Самые интересные факты об афине. Богиня Афина - как она выглядит и чему покровительствует

Внешняя

Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окруженный сонмом богов. Здесь и супруга его Гера, и златокудрый Аполлон с сестрой своей Артемидой, и златая Афродита, и могучая дочь Зевса Афина, и много других богов...

  • Глубоко в пучине моря стоит чудесный дворец великого брата громовержца Зевса, колебателя земли Посейдона. Властвует над морями Посейдон, и волны моря послушны малейшему движению его руки, вооруженной грозным трезубцем...

  • Глубоко под землей царит неумолимый, мрачный братЗевса, Аид. Полно мрака и ужасов его царство. Никогда не проникают туда радостные лучи яркого солнца. Бездонные пропасти ведут с поверхности земли в печальное царство Аида. Мрачные реки текут в нем...

    Великая богиня Гера, жена эгидодержавного Зевса, покровительствует браку и охраняет святость и нерушимость брачных союзов. Она посылает супругам многочисленное потомство и благословляет мать во время рождения ребенка...

    Бог света, златокудрый Аполлон, родился на острове Делос. Мать его Латона, гонимая гневом богини Геры, нигде не могла найти себе приюта. Преследуемая посланным Герой драконом Пифоном, она скиталась по всему свету...

    Вечно юная, прекрасная богиня родилась на Делосе в одно время с братом своим, златокудрым Аполлоном. Они близнецы. Самая искренняя любовь, самая тесная дружба соединяют брата и сестру. Глубоко любят они и мать свою Латону...

    Самим Зевсом рождена была богиня Афина-Паллада. Зевс-громовержец знал, что у богини разума, Метис, будет двое детей: дочь Афина и сын необычайного ума и силы. Мойры, богини судьбы, открыли Зевсу тайну, что сын богини Метис свергнет его с престола...

    В гроте горы Киллены в Аркадии родился сын Зевса и Майи, бог Гермес, посланник богов. С быстротой мысли переносится он с Олимпа на самый дальний край света в своих крылатых сандалиях, с жезлом-кадуцеем в руках...

    Бог войны, неистовый Арес, - сын громовержца Зевса и Геры. Не любит его Зевс. Часто говорит он своему сыну, что он самый ненавистный ему среди богов Олимпа. Зевс не любит сына за его кровожадность...

    Не изнеженной, ветреной богине Афродите вмешиваться в кровавые битвы. Она будит в сердцах богов и смертных любовь. Благодаря этой власти она царит над всем миром. Только воительница Афина, Гестия и Артемида не подчинены ее могуществу...

    Гефест, сын Зевса и Геры, бог огня, бог-кузнец, с которым никто не может сравниться в искусстве ковать, родился на светлом Олимпе слабым и хромым ребенком. В гнев пришла великая Гера, когда показали ей некрасивого, хилого сына...

    Могущественна великая богиня Деметра. Она дает плодородие земле, и без ее благотворной силы ничто не произрастает ни в тенистых лесах, ни на лугах, ни на тучных пашнях. Была у великой богини Деметры юная прекрасная дочь Персефона...

    С незапамятных времен установился в мире такой порядок. Богиня ночи Никта проезжает по небосклону в колеснице, запряженной черными конями, и закрывает землю своим черным покрывалом. Вслед ей белые круторогие быки медленно влекут колесницу богини луны Селены...

    И родился у умирающей Семелы сын Дионис, слабый, неспособный жить ребенок. Казалось, он тоже обречен был на гибель в огне. Но разве мог погибнуть сын великого Зевса. Из земли со всех сторон, как по мановению волшебного жезла, вырос густой зеленый плющ. Он прикрыл от огня своей зеленью несчастного ребенка и спас его от смерти...

    Пан, хотя и являлся одним из древнейших богов Греции, имел в гомеровскую эпоху и позже, вплоть до II в. до н.э., мало значения. Уже то, что бог Пан изображался как получеловек - полукозел (пережиток тотемизма), указывает на древность этого бога...

    Жили однажды царь и царица и было у них три дочери. Красивыми уродились старшие дочери, но с младшей, по имени Психея, никто не мог сравниться красотой. Прекраснее всех иа земле была она, со всех стран стекались а город люди, чтобы полюбоваться на нее. Каждый восхищался ее очарованием и прелестью и находил ее похожей на Венеру...

    Сайт [ ex ulenspiegel.od.ua ] 2005-2015

    Вступая по следам Гомера и других греческих поэтов в созданный их воображением Олимп, мы сталкиваемся с богами, образы которых разительно отличаются от всего того, что входит в наше понятие "бог". Богам Олимпа не чуждо ничто человеческое...

