Структура межличностных отношений в ученическом коллективе. Межличностные отношения в коллективе подростков учебно-методический материал по психологии. Г. Фортунатов считает, что коллектив - это не просто скопление индивидуумов, но и система взаимодейству

Штукатурка

Определив, на какой ступени развития находится коллектив учащихся, нельзя, однако, считать задачу по его изучению решенной. Психологические характеристики, исследование которых дает возможность установить уровень развития коллектива, представляют собой лишь одну сторону межличностных взаимодействий, складывающихся в группе. Это так называемый процесс интеграции-объединения, сплочения коллектива. Наряду с ним постоянно происходит другой процесс-дифференциация взаимоотношений между учениками, выделение в структуре класса «звезд», изолированных, группировок и т. д. Исследование этих явлений-задача не менее важная, чем изучение сплоченности, соучаствования и других интегративных характеристик.

Почему один школьник пользуется симпатиями большинства одноклассников, а другой одинок? Чем объяснить тот факт, что пионерское звено, состоящее из ребят, занимающихся в основном на «хорошо» и «отлично», раздирают противоречия и конфликты, тогда как другое, «слабое» (по успеваемости), вызывает восхищение своей дружбой и согласием? В чем причина отдаления некоторых учеников класса от своих одноклассников? Как их вернуть в коллектив? Это лишь небольшая часть вопросов, возникающих перед педагогом в его ежедневной работе и требующих знания им структуры межличностных взаимодействий. Как же изучить эту структуру?

Для изучения межличностных отношений в коллективе могут быть использованы различные формы социометрического метода. Суть его заключается в выборе учащимися других членов группы для совместной деятельности в каких-то заданных условиях (сидеть за одной партой, готовиться к контрольной работе, пойти в кино и т. п.). Осуществляемый каждым ребенком выбор показывает, кому из одноклассников он отдает предпочтение и пользуется ли при этом взаимностью, а статистический анализ данных позволяет выявить некоторые количественные характеристики: взаимность выбора, его осознанность, устойчивость межличностных отношений, степень удовлетворенности ими каждого ученика и класса в целом.

Рассмотрим процедуру исследования с помощью социометрического метода.

Методика 3. Социометрия

Цель : выявление межличностных отношений в классе.

Ход выполнения . Эксперимент может протекать в двух формах: путем выбора товарища по парте и «выбора в действии». В первом случае учащимся предлагается подписать свой листок и написать на нем фамилии выбранных им одноклассников. Количество выборов может быть определенным (3-5 учащихся) и неопределенным (предлагается указать несколько фамилий школьников своего класса). В любом случае желательно соблюдать последовательность предпочтений (в первую (1), во вторую (2) и в третью (3) очередь). В зависимости от характера выявляемых отношений вопросы могут быть различными: «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?», «С кем бы ты хотел жить в одной походной палатке?», «Назови трех учеников вашего класса, которых ты рекомендовал бы для участия в дискуссии с членами молодежных организаций других стран», «С кем из учеников вашего класса ты хотел бы готовиться к контрольной работе по математике?». Одни вопросы (критерии выбора) направлены на выявление эмоциональных связей, другие-деловых.

Обработка полученных данных. На основании результатов составляется матрица, куда записывается список класса, а в верхнюю строку - номера, под которыми значатся фамилии школьников. В каждой строке против номеров учащихся, выбранных данным школьником, ставятся номера выборов (1,2 или 3). Например, поскольку Леонов выбрал 1) Васильева, 2) Углова, 3) Климова, то ставятся соответствующие выборы на пересечении седьмой строки со столбцами 3,5 и 6.

Если ученики выбрали друг друга (например, по данным приведенной матрицы Антонова выбрала № 4 Дятлову, а Дятлова выбрала №1-Антонову), то эти два выбора (с координатами (1,4) и (4,1) обводятся в кружочек (взаимный выбор). В таблице они показаны курсивом. Номера мальчиков обычно обводятся треугольниками, девочек - кружочками. Затем на отдельном листе вычерчивается социограмма.

Матрица выборов

Кто выбирает

Кого выбирают

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
1 Антонова 3 1 2
2 Буланова 2 1 3
3 Васильев 2 3 1
4 Дятлова 3 1 2
5 Иглов 1 3 2
6 Климов 1 3 2
7 Леонов 1 2 3
8 Никитина 2 3 1
9 Орехов 2 1 3
10 Орфеев 1 3 2
11 Павлов 2 1 3
12 Родных 1 2 3
13 Семенчук 3 2 1
14 Тимофеева 2 3 1
15 Устюгова 1 2 3

Количество полученных выборов

3 0 7 6 6 1 8 0 0 0 1 3 6 4 0

Количество взаимных выборов

3 0 3 3 2 1 3 0 0 0 0 1 2 3 0

Рис. 2 Социограмма-мишень

Социограмма (рис.2) представляет собой четыре концентрические окружности, в которые помещают все номера учащихся класса. В первый круг (центральный) помещают тех, кто набрал наибольшее количество положительных выборов (так называемые «социометрические звезды», которые имеют в два раза больше среднего количества выборов), во второй круг - «предпочитаемых» (имеющих среднее количество выборов), в третий - «пренебрегаемых» (число выборов меньше среднего), в четвертый - «изолированных» (не получивших ни одного выбора). Взаимный выбор обозначают сплошной линией между двумя соответствующими номерами, невзаимный - сплошной линией со стрелкой (от того, кто выбирал, к тому, кого он выбрал). Для большей наглядности или при большом количестве учащихся в классе указанные линии целесообразно вычерчивать различными цветами. Номера формальных лидеров (старосты и т. п.) заштриховывают.

