Декоративно-прикладное искусство и ремесла китая - заочные электронные конференции. История развития ремесла китайцев. Плетение и изготовление бумажных изделий

Внутренняя

Благородными искусствами в Китае всегда считалась каллиграфия, рисование, поэзия и музыка, тогда как прикладное искусство рассматривалось просто как достойное уважения ремесло. Тем не менее, искусные изделия китайских ремесленников издавна вызывали на Западе восхищение. И так как уж сложилось, что когда думают о Китае, то всегда вспоминают шелк, нефрит и фарфор.

Начало разведению шелковичного червя было положено, как полагают, в ІІІ в. до н.э. О возникновении искусства возделывать шелк в Китае существует красивая легенда. Согласно ей жена Великого Желтого Императора Ши Хуан-Ди - Лэй Цзу сидела под тенистой кроной тутовника, наслаждаясь отваром из трав. Неожиданно в ароматный напиток упал кокон шелкопряда. Раздосадованная императрица извлекла кокон из чаши и обнаружила, что он начал разматываться, нить все тянулась и тянулась… В тот миг прекрасная Лэй Цзу догадалась, что из этой нити можно получить чудесное волокно для пряжи… С тех пор императрицу нарекли «Божеством Шелка». По праздникам в ее честь на алтари храмов возлагали подношения в виде коконов шелкопряда.

История же гласит, что первые коконы тутового шелкопряда и их удивительные свойства были обнаружены китайцами почти пять тысяч лет назад. При раскопках в разных районах Китая коконы тутового шелкопряда были обнаружены в культурных слоях, относящихся к III тысячелетию до н. э. На черепашьих панцирях и костях были обнаружены надписи и содержали иероглифы, обозначающие понятия «шелкопряд», «тутовник», «шелк» и «шелковая материя».

Долгое время шелк играл роль денег. Гражданским и военным чиновникам, как и послам иностранных держав, часто платили (или одаривали) рулонами шелка. Драгоценный материал, следуя «шелковым путем», попадал на Средний Восток и в Римскую империю.

Но, несмотря на развитие торговли, китайцы еще в течение нескольких веков строго хранили секрет производства шелка - любая попытка вывезти бабочек, гусениц или яйца за границу каралась смертной казнью. Китайцы удерживали монополию на изготовление шелковых тканей примерно до 200 г. до н.э., пока секрет его производства не стал известен в Корее и Японии. На западе (в частности, в Византийской империи) эти сведения стали известны лишь в VI в. н.э.

Попыток объяснить происхождение шелка было очень много. Знатные европейские вельможи, любуясь матовым блеском чудо-ткани, никак не могли взять в толк, из чего она сделана. Римский поэт Вергилий полагал, что шелк вычесывают из листьев, греческий историк Дионисий думал, что его получают из цветов.

Также европейцы верили, что блестящие мягкие нити «произрастают» на особых деревьях или что шелк как паутину производят гигантские жуки. Другие уверяли, что шелк - это пух особых птиц. А Аммианус Марцеплинус, римский историк IV века, даже заявил: «Шелковые ткани производятся из земли! В Китае земля мягкая, как шерсть, - утверждал он - После поливки и особой культивации ее можно использовать для формирования шелковых нитей!»

Фарфор

Фарфор был изобретен в Китае в VII в., т.е. за тысячу лет до того, как это было сделано в Европе. История же изготовления художественной керамики восходит к временам неолита. В долинах рек Хуанхэ (желтая река) и Янцзы (Чанцзян) были найдены керамические сосуды, возраст которых VII - VIII тыс. лет. Они сделаны из красной и черной глины, с рисунком в виде скребницы и веревки. Культуры Яншао и Луншань, относящиеся к периоду V-II-го тысячелетий до н.э., включают находки керамических сосудов - с разнообразными рисунками красной, черной или коричневой расцветки. Позднее появились типичные для периода Хань легкие серые изделия, покрытые глазурью зеленого цвета, получившие известность как посуда Юэ (по названию города Юэчжоу, где находились печи для их обжога).