    Афина-Паллада

    Николай Кун

    Рождение Афины

    Самим Зевсом рождена была богиня Афина-Паллада. Зевс -громовержец знал, что у богини разума, Метис, будет двое детей: дочь Афина и сын необычайного ума и силы. Мойры, богини судьбы, открыли Зевсу тайну, что сын богини Метис свергнет его с престола и отнимет у него власть над миром. Испугался великий Зевс. Чтобы избежать грозной судьбы, которую сулили ему мойры, он, усыпив богиню Метис ласковыми речами проглотил ее, прежде чем у нее родилась дочь, богиня Афина. Через некоторое время почувствовал Зевс страшную головную боль. Тогда он призвал своего сына Гефеста и приказал разрубить себе голову, чтобы избавиться от невыносимой боли и шума в голове. Взмахнул Гефест топором, мощным ударом расколол череп Зевсу, не повредив его, и вышла на свет из головы громовержца могучая воительница, богиня Афина-Паллада . В полном вооружении, в блестящем шлеме, с копьем и щитом предстала она пред изумленными очами богов-олимпийцев. Грозно потрясла она своим сверкающим копьем. Воинственный клич ее раскатился далеко по небу, и до самого основания потрясся светлый Олимп . Прекрасная, величественная, стояла она перед богами. Голубые глаза Афины горели божественной мудростью, вся она сияла дивной, небесной, мошной красотой. Славили боги рожденную из головы отца-Зевса любимую дочь его, защитницу городов, богиню мудрости и знания, непобедимую воительницу Афину-Палладу.

    Афина покровительствует героям Греции, дает им свои полные мудрости советы и помогает им, непоборимая, во время опасности. Она хранит города, крепости и их стены. Она дает мудрость и знание, учит людей искусствам и ремеслам. И девушки Греции чтут Афину за то, что она учит их рукоделию. Никто из смертных и богинь не может превзойти Афину в искусстве ткать. Знают все, как опасно состязаться с ней в этом, знают, как поплатилась Арахна, дочь Идмона, хотевшая быть выше Афины в этом искусстве.

    Арахна

    Изложено по поэме Овидия "Метаморфозы"

    На всю Лидию славилась Арахна своим искусством. Часто собирались нимфы со склонов Тмола и с берегов златоносного Пактола любоваться ее работой. Арахна пряла из нитей, подобных туману, ткани, прозрачные, как воздух. Гордилась она, что нет ей равной на свете в искусстве ткать. Однажды воскликнула она:

    Пусть приходит сама Афина-Паллада состязаться со мной! Не победить ей меня; не боюсь я этого.

    И вот под видом седой, сгорбленной старухи, опершейся на посох, предстала перед Арахной богиня Афина и сказала ей:

    Не одно зло несет с собой, Арахна, старость: годы несут с собой опыт. Послушайся моего совета: стремись превзойти лишь смертных своим искусством. Не вызывай богиню на состязание. Смиренно моли ее простить тебя за надменные слова, Молящих прощает богиня.

    Арахна выпустила из рук тонкую пряжу; гневом сверкнули ее очи. Уверенная в своем искусстве, смело ответила она:

    Ты неразумна, старуха, Старость лишила тебя разума. Читай такие наставления твоим невесткам и дочерям, меня же оставь в покое. Я сумею и сама дать себе совет. Что я сказала, то пусть и будет. Что же не идет Афина, отчего не хочет она состязаться со мной?

    Я здесь, Арахна! - воскликнула богиня, приняв свой настоящий образ.

    Нимфы и лидийские женщины низко склонились пред любимой дочерью Зевса и славили ее. Одна лишь Арахна молчала. Подобно тому как алым светом загорается ранним утром небосклон, когда взлетает на небо на своих сверкающих крыльях розоперстая Заря-Эос, так зарделось краской гнева лицо Афины. Стоит на своем решении Арахна, по-прежнему страстно желает она состязаться с Афиной. Она не предчувствует, что грозит ей скорая гибель.

    Началось состязание. Великая богиня Афина выткала на своем покрывале посередине величественный афинский Акрополь, а на нем изобразила свой спор с за власть над Аттикой. Двенадцать светлых богов Олимпа , а среди них отец ее, Зевс-громовержец, сидят как судьи в этом споре. Поднял колебатель земли Посейдон свой трезубец, ударил им в скалу, и хлынул соленый источник из бесплодной скалы. А Афина в шлеме, с щитом и в эгиде потрясла своим копьем и глубоко вонзила его в землю. Из земли выросла священная олива. Боги присудили победу Афине, признав ее дар Аттике за более ценный . По углам изобразила богиня, как карают боги людей за непокорность, а вокруг выткала венок из листьев оливы. Арахна же изобразила на своем покрывале много сцен из жизни богов, в которых боги являются слабыми, одержимыми человеческими страстями. Кругом же выткала Арахна венок из цветов, перевитых плющом. Верхом совершенства была работа Арахны, она не уступала по красоте работе Афины, но в изображениях ее видно было неуважение к богам, даже презрение. Страшно разгневалась Афина, она разорвала работу Арахны и ударила ее челноком. Несчастная Арахна не перенесла позора; она свила веревку, сделала петлю и повесилась. Афина освободила из петли Арахну и сказала ей:

    Живи, непокорная. Но ты будешь вечно висеть и вечно ткать, и будет длиться это наказанье и в твоем потомстве.

