Трук, федеративные штаты микронезии. Кладбище кораблей в лагуне трук, микронезия Расположение и климат

Наклеивание

Под чистыми голубыми водами Атолла Чуук в южной части Тихого океана, в семи градусах к северу от экватора, недалеко от Новой Гвинеи, лежит дюжина затонувших японских военных кораблей, более тридцати торговых кораблей и сотни самолетов. Японский флот был расквартирован в лагуне Трук, теперь известной как Чуук. Именно здесь была одна из основных баз японского Императорского флота в южной части Тихого океана во время Второй Мировой Войны. Армада включала линкоры, авианосцы, крейсеры, эсминцы, танкеры, грузовые суда, буксиры, канонерские лодки, минные тральщики, десантные корабли, и подводные лодки. Затопление такого громадного флота был эквивалентный ответ Японии за американский Перл-Харбор.

1. Атолл находится среди Маршалловых островов и являлся существенным источником поддержки для японских гарнизонов на островах по всей Центральной и южной части Тихого океана. На островах были оборудованы взлетно-посадочные полосы, центр связи и РЛС, база ремонта подводных лодок. Орудия береговой обороны и минометные огневые точки защищали военные объекты. С расквартированными тысячами солдатами и тяжелым вооружением, остров Трук стал “Гибралтаром Тихого океана” и представлял серьезную угрозу для операции союзников на Тихом океане. Нейтрализация этой угрозы стала необходима для союзников.

2. Фудзикава Мару

Операция по нападению на лагуну Трук получила кодовое название «Град» и была проведена 17-го и 18-го февраля 1944 года. В бой пошли более 500 американских самолетов, пять авианосцев флота, четыре легких авианосца, семь линкоров, а также многочисленные крейсера, эсминцы, подводные лодки и другие корабли поддержки. К сожалению, японцы уже сняли свои драгоценные авианосцы, линкоры и тяжелые крейсеры со стоянки у атолла, опасаясь именно такого развития событий. Однако множество более мелких военных кораблей и торговых судов осталось в городе Анкоридж и несколько сотен самолетов были размещены на аэродромах атолла. Они были уничтожены союзными бомбардировками.

3. В конце двухдневной атаки, американцы потопили двенадцать японских кораблей, 32 торговых корабля и уничтожили около 250 самолетов. Тысячи японцев погибли. США понесли потери в размере 40 человек и 25 самолетов. Атака закончилась и Трук перестал существовать в качестве серьезной угрозы для операций союзников в центральной части Тихого океана.

4. Сегодня лагуну Трук иногда называют «Призрак Лагуны Трук» и она служит в качестве отличного места для дайвинга. Большинство обломков кораблей лежит в прозрачных водах менее чем на пятнадцать метров ниже поверхности.

5. Лагуна является частью Федеративных штатов Микронезии, она окружена защитным рифом, ограждающим естественную гавань, которая охватывает более 2100 квадратных километров площади.

В юго-западной части Тихого океана лежит архипелаг Каролинские острова, входящий в состав Федеративных Штатов Микронезии. Его самыми известными островами являются Трук (Truk Islands, а также Chuuk): их акватория признана крупнейшим в мире «кладбищем кораблей».

Все они относятся к XX веку, а точнее — к периоду Второй мировой войны. Тогда острова Трук были самой мощной базой Императорского флота Японии и единственной важной японской авиабазой в радиусе Маршалловых островов. Они играли ключевую роль в поддержке японских гарнизонов, занявших оборонительный периметр на островах центральной и южной частей Тихого океана. По масштабу эксперты сравнивают базу Трук с американским Пёрл-Харбором.

17-18 февраля 1944 года база была уничтожена армией США. Предполагая возможность этой атаки, японцы неделей ранее успели передислоцировать авианосцы, линкоры и тяжелые крейсера. Однако на якорной стоянке у островов Трук оставалось множество меньших военных кораблей и грузовых судов, а на аэродромах атолла находилось несколько сотен самолетов.

Нападение, получившее название «Операция Хэйлстоун», носило сокрушительный характер: бомбардировки с воздуха велись в течение двух суток и днем, и ночью, а корабли и подводные лодки не позволяли японским судам скрыться от налетов. В результате операции были затоплены три японских легких крейсера, четыре эсминца, три вспомогательных крейсера, две базы подводных лодок, три небольших военных корабля, авиационный транспорт и 32 грузовых корабля. Свыше 250 японских самолетов было взорвано, притом большая часть — еще на земле, поскольку они, в основном, находились на стадии сборки. Сами американцы при этом потеряли 25 самолетов.

