Ваше мнение что такое нравственные ценности. Нравственные ценности человека

Дизайн, декор

Нравственность или мораль - это абсолютный критерий, с помощью которого регулируются взаимоотношения людей. Нравственные ценности являются высшими, так как они универсальны для различных обществ и социальных групп. Это те принципы, которые стоят выше всего остального, и по которым выверяют поступки в сложных или спорных ситуациях люди, руководствующиеся в повседневной жизни самыми разными шкалами мер и оценок. Основополагающий принцип морали: ”Относись к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе”. Высшие нравственные ценности уравнивают людей в правах и становятся мерилом для всех и каждого. Нравственность - это внутренняя установка человека, побуждающая его к этичному поведению. Высшие нравственные ценности играют большую роль в жизни человека, и чтоб их лучше познать, можно посетить специальные , или специальные лекционные занятия.

  • Добро как противопоставление злу - это бескорыстное и искреннее стремление человека к благу (помощи, спасению) по отношению к окружающим и себе. Человек просто изначально сознательно выбирает сторону добра, в дальнейшем развиваясь именно в этом направлении, координируя свои поступки с тем, что ассоциируется с добром.
  • Милосердие или сострадание предопределяет снисхождение к слабому, увечному, больному или даже просто несовершенному. Отказ от осуждения и готовность помочь, вне зависимости от степени его достоинств, - это милосердие.
  • Всеобщее счастье - это проекция собственного благополучия на человечество в целом, известное также как гуманизм. Противопоставляется человеконенавистничеству и эгоизму.
  • Спасение - это культивируемое разными религиозными и философскими учениями состояние духа, к которому человеку стоит стремиться, и ради которого имеют смысл нравственные поступки и уклад жизни.
  • Честность - еще одна из высших нравственных ценностей. Самый простой способ определить уровень моральности человека - это проследить, насколько часто он лжет. Единственное практическое оправдание лжи - ложь во спасение.

С помощью соблюдения нравственности человек может внутренне расти, совершая благородные поступки и самосовершенствуясь. Неважно, что для многих окружающих такое благородство и доброта кажутся бессмысленным и неоправданными. Для самого нравственного человека это единственный способ развиваться и подниматься на новый уровень своей духовной жизни.

Для всех, кто хочет подробно узнать, что такое высшие нравственности ценности человека, как соотносить их с основными жизненными ценностями, рекомендуется в Центре М.С. Норбекова

Ценность - цель, к которой человек стремится, что считает важной для себя. Это то, что наиболее дорого, свято для индивида и сообщества людей. Когда речь идет об отрицательном отношении индивида к тем или иным явлениям, о том, что люди отвергают, нередко используют термин «антиценности», или отрицательные ценности.

Ценность отражает отношение человека к действительности (к тем или иным фактам, событиям, явлениям), к другим людям, к самому себе. Отношения эти могут быть различными у разных культур и народов, социальных групп.

Нравственные ценности -- это этические идеалы, высшие принципы человеческой жизни. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Любая нравственная ценность предполагает наличие соответствующих регулятивов поведения .

Нравственные ценности человека или, как их еще называют, этические добродетели, прививаются человеку в течение всей его жизни. Они являются значимой частью мировоззрения и оказывают большое влияние на мысли и поведение каждого индивида.

Первым главным признаком нравственных ценностей является то, что они с необходимостью предполагают личность. Безличный объект не может быть носителем нравственных ценностей. Другими словами, мы не можем приписать безличному объекту нравственность или безнравственность. Ни одно материальное тело, растение, животное не может быть нравственно хорошим или плохим. Нелепо называть камень справедливым, дерево правдивым, а животное целомудренным. Эти эпитеты могут употребляться по отношению к ним либо в переносном смысле, либо в поэтическом контексте.