    Афина окропила Арахну соком волшебной травы, и тотчас тело ее сжалось, густые волосы упали с головы, и обратилась она в паука. С той поры висит паук-Арахна в своей паутине и вечно ткет ее, как ткала при жизни.

    Примечания:

    Афина (у римлян Минерва) - одна из наиболее почитаемых богинь Греции : играла большую роль в греческом народном эпосе. Афина - хранительница городов. В гомеровской Трое была статуя Афины, якобы упавшая с неба, так называемый палладиум: считалось, что она охраняет Трою. С ростом греческой культуры Афина стала также и покровительницей науки.

    Государство в Малой Азии, разгромленное персами в VI в. до н.э.

    Сцена спора Афины с Посейдоном была изображена на фронтоне храма Парфенона в Афинах знаменитым греческим скульптором Фидием (V в до н. э.); в сильно поврежденном виде фронтон сохранился до нашего времени.

    Николай Кун. Легенды и мифы Древней Греции

    Добавлено ок. 2006-2007 гг.

    #1352

    Всех Поздравляю с наступающим С Новым 2012 Годом!
    Отлично оформлен сайт. Интерсные статьи.

    2 апреля 2019 г.

    1507 г. - умер Франческо ди Паола, итальянский священник, отшельник, католический святой, покровитель итальянских моряков

    2005 г. - умер Папа Иоанн Павел II (Кароль Йозеф Войтыла)

    Случайный Афоризм

    Религия - это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она - дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа.

    Случайный Анекдот

    Иисус, увидев совершенно обездвиженного человека, говорит бедняге: - Встань и иди! Никакой реакции. Тогда Иисус повторяет свои слова. Снова безрезультатно. Тут входит Святой Иоанн со списком больных и говорит: - Учитель, вы ошибаетесь. - Иоанн, это невозможно: я никогда не ошибаюсь. - Я знаю, Иисус, но этот человек не парализован, а глух.

    Мир в году 920 после Сотворения

    Принимала сегодня Безумного Пророка. Он хороший человек, и, по-моему, его ум куда лучше своей репутации. Он получил это прозвище очень давно и совершенно незаслуженно, так как он просто составляет прогнозы, а не пророчествует. Он на это и не претендует. Свои прогнозы он составляет на основании истории и статистики...

    Первый день четвертого месяца года 747 от начала мира. Нынче исполнилось мне 60 лет, ибо родился я в году 687 от начала мира. Пришли ко мне мои родичи и упрашивали меня жениться, дабы не пресекся род наш. Я еще молод брать на себя такие заботы, хоть и ведомо мне, что отец мой Енох, и дед мой Иаред, и прадед мой Малелеил, и прапрадед Каинан, все вступали в брак в возрасте, коего достиг я в день сей...

    Еще одно открытие. Как-то я заметила, что Уильям Мак-Кинли выглядит совсем больным. Это-самый первый лев, и я с самого начала очень к нему привязалась. Я осмотрела беднягу, ища причину его недомогания, и обнаружила, что у него в глотке застрял непрожеванный кочан капусты. Вытащить его мне не удалось, так что я взяла палку от метлы и протолкнула его вовнутрь...

    …Любовь, покой, мир, бесконечная тихая радость – такой мы знали жизнь в райском саду. Жить было наслаждением. Пролетающее время не оставляло никаких следов – ни страданий, ни дряхлости; болезням, печалям, заботам не было места в Эдеме. Они таились за его оградой, но в него проникнуть не могли...

    Мне уже почти исполнился день. Я появилась вчера. Так, во всяком случае, мне кажется. И, вероятно, это именно так, потому что, если и было позавчера, меня тогда еще не существовало, иначе я бы это помнила. Возможно, впрочем, что я просто не заметила, когда было позавчера, хотя оно и было...

    Это новое существо с длинными волосами очень мне надоедает. Оно все время торчит перед глазами и ходит за мной по пятам. Мне это совсем не нравится: я не привык к обществу. Шло бы себе к другим животным…

    Дагестанцы - термин для обозначения народностей, исконно проживающих в Дагестане. В Дагестане насчитывается около 30 народов и этнографических групп. Кроме русских, азербайджанцев и чеченцев, составляющих немалую долю населения республики, это аварцы, даргинцы, кумьти, лезгины, лакцы, табасараны, ногайцы, рутульцы, агулы, таты и др.

    Черкесы (самоназв. - адыге) - народ в Карачаево–Черкесии. В Турции и др. странах Передней Азии черкесами называют также всех выходцев с Сев. Кавказа. Верующие - мусульмане–сунниты. Язык кабардино–черкесский, относится к кавказским (иберийско–кавказским) языкам (абхазско–адыгейская группа). Письменность на основе русского алфавита.

