Презентация границы свободы для подростка. Презентация границы свободы для подростка Двойку получил

Окраска

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 им. М.Горького

с углубленным изучением английского языка»

Классный час

« Можетлибытьсвобода

безответственности».

Работу выполнила:

учитель информатики

классный руководитель

10Б класса

Крайнева

Фаина Александровна

Арзамас 2014

Нынче знают даже дети, как прожить на белом свете.

Легче этого вопроса нету ничего-

Просто надо быть правдивым, благородным, справедливым,

Умным, честным, сильным, добрым - только и всего.

Как все просто удается на словах и на бумаге.

Как легко на гладкой карте стрелку начертить.

А потом идти придется через горы и овраги,

Так что прежде, человечек, выучись ходить.

Пояснительная записка

Все живое на земле стремится к свободе. Едва зародившаяся былинка ломает толстый асфальт, устремляясь к солнцу. Птица в клетке бьется до изнеможения, пытаясь вырваться на волю. Человек – венец творения – едва встав на ноги, требует для себя свободы. А что такое свобода? Давайте попробуем разобраться. Что лично для вас значит – быть свободным?

Очень важно, чтобы ребята выработали собственное понимание гражданской позиции, чтобы они сами пришли к выводу, что свобода – это не вседозволенность, и что подлинная свобода невозможна без ответственности.

Что такое свобода? Какими качествами должен обладать свободный человек? Что объединяет понятия «свобода», «выбор» и «ответственность»? Может ли свобода вести к рабству? – Вот основные вопросы нашего классного часа

Форма: дискуссия.

Цель : обсудить с учащимися значение слов «свобода» и «ответственность», показать значимость этих понятий в жизни человека.

Задачи:

Развивать у учащихся осознанное понимание значимости данных понятий в реальной человеческой жизни, умение действовать сообразно нравственным законам человеческого существования.

Познакомить с молодежными неформальными объединениями и определить их роль в обществе; научить школьников выражать свое отношение к различным группировкам;

Расширить представление учащихся о здоровом образе жизни, о вредном воздействии вредных привычек на организм человека.

Предварительная подготовка

I .Ответить на вопросы анкеты.

I Анкета

1.Какой смысл ты вкладываешь в слово «свобода»?

2.Считаешь ли ты себя свободным человеком?

3.В чём выражается твоя свобода?

4.От чего ты считаешь себя зависимым?

5.Считаешь ли ты себя ответственным человеком?

6.Какие качества ответственного человека ты можешь назвать?

7. Какие качества ответственного человека присущи тебе?

8.Какие качества ответственного человека тебе хотелось бы в себе развить?

На стенах развешаны плакаты с высказываниями известных людей.

    «Свобода – это ответственность. Вот почему ее так бояться»

Б Шоу

    «Человек раб потому, что свобода трудна, рабство же легко»

Карл Ясперс.

    « Когда я могу делать то, что хочу, это значит, что я свободен; но то, что я хочу, я хочу в силу необходимости».

Вольтер.

    «Излишек свободы приводит к анархии, слишком же строгие путы приводят к деспотии».

Сунь Ятсен.

План классного часа

    Вступительная беседа

    Что такое «свобода»

    Выбор «свободы»:

Молодежная субкультура в современном обществе

Пивной алкоголизм – чума XXI века

Интернет- зависимость

Ход классного часа

Учитель . Свобода - категория, рассуждения о которой звучат на всем протяжении истории человечества. В обобщенном виде ее можно представить как возможность выбора личностью всех составляющих своего существования, возможность целеполагания, совершения действий и поступков.

Учащимся предлагается выбрать из указанных вариантов тот, который наиболее близок им, и обосновать свою точку зрения. Если среди предложенных нет определения, которое отражало бы личное понимание категории «свобода», ребята пытаются сами сформулировать его.

Свобода - это:

    отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в деятельности;

    сознательный выбор человека из ряда возможных направлений в его мыслях и поступках какого-либо одного направления;

    способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на знание объективной необходимости;

    реализация своих творческих замыслов, воплощение намеченных задач;

    не стесняемое никакими ограничениями развитие сил и способностей, полное раскрытие личности;

    степень самостоятельности личности, возможность и полнота удовлетворения потребностей, развития способностей;

    наличие прав и их гарантированность;

    один из основополагающих принципов правового государства.

Вывод: «Безграничная свобода невозможна, она слишком близка к тому, чтобы делать зло другим людям».

Учитель. Если понимание свободы столь многообразно, и каждый человек понимает ее по-своему, ко всякой ли свободе надо стремиться?.. Всякая ли свобода нам полезна?..

1 участник. Представьте ситуацию. Маленький ребенок идет по улице с мамой. Он требует свободы, вырывает свою ручонку из маминой руки и бежит вперед. Мама позволяет некоторое время идти ему свободно. Но вот они подошли к перекрестку и мама настойчиво берет сына за руку. Но он продолжает упорно вырываться. Ему понравилось свободное передвижение, ему понравилась полная свобода. Скажите, во благо ему будет та свобода, которую он требует? Должна ли мать предоставить ему полную свободу? Кому придет в голову в подобной ситуации осуждать ее за посягательство на свободу ребенка? Но ведь малыш искренне возмущен и негодует!

2 участник. Так и мы, подрастая, почувствовав себя взрослыми людьми, стремимся к полной свободе, к той свободе, когда делаю все, что хочу, даже еще не понимая до конца, что это такое – свобода. Принимая за свободу вседозволенность. Мы уже все (ну почти все) знаем, все понимаем, и сами способны решать, что нам делать и как нам делать. Нам непонятно, почему нами пытаются руководить родители, учителя и вообще взрослые. Мы справедливо возмущаемся, справедливо негодуем, мы всем своим существом справедливо требуем: свободу! Сво-бо-ду!.. И… становимся похожими на того малыша, который упорно вырывает свою ручонку из маминой руки, рискуя в следующее мгновение попасть под машину.

Учитель. Как вы считаете, без чего не может быть истинной свободы?

Обмен мнениями.

Учитель. Давайте рассмотрим одну ситуацию, очень распространенную и банальную.

