Варианты и технологии правильной укладки плитки для тротуара, необходимые материалы и инструменты. Частые вопросы Тротуарная плитка участке с уклоном

Внутренняя

Укладка тротуарной плитки - комплексное мероприятие, требующее соблюдение многих строительных правил. Несоблюдение одного из правил приводит к разрушению всего комплекса.

Подготовительные работы. Первым этапом подготовительных работ для укладки тротуарной плитки и брусчатки является разбивка контура укладываемой площади и выставление контрольных «маячков». При этом учитываются углы территории, привязка к имеющимся площадям, уклоны. После того как были произведены работы по разбивке контура, приступают к подготовке основания, которое включает следующие виды работ:

Планировка. После выноса уровня высоты нужно снять верхний слой грунта и сделать выравнивающий слой из гравия или щебня.

Устройство уклонов, дренаж. Нужно учесть, что несмотря на плотно прилегающие швы брусчатки, основание пропитывается водой. Поэтому в основании необходим водонепроницаемый дренажный несущий слой (гравий, щебень). Тогда часть поверхностной воды может быть отведена напрямую через брусчатку и несущий слой в грунт. В любом случае, покрытие из брусчатки должно обязательно иметь уклоны и водостоки для отвода дождевой воды. Это необходимо, чтобы под брусчаткой не образовывалось «болото».

Устройство несущего слоя. Для несущего слоя должен быть применён морозоустойчивый, однородный по зернистости материал (щебень, гравий). Этот материал должен быть нанесён равномерно по высоте и прямолинейно с соответствующими уклонами. При устройстве простых пешеходных дорожек чаще всего используется слой от 15 до 20 см. При устройстве территорий из брусчатки для проезда легковых автомобилей используется слой от 20 до 30 см. При больших нагрузках несущий слой увеличивается и укладывается в несколько слоёв, каждый слой обязательно уплотняется виброплитой или катком.

Установка бордюров. Во избежание «расползания» брусчатки по краям используют пластиковый бордюр или поребрик, которые должны достигать половины высоты брусчатки и затем могут быть прикрыты природным грунтом.

Устройство выравнивающего песчаного слоя под брусчатку. На уплотнённый несущий слой в качестве подстилающего слоя наносится слой песка толщиной 3 - 5 см, обязательно чистого (без глины). Перед тем, как укладывать подстилающий слой, нужно выставить выравнивающие рейки и закрепить при помощи песка.

После того как направляющие будут выставлены согласно всем уклонам и хорошо закреплены, укладывается подстилающий слой между ними и разглаживается с помощью правила так, чтобы брусчатка, прежде чем она будет уплотнена, лежала на 1 см выше от необходимого уровня. Затем направляющие осторожно убирают, а оставшиеся желобки аккуратно заполняют песком. На уложенный настил не наступать!!!

Укладка брусчатки

Для укладки тротуарной плитки при достаточном объёме работ необходима бригада из 4-х человек, которая сможет в среднем за 1 рабочую смену освоить объём 30 -40 м2 со всеми сопутствующими работами.

Укладку начинают:

  • От нижней точки к повышающей;
  • От оптически важной границы;
  • От важных зримых элементов, таких как парадный вход дома, крыльцо и т.д.

Прежде чем начинать укладывать первый ряд брусчатки, для выдержки точного расстояния швов нужно натянуть шнур на всю длину и ширину данного объекта. Затем, придерживаясь натянутого шнура, приступаем к укладке. Проверять точное расположение швов рекомендуется через каждые три ряда уложенной брусчатки.

Укладывается при помощи резинового молотка лёгким постукиванием по брусчатке. Каждые 5 м2 уложенной, но не уплотнённой брусчатки её горизонтальная поверхность контролируется при помощи 2-х метрового правила, при этом погрешности от 5 мм до 1 см на 2 метра уложенной площади.

Нередко возникают проблемы очень точной резки брусчатки. Для этого существуют отрезные диски с алмазным напылением. На объекте до 100 м2 полностью изнашивается до двух дисков.

Заделка швов и виброуплотнение. После того, как брусчатка уложена, покрытие уплотняется виброплитой. После первого виброуплотнения готового покрытия на поверхность насыпают немного обязательно очень сухого просеянного и чистого речного песка, так, чтобы песок легко и плотно заполнял щели между элементами. Насыпанный песок разметается равномерно по всей площади и забивается в швы простым подметанием, «связывая» всё покрытие прочно и надёжно. Затем сухое и чистое покрытие вновь уплотняется виброплитой и наносится слой сухого просеянного песка. Рекомендуется этот слой песка оставить, чтобы он полежал некоторое время. После чего можно ещё раз промести площадку.

Текущая эксплуатация. В зимнее время во избежание наледи покрытие нужно регулярно чистить с помощью метлы и деревянной лопаты. Для уменьшения скользкости можно посыпать песком. Если снег не был вовремя убран, и наледь образовалась, ни в коем случае не убирайте лёд при помощи металлического лома. Снегоуборочная техника, обслуживающая покрытие, также должна иметь на отвале резиновую насадку.

