Современное казачество России: «ряженая сотня» или опора для народа. Казачество в канун революции

Окраска

Казаки… Совершенно особая социальная прослойка, сословие, класс. Своя, как выразились бы специалисты, субкультура: манера одеваться, говорить, вести себя. Своеобразные песни. Обостренное понятие чести и достоинства. Гордость собственной самобытностью. Отвага и лихость в самом страшном бою. История России с некоторых пор непредставима без казачества. Вот только нынешние «наследники» - по большей части, «ряженые», самозванцы. К великому прискорбию, большевики очень «постарались», чтобы выкорчевать настоящих казаков под корень еще в гражданскую войну. Тех, кто не был уничтожен, сгноили в тюрьмах и лагерях. Увы, но разрушенного не вернуть. Чтить бы традиции и не сделаться Иванами, родства не помнящими…

История донского казачества

Донские казаки Как ни странно, но известна даже точная дата рождения донского казачества. Ею стало 3 января 1570 года. Иван Грозный, разгромив татарские ханства, по сути, предоставил казакам все возможности обживать новые территории, селиться и пускать корни. Казаки гордились вольностью, хотя и приносили присягу на верность тому или иному царю. Цари же в свою очередь не торопились закабалять эту лихую ватагу окончательно.

Во времена Смуты казаки оказались весьма деятельны и активны. Впрочем, часто они принимали сторону того или иного самозванца, а отнюдь не стояли на страже государственности и закона. Один из известных казачьих атаманов - Иван Заруцкий - даже сам не прочь был воцариться на Москве. В XVII веке казаки активно осваивали Черное и Азовское моря.

В каком-то смысле они стали морскими пиратами, корсарами, наводящими ужас на купцов и негоциантов. Рядом с казаками часто оказывались и запорожцы. Петр Первый официально включил казаков в состав Российской империи, обязал их к государевой службе, отменил выборность атаманов. Казаки стали принимать самое деятельное участие во всех войнах, какие вела Россия, в частности, со Швецией и Пруссией, а также в Первой мировой.

Многие из донцов не приняли большевиков и воевали против них, а затем ушли в эмиграцию. Известные деятели казачьего движения - П.Н.Краснов и А.Г.Шкуро - активно сотрудничали с гитлеровцами в годы Второй мировой войны. В эпоху горбачевской перестройки заговорили о возрождении донского казачества. Впрочем, на этой волне было много мутной пены, следования моде, откровенных спекуляций. К настоящему времени, практически никто из т.н. донских казаков и тем более атаманов по происхождению и по званиям таковыми не является.

История кубанского казачества

Кубанский казак Возникновение кубанского казачества относится к более позднему времени, нежели донского, - только ко второй половине XIX века. Местом дислокации кубанцев являлся Северный Кавказ, Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область, Адыгея и Карачаево-Черкесия. Центром был город Екатеринодар. Старшинство принадлежало кошевым и куренным атаманам. Позднее верховных атаманов стал назначать лично тот или иной российский император.

Исторически, после расформирования Екатериной II Запорожской Сечи, несколько тысяч казаков бежали на черноморское побережье и попытались восстановить Сечь там, под покровительством турецкого султана. Позднее они вновь развернулись лицом к Отечеству, внесли существенный вклад в победу над турками, за что и были жалованы землями Тамани и Кубани, причем земли отдавались им в вечное и потомственное пользование.

Кубанцев можно охарактеризовать как свободное военизированное объединение. Население занималось сельским хозяйством, вело оседлый образ жизни, а воевало только по государственной надобности. Сюда охотно принимали пришлых и беглых из центральных районов России. Они смешивались с местным населением и становились «своими».

В огне революции и гражданской войны казаки вынуждены были постоянно лавировать между красными и белыми, искали «третий путь», пытались отстаивать свою самобытность и независимость. В 1920 году большевики окончательно упразднили как Кубанское войско, так и Республику. Последовали массовые репрессии, выселения, голод и раскулачивание. Только во второй половине 30-х гг. казачество было частично реабилитировано, восстановлен Кубанский хор. В Великую Отечественную войну казаки воевали наравне с другими, преимущественно вместе с регулярными частями Красной Армии.

История терского казачества

Терские казакиТерское казачество возникло примерно тогда же, что и кубанское, - в 1859 году, по дате разгрома войск чеченского имама Шамиля. В казачьей властной иерархии терцы являлись третьими по старшинству. Они расселись вдоль таких рек, как Кура, Терек, Сунжа. Штаб терского казачьего войска - город Владикавказ. Заселение территорий началось еще с XVI века.

Казаки ведали охраной приграничных территорий, но и сами порой не гнушались набегами на владения татарских князьков. Казакам нередко приходилось обороняться от горских набегов. Впрочем, близкое соседство с горцами принесло казаком не только отрицательные эмоции. Терцы переняли от горцев некоторые языковые выражения, а в особенности реквизиты одежды и амуниции: бурки и папахи, кинжалы и сабли.

Центрами сосредоточения терских казаков стали основанные города Кизляр и Моздок. В 1917 году терцы самопровозгласили независимость и учредили республику. С окончательным установлением Советской власти терцев постигла та же драматичная участь, что кубанцев и донцов: массовые репрессии и выселение.

Интересные факты

В 1949 году на советский экран вышла лирическая комедия режиссера Ивана Пырьева «Кубанские казаки». Несмотря на явную лакировку действительности и сглаживание социально-политических конфликтов, она полюбилась массовому зрителю, а песня «Каким ты был» исполняется с эстрады и по сей день.
Интересно, что само слово «казак» в переводе с тюркского языка означает человека свободного, вольнолюбивого, гордого. Так что название пристало к этим людям, знать, далеко не случайно.
Казак не склоняется ни перед какими авторитетами, он быстр и свободен, как ветер.

Отношение к современным казакам в России не менее противоречиво, чем роль самих казаков в развитии государства и общества. Одни называют этих людей, претендующих на статус отдельного сословия, ряжеными и псевдопатриотами, другие видят в казаках зачатки возрождения основ нравственности и культуры той России, которую мы когда-то потеряли. Однако современное казачество – целое явление, которому, как и любому другому, явлению сложно дать однозначную оценку, да и всех внешних потугах однозначная оценка будет очевидно однобокой и потому бессмысленной. А потому постараемся взглянуть на представителей современного казачества с разных сторон. Цель одна: попытаться прояснить ситуацию с тем, что же собой в реальности представляют люди, называющие себя казаками.


Не будем касаться исторического аспекта появления казаков в истории России, потому что эта тема уже озвучивалась на «Военном обозрении». Сделаем упор именно на современный этап существования русского казака.

Для начала нужно сделать попытку отделить мух от котлет. Дело в том, что казачество (по крайней мере с той позиции, которая обозначается сегодня) представляется отнюдь не как этнический пласт, а, скорее, как общественная организация, призванная решать определенные проблемы. Какие проблемы? Чьи проблемы? А вот тут и заключается главный вопрос. Кто-то использует сам термин «казак» как некий синоним чести и преданности, патриотизма и глубины нравственных традиций, а кто-то готов сделать из этого слова для себя некий набор преференций, позволяющих утолить необузданное самолюбие. Одни вполне готовы послужить Отечеству на добровольной основе, другие же стараются наспех слепить из самих заявлений о гипотетическом служении Родине банальную PR-акцию, которая может, по мнению таких людей, добавить им определенных общественных, а то и политических, бонусов.

Приведем несколько примеров того, как успели за последнее время проявить себя казаки нового поколения. Чтобы ситуация была представлена максимально полно, и каждый смог оценить роль казаков в общественной жизни, представим несколько сюжетов, как позитивного, так и негативного характера.

С конца прошлого года несколько успокоилась ситуация с так называемыми казачьими патрулями в крупных городах России. Деятельность казаков, которые при согласовании с местными правоохранительными органами выходили на улицы Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа для проведения мероприятий по охране правопорядка, удостоилась диаметрально противоположных оценок. Одни, видя людей в форме, не закрепленной ни за одним из воинских или полицейских подразделений, открыто высказывали свой негатив и явно не собирались подчиняться требованиям казачьего патруля. Другие реагировали вполне спокойно и считали, что охрана общественного порядка с использованием казачьих дружин – мероприятие, которое проявляет себя вполне положительно.

