Споттинг — хобби для терпеливых. Что такое споттинг

Окраска

О первом споттинге. Я влюблен в авиацию с детства. Как только купил первый зеркальный фотоаппарат, сразу же поехал снимать в Ставропольский аэропорт. Тогда, в 2012 году, в Ставрополе еще не проводили официальные споттинги. Я почитал об этих мероприятиях в Интернете, на форумах и сам предложил администрации аэропорта организовать праздник для фотографов. Написал письмо — и идея им понравилась! Эта новость быстро разлетелась среди фанатов авиации из моего города, с которыми я познакомился в Сети. Подготовка первого споттинга заняла пару недель: согласовывали программу, договаривались с координаторами в аэропорту, собирали группу и документы для службы безопасности.

В этот момент зазвучал самый настоящий «оркестр» из затворов щелкающих фотоаппаратов

И вот ранним утром мы с «соратниками» стоим на привокзальной площади. Глаза у всех горят, внутри приятное волнение от предстоящего события. Надеваем светоотражающие жилеты и выходим на перрон. А там - невероятной красоты рассвет, который отражается на фюзеляже самолета. До первого вылета полчаса. Мы рассредоточились по перрону и замерли в ожидании, словно охотники. Началась «пристрелка»: все настраивали свои камеры, лязгая затворами.

Полчаса пролетели как одна минута. Самолет «проснулся» и начал выруливать на полосу. В этот момент зазвучал самый настоящий «оркестр» из затворов щелкающих фотоаппаратов. Как только борт улетел, мы начали с азартом смотреть, что у кого получилось. А потом увидели как красавец «Боинг» заходит на посадку, — и снова все сосредоточились на своих камерах.

Момент, еще секунда и… касание, реверс, тормоза, руление. Эмоции неравнодушного к самолетам человека передать сложно. Это была эйфория. Целый час мы ходили вокруг самолета, фотографируя каждую заклепку и болтик, «сливаясь» с жизнью аэропорта. Еще несколько месяцев мы обсуждали это мероприятие.

О дружбе с S7 Airlines. У меня есть традиция: поднимаясь на борт, я дотрагиваюсь до фюзеляжа. Откуда она появилась, сказать сложно. Это примерно как похлопать друга по плечу, поддержать что ли. В 2012 году я впервые полетел с S7 Airlines по маршруту «Ставрополь — Москва — Ставрополь». И в тот раз, поднимаясь на борт зеленого Airbus A319, я не отказал себе в удовольствии дотронуться до воздушного судна.

На входе в салон пассажиров встречали улыбчивые стюардессы и директор представительства S7 Airlines в Ставрополе Ольга Ларина. Кстати, с Олей мы теперь друзья. Когда нужно было лететь обратно, из Москвы в Ставрополь, я приехал в аэропорт за четыре часа до вылета, чтобы поснимать самолеты. Там, на третьем этаже, в зоне «С» есть мое любимое окно с отличным видом на перрон.

О съемках. Официальные споттинги проводят несколько раз в год. Чтобы попасть на них, следите за аккаунтами аэропортов в социальных сетях. Объявления появляются за несколько месяцев до мероприятия. Если вы нашли долгожданную новость, прочитайте условия участия. Обычно нужно выслать организаторам скан паспорта и ссылки на свои профили в социальных сетях. К сожалению, не всех желающих регистрируют. Придется дождаться приглашения.

фотограф

— Я снимал деловую игру в Домодедово DME.LIVE, поднимался на крышу терминала DME, фотографировал в салоне бизнес-класса. Даже когда я просто пассажир, тоже нахожу, что поснимать. Так в мою коллекцию попали самолеты в аэропортах Гамбурга, Франкфурта, Пхукета. В каждом аэропорту в объектив попадали разные борта. В Гамбурге мне посчастливилось запечатлеть Airbus A300-600ST Beluga F-GSTA с порядковым номером «1» в день 25-летия его первого полета, Франкфурт порадовал частым появлением Airbus А380 и разнообразием самолетов вообще. Во Внуково всегда можно «поймать» Boeing 747 либо отечественную технику. Точки съемок во Внуково доступные и удобные со всех сторон аэропорта. В Домодедово успешность съемки зависит от посадочного курса и используемой полосы. Почти всегда можно неплохо поснимать за забором, у новой пожарной части и около радиолокационной станции с той же стороны.

Официальное мероприятие — это всегда сложный и ответственный процесс для служб любого аэропорта. Назначается точка сбора и время. Перед тем как пропустить фотографов на летное поле с ними проводят инструктаж, раздают временные пропуска. Как правило, все это занимает минут 10–15. После всех обязательных процедур стройные ряды споттеров идут на летное поле с сотрудниками авиационной безопасности.

Авиаспоттинг длится от трех до семи часов. Обычно аэропорт заранее определяет точки съемки. Это могут быть рулежные дорожки, закрытые стоянки, торцы искусственной взлетно-посадочной полосы, а иногда даже контрольно-диспетчерский пункт. Время, проведенное на каждой точке и в целом на перроне, утверждает организатор мероприятия — аэропорт. Многое, конечно, зависит от трафика. Где-то обслуживается шесть рейсов за день, а где-то — 20 за пару минут. Бывает, что мероприятие проводят ради одной авиакомпании. Например, чтобы снять юбилейный рейс или нового перевозчика в аэропорту.

фотограф

— Я фотографирую самолеты чуть больше трех лет. Успел поснимать во всех аэропортах Москвы, а также в Кирове, Иркутске, Перми, Ереване, Анапе, Вене, Апатитах, Минводах и Минске. Чтобы попасть на официальный споттинг, пригодится удача и терпение. Это не значит, что шанс есть только у профессиональных фотографов с дорогой техникой. Некоторые приезжают с обычными фотоаппаратами или даже снимают на камеру телефона. Нужно оперативно подавать заявки и ждать одобрения.

Если удается пройти на перрон, стараюсь встать там, где в кадр попадает не только взлетная полоса, но и природа. Для этого нужно самому стоять, например, на траве и снимать оттуда. «Портреты» самолетов — это еще одна моя страсть. Мне нравится снимать борт крупным планом. Если еще в этот момент слышишь его «дыхание» — мощные звуки турбин, ощущаешь всем телом взлёт, посадку или руление, то это настоящее счастье.

Попасть споттеру в кабину самолета - большая удача. Довольно редко организаторы включают ее в программу фотосъемки. Мне пару раз посчастливилось фотографировать кабину пилотов. Ну что, друзья, - это космос!

Но, как говорится, официальным споттингом сыт не будешь, поэтому есть такое понятие как «подзаборинг». Это съемка самолетов за пределами аэропорта. На мой взгляд, лучше всего для таких сьемок подходят прибрежные аэропорты. Например, Сочи: можно загорать на пляже, одновременно снимая самолеты. Еще очень понравился споттинг на острове Крит. Там интенсивный траффик, а глиссада проходит прямо над кромкой пляжа. В России в этом смысле «балует» Питер. Здесь отличные виды с пандуса: эстакада, заезд на второй уровень нового терминала.