Наиболее распространённым древней китайской фарфоровидной керамики является селадон. Смесь железа с глазурью при обжоге придает изделию характерный зеленоватый оттенок. Керамика саньцай, т.е. керамика с трехцветной глазурью периода династии Тан, получила мировую известность. Цвет глазури был преимущественно темно-зеленым, желтым и коричневым. Предметы, относящиеся к керамике саньцай были обнаружены в захоронениях танского периода в виде фигурок животных или людей.

Еще в юанский период для подглазурной окраски изделий в синий цвет - кобальт (эти изделия известны под названием «минская керамика») - использовались технические приемы, завезенные из Персии. Начиная с ХІV в. крупным центром фарфорового производства для нужд двора и для вывоза становится город Цзиндэчжень. В наши дни сравнительно недорогой фарфор можно приобрести в Китае везде. Однако, найти образец древнего фарфора трудно, поскольку продажа фарфоровых изделий, изготовленных в период до «опиумных» войн, запрещена правительством Китая.

Жадеит и нефрит относятся к минералам, которые благодаря их мягкому блеску и богатейшей гамме окраски очень высоко ценятся в Китае. С глубокой древности под общим названием «жад» они почитались как священные камни.

Издревле нефрит сравнивают с чистейшим первоначалом ян, с семенем небесного дракона, с совершенством. Нефрит — это ценность духовная, а золото материальная — считают китайцы. По этому поводу у них есть высказывание: «Золото имеет цену, а нефрит это — ценность без цены»

Этот загадочный минерал, является выражением небесной чистоты, отраженной в земной материи и ему приписывают самые высшие достоинства. Неспроста небесный владыка носит имя Юй Ди (Нефритовый Император).

Неспешно рождаясь в священных горах Куньлунь, камень впитывает в себя силу времен, передавая ее затем тому, кто соприкасается с ним. Через призму нефрита, вглядываясь в глубокую вечность, улавливаешь там свое отражение, как частицы незыблемого бытия. С помощью него разговариваешь с древностью.

Другой особенностью нефрита является проводимость и концентрация чистейших потоков небесной силы Ци, он устраняет отрицательные воздействия, выравнивая их, из-за чего рекомендуется постоянно носить нефрит при себе.

Нефрит завоевал особенно большую популярность среди китайцев в ХVIII в. В течение ХVIII в. нефрит в громадных объемах добывался из карьеров в горах Куньлунь. Для него характерны разные оттенки зеленого цвета (но без светящейся и искрящейся зелени жадеита). Встречается также белый, желтый и почти черный нефрит. Самые ранние находки изделий из нефрита относятся к культуре «хемаду» эпохи неолита (около пятого тысячелетия до н.э.). Эти изделия, по всей вероятности, имели ритуальное значение. Спустя столетия тела умерших высокопоставленных чиновников заворачивали в плащ, сделанные из двух тысяч тончайших пластинок нефрита, скрепленных золотой проволокой. Начиная с ХІ в. в религии даосизма распространяется поклонение «нефритовому» императору как высшему божеству. Круглый диск, символизирующий небесный свод, до сих пор носят в Китае как талисман, а браслеты из нефрита, как полагают, защищают от ревматизма.

В современном Китае в мастерских по обработке нефрита используется до 30 его разновидностей. Особенно славятся мастерские в Цинтяне (провинция Чжэцзян), Шоушане (провинция Фуцзянь) и Лояне (провинция Хунань).

Время — это безграничная гладь бытия, безупречное зеркало вечности. Мирская суета, создавая рябь на его поверхности, искажает наше отражение в нем. Нефрит же, возвращает нас к вечным первоистокам, к истинным корням.

