутренняя полость. Один конец его закрыт; в другом имеется отверстие; внутри закрытого конца виден обломок узкого керна, свидетельствующий о сверлении при помощи трубчатого сверла.

Я приведу несколько выдержек из археологической литературы, касающихся происхождения искусства изготовления каменных ваз в Египте:

«Еще на этапе относительной даты 38 появляются новые влияния... По предварительному предположению, они исходили из района Красного моря, так как именно здесь начали впервые изготовлять сосуды из твердых пород камня...»

«Родиной этой второй культуры должна была быть какая-то горная страна, где камень был более доступным материалом для изготовления сосудов, чем глина...»

«Петри правильно настаивает на том, что родину производства каменных ваз можно искать лишь в горах между Египтом и Красным морем, где встречаются все породы камня, употреблявшиеся для этой цели...»

«Единственным определенным указанием на место их происхождения является то, что их наиболее характерным вкладом в доисторическую культуру были каменные вазы и глиняные имитации таких ваз. Наиболее вероятным районом, где люди могли овладеть искусством обработки камня, районом, расположенным достаточно близко к Египту, чтобы его население могло постоянно сноситься с долиной Нила, является Аравийская пустыня, протянувшаяся вдоль западного побережья Красного моря» .

Пик и Флер пишут: «...производство каменных чаш и ваз зародилось, по-видимому, между Нилом и Красным морем...» Далее они упоминают каменные сосуды, которые приблизительно в это же время были введены в употребление и в долине Нила...140 и говорят: «Возможно, что обитатели Аравийской пустыни сами изобрели способ изготовления каменных чаш...»140 Ниже они пишут: «В это же время в верхнем течении Нила появился новый народ, пришедший, возможно, с востока, из Аравийской пустыни, искусный в изготовлении каменных чаш»140. В другой своей работе они вновь упоминают «людей, изготовлявших каменные сосуды, возможно пришедших из Аравийской пустыни...» , и говорят об «употреблении каменных чаш, заимствованном впервые из Аравийской пустыни в начале додинастического периода...»141

Нередко подобные утверждения не подкрепляются никакими аргументами или авторы ограничиваются лишь указанием того, что, во-первых, камень, применявшийся для изготовления додинастических каменных сосудов, встречается в восточной пустыне и, во-вторых, «даже и теперь жители этих мест все еще делают из камня те предметы, которые в долине Нила изготовляются из глины, как, например, сосуды и трубки» . На первый взгляд эти факты, которые никто не отрицает, кажутся достаточным основанием для выдвинутых теорий, но, как мы сейчас покажем, они по зрелом размышлении оказываются иллюзиями.

По отчетам археологических экспедиций можно определить лишь приблизительное, а не точное количество додинастических каменных сосудов, сделанных из каждой отдельной породы камня. Несколько лет тому назад я подытожил все приблизительные цифры и опубликовал их , но с тех пор я сделал повторное вычисление другим способом и установил, что новый результат отличается от прежнего на 2,5 %. Хотя я и сам считаю свои расчеты не более чем приблизительными, тем не менее они достаточно точны, чтобы я мог основывать на них свои выводы . (См. эти расчеты на стр. ).

Если эти расчеты можно считать хотя бы приблизительно верными (какими они мне и кажутся), то в этом случае лишь сравнительно небольшой процент (около 15 %) камня для изготовления ваз поступал в додинастический период из приморской части восточной пустыни; подавляющая часть камня (около 85 %) добывалась в Фаюме, Ассуане и долине Нила, из чего естественно вытекает, что техника изготовления каменных ваз зародилась впервые не в восточной пустыне, а в долине Нила (включая и Ассуан). Долина Нила, в том смысле, в каком я употребляю здесь это название, охватывает окаймляющие ее холмы и плато и впадающие в нее боковые долины на такое расстояние, на которое люди из центральной долины могли удаляться от своих домов для эксплуатации естественных ресурсов, подобно тому как в наши дни они разрабатывают каменную соль, гипс для штукатурки, известняк для строительства и азотистые почвы под посевы (в додинастический период эта полоса проходила, должно быть, дальше от реки и ближе к скалам, чем теперь, ввиду того, что в то время реку окаймляли болота). Даже камень, залегающий на значительном расстоянии от Нила, можно было добывать недалеко от дороги Коптос - Кусейр, которая с очень раннего времени была оживленным трактом, о чем свидетельствуют, между прочим, красно-морские раковины, в изобилии встречающиеся в самых древних могилах. Таким образом, не восточная пустыня, а долина Нила была родиной древнего промысла по изготовлению каменных ваз.

Род камня

Фаюм, долина Нила, Ассуан

Восточная

Известняк

Порфириты

Серпентин

То обстоятельство, что арабское племя беджа в восточной пустыне и сейчас

Пользуется камнем для изготовления кухонной утвари и курительных трубок и что синайские арабы также делают каменные трубки , не имеет никакого отношения к данной проблеме, поскольку они употребляют для этих целей стеатит - камень настолько мягкий, что он легко режется ножом, - и поскольку их посуда весьма примитивна.

Нет никакой необходимости постулировать существование в пустыне какого-то народа, изготовлявшего каменные сосуды, ибо в пользу этого нет никаких доказательств. Все данные говорят о непрерывности процесса развития искусства изготовления каменных ваз. Не было никакого разрыва, а лишь эволюция и прогресс. Древнейшим материалом для изготовления каменных сосудов еще в неолитический период был базальт (одна из самых твердых пород, когда-либо применявшихся для этой цели). С течением времени в производство вовлекались другие породы камня и количество сосудов увеличивалось, пока наконец в раннединастический период не был достигнут кульминационный момент в отношении количества продукции, материала и мастерства.

