Социальное поведение и его уровни. Социальный уровень

Дизайн, декор

Еще не успев родиться, мы с вами вступаем в отношения с другими людьми. Помню, как мои дети, находясь еще в утробе, отвечали толчками и пинками на мои обращения к ним. Это был условный язык нашего общения. И каждый делал это по-своему, своим определенным способом. Это были первые шаги в трудной науке общения с другими людьми, которое начинается с родителей.

Просто потому, что они первые люди, с которыми встречается ребенок при появлении на свет. Чем дальше, тем народу больше: бабушки, дедушки, братья, сестры, родственники, соседи, приятели, одноклассники, учителя, супруги, собственные дети и внуки. Список можно дополнить самому. И все они могут стать друзьями или врагами, желанными или ненавистными, авторитетными или презираемыми. Все зависит от того, умеем ли мы строить взаимоотношения с ними.

Строить эти отношения приходится сразу и постоянно. Очень быстро ребенок понимает, что общение с мамой отличается от общения с бабушкой или папой. Нужны разные методы, ведь важен результат. Результатом любого общения является ПОНИМАНИЕ. Об этом написано во всех учебниках по психологии общения. Конечно, это открыли не психологи, даже если они на это претендуют. А вот как достичь понимания в сложных ситуациях психологи могут помочь.

Иногда моя работа очень напоминает работу переводчика. Мне приходится переводить маме то, о чем говорит ее дочь, жене ~ что имел в виду муж, говоря то-то и то-то. Мы так редко понимаем окружающих, еще реже, чем себя. Мы думаем за них, верим, обманываемся, разочаровываемся, не сомневаемся в выводах и т. д., и т. д., и т. д. Все, что угодно, кроме истинного понимания. То же самое по отношению к нам испытывают и они.

Не хочу повторяться, но придется. Общению нужно учиться. Если ваши родители это умели, то вам повезло больше, чем другим. Если вы выросли в более или менее здоровом обществе, то вам повезло еще больше. Если дворовая компания, одноклассники в школе и ровесники всегда относились к вам доброжелательно, принимали таким, какой вы есть, не старались переделать на свой лад, а общество помогало развиваться и защищало вас, то вы гений общения. Если такие есть - напишите мне, сочту за честь познакомиться.

Для остальных сообщаю: у человека с рождения имеются социальные потребности, такие как потребность в принятии, уважении, потребность быть частью коллектива, потребность в общении с себе подобными, в признании, в том, чтобы его принимали таким как он есть, в самореализации. Я перечислила лишь самые необходимые.

Подросток, попадая в компанию, удовлетворяет зачастую там свои социальные потребности чаще, чем дома, в семье. В компании его принимают таким, каков он есть, никто его не заставляет быть «послушным», «отличником», «аккуратным» и т. п. И дворовая компания становится ему ближе, чем семья. Она дает ему возможность удовлетворять эти потребности. А в подростковом возрасте это важнее, чем есть, спать и даже дышать.


Недаром выражение «не души меня» часто обращено к родителям, которые этого не понимают. Ну а если в компании дадут еще и какой-нибудь наркотик попробовать, то он сможет удовлетворить и физические потребности в удовольствии, и испытать «любовь» к себе или к окружающим. Потом, если приходится уходить из компании, наркотик он забирает с собой, как напоминание о счастливых мгновениях. Как аромат духов любимой женщины. Женщины давно уж и след простыл, а запах будит воспоминания.

Вот так, ненавязчиво, вещество помотает нам строить взаимоотношения с другими. Так знаменитая фраза «ты меня уважаешь, и я тебя уважаю» непосредственно связана с алкоголем. Познакомиться проще всего, попросив закурить, - опять наркотик помог. Чтобы не оплошать на первом свидании, можно прихватить алкоголь или пригласить выпить. Перед разговором с начальником справиться со страхом поможет опять-таки рюмочка коньяку. Один мой знакомый, чтобы не волноваться перед свадьбой, накурился анаши. Ведь известно, сколь «велико» желание мужчин связать себя узами брака.

В конце концов наступает момент, когда человек уже не может вступать в какие-либо отношения без спасительного вещества. Курильщик чувствует себя «голым» без пачки сигарет в кармане. Алкоголик в итоге общается только с алкоголиками. Наркоман же для здорового человека как инопланетянин. Со своими обычаями, традициями и своим языком. Длительное общение с химическим веществом приводит к изоляции от людей, которые живут в другом мире с другими правилами.

Так, бывшему заключенному трудно приспособиться к жизни вне тюрьмы, так как она становится вторым домом. Правила выживания там просты и понятны. Не то, что в жизни. Многие пациенты сравнивали употребление с тюрьмой. Каждый сам выбирает себе форму существования. Есть и те, кому в тюрьме спокойней, потому что привычней. Правил не много, они не меняются. Все просто и доступно. Другое дело в жизни, где все может измениться за считанные секунды. Все время надо приспосабливаться. И себя при этом не потерять. Очень трудная задача.

Можно бесконечно ругать алкоголь или наркотик. Но все это пустая трата времени. Правда же заключается в том, что человек - хозяин своей жизни. Он может поддаваться искушению, а может устоять перед ним. Может ошибиться и может исправить свою ошибку. Поэтому говорить о том, что алкоголь и наркотик «сломал волю» было бы неверным. Да, вещество парализует волю. Алкоголиками или наркоманами становятся не только люди со слабой волей, это миф. Для многих она становится испытанием воли. Возможно, самым трудным. Достаточно вспомнить, что вещество погубило многих сильных и умных людей. Врага нельзя недооценивать. Искушение всегда велико. Оно может быть сильнее человека. И он может ему поддаться и не справиться потому, что вещество сильнее человека. Сильнее сотни человек. Но не сильнее жизни.

Личностный уровень

Следующий 6-й уровень проявления планетарных принципов назван личностным. Этот уровень определяет личностные особенности восприятия данным человеком различных раздражителей (каких-либо внешних обстоятельств или внутренних ощущений). Этот уровень характеризует умение оценить те или иные обстоятельства и выработать ту или иную личностную ответную реакцию по их усилению или ослаблению. При этом реакции различных людей на одно и то же воздействие могут отличаться в зависимости от уровня организации и степени развития сознания.

С функциями восприятия, оценки и ответной реакции наиболее сильно связаны планеты Венера, Меркурий и Марс, влияние которых наиболее эволюционно на тонком (астральном) космическом Плане. Этот уровень проявления человеческое царство разделяет с животными и растениями. Чувствительность и гибкость реакций растений сейчас не вызывают сомнений даже среди ученых.

Венера (начало Навь) связана с нашими чувствами, влечениями, желаниями, с внутренним принятием (нравится) или неприятием (не нравится) той или иной ситуации, того или иного человека. Наша чувственная избирательность определяется нашим прошлым опытом, тем, что мы уже пережили, с чем мы познакомились.

В настоящем , в повседневных событиях мы ориентируемся с помощью Меркурия (начало Правь), он помогает наилучшим образом отреагировать на постоянно изменяющийся рисунок внешних влияний, позволяет нам быть синхронными с нашим окружением, быть здесь и сейчас, извлекать максимум пользы из каждой возможности, предоставляемой жизнью.

Марс связан с нашим желанием, стремлением чего-то достичь, добиться. Марс (начало Явь) связан с нашим будущим , которое мы страстно желаем приблизить, с теми целями, которые мы перед собой ставим, или с неприятностями, затруднениями, которые мы хотим избежать. Марс связан с действием, плоды которого в полной мере могут проявиться в будущем.

