Черный таракан
Черный таракан обитает в жилищах человека.
Поселяется в теплых и тёмных местах.
Активен ночью: в темноте отправляется
на поиски корма.
Длина тела до 4 см.
Внешнее строение
Тело таракана покрыто твердым хитиновым
покровом – наружным скелетом.
Поверхностные слои состоят из особых белков
и воскоподобных веществ, увеличивающих
прочность и не пропускающие воду.
Тело таракана разделяют на голову,
грудь и брюшко.
На груди располагаются три пары ног.
Ноги служат только для ходьбы и для бега,
поэтому ноги такого типа называют бегательными.
На двух последних члениках груди имеется две пары
Мужские представители тараканьего семейства
имеют более развитые крылья и при необходимости
могут перелетать на небольшие расстояния.
На голове расположены сложные глаза, два длинных усика и ротовые органы.
У таракана ротовые органы грызущего типа
У пчелы – грызуще-лижущего типа
У комара – колюще-сосущего типа
У мухи – фильтрующего типа
У бабочки – сосущего типа
Ротовые органы состоят:
Нервная система и органы чувств
Органами зрения таракану служат два крупных
сложных фасеточных глаза и три простых глазка.
На усика расположены органы осязания и обоняния.
Центральная нервная система :
1 - надглоточный узел
2 - подглоточный узел
3 - 5 грудные узлы
6 - 11 брюшные узлы
Пищеварительная и Выделительная система
1 – слюнные железы
2 – пищевод
4 - пилорические придатки
5 - средняя кишка
6 – мальпигиевы сосуды
7 – задняя кишка
8 – прямая кишка
Дыхательная система представлена трахеями.
Они начинаются маленькими отверстиями – дыхальцами,
расположенных по бокам брюшка.
Тараканы периодически сокращают брюшко
и вентилируют трахеи.
Кровеносная система
Кровеносная система насекомых незамкнута.
Она состоит из спинного сосуда, который
расположен вдоль тела.
Спинной сосуд разделен на задний отдел- сердце и передний отдел - аорту.
Кровь насекомых или гемолимфа окрашена в желтоватый или зеленоватый цвета, либо бесцветная.
Размножение
Тараканы, как и другие насекомые, раздельнополые.
Оплодотворение внутреннее.
Яйца запакованы в особые капсулы (пакеты).
Цели:
1. Учащиеся должны усвоить понятия “насекомые, кутикула, ротовой аппарат, крылья, дыхальца” , знать общие признаки насекомых, черты прогрессивной организации, закрепить знание общих признаков членистоногих.
2. Учащиеся должны уметь работать информацией, отбирать главное, составлять рассказ.
3. Способствовать формированию научного мировоззрения, коммуникативных навыков.
Оборудование: презентация “Общие признаки Насекомых”, видеофрагмент, коллекции насекомых и рисунки насекомых, рабочие листы.
Ход урока
1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ (В\фр, ВВС “Империя чужих”)
1. Практическая работа “Изучение внешнего строения насекомых” по тексту на рабочих листах, коллекциям и рисункам. Ответы на вопросы: можно ли отнести изучаемые объекты
а) К типу Членистоногие? По каким признакам?
б) К классу Ракообразные? Почему?
в) К классу Паукообразные? Почему?
2. Обобщение результатов практической работы: назовите и запишите характерные признаки насекомых.
3. Как вы думаете, почему эта группа животных названа надклассом? Ваши предположения – почему?
4. Формулировка проблемы, над которой будем работать на уроке.
Какие особенности насекомых обеспечивают их господство на Земле?
2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Несмотря на сходство с другими представителями членистоногих, насекомые имеют принципиальные отличия, позволившие им стать хозяевами планеты. Эти отличия касаются как строения (внешнего и внутреннего), так и процессов жизнедеятельности.
Для более эффективного изучения большого по объёму материала мы будем работать по группам.
1 группа - Особенности питания и строение ротовых органов насекомых.
2 группа - Способы передвижения и разнообразие конечностей насекомых.
3 группа - Полёт и особенности строения крыльев насекомых
4 группа - Органы чувств насекомых.
1. Работа в группах – 5 мин. (см. рабочие листы)
2. Выступления учащихся - 2 мин. - обсуждение, дополнения, просмотр видеороликов.
3. Заполнение таблицы “Особенности насекомых, связанные с их господством на Земле”
4. Обобщение изученного материала.
Вывод. Благодаря особенностям строения, процессов жизнедеятельности насекомые смогли освоить разнообразные среды обитания и стать прогрессирующей группой животных.
Фамилия _____________
I. Практическая работа: “Изучение внешнего строения насекомых”. 4 мин.
У насекомых… конечности, их... пары. Летают с помощью … .
Тело состоит из 3 частей: … , … , … .