    [ глубже в историю ] [ последние добавления ]

    Ударить топором по его голове. Гефест повиновался. Он рассек голову громовержца, и оттуда вышла Афина в полной одежде воина с копьем в руке- и железным
    шлемом на голове. Прекрасная и величественная, она стояла перед изумленным Зевсом, глаза ее светились мудростью.
    Стала Афина защитницей городов, стен и крепостей, один город был назван в ее честь - Афины. Она дала людям знания и ремесла, многие искусства (изобрела флейту и научила людей играть на ней) научила их делать колесницы и кроить корабли, обучала девушек рукоделию и ткачеству. Она покровительствовала только справедливым войнам, даровала людям законы, учредила государство, ареопаг. Ее прозвище Паллада происходит от побежденного ею гиганта Палланта . В Троянской войне она сражается на стороне греков; покровительствует знаменитым героям Греции:

    аргонавтам , Гераклу , Одиссею , Ахиллу , Персею . Когда Персей победил горгону Медузу, ее голову он подарил Афине, и та украсила ею свой щит - эгиду . В главном святилище Афин, Парфеноне, находилась огромная статуя покровительницы города, покрытая слоновой костью и золотом, в этом же храме жила огромная священная змея, принадлежавшая Афине. Другая статуя находилась перед входом в Парфенон. Когда мореходы приближались к Афинам, блеск копья этой статуи был виден издалека. Афина имела священное дерево - оливу , когда устраивались в ее честь праздники (панрфинеи), победителям состязаний подавали амфоры с оливковым маслом. Обычай награждать победителей кубками существует и по сей день. Кроме священного дерева и священной змеи Афина имела еще священное животное - сову. Сова является символом мудрости, как и сама богиня Афина. Гомер посвятил Афине такой гимн: Славить Палладу-Афину, оплот городов, начинаю,
    Страшную. Любит она, как и Арес , военное дело,
    Яростный воинов крик, городов разрушенье и войны.
    Ею хранится народ, на сраженье ль идёт, из сраженья ль.
    Славься, богиня! Пошли благо действие нам и удачу!