Свидетельства этого исторического события до сих пор покоятся на дне океана. Наш коллега Алексей Тищенко совершил серию погружений и снял 360°-видео, на котором можно увидеть несколько объектов, затонувших во время операции Хэйлстоун.

Каждый из них имеет свою историю. Так, вспомогательный крейсер Киёсуми Мару (Kiyosumi Maru) получил повреждения еще в январе 1944-го; к островам Трук он был отбуксирован для ремонта, но так и не успел вернуться в строй. Сейчас его останки разбросаны на глубине 12-33 метров. Та же судьба постигла ремонтирующийся грузовой корабль Ямагири Мару (Yamagiri Maru). В его разбомбленном трюме до наших дней сохранились артиллерийские снаряды.

Еще одно судно, стоявшее на базе островов Трук для ремонта, эсминец Фумидзуки (Fumitsuki), в ходе Второй мировой войны принимал активные участия в атаках на Филиппины, Западную Яву (Индонезия) и другие страны региона. 17 февраля 1944 года четыре бомбы подожгли эсминец, и к утру следующего дня он опустился на дно.

Построенный в 1940 году танкер Шинкоку Мару (Shinkoku Maru) всего лишь год перевозил нефть, а затем был реквизирован японским флотом. Выполняя военные задачи, танкер неоднократно подвергался обстрелу. Время для ремонта он «выбрал» крайне неудачно, прибыв к островам Трук за 4 дня до американской атаки. Однако сейчас дайверы считают его одним из самых ярких объектов — в прямом смысле слова: его полностью облепили кораллы, превратив в красочный искусственный риф и дом для сотен морских обитателей.

Хэйан Мару (Heian Maru), построенный в 1929 году как пассажирский лайнер и выполнявший рейсы в США, во время войны был переоборудован в базу подводных лодок. Его уничтожение заняло два дня: повреждения после первой бомбардировки экипажу удалось исправить, но на следующий день корабль, снова охваченный огнем, затонул.

Покрытый кораллами Фудзикава Мару (Fujikawa Maru) в прошлом был грузовым кораблем, а затем его переоборудовали в средство для доставки авиатехники. Уйдя на дно, он унес с собой множество самолетов, части которых можно увидеть и сейчас. Многие эксперты по дайвингу уверенно включают Фудзикава Мару в десятку самых интересных объектов для погружения в мире.

И, наконец, новое 360°-видео AirPano также показывает один из самолетов — бомбардировщик Betty Bomber. Его гибель окутана тайной — возможно, он разбился сам еще до операции Хэйлстоун. В отличие от кораблей, он имеет алюминиевую обшивку, поэтому кораллы на нем не выросли, что позволяет хорошо разглядеть самолет во всех деталях.

Совершите вместе с AirPano погружение к крупнейшему в мире «кладбищу кораблей»!

Лагуна Трук, или как ее еще называют Чуук, - группа небольших островов в архипелаге Каролинские острова, в юго-западной части Тихого океана.

Острова входят в состав Федеративных Штатов Микронезии, являясь частью штата Чуук. Это уникальное природное образование в Тихом океане. Около примерно 10 миллионов лет назад здесь был огромный остров. Но, очевидно из-за вулканической деятельности, он погрузился в море. В наше время лишь редкие горные вершины выглядывают над водной гладью. Всего в группу входят 19 возвышенных островов внутри лагуны, 10 атоллов и 225 моту, многие из которых расположены за пределами лагуны. В центре островов Чуук расположена крупная лагуна, площадь которой составляет около 2131 км² (площадь суши - около 100 км²). Природа создала прекрасный барьер из кораллов, который бережет их от набегающих океанских волн. Так в середине Тихого океана родилось настоящее озеро. Глубина лагуны в некоторых местах доходит до 100 метров, а в плотном коралловом кольце существует 4 глубоководных прохода.

Если учесть, что вокруг лежит несколько горных островов, на которых идеально могут разместиться наблюдательные пункты, огневые точки артиллерии, радиостанции и множество других установок, то это место вполне можно признать за настоящий укрепленный аванпост Тихого океана. Не удивительно, что, японские военные во время подготовки ко второй мировой войне превратили лагуну в мощный форт. Здесь во время войны базировалось 40 тысяч солдат и гражданских лиц. Были возведены аэродром, подземные ангары, доки, асфальтированные дороги, огневые точки зенитной артиллерии, командные пункты, в скалах пробиты укрытия для военных кораблей.