На голове органы чувств: глаза … , усики … .
II. Рассмотрите рисунки и прочитайте информацию. 5 мин.
Заполните таблицу по своей информации, а затем, внимательно слушая, по информации других групп. Выступление группы. 2 мин.
Способ передвижения | Ротовые органы | Способ питания | Органы чувств |
Среда обитания |
Сделайте вывод о причинах многообразия насекомых.
Слайд 2
Класс насекомые объединяет наиболее совершенных членистоногих. Их известно более 1 млн видов.
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Пищеварительная система состоит из ротового отверстия, ротовой полости (сюда впадают протоки слюнных желез), глотки, пищевода, зоба, жевательного желудка (здесь пища перемалывается хитиновыми зубцами), средней кишки (здесь происходит переваривание и всасывание пищи), задней кишки и анального отверстия. Между желудком и средней кишкой лежат особые, слепые выросты, в которых происходит всасывание пищи. Тараканы всеядны и в домах человека поедают самые разнообразные пищевые продукты, остатки и отходы еды, кожаные изделия, переплеты книг, комнатные растения.
Слайд 9
Внутреннее строение черного таракана: 1 — пищевод; 2 — желудок; 3 — слепые отростки кишки; 4 — мальпигнсвы сосуды; 5 — яичник; 6 — нервные узлы; 7 — слюнная
Слайд 10
Бабочки имеют совершенную нервную систему и органы чувств, благодаря чему они прекрасно ориентируются в окружающей обстановке, быстро реагируют на сигналы опасности. Нервная система, как и у всех членистоногих, состоит из окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки. В голове в результате слияния скоплений нервных клеток образуется головной мозг. Эта система руководит всеми движениями бабочки, кроме таких непроизвольных функций, как циркуляция крови, пищеварение, дыхание. Исследователи полагают, что данные функции контролирует симпатическая нервная система.
1- органы выделения2- средний отдел кишечника3- зоб4- сердце5- передний отдел кишечника6- толстый кишечник7- половые органы8- нервный узел9- мозг
Слайд 11
Дыхательная система представлена трахеями — тонкими трубочками. Они начинаются маленькими отверстиями — дыхальцами, расположенными по бокам брюшка. Трахеи в теле насекомого сильно ветвятся и доставляют кислород воздуха непосредственно ко всем внутренним органам и тканям. По трахеям наружу удаляется углекислый газ. Тараканы периодически сокращают брюшко и вентилируют трахеи.
Слайд 12
Слайд 13
Выделительная система, как и у паукообразных, представлена мальпигиевыми сосудами — пучками слепо замкнутых со стороны полости тела трубочек, которые открываются в кишечник. Продукты обмена отфильтровываются стенками мальпигиевых сосудов из полости тела.
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Насекомые, как и другие многоклеточные организмы, имеют множество различных рецепторов или сенсилл, чувствительных к определённым раздражителям. Рецепторы насекомых очень разнообразны. У насекомых есть механорецепторы (слуховые рецепторы, проприоцепторы), фоторецепторы, терморецепторы, хеморецепторы. С их помощью насекомые улавливают энергию излучений в виде тепла и света, механические вибрации, включая широкий диапазон звуков, механическое давление, силу тяжести, концентрацию в воздухе водяных паров и летучих веществ, а также множество других факторов. Насекомые обладают развитым чувством обоняния и вкуса. Механорецепторами являются трихоидные сенсиллы, которые воспринимают тактильные стимулы. Некоторые сенсиллы могут улавливать малейшие колебания воздуха вокруг насекомого, а другие — сигнализируют о положении частей тела относительно друг друга. Воздушные рецепторы воспринимают скорость и направление потоков воздуха поблизости от насекомого и регулируют скорость полёта.
Слайд 17
Вводно-обзорный урок по теме:
"Класс Насекомые"
7 класс.
Подготовила
учитель биологии
МОУ СОШ №8
ЕЛЬЦОВА
СВЕТЛАНА
ЮРЬЕВНА
г Сергиев Посад
2016г
Цель: Ознакомить учащихся с многообразием насекомых; выяснить особенности их организации, признаки сходства с ракообразными и паукообразными.
Задачи урока:
1. Образовательная.
1) Расширить знания о типе Членистоногих, показать особенности организации Насекомых, позволившие им достаточно широко освоить нашу планету, приспособиться к самым разнообразным условиям обитания;
2) Продолжить формирование умений узнавать изученных животных на таблицах, рисунках, сравнивать их между собой, выявлять черты приспособленности к среде обитания.
3) Изучить особенности внешнего строения насекомых.
4) Сформировать у детей такие понятия как грызущий, сосущий, колюще-сосущий и лижущий тип ротового аппарата, имаго.
5) Изучить особенности внутреннего строения насекомых
2. Воспитательная.