Пятый уровень проявления связан с тем, как отдельный человек взаимодействует с другими людьми. В человеческой эволюции этот уровень до сих пор не является до конца проработанным. Интересы отдельной личности не очень гармонично сочетаются с интересами общества. Пока что мы с вами прикладываем все силы, чтобы проигнорировать интересы общества, мы очень неохотно выполняем общественные программы, так как это часто связано с некоторыми ограничениями - приходится жертвовать некоторыми личными программами, делать не только то, что нам хочется или приятно, но и то, что необходимо для поддержания здоровья социального организма. В свою очередь общество не удовлетворяет в полной мере наши личные запросы, не «замечает» нас, что мы воспринимаем как несовершенство государственной структуры, личную несвободу.



Астрологически это проявляется в том, что нарушена связь между Юпитером и Сатурном, нет планеты, которая могла бы выступить в роли посредника (возможно, раньше эту функцию выполнял Фаэтон). В настоящее время роль этого связующего звена, но пока еще далеко не в полной мере, выполняет Хирон. А пока что человечество в мучительных кровавых поисках ищет справедливое мировое устройство, тот общественный уклад, который наилучшим образом сочетал бы в себе интересы отдельного человека и общества в целом.

Социальный уровень проявления планетарных принципов наиболее тесно соприкасается с тематикой мира Мысли (Ментального). Этот уровень проявления мы разделяем с животным царством.

Сатурн (начало Навь) связан с нашими убеждениями, с нашей точкой зрения на жизнь, на взаимоотношения с людьми, обществом, это тот жизненный опыт, который мы приобрели в результате взаимодействия с другими людьми. Сатурн - это фундамент нашей социальной жизни, основанный на наших прошлых накоплениях, это то, что мы не хотим менять, так как доверяем этому. Сатурн - это система наших ценностей и приоритетов в жизни, на которую можно положиться, потому что мы не раз проверили на себе их надежность и пользу.

Хирон (начало Правь) помогает нам ориентироваться в культурной, политической, экономической и религиозной жизни общества, помогает наиболее гармонично вписаться в настоящую , существующую в данный момент, структуру взаимоотношений человека и общества и воспользоваться всем самым лучшим, что этот момент в себе несет.

Юпитер (начало Явь) связан с нашими стремлениями достичь определенного положения в социальной структуре общества, с нашими претензиями к людям, обществу, правящим структурам, государству, с нашим стремлением к более насыщенной, богатой, достойной жизни. Юпитер связан с нашим будущим , с направлением наших усилий, с приложением наших способностей в социальной сфере.

Продолжаем говорить о гармоничном саморазвитии и сегодня подошла очередь социальной сферы жизни, которая играет очень важную роль в жизни современного общества. Если человек будет неуспешен в этой сфере, то он будет несчастлив и неудовлетворён жизнью.

По социальному уровню жизни сегодня судят об успешности: где и кем работает человек, сколько зарабатывает, с каким человеком создаёт семью, насколько уважаем в обществе и другое. Когда окружающие видят, что в этих вопросах человек неудачлив, то у них сразу складывается соответствующее мнение, которое, обычно, оправдано.

Поэтому для того, чтобы Вы могли искренне уважать себя и окружающие также относились к Вам уважительно, нужно уделить внимание направлениям развития, о которых речь пойдёт ниже.

Направления саморазвития на социальном уровне

Обязательно развивайтесь в следующем:

  • Предназначение в деятельности

Для человека важно заниматься деятельностью, которая соответствует его склонностям и талантам, иначе ему будет гораздо труднее, а часто невозможно стать успешным и счастливым. Абсолютно каждый из нас рождается со своими талантами и в некоторых источниках говорится, что у человека обычно около пяти талантов.

Сегодня далеко не все люди знают и используют свои таланты, соответственно, не достигают успеха и увеличивают внутреннее неудовлетворение. Необходимо найти свои таланты и постараться занять себя деятельностью в соответствии с ними - это прямой путь к успеху, но что ещё важнее, такой человек будет получать удовлетворение от своей работы.

Успех и признание в своём предназначении обычно не приходит сразу, тут нужно терпение и настойчивость. Но зато потом приходит стабильный и долговременный успех. Статья на тему предназначения:

  • Развитие своей мужской или женской природы

Нельзя забывать про свою истинную природу и пытаться стать противоположным полом. Да, сегодня встречаются женщины с мужским характером и наоборот, но скорее это исключение, а не правило.

Мы не случайно рождаемся в мужском или женском теле: в каждом теле свои задачи. Мужчинам следует развивать ответственность, целеустремлённость, смелость, щедрость, аскетизм, самоконтроль, уверенность и другие качества. Женщинам следует обратить внимание на заботливость, доброту, терпение, верность, мудрость и другие качества.

Также нужно знать о том, что для мужчины важно добиваться успеха в обществе и реализовываться в деятельности, а для женщины важно строить гармоничные отношения, воспитывать разумных детей и развиваться творчески. Это, конечно, не приговор, но главные акценты каждому из полов лучше делать на этих .

  • Семейные отношения

Семья играет огромную роль в жизни человека. Если в семье разлад, то человек не будет чувствовать счастья и удовлетворения в жизни, даже если в работе будет очень успешен. И наоборот, гармоничные отношения в семье, в которой все поддерживают и понимают друг друга, становятся своеобразным оплотом и защитой от различных жизненных невзгод.

Этот вопрос требует изучения и применения на практике. Настоящую любовь и гармонию в семье можно создать только благодаря труду над собой и отношениями, а если этого не делать, то сохранить семью и не развестись практически невозможно.

  • Улучшение судьбы Рода

Тема Рода сегодня становится всё популярнее и это очень хорошая тенденция. Наш Род оказывает сильное влияние на нас самих и на будущие поколения. Существуют различные негативные родовые программы, с которыми нужно работать и которые можно определить с помощью нумерологии, к примеру. От наших предков мы получаем энергию и поддержку, причём это может быть и положительная энергия и отрицательная.

В задачу каждого человека входит улучшение судьбы Рода в той или иной степени. Некоторые люди рождаются именно с этой задачей: улучшить судьбу своего Рода. Если вкратце, то мужчина может улучшить этот показатель с помощью достижения успехов в деятельности, заработка денег, рождения детей, переезда в более лучшие условия жизни; женщина улучшает судьбу Рода при помощи воспитания и передачи знаний и традиций своим детям, получения различных знаний (обучающие программы, тренинги, семинары), молитв за родственников.

В саморазвитии это направление занимает важное место, так как влияет не только на нас, но и на наших детей и многие поколения в будущем, поэтому это обязательное направление для каждого разумного и адекватного человека.

  • Заработок денег

Финансы важны для жизни в этом мире. Трудно жить комфортно и гармонично, если нет денег. Чтобы просто есть здоровую еду, носить удобную одежду, жить в чистой и приятной обстановке, дать детям достойное образование, иметь возможность обучаться самому и многое другое - для всего этого нужны деньги. Поэтому глупо отрицать это и создавать вид отречённого человека, которому ничего не нужно и поэтому вся семья должна испытывать неудобства.

Особенно важно зарабатывать деньги мужчине, тогда он ощущает удовлетворённость собой и становится увереннее, может обеспечивать семью. Если он не может зарабатывать или зарабатывает слишком мало, то, с большой долей вероятности, с женой у него будут не самые лучшие отношения, а его личная самооценка будет понижаться.