Методика 4. Социометрия (2-й вариант)

Данную методику можно использовать для практического изучения личных взаимоотношений, существующих в группе, а также для определения места, занимаемого каждым членом группы в соответствующей системе взаимоотношений. Описываемый вариант методики специально приспособлен для изучения межличностных отношений в школьном классе, хотя сама методика вполне годится и для исследования взаимоотношений в любой другой более или менее стабильной социальной группе с числом участников от 10 до 30 человек.

Перед началом исследования члены группы, собравшиеся в каком-нибудь помещении, получают инструкцию примерно следующего содержания:

Ваша группа (класс) существует уже давно. За это время вы смогли неплохо узнать друг друга и между вами сложились определённые личные взаимоотношения типа симпатий и антипатий. Не всё, конечно, гладко в вашей жизни, да и сейчас ваши отношения далеки от идеальных. С кем-то вам хорошо быть в одной группе (классе), с кем-то - не очень. Иначе, как правило, не бывает. Но, представьте себе, что всё начинается сначала и каждому из вас предоставляется возможность вновь по своему желанию определить состав вашей группы (класса). Ответьте в этой связи на следующие вопросы, записав свои ответы на отдельном листе бумаги, который предварительно необходимо подписать вверху справа (указать свою фамилию и имя):

1. Кого из членов вашей группы (класса) вы включили бы в состав вновь создаваемой группы (класса)? Перечислите в порядке предпочтения несколько человек.

2. Кого из членов вашей группы вы не хотели бы видеть в составе вновь создаваемой группы (класса)? Перечислите несколько человек в порядке отклонения.

В процессе формирования межличностных отношений в образовательной организации большое значение имеет фактор организационной культуры.

Под межличностными отношениями следует понимать совокупность взаимодействий, которые возникают между отдельными людьми и часто сопровождаются эмоциональными переживаниями. Межличностные отношения основаны на различных видах общения, которые включают невербальные связи, определенный внешний вид, телодвижения и жесты, устную речь и т.д. и сочетают в себе когнитивный (восприятие), эмоциональный (переживания) и поведенческий (действия) компоненты.

Межличностные отношения, которые проявляются во всех формах взаимодействия педагогического персонала, трансформируются в зависимости от следующих аспектов организационной деятельности.

  • Стиль управления, культивируемый в образовательной организации. Если руководитель образовательной организации реализует авторитарный стиль управления, то в межличностных отношениях коллектива будут прослеживаться в большей степени формально-официальные взаимодействия, основанные на иерархии власти. Если же руководитель образовательной организации предпочитает демократические варианты управления, то межличностные отношения коллектива будут выстраиваться на основе двустороннего диалога и, как правило, неформального обсуждения организационных вопросов и проблем, коллективного принятия решений.
  • Тип организационной культуры, характерный для образовательной организации. Так, если в образовательном учреждении сформирована рыночная организационная культура, где все действия педагогического коллектива направлены на достижение показателей эффективности, то в межличностных отношениях будут преобладать характеристики конкуренции, сотрудничества, командной работы. Если в образовательном учреждении прослеживаются признаки бюрократической организационной культуры, то межличностные отношения будут основываться на иерархии должностей, инструктивном подходе в деловом общении, формально-официальном взаимодействии.
  • Стратегия управления коллективом, реализуемая в образовательной организации. Если руководитель образовательной организации поддерживает потребительскую стратегию управления коллективом, основанную на извлечении максимальных результатов от деятельности педагогических работников в условиях минимальных затрат на развитие персонала, то межличностным отношениям коллектива будут свойственны конфликты и неблагоприятный социально-психологический климат. Если руководство образовательной организации культивирует идентификационную модель управления коллективом, основанную на постоянном инвестировании в развитие педагогического персонала, то в межличностных отношениях коллектива будут реализовываться формы сотрудничества и соучастия в результатах коллективной деятельности.

Развитие межличностных отношений в коллективе образовательной организации может определяться конкретной ролевой моделью, характеризующей идеальных сотрудников образовательного учреждения (героев), которые своим поведением персонифицируют и символизируют действующую систему ценностей. В идеальном случае ролевые модели оказывают влияние на формирование межличностных отношений следующим образом.

  • 1. Ролевые модели представляют собой конкретных людей - их знают, о них рассказывают истории, благодаря их успеху становится «ощутимее» возможный успех других педагогических работников.
  • 2. Герой (подражаемый) становится таковым вследствие его личного вклада в развитие образовательной организации. Однако важно отметить, что известны случаи, когда в неформальных обсуждениях и беседах героями образовательной организации признаются педагогические работники, не имеющие значительных достижений, вклад которых в достижение организационных целей невелик. Такое положение дел свидетельствует о манипуляциях со стороны руководства и неформальных групп образовательной организации.
  • 3. Соответствующая форма делового общения в образовательном учреждении предопределена, если ролевая модель символизирует образовательную организацию во внутренней и внешней среде.
  • 4. Ролевые модели устанавливают стандарты достижений. Ролевая модель косвенно способствует мотивации педагогов на основе того, что модель межличностного взаимодействия подает пример мотивационного поведения.

Межличностные отношения в педагогическом коллективе влияют на социально-психологический климат, который всегда характеризуется особенной атмосферой психологического и эмоционального состояния каждого участника образовательной деятельности и, несомненно, зависит от общего состояния коллектива. В свою очередь, атмосфера образовательной организации или группы педагогов проявляется через настрой людей, который может быть оптимистическим или пессимистичным, практическим или созерцательным, нацеленным на достижение успеха или на избегание неудач и т.д.

По мнению К. К. Платонова , социально-психологический климат является одним из важных составляющих внутренней структуры группы, определяется взаимоотношениями в ней, создающими стойкие настроения группы, от которых зависит уровень активности в достижении намеченных целей.

Социально-психологический климат педагогического коллектива характеризуется как устойчивый психический настрой членов образовательной организации, который имеет многообразные формы проявления во всех организационных процессах.