Декоративно прикладное искусство в Древнем Египте достигло не менее высокого уровня чем архитектура и скульптура.Это подтверждают многочисленные предметы, найденные в гробницах под толщей песка. Египетские мастера путем длительных поисков и наработки навыков довели до высокого совершенства художественные ремесла: резьбу по дереву и кости, ювелирное дело и различные виды обработки металлов, изготовление стекла и фаянса, тонких прозрачных тканей.
Формирование древнеегипетского искусства начинается в додинастический период(Vтыс.- рубеж IIIтыс. до н.э.).Верования и обряды,связанные с заупокойным культом,определили характер художественных изделий того времени. Период Древнего царства(XXVIII-XXIIIв. до н. э.)- время сложения основных форм египетской культуры и египетского канона , который определил содержание, главные правила построения и расположения сцен, используемых при создании рельефов и росписей, ставших впоследствии традиционными.
Сохранению традиционности в египетском искусстве помогало то, что уже с III тыс. до н. э. Египет был единым государством с однородным этническим составом населения.
Особого мастерства египтяне достигли в обработке камня.Первые экземпляры каменных сосудов относятся к эпохе неолита.Сосуды были лишены декора, их эстетическая ценность заключается в красоте материала и формы. Общее число сосудов,найденных в галерее ступенчатой пирамиды Джоссера, представителя третьей династии фараонов,составило около 35 тысяч.

Каменные сосуды из-под пирамиды Джосера.

Новое царство представлено замечательными алебастровыми сосудами из гробницы Тутанхомона.

Алебастровый кубок из гробницы Тутанхамона.

Глиняная посуда известна в Египте с Vтысячилетия до н.э..Ее формы,декор возникли еще в додинастический период.Вначале горшечники лепили глиняное тесто рукой и украшали сосуды очень примитивным орнаментом,получившимся во время обжига.Это полосы черного цвета или белые узоры по красному фону глины.
Со временем глиняная посуда вытесняется металической.В период Нового царства появляются расписные сосуды луковичной формы с растительным орнаментом.
К выдающимся достижениям художественных ремесел относятся изделия из фаянса. Египтяне изготавливали из фаянса самые разнообразные изделия:полихромные ожирелья, конопы,статуэтки,сосуды для благовоний, разнообразные кубки из синего фаянса с черным декором разнообразной тематики и мотивов.
Самое древнее производство стекла существовало также в Древнем Египте.Древнейший стеклянный предмет:бусы, созданы еще до первой династии.Шедевры египетских стеклодувов: виноградная гроздь и сосуд из синего стекла в форме рыбы из Амарны.

Сосуд в форме рыбы из Ахетатона (Эль-Амарны). Цветное стекло.

Египтяне были знакомы с технологиями обработки меди и бронзы.Значительный успех выпал на долю ювелиров.Ими был освоен новый технический прием -зернь.До нашего времени дошли диадемы в виде венков,ожерелья, пекторали, подвески, перстни. В период Нового царства ювелиры достигли вершины своего мастерства.
Считается, что растительный орнамент появился в искусстве Древнего Египта, хотя самые древние растительные элементы были геометризированы.В дальнейшем абстрактный геометрический узор соединили с условно-реалистическим растительным и анималистическим орнаментом. В орнаменте Египта отразился трансформированный окружающий мир,наделенный религиозными представлениями и символическими значениями.В декоре часто использовался цветок лотоса- атрибут богини Исиды, символ божественной производящей силы природы,возрождающейся жизни, высокой нравственной чистоты,здоровья, в мире мертвых- магическое средство оживления усопших.Этот цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки - с солнечными лучами.
В древнеегипетский орнамент входили изображения алое,растения,символизирующего жизнь в загробном мире, стилизованные водные растения: папирус, тростник, лилия. Из деревьев особо почитались финиковая и кокосовая пальмы, сикомора, акация, тамариск, терновник, персея (дерево Осириса), тутовое дерево - они воплощали жизнеутверждающее начало, идею о вечно плодоносящем Древе жизни. В декоре можно видеть венки из листьев, виноградных лоз, гроздьев фиников, чешуйки древесной коры и др.
Среди анималистических мотивов встречаются сокол, гусь (египтяне представляли рождение солнца из яйца Великого Гоготуна), антилопа, обезьяна, рыба, цапля (священная птица Бену - олицетворение души Осириса, символ возрождения), жук-скарабей (символ бессмертия), змея (кольцо, образуемое змеей, держащей во рту свой хвост, - символ вечно восстанавливающегося мирового порядка) и др. Особо популярным было изображение жука-скарабея, он имел очень сложную и многообразную символику. Скарабей считался священным символом вечно движущейся и созидательной силы солнца, почитался знаком, приносящим счастье, заменял в мумии вынутое сердце.

Археологические раскопки, проведенные в начале августа в Галилее под руководством доктора Джонатана Адлера из Ариельского Университета (в Самарии) привели к открытию пещеры, которая две тысячи лет назад функционировала как мастерская по производству каменных сосудов. Огромная подземная пещера, высеченная в склоне холма из известняка, была обнаружена в местности Эйнот Амитай, недалеко от Назарета на севере Израиля. В пещере были обнаружены многочисленные остатки каменных сосудов. Можно сделать вывод о процветающей индустрии каменных сосудов в данном месте, сообщает Седмица ру .

