Практические задания по обучению грамоте для дошкольников. «Первые уроки грамоты». Дидактические игры для обучения грамоте

Окраска

Фаина Колесникова
Картотека заданий для воспитателей по обучению грамоте (подготовительная группа)

Тема : «Звук. Буква. Слово. Предложение»

1). Дифференциация понятий «звук» -«буква» (Звук-это то, что мы слышим. Звуки бывают неречевые и речевые. Пример речевых и неречевых звуков. Буква- это то, что мы видим. Буква обозначает речевой звук. Спросить у детей, как они думают, для чего люди придумали буквы.)

2). Дифференциация понятий «звук» -«слово» .

Напомнить, что всё, что мы видим, что делаем, что чувствуем, мы обозначаем словами. Бывают слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.

Д/и «Будь внимательным» (произносишь звук-дети хлопнули, слово-подняли руки) .

3). Дифференциация понятий «слово» -«предложение» .

Если несколько слов «дружат» и помогают нам что-то узнать, значит это предложение.

Д/упр. (стоят, полке, игрушки, на. Дети, пирамида, строить и т. д., 3-4 задания .

4). Дифференциация понятий «звук» , «слово» , «предложение» .

Д/и «Будь внимательным» .

Тема : «Звуки и буквы «А» , «У» .

1). Характеристика звука «А» (он гласный, произносим свободно) .

Д/и «Кто больше» слова со звуком «А» в начале слова, в середине, в конце.

2). Выделение звука «А» из ряда звуков.

3). Характеристика звука «У» . Д/и «Эхо» (выделение первого ударного гласного в словах удочка, утро, утка, уж, умный, узкий, ужинать, умничать).

4). Выкладывание букв «А» , «У» из палочек.

5). Отбор картинок для Ани и Ули (разделить со зв. «А» , со зв. «У» ).

Тема : «Звуки и буквы А, У, О»

1). Характеристика звуков А, У. Игра «Хлопай, топай, не зевай» . Хлопать на слово, в котором присутствует звук А, топать на слово со звуком У.

2). Поделить на слоги слова : утка, тучи, лужи, туман, дача, груша. Определить место звуков А и У в этих словах.

3). Характеристика звука О. Упр. «Эхо» дети повторяют только первый звук в словах : осень, Оля, осы, окунь, облако, обувь, отдых. Последний звук : окно, колесо, стекло, ведро, крыло.

4). Игра «Выложи мою песенку кружочками» . Звуковой анализ звукокомплексов : АУ, АОУ, О, ОА, УАУ.

Тема : «Звуки и буквы И, Ы»

1) Характеристика зв. [и]. Отбор картинок , в названии которых есть звук [и].

2) Выкладывание схем звукосочетаний АИ, ИУА, ИОИ.

3) Определение места звука в словах Ира, помидор, редис, овощи.

4) Упражнение «Повтори последний звук» в словах : помидоры, огурцы, перцы, баклажаны, качаны, огороды.

5) Выкладывание букв А,У,О,И,Ы из палочек.

Тема : «Звуки и буквы А, У, И, О, Ы. Звуки [Н], [Н‘], буква Н»

1). Звуковой анализ звукосочетаний ИА, АУ, АИУ, ОИА. Выкладывание буквами этих сочетаний.

2). Дифференциация предлогов «НАД» и «ПОД» . Составление детьми предложений с этими предлогами и выкладывание схем этих предложений.

3). Печатание букв А, У, И, О, Ы и слов АУ, ИА, УА под диктовку.

4). Произнесение звуков [н], [н‘], их характеристика. Определение места звуков Н, Н’ в названиях картинок .

Тема : «Звуки «Н-Н’» , «М-М’» , буквы «Н» , «М»

1). Произнесение, характеристика звуков М-М’. Определить место звука[М]или[М‘] в словах : малина, компот, шум, дом, месяц, восемь.

2). Звуковой анализ слогов МА, МИ, УМ, УМЫ.

3). Упражнение «Угадайте слово» в-ль телодвижениями показывает слово : МЫ, УМ, АМ, ОНА. Дети угадывают слово, затем выкладывают его из букв разрезной азбуки.

4). Игра «Картинки для Маши и Нины » (Маша любит картинки , в названии которых есть зв. М или М’, а Нина со зв. Н или Н’).

Тема : «Звуки Т, Т’, буква Т. Звуки К, К’, буква К»

1). Игра «Чудесный мешочек» с картинками на звуки Т , Т’. ребёнок достаёт картинку и определяет место звука в слове.

2). Звуковой анализ слогов : ТА, УТ, ТИ; слов : ТАМ, ТИМА.

3). Чтение слогов и слов с буквой Т.

4). Характеристика звуков К, К’. Игра «Картинки для Кати и Киры » . Учить дифференцировать звуки К и К’.

Тема : «Звуки и буквы К-Т»

1). Сравнительная характеристика звуков К и Т. (Похожи : согласные, глухие, твёрдые;

отличия : при Т- работает кончик языка, он переднеязычный, при К работает корень языка, он заднеязычный. Игра «Картинки для Кати и Тани » .)

2).Звуковой анализ слов : КОТ, КИТ.

3).Выкладывание слогов и слов из букв разрезной азбуки : МАК, КОТЫ, КОМ, НОТА.

Тема : «Звуки [п],[п‘], буква П»

1).Характеристика звуков [П], [П’]. Игра с картинками на звуки П , П’ «Чудесный мешочек» . (Ребёнок вытягивает картинку , называет её и определяет место звука в её названии.)

2).Преобразование слогов и слов : АП-КАП-ПИК-ПИКА (работа с разрезной азбукой) . Развивать внимание и мышление, учить думать, какую букву (слог) нужно заменить, убрать или добавить.

3).Звуковой анализ слов : ПУМА, ПОНИ.

4).Составление предложений со сложными предлогами ИЗ-ПОД и ИЗ-ЗА. Выкладывание схем этих предложений.

Тема : «Звуки С, С’, буква С»

1) Произнесение, характеристика звуков С, С’.

Игра с картинками на звуки С , С’ «Угадай, что изменилось» .

2) Звуковой анализ слов : нос, сом, Сима.

3) Преобразование слов из букв разрезной азбуки : НОС-СОН-СОК-СОМ-СОТЫ.

Тема : «Звуки Х, Х ’, буква Х»

1).Произнесение и характеристика звуков [х],[х‘]. Игра с картинками на звуки [х] ,[х‘] «Чудесный мешочек» . Дети вытаскивают картинку , затем определяют место звука в слове.

2).Чтение и преобразование слов : ух-ухо-пух-муха-хата.

3).Отгадывание предметов по описанию с установкой на запоминание отгадок :

Мягкий, душистый, вкусный, свежий, с хрустящей корочкой. (Хлеб.)

Мягкий, но не хлеб, пушистый, но не мех, белый, но не снег. (Пух.)

Маленькая, черная, по комнате летит, звонко жужжит. (Муха.)

Игра "Запомни, повтори" (повторить все отгадки по цепочке) .

Тема : «Звук и буква Э»

1).Произнесение, характеристика звука. Игра «Найди картинку » со звуком Э в названии.

2). Звуковой анализ слов : ЭХ, ЭТИ, ПОЭТ.

3). Выкладывание слогов и слов из букв разрезной азбуки под диктовку.

Тема : «Звуки «Г-Г’» , буквы «Г» , «К» .