Неотъемлемой частью в общей концепции социально-психологического климата является характеристика его структуры. Это предполагает определение основных компонентов в рамках рассматриваемого явления по единому основанию, в частности, по категории отношения. В структуре социально-психологического климата выделяются два основных элемента:

  • - взаимоотношения педагогического персонала;
  • - отношение педагогических кадров образовательной организации к труду.

В конечном итоге все многообразие взаимоотношений рассматривается через призму двух основных параметров психологического настроя: предметного (содержание труда) и эмоционального.

На формирование социально-психологического климата образовательной организации оказывает влияние множество факторов макро- и микросреды.

Факторы макросреды - это тот общественный фон, на котором развиваются межличностные отношения. К этим факторам относятся:

  • 1. Общественно-политическая ситуация в стране - ясность и четкость политических и экономических программ, доверие к правительству и пр.
  • 2. Экономическая ситуация в обществе - баланс между уровнями технического и социального развития.
  • 3. Уровень жизни населения - баланс между заработной платой и уровнем цен, потребительская способность населения.
  • 4. Организация жизни населения - система бытового и медицинского обслуживания.
  • 5. Социально-демографические факторы - удовлетворение потребностей общества и производства в трудовых ресурсах.
  • 6. Региональные факторы - уровень экономического и технического развития региона.
  • 7. Этнические факторы - наличие или отсутствие межэтнических конфликтов.

Факторы микросреды - это материальное и духовное окружение педагогических кадров в образовательной организации. К ним относятся:

  • 1. Объективные - комплекс технических, санитарно-гигиенических, управленческих элементов в образовательном учреждении.
  • 2. Субъективные (социально-психологические факторы):
    • - формальная структура - характер официальных и организационных связей между членами педагогического коллектива, официальные роли и статусы членов группы образовательной организации;
    • - неформальная структура - наличие товарищеских контактов, сотрудничества, взаимопомощи, дискуссий, споров, стиль руководства;
    • - индивидуальные психологические особенности каждого члена группы образовательной организации, их психологическая совместимость.

Стиль управления, организационная культура, стратегия управления коллективом и ролевые модели взаимодействия, состояние социально- психологического климата структурируют формальные и неформальные коммуникации, т.е. формы делового общения.

Формальные и неформальные коммуникации характеризуются единой структурой общенияК

Цель общения - отправитель информации (коммуникатор) - код (любой информационный процесс состоит из символов и кодов, зашифрованных в вербальных и невербальных сигналах) - средства (способ передачи информации) - сигнал (передача информации, непосредственный контакт с партнером) - получатель информации (коммуникант) - декодирование (расшифровка информации) - результат (анализ и оценка результативности информационного сообщения).

Структура общения может характеризоваться тремя содержательными блоками:

  • - подготовка к контакту;
  • - контакт с партнером;
  • - результат общения.

Формальные и неформальные коммуникации в образовательной организации реализуются на следующих уровнях:

  • - педагог - ученик (клиент-коммуникации);
  • - педагог - родитель ученика (клиент-коммуникации);
  • - педагог - педагог (горизонтальные организационные коммуникации);
  • - педагог - администрация (директор ОУ, заместитель директора и т.д.) - вертикальные организационные коммуникации;
  • - педагог - персонал других образовательных учреждений, служащие ИНМЦ и т.д. - внешние организационные коммуникации.

Сущность и специфика информационного обмена будет обусловлена целями взаимодействия, уровнем коммуникации, ожидаемыми результатами. Межличностные отношения являются основой для формирования внутренних организационных коммуникаций, т.е. общения на уровнях горизонтальных и вертикальных организационных коммуникаций.

В современной практике формирования межличностных отношений в коллективе можно выделить две тенденции.

1. Неформальный обмен мнениями и суждениями, направленный на решение не только личностных целей членов коллектива, по и на достижение организационных целей и задач.

Неформальный обмен мнениями зачастую оказывается более быстрым и продуктивным способом решения организационных проблем, чем формальный. Так, например, в случае решения творческой задачи, ориентированной на коллективное принятие решения, успешнее являются неформальные формы делового общения. В этом случае члены педагогического коллектива самостоятельно и коллегиально распределяют между собой функциональные задачи, согласовывают свои личностные возможности и интересы, что повышает заинтересованность педагогических работников в эффективности деятельности и их персонифицированную ответственность.

Действительно, во многих образовательных организациях, где члены коллектива собираются вместе в неформальной обстановке (в столовой, на праздниках, на семинарах, на пикнике и т.п.), охотнее говорят «о делах», в этих образовательных учреждениях незаметно и непреднамеренно культивируются формы продуктивного взаимодействия, сотрудничества и модели коллективного труда.

Данная форма информационного обмена за счет сокращения пути прохождения информации часто опережает официальное информирование педагогов и рассматривается как более надежная, поскольку тот, от которого ее получают, как правило, является личным знакомым. При этом в личной беседе можно рассказать о подоплеке, высказать предположения и слухи, т.е. удовлетворить те потребности, которые не удовлетворяются при передаче информации официальным путем.

2. Устная информация и обмен мнениями в рабочей обстановке.

Данная форма делового общения, как правило, оказывается намного

более эффективной, чем письменные объявления, циркуляры, предписания и неформальный обмен мнениями в ситуациях, когда речь идет о реализации стратегических задач, или в случаях необходимости распространить управленческую информацию в коллективе, например, об основных направлениях деятельности образовательного учреждения.

Устное информирование и обмен мнениями в рабочей обстановке традиционно реализуется в следующих коммуникативных формах:

  • - педагогическое совещание;
  • - педагогический совет;
  • - заседания и т.п.
  • 3. Письменная формальная коммуникация. Деловое письмо.

Данная форма делового общения подразумевает все варианты административного управления, закрепленного в нормативно-правовых документах, локальных актах и т.п., например, в таких формах, как:

  • - распоряжение;
  • - приказ;
  • - служебная записка и т.п.

