Вот так У следствия есть все доказательства, кто сбил рейс MH17. Что нового в выводах следователей по сбитому над Донбассом MH17

Наклеивание

Москва. 28 сентября. сайт - Сегодня международная группа следователей, занимавшаяся расследованием крушения малайзийского "Боинга" под Донецком летом 2014 года, о причинах катастрофы. По ее мнению, самолет сбили с подконтрольной ополченцам территории ракетой зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) "Бук", который был привезен в Донбасс из России и затем возвращен обратно.

Тем не менее, конкретных виновников трагедии следователи не назвали. По их словам, это еще предстоит выяснить, и поэтому официальных заявлений о причастности России к крушению рейса МН17 и гибели 298 человек на пресс-конференции не прозвучало. В итоге работа международной следственной группы была продлена до начала 2018 года.

В международную группу, ведущую расследование крушения МН17, входят эксперты из Австралии, Бельгии, Малайзии и Украины. Руководит группой представитель Нидерландов.

Российский "Бук"

Глава департамента расследований полиции Нидерландов Гилберт Паулиссен заявил на пресс-конференции, что ракета 9М38 была запущена из района Первомайского, который в тот момент контролировался ополченцами. По его словам, это подтверждают спутниковые данные, полученные от США и от Европейского космического агентства. По его словам, использованный для запуска ракеты ЗРК "Бук" был привезен на восток Украины из России, а затем возвращен обратно.

Генпрокурор Нидерландов и координатор следствия Фред Вестербеке в свою очередь подчеркнул, что следователи исключают два сценария трагедии - техническую неисправность и теракт на борту лайнера. Кроме того, по его словам, в момент крушения рядом с малайзийским "Боингом" других летательных аппаратов не было.

Сотня людей под подозрением

Вестербеке добавил, что международной группе следователей известно о 100 людях, которые причастны к пуску ракеты и транспортировке ЗРК "Бук". Он пояснил, что эти люди не являются автоматически подозреваемыми, и чтобы объявить их таковыми следователям нужно установить всю цепочку команд - от кого исходил приказ о запуске ракеты и как он передавался. "Это уже позволит определить, кто из вовлеченных будет подозреваемым, а кто свидетелем", - сказал генпрокурор.

Он отдельно подчеркнул, что международная группа пока к крушению малайзийского "Боинга". По словам координатора следствия, работа международной следственной группы продлена до начала 2018 года.

ДНР отвергает обвинения

В самопровозглашенной Донецкой народной республике в свой адрес, прозвучавшие на пресс-конференции международной группы следователей. "Такого рода систем ПВО на нашем вооружении не было, ни систем, ни специалистов. Поэтому сбить "Боинг" мы не могли", - заявил "Интерфаксу" заместитель командующего оперативным командованием "Донецк" Эдуард Басурин. Он назвал уничтожение гражданского самолета бессмысленным и "безумством".

Басурин заявил, что международная комиссия уже второй раз делает неправильные выводы, так как ее специально заводят в тупик. По его словам, американская сторона уже два года не показывает якобы имеющиеся у нее снимки со спутников - доказательства того, что самолет был сбит с территории ополченцев, а Украина не предоставляет свои данные о нахождении самолетов в воздухе в момент трагедии.

Басурин также предположил, что "Боинг" мог быть сбит ракетой комплекса "Бук", находящегося на вооружении украинской армии. "На вооружении Украины с советских времен остались такие комплексы. Это мог быть один из них", - сказал он.

Украина осталась довольна

По оценке МИД Украины, обнародование информации о маршруте следования ЗРК "Бук", из которого был сбит "Боинг", говорит о причастности РФ к гибели лайнера.

"Новый и крайне важный элемент сегодняшнего доклада - информация о маршруте, которым оружие попало из России на территорию Украины и было вывезено в обратном направлении через контролируемый лишь россиянами и их боевиками участок украинско-русской границы. Это еще раз указывает на непосредственную причастность государства-агрессора к сбиванию самолета", - говорится в заявлении украинского внешнеполитического ведомства.

Позиция российской стороны

Первые выводы экспертов

13 октября 2015 года комиссия Совета безопасности Нидерландов, которая занималась расследованием причин катастрофы лайнера, опубликовала доклад, в котором говорилось, что самолет был сбит ракетой класса "земля - воздух", выпущенной из ЗРК "Бук".

