Сочетание букв чк чн. Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч

Внешняя

Упражнение 1, с. 3

1. Прочитайте. Вставьте подходящие по смыслу слова.

Здесь хорошее местечк о,
Протекает мимо речк а.

Принесли мы для бычк а
Полведёрка молочк а.

Дождик вылился из тучк и,
Вымыл ёжику колючк и.

Подарила мама дочк е
Разноцветные платочк и.

  • Подчеркните в словах буквосочетание чк.

Упражнение 2, с. 3

2. Замените звуковые обозначения слов буквенными.

[р’э́ч’ка] рéчка [нóч’ка] нóчка
[пóч’та] пóчта [п’э́ч’ка] пéчка
[п’ис’мó] письмó [тóч’ный’] тóчный
[мóщ’ный’] мóщный [х’и́щ’ный’] хи́щный
[мáч’та] мáчта [пал’тó] пальтó

Упражнение 3, с. 4

3. Прочитайте. Образуйте от данных слов однокоренные слова с уменьшительно-ласкательным значением. Запишите.

синица - синичк а крыльцо - крылечк о
облако - облачк о кольцо - колечк о
задача - задачк а место - местечк о
вода - водичк а сестра - сестричк а
конец - конч ик птенец - птенч ик
диван - диванч ик стакан - стаканч ик

  • Подчеркните буквосочетания чк, нч.

Упражнение 4, с. 4

4. Прочитайте.

1. Улетела ласточ ка за тридевять земель . 2. На солнечн ой поляночк е мотыль ки и бабочк и лакомятся сладким соком с цветов. 3. В лесочк е над речк ой построена дачк а. На дачк е живёт неболь шая собачк а.

  • Вставьте, где нужно, мягкий знак. В других словах соедините линией буквы на месте пропуска.
  • Подчеркните в первом предложении главные члены.

Упражнение 5, с. 5

5. Прочитайте. Образуйте однокоренные слова по образцу. Запишите.

  • Подчеркните в словах буквосочетание чн. Составьте и запишите предложение с одним из слов.

Цветочная клумба украшала наш сад.

Упражнение 6, с. 5

6. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы.

Белка и грибы

На по ляне у пе нёчка
Белка набра ла гри бочков.
Скрылось солнце за го рой,
Время двигаться до мой.
Но до мой да лековато,
А гри бы тя желоваты...

А. Захаров

  • Придумайте и запишите заголовок к тексту.
  • Устно составьте продолжение текста.

Съела белка половину -
Подняла легко корзину
Прыг с осины на сосну:
"Я грибы домой несу!"

Упражнение 7, с. 6

7. Прочитайте.

Синичк а - воробью сестричк а.
Конч ил дело, гуляй смело.
Кто любит труд, того люди чт ут.

Тема : Правописание сочетаний чк, чн . Цель урока : 1. Повторить правописание гласных после шипящих в сочетании жи, ши, ча, ща. Учить составлять словосочетания, готовить к знакомству с частями речи. 2 .Помочь детям усвоить,[ч] всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно обозначать. Оборудование: Карточки чк, чн; карточки со слогами, рабочая тетрадь.
Ход урока. 1.Организационный момент. Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
Сели тихо ребята. Сегодня на уроке мы будем знакомиться с сочетаниями букв чк, чн в словах А урок мы начнем с чистописания. Ребята правильно пишем и соединяем.

Чч ччч Чч ччч

Чайник дача чудак пища каша

Внимательно посмотрите на доску. Какая буква чаще встречалась в этих словах? *Буква ч Ребята. Какие правила нужно помнить когда мы пишем эти слова? *Ча,ща пишем с буквой а. Жи, ши пишем с буквой и. чу,щу пишем с буквой у. Подчеркните эти сочетания в тетрадях.
2. Новый материал. На доске: ЧК ЧН Пачка гречка Свечка бочка Ручка тучный Девочка прочный Ребята, прочитайте слова первого столбика. Как произносится звук [ч) *Мягко Есть ли у него парный согласный по твердости? *Нет. Нужно ли обозначать мягкость этого звука? *Нет. Он всегда мягкий. Как написаны сочетания чк, чн в словах на доске: *Без мягкого знака. Мы можем вывести правило из наших наблюдений? *Звук (ч) всегда мягкий. Поэтому на письме его мягкость не обозначается. Правильно. Сочетания чк, чн пишутся без мягкого знака. Дети списывают с доски слова, подчеркивают сочетания чк. чн. 3.Физминутка

Козочка, горочка,
Тридцать три пригорочка!
Ой, чк! чк! чк!
Кочка, почка, звёздочка!