Все формы делового письменного общения имеют четкую общепринятую структуру, единые требования к оформлению и правила их подачи получателю информации (коммуниканту).

Важно отметить необходимость комплексного использования вышеописанных форм взаимодействия. Приоритет той или иной форме должен отдаваться в зависимости от следующих факторов.

  • Цели предстоящей коммуникации (зачем?). Так, в случае необходимости оповещения педагогических работников о функциональных задачах, следует предпочесть формальную письменную коммуникацию. Если речь идет о необходимости решить стратегические вопросы и коллективно принять решение относительно основных направлений деятельности, то следует выбирать формальный устный обмен мнениями. Если речь идет о необходимости планирования работ в творческих заданиях, инновационной работе, предпочтительнее является форма неформального обмена мнениями.
  • Время (каков лимит времени на коммуникацию?). Так, коллективное обсуждение требует значительного времени и не может быть использовано в ситуации острого дефицита времени. Наоборот, в ситуациях наличия времени на принятие решения предпочтительнее являются формы вовлечения педагогов в обсуждение управленческих решений, что способствует развитию делегирования полномочий, а также положительно влияет на формирование эффективной команды.
  • Управленческий стиль, групповые ценности и нормы трудовой деятельности (какова организационно-деловая среда?). Если межличностные отношения в коллективе характеризуются «здоровым» благоприятным социально-психологическим климатом, единой системой организационных ценностей, то любые формы коллективного обмена мнениями будут результативными. В случае если межличностным отношениям в коллективе свойственен высокий уровень конфликтности, а также если руководитель образовательной организации культивирует жесткий авторитарный стиль управления, то неформальные взаимодействия будут менее эффективны.

Позитивные межличностные отношения в коллективе во многом определяются интерактивными принципами в деловом общении. Под интеракцией в деловом общении целесообразно рассматривать воздействие, которое его участники оказывают друг на друга в процессе общения, а также характер их взаимодействий. Интеракция в теории коммуникации определяется как непосредственная организация совместной коммуникативной деятельности, непосредственное взаимодействие участников коммуникативного процесса, а также механизмы воздействия на участников коммуникативного процесса с целью изменения их поведения.

Положительное или отрицательное интерактивное поведение педагогических работников проявляется в процессе непосредственного коммуникативного контакта между участниками коммуникативной деятельности, т.е. в общении.

В литературе, посвященной проблеме коммуникативного взаимодействия, обращают внимание на коммуникативный кодекс, который несет регулирующую коммуникативное поведение функцию. Выделяют принципы коммуникативного кодекса, которые, несмотря на то, что были разработаны Г. П. Грайсом в прошлом столетии, до сих пор являются значимыми.

  • 1. Принцип кооперации и умения взаимодействовать в процессе коммуникативной деятельности с точки зрения равноправных личностей, идущих к единой цели. Данный принцип включает в себя ряд постулатов, определенных Г. II. Грайсом в качестве максим кооперации:
    • - максима полноты информации (информации должно быть предъявлено столько, сколько востребовано в данной коммуникативной ситуации);
    • - максима качества информации (предъявленная в коммуникативном процессе информация должна соответствовать критериям истинности и искренности);
    • - максима релевантности (уместность информации по отношению к целям коммуникации, т.е. соотношение темы и содержания информации);
    • - максима манеры (умение проявлять четкую организацию коммуникативной деятельности, умение избегать неоднозначности в высказываниях и многословия, затрудняющих процесс коммуникативного сотрудничества).
  • 2. Принцип вежливости и умения взаиморасположения участников коммуникативного процесса. Принцип реализуется в период непосредственного контакта между участниками общения и зависит от выбранных ими коммуникативных тактик поведения. В определении принципа взаиморасположения выделяются:
    • - максима такта (умение определять границы личной сферы);
    • - максима великодушия (т.е. умение достигать взаимодействия, не обременяя собеседника коммуникативной деятельностью);

максима одобрения (умение позитивно оценивать других участников коммуникативного процесса);

Максима согласия (умение достигать консенсуса в спорных коммуникативных ситуациях, а также умение сглаживать конфликты).

Принципы продуктивного интерактивного поведения в педагогическом коллективе определяют субъект-субъектиые межличностные отношения и коммуникацию, а это, в свою очередь, выявляет необходимость осуществления диалога, основанного на принципах сотрудничества. Принципиальное отличие делового общения в рамках сотрудничества заключается в понимании «единства целей» коммуникатора (отправителя информации) и коммуниканта (получателя), т.е. единое понимание целей общения между руководителем и педагогическим персоналом, единство целей общения внутри педагогического коллектива. Важно конкретизировать следующие характеристики делового общения в рамках сотрудничества.

  • Во-первых, видение «единства целей», несмотря на манипуляции, которые осуществляются сторонами в процессе общения. Например, в ситуации неформального обмена мнениями в группе сотрудники могут использовать манипуляции в целях приобретения каких-либо личных выгод. Манипуляции могут применяться осознанно и подсознательно. Если, в целом, группа педагогов видит единство целей, осознает значимость коммуникативного результата, то используемая одним или несколькими членами коллектива манипуляция не приведет к конфликту и не окажет негативное влияние на общий результат.
  • Во-вторых, соблюдение равенства в предъявлении позиций. В этом случае равенство позиций подразумевает категорический отказ от должностной позиции и должностного статуса в процессе общения и выработки решения средствами диалога. Например, в ситуации, когда руководитель образовательной организации становится членом рабочей группы и включается вместе с коллективом в обсуждение проблем и выработки коллективного решения.
  • В-третьих, понимание взаимозависимости в достижении желаемого результата. Данная характеристика подразумевает важность участия всех членов коммуникации в информационном обмене, так как каждый участник вносит свой профессиональный вклад в достижение цели общения.