Для женщин в вопросе денег важно побороть жадность или алчность. Это один из главных недостатков женщин и если она поборет его, то проблем с финансами в семье будет гораздо меньше.

Зарабатывать деньги лучше всего в деятельности, которая является предназначением. Важно уметь правильно распоряжаться финансами, уметь их планировать. Очень благоприятно заниматься благотворительностью и часть доходов отдавать возвышенным личностям или на духовные и нравственные проекты.

  • Отношения с окружающими

От того, насколько качественно мы умеем строить отношения с людьми, напрямую зависит уровень нашей успешности и счастья. Если мы строим отношения неправильно, то возможностей становится гораздо меньше. Да и вообще качество отношений с окружающими является показателем развитости человека.

Нужно учиться строить гармоничные отношения с людьми, а также поддерживать их, иначе они будут затухать и разрушаться. Это не означает, что мы должны общаться со всеми подряд, пытаясь угодить или быть удобным. Это означает, что мы выбираем с кем общаться, а с кем нет, кому можно доверять, а кому не стоит и так далее.

  • Жизнь на благо мира, общества, близких

Теперь об одном из самых важных. Жизнь для себя и своей семьи ничем не отличается от жизни животных и такая жизнь заканчивается тогда, когда мы перестаём думать только о себе и своей семье и начинаем думать о других живых существах. Настоящий смысл и глубина в жизни появляется только тогда, когда человек своей жизнью стремиться принести пользу в окружающий мир.

Если человек не приносит пользу и ничего не делает для мира, или делает, но только ради денег, тогда он уподобляется раковой опухоли, которую необходимо изолировать, пока она не привела к гибели всего организма. Именно поэтому многие люди болеют, страдают, получают много трудностей в жизни - всё из-за того, что они хотят жить только для себя, а на остальных им плевать. В результате такой жизненной философии вселенная начинает лишать человека энергии, как врач, удаляющий злокачественную опухоль из тела.

Но если мы начнём отдавать хотя бы малую часть нашего времени и сил для добрых дел на благо окружающих и мира, тогда наша жизнь начнёт меняться. Будет появляться энергия, возможности и ощущение счастья. Проверить это можно только начав что-то делать с без-корыстным настроем.

Резюме

Итак, вот ещё один уровень жизни позади. Не забывайте про правило 72-х часов и старайтесь всегда что-то реализовывать в своей жизни сразу после получения знаний. Вот план саморазвития в этой сфере на первое время:

  1. Обязательно поймите свои таланты, своё предназначение в деятельности;
  2. Начните уделять время тому, что Вам нравится делать (что-то позитивное и не вредное);
  3. Сядьте и честно проанализируйте, каких качеств, соответствующих Вашей природе у Вас не хватает — начните развивать их;
  4. Посмотрите на Ваши отношения с родителями, супругом, детьми — поймите, что в них хотелось бы улучшить, исправить;
  5. Начните изучать законы счастливых семейных отношений и следовать им в своей жизни;
  6. Чётко пропишите, сколько денег Вам нужно каждый месяц, чтобы обеспечивать все необходимые потребности;
  7. Подумайте, как Вы относитесь к окружающим людям и как они относятся к Вам — выясните в чём проблемы в отношениях с окружающими (наличие у Вас комплексов, негативный круг общения и т.п.);
  8. http://сайт/wp-content/uploads/2018/02/logotip-bloga-sergeya-yurev-2.jpg Сергей Юрьев 2018-06-03 05:00:45 2018-10-27 13:24:20 Развитие человека на социальном уровне жизни
КОНТЕКСТ

Немногие станут отрицать, что один из лучших способов завязать знакомство - это найти человека со сходными интересами. Обычно отношения начинаются благодаря общим интересам, касающихся внешнего мира. Когда я употребляю выражения «внешний мир» или «контекст», я вспоминаю передачу с участием д-ра Руфи - одной из самых популярных психологов, выступающих по телевидению. Люди пишут ей письма и звонят по телефону с вопросами: «Как мне встретить подходящего человека? Я трачу уйму времени на встречи с множеством неинтересных людей». Ее советы удивительно точны. Она задает вопрос: «Чем вы любите заниматься? Какое из ваших увлечений вас по-настоящему радует?» Обычно люди в ответ называют что-то вроде тенниса, театра или танцев. Тогда д-р Руфь говорит им: «Тогда вам нужно ходить в театр, на танцы, на теннисный корт - там собираются подходящие для вас мужчины и женщины, и среди них вы можете встретить будущего партнера. Если вы не любите выпивки, курения и сальных шуток - не ходите в бары, потому что там вы, скорее всего, встретите людей, интересы которых совершенно не совпадают с вашими Вам надо идти туда, где собираются люди, которым нравится то же самое, что и вам».

Первый уровень отношений обычно начинается с общей среды, или контекста, в котором вы живете, работаете и отдыхаете. Что вы любите делать? Чего вы не любите делать? Каковы ваши главные жизненные интересы? Любите ли вы рок-н-ролл или балет, кино или театр? Любите ли вы играть в гольф или теннис - или предпочитаете валяться на диване с книгой? Вам нравится кататься на велосипеде или совершать пешие прогулки? Все это - ваши интересы, относящиеся к социуму. Каждый такой способ времяпрепровождения связан с определенными местами, где вы можете встретить людей со сходными интересами. Это кажется совершенно ясным и логичным.

Но, с другой стороны, существует много уровней осознания. Все мы неоднократно убеждались в том, что можно пойти в теннисный клуб или на вечер бальных танцев и познакомиться с человеком, который кажется очень интересным. Но почему же мы играем с ним чудесную партию в теннис, а когда мы потом садимся рядом, нам нечего сказать друг другу? Это происходит оттого, что, несмотря на общую среду, мы не встречаем отклика на других уровнях. Это чрезвычайно важное открытие, так как мы обычно не осознаем всех уровней отношений. Я неоднократно убеждался в этом как на опыте своих друзей, так и на собственном опыте. И поэтому вы можете общаться с кем-то на социальном уровне, но на психологическом или эмоциональном оставаться чужими.

Итак, первый уровень отношений - это действия, которые мы совершаем во внешнем мире. Назовем это деятельной частью отношений.

В КАКОЙ ОБЛАСТИ ВНЕШНЕГО МИРА МЫ НАХОДИМСЯ?

Расширенный социум


Люди обычно придают особое значение всему, что связано с социальной деятельностью. Для социума очень важно, чем вы занимаетесь, каковы ваши увлечения и как вы организуете свое время. На одном из моих семинаров присутствовал мой друг, который уже двадцать пять лет был счастливо женат. Группа людей беседовала о том, как достичь счастья в отношениях, что они хотят и чего не хотят. Мой друг сказал: «Суть в том, можете ли вы жить вместе?» Это действительно самый важный вопрос: можете ли вы жить вместе и заниматься общей деятельностью?

Здесь мы можем рассматривать деятельность как одну из составных частей социального уровня. Этот уровень включает в себя ваши любимые занятия: походы, теннис, учебу и т. д. На уровне деятельности вопрос звучит так: вы способны жить и действовать вместе? Интересно, что идея брака по любви - относительно недавнее открытие. На протяжении тысячелетий большинство людей не вступало в браки по любви. Даже в западной культуре еще 150 лет назад браки, по большей части, «устраивались» родственниками, а в Индии так происходит до сих пор: большинство браков устраивают родители, руководствуясь соображениями, относящимися к социальному уровню.

