Религия вуду

Виды красок для фасада

Боги в магии вуду

Вуду на Гаити появились во время французского колониального господства. Африканцы из различных этнических групп были отправлены в качестве рабов на Гаити. По прибытии в Гаити, они запрещают рабовладельцев исповедовать свою религию. Навязывать свое христианство.

Рабовладельцы рабы не полностью преданы своей вере, но я просто хотел, чтобы держать их под контролем, почему католицизм рабы использовались для прикрытия. Используйте ее героев, но поклонялись божествам по своему усмотрению. Рабы включены различные аспекты христианства в своих религиозных традиций. Найдено много сходства между христианством и свою веру. Обе религии верят в существование единого Бога, жизнь после смерти и с помощью духовных существ, которые стоят между Богом и человеком. Для христиан они были святыми, и для африканцев - Лоа.

Различные ритуалы являются неотъемлемой частью магии Вуду, всегда вызывайте Лоа и мертвых. Сезонные циклы и этапы человеческой жизни освящается ритуалов. В одной из ритуальных участвует души и тела. Есть ритуалы для: прощение грехов, исцеление, дождь, солнце, и т.д. ..

Характеристики Лоа

Боги в магии вуду

Legba - контролирует доступ к миру Лоа. В каждом ритуале он вызывается первым. Если он не согласен, контакта с Лоа Loa может не быть! Изображают его как старика с длинной палкой в руках, налиливающего воду из фонтана. Когда у нас есть конкретный запрос, но мы не знаем, что в свою очередь Лоа, всегда делать ритуал в честь папы Legba. Люди отдали свои жизни, чтобы Legba имел идеальный контакт с внешним миром. Звонки через его изображение Веве на землю с белой мукой. Это дух солнца, хорошего настроения и сил дня. Цвет Legba белый, зеленый или ярко-желтый.

Marassa - близнецы священной религии вуду. Двойной символизирует начало всего. Заменить Инь и Ян. Таким образом, их коллеги, присутствующие в Petro Group. Скрытая мудрость и силу. Вызов для каждого персонажа и их tsereminiya держать детей от болезней и несчастий.

Локо - дух растительности и ее власти. Обычно дерево определяется Локо дерево и оставить подарки там. Когда эти предложения будут съедены дикими животными предполагая Локо принял их. В его власти целительная сила растений. Люди посвящают свою жизнь он, как правило, становятся очень хорошими целителями. Магистр белой магии.

Исаия - женский дух Считается, что быть женой Локо. Его главная сила направлена??на предотвращение черной магии. Ее символ пальмовых листьев. обеспечения безопасности в контакт с внешним миром. Из старых духов вуду.

Плотины и Аида были проведены - старейший духов Вуду. Плотины известен как змея, и Аида, змея дуга. Многие мудрые духи, которые имеют власть над деторождением, рождаемость у животных и все что связано с новыми начинаниями. Во владении никогда не говорил, но сильный энергетический разброс оптимизма и уверенности в себе. Люди poslvetili жизни тех, кто обычно связаны с детьми или прозелитизм. Их символом является змея. Для них пожертвовать яйца, оливковое масло, свежие продукты с белым или немного белого птенцов.

Соболь и Badesi - являются небесными богами. В своей мощности ветра и грома. Соболь часто изображается как воин.

Agasu - бывший Хунг был убит, защищая свою веру в вуду. Ответственным за создание талисманов и амулетов.

Met Agve (лихорадка, Agve папа) - Господь парусных морских рыбаков. Его характер ритуала судна или лодки. Отвечает христианских Святого Ильи и Св. Николая.

Ла Сирена - жена встретила Agve. Покровитель аккуратные женщины и неверности.

Эрзули Фрида (Ezili) - любовница любовь в ее самых красивых и романтичных типа танцев, романтики и чувств и всего самого наилучшего в жизни. Ее символом является сердце. Подарки для нее пирожные вкусные.

Агарвал - покровителя талисманы, увеличивает их силу и сохраняет его в течение длительного времени.

Азак (Pope Закай) - Лоа фермеров, сельское хозяйство и сбора урожая. Как он обратился к фермерам молитвы о дожде. Его герои мешок, нож и тростника крючком.

Огун - группа Лоа символизирующий власть войны, железом, огнем и мужественности.

Боги в магии вуду

Legba Петро - сильный и мощный дух, моложе Atibon Legba, которая позволяет миру Петр духа.

Marassa Петро - Темная сторона Marassa.

Vavangol - отвечает за ритуальной zhertvoprinusheniyata Петро и передачи энергии от убитых животных.

Сенегал - символ воинствующей и непримиримой части Африки.

Конго - мощный и злой дух, но очень вялым и ленивым.

Kaplau - покровитель тех, кто путешествует в ночное время.

Кан, Taki и Zoklimo - один из быстрых духов в мире вуду.

Met Kerfu (Kalfu Met, Met Carrefour) - Господь перехода. Это самые сильные духом Petro Group. Символ бедствий, катастроф, izkupleniya и штрафов. Брат Legba Петро. Он освоил все духи группы Петро. Ее символом является перекрестком.

Simitie (Undertaker) - это в сочетании с силой Kerfu может привести к смерти. Ответственный за умерших.

Конго Savan - очень злой и мощный дух. Принять человеческие жертвы. Любит быть вызван отдельно от других Лоа.

Эрзули Dantor (Эрзули Zievuzh) - темная сторона любовных отношений, дикий секс, ревность, ненависть, разочарование. Ее символом является сердце, пронзенное кинжалом.

Боги в магии вуду

Принц Zandor (Вы Жана Петро) - очень мощный и злой дух, покровитель magyostnitsite и черной магии. Он был изображен как маленький карлик прыгает на одной ноге. В ночь на преследование неосторожных путешественников на дорогах и прыгать с дерева на них и едят их.

BVA Гранд (Grand Bois) - лучшая группа Петро Лоа. Локомотив же духе. Живет в глубоких лесу, где весь день едят ягоды. Он не любит, чтобы показать людям. Появляется чаще всего в ночное время. Goryaninat называть его глубокой леса.

Маринетти - огонь горит, и это бросает соль, алкоголь, масло, перец - она представляет совершенно ясно, что характер Лоа. Защищает от злых чар противоположного эффекта черной магии. Он также призвал Маринетти BVA Чечне - Маринетти сухого леса.

Dan Петро - духовный отец всех групп Петро Лоа. Meets плотины были проведены, но намного моложе духом.

