Синтаксический разбор предложения – обычная школьная задача. Ее еще называют разбором предложения по членам. К сожалению, машинный интеллект пока не может разбирать корректно все предложения. Поэтому в статье:
Отличные упражнения онлайн на синтаксический разбор! | ||
Шпаргалка с примерами | ||
Шпаргалка без примеров | ||
Много примеров | ||
Сухая справка | ||
Интересный сервис анализа качества текста | ||
Форумы | Спросите на форуме | https://rus.stackexchange.com , http://lingvoforum.net |
Спросите прямо на этой странице в внизу в комментариях |
Например, следующее предложение хоть и побудительное, но не восклицательное.
Шла бы ты домой, Настя.
А следующее восклицательное:
Настя, срочно или домой!
Настя и Петя идут домой .
Стемнело , и Настя пошла домой .
Первое простое предложение: Стемнело. Односоставное, грамматическая основа – стемнело . Нераспространенное. Не осложнено.
Второе простое предложение: Настя пошла домой. Двусоставное, грамматическая основа – Настя пошла . Распространенное. Не осложнено.
Та же самая схема синтаксического разбора, в деталях описано построение схемы предложения, а примеров нет. Эта шпаргалка разбора находится .
Та же схема разбора, очень много примеров с подчеркнутыми членами предложения. Особенно много подчеркнуто простых предложений. Находится шпаргалка .
А это сухая справка по синтаксическому разбору без примеров.
Здесь нет синтаксического разбора предложения по школьной схеме. Но есть проверка текста на качество с анализом синтаксиса. Так что сервис находит и выделяет синим цветом некачественные конструкции, а также предлагает их изменить. Он может выделить неопределенно-личное предложение, причастие, залог, указать на чересчур сложный синтаксис. Примерно так же, как это делает редактор Word, подчеркивая синтаксические ошибки зеленым цветом. Только здесь больше конструкций захвачено, и акцент не на правильности пунктуации, а на самой структуре предложения.
Этот сервис нужен журналистам, редакторам и всем тем, кто следит за качеством письменного текста.
Чтобы воспользоваться сервисом:
Разбор предложения и составление схемы входят в базовый комплекс знаний школьной программы. Поэтому такие задания даются ученикам уже в начальной школе, где они учатся делать синтаксический анализ простой конструкции текста.
В 5–8 и 9–11 классах задача усложняется: появляются новые термины и дополнительные характеристики. Полный набор признаков дается уже в 7–8–м классах. Чтобы правильно составлять схему, надо понять суть анализа и запомнить несколько правил.
Ответ кроется в самом термине. Синтаксис – это система правил соединения между собой разных единиц. Соответственно, цель синтаксического анализа конструкции текста – показать связи между его компонентами.
Обратите внимание
Для разбора текст или нужная его часть выписывается в тетрадь через строчку, чтобы осталось место для подчеркиваний и помет над словами.
Как сделать синтаксический анализ предложения правильно? Ответить на этот вопрос поможет иллюстрированный примерами план.
Существует четкий порядок синтаксического разбора. Если его придерживаться, проблем не возникнет.
Простое предложение – единица системы синтаксиса, обладающая только одной предикативной частью. Это значит, что в нем может быть выделена только одна грамматическая основа (двусоставное) или только один главный член (односоставное). Порядок его разбора таков:
1. В двусоставном найти и подчеркнуть подлежащее (то, о чем говорится) и сказуемое (то, что говорится); в односоставном – главный член:
2. Определить тип по содержанию задачи говорящего, или по цели высказывания:
3. Синтаксический разбор предложения не обходится без нескольких характеристик:
Двусоставное – присутствуют и подлежащее, и сказуемое:
Односоставное отличается тем, что субъект (то, о чем говорится) и предикат (то, что говорится) выражены одним членом. Его не называют «подлежащим» или «сказуемым», как в двусоставном, потому что его значение не сводится ни к одному из этих компонентов. Для обозначения этой единицы используют термин «главный член односоставного предложения» (ГЧОП).
Также нужно указать тип односоставного:
4. Следующий этап синтаксического разбора предложения – выделение случаев осложнения:
Я блуждал в игрушечной чаще // И открыл лазоревый грот… (О. Мандельштам) – осложнение однородными сказуемыми.