Например, в Индии решающее значение имеет принадлежность к той или иной касте. Другими важными факторами являются материальный достаток, образование, происхождение и род занятий родителей. Совокупность этих факторов играет главную роль в вопросах сватовства. Недавно я работал с клиенткой, которая родилась в очень богатой семье и была доктором экономических наук. Она уже восемь лет была замужем за человеком, родившимся в небогатой семье и малообразованным. Брак оказался неудачным из-за дисгармонии на социальном уровне. Моя клиентка хотела продолжить образование, изучить множество предметов, расширить свой горизонт, больше путешествовать. Ее муж никогда не учился в колледже и совершенно не интересовался наукой. Ему не нужен был большой дом, потому что его желания и потребности совершенно отличались от ее желаний и потребностей. Они были не лучше и не хуже - просто они были другими. Она хотела расти и развиваться, а он - оставить все как есть. Из-за этих различий они постоянно находились в конфликте. Если вы попытаетесь общаться на одном уровне - например, любви (сущностном) или се5кса (биологическом), чтобы заполнить пустоту на других уровнях - вы совершите то, что в психологии отношений называется путаницей уровней . Когда вы путаете уровни, вы тем самым создаете будущие проблемы.


ШОК ОСОЗНАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА РОЖДАЕТ ЖЕЛАНИЕ ВНОВЬ ОБРЕСТИ УТРАЧЕННУЮ БЛИЗОСТЬ. РЕБЕНОК РЕДКО, А ТО И НИКОГДА, СЧИТАЕТ ВСЕ УРОВНИ ОТНОШЕНИЙ ВАЖНЫМИ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЭТОЙ БЛИЗОСТИ. ПОЭТОМУ ОН ВЫБИРАЕТ ПОДХОДЯЩИЕ И ОТБРАСЫВАЕТ ТЕ, КОТОРЫЕ НЕ СЧИТАЕТ ВАЖНЫМИ.

ГОДЫ СПУСТЯ ЭТА СТРАТЕГИЯ СТАНОВИТСЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ, И ТОГДА ВОЗНИКАЮТ ПСИХОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ, ОПРАВДЫВАЮЩИЕ ПОДМЕНУ ОДНОГО УРОВНЯ ДРУГИМ.

Стефен Х.Волински


Социальный уровень включает в себя не только ваши увлечения, но также вашу биографию и происхождение. Я вспоминаю своего дядю. После двадцати пяти лет совместной жизни его жена умерла от рака. Через несколько лет он женился на женщине, очень похожей на мою тетю. У них было похожее прошлое, похожие дома и даже дети примерно одинакового возраста. Через несколько лет она умерла от рака, и вскоре он встретил еще одну женщину, похожую на обеих своих жен. Возраст, социальный и экономический статус, дети, дом - все было примерно одинаковым. Я понял, что даже в поколении моих родителей далеко не всегда женились по любви. На их выбор существенно влияли другие факторы. Конечно, любовь играла здесь огромную роль, но в первую очередь важна была социальная совместимость. В чем она заключается? Чтобы понять это, нужно задать вопросы: Чем ты занимаешься? Чем я занимаюсь? Что общего в нашем происхождении и личной истории? Можем ли мы действовать вместе во внешнем мире? Если он любит жить в деревне, а она - в городе, то они плохо совместимы социально. Если он любит путешествовать, а она - сидеть дома, они тоже не очень совместимы.

К социальному уровню относится не только ваша любовь к теннису, но и ваше происхождение, религия, воспитание, культурная традиция, цели, амбиции, финансы, семейные традиции образ жизни, а также то, хотите ли вы иметь детей, и если да, то сколько. От ответов на эти вопросы зависит, сможем ли мы взаимодействовать легко и плодотворно, или наши отношения окажутся напряженными, мучительными и запутанными, а наши цели и планы рухнут. Когда люди не обращают внимания на совместимость на социальном уровне, они часто вступают в неудачные отношения.

СОЦИАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ - ОПРОСНИК

(Отвечайте на вопросы вместе с вашим настоящим или будущим партнером)


Образ жизни

А. Какие у вас общие интересы?

Б. Сколько времени вы проводите на работе?

а. меньше 20 часов в неделю

б. 20–40 часов в неделю

в. больше 40 часов в неделю

г. карьера и профессия не имеют для меня значения

В. Сколько времени вам нужно проводить в одиночестве?

а. Почти не нужно

б. Нужно, но не очень много

в. Одиночество необходимо мне, оно дает мне силы и укрепляет

Г. Что вы предпочитаете делать в свободное время?

Д. К какому типу людей вы относитесь: домосед или «тусовщик»?

Е. Какого рода диеты вы придерживаетесь?

а. обильная и сытная еда

б. здоровая пища

в. изысканная кухня

г. любая домашняя еда

д. я не придаю этому значения

Ж. Насколько вы аккуратны или небрежны?

а. я не могу нормально чувствовать себя в беспорядке

б. я люблю чистоту, но навожу ее только в случае необходимости

в. я делаю только самую необходимую уборку

г. я вполне могу жить в беспорядке

З. Как вы относитесь к сигаретам, алкоголю, наркотикам?


Деньги

А. Каков ваш постоянный доход?

Б. Как вы достигли вашего нынешнего экономического положения?

В. Что вы вкладываете в ваши отношения: некоторую сумму денег или долги и финансовые обязательства?

Г. Как вы улаживаете финансовые отношения с партнером?

а. все деньги общие

б. каждый распоряжается собственными деньгами

в. один из партнеров распоряжается большей суммой, чем другой

г. один из партнеров полностью распоряжается деньгами

д. ответственность за деньги делится поровну

е. другие варианты


Дети/семья

Это очень важная тема, и вам следует честно рассказать друг другу, что вы думаете об этом, особенно в начале ваших отношений. Часто люди скрывают свои мысли и чувства из желания угодить своему партнеру. Порой мы занимаемся самообманом, когда уверяем себя: «Я как-нибудь подстроюсь» или «Позже он изменит свое мнение». Отношение к семейной жизни и детям - основная причина разлада и несовместимости в отношениях. Для всех участников, и особенно для детей, очень важно, чтобы партнеры честно высказали свои истинные чувства в отношении этой важнейшей темы - идет ли речь о ваших будущих детях или о детях от предыдущих браков.

А. Если ли у вас родные или приемные дети? Если да, то насколько вы хороший родитель для них?

Б. Каковы ваши предположения, ожидания и чувства по отношению к детям вашего партнера? А у вашего партнера по отношению к вашим детям?

В. Хотите ли вы иметь общих детей? Если да, то насколько сильно?


Взгляд в будущее

А. Вместе с партнером или отдельно подумайте, каким бы вы хотели видеть:

а. свое финансовое положение

б. свои профессиональные качества

в. свою семью

г. свой духовный путь

е. город или страну, где вы живете

ж. Свой социальный статус


Время

Нарисуйте круг и разделите его на сегменты. Размер каждого сегмента соответствует времени, которое вы тратите на:

а. работу

в. отношения с самыми важными для вас людьми

д. светскую жизнь.