Рассказывает казак ВКО «Резервное казачье войско» «Всевеликое войско Донское» А.Попов:

Меня, как рядового казака, привлекали для охраны общественного порядка во время празднования дня города. Задача передо мной и группой других казаков была поставлена следующая: мы должны были не допускать в места массового скопления людей изрядно подвыпивших лиц, а при излишнем желании таковых попасть на празднества, докладывать об инциденте своему непосредственному главе. Он уже связывался с полицейскими, которые хулигана и повязывали. Полномочий на то, чтобы самим принимать меры в отношении нарушителей, у нас не было.

Другой случай.
Москва. Конец прошлого года. Белорусский вокзал. Группа казаков, которая впоследствии была представлена как казачий патруль, осуществляла охрану правопорядка уже при наличии более широких полномочий, которые и вызвали дискуссию в обществе. Речь идет о том, что казачий патруль осуществлял рейд и выявлял места незаконной торговли. Обсуждению подверглось то, что казаки при выявлении мест незаконной торговли приступали к изъятию товара и погрузке его в заранее подготовленный автобус. Как утверждали сами казаки, автобус принадлежал ОБЭП, и все их действия с ОБЭПовцами были согласованы. Однако после столь рьяного исполнения обязанностей казаками, в прессе стала проскакивать информация о том, что казаки стали инструментом для дележа рынка в весьма бойком для торговли месте столицы.

Казачий патруль в Москве в работе

После того нашумевшего рейда сам первый зам атамана ВКО «Центральное казачье войско» генерал Колесников заявил, что первую попытку можно назвать не самой удачной. Очевидно, обсуждались и новые попытки принятия участия казаков в рейдах по Москве, но систематическими эти рейды явно не стали. Видимо, всё дело в том, что сами власти (не только региональные, но и федеральные) до сих пор не решили, что же им делать с таким «счастьем» (или без кавычек?) как современное казачество. Дашь полномочия, - думает власть, - могут и на шею сесть; не дашь полномочий, - потеряется электорат, а голоса ой как нужны… В общем, целая дилемма.

Одним из губернаторов, который решил регламентировать деятельность казаков в своем регионе, сегодня является глава Воронежской области Алексей Гордеев. Не так давно он обсуждал с лидерами местного казачества проблемы взаимодействия казаков с органами местной власти. На встрече атаман Центрального казачьего войска В.Налимов вышел с предложением для министерства образования создать в области учебное заведение, которое будет именовать единым казачьим кадетским корпусом. Саму возможность создания такого учебного заведения в области Вячеслав Налимов связывает с тем, что в области сильны казачьи традиции и есть все возможности для претворения в жизнь такого рода идеи. Кроме того, атаман Налимов предложил губернатору Гордееву создать военный учебно-методический центр казачьего войска, который бы мог стать местом для качественной подготовки молодых воронежцев к службе в армии. Планируется, что такой центр можно было бы разместить к северу от столицы Черноземья. Алексей Гордеев пообещал, что готов лично посодействовать реализации намеченных планов, ведь они в первую очередь направлены на заботу о подрастающем поколении и на реализацию планов всеобъемлющей допризывной подготовки.


Поднятие государственного флага в Матвея Платова кадетском казачьем корпусе (Воронежская область)


Зимние сборы кадетов Матвея Платова кадетского казачьего корпуса (Воронежская область)

На этом, казалось бы, благостном фоне взаимодействия казаков и официальных властей та же Воронежская область превращается в место активного противостояния казачьих дружин с теми, кто пытается продвинуть бизнес-проект по разработке никелевых месторождений в Хоперском заповеднике. Компания, которая уже в ближайшее время собирается начать разработки никеля на территории так называемого Еланского месторождения, встречает невиданное для современной России сопротивление общественности, на поддержку которой встали и казаки. В течение нескольких месяцев в месте, где разработчик собирается проводить добычу металла (а это буквально самое сердце плодородных черноземов России), казаками Второго Хоперского округа выставлены посты. Казаки уже пообещали, что если на территории заповедника увидят тяжелую технику и людей, готовящихся к разработке воронежских недр, они готовы дать настоящий бой представителям добывающей компании.


Казачий пост на месте подготовки к разработкам никелевого месторождения (Воронежская область) (беседа с полицией)

Эти слова казачьих атаманов вызвали одобрение со стороны местного населения и ситуация стала выглядеть весьма напряженной еще и потому, что в одном из своих интервью губернатор Гордеев заявлял, что не позволит губить воронежские черноземы ровно до того момента, пока он занимает губернаторское кресло. Однако, несмотря на это бизнес-лобби продвигает идею безопасности разработок. Правда, при этом представители этого самого лобби не упоминают о том, что о никелевом месторождении под Воронежем было известно еще в советские годы. Но в то время целым рядом ученых были опубликованы материалы, согласно которым добыча никеля в Черноземье может привести к тяжелейшим экологическим последствиям. Мало того, содержание никеля в руде в области относительно невысокое, а потому не факт, что добыча будет рентабельной. Перспектива получить у себя под боком вместо плодородных почв фактически обезвоженную и изрытую пустыню, которая может со временем быть объявлена «не совсем удачным итогом проекта добычи никеля» – явно не впечатляет воронежцев.

Противостояние между общественностью, которую косвенно поддерживает губернатор Гордеев и совсем даже не косвенно - представители 2-го Хоперского округа казачьего ВВД, и лоббистами-добытчиками начинает проявлять настоящую остроту. Буквально на днях, часовые того самого казачьего поста на месторождении остановили группу геологоразведчиков, которые готовились приступить к проведению очередной порции исследовательских работ. Выяснив, чьи интересы геологи представляют, а также их решительность начать свои работы, воронежские казаки совместно с другими местными жителями решили показать «гостям» всё своё «радушие». В итоге встреча закончилась тем, что геологи основательно получили казачьими нагайками, после чего обратились в полицию. В отношении казаков и ряда экологов было возбуждено уголовное дело.


Полиция всё активнее посещает казачий пост

После этого «первого боя за никель» общественность снова разделилась. Одни назвали казаков «ряжеными пиарщиками», другие, наоборот, вступились за них, заявляя, что это, по всей видимости, единственная сила, которая еще что-то может противопоставить варварскому отношению к российским богатствам.


Обращение казаков к президенту Владимиру Путину


А вот и яркий представитель "ряженой сотни"

Напомним, что в сентябре прошлого года Владимир Путин утвердил стратегию российского казачества. Вот несколько пунктов документа:
а) привлечение российского казачества к выполнению задач по обеспечению безопасности и обороноспособности Российской Федерации, прохождению членами казачьих обществ военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, включение членов казачьих обществ в мобилизационный людской резерв для обеспечения гарантированного доукомплектования в установленные сроки Вооруженных Сил Российской Федерации, а также создание эффективной системы воинского учета членов казачьих обществ;
б) привлечение российского казачества к участию в охране общественного порядка и обеспечении экологической и пожарной безопасности, к реализации мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, гражданской обороне, природоохранной деятельности;
в) привлечение российского казачества к участию в охране государственной границы Российской Федерации;
г) максимальное использование в местах традиционного и компактного проживания казаков потенциала казачьих обществ для привлечения членов этих обществ к охране лесов, объектов животного мира, объектов культурного наследия;
д) привлечение российского казачества к государственной и иной службе в других сферах деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В Стратегии прописана, в том числе, как историческая казачья геральдика, так и система по разработке новых геральдических знаков, формы одежды, наград и знаков отличия.

Главное, чтобы и казачество, и государство при этом не забывали, что главная их цель – всё-таки защита прав и свобод всех без исключения граждан России, а не только тех, кто входит в плеяду избранных, достойных особого внимания. Хотелось бы верить, что в этом плане государство и современные казаки единодушны.

Обратимся сегодня к одной очень интересной и показательной странице нашей истории. К 1914 г. в России существовало 11 казачьих войск. Однако это не означает, что их всегда было именно столько. Сегодня мы вспомним славные Войска упраздненные российской верховной властью и незаслуженно забытые. И может быть правы сегодня казаки живущие на берегах Волги и возрождающие Войско Волжское, но теперь уже ни как вольную общину, а как государственную структуру, как способ служения России.
Государство Российское со времен Великих Московских и Киевских князей видело в Казачестве не общину, а некую военную силу для охраны границ своих владений. Это и знаменитые Бродники и Черные Клобуки в период Киевской Руси и Войско Донское Низовое в период Руси Московской. Видя, как успешно любая казачья община приживается на новом месте («Казачьему роду нет переводу») государственная власть в каждом вновь обретенном крае стремилась организовать «служилую рать», войско по подобию Донского. Ведь опыт освоения Сибири показывал насколько выгодно привлекать казачество на государеву службу. Но как только край осваивался, и надобность в служении Войска отпадала, то войско либо расформировывалось, либо переселялось. И, в конце – концов, к началу двадцатого столетия сложилась более или менее стройная структура из 11 казачьих войск и областей. Но обо всем по порядку.