1). Произнесение, характеристика звуков [Г-Г‘]. Отбор картинок для Гали и Гены (Галя любит на [г], а Гена на [г‘]) .

2). Звуковой анализ слов : ГУСИ, ГНОМ, НОГА.

3). Сравнительная характеристика звуков [К]-[Г], чем похожи, чем отличаются. Игра «Замени первый звук, получи новое слово» калина-Галина, кол-, кости-, колос-, корка-, кора-….

Тема : «Звуки «Б-Б’» , буква «Б» .

1). Произнесение звуков [б-б‘]. Сравнительная характеристика звуков. Игра с картинками «Быки и бизоны» . (По очереди подходят к столу, берут картинку и комментируют : «Я беру банку, потому что я бык» ).

2).Преобразование слов : БАК-БОК-БУК-БЫК-БЫКИ (разрезная азбука) .

3). Упр. «Составь предложение из слов» Через, зайчик, кустик, прыгнул. Из-за, выехала, дома, машина, красная. Дивана, пушистый, вылез, из-под, котёнок. Дорога, высокими, деревьями, между. Выбежала, из-за, мышка, тумбочки, серенькая.

4). Сравнительная характеристика звуков Б-П, Бь-Пь. Упражнение «Скажи наоборот» па, па- ба,ба; по,по – бо,бо; пи,пи- би,би; бя,бя- пя,пя и т. д.

Тема : «Звуки [д],[д‘], буква Д» .

1). Произнесение, описание артикуляции, характеристика звуков [д], [д‘].

Звуковой анализ слов ДОМ, МОДА, ДИМА.

2). Игра «Чудесный мешочек» . Дети достают картинку и определяют место звука [д] или [д‘].

3). Преобразование слов из букв разрезной азбуки ДОМ- ДЫМ- ДЫМОК-ДОМИК.

4). Составление предложений с дальнейшим анализом и схемой.

Тема : «Звуки [с],[с‘],[з],[з‘], буквы С,З»

1).Произнесение звуков [с],[з], уточнение артикуляции, сравнительная характеристика. То же со звуками [с‘],[з‘].

2) Печатание букв С и З на досках маркером.

3) Упр. «Назови только гласные в словах» МОРОЗ, ПРАЗДНИК, ХОРОВОД,

НОВЫЙ ГОД, МАСКИ.

4) Упр. «Угадай слово» по телодвижениям (воспитатель загадывает ) ЗИМА,

САНИ, ЗОНТ, СОК, КОСЫ.

Тема : «Звуки «В-В’» , буква «В»

1)Произнесение, описание артикуляции, характеристика звуков. Игра «Ромашки» с картинками на дифференциацию звуков [в]и[в‘]. (Два кружочка, синий и зелёный-сердцевины ромашек. Лепестки-картинки .)

2) Преобразование слов : ИВА, ИВАН, ДИВАН, ДИВО, ВОВА, КВАС, БУКВА.

3)Учить распространять простые предложения. Дети составляют предложение из 4 слов, выкладывают схему этого предложения, затем дополняют его определениями или другими членами, отражая это на схеме.

4) Игра «Филины и Вороны» . Дети делятся на две команды : Филины и Вороны. Филины выбирают картинки со зв . [ф][ф‘], а Вороны – картинки со зв . [в][в‘].

Тема : «Звуки [з],[з‘], буква З»

1)Произнесение, характеристика звуков [з-з‘]. Игра «Картинки для Зои и Зины » .

2)Упражнение «Назови только гласные звуки» с определением ударного гласного в словах : хвост, жираф (ы,а, медведь (э,э, кенгуру, бегемот (э, э, о) .

3)Упражнение «Составь предложение» с предлогом «Из-за» по словам : зайка-дерево, незабудка-куст, роза-дерево, звезда-луна, коза-дом, зонт-шкаф (Из-за куста видно незабудку. И т. д.)

4)Выкладывание предложений из букв разрезной азбуки :

Это Зина. У Зины санки.

Тема : «Звук [ц], буква «Ц»

1). Произнесение, описание артикуляции, характеристика звука [ц].

Игра «Кто больше» (назвать слова с этим звуком в начале слова, в середине, в конце слова) .

2). Игра «Чудесный мешочек» (В мешочке картинки со звуком [Ц] . Ребёнок достаёт картинку , определяет место звука в слове и ударный гласный.)

3). Выкладывание предложений из букв разрезной азбуки : Тут овца. Там птица.

4). Игра «Покажи букву» . Воспитатель произносит слова со звуком [С] или [Ц], а дети показывают соответствующую букву.

Слова : сок, цирк, птицы, свет, цвет, сова, танцы, носки, суп, огурцы, санки, сабля, цапля, молодцы.

Тема : «Звук и буква «Ш» .

1). Произнесение, характеристика звука [ш](шипящий, всегда твёрдый) . Игра с картинками на звук [ш] «Что изменилось?» .

2). Упражнение «Назови только гласные звуки. Какой из них ударный?» в словах : шуба, машина, малыши, шалаш, фарш, шелест, шум, шорох, пушка, мышка, груши, хороший, тишина.

3). Составление слов из больших кубиков : шум, каша, шаги, машина, шуба, шапка.

4). Игра «Измени слово» (чтобы появился звук [ш]) . Петух-петушок, орех - орешек,

мама-, хлеб-, черепаха-, зима -, муха-, муравей -, рыба-, горох- …., ведро-, заяц-, дом-….

5).Чтение слов и предложений. Закрепление правила : ШИ- слышим Ы, а пишем И.

Тема : «Звуки «С» -«Ш» , «Звук и буква «Ж» .

1). Сравнительная характеристика звуков [с],[ш](что общего, чем отличаются) .

Игра «Картинки для Сони и Шуры »

2).Игра «Найди лишнее слово» . Шоколад, сосиски, шашлык, каша. Сок, сметана, шпроты, сыр.

Салат, картошка , чипсы, колбаса. Рис, мясо, чеснок, шпинат и т. д.

3). Упражнение «Скажи наоборот» . Са-са – ша-ша, со-со – шо-шо, аш-аш – ас-ас, ос-ос-, су-су-, ши-ши-… и т. д.

4). Произнесение звука хором и индивидуально, описание артикуляции. Характеристика звука. Игра с картинками на зв . [ж] «Чудесный мешочек» . Ребёнок достаёт картинку и определяет место звука [ж] в этом слове.

Тема : «Звуки и буквы Ж-Ш»

1) Произнести звуки Ж-Ш, дать им характеристику. Определить в чем сходство и различие этих звуков. Игра «Картинки для Жанны и Шуры » .

2) Игра «Наоборот» . (Вос-ль произносит слог со звуком [ж], дети заменяют его на звук [ш] и произносят новый слог и наоборот).

Жо-шо, ша-жа, ажа-аша, ижи-иши, ужу-ушу, ошо-ожо и т. д.

3) Определение ударного гласного в словах : Родина, страна, Отчизна, Отечество, посёлок, Москва, столица и т. д..

4) Закрепить правило : в слогах ЖИ-ШИ слышим Ы, а пишем И.

Печатание слов : ужи, Пыжик, ошибка, шина.

Тема : «Звуки Ш-Ж. Звук и буква Ч»

1). Произнесение звуков Ш-Ж, описание артикуляции. Сравнительная характеристика звуков Ш-Ж. Игра «Картинки для Жанны и Шуры » .

2). Закрепление правила : ШИ, ЖИ – пиши с буквой И.

Печатание слов под диктовку : шипы, живи, скажи, наши.

