Правильное мировоззрение. Моё мировоззрение. Основные принципы. Основные типы мировоззрения

Наклеивание

Мировоззрение – это совокупность принципов и представлений, которые определяют общее видение мира и его понимание. Мировоззрение напрямую влияет на человеческую деятельность, оно делает ее более осмысленной и целенаправленной. Финансовое мировоззрение представляет собой совокупность взглядов, которые напрямую формируют отношение к деньгам и имуществу.

Пожилые люди нередко отрицательно относятся к таким сферам, как бизнес. Эти люди приписывают предпринимателям самые разные грехи, например, они уверены в том, что честным путем заработать состояние невозможно. Основа такого мировоззрения – это отчасти советское воспитание, где капитализм порицался во всех проявлениях. Как правило, такие «негативисты» бедны и недовольны своим положением в обществе. Кроме этого, эти личности распространяют вокруг себя негатив, а также ищут для общения людей с похожими взглядами на жизнь.

Кратко такое мировоззрение можно охарактеризовать одним предложением: «все богаты люди воры, а бедные вынуждены на них работать». Испорченное мировоззрение в любом случае приводит к нужде и проблемам. Именно в этом и состоит опасность общения маленьких детей с такими негативистами, потому что ребенок невольно формирует соответствующие стереотипы, которые обязательно проявятся во взрослой жизни. Можно ли изменить негативный взгляд на бизнесменов? Если человек имеет относительно гибкий ум, то ему нужно просто встретиться с каким-нибудь предпринимателем и поговорить «о жизни». В большинстве случаев бизнесмены являются очень внимательными, уверенными в себя людьми с высокими идеалами. Если немного пообщаться с таким человеком, то можно быстро понять, что предприниматели – это такие же люди, как и все остальные, однако мировоззрение и подход решению задач у них совершенно другой. Редко кто из бизнесменов будет сетовать на жизнь и проблемы, потому что они предпочитают совершать действия для решения проблем, и при этом они умудряются самосовершенствоваться и закалять волю.

Вывод из всего вышесказанного прост: мы создаем свой Мир посредством своего мировоззрения. Если человек постоянно находится в тревожном состоянии, то Мир периодически будет подбрасывать такому индивиду проблемы. А если Вы сосредоточитесь на действии, творчестве и позитиве, то вероятность успеха заметно возрастает.

Разница в мировоззрении бедняка и успешного человека проиллюстрирована в следующей таблице:

Успешный человек Неудачник
Видит возможности и способы улучшить ситуацию Видит только нужду и проблемы
Верит в свои силы Видит препятствия и не пытается их преодолеть
По своей природе является победителем По природе неудачник
Позитив в любой ситуации (все к лучшему) Неудачи заставляют чувствовать себя никчемным и слабым
Высокая самооценка (мировоззрение победителя) Низкая самооценка – я ничтожество
Помогает остальным (друзьям, родственникам, незнакомцам) Постоянно требует помощи
Деньги – средство на пути к цели Деньги – зло, они приносят несчастье
Деньги постоянно имеются, они приходят и уходят легко Деньги портят человека, делают его жадным
Заработать большие деньги – не проблема Большие деньги можно заработать только тяжким трудом или украсть

На этот вопрос мне легко ответить потому, что его задал не я, автор книг по новой тематике взглядов на мироустройство, а один из посетителей Московской международной книжной выставки-ярмарки 2010 года на ВВЦ в Москве в начале сентября 2010 года ВИКТОР ГУМОВ. К сожалению, вы не совсем глубоко задумались над его словами: «Уважаемый Николай Васильевич! Ваши книги по объёму средние, но содержание их огромное, оно даёт читателю великое удовлетворение и вызывает в сознании правильное мировоззрение и чёткую жизненную позицию. С удивлением ознакомился, и восхищён содержанием книг, хотя просмотрел без глубокого чтения. Мне представилась возможность с Вами ознакомиться как с Автором великих творческих философских трудов.
Желаю Вам творческих успехов и удач. Виктор Гумов. 2.09.2010 г.»