3 участник. Компания из трех молодых парней 15–17 лет однажды вечером решила развлечься катанием на машине. Собственного автомобиля не было ни у кого, поэтому ребята угнали первую попавшуюся на их пути машину. Через час друзья уже были в милиции и узнали, что за совершенную «шалость» вполне могут оказаться в тюрьме. Все недоумевали, считая свою выходку лишь «безобидным развлечением», и уверяли, что возвратили бы машину владельцу. Прочитав соответствующие статьи Уголовного кодекса, они поняли, что им грозит.

Учитель. Подумайте, почему ребята попали в подобную ситуацию.

Обмен мнениями; развитие темы свободы и ответственности.

Статья

Нарушение

Наказание

Мелкое хулиганство, т.е. демонстративное нарушение порядка (нецензурная брань в общественных местах, шум, мешающий людям после 23 часов и т.п.)

Штраф 5-15 МРОТ или арест до 15 суток

Нарушение правил пожарной безопасности (в том числе курение в неположенном месте)

Штраф 5-15 МРОТ, а если нарушение привело к пожару, то штраф 15020 МРОТ

Распитие спиртных напитков в общественных местах

Штраф 3-5 МРОТ (наказание наступает за потребление напитков с содержанием этилового спирта 12%)

Потребление наркотических или психотропных веществ в общественных местах

Штраф 10-15 МРОТ

Появление в общественных местах в состоянии опьянения

Штраф 1-5 МРОТ или арест до 15 суток

Учитель . Стремление человека к свободе подталкивает его к попыткам расширить круг своих свобод. Какие пути для этого возможны?

Ваш возраст - «пересаживание корней» - самоопределение. Время, когда у вас появляются собственные взгляды и отношения к миру, к людям, к делу, к событиям; собственные требования к себе и окружающим. Поэтому каждый из вас - как витязь на распутье, выясняющий, куда ему идти.

! участник: Расул Гамзатов писал:

Глаза у нас намного выше ног:

В том смысл я вижу и особый знак.

Мы все сотворены, чтоб каждый мог

Все осмотреть пред тем, как сделать шаг.

Учитель: Скажите, пожалуйста, вам не страшно ходить по улицам? Милицейские сводки пестрят сообщениями о драках, убийствах, столкновениях. На домах и заборах все чаще можно увидеть фашистскую свастику. Вы не боитесь стать жертвами экстремистов?

– Знаете ли вы, кто такие скинхеды?

– Приходилось ли вам участвовать в столкновениях на национальной почве?

– Некоторые социологи утверждают, что четверть российских граждан заражена ксенофобией. Вы входите в их число?

(Дети отвечают)

2 участник: По признанию руководителей МВД, молодежный экстремизм, в том числе движение «бритоголовых» уже угрожает национальной безопасности России и никакие антиэкстремистские, так же как и антитеррористические, меры не могут быть излишними или избыточными

– Бурный рост молодежных группировок, их возрастающая активность не раз вызывали подозрение, что за этими детскими играми стоят вполне взрослые люли, которые используют молодежь как оружие для достижения своих корыстных целей.

Учитель: Кому, по-вашему, могут быть выгодны группировки молодежи?

(Партии радикальной направленности, бизнесмены, уголовные авторитеты и т.п.)

– Многие прекрасно понимают, что группировки скинхедов - «фирмы» – это динамит, который может шарахнуть в любом направлении. Где и как может «шарахнуть» этот динамит?

2 участник И. Гёте: «Человечество могло бы достигнуть невероятных успехов, если бы оно было более трезвым»

Сегодня потребление пива в России на душу населения составляет примерно 78 литров (данные за 2010 год). Причем у нас этот напиток чаще всего употребляют люди в возрасте 25-45 лет. Сейчас более-менее регулярно пьют пиво 57% жителей нашей страны. Из них 75% мужчин и 41% женщин

Пиво у многих непременный атрибут повседневной жизни. Его пьют дома и на работе, в одиночестве и в компании. Пьют из пластиковых и стеклянных бутылок, жестяных банок, огромных кружек. Пьют мужчины и женщины, старые и молодые. Пиво стало своеобразным символом, атрибутом уверенности, успешности. Пиво и слабоалкогольные напитки стали частью молодежной субкультуры, неотъемлемым атрибутом отдыха.

3 участник: И, видимо, не случайно, что в сводках криминальных новостей все чаще появляются данные о школьниках, и даже школьницах, которые от чрезмерного употребления пива совершаются хулиганские действия или попадают в токсикологию с алкогольным отравлением. Страну охватила пивная алкоголизация молодежи. И это почти такое же бедствие, как наркотики

«Не СПИД, не туберкулез погубят Россию,

а пивной алкоголизм среди юного поколения»

Главный санитарный врач Р.Ф Геннадий Онищенко

3 участник Наркологи бьют тревогу: люди все больше времени проводит за компьютером, предпочитая виртуальный мир реальному. Статистика приводит ошеломляющие цифры: по данным ComputerEconomics, в мире 20 процентов пользователей страдают зависимостью от компьютера, то есть болен каждый пятый... Психиатры даже придумали специальный термин - «компьютерная зависимость», или «сетемания». Не преувеличена ли эта проблема? Так ли опасен компьютер?

Любая зависимость - это всегда болезнь чувств. А потому у всех зависимостей общие признаки. Классический портрет среднестатистического сетемана выглядит так. Человек обращен внутрь себя, внешние события не имеют для него значения, реальная жизнь не представляет интереса. Садясь за компьютер, он испытывает чувство эйфории. Если наркоман удовольствие получает от дозы, а алкоголик от рюмки, то сетеман - от процесса. Не случайно компьютерную зависимость называют процессуальной. Нажал на кнопку - получил кайф.

В случае если сетемана вынуждают отвлечься от монитора, он сильно раздражается, в тяжелых случаях испытывает чувство, похожее на ломку наркомана. Разлуку с компьютером он воспринимает как разлуку с лучшим другом или любимым человеком.

Часто сетеман пренебрегает собственным здоровьем и даже гигиеной для того, чтобы больше проводить времени за монитором. Болезненное увлечение идет в ущерб занятиям, домашним делам, служебным обязанностям.

