Последний пират отступает. Куда исчезли сомалийские морские разбойники? Кто победил сомалийских пиратов? Ну? и что все это было

Окрашивание

Пиратство у берегов Сомали и в Аденском заливе – общемировая проблема. Сегодня этот регион патрулируют корабли из нескольких флотов, чтобы держать пиратов в страхе. Но время от времени пиратам удается захватить какой-нибудь корабль.

Когда подобное происходит, получить корабль назад можно только после выплаты огромного выкупа, сумма которого может достигать нескольких миллионов долларов. Однако мы знаем об этих пиратах не так много, как нам кажется. Вот 10 неожиданных фактов о них.

10. Они не любят ремонтировать свои автомобили

Пираты сорят деньгами больше всех на Сомали. Они тратят свои деньги так опрометчиво, что быстро возвращаются к нищенскому образу жизни, от которого пытались убежать. Сегодня лучшие пиратские «боссы» жалуются, что в мгновение ока растратили миллион долларов.

Получив свою долю выкупа, пиратские боссы растрачивают ее на машины, женщин, вечеринки, алкоголь и кат. Более умные строят большие дома, хотя они все равно растрачивают деньги впустую, как и другие. В качестве автомобиля пираты выбирают Toyota Land Cruiser, который стоит около 30 000 долларов. Поскольку в Сомали топливо дорогое, еще 30 000 долларов они тратят на то, чтобы его заправлять.

Однако в Сомали пираты пользуются большим уважением, а самый быстрый способ потерять это уважение - починить поврежденный автомобиль. Если джип поврежден, пират покупает новый. При этом повреждение может быть совсем незначительным. Достаточно треснувшего лобового стекла или царапины, чтобы заменить автомобиль.

9. У пиратов есть собственная фондовая биржа, где покупают акции на угнанное судно


Фото: popsci.com

Пираты не всегда уверены в том, что им удастся угнать корабль. Даже когда они находят один, то не уверены, что смогут успешно подняться на борт. Поскольку было бы дорого финансировать серию нападений, которые могут оказаться безуспешными, пираты обратились за финансированием к сомалийской общественности. В наши дни пиратов финансируют инвесторы, которые покупают акции на пиратской фондовой бирже.

Фондовая биржа хорошо организована, на ней зарегистрировано более 72 пиратских групп (которые называются «морскими компаниями»). Заинтересованные инвесторы покупают акции и надеются, что их компания сорвет куш. Для приобретения акций не обязательно нужны наличные. Оружие, такое как автоматы АК-47 и гранатометы, также квалифицируется как валюта.

8. Пираты получают немного


Фото: reuters.com

Несмотря на огромные выкупы, которые могут доходить до нескольких миллионов долларов, простые пираты - те, кто выполняет опасную работу, плывя на лодках по бурному морю в поисках подходящего судна, куда можно взобраться и пострелять, получают от 30 000 до 75 000 долларов выкупа. Пираты, которые используют свое оружие или лестницу, получают дополнительные 10 000 долларов.

Самую крупную прибыль получают инвесторы, которые покупают акции на бирже. Когда выкуп получен, инвесторы и несколько других заинтересованных сторон забирают свою долю. Часть средств также выделяется общине на строительство и содержание школ и больниц. Пираты делят между собой оставшиеся деньги.

7. Они пытались захватить военные корабли


Фото: businessinsider.de

Пираты, вооруженные автоматами АК-47, прекрасно осознают, что им не сравниться с вооруженными до зубов военными кораблями, которые борются с пиратством у берегов Сомали. Но это не помешало им попытаться захватить эти военные корабли. В каждом из подобных случаев пираты ошибочно принимали такие корабли за грузовые.

Чтобы захватить корабль, пираты подбираются к нему под покровом темноты. Как только они подходят достаточно близко, начинают палить по кораблю и пытаются подняться на борт. Тем не менее, когда с корабля им отвечают из более серьезного оружия, пираты быстро понимают, что совершили ошибку. Они поджимают хвост и пытаются убраться восвояси, но это не так просто.