е. физические упражнения

ж. духовный рост

з. время, которое вы проводите в одиночестве


Сравните ваш круг с кругом вашего партнера


Я надеюсь, что эти вопросы помогут вам понять, насколько вы совместимы со своим партнером на социальном уровне. Цель этих вопросов - понять, в чем вы сходны, а в чем различны. Какие-то различия достаточно легко переносятся, а какие-то могут стать причиной серьезных проблем. Именно от вашего отношения к этим различиям зависит то, насколько легко вы уживетесь с партнером на социальном и других уровнях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Надеюсь, что это обсуждение поможет вам встретить и оценить партнера, подходящего вам на социальном уровне. Когда разные уровни не гармонируют между собой - нелегко создать прочные отношения. Если вы не будете придавать значения социальной совместимости, способности к общей деятельности, различию культурных и религиозных традиций и отсутствию общих интересов - вряд ли ваши отношения будут удачными.

Социальная организация - большая социальная группа, сформированная для достижения определенных целей

под социальной организацией подразумевают упорядоченное и скоординированное объединение людей, которое предназначено для выполнения четко определенных функций и направлено на достижение конкретных целей. Это - регулируемая, иерархическая структура институционального характера, в которой четко распределены формальные роли участников и установлены строгие нормы и правила, которым они должны подчиняться. Основным отличием социальной организации от других социальных групп является формальный характер внутриорганизационных отношений. Организация признается одним из наиболее важных элементов современного общества, поскольку большинство социальных групп, определяющих жизнедеятельность человека, существует именно в виде организаций (например, детский сад, школа, армия, институт, трудовой коллектив и т.д.).

Уровни социальной организации

В социологии выделяют четыре уровня организации :

§ первый уровень - нуклеарная семья - социальная группа, которая характеризуется совместным проживанием, ведением совместного хозяйства и воспроизводством. В состав нуклеарной семьи входят взрослые мужчина и женщина, между которыми существуют социально санкционированные половые отношения, и несовершеннолетние дети, родившиеся у этой пары или усыновленные. Нуклеарная семья представляет собой широко распространенный тип группы;

§ второй уровень - сложная семья, представленный двумя типами: полигамной семьей, состоящей из нескольких нуклеарных семей, объединенных общим супругом, и разветвленной семьей, которая представляет собой несколько нуклеарных семей, связанных отношениями кровного родства;

§ третий уровень - группы, объединенные кровным родством и правом наследования. В отличие от семьи такие группы не проживают вместе и не ведут общего хозяйства;

§ четвертый уровень составляют наиболее многочисленные социальные группы, основанные на социальной стратификации.

Структура является важным элементом любой организации и выражается в разделении видов деятельности по определенным правилам или законам. В каждой современной организации имеются директор, управляющий делами и проч., принят порядок подчиненности должностных лиц, которые в свою очередь являются начальниками других работников. Как правило, здесь существует система вертикальной зависимости (сверху вниз): совет директоров, главные руководители организаций, руководители среднего уровня и нижестоящие руководители, контролирующие деятельность рядовых работников. Структура в целом есть система отношений между людьми, подчиняющихся существующим нормам, но в то же время отклоняющихся от них в некоторых пределах, обусловленных личностными чувствами, предпочтениями, симпатиями и интересами, т.е. здесь есть и неформальные отношения.

Таким образом, социальная структура включает в себя совокупность взаимосвязанных ролей, а также упорядоченные взаимоотношения между членами организации, в первую очередь отношения власти и подчинения. Эти отношения трансформируются в результате обмена ресурсами и изменения характера их использования, что составляет резерв развития организации, - введение новшеств в области разделения труда, изменение мотивации участников трудового процесса, образование новых форм социального контроля и обоснованное принятие управленческих решений.


17. Многообразие социальных организаций классифицируют по разным критериям. Например, американский социолог Этциони выделяет три основные группы:

1. Добровольные организации , участники которых объединяются по своему усмотрению и пожеланию (политические партии, профессиональные союзы, клубы, религиозные объединения и др.);

2. Принудительные организации , членами которых становятся в силу разных объективных обстоятельств, независимых от человека (армия, тюрьмы, психлечебницы и др.):

3. Утилитарные организации , члены которых объединяются для достижения общих и индивидуальных целей (предприятия, фирмы, финансовые структуры и др.).

У российских социологов свой подход к классификации:

1. Деловые организации – возникают ради коммерческих целей, отношения в которых базируются, исходя из материальных мотивов всех сторон, причем у каждой стороны цели и мотивы участия могут быть разные (предприятия, корпорации, фирмы, банки и др.);

2. Общественные организации – объединения, которые создаются для обобщения индивидуальных целей каждого из участников. Членство в таких объединениях позволяет удовлетворять политические, социальные, духовные, любительские и другие потребности (политические партии, профсоюзы, творческие объединения и т.д.);

3. Промежуточные организации – нечто среднее между деловыми и общественными организациями (кооперативы, товарищества и т.п.). По сути, это добровольный союз, где участники занимаются предпринимательскими функциями;

4. Ассоциативные организации – возникают для взаимной реализации общих интересов (научная школа, клубы по интересам, неформальные группы и т.д.). Характерны тем, что в таких объединениях вместо формального главенства – лидерство, решения принимаются сообща, незначительная степень формализации.


18. Социальные институты - ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации , обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества.

Предназначение социальных институтов состоит в том, чтобы удовлетворять важнейшие потребности и интересы общества .

Общие функции:

§ Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Любой институт закрепляет, стандартизирует поведение членов общества за счет своих правил, норм поведения.

§ Регулятивная функция обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения, регламентации их действий.

§ Интегративная функция включает в себя процесс взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп.

§ Транслирующая функция (социализация). Ее содержанием является передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного общества.

Отдельные функции:

§ Социальный институт брака и семьи реализует функцию воспроизводства членов общества совместно с соответствующими подразделениями государства и частными предприятиями (женские консультации, родильные дома, сеть детских медицинских учреждений, органы поддержки и укрепления семьи и др.).

§ Социальный институт здоровья ответственен за поддержание здоровья населения (поликлиники, госпитали и другие лечебные учреждения, а также органы государства, организующие процесс поддержания и укрепления здоровья).

§ Социальный институт производства средств существования, выполняющий важнейшую созидательную функцию.

§ Политические институты, ведающие организацией политической жизни.

§ Социальный институт права, выполняющий функцию разработки правовых документов и ведающий соблюдением законов и правовых норм.

§ Социальный институт образования и норм с соответствующей функцией образования, социализации членов общества, приобщения к его ценностям, нормам, законам.

§ Социальный институт религии, помогающий людям в решении духовных проблем.

Все свои положительные качества социальные институты реализуют лишь при условии их легитимности , т. е. признания целесообразности их действий большинством населения . Резкие сдвиги в классовом сознании, переоценка фундаментальных ценностей могут серьезно подорвать доверие населения к существующим руководящим и управляющим органам, нарушить механизм регулятивного воздействия на людей.

В этом случае в обществе резко нарастает нестабильность, угроза хаоса, энтропии, последствия которых могут стать катастрофическими. Так, усилившееся во второй половине 80-х гг. ХХ в. в СССР размывание социалистических идеалов, переориентация массового сознания на идеологию индивидуализма серьезно подорвали доверие советского народа к старым общественным институтам . Последние не смогли выполнять свою стабилизирующую роль и рухнули .