Признаться честно, я не люблю дискуссий. Они мне напоминают базар, где каждый предлагает только свой товар, не видя и не слыша другого товародавца.
При этом выделяется такая внутренняя агрессия, которая во сто крат может перекрыть открытую. И ничем не удержать такую агрессию, потому как она исходит не из внешних проявлений поведения человека, а внутреннего содержания его ГЕНЕТИЧЕСКИХ (животных) начал. Именно она – эта внутренняя агрессия – и порождает на Земле зло, войны, терроризм, жадность, всё остальное, что мешает Человечеству нормально жить и торить путь в Будущее.
Может, я не прав, но мне кажется, что внутренняя агрессия сродни тому, что характеризуется словом «ЛЮМЕНЬ» из известного анекдота, когда умный и грамотный рядовой сделал замечание своему командиру по части правильного произношения слова «Алюминий», а тот ответил:
- Я сказал – «ЛЮМЕНЬ», значит – «ЛЮМЕНЬ»!
Чувствуете родство этих вещей? Думаю, УЖЕ почувствовали, ибо, в противном случае, вы не проявляли бы к моим эссе такого внимания, которое оказываете каждый раз, когда обнаруживаете на моей страничке в «Прозе.ру» что-то новенькое, свежее. А это уже симптом ПРАВИЛЬНОГО восприятия того мира, который я вам предлагаю для обозрения. Вам наскучили неправильные суждения о вашей жизни, вам надоели «люменедавцы», мучавшие вас годами и десятилетиями. Вы соскучились по новому, новейшему, парадоксальному. Вы хотите знать, уметь, читать, обсуждать, но что-то вам всё-таки мешает воспринимать всё это так же просто, как просто это делаю я, ваш автор?! Вам мешает всё та же ваша ВНУТРЕННЯЯ агрессия, которая без спроса вашего сознания нахально «вылазит» из вашего генетического «нутра»! Ей так и хочется уколоть автора, подставить ему ножку, съязвить ему – и так «радостно» делается у вас на душе, что потом делается и стыдно, и обидно, что не смогли обуздать её подлую натуру.
Кстати, напомню: слово «natura» - «природа».
Так, что же это такое – внутренняя агрессия? Это БУКВАЛЬНО всё, с чем тот или иной человек не только не соглашается, но и тотчас отвергает с порога, не давая ни себе, ни этому человеку оценить суть обсуждаемого вопроса. Вспомните: «Сказал: «люмень», значит, «люмень»!
А что такое ПРАВИЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ? Это всё, что подпадает под оценку РАЗУМА, РАЗУМНОСТИ Человека. Даже то, что, на первый взгляд, кажется, противоестественным, обидным, оскорбительным, даже, порой, кощунственным. Например, вот такой случай, который однажды произошёл со мной и моими собеседниками.
Спрашиваю одну молодую пару:
- Зачем вы хотите родить ребёнка?
Удивились они, конечно, такому вопросу, но ответили:
- Чтобы он жил, рос, получил образование, работал, завёл свою семьи, тоже имел детей, внуков.
- А что потом? – спрашиваю я их. – Они ведь тоже когда-то уйдут из жизни!
- Да, уйдут, - ответили они. – Ну и что? И мы уйдём, и все уйдут!
- Выходит, вы своего дитя родите исключительно для смерти? Знаете об этом, но всё равно решаете родить?! Почему? Зачем? Что вами движет в этом вопросе?
Как вы думаете, что мне на это ответили мои собеседники? Они обвинили меня в том, что такому человеку, как я, не надо было родиться вообще, коль я ношу в себе такие мысли. Они отошли от меня в обиде и зле. Не дослушали до конца, что я был намерен сказать им как отец по возрасту. А сказал бы я им вот так:
- Да, ребята, вы родите дитя своё на смерть, на её объятия в любой миг его жизни. Но разве смысл жизни только в этом? Он – в том, чтобы рождённый на свет увидел и познал, что есть в Природе такое состояние Материи – ЖИЗНЬ! Так научите ценить в вашем дитя не всю эту прелесть в целом, а по тем отдельным её кусочкам, событиям, случаям, секундам, часам и минутам, из которых она состоит, но как ЦЕЛОЕ и НЕДЕЛИМОЕ ЯВЛЕНИЕ Вселенной! И пусть он запрячет свою внутреннюю агрессию в самые что ни на есть глубины своей генетики, и НИКОГДА не позволяет ей вылезать наружу! Чтобы каждое слово, обращённое к нему со стороны другого человека, было воспринято им, как самое дорогое, а, возможно, и самое ПОСЛЕДНЕЕ в его Судьбе! И всё, что бы он не увидел на пути следования по дороге Жизни, только ВОСХИЩАЛО его сознание, ПОТРЯСАЛО его своим неповторимым совершенством, ибо там, куда уходят люди после жизни на Земле, этого нет вообще. Это есть только здесь, на Земле! И что всё это дано тебе, Человек, исключительно в награду за твой Разум! Во имя твоей СВЕТЛОЙ радости и ТРЕЗВОГО осознания Жизни. Жизни, хотя и короткой, но такой длинной, если принимать её без агрессии и зла, и тогда она становится в тебе силой созидания ДРУГОЙ, более совершенной Жизни! Вот это и есть ПРАВИЛЬНОЕ Мировоззрение!

Всё остальное на эту и другие темы – в моих книгах. Читайте, радуйтесь, наслаждайтесь! И помните: другого такого автора ныне в мире просто нет. Такие рождаются исключительно поодиночке. Ныне – мой черёд. Ныне жребий пал на меня. Но придёт завтра – и жребий падёт на другого. Вот это и есть Закон Мудрой Жизни, где отсутствует не только внутренняя, но и всякая агрессия.
Ваш Николай Куклев

Самое важное в жизни

Знаете, что есть самое важное для нас в нашей жизни? Мало кто отдает себе отчет в том, что это наше мировоззрение. Весь мир находится у нас в голове, поэтому наше мировоззрение - это наше всё. Лишить человека мировоззрения, значит, отобрать у него Вселенную. С потерей мировоззрения мы теряем все свои ценности. Удивительно: большинство людей почти не задумываются о качестве своего мировоззрения.

Жизнь подобна эскалатору, который едет нам навстречу, и если мы не идем вперед, то отбрасывает нас назад. Без движения нет развития . Бездельник тупеет и заплывает жиром, а тот, кто участвует в дебатах и баталиях, приобретает быстрый ум и проворное тело. Все наши достижения начинаются в голове, поэтому мировоззрение, как руководство к действию, определяет наше целенаправленное движение по жизни.

Окружающий мир расставил вокруг нас много ловушек (в этом можно легко убедиться, если, например, пробежаться по улице с закрытыми глазами - как говорится, до первого фонаря). Мы можем обходить препятствия окружающего мира только благодаря адекватному мировоззрению. Неадекватное же мировоззрение заставляет нас ошибаться - спотыкаться и разбивать лбы. Ошибки бывают, полезны (не случайно некоторые автотранспортные предприятия не принимают на работу водителей, которые ни разу не попадали в аварию) - "то, что не убивает меня, делает меня сильнее". То есть, ошибки необходимы и полезны не сами по себе, а потому, что позволяют нам учиться, т.е., расширять адекватное мировоззрение.