В тот же день гендиректор концерна ПВО "Алмаз-Антей" Ян Новиков со ссылкой на собственное расследование заявил, что ракета была пущена в сторону "Боинга" не из Снежного, а из населенного пункта Зарощинское, который на тот момент контролировали украинские военные.

За два дня до обнародования результатов международного расследования, 26 сентября, российские военные заявили, что расположенный в Ростовской области радиолокационный комплекс "Утес-Т" приближения к каких-либо воздушных объектов из восточных районов Донбасса, контролировавшихся ополчением, например, из населенного пункта Снежное. По словам начальника Радиотехнических войск ВКС РФ Андрея Кобана, радиолокатор у поселка Усть-Донецкий зафиксировал только два гражданских лайнера поблизости от малайзийского самолета.

При этом российские ВКС располагают данными о том, что в районе катастрофы "Боинга" в Донбассе находились средства ПВО Украины. И, по мнению Кобана, "тот факт, что Украина до сих пор не обнародовала информацию с РЛС, позволяет предположить, что место пуска ракеты - если это был "Бук" - находилось на территории, подконтрольной Вооруженным Силам Украины".

В тот же день официальный представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков заявил, что из-за позиции Украины, которая не предоставляет данные о расположении своих расчетов ЗРК "Бук" в день катастрофы, переговорах диспетчеров, об активности своих РЛС и работе украинских систем ПВО, расследование "идет по ложному следу - от противоречивых данных о поражающих элементах до неверного определения типа ракеты и, как следствие, места ее запуска". Он пообещал, что Россия передаст Голландии неопровержимую информацию, касающуюся катастрофы "Боинга".

Песков направляет с неточностями к военным

После брифинга в Минобороны РФ украинский журналист спросил пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, почему, согласно обнародованным в понедельник данным, на момент трагедии возле лайнера не было зафиксировано других самолетов, хотя ранее заявлялось, что возле него был замечен украинский Су-25.

Песков переадресовал этот вопрос военным - специалистам, "которые разбираются в показаниях радаров". Позднее он добавил, что "первичные показания - это картинка, которая несет очень много информации технического характера", а "показания радаров чистые и показания первичные - это совершенно разные картинки".

Позднее он заявил, что первичные данные с российских РЛС однозначно указывают на то, что ракета, предположительно ставшая причиной крушения "Боинга", была пущена с территории, не контролировавшейся ополченцами Донбасса. "Если была бы ракета, она могла бы быть пущена только с иной территории. Я в данном случае не утверждаю, с какой. Это дело специалистов", - сказал Песков, подчеркнув, что это "не гипотеза, а однозначные данные, зиждящиеся на первичных данных радаров".

Крушение "Боинга" под Донецком

Лайнер "Боинг-777" авиакомпании Malaysia Airlines, следовавший по курсу Амстердам (Нидерланды) - Куала-Лумпур (Малайзия), был сбит в воздушном пространстве над Донецкой областью 17 июля 2014 года. На его борту находились 298 человек, все они погибли. Из них - 192 подданные Нидерландов (один имел и гражданство США), 44 гражданина Малайзии, среди которых 15 членов экипажа, 27 граждан Австралии, 12 - Индонезии, 10 - Великобритании (один имел и гражданство ЮАР), четверо немцев и четверо бельгийцев, трое филиппинцев, один гражданин Канады и один - Новой Зеландии.

Для расследования трагидии 7 августа 2014 года была создана международная совместная следственная группа (Joint Investigation Team, JIT), в состав которой входят прокуроры и представители других правоохранительных органов Украины, Нидерландов, Бельгии, Австралии и Малайзии, а также представители Евроюста.

Международная комиссия по расследованию авиакатастрофы малайзийского Boeing 777, осуществлявшего рейс MH17, сегодня обнародовала первые предварительные результаты своей работы.

В августе 2014 года был создана Международная следственная группа (Joint Investigation Team — JIT). Представители России в нее не вошли. Сегодня в Гааге был представлены итоги расследования Международной следственной группы. Вот 10 фактов, которые стали известны из этого расследования.

Подчеркнем, только фактов, без всяких оценочных суждений и только из этого расследования.

Факт №1. В расследовании участвовали 12 стран.