Елочка и белочка,
Тучка, щучка, стрелочка,
Бочка, ночка, спичка,
Речка, ручка, птичка.

Шуточка, минуточка,
Дочка, прибауточка,
Булочка и строчка,
Свечка, печка, точка!

Срочный, уличный, ночной,
Точный, шуточный, речной.
Знаем мы наверняка,
Как писать “чн”, “чк”.


4.Закрепление пройденного материала . На доске слоги ЧКА БО ТУ КО СВЕ ПЕ ГРЕ ТО РЕ ПО НО ДО Составить из слогов слова и написать любые из них. 5. Работа в рабочих тетрадях . Упражнение 2. Вписать в слова пропущенные буквосочетания. Обозначить в словах ударение. Я сижу себе на лаво___е, Загибаю две булаво____и, Делаю крю___и, Будет удо____а. 6. Упражнения для развития письменной речи. Сказка «Лисичка со скалочкой». Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку. Постучалась в избу. Ее пустили. Легла лисичка сестричка на лавочку. Скалочку спрятала под печку. Ребята, отвечаем на вопросы, ответы я пишу на доске, а вы на доске. 1). Что нашла лисичка? (скалочку) 2). Где она легла спать? (лавочка) 3). Куда лисичка спрятала скалочку? (печка) Подчеркните сочетания чк, чн . 7. Работа с карточками . На карточке написано стихотворение. Ребята, из этого стихотворения вам нужно выписать слова с сочетанием чк. 1)По двору побегут Желтые листо чк и. На асфальте упадут Дождевые то чк и. 8.Прозносим правильно . При произношении сочетании чн. Люди произносят чн, а правильное произношение шн. Читаем вместе. Я, конечно, не нарочно Затолкал кота в буфет. И, конечно. не нарочно Съел я килограмм конфет. И, конечно. Не нарочно Вазу мамину разбил И уж вовсе не нарочно На ковер кисель пролил… Просто было очень скучно… Но теперь- то я послушный. 9. Итог урока.

Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
* Сегодня на уроке мы узнали, как правильно писать слова

с сочетаниями чк, чн .
Давайте еще раз повторим правило, связанное с этими сочетаниями.
*. Сочетания чк, чн пиши без мягкого знака.
* Ч к, чн пишутся без мягкого знака.

Приведем примеры. Чк чн Печка печник Удочка скучный Свечка сочный Ёлочка ёлочный 10. Задание на дом. Написать по пять слов на сочетания чк, чн. Повторить правило правописания сочетаний чк, чн.

Предмет: Русский язык.

Класс: 2 класс

УМК: Школа России Учебник. 2-й класс. В. П. Канакина, В.Г. Горецкий

Тип урока: урок развития умений

Подготовила и провела учитель начальных классов Бондаренко Ирина Васильевна

Тема: Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч.

Цели: обобщить знания о правописании слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ и умение определять орфограмму в слове; правильно произносить слова с этими буквосочетаниями, развивать мышление, речь

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; правильно произносить слова с этими буквосочетаниями, развивать мышление, речь : находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.

Ход урока

I . Мотивация к учебной деятельности.

Каждый урок мы открываем тайны русского языка. Хотите и сегодня открыть новую тайну?

II . .Минутка чистописания.

Для минутки чистописания мы выберем букву. А какую, вы определите, прослушав скороговорку. Какой звук больше всего выделяется, какой буквой ее обозначают.

Червяк чинил свой чемодан,

Потом, бурча, чинил диван . (Звук [ч], буква - ч)

III . Определение темы урока

- .Прочитайте пословицы. - Когда так говорят?

Пл...хой друг в деле не п…мощник.

На св…ей улочке и курочка хр…бра.