5. Выделить члены предложения – то есть установить синтаксическую функцию компонентов и сделать соответствующее подчеркивание. Это самый большой по объему раздел. На этом этапе нужно быть особенно внимательным, потому что одна неловкая ошибка в начале может привести к неправильным синтаксическим построению и оценке простой конструкции.
Новичкам стоит делать анализ на основе этой статьи или учебника. Материал для анализа можно подбирать самому или брать заданные на дом упражнения. Опытные ученики могут подсматривать в теорию только там, где нужно. Для закрепления навыка надо сделать несколько разборов самостоятельно и потом проверить их. Для сверки лучше обратиться к учителю, а при отсутствии такой возможности – сделать синтаксический анализ предложения по составу онлайн.
После грамматической основы надо найти члены предложения группы подлежащего (то есть те, к которым задается вопрос от подлежащего) и группы сказуемого. Каждый член подчеркивается по-своему:
Над словами подписывают тип члена и часть речи, которой он выражен. Пример: с ожесточением – обстоятельство образа действия, выражено сущ. с предлогом в твор. падеже.
Синтаксический разбор сложного предложения будет нетрудно освоить после изучения предыдущего материала. План такой:
Финальный аккорд анализа – чертеж схемы. Это графическое отображение основной информации: количества частей, их взаимоотношений, средств связи и типов зависимых частей.
Рисунок – это абстракция синтаксических отношений, отграниченная от конкретного лексического наполнения. Правильно составленный чертеж показывает высокое понимание раздела «Синтаксис и пунктуация» и грамотное освоение синтаксического разбора предложения.
Границы единицы обозначаются квадратными скобками; после закрывающей скобки ставится точка. Однородные члены в схеме обводят кружками, а деепричастный оборот берется в круглые скобки.
В схеме сложного, соответственно, выделяется две и более частей. В самом тексте их разделяют скобками, чтобы перенести это отображение в схему, и нумеруют по порядку. В схему переносится только основа. Поскольку рисовать придется много, для ровности чертежа используют трафарет и остро отточенный карандаш.
В бессоюзном и сложносочиненном используют только квадратные скобки, чтобы показать равноправность частей:
Для синтаксического анализа предложений с главной и зависимой (зависимыми) частями, то есть сложноподчиненных конструкций, существует два вида схемы – горизонтальная и вертикальная:
Очевидно, что такой анализ занимает много времени и сил, требует определенных знаний и навыков. Поэтому многие ученики предпочитают делать анализ синтаксической конструкции по составу онлайн. Это хорошее средство для самопроверки, но только в том случае, если качество сервиса заслуживает уважения.
Сделать разбор можно на сайте Главред (glvrd.ru). Анализ синтаксиса здесь не соответствует школьному, но подскажет названия частей речи и определит некоторые члены предложения. Для использования:
Еще один ресурс – Школьный помощник (school-assistant.ru). Его преимущество – краткость в изложении материала. Путь к информации по анализу таков:
На странице появится краткая теоретическая справка и задания, которые после выполнения пройдут автоматическую проверку. Чтобы сохранять результаты, надо зарегистрироваться в личном кабинете.
Сопоставление результатов с разных сайтов со своим анализом поможет проверить работу электронного интеллекта и выбрать лучший среди них. Обращаться к интернет-помощнику лучше после самостоятельного разбора и выполнения чертежа, чтобы сторонняя информация не помешала тренироваться.
Разобраться в структуре можно также через форумы лингвистов, где опытные специалисты помогут решить спорные вопросы. К ним тоже лучше обращаться после того, как какая-то часть задания уже сделана, чтобы был предмет для обсуждения.
Большую поддержку окажут также таблицы и схемы, в большом количестве размещенные в интернете. Все указанные ресурсы и материалы помогут составить синтаксический разбор (схему) предложения и бесплатно разобрать его по составу онлайн. Залог успеха – понимание теории и регулярная практика.
При работе с различными текстами многим требуется разобрать предложение по его составу. Осуществление такого разбора обычно предполагает наличие у человека соответствующих филологических знаний, способных помочь в корректном анализе нужного ему текста. При этом в сети также существуют сервисы, выполняющие операции по синтаксическому разбору предложения онлайн. После досконального изучения правил по разбору разных предложений по составу я решил изложить все свои наработки в данной статье.