Изделия из лака

Лаковые изделия не только привлекательны для глаза, но и приятны на ощупь, никакой другой материал так не хочется потрогать руками. Кора лакового дерева, произрастающего в Центральном и Южном Китае, выделяет через надрезы млечный сок, который загустевает во влажном воздухе, высыхает и приобретает коричневый цвет. Сухой слой такого лака непроницаем для влаги, кислоты, устойчив к удару и царапинам, а потом служит идеальной защитой для многих материалов - дерева, бамбука и даже папье-маше.

Нелегким был труд мастеров, изготовлявших изделия из лака. Ядовитые испарения этой жидкости вредно действовали на глаза. Работать приходилось в сырых помещениях. Этого требовали свойства лака, который в сухом воздухе покрывался трещинами. Нужно было соблюдать строжайшую чистоту: малейшая соринка могла испортить гладкую поверхность вещи.

Китайцы изготовляли лак трех видов: резной, расписной и инкрустированный.

Очень сложной была техника изготовления резного лака. Сначала на деревянную основу вещи мастер наносил первый слой лака. Несколько часов или дней приходилось ждать, пока высохнет первый слой. Затем изделие покрывали лаком во второй раз. И опять мастер ждал. Так, слой за слоем, изделие покрывали лаком.

На лаковую поверхность краской наносился рисунок. Затем мастер острым резцом вырезал по нему птиц, фантастических животных, а иногда и пейзажи, и жанровые сцены. Из красного резного лака делали мебель, блюда, вазы, коробки для драгоценностей.

Расписным лаком славился город Фучжоу. Мастера выезжали в открытое море, где воздух был влажен и свободен от пыли, и там работали в лодках.

Сначала мастер действовал так же, как при изготовлении резных лаковых вещей. Но рисунок не вырезали — его наносили цветными лаками. А когда роспись высыхала, все изделие покрывали бесцветным лаком и тщательно полировали.

Очень красивы вещи из инкрустированного лака. На лаковой поверхности вырезали узор и заполняли его лаком другого цвета, кусочками перламутра, слоновой кости, а иногда и нефрита. А в XVIII веке стали создавать декоративные вещи, используя и красный резной лак, и инкрустацию: шкатулки, украшенные и резьбой и нефритом; экраны, одну сторону которых украшал пейзаж, составленный из кусочков слоновой кости, другую — цветущая ветка из нефрита, а рама экрана была изготовлена из резного лака и т. д.

Слоновая кость

Китайская традиция резьбы по кости известна с каменного века, когда на равнине реки Хуанхэ, покрытой субтропическими лесами, водились слоны. К середине 1-го тыс. до н.э. слоны были истреблены, и с тех пор слоновьи бивни завозили из стран Южных морей. Древние китайские резчики работали также с моржовыми клыками, прозванными «рыбной костью», и с рогом носорога. Из слоновой кости вырезали веера, скипетры, заколки, палочки для еды, рукоятки ножей, чаши, декоративные решетки, украшения мебели и т.д. Из нее делали также статуэтки божеств, святых подвижников и других персонажей.

Наибольшего расцвета искусство резьбы по кости достигло в эпоху династии Мин (1368-1644), когда китайская скульптура приобрела ярко выраженный декоративный характер. Тогда же расширился ассортимент изделий: из кости начали вырезать всевозможные шкатулки, подносы, рамки для картин, курительные трубки, нюхательные бутылочки, клетки для птиц и сверчков и т.п. Готовые изделия полировали, покрывали лаком и раскрашивали или сохраняли матовую белизну природного материала. Особенно славились своим виртуозным мастерством резчики из Гуанчжоу, вырезавшие из одного куска кости до двадцати вложенных друг в друга вращающихся шаров. При этом мастера обходились самым простым, не изменившимся с древности набором инструментов: пилкой, резцом, абразивной пылью и протирочной тканью .