В 1944 года в результате американской операции «Хилстон» японская база была разгромлена. Всего здесь ушло ко дну более 30 крупных кораблей, было уничтожено около 300 самолетов, потоплены 2 крейсера, 4 эсминца и свыше 200 тысяч тоннажа вспомогательного транспорта. До сих пор все погибшие корабли и многие сбитые самолеты покоятся на дне лагуны Трук нетронутыми, как было в день налета.

Огромное разнообразие затонувших объектов привлекает в Трук более 6000 дайверов ежегодно. Уцелевшие бомбы, ящики с армейским снаряжением, коробки продовольствия и человеческие скелеты всё еще можно найти раскиданными по тёмным трюмам и скользким палубам многих кораблей, что с каждым годом всё больше врастают в коралловые рифы. Но во время погружения в лагуне Трук дайверы должны быть осторожны, так как рядом с военной техникой проплывают акулы, внутри затонувших кораблей могут скрываться опасные для человека хищники, а старый снаряды, пролежавшие на дне лагуны более шести десятилетий, могут взорваться в любой момент.

Все затонувшие корабли находятся под охраной государства. Изъятие любых артефактов наказывается конфискацией, крупным штрафом или тюремным заключением.

Острова Чуук - группа небольших островов в составе Федеративных Штатов Микронезии. Историческое название этих островов – Трук.
островов Трук началась с их открытия испанскими мореплавателями и продолжилась исследованиями французского мореплавателя Дюмон-Дюрвиля, а затем русского путешественника Фёдора Петровича Литке. После испано-американской войны 1898 года по соглашению между Испанией, Германией и США,- Микронезия, за исключением острова Гуам, была куплена у США Германией за $4,2 млн. В начале Первой мировой войны, в 1914 году, острова были оккупированы Японией.

Атолл Трук был крупной японской базой материально-технического снабжения, а также «домашней» военно-морской базой Объединённого флота Императорского флота Японии. Фактически эта база представляла собой японский эквивалент Пёрл-Харбора ВМС США, была единственной крупной японской авиабазой в радиусе Маршалловых островов и играла ключевую роль в материально-технической и оперативной поддержке японских гарнизонов, составляющих оборонительный периметр на островах и атоллах центральной и южной частей Тихого океана.

Пять аэродромов, рассчитанных почти на 500 самолетов. Кроме того в обеспечении защиты и функционирования базы участвовали патрульные, десантные и торпедные катера, подводные лодки, буксиры и корабельные минные тралы.

Чтобы обеспечить в воздухе и на море в предстоящем наступлении на Эниветок, адмирал Рэймонд Спрюэнс приказал атаковать Трук. Оперативное соединение TF 58 вице-адмирала Марка Митчера состояло из пяти авианосцев: (Энтерпрайз, Йорктаун, Эссекс, Интрепид и Банкер Хилл) и четырёх лёгких авианосцев: (Белло Вуд, Кэбот, Монтерей и Каупенс), которые несли на борту более 500 самолётов. Эскорт авианосцев обеспечивал большой флот из семи линкоров и многочисленных крейсеров, эсминцев, подводных лодок и других кораблей.

Опасаясь, что база стала слишком уязвимой, японцы передислоцировали авианосцы, линкоры и тяжёлые крейсера Объединённого флота на Палау неделей раньше. Тем не менее, многочисленные меньшие военные корабли и грузовые суда оставались на якорной стоянке, а несколько сотен самолётов продолжали оставаться на аэродромах атолла.

Эта атака под кодовым названием «Операция Хэйлстоун» застала японских военных врасплох, что привело к одному из самых успешных сражений США за время Второй мировой войны

Японское грузовое судно у атолла Трук после попадания торпеды, сброшенной TBF Avenger авианосца Энтерпрайз во время налёта на Трук, 17 февраля 1944 года.

Американские наступательные действия были комбинацией авианалётов, действий надводных кораблей и подводных лодок в течение двух дней и, казалось, застали японцев врасплох. Несколько дневных, наряду с ночными авианалётами, в том числе истребительной авиации, пикировщиков и торпедоносцев по японским аэродромам, самолётам, береговой инфраструктуре и кораблям на и возле якорной стоянке острова Трук. Американские надводные корабли и подводные лодки патрулировали возможные направления отхода с якорной стоянки и атаковали японские корабли, которые пытались скрыться от авианалётов.