При воздействии различных материалов на брусчатке могут возникать загрязнения, существенно изменяющие вид покрытия. Например, автопокрышки оставляют чёрные полосы, пыль и дорожная грязь делают поверхность чёрно-серой. С помощью чистящих средств и специальных веществ можно вернуть поверхности первоначальный цвет.

Перед началом работ необходимо произвести разметку будущих тротуаров и определить необходимые высотные отметки. Если работы у вас выполняют специалисты, и у вас имеется план вашего благоустройства, то можно сказать, что все необходимое у вас уже есть. Квалифицированные специалисты, качественно и грамотно выполнят разметку на местности и перенесут высотные отметки поверхности будущего тротуара на местность.

Но если вы планируете производить благоустройство собственными силами, то в этом случае необходимо сначала все обдумать и последовать пословице: "Семь раз отмерь, один отреж".

Подготовьте колышки длиной по 50 см. Они могут быть как деревянные, так и металлические. Колышки следует забивать в грунт в углах площадки под укладку и в местах поворотов тротуарного полотна и тротуарных дорожек. Когда все эти точки будут отмечены, переходим к самому важному моменту - выбору высотных отметок.

Высотные отметки.

Основная задача тротуарных дорожек и площадей, помимо эстетической нагрузки - отвод дождевых вод со своих поверхностей, поэтому выбор высотных отметок можно условно назвать: отвод воды из точки "ОТ" в точку "ДО"

"ДО" - это место или места куда будут отводиться дождевые воды. Это может быть: газон, сточная канава, ров и т.п. То есть места, где дождевая вода мешать никому не будет. Отводить дождевые воды в городские канализационные системы - нельзя.

С точкой "ОТ" нужно немножко подумать. Она может быть например предельной высотой плиточного полотна, при которой двери будут закрываться без проблем, даже зимой с учетом наледи и т.п. Плясать в выборе этой точки необходимо естественно зная точку "ДО". Точка "ОТ" должна быть выше точки "ДО". Нормальным считается уклон не менее чем 1см по высоте на 1метр длины (1:100). Плиточное полотно, после укладки, хотим мы того или нет, подвергается деформациям (то есть искривляется). При качественной укладке и производству всех необходимых земляных работ, эти деформации минимальны и указанный уклон гарантирует отвод воды с тротуарного полотна.

Если соблюдается условие т."ОТ"->МИНИМАЛЬНЫЙ УКЛОН(1:100)->т."ДО" то можете смело начинать вынос высотных отметок на местноть. (Уклон в данном случае должен быть не меньше указанного).

Если же соблюдение этого условия невозможно, то необходимо пересмотреть направления уклонов и может быть организовать вывод в другие места. Иногда помогает снятие лишнего грунта. Иногда, разбивка сложно организованного отвода дождевых вод на более простые составляющие, но в любом случае обязательно нужно выдержать минимальный уклон.

Подготовка основания под укладку тротуарной плитки.

Подстилающие слои.

После того, как разметка и вынос высотных отметок позади, перейдем к одному из самых значимых вопросов. Подготовка подстилающего слоя.

Подстилающий слой - это сыпучие материалы в уплотненном состоянии, которые находятся между существующим грунтом и плиткой. Это как правило: Щебень, Песок, Цементно-песчаная смесь. Подстилающий слой служит для двух целей:

Вывод высотных отметок за заданные значения;

Защита тротуарного полотна от пучений грунта в зимнее время.

Структура подстилающего слоя (сверху вниз):

Плитка (толщина - 6 см)

Песок (толщина - 10 см);

Щебень (толщина - до 20 см);

Существующий грунт.

Существует определенные технологии устройства подстилающих слоев (сверху вниз):

Вариант-1. Для сложных случаев (движение грузового автотранспорта, проблемы с существующими грунтами):

Цементный раствор (толщина - 3 см);

Армированный бетон (толщина - 10-15 см);

Вариант-2. Для проезда легковых автомобилей:

Цементно-песчаная смесь (ЦПС) (толщина - 3 см);

Песок (толщина - 10 см);

Щебень (толщина - 20 см).

Вариант-3. Для пешеходных дорожек:

Цементно-песчаная смесь (ЦПС) (толщина - 3 см);

Песок (толщина - 10 см);

Щебень (толщина - 10 см).

Выбор технологии должен быть обусловлен требованиями, которые буду предъявляться к плиточному полотну в дальнейшем, при эксплуатации. Если тротуарная дорожка будет предназначена для прохода пешеходов, то нет необходимости в бетонировании по варианту №1. Это лишние и неоправданные затраты. И наоборот, если грунты склонны к проседанию, то устроив подстилающий слой для проезда легковых машин, по варианту 2, вы получите в будущем проблемы с тротуаром и головную боль. Выбор той или иной технологии желательно доверить специалисту, тем более, что часто встречаются комбинированные варианты, когда применяются несколько технологий на одном объекте (под тротуарные дорожки - вариант-3, под проезд легкового автотранспорта - вариант-2 и т.д.). В этом случае затраты на укладку будут оптимальными.