Учитель. Как вы считаете - хорошо иметь свободу от ответственности?

Обмен мнениями.

Учитель. Давайте немного пофантазируем, представим, как бы выглядела наша с вами жизнь, если бы все (подчеркиваю – все, а не только мы) получили полную свободу от ответственности (хотя надо признать, что для некоторых – это не фантазия, а реальная жизнь). Вы приходите после школы домой…

Игра «Фантазии на тему…»

Учитель. Свобода без ответственности – это путь в никуда. Полной свободы в природе не существует вообще, если только в полном вакууме. Но, сами понимаете, такая свобода не предполагает жизни. Свободный человек отличается тем, что он готов нести личную ответственность за свой выбор, не перекладывая вину за последствия на других. Прежде чем заявить о своем праве на свободу, задайте себе вопрос: какими будут последствия моей свободы для меня и окружающих меня людей?

Учитель: Наш разговор я хочу завершить стихотворением Юрия Левитанского «Каждый выбирает для себя»

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.
Щит и латы, посох и заплаты,
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.
Выбираем тоже - как умеем.
Ни к кому претензий не имеем.
Каждый выбирает для себя!

Список литературы

  1. Белокрылова О.С., Михалкина Е.В., Банникова А.В., Агапов Е.П. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

ПРАВОВАЯ БЕСЕДА
«Есть ли границы у свободы?»
Цель. Помочь учащимся в осмыслении понятий «свобода», «право на свободу»
1. Приветствие.
2. Проверка того, как дети слышат учителя.
Нет такого народа, который в своей истории не сражался бы за свободу от
порабощения, от любого вида угнетения.
Каждый из вас наверняка поскорее мечтает стать взрослым.
Кажется, что взрослым можно делать все, что хочется, полная свобода!
Представьте себе, что объявили праздник «День непослушания».
Что бы вы стали делать?
Каким человеком вы бы себя почувствовали?
Вопреки всем правилам поведения вы учинили бы полный хаос?
Вы почувствовали бы себя свободными, почти взрослыми?
А что значит быть взрослым? (не зависеть ни от кого?, или наоборот – стать
полностью ответственным за свои поступки, за жизнь и благополучие близких вам
людям?).
5. Есть разные мнения, что такое свобода.
Я приведу лишь некоторые из них.
Свобода – это возможность делать все, что хочешь.
Свобода – это независимость от кого­то.
Свобода – это отсутствие стеснений, ограничений.
Свобода – это вседозволенность.
Свобода – это возможность выбора.
Какое мнение вы поддерживаете?
6. Давайте порассуждаем.
Приобретая жизненный опыт, вы будете все больше и больше убеждаться в том, что
полной, абсолютной свободы не бывает. Что касается поведения людей, наших действий
и поступков, то всегда имеются пределы.
Что же ограничивает нашу свободу?
Известен такой остроумный ответ: «Моя свобода размахивать руками заканчивается
на кончике твоего носа».
Как вы это понимаете?
Если я начну размахивать руками дальше твоего носа, то я уже нарушу твое право
на личную неприкосновенность, я начну тебя бить. Я совершу правонарушение и
соответственно понесу за это ответственность.
Человек свободен только в тех границах, которые позволяют сохранить такую же
свободу другому человеку.

7. В истории человечества есть очень важный документ «ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ
ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА».
Этот документ был принят во Франции в 1789 г.

Он формулирует понятие «свобода» следующим образом: «Свобода состоит в
возможности делать все, что не приносит вреда другому».
Таким образом, осуществление естественных прав каждого человека встречает лишь
те границы, которые обеспечивают прочим членам общества пользование теми же
самыми правами. Принципы эти могут быть определены только законом.
Юристы так говорят: «Разрешено все, что не запрещено законом».
Мы вчера с вами говорили о неразрывной связи понятий «права», «обязанности»,
«ответственность».
8. В обществе существуют
моральные нормы,
правила этикета и поведения,
здорового образа жизни.
А любое правило, общественная норма – это ограничение.
Как вы думаете, для чего люди в течение длительной истории человечества
придумали эти ограничения?
Рассмотрим несколько примеров запретов и определим, чью свободу запреты
ограничивают, чьи права защищают.
1. Запрет курить в общественных местах.
2. Запрет пропускать школу без уважительной причины.
3. Запрет купаться в неположенном месте.
4. Ограничение скорости движения автомобиля.
5. Запрет играть на проезжей части дороги.
Нормы и правила создаются во благо каждого человека, они удерживают нас от
поступков, наносящих кому­то вред, чтобы свобода стала реальностью всех членов
общества.
9. В главном законе нашей страны – Конституции закреплены права и свободы
человека и гражданина. (Учитель раздает воздушные шарики, к ниточкам которых
привязаны листочки с названием свободы).
Право на свободу и личную неприкосновенность (статья 22).
Свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства (статья 27).
Свобода совести, вероисповедания (статья 28).
Свобода мысли и слова (статья 29).
Свобода мирных собраний, митингов, демонстраций (статья 31).
Свобода участвовать в управлении делами государства (статья 32).
Труд свободен.
Право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать
профессию (статья 37).
Свобода участвовать в культурной жизни общества, пользоваться достижениями
культуры (статья 44).
Свобода важна для каждого человека и для страны в целом. Но свобода, как и
шарик, нуждается в бережном отношении.