В настоящее время основными центрами резьбы по кости являются Пекин, Гуанчжоу, Шанхай, Тяньцзинь и Нанкин. Причем каждая школа имеет свои отличительные особенности. Например, в Пекине изготовляются статуэтки и другие изделия, сохраняющие естественный оттенок материала. В Гуанчжоу изготовляют т.н. мячики из слоновой кости, или как их еще называют «шары в шаре». Они выполняются так, что внутри костяного шарика, помещаются несколько других шариков. Только гуанчоуские мастера могли вырезать из целого куска кости до двадцати вложенных друг в друга шаров. Эта работа требовала от умельцев огромного терпения и безупречной точности руки.

Редактор: Nevadyaasha

сайт
Полное или частичное использование материала без указания копирайта и разрешения администрации сайта запрещено.

«Культура Древнего Китая» - Плафонная роспись. Ритуальный сосуд «гуй». Лаковая погребальная урна. Шелкография. Сосуд для вина в форме дракона. Конфуций. Скапулимантия. Иньский сосуд. Даосизм. Рельефы. Множество различных философских течений. Самая древняя из известных в Китае картин. Компас. Степени искажения ступни. Глиняная модель многоэтажного дома.

«Художественная культура Древнего Китая» - Стена слез. Конфуций. Поднебесная империя. Лао Цзы. Древнекитайский традиционный оркестр. Мастера. Считалось, что все, что имел человек при жизни, он должен иметь после смерти. Учение Лао Цзы. Путь. Каким образом можно достичь «дао». Китай. Копии домов. Контрольный тест. Музыка. Музыка древнего Китая.

«МХК Китай» - Общий вид III в. до н.э. Из гробницы Цинь Шихуанди, Китай. Павильон Дачэндянь в храме Конфуция V в. до н.э. Цюйфу, провинция Шаньдун, Китай. Ездовой III в. до н.э. Из гробницы Цинь Шихуанди, Китай. Мхк. Кавалерист и конь III в. до н.э. Из гробницы Цинь Шихуанди, Китай. Дракон III в. до н.э. Хранится в Историческом музее, Шанхай, Китай Золото.

«Архитектура Древнего Китая» - Храмы Пекина. Даяньта. Янцзы. Здание, которое всегда стояло отдельно. Круглые террасы алтаря. Великая китайская стена. Желтая река. Садово-парковое искусство. Пекин. Территория. Архитектура. Зубцы и дорога. Древний Китай. Каждый китайский город. Древние китайцы. Запретный город. Пагоды. Парк Бейхай.

«Живопись Китая» - Жанр портрета - один из древнейших в китайской живописи. Стремление через частное и единичное постичь всеобщие законы бытия. Природа. Китайские художники передавали не столько очертания гор. Органическое слияние поэзии и живописи. Ли Цинчжао. Жанры китайской живописи. Люблю однообразную мечту в созданиях художников Китая.

«Китайское искусство» - Художественная культура Китая. Характер событий в мире определяется силами ян и инь. Лао-цзы. Конфуций. Темы для сообщений. Даосизм. Ли Кан. Иероглиф «Жизнь». Галерея Фрир, Вашингтон. Конфуцианство. Дао – начало всех начал, «нерожденное, которое порождает все сущее». Бамбук. Тушь по бумаге. XIII в. Живопись Китая.

Всего в теме 10 презентаций

Сергеева К.А.

Студент группы МО-07-2

Читинский Государственный Университет

Декоративно-прикладное искусство и ремесла Китая

Значительное место в художественной культуре Китая минского периода занимали различные виды декоративно-прикладного искусства. Одним из главных его видов становятся изделия из фарфора. Чистота и белизна фарфоровой массы, благородство форм и блеск глазури выдвинули китайский фарфор на первое место в мире. С 15 века для украшения фарфоровых изделий стала применяться подглазурная роспись синим кобальтом, которая позднее стала сочетаться с многокрасочной росписью надглазурными красками, что позволило создавать богатые и сложные композиции на изделиях из фарфора. В провинции Фуцзянь стали изготавливать изделия из молочно-белого фарфора, среди которых особой изысканностью формы отличались небольшие статуэтки и полупрозрачные чаши, таким произведением искусства является и статуэтка буддийского божества Гуаньинь.