Вставьте пропущенные буквы. Какие знакомые орфограммы нам встретились?

Что вам известно о правописании сочетаний ЧК? Дайте характеристику звуку, обозначенного буквой ч.

Как вы думаете, существуют ли в русском языке другие сочетания, кроме ЧК и ЧН, которые пишутся без ь?

Найдите в тексте букву, обозначающую непарный шипящий мягкий согласный звук.

Нужно ли дополнительно обозначать его мягкость?

Тогда какое правило мы можем вывести, исходя из наших наблюдений? (Дети выводят правило: сочетания ЩН,как и ЧК, ЧН, пишутся без мягкого знак

Какую цель вам надо перед собой поставить? (Учиться писать слова с сочетаниями -чк- --чн, -щн.)

IV Физкультминутка.

Шла по полю черепаха (идём пальчиками)

И дрожала вся от страха (руки в кулачок, кулачки дрожат)

Кусь, кусь, кусь! Кусь, кусь, кусь! (большой и указательный пальцы «кусаются»)

Никого я не боюсь! (отрицание - указательным пальцем

V Работа по теме урока

1.Игра: Кто больше запомнит слов.

С этим заданием вы справитесь в парах.

Для начала вспомним правила работы в парах (работаем дружно, не мешая другим. После выполнения работы вместе поднимаем руки.)

Прочитайте несколько раз, запомните и расскажите соседу эти слова.

Кто быстрее всех читает
И слова запоминает:

мечта, свечка, белочка,
хищник, кончик, стрелочка,

гонщик, птенчик, Зиночка,

сборщик и корзиночка.

Назовите друг другу эти слова. Проверьте себя.– Кто больше запомнил слов?

Какие сочетания пишутся без ь?

Правильно ли мы сделали вывод, что, кроме буквосочетаний ЧК и ЧН, существуют и другие буквосочетания?

Как надо писать буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч? Чи таем правило в учебнике на с.5.

2. Самостоятельная работа с самопроверкой.

А теперь напишем выборочный диктант.

Скажите, пожалуйста, каких зимующих птиц вы знаете? К нам в гости прилетела одна из них.

Слайд (синичка)

Я вам прочитаю стихотворение. Вы из этого стихотворения выпишите слова с сочетаниями - чк-.

(Один ученик работает у доски.)

Прилетела к нам синичка
Села прямо под окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждем.
И чтоб ей полегче стало,
Ведь исчезли червячки,

Для нее кусочки сала
Мы повесим на сучки

Мы тоже повесили кормушки птицам. А кто не забывает подкармливать птиц?

Проверка по табличке правописание -чк-. Какие слова вы записали? (Синичка, птичку, червячки, кусочки, сучки.)

4.Работа по учебнику упр.7с.6.

Отвечаем на вопросы после упражнения.

Выполните упражнение самостоятельно. Взаимопроверка.

VI Закрепление по теме урока. Работа над орфоэпией.

1. -Сочетание чн очень интересное. Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с -чн-, хотя правильное произношение этих слов с -шн-. .Я предлагаю вам попробовать правильно произносить эти слова на примере одного из стихотворений,

(Стихотворение на слайде) Дети произносят вместе с учителем.

Я, конечно, не нарочно
Затолкал кота в буфет.
И, конечно, не нарочно
Съел я килограмм конфет.
И, конечно, не нарочно
Вазу мамину разбил
И уж вовсе не нарочно
На ковёр кисель пролил…
Просто было очень скучно…
Но теперь- то я послушный

2. Упр.8 с.6. Работа с орфоэпическим словарём на странице 133 учебника. Отработка правильного произношения. Работа в паре.

VII Рефлексия учебной деятельности на уроке

Как вы думаете, справились мы с очередной тайной нашего родного языка?

Как называется орфограмма, с которой мы познакомились? Что мы о ней узнали?

Что вам понравилось больше всего на уроке?

Кто доволен своей работой.

VIII .Домашнее задание

Напишите по 2 слова с изученными сочетаниями.

Урок 73 . 20.12

Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Слова с непроверяемым написанием: тарелка .