Ни один безличный объект, строго говоря, не может быть нравственно хорошим. Нравственно хорошими или плохими могут быть только реальные личности, их действия или установки. Эстетические ценности -- такие, как красота -- могут быть реально свойственны горному ландшафту, дереву или животному, но в особенности -- произведениям искусства. Поэтому в качестве первой важнейшей черты нравственных ценностей мы констатируем, что они по своей сути являются ценностями личности

Первые нравственные ценности личности встречаются в самом раннем детстве. Уже тогда родители объясняют малышу, что такое хорошо и что такое плохо, как в определенных ситуациях поступать правильно, почему что-то нельзя делать и т.д. Проще говоря, они его воспитывают .

В это время все слова взрослых для ребенка являются неоспоримой истиной и не вызывают сомнения. Но малыш растет, попадает в ситуации морального выбора и постепенно учится делать выводы самостоятельно.

В переходном возрасте система нравственных ценностей подвергается серьезному влиянию со стороны сверстников. На фоне гормональных всплесков возможны частые перемены взглядов, сопротивление позиции, навязываемой родителями, и постоянный поиск ответов на значимые вопросы. Существенная часть нравственных убеждений приобретается именно в этом возрасте и остается с человеком на всю жизнь. В последствие, конечно, они могут меняться в сложных жизненных ситуациях и под влиянием людей, которые считают авторитетными.

Не секрет, что нравственные ценности очень часто связывают с религией. Верующие люди не подвергают сомнению слова священных писаний и живут в соответствии с изложенными там законами. В какой-то степени это существенно облегчает жизнь, ведь ответы на главные вопросы давно найдены. Да и если духовно нравственные ценности, описанные там, будут близки каждому, общество может стать чище и добрее. Это в идеале. Но жестокая реальность не раз доказывала, что во все времена находились умельцы, которые интерпретировали учение таким образом, что люди шли убивать ближнего своего в уверенности, что делают это в угоду Богу.

Сейчас мы постепенно все больше отдаляемся от религии, но ей на смену приходят своды законов, идеологии общественных движений и многое другое. Причем одному и тому же человеку одновременно могут навязываться совершенно противоположные взгляды. И крайне сложно в них разобраться и выбрать что-то действительно стоящее, достойное и правильное. Эта ситуация предполагает, что главные решения каждый принимает сам для себя, и истинные нравственные ценности индивидуальны.

Несмотря на то, что нравственные идеалы разных людей могут различаться значительно, все равно можно выделить достаточно много общего. Высшие нравственные ценности остаются неизменными на протяжении многих веков .

Например, свобода, которая позволяет человеку действовать и думать в соответствии со своими желаниями, ограничивает которые только совесть. Она также является важной ценностью.

Нравственные ценности предполагают свободу личности. Личность способна быть носительницей нравственных ценностей только потому, что она свободна. Только благодаря свободному выбору человек может быть нравственно хорошим или плохим. Никакая другая личностная ценность -- например, интеллект, музыкальная одаренность, остроумие, блестящее красноречие, могучая витальность -- не основывается на свободе. Человек не может сам приобрести эти достоинства. Они не являются результатом свободного выбора, а носят дарственный характер. Они не основаны непосредственно на свободе и не связаны со свободным выбором личности.

Итак, благодаря тому, что нравственные ценности основаны на свободе и тем самым имеет место личная ответственность за них, они четко отделены от всех остальных ценностей. Злоупотребляя свободой воли, человек становится виновным; правильное использование свободы ставится ему в заслугу.

В тесной связи с этим фактором находится свойственная всем нравственным ценностям совершенно новая серьезность, отличающая их от остальных личностных достоинств. Когда речь идет о нравственных ценностях, то ярко проявляется одно, несравнимое ни с чем качество. Если мы, например, думаем о Макбете и его страшном грехе, который он взял на душу своими деяниями, то мы сразу же понимаем, что имеем дело с чем-то исключительно серьезным, с таким глубоким содержанием, которое свойственно только нравственной сфере. Все поразительные дарования и таланты кажутся чем-то поверхностным и незначительным по сравнению с фактом его моральной вины.