Начиная с периода Мин широкое распространение получает техника перегородчатых и расписных эмалей, сложная техника производства которых требовала от мастеров больших знаний и опыта. Сосуды из перегородчатой расписной эмали служили курильницами, вазами для цветов, чашами и т. п. Изделия 15-17 вв., покрытые художественной эмалью, украшали императорские дворцы и жилища феодальной знати, позднее их начали вывозить в Западную Европу, где они пользовались большой популярностью. Широкое применение в быту в этот период получают изделия из красного резного лака. Нанесенный послойно на предмет из дерева, металла или бумажной массы сок лакового дерева представлял собой идеальную поверхность для резьбы. Мебель, коробки для сладостей и украшений, подносы украшались сложными многофигурными, рельефными композициями или тонкими рисунками орнаментального характера. В вышивках минского периода, как и в других видах народного творчества, наряду с высоким мастерством всегда можно увидеть живое, оптимистическое начало. Даже в изображении буддийского святого (архата), вышитого цветной гладью, замечательно передан образ старика, который, хитро улыбаясь, нашивает заплату на свой старый плащ.

Китайские лаки

Декоративно-прикладное искусство Китая представлено множеством различных ремесел, локальных промыслов и техник. Однако наиболее представительными его разновидностями справедливо считают лаковое, шелкоткацкое и фарфоровое производство.

Лак является одним из древнейших производств Китая: фрагменты изделий с лаковой поверхностью обнаружены среди неолитических археологических материалов. Разного типа предметы – посуда, похоронные принадлежности (гробы) – изготавливались в иньскую эпоху, причем в различных техниках.

Лак – вещество органического происхождения, получаемое из сока специфической китайской разновидности деревьев семейства анакардиевых (сумак, или шмак). Эти деревья растут в горах на высоте от 900 до 2000 м над уровнем моря и на территории большей части Китая. На сегодняшний день в КНР насчитывается 161 лакодобывающий и лаковоспроизводящий центр. Тем не менее, в древности лаковое производство развивалось преимущественно на Юге, в первую очередь в царстве Чу.

Технология приготовления лака включает в себя сбор сока «лакового дерева» (осуществляется почти точно так же, как сбор каучука на плантациях каучуковых деревьев), его обработку и добавление в него красителей, получаемых из минеральных веществ – киновари, кальция, марганца, железа, мышьяка (для желто-золотистого цвета). Лак обладает уникальными природными свойствами: покрытые им изделия долговечны, тверды, прочны, не боятся кислот и щелочей, выдерживают температуру до 200-250 градусов и водонепроницаемы. Лак может наноситься на самые разные основы: металлическую, деревянную, шелковую и бумажную и использоваться для покрытия различных типов и категорий изделий – от кухонной утвари до боевого снаряжения (щиты, ножны для мечей, колчаны для стрел). Он также широко используется в интерьере и архитектуре (покрытие внешних архитектурных деталей – карнизов, дверных створок, колонн).

По технологии производства и особенностям декорирования лак подразделяется на три главных разновидности: расписной, резной и инкрустированный. Расписной лак – это роспись, выполненная лаковыми красками и покрытая бесцветным лаком. Резной лак – резьба по лаку, точнее по его слоям, которые один за другим наносятся на основу в количестве от 38 до 200. Резной лак обычно бывает красного цвета, однако и он допускает изготовление полихромных изделий: на основу наносятся слои разного цвета, а затем резьба ведется с учетом открывающихся слоев.

Инкрустированный лак изготовляется почти точно так же, как и резной, т.е. путем резьбы по лаковым слоям. В технике инкрустированного лака могут изготовляться различные типы и категории изделий. Особенно широко она применялась в мебельном деле.