Следует упомянуть так же о самом дешевом варианте устройства основания под плитку. Речь идет об укладке тротуарной плитки только на песок. На мой взгляд этот вариант заслуживает внимания и достаточно надежен при соответствующем подходе. Для него должны быть соблюдены следующие условия:

  • 1) Существующий грунт должен быть естественного многолетнего уплотнения!!!
  • 2) Нельзя допустить вымыв песка из под плитки. Для этого промазываются раствором все стыки между бордюрами, особенно с внутренней стороны;
  • 3) Отвод дождевых вод должен производиться организованно, строго по лоткам, которые в свою очередь должны быть установлены на раствор.

При выполнении этих трех условий тротуарное плиточное полотно будет служит вам так же долго как и при соблюдении технологии укладки, но стоимость работ в комплексе, будет значительно меньше.

Рассмотрим компоненты подстилающего слоя.

Применяется как гранитный, так и известковый, фракции 20-40. Там где данная фракция велика, т.е. высотные отметки не позволяют ее использовать, применяется фракция 5-20. Значительно снижает стоимость подстилающего слоя использование шламов.

По технологии используется для устройства верхнего выравнивающего слоя. Можно использовать любой песок, но без содержания глинистых частиц и камней.

Цементно-песчаная смесь.

Соотношение 1:8. Тщательно перемешивается, желательно в растворомешалка. Цемент М500. Готовится объемом в расчете на дневную выработку. Невыработанная ЦПС на следующий день приходит в негодность.

Устройство подстилающего слоя следует производить слоями, примерно по 10см, с обязательным послойным трамбованием механическими виброплитами, либо проливать их водой. Как показывает опыт, проливка эффективна даже при слоях большей толщины. Вода так же достигает мест, сложнодоступных или даже недоступных для виброплит (различные примыкания).

ElenaRudenkaya (эксперт Builderclub)

Добрый день.

Давайте по порядку.

1. Обязательно убирается растительный слой, обычно он составляет 30-50 см. Этого как раз достаточно для устройства всего "пирога" отмостки.

Вам будет полезно прочесть нашу статью о устройстве отмостки в частном доме .

Чтобы отмостка была крепкой и долговечной, нужно правильно утрамбовывать грунт. Сделать это можно при помощи специальной трамбовки. Грунт нужно уплотнить вокруг дома на расстояние, которое соответствует 1,5 длины самой отмостки.

Можно установить бордюр, так как он смотрится более выигрышно и выполняет еще и функции ограничителя при устройстве отмостки. Вам много раз придётся уплотнять щебень и песок, что без крепкого бордюра не получится хорошо сделать.

Для отмостки из тратуарной плитки слои будут такие:

  • Утрамбованный грунт.
  • Щебень утрамбованный каждые 10 см (слой подбирается в зависимости от нужного уровня). Основным материалом такого слоя может стать щебень, гравий или обычный желтый строительный песок крупной фракции. Толщина дренажного слоя зависит от финишного слоя отмостки. Если используется тротуарная плитка, то от глубины снятого слоя почвы вычитается толщина одного элемента. Все остальное заполняется строительным песком. Как правило, толщина этого слоя составляет порядка 25-35 см.
  • Бетон слой примерно 5 см М100-150.
  • Арматурная сетка из арматуры диаметром 4-6 мм. Сам по себе бетон не является эластичным, поэтому при частых замерзаниях и оттаиваниях он трескается. Арматура же принимает на себя все внутренние силы, сохраняя бетон целым многие годы. Прутья арматуры укладываются примерно через каждые 5-10 см. Лучше всего сделать из прутьев решетку с квадратными ячейками, сторона которых будет равна 100 мм.
  • Бетон 5 см.
  • Рубероид в 2 слоя с небольшим нахлестом на стену дома (2-3 см).
  • Гарцовка, то есть смесь цемента и песка, цемент марки М-150 смешивают в пропорции 1:3 с песком.
  • Плитка.

2. По этому пункту посоветовать сложно. Если Вы будете выполнять бетонное основание под отмостку, тогда плитка подойдет одна и та же для каждой зоны. Если просто с песком или гарцовкой без бетона, тогда плитка от нагрузок будет просаживаться и ее нужно будет перекладывать.

3. Для отвода воды необходим уклон. Уклон можно сделать еще на этапе устройства дренажного слоя, что актуально при использовании тротуарной плитки. Можно сделать уклон и во время формирования финишного слоя бетона. Величина уклона должна иметь минимальное значение в 1,5 процента, то есть примерно 8 мм на каждые полметра длины отмостки. Данный уклон гарантирует нормальный отвод воды. Для отмостки из тратуарной плитки перепад составляет 5-10 см на 1 м.