Также крайне важные составляющие нравственного благополучия - здоровье физическое и душевное, уважение к себе и окружающим, гарантированные безопасность и неприкосновенность личной жизни, право на труд, признание его плодов, личностное развитие, творческое выражение своих способностей и самореализацию .

Для многих людей высшая нравственная ценность - любовь. И правда, стремление к близким, искренним отношением, созданию семьи, продолжению рода и воспитанию детей часто является одним из основных смыслов жизни. Если мы стремимся, чтобы наша жизнь не была прожита бесполезно, то разве не стоит обеспечить достойную жизнь тем, кто останется после нас?

Являясь составной частью нравственных ценностей, моральные нормы отличаются тем, что составляющее их основу долженствование содержит предпосылки добровольного признания их личностью, возможность свободы выбора необходимой линии поведения.

Посредством нравственных оценок, с одной стороны, выражается отношение субъекта к существующей системе ценностей, а с другой - возможность определить ценностное значение поступков, поведения индивида, соответствия их моральным нормам, принципам, идеалам.

Следующим элементом в иерархии ценностей является нравственная оценка, может носить объективный и субъективный характер. Объективная сторона оценки обусловливается общественной практикой и абстрактными смыслами, субъективная - потребностями и интересами субъекта оценки, имеющими самую разную природу. В связи с этим та или иная ценность может быть отражена в оценке с той или иной степенью адекватности. В процессе оценивания смысл ценностей может очень существенно трансформироваться, искажаться .

Таким образом, охарактеризовав последние как существенно личностные ценности, мы тем самым еще недостаточно описали их характер. Нравственные ценности имеют уникальный характер, отличающий их от всех остальных ценностей и дающий им неоспоримое превосходство.

Простейшими и исторически первыми формами нравственного отражения были нормы и их совокупность, образующая нравственный кодекс.

Моральные нормы -- это. единичные частные предписания, например, "не лги", "уважай старших", "помогай другу", "будь вежлив" и др. Простота нравственных норм делает их понятными и доступными каждому, а их социальная ценность самоочевидны и не нуждаются в дополнительном обосновании. В то же время их простота не означает легкости исполнения и требует от человека моральной собранности и волевых усилий.

Моральные ценности и нормы выражаются в моральных принципах. К ним относятся, гуманизм, коллективизм, добросовестное исполнение общественного долга, трудолюбие, патриотизм и др.

Так, принцип гуманизма (человечности) требует от личности следовать нормам доброжелательности и уважения к любому человеку, готовность придти к нему на помощь, защитить его достоинство и права.

Коллективизм требует от человека умения соотносить свои интересы и потребности с общими интересами, уважать товарищей, строить отношения с ними на основе дружелюбия и взаимопомощи.

Мораль требует от человека развития в себе способностей к выполнению ее требований. В классической этике эти способности личности назывались несколько высокопарно, но весьма точно -- добродетели, т. е. способности к деланию добра. В понятиях добродетелей (моральных качеств личности) конкретизируются ценностные представления морального сознания о хорошем и плохом, праведном и грешном в характеристиках самого человека. И хотя в каждом человеке перемешано много и хорошего, и плохого, моральное сознание стремится выделить самые ценные нравственные характеристики человека и объединить их в обобщенном Идеальном образе нравственно совершенной личности.

Так в моральном сознании складывается понятие нравственного идеала личности, воплощение идеи морально безупречного человека, сочетающего в себе все мыслимые добродетели и выступающего образцом для подражания. По большей части свое воплощение идеал находит в мифологических, религиозных и художественных образах -- Ильи Муромца, Иисуса Христа, Дон-Кихота или князя Мышкина.