Социальные институты можно назвать центральными компонентами структуры общества, интегрирующими и координирующими множество индивидуальных действий людей. Система социальных институтов, отношений между ними является каркасом, который служит основой формирования общества, со всеми вытекающими последствиями. Каковы фундамент, конструкция, несущие составляющие общества, таковы его прочность, фундаментальность, монолитность, стабильность.

Процесс упорядочения, формализации, стандартизации общественных отношений в рамках старой структуры и создание новых социальных институтов называется институтализацией . Чем выше ее уровень, тем качественнее жизнь общества.


19. Парсонс выделяет следующие типы социальных институтов.

Во-первых,институты отношений , которые устанавливают взаимные ролевые ожидания независимо от содержания интересов и потребностей людей. Такими могут быть семья, вуз, деньги и т. п.

Во-вторых,регулятивные институты , которые определяют границы законной реализации частных интересов с учетом целей и средств. Такими являются правовые (законы) и моральные (общественное мнение) институты.

В-третьих,культурные (духовные) институты , устанавливающие обязательные культурные модели мотивации поведения: а) познавательные убеждения (законы Ньютона, социальное равенство и т. п.); б) экспрессивные (потребностные) символы (джинсы, сотовые телефоны и т. п.); в) частные моральные обязанности (дружба, сыновья верность, патриотизм и т. п.).

Демосоциальные институты (семья, поселение, этнос) служат для воспроизводства и социализации членов общества. Ведущие статусы в них - родителей, детей, прародителей, родственников, материально-культурными признаками являются квартира, мебель, дача и т. п., символами - брачный ритуал, обручальное кольцо и т. п.; а институциональным регулятором - семейная мораль. Семейная идеология как часть идеологии данного типа общества раскрывает значение семьи для жизни людей и общества.

Производственные институты (ферма, фабрика, фирма и т. п.) заняты производством социальных благ: пищи, одежды, жилья, транспорта и т. п. Главной для них является та или иная производственная деятельность: сельскохозяйственная, промышленная и т. п. В рамках сельскохозяйственной деятельности можно выделить статусы и роли агронома, тракториста, доярки и т. п. Ма- териально-культурные признаки здесь - заводы, транспортные предприятия и т. п., символами выступают фирменный знак, печать ит. п. Производственный кодекс норм включает в себя лицензии, контракты, производственную этику и т. п. Главными регуляторами производственной деятельности выступают деньги, власть, самовыражение и т. п. Идеология производства может быть рыночная, монополистическая, экспансионистская и т. п.

Экономические институты охватывают формы собственности, банки, деньги и т. п. Они обеспечивают распределение и обмен произведенных социальных благ. Экономическая деятельность включает в себя расчет издержек и прибыли, учет и контроль за собственностью на средства производства и производимые товары, распределение работников и денег по видам деятельности ит. п. В этой сфере социальной деятельности можно выделить президентов банков, дилеров, бухгалтеров, кассиров и т. п. Главными регуляторами экономической деятельности являются прибыль, акции, деньги, валюта и т. п., корпоративная мораль, бережливость, тайна клиента и т. п., а также правовые и административные нормы.

Политические институты (ветви государственной власти, партии, профсоюзы и т. п.) служат для управления делами общества. Такое управление включает в себя определение национальных интересов, организацию их удовлетворения, поддержание порядка, защиту страны и т. п. Основная форма деятельности здесь - политическая: захват, удержание и использование государственной власти. Политические институты представляют собой иерархию должностей-статусов (законодательных, исполнительных, судебных и т. и.), а также соответствующих им ролей. Регуляторами этих институтов являются ценности и нормы: политические (например, повышение в должности), моральные («мы за ценой не постоим»), материальные (квартира), экономические (состояние рынка) и т. п.

Духовные институты (церковь, школа, вуз, редакция газеты и т. п.) служат для разработки и пропаганды разных идеологий, объединяющих своих сторонников для решения различных задач. Основная форма деятельности в данной сфере - производство, обмен и потребление духовных ценностей: мировоззренческих (научных, мифологических, религиозных и т. п.), художественных (музыкальных, живописных, литературных и т. п.), научных (математических, социологических и т. п.). Духовные институты (церковь, искусство, наука) представляют иерархию соответствующих должностей; например, в церкви это патриарх, митрополиты, архимандриты и т. п.

20. Социальный конфликт - это наивысшая стадия развития противоречий в отношениях между людьми, социальными группами, общества в целом, которая характеризуется столкновением противоположно направленных интересов, целей, позиций субъектов взаимодействия. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в их основе всегда лежит отсутствие согласия между двумя или более сторонами.

  1. По количеству участников конфликта:
  • внутриличностные (большие интересы для психологов и психоаналитиков);
  • межличностные (например, муж и жена);
  • межгрупповые (между социальными группами: конкурирующие фирмы).
  • По направленности конфликта:
    • горизонтальные (между людьми одного уровня: работник против работника);
    • вертикальные (работник против начальства);
    • смешанные (и те, и другие).
  • По функции социального конфликта :
    • деструктивные (драка на улице, ожесточенный спор);
    • конструктивные (поединок на ринге по правилам, интеллигентная дискуссия).
  • По длительности протекания:
    • кратковременные;
    • затяжные.
  • По средствам разрешения:
    • мирные или ненасильственные;
    • вооруженные или насильственные.
  • По содержанию проблемы:
    • экономические;
    • политические;
    • производственные;
    • бытовые;
    • духовно-нравственные и т.д.
  • По характеру развития:
    • спонтанные (непреднамеренные);
    • преднамеренные (заранее спланированные).
  • По объему:
    • глобальные (II мировая война);
    • локальные (Чеченская война);
    • региональные (Израиль и Палестина);
    • групповые (бухгалтера против сисадминов, менеджеры продаж против кладовщиков);
    • личные (бытовые, семейные).

    21. Наиболее общими причинами социальных конфликтов являются:

    § разное или абсолютно противоположное восприятие людьми целей, ценностей, интересов и поведения;

    § неравное положение людей в императивно-координированных ассоциациях (одни - управляют, другие - подчиняются);

    § разлад между ожиданиями и поступками людей;

    § недоразумения, логические ошибки и вообще семантические трудности в процессе коммуникации;

    § недостаток и некачественность информации;

    § несовершенство человеческой психики, несоответствие между реальностью и представлениями о ней .

    Универсальный источник конфликта состоит в несовместимости претензий сторон из-за ограниченности возможностей их удовлетворения.

    Нехватка средств к существованию является центральным звеном всех экономических конфликтов. Разумеется, при удовлетворении всех потребностей людей конфликтов бы не было. Но, тогда остановилось бы и само развитие общества . Жизнь соткана из противоречий, которые лежат в основе любого конфликта.

    Прослеживается некоторая закономерность в причинах возникновения конфликтов: чем общество беднее и дефицитнее предметы потребления, тем чаще в нем возникают конфликты.

    Вместе с тем отмечается и такая причинно-следственная связь: в обществе бедном, но с тоталитарным режимом, конфликты - явление весьма редкое.

    Конструктивные (позитивные) функции конфликта. К ним относятся:

    § функция разрядки напряженности между антагонистами, “выхлопного клапана”;

    § «коммуникативно-информационная» и «связующая» функции, в ходе осуществления которых, люди могут проверить друг друга и сблизиться;

    § функция стимулятора и движущей силы социальных изменений;

    § функция содействия формированию социально необходимого равновесия;

    § гарантии развития общества путем вскрытия противоположных интересов, возможностей их научного анализа и определения необходимых изменений;

    § оказания содействия в переоценке прежних ценностей и норм;

    § оказания содействия по усилению лояльности членов данной структурной единицы.