Мировоззрение - это вера

Мировоззрение (миросозерцание, миропонимание, мироощущение, кругозор) - это представление о мире, в котором мы живем. Это система убеждений о мире. Проще говоря, мировоззрение - это вера (не путать с более узким смыслом этого слова - религиозностью). Вера в то, что мир такой, каким нам кажется.

Иногда говорят: "без веры жить нельзя", имея в виду религиозную веру. Думаю, однако, что без религиозной веры прожить можно, что доказывают своим существованием атеисты. Но вот без веры, в смысле мировоззрения, жить действительно никак невозможно, т.к. все наши поступки начинаются в голове. В этом смысле все люди - верующие, ибо у всех есть мировоззрение. Неверие - не пустота, а тоже вера: атеисты, не верящие в бога, верят в то, что бога не существует. И сомнение - тоже вера. Пустотой в мировоззрении является не неверие, а незнание.


Мусор в голове не заменит знаний, хотя с ним не скучно

Наша голова напичкана убеждениями о мире - информацией. Достоверной или ложной? Это очень важный вопрос, ответу на который стоит посвятить жизнь и написать книгу. В нашем мировоззрении полно всяких верований и наивно полагать, что все они верны: помимо знаний хватает и мусора - у каждого в голове свои тараканы.

Люди предубеждены в правильности своей веры, иначе ее у них просто не было бы. Поэтому они обычно не склонны ворошить свое мировоззрение. Жить с устоявшейся верой спокойней - не надо лишний раз напрягать мозги. Кроме того, приятней утонуть в пучине грез и сладкой лжи, чем плавать в холодном океане суровой правды. Человек, отказавшийся от своих привычных убеждений, чувствует себя потерянным и незащищенным, как рак-отшельник, утративший раковину. Порой, разубедить человека в его вере - значит, отнять у него святое или смысл жизни.

Люди цепляются за свои воззрения, как правило, не потому, что они истинные, а потому, что они их собственные. Даже от ложных убеждений нелегко отказаться: "ты, конечно, прав, но я всё равно останусь при своем мнении", - нередко твердят упрямцы. Цепляясь за свои несостоятельные убеждения, они тем самым загоняют себя в сети невежества, и беда их в том, что при этом сами они не осознают, что уперлись в тупик.

Если же человек способен легко и без проволочек отрекаться от надуманных верований, значит, он чего-то стоит, ибо тогда у него появляется повод для совершенствования. Будьте готовы к революциям в своих мозгах . Проводить инвентаризацию своей веры так же полезно, как наводить порядок в доме, очищая его от пыли и грязи, ибо мусор в голове не заменит знаний, хотя с ним не скучно.

"Тот, у кого мозги напичканы мусором, находится в
состоянии помешательства. А так как мусор в той
или иной мере присутствует в голове у каждого,
то все мы в разной степени помешанные"
Скилеф


Адекватное мировоззрение
- самый ценный капитал человека. Однако люди, как правило, не особо тщательно заботятся о содержании своих мозгов, поэтому живут не в реальном мире, а в мире своих иллюзий и фантасмагорий. Мало кто задумывается о структуре своего мировоззрения, хотя это важнейший вопрос.

Мировоззрение каждого человека отражает эволюцию человечества

Человечество взрослеет. С каждым поколением оно растет, накапливая знания о мире - нарабатывает культуру. По мере взросления человечества растет и мировоззрение каждого среднестатистического человека. Конечно, на мировоззрение людей, помимо мировой культуры, влияют и другие факторы: местные особенности ("менталитет"), персональные различия (темперамент, воспитание) и прочие. Поэтому мировоззрения разных людей в чем-то похожи, но есть в них и различия.

Вбирая знания о мире, оно тянется к Истине, как стебелёк к Солнцу. Мировоззрение людей во все времена соответствует настроению эпохи, в которой они живут. Сейчас люди уже не те, что были до Нашей Эры - то были дети, а сейчас подростки. И даже, несмотря на то, что у многих современных людей в головах присутствует дремучее средневековье - полно суеверий - тем не менее, их представление о мире во многом превосходит мировоззрение первобытных дикарей или древних египтян. И по сравнению со средневековыми учеными каждый современный оболтус - гений.


Пирамида адекватного мировоззрения

У каждого человека своё мировоззрение. Люди отличаются друг от друга не только физиономиями, но и содержанием мозгов. Но структура адекватного человеческого мировоззрения, его каркас, имеет одну и ту же многоэтажную форму для всех трезвомыслящих людей.

Наше мировоззрение - система убеждений о мире, в котором мы живем - представляет собой иерархическую структуру информации, похожую на многоуровневую пирамиду. На каждом уровне пирамиды мировоззрения располагаются убеждения, имеющие различную силу нашего доверия - от очевидных до сомнительных. Каждый следующий возвышающийся уровень убеждений опирается на предыдущие уровни - вырастает из них. В упрощенном виде пирамиду мировоззрения можно представить в виде трех уровней, базирующихся на фундаменте:

3

теории

2 - очевидная

информация из

опыта других людей

=================

1 -убеждения из нашего опыта

=======================

ФУНДАМЕНТ : Главная Аксиома Жизни

Пройдемся по этажам пирамиды снизу доверху:

Фундаментом пирамиды мировоззрения служит Главная Аксиома Жизни (ГАЖ) - вера в существование объективного мира вокруг нас, выраженная формулой:

Вселенная = "Я" + "не Я" .

Хоть и нельзя доказать или опровергнуть наличие мира вокруг нас, тем не менее, мы принимаем ГАЖ на веру и водружаем на нее все остальные убеждения пирамиды мировоззрения.