Цели : обобщить знания о правописании мягких и твердых согласных; формировать умение обозначать мягкость согласных буквами И, Е, Ё, Я, Ю, Ь; развивать навыки написания слов с сочетаниями ЧН, НЧ, ЧК, ЩН, ЧТ; учить определять орфограмму в слове; развивать речь, мышление.

Планируемые результаты : учащиеся научатся находить в словах изученные орфограммы; обосновывать написание слов; находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки; заменять сочетания слов одним словом, близким по смыслу; определять произношение слова по орфоэпическиму словарю.

Ход урока

    Организационный момент

Предлагаю вам отправиться в путешествие. А поедем мы в гости в прекрасный город, где живёт самый волшебный человек. Отгадайте, кто? Да, это Дед Мороз! В каком городе он живёт? В Великий Устюг мы поедем на поезде. Я буду вашим проводником. Нас ждут станции, на которых для вас приготовлены интересные задания и игры по теме урока Вы готовы к путешествию? (Да.) Перед посадкой предлагаю вспомнить правила поведения в общественном транспорте и раздаю билеты.

Отправляемся в путь. Встаньте все и поехали. (Звучит отрывок из песни «Мы едем…»)

Стоп, первая станция «Узнавайкино».

А узнаем мы на этой станции, какова тема нашего урока и какие цели перед нами стоят.

Откройте тетради, запишите дату, классная работа.

Тему нашего урока поможет сформулировать стихотворение.

Я грамотно писать хочу,

Все сочетания учу.

ЩН, НЧ,ЧТ, ЧК, ЧН.

Тогда все будет без проблем.

Ребята, о каких орфограммах говорилось в стихотворении? (ЩН, НЧ,ЧТ, ЧК, ЧН.)

(-А теперь сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Правописание сочетаний ЩН, НЧ,ЧТ, ЧК, ЧН)

Это новая для нас тема? Значит, какую цель перед собой должны поставить? Вам помогут слова-помощники:

Будем повторять…

Будем учиться…

Верно. Сегодня на уроке мы закрепим правила правописания слов с сочетаниями. Повторим разбор предложений по членам. Познакомимся с новым словарным словом.

II . Актуализация знаний

    Проверка домашнего задания

– Останавливаемся на станции «Проверяйкино».

Проверяем домашнее задание.

    Орфографическая минутка

Следушая станция «Чистописания».

Ребята, а кто нас встречает на этой станции?

Ребята, кто ещё рад встрече с вами? (Чайка и щука.)

Назовите шипящие звуки в этих словах? ([ч , ], [щ , ].)

Что вы знаете о звуках [ч , ], [щ , ]? (Звуки [ч , ], [щ , ] непарные согласные звуки, всегда мягкие.)

Какими буквами обозначают звуки [ч , ], [щ , ]? (Буквами ЧЕ, ЩА.)

Молодцы, ребята! Вы дали верную характеристику звукам, знаете названия букв.

Запишите в тетради эти буквы. - Следите за осанкой при письме и пишите красиво.

Мне понравилось, как вы выполнили задания на станции «Чистописания».

Можно отправляться в дальний путь.

Знакомство с новым словом.

Из неё обедать буду,
Из глубокой или мелкой.
И такая вот посуда
Называется …

Дайте определение, что такое тарелка?

Где найти информацию?

- Один ищет в словаре, другой подходит к гостям и спрашивает.

Как правильно пишется?

Вслух произносим слово, записываем в тетрадь, ставим ударение, выделяем орфограмму - безударную гласную.

3.Словарная работа.

Поезд прибыл на станцию «Словария» . Будьте осторожны, двери открываются.

Расшифруйте, словарное слово? Выполните работу в паре.

Знакомство с новым словом.

Из неё обедать буду,
Из глубокой или мелкой.
И такая вот посуда
Называется …

лартаек

Где найти информацию, что такое тарелка ? (Ответы детей)

Как правильно пишется?

Вслух произносим слово, записываем в тетрадь (словарик), ставим ударение, выделяем орфограмму - безударную гласную.

III . Физкульминутка

А теперь всем детям встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Отдохнули все немножко
И отправились в дорожку.

Подберите синоним к этому слову (тарелка), антоним (чашка). Устно.