фотограф

— Когда внутри живет вдохновение, ты находишь места для съемок буквально везде. За территорией аэропорта я люблю подъехать поближе к глиссаде и какое-то время просто наблюдать за самолетами. Потом уже фотографирую. Личный споттинг - это не только фотосъемка. Ты приезжаешь в аэропорт, проходишь в терминал, садишься за столик, заказываешь чашку кофе и впитываешь эту атмосферу, которую создают люди и самолеты за окном. Это целый отдельный мир! Ну а для тех, кто собирается на «охоту» за лучшими кадрами, советую установить на свой компьютер программу Flightradar24. По ней удобно отслеживать, где и когда самолеты взлетают и садятся. Надеюсь, скоро я воспользуюсь этими подсказками где-нибудь на острове Святого Мартина, у аэропорта Принцессы Юлианы.

Делитесь маршрутами и вдохновением. Расскажите о Блоге S7 Airlines друзьям.

Ему захотелось узнать что нибудь "интересного про споттинг". Я вообще это слово услышал наверное меньше года назад. Сначала не понял что это такое в принципе. Потом кратенько узнал суть, но все равно не понял, почему фотографировать цветочки называется "фотографировать цветочки ", а фотографировать самолеты называется "споттинг ". Но давайте может сейчас мы вместе с вами это и поймем.

Споттинг - это популярное сегодня увлечение, которое заключается в фотографировании летательных аппаратов и ведении своеобразного реестра самолетов. Захватывающий мир авиации пленяет многих людей, ведь полеты
стремительных истребителей или огромных пассажирских авиалайнеров по-настоящему завораживают и вызывают множество самых невероятных эмоций. Запечатлеть грациозный полет многотонных машин - это настоящая
находка для фотографа. Качественная авиационная фотография позволяет подчеркнуть динамичность, изящность и красоту различных летательных аппаратов, которые устремляются в небо на заоблачную высоту.

Споттинг от английского слова «spot» — «увидеть», «опознать»

Главное для плейн споттера определить что за самолет, его бортовой номер, серийный номер, все это конечно сопровождается фотографированием для наглядности. Местом съемки служит аэропорт или мелкий аэродром. При самом распространенном виде съемки — садящихся самолетов — обычно выбирается место под глиссадой взлетно-посадочной полосы. Для качественного фотографирования движущихся с большой скоростью (до 300 км/ч) объектов необходим большой опыт, поэтому споттеры занимаются любимым делом как можно чаще. Многие отправляются в другие города, чтобы снимать в местном аэропорту.

Поклонников такого увлечения принято называть споттерами. Они занимаются тем, что в свое свободное время пытаются сфотографировать самолеты и другие летательные аппараты с близкого расстояния. Возможность для такой
фотосъемки представляется нечасто, ведь многие аэропорты являются стратегическими объектами и получить разрешение на ведение съемки непосредственно с летного поля очень не просто. Споттерам зачастую приходится довольствоваться фотосъемкой из-за пределов территории аэропорта. Наилучшие же возможности для съемки предоставляются обычно во
время проведения авиасалонов и авиационных шоу, на дне открытых дверей на базах Военно-воздушных сил. Кроме того, в некоторых аэропортах, например, в московском аэропорту Домодедово, существует практика организации официальных фотосессий, благодаря которой споттеры и любители авиации получают шанс запечатлеть на снимках пассажирские
авиалайнеры и другие самолеты. Сам же процесс авиационной фотосъемки требует от фотографа определенных знаний и навыков. Запечатлеть на фотографии объект, который проносится в небесной синеве с огромной скоростью или движется по взлетно-посадочной полосе, — задача непростая.

Для получения красивого и запоминающего кадра здесь важно правильно оценить момент и спустить затвор фотоаппарата в нужную долю секунды. В этом и состоит прелесть авиационной фотографии.

Некоторые вводят в заблуждение, говоря что плейн споттинг это фотографирование самолетов, это далеко не так. Фотографирование это часть современного споттинга, но не его основа. Часть споттеров, особенно на западе до сих пор ходят на споттинг с подзорной трубой и блокнотом, записывая в него какой самолет где и когда они видели.


Основная сложность авиационной фотографии - это, конечно, съемки самолетов и других летательных аппаратов в воздухе. Трудность заключается в том, что расстояние до объекта съемки будет постоянно меняться в силу высокой скорости и широкого диапазона высот, на которых летит самолет. Поэтому для ведения подобной съемки лучше всего
использовать фотокамеру с высокой скоростью серийной съемки, оснащенную светосильным телеобъективом. Это позволит получить качественные фотографии авиационной техники в полете и реализовать множество самых
разнообразных сюжетов. При съемке самолетов, находящихся в статичном положении на территории аэропорта, рекомендуется применять широкоугольный объектив, дающий возможность неторопливо выстроить кадр и запечатлеть самые интересные детали объекта.

Для съемки летательных аппаратов непосредственно во время их полета используется техника съемки с проводкой, которая применяется во многих видах фотографии, где требуется запечатлеть на пленке быстро движущиеся
объекты. Ведь фотография должна передавать движение и динамичность самолета, отрывающегося от взлетно-посадочной полосы или стремительно летящего по небу. Для съемки с проводкой необходимо правильно выбрать точку съемки исходя из предполагаемого движения самолета, положения солнца и направления ветра. Надо отметить, что угадать наиболее выгодную точку съемки практически невозможно, однако, опыт и общие закономерности движения летательного аппарата должны подсказать фотографу оптимальное решение.

При съемке самолета, который скоро наберет ход и оторвется от земли, лучше всего занять позицию как можно ближе к предполагаемой точке его отрыва от взлетно-посадочной полосы. Точка отрыва самолета зависит от его веса, мощности двигателей, направления и скорости ветра. Поэтому правильный выбор наиболее выгодной точки съемки в большинстве случаев определяется опытом фотографа и его знаниями авиационной техники.


Для съемки самолетов и других летательных аппаратов обычно применяют короткие выдержки, однако, порой это влечет за собой непредсказуемые результаты в виде смазанных изображений. Даже у опытных споттеров иногда
получаются неудачные снимки, поэтому нужно быть готовым к этому. Поскольку для споттинга главный объект съемки - это непосредственно сам летательный аппарат, снимать его необходимо крупным планом. В этом смысле споттинг чем-то похож на макрофотографию.