В древние времена сосуды для готовки пищи и кувшины для ее хранения были керамическими. В первом веке нашей эры, однако, евреи в Иудее и Галилее использовали посуду и емкости для хранения, изготовленные из мягкого местного известняка. Причины этого любопытного выбора материала, кажется, были религиозные; по древнему еврейскому закону, сосуд, сделанный из камня, не может стать ритуально нечистым, керамический же может, и нет никакого способа, чтобы сделать его кошерным снова. В результате евреи начали выпускать свою бытовую посуду из камня.

«Каменные сосуды играют важную роль в повседневной религиозной жизни евреев в этот период, последний период существования Второго храма, который был разрушен римлянами в 70 г. н. э.», объясняет Адлер, археолог, специализирующийся на древних еврейских ритуальных законах. «Это был своего рода еврейский "каменный век". Если мы обратимся к Евангелию от Иоанна, то увидим, что вода, превращенная Иисусом Христом в вино, находилась в шести каменных сосудах. "Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры"(Ин. 2:6)».

Ссылка на евангельское повествование уместна, поскольку обнаруженная пещера находится к югу от современного города Кафр Канна, которая очень вероятно и является библейской Каной Галилейской. Адлер принимает возможность того, что раскапываемая им пещера связана с библейским описанием:

«Евангелист явно был знаком с тем, что евреи использовали каменные сосуды для ритуальных целей», — отмечает он. «Это, конечно, возможно и даже весьма вероятно, что эти большие каменные сосуды, упомянутые в связи с рассказом о свадьбе в Кане, были произведены в Галилее в пещере, подобной той, что мы сейчас раскапываем».

Однако доктор Деннис Мицци из Университета Мальты, который работает совместно с Адлером в пещере, отмечает, что пока что в пещере были обнаружены только кружки и небольшие миски, а также их останки.

«Фрагменты больших сосудов пока не были выкопаны», — подчеркивает он.

В то время как фрагменты каменных сосудов находили ранее во всем Израиле раннеримского периода и две мастерские подобного типа были раскопаны в районе Иерусалима, это первый случай проведения полномасштабных раскопок подобной мастерской в Галилее.

Слово «керамика» произошло от греческого «Keramos», что означает «глина». «Керамика» обозначает изделия из смесей глин, песка и других природных материалов. После приготовления смеси придается нужная форма, после чего заготовки обжигаются при высокой температуре. Керамика - это и один из самых современных и передовых материалов, специальные керамические материалы получают все более широкое распространение в строительстве, электронной промышленности, машиностроении, ядерной энергетике. Керамика также один из самых древних отделочных материалов.

В каждой стране, в каждой культуре существовали свои особые гончарные массы, техники глазурования и росписи. Производство керамических изделий из обожженной цветной глины с крупнопористым черепком, покрытых глазурью, существовало уже несколько тысячелетий назад в Египте, Вавилоне и других странах Древнего Востока. В средневековье данная техника проникла из стран Средней, Центральной и Передней Азии в Европу.

Египтяне раньше других народов средиземного бассейна развили свою керамику. Одним из древнейших производств в Египте было гончарное: глиняные горшки из грубой, плохо перемешенной глины дошли до нас от эпохи неолита (VI-V тысячелетия до н. э.). Изготовление керамической посуды началось, как и в современном Египте, с размешивания ногами глины, политой водой, к которой иногда добавляли мелкорубленую солому - для уменьшения вязкости глины, скорейшего высыхания и предотвращения при этом чрезмерной усадки сосуда. Формовка сосудов в неолитический и додинастический периоды производилось вручную, позднее в качестве вращающейся подставки стали применять круглую циновку - предшественницу гончарного круга. Процесс работы на гончарном круге изображен на росписи в гробнице Среднего царства в Бени-Хасане. Под ловкими пальцами формовщика глиняная масса принимала формы горшков, мисок, чаш, кувшинов кубков, больших сосудов с остроконечным или закругленным дном.

В росписи нового царства сохранилось изображение большого глиняного конуса, сформованного на гончарном круге, - сосуд делают из его верхней части, которую отделяют от конуса бечев-кой. При изготовлении больших горшков формовали сначала нижнюю его часть, а затем верхнюю. После того как сосуд был сформован, его сначала сушили, а затем обжигали. Первоначально это делали, вероятно, прямо на земле - на костре. На рельефе в гробнице Тии мы видим изображение гончарной печи из глины, напоминающей расширяющуюся кверху трубу; дверца печи, через которую загружали топливо, расположена внизу. Высота печи на росписи Нового царства в два раза больше человеческого роста, а так как сосуды в нее загружали сверху, то гончару приходилось подниматься по лестнице.

Живопись на стенах гробниц в Фивах и Мемфисе, относящаяся к эпохе за 3000 лет до нашей эры, изображает различные приемы при обработке и формовке глины, в сущности те же, что и нынешние. Древнейшие египетские сосуды сделаны из грубой массы, тя-желых форм, но уже далеко превосходят качеством находки из примитивных гробниц западной Европы. Позднее масса становится тонкой, однородной, формы разнообразятся, но мало характерны, напоминая в зародыше античные греческие формы, представляющие как бы изящную и законченную разработку этих грубых моделей. Орнаменты гравированы или рельефны. Кроме посуды и ваз египтяне изготавливали из глины статуэтки, час-то с головами животных, ожерелья, изображения скарабеев, детские игрушки, печати, даже саркофаги и т. д.