Большой Simba - в основном Лоа в мифологии Гаити. Известный как змея. Третий из трех космических змеи змея. Связанных с водой, озер, прудов, рек и родников. Его сила круговорота воды на Земле. Основатель огромной семьи Симба.

Dlo Simba - Simba воды, живет в родники и ручьи, и господином во всем магию iraboti, связанных с водой.

Andezo Simba - Simba два провода. Ответственный за превращение соленой воды в пресную. Покровитель magichesktie работ, связанных с водой.

Simba Макао - последний представитель семейства Petro. Очень сильный Лоа, которая вместе с Met Kerfu Simitie формы и Великая магическая тройка - покровителя любой уважающий себя мастер.

Боги в магии вуду не входящие в высший свет богов

Adzhasu Lingetor - живут в корнях деревьев вблизи источников. Он пользуется популярностью среди его мощный голос и свое плохое настроение. Принимая подарки вермут, коньяк, ром. Представитель группы Петро.

Bakalu - страшный дух, что очень немногие мастера смел плакать. Ее символом является череп и кости. Он обитает в лесу. Не проникают те, кто плакал. Люди, которые часто оставляют подарки для него в лесу. Господь духов баке в ту ночь кружили виде различных животных и сеяли ужас и страх среди людей. Представитель группы Петро.

Koblamin Босуэлл - Босвелл три рога - сильные духом Petro Group. Он известен своей жестокостью, бескомпромиссную войну. Покровитель путешественников в ночное время. Обычно выглядит как человек с тремя рогами символизирующие - сила, неповиновение и насилия. Иногда это помогает своим учеником, но не самым отзывчивым Лоа.

Brice - резидентов и покровитель холмистой местности. Созыв намного быстрее. Существует широкий душой и любит детей. Легенда гласит, что живут в дуплах деревьев и принимает форму совы. Petro Group. Принимает подарки жареного цыпленка.

Krabiney - Petro Group представителя. Он появляется одетый в красное и прибытие прыжки в длину. Люди боятся его. Редко плакать. Обычно оставляют очень богат праздник в качестве подарка к нему. Типичное такое отношение просто дьявольское Лоа - во владении окропляет матом, больше, чем у барона Самеди.

Лембо - лидер большая семья лоа, связанных с войной и силы Африке. Символ я это железный прут.

Lint - ребенок Барона Самеди и Maman Brigitte. когда у вас есть мужчина, он идет тяжело и, как малыш плач и хочет пищи.

Linglesu - Лоа группы Петр с большой осторожностью. при приготовлении пищи для него есть соль. Это уши, хвосты, копыта козы. Человек обладает им и имеет очень высокий голос.

Mombu - причинение сильной Лоа с семьей Simba наводнений и проливных дождей.

Наго Шан - лоа грома. Сильные духом Рады семьи.

Pie - Лоа, чья сила вызывает наводнения. Его символ в три пальмовых листьев.

Боги в магии вуду

София хранитель - это одна черта в мифологии Haytyanskata. Появление обезображено, его тело было покрыто ранами. Это ликер с примесью крови. его основная роль заключается в создании страх в противников. Один из слуг Met Kerfu.

Вы Жан Quinto - считали, что живут под мостами и знает секреты мужчин. Принимает форму полицейского.

Byudzhit Wai-Айба - Лоа войны известны Haital и Пуэрто-Рико.

Боги в магии вуду

Слыша слово «вуду», мы сразу представляем себе примитивные ритуалы, жертвоприношения, духов и проклятия. Учитывая то, сколько мы знаем об этой религии, наши ассоциации поверхностны и ошибочны. Как и в глубине каждого верования, есть что-то прекрасное и таинственное, что заставляет следовать ему.

Город Уида в Бенине считается местом происхождения религии Вуду, и ее последователи со всей страны, а также из Того и Нигерии приезжают сюда поучаствовать в церемониях. Фотограф Getty Images Дэн Китвуд побывал в Уиде, где около 17% населения исповедуют Вуду.

В этой подборке вы увидите фото духов Эгунгун из нигерийского клана Йоруба. По словам Китвуда, эти переодетые актеры изображают духов прошлого, которые приходят на Землю, чтобы помогать людям или вселяться в них.

(Всего 13 фото)

Спонсор поста: Диагностика и ветеринарная помощь на дому, Москва и область. Выезд ветеринара на дом .

1. Уида, Бенин, 9 января 2012. Дух "Эгунгун" на одной из церемоний Вуду. Переодетые актеры изображают духов прошлого, которые приходят на Землю, чтобы помогать людям или вселяться в них. Уида, город в Бенине, считается местом зарождения религии Вуду. (Dan Kitwood/Getty Images)

6. Уида, Бенин, 10 января 2012. Дух "Эгунгун" на одной из церемоний Вуду. Вуду была признана официальной религией в Бенине в 1989 году, и ее популярность постоянно возрастает. Сейчас 17% населения страны исповедуют Вуду. (Dan Kitwood/Getty Images)

9. Уида, Бенин, 11 января 2012. Духи из нигерийского клана Йаруба танцуют во время обряда. Уида, город в Бенине, считается местом зарождения религии Вуду. (Dan Kitwood/Getty Images)

# (user_device_type = phone) or (user_device_type = tablet) ------------ # (user_appearance_type = serp) and (user_appearance_serp = google) ---------- # true

Перед тем как приступить к описанию пантеонов и семей, я сделаю короткое вступление.

Родоночальниками колдовской Африканской традиции (в последствии Вуду) можно с уверенностью назвать племена Йама и Фон. Первое с чего можно начать, так это с короткого описания изначального пантеона Богов древности, в последствии адаптаций принявшего нынешние формы и имена, те, что мы привыкли видеть сегодня.