3).Игра «Чудесный мешочек» с картинками . Дети достают картинку , в названии которой есть звук Ш или Ж и определяют ударный гласный звук в названии этой картинки .

4). Произнесение звука Ч, описание артикуляции. Характеристика звука Ч.

Словообразование отчеств мужского рода - упражнение "Назови отчество сына": У Глеба сын Глебович, у Ивана - Иванович, у Ильи -, у Максима -,

у Романа - и т. д.

Тема : «Звуки «Ж-З» . Звук и буква «Ч» .

1). Произнесение звуков [ж]-[з]. Сравнительная характеристика звуков [ж]-[з].

Игра с картинками «Жирафы и зебры» . Дети делятся на две команды «Жирафы» и «Зебры» . На столе картинки со звуками [ж] ,[з] в названии. Каждая команда отбирает «свои» картинки .

2). Игра «Найди ошибку» . Воспитатель выкладывает слова : НОЖЫ, МЫШЫ.

Предложение : У МашЫ жЫвут ужЫ.

Дети находят ошибку и правильно выкладывают слова из букв разрезной азбуки. Закрепляют правило : ШИ, ЖИ пиши с буквой И.

3). Упражнение «Назови ударный гласный» . Слова по теме.

4). Произнесение звука [ч], описание артикуляции, характеристика звука.

Упражнение «Измени слово» . Нужно изменить слово так, чтобы появился звук [ч]:

стул- стульчик, замок, шнурок, узелок, носок, блин, диван, батон, тумба;

легко-легче, мягко, громко, жарко, ярко, богато, мелко, крепко;

Ваня-Ванечка, Оля, Гриша, Таня, Петя, Валя, Диана, Ангелина.

Тема : «Звуки [Ч-Т’]» .

1). Сравнительная характеристика звуков : чем похожи, чем отличаются.

Повторить (индивидуально) за воспитателем серию слогов :

ча-ча-тя, тя-тя-ча, тя-ча-тя, тя-ча-ча, ча-тя-тя, ча-тя-ча.

2). Заменить звук [Ч] на звук [Т‘] в словах. Какие слова получились? Составить с каждой парой слов предложения.

Мяч-мять, бич-, чёлка-, печка-, ткач-, чётко-, речка-, печь-, вечер-, зачем-….

Тема : «Звук и буква Щ» .

1).Произнесение звука хором и индивидуально, описание артикуляции, характеристика звука[щ]. Игра «В стране великанов» при помощи звука [щ], преврати любой предмет в предмет из страны великанов : дом-домище, топор-топорище, куст-, нос-, усы-, слон-, кот-, лопата-… и т. д.

2). Звуковой анализ слов : ЩИТ, ЩУКА, ВЕЩИ (в’, э, щ, и, ЩЕНОК (щ, э, н, о, к) .

3). Письмо слов под диктовку печатными буквами, чтение :

ЩУКА, ЩУЧКА, ЧАЩА.

4). Преобразование слов : ЩИТ – ЩИ - ИЩИ- ПИЩИ- ПИЩИТ-ПИЩАТ-ПИЩА. Использовать звуковые экраны.

Тема : «Звуки Щ-Ч-С’-Т‘. Звук и буква Й»

1). «Исправь ошибки» . Он летишь на самолёте. Мы пишет письмо. Мама кормишь ребёнка. Мальчик идём в школу. Дети смотрю кино. Люди идём по улице. Часы идёт точно. Собака громко лаем. Кошка ловлю мышку. Девочка пою песню.

2). Преобразовать слова с помощью букв разрезной азбуки :

Щука-щучка-щучки-щуки-щука.

3). Определить ударный гласный в словах по теме.

4). Произнесение, характеристика звука [й].

Рассмотреть ряд картинок , назвать их, выбрать только те, в названии которых есть звук [й], определить место звука [й] в этих словах.

Тема : «Буква Е. Буква Ё»

1). Буква Е, в чём её особенность. (Обозначает два звука [й],[э]. «Приказывает» согласным становиться мягкими.) Чтение слогов и слов с буквой Е.

2).Игра «Чудесный мешочек» . Дети достают картинку , в названии которой есть буква Е, называют её, определяют количество слогов по количеству гласных, и, какой гласный ударный.

3). Выкладывание предложения из букв разрезной азбуки, предварительно проанализировав его. Лена ест конфету.

4) Рассматривание буквы Ё, характеристика-оптико-пространственного положения буквы. Выкладывание буквы Ё из палочек и пуговиц. Объяснить, что на письме буква Ё обозначает мягкость предыдущего согласного (Буква Ё- командир. Приказывает : «Становись мягким!» ). Чтение слогов с буквой Ё.

Тема : «Буква Ю. Буква Я» .

1) Рассматривание буквы Ю, характеристика-оптико-пространственного положения буквы. Выкладывание буквы Ю из палочек и пуговиц. Объяснить, что на письме буква Ю обозначает мягкость предыдущего согласного (Буква Ю- командир. Приказывает : «Становись мягким!» ). Чтение слогов с буквой Ю.

2) Упражнение «Договори окончание слова буквами Ё, Ю и назови слово целиком» .

Ю : сто, по, жу, да, мо, топа, чита, хлопа,

Ё: ружь, копь, мыть, бель, зверь, жиль….

3) Упражнение «Эхо» (определение количества слогов по количеству гласных, выделение ударного звука в словах по теме).

4) Рассматривание буквы Я (описание) . Называние слов с буквой Я. Чтение слогов и слов с буквой Я в букваре.

Тема : «Звуки [Л],[Л‘], буква Л» .

1). Произнесение, описание артикуляции, характеристика звуков [л], [л‘]. Игра «Четвёртый лишний» по картинкам (есть звук-нет звука, в начале слова - в конце слова, твёрдый-мягкий) .

2). Какие слова получатся? Если убрать из слов звук Л : клок-(кок, плот-, слон-, клуб-, слова-, глаз-…. Если первый звук заменить на звук Л’: мёд-(лёд, вес-, тюк-, пень-, печь-, песок-, вещь-… .

3). Упражнение с разрезной азбукой «Поменяй буквы местами, получи другое слово»

ЛЕС (СЕЛ, ЛИСА (СИЛА, ВОЛ (ЛОВ, ПИЛА (ЛИПА) .

4). Чтение небольших текстов с пройденными буквами.

Тема : «Звуки [р],[р‘], буква Р» .

1). Произнесение, описание артикуляции, характеристика звуков [р],[р‘].

Игра на дифференциацию звуков [р]-[р‘] «Картинки для Раи и Риты » .

2). Игра «Скажи наоборот» : Ра-ар; ру-ур; ор-ро; рэ-эр; ир-ри.

Рэ-ре; ро-рё; ря-ра; ру-рю; ри-ры.

3). Игра «Добавь звук Р» в слова : ковать-(кровать, каска-, кошка-, Кай-, кот-, пуд-… .

4). Игра «Переставь буквы» в словах. Использовать разрезные азбуки.

РАМКА, АКТЁР, КАРП

3 2 1 4 5 5 4 1 23 4 2 3 1

Тема : «Звуки и буквы «Р» , «Л» .

1). Сравнительная характеристика звуков [р]-[л]. Упр. «Повтори пары слов» : лак-рак, лавка-рамка, лук-друг, клад-краб, лыжи-рыжик, ложки-рожки.