Поднимите руку, кто запомнил новое словарное слово. Проговорим его ещё раз по слогам хором.

Пассажиры, усаживайтесь в вагоны. Отправляемся на следующую станцию « Узнавайкино»

IV . Постановка проблемы Наблюдение над языковым материалом.

Ребята, посмотрите на доску. Давайте прочитаем слова, которые написаны.

Тучка, печник, хищник.

Посмотрите на первое слово - тучка

Какой звук вы слышите в середине слова? [ч]

Какой буквой обозначается этот звук?

Что мы знаем о букве Ч?

А о звуке [ч]?

Ребята, если звук «ч» всегда мягкий, скажите, будем ли мы в словах, где встречается

буква «ч» писать мягкий знак?

В слове «тучка», какая буква стоит по соседству с буквой «Ч»?

Какое сочетание получается?

В слове «печник» какая буква стоит по соседству с буквой «Ч»?

Какое сочетание получается?

Будем ли мы писать мягкий знак в словосочетаниях ЧК,ЧН?

Посмотрите на слово - хищник

Что мы знаем о букве Щ?

А о звуке [щ]?

Ребята, если звук «щ» всегда мягкий,будем ли мы в словах, где встречается буква «щ» писать мягкий знак?

В слове «хищник», какая буква стоит по соседству с буквой «щ»?

Какое сочетание получается?

Будем ли мы писать мягкий знак в сочетании ЩН?

Сформулируйте правило о том, как надо писать сочетания ЧК, ЧН, ЩН.

В учебнике, на с. 5 вам дано правило. Прочитать это правило.

Послушайте стихотворение.

«Ч» и «эн», «ч» и «ка»

Не расстанутся никак.

И не вздумай между ними

Ты поставить мягкий знак.

Печка, свечка и ночной

Речка, солнечный, речной.

Знаем мы наверняка

Где ЧН и где ЧК.

В каких словах вы услышали сочетания чн. чк.

Объясните. почему в них не нужен мягкий знак?

Самоопределение к деятельности

На какие три группы можно разделить слова?

Бол… кол…цо ноч… ной

лос… кон…ки хищ…ный

ден… пал...то кон…чик

Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой.

Что вы о них можете сказать? (это мягкие согласные )

Как обозначается на письме мягкость согласных? (буквами И, Е, Ё, Ю, Я и мягким знаком)

Как обозначите мягкость согласного в первом столбике? (мягким знаком )

Во втором столбике? (мягким знаком )

Что общего в написании орфограммы в первом и во втором столбике?

(мягкий знак обозначает мягкость согласного, но в первом столбике – в конце слова, а во втором – в середине слова )

Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике.

Что вы можете сказать о них? (это тоже мягкие согласные )

Какую букву поставим для обозначения мягкости согласных в третьем столбике? (никакую букву ставить не будем )

Почему? (в буквосочетаниях ЧН,ЧК,ЧТ,ЩН,НЧ мягкий знак не пишется )

V . Физкультминутка

Работа по теме урока Упр. 2(с. 4).

- Прочитайте задания к упражнению.

На какие группы можно разделить слова?

а) с ЧК , удочк а, ласточк а, спичк и, печк а;

б) с ЧН , песочн ица, цветочн ица, молочн ый;

в) с ЧТ, мечт а, почт а, мачт а;

г) с ЩН , помощн ик, хищн ик, мощн ый.

Как произносятся звуки в буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЧТ, ЩН? (мягко)

Можно ли сказать, что это опасные места в слове? В чём заключается опасность? (звук произносится мягко, но ь знак не пишется)

Как называются такие опасные места в словах русского языка? (орфограммамы)

VI . Рефлексия

(Учащиеся проверяют друг друга в парах на листочках, приготовленных учителем.)

Правильно ли записал текст ваш сосед

VII . Подведение итогов урока

Какие орфограммы повторяли на уроке?

Все ли вам было понятно?

Какое задание вам было интересно выполнять?

Кто доволен своей работой?

Где допустили ошибки?

Кому нужна помощь учителя или товарищей?

Домашнее задание

Выполнить упр. 6 (с. 6).