Древнейшие египетские кирпичи, желтого цвета, найдены в пирамидах Мемфиса; они высушены на солнце, но всетаки хорошо сохранились. Кроме них, были черные кирпичи из смеси глины с рубленой соломой. Обоженые кирпичи появились около 2800 лет до нашей эры. Позднее на кирпичах для пирамид выдавливалось рельефом имя фараона посредством деревянного штампа. Цвет керамики зависел от сорта глины, облицовки (ангоба) и обжига. Для ее изготовления употребляли глину в основном двух сортов: коричнево-серого цвета с довольно большим количеством примесей (органических, железистых и песка), которая при обжиге приобретала коричнево-красный цвет, и серую известковую почти без органических примесей, приобретающую после обжига разные оттенки серого цвета, бурую и желтоватую окраску. Первый сорт глины встречается повсюду в долине и Дельте Нила, второй - лишь в немногих местах, прежде всего в современных центрах гончарного производства - в Кенне и Белласе.

Самая примитивная коричневая керамика, часто с темными пятнами в результате пло-хого обжига, изготовлялась во все периоды. Хорошего красного тона сосудов достигали высокой температурой при бездымном обжиге в заключительный стадии или облицовкой из жидкой красной (железистой) глины. Черные сосуды получали, зарывая их раскален-ными после обжига в мякину, которая тлела от соприкосновения с ними и сильно дымила. Чтобы сделать у красных сосудов черный верх или внутренние стенки, коптящей мякиной покрывали только эти части. До обжига на сосуды могли накладывать светлую глину, разведенную водой, которая не только повышала водонепроницаемость, но и придавала им после обжига желтоватый тон. Врезной орнамент, заполненный белой глиной, и роспись красновато-коричневой краской (окиси железа) на тонкой облицовке белой глиной наносились до обжига. Со времен Нового царства светло-желтый грунт расписывали красками после обжига.

Египетские изделия можно разделить на несколько видов:
1. матовые, серой или черной массы,
2. очень твердые, иногда покрытые белым ангобом, гладкие или слегка зафлюсованные снаружи,
3. изделия с символическими орнаментами, нанесенными с помощью цветных масс огневым или холодным способом, - это более поздние,
4. изделия из твердой, очень кремнеземистой беловатой массы (более 90% кремнезема), покрытые блестящей зеленой или голубой легкоплавкой глазурью, иногда толстым слоем.

Эта глазурь или эмаль, очень мягкая, состоит из щелочного силиката с небольшим содержанием окиси меди, а в зеленой, кроме того, констатировано содержание свинца. Весьма вероятно, для глазуровки служило распространенное у египтян медное стекло. Изделия эти неправильно называют «египетским фарфором». Их масса является, смотря, по силе обжига, то пористой, то сплошной, вроде каменной. Наконец встречаются вещи, покрытые белой глазурью, в которой с большим искусством и отчетливостью инкрустированы миниатюрные орнаменты из эмали черного, синего, фиолетового, зеленого, желтого и даже красного цветов.

Из «египетского фарфора» готовились чаще всего статуэтки религиозного и погребального значения. Из Древнего Египта ведет начало украшения стен зданий эмалированными плитками (изразцами). В развалинах храма РамзесаIII (Felel-Jchoudi близ Мемфиса) стены одного здания, выстроенного из сырого кирпича, были облицованы изразцами, расписанными цветными эмалями и сложенными в большие рельефные изображения человеческих фигур. В самом Мемфисе находили остатки эмалированных плит. Для разных периодов мож-но выделить ведущие и в то же время наиболее изящные формы сосудов, особенно для додинастического периода. Для тасийской культуры характерны бокаловидные сосуды, расширяющиеся чашеобразно в верхней части, черного или коричнево-черного цвета с процарапанным орнаментом, залитым белой пастой, для бадарийской - керамика многообразных форм, покрытая коричневой или красной глазурью, с черными внутренними стенками и краем.

Сосуды культуры Нагада I - темного цвета с белым орнаментом, Нагада II - светлые с красным орнаментом. Наряду с геометрическим белым орнаментом на сосудах Нагада I появляются изображение фигур животных и людей. Во времена Нагада II предпочитали спиралеобразный орнамент и изображения животных, людей и лодок. Во времена Нового царства горшечники научились расписывать кувшины и сосуды различными сценами, заимствованными иногда у резчиков по камню и дереву, но чаще порождаемые собственной фантазией, - встречаются геометрический и цветочный орнаменты, изображения виноградных лоз и деревьев, птиц, пожирающих рыбу, бегущих животных.

В период Джемдет-Наср (конец 4-го - начало 3-го тыс. до н. э.) получает развитие круглая скульптура (тщательно моделированная женская голова из Урука со строгими обобщёнными чертами, начала 3-го тыс. до н. э., Иракский музей, Багдад), складываются принципы месопотамского скульптурного рельефа (сосуд из Урука с ярусами плоскорельефных фризов, где изображены ритмически чередующиеся жанровые сцены, процессии людей и зверей, Иракский музей, Багдад), расцветает искусство глиптики (резные цилиндрические печати с сюжетными сценами, отмеченными свободой композиции и передачи движения). В период образования городов-государств (начало 3-го тыс. до н. э.) в керамике нарастают черты условности и каноничности.

В эпоху возвышения [Шумера] усиление царской власти и влияния жречества определяет ведущую роль храмовой керамики. Стремление утвердить могущество божества воплощается в величественной геометрической простоте архитектурных масс. Прямоугольные в плане храмы сооружались из кирпича-сырца на насыпных платформах, предохранявших здания от сырости. Стены членились прямоугольными выступами и нишами (так называемый Овальный храм в Хафадже, начало 3-го тыс. до н. э. - 22 в. до н. э.).