Первый уровень нашего мировоззрения содержит убеждения, полученные непосредственно из нашего личного опыта . Это основной и самый многочисленный уровень наших убеждений - на нем располагается огромное количество очевидных и простых знаний о мире. Данный уровень самый древний и во многом совпадает с представлениями о мире людей давних эпох. Он содержит самые необходимые для жизни знания и так же важен для человека, как умение ходить и размышлять.

Здесь находится понимание трех фундаментальных категорий бытия: материи, пространства и времени и их четвертой производной - движения . Также на этом уровне лежат примерно такие наши бесспорные убеждения: я - человек; вокруг меня существуют другие люди, животные, растения и т.д.; стол - твердый; стекло - прозрачное; огурцы съедобны; гвозди ржавеют; сосульки тают; птицы умеют летать; люди могут врать и ошибаться, но иногда говорят правду; гаишники иногда машут полосатыми палками и прочие .

Убеждения первого уровня пирамиды мировоззрения рождались в нашей голове из нашей практики с самого раннего детства, когда мы начинали познавать мир, причем, многие из них подтверждались практикой неоднократно. Поэтому они являются самыми твердыми. Мы практически никогда не ставим их под сомнение, ибо наши органы чувств - самые надежные источники информации в мире .

Благодаря убеждению, что другие люди подобны нам и могут говорить правду , из первого уровня мировоззрения вырастает второй.

Второй уровень содержит очевидную информацию , подтвержденную опытом других людей. Например, некоторые люди, как мне кажется, знают из своего опыта, что в мировом океане живут киты; я же верю в эту информацию.

Если мы хотим иметь больше знаний о мире, то не можем опираться, лишь на свой опыт, но также должны доверять другим людям, у которых другой опыт и которые могут нам поведать о нем. Так распространяется культура в обществе. Обмениваясь опытом, люди обогащают мировоззрение друг друга. Именно в доверии другим людям состоит полезная функция образования, формирующего второй (а также третий) уровень нашего мировоззрения. В целях эффективного познания мира полезней прочитать книгу исследователя, который потратил свою жизнь на изучение некоторых явлений, чем самому всю жизнь изучать эти явления.

Второй уровень мировоззрения моложе первого и у людей стал активно формироваться с появлением речи, когда они научились обмениваться информацией более точно и тонко, нежели при помощи жестов и нечленораздельных криков. Затем он неоднократно убыстрял темпы роста в связи с появлением письменности, книгопечатания, средств массовой информации и прочих достижений.

На этом уровне нашего мировоззрения могут находиться примерно следующие убеждения: кобра ядовита; пингвины обитают в Антарктиде; на Северном Полюсе холодней, чем в Африке; Италия имеет форму сапога (космонавты не дадут соврать); Германия воевала с Советским Союзом; археологи находят в земле предметы, именуемые костями динозавров; железо при нагревании плавится, нефть добывают из недр Земли, бензин из нефти и т.д .

Информация, находящаяся на данном уровне, подтверждена многочисленными свидетельствами других людей, и для нас практически так же очевидна, как и факты первого уровня. Иногда мы сами убеждаемся в ней на практике, и тогда она переходит со второго уровня нашего мировоззрения на первый.

Однако сюда может затесаться и неочевидная информация: рассказы о снежном человеке, лох-несском динозавре, о привидениях или инопланетянах: "вдруг меня схватили пришельцы и затащили в НЛО". Данные свидетельства сомнительны, поскольку утверждаются лишь немногими "очевидцами", противоречат фундаментальным научным концепциям, а также подкрепляются убеждением, что другие люди могут врать и ошибаться .

Третий уровень - Теории . Это высший уровень нашего мировоззрения, т.к. теории - более сложные сооружения, включающие в себя кирпичики информации из предыдущих уровней. Как правило, чтобы открыть стоящую теорию, требуется ум гения, а чтобы ее развить - наблюдения, размышления и дискуссии исследователей разных поколений. Именно благодаря овладению достоверными теориями человек умеет конструировать ракеты, транслировать информацию в любую точку планеты, а также систематически увеличивает среднюю продолжительность своей жизни.

Здесь обычно располагаются: Теории: вероятностей, Относительности, Эволюции, Большого взрыва, глобального потепления, раздельного питания; постулат диетологии: чем больше жрешь и меньше двигаешься, тем, как правило, толще слой жировой клетчатки; религиозные убеждения, астрология, теория заговоров, вера в духов, оккультные учения, а также заезженные лозунги: "нервные клетки не восстанавливаются", "соль и сахар - белая смерть", "СПИД - чума XX века" и прочие - всё это здесь, на третьем уровне.

Следует заметить, что третий уровень - самый захламленный. Помимо верных концепций здесь много мусора - суеверий, предрассудков, недоказуемых доктрин и ошибочных гипотез, которые внедряются в мировоззрение людей ввиду их легковерия и недостатка знаний. Многие теории надуманы, непроверенны и не доказаны. Кроме того, часто люди склонны сами себе выдумывать нереальные убеждения, в которые им хочется верить. И они забывают, что недостоверные теории, хоть даже и очень красивые, не возносят человека, а сажают в лужу . Тараканы в голове в основном обитают на верхних этажах пирамиды мировоззрения.

Мы рассмотрели так называемые фактические мировоззренческие убеждения, т.е., отражающие объективный мир. Также в нашем мировоззрении присутствуют оценочные убеждения, которые пронизывают все уровни нашей пирамиды снизу доверху и отражают наше отношение к фактам окружающего мира. "Мы живем в бесцветном мире, который раскрашиваем сами" (Скилеф ). Оценки делают мир цветным. Оценки субъективны.