2). Игра «Отними звук» (в-ль называет слова, а дети должны произнести слово, отняв первый звук : крот, гром, плуг, укол, Шура, брак, фрак, оплот.

3). Напечатать предложение, предварительно составив его схему : Рита прыгает через ручей.

4). Чтение карточек с небольшими текстами.

Тема : «Буква «Ь» .

1). На что похож «Ь» ? Объяснить, что буква «Ь» не обозначает звук, а указывает на мягкость согласного. Сравнить пары слов, обратив внимание на то, что с появлением «Ь» меняется смысл слова : угол-уголь, вес-весь, ел-ель, ясен-ясень, мел-мель, пыл-пыль. Использовать разрезные азбуки. Объяснить значение каждой пары слов.

Тема : «Буква Ъ»

1). Буква Ъ- необычная буква. В чём её особенность? Чтение слов с «Ъ» .

Чтение коротких текстов.

2). Игра «Цепочка слов» придумывание слов на последний звук.

3). Игра с разрезной азбукой «Волшебники» (изменить, убрать или добавить в слова букву так, чтобы получилось другое слово : КОТ (крот, МУХА (уха, ТАК (танк, СОН (сын, сок, ГОД (гол, гид, СУК (суп, суд) .

4). Игра «Назови слово» по первым звукам слов : ухо, рак, осы, каша - урок,

кошка, нитка, имя, гол, Аня – книга и т. д.

Тема : «Повторение»

1) Игра «Узнай букву» . Ребёнок закрывает глаза. В это время в-ль «пишет» на руке ребёнка любую букву. Ребёнок угадывает.

2) Чтение и пересказ коротких текстов. (2-3 простых предложения.)

3) Печатание слов. Игра «Угадай слово» . Со-со-со, ва-ва-ва получается (сова, Бук-бук-бук, ва-ва-ва, получается (буква) и т. д. Отгадки дети печатают.

4) Составление предложений с предлогами по сюжетным картинкам .

Ирина Семыкина
Картотека домашних заданий по обучению грамоте

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Какой звук в начале слов

он слышит чаще других.

Алик с Аллочкой дружил,

Алле астры подарил.

А ] в начале из этого двустишия (Алик, Аллочкой, Алле, астры ).

3. Помогите ребенку вспомнить другие имена, начинающиеся

со звука [А ] (Аня, Аля, Алена, Алина, Алиса, Арина, Антон, Алеша, Андрей ).

4. Объясните ребенку, что звук [А ] можно петь. Пусть он поет этот звук на любую мелодию. Расскажите ему о том, что все звуки, которые можно петь и которые мы произносим легко, называются гласными звуками . Помогите ребенку запомнить: [А] - гласный звук.

А ].

А в начале слова

7. Вместе с ребенком нарисуйте предметы, названия которых

начинаются со звука [А ]. Подпишите картинки печатными буквами, покажите букву А в названиях.

8. Читаем слоги.

АУ УА

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

он слышит чаще других:

Ира с Игорем играли

И игрушки разбросали.

2. Попросите ребенка произнести слова со звуком [И ] в начале из этого стихотворения (Ира, Игорем, играли, игрушки ).

3. Помогите ребенку вспомнить другие имена,

начинающиеся со звука [И ] (Инна, Ия, Илона, Иван, Илья, Игнат ).

4. Объясните, что звук [И ] можно петь. У нас во рту нет преграды, когда мы его произносим. [И] - гласный звук.

5. Вклей в тетрадь букву обозначающую звук [И ].

6. Вспомните и напишите слова к схеме:

И в начале слова

7. Нарисуйте или приклей картинки вместе с ребенком, названия которых начинаются со звука [И ]. Печатными буквами подпишите все картинки. Пусть ребенок покажет и подчеркнет букву И

8. Читаем слоги.

АИ ИА УИ ИУ

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

1. Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук

в начале слов он слышит чаще других:

Осень ранняя

настала, Оля с осликом гуляла.

2. Попросите ребенка произнести слова со звуком [О ]

в начале из этого двустишия (осень, Оля, осликом ).

начинающихся со звука [О ] (озеро, окна, облако, обруч, окунь, овощи ).

4. Объясните, что звук [О] - гласный , его можно петь.

5. Поупражняйте ребенка в выкладывании буквы О из веревочки,

в рисовании на бумаге и в воздухе.

6. Вклей в тетрадь букву обозначающую звук [О ].

7. Вспомните и напишите слова к схеме:

О в начале слова

8. Нарисуйте вместе с ребенком предметы, названия которых

начинаются со звука [О ]. Будьте внимательны и не допустите ошибок: например, слова очки, орехи, окно произносятся со звуком [А ] в начале.

Выбирайте те слова, где звук [О ] в начале слова находится в ударной позиции. Подпишите картинки печатными буквами. Пусть ребенок покажет и подчеркнёт букву О в словах, а потом покажет другие пройденные буквы.

9. Читаем слоги.

АО ОА УО ОУ

Прочитай буквы по таблице:

6. в левом нижнем углу.

А У И О

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

1. Прочитайте ребенку стишок и выясните,

Это Эля, Эмма, Эдик

Едут на велосипеде.

2. Попросите ребенка произнести слова со звуком [Э ]

из стихотворения (это, Эля, Эмма, Эдик ).

3. Помогите ребенку подобрать как можно больше слов,

начинающихся со звука [Э ] (эму, эта, эти, эхо ).

Выбирайте только те слова, которые начинаются с ударного [Э ].

4. Попросите ребёнка рассказать характеристику звука [Э ].

5. Вклей в тетрадь букву обозначающую звук [Э ].

6. Вспомните и напишите слова к схеме:

Э в начале слова

7. Нарисуйте вместе с ребенком предметы, названия которых

начинаются со звука [Э ]. Выбирайте те слова, где звук [Э ] в начале слова находится в ударной позиции.

Подпишите картинки печатными буквами.

Пусть ребенок покажет и подчеркнёт букву.

8. Прочитай буквы по таблице:

1. слева направо; 2. сверху вниз; 3. в левом верхнем углу;

4. в правом нижнем углу; 5. в правом верхнем углу;

6. в левом нижнем углу.

А У О И

9. Анализ звукобуквенных рядов.

Взрослый произносит звуковой ряд и просит ребёнка ответить на вопросы:

Какой звук первый, последний, в середине?

Прочитай

АЭУ; ИЭО; ЭУА; ИУЭ

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

1. Прочитайте ребенку стишок и выясните,

какой звук он слышит чаще других:

На глазах у детворы Улетают ввысь шары.

2. Попросите ребенка произнести слова со звуком [Ы ]

из этого стихотворения (детворы, ввысь, шары ).

3. Помогите ребенку подобрать как можно больше слов,

4. Объясните, что звук [Ы] - гласный , его можно петь.

Когда мы его произносим, у нас во рту нет преграды.

5. Вклей в тетрадь букву обозначающую звук [Ы ].

6. Вспомните и напишите слова к схемам:

Ы в конце слова

7. Прочитай буквы по таблице:

1. слева направо; 2. сверху вниз; 3. в левом верхнем углу;

4. в правом нижнем углу; 5. в правом верхнем углу;

6. в левом нижнем углу.

Уроки для будущих первоклассников. Пособия для родителей и педагогов:

  1. Игры на обучение грамоте для детей 5-6 лет в детском саду
  2. Развивающие игры для детей старшей группы детского сада
  3. Игры для обучения грамоте дошкольников старшей группы

Игра «Узнай, кто какие звуки издает?»