Мелкая пластика [Шумера] (статуэтки молящихся из камня и керамики) отличалась схематичностью и нерасчленённостью форм. На застывших лицах с резко выступающими носами выделялись огромные, инкрустированные цветными камнями глаза. Изображения на рельефах плоскостны и статичны: голова и ноги обычно изображены в профиль, глаза и плечи - в фас; фигуры бога и царя выделены размером (каменная стела Эаннатума - правителя г. Лагаша, или так называемая Стела коршунов, с поярусно расположенными военными сценами, около 2500 до н. э., Лувр, Париж). Сходен по стилю так называемый штандарт из Ура - мозаика из раковин и лазурита со сценами битв и триумфов (около 2600, Британский музей, Лондон).

Замечательны золотые предметы из «царских» гробниц Ура - орнаментированный шлем, диадема и кинжал с ножнами филигранной работы, полная живой выразительности голова быка (украшавшая арфу) из золота и лазурита. Немногочисленные сохранившиеся памятники периода объединения Месопотамии под властью династии [Аккада] (24-22 вв. до н. э.) отражают усиление культа властителя. При сохранении условных приёмов в рельефах появляется стремление к большей свободе композиции, к объёмности фигур, показу окружающей природы (каменная стела царя Нарамсина с батальными сценами, Лувр, Париж, цилиндрические печати со сценами охоты - все 23 в. до н. э.), в круглой скульптуре - стремление к портретности черт (бронзовая голова правителя из Ниневии, 23 в. до н. э., Иракский музей, Багдад).

На его развалинах Древнего царства возвели храм, и он действовал вплоть до Нового царства. Археологи нашли здесь около 600 культовых статуэток, оставшихся от разных эпох, - из слоновой кости, камня, фаянса. Что касается посуды, то коллекция керамики стала, наверное, самой крупной из имеющихся сейчас в Египте. Огромное количество предметов материальной культуры древнеегипетского народа, найденных во время этих раскопок и ныне бережно хранящихся в музеях, позволяет ученым с разных сторон подойти к трудному делу изучения ремесленных производств, техники и внешнеий торговли Древнего Египта.

И действительно, порой скромные и на первый взгляд невзрачные предметы домашнего обихода, какой-нибудь глиняный сосуд, металлическое орудие или кусок ткани, дают иногда возможность историку вскрыть такие факты из жизни народа, которые до сего времени оставались неизвестными. Многочисленные и хорошо сохранившиеся грандиозные храмы и гробницы, построенные из огромных, прекрасно обработанных керамических орудий и сосудов, вылепленных из глины, дают наглядное представление о том, какое значительное место занимали керамика и её обработка в жизни и культуре Древнего Египта. Ведь с древнейших времен египтяне очень широко пользовались керамикой для самых различных целей.

Несомненно плодотворным было, далее, изучение всех технических приемов древнеегипетского керамического производства. Важно было установить сорт и состав глины, способы формовки, обжига, лощения, полировки и раскраски сосудов. Это дало возможность установить процесс развития и для каждой эпохи уровень технического совершенства керамического производства. Особенно большое значение, конечно, имело изобретение гончарного круга, давшее возможность ускорить и улучшить производство глиняных сосудов.

Высоко оценивая значение этого технического изобретения, древние египтяне окружили его ореолом религиозной древности. В одном распространенном египетском мифе рассказывается, что элефантинский бог Хнум сотворил мир и первых людей на гончарном круге... Таким удивительным образом отразилось представление о колоссальной важности изобретения гончарного круга в сознании древнеегипетского народа. Бог-творец, создавший мир и людеий, представлялся древним египтянам в образе первого мастера, своего рода Прометея, Гефеста или Дедала легендарной древности.

Уже с древнейших времен египетские мастера стремились каждый предмет ремесленного производства по мере возможности превратить в произведение искусства, внося в предметы домашнего обихода и повседневного быта элементы красоты и изящества. Сперва появилась окраска сосуда красным гематитом, а затем по красному фону гончар-художник рисовал белые перекрещивающиеся линии, своего рода грубый и примитивный узор, который, возможно, являлся отдаленным воспоминанием техники плетения, может быть, соединенной в древнейшие времена с техникой гончарного дела.

Постепенно также в доисторическую эпоху появляются и более разнообразные узоры: точечный орнамент, спираль, треугольник и волнообразные линии. В частности, в этих двух последних формах или элементах орнамента можно видеть не одно лишь простое сочетание линий, не один лишь простой и бессмысленный узор, а некую робкую попытку изобразить те основные явления и формы природы, которые особенно привлекают к себе внимание и интерес первобытного человека. В треугольниках, заштрихованных параллельными и пересекающимися линиями, можно видеть изображение гор, а в волнистых линиях - изображения зыбящейся поверхности воды.

И если мы обратимся к другим сосудам той же эпохи, на которых уже изображены целые живописные сценки, например рассмотрим одно блюдце с изображением охотника, держащего на привязи четырех зверей, то увидим, что на них аналогичные треугольники, размещенные вдоль края блюдца, несомненно, указывают на тот гористый пейзаж, который служит местом для изображения сцены охоты. Далее, на сосудах, изображающих сцену катания в лодках по реке, зыбящаяся поверхность воды ясно обозначена волнистыми линиями. Весьма возможно, что из этих древнейших смысловых орнаментов, постепенно приобретавших значение рисунков, впоследствии выработались и древнейшие картинные знаки письменности, древнейшие картинные и смысловые гиероглифы.