Выводы

  • 1. Межличностные отношения в коллективе образовательной организации являются важным фактором влияния на формирование социальнопсихологического климата, на сплоченность коллектива в достижении целей и задач образовательной организации.
  • 2. Качество межличностных отношений определяются стилем управления, ценностями и нормами организационной культуры образовательной организации, реализуемой стратегией управления коллективом.
  • 3. Межличностные отношения структурируют форму делового общения между руководителем образовательной организации и педагогическим персоналом, а также между сотрудниками.
  • 4. Формирование коммуникативного поведения педагогических кадров в формате межличностных отношений «сотрудничества» и «соучастия» оказывает благоприятное влияние на продуктивную профессиональную деятельность коллектива, а также на благоприятный социально-психологический климат.

Практикум

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы

  • 1. Каковы цели формирования и поддержания благоприятных межличностных отношений в образовательном учреждении?
  • 2. Что может структурировать модель межличностных отношений в педагогическом коллективе образовательного учреждения?
  • 3. Па какие аспекты деятельности образовательного учреждения влияют межличностные отношения?
  • 4. Как осуществляется зависимость между формами делового общения и качеством межличностных отношений в педагогическом коллективе?

Ситуационные задачи и задания

1. Проведите сравнительный анализ и заполните сравнительную таблицу. Обоснуйте выбор показателей.

2. Проведите сравнительный анализ и заполните сравнительную таблицу. Обоснуйте ваш выбор.

Параметр сравнения

Неформальный обмен мнениями

Обмен мнениями в рабочем коллективе

формальная

письменная

коммуникация

Варианты целей и задач делового общения

Требования к знаниям и умениям коммуникатора и коммуниканта

Требования к ресурсам (время, пространство, информационнокоммуникационные средства и т.д.)

  • Grice //. Р. Logic & conversation. Academic press, 1975.
  • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (ФГБОУ ВПО «КНИТУ»)

    РЕФЕРАТ
    на тему:
    «Особенности межличностных отношений в учебном коллективе»

    Выполнила: студентка гр. 3121-111
    Давлетова Г.И.
    Проверила: доцент Коровина Т.Ю.

    Казань, 2013

    Введение
    Сегодня, когда постепенно учебно-дисциплинарная модель образования всеже уступает свои позиции модели личностно ориентированной, учащиеся начинают приобретать, конечно, в соответствии со своими возрастными особенностями, статус более или менее полноценного субъекта образовательного процесса. В этих условиях система отношений "учащийся - учащиеся" становится особо значимой, а характер межличностного взаимодействия в ее рамках нередко оказывается решающим фактором,влияющим на протекание процесса личностного развития формирующегося человека, на его дальнейшую профессионализацию и в целом на весь жизненный путь, поэтому тема " Межличностные отношения в структуре социально психологического климата учебной группы ", является актуальной.
    Коллектив - устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органамиуправления, объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы. Учебный коллектив имеет двойственную структуру: во-первых, он является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов, кураторов, которые определяют многие его особенности (виды и характер деятельности, числочленов, организационную структуру и т. д.); во-вторых, учебный коллектив - это относительно самостоятельное развивающееся явление, которое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям. Учебный коллектив, образно говоря, социально-психологический организм, требующий индивидуального подхода. То, что "срабатывает" по отношению к одной учебной группе, оказывается совершеннонеприемлемым к другой. Опытные педагоги хорошо знают это "таинственное явление": две или несколько параллельных учебных групп постепенно как бы индивидуализируются, приобретают свое лицо, в результате появляется довольно резкое отличие между ними. В качестве причины этих различий педагоги указывают, что "погоду" в учебной группе делают определенные студенты, которые едва ли являютсяофициальными руководителями учебного самоуправления.
    Очень важно руководителю, педагогу, куратору ясно видеть структуру межличностных взаимоотношений в коллективе, чтобы уметь найти индивидуальный подход к членам коллектива и влиять на формирование и развитие сплоченного коллектива. Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов.
    Знание структурынеформальных взаимоотношений, того, на чем они основываются, облегчает понимание внутригрупповой атмосферы и позволяет находить наиболее рациональные пути воздействия на эффективность групповой работы. В этой связи большое значение приобретают специальные методы исследования, позволяющие выявлять структуру межличностных взаимоотношений в группе, выделять ее лидеров.

    2. Понятия о группах и коллективахЧеловек в течение жизни постоянно общается с другими людьми. В результате такого взаимодействия у него весьма значительно меняются настроение, восприятие окружающей действительности.
    Основным микроэлементом общества многие социальные психологи считают малую группу. Именно здесь разыгрываются те социально-психологические процессы, от которых зависит эмоциональное...

    Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

    Поиск материалов

    Изучение структуры межличностных отношении, в ученическом коллективе

    Психология личности

    Изучение структуры межличностных отношении, в ученическом коллективе

    Определив, на какой ступени развития находится коллектив учащихся, нельзя, однако, считать задачу по его изучению решенной. Психологические характеристики, исследование которых дает возможность установить уровень развития коллектива, представляют собой лишь сторону межличностных взаимодействий, складывающихся в группе. Это так называемый процесс интегра-! ции - объединения, сплочения коллектива. Наряду с* ним постоянно происходит другой процесс - дифферен-1 циация взаимоотношений между учениками, выделение!-1 в структуре класса «звезд», изолированных, группиро-1 вок и т. д. Исследование этих явлений - задача не ме-" нее важная, чем изучение сплоченности, соучаствования" и других интегративных характеристик. 1

    Почему один школьник пользуется симпатиями боль-с шинства одноклассников, а другой одинок? Чем объяс- * нить тот факт, что пионерское звено, состоящее из ре- \ бит, занимающихся в основном на «хорошо» и «отлич-« но», раздирают противоречия и конфликты, тогда как(другое, «слабое» (по успеваемости), вызывает восхИ»С щение своей дружбой и согласием? В чем причина отдаления некоторых учеников класса от своих одноклассников? Как их вернуть в коллектив? Это лишь небольшая; часть вопросов, возникающих перед педагогом в его ежедневной работе и требующих знания им структуры межличностных взаимодействий. Как же изучить эту структуру?