В то же время осознание зависимости нравственных характеристик человека от условий общественной жизни вызывает, в моральном сознании мечту о совершенном обществе, где будут созданы условия для воспитания нравственно совершенных людей. Поэтому вслед за личным нравственным идеалом в моральном сознаний создается понятие нравственного идеала общества. Таковы религиозные упования на грядущее "царство Божие", литературные и философские утопии ("Город Солнца" Т. Кампанеллы, "Золотая книга об острове Утопия" Т. Мора, теории социалистов-утопистов).

Социальное назначение морали заключается в чрезвычайно важной роли в процессе исторического развития общества, в том, что мораль служит средством его духовного сплочения и совершенствования посредством выработки норм и ценностей. Они позволяют человеку ориентироваться в жизни и сознательно служить обществу.

Добро и зло наиболее общие понятия морального сознания, служащие для разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного, хорошего и плохого. Добро -- это все, положительно оцениваемое моральным сознанием при соотнесении с гуманистическими принципами и идеалами, способствующее развитию в человеке и обществе взаимопонимания, согласия и человечности.

Зло означает нарушение требования следовать добру, пренебрежение моральными ценностями и требованиями.

Первоначально представления о добре формировались вокруг идеи блага, полезности вообще, но с развитием морали и человека эти представления наполняются все более духовным содержанием. Подлинным добром моральное сознание считает то, что служит развитию в обществе и человеке гуманности, искреннему и добровольному единению и согласию между людьми, их духовной сплоченности. Это доброжелательство и милосердие, взаимопомощь и сотрудничество, следование долгу и совести, честность, великодушие, вежливость и тактичность. Все это именно те духовные ценности, которые в отдельных случаях могут казаться бесполезными и нецелесообразными, но в целом составлять единственно прочный духовный фундамент для осмысленной человеческой жизни.

Соответственно злом моральное сознание считает все, что препятствует единению и согласию людей и гармонии общественных отношений, направлено против требований долга и совести ради удовлетворения эгоистических побуждений. Это корыстолюбие и алчность, жадность и тщеславие, грубость и насилие, равнодушие и безразличие к интересам человека и общества.

Понятие нравственного долга выражает превращение нравственных требований и ценностей в личную задачу человека, осознание им своих обязанностей как нравственного существа.

Требования нравственного долга, выражающие ценности морали через внутренний настрой личности, зачастую расходятся с требованиями социальной группы, коллектива, класса, государства или даже просто с личными склонностями и желаниями. Что предпочтет в таком случае человек -- уважение человеческого достоинства и необходимость утверждения гуманности, составляющие содержание долга и добра, или расчетливую выгоду, стремление быть, как все, выполнять наиболее удобные требования, -- будет характеризовать его моральную развитость и зрелость.

Мораль как внутренний регулятор поведения человека предполагает, что личность сама осознает объективное общественное содержание своего нравственного долга, ориентируясь на более общие принципы морали. И никакие ссылки на обычные и распространенные формы поведения, массовые привычки и авторитетные примеры не могут снять ответственность с личности за неправильное понимание или пренебрежение требованиями морального долга.

Здесь на первый план выступает совесть -- способность человека формулировать моральные обязательства, требовать от себя их исполнения, контролировать и оценивать свое поведение с моральной точки зрения. Руководствуясь велениями совести, человек берет на себя ответственность за свое понимание добра и зла, долга, справедливости, смысла жизни. Он сам задает для себя критерии моральной оценки и выносит на их основании моральные суждения, прежде всего оценивая собственное поведение. И если внешние для морали опоры поведения -- общественное мнение или требования закона -- можно при случае обойти, то обмануть самого себя оказывается невозможно. Если это и удается, то исключительно ценой отказа от собственной совести и потери человеческого достоинства.

Жизнь, по совести, стремление к такой жизни повышают и укрепляют высокую положительную самооценку личности, ее чувство собственного достоинства.