А также, чтобы бетон постоянно не замокал, укладывают рубероид в 2 слоя сверху на бетонную стяжку, а далее уже гарцовку. Рубероид поможет сохранить бетон на дольше.

Что касается желобов. По периметру отмостки желательно сделать бетонный лоток для отвода воды, также для этих целей можно использовать распиленную трубу, уложенную на бетонное основание или покупные желоба. В них будет поподать вода с отмостки и с водосточной системы и утекать в сторону.

4. Нет, просто плитка уложенная на песок не будет служить отмосткой, а с армированным и гидроизолированным бетонным основанием будет.

5. Компенсационный шов нужен для того, чтобы лента отмостки, изменяя линейные размеры при изменении температур, могла смещаться, не накапливая внутренних напряжений. М ежду отмосткой и стеной всегда должен оставаться небольшой зазор в 1-2 см. Заполнить его лучше обычным песком или полистеролом. Часто в качестве такого зазора делают прокладку из нескольких слоев рубероида. Достаточно будет того нахлеста, о котором я писала вначале. Если такого шва нет, то отмостка, которая сделана из тротуарной плитки, во время мороза будет создавать дополнительную боковую нагрузку на фундамент или стены цокольного этажа. Это может привести к разрушению их гидроизоляции.

Важно - отмостка делается только по окончании всех работ над фасадом здания. Связано такое жесткое требование прежде всего с тем, что отмостка должна на определенное расстояние (от 1 до 1,5 м) выступать за край фасада, а установить рубеж этого края можно только после полной отделки фасада. Уложенная поверхность тротуарной плитки тщательно очищается от остатков сухой смеси и поливается вдоль температурных швов небольшим количеством воды.

Спрашивайте.

ответить

Для мастеров, которыми осуществляется укладка тротуарной плитки своими руками пошаговая инструкция поможет сберечь бюджет обустройства пешеходных тропинок и паркингов возле коттеджа. Технология одинакова для плитки из бетона и полимерных материалов. Работы следует выполнять летом в отсутствие осадков.

Данное покрытие позволяет полностью избежать бетонирования и прочих «мокрых» процессов отделки, но только на грунтах с нормальной несущей способностью. Если участок расположен на свежей насыпи, подрабатываемых и проблемных почвах (например, песок пылеватый или чистая глина), имеет сложный рельеф, необходимо бетонирование основания для обеспечения жесткого подстилающего слоя и равномерного распределения нагрузок на грунт.

На песках, гравелистой, скальной почве, супеси и суглинке достаточно снять пахотный слой и заменить его нерудным материалом:

  • тропинки – песок;
  • парковки – щебень 5/40.

Щебеночное основание стоянки.

Чтобы исключить взаимное перемешивание грунта с инертными материалами, следует выстелить дно котлована геотекстилем и завести этот нетканый материал на боковые стенки. Уплотнять виброплитой необходимо слои по 10 – 15 см толщины максимум, как фото ниже.

Слой геотекстиля.

Виброплита с электрическим или бензиновым приводом понадобится на дальнейших этапах в любом случае. Поэтому его либо арендуют, либо изготавливают своими руками. Так же потребуется инструмент:

  • правило – специальное, изготавливается из доски, обычное штукатурное 1,5 – 2 м;
  • киянка резиновая – для укладки тротуарной плитки (ТП) и монтажа поребриков;
  • уровень – предпочтительнее лазерный, но сгодится и пузырьковый, на сложном рельефе – гидравлический;
  • щетка жесткая – нужна для заполнения швов на последнем этапе;
  • УШМ («болгарка») – используется для кроя элементов облицовки;
  • шнур – разметка трассы, уклонов;
  • мастерок и лопата – подсыпка и выравнивание песка.

Инструмент для мощения ТП.

Важно! Щебень укладывается в естественном состоянии, песок обильно увлажняется, проливать его из шланга/ведра не нужно, чтобы не создавать собственным руками верховодку в этом техногенном слое.

На сложном рельефе вначале производится террасирование подпорными стенами из габионов или монолитного железобетона. В противном случае боковые подвижки почвы нарушат геометрию дорожек уже через пару лет эксплуатации.

Даже на ровных участках необходим уклон тротуарной плитки, так как материал является водонепроницаемым, а щелей между элементами мощения недостаточно, чтобы быстро отвести ливневые и паводковые стоки. Между бордюрами и плиткой желательно смонтировать лотки ливневки, а под вертикальными стоками кровельных водостоков интегрировать в покрытие дождеприемники.

Технология мощения тротуарной плиткой

Домашнему мастеру важно понимать, что качество и ресурс покрытия садовых дорожек полностью зависят от грунтовых условий:

  • глинистые почвы вспучиваются неравномерно, нарушая геометрию тротуаров и стоянок;
  • проблемные грунты просаживаются со временем;
  • на склонах и без оконтуривания поребриком плитка расползается.