    Для изучения межличностных отношений в коллек- ! тиве могут быть использованы различные формы социо- 172

    :;,ie и-пользуется ли при этом взаимностью, а статисти-кий анализ данных позволяет выявить некоторые ко-1-ственные характеристики: взаимность выбора, его шанность, устойчивость межличностных отношений, 1ень удовлетворенности ими каждого ученика и клас-:i целом.

    Рассмотрим процедуру исследования с помощью со-иометрического метода. Методика 73. Социометрия. Цель: выявление межличностных отношений в клас-

    j Ход выполнения. Эксперимент может протекать в \вух формах: путем выбора товарища по парте и «выбо-" ja в действии». В первом случае учащимся предлага-\;тся подписать свой листок и написать па нем фамилии эыбранных им одноклассников. Количество выборов, ножет быть определенным (3-5 учащихся) и пеопреде-" ленным (предлагается указать несколько фамилий, лкольников своего класса). В любом случае желательно соблюдать последовательность предпочтений (в пер-;ую (1), во вторую (2) и в третью (3) очередь). В зависимости от характера выявляемых отношений вопросы могут быть различными: «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?», «С кем бы ты хотел жить в одной походной палатке?», «Назови трех учеников вашего класса, которых ты рекомендовал бы для участия в дискуссии с членами молодежных организаций других стран», «С кем из учеников вашего класса ты хотел бы готовить-,ся к контрольной работе по математике?». Одни вопросы (критерии выбора) направлены на выявление эмо-щональных связей, другие - деловых.

    Обработка полученных данных. На основании ре-|ультатов составляется матрица, куда записывается список класса, а в верхнюю строку - номера, под которыми значатся фамилии школьников. В каждой строке против |юмеров учащихся, выбранных данным школьником, ставятся номера выборов (1, 2 или 3). Например, поскольку Леонов выбрал 1) Васильева, 2) Углова, 3) Климова, то ставятся соответствующие выборы на пересечении седьмой строки со столбцами 3,5 и 6.

    Если ученики выбрали друг друга (например, по данным приведенной матрицы Антонова выбрала № 4 Дятлову, а Дятлова выбрала №1-Антонову), то эти два выбора (с координатами (1,4) и (4,1) обводятся в кружочек (взаимный выбор). В таблице они показаны

    курсивом. Номера мальчиков обычно обводятся трМатрица выбора

    Кто выбиржет

    Кого выбирают

    Антонова

    Буланова

    Васильев

    Никитина

    Семенчук

    Тимофеева

    Устюге в а

    Количество полученных выборов

    Количество взаимных выборов

    Рис. 10

    Социограмма (рис. 10) представляет собой четыре ацентрические окружности, в которые помещают все мера учащихся класса. В первый круг (центральный) мешают тех, кто набрал наибольшее количество поло-ительных выборов (так называемые «социометрические езды*, которые имеют в два раза больше среднего личества выборов), во второй круг - «предпочитае-ых» (имеющих среднее количество выборов), в тре-й - «пренебрегаемых» (число выборов меньше сред-го), в четвертый - «изолированных» (не получивших

    одного выбора). Взаимный выбор обозначают сплош-й линией между двумя соответствующими номерами, взаимный - сплошной линией со стрелкой (от того,

    К тому, кого он выбрал). Для большей наглядности или при большом количестве учащихся в классе указанные линии целесообразно вычерчивать различными цветами. Номера формальных лидеров (комсорга, старосты и т, п.) заштриховывают.

    Методика 74. Выбор в действии.

    Цель: изучение межличностных отношений в классном коллективе.

    Ход выполнения. Исследование начинается со вступительной беседы учителя с классом.

    «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в интересную игру. Ее главное условие - соблюдение тайны. Положите на парту дневники и выходите из класса, а потом я буду приглашать вас к себе по одному».

    Ребята идут в коридор или спортзал, где с ними организуются какие-нибудь игры. Учитель по одному вызывает их к себе и предлагает каждому по три переводные картинки, на обратной стороне которых написан номер этого ученика по списку.

    Учитель говорит: «Можешь положить эти картинки в дневник любым трем ученикам. Выиграет тот, у кого окажется больше картинок. Но держи выборы в тайне».

    После того как школьник положил картинки, он не должен встречаться с теми, кто еще не участвовал в эксперименте. Чтобы не оказалось обиженных детей, экспериментатор в конце игры, после того как зафиксировал выборы, сделанные ребятами, может положить картинки тем, кто не получил ни одного выбора 1 (106; 38-39),

    Обработка полученных данных такая же, как и в предыдущей методике.

    Наконец, можно предложить еще одну разновидность социометрической методики.

    Методика 75. «Отметка другу».

    Ход выполнения. Перед началом эксперимента учащимся целесообразно рассказать о значении исследования, пообещать сообщить каждому окончательные выводы, оставив при этом в строжайшей тайне личные ответы каждого. Учитель должен подчеркнуть, что просит всех подписать свои листочки с ответами, ибо иначе нельзя будет обработать результаты.

    После ответа на возникшие вопросы учитель предлагает школьникам приступить к работе, которая, как по-

    1 Для старшеклассников выбор в действии имеет вариант сПозд-равь товарища:»: в качестве распределяемых предметов берутся поздравительные открытки.

    17S

    азывает опыт, занимает не более 10-15 минут.

    Инструкция. В вашем классе есть близкие вам юди, которых вы считаете своими друзьями; есть прияли, с которыми вы часто общаетесь; есть люди, с кото-ями вы не поддерживаете никаких отношений, и, нако-щ, есть и такие, к которым вы относитесь отрица-

    Ознакомьтесь со всеми пунктами оценки отношений, ыпишите фамилии всех учеников класса и напротив эждой фамилии поставьте номер оценки вашего отно-шия к нему.