В состав международной следственной группы входят представители Нидерландов, Австралии, Малайзии, Бельгии и Украины, действующие при поддержке резолюции Совета Безопасности ООН.

Видео о расследовании от JIT (на английском)

Факт №2. Следователи полностью исключили версию об атаке с воздуха, которую считал приоритетной российский СК.

По словам Фреда Вестербеке, нет никаких сомнений, что лайнер был сбит ракетой земля-воздух:

«Сначала следственная группа исключила два возможных сценария — несчастного слуая и террористического акта внутри самолета, после чего сосредоточилась на сценарии уничтожении «Боинга» другим самолетом, который тоже удалось исключить, на основании данных радаров, предоставленных Россией, Украиной и анализа переговоров самолетов с диспетчерами на земле. Поэтому следствие утверждает, что MH17 был сбит с земли».

Факт №3. Лайнер был сбит ракетой «земля-воздух» серии 9М38, используемой в зенитно-ракетном комплексе «Бук».

В кабине «Боинга» застрял поражающий элемент ракеты от установки «Бук».

Следствие сопоставило фрагменты предполагаемого средства поражения, обнаруженные на месте катастрофы, с материалом сравнения. Для этого была произведена разборка различных типов ракет серии 9М38 ЗРК «Бук» и проведен сравнительный анализ данного опорного материала с металлическими фрагментами, найденными на месте катастрофы.

Видео от международной группы следователей об оружии, сбившем MH17

Факт №4. «Бук» находился близ населенного пункта Снежное. Место запуска находилось под контроле сепаратистов их ДНР.

Предполагаемое место запуска.

Карта расположения установки «Бук» и «Боинга».

«Следственная группа считает, что запуск «Бука» был совершен с поля фермы, находящейся у населенного пункта Первомайское, находившегося под контролем сепаратистов. Место запуска ракеты находилось под контролем повстанцев», — уточнил Уилберт Паулиссен.

То, что «Бук» стрелял с территории неподалеку от Снежного основывается на многочисленных доказательствах, в том числе на работе на месте. Дополнительные доказательства представили США и Европейское космическое агентство.

Факт № 5. Зенитная ракетная система была привезена из России и после обстрела «Боинга» отправилась обратно в Россию.

Видео: Анимацию-реконструкцию движения «Бука» из России.

«Международной следственной группе удалось установить большую часть маршрута, которым следовала СОУ ЗРК «Бук» на территорию Украины, а также маршрут ее движения в обратном направлении.

Это стало возможным благодаря обработке информации, полученной из записей перехваченных телефонных разговоров, показаний свидетелей, фотографий и видеоматериалов, размещенных в социальных сетях, а также видеоматериалу, который еще не придавался огласке и был получен от свидетеля.

ЗРК перемещался с территории России на территорию Восточной Украины и позже перевезён на белом тягаче марки «Volvo» и трале. Данное транспортное средство сопровождало несколько машин и люди в военной форме», — сообщили международные следователи.

Факт № 6. Версия российской стороны о том, что пуск был осуществлен из района Зарощенского не подтвердилась.

Перехват переговоров по поводу Зарощенского

Следователи пришли к выводу, что из Зарощенского выстрела быть не могло (это место указывали в России как предполагаемое место расположения «Бука»). Представители расследования заявили, что проверили российскую версию, и эта версия признана несостоятельной.

«Бука там не было, и более того, в июле Зарощенское контролировали сепаратисты. То, что «Бук» стрелял с территории неподалеку от Снежного основывается на многочисленных доказательствах, в том числе на исследованиях местности».

Факт № 7. Следствие точно не знает, был ли обстрел «Боинга» намеренным или случайным. Но в записях переговорах чувствовалось удивление после катастрофы.

Факт № 7. Следователи пока не обвиняли ни Россию, ни каких-то конкретных граждан России.

Пока в официальном статусе подозреваемых никто не состоит. В своих заявлениях следователи максимально аккуратно говорили о роли России. Они ни разу не сказали прямо, что страна виновна или причастна к катастрофе. Но точно установили, что установка с экипажем была ввезена через границу организованной группой.

«…Ведется расследование в отношении структуры командования. Кто отдал приказ привезти самоходную огневую установку БУК в Украину и кто приказал сбить самолет, выполнявший рейс MH17? Экипаж БУКа принимал решение самостоятельно, или он выполнял приказ своего командования? Эти вопросы важны для квалификации преступлений, совершенных подозреваемыми виновными лицами». (Цитата по пресс-релизу Международной группы расследования).