Необходимо с детства учиться пользоваться свободой, помня, что моя свобода не
должна нарушать свободу другого человека, приносить ему вред.
10. Давайте еще раз вернемся к разным мнениям о том, что такое «свобода» и какое
из них вы поддерживаете.
Наиболее правильным я считаю определение «Свобода – это возможность
выбора».
Вся жизнь человека состоит из выборов – от младенчества и до последних дней:
­ делиться ли игрушкой в песочнице,
­ признаться ли в том, что именно ты сломал дверь в классе,
­ извиниться ли незаслуженно причиненную обиду,
­ с кем дружить,
­ заниматься спортом, или ходить в танцевальный кружок,
­ какой профессии обучаться,
­ где работать,
­ на ком жениться,
­ как воспитывать детей?
И от того, какие выборы делает человек, формируется его личность, будет ли он
хорошим человеком, или вырастет мерзавцем, будет ли он успешным человеком, или
будет тунеядцем, будет ли он хорошим родителем, или будет всю жизнь уклоняться от
своих обязанностей заботиться о своей семье.
Государство предоставляет вам много прав, с помощью которых вы можете
построить свою успешную жизнь.
Но успешность ее зависит от ваших выборов.
Например, вы имеете право на образование
­ обязательно должны получить общее среднее образование,
­ имеете право получить полное среднее образование,
­ начальное профессиональное,
­ среднее профессиональное,
­ высшее профессиональное.
Но вы сами делаете свой выбор, как вам учиться и какие соответственно иметь
результаты. (Примеры разобрать).
Вы сами определяете, как строить свои отношения с окружающими и
соответственный будет результат.
Учитель, воспитатель объясняет вам, учит вас тому, что понадобится вам в жизни,
учит отношениям, которые помогут вам стать успешными. Если вы сделаете выбор и не
захотите принять добрые советы старших людей, вы собственными руками разрушите
свою жизнь.
От того, какие выборы делает человек, формируется его личность, будет
ли он хорошим человеком, или вырастет мерзавцем, будет ли он успешным
человеком, или будет тунеядцем, будет ли он хорошим родителем, или будет
всю жизнь уклоняться от своих обязанностей заботиться о своей семье.
«Всякое существование – это сосуществование»
(древняя мудрость)

Мы все разные люди, с разными привычками, взглядами и т.п., и все же необходимо
учиться строить отношения, учиться договариваться между собой.
Не кулаками, не оскорблениями, а именно договариваться.
Людям легче решать возникающие проблемы, легче уживаться друг с другом, когда
они вместе вырабатывают правила, и потом по этим правилам живут.
Сегодня мы уже говорили с вами об этом.
Какие правила мы могли бы определить, например, для нашей группы?
Правила, которые коснулись бы различных сторон жизни в школе:
­ взаимоотношений между учащимися,
­ между учащимися и учителями, безопасности в классе и в школе.
­ поведения на перемене,
­ совместного проведения досуга и т. п.
Примерные правила для учащихся:
1. Соблюдать Устав школы и установленные в школе правила для учащихся.
2. Уважать права и считаться с интересами других людей.
3. Не подвергать опасности жизнь и здоровье свое и окружающих.
4. Заниматься в меру своих способностей.
5. Принимать активное участие в жизни коллектива.
6. Стремиться к взаимопониманию с одноклассниками, учителями, не обзывать, не
оскорблять других людей, не перебивать собеседника в разговоре, внимательно слушать.
7. Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии.
8. Соблюдать дисциплину и порядок во время уроков и на переменах.
9. Не опаздывать на урок.
10. Не покидать школьное здание, не получив на это разрешение учителя или
воспитателя.
(Ведется обсуждение каждого правила и принимается голосованием).
Давайте вместе определим последствия нарушения принятых нами правил.
1. Нарушил правило – объясни причину.
2. Напоминание.
3. Порицание.
4. Извинение.
5. Возмещение ущерба.
6. Обсуждение поступка всей группой.
7. Обсуждение на Совете профилактики.
8. Встреча с директором.
Контроль за соблюдением правил.
Один раз в неделю собираться на Совет группы и обсуждать выполнение правил
каждым учащимся.

Свобода – это отсутствие
стеснений, ограничений
Свобода – это
вседозволенность
Свобода – это
возможность
выбора

«Моя свобода
размахивать руками
заканчивается на
кончике твоего носа»
«Свобода состоит в
возможности делать
все, что не приносит
вреда другому».
(Декларация прав человека и гражданина)

«Разрешено все, что не
запрещено законом».
Запрет курить в
общественных местах
Запрет пропускать
школу без уважительной
причины
Запрет купаться в
неположенном месте

Ограничение скорости
движения автомобиля
Запрет играть на
проезжей части дороги
Право на
свободу и личную
неприкосновенность
(статья 22)
Свобода
передвижения,

выбора места
пребывания
и жительства
(статья 27)
Свобода
совести,
вероисповедания
(статья 28)
Свобода мысли
и слова (статья 29)
Свобода мирных

собраний, митингов,
демонстраций
(статья 31)
Свобода
участвовать
в управлении делами
государства
(статья 32)
Труд свободен.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 им. М.Горького

с углубленным изучением английского языка»

Классный час

« Может ли быть свобода

без ответственности »

Работу выполнила:

Учитель информатики

классный руководитель

10Б класса

Крайнева

Фаина Александровна

Стаж работы 29 лет

Арзамас 2014

Нынче знают даже дети, как прожить на белом свете.

Легче этого вопроса нету ничего-

Просто надо быть правдивым, благородным, справедливым,

Умным, честным, сильным, добрым - только и всего.

Как все просто удается на словах и на бумаге.

Как легко на гладкой карте стрелку начертить.

А потом идти придется через горы и овраги,

Так что прежде, человечек, выучись ходить.

Пояснительная записка

Все живое на земле стремится к свободе. Едва зародившаяся былинка ломает толстый асфальт, устремляясь к солнцу. Птица в клетке бьется до изнеможения, пытаясь вырваться на волю. Человек – венец творения – едва встав на ноги, требует для себя свободы. А что такое свобода? Давайте попробуем разобраться. Что лично для вас значит – быть свободным?

Очень важно, чтобы ребята выработали собственное понимание гражданской позиции, чтобы они сами пришли к выводу, что свобода – это не вседозволенность, и что подлинная свобода невозможна без ответственности.

Что такое свобода? Какими качествами должен обладать свободный человек? Что объединяет понятия «свобода», «выбор» и «ответственность»? Может ли свобода вести к рабству? – Вот основные вопросы нашего классного часа

Форма: дискуссия.

Цель : обсудить с учащимися значение слов «свобода» и «ответственность», показать значимость этих понятий в жизни человека.

Задачи:

Развивать у учащихся осознанное понимание значимости данных понятий в реальной человеческой жизни, умение действовать сообразно нравственным законам человеческого существования.