Шелкоткацкое производство

Шелководство и шелкоткачество, изобретение которых приписывается традицией божественным персонажам, тоже были уже известны, судя по археологическим материалам. Особой масштабности и технологического совершенства шелкоткачество достигло в ханьскую эпоху. Многие типы китайских шелков, например, атлас и парча, появились именно в 7-8 вв.

Наибольшего технико-художественного совершенства и разнообразия видов продукции китайское шелковое производство достигло в 15-18 вв. Тогда же окончательно сложились наиболее авторитетные его центры: главным центром изготовления парчовых шелковых тканей традиционно считается Нанкин, газовых тканей – Сучжоу, а основным центром всего местного шелкоткацкого производства – Ханчжоу, где изготавливаются лучшие, с точки зрения китайцев, шелка.

Фарфор

Слово «фарфор» - персидского происхождения и означает «императорский». В средневековой Европе случайно попавшие туда фарфоровые безделушки почитались в качестве драгоценных реликвий. В самом же Китае фарфор является не более как одной из разновидностей местной керамики: его оригинальное терминологическое обозначение – «глазированная каолиновая глина».

Производство фарфора включает в себя следующие технологические операции: 1. приготовление теста: глина промывается, «фарфоровый камень» мелко дробится, после чего они смешиваются в специальной пропорции. Из этих же компонентов приготавливается и глазурь; 2. формирование черепка (т.е.самого изделия); 3.сушка изделия на воздухе или путем предварительного обжига при температуре в 600 градусов; 4. глазурирование и роспись.

Из фарфора изготавливались посуда, декоративные предметы, предметы мебели (китайские бочкообразные табуретки), спальные принадлежности, и даже архитектурные детали.

Декоративно-прикладное искусство вобрало в себя весь художественный опыт Китая: роспись на фарфоре, узоры на тканях, резьба по лаку, - все они воспроизводят собою универсальные для культуры китайской цивилизации образно-символические ряды. Поэтому каждое изделие декоративно-прикладного искусства выступает полноценным представителем национального культурного богатства.

Список литературы

    Г.В. Гриненко, Хрестоматия по истории мировой культуры: 3-е изд. – М.:высшее образование, 2005. – 940 с.

    К.Н. Гоголев, Мировая художественная культура. Индия, Китай, Япония. – М.: - Издательский центр АЗ, 1997. – 312 с.

    Н.А. Виноградова, Искусство Китая, Издательство «Изобразительное искусство», 1988 г.

    История культуры Китая. 3- изд., издательство «Лань», 2003. – 416 с.

Сергеева К.А. Декоративно-прикладное искусство и ремесла Китая // Соизучение языков и культур. Лингвистическое (языковое) образование в вузе.
URL: (дата обращения: 29.03.2019).

КОММЕНТАРИИ К ПУБЛИКАЦИИ - 8

Кузьмина Мария Дмитриевна

В даннной работе полностью раскрыта тема доклада,представленны интересные данные о искусстве и ремеслах Китая,сформулированы выводы.Автор смог грамотно, последвательно и доступно изложить информацию.

Сапунова Полина

Мне в работе Сергеевой К.А. больше всего понравилось то, что материал изложен довольно таки кратко, но информативность от этого совершенно не страдает. Ведь такую емкую тему, как "декоративно-прикладное искусство Китая" сложно изложить на нескольких страницах, однако у автора это очень хорошо получилось. Эта работа - хороший пример иллюстрации русской поговорки "краткость - сестра таланта".

Чупина Татьяна

Чупина Татьяна

Прочитав статью, я открыла для себя много нового о Китайском фарфоре, шелкоткатцком производстве, об исскустве украшения коробок, мебели. Статья изложена граммотно, последовательно, и что немало важно очень интересная.


Работая в нашей компании Вы получаете:

Соблюдение трудового кодекса
- Полный соцпакет, оплачиваемый отпуск, больничный, санаторий.
- Каждый наш сотрудник на дому гарантированно получает высокий доход. руб. в день.
- Гарантированные стабильные выплаты заработанных денег.
- Выплаты происходят ежедневно на банковские карты или электронные кошельки.