Цель

: набор предметных картинок (жук, змея, пила, насос, ветер, комар, собака, паровоз).

Описание : воспитатель показывает картинку, дети называют изображенный на ней предмет. На вопрос «Как звенит пила, жужжит жук и т. д.» ребенок отвечает, а все дети воспроизводят этот звук.

Игра «Чей голосок?»

Цель : развивать слуховое восприятие.

Описание : водящий становится к детям спиной, и все они хором читают стихотворение, последнюю строчку которого произносит один из детей по указанию воспитателя. Если водящий угадывает его, указанный ребенок становится водящим.

Примерный материал :

Мы немножко поиграем, как ты слушаешь, узнаем.

Постарайся, отгадай, кто позвал тебя, узнай. (Имя водящего.)

К нам кукушка в огород залетела и поет.

А ты, (имя водящего), не зевай, кто кукует, отгадай!

Сел петух на забор, закричал на весь двор.

Слушай, (имя водящего), не зевай, кто петух у нас, узнай!

Ку-ка-реку!

Игра «Угадай звук»

Цель : отрабатывать четкость артикуляции.

Описание : ведущий произносит звук про себя, четко артикулируя. Дети по движению губ ведущего угадывают звук и произносят его вслух. Угадавший первым становится ведущим.

Игра «У кого хороший слух?»

Цель : развивать фонематический слух, умение слышать звук в слове.

Игровой материал и наглядные пособия : набор предметных картинок.

Описание : воспитатель показывает картинку, называет ее. Дети хлопают в ладоши, если слышат в названии изучаемый звук. На более поздних этапах воспитатель может молча показывать картинку, а ребенок проговаривает название картинки про себя и реагирует так же. Воспитатель отмечает правильно определивших звук и тех, кто не смог его найти и выполнить задание.

Игра «Кто в домике живет?»

Цель : развивать умение определять наличие звука в слове.

Игровой материал и наглядные пособия : домик с окошками и кармашком для выкладывания картинок, набор предметных картинок.

Описание : воспитатель объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [л]. Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них тех, в названиях которых есть звук [л] или [л’]. Каждая правильно выбранная картинка оценивается игровой фишкой.

Примерный материал : еж, волк, медведь, лиса, заяц, лось, слон, носорог, зебра, верблюд, рысь.

Игра «Кто больше?»

Цель : развивать умения слышать звук в слове и соотносить его с буквой.

Игровой материал и наглядные пособия : набор известных уже детям букв, предметные картинки.

Описание : каждому ребенку раздается карточка с одной из известных детям букв. Воспитатель показывает картинку, дети называют изображенный предмет. Фишки получает тот, кто услышит звук, соответствующий его букве. Выигрывает набравший большее количество фишек.

Игра «Вертолина»

Цель : развивать умение подбирать слова, начинающиеся с заданного звука.

Игровой материал и наглядные пособия : два фанерных диска, наложенных друг на друга (нижний диск закреплен, на нем написаны буквы; верхний диск вращается, в нем вырезан узкий, шириной с букву, сектор); фишки.

Описание : дети по очереди вращают диск. Ребенок должен назвать слово на ту букву, на которой останавливается сектор-прорезь. Выполнивший задание правильно получает фишку. В конце игры количество фишек подсчитывается, определяется победитель.

Игра «Лого»

Цель : развивать умения выделять первый звук в слоге, соотносить его с буквой.

Игровой материал и наглядные пособия : большая карточка лото, разделенная на четыре квадрата (в трех из них изображения предметов, один квадрат пустой) и карточки-покрышки с изученными буквами для каждого ребенка; для ведущего набор отдельных маленьких карточек с изображениями тех же предметов.

Описание : ведущий берет из набора верхнюю картинку и спрашивает, у кого есть этот предмет. Ребенок, имеющий на карточке лото данную картинку, называет предмет и первый звук в слове, после чего закрывает картинку карточкой соответствующей буквы. Выигрывает тот, кто первый закрыл все картинки на карточке лото.

Примерный материал : аист, утка, ослик, хвост, сом. роза, лампа и т. д.

Игра «Цепочка»

Цель : развивать умение выделять первый и последний звук в слове.

Описание : один из детей называет слово, рядом сидящий подбирает новое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ребенок ряда и т. д. Задача ряда: не разорвать цепочку. Игра может проходить как соревнование. Победителем окажется тот ряд, который дольше всех «тянул» цепочку.

Игра «Где спрятался звук?»

Цель : развивать умение устанавливать место звука в слове.

Игровой материал и наглядные пособия : у воспитателя набор предметных картинок; у каждого ребенка карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная с гласным звуком, синяя с согласным).

Описание : педагог показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов на карточке, в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или конце слова. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке.

Игра «Где наш дом?»

Цель : развивать умение определять количество звуков в слове.

Игровой материал и наглядные пособия : набор предметных картинок, три домика с кармашками и цифрой на каждом (3, 4, или 5).

Описание : дети делятся на две команды. Ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, считает количество звуков в произнесенном слове и вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков в слове. Представители каждой команды выходят по очереди. Если они ошибаются, их поправляют дети другой команды. За каждый правильный ответ засчитывается очко, выигравшим считается тот ряд, игроки которого наберут большее количество очков. Эту же игру можно проводить индивидуально.

Примерный материал : ком, шар, сом, утка, муха, кран, кукла, мышка, сумка.

Игра «Чудесный мешочек»

Цель

Игровой материал и наглядные пособия : мешочек из пестрой ткани с различными предметами, в названиях которых два-три слога.

Описание : дети по порядку подходят к столу, вынимают из мешочка предмет, называют его. Слово повторяется по слогам. Ребенок называет количество слогов в слове.

Игра «Телеграф»

Цель : развивать умение делить слова на слоги.

Описание : педагог говорит: «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы их по очереди будете передавать по телеграфу в другой город». Первое слово педагог произносит по слогам и сопровождает каждый слог хлопками. Затем он называет слово, а вызванный ребенок самостоятельно произносит его по слогам, сопровождая хлопками. Если ребенок неправильно выполнил задание, телеграф ломается: все дети начинают потихоньку хлопать в ладоши, испорченный телеграф можно починить, то есть произнести слово правильно по слогам и отхлопать.

Алфавит в картинках для детей

Раскраски буквы алфавита для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Изучение любого языка начинается со знакомства с алфавитом. Как познакомить ребёнка с алфавитом? Конечно же с помощью красивых и познавательных картинок. С нашей азбукой раскраской знакомство с алфавитом станет для ваших детей приятной и запоминающейся игрой.

Каждая раскраска содержит рисунок буквы, её написание, а также картинки животных, предметов, которые начинаются с этой буквы.

Раскрашивая рисунки, дети будут называть предметы и постоянно произносить буквы.

Эти обучающие раскраски буквы станут прекрасным трамплином для углубленного изучения русского языка в будущем.

Эти дидактические материалы будут полезны воспитателям, учителям, а также родителям для совместных занятий с детьми.

Для изучения алфавита полезны загадки: Буквы алфавита. Эти загадки вы можете разгадывать для закрепления букв алфавита.

Буквы А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж

Буквы З, И, Й, К, Л, М, Н, О

Буквы П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц

Автор: Мозгова Людмила Геннадьевна Учитель-логопед, ГБДОУ д/сад №26 Красносельского района г. Санкт-Петербурга

Работая логопедом в речевой группе с детьми, имеющими диагноз: «Общее недоразвитие речи», я столкнулась с проблемой, что моим детям тяжело дается усвоение материала на занятиях по обучению грамоте, они испытывают значительные трудности в процессе овладения навыком чтения, не всегда понимают смысл прочитанного, во время чтения допускают значительное количество разнообразных ошибок.