    в греческой мифологии Афина богиня мудрости и справедливой войны. Догреческое происхождение образа Афины не позволяет раскрыть этимологию имени богини, исходя из данных только греческого языка. Миф о рождении Афины от Зевса и Метиды («мудрости», греч. metis, «мысль», «размышление») позднего происхождения - периода оформления классической олимпийской мифологии. Зевс, зная от Геи и Урана о том, что его сын от Метиды лишит его власти, проглотил свою беременную супругу и затем при помощи Гефеста (или Прометея), расколовшего ему голову топором, сам произвёл на свет Афину, которая появилась из его головы в полном боевом вооружении и с воинственным кличем. Поскольку это событие произошло будто бы у озера (или реки) Тритон в Ливии, Афина получила прозвище Тритониды или Тритогенеи. Рождение Афины изображено в этом мифе с позиций героической мифологии периода патриархата, в которой особенно выделялось мужское организующее начало. Афина является как бы непосредственным продолжением Зевса, исполнительницей его замыслов и воли. Она - мысль Зевса, осуществлённая в действии. Постепенно материнство Метиды принимает всё более отвлечённый и даже символический характер, так что Афина считается порождением одного Зевса и принимает на себя функции божества мудрости, так же как Зевс воспринял их от Метиды.
    Афина - одна из главнейших фигур не только олимпийской мифологии, по своей значимости она равна Зевсу и иногда даже превосходит его, коренясь в древнейшем периоде развития греческой мифологии - матриархате. Силой и мудростью она равна Зевсу. Ей воздаются почести вслед за Зевсом и место её - ближайшее к Зевсу Наряду с новыми функциями богини военной мощи, Афина сохранила свою матриархальную независимость, проявлявшуюся в понимании её как девы и защитницы целомудрия. На древнее зооморфическое прошлое богини указывают её атрибуты - змея и сова . Гомер называет Афину «совоокой» - «пестровидной змеей». Афина -покровительница змей; в храме в Афинах, по сообщению Геродота, обитала огромная змея - страж акрополя, посвящённая богине. Истоки мудрости А. в её хтоническом прошлом восходят к образу богини со змеями крито-микенского периода. Сова и змея охраняли дворец Минотавра на Крите, и изображение богини со щитом микенского времени - прообраз олимпийской А. Среди непременных атрибутов Афины- эгида - щит из козьей шкуры с головой змеевласой Медузы, который обладает огромной магической силой, устрашает богов и людей (Hom. Il. II 446- 449).
    Многочисленны сведения о космических чертах образа А. Её рождение сопровождается золотым дождём (Pind. 01. VII 62-70), она хранит молнии Зевса (Aeschyl. Eum. 827). Её изображение, т. н. палладий, упало с неба (отсюда А. Паллада). По Геродоту (IV 180), А.- дочь Посейдона и нимфы Тритониды. Отождествлялась Афина с дочерьми Кекропа - Пандросой («всевлажной») и Аглаврой («cветовоздушной»), или Агравлой («полебороздной»). Священным деревом А. была маслина. Маслины А. считались «деревьями судьбы» (Plin. Nat. hist. XVI 199), и сама А. мыслилась как судьба и Великая богиня-мать, которая известна в архаической мифологии как родительница и губительница всего живого (ср. рассуждение Апулея о Минерве кекропической и её ипостасях, Met. XI 5).
    Мощная, страшная, совоокая богиня архаики, обладательница эгиды, А. в период героической мифологии направляет свою силу на борьбу с титанами (Hyg. Fab. 150) и гигантами. Вместе с Гераклом А. убивает одного из гигантов, на другого она наваливает остров Сицилия, с третьего сдирает кожу и покрывает ею своё тело во время сражения (Apollod. I 6, 1-2). Она - убийца горгоны Медузы и носит имя «горгоноубийцы» (Eur. Ion. 989-991, 1476). А. требует к себе священной почтительности, ни один смертный не может её увидеть. Известен миф о том, как она лишила зрения юного Тиресия (сына своей любимицы Харикло), когда тот случайно увидел её омовение. Лишив юношу зрения, Афина вместе с тем наделила его пророческим даром (Apollod. Ill 6, 7; Callim. Hymn. V 75-84). Велик был ее гнев на Арахну, посмевшую поставить под сомнение благочестие богов. Классическая А. наделена идейно-организующими функциями: она покровительствует героям, защищает общественный порядок и т. п. Она ставит на царство Кадма, помогает Данаю и его дочерям, а также потомку Даная Персею, убившему Медузу (Apollod. II 4, 2; Ovid. Met. IV 82 след.). Зевс послал А. на помощь Гераклу, и тот вывел из Эреба пса бога Аида (Hom. II. VIII 362-369). Богиня покровительствует Тидею и его сыну Диомеду, которых она хотела сделать бессмертными, но отказалась от этого замысла, увидев дикую жестокость Тидея (Apollod. Ill 6, 8). Любимцем А. был Одиссей, умный и смелый герой. В поэмах Гомера (особенно «Одиссее») ни одно мало-мальски важное событие не обходится без вмешательства А. Она - главная защитница греков-ахейцев и постоянный враг троянцев, хотя культ её существовал и в Трое (Hom. II. VI 311). А.- защитница греческих городов (Афин, Аргоса, Мегары, Спарты и др.), носящая имя «градозащитницы» (Hom. II. VI 305).
    Огромная статуя Афины Промахос («передовой боец») с копьём, сияющим на солнце, украшала акрополь в Афинах, где богине были посвящены храмы Эрехтейон и Парфенон. Главные эпитеты А., наделённой гражданскими функциями,- Полиада («городская») и Полиухос («градодержица»). Памятником прославления мудрой правительницы Афинского государства, учредительницы ареопага, является трагедия Эсхила «Евмениды».
    А. всегда рассматривается в контексте художественного ремесла, искусства, мастерства. Она помогает гончарам (Hom. Epigr. 14), ткачихам (Hom. Od. VII 109-110), рукодельницам (Paus. X 30, 1), строителю корабля аргонавтов (Apoll. Rhod. I 551), вообще рабочему люду (Hes. Opp. 429-431) и называется Эрганой («работницей») (Soph. frg. 760), покровительницей ремесленников (Plat. Legg. XI 920d). А. помогла Прометею украсть огонь из кузни Гефеста (Myth. Vat. I 1; II 63-64). Её собственные изделия - подлинные произведения искусства, как, например, плащ, вытканный для героя Ясона (Apoll. Rhod. I 721-768). А. приписывается изобретение флейты и обучение игре на ней Аполлона (Plut. De mus. 14). Одного её прикосновения достаточно, чтобы сделать человека прекрасным (Одиссея она возвысила станом, наделила кудрявыми волосами, облекла силой и привлекательностью; Hom. Od. VI 229-237; XXIII 156-159). Она наделила Пенелопу накануне встречи супругов удивительной красотой (XVIII 187-197).
    Афина - богиня мудрости, Демокрит считал её «разумностью» (phron?sis, В 2 Diels). Мудрость А. иная, чем мудрость Гефеста и Прометея, для неё характерна мудрость в государственных делах (Plat. Prot. 321d). Для поздней античности А. явилась принципом неделимости космического Ума (Plot. VI 5, 7) и символом всеобъемлющей мировой мудрости (Procl. Hymn. VII), тем самым её качества резко противопоставляются буйству и экстазу Диониса. Как законодательница и покровительница афинской государственности почиталась Афина- Фратрия («братская»), Булайя («советная»), Сотейра («спасительница»), Пронойя («провидящая»).
    Хотя культ Афины был распространён по всей материковой и островной Греции (Аркадия, Арголида, Коринф, Сикион, Фессалия, Беотия, Крит, Родос), особенно почиталась А. в Аттике, в Афинах (название города Афины греки связывали с именем богини - покровительницы города). Ей были посвящены земледельческие праздники: прохаристерии (в связи с прорастанием хлеба), плинтерии (начало жатвы), аррефории (дарование росы для посевов), каллинтерии (созревание плодов), скирофории (отвращение засухи). Во время этих празднеств происходило омовение статуи Афины, юноши приносили клятву гражданского служения богине. Всеобщий характер носил праздник великих панафиней - апофеоз А.-государственной мудрости. Основателем панафиней считался Эрихтоний, преобразователем - Тесей. Ежегодные панафинеи устраивал Солон, великие установил Писистрат. Перикл ввёл состязания в пении, игре на кифаре и флейте. На панафинеях приносились жертвы А. и происходила передача пеплоса богини, на котором изображались её подвиги в гигантомахии.
    В Риме А. отождествлялась с Минервой . Римским празднествам Минервы посвящены два больших отрывка из «Фаст» Овидия (III 809-850; VI 647-710). На протяжении всей античности А. остаётся свидетельством организующей и направляющей силы разума, который упорядочивает космическую и общественную жизнь, прославляя строгие устои государства, основанного на демократическом законодательстве.