    1. Он самый близкий для меня человек в классе, я «когда не хотел бы с ним разлучаться.

    2. Он не является моим близким другом, но я иногда риглашаю его в гости, провожу с ним свободное от затаи время.

    3. Я не дружен с ним, но он меня интересует, я хотел ы сблизиться с ним.

    4. Ни деловых, ни личных взаимоотношений у меня ним нет.

    5. Я общаюсь с этим человеком только в деловой об-:ановке, по необходимости. Общения с ним в свободное?емя избегаю.

    6. Мне несимпатичен этот человек.

    7. Мне очень неприятен этот человек, я не хочу иметь ним ничего общего.

    Обработка полученных данных. Результаты опроса 5рабатываются по той же схеме, как и при социомет-ш. Составляется матрица, в которую записывают фа-илии всех учащихся. В каждой строке в соответствую-,их клетках проставляются номера пунктов оценки, к ггорым данный ученик отнес своих одноклассников, осле заполнения всей матрицы вычисляется средний щеке полученных оценок по каждому ученику как)еднее арифметическое значений соответствующего "олбца матрицы. Например, средней индекс получен-

    ах выборов Булановой1 равен/= --»+ + ^ +-=3.6

    для Васильева он равен / = -+ ^^» «*»-=3.

    Всех учащихся располагают по найденным средним (дексам от наименьшего к наибольшему. Можно пред-шожить, что ученики с наибольшими индексами явля-

    1 Леонов не инее Булапоьу ни в один из пунктов анкеты, поэто-.I в матрице в соответствующей ячейке стоит прочерк.

    Матрица оценок отношений учащихся

    Фамилии учащихся

    Антонова

    Буланова

    Васильев

    ютси в классе прснебрсгасмыми или изолированными, а, ученики с наименьшими индексами-предпочитаемыми. Однако это не всегда соответствует действительное" ти. Например, школьник, являющийся для одной поло вины класса «самым близким другом», а для другсЦ, половины «очень неприятным», получит такой же сред^ ний индекс, как и ученик, с которым в классе ни у коп нет «ни деловых, ни личных взаимоотношений». Поэт, му целесообразно провести дополнительную процедуру}.

    Можно найти «лидеров» по каждому пункту анкеты, т. е. школьников, имеющих наибольшее количество «еди ниц», «двоек» и т. д. в своем столбце матрицы. Именн^ лидеров по первому пункту анкеты целесообразно счиг тать «звездами» класса, а лидеров по седьмому пункту-к «пренебрегаемыми» и «изолированными» (в социомет рическом смысле) ((62), (84)).

    На основании проведенного исследования учител!г получает информацию о реально существующих взаиг моотношениях между одноклассниками, а не желаемый как это бывает при использовании социометрии.

    ИЗУЧЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКА И В СИСТЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ (

    Что же дают результаты социометрии учителю? Число выборов, полученных каждым учеником, ха рактеризует его положение в системе личных отноше"

    |ий, т. е. определяет его социометрический статус. Для «то измерения достаточно вычислить коэффициент

    J/= т;-j» " где ^-сумма выборов, полученных уча-цимся, а Л" - количество членов группы, участвовавших j эксперименте ".

    Сравнение социометрического статуса школьников юказывает место каждого из них в психологической структуре класса. Так, например, учащиеся, у которых коэффициент S/ значительно - в 2 и более раз - выше среднего (среднее количество выборов - 3 и 5, в соот-аетствии с инструкцией методики), получают название коциометрических звезд». Те же, кто не был выбран ни одним из сверстников, - так называемые «изолированные», - очевидно, заслуживают особого внимания со стороны педагога. Следует, однако, отметить, что поло-кение ученика в структуре межличностных отношений _иожет быть не всегда одинаковым. В разных видах общения «звездами» и «изолированными» могут оказаться Совсем разные учащиеся. Убедиться в этом позволит следующая методика.

    " Методика 76. «К кому ты обратишься?» « Цель: определение положения школьника в системе "межличностных отношений в зависимости от вида общения.

    с Ход выполнения. Для определения коэффициентов различных видов общения (вокруг общественной, учебной работы или просто дружеские контакты) учащимся "предлагается ответить на соответствующие вопросы:

    «Если у тебя возникла мысль организовать общественно полезное дело, то к кому в первую, вторую и третью очередь ты обратишься за советом, поддержкой?» (Общение, связанное с общественной работой).

    «К кому в первую, вторую, третью очередь ты обратишься для обсуждения спорного или непонятного во-дроса, возникшего у тебя при выполнении домашнего задания?» (Учебное общение.)

    «К кому в первую, вторую, третью очередь ты обратишься при затруднении в оценке, характеристике произведений искусства (литература, кино, музыка и др.)?» (Эстетическое общение.)

    «Кому в первую, вторую, третью очередь ты расска-

    1 " Проведя социометрический срез несколько раз, можно опредс-|Лить устойчивость положения ученика в системе отношений.

    Описание предмета: «Психология личности»

    Психология личности – один из разделов психологии.

    Обучение дисциплине «Психология личности» направлено на наиболее тщательную проработку проблем личности, сформулированных в курсе «Общая психология». Основные теоретические вопросы - потребностно-мотивационная сфера личности, типология личности, социальная и биологическая детерминация процесса личностного развития, критерии оценки психического здоровья личности, уровни психической патологии личности целенаправленно обсуждаются в рамках различных научных школ и парадигм с учетом современных подходов к их решению. Общий принцип работы - это последовательное изучение материала «от простого к сложному». В соответствии с этим принципом каждая тема учебника начинается с обсуждения ряда ключевых понятий и теоретических вопросов того или иного направления антропологии (или определенного аспекта биологической изменчивости человека). После формирования этой методологической базы предлагается перейти к основной части темы - более подробному (предметному) обсуждению данного круга вопросов и проблем, разбор общих и частных примеров того или иного аспекта изменчивости человека.