Чугуевские Казаки.

В 1639 г. был в Московском государстве основан город Чугуев. Долгое время отношения к казачеству регулярному город не имел, но казаки в нем жили. И вот 28 февраля 1700 г. по велению Петра Великого из городовых Чугуевских казаков, а также казаков Донских и Яицких, несших службу в Орле, Курске и Обояни была сформирована особая казачья команда. Царь-реформатор начал Северную войну, а формирование казачьих частей и команд освобождало от необходимости размещать в этих местах регулярные полки – армия еще только формировалась, и для охраны рубежей и внутренних провинций империи солдат не хватало. А опыт Донского войска показал, что казачья община и службу государеву может править и порядок обеспечит и себя прокормит. Так что реформировать казачество Великий Преобразователь Руси не спешил, а всемерно использовал полезный опыт. Более того, для усиления Чугуевской команды (три роты, триста казаков) в ее состав вошли и две калмыцкие сотни. Жизнь Чугуевских казаков и во время Северной войны шла своим чередом и только в 1721 г. вместе с другими казачьими Войсками и формированиями Государства Российского Чугуевская казачья 500-ная команда перешла в ведение Военной коллегии.
Основной удел Казачества – служба Отечеству, а бурный восемнадцатый век на военные конфликты был богат. Поэтому сначала в 1749 г. на базе Чугуевской казачьей команды был сформирован Чугуевский казачий конный полк. Но в полк все казаки команды не вошли и тогда в 1769 г. часть Чугуевских казаков вошла в отдельную легкоконную команду (400 казаков), а часть - в Петербургский легион (половина легиона).
Начался новый этап истории России – покорение Новороссии. И тут пригодились чугуевцы. Чугуевский казачий конный полк (как Екатеринославский конный полк) и Чугуевская легкоконная команда вошли в состав корпуса передовой стражи Екатеринославских регулярных казаков, сформированного по приказу князя Потемкина в феврале 1788 года. Однако уже через год корпус был расформирован, а части переформированы в Чугуевский казачий конный полк и Конвойный князя Потемкина казачий конный полк. Весной 1893 года к этим двум полкам был присоединен Малороссийский казачий полк (его в 1890 г. сформировал в своей армии из рекрутов всесильный князь Потемкин, питавший некоторую слабость к казачеству). Все три полка получили новые наименования – 1-й, 2-й и 3-й Чугуевские казачьи конные полки. Придворная Чугуевская команда тем временем осенью 1896 года вошла в состав Лейб-Гусарского и Лейб-Казачьего полка – детища нового императора российского.
Зимой того же года 3-й Чугуевский казачий конный полк был расформирован, а уже весной 1800 года два оставшихся полка были сведены в один. Еще через три года Чугуевские казаки были переведены в податное сословие. А 18 августа 1808 года на базе Чугуевского казачьего конного полка был сформирован Чугуевский уланский полк, который поступил в состав военных поселений. Чугуевские уланы как 11-й Уланский полк просуществовали до распада Великой империи.

Бахмутские казаки.

Бахмутские казаки истории известны давно. Но их регулярная служба началась в 1701 г., когда правительству потребовалось охранять отобранные в казну Бахмутские соляные ключи. Для этой цели была сформирована Бахмутская казачья компания из Бахмутских, Торских и Маяцких казаков. Данное решение оказалось достаточно спорным и позволило атаману Бахмута Кондратию Булавину в 1707 году поднять весь Дон на борьбу за старинные вольности и традиции казачества. Бунт был решительно подавлен правительственными войсками – царь-реформатор бунтовщиков никогда не жаловал, державная воля ломала непокорных любой ценой. Затем власть надолго забыла о Бахмуте и только весной 1721 года Маяцкие, Торские и Бахмутские казаки были напрямую подчинены Военной коллегии. Осенью 1748 года насущные военные нужды потребовали создания Бахмутского казачьего конного полка. Однако летом 1764 года полк перешел в разряд регулярных частей Русской армии. Сначала он был известен как Луганский пикинерный полк, а затем был переименован в 4-й Гусарский полк. Полк в Императорской армии просуществовал до самой гибели империи.

Бугское Казачье Войско.

Турки неоднократно воевали с русскими и прекрасно знали истинную цену Щита России. Именно поэтому они старались привлечь на свою сторону всех недовольных политикой России казаков. После перехода на службу султана казаков – некрасовцев и части запорожцев Порта всерьез стала рассматривать возможность формирования казачьих частей. Однако православные корни русского воина в то время не позволяли ему поднять меч на единоверца. А менять веру казаки считали делом недостойным воина. Именно от казаков ушедших с султанской службы ведет свое начало Бугское войско. В 1769 году из задунайских христиан турками был сформирован казачий полк, который во время войны при первом же случае перешел на сторону русской армии. Казаки этого полка в 1774 году были поселены по Бугу, чтобы обеспечить защиту нового края. На следующий год рядом был размещен навербованный казачий полк из иностранцев славянской крови под общей командой майора Касперова. Однако этих сил не хватало. И правительство стало выкупать у Бугских помещиков часть крестьян. Эта мера позволила зимой 1785 года сформировать из поселенцев и купленных крестьян Бугский конный казачий полк, численностью в 1,5 тысячи человек. Оберегая свой край, бугские казаки в период 1787 – 17996 гг. входили в состав так называемого Екатеринославского Казачьего Войска. Затем весной 1803 года на базе Бугского казачьего конного полка с привлечением славянских поселенцев (болгар, сербов и прочих) было сформировано Бугское Казачье Войско в составе трех полков. В 1814 году в состав Войска были зачислены и малороссийские казаки, как издавна живущие у Буга.
Бугские казаки не раз верно служили своему Отечеству. Так за Отечественную войну и Заграничный поход 1-й Бугский казачий полк получил Георгиевский штандарт. Однако война отгремела, граница отодвинулась на запад и нужда в существовании казачьих общин отпала. 8 октября 1817 г. украинские уланские полки и бугские казаки были внесены в состав т.н. военных поселений и составили четыре уланских Бугских полка. Эти полки существовали в Русской армии вплоть до революции (7-й – 10-й Уланские полки).

Екатеринославское Казачье Войско

Завоевание новых земель в Крыму и Причерноморье требовало формирования на этой территории каких-либо устойчивых форм жизни и деятельности людей. Поэтому летом 1787 года все однодворцы Екатеринославской губернии поселенные по бывшей Украинской линии были обращены русским правительством в казачье сословие. Из этих казаков был сформирован особый казачий корпус по подобию Войска Донского. С осени 1787 года в официальных документах корпус стал именоваться либо Екатеринославским казачьим корпусом, либо Екатеринославским Казачьим Войском (Войском Новодонских Казаков).
Для усиления Войска к нему осенью 1787 года приписали Бугских казаков, а в январе 1788 года в состав Войска вошли старообрядцы Екатеринославской губернии, а также мещане и цеховые губерний Екатеринославской, Вознесенской и Харьковской. Однако примерно в это же время из состава Войска вышли Чугуевские казаки.
11 февраля 1788 года на базе Екатеринославского Казачьего Войска был сформирован корпус передовой стражи екатеринославских регулярных казаков в составе 4 бригад. В бригаду входили 5 казачьих и 2 калмыцкие конные сотни. Однако уже 23 июня 1789 года корпус был расформирован. А 5 июня 1796 года и само Екатеринославское Войско перестало существовать, разделившись на Бугское и Вознесенское казачьи войска. Начинался новый этап имперской политики – покорение Кавказа и Кубани. И уже 23 октября 1801 года было обнародовано Высочайшее Повеление о переселении казаков Бугского и Вознесенского войск на Кавказ. Приемниками славных Екатеринославских казаков считаются Кубанские полки Кубанского казачьего Войска.

Дунайское казачье войско.