Понятия человеческого достоинства и чести выражают в морали представление о ценности человека как нравственной личности, требуют уважительного и доброжелательного отношения к человеку, признание его прав и свобод. Наряду с совестью эти представления морали служат способом самоконтроля и самосознания личности, основой требовательного и ответственного отношения к самому себе. Они предполагают совершение человеком поступков, обеспечивающих ему общественное уважение и высокую личностную самооценку, переживание нравственного удовлетворения, которые в свою очередь не позволяют человеку поступать ниже своего достоинства.

При этом понятие чести в большей мере связывается с общественной оценкой поведения человека как представителя какой-то общности, коллектива, профессиональной группы или сословия и признаваемыми за ними заслугами. Поэтому честь ориентируется в большей мере на внешние критерии оценки, требует от человека поддерживать и оправдывать репутацию, которая распространяется на него как представителя общности. Например, честь солдата, честь ученого, честь дворянина, купца или банкира.

Достоинство имеет более широкий нравственный смысл и основывается на признании равных прав каждого человека на уважение и ценность личности как морального субъекта вообще. Первоначально достоинство личности связывалось в родовитостью, знатностью, силой, сословной принадлежностью, позднее -- с властью, могуществом, богатством, т. е. основывалось на неморальных основаниях. Такое понимание достоинства может исказить его нравственное содержание до прямо противоположного, когда достоинство личности начинает, связываться с достатком человека, наличием у него "нужных людей" и "связей", с его "умением жить", а фактически умением унижаться и заискивать перед теми, от кого он зависит.

Моральная ценность достоинства личности ориентируется не на материальное благополучие и преуспеяние, не на внешние знаки признания (это скорее можно определить как тщеславие и чванство), а на внутреннее уважение личности принципов истинной человечности, свободное добровольное следование им вопреки давлению обстоятельств и соблазнов.

Еще одним важнейшим ценностным ориентиром морального сознания является понятие справедливости. Оно выражает идею правильного, должного порядка вещей в человеческих взаимоотношениях, который соответствует представлениям о назначении человека, его правах и обязанностях. Издавна понятие справедливости связывалось с идеей равенства, однако понимание самого равенства не оставалось неизменным. От примитивно-уравнительного равенства и полного соответствия деяния и воздаяния по принципу "око за око, зуб за зуб", через принудительное уравнивание всех в зависимости и бесправии перед властью и государством к формальному равенству в правах и обязанностях перед законом и моралью в демократическом обществе -- таков путь исторического развития идеи равенства. Более точно содержание понятия справедливости можно определить как меру равенства, т. е. соответствия между правами и обязанностями людей, заслугами человека и их общественным признанием, между деянием и воздаянием, преступлением и наказанием. Несоответствие и нарушение этой меры оценивается моральным сознанием как неприемлемая для нравственного порядка вещей несправедливость.

Как себя правильно вести, чтобы соответствовать обществу? Чем руководствоваться при разговоре, в отношениях, жизни? Правила, законы, культура… Нас часто чем-то ограничивают, но зачем? Почему, например, нужно следовать моральным и нравственным ценностям?

Мораль

Все в нашем мире поддается оценке. Одно и то же действие с разных позиций может быть расценено, как хороший поступок или плохой. В каждом обществе существуют какие-то свои нормы поведения, правила. Чаще всего они основаны на том, чтобы всем было удобно. Люди не должны друг другу мешать, причинять вред, а в случае беды протянуть руку помощи. Моральные ценности - это некий уровень человечности, гуманности, который определяет общество.

Нравственность

Зная моральные ценности, нетрудно им следовать, главное, захотеть. Человек, который понимает, что одному в мире не выжить, а одинокая жизнь не так уж и хороша, не станет создавать конфликты на пустом месте. Это означает, что он следует каким-то установленным правилам, живет так, чтобы не ущемлять свои права, но и не мешать другим. Поведение, отвечающее морали, и есть нравственность.

В чем суть?