Самолет должен быть снят крупно и располагаться посередине фотографии. Тем не менее, авиационная фотография оставляет широкое поле для экспериментов, нахождения интересных сюжетов и ракурсов. В кадр могут попасть облака, тени, солнце, дым от ревущих двигателей самолета, тепловые ловушки в момент их отстрела, срывы воздушного потока и другие детали, которые позволят создать цельную и гармоничную картину. Если имеется такая возможность, то лучше всего внимательно изучить программу выступления пилотажных групп на авиашоу заранее или последить некоторое время за взлетающими и приземляющимися самолетами в аэропорту. Это позволит определить выигрышные ракурсы и, в конечном счете, получить фотографии, которые будут смотреться наиболее эффектно и интересно.

Успех в споттинге зависит от самого фотографа, его способности следить за «поведением» самолетов, изучать особенности движения авиационной техники. Только такой опыт позволит фотографу предугадывать, что произойдет в следующий момент, а значит, получить привлекательные и яркие снимки. Любителям споттинга никогда не стоит забывать о собственной безопасности и безопасности пассажиров и экипажа воздушных судов. Нужно быть всегда готовым к общению с представителями службы авиационной безопасности аэродромов и строго следовать их указаниям.

Во время холодной войны на Западе споттинг был особенно популярен. Считалось огромной удачей заснять советский самолёт, так как в СССР фотографировать аэропорты и самолёты было запрещено.

Первый в Российской Федерации официальный массовый споттинг был организован в Московском международном аэропорту «Домодедово» 22 мая 2007 года, идея организации и проведения фотосессии принадлежит сотруднику аэропорта Александру Васильеву. В споттинге приняли участие более 50 профессиональных фотографов-споттеров . По итогам мероприятия на первом этаже аэровокзального комплекса Домодедово была организована выставка фотографий "Авиационный споттинг в Домодедово"

В 2009 году к Москве присоединился Иркутск, когда 13 ноября «Аэропорт Иркутск» провёл первую споттинг-сессию. Пока только эти два города России проводят это мероприятие.

Споттинг-площадки

Наиболее известные в мире места для споттинга:

Пляж Махо рядом с аэропортом Принцессы Джулианы на острове Святого Мартина;
Сквер возле ресторана In-N-Out возле аэропорта Лос-Анджелеса;
Закрытый ныне Гонконгский аэропорт Kai Tak;


Правовое положение такого хобби не определено ни в одной стране, но в России к любителям плейн споттинга традиционно относятся жёстче, чем в западных странах. Хотя, известен случай, когда в 2001 году греческая полиция задержала 14 споттеров (12 британцев и двух граждан Нидерландов), когда те снимали в окрестностях базы греческих ВВС Каламата. Им грозил срок по 20 лет по обвинению в шпионаже.

Через 6 недель им было предъявлено другое обвинение — в незаконном сборе информации, их выпустили под залог в 9000 фунтов стерлингов. В апреле следующего года, уверенные в своей невиновности, они подали ответный иск против Греции. Итог был неожиданным: восьмерых приговорили к трем годам заключения, остальных — к одному году.. В ноябре того же года с 11 британцев были сняты все обвинения.

Фотографы любят самолёты с редкой раскраской фюзеляжа. Например, Boeing 747-400, Малазийские авиалинии

Тем не менее, иногда встречаются и обратные примеры, когда споттерские мероприятия организовываются официально. Например, 22 мая 2007 года в «Домодедово».

25.09.2011 19303 Тематические статьи 0

Пленительный мир авиации манит и притягивает к себе миллионы людей по всему миру. Кто не мечтал в детстве стать летчиком, кто может остаться равнодушным при посещении авиашоу, когда на Ваших глазах многотонные машины грациозно вальсируют в небе, а песня реактивных двигателей заставляет содрогаться землю под ногами? Огромные пассажирские авиалайнеры и стремительные истребители, более смахивающие на этажерки старинные летательные аппараты и стрекозообразные вертолеты - на фотоснимке грациозные очертания стальной птицы подчеркнут ее изящность, красоту, динамичность.

В этой статье фотошколы мы рассмотрим технические вопросы авиафото. Поймать в объектив самолёт, только что мчавшийся по взлетно-посадочной полосе в момент его отрыва от земли, или проносящийся высоко в небесной синеве... Это - мир, где все решают секунды. Остановить мгновение, запечатлеть на фотографии объект, движущийся с такой скоростью, что за его перемещением не успевает человеческий глаз - в этом изюминка авиационной фотографии, особое удовольствие от процесса подобной фотосъёмки.

Далее будут рассмотрены особенности фотосъемки, как за пределами территории аэропорта, так и непосредственно на летном поле. Возможность оказаться в самом центре событий представляется во время авиасалонов или дней открытых дверей на военных авиабазах, а также на официальных фотосессиях (плэйн-споттингах) в гражданских аэропортах. Однако, особо хочется отметить, что находясь на территории аэродрома, в погоне за красивым кадром, эффектным ракурсом никогда не следует забывать о собственной безопасности и безопасности экипажа и пассажиров воздушного судна. Никогда не следует находиться на взлетно-посадочных полосах и рулежных дорожках непосредственно на траектории движения самолета.

Вам понадобятся:

Фотокамера
Для съемки самолетов в воздухе предпочтительнее фотокамера с высокой скоростью серийной съемки (далее будет рассмотрено, в каких случаях это потребуется).

Объектив
Оптимально использовать светосильный телеобъектив. При этом, объектив с фиксированным фокусным расстоянием, конечно, позволит вам получить бескомпромиссные по качеству изображения снимки, однако, в большинстве случаев при съемке зум-объективом, вы будете все же иметь большую свободу выбора ракурса и как следствие, получите больше разнообразных по сюжету фотографий. Например, на авиашоу, во время выполнения демонстрационных полетов в пределах пилотажной зоны, расположенной на безопасном расстоянии от зрителей, с широким диапазоном высот и скоростей, расстояние до объекта съемки будет постоянно изменяться и поэтому использование объектива с переменным фокусным расстоянием будет предпочтительнее. Использование же объектива с фиксированным фокусным расстоянием может быть оправданным, например, при съемке за пределами гражданского аэропорта заходящих на посадку один за другим, по одной и той же траектории, рейсовых пассажирских самолетов.

При съемке статической экспозиции на авиасалоне или самолетов на стоянках в аэропорту используйте широкоугольный объектив. Пока самолет на земле, можно неторопливо выстроить кадр, обратить внимание на детали, подождать красивого света, рассветного или закатного, например. Выбрать наиболее выгодный ракурс, низкую или высокую точку съемки.

Также при съемке на территории аэропорта может быть оправдано использование двух фотокамер, на одной из которых будет установлен широкоугольный объектив, а на другой телеобъектив (одна камера для самолетов на статической экспозиции и на рулении или буксировке в непосредственной близости от Вас, вторая - для самолетов в воздухе, и находящихся на большом расстоянии на стоянках).