    Деструктивные (негативные) функции конфликта, т.е. условия, мешающие достижению целей. Это такие как:

    § неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров, снижение производительности труда;

    § уменьшение степени сотрудничества в будущем, нарушение системы коммуникаций;

    § абсолютная преданность своей группе и непродуктивная конкуренция с другими группами организации;

    § представление о другой стороне как о враге, о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных;

    § сворачивание взаимодействия между конфликтующими сторонами;

    § увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения общения, рост взаимной неприязни и ненависти;

    § смещение акцентов: придание большего значения победе в конфликте, чем решению проблемы;

    § возможность подготовки к новому витку конфликта; закрепление в социальном опыте личности или группы насильственных способов решения проблем.


    22. Социологическое исследование - система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур для получения научных знаний о социальном явлении, процессе.

    Основные функции с оциологического исследования:

    Познавательная - открывает новые знания о функционировании и развитии общества и его отдельных сфер, о сущности социальных явлений и процессов, роль человека в них, позволяет построить целостную картину реальной жизни социума, спрогнозировать его развитие;

    Методологическая - обеспечивает реализацию междисциплинарной связи социологии с другими науками о человеке и обществе, что приводит новые подходы в изучении социальной действительности, важные открытия на стыке разных научных направлений;

    Практическая - состоит в выработке практических мер по совершенствованию социальной реальности, эффективного контроля над процессами;

    Информационная - способствует получению информации о состоянии и тенденциях развития явлений и процессов общественной жизни, функционирования общностей, групп, отдельных индивидов, их потребностей, мотивов, реального и вербального поведения, общественного мнения, что формирует информационную базу познания реальности;

    Управленческая - обеспечивает социальное управление на всех уровнях функционирования социума, обратную связь между субъектами (властными, административными структурами, руководителями предприятий, организаций) и объектами (населением, отдельными социальными группами, работниками) управления, выработка научно обоснованных управленческих решений.


    23.ЭТАПЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

    Первый этап составляют подготовительные работы, важнейшая компонента которых - созданиеобщей программы исследования. На ее основе могут быть разработаны более конкретные программы применения избранных методов сбора, обработки, анализа информации, создаются необходимые средства, инструменты для работы. Это очень важный этап в социологическом исследовании, так как от его грамотного проведения зависят результаты и вообще все исследование в целом.

    Второй этап - оперативно-процедурный. Здесь происходит непосредственное воздействие на объект исследования в виде применения определенных процедур с помощью подготовленных инструментов, т. е. собственно эмпирическое обследование. Главная цель - сбор данных об изучаемом объекте.

    Третий этап - результирующий. Его составляют обработка, анализ, обобщение полученных данных, результатов действий, разработка рекомендаций, оценка эффективности использования метода.

    Завершается социологическое исследование созданием научного отчета по его результатам.

    Следует подчеркнуть важную организующую роль общей программы КСИ для исследовательской работы социолога. Программа социологического исследования - это основной документ, содержащий методологические и методические предпосылки научного поиска, гипотезы исследования с указанием правил процедуры и логической последовательности операций для их проверки. Программа социологического исследования - основная частьотчета о проведенном исследовании, в котором документируется полученная информация, результаты КСИ.


    24. В зависимости от глубины требуемого количественного анализа предмета исследования, масштабности и сложности задач различают три основных виды социологических исследований : разведывательное, описательное и аналитическое.

    Разведывательное (пилотажное, зондажное) исследование используется в качестве предварительного в случаях, когда предмет исследования относится к числу малоизученных.

    Описательное исследование - более сложный вид социологического анализа. Данный вид исследования проводится по достаточно подробной разработанной программе и на базе апробированного инструментария. Это дает возможность группировки и классификации элементов исследуемого объекта. В результате мы имеем достаточно полную характеристику объекта исследования.

    Аналитическое исследование - вид исследования, целью которого является не только описание объекта, но и выявление причин, которые лежат в его основе и обуславливают характер, распространенность и другие его черты.

    Наряду с основными критериями различия видов социологических исследований используются и другие критерии, связанные с особенностями метода сбора информации. В данном случае выделяют: опрос, анкетирование, интервьюирование, эксперимент, социологическое наблюдение, анализ документов.

    В зависимости от того, изучается ли предмет исследования в статике или динамике, выделяются еще два вида социологического исследования - точечное и повторное.

    Точечное исследование (разовое) дает информацию о состоянии объекта анализа в момент его изучения, но не дает возможности изучить тенденции его изменения во времени.

    Повторное исследование дает возможность получить информацию об изменении объекта во времени. Подобные исследования должны проводиться по единой программе и инструментарию. Особым видом повторного исследования является панельное. Его отличительная особенность - неоднократное изучение одних и тех же лиц через заданные интервалы времени.

    В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике физической культуры и спорта.

    Для качественного проведения социологического исследования последовательность действий социолога должна соответствовать логике перехода исследовательского процесса от одного качественного уровня к другому. В связи с этим необходимо выделять этапы исследования:

    В научной литературе по прикладным социологическим исследованиям встречаются различные схемы проведения социологических исследований. А.Г. Здравомыслов считает, что в любом исследовании можно выделить 6 этапов исследовательской процедуры:

    1. Составление программы исследования.

    2. Определение объекта и единиц наблюдения (процесс выборки).

    3. Подбор методик исследования.

    4. Сбор первично-социологического материала.

    5. Анализ материала и его обобщение.


    25. Существуют две основные разновидности СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА - анкетирование (письменный опрос) и интервьюирование

    Анкетирование

    При анкетировании возможны следующие способы общения с опрашиваемыми:

    § анкетирование путем публикации вопросника в газете, журнале, книге (прессовое);

    § путем раздачи анкет группе респондентов.

    В зависимости от цели анкетирование может быть проведено по месту жительства и по месту работы респондентов.

    Например, для оценки эффективности деятельности муниципальных органов в области организации сферы услуг анкетирование целесообразно проводить по месту жительства.

    Анкета представляет собой структурно организованный набор вопросов, каждый из которых отражает программные и процедурные задачи исследования.

    В каждой анкете есть вводная часть, содержащая обращение к респонденту с пояснением цели и необходимости анкетирования, краткой характеристики ожидаемых результатов и их полезности. Указывается степень анонимности опроса.

    В анкете должна быть выражена благодарность респонеденту за ответы на поставленные вопросы.

    Требования к анкете :

    § необходимо дать инструкцию по заполнению анкеты;

    § на титульном листе анкеты должно быть название, отражающее тему или проблему опроса, название организации, проводящей анкетирование, место и год издания;

    § вопросы и варианты ответов следует выделять шрифтом, цветом, рамками, стрелками. Текст анкеты должен легко читаться.

    Включаемые в анкету вопросы классифицируются по различным основаниям. В зависимости от отношения к цели исследования различают программно-тематические (содержательные, результативные) и процедурные (функциональные) опросы.

    По предметному содержанию выделяют вопросы: о фактах; знаниях; мнениях, установках, мотивах поведения.

    По степени стандартизации вопросы делятся на закрытые, полузакрытые и открытые.

    Закрытые вопросы могут быть: дихотомическими («да-нет»); альтернативными и «вопросами-меню».

    В открытых вопросах нет набора возможных ответов, что несколько затрудняет обработку полученного материала. Однако при открытых вопросах в большей мере учитывается мнение респонедента по рассматриваемой проблеме.