Замэби (Замаи, Замби) – всё что нас окружает, находится в тесной связи с Одомаре (Олудомаре - веяние Карибов), что посылает на землю Души для рождения на этой земле, Лоа (Ориша, тут необходимо провести параллель) распределют эти Души выбирая себе «детей» для их опеки, для физической и духовной помощи в развитии. Географические различия и противоречия в именах и аспектах Богов и Духов неизбежны у традиций этих регионов, потому в скобках я буду приводить адаптированные и уже известные имена. Мавия (Маву) – создавшая Луну (не сама Луна, как многие полагают, а сила создавшая её), является Богиней тесно взаимодействующей с Лизой (мужская сила) создавшая наше Солнце. Маву и Лиза стали оплодотворять нашу планету, и в последствии эти имена объединили в одно – Маву-Лиза, и стали поклоняться как единому Божеству олицетворяющему мудрость и силу. Потоками воды, как и первой каплей упавшей на землю была сила Давето (ставшая в последствии Дамба Ведо, Дамбала Ведо). От изначальных Богов получили рождение многие другие, в те времена персонифицированные энергии, обретающие внешность при визуализации и реагирующие на определённые имена. Древние колдуны и жрецы достигшие определённых высот в искусстве Магии, после Смерти, в сопровождении Ваиры примыкали к пантеонам Духов (Лоа и Ориша, Эшу в Кимбанде, Макумбе), известным современным аналогом этого процесса можно смело назвать Марию Лаво.

Это я пишу обходя религиозную традицию и накопившиеся устои и Догмы (да простят меня современные Жрецы и адепты АКТ и АБР как свободные, так и примкнувшие к Домам и Семьям).

    • _1parakeet8^=
    • January 01, 0001
    • 00:00

    Лоа (Вуду) и Ориша (Сантерия)

    Лоа и Ориша представляют такие мощные вибрационные силы природы, как ветер, гром, молния, дождь и землетрясения. Их сила - это не грубая, примитивная, бесцельно расходуемая сила; они не тратят свою энергию на выполнение механических действий, подобно элементалам западной магии. Лоа- это духовные сущности высшего эволюционного плана. С их силами можно устанавливать дружеские отношения, и, обладая сознанием и разумом, они могут откликаться на призывы практикующих.

    Динамическая сила Лоа, которая называется Аше может концентрироваться в определенных объектах - либо естественным образом, как в растениях, либо с помощью согласованных усилий практикующих, которые во время специальных ритуалов, основанных на жертвоприношении, призывании (инвокации) и молитве, направляют вибрационную энергию в особые камни и металлические предметы. Эти заряженные предметы, закапывают под центральной колонной, поддерживающей террейру, чтобы жизненные силы Духов защищали храм и снабжали его энергией.

    Считается, что своего высокого уровня развития Лоа достигли, не проходя через ряд последовательных воплощений на Земле. Тем не менее многие из этих божеств слились (синкретизировались) в сознании верующих с католическими святыми, которые, конечно же, должны были прожить земные жизни. Синкретизм - это очень интересное явление религиозной жизни. Он имеет место, когда две религии оказывают друг на друга такое сильное влияние, что характерные особенности их богов смешиваются и перепутываются. В конечном счете два божества разных религий сливаются в одну сущность. Прежде чем Лоа и Ориша синкретизировались с католическими святыми, они претерпели ряд изменений, когда различные африканские племена, попав в бразильское рабство, перемешались между собой. Многие Ориша, принадлежавшие йоруба и другим суданским культурам, а также Лоа Гаитянского Вуду обладали весьма сходными качествами, таким образом громадное количество Лоа и Ориша превратились в небольшую группу богов. Ассимиляция не была полной, в результате чего эти боги окружены разными, часто противоречивыми мифами, а их характерные особенности могут быть разными в разных традициях.

    Лоа и Ориша, как высшие повелители природных стихий, оказывают непосредственное влияние на людей, которых они могут защищать или наказывать. Их силами можно управлять, используя послушание, приношение и одержимость. Все они, как и люди, обладают положительными и отрицательными качествами. Подобно людям, они могут поступать хорошо или плохо. Они убивают и лечат, защищают и наказывают, любят и ненавидят.

    • _1parakeet8^=
    • January 01, 0001
    • 00:00

    Следуя традиции следует более подробно остановиться на Легбе.

    Папа Легба

    Хозяин Перекрестков

    Ритуальное обращение

    "Великий,Легба!

    Властелин входов и выходов,

    Повелитель замков и дверей,

    Страж ворот открывающий путь к тайным знаниям Вселенной!

    Прими от меня это приношение и позволь обратиться к

    оберегающим меня Лоа с просьбой."

    Призывание Легбы

    Папа Легба, уври байе пу мвен, аго е!

    Атибон Легба уври байе пу мвен.

    Уври байе пу мвен, Папа, пу м пасе,

    Ле м ретунен, мап ремеси лува йо.

    В переводе:

    Отец Легба, открой врата для меня, открой!

    Легба, открой мне врата.

    Открой врата, Отец, чтобы я мог войти,

    Когда я вернусь, я возблагодарю Лоа.

    Слова силы Легбы

    Ла ройо аки лойо

    Агуро тенте лону

    Апа гунва

    Ка ма сесе аре ле тунсе

    Оба муле омо бата

    О коло то ни кан

    Офо омо ро огун олона

    Алайики а юба аше.

    По одной из легенд ЛЕГБА оказал услугу богу-создателю всего сущего МАВЕ ЛИЗ и тот дал Легбе право делать на ней все что ему заблагорассудится, так он стал хозяином земли. По другой легенде Легба является сыном Йеманжи - владычицы морских глубин, и достигнув "зрелости" он отправился на поиски себе жены. После долгих скитаний он вернулся к своей матери заявив что обыскал весь свет но так и не нашел достойной, какой считает свою мать. В порыве чувств он набросился на нее и попытался изнасиловать. Впоследствии ему стало стыдно за содеянное и он удалился на землю. Из слез пролитых Йеманжей образовались моря и океаны, а из разорванной им груди появились другие Духи.

    День Легбы – понедельник

    Символ - крест, ключи, дерево

    Его число - 3

    Цвета – красный, черный

    Приношения – жареный цыпленок, зерно, леденцы, ром, табак

    Дерево - тыква

    Призывается перед ритуалом в обязательном порядке, независимо от цели ритуала или церемонии. Проигнорировав перед ритуалом Легбу, Духи вас попросту не услышат. Из личного опыта могу сказать, что Легба по своему желанию может вобще перекрыть канал для сообщения с Миром Духов.

    • _1parakeet8^=
    • January 01, 0001
    • 00:00

    Основной пантеон Духов Вуду

    Барон Самеди (Самеди, Барон Самди)

    Самый мощный член семейства Геде(мертвых). Хозяин кладбища, которое он разделяет со своей супругой Манман Бриджит. Бог смерти, сексуальности и регенерации. Барон Самеди управляет проходом между миром живых и миром мертвых.