Овладение грамотой – сложная деятельность, которая требует определенной степени зрелости многих психических функций ребенка и достаточно высокого уровня развития устной речи. Если дети с нормальной речью на протяжении всего дошкольного возраста усваивают словарный запас, овладевают грамматическими формами, приобретают готовность к овладению звуковым и морфологическим анализом слов, то у детей с различными формами речевой патологии происходит отставание в развитии этих процессов. Дети недостаточно различают на слух фонемы близкие по артикуляционным или акустическим признакам.
Дети с диагнозом «Общее недоразвитие речи» попадают в группу риска по дислексии. Дислексия проявляется в многочисленных ошибках при чтении, ошибки сохраняются продолжительное время и носят стойкий характер, являются специфическими, повторяющимися, типичными.
Так как коррекционное обучение началам грамоты имеет цели: сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте и научить детей чтению и письму, была выделена система специальных упражнений, направленная на подготовку детей к обучению грамоте и овладению её элементами. Все упражнения провожу в игровой занимательной форме, поскольку игра – основной вид деятельности детей – дошкольников. Практический опыт показывает, что обучение в игре идёт значительно быстрее и прочнее, нежели при использовании только дидактических приемов. Использование игры на занятиях по обучению грамоте помогает мне снять у детей напряжение, вести изучение и закрепление трудного (теоретического) материала на уровне эмоционального осознания. Игровые методы я использую ещё и в связи с тем, что у детей с общим недоразвитием речи поздно формируется учебно-познавательные интересы и долго сохраняется игровая мотивация.
Занятия по обучения грамоте направлены на развитие понятийного теоретического мышления и на них невозможно обойтись без игр, обслуживающих центральный и наиболее сложный этап обучения: этап введения теоретических понятий. Игра вносит в эти понятия то образное, чувственное содержание, которого лишены и словесные определения нового абстрактного знания, и даже его наглядные схемы и модели. Игру, в результате которой у детей формируются понятия нового типа, перестраивается представление о слове, можно назвать обучающей в строгом смысле слова.
Как же строится обучающая игра?
Образец нового учебного действия (выделение звуков в слове, различие гласных и согласных звуков и т.д.) первоначально задается детям в воображаемой игровой ситуации, мы отправляется в сказку.
С самого первого занятия по обучению грамоте я начинаю рассказывать детям сказку (её условное название «Путешествие Маши по стране Русского языка») и на последующих занятиях постоянно возвращаюсь к героям этой сказки. По мере необходимости вводятся новые условные персонажи, которые персонифицируют вводимые понятия.
Незнайка, Буратино, Карлсон не могут олицетворять содержание лингвистических понятий. Зато фея фонетика помогает нам побольше узнать о звуках, знакомит с Тимом и Томом, которые прекрасно воплощают различение твердости и мягкости согласных. Фея Графика отвечает за буквы, за правильное чтение. Ударный мастер поможет найти ударный слог. Корней Корнеич расскажет об однокоренных словах – родственниках. Действия со словами или их звуковыми схемами совершаются детьми от имени этих лингвистических персонажей.

Основные требования к играм, используемым на занятиях по обучению грамоте.
1. При выборе правил игры учитывают особенности детей данной группы (подгруппы).
2. Игра должна соответствовать целям занятия и содействовать их реализации (обучающая цель занятия).
3. Игра, кроме познавательных, должна иметь игровые задачи.
4. По окончании игры обязательно подводятся результаты и выявляются победители в лице одного ребенка или группы.
С учетом этих требований разрабатывались игры. И было замечено, что наибольшей эффективностью обладают игры с включением действий, необходимых для развития навыка чтения, когда чтение становится не самоцелью, а средством достижения игровой цели.
Исходя из того, что ведущими симптомами дислексии на начальном этапе овладения чтением являются слабость образования звуко – буквенных связей (это появляется в неспособности в должные сроки овладеть звуко – буквенной символикой) и неспособность формировать навыки слогослияния, большое внимание уделяется работе над звуком, буквой и слогом.

План работы над звуком и буквой
1. Выделение звука из ярда слогов, слов.
2. Определение места звука в слове.
3. Придумывание слов на заданный звук.
4. Уточнение артикуляции и характеристика звука.
5. Знакомство с буквой.
6. Из каких элементов буква состоит.
7. На что похожа буква.
8. Узнавание заданной буквы среди других букв.
9. Определение пространственных соотношений элементов букв, расположение буквы на листе бумаги.
10. Работа с буквенными таблицами на распределение внимания.
Остановлюсь лишь на тех видах игр и игровых упражнений, которые я наиболее часто использую на занятиях, и которые, на мой взгляд, являются наиболее эффективными.
Игры на уровне звука и буквы.
Выделение звука из слов.

Игровое управление «Открытки»
Логопед показывает детям открытку и называет слово, предъявляется 10-15 открыток – слов. Необходимо запомнить слова и назвать их в той последовательности, в какой они были названы. Для лучшего запоминания слова связываются между собой в рассказ или небылицу.
Подружки – парк –принцесса – пудель – птичка – пальма – почтальон – посылка – подарок – Павлик – портфель – пряник – пальма.
Дети запоминают и называют слова, определяют, какой звук встречается во всех этих словах, дают ему характеристику.
Аналогично проводится упражнение «Письмо», но детям предъявляются не открытки, а ряж слов.
Оля – осень – отпуск – остров – овцы – овощи – ослик – обувь – осы – облако – окна – обруч – окунь – озеро.

Игровое упражнение «Зажги фонарик».
Инструкция: зажечь фонарик, если в слове встречается звук …..
Логопед медленно произносит слова, дети поднимают сигналы, услышав звук.

Игра «Необычные цветы».
Цель:Найти заданный звук в слове.
Из ряда картинок – лепестков дети выбирают только те, в названии которых есть заданный звук и составляют цветок.

Игра «Рыболов»
Цель: Определение места звука в слове.
Дети ловят на удочку карточки с картинками, называют слова, четко проговаривая все звуки. В конце игры детям предлагается ещё раз назвать все слова и определить, какой звук сегодня пришел к нам в гости.

Игра «Улитка – светофор».
Эта настольно-печатная игра разработана на все звуки. Возьмем, для примера, поле со звуком А.
Цель: упражнять детей в нахождении места звука А в слове.
Оборудование: игровое поле с предметными картинками, фишки красные, желтые, зеленые (цвета светофора) символизируют начало, середину, конец слова.
Ход игры. Дети делятся на команды и по очереди называют слова, определяя место звука А в слове. Если звук стоит в начале слова, выдается красная фишка, в середине – желтая, в конце – зеленая. Когда все слова – картинки названы, подводится итог. Команда, у которой из набранных фишек получилось больше светофоров, победила.

Игровое упражнение «Светофор».
Логопед называет слово, дети определяют место заданного звука в этом слове и поднимают сигнал (красный, желтый или зеленый).