Чтобы исправить основание, плитку придется полностью демонтировать.

При покупке нерудных материалов стоит учесть:

  • на парковках предпочтительнее фракция щебня 20/40 в зависимости от интенсивности трафика и эксплуатационных нагрузок толщиной слоя от 30 см;
  • для дорожек достаточно щебня 5/20 слоем 10 – 15 см;
  • песок лучше выбрать речной или мытый карьерный с минимальным процентом глины;
  • при уплотнении виброплитой коэффициенты уплотнения составляют 1,7 для песка, 1,3 для щебня, поэтому при покупке объем котлована нужно умножить на эти цифры, иначе материала не хватит.

Тротуарная плитка должна обеспечить необходимое качество экстерьера дорожек и долговечность покрытия. Поэтому облицовку выбирают по признакам:


Гиперпрессованная плитка тротуарная.

Важно! Вибролитая продукция стоит дешевле, поскольку проще в изготовлении, обладает оригинальной конфигурацией, сокращает бюджет отделки. Гиперпрессованную плитку сложно расколоть, повредить, этот вариант оптимален для парковок, которые обслуживаются зимой снегоочистителями.

Вибролитая ТП.

Разметка и планировка

В отличие от несущих конструкций разметка приусадебного пространства чаще всего комбинированная:

  • для увеличения художественной ценности используются криволинейные и радиусные формы;
  • прямые трассы размечаются шнурами по обноскам;
  • скругления очерчиваются непосредственно на грунте по лекалам или крупногабаритными циркулями (привязанный шнуром к центральному колышку стержень).

При разметке следует учесть следующие факторы:


В черноземе содержится органика, которая перегнивает под плиткой и дает усадку. Поэтому рыхлый пахотный слой нужно снять, использовать на грядках, в ландшафтном дизайне или вывезти с участка. Получившаяся планировка называется профессионалами «корытом», в котором и производятся дальнейшие операции мощения ТП.

Важно! Корни взрослых кустов и деревьев опасны для тротуарной плитки, поэтому их либо выкорчевывают, либо прокладывают маршруты пешеходного трафика на расстоянии 3 м от них.

Дренаж и подстилающий слой

Укладывать ТП следует на жесткое основание, обладающее дренажными свойствами, поскольку часть ливневых стоков отводится сквозь щели между плитками. Однако естественного дренажа недостаточно, чтобы справиться со всем объемом воды в сильный дождь и отвести стоки кровельного водостока при похождении тропинки возле дома или облицовке этим материалом отмостки. Поэтому необходимо выполнить несколько условий:



Если снимается пахотный слой более 40 см и для облицовки выбрана ТП толщиной 6 – 8 см, толщина подстилающего слоя резко увеличивается, чтобы дорожки немного возвышались над прилежащей к ним почвой. Для экономии бюджета в этом случае можно использовать в нижнем уровне подстилающего слоя более дешевые материалы, нежели щебень, речной песок – супесь или суглинок. Их так же необходимо уплотнить виброплитой до аналогичного состояния поверхности.

Поребрики (бордюрный камень) гораздо выше плитки (20 см), поэтому по контуру мощения необходимо изготовить траншею аналогичной ширины глубиной 25 – 30 см, чтобы поставить бордюр на слой раствора.

Траншея для поребрика

Важно! В местах прохождения лотков ливневки потребуется еще одна траншея, так как высота этих элементов варьируется в пределах 13 – 41 см в зависимости от конструкции и материала.

Монтаж бордюрного камня

Без поребриков тротуары потеряют форму, так как плитка по бокам «поползет». Бордюрный камень нужно укладывать по шнуру с учетом продольных и перпендикулярных уклонов декорируемых участков на цементно-песчаный раствор. Соотношение ингредиентов 1/4 (цемент/песок, соответственно. Технология имеет вид:

  • мастерком в траншею укладывается раствор;
  • поребрик устанавливается на него и осаживается киянкой по шнуру;
  • снаружи и внутри в 2 – 3 местах раствор укладывается горкой на боковые поверхности бордюра чуть ниже песчаного слоя, на который будет монтироваться плитка, как на фото ниже.

Мощение возможно через сутки-двое, после набора прочности цементным камнем.

Совет! Независимо от размеров лотков ливневки их лучше смонтировать вдоль бордюров вместе с ними на этом же этапе. Эти элементы так же устанавливаются на раствор, которому требуется время для отвердевания.

Мощение плиткой

Существуют методики укладки ТП на цементно-песчаный раствор (для эксплуатации в тяжелых условиях), сухую смесь (1/5 цемент, песок, соответственно) и на чистый речной песок. Практика доказала, что при добавлении в сухую смесь цемента застройщик никаких дополнительных преимуществ не получает, зато резко снижается ремонтопригодность покрытия и увеличивается бюджет отделки. Поэтому в 80% случаев плитка тротуарная монтируется на сухой песок по технологии:


Совет! Установка бордюрного камня в торцах дорожек не всегда возможна. Чтобы предотвратить расползание элементов мощения на таком участке последние два ряда монтируются на цементно-песчаный раствор.