Техника съемки

1. Съемка с проводкой
Движущийся по полосе самолет смотрится эффектнее, если фотография передает скорость его движения. Готовая оторваться от земли машина с уже поднятой передней стойкой шасси, или мгновение назад коснувшаяся земли, или проходящая в полуметре над полосой до или после касания - все эти сюжеты получатся одинаково красивыми при съемке с проводкой.
Соответственно, Вам необходимо располагаться как можно ближе к точке отрыва самолета от взлетно-посадочной полосы или к точке касания. Угадать эти точки заранее со стопроцентной уверенностью невозможно, однако общие закономерности позволят свести вероятность занять неправильную позицию к минимуму.

При выборе точки съёмки важно учесть не только положение солнца, но и направление ветра. Взлёт и посадка обычно осуществляются против ветра, но на крупных авиашоу, где в кабинах самолетов сидят, как правило, летчики-испытатели ведущих конструкторских бюро, взлетать и садиться могут и по ветру.
Длина разбега (и, как следствие, точка отрыва) зависит, кроме направления и скорости ветра, еще и от веса взлетающего самолета и мощности его двигателей. Так же учитывайте технику взлета- например, отечественные самолеты, как правило, отрываются от земли позже своих западных аналогов. Вес взлетающего самолета будет тем больше, чем дальше ему предстоит лететь (из-за веса топлива на борту). При съемке в гражданском аэропорту, заранее изучив расписание, можно узнать, куда отправляется тот или иной самолет.

2. Короткие выдержки.
К сожалению, получение резкого качественного кадра при съемке с проводкой, гарантировано на сто процентов далеко не всегда и поэтому, если, например, на авиашоу Вам представилась возможность снять единственный полет уникальной машины, будьте готовы к тому, что, возможно, снимок получится неудачным. Съемка на короткой выдержке даст более предсказуемый результат (но и тут Вы, конечно, не застрахованы от неудачи на сто процентов).
Чтобы исключить смазывание изображения, снимайте с выдержкой, значение которой будет меньше обратной пропорции фокусного расстояния объектива. Например, при использовании объектива с фокусным расстоянием 500 мм, не устанавливайте выдержку длиннее 1/500. Использование штатива при съемке полетов неприемлемо, однако, можно попробовать использовать монопод.

3. О ракурсах и сюжетах

Избегайте снимать самолеты в воздухе (в первую очередь пассажирские авиалайнеры) в профиль. Тонкий и длинный силуэт разрежет кадр пополам, оставит много незаполненного пространства (такой ракурс на слэнге авиафотографов называется «боковик» или «батон»). Не «пеките батоны», смотреть их зрителю быстро наскучит, но в то же время помните, что именно такая фотография лучше всего демонстрирует ливрею (раскраску) авиалайнера. Снимайте в таком ракурсе только самолеты в самых красивых и необычных ливреях.
Или снимайте «боковики» самолетов на земле. Попавшие в кадр наземные объекты, заполнят пустое пространство, сделают кадр плотнее (например, сделанные с проводкой фотографии самолета на полосе тоже можно назвать «боковиками»).
Однако если ливрея самолета не представляет экстра интереса, лучше снять самолет на земле в 3/4, в таком ракурсе он будет смотреться еще эффектнее.

Можно поэкспериментировать, попробуйте снять самолет в 3/4 не только спереди, но и с хвоста, с низкой или с высокой точки съемки. Но помните при этом, что длинное тонкое крыло превратиться на снимке в узкую полоску, и если оно будет присутствовать в кадре целиком, оставит, таким образом, также много незаполненного пространства. Кроме того, постарайтесь никогда не размещать крыло на уровне горизонта.

Чтобы сделать кадр с самолетом в воздухе более плотным, максимально заполнить пустое пространство снимка, снимайте самолет на вираже. Причем вираж должен выполняться на фотографа - чтобы самолет показал ему, освещенную солнцем верхнюю плоскость. Иначе на снимке будет «пузо». Хуже «боковика» может быть только снимок с «пуза». С этого ракурса практически любой самолет выглядит некрасиво. К тому же, «пузо» практически никогда не будет освещено солнцем, хотя исключения тоже бывают - например, зимой солнечный свет, отраженный от снега, нижнюю часть самолета все же подсветит, а прямой солнечный свет может попасть на «пузо» взлетающего авиалайнера на рассвете или перед закатом, когда солнце невысоко над горизонтом, а самолет набирает высоту с большим тангажом (высоко «задрав нос»). В отличии от «пуза» пассажирских авиалайнеров, «пузо» истребителя или спортивного поршневого самолета может оказаться на солнце во время выполнения фигуры высшего пилотажа «бочка» (когда самолет летит «вниз головой»). Как правило, эта фигура высшего пилотажа выполняется с убранным шасси, тем необычнее и интереснее будет смотреться на фотографии самолет, «пузо» которого окажется на солнце, а «спинка», наоборот, в тени во время выполнения бочки с выпущенным шасси.

Выбирая позицию для съемки вблизи аэродрома (вне его территории), в случае если Вам доступны только точки за обеими торцами полосы, позволяющие делать только фотографии самолета, находящегося в воздухе, предпочтительнее будет «посадочный торец». Взлетевший самолет пройдет над Вами на большей высоте, чем садящийся. К тому же, взлетевший самолет к моменту прохода торца полосы, скорее всего, уже успеет убрать шасси, в то время как садящийся предстанет перед Вами во всей красе в посадочной конфигурации - с выпущенными на максимальный угол закрылками и шасси, с включенными фарами.

Экспериментируйте, попробуйте включить в композицию окружающий пейзаж, солнце, облака, тени на облаках, дымы, тепловые ловушки в момент их отстрела (салют). Особенно красив момент синхронного отстрела ловушек несколькими самолетами в составе пилотажной группы, например, во время роспуска, или при выполнении одним из них (соло) высшего пилотажа.
Однако, помните, что общепринятые в художественной фотографии законы композиции в авиафото не действуют (включая правило третей и золотого сечения).

Поскольку Вашему зрителю интересно в первую очередь видеть на фотографии именно самолет, а не окружающий его пейзаж или небо, снимайте самолет крупно, стараясь заполнить им весь кадр, располагая его посередине фотографии. Авиафото - это, в какой-то мере, та же предметная фотография или макро. Как правило, облакам, теням и дымам основной роли на снимке не отводится.
Уделите внимание реактивной струе от двигателя. Особенно эффектно она будет смотреться на фоне наземных объектов, но если их в кадре нет, можно оживить снимок и реактивной струей просто на фоне облаков. Ищите ракурс, при котором в реактивной струе одного самолета (за ней) окажется другой самолет. Например, при съемке на перроне. Или при съемке парных посадок. Или при съемке вблизи аэропорта с интенсивным трафиком, когда второй самолет в воздухе в кадр попадает случайно. Помните, что наличие в кадре второго самолета всегда оживляет снимок.