Так повелось, что по всему миру морально-нравственные ценности почти одинаковы. Все они направлены на высшие человеческие идеалы, такие как: уважение к старшим, любовь к своей стране, благотворительность, верность и преданность, помощь другому, честность, трудолюбие. По сути, все ценности выражены либо в «добре к окружающим», либо в «работе на свое благо без вреда для окружающих».

Для чего?

Что же нам дают ценности, кроме правил, обязательных для выполнения?

  • Закон. Кодекс любой страны говорит об одном: относись к другому хорошо, иначе последует наказание. Моральные ценности - свод правил, которые помогают жить в обществе дружно и управлять жизнью людей. Без таких законов мир превратился бы в хаос;
  • Чистая совесть. Если никому не вредишь, то чувства вины просто не будет;
  • Гордость. Удовлетворение собой и своими действиями, направленными на улучшение жизни окружающих. Всегда приятно делать бескорыстное добро;
  • Хорошие отношения и связи. Люди любят хороших людей. Очевидно, что следовать моральным нормам просто выгодно;
  • Здоровье. Человек, который стремится стать лучше, делает добро и любит мир, обладает лучшим здоровьем, потому что не подвержен стрессам, депрессиям, негативным разрушающим эмоциям.

Несмотря на очевидность того, что следовать нравственным ценностям в первую очередь хорошо для себя самого, многие считают это подавлением воли, рамками, границами, закрывающими путь к свободе. Однако, сталкиваясь с плохим отношением к себе, удивляются, злятся, расстраиваются, даже мстят.

Вывод прост: нет необходимости подчиняться правилам, просто ведите себя по отношению к окружающим так, как бы вы хотели, чтобы они вели себя по отношению к Вам.

Восстановить свой душевный комфорт, понять глубокий смысл морали и вернуть свое здоровье можно на курсе , который проводят специалисты Центра М.С. Норбекова. в Центре Норбекова помогут Вам восстановить физическое и эмоциональное здоровье, и научиться правильно воспринимать мир.















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Нравственность – это разум сердца.
Г.Гейне


выражающийся в страстях и поступках.
Аристотель

Сл.1 Здравствуйте, уважаемые родители. Я благодарю вас за то, что, не смотря на занятость, вы всё же нашли время, и пришли поговорить на животрепещущую тему «Какие нравственные ценности нужны моему ребёнку?» - мне кажется что если такая тема интересует общественность, то наше государство может гордиться тем, что воспитало достойных родителей, которым не безразлична жизнь своего ребёнка, да и нового поколения в целом.

Сл.2 Что есть человек? (некая субстанция, наделённая качествами, поступками, действиями, потребностями, желания и т.д.).

Сл.3 А все ли качества человека положительные? Качества бывают положительные и отрицательные. Как правило, мы не всегда бываем довольны теми качествами, которыми мы обладаем. Прежде, чем мы возьмёмся за детей, необходимо разобраться в себе, ведь наши дети – это зеркальное отображение нас. Они копируют всё в точности с нас самих.

А вы могли бы определить свои недостатки или вы уникальные люди без изъяна? У вас есть тиккеры, напишите на них те качества, от которых вы хотели бы избавиться перечислите тех скелетов, которых мы долгое время носим с собой и изредка запираем в шкафу. Я помогу на время избавить вас от них. Вы готовы сними расстаться? Можно я у вас их соберу. На Востоке есть прекрасная традиция, всё от чего хочешь избавиться – предай огню. Я тут же сожгу всё то, что нам так мешает жить. Ну вот, мы чисты друг перед другом, я не знаю ваших недостатков, вы не знаете моих, мы сейчас друг для друга чистые листы.

Скажите, а есть на свете те качества, которые вы бы хотели приобрести или усилить их роль?

У вас есть сейчас замечательная возможность, выбрать те качества, которые вы хотели бы видеть в себе и в своём ребёнке. Я попрошу записать их на положить в разные сосуды, в один – то, что для себя, а в противоположной – для своего ребёнка.