Мы живем в бесцветном мире,
который раскрашиваем сами

Скилеф

Оценки

Знаете, почему люди любят, ненавидят, спорят между собой и в чем причина всех войн человечества? Как оказалось, всё дело в оценках.

Все человеческие радости, горести, разногласия и проблемы произрастают из оценок, находящихся в головах людей. Человек счастлив или несчастен не от самой жизни, а оттого, как он ее оценивает. Наша жизнь состоит не из событий, а из нашего отношения к событиям. Оценки делают бесцветный мир ярким, толкают людей на поступки и заставляют их делать выбор. А т.к. всю свою жизнь мы только тем и занимаемся, что постоянно делаем выбор, то наши оценки - источник жизненного движения.

Оценки присутствуют в нашем мировоззрении наряду с фактической информацией. Оценки (мнения, точки зрения, вкусы) - это убеждения, отражающие наше отношение к фактам. И если фактические убеждения нашего мировоззрения отражают объективный мир (например, понятие "слон"), то оценки существуют, лишь в голове (слон плохой).

Наши оценки исходят из глубины нашей личности - их порождают инстинкты, шлифуют эмоции и утверждает разум. Оценки формируются человеческими потребностями, поэтому характеризуются категориями: выгодно-невыгодно, польза-вред, нравится-не нравится. В общем, человеческие оценки обычно отражают интересы людей.

Как правило, оценки измеряются шкалой "хорошо-плохо". Скажем, если сотрудник требует повышения зарплаты, значит, он считает, что это хорошо; начальник же обычно против, т.к. для него эти лишние траты - плохо.

Оценки характеризуются категориями "добро" и "зло" (например, герой, злодей). Либо отражают относительные величины (большой, сильный, много, быстро, горячо). В речи оценки часто выражаются именами прилагательными: красивый, убогий, чудесный, обычный, приятный, вульгарный, замечательный, представительный и т.д. Такие понятия, как: праведник, грешник, молодец, дурень, подвиг, разврат - выражают оценки. Фактическая информация тоже может принимать оценочные оттенки: приперся (всё-таки пришел), свалил (наконец-то ушел), скочурился (слава Богу помер). Многие жаргонные термины (круто, стремно, кайф, отстой), ругательные слова (подлец, мерзавец, сволочь, дрянь) - оценки. И матерные слова, обычно, тоже выражают оценки (no comment).

Преступный произвол, справедливое возмездие, огромный вред, худшие опасения, наилучшее благоприятствование - оценки. Понятия: добро, зло, справедливость, великодушие - оценочные понятия. Разные жизненные принципы, моральные устои, заповеди и кодексы чести - всё это оценочные системы, которые субъективны и могут отличаться как у отдельных людей, так и у целых народов. Например, в нашем обществе принято считать, что убивать - плохо, а некоторые туземцы с Андаманских островов считают, что съесть своего врага - здорово.

Оценки находятся в голове человека, а не за ее пределами. Оценки у каждого свои, совпадают у единомышленников и отличаются у оппозиционеров.

Против фактов, как говорится, не попрешь, а вот по поводу оценок люди готовы спорить всю свою жизнь, чем они и любят заниматься. Когда люди противопоставляют свои личные оценки друг другу, тогда начинаются конфликты - споры, скандалы, драки и войны. Ведь, то, что выгодно одному, может вредить другому.

Мы, как правило, сильно не дооцениваем влияние мировоззрения на наше здоровье и тело.

Казалось бы, какая разница, во что мы верим или не верим?

Все равно, чтобы быть здоровым надо правильно питаться и заниматься физкультурой. Тогда и здоровье, и тело будут в порядке. Кажется, при чем здесь мировоззрение?

Однако все не так просто.

И я хочу это продемонстрировать на реальной истории целого народа - Древней Греции.

Верования древних греков были достаточно пессимистичными. Как видно по поэмам Гомера, ничего хорошего человека не ожидает от жизни за гробом. Олимп - доля богов, Для людей - Аид. Одиссей, проникнув в Аид, видит безрадостную картину, "где мертвые только тени отшедших, лишенные чувства, безжизненно реют".

По верованиям греков, олимпийские боги заняты разборками между собой и поэтому в целом глубоко безразличны к людям.

Зевс же определяет жизни людей посредством слепого жребия. Этот жребий, который не имеет ничего общего со справедливостью. Поэтому даже героям "Илиады" их подвиги и героизм не приносит счастья. Над всем один властелин - Зевс. Как хочет, так и вершит.

Но проблема воздаяния за грехи все-таки есть и греков. По их верованиям за грехи отцов будут расплачиваться дети.

Именно это ощущение неразрывной связи поколений и дает грекам ту надежду на будущее, ради которого и стоит поступать по совести, по закону. "Доля завидная пасть в передних рядах ополчения, Родину-мать от врагов оберегая в бою " - пишет спртанский поэт Тиртей.

Т.е. греки не боятся смерти, у них нет жажды личного бессмертия, но есть вечность жизни, существующая через смену поколений. А жизнь надо прожить так, чтобы и самому были приятно, и подвиг какой-нибудь совершить. Поэтому в целом, Грецию раздирали постоянные междуусобные войны.

Но дипломаты того времени нашли выход из положения. Ифит - царь Элиды, небольшого греческого государства, на территории которого находится Олимпия, добился того, что его государство было признано нейтральным.

Отныне на территории этого государства, учреждаются "атлетические Игры, которые будут проходить в Олимпии каждые четыре года". Это произошло в 884 году до н. э.

Так в Греции установился обычай, по которому начиная с IX века до н.э раз в четыре года в разгар междуусобных войн все откладывали оружие в сторону и отправлялись в Олимпию, чтобы восхищаться гармонично развитыми атлетами и славить богов.