Но и не забывайте о том, что «размытый» самолет - это, брак, неудачный кадр. Будь то самолет, оказавшийся в реактивной струе двигателя другого борта или его работающей ВСУ - вспомогательной силовой установки, в мареве, поднимающемся от бетона полосы в жаркий день, или в дрожащем теплом воздухе за окном. Помните, что снимая зимой из теплого помещения через открытое окно (например, из номера приаэродромной гостиницы с видом на летное поле), вы тоже можете столкнуться с дрожащей «стеной» теплого воздуха за открытым окном.

При съемке самолета обращайте внимание на стоящие с ним по соседству другие борта, не запущена ли на них ВСУ. Теплый воздух не всегда заметен глазу, ориентируйтесь по звуку работающей ВСУ. При съемке у полосы в жаркий день, снимать получится только самолеты, находящиеся над полосой на определенной высоте (где марева уже не будет).

Попробуйте запечатлеть на фотографии срывы воздушного потока. Они возникают при сочетании определенных значений влажности воздуха, его температуры и углов атаки, с которыми пилотируется самолет. Общая закономерность - чем выше влажность воздуха, тем больше эффект. Соответственно, идеальные условия для съемки - солнце, только-только вышедшее после грозы. Влажность воздуха в этот момент еще высокая, но и солнечный свет уже есть.

Также, появившееся непосредственно после грозы солнце, дает Вам возможность снять всю красоту взлетов и посадок на мокрую полосу, особенно эффектен будет процесс включения реверса на пробеге (особый режим работы двигателя, при котором тяга двигателя направляется в обратную сторону, используется при торможении после посадки).

Можно попробовать снимать не только после дождя, но и непосредственно в дождь, туман или снег. Брызги за самолетом или поднятая им снежная пыль могут немного оживить скучный кадр. Но помните, что солнечного света в таких условиях будет не хватать, и самолет на снимке окажется серым, неконтрастным.

Попробуйте запечатлеть срыв с лопастей винта турбовинтового самолета или вертолета. Общие закономерности возникновения этого явления такие же, как описано выше. Также, сделать снимок более выразительным могут помочь пыль или снег, поднимаемые вертолетами при взлете и посадке, брызги за взлетающим с воды или садящемся на воду гидросамолетом.

Снимайте турбовинтовые самолёты на длинной выдержке, чтобы их винты сливались в замкнутый круг. Во многом всё зависит от скорости вращения и количества лопастей. Но подобные кадры получится снять, скорее всего, только когда самолет неподвижен или на рулении.

Самое сложное в авиационной фотографии - это встречный пилотаж, когда многотонные машины стремительно несутся навстречу друг другу. Мгновение, еще мгновение … и … самолеты разошлись в разные стороны. Скорость одного из них относительно другого при этом могла достигать 1500 км/ч и выше. Здесь, как нигде больше, пригодится высокая скорость серийной съемки. Однако никакая, даже самая современная и скоростная камера не позволит сделать серию кадров, в которой гарантированно будет идеальный снимок. Везение при съемке встречного пилотажа Вам потребуется как никогда, но определенная техника получения удачных фотографий поможет приблизиться к конечному результату. Выберите самолет, который в момент пересечения курсов будет к Вам ближе. Это не так просто как кажется, Ваш глазомер может Вас обмануть, остается опять надеяться на удачу. Ведите выбранный самолет в видоискателе, и старайтесь при этом не упускать из вида вторую машину, идущую ему навстречу. В момент пересечения траекторий полета (или за мгновение до него, если у Вас получится) нажимайте на спуск, заранее установив режим серийной съемки. Выберите из полученной серии удачный кадр (в случае его наличия). Других советов, к сожалению, не существует. Но вероятность получить хороший снимок все же не так мала, как может показаться на первый взгляд.

В заключение хочется отметить, что авиационная фотография не ограничивается вышеописанными сюжетами и приёмами съемки. Продолжайте экспериментировать, ищите новизну.

Попробуйте себя в «авиамакро» (снимайте крупным планом стойки шасси, турбины или винты двигателей, сопло ВСУ, винглеты на крыльях и т.д.) или «интерьерной съемке» (обыграйте в кадре ряды разноцветных кресел в пассажирском салоне авиалайнера или неповторимое сочетание стрелок, индикаторов и ламп на приборной доске в кабине пилота, роскошь салонов самолетов бизнес-авиации и просторные грузовые кабины военно-транспортных самолетов-гигантов).

Помните также об юридических аспектах подобной фотосъемки. Например, некоторые авиакомпании запрещают фотографировать в салоне своих самолетов. Несанкционированно фотографировать в непосредственной близости от аэродромов разрешено тоже не во всех странах мира. Будьте готовы к общению с представителями САБ - службы авиационной безопасности.

Фото Дм. Маркелов, МАКС-2009

Сложно найти человека совершенно равнодушного к авиатехнике. Авиашоу и показательные полеты с участием современных воздушных судов вызывают огромный интерес у людей. Кто-то еще с раннего возраста начинает коллекционировать модели авиатехники, а для других людей любовь к авиации сочетается с увлечением фотографией. Именно о последних и пойдет речь в этой статье. А точнее о таком хобби, как авиаспоттинг.

Это увлечение, заключающееся в том, чтобы вести наблюдение за самолетами, составлять своеобразный реестр воздушной техники и подкреплять его удачными фотоснимками. С точки зрения фотографии, авиаспоттинг – это новое направление в жанровой фотосъемке, главной целью которого является фотографирование воздушных судов с максимально близкого расстояния. Сегодня подобными съемками занимаются как профессиональные фотографы, так и простые любители авиации.

Считается, что авиаспоттинг берет свое начало с 1925 года, когда добровольцы Королевской Армии (Royal Observation Corps) в Великобритании взяли на себя обязанность наблюдать за воздушными судами и фиксировать их в воздухе. Этих гражданских добровольцев специально обучали распознавать различные типы воздушных судов. Вплоть до Второй мировой войны и некоторое время после нее эти наблюдатели за небом продолжали свою деятельность.

Однако с появлением в небе реактивных, скоростных самолетов и разработки современного радиолокационного оборудования роль авиаспоттеров постепенно потеряла свою актуальность. Несмотря на это, просуществовали Наблюдательные войска в Великобритании довольно продолжительное время, и были окончательно расформированы только в начале 90-х годов прошлого столетия. В результате, авиаспоттинг из деятельности сугубо армейской превратился в мирное занятие для людей, по-настоящему увлеченных авиатехникой.

F/A — 18F HORNET Фото: Marcos Vasconcelos Photography / Foter.com / CC BY-NC-ND

Суть современного споттинга заключается в том, чтобы уметь определять тип самолета и его бортовой номер, а также делать удачные и интересные фотографии воздушных машин, дополняющих это описание. Естественно, что местом для фотосъемки в этом случае служит аэропорт или окружающая его территория. Споттеры обычно выбирают место под глиссадой взлетно-посадочной полосы, чтобы иметь возможность сфотографировать садящиеся самолеты.