Куда только не заносила судьба казаков. И за Дунаем они оказались. Потому что Сечь Запорожскую русская императрица упразднила, а войска русские вольные казачьи поселения просто уничтожили штыком и картечью. И запорожцы ушли на Дунай. Однако длинная и тяжелая рука российских правителей дотянулась и туда. А через какое-то время потребовалось империи на этих своих рубежах надежный заслон поставить. И в конце февраля 1807 г. генерал Михельсон объявил о создании на Дунае из беглых запорожцев Усть-Дунайского казачьего войска. Однако вскоре планы власти изменились. В декабре того же года войско было расформировано, а казаки войска – разделены на Дунайских и Буджакских поселенных казаков. Видимо для царской власти так было гораздо спокойнее.
В 1816 г. к Буджакским поселенным казакам были переселены выходцы из южных славян. Славяне эти составили при поселениях особые волонтерские пешие и конные полки. Однако еще через какое-то время властям надоела игра в демократию. В 1827 г. буджакские и дунайские казаки были водворены в Бесарабию и подчинены гражданской власти края. И все бы со временем забылось, «травами бурьяном да полынью поросло». Да случилась в 1828 г. очередная война с турками. И перешли снова поселенцы на Дунае в разряд служивых казаков, вновь составив Дунайское Казачье Войско в составе двух (конного и пешего) полков. Полки через год были распущены. А вот Дунайское войско как административная единица в крае сохранилась. Мало того. Людей катастрофически не хватало и царская власть применила свою обычную порочную практику. Летом 1836 года к Дунайскому войску были отнесены окрестные оседлые цыгане! А осенью 1838 года к Войску были приписаны «отставные нижние чины хорошего поведения».
Зимой 1844 года из Усть-Дунайских и Буджакских казаков, южнославянских поселенцев и «других людей разного звания и происхождения» вновь было сформировано Дунайское казачье Войско как военная сила в составе двух конных полков. А по случаю начала военных действий в 1854 году был сформирован и третий конный полк. И казаки Дунайские служили верно. За войну эту полки войска получили от царя знамена – награду высокую и почетную.
Отгремели пушки и не нужна стала казачья служба. Сначала в 1856 году Дунайское войско было переименовано в Новороссийское. А 3 декабря 1868 года по Высочайшему повелению Новороссийское казачье войско было упразднено. Знамена войска были сданы в церковь деревни Волонтеровки, а население войска окончательно обращено в гражданское состояние. Что ж, во внутренних губерниях царской власти казачество было не нужно. И если упразднить Донское войско царь не решался, то с Войсками властью своей учрежденными можно и не церемониться. Раз, и нет Войска, будто и не было никогда.

Украинское казачье войско.

На Украйне казачество уходит корнями в Дикое Поле. Во времена польско-литовского владычества на Украине сложилась система административного управления – разделение не по областям, а по полкам – Винницкому, Чигиринскому, Черкасскому, Каневскому и прочим. Однако с приходом Украины под руку Белого Царя ситуация стала меняться. Сначала уходили в прошлое отдельные вольности, а затем и сам институт гетманской власти.
В лихое время Наполеоновского нашествия царь готов был схватиться за любую возможность, чтобы обеспечить победу. Поголовная мобилизация казачьих войск помогла. Но этого было недостаточно. И вот 5 июня 1812 года было объявлено о создании Украинского казачьего войска из способных к казачьей службе поселян Киевской и части Каменец-Подольской губерний в составе четырех 8-эскадронных полков. И уже в августе 1814 г. этим полкам были пожалованы серебряные трубы «в воздаяние отличных подвигов, оказанных в минувшую компанию». Однако история всех вышеописанных Войск повторилась и 26 октября 1816 г. Украинская казачья дивизия была переименована в Украинскую уланскую кавалерийскую дивизию. Украинские казаки составили уланские полки (номера с 7-го по 10-й) русской армии. Полки эти существовали в рядах нашей регулярной кавалерии до самой Смуты 1917 г.

Азовское казачье войско.

Азов – город казачий. Казаки Дона еще в 17 веке это доказали не только взяв крепкую турецкую твердыню, но и выдержав осаду, «Азовское сидение». Вот только удержать за собой не смогли. Затем с помощью регулярных войск, стрельцов и казаков Азов взял приступом Петр Великий. И снова удержать не смог – вернул туркам. Но держава наша крепла и взяв в очередной раз город Россия утвердила его за собой.
В 1828 году часть задунайских запорожцев ушедших в свое время из пределов империи вернулась на русскую службу. Во главе их стоял атаман Гладкий. Флотилия запорожцев очень помогла русской армии. И по Высочайшему повелению 4 апреля 1829 г. из запорожцев атамана Гладкого был сформирован Дунайский казачий полк. За подвиги при переправе через Дунай полку позднее, в 1831 г., было пожаловано знамя. А весной следующего года все перешедшие на русскую службу от турок запорожцы составили особое Азовское казачье войско, водворенное в Новороссийском крае. Согласно особому Положению о войске оно было обязано выставлять на службу следующие части: морской батальон, пеший полубатальон и крейсерские команды для охраны побережья Черного моря. Высочайшим приказом от 1 июня 1844 г. Войску была пожалована первая реликвия – Войсковое знамя. В Крымскую компанию казаки Войска отличились так, что 26 августа 1856 года казакам АКВ было пожаловано Георгиевское знамя.
Однако в Новороссии постепенно воцарился мир, а казачья сила и доблесть потребовалась в ином месте. Империя вела долгую и упорную борьбу на Кавказе. Поэтому вскоре после Крымской войны казаков Азовского войска стали переселять на Кавказ. Первые 800 переселенцев отправились на Кавказ летом 1862 г. по приказу Военного министерства за № 143 от 10 мая 1862 г. И это было начало конца славного Войска. Азовцы вошли в состав Кубанского Войска и 11 октября 1864 г. Азовское казачье войско было упразднено, а его знамена перешли на хранение в Кубанское войско. И ныне потомки задунайских запорожцев – это природные кубанские казаки.

Ставропольское калмыцкое Войско.

Калмыки, вольный степной народ, осколок Империи Батыя. Они достаточно часто выступали то против России, то, наоборот, на ее стороне. Христианство постепенно стало распространяться среди калмыков. И решено было всех крещеных калмыков отдать под руку князя Петра Тайшина, построив в степи крепость. И действительно тайный советник Татищев близ Волги в урочище Кунья Волошка построил таки крепость, которая в 1739 г. была наименована Ставрополем. Эта крепость стала резиденцией главы крещеных калмыков. Но вот князь Тайшин не смог уже возглавить свой народ, он скончался еще в 1736 году. Поэтому дело продолжила его жена, княгиня Тайшина. Все калмыки проживающие в окрестностях Ставрополя составили таким образом особое войско. Однако окончательно правила управления Войском были установлены зимой 1745 г., когда всех калмыков разделили на пять рот. А весной 1756 г. в знак Монаршей милости калмыкам были пожалованы Войсковое знамя «Ставрополь» и 5 сотенных значков.
В 1760 г. к войску были присоединены Цзюнгарские крещеные калмыки, вышедшие из киргиз-кайсацкого плена, которые составили еще три войсковые роты. Затем несколько десятилетий служба калмыцкого Войска шла своим чередом. Лишь осенью 1803 года русское Правительство озаботилось положением дел на Ставрополье и утвердило Положение об образовании Ставропольского Калмыцкого Войска в составе одного тысячного Ставропольского полка. При таком положении дел Войско просуществовало как отдельная община до 24 мая 1842 г., когда калмыки Войска были присоединены к более крупной структуре – Оренбургскому Казачьему Войску.
Сегодня в составе Союза Казаков России существует такая структура как Казачье Войско Калмыкии. Республика Калмыкия в составе России - государство небольшое. Но президент Калмыкии К. Н. Илюмжинов, делегат Учредительного Круга Союза Казаков России и казачий полковник, в меру своих сил и возможностей помогает этой структуре. И даже при отсутствии Федерального Закона о Казачестве Казачье Войско Калмыкии служит России.

Башкиро-Мещерякское Войско.