Игровое упражнение «Домики».
У детей на столах домики с тремя окошками (схема: начало, середина, конец слова) и предметные картинки. Необходимо определить место заданного звука в слове и вставить картинку в нужное окошко.
Знакомство с буквой.
Стабильный графический образ буквы необходимо формировать на полианализаторной основе. Для этого я использую такие игровые упражнения, как обводка пальцем контура выпуклых рельефных букв, тактильное опознание «наждачных» букв – «Читающие пальчики», игра «Чудесный мешочек» с буквами, лабиринты – «Какие буквы написали коньками на льду Маша и Миша», зашумленные картинки – «Буквы рассыпались» (например, найти букву А и обвести её фломастером по контуру).
Группировка букв. Детям предлагается на буквенной таблице найти все буквы, например, А и закрыть их фишками или пальчиками. Более сложный вариант, когда дети ищут 2 буквы (например А, У) и закрывают их фишками разного цвета или пальчиками правой и левой руки.
Работа с буквенными таблицами на распределение внимания.
Игровое упражнение «Близнецы».
Например, дана таблица, на ней буквы А разного шрифта, каждая буква в двух экземплярах – «близнецы». Задание: найти две одинаковые буквы и закрыть их пальчиками левой и правой руки. Работа начинается с верхнего ряда и идёт построчно слева – направо.

Игровое упражнение «Умные фломастеры» или «Послушный фломастер».
За основу я взяла «Электронную муху», но в данном упражнении нет опоры на клетку, дети выполняют работу на чистом листе.
Даётся установка: «Фломастер будет выполнять все мои команды и посмотрим, что же он нам напишет». Предварительно детям объясняю, что фломастер делает «шаги» и шагает только в том направлении, какое я называю (вверх, вправо, вниз, влево). Дети должны точно выполнить указания, сравнить свою букву с образцом. Выигрывает тот, чья буква соответствует образцу.
Например, вверх, вверх, вправо, вниз, вниз П
вправо, вниз, влево, вверх, вверх, вправо Б
Игровое упражнение «Магический квадрат» - нахождение букв в геометрических фигурах.
, У, Х, М, П У, Ш, Э, Ы

Упражнения по конструированию и реконструированию букв.
Составление букв из спичек, веревочек, из «буквенного конструктора» (дуга – полукруг, короткая и длинная полоски).

Игровое упражнение «Превращение букв».
Оборудование: «буквенный конструктор» на каждого ребенка.
Например, составить букву «О» - О, букву «О» превратить в «Э» - Э, «И» - И, в «П» - П

Игровое упражнение «Логические цепочки».
Х л Н? П; Ж К Ф? Р

Очень нравится детям игра «Живые буквы».
«Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три – любимая буква на месте замри»!
Дети изображают буквы, а педагог или ребенок – ведущий «читает».
Работа с печатными текстами по типу корректурной пробы.
Работа на уровне слога.
В коррекции дислексии первостепенное значение принадлежит выработке навыков слогослияния. Чтение слогов с уже усвоенными буквами позволяет автоматизировать чтение слогов и упорядочить звуко – буквенные связи. Пройденная буква сразу же вводится в слоги. Составляются прямые и обратные слоги. При чтении слогов левая рука лежит на столе и необходимо постоянно акцентировать внимание на то, что читаем слева – направо.
На начальном этапе для составления слогов я использую игровые упражнения «Ромашка» и «Бабочки». Упражнение «Бабочки» нравятся детям больше, потому что они сами могут манипулировать картинками – буквами, составлять слоги и читать.
После того, как пройдено 10-12юукв, вводится такое упражнение, как чтение слоговых таблиц.
Работа с таблицами проводится в форме игры «Лото» и называется «Закрой окошко». Логопед называет слог, дети находят данный слог на своих таблицах и закрывают его («окошко») фишкой. Работа начинается с таблиц СГ-ГС, в них присутствуют прямые и обратные слоги того же буквенного состава (ТО – ОТ, МА – АМ).
Подобные упражнения дают хороший эффект при регулярном применении, усложнении (СГС, ССГС, СГСС) и частой смене таблиц.
С таблицами можно провести упражнение «Птичий базар», предложив детям вполголоса прочитать свою карточку. При чтении слогов угадывание невозможно, ребенок при выполнении задания вынужден опираться только на навыки слогослияния.
Придумывание слов на заданный слог.
Игровое упражнение «Чудесный мешочек». Ребенку предлагается достать слог, прочитать его и придумать слово, которое начинается на данный слог.

Игровое упражнение «Вороний язык», «Мышкины слова».
В стране русского языка даже мышки умеют разговаривать, но могут они сказать только те слова, которые можно «попищать» - ПИ (те слова, которые начинаются со слога ПИ-), слог выставляется на доске. Какие это слова? Пианино, пижама, пирог, письмо и т.д.
А какие слова умеет говорить ворона? Картошка, карман, карта и т.д. аналогично обыгрываются слоги МУ, ГА, КО, КВА.

Игровое упражнение «Чудо – дерево» или «дерево и листочки».
На ветвях написаны слоги. Дети придумывают слова и закрепляют листочки на соответствующих ветках.
Используя слоговые карточки мы работает над синтезом – конструируем слова. Для составления слов из заданных слогов активно используются на занятиях игры Воскобовича «Читайка», «Нахлобушки»; игра «По кругу».

Игровое упражнение «Слово рассыпалось».
Проводится по принципу разрезной картинки, на одной сторон карточки слоги, на другой – части предмета. Если слово составлено верно, карточки со слогами переворачиваются и на обратной стороне получится предмет, соответствующий прочитанному слову.
Игровое упражнение «Рыболов».
Дети ловят на удочку слоги, читают их. Когда «аквариум» опустел, детям предлагается из своих слогов составить слова и объяснить их значение.

Цепочка слов
Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.
Оборудование: карточки с предметными картинками.
Ход игры: играют 4-6 детей. У каждого ребенка по 6 карточек. Начинает выкладывать цепочку логопед. Следующую картинку кладет ребенок, у которого название изображенного предмета начинается с того звука, каким кончается слово – название первого предмета. Выигравшим считается тот, кто первым выложит все свои карточки.

Найди место звука в слове
Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове.
Оборудование: карточки со схемами расположения места звука в словах.
Ход игры: каждый ребенок получает карточку. Логопед показывает картинки и называет слова. Если заданный звук слышится в начале слова, надо поставить фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, фишку ставят в третью клеточку. Победил тот, кто не допустил ошибок.

Подбери слово к схеме.
Цель: Та же.
Оборудование: карточки со схемами расположения звуков в словах.
Ход игры: получив карточку, ребенок подбирает 3 картинки/слова с заданным звуком, ориентируясь на закрашенный квадрат.

Найди пару
Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком. Развивать фонематический слух.
Оборудование: звуковые часы, набор предметных картинок, слова – паронимы.
Ход игры: логопед помещает на часах 6 картинок. Например: коса – коса, ком – дом, мак – рак. Детям предлагается найти картинки с предметами, называния которых звучит сходно и отличаются только одним звуком. Каким? Ребенок, который первым нашел эти слова, передвигает стрелки на картинки. Дети находят все три пары слов. Игру можно повторить, заменив картинки новыми парами/ бочка – почка, тачка – дачка, майка – чайка…./

Включи телевизор
Цель: упражнять детей в определении первого или последнего звука в словах, в составлении слов из выделенных звуков, упражнять в чтении слов (как усложненный вариант).
Оборудование: Пособие «Телевизор», предметные картинки и карточки с буквами, картинки для телеэкрана.
Ход игры: логопед объясняет детям: «Чтобы включить наш телевизор, и увидеть изображение на его экране, нужно определить первый звук в словах – названиях предметов, помещенных в верхнем кармашке. По этим звукам вы составите новое слово. Если слово будет составлено правильно, на экране появится соответствующий предмет. Например: матрешка, аист, кот – МАК. Картинка «мак» появляется на экране. Выделенный звук можно обозначить соответствующей буквой и прочитать.