Олимпийские игры стали событием общенациональным, объединившим всю Грецию. Кроме того победы атлетов приравнивались к подвигу, а это существенно способствовало распространению культуры тела и здорового образа жизни.

Но в IV веке до н.э. греческий философ Пифагор начал проповедовать идею реинкарнации - идею переселения душ. Он заявил, что "душа совершает круг неизбежности, чредою облекаясь то в одну, то в другую жизнь".

Это проповедь нового мировоззрения в итоге погубило всю античную культуру, включая культуру тела.

Да, несомненные плюсы это учение несло. Теперь вместо гомеровского пессимистического Аида, ожидающего всех людей в загробной жизни, появился оптимизм возродиться в будущем, в новом теле.

Но философы того времени сразу увидели и минусы.

Многие из нас слышали знаменитую фразу Гераклита: "Многознание уму не научает ", но на самом деле эта фраза звучала так: "Многознание уму не научает, а не то оно научило бы Гесиода и Пифагора".

Минус этого учения в том, что из него следует вывод "тело - это тюрьма для души ". В теле душа отбывает наказание за ранее совершенные преступления.

Но оптимизм будущего возрождения был сильнее и постепенно большинство греков приняли это мировоззрение, а вместе с ним и утверждение "тело - это тюрьма для души".

Это учение привело к появлению страха перед телом, к отвращению к телу.

Утверждение "тело - тюрьма для души" и разрушило все античное миросозерцание.

Для греков это было очень убедительное выражение, поскольку тело - это "сома", а тюрьма, могильный знак - "сема". Это даже звучит похоже: сома-сема; тело- могила.

По замечанию платоновского Сократа "тут уж ни прибавить, ни убавить ни буквы".

Отныне, каждый благовоспитанный греческий философ - это тот, кто стыдится своего тела; тот, чья душа жаждет оторваться от тела побыстрее; тот, кто не дорожит этой жизнью. Поэтому так легко с ней расстаются (вспомните платоновского Сократа).

"Плотин, философ нашего времени, казалось всегда испытывал стыд от того, что жил в телесном облике" - пишет современник Плотина в своих воспоминаниях.

После IV века до н.э., после проповеди Пифагора, с точки зрения греческого философа, тело становится отбросом.

Да, человек и человечество глубоко больно, говорят они, но лечить тело не надо, надо лечить лучшую часть человека - душу.

Тело не надо лечить потому, что оно само по себе - болезнь и от этой болезни душа должна избавиться путем ампутации, избавления от тела. Тело - это могила, а могилу не лечат, от нее мечтают убежать.

Философы и поэты начинают называть тело "болезнью", "смертью", "роком", "бременем", "неволей", "тюрьмой", "пыткой" для души. Начинают с брезгливостью говорить о реальности пола и зачатия, и даже о факте самого дыхания.

Да, они ненавидят тело, но они не идут в пустыню и не предаются аскезе, потому что никакими постами даже и не надеются очистить свою плоть.

Итак, мы видим странный факт - идея переселения душ, принятая как основа мировоззрения ведет к страшному итогу: к ненависти своего тела и к желанию побыстрее от него избавиться.

И это касается отнюдь не только древних греков.

Вот что пишет о своем опыте наш современник, который очень серьезно увлекся модными сейчас восточными учениями и принял близко к сердцу идею о переселении душ (реинкарнации):

"Однако и другие неординарные и для меня очень странные влияния на моё сознание оказывали буддийские пути-дорожки.

Великой проницательной силой и даже мощью обладают отдельные духовные идеи. Так я глубоко в себя принял идею реинкарнации - будущего перерождения.

Всего лишь некая эфемерная, воздушная, "маленькая", невидимая идейка, мыслишка, а что она начала творить в моей душе!

Она на моём поле сознания стала вспахивать и перепахивать прежние семена, посевы и ростки - мои прошлые представления о жизни. Она стала формировать устойчивую установку, подкрепляемую движением конкретных эманаций. Она вскоре превратилась в структуру, в дерево сознания со множеством энергетических веток. Дерево росло и развивалось на моём поле…

Я обрёл уверенность, что после физической смерти снова возрождусь на земле, и это мне приносило… страдания…

Я перестал бояться смерти, я стал бояться новой жизни!

Анализируя свою прошлую жизнь, я пришёл к выводу, что, будучи устойчивым материалистом, я мог им так и прожить всю свою скучную жизнь и не открыть для себя потрясающих тайн и возможностей сознания.

Очень тяжёлый и плотный театральный занавес майи, великой иллюзии, так и держал бы меня в своём плену. А слащавый и обольстительный буддийский бог Мара, ухмылясь, всё продолжал бы и продолжал бы развлекать и занимать меня страстями и отвлекать от истины. И то, что я однажды приоткрыл завесу майи, могло быть чистой случайностью. Да и сколько нового, удивительного я уже обрёл в своём духовном поиске!

В результате неясных мутаций энергий сознания я обрёл драгоценную жизнь на Земле в драгоценном физическом теле и воспользовался уникальным шансом, одним из миллионов возможностей человеческой жизни!

Я обнаружил Учение!

Я так болезненно-долго обретал и обрёл единственный и глубокий смысл! А теперь моя новая будущая реинкарнация всё сотрёт, уничтожит и в моей новой жизни всё начнётся сначала!

Снова беспощадно закрутится старое, ржавое буддийское колесо, перемалывая и тиская мою чувствительную душу. Невыносимо! Не хочу!

Самые настоящие страдания начались во мне в связи с очередной будущей потерей! Проклятая и безжалостная карма! Тебя не умолить.