Факт № 8. JIT сообщил родственникам погибших, что следователям известны имена 100 причастных к гибели МН17 лиц.


Главный прокурор Нидерландов Фред Вестербеке повторил, что считает доказательства убедительными. По его словам, следствие очертило круг из 100 человек, которые так или иначе могут быть причастны к гибели «Боинга».

Подчеркивается, что речь идет именно о подозреваемых, а не обвиняемых. Потому что следствию надо установить, действовал экипаж самостоятельно или по приказу.

Факт № 9. Срок расследования продлен до 2018 года.

Международная следственная группа (JIT) заявила, что «Бук», из которого сбили MH17, был доставлен на Украину из России. JIT продолжит искать виновных

Обломки Boeing 777 Malaysia Airlines (рейс MH17) на военной базе Гилзе-Рейен в Нидерландах (Фото: РИА Новости/Максим Блинов)

Что и как доказало следствие?

28 сентября в ходе презентации глава центрального департамента уголовных расследований Национальной полиции Нидерландов Уилберт Паулиссен и генпрокурор Нидерландов Фред Вестербек продемонстрировали фотографии инверсионного следа запущенной ракеты. Следователям удалось привязать фотоснимок к местности и определить, откуда был нанесен удар. Чтобы точнее определить местоположение установки «Бук», комиссия опросила свидетелей, находившихся недалеко от места дислокации боевой машины.

Международная следственная группа (JIT) обстоятельств падения Boeing авиакомпании Malaysia Airlines. Следователи установили, что «Бук», из которого был сбит малайзийский самолет, был доставлен на Украину через российскую границу. Также JIT определила место запуска ракеты. Согласно отчету, ракету, поразившую MH17, запустили с сельскохозяйственного поля в районе поселка Первомайский. После атаки на Boeing самоходная установка была доставлена обратно на территорию России, следует из опубликованного текста доклада .

Помимо интервью, спутниковых снимков, данных разведок США и Нидерландов JIT оперировала большим количеством видеозаписей и снимков очевидцев продвижения колонны. Снимки были добавлены в трехмерную модель , которая проиллюстрировала ход событий.

По словам профессора факультета права НИУ ВШЭ Александра Домрина, эти доказательства могут быть приняты судом только как косвенные. «Какие-то телефонные переговоры, какие-то факты движения какой-то техники — все это опосредованные факты», — соглашается член международного союза адвокатов Валерий Ванин.

Как отреагировали за рубежом?

​Зарубежные политики неохотно комментировали результаты расследования крушения рейса MH17. Одной из первых высказалась депутат немецкого бундестага от партии «Зеленые» Марилуиза Бек. «Даже если предположить, что удар по самолету стал следствием военной ошибки, политическая ответственность лежит на Кремле и лично президенте Путине», — заявила она.

Официальная позиция США была более сдержанной. «США приветствуют промежуточный отчет Международной следственной группы по расследованию крушения рейса MH17», — сообщил официальный представитель Госдепартамента Джон Кирби. Он подчеркнул, что итоги расследования подкрепляют заявление главы ведомства Джона Керри, сделанные через несколько дней после крушения, о том, что «лайнер был сбит ЗРК «Бук» с контролируемой пророссийскими сепаратистами территории».

С поддержкой доклада JIT выступила глава Европейской службы внешних связей (EEAS) Федерика Могерини. «Чтобы обеспечить привлечение к ответственности виновных в гибели MH17, требуется постоянная поддержка расследования со стороны мирового сообщества», — заявила Могерини, добавив, что независимость и тщательность расследования является «критически важной».

Что говорит Москва?

После озвученных результатов расследования российский МИД выразил недовольство позицией JIT. «Россия разочарована тем, что ситуация вокруг расследования катастрофы «Боинга» не меняется. Выводы голландской прокуратуры подтверждают то, что следствие предвзято», — заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. Она посетовала, что JIT отстранила Москву от полноценного участия в следственном процессе, а Украину при этом сделали полноправным членом JIT. По мнению представителя МИД России, это дало Украине «возможность подделывать доказательства».

Москва еще до начала презентации отрицала любые связи России или самопровозглашенных республик с крушением MH17.