Нужно отметить, что сама фотосъемка для споттера является лишь частью его увлечения, а не основой. В этой связи нужно различать собственно авиационную фотографию и авиаспоттинг. До сих пор встречаются споттеры, которые проникают на территорию аэропорта с обычной подзорной трубой и блокнотом, куда они записывают, какой самолет, где и при каких обстоятельствах они видели.

Для того, чтобы заниматься авиаспоттингом, человек, в первую очередь, должен обладать обширными знаниями в области авиатехники, а также много времени уделять путешествиям в поисках новых мест, где можно встретить разнообразные типы воздушных судов. Настоящий энтузиаст авиаспоттинга может без особого труда распознать тип воздушного судна, авиакомпанию и даже регистрационный номер судна.

Поскольку авиаспоттинг – это, прежде всего, хобби, то и цели у такого увлечения для каждого отдельного человека могут быть самыми разнообразными. Кто-то фиксирует перемещения различных бортов по аэродромам мира с целью восстановления истории авиатехники, другие же пытаются получить захватывающие и интересные кадры взлета и посадки самолетов.


Фото: wicho / Foter.com / CC BY-NC-SA

Фотографирование воздушных судов – занятие очень не простое. Этот жанр фотосъемки относится к разряду высокоскоростных. Почему высокоскоростных? Потому что самые впечатляющие и яркие фотографии воздушных объектов, несомненно, выходят в процессе их посадки или на взлете. Когда самолет находится в воздухе и идет на посадку, или стартует со взлетно-посадочной полосы, здесь-то и требуется высокоскоростная приближенная съемка. Наилучшим местом для съемки взлетающего самолета или воздушного судна, выполняющего посадку, считается расстояние в несколько десятков метров, чтобы в кадре можно было запечатлеть отличительную раскраску авиакомпании и бортовой номер воздушного судна. Как правило, это взлетно-посадочная полоса или территория, расположенная в непосредственной близости к ней. Однако получить доступ к взлетно-посадочной полосе и выбрать удачную позицию непросто – для этого требуется соответствующее разрешение.

Строгие меры безопасности не позволяют проходить на территорию аэропортов и разгуливать по территории так, как хотелось бы авиаспоттерам. Поэтому энтузиасты зачастую занимают позицию за ограждениями, вблизи траектории пролета самолетов. Впрочем, иногда споттерам предоставляется возможность сфотографировать самолет, когда он находится в неподвижном состоянии на земле, и расстояние между фотографом и воздушной техникой, таким образом, сокращается до минимума. В таких случаях часто используют съемку с нижнего ракурса (когда фотокамера находится на уровне земли), чтобы подчеркнуть всю мощь крылатых гигантов.

Нужно сказать, что подобное увлечение требует не только определенного опыта, а также умения проходить различные процедуры для получения разрешения фотосъемки на аэродроме. Авиаспоттинг также требует серьезных вложений в покупку соответствующего фотооборудования. Хорошая фототехника является одним из залогов получения качественных и интересных снимков воздушных объектов. Здесь требуется не только высококлассная «зеркалка» профессионального или любительского уровня, но и подходящая оптика. В частности, желательно иметь в своем арсенале телефотообъектив с изменяемым фокусным расстоянием, который можно использовать для съемки очень удаленных объектов, находящихся в воздухе.

На самом деле любому фотографу хочется запечатлеть самолет в воздухе, достаточно крупным планом, с четко различимыми деталями и в интересном ракурсе. Снять, таким образом, самолет в пилотажной зоне над взлетно-посадочной полосой – очень сложная задача, которую практически невозможно решить без применения длиннофокусной оптики и бленды (для защиты от солнца). При выборе камеры очень важен такой параметр, как скорость работы затвора, поскольку, как мы уже говорили, авиаспоттинг подразумевает высокоскоростную фотосъемку.

Конечно, проще всего снимать самолеты на стоянке – здесь нет никакой динамики и полета, но зато вероятность получения качественных, четких кадров максимальная. Новичкам можно начинать именно с таких съемок. Но все же наиболее ценные и завораживающие кадры – это те, на которых воздушная техника запечатлена в полете. Самолеты, как известно, летают очень быстро, причем высоко в небе, где для фотографа практически нет никаких ориентиров, позволяющих оценить масштаб и положение воздушного судна относительно земной поверхности.


Eva Air B-16702 Фото: Drewski2112 / Foter.com / CC BY-NC

Фотографирование движущихся в небе самолетов часто приводит к появлению сильного шума на конечном изображении даже при использовании первоклассного цифрового фотоаппарата и качественной оптики. Возникает разумное желание использовать при съемке движущихся в воздухе объектов штатив, который бы компенсировал нетвердость рук и избавил бы фотографа от необходимости установки очень коротких выдержек. Однако, как показывает практика, при съемке стремительно движущихся объектов в воздухе штатив оказывается практически бесполезным. Во-первых, он мешает фотографу вести цель, а, во-вторых, неспособствует «стабилизации» самого объекта съемки, за которым охотится авиаспоттер.

Поэтому приходится буквально ловить с рук самолеты в кадре, когда они заходят на посадку или «зависают» в верхних точках при выполнении фигур высшего пилотажа. Скорость полета при съемке самолета в крупном масштабе можно попытаться компенсировать только короткими выдержками и высокой чувствительностью. Либо опять-таки ловить те моменты, когда скорость воздушного судна сравнительно невысока. Но бывает это, к сожалению, только в верхних точках траектории, то есть дальше всего от авиаспоттера. Правда, иногда и в ближней зоне пилоты немного сбрасывают скорость, что позволяет фотографу получить примерно еще одну ступень выдержки.

При съемке движущихся объектов в воздухе существует несколько общих рекомендаций. Во-первых, лучше снимать в RAW-формате, поскольку последующая обработка отснятых кадров практически неизбежна. Во-вторых, рекомендуется снимать с достаточно короткими выдержками, чтобы минимизировать смазанность изображения. Для этого во многих случаях придется также увеличить чувствительность ISO. В-третьих, поскольку самолет движется в воздухе, то снимать нужно сериями. Тогда появляется шанс, что даже если фотограф не очень точно сфокусировался на резкость, то в одном из готовых кадров воздушное судно само подлетит на нужное расстояние. В-четвертых, стоит использовать бленду для защиты от бликов и прямых солнечных лучей.

Помимо этого, существует множество тонкостей и приемов, позволяющих сделать фотографию самолета более интересной и оригинальной. В частности, попадание в кадр облаков может существенно оживить снимок и сделать его неповторимым. При съемке самолета, стоящего неподвижно на земле, можно уделить внимание второстепенным предметам, располагающимся поблизости на аэродроме.