    Его день суббота. Из приношений предпочитает Коньяк, настойку из красного перца и сигары. Если вам необходимо вынести с клодбища какой-либо ритуальный компонент, оставьте на этом месте в знак благодарности прикуренную сигару.

    О, ква, о джибиле,

    Оу, Па ве м,

    О, ква, о джибиле,

    Оу, Па ве м,

    О, ква, о джибиле,

    Оу, Па ве м,

    Месие ла ква авансе поу л ве е!

    Маман Бриджит малад, ли коуче соу до, Павол анпил па леве ле мо

    Маре тет оу, маре вант оу, маре рен оу,

    Е прале ве ки джан яп мет а дженоу.

    • _1parakeet8^=
    • January 01, 0001
    • 00:00

    Лоа любви, красоты, чистоты, она идеальная женщина, луна. Самая привлекательная Богиня Вуду. Она - сердце Вуду, дух красноречия - дух слова. Она так же - дух ревности, мести и разногласия.

    Эрзули имеет два аспекта: Эрзули Дантор и Эрзули Фреда. Ее сфера деятельности красота, любовь, секс. Как и Эрзули Дантор - она кокетлива и похотлива, она никогда не бывает удовлетворена на все сто процентов и поэтому она часто плачет. Эрзули оплакивает короткую человеческую жизнь и жалеет о том что любовь не может быть вечной. В качестве Эрзули Фреды она напротив романтична и невинна. В сантерии она ассоциируется с богиней Ошун и Помба-Жира соответственно. Эрзули на руке имеет три обручальных кольца так как является женой одновременно трех Лоа: Дамбала, Огун и Легба.

    Сет коут коуто, сет коут пвениад,

    Прете м дедим а, поу м воми пой вами сан мвен (напеваем 2 раза),

    Сан мвен апе коуле.

    Эрзули фанм Ти-Джан метрес кай ла (напеваем 2 раза)

    Па реле, сеу оу поте хунган ниво,

    Па реле, се оу поте ванга пи фо,

    Эрзули фанм Ти-Джан метрес кай ла,

    Пакет мвен тут маре.

    Данбала (Данбала Ведо, Данбалла, Дамбала, Думбала, Большой Змей, Обатала)

    Отец Лоа, Данбала представляет наследственное знание основ ВУДУ. Со своей женой, Аида-Ведо, он также представляет изобилие и новую жизнь. Данбала абсолютная чистота, он абстрактен и находится несколько в стороне от мирских забот.

    Призывается только во время крупных церемоний и посвящений. Из приношений предпочитает ягнёнка.

    Ноу ви Данбала Ведо...

    Ноу ви Аидо Ведо,

    Ноу Токан, Ноу Мивазе

    Данм Салавантьо,

    Паса Вили Мен, Паса Вили Бо,

    Одан Коси Коса Айика Соукан

    Одан Мисоу Ведо, Одан Ведо Йемен.

    Ноу ви Данбала Ведо Дьенке,

    Данбала Ведо Тенги,

    Нег Лакансьел Филе,

    Нег Филе На Боде,

    Нег Санси Сансе.

    Лисагбадья Унси Ладогвесан,

    Ноу Ман-ян Водоун Оунто Алада

    Апре Ди, Апре Ди, Апре Ди...

    Аго, Аго-сил, Аго-лал.

    • _1parakeet8^=
    • January 01, 0001
    • 00:00

    Призывается на убыльную луну для сокрушения врагов, наводит на них трепетный ужас и страх. Воин с отрубленными куриными лапками на голове, именно их он и предпочитает в знак приношения и благодарности. Существует примета, что после одного ритуала проделанного с помощью Агоу, его имя нельзя будет упоминать в течение четырёх лет, нарушивший это правило навлечёт на себя его гнев.

    Аджаникоу

    Агаоу Дже

    Агаоу Лефан

    Агаоу Лорай

    Агаоу Зетвал филе

    Боси Джан-джан

    Гаво Каукау

    Хоун Лаши

    Мараса (Марасса, Близнецы Ибежи)

    Священные близнецы, первые дети бога, которые умерли в раннем детстве. Их приветствуют в начале каждого ритуала, они невинны и капризны. Мараса представляют двойственность человеческой и Божественной природы. Их любимые цвета: розовый, оранжевый. Жертвоприношения: любые сладости.

    На прайя тем каруру,

    Вамуш комер каруру дойш, дойш.

    Но боске тем каруру,

    Вамуш комер каруру, дойш, дойш.

    Но тереру тем каруру вамуш шамар,

    Аш крианкаш.

    Пра сарава но Конга, вамуш шамар,

    О, Жоазиньо!

    Мариазинья и сиприану вамуш шамар,

    о, зезиньо.

    О, манезиньо и о мариану!

    • _1parakeet8^=
    • January 01, 0001
    • 00:00

    Айизан первая жрица ВУДУ, Лоа рынков. Как жена Легбы она - защитник храма и опекун религиозных церемоний, как жена Локо она представляет травяное исцеление. Айизан переносит Тайны в человеческую область, поэтому не одно инициирование не может быть выполнено без ее участия.

    Цвет: белый,серебряный.

    Дары: Петух.

    Дерево: Пальма.

    Аизан, Аизан, трэс Аизин

    Мана ди Аизан,

    Ди томбро маджико груэсо.

    Аш адукьяба,

    То райна Мамаэ

    Бланко Падрэ ай,

    Бланко Мадрэ.

    Олья ду марэ,

    Олья ду воодун!

    Авиш пи фо,

    Авиш элла вем.

    Авиш пи косташ,

    Авиш аизан! Аше!!! Аше!!! Аше!!!

    • cogent
    • January 01, 0001
    • 00:00

    remington, вуду - это конкретная историческая традиция, а бреда на эту тему полно в силу того, что есть стереотипы. Но они не имеют отношения к действительности.

    • cogent
    • January 01, 0001
    • 00:00

    Для иллюстрации - вот так выглядят алтари для духов вуду.

    • cogent
    • January 01, 0001
    • 00:00

    Во всех песнях важен мотив и ритм, согласно которому они исполняются.

    Некоторые песни не имеют никакого отношения к песням вуду, все песни вуду гаитянского на креольском языке, а по звучанию он напоминает французский.

    И цвета, символы могут отличаться у некоторых духов в зависимости от дома.

    Например, у Легбы может быть белый цвет, жёлтый и фиолетовый, бежевый - в зависимости от дома.