    Давным-давно, много веков назад жили на нашей прекрасной планете древние греки. Занимались они самыми разными вещами: устанавливали основные законы хозяйственной деятельности, почитали красоту тела, изобретали стандарты мирового искусства, а на досуге устраивали Олимпийские игры, в которых непременно должен был побеждать именно сильнейший. Верили же древние греки в вещи самые разные, причем в буквальном смысле этого слова - античный пантеон настолько разнообразен, что в мире найдется не так много людей, способных навскидку перечислить хотя бы половину

    Были в их картине мира титаны и боги, герои и нимфы, сфинксы и сирены, не говоря уже о циклопах и других более экстравагантных существах, имена которых засели в памяти человечества не так глубоко и прочно.

    В этой же статье мы будем выяснять, кто такая Афина.

    Разнообразие трактовок

    Поскольку до наших дней, к сожалению, не удалось дожить ни одному древнему греку, исследователям приходится строить свои теории на археологических находках, письменных памятниках и прочих достояниях истории. Возможно, именно с этим связано разнообразие трактовок в отношении того, кто такая Афина.

    Самой распространенной точкой зрения считается позиционирование этой представительницы греческого пантеона как Именно этому пониманию богини нас учат в учебных заведениях и популярных изданиях вроде «Я познаю мир». На самом же деле все обстоит намного шире, разнообразнее и интереснее, о чем и пойдет речь в этой статье. Итак, перейдем к делу: кто такая Афина?

    Таинственное рождение богини

    В никогда и ничего не бывает просто - все окутано некоей загадкой, тайной и исполнено неожиданностей. Рождение этой греческой богини - далеко не исключение. Начнем с того, что единого мнения на этот счет попросту не существует. В этом отношении все зависит от временных рамок трактующего. По ранним сведениям, греческая триумфально вышла из головы самого Зевса, причинив ему при этом просто невыносимую боль. Более поздние историки оказались несколько милосерднее и, согласно их трактовке, местом, откуда на свет появилась эта представительница пантеона, была борода Громовержца.

    В любом случае, рождение богини можно расценивать как еще одно подтверждение тому, что древним грекам нравилось все необычное: то из пены морской богини появлялись, то из головы вылезали…

    Почему это именно так

    Согласно наиболее распространенной трактовке, история богини Афины начинается с желания верховного бога удержать свои позиции и предотвратить свержение с трона собственным сыном. Именно поэтому, согласно мифу, Зевс проглотил беременную на тот момент Метиду. И все бы ничего, если бы не случилось неожиданное. В скором времени Громовержец стал испытывать невыносимую боль и, чтобы облегчить эти страдания, Гефесту пришлось ударить главу пантеона топором по голове. Из образовавшейся дыры на свет триумфально вышла та самая Афина - древнегреческая богиня мудрости, покровительница городов и целых государств, мастерства, изобретательности и сноровки.

    Значение в мифологической картине мира

    На первый взгляд может показаться, что эта представительница древнегреческого пантеона не является одной из ключевых фигур, однако это мнение смело можно назвать ошибочным. Богиня войны входит в число двенадцати основных представителей Олимпа. Согласно некоторым мифам, именно Афина осталась в Греции, когда все остальные сбежали в Египет. Многие исследователи связывают с этим последующее название столицы страны в ее честь.

    Внешний облик

    Поскольку это богиня войны, внешне она значительно отличается от остальных. В первую очередь, следует отметить тот факт, что она традиционно изображается в мужских доспехах и со щитом, чего не скажешь даже об Артемиде, неизменными атрибутами которой считаются лук и колчан со стрелами.

    Что касается более характерных черт, в дошедших до наших дней свидетельствах Афину называют «совоокой», сероокой и русоволосой, так что мы можем говорить о том, что у богини было нечто общее со славянскими девушками.

    Если же говорить о символах этой представительницы олимпийского пантеона, то традиционно в этом отношении изображаются сова или змея как древнейшие символы мудрости.

    Также неизменным атрибутом этой богини издревле считается оливковая ветвь, которая и сегодня в мировом сознании ассоциируется именно с Грецией.

    Богиня-феминистка?

    Несмотря на то что далеко не во всех письменных памятниках сохранились упоминания об участии Афины в гигантомахии, они все же есть и от этого никуда не деться. По текстам Гигина, свержение титанов в Тартар - отчасти заслуга этой богини. Согласно этому мифу, Афине удалось совершить этот подвиг благодаря помощи Зевса, Артемиды и Аполлона.