Зажги светофор

Оборудование: предметные картинки, светофоры на каждого ребенка или круги красный, желтый, зеленый.
Ход игры: логопед показывает картинку, один ребенок называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово, находят место изучаемого звука в слове и поднимают соответствующий сигнал – зажигают светофор – красный кружок – начало слова, желтый – звук в середине слова, зеленый – звук в конце слова.

Домики
Цель: развитие умения дифференцировать сходные звуки, находить место звука в слове.
Оборудование: набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков, 2 домика, в каждом домике 3 кармана (начало, середина, конец слова).
Ход игры: ребенок берет картинку, называет её, определяет наличие звука (например: Ч или Щ), его место в слове, вставляет картинку в соответствующий кармашек. За правильно выполненное задание насчитываются очки.
Рыболов
Цель: развитие умения устанавливать место звука в слове.
Оборудование: малые предметные картинки с металлической скрепкой, удочка, карточки – схемы «начало, середина, конец слова» на каждого ребенка.
Ход игры: «Поймать» слово, определить место звука в слове и поместить картинку в соответствующее окошко. Дети по очереди выполняют действия.

Причаль на катере

Оборудование: панно с изображением причалов на гласные буквы, катер (рисунок) с капитаном и согласной буквой.
Ход игры: сегодня мы будем причаливать на катере к разным пристаням. Например: на катере «Л» к пристани «А» капитан даёт сигнал: протрубить ЛЛЛААА! Тогда на пристани будут знать, что катер «Л» приближается к причалу «А» и приготовятся к встрече. А что мы погрузим на этой пристани? ЛАМПУ (её можно сразу нарисовать или выставить картинку). Но нам ещё нужна ЛЮСТРА и ЛЕСТНИЦА, чтобы повесить люстру. К каким причалам надо подплыть за этими вещами?

Цветы и бабочки
Цель: упражнять в чтении слогов.
Оборудование: панно с изображением 10 цветов, на каждом цветке гласная буква. Бабочки, у каждой на крыле согласная буква.
Ход игры: бабочка «М» летала над цветами и села на цветок «У». логопед помещает бабочку справа от буквы. Какая песенка получилась? МУ. А теперь бабочка перешла на другую сторону цветка, что получилось? УМ. Далее дети самостоятельно

Обучающие карточки для старших дошкольников

В данной статье представлена методическая разработка "Обучающие карточки", которая направлена на коррекцию нарушений фонетической стороны речи и подготовку к обучению грамоте детей 5-7 лет. Методическая разработка может быть рекомендована к использованию в работе учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям. Будет она полезна и заинтересованным родителям.
Ключевые слова: подготовка детей к обучению грамоте, коррекция нарушений фонетической стороны речи, развитие фонематического анализа и синтеза, задержка психического развития.
С появлением электронной техники, особенно сотовых телефонов и компьютеров, родители стали меньше читать детям стихи, сказки, рассказы. Они не только проводят за компьютером свободное время, но и поощряют такое времяпрепровождение у своих детей. Постепенно дети теряют интерес к занятиям, не могут сосредоточиться на вербальном материале.
Данная проблема стимулирует педагогов искать новые эффективные методы и приемы, способные не только заинтересовать дошкольника, но и обучить в игре.
Педагоги, которым доводилось работать с детьми с задержкой психического развития, знают, что для эффективной коррекционной работы необходимо большое количество разнообразных средств обучения: наглядных, аудиальных, кинестетических.
В своей работе с детьми, у которых диагностирована задержка психического развития, я использую дидактическую игру «Обучающие карточки». Использование этих карточек дает возможность педагогу ненавязчиво и непринужденно осуществлять коррекцию нарушений фонетической стороны речи и осуществлять подготовку детей к обучению грамоте.
Карточки для этой игры заламинированы, что позволяет использовать их многократно. А буквы и цифры, написанные маркером, легко стираются с карточек.
Варианты использования дидактической игры" Обучающие карточки" в коррекционной работе учителя - дефектолога.

Вариант № 1 «Определи первый звук в словах»

Возраст детей : 5-7 лет
Игровая задача: определить первый звук в словах и правильно обозначить его буквой
Дидактические задачи:
1. Закрепить понятия «звук», «буква»
2. Дифференцировать понятия гласный – согласный звук
3. Закрепить знания детей о звуках и их символических обозначениях (согласный, твердый – синий, согласный мягкий – зеленый, гласный звук - красный);
4. Закрепить умения соотносить звук с буквой;

5. Формировать умения осуществлять слуховую и слухо- произносительную дифференциацию ненарушенных в произношении звуков, а в дальнейшем - звуков, с которыми проводилась коррекционная работа.
6. Развитие простых форм фонематического анализа (определение первого звука в слове).
7. Закрепить графический образ печатных букв (без употребления алфавитных названий).
8. Формировать умения считать и обозначать итоговый результат цифрой;
9. Воспитывать усидчивость, развивать внимание, мышление, память.
Правила игры: В игре может участвовать несколько игроков (игра организуется по индивидуальным карточкам). Можно играть индивидуально. Правила игры заключаются в том, чтобы как можно скорее и правильнее определить первый звук в слове и обозначить его буквой. Выигрывает тот, кто выполнил задание правильно и быстрее соперников.
Ход игры:
Дети получают по карточке. Педагог уточняет понятия гласный / согласный звуки, буква/звук.
Педагог объясняет последовательность игры:
1. Определить на слух первый звук в словах.
2. Записать в кружочек букву, обозначающую выделенный звук: если звук гласный - красной ручкой, если согласный твердый - синей, если согласный мягкий - зеленой ручкой.
3. Сосчитать количество слов, начинающихся на одинаковый звук, записать в квадрат под буквой соответствующую цифру.








Вариант № 2 «Правильно слышишь - правильно пишешь!»

Возраст детей : 5-7 лет
Игровая задача: Найти на карточке картинки, названия которых начинаются на заданный звук.
Дидактические задачи:
Развивать простые формы фонематического анализа (выделение звука в начале слова)
Закреплять графическое начертание печатных букв
Правила игры: среди картинок найти предмет, начинающийся на заданный педагогом звук, и обозначить его буквой. Выигрывает тот, кто выполнил задание правильно и быстрее соперников.
Ход игры:
Среди детей выбирается водящий с помощью считалки. Остальные дети получают по карточке. Педагог уточняет понятия гласный / согласный звуки, буква/звук.
Водящий называет звук, дети дают характеристику этого звука и начинают искать предметы на этот звук у себя в карточках. Ребенок, который найдет и назовет предмет на заданный звук, записывает в кружочек рядом с картинкой символ звука в виде печатных букв. Педагог проверяет правильность выполнения задания и вручает зеленую карточку, если ребенок правильно выполнил задание, и красную, если ребенок допустил ошибку. Выигрывает тот, кто допустил меньше ошибок.
Важно помнить, что сначала детям предлагают карточки, названия картинок которых начинаются с гласных и согласных твердых звуков (предпочтительно сонорных звуков). По мере усвоения материала игра усложняется: дети подбирают слова-картинки, в которых буква обозначает уже два звука, парных по твердости-мягкости.