    Интервью

    Интервью является специфическим видом опроса . Чаще его применяют при пилотажном пробном исследовании для организации выборок на объектах сложной структуры (предприятия, организации).

    Вопросник интервьюер заполняет при непосредственном контакте с респондентом на основании ответов последнего.

    Личное интервью бывает индивидуальное и групповое. Этот метод является дорогостоящим, но он позволяет оптимизировать опрос за счет установления доброжелательных взаимоотношений. Поэтому интервьюеры должны проходить психологическую (коммуникативную) подготовку.

    Телефонный опрос предполагает краткость беседы, которая не допускает личные и деликатные вопросы. Таким образом, такой опрос позволяет получать информацию в ограниченных тематических рамках.

    Опрос с помощью почтовых писем является дешевым, но требует четкого определения вопросов. Кроме того, адресаты могут не ответить на поставленные вопросы.

    Социально-статистическая диагностика позволяет получить мнение о различных социально-экономических преобразованиях, работе государственных и муниципальных органов управления, влиянии телевидения на молодежь и другие группы населения.


    26. Социологическое наблюдение - это всегда направленное, систематическое, непосредственное «отслеживание» и фиксация социально значимых явлений. Оно не только служит целям получения значимой информации, но и может быть само подвержено проверке.

    Фиксация какого-либо явления (а она обязательна) может происходить при помощи различных средств - специальных бланков или дневников, аудио-, видео- и фотоаппаратуры и других технических средств наблюдения.

    Основными типами наблюдения считаютсяневключенное и включенное , подразумевающее анонимное присутствие исследователя в обследуемом им объекте, когда исследователь имитирует вхождение в группу, адаптируется в ней, как правило, анонимно и анализирует происходящие в ней события «изнутри».

    Примеров «включенного» наблюдения, проведенных российскими социологами, немного. В 1980-х гг. ленинградец А.Н. Алексеев уволился из Института социально-экономических исследований АН СССР, где работал старшим научным сотрудником, и инкогнито устроился рабочим на Завод полиграфических машин, где собрал богатый материал о жизни трудового коллектива. Этот социолог не просто констатировал те или иные факты, но и вводил экспериментальные факторы изнутри, т.е. был не только исследователем, но активным участником событий, происходивших среди рабочих. По итогам своего наблюдения Алексеев опубликовал ряд работ, посвященных «социологии наблюдающего участия».

    Положительный эффект использования этого метода бесспорен: исследователь получает прямые, яркие впечатления от наблюдаемых людей, что позволяет ему понять и объяснить те или иные их поступки, правильно оценить сплоченность, или, напротив, противоречия в группе.

    Общая особенность наблюдения как метода сбора первичной информации проявляется в способности анализировать частности: характер поведения, жесты, мимику, выражение эмоций отдельных лиц и целых групп. Иногда этот метод используют наряду с другими методами сбора информации для оживления колонок бесстрастных цифр - результатов различных опросов. Наблюдение незаменимо для изучения активности населения на митингах, массовых общественно-политических мероприятиях, поведения студентов во время неформального общения и т.д.

    Применению метода наблюдения предшествует составление плана, где указываются средства сбора информации, сроки исследования, объем финансирования, а также число самих наблюдателей. Последние должны обладать высокой квалификацией, быть внимательными, общительными, уметь контролировать свое поведение, знать теорию социологии, отраслевые социологии, которые используются в конкретном исследовании, а также средства и технику наблюдения, материалы и документы, регламентирующие деятельность изучаемого объекта. Для будущих специалистов-наблюдателей целесообразно организовать ряд практических занятий (наблюдений) в полевых или лабораторных условиях, что позволит выявить типичные для наблюдателя ошибки, выработать полезные поведенческие приемы наблюдения, правила составления документов. Занятия обычно проводятся опытным социологом.

    Существуют типовые инструкции проведения исследования. В них указываются: последовательность этапов и процедур наблюдения, оценки действий наблюдаемых, способы фиксации информации и интерпретации полученных данных, образцы составления отчета.

    Обычно вначале проводится пробное исследование с тем, чтобы вскрыть возможные ошибки, неточности, преувеличения. В ходе дальнейшего наблюдения оно может пригодиться как для руководителя проекта, так и для самого наблюдателя. Этот метод особенно важен для выработки гипотезы общего исследования.

    Таким образом, в процессенаблюдения исследователь проводит непосредственную и целенаправленную фиксацию социальных фактов, отмечая конкретные действия людей и регистрируя в режиме реального времени развитие социальных явлений и процессов. Важными преимуществами наблюдения как метода считаются наличие непосредственной связи между исследователем и исследуемым объектом, гибкость, оперативность и относительная дешевизна в применении.


    27. Анализ документов - это совокупность методических приёмов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений в целях решения определённых исследовательских задач.

    Анализ документов используется чрезвычайно часто в силу некоторых особенностей нашего общества. Дело в том, что большая часть социологических исследований проводится в обществах, где письменность и документы, составленные на её основе, широко распространены. К документам также часто причисляют так называемые иконографические документы, воспринимаемые визуально, и фонетические, ориентированные на слуховое восприятие (музыка, радиопередачи). Особенно часто это относится к фотографиям, но помимо их иногда в этот список включают фильмы, телепередачи, произведения изобразительного искусства, предметы быта и т. д. Так как они не содержат текстов, в этом случае принимают во внимание визуальные, пространственные и стилевые элементы этих документов.

    Считается, что документы являются или могут считаться надёжными свидетельствами явлений, происходящих в действительности. Во многом это относится к официальным документам, но может относиться и к неофициальным. Однако при проведении исследования следует относиться критически ко всем документам. Например, данные официальной статистики могут существенно меняться в зависимости от того, каким образом она составлялась.

    В подавляющем большинстве случаев при проведении качественного исследования так или иначе приходится иметь дело с документами. Некоторые документы существуют до проведения исследования, другие же могут быть созданы для или во время проведения социального исследования. Практически любое конкретное социальное исследование должно начинаться с анализа существующих по исследуемой проблеме документов. В частности, не рекомендуется начинать ни пилотажное, ни тем более полевое исследование, не изучив предварительно официальные статистические данные - отчёты и публикации Госкомстата, данные ведомственной статистики, отчёты, решения коллегий, приказы и распоряжения со-ответствующих государственных органов и т. п. Примером второго (по их отношению к конкретному исследованию) вида документов могут служить записи, создаваемые при проведении всякого рода интервью или фокус-групп, в которых фиксируется всё произнесённое участниками для последующего анализа.

    В силу того, что документы (в широком смысле) могут существовать ещё очень долго после смерти их создателя, а также часто доступны представителям других культур и субкультур, этот метод можно использовать для проведения исторических исследований и исследований обществ, которые по той или иной причине недоступны исследователю.


    28.Социологический эксперимент – метод социологического исследования, который позволяет получить информацию о количественном и качественном изменении показателей деятельности изучаемого социального объекта в результате воздействия на него вводимых или видоизменяемых экспериментатором и контролируемых (управляемых) им новых факторов.

    Основные достоинства социологического эксперимента следующие.

    1. Возможность изучить причинно-следственные связи между событиями.

    2. Высокая объективность, поскольку результаты эксперимента – это фактически произошедшие события.

    ©2015-2019 сайт
    Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
    Дата создания страницы: 2017-07-01