    У Дантор - красный и синий, в некоторых домах ещё золотой, жёлтый и зелёный.

Общая информация о Вуду

Слово «Вуду» является обобщенным называем группы нескольких схожих африканских религий, которые со стороны кажутся одинаковыми, но между ними есть различия. Наиболее известные направления Вуду – это Гаитянское Воду, Новоорлеанское Вуду, Западноафриканский Водун, Доминиканское и Кубинское Воду. На языке Фон слово «Воду» означает «дух» или «божество». В английском языке оно стало чаще звучать как «Вуду». Большинство привыкли считать Вуду исключительно чёрной магией, но это не так. Вуду, как и любая религия, представляет собой совокупность метафизических представлений об устройстве мира и веры в богов и духов.

Изначально религия Вуду или Водун зародилась в Западной Африке, в районе Дагомеи, и это место считается обителью богов – Лоа. В таком виде, как ее знают во всем мире, эта религия возникла и развилась на Карибских островах (Гаити). Это религия рабов, привезенных на Гаити из Западной Африки, которая представляет из себя смесь религиозных традиций Дагомеи и католицизма. Рабам под страхом смерти было запрещено практиковать свою религию. Если у них находили предметы культа или замечали за проведением обрядов, их жестоко наказывали и даже казнили. Рабам навязывали католицизм и насильно крестили. Но адепты Водун не исчезли, – они приспособились и стали видеть в изображениях католических святых воплощения своих Лоа. Внешне исполняя католические церемонии, почитая статуи святых, используя свечи и прочие атрибуты католической веры, рабы на самом деле втайне поклонялись Лоа и держали свою религию в секрете. В конце концов Лоа слились воедино со многими католическими святыми. От этого синкретизма религия Вуду не пострадала, а только окрепла. Духовная традиция предков помогла африканским рабам пережить трудные времена и не сломаться. На Кубе на основе этой традиции Водун возникла религия Сантерия, в которой больше влияния испанского католицизма. В Сантерии больше уделяется внимания магическим практикам. Затем религия Вуду мигрировала на континент, распространилась и приобрела большую популярность в Новом Орлеане. В мире на сегодняшний день религию Вуду исповедуют более 50 миллионов людей.

Божества Вуду

В силу исторических и многих других причин, религия Водун обладает большой гибкостью и способностью к трансформации и адаптации в любых условиях. Основой Вуду является вера в Bondieu – Доброго Бога-Творца или Абсолют, который не принимает участия в жизни мира, – и в Лоа – божеств, которые населяют весь мир и управляют всем сущим. Бог-создатель отрешился от сотворенного им мира, и его считают очень далеким и недостижимым. Этот Добрый Бог создал Лоа – «младших» божеств, которые призваны служить миру и людям. Слово «Лоа» означает «таинство». Лоа очень многочисленны и принимают активное участие в жизни людей. Вудуисты верят, что Лоа гораздо ближе к людям, поэтому за помощью нужно обращаться к ним. Тем не менее, в начале каждого ритуала адепты возносят молитвы к Доброму Богу, выражая свое почтение, а затем обращаются к Лоа. Лоа имеют различные качества; они бывают добрые и злые, могут любить и ненавидеть, награждать и наказывать. Все, что существует, – любые неодушевленные предметы и живые существа, – принадлежит какому-либо Лоа и является его отражением.

Первым и главным Лоа считается Данбала-Ведо или – Великий Змей. Данбала – первопредок всех других Лоа и людей. Питон Дангбве почитается в Африке как воплощение Великого Змея. Данбала создал всю воду на земле, все океаны, моря и реки. Затем он создал горы, скалы, холмы и равнины, а также звезды и планеты. Когда солнце отразилось в созданной Данбалой воде, появилась прекрасная богиня Айда-Ведо – Радуга – и стала женой Данбалы. Главная богиня любви, красоты, удачи и роскоши – Эрэуль, а Айда-Ведо – одно из ее проявлений. Эрэуль проявляется в форме луны и является супругой Легбы – бога солнца. Легба – очень популярный Лоа, который имеет множество разных проявлений и имен.

Мировоззрение и обряды

К Лоа относятся как к детям Доброго Бога-создателя и старшим родственникам или наставникам по отношению к людям. Лоа для адепта – это его духовная семья. К Богу-создателю возносят благоговейные молитвы как к Всевышнему, а к Лоа обращаются в дружественной манере и устанавливают с ними взаимовыгодные отношения. В традициях Сантерия, Умбанда, Кандомбле и в некоторых других этих божеств называют Ориша.

Голосом Доброго Бога в человеке считается совесть. Наиболее почитаемые добродетели – честность, доброта, уважение ко всему живому, жизнь в гармонии с законами природы. Общины Вуду называются Домами. В каждом Доме традиции Вуду существуют свои особенности и правила. В традиции Вуду нет необходимости в боговдохновенных писаниях, поэтому у них нет священной книги, аналогичной Библии и Корану. Знания и практики передаются только устно.

Считается, что настоящим учителем человека является его Лоа, и адепт должен стремиться взаимодействовать с Лоа, учиться понимать Лоа и быть инструментом в его руках. Для этого адепту не нужно читать книги. Нужно довериться Лоа и принять его всем своим существом. Устная передача учения Вуду обусловлена также и тем, что религии в Африке развились задолго до того как возникла письменность. В Вуду очень сильна связь человека с его Лоа, его предками и Домом.

В основном, Вуду – это не только обрядовая религия, но и мистическая практика. Богам – Лоа или Ориша – не просто молятся, а призывают их и пытаются с ними сотрудничать и достичь согласия. Чтобы повлиять на Лоа, используют разные способы – послушание и служение, жертвоприношения, ритуальные танцы и одержимость. В момент одержимости человек приобретает качества Лоа, который в него входит, и на какое-то время становится его воплощением. В ритуалах используют маски, изображающие черепа или каких-либо животных. Маски из костей и черепов или маски, изображающие черепа и мертвецов, как ни странно, являются символами добрых сил, так как адепты Вуду очень почтительно относятся к умершим предкам и таким образом выражают чувство единства с теми, кто уже ушел. Жрец Вуду называется словом «унган», а женщина жрица – «мамбо». Унган и мамбо приносят жертвы богам, совершают магические обряды и служат людям в роли целителей и психотерапевтов. Религия Вуду имеет очень много общих черт с шаманизмом. Вудуисты придерживаются целостного взгляда на мир, и не разделяют и не противопоставляют «светлую» сторону Бога и богов и «темную». Они верят, что свет и тьма, добро и зло нераздельны и всегда дополняют друг друга.