    Несмотря на то что рождение богини войны, согласно основным мифам, было после битвы титанов, есть и другие свидетельства ее участия в этом событии буквально глобального масштаба. В качестве примера можно привести щит статуи на котором изображены другие подробности битвы.

    Связь с троянским конем

    Как ни странно, с этой войной также ассоциируется имя этой олимпийской воительницы. В целом Афина - богиня, мифы о которой отличаются довольно большим разнообразием. Так, согласно имеющимся памятникам письменности, именно ей принадлежит идея создания троянского коня. Также имеются свидетельства того, что данная манипуляция была проделана в ее честь.

    Кто такая Афина в этой истории? Это не только автор идеи с троянским конем. Это еще и та богиня, которой удалось спасти ахейцев от голода в тот период, когда им необходимо было сидеть в ожидании действий. По сюжету мифа, Афина принесла им пищу богов для того, чтобы те не умерли от голода.

    Она же втайне помогала втаскивать коня в осажденный город и подавала знаки в виде змей и землетрясений, когда кто-то высказывал возражения по этому поводу.

    Изобретения

    Мало где это упоминается, но именно этой представительнице греческого пантеона принадлежит сама по себе идея государства, изобретение колесницы и даже корабля. Большинство предметов быта вроде керамических горшков или плуга были изобретены именно Афиной. Она вообще считается покровительницей ремесленников. Согласно некоторым мифам, именно эта богиня в свое время обучила финикиянок ткацкому делу, а прялка во многих источниках упоминается как дар Афины.

    Также она покровительствовала многим героям и исключительно справедливым войнам, чем и отличалась от Ареса, для которого сами сражения были целью и покровительство в них приносило ему исключительное удовольствие.

    АФИНА - в греческой мифологии богиня мудрости и справед-
    ливой войны.
    Миф о рождении Афины от Зевса и Метиды ("мудрости",
    греч. metis - "мысль", "размышление") - периода оформления
    классической олимпийской мифологии.
    Рождение Афины изображено в этом мифе с позиций героичес-
    кой мифологии периода патриархата, в которой особенно выделя-
    лось мужское организующее начало. Афина является как бы непос-
    редственным продолжением Зевса, исполнительницей его замыслов
    и воли. Она - мысль Зевса, осуществлённая в действии. Посте-
    пенно материнство Метиды принимает всё более отвлечённый и да-
    же символический характер, так что Афина считается порождением
    одного Зевса и принимает на себя функции божества мудрости,
    так же как Зевс воспринял их от Метиды.

    Зевс, зная от Геи и Урана о том, что его сын от Метиды
    лишит его власти, проглотил свою беременную супругу и затем
    при помощи Гефеста (или Прометея), расколовшего ему голову
    топором, сам произвёл на свет Афину, которая появилась из его
    головы в полном боевом вооружении. Поскольку это событие про-
    изошло якобы у озера (или реки) Тритон в Ливии, Афина получи-
    ла прозвище Тритониды или Тритогенеи.

    Афина - одна из главнейших фигур не только олимпийской
    мифологии, по своей значимости она равна Зевсу и иногда даже

    Превосходит его, коренясь в древнейшем периоде развития гре-
    ческой мифологии - матриархате. Силой и мудростью она равна
    Зевсу. Ей воздаются почести вслед за Зевсом и место её - бли-
    жайшее к Зевсу. Наряду с новыми функциями богини военной мо-
    щи, Афина сохранила свою матриархальную независимость, проя-
    влявшуюся в понимании её как девы и защитницы целомудрия.
    Истоки мудрости Афины восходят к образу богини со змеями
    крито-микенского периода. Изображение богини со щитом микенс-
    кого времени - прообраз олимпийской Афины. Среди непременных
    атрибутов Афины - эгида - щит из козьей шкуры с головой зме-
    евласой Медузы, который обладает огромной магической силой,
    устрашает богов и людей.
    Многочисленны сведения о космических чертах образа Афи-
    ны. Её рождение сопровождается золотым дождем, она хранит
    молнии Зевса. Её изображение, т.н. палладий, упало с неба
    (отсюда Афина Паллада).
    По Геродоту, Афина - дочь Посейдона и нимфы Тритониды.
    Отождествлялась Афина с дочерьми Кекропа - Пандросой ("всев-
    лажной") и Аглаврой ("световоздушной"), или Агравлой ("поле-
    бороздной").
    Священным деревом Афины была маслина. Маслины Афины счи-
    тались "деревьями судьбы", и сама Афина мыслилась как судьба
    и Великая богиня-мать.
    Мощная богиня архаики, обладательница эгиды, Афина в пе-
    риод героической мифологии направляет свою силу на борьбу с
    титанами и гигантами. Вместе с Гераклом Афина убивает одного
    из гигантов, на другого она наваливает остров Сицилия, с
    третьего сдирает кожу и покрывает ею свое тело во время сра-
    жения.