Способы примыкания ТП к грунту и стяжкам.

Нюансы укладки тротуарной плитки

Проблемы при мощении обычно возникают при оформлении криволинейных участков. Простейшим вариантом на радиусных тропинках является укладка прямоугольных элементов, как на нижнем фото:

  • плитку ориентируют длинной стороной по ходу движения;
  • работы начинают от меньшего радиуса;
  • каждый элемент смещается относительно соседнего;
  • поперечные и вертикальные швы расположены клином.

Прямоугольная ТП на поворотах.

Если застройщик выбрал коллекцию плитки со сложной конфигурацией (например, «клевер»), методика мощения кардинально меняется:

  • швы смещаются под 45 – 60 градусов по длине извилистого участка;
  • поверхность заполняется цельными элементами;
  • возле бордюров укладываются куски.

Реже применяется технология «Луч», когда ТП прямоугольного формата ориентирована перпендикулярно бордюрам.

На сложных радиусных перекрестках и крупных участках направление швов может меняться для увеличения художественной ценности композиции.

Декорирование сложного радиусного перекрестка.

Таким образом, проще и дешевле всего мостить дорожки, зоны отдыха и паркинги на участке на песок литьевой или вибропрессованной тротуарной плиткой по прямым трассам. На радиусных участках следует учесть вышеприведенные рекомендации. Для проблемных грунтов следует изготовить жесткий бетонный подстилающий слой.


Совет! Если вам нужны мастера по ремонту, есть очень удобный сервис по их подбору. Просто отправьте в форме ниже подробное описание работ которые нужно выполнить и к вам на почту придут предложения с ценами от строительных бригад и фирм. Вы сможете посмотреть отзывы о каждой из них и фотографии с примерами работ. Это БЕСПЛАТНО и ни к чему не обязывает.

Тротуарная плитка ценится за практичность, высокую прочность, долговечность, устойчивость к влаге и перепадам температуры. Она не выделяет вредные для человека вещества при нагревании, как асфальтовое покрытие. Многообразие форм, размеров, расцветок и фактур дорожно-строительного материала поражает воображение. Комбинируя разные виды изделий, можно создавать красивые покрытия. Укладка тротуарной плитки требует строгого выполнения всех строительных правил. Если технология мощения нарушается, покрытие быстро разрушается.

Она может быть вибролитой и вибропрессованной. Изделия отличаются технологией изготовления. Вибролитые элементы создают, утрамбовывая раствор на вибростоле. При изготовлении вибропрессованного изделия смесь подвергается давлению с вибрацией. Вибропрессованные изделия имеют более высокую прочность. Плитку производят из бетонной смеси и глины. В состав добавляют отсевы гранитных пород и пластификаторы. Самой прочной является гранитная плитка. Ее изготавливают из натурального гранита.

Изделия могут иметь ромбовидную, шестиугольную, прямоугольную, квадратную и клиновидную формы. Пользуется популярностью фигурный материал «Волна» (с волнообразными краями), «Клевер» (с полукруглыми выступами) и «Кость» (напоминает катушку). Существует много способов укладки ромбовидной плитки (шестигранники, снежинки, звезды). Из ромбов можно создать покрытие с эффектом 3D.

Для создания садовых дорожек возле коттеджей и загородных домов приобретают вибролитую плитку толщиной 40 мм. Вибропрессованные изделия можно укладывать на дорогах с большой нагрузкой (площадях, тротуарах). Они должны иметь толщину не менее 60 мм. Если планируется укладка на улице на проезжей части, лучше использовать гранитную плитку. Интенсивное движение легкового автотранспорта выдержит материал толщиной 70-80 мм. Если по дороге будут ездить грузовики, толщина покрытия должна составлять 100 мм.

Перед покупкой нужно оценить качество плитки. На ее поверхности не должно быть отверстий, зазубрин и щербин. При постукивании плиток друг о друга должен появляться звонкий звук. Если звук глухой, от покупки товара надо отказаться. Не стоит покупать ярко окрашенные изделия, а также те, в которых есть пустоты. Чтобы оценить плотность материала, нужно попросить его разбить. Необходимо выяснить, насколько ровной является поверхность изделия. Если тротуарная плитка всеми углами на стол легла, ложится ровно и не качается, она качественная.

Варианты укладки

Перед приобретением тротуарной плитки надо выбрать вариант укладки. На прямых и ровных участках проще всего выполнить линейную схему. Такая технология укладки тротуарной плитки является самой простой. Она позволяет экономно расходовать материал.

Линейная раскладка может быть горизонтальной, вертикальной, прямой или со сдвигом. При смещении рядов узор покрытия напоминает кирпичную кладку. Если использовать изделия разных оттенков, можно получить эффект «гусеничного следа». Ряды плитки иногда размещают под углом к линии дорожки. Такая укладка называется диагональной.