Они в клубке едином завершают
пляску,
надорвался в крике большой барабан,
кон-кон-кончилась румба,
ко-мабо-бам-бам!

Кровавые жертвы Вуду

Вера вуду родилась в Африке. Невольники, обманом вывезенные с ее берегов на американскую чужбину, могли взять с собой лишь заветы предков. Казалось, со временем они потускнеют, изгладятся, станут теплиться в глубине души тенью забытых верований. Но по прошествии нескольких столетий древняя магия все так же жива. В наши дни она вырвалась из-под спуда. Культ вуду приобрел необычную популярность в Америке. Нам, способным судить о нем лишь по фильмам ужасов, этот культ кажется кровавым и жестоким. Но каков он на самом деле? Почему афро-американцы так уповают на помощь духов вуду? И почему духи благосклонны к ним?

Африка в сердце Вест-Индии


"Вуду" - при одном звуке этого слова в нас пробуждаются мрачные воспоминания: кукла, истыканная иглами ("Она насылает смерть врагу!"); таинственные, экстатические ритуалы (помните фильм "Сердце Ангела" с Микки Рурком?); зомби, бродящие призраками в ночи (о том, что нас всех "зомбируют", мы читаем и слышим вот уже второе десятилетие). Роковые проклятия и непоправимые несчастья, беды и страхи, магия и всевластие зла - все соединилось в слове "вуду". Так кажется нам, воспитанным уже, скорее, на фильмах Голливуда, чем на "какой-то классике". В Голливуде же снято немало фильмов, посвященных ритуалам культа вуду. Неужели все они правдивы?
Попробуем разобраться. Начнем с того, что точно очертим смысл слова Voodoo. Оно пришло к нам из африканской страны Бенин (Дагомея), где на местном языке фони означало "божество", "дух".

В наши дни эта древняя африканская религия бытует под несколькими названиями. На Гаити, что более всего нам знакомо, она бытует под именем "вуду". В США и на Кубе ее зовут "сантерия", в Бразилии - "макумба". По-прежнему она пользуется популярностью и на своей родине - в Западной Африке, например, в Нигерии, Сенегале и Бенине. Полагают, что сейчас во всем мире насчитывается около пятидесяти миллионов приверженцев культа вуду. Пусть эта цифра может оказаться преувеличенной, ясно одно, что этот экзотический, как кажется нам, культ процветает. Мы имеем дело не с жалкой группкой колдунов, а с популярной народной религией.
Первые поклонники вуду появились в Америке в ХVII-ХVIII веках. Это были не миссионеры, не бродячие проповедники, а рабы. Их доставляли в Америку не с почетом и помпой, а в кандалах в трюмах переполненных кораблей. Эти невольники, обманом или насилием похищенные с берегов Западной Африки, с собой везли лишь память, а в ней дорогим достоянием - секреты родных богов, которые только и могли помочь на чужбине.
Иногда изгнанники открыто молились своим богам, но чаще делали это тайно. Молитвами и жертвами они пытались облегчить себе жизнь, скрасить немилостивую судьбину. Имена богов, к которым они взывали, напоминали им о далекой родине, куда не вернуться было ни им, ни их потомкам. "Африка троп неторных и глухо гудящих горнов" (Н. Гильен) - ее вспоминали, о ней мечтали, и где-то в ночном мраке их голосам внимали боги. Боги вуду!
Во всей Вест-Индии - на Мартинике, Гренаде, Пуэрто-Рико, Тринидаде, Ямайке и даже на коммунистической Кубе - потомки прежних рабов хранят верность богам вуду.

Бог в теле человека


Бой барабанов слышен издали. Он доносится из беднейших кварталов столицы Гаити - Порт-о-Пренса - с раннего утра, пробуждая спящих. Местные жители понимают значение этого сигнала и без особой спешки собираются в святилище, где начинается церемония вуду.
Европейцы, привыкшие молиться Христу среди пышных интерьеров храмов, будут, пожалуй, озадачены, даже разочарованы, увидев происходящее. Ведь молельня почитателей вуду зовется "святилищем" скорее для красного словца. Это - неприметная деревянная хижина, крытая тростником. Она никак не выделяется среди других домишек гаитянских трущоб - разве что странный деревянный столб возвышается посреди постройки. Его называют "poteau mitan"; он, словно мост, переброшенный из одного мира в другой - из нашего в потусторонний. Мерцают черные свечи; на балке сиротливо горит электрическая лампочка без абажура - вот и все освещение этой негритянской церквушки.

Готовясь к празднику, священник заботливо посыпает белой мукой пол перед столбом и чертит вокруг на земле загадочный символ: он передается из поколения в поколение и помогает заклинать духов.
Большинство верующих хорошо знают распорядок службы. Они так привыкли к нему, что поначалу даже не обращают внимание на священника - о чем-то говорят, как будто скучают. Но вот слышится шум, оживление. Это засуетились несколько пожилых женщин, одетых в белые одежды и покрытых белыми платками. Они пытаются вызывать девушек на танец, тормошат их, увлекают. Они так настырны, что даже вкатывают этим мулаткам оплеухи. Наконец, те срываются с места, начинают покачиваться под неуемную дробь барабанов.
Постепенно увлекается и толпа. Она уже пышет энергией. Все больше мужчин и женщин пускаются в танец; другие что-то поют. Вперед выходит священник. Он сжимает живого петуха. Взяв его за ноги, он размахивает им - вначале влево, потом вправо, вперед и, наконец, назад, совершая очистительную церемонию. Затем на мгновение кладет птицу наземь перед начерченным здесь узором и дает ей зерна. Если перепуганный петух ничего не клюет, священник отпускает его. Если берет приманку, вот ему и судьба. Его подбрасывают вверх, а потом ломают ему крылья и лапы. Бедный петух не успевает даже помучиться. Священник тут же сносит ему голову, а потом бросает еще подрагивающее тельце на узор, начерченный на земле, и выкладывает на нем крест из муки. Этот крест не имеет ничего общего с христианским; это - древний знак, символизирующий четыре страны света. Барабаны гремят все громче.
Мама, румба, барабаны и труба!
Мамимба-барабан, мабомба-
барабан!
пляску!
Продолжайте пляску-чече-пляску-
пляску!
Продолжайте пляску-чече-пляску-
пляску!
Танцоры пляшут все разнузданнее; они поют и прихлопывают в ладоши. Кубинский поэт Хосе Тальет писал о подобном танце:
Тугие ягодицы девчонки Томасы -
два огромных шара - вокруг оси
незримой
в сумасшедшем ритме начали
вращаться...
А у негра ноги - живые две
пружины,
и живот пружинит, и, весь
пружиня,
к ней на каблуках подходит он.