В 1574 г. был основан укрепленный город Уфа, а все обитатели Оренбургского края приведены в покорность России. Однако долгое время русское правительство не принимало никаких мер к привлечению башкир к государевой службе. Лишь в 1714 г. башкирцев впервые отправили на службу в Сибирь. Сибирь строилась и стройки нужно было охранять. Однако уже в 1724 году было «повелено не включать башкирцев в раскладку на полки». Век 18-й был бурным и уже в январе 1736 г., по случаю войны с Турцией, башкирские поселения получили наряд на 3 000 всадников. Те же 3 000 всадников участвовали и в Семилетней войне в составе русской армии.
Очень долго полыхал среди башкир и мещеряков Пугачевский бунт. И бунт этот был потоплен в крови. Взойдя на престол, император Павел озаботился решением многих проблем, стоявших перед страной. И весной 1798 г. впервые было проведено правильное военное разделение башкирского войска. Было образовано 12 Башкирских и 5 Мещерякских кантонов. Эпоха наполеоновских войн потребовала напряжения всех сил русского государства. Весной 1811 г. от Войска были сформированы 2 мещерякских, а в августе 1812 г., в самый разгар вторжения, – 20 башкирских полков. И Башкиро-Мещерякское Войско доблестно билось с общим для всей Империи врагом. Отгремели пушки и трубы и служба башкирских полков оказалась уже не нужна. В 1846 г., на правах Войска, на военном положении, остались лишь 4-й, 5-й и 9-й кантоны. Прочие были переведены обратно в гражданское состояние. Потому с началом Крымской войны Войско сформировало лишь 4 башкирских полка. Уже в ходе войны Войско было переформировано. Теперь оно составило 13 башкирских и 4 мещерякских кантона. По расписанию мирного времени башкиры и мещеряки от всего войска формировали один конный полк.
В 1863 году 15 мая было Высочайше утверждено Положение о Башкирском Войске. Однако уже летом 1865 г. Войско перешло в подчинение министерству внутренних дел. А военная реформа привела к тому, что в 1874 г. из всего состава Войска стали формировать лишь один эскадрон. На следующий год башкирский эскадрон был переформирован в дивизион. Лишь 1 апреля 1878 г. дивизион был развернут в Башкирский конный полк. Однако новая система формирования армии позволила правительству отказаться от некоторых иррегулярных войсковых частей. И 24 июля 1882 года Башкирский конный полк был расформирован. Лишь в военное время из башкир было решено формировать части конной милиции. Так окончилась история еще одного Войска.

Крымское Татарское Войско.

Татары, гордые потомки орд Чингисхана. Воины-кочевники умели не только грабить своих соседей, но и верно служить. Татарские части были и на русской и на польской службе. Да, степные хищники не отличались кротостью нрава, но лихая служба и требовала именно таких качеств.
В Крыму долгое время существовал последний осколок империи монголов – Крымское ханство, признававшее свою зависимость от Османской империи. Затем одним росчерком пера, опираясь на штыки и пушки своих генералов Екатерина Великая присоединила Крым (Таврический полуостров) к российским территориям. Однако регулярных войск для охраны края не хватало и правительство весной 1784 г. пошло на формирование из местных жителей были сформированы несколько Таврических национальных дивизионов, которые существовали в Крыму до 1796 года. Эпоха наполеоновских войн вызвала к жизни решение о формировании крупных формирований из жителей полуострова. И в период с 1808 по 1817 гг. в составе русской регулярной армии действовали Симферопольский, Перекопский, Евпаторийский и Феодосийский конные полки. И во время войны 1812 г. полки эти немало отличились. За эти отличия летом 1827 г. был сформирован Лейб-гвардии Крымско-татарский эскадрон, переформированный весной 1863 г. в команду Лейб-гвардии крымских татар Собственного Его Величества Конвоя, и просуществовавший в новом качестве до мая 1890 г.
Что касается регулярных частей русской армии, то лишь весной 1874 г. из крымских татар был сформирован отдельный эскадрон, затем переформированный в дивизион. 24 февраля 1906 г. дивизион был развернут в Крымский Драгунский полк. В декабре 1907 г. полк был переименован в Крымский конный, а 10 октября 1909 г. – в Крымский конный Ее Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны полк. Согласно приказу по военному ведомству № 166 от 5 апреля 1911 г. полку было присвоено Старшинство с 1 марта 1874 г.
Полк этот прошел в рядах русской армии всю Первую мировую войну. Затем видел возрождение и падение крымского национального правительства. Офицеры полка (и в первую очередь полковник Бако) возродили полк в рядах Добровольческой армии Юга России. Вместе с остатками русского воинства полк был эвакуирован из Крыма в ноябре 1920 г. Вдали от родины, в Париже, было сформировано Объединение Крымского полка.

Греческое (Албанское) Войско.

Последний великий проект Екатерины Великой. Она мечтала объединить Балканы под властью своего внука Константина. Поэтому в 1774 году, когда русский флот воевал в Архипелаге, из греков и албанцев состоявших на русской службе было сформировано Албанское Войско. После окончания войны с турками греки и албанцы были поселены русским правительством в Крыму вблизи Керченской крепости. Летом 1779 г. Албанское Войско было переформировано в Греческий полк. Осенью 1887 г. в армии князя Потемкина были сформированы вольные дивизионы из греков и албанцев на русской службе.
Весной 1796 г. Греческий полк, греки вольных дивизионов и албанцы сведенные в отдельный Албанский дивизион были переселены российским правительством в район Одессы. В декабре того же года Греческий полк перешел в подчинение Военной коллегии и был сведен в Греческий пехотный батальон. На следующий год батальон был переселен в Балаклаву, а албанский дивизион и вовсе расформирован. Осенью 1803 г. в Одессе вновь был сформирован Греческий батальон, а батальон в Балаклаве переименован в Балаклавский. Осенью 1810 г. греки в Одессе и Балаклаве переведены в разряд военных поселенцев, а уже осенью 1819 г. Одесский батальон был переведен в Балаклаву и присоединен к Балаклавскому пехотному батальону. В период Крымской войны в Севастополе дополнительно к частям регулярной армии из южных славян был сформирован Легион Николая Первого. Однако война вскоре кончилась, Легион был расформирован, а вскоре, 21 октября 1859 г., был расформирован и Балаклавский греческий пехотный батальон. Мечта об автономии греческих поселенцев не сбылась. Хотя независимость Греции к середине 19 века Турция признала. Но это уже совсем другая история.

Таким образом, мы видим – российская империя искала различные варианты для защиты новоприобретенных областей – Малороссии, Новороссии, Таврии, Кавказа и Башкирии. И находила самый оптимальный и малозатратный способ – формирование казачьих общин или инородческих общин по подобию казачьих. Затем надобность в службе отпадала или значительно ослаблялась и Войско расформировывалось. Кто знает, просуществуй Российская империи немного дольше и количество традиционных войск Казачества России изменилось бы весьма значительно. Сегодня в современной России при отсутствии твердой государственной политики в отношении казачества мы видим конфронтацию и взаимное недопонимание между реестровыми обществами и общественными структурами.

Кто такие казаки? Есть версия, что они ведут свою родословную из беглых крепостных крестьян. Однако некоторые историки утверждают, что казачество уходит истоками к VIII веку до нашей эры.

Откуда появились казаки?

Журнал: История от «Русской Семёрки», Альманах №3 , осень 2017 года
Рубрика: Загадки Московского царства
Текст: Александр Ситников

Византийский император Константин VII Багрянородный в 948 году упомянул о территории на Северном Кавказе как о стране Касахия. Этому факту историки придали особенное значение лишь после того, как капитаном А.Г. Туманским в 1892 году в Бухаре была обнаружена персидская география «Гудуд ал Алэм», составленная в 982 году.
Оказывается, и там встречается Земля Касак, которая находилась в Приазовье. Интересно, что и арабский историк, географ и путешественник Абу-ль-Хасан Али ибн аль-Хусейн (896-956), получивший прозвище имама всех историков, в своих трудах сообщал, что касаки, жившие за Кавказским хребтом, не являются горцами.
Скупое описание некоего военного народа, обитавшего в Причерноморье и в Закавказье, встречается ещё в географическом труде грека Страбона, творившего при «живом Христе». Он назвал их коссахами. Современные же этнографы приводят данные о скифах из туранских племён Кос-Сака, первые упоминания о которых датируются примерно 720 годом до нашей эры. Считается, что именно тогда отряд этих кочевников проделал путь из Западного Туркестана в причерноморские земли, где и остановился.
Кроме скифов на территории современного казачества, то есть между Чёрным и Азовским морями, а также между реками Дон и Волга, властвовали племена сарматов, которые создали Аланскую державу. Хунны (булгары) её разгромили и истребили почти все её население. Выжившие аланы затаились на севере - между Доном и Донцом и на юге - в предгорьях: Кавказа. В основном именно эти два этноса - скифы и аланы , породнившиеся с приазовскими славянами, образовали народность, получившую название «казаки». Такая версия считается одной из базовых в дискуссии о том, откуда появились казаки.