В историческую эпоху мы уже не находим на глиняных сосудах той богатой изобразительной орнаментации, которая является столь характерной
для доисторической эпохи и которая дает нам богатый материал для восстановления культуры, быта и искусства древнейшего периода египетской истории. Таким образом, изучение египетской керамики проливает яркий свет не только на развитие древнеегипетской техники, но также указывает и на ту неразрывную связь, которая соединяла в один узел процесс возникновения и развития орнамента, рисунка и картинной иероглифической письменности в Древнем Египте.

Наконец, изучение египетской керамики свидетельствует, что уже в архаическую эпоху торговые связи соединяли Египет с соседними странами, в частности с Палестиной и Сирией. Так, например, было установлено, что сосуды с ручками (амфориски), украшенные красно-коричневыми полосками, далее, сосуды в форме животных и птиц, наконец, сосуды с волнообразными ручками, которые появляются в Египте в начале «второй цивилизации», встречаются не только в Египте, но и в Сирии, которые, очевидно, уже в те отдаленные времена были связаны нитями внешней торговли.

Глина была дешевым и распространенным материалом в Древнем Египте. Из глины, как мы видели, египтяне делали сосуды самой различной формы. Помимо этого, глина, как мы говорили выше, имела большое применение и в строительном деле. Из глины египтяне начиная с доисторической эпохи делали кирпич. До периода Нового царства египтяне почти исключительно пользовались необожженным кирпичом, который они лишь обсушивали на солнце.


Начиная с периода Нового царства египтяне стали обжигать кирпич в специальных печах. Фрески из гробницы Рехмира времени Нового царства дают нам некоторое представление о способах изготовления кирпича. Надписи, помещенные тут же, указывают на то, что кирпич изготовляли «пленные, приведенные его величеством для работ над храмом бога Амона», - одно из ярких свидетельств рабовладельческого характера хозяйства Древнего Египта.

Керамическое производство достигло в Древнем Египте высокого уровня и технического совершенства. На это, в частности, указывает известная египтянам техника изготовления разноцветного фаянса, а также непрозрачной стеклянной пасты. Фаянсовые изделия были найдены уже в погребениях доисторического периода; широкое распространение фаянсовое производство получило в эпоху Среднего царства, но особенного расцвета оно достигло во времена Нового царства, когда в многочисленных фаянсовых мастерских искусно изготовляли изделия из голубого и зеленого фаянса, который по своему цвету должен был походить на лазурит и малахит, излюбленные ценные камни древних египтян.

Фаянсом покрывались самые разнообразные предметы: сосуды, особенно туалетные, статуэтки, в частности погребальные, так называемые «ушебти», которые, отвечая на призыв покойного, должны были являться к нему и выполнять за него в загробном мире его работу; далее, амулеты, бусы, украшения, перстни, скарабеи, инкрустации, плитки и целый ряд различных предметов быта, художественного ремесла и религиозного культа, относящихся ко всем эпохам египетской истории. В Телль-эль-Амарне были найдены остатки большой мастерской, в которой в большом количестве изготавливались разнообразные изделия из фаянса.

Фаянсовое производство сохранилось в Египте вплоть до поздней греко-римской эпохи. Фаянсовые изделия из Навкратиса шли в большом количестве на экспорт. Они были найдены в различных пунктах Средиземноморья и даже в глухих районах Кавказа, что указывает на широкое развитие египетской торговли.

Люстр впервые появляется на стеклянных изделиях в 8 в. в Египте, но тогда же его начинают использовать самаррские гончары. Люстр самаррских изделий отличается богатством и разнообразием цветов и оттенков: кроваво-красный с рубиновым отблеском, золотой, коричневый, оливково-зеленый. Люстровая роспись применялась при изготовлении декоративных изразцов для украшения дворцовых интерьеров. В их орнаменте очень распространены эпиграфические надписи почерком куфи и растительные мотивы – крупные листья и многолепестковые цветы, похожие на астры. Иногда встречаются геометрические мотивы, выполненные в изумрудных, охристо-желтых и коричневых цветах.
В 12 в. гончары города Ракки (северо-восток Сирии) также стали изготовлять люстровую керамику. Керамическое производство здесь было налажено еще в 9 в. Традиционная керамика Ракки покрыта прозрачной глазурью синего цвета, а подглазурная роспись делалась черной краской. В орнаменте преобладают крупные декоративные надписи в сочетании с растительными переплетениями, заполняющими промежутки между буквами. Люстровые изделия Ракки отличаются темным оливково-коричневым цветом.

В Египте также делали керамические изделия, расписанные люстром и различными красками, где наряду с растительными и геометрическими мотивами, воспроизводили изображения животных, рыб, птиц и человеческих фигур. Особенно красивы большие зеленовато-желтые люстровые блюда 11 в. с крупными фигурными изображениями, исполненными в свободной живописной манере. Среди изображений встречаются фигуры музыканта, человека, наливающего в кубок вино, всадники, батальные сцены, а также реальные и фантастические животные. Для изделий эпохи Фатимидов (909–1171) характерно вытеснение полихромной керамики и замена ее на изделия с бледно-лимонным или темно-медным люстром.