«В данном случае важно делать выводы, учитывая последнюю информацию, которая была опубликована, а именно первичные данные радаров, которые фиксировали все летательные объекты, которые могли бы стартовать или находиться в воздухе на территории, контролируемой ополченцами», — пресс-секретарь президента Дмитрий Песков журналистам за час до пресс-конференции JIT.

«Никакие российские зенитные ракетные комплексы, и в том числе «Бук», российско-украинскую границу никогда не пересекали», — позже днем официальный представитель Минобороны России Игорь Конашенков. Он поставил под сомнения результаты проведенной JIT работы, заявив, что в основе доклада лежат «два источника: интернет и спецслужбы Украины».

Более конкретные претензии к ходу расследования высказал советник главного конструктора концерна «Алмаз-Антей» Михаил Малышевский: следственная комиссия ошиблась при определении зоны повреждений и курса ракеты. Малышевский рассказал, что в 2015 году Нидерландам были направлены засекреченные данные, которые были не учтены JIT. По данным «Алмаз-Антея», ракета могла быть выпущена из района южнее Зарощенского, на подконтрольной Украине территории.

В качестве доказательства Москва также приводит показания радиолокационного комплекса «Утес-Т» в Ростовской области. Комплекс не зафиксировал в день трагедии пусков на территории самопровозглашенных республик, однако заметил работу украинских ПВО в районе крушения, рассказал 26 сентября журналистам начальник радиотехнических войск ВКС России Андрей Кобан.

Чем и кому это грозит?

В конце пресс-конференции генпрокурор Нидерландов Вестербек анонсировал продолжение расследования до 2018 года. Судебная инстанция для разбирательства будет установлена после того, как JIT сформирует список официальных подозреваемых. Пока, по словам прокурора, в списке около 100 человек, причастных к транспортировке и обслуживанию «Бука». По словам Эрика Толлера, главы российского направления Bellingcat, группа передала JIT список , участвовавших в переброске «Бука» к российско-украинской границе. «JIT дает подозреваемым и тем, кто что-то знает, возможность сотрудничать с комиссией», — рассказывает Толлер. По его словам, речь идет об иммунитете от судебного преследования.

Комиссия уже начала поиск фигурантов дела. JIT опубликовала ряд телефонных переговоров между двумя мужчинами с позывными Орион и Дельфин. Ранее переговоры человека с позывным Орион публиковала «Новая газета». Издание называет Ориона военным советником комендатуры самопровозглашенной ЛНР.

«Этот доклад не размещен должным образом в правовом пространстве», — считает профессор РГГУ Марина Филимонова. По ее словам, JIT не обозначила «участников правоотношения и объект правоотношений». Филимонова утверждает, что ни один из четырех существующих в мире международных судов не даст Нидерландам пройти порог преемственности заявления.

«Слабая доказательная база не помешает международному трибуналу вынести решение», — не согласен юрист-международник Валерий Ванин.

Международное право не предусматривает возможность обвинять государство в целом, подчеркивает профессор кафедры международного права МГИМО Дмитрий Лабин. «Ответственность за военные преступления индивидуальна, вердикты будут выноситься по конкретным личностям. Нельзя обвинить Россию, потому что Россия не участница конфликта», — считает эксперт.

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption Тьиббе Йустра презентует доклад об итогах расследования на фоне воссозданного из обломков "боинга"

Совет безопасности Нидерландов представил результаты собственного расследования крушения "боинга" "Малазийских авиалиний", сбитого 17 июля прошлого года на востоке Украины.

Результаты расследования родственникам погибших и журналистам представил глава совета Тьиббе Йустра. Им также показали воссозданный из обломков самолет.

Голландские власти ставили задачу ответить на четыре вопроса:

  • Что привело к распаду самолета на большой высоте?
  • Почему самолет летел над зоной военных действий?
  • Почему некоторым из родственников было сообщено о гибели их близких лишь через четыре дня после катастрофы?
  • Насколько в последние минуты жизни пассажиры и экипаж самолета осознавали, что происходит?

Доклад не рассматривал вопроса о том, кто виновен в крушении рейса MH17, поскольку этот вопрос не относится к сфере компетенций совета безопасности.