Фото: lilith121 / Foter.com / CC BY-NC

Приемов съемки авиатехники на самом деле огромное количество, умение находить их и правильно использовать приходит к фотографу с опытом. Впрочем, даже у опытных авиаспоттеров количество удачных кадров самолетов, движущихся в небе, которые не стыдно показать коллегам по увлечению или даже самому рассмотреть в крупном масштабе измеряется всего несколькими десятками. А число безупречных по всем показателям кадров вообще ограничивается штуками. Все дело в сложности такой фотосъемки и переоценке возможностей цифрового фотооборудования.

В России людей, по-настоящему увлеченных авиаспоттингом, пока гораздо меньше, чем в западных странах. Все дело в том, что это увлечение требует солидных затрат на покупку фотооборудования, высокой мобильности и массы свободного времени для того, чтобы путешествовать по миру. Ведь в одном аэропорту много захватывающих и разноплановых кадров сделать довольно сложно. Первый официальный «споттинг» для отечественных энтузиастов прошел в марте 2006 года в аэропорту «Внуково». Такие мероприятия с организованными группами фотографов и споттеров систематически проводятся в нескольких российских аэропортах.

К слову сказать, настоящие споттеры выбирают наиболее живописные аэродромы, к числу которых вряд ли можно отнести те, что находятся на территории России. Например, излюбленным местом для авиаспоттеров является аэропорт в Инсбруке (Австрия). Благодаря тому, что он располагается на высокогорье, в кадре на заднем плане всегда можно получить красивые заснеженные горные вершины. Также большой популярностью пользуется тропический остров Сан Мартен на Карибах. Взлетно-посадочная полоса местного аэропорта начинается очень близко к береговой линии, вследствие чего заходящие на посадку самолеты пролетают над отдыхающими на пляже туристами на высоте всего в несколько десятков метров.

Сегодня в Интернете можно найти целые сообщества авиаспоттеров и просто увлеченных авиацией фотографов, где дадут ответ на любые интересующие новичка вопросы, начиная от условий получения разрешения на проведение съемки на аэродроме и заканчивая тонкостями фотографирования самолетов в воздухе. Авиаспоттинг – это не только фотография, но и возможность завести новых друзей, разделяющих общие увлечения, погрузиться в необыкновенный мир авиации и найти повод для путешествия в другие страны для возможности съемки новых воздушных судов.

Настала пора поговорить об авиационной фотографии. Мир авиации не может оставить равнодушным никого. Многие в детстве мечтали стать пилотами и управлять огромной металлической машиной на высоте в несколько десятков тысяч метров. Остальные просто завороженно наблюдают за стальными птицами, с громовым ревом разрезающими воздух на авиашоу. Мир самолетов очень разнообразен, он включает в себя как гигантские пассажирские авиалайнеры и современнейшие стремительные истребители, так и похожие на стрекозу вертолеты и ретро-самолеты. На фотоснимках все перечисленные самолеты выглядят весьма впечатляюще, а их обтекаемые формы лишь добавляют стремительности, динамичности и особой грации.

Что же такое авиафото? Это настоящее искусство, где все решают доли секунд. Не так легко поймать в объектив огромную махину, только что скользившую по полотну взлетной полосы в момент отрыва от земли, или же запечатлеть самолет, проносящийся мимо на скорости, превышающей скорость реакции человеческого взгляда. В этом искусстве поймать момент и состоит изюминка авиационной фотосъемки.

Ниже будут описаны особенности авиафотосъемки как за пределами аэропортов, так и непосредственно в гуще событий. Шанс оказаться в непосредственной близости предоставляется во время проведения различных авиасалонов, таких как МАКС, во время дней открытых дверей на военных авиабазах, или официальных фотосессий гражданской авиации. Важно помнить о том, что не следует пренебрегать как собственной, так и безопасностью пилотов воздушных судов. Никогда не стоит, гонясь за хорошим кадром, выбегать на взлетно-посадочную полосу перед движущимся самолетом, где находится команда и пассажиры.

Приемы фотосъёмки:

  1. Фотосъемка с проводкой
  2. Короткая выдержка
  3. Коротко об удачных сюжетах и ракурсах

Что необходимо

Камера, обладающая высокой скоростью серийной съемки.

Объектив лучше всего подойдет светосильный. Что касается фокусного расстояния, то, если придраться к качеству фото объектива с фиксированным фокусным расстоянием невозможно при съемке заходящих на посадку по одной траектории самолетов за пределами аэропорта, то, снимая самолеты на авиашоу, где те выполняют сложные трюки на разной высоте и удалении от фотографа, нельзя обойтись без зум-объектива. Если Вы планируете снимать статическую композицию на выставках, или днях открытых дверей, запаситесь широкоугольным объективом, ведь Вам представится возможность придирчиво выбрать ракурс, свет и пр. Возможно, будет не лишним захватить вторую камеру с телеобъективом, для съемок самолетов, размещенных на стоянке вдали от фотографа.

Техника съемки

1. Съемка с проводкой

Самые эффектные снимки получаются при съемке того момента, когда самолет только отрывает шасси от земли, или же чуть задирает нос после касания взлетной полосы. Для успешного кадра фотограф должен занять позицию наиболее близкую к точке взлета или первого касания самолетом земли. Разумеется, угадать ее невозможно, однако есть небольшие хитрости, которые помогут выбрать правильное место.

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 195mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/160

Для начала, небольшой ликбез. Взлет и посадка самолетов чаще всего производятся против ветра, за исключением авиашоу, где летчики-асы могут сделать это и по ветру. Длина разбега самолета, как и местоположение точки его отрыва, помимо скорости и направления ветра зависят и от массы самолета и мощности двигателя. Как правило, отечественные судна взлетают позже зарубежных аналогов. Вес самолета напрямую зависит от дальности рейса, ведь чем дальше лететь, тем больше топлива необходимо для его выполнения. А потому не лишним будет изучить расписание рейсов в аэропорте.

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 195mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/250

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 320mm

Диафрагма F8

Выдержка 1/640

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 195mm

Диафрагма F9

Выдержка Авто

2. Короткие выдержки.

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 370mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/800

Фото с проводкой, к сожалению, не может гарантировать четкого и хорошего снимка, а потому, снимая на авиашоу какой-то уникальный самолет, совершающий лишь один полет, стоит свести риски неудачного кадра к минимуму. Для этого стоит использовать короткую выдержку. В целях исключения смазывания изображения снимать нужно с выдержкой, не превышающей обратное значение фокусного расстояния. Т.е., если у фокусное расстояние 500мм, нельзя использовать выдержку более 1/500. Снимок, возможно, будет лучше, если снимать с монопода.

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 370mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/500

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 420mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/640

3. Ракурс и сюжет

Несколько советов о том, чего следует избегать в авиафотосъемке. Прежде всего, нужно избегать кадров с находящимися в воздухе самолетами в профиль. Такое положение машины разрежет кадр пополам. Исключением может стать самолет с необычной и яркой ливреей, или же стоящий на земле самолет, где наземные объекты сделают кадр плотнее, заполнив пустоту.