Славяно-туранские племена

Донские этнографы также связывают корни казачества с племенами северо-западной Скифии. Об этом говорят могильные курганы III-II веков до нашей эры.
Именно в это время скифы начали вести осёдлый образ жизни, пересекаясь и срастаясь с южными славянами, жившими в Меотиде - на восточном побережье Азовского моря.
Это время названо эпохой «внедрения сарматов в меотов», вылившееся в племена Торетов (Торков, Удзов, Беренджеров, Сираков, Брадас-Бродников) славяно-туранского типа. В V веке произошло нашествие гуннов, в результате чего часть славяно-туранских племён ушла за Волгу и в верхнедонскую лесостепь. Те же, кто остался, подчинились гуннам, хазарам и булгарам, получив название «касаки». Спустя 300 лет они приняли христианство (примерно в 860 году после апостольской проповеди святого Кирилла), а затем по приказу Хазарского кагана прогнали печенегов. В 965 году Земля Касак перешла под управление Мстислава Рюриковича.

Тьмутаракань

Именно Мстислав Рюрикович разгромил под Лиственом новгородского князя Ярослава и основал своё княжество - Тьмутаракань, которое простиралось далеко на север. Считается, что эта казачья держава недолго была на пике могущества, примерно до 1060 года, 1и после прихода племён половцев стала постепенно угасать,
Многие жители Тьмутаракани бежали на север - в лесостепь и совместно с Русью бились с кочевниками. Так появились Чёрные Клобуки, которых в русских летописях называли казаками и черкасами. Другая часть жителей Тьмутаракани получила название по-донских бродников.
Как и русские княжества, казачьи поселения оказались во власти Золотой Орды, впрочем, условно, пользуясь широкой автономией. В XIV-XV веках о казачестве заговорили как о сформировавшейся общине, которая и начала принимать беглых людей из центральной части России.

Не хазары и не готы

Существует ещё одна версия, популярная на Западе, о том, что прародителями казаков были хазары. Её сторонники утверждают, что слова «хусар» и «казак» - синонимы, ибо и в первом, и во втором случае речь идёт о боевых всадниках. Более того, оба слова имеют один и тот же корень «каз», означающее «сила», «война» и «свобода». Впрочем, есть и ещё один смысл - это «гусь». Но и здесь поборники хазарского следа говорят о всадниках-гусарах, чью военную идеологию копировали практически все страны, даже Туманный Альбион
О хазарском этнониме казаков прямо сказано в «Конституции Пилипа Орлика»: «Народ боевой старинный казацкий, который раньше назывался казарским, сперва был поднят бессмертной славой, просторными владениями и рыцарскими почестями…» Более того, говорится о том, что казаки приняли православие из Царьграда (Константинополя) в эпоху Хазарского каганата.
В России же эта версия в казачьей среде вызывает справедливую брань, особенно на фоне исследований казачьих родословных, чьи корни имеют русское происхождение. Так, потомственный кубанский казак, академик Российской академии художеств Дмитрий Шмарин в этой связи с гневом высказался: «Автором одной из подобных версий происхождения казачества является Гитлер. У него даже есть отдельная речь на эту тему. Согласно его теории, казаки - это готы. Вестготы - это германцы. А казаки - это остготы, то есть потомки остготов, союзники немцев, близкие им по крови и по воинственному духу. По воинственности он их сравнивал с тевтонами. На основе этого Гитлер провозгласил казаков сынами великой Германии. Так что же, нам теперь считать себя потомками немцев?».

Казачий круг: что это такое?

Круг собирался всегда на площади перед станичной избой, часовней или церковью. Место это называлось майданом. В воскресенье или в праздник атаман, выйдя на крыльцо церкви, приглашал казаков на сбор. Есаулы делали «закличку» - шли по улицам с насекой в руке и, останавливаясь на каждом перекрёстке, кричали: «Атаманы-молодцы, сходитесь на майдан ради станичного дела!». После этого станичники торопились на майдан.
В «голосовании» участвовали все взрослые казаки, женщины, порочные и пенные казаки не допускались. Малолетние казаки могли находиться в круге только под присмотром своего отца или крёстного. В центр собрания выносились хоругвь или иконы, поэтому казаки стояли без головного убора. Когда старый атаман «слагал полномочия», он, положивши свою насеку, спрашивал атаманов-молодцов, кто будет делать доклад. Право доклада принадлежало не каждому, и сам атаман без согласия избранных судей не мог сделать доклада. Отсюда и пошла поговорка: «Атаман не волен и в докладе».

6 заблуждений о казаках

1. «Казачество - оплот демократии»
Литераторы Тарас Шевченко, Михаил Драгоманов, Николай Чернышевский, Николай Костомаров видели в запорожской вольнице «простой народ», который, освободившись от панской неволи, пытался строить демократическое общество. Такая мифологема жива и сейчас. Запорожская Сечь действительно была поборником идеи освобождения крестьянства от крепостного права. Однако жизнь в казачьем обществе была далека от демократических принципов. Попавшие в Сечь крестьяне чувствовали себя чужаками: хлебопашцев казаки недолюбливали и держались от них особняком.
2. «Запорожцы - первые казаки»
Бытует устойчивое мнение, что казачество произошло из Запорожской Сечи. Отчасти это так. После роспуска Запорожской Сечи многие казаки вошли в состав вновь созданного Черноморского, Азовского и Кубанского казачества. Однако параллельно с зарождением казачьей вольницы в Приднепровье в середине XVI века стали возникать казацкие общины и на Дону.
3. «Казак шёл на службу с собственным оружием»
Это утверждение не совсем верно. Действительно, казаки преимущественно покупали вооружение на собственные деньги.
Позволить себе хорошее огнестрельное оружие мог только обеспеченный человек. Рядовой казак мог рассчитывать на трофейное или старое, полученное «в лизинг» оружие, иногда со сроком выкупа до 30 лет. Существуют документы, которые подтверждают, что казачьи формирования снабжались вооружением. Тем не менее, оружия не хватало, а имевшееся зачастую было устаревшим. Известно, что вплоть до 1870-х казачья кавалерия стреляла кремниевыми пистолетами.
4. «Вхождение в состав регулярной армии»
Как отмечает историк Борис Фролов, казаки «не входили в состав регулярной армии и в качестве основной тактической силы не использовались». Это была отдельная военная структура. Казачьи войска чаще всего составляли полки лёгкой конницы, носившей статус «иррегулярной». Вознаграждением за службу вплоть до последних дней самодержавия была неприкосновенность земель, где проживало казачество, а также различные льготы, к примеру, на торговлю или рыбный промысел.
5. «Письмо запорожцев турецкому султану»
Оскорбительный ответ запорожских казаков на просьбу турецкого султана Мехмеда IV сложить оружие до сих пор вызывает среди исследователей вопросы. Спорность ситуации в том, что оригинал письма не сохранился, а поэтому большинство историков ставят под сомнение подлинность этого документа. Первый исследователь переписки А.Н. Попов называл письмо «подложной грамотой, вымышленной нашими книжниками». А американец Даниэль Уо установил, что дошедшее до наших дней письмо со временем было подвергнуто текстовой переделке и стало частью памфлетов антитурецкого содержания. По мнению Уо, эта подделка связана с процессом становления национального самосознания украинцев.
6. «Преданность казаков Российской короне»
Зачастую интересы казаков шли вразрез установленных в империи порядков. Так было во время крупнейших народных бунтов - восстаний под предводительством донских казаков Кондратия Булавина, Степана Разина и Емельяна Пугачёва.

Казаки на Руси известны с 14 века. Первоначально это были бежавшие от тяжелой работы, суда или голода поселенцы, осваивавшие вольные степные и лесные просторы Восточной Европы, а позже дошедшие и до Азиатских необозримых пространств, перевалив через Урал.