В общей сложности во время операции были затоплены три японских лёгких крейсера: (Агано, Катори и Нака)

четыре эсминца: (Оитэ, Фумидзуки, Майкадзэ и Татикадзэ), три вспомогательных крейсера (Акаги Мару, Айкоку Мару, Киёсуми Мару), две базы подводных лодок (Хэйан Мару, Рио-де-Жанейро Мару), три меньших военных корабля (в том числе морские охотники Ch-24 и Сёнан Мару 15), авиационный транспорт Фудзикава Мару и 32 грузовых корабля.

Некоторые из этик кораблей были уничтожены на якорной стоянке, а остальные в окрестностях лагуны Трук. Многие грузовые суда были загружены подкреплениями и грузами для японских гарнизонов в центральной части Тихого океана. Только небольшое число войск на борту затонувших судов и незначительная часть грузов были спасены.

Майкадзэ и ещё несколько кораблей были затоплены американскими надводными кораблями во время попытки покинуть якорную стоянку Трука. Спасшиеся с тонущих японских кораблей, по донесениям, отказывались от спасения американскими кораблями.

Крейсер Агано, пострадавший во время рейда на Рабаул и который в момент начала налёта уже находился на пути в Японию, был затоплен американской подводной лодкой Скэйт. Оитэ, поднявший 523 моряков с Агано, возвратился к Труку, чтобы принять участие в обороне своими зенитными орудиями. Он был затоплен сразу после начала авианалёта со всеми спасшимися моряками Агано, спаслось только 20 членов экипажа Оитэ.

Свыше 250 японских самолётов было уничтожено, большая часть ещё на земле. Многие самолёты были на разных стадиях сборки, так как только что были доставлены из Японии в разобранном состоянии на борту грузовых судов. Только небольшая часть собранных самолётов смогли подняться в воздух на отражение атаки самолётов США. Несколько японских самолётов, поднявшихся в воздух, были сбиты истребителями или стрелками бомбардировщиков США.

Американцы потеряли 25 самолётов, главным образом от интенсивного зенитного огня батарей на Труке. Порядка 16 американских лётчиков было спасено подводными лодками или гидросамолётами. Ночная торпедная атака японского самолёта из Рабаула или Сайпана нанесла повреждение Интерпиду, погибло 11 членов экипажа, заставив корабль вернуться в Пёрл-Харбор, а затем в Сан-Франциско на ремонт. Корабль вернулся в строй в июне 1944 года. Ещё одна атака японских самолётов привела к повреждению линкора Айова бомбой.

Налёт на Трук завершил существование Трука в качестве большой угрозы для операций Союзников в центральной части Тихого океана; японский гарнизон на Эниветоке не смог получить реальной помощи и подкреплений, которые могли бы ему помочь в защите от вторжения, которое началось 18 февраля 1944 года и, соответственно, налёт на Трук значительно облегчил американцам захват этого острова.

Позднее японцы перебросили около 100 оставшихся самолётов с Рабаула на Трук. Эти самолёты подверглись нападению авианосных сил США 29-30 апреля 1944 года, в результате чего большая их часть была уничтожена. Американские самолёты сбросили 92 бомбы в течение 29 минут, уничтожив японскую авиацию. При налётах апреля 1944 года кораблей в лагуне Трука обнаружено не было, и эта атака стала последним налётом на Трук во время войны.

Трук был изолирован силами Союзников (в большей мере США), которые продолжали своё наступление на Японию, захватывая острова в Тихом океане, в том числе Гуам, Сайпан, Палау и Иводзиму. Отрезанные, японские войска на Труке, как и на других островах в центре Тихого океана, испытывали недостаток продовольствия и находились перед лицом голода на момент капитуляции Японии в августе 1945 года.

Примерно 20 лет спустя любители приключений Жак Ив Кусто, Эл Гиддингс и Клаус Линдеманн обнаружили прелести этой лагуны, в которой затонувшие военные машины сочетаются с вереницами кораллов и разнообразием живого подводного мира.
Острова Чуук с их неглубокими и живописными лагунами – это настоящая Мекка для дайверов. Лагуна Трук бесспорно является одним из лучших мест на планете для погружения к затонувшим кораблям, калейдоскоп цветов и форм привлекает дайверов со всего мира как для дневных, так и для ночных погружений. Но не вся историческая сторона лагуны скрыта под водой. До японских маяков, расположенных на вершинах с лучшим видом на лагуну, можно доехать на машине или дойти пешком. Кроме того опытные гиды могут показать старые взлетно-посадочные полосы и командные пункты, огневые позиции и сети пещер, больницы и библиотеки.