Это был "Бук"

По итогам расследования голландские власти пришли к выводу, что "боинг" "Малазийских авиалиний" был сбит ракетой комплекса "Бук", выпущенной с территории восточной Украины. Версии о взрыве, произошедшем на борту самолета, ракете, выпущенной по "боингу" с воздуха, и неких атмосферных явлениях, от которых мог пострадать самолет, были опровергнуты.

Причину взрыва удалось установить после анализа обломков. Для этого из найденных фрагментов фюзеляжа в ангаре голландской авиабазы Хилзе-Райен создали модель самолета длиной около 20 метров.

Анализируя характер повреждений "боинга", совет безопасности пришел к выводу, что взрыв ракеты произошел слева от кабины пилота в 13 часов, 20 минут и 03 секунды по Лондону. Ракета приблизилась к самолету "почти встречным курсом".

Никакие сигналы тревоги на борту не были активизированы; запись обоих бортовых самописцев прекратилась внезапно. На записи речевого самописца о произошедшем свидетельствуют лишь последние 20 миллисекунд, на которых зафиксирована "высокоэнергетическая звуковая волна, длившаяся около 2,3 миллисекунды".

В телах трех членов экипажа, а также в обломках самолета удалось найти поражающие элементы из нелегированной стали, характерные для боевой части ракеты системы "Бук" (модель 9N314M).

Правообладатель иллюстрации onderzoeksraad.nl Image caption В докладе содержатся подробные объяснения повреждений, которые самолет получил в результате взрыва

Как объясняется в докладе, "в боевой части этой оружейной системы помещен боезаряд, вокруг которого уложены в два слоя поражающие элементы". В обломках "боинга" удалось найти все три типа поражающих элементов, характерных для модели 9N314M: кубические, цилиндрические фрагменты, а также элементы в виде "бабочки".

Кроме того, отмечается, что ракеты, выпущенные из "Бука", могут достигать высоты в 24,4 километра, что намного выше высоты, на которой летел самолет (10,1 км).

Совет по безопасности смоделировал ситуацию поражения и взрывной волны, возникшей после взрыва боевой части. В результате было установлено, что после взрыва от самолета оторвалась кабина пилотов и половина салона бизнес-класса; они почти сразу упали на землю. Оставшаяся часть фюзеляжа пролетела еще около 8,5 километров, постепенно распадаясь на части под действием мощных потоков воздуха. Части самолета были найдены на территории площадью 50 квадратных километров.

"С момента поражения передней секции воздушного судна до падения всех остальных частей самолета на землю прошло около 1 или 1,5 минуты", - говорится в докладе.

Полет над зоной боевых действий

"МН17 был одним из 160 рейсов в этой зоне в тот день. 61 авиакомпания из 32 стран продолжали полеты над восточной Украиной. Все они думали, что это безопасно. Ни Украина, ни воздушные операторы не смогли верно оценить риски", - сообщил Йустра, представлявший результаты доклада.

При этом гражданским судам запрещались полеты на высоте ниже 9,7 км (воздушный эшелон FL320). Это требование малазийский "боинг" выполнил.

Мгновенная потеря сознания

Для родственников погибших одним из главных был вопрос о том, успели ли пассажиры "боинга" осознать произошедшее и испытывали ли они боль в момент крушения самолета.

Члены совета безопасности пришли к выводу, что вероятность этого крайне невелика.

"Поскольку поражение самолета было совершенно неожиданным, люди едва ли были в состоянии осознать ситуацию. Времени для сознательной реакции практически не было. Находящиеся на борту почти мгновенно подверглись воздействию экстремальных факторов, - говорится в докладе. – Часть находящихся на борту людей сразу получили тяжелые травмы, приведшие, вероятно, к смерти. У других разгерметизация моментально привела к уменьшению или потере сознания".

Глава МИД Австралии Джулия Бишоп заявила, что пока преждевременно говорить о выводах по расследованию катастрофы малайзийского Boeing MH17, сбитого в небе над Донбассом в 2014 году. Так она прокомментировала заявление своего новозеландского коллеги Уинстона Питерса, усомнившегося в том, что Россия ответственна за трагедию. Международные следователи утверждают, что самолёт был сбит ЗРК «Бук» из района, находившегося под контролем ДНР. Данные российской радиолокационной станции указывают, что запуск произвели с территории, где размещались средства ПВО Украины. По мнению экспертов, на Западе стали понимать, что дело ведётся непрофессионально и намеренно затягивается. Почему политики заговорили о непричастности РФ к катастрофе над Донбассом, выяснял RT.