Познакомить с молодежными неформальными объединениями и определить их роль в обществе; научить школьников выражать свое отношение к различным группировкам;

Расширить представление учащихся о здоровом образе жизни, о вредном воздействии вредных привычек на организм человека.

Предварительная подготовка

I .Ответить на вопросы анкеты.

I Анкета

1.Какой смысл ты вкладываешь в слово «свобода»?

2.Считаешь ли ты себя свободным человеком?

3.В чём выражается твоя свобода?

4.От чего ты считаешь себя зависимым?

5.Считаешь ли ты себя ответственным человеком?

6.Какие качества ответственного человека ты можешь назвать?

7. Какие качества ответственного человека присущи тебе?

8.Какие качества ответственного человека тебе хотелось бы в себе развить?

На стенах развешаны плакаты с высказываниями известных людей.

    «Свобода – это ответственность. Вот почему ее так бояться»

Б Шоу

    «Человек раб потому, что свобода трудна, рабство же легко»

Карл Ясперс.

    «Когда я могу делать то, что хочу, это значит, что я свободен; но то, что я хочу, я хочу в силу необходимости».

Вольтер.

    «Излишек свободы приводит к анархии, слишком же строгие путы приводят к деспотии».

Сунь Ятсен.

План классного часа

    Вступительная беседа

    Что такое «свобода»

    Выбор «свободы»:

Молодежная субкультура в современном обществе

Пивной алкоголизм – чума XXI века

Интернет- зависимость

Ход классного часа

Учитель . Свобода - категория, рассуждения о которой звучат на всем протяжении истории человечества. В обобщенном виде ее можно представить как возможность выбора личностью всех составляющих своего существования, возможность целеполагания, совершения действий и поступков.

Учащимся предлагается выбрать из указанных вариантов тот, который наиболее близок им, и обосновать свою точку зрения. Если среди предложенных нет определения, которое отражало бы личное понимание категории «свобода», ребята пытаются сами сформулировать его.

Свобода - это:

    отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в деятельности;

    сознательный выбор человека из ряда возможных направлений в его мыслях и поступках какого-либо одного направления;

    способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на знание объективной необходимости;

    реализация своих творческих замыслов, воплощение намеченных задач;

    не стесняемое никакими ограничениями развитие сил и способностей, полное раскрытие личности;

    степень самостоятельности личности, возможность и полнота удовлетворения потребностей, развития способностей;

    наличие прав и их гарантированность;

    один из основополагающих принципов правового государства.

Вывод: «Безграничная свобода невозможна, она слишком близка к тому, чтобы делать зло другим людям».

Учитель. Если понимание свободы столь многообразно, и каждый человек понимает ее по-своему, ко всякой ли свободе надо стремиться?.. Всякая ли свобода нам полезна?..

1 участник. Представьте ситуацию. Маленький ребенок идет по улице с мамой. Он требует свободы, вырывает свою ручонку из маминой руки и бежит вперед. Мама позволяет некоторое время идти ему свободно. Но вот они подошли к перекрестку и мама настойчиво берет сына за руку. Но он продолжает упорно вырываться. Ему понравилось свободное передвижение, ему понравилась полная свобода. Скажите, во благо ему будет та свобода, которую он требует? Должна ли мать предоставить ему полную свободу? Кому придет в голову в подобной ситуации осуждать ее за посягательство на свободу ребенка? Но ведь малыш искренне возмущен и негодует!

2 участник. Так и мы, подрастая, почувствовав себя взрослыми людьми, стремимся к полной свободе, к той свободе, когда делаю все, что хочу, даже еще не понимая до конца, что это такое – свобода. Принимая за свободу вседозволенность. Мы уже все (ну почти все) знаем, все понимаем, и сами способны решать, что нам делать и как нам делать. Нам непонятно, почему нами пытаются руководить родители, учителя и вообще взрослые. Мы справедливо возмущаемся, справедливо негодуем, мы всем своим существом справедливо требуем: свободу! Сво-бо-ду!.. И… становимся похожими на того малыша, который упорно вырывает свою ручонку из маминой руки, рискуя в следующее мгновение попасть под машину.

Учитель. Как вы считаете, без чего не может быть истинной свободы?

Обмен мнениями.

Учитель. Давайте рассмотрим одну ситуацию, очень распространенную и банальную.

3 участник. Компания из трех молодых парней 15–17 лет однажды вечером решила развлечься катанием на машине. Собственного автомобиля не было ни у кого, поэтому ребята угнали первую попавшуюся на их пути машину. Через час друзья уже были в милиции и узнали, что за совершенную «шалость» вполне могут оказаться в тюрьме. Все недоумевали, считая свою выходку лишь «безобидным развлечением», и уверяли, что возвратили бы машину владельцу. Прочитав соответствующие статьи Уголовного кодекса, они поняли, что им грозит.

Учитель. Подумайте, почему ребята попали в подобную ситуацию.

Обмен мнениями; развитие темы свободы и ответственности.

Статья

Нарушение

Наказание

Мелкое хулиганство, т.е. демонстративное нарушение порядка (нецензурная брань в общественных местах, шум, мешающий людям после 23 часов и т.п.)

Штраф 5-15 МРОТ или арест до 15 суток

Нарушение правил пожарной безопасности (в том числе курение в неположенном месте)

Штраф 5-15 МРОТ, а если нарушение привело к пожару, то штраф 15020 МРОТ

Распитие спиртных напитков в общественных местах

Штраф 3-5 МРОТ (наказание наступает за потребление напитков с содержанием этилового спирта 12%)

Потребление наркотических или психотропных веществ в общественных местах

Штраф 10-15 МРОТ

Появление в общественных местах в состоянии опьянения

Штраф 1-5 МРОТ или арест до 15 суток

Учитель . Стремление человека к свободе подталкивает его к попыткам расширить круг своих свобод. Какие пути для этого возможны?


Ваш возраст - «пересаживание корней» - самоопределение. Время, когда у вас появляются собственные взгляды и отношения к миру, к людям, к делу, к событиям; собственные требования к себе и окружающим. Поэтому каждый из вас - как витязь на распутье, выясняющий, куда ему идти.

! участник: Расул Гамзатов писал:

Глаза у нас намного выше ног:

В том смысл я вижу и особый знак.

Мы все сотворены, чтоб каждый мог

Все осмотреть пред тем, как сделать шаг.

Учитель: Скажите, пожалуйста, вам не страшно ходить по улицам? Милицейские сводки пестрят сообщениями о драках, убийствах, столкновениях. На домах и заборах все чаще можно увидеть фашистскую свастику. Вы не боитесь стать жертвами экстремистов?

– Знаете ли вы, кто такие скинхеды?

– Приходилось ли вам участвовать в столкновениях на национальной почве?

– Некоторые социологи утверждают, что четверть российских граждан заражена ксенофобией. Вы входите в их число?

(Дети отвечают)

2 участник: По признанию руководителей МВД, молодежный экстремизм, в том числе движение «бритоголовых» уже угрожает национальной безопасности России и никакие антиэкстремистские, так же как и антитеррористические, меры не могут быть излишними или избыточными

– Бурный рост молодежных группировок, их возрастающая активность не раз вызывали подозрение, что за этими детскими играми стоят вполне взрослые люли, которые используют молодежь как оружие для достижения своих корыстных целей.

Учитель: Кому, по-вашему, могут быть выгодны группировки молодежи?

(Партии радикальной направленности, бизнесмены, уголовные авторитеты и т.п.)

– Многие прекрасно понимают, что группировки скинхедов - «фирмы» – это динамит, который может шарахнуть в любом направлении. Где и как может «шарахнуть» этот динамит?

2 участник И. Гёте: «Человечество могло бы достигнуть невероятных успехов, если бы оно было более трезвым»

Сегодня потребление пива в России на душу населения составляет примерно 78 литров (данные за 2010 год). Причем у нас этот напиток чаще всего употребляют люди в возрасте 25-45 лет. Сейчас более-менее регулярно пьют пиво 57% жителей нашей страны. Из них 75% мужчин и 41% женщин

Пиво у многих непременный атрибут повседневной жизни. Его пьют дома и на работе, в одиночестве и в компании. Пьют из пластиковых и стеклянных бутылок, жестяных банок, огромных кружек. Пьют мужчины и женщины, старые и молодые. Пиво стало своеобразным символом, атрибутом уверенности, успешности. Пиво и слабоалкогольные напитки стали частью молодежной субкультуры, неотъемлемым атрибутом отдыха.

3 участник: И, видимо, не случайно, что в сводках криминальных новостей все чаще появляются данные о школьниках, и даже школьницах, которые от чрезмерного употребления пива совершаются хулиганские действия или попадают в токсикологию с алкогольным отравлением. Страну охватила пивная алкоголизация молодежи. И это почти такое же бедствие, как наркотики

«Не СПИД, не туберкулез погубят Россию,

а пивной алкоголизм среди юного поколения»

Главный санитарный врач Р.Ф Геннадий Онищенко

3 участник Наркологи бьют тревогу: люди все больше времени проводит за компьютером, предпочитая виртуальный мир реальному. Статистика приводит ошеломляющие цифры: по данным ComputerEconomics, в мире 20 процентов пользователей страдают зависимостью от компьютера, то есть болен каждый пятый... Психиатры даже придумали специальный термин - «компьютерная зависимость», или «сетемания». Не преувеличена ли эта проблема? Так ли опасен компьютер?

Любая зависимость - это всегда болезнь чувств. А потому у всех зависимостей общие признаки. Классический портрет среднестатистического сетемана выглядит так. Человек обращен внутрь себя, внешние события не имеют для него значения, реальная жизнь не представляет интереса. Садясь за компьютер, он испытывает чувство эйфории. Если наркоман удовольствие получает от дозы, а алкоголик от рюмки, то сетеман - от процесса. Не случайно компьютерную зависимость называют процессуальной. Нажал на кнопку - получил кайф.

В случае если сетемана вынуждают отвлечься от монитора, он сильно раздражается, в тяжелых случаях испытывает чувство, похожее на ломку наркомана. Разлуку с компьютером он воспринимает как разлуку с лучшим другом или любимым человеком.

Часто сетеман пренебрегает собственным здоровьем и даже гигиеной для того, чтобы больше проводить времени за монитором. Болезненное увлечение идет в ущерб занятиям, домашним делам, служебным обязанностям.

Учитель. Как вы считаете - хорошо иметь свободу от ответственности?

Обмен мнениями.

Учитель. Давайте немного пофантазируем, представим, как бы выглядела наша с вами жизнь, если бы все (подчеркиваю – все, а не только мы) получили полную свободу от ответственности (хотя надо признать, что для некоторых – это не фантазия, а реальная жизнь). Вы приходите после школы домой…

Игра «Фантазии на тему…»

Учитель. Свобода без ответственности – это путь в никуда. Полной свободы в природе не существует вообще, если только в полном вакууме. Но, сами понимаете, такая свобода не предполагает жизни. Свободный человек отличается тем, что он готов нести личную ответственность за свой выбор, не перекладывая вину за последствия на других. Прежде чем заявить о своем праве на свободу, задайте себе вопрос: какими будут последствия моей свободы для меня и окружающих меня людей?

Учитель: Наш разговор я хочу завершить стихотворением Юрия Левитанского «Каждый выбирает для себя»

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.
Щит и латы, посох и заплаты,
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.
Выбираем тоже - как умеем.
Ни к кому претензий не имеем.
Каждый выбирает для себя!

Список литературы

    Белокрылова О.С., Михалкина Е.В., Банникова А.В., Агапов Е.П. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

    Касьянов В.В. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

    Кохановский В.П., Матяш Г.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Философия для средних и специальных учебных заведений. Ростов н/Д, 2008.

    Кравченко А.И. Обществознание. М.: Русское слово, 2006.

    Курбатов В.И. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

    Л. В. Шабанов. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность?

    Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры / Ин-т социологии РАН, Ульян. гос. ун-т. Н.-И. центр «Регион». - М.: Ин-т социологии РАН, 2000. - 262 с.

Авторы проекта: Группа «Свободу нам, свободу!» Суть проблемы: (одинакового во все времена) Восприятие обществом желания подростков чувствовать себя взрослыми и хотеть поступать, как взрослые. Цель: - Совместно, родителям и детям, проанализировать понятие «свободы». Задачи: - Изучить материал по данной теме. - Понять, где начинается и где заканчивается наша свобода. - Выяснить, что позволительно, а что – нет свободной личности. -Узнать, что ограничивает свободу. Анкетирование для детей «Что для нас свобода?» Что такое свобода? Что значит для тебя свобода? Свобода-это ответственность или вседозволенность? свобода движение 31 27 свобода-действие свободавседозволенность 11 11 8 6 свобода-ценность свобода-жизнь в удовольствиее свобода отсутствие обязанностей и ответственности свободанезависимость от общества свободавседозволенность 4 свобода-действие 35 30 25 20 15 10 5 0 свобода движение Процентное значение Результаты анкетирования «Что такое «свобода»? свобода-независимость от общества свобода отсутствие обязанностей и ответственности свобода-жизнь в удовольствиее свобода-ценность Ответы Результаты анкетирования показали, что подростки не знают общепризнанных определений свободы, что подтверждают их ответы. Мы понимают свободу как независимость от общества и от родителей, как вседозволенность. Результаты анкетирования «Значение свободы для подростков» 4% 27% Решающее значение Не имеет значения 69% Затрудняюсь ответить Таким образом, подавляющее большинство подростков не только не понимают, но и не придают значения свободе Результаты анкетирования «Свобода – ответственность или вседозволенность?» 20% Ответственность Вседозволенность 80% По результатам данного опроса видно, что большинство подростков считают свободу именно вседозволенностью и не признают её ответственности. Но при этом, нам хочется быть свободными, что, конечно, при данном понимании, проблематично и даже опасно. Любые понимания ценностей отображают состояние общества, его социологическую обстановку. Данное понимание свободы говорит о том, что мы стремимся к независимости от старшего поколения (родителей) и к вседозволенности, то есть к жизни без правил и законов. К тому же, подавляющее большинство подростков не понимают, что есть свобода и не считают её ценностью. ВЫВОДЫ АНКЕТИРОВАНИЯ По результатам данного опроса видно, что -мы считают свободу именно вседозволенностью; -не признаем её ответственности; -хотим быть свободными; -стремимся к независимости от старшего поколения (родителей) и к вседозволенности, то есть к жизни без правил и законов; -не знаем, что есть свобода и не считаем её ценностью. Что такое свобода? Свобода - это наличие у человека возможности выбора. Свобода допускает в равной степени всё – и зло, и добро. На то она и свобода. Ей не присущи какие-либо моральные оценки, она к ним просто бесчувственна. Не свобода, а сам человек может ставить себе какие-то нравственные ограничения для выбора своих действий и поступков. Чем обусловлена свобода? - В повседневной жизни человек сталкивается с давлением внешних для него обстоятельств. что предполагает выбор, который характеризуется как разными средствами достижения поставленных целей, так и разными результатами реализации поставленных целей. Соответственно этому, свобода человек обусловлена последствиями, которые грядут из его выбора и в какой мере он ответственен за них. - Знанием меры соотношения выбора и ответственности, объективной основы того или иного направления жизни человека, условиями, в которых свобода реализуется. Это пониманиеи осознание необходимости. - Человек свободен в своих мыслях и поступках вовсе не потому, что они ничем не обусловлены. Свобода представляет собой многомерную систему, в рамках которой человек волен выбирать. В реальной жизни свобода существует в виде необходимости выбора. - Свобода- это постоянный процесс, который никогда не остановится. Человек обладает большим опытом в познании законов природы и общества, приобретает новые знания по данным вопросам, но все равно неспособен по своему желанию быстро переделывать свою жизнь. Движение к идеалу продолжается и не закончится никогда. Люди повсюду и всегда хотят жить в свободе. Только свобода открывает путь к развитию и совершенствованию. Наша свобода! Где начинается и где заканчивается наша свобода? Что позволительно нам, а что нет? Кто дает или забирает эту свободу? Где начинается наша свобода? а) в нежелании быть детьми, а в потребности быть взрослыми, б) в жажде такого же, как у взрослых, права на независимость: - своих суждений; - поступков; - взглядов на жизнь. Где заканчивается наша свобода? - там начинается вседозволенность; - там, где переступаешь закон; - если твоя свобода несет зло. Зачем нам нужна свобода? Ответ: а) чтобы окончательно завершить строительство собственной личности, б) чтобы понять: - кто же мы такие; - что нам делать в этой жизни; - какую правду жизни выбрать, каким богам верить. Что нам нужно, чтобы стать свободными? Перестать быть маменькиным (или папенькиным) сынком или дочкой, заодно учеником или ученицей учителя, тренера, мастера. Перестать не в финансовом плане, а в личностном – как бы на время забыть о всех взрослых авторитетах, о взрослой морали, о той же взрослой правде, а все это выработать в самом себе, основываясь уже на авторитетах нашего поколения. Что позволительно нам, а что -нет? Неразделимы такие понятия как свобода и ответственность, так как свобода не вседозволенность, за нарушение чужих прав и свобод личность несет ответственность перед обществом по закону, принятому обществом. Ответственность - это категория этики и права, отражающая особое социальное и моральноправовое отношение личности к обществу, человечеству в целом. Свобода есть самостоятельное распоряжение человека собственной судьбой, выбор своего жизненного пути. Кратко говоря, свобода- это не рабство, а раскрепощенность человека. Она означает его освобождение от диктата внешних сил и обстоятельств, как природных, так и социальных. Свобода предполагает возможность действовать в соответствии со своими интересами и представлениями. Свобода – это постоянный выбор Свобода является фундаментальной ценностью для человека, но она должна иметь пределы. В противном случае она будет превращаться в произвол, своеволие и анархию, в самодурство и насилие над другими людьми, т.е. в негативную свободу. Границами свободы являются интересы другого человека, социальных групп и общества в целом, а также и природы как естественной основы существования общества. К чему может привести жажда свобода? К проявлению так называемого подросткового кризиса, который у каждого из нас выражается поразному. Плохо, когда этот кризис принимает чрезвычайные проявления, уродливые формы или становится явно нездоровым. Что же делать взрослым, когда ребенку хочется свободы? Как проявлять свои родительские, учительские и прочие воспитательские права по отношению к подросткам, если эти права вообще остаются у взрослых? не ущемлять наши потребности в эмансипации и свободе не допустить хаоса и вседозволенности нельзя тормозить и препятствовать естественному процессу нашего взросления через желания эмансипации и жажду свободы. Развитие человека вспять не повернуть. Кто дает или забирает свободу? - - Во-первых, надежным регулятором в разрешении повседневных проблем, дозволений или запретов могут быть законы: Для родителей – об ответственности за воспитание своих детей. Для подростков – целый свод законов: Конвенция о правах ребенка, Закон об образовании, закон о комендантском часе для несовершеннолетних, законы о запрете продажи табачных и алкогольных изделий лицам, не достигшим 18 лет, и др. Эти законы обязаны соблюдать и взрослые, и мы подростки. Во-вторых, надежными семейными или школьными традициями, если они человечны и не ущемляют достоинство людей. В-третьих, нужно взрослым слушать свое, родительское или учительское сердце, понимая, что полезнее для нас: удовлетворить наше очередное, не очень приятное для нас желание, или отказать нам в этом. Родительская забота и наша свобода Нам нужна забота о нашей безопасности, забота о нашем здоровье, забота о нашем законопослушном поведении и успешной жизненной перспективе. И здесь мы согласны на разумное ограничение своих потребностей. Протестуя, тем не менее, мы остро нуждаемся в контроле над нами со стороны взрослых, в первую очередь, родителей. Родительский контроль над нашей свободой Если такой контроль отсутствует, наша эмансипация приобретает грубую и нелепую форму: мы начинаем вести разгульную жизнь, можем бросить учебу или стать юными бандитами, можем очень ожесточиться, в том числе и против своих близких или начать пить, принимать наркотики, можем вступить в беспорядочные половые связи или заняться проституцией. Но мы - все равно дети! И нас нужно, и притом срочно, спасать! И здесь без помощи специалистов (юристов, врачей и социальных работников) уже не обойтись. Но опять же, это только тогда, когда кризис «выходит из берегов». Нужны ли нам взрослые, чтобы чувствовать себя свободными? Для нас быть контролируемыми и опекаемыми Вами, при всем нашем свободном и эмансипированном сопротивлении – значит быть по-прежнему любимыми и желанными, ощущать надежность и стабильность в своей жизни! Спасибо за внимание!!!

Как же часто мы путаем эти понятия. Я хочу раз и навсегда раскопать между ними огромную яму и дать вам возможность туда заглянуть.

Вседозволенность — отсутствие желания понимать чувства людей. Это когда получают блага за счет других, причиняя им боль. Когда самоутверждаются, унижая. Берут желаемое, шагая «по головам». Вершат судьбы, невзирая на ценности окружающих. Приписывают себе важность «Я лучше, поэтому мне дозволено все».

Никто не лучше и не хуже. Мы все — звенья одной цепи, каждый находится на своём месте и выполняет свою функцию. Какой орган в твоем организме самый важный? Это смешной вопрос, правда?

Сейчас ты понимаешь, насколько абсурдно сравнивать себя с другими и других с собой?
Вседозволенность — коварная дама, именно под ее дудку ты пляшешь, если узнала себя в описании.

Что такое «свобода»?

Свобода — умение чувствовать себя, понимать свои чувства и окружающих. Быть в гармонии с собой. Выбирать лучшее для себя, уважая выбор и пространство других людей. Свобода — это искусное лавирование в океане жизни. Ты стремишься туда, куда хочешь, при этом не задевая других людей (не причиняя им боль). Ты умеешь чувствовать и понимать. Ты не вовлекаешь в свою игру других насильно. Ты просто предлагаешь присоединиться тем, кто готов.

Свобода — это уважение к себе, другим, к самой жизни.

Мы — узники своих внутренних ограничений

Самое страшное наказание для человека — ограничение внешней свободы. Но мы зачастую даже не подозреваем, что являемся узниками собственных внутренних запретов. Они приходят в жизнь незаметно: слова родителей, учителей, окружения, опыт и неумение делать выводы из совершенных ошибок. Виток за витком и вот мы уже в капкане, за толстыми стенами одиночной камеры своих убеждений (читай «заблуждений»).

Когда ты смотришь вперед, а перед носом стена, видишь ли ты горизонт и этот мир таким, какой он есть? Нет, ты видишь только стену.

Так что же мешает тебе свернуть за угол этой конструкции и открыть для себя удивительный мир возможностей и счастливой жизни?! Всего лишь несколько маленьких шагов...

Что мешает нам быть свободными?

Я подскажу, . Страх неопределенности, перемен. Странно звучит? Возможно, но это именно так. Даже когда ты знаешь, что перемены будут к лучшему, ты боишься. Потому что это неизвестность, а она пугает нас с самого детства.

Помнишь, как ты боялась войти в темную комнату? Твое воображение рисовало разные картинки. В неизвестности тебя может ждать все, что ты придумаешь сама. Чтобы перебороть свой страх, с трясущимися коленками, ты шла туда и быстро включала свет. И о чудо! Страх рассеивался, ты начинала видеть реальность такой, какая она есть, без страшных монстров под кроватью.

Что выбрать: свободу или вседозволенность?

Подведем итог: вседозволенность отличается от внутренней свободы тем, что она причиняет боль каждому, кто попадает в поле человека с подобным отношением к жизни. Внутренняя свобода делает тебя бесстрашной, видящей горизонт и мир во всей его красоте. Ты выбираешь, как тебе жить, при этом не задевая чувств близких людей. Ты живешь в гармонии со своими желаниями и эмоциями.

Если посреди ночи тебя разбудить и спросить: «Ты счастливый человек?», твой ответ будет быстрым и уверенным: «Да!».

Просто зайди в свою личную «комнату страхов» и быстренько включай свет. Как это сделать? Я . Возьму тебя за руку, и мы пойдем туда вместе.