Реинкарнация… Я долго - неделями! - болезненно нёс тяжёлую ношу обречённости на повторные страдания в липкой паутине жизненной майи, пока они, наконец, постепенно не утихли и не сгладились." (Странник, "Алмаз сознания", 2006).

Итак, идея многократного будущего рождения приводит к потере страха смерти, но к приобретению страха жизни.

То же самое произошло и с греками на рубеже между IV веком до н.э. и III веком н.э. Новое мировоззрение погубило Грецию, были отменены Олимпийские игры и опять начались жестокие междуусобные войны, развалившие это государство на части.

Но замечу, что мы сейчас этого страха жизни не имеем.

Мы следим за своим телом, и отнюдь не считаем его тюрьмой для души.

Я веду рассылку под названием "Школа своего Тела", само название которой вызвало бы колики смеха у поздних греческих философов, учивших, что тело - это болезнь и тюрьма. Учить ухаживать за свои телом, по их мнению, так же бессмысленно и даже вредно, как вредно заключенному самостоятельно и добровольно укреплять стены тюрьмы, в которой он сидит.

За одно такое название своей Школы меня бы на улицах греческих полисов закидали камнями.

Но почему мы так изменились?

Что произошло в истории, что отменило мировоззрение, погубившее греческую культуру?

Почему люди стали все-таки следить за телом?

Потому что появилось новое мировоззрение.

Появилось христианство.

Мы можем легко проследить моменты, которые больше всего озлобляли греков в проповеди первых христиан, т.к. эти проповеди и реакция на них изложены в Деяниях и входят в Библию.

Когда возмутились греческие философы проповедью ап.Павла? Когда его слушатели взорвались возмущением и насмешками?

Тезис о том, что Бог Один - они восприняли спокойно.

Тезис о том, что Бог будет судить мир - тоже выслушали без гнева.

Но когда ап.Павел сказал, что Сын Божий воскрес телесно, - вот это и вызвало скандал (см.: Деян. 17, 22-34).

Мысль о том, что Иисус Христос воскрес, т.е. вернул Свою душу в Свое тело, представлялась им безумием. По мнению греческих философов это все равно, что заключенному проделать дырку в стене тюремной камеры, выбраться наружу, а потом вернуться назад в камеру и замуровать себя заново.

После слов ап.Павла о том, что "тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа ", греки стали называть первых христиан "филосарками" - "любителями плоти".

Потому что тело человека, по верованиям христиан, имеет такую же ценность, как и душа, и при воскресении человек предстанет перед Богом не теряя своей личности. Человек войдет в Вечность именно в той телесной оболочке, которая у него есть, со всеми своими органами, плотью и кровью. А это значит, что тело нужно хранить, беречь и лелеять.

Христианство вернуло людям уважение к собственному телу.

Мы сейчас живем в стране христианской культуры. Пусть мы в основном и не верующие, но христианская православная культура в целом оставалась и остается основой нашего мировоззрения.

Именно поэтому мы занимаемся спортом, не думаем брезгливо о том, что у нас есть тело, которое дышит, потеет или покрывается мурашками, мы стремимся к здоровью и долголетию, радуемся жизни и не стыдимся этого.

Не появись 20 веков назад христианство, сказавшее "тело - храм души", ничего этого бы не было.

Творят любовь и доброта.
Зло разрушая, убивает.

Человек с рождения постигает окружающий его мир посредством рецепторного восприятия, сопровождаемого словесным закреплением познаваемого. Так, призывая новорожденного к себе и называя себя, мать дает малышу понять, что это не просто самый родной на земле человек, но тот, кто сытно накормит, согреет и приласкает его. Поэтому слово МАМА у каждого из нас ассоциируется с самыми безмятежными и счастливыми днями жизни. То есть, познание человеком окружающего мира, различение и сопоставление сопутствующего ему фактологического массива сопровождается наущением.

И хотя вначале он пытается все обозначать своим собственным языком (вспомните агукания малышей), с течением времени, по мере вхождения ребенка в коллективную среду, семья, а затем общество научают его не просто обозначать образы предметов и явлений звуковыми кодами, но и помечать их положительными, либо отрицательными знаками. Так как жизнь человека вне общества не мыслима, словарно-речевой аппарат ребенка формируется так, чтобы в последующем он стал для него достаточным пропуском не только в языковую среду, но и в социальную и нравственную атмосферу общества. Таким образом, с рождения внедряя в маленького человечка определенные информационные образы, семья, школа и общество формирует, или образовывает новую уникальную личность.

В чем проявляется эта уникальность?

Во-первых , в том, что от рождения каждый из нас помечается личной, нигде более не встречающейся метой в виде папиллярного узора на кончиках пальцев.

Во-вторых , каждый из нас наделяется неповторяющейся способностью, совершенно отлично от других воспринимать, усваивать и отображать базовые образы социальной среды. Интересные наблюдения,- рядом на грядке, в одной земле, в одних условиях растут клубника и перец. Клубника превращает сок земли в сладость, а перец в горечь! Рядом на одной улице живут, вместе воспитываются, ходят в один класс одной и той же школы два сверстника. А судьбы у них сложатся по-разному.

Один будет жить в ладу с законами человеческого общежития, другой насаждать обществу собственные нормы поведения. При этом и тот и другой будут отстаивать свою правоту. Но не менее любопытно то, кого из них общество назовет добродетельным, а кого порочным? Кто оставит о себе добрую память из итогов своего бытия, а кто сожаление?