В начале отмечу, что выражение «разбор предложения по составу» несколько некорректно, так как по составу обычно разбирают слова, а то, что нас интересует в данном случае, называется «синтаксическим разбором предложения».
При этом указанный синтаксический разбор (в школе его ещё называют «разбор по членам») обычно выполняется следующим образом:
Пример простого предложения:
«Это был необыкновенный осенний день!»
Проведя синтаксический анализ мы можем видеть, что это предложение повествовательное, восклицательное, простое, двусоставное, полное, не осложнено.
Пример сложного предложения:
«В букете были розы и лилии, но ей больше нравились тюльпаны.»
Проведя синтаксический анализ данного предложения мы можем видеть, что это предложение имеет повествовательный характер, не восклицательное, сложное, обладает союзной связью, сложносочинённое. Первое предложение здесь двусоставное, грамматической основой выступают слова «розы и лилии были», оно распространённое, и осложнено однородными подлежащими.
Второе предложение в этом сложном предложении двухсоставное, его грамматической основой являются слова «тюльпаны нравились», предложение распространённое, и не осложнено.
В связи с богатством грамматических конструкций, и сложностью создания мощного сетевого инструмента для синтаксического анализа текста, представленные в сети сервисы (коих немного) имеют довольно слабые возможности для проведения полноценного синтаксического разбора предложений. Тем не менее, я бы выделил следующие ресурсы:
Среди русскоязычных ресурсов для проведения семантического анализа онлайн (de facto они практически не представлены) я бы выделил сервис seosin.ru. Он позволяет определять синтаксические и морфологические ошибки, демонстрирует общую ассоциативность текста, выполняет другие виды анализа. К сожалению, сервис не всегда работает стабильно, в его работе часто наблюдаются дисфункции.
Любителям английского языка в синтаксическом анализе может помочь мощный лингвистический ресурс lexisrex.com. Его возможности позволяют проводить анализ предложения по его членам. При этом на данном сайте также имеются другие вспомогательные инструменты для осуществления различных видов лингвистического анализа онлайн.
В синтаксическом разборе предложения в режиме онлайн можно обратиться к помощи «человеческого фактора», и отправиться на разнообразные форумы лингвистов (уровня gramota.turbotext.ru , rusforus.ru и аналогам). Зарегистрируйтесь там, задайте свой вопрос, и вам обязательно помогут.
Сетевые ресурсы, позволяющие выполнить разбор предложений по составу, имеют довольно скудный характер, что связано со сложностями создания подобных ресурсов. Тем не менее, в сети представлены несколько таких инструментов (большинство из них англоязычны), позволяющие легко провести нужный нам анализ текста. Воспользуйтесь функционалом данных сервисов для разбора нужных предложений, и проведения синтаксического анализа онлайн.
Вконтакте
Синтаксический разбор простого предложения прочно вошёл в практику начальной и средней школы. Это самый трудный и объёмный вид грамматического разбора. Он включает характеристику и схему предложения, разбор по членам с указанием частей речи.
Строение и значение простого предложения изучается начиная с 5 класса. Полный набор признаков простого предложения обозначается в 8 классе, а в 9 классе основное внимание уделяется сложным предложениям.
В этом виде разбора соотносятся уровни морфологии и синтаксиса: ученик должен уметь определять части речи, узнавать их формы, находить союзы, понимать способы связи слов в словосочетании, знать признаки главных и второстепенных членов предложения.
Начнём с самого простого: поможем ребятам подготовиться к выполнению синтаксического разбора в 5 классе. В начальной школе ученик запоминает последовательность разбора и выполняет его на элементарном уровне, указывая грамматическую основу, синтаксические связи между словами, вид предложения по составу и цели высказывания, учится составлять схемы и находить однородные члены.
В начальной школе используются разные программы по русскому языку, поэтому уровень требований и подготовка учащихся разные. В пятом классе я принимала детей, обучавшихся в начальной школе по программам образовательной системы "Школа 2100", "Школа России" и "Начальная школа XXI века». Отличия есть и большие. Учителя начальной школы проделывают колоссальную работу, чтобы компенсировать недостатки своих учебников, и сами "прокладывают" преемственные связи между начальной и средней школой.