Пройдите регистрацию на нашем сайте. > airline.zarplatt.ru
Без вложений, опыт и профессиональные навыки не требуются!

Китайский народ, с его богатейшей фантазией, воспитанным тысячелетиями тонким художественным вкусом и вошедшим в историю виртуозным мастерством создал множество известных всему миру изделий художественного ремесла. С древнейших времён, из века в век, из поколения в поколение передавались навыки и секреты изготовление изделий из различных пород камня, дерева, из глины и лака, производство тканей и вышивок.

Китайский фарфор являлся валютой и монополией для Китая. Подлинная заслуга изобретения фарфора принадлежит мастерам средневекового Китая. В Эпоху Тан появились первые изделия из фарфора, получившие быстрое распространение. Фарфор воспевался поэтами, почитался как драгоценность. Каждый из фарфоровых предметов Китая глубоко продуман, исполнен не как предмет ремесла, а как самостоятельное художественное произведение, выполненное с таким же вдохновением, свободой и смелостью, как и произведения живописи этого времени.

Выделывались по образцу древности бронзовые зеркала, богато украшенные с оборотной стороны пышным рельефным узором цветущих растений, резвящихся животных, птиц и плодов. Позже подобные зеркала изготовлялись из серебра, покрывались тончайшим слоем золота, инкрустировались перламутром и драгоценными камнями.

Китай известен своей прекрасной, высококачественной керамикой. Веками китайские мастера совершенствовали технику изготовления и росписи керамических изделий. Один из самых знаменитых видов такой техники - минская подглазурная синяя роспись. Вещи, выполненные в этой технике, ввозились в огромных количествах в Европу начиная с XV в. Другой известный стиль - трехцветная танская керамика. Здесь применялись свинцовая глазурь 3-х цветов для создания броских размытых узоров.

В древнем Китае из бронзы делали прекрасные ритуальные сосуды и оружие. Эта круглая накладка, датируемая эпохой Шан, возможно, украшала сбрую или щит. Позже, примерно в VI в. до н.э., китайцы освоили железное литье. С тех пор государственные литейные мастерские выпускали железо и даже сталь в больших объемах. Древнекитайскую бронзу можно отличитьсразу по узорам и формам. Сосуды изготовлялись отливанием металла в специальные глиняные формы. На таких сосудах можно было встретить драконов и других мистических животных. Такие сосуды подчас достигали веса в 600кг.

Достигшие в сунское время блестящего мастерства ткани “кэ-сы” (резаный шёлк) особенно близки живописи этого времени. Узоры этих тканей создавались по образцам известных художников. Кэ-сы отличается по виду необычайной мягкостью, нежностью, какой-то особенно драгоценной зернистой матовостью фактуры. Лёгкие птицы на ветвях, пейзажи; распускающиеся бутоны нежно-розовой сливы мэйхуа - основные мотивы, изображённые в кэ-си.

Шелк в Китае производят с 3000 г. до н.э. В империи этим занималась налаженная государственная промышленность.

Ремесленники производили шелковые ткани всевозможных расцветок и огромных количествах. В эту роскошную материю одевались ученые, чиновники и императоры.

В Европу и Азию ее везли по Великому шелковому пути. "Китайские мотивы" - шелк, холодный батик. Гармонизирующе воздействует на все системы организма.

Имеет тонизирующий и омолаживающий эффект. Рекомендуется при переутомлении и головных болях.

Почему Китай был объединен только с наступлением железного века?

Древнекитайская цивилизация возникла в долинах рек Янцзы и Хуанхэ, где было много густых лесов. И только с началом железного века, люди начали отвоевывать у лесов землю под пашни и пастбища. Также огромное количество племен проживало на огромной территории, они постоянно вели изнуряющие войны друг с другом. С началом железного века орудия труда, оружие усовершенствовались, возросла численность населения, окрепла государственная власть и армия. Более сильные и крупные государства стали покорять и присоединять более мелкие.