  • Место падения малайзийского Boeing MH17
  • Reuters

«Противоречит интересам страны»

Министр иностранных дел Австралии Джулия Бишоп заявила, что пока не стоит говорить о каких бы то ни было выводах по расследованию международной Совместной следственной группой (ССГ) крушения малайзийского Boeing MH17 над Донбассом 17 июля 2014 года. Из 298 погибших 38 были гражданами Австралии.

«Расследование продолжается, и когда оно завершится, его результаты будут переданы обвинителям для юридических действий, которые Австралия также решительно поддерживает, — подчеркнула австралийский министр иностранных дел. — Невозможно составить мнение о доказательствах, поскольку они пока не оглашены».

Также по теме


«У нас другая точка зрения»: почему Австралия не разделяет антироссийских и антикитайских взглядов Вашингтона

Канберра не рассматривает Россию и Китай в качестве военной угрозы. Об этом в понедельник заявила министр иностранных дел Австралии...

Ранее Бишоп делала куда более уверенные заявления на этот счёт. Так, в октябре 2016 года она утверждала, что необходимо найти виновных в уничтожении самолёта «в российском военном командовании».

«В последнее время политика Австралии изменилась, стала менее конфронтационной в отношении России», — отметил в беседе с RT эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров.

Политолог связывает это изменение с потерями от антироссийских санкций и уходом в 2015 году с поста премьер-министра Тони Эббота, выступавшего с антироссийскими заявлениями.

Новое заявление Бишоп прозвучало после того, как её новозеландский коллега Уинстон Питерс в интервью местному изданию Newshub заявил, что доказательств причастности России к уничтожению гражданского самолёта нет.

«Вы говорите, что человек, который пустил ракету, сделал это по указанию России. Большая проблема в том, что ваш аргумент с юридической точки зрения тут же провисает, так как у вас нет доказательств этого», — заявил министр иностранных дел Новой Зеландии.

Говоря о предложении возобновить прерванные в 2014 году переговоры о создании зоны свободной торговли с Россией, Питерс подчеркнул, что его страна не может терять время, дожидаясь итогов расследования.

«Если по итогам выяснится, что эти инсинуации не имеют фактических подтверждений, то мы просто впустую потратим время, а это не отвечает интересам нашей страны», — отметил министр.

  • Министр иностранных дел Новой Зеландии Уинстон Питерс
  • Reuters

«Действительно нет никаких доказательств, — отмечает Александров. — И причастность донбасских ополченцев тоже не доказана. Многое указывает, что это киевский режим сбил самолёт. И новозеландцы, и австралийцы это понимают. Но новозеландцы более свободны в своих высказываниях, а австралийцы всё же связаны с США военным договором АНЗЮС (Новая Зеландия и США разорвали договор о военном сотрудничестве ещё в 1987 году. — RT ), потому они более осторожны».

Нелегитимное расследование

Уголовное расследование катастрофы Boeing MH17 «Малайзийских авиалиний» идёт уже четыре года — с момента создания 4 августа 2014 года Совместной следственной группы, куда вошли представители Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины. 13 октября 2015 года Совет по безопасности Нидерландов опубликовал результаты , в котором заявил, что самолёт был сбит ракетой «земля — воздух», входящей в состав ЗРК «Бук», «Бук-М1» и «Бук-М1-2». В октябре 2016 года ССГ заявила, что ракета была запущена из района посёлков Первомайское и Снежное, который контролировался ополченцами ДНР.

Также по теме


«Попытка политизировать расследование»: как в России отреагировали на подписание меморандума о крушении MH17

Пять стран - участниц расследования крушения рейса MH17 в небе над Донбассом заключили меморандум о политической поддержке уголовного...

Как отметил в интервью RT эксперт Международной организации гражданской авиации (ИКАО) Виталий Бордунов, ССГ — в принципе нелегитимный институт с точки зрения международного права.

«Если бы это были приличные, нормальные люди, которые действительно уважают международное право, они бы поступили так, как положено. Украина должна была организовать соответствующее расследование вместе с Малайзией, чего не было сделано», — отмечает эксперт.