1) Воспитать у учащихся бережное отношение к природе, живым существам;
2) Сформировать у учащихся мировоззрение, научное видение органического мира;
3) Воспитать у учащихся отношение к компьютеру как к одному из технических средств обучения.
3. Развивающая
1) Развить у учащихся память, мышление и внимание.
2) Развить у учащихся способность к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности.
3) Развить у учащихся социальную компетентность: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
Оборудование: коллекции насекомых, таблицы “Тип Членистоногие. Класс Ракообразные”, “Тип Членистоногие. Класс Паукообразные”, “Тип Членистоногие. Класс Насекомые”, раздаточный материал, натуральные объекты, презентация, мультимедийный проектор.
Ход урока:
I.Организационный момент:
Приветствие. Сегодня мы будем работать в группах.
Подготовительный этап: класс делится на 4 команды, выбирают капитанов.
II. Проверка домашнего задания:
Задание 1: Распределите животных по классам.
Ракообразные - Паукообразные - 1)лангуст, 2)Мучной клещ, 3) креветка, 4)скорпион, 5)циклоп, 6) тарантул, 7)водомерка, 8) сенокосец, 9)чесоточный зудень, 10) каракуртВзаимопроверка.(слайд 2)
Задание 2: Выбрать признаки характерные
для класса ракообразные:
для класса паукообразные:
Животные, ведущие в основном водный образ жизни.
Дыхание с помощью трахей и легких.
Дыхание через поверхность тела или жабрами.
Занимают в основном наземную среду обитания.
Глаза фасеточные.
Глаза простые.
Пищеварение начинается вне организма.
Питаются водорослями, хищники, трупоедыВзаимопроверка.(слайд 3)
III. Объяснение нового.
Постановка темы и цели:
Тема нашего урока Насекомые. Сегодня их не менее чем 1,5 миллиона видов. На 1 человека приходится 250.000.000 насекомых. Насекомые появились на Земле около 400 миллионов лет назад.(слайды 4,5,6)
Тело насекомых состоит из трёх отделов (слайд 7)
1. Голова с ротовыми органами и органами чувств
2. Грудь с 3 парами конечностей и крыльями
3. Брюшко
Задание 3: группы готовят краткий устный ответ по учебнику и дополнительному материалу(приложение)
1 группа: типы ротовых аппаратов.(слайд 8,9)
2 группа: разнообразие конечностей (слайд 10)
3 группа: разнообразие крыльев (слайд 11, 12)
4 группа: разнообразие органов чувств (слайд 13,14)
Подведение итогов работы в группах.
IV. Лабораторная работа: (слайд15)
«Внешнее строение насекомого»
1.Рассмотрите насекомое. Осторожно потрогайте его покров. Из чего он состоит?
2.Выясните, сколько отделов можно различить на теле насекомого? Как они называются?
3.Сосчитайте, сколько пар конечностей у насекомого и определите характер их строения. Имеются ли крылья? Сколько их? Какие они?
4.Докажите принадлежность этого животного к классу насекомых.
V.Подведение итогов урока: (слайд 16)
Благодаря каким особенностям строения, разнообразию процессов жизнедеятельности насекомые смогли освоить разнообразные среды обитания и стать прогрессирующей группой животных?
1. Движение. Способность к полету и передвижению по различным поверхностям.
2. Деление тела на отделы.Три отдела тела: голова, грудь, брюшко.
3.Разнообразное строение ротовых органов.Возможность использовать разнообразной пищи.
4. Ориентация в окружающей среде.Способность находить пищу, обнаруживать врагов.
5. Размеры тела.Небольшие размеры.
6. Способ дыхания. Потребление для дыхания атмосферного кислорода.
7.Развитие головного мозга, наличие брюшной нервной цепочки.Наличие более сложных рефлексов.
Резервное время:
Команды должны дать правильный ответ, отметив значение животного в природе и в жизни человека.
1. На первоначальной стадии развития личинка этого насекомого имеет 2 сердца: одно в голове и второе в задней части тела Более зрелая личинка имеет 5 глаз, 18 ушей, 8-камерное сердце Кровь у нее зеленого цвета Во взрослом состоянии она напоминает вертолет Этот неутомимый хищник спасает нас от других назойливых насекомых: мух и комаров
(Стрекоза)
2. К. Линней дал этому животному название “муравьиная корова”. Что это за животное? Какую пользу или вред оно приносит?
(Тля. Вредитель растений).3. Африканцы ее называют “зубы ветра”. Одна самка откладывает до 400 яиц за три месяца В воздухе “зубы” могут непрерывно находится до 12 часов и преодолеть за свою четырехмесячную жизнь до 3000 миль, съедая ежедневно столько, сколько весят сами, до 2 граммов) Стадо в 500 000 голов) а бывали и по 40 000 000 000) по ущербу не уступает стаду слонов Крупный “рой” может уничтожить за 1 день до 80 000 тонн зерновых, овощей, фруктов – столько, сколько нужно на пропитание большому городу
(Саранча перелетная.)