Можно я озвучу эти качества? Зачитываю поочерёдно из каждого сосуда. Повторяющиеся откладываю.

Посмотрите, в большинстве случаев для себя вы выбрали рациональные качества, качества делового человека, а для ребёнка - доброту, сострадание, отзывчивость, чуткость. Почему? (ответы родителей)

Вы правы. Ответ простой – потому, что нам этого не хватает и не только нашим детям, их не хватает в обществе, они стали дефицитны. Мы все спешим, торопимся, строим карьеру и у нас нет времени оглянуться по сторонам и увидеть, как много среди нас тех, кто нуждается в нашей доброте, внимании и отзывчивости т.е одним словом …- милосердии.

Сл.4 ролик «Шарики»

В круговороте жизни мы мало времени уделяем нашим детям, а ведь они ещё так нуждаются в нас.

Сл.5 Какие из этих качеств вы бы взяли для своего ребёнка? (+ и -)

Сл.6 Нравственные и безнравственные (+ и -)

Наука о нравственности называется этикой. Она говорит о том, как жить, какие поступки совершать, как относиться к людям.
Нравственность и нравственные отношения – основа бытия и основа развития общества. Нравственное поведение человека зависит от наличия определённых положительных и отрицательных качеств и черт характера.

Положительные (нравственные) качества характера человека (доброта, милосердие, внимание к младшим, старшим, трудолюбие, терпение, честность, справедливость, мужественность и другие) позволяют человеку жить чистой жизнью по законам общества, чтобы выполнить своё духовное предназначение.

Отрицательные (безнравственные) качества характера человека определяют его нравственную неустойчивость, неуверенность в жизни. Такой человек постоянно колеблется в поведении, выборе действия, и может быть искушаем Дьяволом на всякого рода преступления.
Хитрость, жадность, обман, склонность к воровству и другие отрицательные качества, коренящиеся в Душе человека, толкают его на безнравственные поступки, нарушение законов общества и делают преступником. Такой путь может закончиться гибелью Души и тела.
Таким образом, нравственность определяет духовность, а безнравственность – бездуховность.

Сл.7 притча «Битва двух волков»

Старый мудрец учил жизни своих внуков. Он сказал им:

Во мне идет битва… это ужасная борьба двух волков. Один из них представляет страх, гнев, зависть, скорбь, сожаление, жадность, высокомерие, жалость к себе, вину, чувство обиды, негодование, ложь, неполноценность, фальшивую гордость, превосходство и эго. Другой олицетворяет радость, спокойствие, любовь, надежду, щедрость, искренность, смирение, доброту, доброжелательность, дружелюбие, сочувствие, желание делиться, истину, сострадание и веру.

Пожилой человек посмотрел на детей твердым взглядом.

Та же битва идет и внутри вас и также внутри других людей.

Дети подумали об этом минуту, а затем один из них спросил дедушку:

А какой волк победит?

Тот, которого вы кормите, - ответил старый индеец.

Сл. 8 Что есть Нравственность? У Ожегова это описано так: «Нравственность - есть принятие на себя ответственности за свои поступки». Из чего состоит нравственность? Если вдуматься в этимологию слова, то в нём уже есть ответ на мой вопрос: «белолица черноброва нраву кроткого такого» - чей это портрет и из какой сказки?

Царевна из сказки "О мертвой царевне и семи богатырях".

"Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла.
Поднялась - и расцвела».

НРАВ - норов, характер, нравится (принять душой), следовательно, НРАВСТВЕННОСТЬ – это то, что проявляет моя душа.

А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди ?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н.А. Заболоцкий

Сл.9 Что такое человеческие ценности? Что может ценить человек? Что является ценностью для вас?

Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности. У каждого человека есть свои нравственные ценности - это то, что он больше всего ценит в жизни, что для него свято, в чем он убежден и чем руководствуется в своих поступках.