Кубанские казаки

Кубанское казачество было образовано переселившимися на правый берег Кубани «верными Запорожцами». Земли эти были им пожалованы императрицей Екатериной II по ходатайству войскового судьи Антона Головатого при посредничестве князя Потёмкина. В результате нескольких походов все 40 куреней бывшего войска Запорожского переселились в кубанские степи и образовали там несколько поселений, при этом изменив название с запорожских казаков на кубанских. Поскольку казаки продолжали являться частью регулярной русской армии, то у них было и военное задание: создать оборонительную линию вдоль всех границ поселения, что они с успехом и выполнили.
По сути, кубанское казачество представляло собой военизированные сельскохозяйственные поселения, в которых все мужчины в мирное время занимались крестьянским или ремесленным трудом, а во время войны или по приказу императора формировали военные отряды, выступавшие в составе российских войск отдельными боевыми единицами. Во главе всего войска стоял наказной атаман, который выбирался из среды казачьей знати путем голосования. Он же имел и права губернатора этих земель по приказу российского царя.
Перед 1917 годом общая численность казачьего кубанского войска составляла более 300 000 сабель, что являлось огромной силой даже в начале ХХ века.

Донские казаки

С начала XV века в диких, никому не принадлежащих землях по берегам реки Дон стали селиться люди. Разный это был народ: беглые каторжники, крестьяне, которым хотелось найти больше пахотной земли, калмыки, пришедшие из своих далеких восточных степей, разбойники, авантюристы и другие. Не прошло и пятидесяти лет, как царствовавшему в те времена на Руси государю Ивану Грозному посыпались жалобы от ногайского князя Юсуфа, что его послы стали пропадать в донских степях. Они становились жертвами грабителей-казаков.
Это было время зарождения донского казачества, которое получило своё название по реке, около которой люди ставили свои станицы и хутора. Вплоть до подавления восстания Кондратия Булавина в 1709 году, донское казачество жило вольной жизнью, не зная над собой царей или другого управления, кроме своего, однако и им пришлось подчиниться Российской империи и влиться в великую русскую армию.
Основной расцвет славы войска Донского приходится на XIX век, когда эта огромная армия была разделена на четыре округа, в каждом из которых набирались полки, ставшие вскоре знаменитыми по всему миру. Общий срок службы казака составлял 30 лет с несколькими перерывами. Так, в 20 лет юноша отправлялся на службу первый раз и служил три года. После чего на два года отправлялся домой на отдых. В 25 лет его снова призывали на три года, и опять после службы два года он находился дома. Повторяться так могло до четырёх раз, после чего воин оставался в своей станице уже насовсем и мог призваться в войско только во время войны.
Донское казачество можно было бы назвать военизированным крестьянством, имевшим многие привилегии. Казаки были освобождены от многих податей и повинностей, которыми облагались крестьяне в других губерниях, а от крепостного права они избавлены были изначально.
Нельзя сказать, что донским жителям легко достались их права. Они долго и упорно отстаивали каждую уступку царя, а иногда даже с оружием в руках. Нет ничего страшнее казачьего бунта, это знали все правители, поэтому требования воинственных поселенцев обычно удовлетворялись, хоть и неохотно.

Хопёрские казаки

В XV веке в бассейнах рр. Хопра, Битюга из Рязанского княжества появляются беглые люди, которые называют себя казаками. Первое упоминание об этих людях относится к 1444 году. После присоединения Рязанского княжества к Москве появляются здесь и выходцы из Московского государства. Здесь беглецы спасаются от крепостнической кабалы, преследований бояр и воевод. Пришельцы поселяются на берегах рек Вороны, Хопра, Савалы и др. Они называют себя вольными казаками, занимаются звериным промыслом, бортничеством, рыболовством. Появляются здесь даже монастырские угодья.

После церковного раскола в 1685 году сюда устремляются сотни раскольников-старообрядцев, не признавших «никонианских» исправлений церковных книг. Правительство принимает меры по прекращению бегства крестьян в Хоперский край, требует от донских войсковых властей не только не принимать беглецов, но и возвращать ранее бежавших. С 1695 года много беглецов было из Воронежа, где Петром I создавался российский флот. Бежали мастеровые с верфей, солдаты, крепостные крестьяне. Население в Хоперском крае быстро растет за счет бежавших из России и переселявшихся малороссийских черкасс.

В начале 80-х годов XVII столетия большая часть раскольников-старообрядцев была изгнана их Хоперского края, многие остались. При переселении Хоперского полка на Кавказ несколько десятков семей раскольников попало в число переселенцев на линию, а со старой линии их потомки оказались в прикубанских станицах, в том числе и в Невинномысской.

До 80-х годов XVIII века хоперские казаки мало подчинялись Донским войсковым властям, часто просто игнорировали их приказы. В 80-е годы, во время атамана Иловайского, донские власти установили тесный контакт с хоперцами и считали их составной частью Войска Донского. В борьбе с крымскими и кубанскими татарами используют их как дополнительную силу, создавая из казаков-хоперцев на добровольных началах отряды – сотни, полусотни – на время тех или иных кампаний. По окончанию таких кампаний отряды распускались по домам.

Запорожские казаки

Слово «казак» в переводе с татарского означает «вольный человек, бродяга, искатель приключений». Изначально так оно и было. За днепровскими порогами, в дикой степи, которая не принадлежала ни одному государству, стали возникать укрепленные поселения-сечи, в которых собирались вооруженные люди, преимущественно христиане, называвшие себя казаками. Они совершали набеги на европейские города и на турецкие караваны, не делая никаких различий между теми и другими.
В начале XVI века казаки стали представлять собой значительную военную силу, что было замечено польской короной. Правящий тогда Речью Посполитой король Сигизмунд предложил казакам службу, но был отвергнут. Однако столь большое войско не могло существовать без какого-либо командования, в связи с чем постепенно формировались отдельные полки, называвшиеся куренями, которые объединялись в более крупные соединения – коши. Над каждым таким кошем стоял кошевой атаман, а совет кошевых атаманов и был верховным командованием всего казачьего войска.
Чуть позже на днепровском острове Хортица была воздвигнута главная твердыня этого войска, которую называли «сечь». А поскольку остров находился сразу за порогами реки, то и название она получила – Запорожская. По имени этой крепости и казаков в ней находившихся стали называть запорожскими. Позже так назывались все воины, независимо от того, жили они в сечи или в других казачьих поселениях Малороссии – южных границ Российской империи, на которых теперь расположено государство Украина.
Позже польская корона всё же получила себе на службу этих несравненных воинов. Однако после бунта Богдана Хмельницкого войско Запорожское перешло под власть русских царей и служило России до самого своего расформирования по приказу Екатерины Великой.

Хлыновские казаки

В 1181 году новгородцы-ушкуйники основали на реке Вятке укрепленный стан, городок Хлынов (от слова хлы́н - «ушку́йник, речной разбойник»), переименованный в конце XVIII века в Вятку и начали общежительствовать самовластно. Из Хлынова предпринимали они свои торговые путешествия и военные набеги во все стороны света. В 1361 году они проникли в столицу Золотой Орды Сарайчик и разграбили её, а в 1365 году за Уральский хребет на берега реки Обь.

К концу XV века хлыновские казаки сделались страшными по всему Поволожью не только для татар и марийцев, но и для русских. По свержении татарского ига Иван III обратил внимание на этот беспокойный и неподвластный ему народ, и в 1489 году Вятка была взята и присоединена к Москве. Разгром Вятки сопровождался большими жестокостями - главные народные вожаки Аникиев, Лазарев и Богодайщиков были в оковах приведены в Москву и там казнены; земские люди переселены в Боровск, Алексин и Кременск, а купцы в Дмитров; остальные обращены в холопов.

Большая часть хлыновских казаков с своими женами и детьми ушла на своих судах:

Одни на Северную Двину (по разысканиям атамана станицы Северюковской В. И. Меньшенина, хлыновские казаки поселились по реке Юг в Подосиновском районе).

Другие вниз по Вятке и Волге, где укрылись в Жигулевских горах. Торговые караваны давали случай этой вольнице приобретать «зипуны», а пограничные городки враждебных Москве рязанцев служили местом сбыта добычи, в обмен на которую хлыновцы могли получать хлеб и порох. В первой половине XVI столетия эта вольница с Волги перешла волоком на Иловлю и Тишанку, впадающие в Дон, а потом расселилась по этой реке вплоть до Азова.

Третьи на Верхнюю Каму и Чусовую, на территорию современного Верхнекамского района. Впоследствии в Приуралье появились огромные владения купцов Строгановых, которым царь разрешил нанимать отряды казаков из числа бывших хлыновцев для охраны их имений и завоевания пограничных сибирских земель.