    [Харламенкова Н.Е. Психология личности. – М., 2003.]

    Литература

    1. А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова. Управление персоналом: теория и практика. Этика деловых отношений. – М.: Проспект, 2012. – 88 с.
    2. В.В. Кузнецов, В.Н. Конобеев, Ю.В. Конобеев, И.В. Кузнецов. Земельные отношения в аграрном секторе экономики в условиях реформы. – М.: Мини-Тайп, 2007. – 656 с.
    3. А.Е. Суглобов, Ю.И. Черкасова, В.А. Петренко. Межбюджетные отношения в Российской Федерации. – М.: Юнити-Дана, 2013. – 320 с.
    4. А.Е. Суглобов, Ю.И. Черкасова, В.А. Петренко. Межбюджетные отношения в Российской Федерации. – М.: Юнити-Дана, 2010. – 264 с.
    5. А.Б. Вифлеемский, О.В. Чиркина. Трудовые отношения в ДОУ. – М.: Сфера, 2003. – 144 с.
    6. Д.В. Черняева. Трудовые отношения в странах англосаксонского права. – М.: Волтерс Клувер, 2010. – 208 с.
    7. М.И. Рожков. Развитие самоуправления в детских коллективах. – М.: Владос, 2002. – 160 с.
    8. Ю.В. Иванов. Очерки истории российско (советско)-польских отношений в документах. 1914-1945. – М.: Международные отношения, 2014. – 386 с.
    9. Елизавета Бондаренко. Психологические особенности межличностных конфликтов в организации. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 108 с.

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 39

    имени Георгия Александровича Чернова» г. Воркуты

    Методическая разработка на формирование межличностных отношений в классных коллективах

    Инструкция участникам групп

    1. Команды в течение 5-ти минут определяют проблему, цель проекта, продукт. Определяют Форму своего моста, несущие конструкции (каким будет ваш мост).

    Затем один из представителей каждой команды выходит и обсуждают проект своего моста. (3 минуты);

    2. После обсуждения возвращаются в свои команды и приступают к строительству моста из половинок бумаги (5 минут)

    3. Затем опять представители от каждой команды удаляются для уточнения хода строительства (2 минуты).

    4.Завершающая часть – склеивание всех частей моста.

    5. Защита проекта.

    План презентации проекта «Мост»

    1. В чем состояла проблема проекта?

    2. Какова была цель проекта?

    3. Каков проектный продукт?

    4. Был ли план работы (если да, то какой; если нет, то каким он мог бы быть)?

    6. Описание хода работы (с чего начали работу, как распределили роли в группе, удалось ли вовлечь всех участников)

    7. Анализ работы (что было самым трудным, как удалось преодолеть возникшие трудности).

    8. Самооценка результата работы (что получилось, что - нет, почему, как вы стали бы действовать в следующий раз - дайте совет тем, кто будет строить такой же мост).

    Приложение 2.

    Задача наблюдателей: вам необходимо внимательно следить за работой групп.

    Был ли план работы? ;

    Описание хода работы (с чего начали работу, как распределили роли в группе, удалось ли вовлечь всех участников);

    Активность участников;

    Были ли трудности при строительстве моста у команды?(споры, разногласия, несогласованность действий) или трудностей не возникало.

    Приложение 3.

    Выходят две ученицы.

    1-й вариант разговора.

    - Ой, привет, ты где это так подстриглась?

    - А что, тебе не нравится?

    - Так вообще давно уже никто не стрижется - ты выглядишь как пенсионерка.

    - Ты на себя в зеркало посмотри!..

    Хочется отметить, что обобщения типа «вообще никто», «никто так не делает» только провоцируют развитие спора.

    2-й вариант разговора.

    - Тебе просто не идет эта стрижка.

    - Ты на самом деле так считаешь?

    - Ну да, я же твоя подруга, а кто тебе еще честно скажет?

    - А что мне делать?

    - Пойдем ко мне, я попробую уложить тебе волосы по-другому.

    - Пойдем.

    В данном случае искренность и готовность пойти навстречу помогли избежать ссоры.

    Приложение 4.

    Пожелания

    1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.

    2. В споре умей выслушивать собеседника до конца.

    3. Уважай чувства других людей.

    4. Любую проблему можно решить.

    5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.

    6. Не сердись, улыбнись.

    7. Начни свой день с улыбки.

    8. Будь уверен в себе.

    9. Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.

    10. Взгляни на своего обидчика - может, ему просто нужна твоя помощь. 11. Будь обаятелен и добр.

    12. Извинись, если ты не прав.

    13. Не забывай выражать свою благодарность.

    14. Выполняй свои обещания.

    15. Не критикуй постоянно других.

    16. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других.

    17. Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.

    18. Никогда не говорите человеку, что он не прав; если вы не правы, признайте это.

    19. Единственный способ одержать верх в споре - это уклониться от него.

    20. Если вы делаете то, что делали всегда, вы и получите то, что всегда получали.

    21. В жизни есть главное и не главное, не трать силы на пустяки.

    22. Не осуждайте никого, чтобы не осуждали Вас.

    23. Не ищите внешних врагов: чтобы понять, что мешает Вашему развитию, загляните внутрь себя.

    24. Не поддавайтесь эмоциям.

    25. Помни, каждый достоин уважения, так как он - человек. Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

    26. Узнай лучше самого себя. Найди в себе интересные качества - это поможет привлечь к себе сверстников и сохранить объективное суждение о других людях.

    27. Не замечай мелкие недостатки товарища. Ты ведь тоже их не лишен.

    28. Развивай умение понимать юмор. Старайся отшучиваться, если кто-то иронизирует по поводу твоей внешности или успеваемости.

    29. Умей выслушать товарища, учись вести диалог, а не говорить монологи.