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 165mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/500

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 270mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/500

В других случаях самым выгодным положением станет самолет, повернутый в 3/4 с головы или хвоста судна. Не стоит размещать крыло на уровне горизонта, чтобы избежать, опять же, разрезания фото пополам, ведь крыло превращается в тонкую полоску, если расположить его параллельно земле.

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 72mm

Диафрагма F13

Выдержка 1/200

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 72mm

Диафрагма F9

Выдержка Авто

Отличные кадры выходят, если снимать самолет во время выполнения воздушных фигур, или при заходе на вираж, это придает снимку плотность. Важно помнить, что вираж должен выполняться «на фотографа», т.е. машина должна быть повернута к нему верхней освещенной плоскостью. В противном случае абсолютно все самолеты выглядят непрезентабельно, а на фото появляется «пузо». Хотя «пузо» практически не бывает освещено солнцем, во время съемки зимой отраженный свет все же может подсветить его. Также прямой солнечный свет может осветить низ самолета на закате или восходе, когда пассажирский лайнер взлетает, высоко задрав нос. Другое дело с истребителями, ведь их «пузо» может легко быть подсвечено при выполнении фигур высшего пилотажа, таких как бочка. Кадр с бочкой будет интереснее еще и тем, что такие трюки исполняют с убранным шасси.

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 165mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/400

Если Вам доступны лишь местоположение за торцами взлетно-посадочной полосы, то всегда отдавайте предпочтения «посадочному» торцу, именно там самолет предстанет перед Вами во всей красе, с выпущенным для приземления шасси и на меньшей, чем при взлете, высоте. Можно поэкспериментировать, включая в композицию снимка интересные облака или окружающий пейзаж.

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 370 mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/400

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 31mm

Диафрагма F8

Выдержка 1/500

Здорово поймать момент отстрела тепловых ловушек, особенно несколькими самолетами, как это бывает в пилотажной группе истребителей. Просто потрясающий кадр получается, когда отстрел происходит в колоколе, с зависшим в наивысшей точке фигуры самолетом.

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 165mm

Диафрагма F8

Выдержка 1/250

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 116mm

Диафрагма F9

Выдержка 0,8 сек

Помните о том, что в авиационном фото не работают принятые законы композиции (правило золотого сечения и третей).

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 420 mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/640

Авиафото - это что-то вроде предметной или макросъемки. Ведь зрителю интересен именно сам самолет, который следует снимать крупно, а не окружающие его облака и небо.

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 230mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/320

Можно поиграть с реактивной струей двигателя, особенно на фоне наземных объектов или облаков. При съемке парных посадок самолет, размещенный за реактивной струей другого, сделает кадр весьма интересным, хотя в обычных условиях размытый самолет - это брак. Столкнуться с размытостью можно и снимая из теплого помещения через открытое окно. Примером может служить съемка из окна приаэродромной гостиницы, когда фото испортит дрожащая стена теплого воздуха за окном.

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 420mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/640

Следует следить за ВСУ самолетов, ориентируясь чаще на звук работающего самолета, ведь реактивная струя не всегда сразу заметна глазу. Тепловая полоса от разогретого асфальта взлетно-посадочного полотна также может испортить фото. Чтобы избежать этого, нужно снимать на определенной высоте, где марева уже не будет.

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 116mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/500

Необычные кадры получаются в момент срыва воздушного потока, что происходит строго при определенных сочетаниях влажности воздуха, угла атаки самолета и температуры. Наиболее высокие шансы поймать такой момент - солнце, едва вышедшее после грозы.

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 270mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/800

Такие условия также позволят запечатлеть всю красоту приземления на мокрую полосу, или эффект реверса (обратная работа двигателя, используемая при торможении).

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 420mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/1000

Можно поснимать и во время дождя или тумана и снега. Конечно, света будет мало, но брызги от взлетающего самолета оживят кадр, как и брызги взлетающего или садящегося гидросамолета, или срыв лопастей винта вертолета или турбовинтового самолета в момент взлета.

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 230mm

Диафрагма F11

Выдержка 1/800

При съемке групповых пилотажных программ будет неплохо поприсутствовать на репетиции, чтобы заранее наметить зрелищные моменты и подготовиться. Участие в репетиции может отчасти заменить собственный опыт, однако необходимо научиться предугадывать поведение и траекторию самолета, что невозможно без предварительного наблюдения и анализа их движения.

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 165mm

Диафрагма F9

Выдержка Авто

Во время совместных трюков снимайте несколько самолетов в одной плоскости. Используйте телеобъектив для сжатия перспективы.

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 420 mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/640

Снимая турбовинтовые самолеты. Задействуйте длительную выдержку, чтобы лопасти образовали единый круг. Это возможно зачастую лишь на рулении судна на стоянке.

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 420mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/640

Хорошо снимать из точек над самолетом, когда он на взлете. Это обычно выходит на горных аэродромах.

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 165mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/640

Самое сложное - снять самолеты во время встречного пилотажа, когда скорость сближающихся машин относительно друг друга может достигать 1500 км/ч. Здесь и потребуется высокая скорость серийной съемки, которая, однако, не гарантирует удачного кадра. Главную роль в таком случае играет везение и интуиция фотографа. Единственный совет для получения удачного кадра: выдрать ближайший к Вам самолет и вести его в видоискателе, параллельно не спуская глаз со второй машины. В момент или за миллисекунда до пересечения их траекторий следует нажать на кнопку спуска затвора. Если повезет, из серии выбрать удачный кадр и работать с ним.

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 165mm

Диафрагма F9

Выдержка Авто

Авиафото не стоит на месте. Развивайтесь, экспериментируйте, ищите новые удачные положения. Поиграйте с интерьером салона самолета, поймает необычный пейзаж из иллюминатора, попробуйте себя в авиа-макро, снимая крупным планом детали самолета, показавшиеся Вам интересными. Снимая интерьеры, будьте готовы к встрече с САБ - службой авиационной безопасности.

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 370mm

Диафрагма F13

Выдержка 1/640

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 420mm

Диафрагма F8

Выдержка 1/800

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 420mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/400

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 165mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/640

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 165mm

Диафрагма F9

Выдержка Авто

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 165mm

Диафрагма F9

Выдержка Авто

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 420mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/1000

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 165mm

Диафрагма F9

Выдержка Авто

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 320mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/1000

Фотокамера Nikon D

Фокусное расстояние 370mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/250

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 270mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/400

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 500mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/1600

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 500mm

Диафрагма F9

Выдержка Авто

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 195mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/200

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 420mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/640

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 320mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/1000

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 420mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/400

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 420mm

Диафрагма F9

Выдержка Авто

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 165mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/640

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 85mm

Диафрагма F9

Выдержка Авто

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 24mm

Диафрагма F9

Выдержка Авто

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 24mm

Диафрагма F9

Выдержка Авто

На основе материалов с сайта: