Правовые меры охраны лесов. Правовое регулирование мер по охране лесов. Объекты международной правовой охраны окружающей среды

Наклеивание

Одним из определяющих принципов правового регулирования использования и охраны лесов является обеспечение оптимального уровня состояния лесов, их наиболее рациональное комбинированное использование в неразрывной связи с охраной и защитой лесов, сохранением и умножением их полезных функций.

Общее правило охраны и защиты лесов сформулировано в лесном законодательстве: все леса подлежат охране от пожаров, незаконных порубок, нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесу, а также защите от вредителей и болезней.

Охрана и защита лесов осуществляются с учетом их биологических и региональных особенностей и включают комплекс организационных, правовых и других мер, направленных на рациональное использование лесного фонда, его сохранение от уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения и иных вредных воздействий. В число этих мер входят лесовосстановительные (воспроизводство лесов и лесоразведение) работы, повышение продуктивности лесов, замена менее ценных насаждений более ценными, ведение рубок ухода, санитарных рубок. Все они регламентируются Лесным кодексом и подзаконными актами. Важными правовыми мерами являются лицензирование лесопользования, сертификация лесной продукции и юридическая ответственность за лесонарушения.

К числу широко осуществляемых организационно-правовых мер охраны лесов относятся: лесоразведение и гидролесомелиорация, воспроизводство лесных ресурсов с помощью выращивания в лесных питомниках сеянцев и саженцев, создание лесосеменных и маточных плантаций ценных пород, заготовка их семян для последующей репродукции и др.

Правительство РФ, органы исполнительной власти РФ и субъектов Федерации обеспечивают через органы управления лесным хозяйством осуществление данных мероприятий. Соответствующие органы государственной власти субъектов РФ для предотвращения возникновения лесных пожаров, борьбы с ними, а также с вредителями и болезнями леса следят за тем, чтобы предприятия, учреждения и организации, на которые возложена охрана и защита лесов, и лесопользователи проводили мероприятия по пожарной профилактике, противопожарному обустройству и по подготовке этих предприятий к пожароопасному сезону, обеспечивали проведение мер по борьбе с вредителями и болезнями леса.

Одним из основных требований, предъявляемых к ведению лесного хозяйства, являются усиление полезных свойств лесов, их сбережение, охрана от пожаров, защита от вредителей. Все это должно осуществляться способами и методами, не наносящими вреда человеку и окружающей среде.

При размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и иных объектов, а также внедрении технологических процессов должны предусматриваться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие охрану лесов от отрицательного воздействия на них сточных вод, химических веществ, промышленных и коммунально-бытовых выбросов, отходов и отбросов.

Одним из определяющих принципов правового регулирования использования и охраны лесов является обеспечение оптимального уровня состояния лесов, их наиболее рациональное комбинированное использование в неразрывной связи с охраной и защитой лесов, сохранением и умножением их полезных функций.

Общее правило охраны и защиты лесов сформулировано в лесном законодательстве: все леса подлежат охране от пожаров, незаконных порубок, нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесу, а также защите от вредителей и болезней.

Охрана и защита лесов осуществляются с учетом их биологических и региональных особенностей и включают комплекс организационных, правовых и других мер, направленных на рациональное использование лесного фонда, его сохранение от уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения и иных вредных воздействий. В число этих мер входят лесовосстановительные (воспроизводство лесов и лесоразведение) работы, повышение продуктивности лесов, замена менее ценных насаждений более ценными, ведение рубок ухода, санитарных рубок, лесомелиоративных мероприятия и т. п. Все они регламентируются Лесным кодексом и подзаконными актами. Важными правовыми мерами являются лицензирование лесопользования, сертификация лесной продукции и юридическая ответственность за лесонарушения.

К числу широко осуществляемых организационно-правовых мер охраны лесов относятся: лесоразведение и гидролесомелиорация, воспроизводство лесных ресурсов с помощью выращивания в лесных питомниках сеянцев и саженцев, создание лесосеменных и маточных плантаций ценных пород, заготовка их семян для последующей репродукции и др.

Правительство РФ, органы исполнительной власти РФ и субъектов Федерации обеспечивают через органы управления лесным хозяйством осуществление данных мероприятий. Соответствующие органы государственной власти субъектов РФ для предотвращения возникновения лесных пожаров, борьбы с ними, а также с вредителями и болезнями леса следят за тем, чтобы предприятия, учреждения и организации, на которые возложена охрана и защита лесов, и лесопользователи проводили мероприятия по пожарной профилактике, противопожарному обустройству и по подготовке этих предприятий к пожароопасному сезону, обеспечивали проведение мер по борьбе с вредителями и болезнями леса.

Одним из основных требований, предъявляемых к ведению лесного хозяйства, являются усиление полезных свойств лесов, их сбережение, охрана от пожаров, защита от вредителей. Все это должно осуществляться способами и методами, не наносящими вреда человеку и окружающей среде.

При размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и иных объектов, а также внедрении технологических процессов должны предусматриваться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие охрану лесов от отрицательного воздействия на них сточных вод, химических веществ, промышленных и коммунально-бытовых выбросов, отходов и отбросов.

Производство в лесах взрывных, строительных, буровых работ должно осуществляться способами, не вызывающими ухудшения противопожарного, санитарного состояния лесов и условий их воспроизводства.

Правовая охрана лесов.

Охрана леса осуществляется с учётом их биологических и регио­нальных особенностей, и включают комплекс мер, направленных на рациональное использование лесного фонда, ᴇᴦο сохранение от уничтожения, повреждения и иных вредных воздействий.

Базовым нормативным актом в системе лесного законода­тельства является Лесной кодекс РФ. В соответствии со ст.51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнений и от иного негативного воздействия, а также от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Первостепенное значение для охраны лесов имеют основные требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства. На организации, ведущие лесное хозяйство, возлагаются функции по учету лесного фонда, организации рационального и целевого ᴇᴦο использования, контролю за проведением работ, выполняемых лесопользователями, пресечению нарушений норм и правил лесопользования, по противопожарному и санитарному обустройству территории лесного фонда.

Что касается граждан и юридических лиц, деятельность которых может оказать или оказывает негативное воздействие на состояние лесов, то на них возложена законом обязанность проводить согласованные с органами управления лесным хозяйством и органами власти субъектов РФ технологические, санитарные и иные мероприятия по охране и защите лесов.

Согласно Лесному кодексу РФ, в целях предотвращения лесных пожаров, борьбы с ними, а также с вредителями и болезнями леса на органы государственной власти возлагается обязанность ˸

1.организовать ежегодно разработку и выполнение планов мероприятий по профилактике лесных пожаров, противопожарному обустройству лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов;

2.обеспечить готовность организаций, на которые возложены охрана и защита лесов, а также лесопользователей к пожароопасному сезону;

3.установить порядок привлечения населения, работников коммерческих и некоммерческих организаций, а также противопожарной техники, транспортных и других средств указанных организаций для тушения лесных пожаров, обеспечить привлекаемых к этой работе граждан средствами передвижения, питанием и медицинской помощью;

4.организовать проведение противопожарной пропаганды;

Правовая охрана лесов. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Правовая охрана лесов." 2015, 2017-2018.


  • - Правовая охрана лесов от незаконной вырубки, пожаров и загрязнения

    Леса являются одним из объектов охраны окружающей среды и природопользования. Основные требования, предъявляемые к защите и охране лесов, состоят в усилении мероприятий от пожаров, загрязнений (в том числе радиоактивными веществами и иного негативного воздействия), а... .


  • - Глава 16. Правовая охрана лесов

  • - Правовая охрана лесов.

    Лесной кодекс различает охрану и защиту. Леса подлежат охране от пожара, от загрязнения, в том числе радиоактивными веществами и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Невыполнение гражданами, юридическими лицами осуществляющими... .


  • Министерство образования и науки Российской Федерации

    Ивановский государственный университет

    Кафедра трудового и экологического права

    Реферат по экологическому праву

    Правовая охрана лесов

    Выполнила: студентка 2 курса 2 группы д.о.

    Лопатина О.В.

    Проверила: старший преподаватель

    Булацкая Н.Г.

    Иваново 2009

    Введение

    Человек немыслим вне природы. Лес издревле являлся средой обитания, местом промысла огромного числа этнических групп. И в наше время человечество трудно было бы представить без леса и продуктов его переработки. Стоит лишь оглянуться вокруг, что бы понять, насколько тесно мы связаны. Нельзя забывать и о духовной стороне взаимодействия человека и леса. Кто откажется прогуляться по чистому, светлому сосновому бору или просто прикоснуться к живому стволу берёзы?

    Лес во все времена являлся одним из самых лёгких, дешёвых объектов использования природных богатств. За всю историю цивилизации было вырублено 2/3 лесов, а сейчас в минуту уничтожаются свыше 20 гектаров лесов. Поэтому со временем настал момент, когда человеку пришлось задуматься о восполнении убывающих массивов леса, а так же о защите его от пожаров. «В результате хозяйственной деятельности происходит постепенное истощение природной среды, потеря тех природных ресурсов, которые служат для человека источником его экономической деятельности. Потеря лесов - это не только потеря кислорода, но и важнейших экономических ресурсов, необходимых человеку для дальнейшей деятельности»

    Глава Ι. Леса как объект правовой охраны

    §1. Понятие леса

    Понятие леса является базовым, основным для лесного законодательства. В ст.5 Лесного Кодекса РФ от 4 декабря 2006г определено, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

    Данное определение полностью не раскрывают содержание определяемого объекта. Лесной кодекс РФ 1997г. тоже не содержал четкого определения понятия леса, лишь в преамбуле было определено, что лес - совокупность лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение. В одном из проектов Лесного кодекса встречалось определение леса как природного объекта, составляющего целостную совокупность лесной растительности, земли, почвы, других компонентов, находящихся во взаимосвязи между собой и внешней средой (лесная экосистема). В другом законопроекте понятие леса привязывалось к размеру гектаров земли, на котором плотно произрастает лесная растительность. Некоторыми учеными разрабатывалось понятие леса как основного типа растительности, господствующий ярус которого образован деревьями одного или нескольких видов с сомкнутыми кронами . Определение, содержащееся в ст.5 Лесного кодекса РФ, более чем не конкретно, оно подчеркивает только, что лес - это экологическая система, природный ресурс. Не отражается, какие компоненты входят в понятие экологической системы. Кодексом также четко не отмечено, что использование, воспроизводство и защита лесов практически являются составляющими лесных отношений.

    Вот одно из определений экосистемы, имеющиеся в энциклопедической литературе. «Экосистема (экологическая система) –

    1) любое сообщество живых существ и среда обитания, объединенные в единое функциональное целое, возникающее на основе взаимосвязи и причинно-следственных связей, существующих между отдельными экологическими компонентами. Выделяют микроэкосистемы (например, ствол гниющего дерева и т.п.), мезоэкосистемы (лес, пруд и т.п.) и макроэкосистемы (океан, континенты и т.п.). Глобальная экосистема одна - биосфера;

    2) синоним биогеоценоза. Биогеоценоз правильнее рассматривать как иерархически элементарную комплексную, т.е. состоящую из биотопа и биоценоза, экосистему - своеобразную клеточку (по аналогии с клеточным строением организмов) биосферы;

    3) информационно саморазвивающаяся, термодинамически открытая совокупность вещества и энергии, единство и функциональная связь которых в пределах характерного для определенного участка биосферы времени и пространства обеспечивают превышение на этом участке внутренних закономерных перемещений вещества, энергии и информации над внешним обменом (в том числе между соседними аналогичными совокупностями) и на основе этого неопределенно долгую саморегуляцию и развитие целого под управляющим воздействием биотических и биогенных составляющих» .

    Стандарт отрасли ОСТ 56-108-98 «Лесоводство. Термины и определения» (утв. Приказом Рослесхоза от 3 декабря 1998 г. № 203) содержит определение леса, установленное в соответствии с Лесным кодексом РФ 1997 г.: «3.1.3. Лес - целостная совокупность лесных древесных и иных растений, земли, животных, микроорганизмов и других природных компонентов, находящихся во взаимосвязи с внутренней и с внешней средой» .

    Понятие леса, содержащееся в Лесном Кодексе РФ от 4 декабря 2006г. не противоречит данному определению. В соответствии со ст. 1 «Основные понятия» Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»:

    Естественная экологическая система - объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществ и энергией;

    Природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.

    Иное определение давал, признанный творец учения о лесе, классик лесоводства Г.Ф. Морозов. Он первым раскрыл суть леса, определив три понятия. Во-первых, Г.Ф.Морозов считал, что «под лесом нужно понимать совокупность древесных растений, измененных как в своей внешней форме, так и в своем внутреннем строении под влиянием воздействия их друг на друга, на занятую почву и атмосферу». Во-вторых, «лес есть не только совокупность растений, но и вместе с ними и животных, т.е. комплекс всего живого, где все составные компоненты взаимодействуют между собой и с окружающей средой, непрерывно изменяясь». Фактически Г.Ф. Морозов был первым, понявшим так лес и назвавшим его биоценозом. В-третьих, непрерывно и всюду отмечая, что лес есть явление географическое, и подчеркивая, что на лес надо смотреть еще шире и глубже, а именно как на ландшафт или часть земного пространства вместе с растениями и животными, Г.Ф. Морозов говорит: «За расчленением земной поверхности идет расчленение почвенного покрова и прилегающих слоев атмосферы, а все взятое вместе влечет за собою и расчленение растительного покрова». И далее: «Лес есть явление географическое, разнообразные формы которого и их жизнь не могут быть поняты вне связи этих образований с внешней или географической средой. Настолько тесна и глубока эта связь, что под лесом, в сущности, мы должны разуметь не только одну совокупность древесных растений, объединенных взаимною связью, но и ту среду, ту арену, в которой разыгрываются те социальные процессы, которые мы все собираем, как в фокусе, в понятии «лес». Лес есть стихия и, подобно степям, пустыням, тундрам, есть часть ландшафта, часть, стало быть, земной поверхности, занятой, в силу ее определенных биологических свойств, соответственными лесными сообществами» .


    §2. Подразделение лесов по целевому назначению

    При всей неоднозначности формулировок определения указанных терминов, будучи законодательно закрепленными, приобретают нормативное, обязательное для применения толкование. Понимание леса как природного объекта подчеркивает его не только биологическую, но и правовую неразрывную связь с земельным участком.

    Ст.6 Лесного Кодекса РФ устанавливает, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий, а использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти земли располагаются.

    В ст.10 ЛК РФ «Подразделение лесов по целевому назначению» леса подразделяются на три составные части: защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

    В соответствии с Лесным кодексом РФ 1997 г. все леса в лесном фонде делились на леса первой, второй и третьей группы. В основу деления были положены экономические, экологические и социальные функции лесов. При разделении лесов на группы учитывалось их местоположение и функциональное назначение.

    Экономическая, а не экологическая или какая-то иная составляющая признавалась доминирующей при дифференциации лесов на группы. Соответствующая проблема решалась в зависимости от преобладания потребностей общества в сырьевых или несырьевых ресурсах.

    ЛЕСНОЙ КОДЕКС - Глава 3. ОХРАНА И ЗАЩИТА ЛЕСОВ Сентябрь 19, 2014

    Статья 51. Общие положения об охране и о защите лесов

    1. Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.2. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.3. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного срочного пользования лесным участком.

    Статья 52. Охрана лесов от пожаров

    Охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "О пожарной безопасности") и настоящим Кодексом.

    Статья 53. Пожарная безопасность в лесах

    1. В целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:
    1) противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;
    2) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;
    3) мониторинг пожарной опасности в лесах;
    4) разработка планов тушения лесных пожаров;
    5) тушение лесных пожаров;
    6) иные меры пожарной безопасности в лесах.2. Привлечение граждан, юридических лиц для тушения лесных пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".3. Указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.4. Правила пожарной безопасности в лесах устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    Источник: www.leskodeks.ru

    Возможно вам понравится

    Житель Воронежа предотвратил слив бетона в лесу — Портал лесной отрасли WOOD.RU
    Каким только мусором не захламлены леса Воронежской области: строительными отходами, поломанной мебелью, пищевыми отбросами, пластиковыми бутылками, осколками стекла, шприцами.. Город.. Утром инспекторы лесной охраны выехали на указанное место. Действительно, были..

    Ужесточен контроль за соблюдением лесного законодательства — Информационное агентство Клерк.Ру
    Повсеместно прокурорами установлены нарушения при осуществлении органами власти субъектов Российской Федерации переданных Российской Федерацией полномочий по охране лесов от пожаров, в Республике Бурятия, Забайкальском, Приморском, Хабаровском краях, Амурской и.. контроля влечет повсеместное..