И вот уже первые танцоры впадают в транс. Некоторые из зрителей тоже завороженно громыхаются на пол - закатив глаза, вывернув руки. Это - культ вуду.
Гаитяне верят, что в состоянии транса человеком овладевает божество (loa). Никогда не угадаешь, кто из богов на этот раз вселится в тебя. В пантеоне гаитян - нации, сплавленной из множества африканских племен, - насчитывается свыше тысячи богов. Некоторые из них особенно любимы; их имена чаще всего поминаются во время экстатических ритуалов.
Вот, например, Легба - бог дагомейских народов фон и йоруба. Легба - хранитель врат в потусторонний мир. Без его помощи не открыть врата, не добраться до демонов и духов. Поэтому с самого начала церемонии взывают к нему: да распахнутся врата! Людей, одержимых Легбой, видно сразу. Ведь сам он - старый хромец. Вот и люди, кого он взял в оборот, теряют способность нормально двигаться. Их словно парализует; некоторые из них оцепенело лежат на земле не в силах тронуться с места.
На других нападает змеиный бог Дамбаллах, также завезенный сюда из Африки. Он особенно любит воду. Если поблизости протекает река, одержимый им может броситься в нее и утонуть. Поэтому в святилищах ставят обычно чаны с водой, чтобы и демона ублажить, и людей сохранить.
Можно стать добычей и Барона Самеди, или Геде. Это - ужасный бог царства мертвых. Известно, что он носит фрак и курит трубку, а потому эти реквизиты заранее приготовлены. Любит Геде и ром, особенно если кинуть в него стручки жгучего перца. Жертва, выбранная Геде, бросается к бутылке и может разом выпить ее до дна. Ученые только разводят руками, когда наблюдают таких ромохлебов. Простые зеваки понимающе кивают: в самом деле, на такое способен лишь бог.
А что говорят невольные "ходячие отели", приютившие на несколько часов своевольных божеств? Они-то как раз и помалкивают в тряпочку. Придя в себя после празднества - а это бывает подчас лишь на следующее утро, - они ничего не помнят. Зато в своем исступлении они словоохотливы не в меру: только и сыплют пророчествами и предсказаниями, выпаливая их собравшимся рядом людям. Такова она, гаитянская ночь с богами!
В кубинской "сантерии", наоборот, состояние транса играет второстепенную роль. Здесь пророчествует сам священник, "бабалоа". Его задача очень трудна, поэтому подобные жрецы долго - целых десять лет - учатся своему ремеслу. Зато потом обретают способность запросто балаболить с богами.

Свинья в начале "славных дел"


Когда-то их предкам, вывезенным из Африки, оставалось только одно - говорить со своими богами. А те могли даровать этими стойким в вере горемыкам одно, но необычное утешение: боги нисходили в души рабов, ободряли и утешали их, помогали забыться и впасть в транс, чтобы обрести свободу.
Белые плантаторы не разбирались в африканских культах, но инстинктивно чувствовали угрозу. В 1685 году французские колониальные власти запретили любые языческие церемонии и культы. Рабов насильно крестили. Специальным декретом им разрешили участие лишь в христианских богослужениях.
Рабам требовалось немало смекалки, чтобы обойти запреты. Наконец, кого-то осенило назвать исконных африканских богов именами католических святых. (Слово "сантерия", кстати, так и переводится: "вера в святых".)
Придумано - сделано. Так, хранитель врат Легба превратился в святого ключаря Петра. Дамбаллах, повелитель змей, превратился в святого Патрика - благо, тот легендарный епископ недурственно разбирался в змеях, раз избавил от них Ирландию. Нашелся свой двойник даже у непорочной Девы Марии - прекрасная Эзили, богиня любви и плодородия.
Французские священники не уставали изумляться пылу и рвению, с которыми их новая паства - черные невольники - почитала христианских святых. Неофиты молились им до экстаза; они пели и танцевали перед их изображениями. Вот только к Господу нашему Иисусу Христу эти язычники были постыдно равнодушны: странным образом для Него не нашлось авторитетного двойника - прирожденного африканца.
Белые хозяева Вест-Индии дивились на свой "работящий скот", просветленный христианской верой, но не могли и подозревать, какие темные силы вызывали из небытия их рабы, молясь своим петрам и патрикам. На Гаити - в ту пору французском владении - культ вуду, в конце концов, вдохновил рабов на беспощадную борьбу со своими господами.
Четырнадцатого августа 1791 года, через два года после взятия Бастилии в Париже, гаитянские негры начали свою великую революцию. В тот день они собрались в местечке Буа-Кайман, помолились своим двуликим богам, зарезали свинью и, впав в транс, отправились резать людей. Они врывались в дома плантаторов и убивали всех, кого застали. Они захватывали целые города, не оставляя в живых ни одного белого - ни женщину, ни ребенка.
Так началось восстание, которое вылилось в геноцид французского населения на Гаити. Новелла известного немецкого писателя Генриха фон Клейста "Обручение на Сан-Доминго" (1811) хорошо передает атмосферу тех дней, когда "жестокое, неслыханное озлобление охватило всех жителей этого острова".
Наконец, в 1804 году страна получила независимость. К этому времени уцелевшие в резне католические священники давно бежали с "зачумленного острова свободы". Официальной религией Гаити провозгласили культ вуду. В ответ американские и европейские страны объявили "кровавым язычникам" бойкот. Страна оказалась в экономической изоляции. Лишь когда в 1860 году гаитянские власти разрешили католическим священникам вновь приезжать в страну, бойкот был снят. С этого времени миссионеры неустанно стремятся отвадить "бедных язычников" от "злой веры" - но тщетно.