Мещерские казаки

Казаки Мещерские (они же Мещера, они же Мишаре) – жители так называемой области Мещера (предположительно юго-восток современной Московской, почти вся Рязанская, частично Владимирская, Пензенская, север Тамбовской и далее до среднего Поволжья области) с центром в городе Касимов, составившие в дальнейшем народ Касимовских Татар и малочисленного великорусского суб-этноса Мещеры. Станы мещерских были разбросаны по всей лесостепи верховьев Оки и севера Рязанского княжества, находились даже в Коломенском уезде (село Васильевское, Татарские Хутора, а также в Кадомском и Шацком уездах. . Мещерские казаки того времени – это вольные удальцы лесостепной зоны, влившиеся позже в состав Верховых Донских казаков, Касимовских Татар, Мещеры и коренного великоросского населения юго-востока Московской, Рязанской, Тамбовской, Пензенской и прочих губерний. Сам термин “мещера”, предположительно имеет параллель со словом “можар, мадъяр” – т. е. по-арабски “сражающийся человек”. Станицы Мещерских казаков граничили и со станичниками Северного Дона. Самих Мещеряков также охотно привлекали к государевой городовой и сторожевой службе.

Северские казаки

Проживали на территории современных Украины и России, в бассейнах рек Десны, Ворсклы, Сейма, Сулы, Быстрой Сосны, Оскола и Северского Донца. Упоминаются в письменных источниках с кон. XV до XVII вв.

В XIV-XV веках севрюки постоянно соприкасались с ордынскими, а потом с крымскими и ногайскими татарами; с Литвой и Московией. Живя в постоянной опасности, они были хорошими воинами. Московские и литовские князья охотно принимали севрюков на службу.

В XV веке севрюки, благодаря своей стабильной миграции, начинают активно заселять обезлюдевшие после золотоордынского разорения южные земли находившегося тогда в вассальной зависимости от Литвы Новосильского княжества.

В XV-XVII веках севрюки уже представляли собой военизированное пограничное население, охранявшее границы смежных частей Польско-Литовского и Московского государств. Судя по всему, они были во многом похожи на ранних запорожских, донских и других подобных казаков, обладали некоторой автономией и общинной военной организацией.

В XVI веке считались представителями (древне)русской народности.

Как представители служилого люда, севрюки упоминаются ещё в начале XVII века, в эпоху Смутного времени, когда они поддержали восстание Болотникова, так, что война эта довольно часто называлась «севрюковской». Московские власти отвечали карательными операциями, вплоть до разгрома некоторых волостей. После завершения смуты севрюкские города Севск, Курск, Рыльск и Путивль подверглись колонизации из Центральной России.

После раздела Северщины по соглашениям Деулинского перемирия (1619), между Московией и Речью Посполитой имя севрюков практически исчезает с исторической арены. Западная Северщина подвергается активной польской экспансии (холопской колонизации), северо-восточная (московская) заселяется служилыми людьми и крепостными из Великороссии. Большая часть северских казаков перешла в положение крестьянства, некоторые влились в запорожское казачество. Остальные переселились на Нижний Дон.

Волгское (волжское) войско

Появились на Волге в XVI столетии. Это были всякого рода беглые из Московского государства и выходцы с Дона. Они "воровали", задерживая торговые караваны и мешая правильным сношениям с Персией. Уже в конце царствования Иоанна Грозного на Волге было два казачьих городка. Самарская лука, в то время покрытая непроходимыми лесами, представляла для казаков надежный приют. Небольшая река Уса, пересекающая Самарскую луку по направлению с юга на север, давала им возможность предупреждать караваны, шедшие по Волге. Заметив с вершин утесов появление судов, они на своих легких челнах переплывали по Усе, переволакивались затем на Волгу и врасплох нападали на суда.

В нынешних селениях Ермаковке и Кольцовке, находящихся на Самарской луке, и теперь еще признают места, где некогда жили Ермак и его товарищ Иван Кольцо. Для уничтожения казацких разбоев московское правительство посылало на Волгу войска и строило там города (последние указаны в историческом очерке Волги).

В XVIII в. правительство начинает организовывать на Волге правильное казачье войско. В 1733 г. между Царицыном и Камышенкой поселены были 1057 семей донских казаков. В 1743 г. повелено было селить в Волгские казачьи городки выходцев и пленников салтан-ульских и кабардинских, принимающих крещение. В 1752 г. отдельные команды Волгских казаков, живших ниже Царицына, соединены были в Астраханский казачий полк, чем положено было начало Астраханскому казачьему войску, образованному в 1776 г. В 1770 г. 517 семейств Волгских казаков переведены были на Терек; из них образованы были казачьи полки Моздокский и Волгский, которые входили в состав казаков Кавказской линии, преобразованной в 1860 г. в Терское казачье войско.

Сибирское войско

Официально войско вело и ведёт своё начало от 6 декабря 1582 г. (19 декабря по новому стилю), когда, по летописному преданию, царь Иван IV Грозный в награду за взятие Сибирского ханства дал дружине Ермака наименование «Царская Служилая Рать». Такое старшинство было даровано войску Высочайшим приказом от 6 декабря 1903 г. И оно, таким образом, стало считаться третьим по старшинству казачьим войском России (после Донского и Терского).

Войско как таковое было сформировано только во второй половине XVIII - первой половине XIX в. целым рядом разновремённых, вызванных военной необходимостью распоряжений центральной власти. Рубежом можно считать Положение 1808 г., от которого обычно и ведут отсчёт истории собственно Сибирского линейного казачьего войска.

В 1861 году войско подверглось существенной реорганизации. К нему причислили Тобольский казачий конный полк, Тобольский казачий пеший батальон и Томский городовой казачий полк, и установили комплект войска из 12 полковых округов, выставлявших на службу сотню в Лейб-гвардии Казачий полк, 12 конных полков, три пеших полубатальона со стрелковыми полуротами, одну конно-артиллерийскую бригаду из трех батарей (впоследствии батареи были обращены в регулярные, одна включена в состав Оренбургской артиллерийской бригады в 1865 г. и две в состав 2-й Туркестанской артиллерийской бригады в 1870 г.).

Яицкое войско

Ещё в конце XV века на реке Яик образовались вольные общины казаков, из которых сформировалось Яицкое казачье войско. По общепринятой традиционной версии, как и донские казаки, яицкие казаки формировались из переселенцев-беженцев из Русского царства (например, из Хлыновской земли), а также, благодаря миграции казаков с низовьев Волги и Дона. Их основными занятиями были рыболовство, добыча соли, охота. Войско управлялось кругом, который собирался в Яицком городке (на среднем течении Яика). Все казаки имели подушевое право на пользование угодьями и участие в выборах атаманов и войсковой старшины. Со второй половины XVI века русское правительство привлекало яицких казаков для охраны юго-восточных границ и военной колонизации, разрешая им вначале приём беглых. В 1718 году правительство назначило атамана Яицкого казачьего войска и его помощника; часть казаков объявлена беглыми и подлежала возврату на прежнее место жительства. В 1720 году произошли волнения яицких казаков, которые не подчинились приказу царских властей о возврате беглых и замене выборного атамана назначенным. В 1723 году волнения были подавлены, руководители казнены, выборность атаманов и старшины упразднена, после чего войско оказалось разделённым на старшинскую и войсковую стороны, в которой первые держались линии правительства, как гарантирующего их положение, вторые требовали вернуть традиционное самоуправление. В 1748 году была введена постоянная организация (штат) войска, разделённого на 7 полков; войсковой круг окончательно утратил своё значение.

Впоследствии, после подавления восстания Пугачева в котором яицкое казачество приняло активное участие, в 1775 году Екатерина II издала указ о том, что в целях полного предания забвению случившейся смуты Яицкое войско переименовывается в Уральское казачье войско, Яицкий городок в Уральск (был переименован и ещё целый ряд населённых пунктов), даже река Яик была названа Уралом. Уральское войско окончательно утратило остатки былой автономии.

Астраханское войско

В 1737 году указом Сената в Астрахани из калмыков образована трехсотенная казачья команда. В 28 марта 1750 года на основе команды учрежден Астраханский казачий полк, для доукомплектования которого до положенной в полку штатной численности в 500 человек, были набраны в крепости Астрахань и крепости Красный Яр казаки из разночинцев, прежних стрелецких и городовых казачьих детей, а также донских верховых казаков и новокрещённых татар и калмыков. Астраханское казачье войско было создано в 1817 году, в состав его были включены все казаки Астраханской и Саратовской губерний.