Ответ общества, в данном случае, непременно будет проистекать из доминирующих в нем на тот момент представлений о добре и зле. Ибо только коллективный разум хранит в своей среде различные нравственные категории, сопоставление которых позволяет сертифицировать стандарты человеческого поведения. Вспомните, еще совсем недавно советские люди были самой читающей нацией, чьей духовной пищей, по преимуществу, были шедевры мировой литературы. Кто из тогдашних читателей мог себе представить кумиром рвача, бандита или предателя!?

Этого не было! И потому случаев «прорыва» дикости в повседневный быт было ничтожно мало. В отличие от современных писателей и кинематографистов, поставивших человеческие пороки на конвейер, массовая образованность советского общества отторгала их тогда как инородные тела.

Действительно, универсальных нравственных заповедей в каждом обществе относительно немного, но различная способность их усвоения человеком, предопределяет в последующем вариативность сумм его положительных и отрицательных поведенческих качеств. Тоже и на уровне общества. Словом, как в музыке. Нот всего семь, но их различные комбинации позволяют создавать бесчисленное множество (сольных и в составе оркестра) неповторимых музыкальных произведений, (кстати, не обязательно высокохудожественных).

Итак, человек - гражданин, помимо собственной неповторимости и уникальности, обязательно является социальным продуктом. И потому вывод напрашивается сам; - тем совершенней и безконфликтней общество или нация, чем больше в нем правильно образованных (воспитанных) людей.

Генетический код человека сложен таким образом, что на освоение каких - либо жизненных навыков ему отводится совершенно определенное время. Так, на восприятие и воспроизведение речи ему отводятся первые три года жизни. В случае изъятия ребенка из языковой среды в этом возрасте, его затем практически невозможно научить разговаривать.

Из каких же базовых образов - блоков, и в какой последовательности складывается фундамент личности человека? Совершенно очевидно, что основой для формирования его мировоззрения, прежде всего, служат нравственные устои первой социальной ячейки - семьи. Взаимоотношения родителей между собой и с детьми, братьями, сестрами, дедушками и бабушками, царящая там атмосфера любви или разлада. Затем в процесс коррекции мировоззрения включаются учителя, друзья и иные коллективы, привнося в воспитательное воздействие доминирующие социальные требования. При этом, незыблемой платформой для начального образовательного процесса, вплоть до недавнего времени оставались любовь и героика.

И если фундаментные блоки - образы, определяющие мировоззренческую позицию, во-первых, отформованы без изъянов, а затем сложены последовательно и ровно, такой человек с большой долей уверенности, бесконфликтно войдет в общество, станет полноправным его членом. Потому что все последующие образы - знания у него будут иметь под собой прочный, нерушимый фундамент. А значит, минимален риск его антисоциального поведения, ибо нажитой информационный багаж будет служить ему безошибочным путеводителем в самых сложных ситуациях. И наоборот.

Осетины по этому поводу говорят коротко, но емко; - если посадил грушу, не ищи потом под ней яблоки.

Или, человек есть то, сколько он познал.

Чем больше положительного знает и понимает человек, чем интеллигентней он, тем его жизнь ровней и комфортней. И наоборот, чем меньше он знает и понимает, тем жизнь его конфликтней и сумбурней. Если согласиться со строгим иерархическим порядком в биосфере, то надо принять безоговорочно и то, что человек от рождения, как высший представитель биологической цепи, прообраз и подобие Божье, послан создателем на Землю этаким арбитром, наблюдающим за соблюдением «Божьего промысла» на нашей планете. Но зачастую, не сумев осознать собственную уникальность в составе человеческого сообщества, собственную ответственность за происходящие в обществе процессы, иные люди бездумно выводят себя за рамки общежития, обрекая себя и окружающих на муки. А виной тому, прежде всего, их слабый психотип, усугубленный неправильным образованием. Точнее, необразованностью!

Наличие у таких деятелей даже институтских дипломов и ученых степеней ни о чем не говорит. Для таких дипломы являются лишь инструментом для решения имущественных проблем.

Высокообразованные субъекты уничтожали СССР вовсе не из ненависти к Сталину, а из-за возможности что-то урвать при сбыте бескрайних территорий страны вместе с неисчерпаемыми природными ресурсами (одна только сдача Шеварднадзе шельфа Берингова пролива чего стоит!). При этом мы как-то стыдливо опускаем, что вместе с территорией они за гроши продали и нас.

Эти, с позволения сказать «люди» из-за пробелов в начальном образовании (воспитании), сызмальства усвоившие несправедливость как некую общественную норму, дорвавшись до вершин власти, закономерно превратились в мощные генераторы зла. Вспомните, с каких ужасающих катастроф начинался приход к власти Горбачева, Ельцина, Дзасохова, Путина.

Сегодня их политику в более утонченной форме продолжают современные российские чиновники, без зазрения совести ошкуривающие собственный народ и страну. Думаю, вышеизложенное не тайна за семью печатями и потому многие наши сограждане понимают истинный смысл реформы образования в России.

В частности, почему правильное советское образование меняется на неправильное американское образование.

Я же представляю ее смысл в том, чтобы разрушить базовое образование, - фундамент правильного мировоззрения. Личность детей «убивают» на взлете, пока они не успели стать гражданами! И потому ответственными за процесс одичания россиян назначили школу!

Именно поэтому насильно внедряется в школу ЕГЭ и скандальный образовательный стандарт Фурсенко!

Именно поэтому мы барахтаемся в помоях порнографии, чтобы на уровне семьи разрушить в новых поколениях правильное мировоззрение!

Именно поэтому пропагандируются однополые и гражданские браки!

Конечной же целью этого преступного, на мой взгляд, замысла является консервация мировоззрения россиян на пещерном уровне для беспрепятственного грабежа принадлежащих им от рождения природных богатств!

Тамерлан Цомайты