По словам Бордунова, катастрофа Boeing MH17 над Донбассом попадает под действие статьи 26 и приложения 13 Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 года. Согласно документу, Украина, как страна, где произошла трагедия, должна была заключить соглашение о расследовании с Малайзией, которой принадлежало воздушное судно, а не с Нидерландами, и зарегистрировать его по правилам ИКАО. Соглашение должно было также пройти проверку на соответствие принципам Чикагской конвенции. Такая процедура предполагает контроль над расследованием со стороны ИКАО. Ничего из перечисленного сделано не было.

«Эта международная комиссия создана вне рамок международного права, возглавляет её участковый полицейский маленького голландского города, где нет ни специалистов, ничего, — подчёркивает эксперт. — Всё это типично для современной ситуации в мире: если что — виновата Россия. Неважно, что доказательств нет».

  • Реконструкция МН17 в Гилзе Рейен, Нидерланды, 13 октября 2015 года
  • Reuters

По словам эксперта, «ИКАО стоит в стороне», а само расследование напоминает скорее сговор с целью обвинить Россию.

В октябре 2016 года Москва передала следствию данные первичной радиолокации, которые ставят под сомнение выводы Совместной следственной группы о пуске ракеты, сбившей MH17.

«Как уже заявляли и в Министерстве обороны РФ, и представители концерна , при пуске ракеты из Первомайского это в обязательном порядке было бы отражено на данных РЛС. А на РЛС это не отражено», — отметила в ноябре 2016 года официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Однако следствие до сих пор не отреагировало на эти данные.

«Как отмечают специалисты, всё это элементарно регистрируется, всё видно в этом раскладе, но на наши данные не обратили внимания, как будто их и нет», — отметил Бордунов.

Фактор предвзятости

12 марта 2018 года нидерландская программа журналистских расследований Zembla назвала имена главных подозреваемых в уничтожении самолёта.

Это бывший министр обороны ДНР Игорь Стрелков, его подчинённый Сергей Дубинский и генерал-полковник ВС России в отставке Николай Ткачёв. Якобы эти имена следствию сообщила Служба безопасности Украины. Ранее журналисты, в том числе и австралийские, неоднократно выступали с похожими «сенсационными» разоблачениями, однако, по словам Бордунова, «это липа, с юридической точки зрения эти доказательства принять всерьёз невозможно».

Российский МИД неоднократно отмечал особое отношение Совместной следственной группы к Украине. В частности, отсутствие негативной реакции на то, что Киев скрывает часть информации: отказывается предоставлять данные о переговорах военных диспетчеров и расположении украинских ЗРК семейства «Бук». В то же время Россия, в отличие от Украины, не имеет статуса полноценного участника ССГ. Кроме того, ССГ использует в качестве доказательств материалы «расследования» сайта Bellingcat, основанные на данных из социальных сетей.

«На юридическом языке это называется предвзятость, нежелание разобраться, кто и что сделал, — утверждает эксперт ИКАО. — А раз так, сколько будет длиться это расследование, я не знаю, тут идут свои игры».

22 февраля 2018 года Министерство юстиции Нидерландов заявило о продлении расследования до 2019 года, хотя ранее оно собиралось обнародовать результаты уже в начале 2018-го. Об этом ведомство сообщило в докладе парламенту. По данным голландского Минюста, до сих пор, спустя четыре года после катастрофы, . Тем не менее, несмотря на незавершённость следствия, Гаага «ведёт подготовку к началу судебного процесса». И хотя Министерство юстиции Нидерландов утверждает, что ознакомилось с докладом российских специалистов, сделанные из него выводы не озвучены.

«Ясности в этом вопросе нет, — считает Бордунов. — Идёт лишь один разговор, что Россия во всём виновата».

В октябре 2017 года Верховный суд Нидерландов разрешил правительству не публиковать результаты расследования Совместной следственной группы.

«Правду они сказать не могут, — считает Михаил Александров. — Если подтверждать непричастность России и донбасских ополченцев, значит, надо обвинять Украину. А это будет политически сильный удар по Киеву».

По словам эксперта, как только расследование признает, что Украина сбила самолёт, это поставит под вопрос её отношения с Европой, на что ни США, ни НАТО, ни ЕС не пойдут.

«Соврать открыто они не могут, признать правду — тоже, вот они и затягивают», — подытожил Александров.