Немного о керамической плитке в Древнем Египте

С античных времен керамическую плитку. Археологи установили, что плитка существовала уже в XIII веке до н.э. в Древнем Египте. Мозаичными плитками были покрыты полы домов зажиточных горожан в Древней Греции и Риме. Древние зодчие Месопотамии, Египта применяли керамику для украшения своих творений. Вавилонские ворота, построенные во время царя Навуходоносора (605 - 562 г. до н.э.), посвященные богине Иштар от подножия до зубцов были покрыты синей глазурованной плиткой с изображениями львов и драконов.

А в начале XVII века (1609 –1616 гг.) в Стамбуле по распоряжению девятнадцатилетнего султана Ахмеда была построена мечеть. Внутри ее стены облицованы плиткой всех оттенков голубого и синего, за что соотечественники называли этот храм «Голубая мечеть». Эта плитка была изготовлена в мастерских Изника, которые славились ее производством на весь мир.

Глина, вода и огонь. Глазурь добавить по вкусу. Вот и весь рецепт изготовления керамической плитки. Просто – как дважды два. За многие тысячелетия в этом ремесле принципиально ничего не изменилось. Однако, разумеется, современная керамика весьма отличается от той, что использовалась в Древнем Египте или во времена Османской империи. Процесс приготовления сырья и технологии обжига шагнули с тех пор далеко вперед

С 1996 г. Российская археологическая экспедиция (ИВ РАН при участии МГУ им. М.В. Ломоносова) ведет археологические работы в Восточном некрополе Гизы (Египет). Основным объектом исследования является гробница Хафраанха (G 7948), начальника жрецов пирамиды Хефрена, которую предварительно можно датировать временем V династии (Древнее царство). Данная работа является первым опытом обработки керамического материала и построения типологии жертвенной керамики гробницы Хафраанха.

Для египетской археологии первую типологию керамики разработал Ф. Питри, однако он уделял внимание всему объему керамического материала древнего Египта: от Додинастического периода до Позднего царства. Наиболее подробную типологию керамики Древнего царства разработал английский египтолог доктор Георг Райзнер. Он основывал ее на материалах закрытых археологических групп керамики, которые были найдены в гробнице Хетеп-херес в Гизе, относящейся ко времени Хуфу, а также в гробнице Импи в Гизе, относящейся ко времени Пепи II. В обоих этих комплексах было найдено большое количество сосудов, в большинстве своем не битых, расположение и стратиграфия которых свидетельствовала о том, что они были защищены от более поздних напластований, а, следовательно, и от включения в эту керамическую группу сосудов более позднего времени. Именно по таким закрытым группам и разрабатывается типология керамики, помогающая датировке какого-либо археологического комплекса (гробницы, храма, поселения и т.п.).

Одним из показателей того, что гробница относится ко времени Древнего царства, являются глиняные модели сосудов небольших размеров (эту категорию называют также жертвенной керамикой). Группа очень обширна и, в основном, отображает те типы керамики, которые использовались в быту и имели большие размеры. Глиняные модели сосудов в большинстве своем сделаны для погребения. Это подтверждает и частичная незаконченность предметов, а также наличие брака в погребальном инвентаре. Хотя есть единичные случаи, когда т. н. модели использовались для содержания мазей и косметических красок.

За археологические сезоны 1997 - 1998 гг. в гробнице G 7948, было обнаружено более 1000 фрагментов керамики. Из них только 8 сосудиков и их фрагментов можно отнести к типу жертвенной керамики.

Жертвенные тарелочки. Эти небольшие предметы находят при раскопках гробниц Древнего царства в больших количествах. В основном они сохраняются полностью, причина этого – в их небольших размерах, ведь диаметр таких тарелочек колеблется от 4,5 до 6 см, а высота – от 1,2 до 2,2 см. Несмотря на свою малую форму, внешне тарелочки отличаются друг от друга и отражают различные типы тарелок, которые использовались в быту. Всего в ходе раскопок в 1997 - 1998 гг. было обнаружено пять жертвенных тарелочек, различающихся своими размерами, а также рельефностью венчиков. Лишь у одной из найденных тарелочек есть черта, кардинально отличающая ее от других – это валик, идущий по основанию. Остальные его не имеют. Согласно типологии Райзнера, жертвенные тарелочки именно такого профиля можно датировать временем конца IV - середины V династии.

Делали такие тарелочки на гончарном круге, а потом срезали либо острым предметом, либо нитью с круга, отчего у большинства моделей на донце есть характерный след от неаккуратного среза. Это, а также большое количество брака (например, покореженные несимметричные тарелочки с трещинами в центре, которые могли образоваться только в процессе обжига) возможно свидетельствует о том, что жертвенные тарелочки носили символический, ритуальный характер, обозначая посуду, которую египтяне использовали в повседневной жизни, и которую умерший должен был взять с собой в загробный мир. Об этом может свидетельствовать и размер предметов.

Жертвенные сосудики. При раскопках гробницы Хафраанха было обнаружено два таких сосудика: один сохранился полностью, а другой – фрагментарно – лишь венчик. Полностью сохранившийся сосудик является типичным гончарным браком – он несимметричен, его форма скорее всего была испорчена во время обжига. Сделан он из коричневой глины среднего качества. Высота сосудика – 6,5 см, диаметр венчика – 4,5 см, диаметр основания – 3,5 см. Сосудики на ножке, а именно так его можно описать данную модель, редко находят в их реальном, функциональном виде, причем т.н. ножка у них полая, т.е. это тип сосудов на поддоне, берущий свое начало от форм каменных сосудов еще во время Раннего царства. Согласно Г. Райзнеру, модель именно такой формы, причем тоже несимметричная и с нерельефным венчиком была найдена при исследовании мастабы G 7650, расположенной также на Восточном плато Гизы, в 50 м от гробницы Хафраанха.