Если используется диагонально-угловая схема раскладки, формируется рисунок «елочка» или «плетенка». Чтобы уложить «елочку», ряды плитки располагают под углом 45° к линии дорожки. «Плетенку» мостят, чередуя горизонтальную и вертикальную укладку. Диагонально-угловая схема отличается высокой прочностью. Она зрительно уменьшает пространство.

Плитку можно укладывать модулями из 2-3 элементов. Сочетая 2 цвета, создают шахматный узор. Если использовать элементы разного размера и оттенка, получится оригинальный хаотичный рисунок. На придомовой территории красиво смотрится спиральная раскладка. Чтобы создать декоративные круги, надо приобрести материал с клиновидными элементами. Художественную раскладку выполняют из изделий разных форм и расцветок. Подбирая способы укладки плитки, надо учитывать дизайн архитектурных строений и приусадебной территории.

Необходимые материалы и инструменты

Чтобы выполнить работы по укладке, необходимо приобрести инструменты:

  1. Штыковую и совковую лопаты для выемки грунта.
  2. Грабли, чтобы разравнивать поверхность сыпучих материалов.
  3. Колья и веревку для разметки участка.
  4. Резиновый молоток для выравнивания материала (деревянная киянка с резиновой головной частью).
  5. Строительный уровень (1,5-2 м).
  6. Рулетку.
  7. Щетку или веник.
  8. Штамповку.
  9. Резиновый шпатель.
  10. Ровную планку для выравнивания поверхности слоев.
  11. Болгарку (диск с алмазным напылением).
  12. Лом, чтобы выполнить демонтаж тротуарной плитки.

Нужно приготовить бордюры, песок, щебень (фракции 10-20, 20-50) или гравий, штукатурную смесь или цемент (М400, М500). Чтобы укрепить фундамент покрытия, понадобится арматурная решетка с ячейками 10х10 или 8х8 см. Создать покрытие на большой площади поможет машина для укладки.

Разметка будущих дорожек

Чтобы правильно выложить плитку самому, сначала надо сделать разметку. Начинать работы нужно возле здания, забора или ворот. Возле сооружения надо забить 2 колышка. Расстояние между ними должно соответствовать ширине дорожки. Ширину покрытия лучше подогнать под размер изделия, чтобы не пришлось резать материал. Поскольку конструкция будет поддерживаться бордюрами, необходимо оставлять для них место (10 см с каждой стороны). Другие 2 колышка забивают возле другого строения. Между колышками натягивают 2 веревки.

Укладка уличной плитки на большой территории осуществляется после ее раздела на полосы шириной 1-1,5 м. Если дорога имеет изгибы, ее разделяют на небольшие участки. Разметку каждого участка делают отдельно.


Земляные работы и защитный слой

Объем земляных работ зависит от вида грунта. Если почва плотная и глинистая, достаточно снять слой толщиной 15-20 см, чтобы удалить корни растений. Когда грунт рыхлый, необходимо удалить слой толщиной 30-35 см. Если планируется укладка тротуарной плитки зимой, траншею для мощения нужно подготовить до холодов.

На поверхность траншеи насыпают песок. Песок утрамбовывают вместе с почвой. Чтобы оставшиеся в грунте семена растений не прорастали и не разрушали покрытие, на дно траншеи укладывают нетканое полотно. Полосы материала должны перекрывать друг друга на 15-20 см.


Устройство дренажа

Правильная укладка плитки не является гарантией долговечности покрытия. Грунтовые и дождевые воды постепенно вымывают частицы песка и грунта, разрушая основание дороги. Чтобы влага не испортила покрытие, необходимо сделать дренажный слой.

На дно траншеи нужно насыпать щебенку. Толщина слоя должна составлять 15-18 см. Щебень надо хорошо утрамбовать и разровнять. Сверху насыпается и также разравнивается тонкий слой песка, на который укладывают нетканое полотно. Нужно позаботиться о том, чтобы вода стекала к краям дорожки. Для этого делают поперечные и продольные уклоны. Подушка под тротуарную плитку выполняется на последнем этапе подготовительных работ.

Размещение ограждающих бордюров

Укладка бордюра осуществляется сразу после выполнения работ по устройству дренажа. Лучше использовать готовый штучный бордюр из бетона. Бордюрные блоки устанавливают возле вертикального среза грунта по краям дороги. Желательно, чтобы верхний край бордюра находился на 1-2 см выше уровня почвы. Иначе дорожки будут постоянно грязными.

Бордюрные блоки закрепляют бетонным раствором. После укладки бордюра нужно проверить, насколько он ровный. Для этого используют строительный уровень. Если некоторые блоки установлены неправильно, их положение корректируют деревянной киянкой.