    Она - убийца горгоны Медузы и носит имя "горгоноубийцы".
    Афина требует к себе священной почтительности, ни один смерт-
    ный не может её увидеть. Известен миф о том, как она лишила
    зрения юного Тиресия (сына своей любимицы Харикло), когда тот
    случайно увидел её омовение.

    Классическая Афина наделена идейно-организующими функци-
    ями: она покровительствует героям, защищает общественный по-
    рядок и т.п. Зевс послал Афину на помощь Гераклу, и тот вывел
    из Эреба пса бога Аида. Любимцем Афины был Одиссей, умный и
    смелый герой. В поэмах Гомера (особенно "Одиссее") ни одно
    важное событие не обходится без вмешательства Афины. Она -
    главная защитница греков-ахейцев и постоянный враг троянцев,
    хотя культ её существовал и в Трое. Афина - защитница гречес-
    ких городов (Афин, Аргоса, Мегары, Спарты и др.), носящая имя
    "градозащитницы".
    Огромная статуя Афины Промахос ("передовой боец") с
    копьем, сияющим на солнце, украшал акрополь в Афинах, где бо-
    гине были посвящены храмы Эрехтейон и Парфенон.
    Памятником прославления мудрой правительницы Афинского
    государства, учредительницы ареопага, является трагедия Эсхи-
    ла "Евмениды".

    Афина всегда рассматривается в контексте художественного
    ремесла, искусства, мастерства. Она помогает гончарам, ткачи-
    хам, рукодельницам, вообще рабочему люду. Афина помогла Про-
    метею украсть огонь из кузни Гефеста.

    Афине приписывается изобретение флейты и обучение игре
    на ней Апполона. Одного её прикосновения достаточно, чтобы
    сделать человека прекрасным (Одиссея она возвысила станом,
    наделила кудрявыми волосами, облекла силой и привлекатель-
    ностью). Она наделила Пенелопу накануне встречи с супругом
    удивительной красотой.
    Афина - богиня мудрости. Для неё характерна мудрость в
    государственных делах. Для поздней античности Афина явилась
    принципом неделимости космического Ума и символом всеобъемлю-
    щей мировой мудрости. Как законодательница и покровительница
    афинской государственности почиталась Афина - Фратрия
    ("братская"), Булайя ("советная"), Сотейра ("спасительница"),
    Пронойя ("провидящая").

    Хотя культ Афины был распространен по всей материковой и
    островной Греции (Аркадия, Арголида, Коринф, Сикион, Фесса-
    лия, Беотия, Крит, Родос), особенно почиталась Афина в Атти-
    ке, в Афинах (название города Афины греки связывали с именем
    богини - покровительницы города). Ей были посвящены земле-
    дельческие праздники. Во время этих празднеств происходило
    омовение статуи Афины, юноши приносили клятву гражданского
    служения богине.

    В Риме Афина отождествлялась с Минервой. Римским празд-
    нествам Минервы посвящены два больших отрывка из "Фаст" Ови-
    дия. На протяжении всей античности Афина остаётся свидетель-
    ством организующей и напрвляющей силы разума, который упоря-
    дочивает космическую и общественную жизнь, прославляя строгие
    устои государства, основанного на демократическом законода-
    тельстве.


    Образ Афины нашел отражение во многих значительных па-
    мятниках греческой пластики. Гигантская статуя "Афины Парфе-
    нос" Фидия, поставленная в Афинах в Парфеноне в 438 г. до
    н.э., не сохранилась и известна нам по нескольким уменьшенным
    копиям. Сохранились многочисленные статуэтки богини. Отдель-
    ные сцены мифов об Афине нашли отражение в рельефной пластике
    храмов, например, многофигурная группа на восточном фронтоне
    Парфенона изображает рождение Афины из головы Зевса, на за-
    падном фронтоне воплощен спор Афины с Посейдоном за обладание
    землей Аттики.
    В греческой вазописи были распространены сцены, посвя-
    щенные рождению Афины, её участию в Троянской войне, спору с
    Посейдоном. Встречаются изображения Афины на помпейских фрес-
    ках.
    В эпоху Возрождения Афину изображают в соответствии с
    античной художественной традицией - в панцире и шлеме. В ряде
    сцен Афина предстает олицетворением мудрости и символизирует
    триумф разума ("Минерва побеждает невежество" Б.Спрангера,
    "Царство Минервы" А.Эльсхаймера), добродетели и целомудрия
    ("Паллада и кентавр" С.Боттичелли, "Победа добродетели над
    грехом" А.Мантеньи), мира ("Минерва и Марс" Я.Тинторетто,
    П.Веронезе и др.).
    В музыкально-драматическом искусстве мифы об Афине пос-
    лужили сюжетом для либретто нескольких произведений 17-18
    вв., в числе которых оперы "Рождение Афины" А.Драги, "Минер-
    ва" Р.Кайзера, "Паллада и Марс" М.Гримани, "Паллада торжест-
    вующая" Ф.Б.Конти; кантаты "Спор Паллады и Венеры" Л.Кальдары
    и "Паллада" П.В.Гульельми.