Другой жертвенный сосудик, обнаруженный во фрагментарном виде, имел предположительно высоту 7 – 8 см, диаметр венчика – 5 см. Он сильно отличается от выше описанного тем, что симметричен, с более тонкими стенками, более рельефен. Сделан он также на гончарном круге из светло-коричневой глины хорошего качества. Сосуды такого профиля достаточно часто встречаются в гробницах Древнего царства.

Жертвенные чаши. В гробнице Хафраанха обнаружен лишь один фрагмент небольшой жертвенной чаши. Это модель плоскодонной чаши самой простой формы, которые очень часто встречаются при раскопках гробниц и поселений. Реконструируемая высота модели – 3,5 см, диаметр донца – 3,6 см. Модель чаши сделана из коричневой глины на гончарном круге. Подобные модели чаш редко встречаются при раскопках, особенно по сравнению с десятками жертвенных тарелочек, которые зачастую обнаруживают запечатанными в продолговатых сосудах средних размеров (подобная находка была сделана и в гробнице Хафраанха в полевом сезоне 2000 г.).

Следует заметить, что на рельефах скальных гробниц и мастаб Древнего царства, на которых изображены жертвенные сцены, можно также найти изображения бытовых глиняных сосудов, которые и были прототипами для глиняных моделей керамики. Как правило, это небольшие тарелки и кувшины для вина или зерна, расположены они в первом и втором регистре под жертвенным столом.

Таковы основные типы жертвенной керамики, датированные временем Древнего царства и представленные в гробнице Хафраанха. Жертвенная керамика, в отличие от фрагментов бытовых сосудов, попала в гробницу Хафраанха не в качестве забутовки, а, скорее всего, именно в виде жертвы хозяину данной гробницы и символизировала большие сосуды подобных форм.

Из меди и драгоценных металлов выковывали также древние сосуды. Кувшин с приклепанным изогнутым носиком встречался нам уже, только вылепленный из глины, в погребениях герцейской культуры; на палетке Нармера изображен человек, несущий такой же кувшин.

Тип кувшина с припаянным прямым носиком, по-видимому, появляется несколько позднее, но он уже известен в эпоху III династии. У чаш для придания им большей устойчивости иногда делали слегка вогнутое дно, отчего с внутренней стороны получался небольшой умбон.

Изготовление каменных ваз стало теперь носить характер массового производства, но наиболее употребительным материалом были алебастр и базальт, как в амратской культуре и культуре Маади; крапчатые породы камня, предпочитаемые герцейцами, употреблялись реже. При изготовлении сосудов для царей применялись даже горный хрусталь, обсидиан и лазурит. Фактически все формы металлических и керамических сосудов, даже кувшины с носиками, искусно воспроизводились из камня. Редкое явление, характерное, по-видимому, лишь для протодинастического периода, представляют прямоугольные вазы, состоящие из двух или трех углублений, выдолбленных в параллелепипедо-образном куске алебастра, вдоль верхнего края, которого просверлены отверстия для прикрепления крышки.

Этот тип сосуда пользовался широким распространением в Шумере, Эламе и на Крите, и предполагается, что египетский образец из Абусир эль-Мелека был вывезен из Эгейского мира.

Фаянс, употреблявшийся для производства бус и амулетов, используется теперь также для изготовления сосудов, моделей лодок и других предметов.

Керамическая посуда также становится предметом массового производства, но изготовляется она еще без помощи настоящего гончарного круга. Большая часть сосудов представляет собою грубые горшки из глины с примесью соломы красного или желтовато-серого цвета. Многие формы, этой грубой посуды находят своих предвестников среди маадийских типов керамики. Но грубая чаша со срезанным наискось краем, имеет аналогии в Месопотамии. Конечно, состоятельные лица пользовались теперь сосудами из камня и металла. Но даже в царских гробницах мы находим тонкую красную керамику, включающую кубки на поддонах и (в эпоху III династии) круглодонный остро-реберный горшок с узким отверстием, окруженным налепным валиком или очень короткой шейкой, напоминающий древние сосуды из мегалитических гробниц в Испании и на Британских островах.

Почти вся глиняная посуда эпохи древних фараонов не орнаментирована, за исключением нескольких ваз эпохи I династии, покрытых настоящей глазурью, и сосудов, украшенных все в том же стиле герцейской расписной керамики. Можно еще назвать небольшую группу кувшинов с ручкой, украшенных узорами, нанесенными блестящей краской. Конечно, некоторые из них сделаны в Египте, но большинство, очевидно, было либо привезено из Сирии или Палестины, либо изготовлено в Египте сирийскими гончарами, так как по форме и технике производства они находят полные аналогии среди сирийской керамики «II периода ранней бронзы». Встречающиеся в гробницах эпохи I династии кувшины веретенообразной формы, сделанные из крепкой красной глины, так называемая «металлическая» керамика, были, по-видимому, также привезены из Сирии или Палестины в качестве тары для оливкового масла.

То же самое можно сказать и о керамике с орнаментом, нанесенным путем проведения гребенчатым штампом по облицовке древнего сосуда, фрагменты которой были найдены в абидосском могильнике. Наконец, несколько сосудов из розоватой глины с поверхностью, частично покрытой красной ангобой и украшенной нанесенным с помощью лощила решетчатым орнаментом, были, по-видимому, изготовлены в Палестине или Финикии, где такая «лощеная керамика с решетчатым орнаментом» имела широкое распространение во II период ранней бронзы.