Греческий Олимп при Олодумаре

Зомби на трудовом фронте


Впрочем, культ вуду не только защищает, но и - вот мы и вступаем в область голливудских иллюзий - помогает расправиться с врагами. Горе тому, кто вздумал навлечь на себя гнев поклонника вуду! На него обрушится вся мощь черных колдунов. Можно, например, изготовить куклу врага и расправиться с ней. Кукле придают не только портретное, но и телесное сходство с жертвой: к ее картонной фигурке приклеивают волосы или кусочки ногтей, срезанных у этого имярека. Затем куклу зарывают в грязь. Она тлеет - человек гибнет. Если не нравятся земляные работы, можно воспользоваться другой куклой, скорее напоминающей детскую игрушку. Считается, что эта "игрушка" крайне опасна: вонзая в нее иглы, отнимают здоровье врага. Каждый укол в какую-то часть куклы оборачивается у заговоренного человека то прострелом в спине, то ломотой в руке, а то и мертвящей болью в сердце.
Порой можно обойтись даже простым проклятием. На Гаити это тоже часто помогает. Если жертва узнает, что ее прокляли, то ей и впрямь может стать худо. Главное, чтобы человек уверовал в грозящую ему беду. Тогда все в нем обмирает от страха.
Особенно много странных слухов связано с "зомби". Конечно, даже гаитянские маги не в силах оживить мертвецов, но слухи, тем не менее, совсем не беспочвенны. Когда-то в "ходячих мертвецов" превращали отступников, вздумавших покинуть тайное общество "Бизанго". В наши дни "наемные колдуны" на Гаити так изощренно расправляются с врагами. В начале восьмидесятых годов гарвардский профессор Уэйд Дэвис сумел довольно убедительно объяснить тайну зомбирования.
По всей видимости, жертв отравляют тетродотоксином - ядом, добытым из тела некоторых рыб. Этот яд парализует жертву так, что ее оцепенение принимают за смерть. Несчастного погребают в склепе (на Гаити не принято опускать покойника в могилу), а склеп этот ничуть не напоминает привычную нам пышную усыпальницу ("ведь бедные же люди живут на острове!"). Дня через два колдун прокрадывается в склеп, и, если он не напутал с дозой, возвращает человека к жизни. Возвращает, чтобы тут же дать ему еще один яд - дурман. Жертва его манипуляций становится подобием идиота: забывает себя и безвольным животным плетется за новым хозяином. Что делать с этим воскресшим человечком?
На Гаити поговаривают, что так просто мертвецы не пропадают из склепов. Оживив, их превращают в рабочий скот. Теперь, забыв о своей прежней жизни, они - наперегонки с мулами - будут ишачить на своего хозяина, которому надо заботиться лишь о порции корма для этого "двуногого животного".
Еще вероятнее следующее объяснение. В нищей республике Гаити у государства нет денег, чтобы содержать в больнице психически больных людей, а также людей, страдающих серьезными нервными расстройствами. В беспамятстве они шатаются по городам и селениям - расхристанные гаитянские бомжи. Иная семья зазовет к себе вот такого "зомби", давно забывшего свое прошлое, приветит его, покормит, оставит у себя жить и помогать по хозяйству. Соседям объявляют, что нашелся пропавший родич, "вернувшийся с того света". Делается это недаром: семьи, в которых есть свой "оживший мертвец", пользуются на Гаити уважением. Стало быть, людям этим благоволят боги, раз вернули умершего было родственника, пусть он и "седьмая вода на киселе". В последнее время несколько раз проводились ДНК-анализы подобных "родичей". Всякий раз выяснялось, что своим хозяевам он - чужой по крови человек.
Следует добавить, что сама обстановка на Гаити располагает к появлению легенд о зомби. Долгое время Гаити было во власти диктаторов из семейства Дювалье. Они безжалостно расправлялись со своими противниками, а чтобы скрыть следы, объявляли их жертвами культа вуду. Население на Гаити в основном неграмотно, и подобные слухи легко принимались людьми на веру. Страх перед "зомбированием" распространился здесь настолько, что новым властям страны пришлось принять закон, по которому подобный ритуал приравнивается к убийству.

Вуду в США


Культ вуду процветает не только на островах Вест-Индии, но и, например, в США. Нигде в мире численность приверженцев этого культа не растет так быстро, как в Штатах. Здесь африканским богам поклоняются еще с тех времен, когда на плантации стали привозить рабов из Африки. В начале ХIХ века плантаторы, напуганные резней на Гаити, стали искоренять зловещую веру. Однако она благополучно дожила до наших дней, смешавшись и здесь с христианской символикой.
Те, кому доводилось посещать богослужения баптистов афроамериканского происхождения в южных штатах США, непременно обращали внимание на то, как исступленно здесь веруют в Иисуса, буквально впадая в транс или теряя сознание во время молитвы, проводимой под громкую, ритмичную музыку. Именно в Новом Орлеане, где особенно силен культ вуду, родился джаз - изначально музыка языческих африканских культов. В сельских районах южных штатов США еще и сегодня можно встретить людей, сведущих в старинных богах.
В США можно найти немало приверженцев и другого карибского культа - сантерии. После революции 1959 года, организованной Фиделем Кастро, Че Геварой и их сподвижниками, с острова Кубы бежали тысячи адептов сантерии. Они осели в Майами, Нью-Йорке и других крупных городах США. Там жрецы этого культа нашли благодатное поле деятельности. Немало темнокожих американцев увлеклись экзотической религией - "подлинно африканской", как говорили о ней.
Одетые во все белое, приверженцы сантерии разгуливают по улицам крупных американских городов. В одном только Нью-Йорке действует более сотни "ботаникс" - магазинов, где торгуют растительными снадобьями и культовыми принадлежностями: маслами, тиглями, изображениями африканских богов, по-прежнему стилизованных под католических святых. В некоторых магазинах даже торгуют жертвенными животными - петухами и козами. В Интернете насчитывают сотни сайтов, посвященных сантерии.
Разумеется, многие относятся настороженно к соседству со зловещими жертвопоклонниками. Так, в 1987 году власти американского города Хилеа в штате Флорида запретили местному жрецу сантерии приносить в жертву своим богам животных. Тогда тот обратился в суд. Его жалоба прошла все инстанции. Наконец, в ноябре 1993 года Верховный суд США удовлетворил жалобу язычника, ведь конституция страны провозгласила свободу вероисповедания - в отличие от права животных на жизнь.
Боги вуду и сантерии оказались сильнее слепой буквы закона. Подобные истории лишь множат число людей, готовых совершать кровавые жертвы во славу своих демонических богов. Мощь древних культов пока неколебима.
Спер с "ннм"