В 5 классе материал по разбору предложения обобщается, расширяется и выстраивается в более полную форму, в 6-7 классах совершенствуется с учётом вновь изученных морфологических единиц (глагольные формы: причастие и деепричастие; наречие и категория состояния; служебные слова: предлоги, союзы и частицы).
Покажем на примерах отличия между уровнем требований в формате синтаксического разбора.
В 4 классе |
В 5 классе |
В простом предложении выделяется грамматическая основа, над словами обозначаются знакомые части речи, подчёркиваются однородные члены, выписываются словосочетания или рисуются синтаксические связи между словами. Схема: [О -, О]. Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными сказуемыми. Сущ.(главное слово)+прил., Гл.(главное слово)+сущ. Гл.(главное слово)+мест. Нареч.+гл.(главное слово) |
Синтаксические связи не рисуются, словосочетания не выписываются, схема и основные обозначения такие же, но характеристика иная: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми. Разбор постоянно отрабатывается на уроках и участвует в грамматических заданиях контрольных диктантов. |
В сложном предложении подчёркиваются грамматические основы, нумеруются части, над словами подписываются знакомые части речи, указывается вид по цели высказывания и эмоциональной окраске, по составу и наличию второстепенных членов. Схема разбора: [О и О] 1 , 2 , и 3 . Повествовательное, невосклицательное, сложное, распространённое. |
Схема остаётся той же, но характеристика иная: повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, которые связаны бессоюзной и союзной связью, в 1 части есть однородные члены, все части двусоставные и распространённые. Разбор сложного предложения в 5 классе носит обучающий характер и не является средством контроля. |
Схемы предложения с прямой речью: А: "П!" или "П," - а. Вводится понятие цитаты, совпадающее по оформлению с прямой речью. |
Схемы дополняются разрывом прямой речи словами автора: "П, - а. - П." и "П, - а, - п". Вводится понятие диалога и способы его оформления. Схемы составляют, но характеристика предложений с прямой речью не производится. |
1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
2. Выяснить тип предложения по эмоциональной окраске (невосклицательное или восклицательное).
3. Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её и обозначить способы выражения, указать, что предложение простое.
4. Определить состав главных членов предложения (двусоставное или односоставное).
5. Определить наличие второстепенных членов (распространённое или нераспространённое).
6. Подчеркнуть второстепенные члены предложения, указать способы их выражения (части речи): из состава подлежащего и состава сказуемого.
7. Определить наличие пропущенных членов предложения (полное или неполное).
8. Определить наличие осложнения (осложнено или не осложнено).
9. Записать характеристику предложения.
10. Составить схему предложения.
Для анализа мы использовали предложения из прекрасных сказок Сергея Козлова про Ёжика и Медвежонка.
1) Это был необыкновенный осенний день!
2) Обязанность каждого - трудиться.
3) Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли на своих писклявых скрипках.
4) У него нет ни папы, ни мамы, ни Ёжика, ни Медвежонка.
5) И Белка взяла орешков и чашку и поспешила следом.
6) И они сложили в корзину вещи: грибы, мёд, чайник, чашки - и пошли к реке.
7) И сосновые иголки, и еловые шишки, и даже паутина - все распрямились, заулыбались и затянули изо всех сил последнюю осеннюю песню травы.
8) Ёжик лежал, по самый нос укрытый одеялом, и глядел на Медвежонка тихими глазами.
9) Ёжик сидел на горке под сосной и смотрел на освещённую лунным светом долину, затопленную туманом.
10) За рекой, полыхая осинами, темнел лес.
11) Так до самого вечера они бегали, прыгали, сигали с обрыва и орали во всё горло, оттеняя неподвижность и тишину осеннего леса.
12) И он прыгнул, как настоящий кенгуру.
13) Вода, куда ты бежишь?
14) Может, он с ума сошёл?
15) Мне кажется, он вообразил себя... ветром.
Начальная школа - светлый этап развития каждого из нас. Несмотря на это, у многих учеников возникали трудности с русским языком. И сложнее всего давались упражнения, где необходимо разобрать предложение по составу.