Применяемые виды оснований

Перед тем как выложить площадку плиткой, нужно сделать основание. Подстилающий слой помогает выровнять поверхность участка. Он придает покрытию устойчивость и увеличивает его прочность. Надежное основание не позволяет тротуару разрушаться под весом людей и машин. Оно защищает покрытие от разрушения в осенне-зимний период, когда в его зазорах образуется лед.

Технология укладки тротуарной плитки зависит от способа эксплуатации покрытия. Если нагрузка на его поверхность будет небольшой (пешеходная дорожка), достаточно сделать подстилающий слой, состоящий из песка и цемента. Если мощение осуществляется под автомобиль, необходимо бетонное основание.

Бетонное

Перед бетонированием основания выполняют работы по армированию. Арматурную сетку укладывают на металлические или каменные подставки. Арматура должна находиться на 3-5 см выше поверхности траншеи. Гарцовка для тротуарной плитки готовится из песка и цемента в пропорции 3:1. Лучше использовать речной или карьерный мытый песок. В нем не должно быть частичек глины или извести. Раствор равномерно и тщательно распределяется по участку траншеи, чтобы добиться ровной поверхности.

Лучше сразу залить бетоном всю дорожку. Если часть работ откладывается на следующий день, залитый бетоном участок надо накрыть полиэтиленом. Бетонное основание под тротуарную плитку должно иметь толщину 10-12 см. Чтобы цементная подушка была прочной, ее 3-5 дней увлажняют. После увлажнения бетон накрывают полиэтиленом. Укладывать покрытие можно через 7-12 дней.

Из песка и цемента

Траншея засыпается смесью песка и цемента. Ее готовят в пропорции 3:1. Толщина песочно-цементного основания должна составлять 12-15 см. Подстилающий слой нужно хорошо утрамбовать и выровнять. Если глубина траншеи слишком большая, ее можно уменьшить с помощью песка. Песок насыпают под основание и тщательно трамбуют.

Технология мощения тротуарной плиткой требует, чтобы цементно-песочная смесь была сухой. Поэтому лучше делать основание непосредственно перед мощением в сухую погоду. Цементно-песочный слой нужно укладывать на геотекстиль. Если этого не сделать, песок быстро вымоется, а плитка просядет.

Обработка плитки перед укладкой

Перед монтажом плитку нужно обработать гидрофобным раствором. Средство повысит морозоустойчивость и влагостойкость материала, а также увеличит срок его эксплуатации. Гидрофобизаторы улучшают декоративные качества и защищают от грибковых микроорганизмов. На обработанной гидрофобным раствором поверхности не появляются солевые пятна. Материал погружают в гидрофобный состав, затем высушивают. Процедуру повторяют.

Во время обработки нужно тщательно осматривать все элементы. Изделия с дефектами нужно отложить. Когда понадобится резать тротуарную плитку, чтобы оформить углы, бракованные элементы пригодятся.


Работы по укладке нужно осуществлять при подходящих погодных условиях. Погода должна быть сухой и безветренной. Нельзя укладывать покрытие на песчано-цементное основание при минусовой температуре. При замерзании почва расширяется, а после оттаивания проседает. Если уложить покрытие на замерзший грунт, после его оттаивания оно разрушится. Правила укладки тротуарной плитки позволяют выполнять работы на бетонном основании во время мороза, но делать это нежелательно.

Монтаж

Тротуарную плитку на бетонном основании закрепляют цементным раствором. Швы полностью заполняют смесью. При этом толщина швов не должна превышать 3 мм. Укладывая элементы, нужно находиться на покрытии. Наступать на основание нельзя. После укладки каждого ряда нужно проверять качество выполненных работ строительным уровнем. Элементы, которые уложены неправильно, выравнивают резиновым молотком.


На цементно-песочное основание необходимо укладывать, вбивая каждый элемент деревянной киянкой. Материал должен надежно закрепиться в основании. Если изделие «проваливается», под него нужно насыпать слой песка. Зазоры между плитками заполняют смесью или песком. После выполнения работ покрытие увлажняют из шланга с распылителем. Если в зазорах смесь «просела», нужно насыпать в них еще немного смеси. Пользоваться покрытием можно через 2-3 дня.

Заделка швов тротуарной плитки осуществляется с помощью песка, цементной или бетонной смеси. Если используется песок, его нужно предварительно просеять. Цементную смесь готовят из цемента и песка в соотношении 1:5. При приготовлении бетонной смеси цемент смешивают с песком в пропорции 1:3. Песок и смеси должны быть сухими. Выкладка затирки осуществляется с помощью резинового шпателя. Уровень смеси в зазорах должен составлять от 1/2 до 3/4 высоты плитки. Излишки смеси сметают с покрытия веником.

После этого приступают к заливке швов. Когда смесь застынет (через 1-3 суток), в зазоры насыпают смесь и снова ее увлажняют. После высыхания состава процедуру повторяют в третий раз. Возможно, что придется добавлять смесь в швы еще несколько раз. Заканчивать работу можно тогда, когда смесь в зазорах будет на одном уровне с поверхностью плитки.