Cл.10 Нравственные (моральные) ценности -

  • Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость.
  • В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его.
  • В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм.

Сл.11 . Притча:

Человеческие ценности

У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после каждого проступка сына вбивал гвоздь в этот столб.

Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места - весь он был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он начал исправляться. Тогда за каждый его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.

Что ты плачешь? - спросил его отец. - Ведь гвоздей больше нет?

Гвоздей-то нет, а дырки остались, - ответил сын.

Какой способ убеждения используете вы?

Сл. 12 Главная цель нравственного воспитания – достижение гармонии идеалов и поступков с общечеловеческими ценностями, в основе, которой лежит потребность служить людям и добру.

Сл.13 Заповеди воспитания.

Сл.14 Золотое правило нравственности «Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступали по отношению к тебе».

Л.Н.Толстой в письме Р.Роллану так писал о нравственных правилах: «Самое простое и самое короткое нравственное правило состоит в том, чтобы как можно меньше заставлять других служить себе и как можно больше самому служить другим. Требовать от других как можно меньше и давать другим как можно больше. Это правило, дающее нашему существованию разумный смысл и вытекающее из него счастье, разрешает все затруднения».

«Когда человек сознательно или интуитивно выбирает в жизни ка кую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить о его самооценке - низкой или высокой.
Если человек рассчитывает приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура...

Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности.

Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость».
Д.С.Лихачев

Оптимизм - это сила надежды, не иссякающая там, где отчаялись другие.
Д.Бонхеффер

Веселый человек создает себе веселый мир, мрачный человек создает себе мир мрачный.
С.Смайлс

Нравственность – это разум сердца.
Г. Гейне

Нравственность – это склад души,
выражающийся в страстях и поступках.

Аристотель

«Нравственность - есть принятие на себя ответственности за свои поступки.»

«Всё, что прекрасно – нравственно».
Г.Флобер

Нравственный закон: люби ближнего своего, как самого себя.

Даруй свет, и тьма исчезнет сама собой.
Э.Роттердамский

Главная цель нравственного воспитания – достижение гармонии идеалов и поступков с общечеловеческими ценностями, в основе, которой лежит потребность служить людям и добру.

Каждый человек – отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит, таков он и есть.
Цицерон

Нравственные ценности

«Доброта - язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слушать»

Памятка родителям

Методы и условия нравственного воспитания ребёнка в семье

1) Атмосфера любви .
Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро.
При этом П. Лесгафт утверждал, что слепая неразумная материнская любовь «забивая ребёнка хуже, чем розги», делает человека безнравственным потребителем.

2) Атмосфера искренности.
«Родители… не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию… ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность. ...»

3) Разъяснение. Воздействие словом .
Слово должно применяться именно к конкретному человеку, слово должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов.

4) Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки.
Одни упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставят в упрёк и возраст, и физическую силу. Основное зло в том, что такие упрёки вызывают неверие в себя, а неверие в себя расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.

5) Крайней мерой воздействия В.А.Сухомлинский считал наказание.
Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над

отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.

6) Порицание.
Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств, тактичности воспитателя. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям.

7) Очень важным методом в воспитании В.А.Сухомлинский считает
запрещение.
Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. Воспитание желаний – тончайшая работа воспитателя, мудрого и решительного, чуткого и безжалостного». С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя.

8) Необходимо воспитывать чувства. Это значит и словом и делом вызывать переживания, пробуждать чувства, умышленно создавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку.

9) Регулярный труд в присутствии ребёнка .
Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребёнок начинает, имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник, и, наконец, как самостоятельный исполнитель.

10) Необходимо исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни ребёнка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя.

11) Оградить ребёнка от контакта с безнравственными людьми .
Поэтому взрослые, которые любят ребёнка и желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему примером безнравственного поведения.

12) Родителям необходимо обращать внимание на целомудрие семейных
отношений.