Порой, информации, которую давали преподаватели, было недостаточно. Тогда к решению заданий подключались мамы, папы и другие родственные души. А для того, чтобы избежать каких-либо трудностей, важно всего лишь подробно изучить состав предложения.
Как правило, главный смысл фразы несёт имя существительное, которое одновременно является подлежащим. Первый признак данного члена предложения - именительный падеж. Да, здесь придётся вспомнить склонения слов. Именительный, родительный, дательный и так далее. Вспомнили? Продолжим!
Второй признак подлежащего заключается в чётком согласовании с другим словом - сказуемым. Как правило, последнее имеет форму глагола, поэтому определить их взаимосвязь достаточно легко. В качестве примеров можно привести следующие фразы: «Мама мыла окно». В данном случае, подлежащим является слово «мама», которое отвечает на вопрос «Кто?» и согласуется с рядом стоящим глаголом. Кроме того, первое слово фразы несёт первичный смысл всего предложения. Обозначается одной прямой горизонтальной линией.
Для того чтобы правильно важно помнить о втором главном герое фразы - сказуемом. Данный элемент отражает действие, связанное с подлежащим. То есть в совокупности два слова могут образовать состав простого предложения. Примером является фраза: «Мальчик бежит». Подлежащим является слово «мальчик», сказуемым - «бежит». В первом слове отражается признак именительного падежа, а во втором - действие в виде глагола.
Очень редко, но всё-таки встречаются случаи, когда сказуемое имеет форму имени существительного, прилагательного или причастия. Например, «Вчера я рано встал». Словосочетание «рано встал» образует единое сказуемое. Обозначается двумя параллельными горизонтальными линиями.
Самые простейшие предложения состоят всего лишь из двух вышеназванных составных частей. Однако богатый мир русского языка содержит и второстепенные приложения. Первым среди равных является определение.
Дополнение синтаксически зависит от главных источников фразы либо несёт уточняющий смысл. По общему правилу в качестве определения выступает имя прилагательное, однако так же, как указано выше, могут быть исключения в виде существительного. Примером этого выступает фраза «дом матери». В данном случае второе слово является определением. Если помимо подлежащего и сказуемого в словосочетании присутствует этот член предложения, то разобрать фразу по составу становится сложнее.
И особое место в этой необъятной группе относится артиклям и числительным, например, «двадцать пятое августа». Все слова, относящиеся к данной группе, обозначаются горизонтальной волнистой линией.
Такой член предложения, как обстоятельство места, фактически не несёт смыслового дополнения. Данная тематика русского языка необходима для уточнения действия в пространственных, временных или тематических рамках. Для того чтобы выделить разобрать предложение по составу и выделить обстоятельство места, нужно мысленно задать вопрос к каждому слову: «Как?» либо «Когда?». Разумеется, никаких падежей здесь не выделяется.
У многих школьников больше всего трудностей вызывает поиск именно этого члена предложения. Обстоятельство места способно приобретать самые различные формы, и даже специалисты-филологи, порой, не могут выделить правильное словосочетание в сложном предложении. Существительные, причастия и наречия - главные «тайники» обстоятельства места, которые выделяются короткими горизонтальными чертами с точкой между ними.
Любые простые предложения в составе сложного содержат такой элемент, как дополнение. Сущность данного члена предложения заключается в обозначении конкретного лица, события или предмета. Нередко он носит уточняющее для подлежащего или (и) сказуемого значение.
Очень часто дополнение выражено в форме существительного. Главным признаком данного члена предложения выступает косвенный падеж, то есть все склонения, кроме именительного. Подбирая слова к вопросам: «Кем?», «Чему?», «О ком?», «Чему?» и так далее, вы со стопроцентной вероятностью сможете обнаружить дополнение.
Немного реже данный член предложения скрывается в инфинитиве, то есть во фразе, которая отвечает на вопросы: «Что делать?» или «Что сделать?». Примером того является следующее словосочетание: «Я собралась уходить домой». «Уходить домой» - это дополнение, которое подчёркивается горизонтальной прерывистой линией. Как видите, разобрать предложение по составу стала одной их самых простых задач для вас и вашего ребёнка!