Как вы думаете, чем учение Конфуция привлекало людей?

Тем, что в период войн, он призывал к терпимости, человечности, уважать старших. Каждый человек, согласно Конфуцию, имеет свои обязанности, которые он должен исполнять наилучшим образом, именно тогда и воцарится порядок. «Правитель должен быть правителем, отец – отцом, а сын – сыном».

Какие преобразования в стране провел Цинь Шихуан? Какие меры принял Цинь Шихуан для укрепления своей власти?

Он убрал границы между прежними царствами и поделил страну на 36 областей. Во главе каждой области были наместники. Ввел единую для всего Китая монету, единые меры веса, установил единые законы, одинаковое написание иероглифов. Вместо старой знати, он возвышал чиновников, которые полностью зависели от его власти, а знать с семьями, переселил в новую столицу Саньян, несогласных – казнил.

С какой целью строилась Великая Китайская стена?

К северу от Китая обитали воинственные племена кочевников хунну, которые постоянно нападали на границы Китая. Для защиты о хунну и начали строить стену.

Как вы думаете, почему государство Цинь так быстро погибло?

Потому что все реформы, содержание армии, невиданное по размаху строительство требовали больших денежных затрат. Поэтому налоги и повинности возросли в разы. Не уплативших налоги, обращали в рабство. Это все не устраивало народ.

Какими открытиями древних китайцев мы пользуемся и в наши дни?

Китайцы изобрели бумагу, сделали массу открытий в области медицины, научились изготовлять шелк, изобрели компас, фарфор, порох. Также, первыми в мире начали выращивать чай.

Как вы думаете, что помогло объединению Китая в 3 веке до н.э.

Объединению Китая помогло то, что приграничные территории стали страдать от набегов кочевников, начался железный век. Это привело к совершенствованию оружия и созданию сильных армий. На западной окраине Китая возвышается государство Цинь, правители которого создали сильную армию, вооруженную железным оружием. Именно они и смогли объединить Китай под своей властью, на что ушло около 17 лет непрерывных войн.

Каковы итоги правления Цинь Шихуана? Что в его деятельности вы оцениваете положительно, а что – нет?

Он убрал границы между прежними царствами и поделил страну на 36 областей. Во главе каждой области были наместники. Ввел единую для всего Китая монету, единые меры веса, установил единые законы, одинаковое написание иероглифов. Вместо старой знати, он возвышал чиновников, которые полностью зависели от его власти, а знать с семьями, переселил в новую столицу Саньян, несогласных – казнил. Положительно оцениваю его реформы. Негативным можно считать рост налогов и повинностей, из-за масштабного строительства, а также казни несогласных с его властью.

Как вы думаете, почему учение Конфуция до сих пор популярно в Китае и за его пределами?

Потому что учение Конфуция нацелено на отношения между людьми, между государством и обществом. В период войн, он призывал к терпимости, человечности, уважать старших. Каждый человек, согласно Конфуцию, имеет свои обязанности, которые он должен исполнять наилучшим образом, именно тогда и воцарится порядок. «Правитель должен быть правителем, отец – отцом, а сын – сыном». Также, особое значение он придавал образованию. Его учение содержит правила этикета, хорошего отца и подданного.

«Соберите караван» из уникальных китайских изделий и «проведите» его по Великому шелковому пути в страны Западной Азии. Расскажите о мастерстве китайских ремесленников, чтобы привлечь покупателей.

В караван я возьму шелк, который был очень тонким и прочным, секрет изготовления которого,был известен только китайцам. Также фарфор, который был очень сложен в изготовлении и являлся отражением мастерства китайских ремесленников. И бумагу, которые были диковинками на Западе. Еще можно взять чай, который китайцы начали выращивать первыми.