4. Еще в 1760 г. Известный в Европе естествоиспытатель Де Геер, изучавший и много знающий об их жизни, писал: “Мы никогда не сможем обороняться от насекомых без помощи других насекомых”. Приведите примеры, подтверждающие правильность этого заключения.
(Божьи коровки, трихограммы, наездники, жужелицы и др.)
5. Бернгард Гржимек писал, что “это животное – единственный защитник слонов и зебр в тех случаях, когда человек пытается отобрать у них родину” Там, где много расплодится этих мух, ни один человек не селится, не пасется ни один скот
“Они переносят возбудителей смертельной сонной болезни (людей) и наганы (рогатого скота). Ни одна другая муха не была так хорошо исследована, как эта… Их около 30 видов, и у каждой свои определенные требования к среде…”. О какой мухе пишет в своем труде ученый Питер Ричель? (Муха цеце).
6. “В некоторых районах Южной Германии его называют русаком, на севере швабом, В Западной Германии – французом. В России он называется прусак”. О ком идет речь?
(Рыжий таракан).
Используемые ресурсы:
http://images.yandex.ru/schoolsearch
http://images.yandex.ru/schoolsearchhttp://zveri911.ru/juk_bombardir.php
http://pestcontrol.ru/images/Novosti/komar.jpg
http://www.dzidraltd.lv/public/userimages/musa.jpg
http://www.medovik.info/news/image/8.1.jpgВидео: 1С Школа. Биология. 7 класс. (образовательный комплекс)
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint
на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
ВВОДНО-ОБЗОРНЫЙ УРОКПО ТЕМЕ:«КЛАСС НАСЕКОМЫЕ»7 классПодготовилаУчитель биологииМОУ СОШ №8Г.Сергиев ПосадЕльцоваСветлана Юрьевна Верные ответы:Ракообразные:1,3,5.Паукообразные:2,4,6,7,8,9,10 Ракообразные - Паукообразные - 1)лангуст, 2)Мучной клещ, 3) креветка, 4)скорпион, 5)циклоп, 6) тарантул, 7)водомерка, 8) сенокосец, 9)чесоточный зудень, 10) каракурт Животные, ведущие в основном водный образ жизни.Дыхание с помощью трахей и легких.Дыхание через поверхность тела или жабрами.Занимают в основном наземную среду обитания.Глаза фасеточные.Глаза простые.Пищеварение начинается вне организма.Питаются водорослями, хищники, трупоеды. Выбрать признаки характерные для класса ракообразные:для класса паукообразные: РАКООБРАЗНЫЕ: 1,3,5,8ПАУКООБРАЗНЫЕ:.2, 4,6,7 КлассНАСЕКОМЫЕ Общая характеристика
Насекомые появились на Земле около 400 миллионов лет назад. Насекомые. Сегодня их не менее чем 1,5 миллиона видов. На 1 человека приходится 250.000 насекомых Отделы тела насекомых Тело насекомых состоит из трёх отделов:1. Голова с ротовыми органами и органами чувств2. Грудь с 3 парами конечностей и крыльями3. Брюшко Разнообразие ротовых аппаратов Грызущий Сосущий Грызуще-сосущий Лижущий Разнообразие пищи, питание в разных средах Разнообразие конечностей – 3 пары членистых ног Бегательная Плавательная Прыгательная Копательная Разные способы перемещения, разные среды обитания Разнообразие крыльев Разные способы полёта, разная скорость передвижения Разнообразие органов чувств Разнообразная и точная информация о среде обитания Лабораторная работа: «Внешнее строение насекомого» 1.Рассмотрите насекомое. Осторожно потрогайте его покров. Из чего он состоит? 2.Выясните, сколько отделов можно различить на теле насекомого? Как они называются?. 3.Сосчитайте, сколько пар конечностей у насекомого и определите характер их строения. Имеются ли крылья? Сколько их? Какие они? 4.Докажите принадлежность этого животного к классу насекомых. ВЫВОД Благодаря особенностям строения, разнообразию процессов жизнедеятельности насекомые смогли освоить разнообразные среды обитания и стать прогрессирующей группой животных. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ: http://images.yandex.ru/schoolsearchhttp://images.yandex.ru/schoolsearchhttp://zveri911.ru/juk_bombardir.php http://pestcontrol.ru/images/Novosti/komar.jpg http://www.dzidraltd.lv/public/userimages/musa.jpg http://www.medovik.info/news/image/8.1.jpgВидео: 1С Школа. Биология. 7 класс. (образовательный комплекс)
Презентация к уроку на тему «Многообразие насекомых»