В апреле 2010 года сомалийские пираты подобрались и открыли стрельбу по военному кораблю США USS Ashland, приняв его за грузовое судно. С USS Ashland последовал ответ, в результате которого были убиты два пирата. Остальные были арестованы. Пленные пытались отрицать, что являются пиратами. Вместо этого они утверждали, что являются контрабандистами, и только что доставили людей в Йемен, но их корабль сломался. Они дрейфовали семь дней и стреляли по кораблю только для того, чтобы привлечь внимание экипажа.

В ходе другого случая в 2010 году несколько пиратов напали на корабль USS Nicholas, приняв его за грузовое судно. Поняв, что совершили ошибку, они попытались сбежать, но экипаж USS Nicholas открыл огонь по пиратам и направился за ними. Пятеро пиратов были арестованы. В том же году 13 пиратов были арестованы при попытке захвата голландского военного корабля HNLMS Tromp. Они кинулись прочь, когда поняли свою ошибку, но с корабля открыли ответный огонь.

В 2009 году во время попытки взобраться на борт пираты обстреляли 18-тонный французский флагман La Somme. Как обычно, они бросились врассыпную, но французы кинулись за ними. Пираты сдались без единого выстрела. В начале того же года они напали на другой французский военный корабль, приняв его за грузовой. В другом случае они по ошибке напали на немецкий корабль снабжения Spessart.

6. Как происходит угон


Фото: The Telegraph

Пиратство в Сомали - это незамысловатое дело, хотя оно может стать сложным. Перед выходом в море пираты находят инвесторов для финансирования своих нападений. Как мы уже упоминали, обычно это происходит на пиратской бирже. Затем они образуют две команды по 12 пиратов в каждой. Команда пираты отправляются на поиски корабля для угона на двух кораблях. Когда они обнаруживают подходящее , пираты под покровом темноты подкрадываются к нему, затем открывают огонь и пытаются подняться на борт. Первый пират, оказавшийся на борту захваченного корабля, получает бонус. Затем судно доставляют к побережью Сомали.

Когда корабль причаливает, команда А отправляется по другим делам, а команда Б берет на себя управление. Они сторожат корабль до окончания переговоров. Контроль за пришвартованным кораблем стоит денег. Экипаж нужно кормить. Здесь появляется другой бизнесмен. Он берет на себя расходы по уходу за экипажем в обмен на часть выкупа. Когда выкуп выплачивается, предприниматель получает свои инвестиции с процентами. Команда B получает 15 000 долларов за охрану судна. Основной инвестор похищения получает 30 процентов. Другие инвесторы получают деньги по своим акциям, а сообщество получает процент за «якорные права». Пираты, захватившие корабль, разделяют между собой остальное.

5. Как проходят переговоры


Фото: time.com

После высадки на корабль, пираты просматривают бортовые документы, чтобы найти владельцев. Информация передается переговорщику, который может находиться на судне или далеко внутри страны. Переговорщик, который обычно является доверенным лицом, связывается с судоходной компанией и объясняет ситуацию.

На переговорщиков со стороны пиратов обычно оказывается сильное давление, поскольку они должны обеспечить, чтобы пираты получили хороший выкуп, а судовладельцы не прекращали переговоров. Пираты не любят держать корабли слишком долго, а компаниям нужны их корабли для бизнеса. Поэтому они часто находят золотую середину. У пиратов есть также строгие требования, например, о том, что выкуп должен быть выплачен банкнотами номинальной стоимостью 50 или 100 долларов, напечатанными после 2000 года.

У нескольких судоходных компаний есть особый вид страховки для таких случаев - K&R. Поэтому они звонят своим страховщикам, которые связываются с компанией, предоставляющей такие услуги. Эта компания имеет дело с переговорщиком пиратов и обычно договаривается о выкупе без участия судовладельцев. Как только соглашение достигнуто, та же компания заключает контракт с частной охранной компанией, чтобы доставить выкуп.

На протяжении всего процесса переговоров судоходные компании поддерживают контакты со своими юристами, чтобы не нарушать никаких законов. За свою работу юристы получают около 300 000 долларов, в то время как ответственная компания получает всего 100 000. В целом, гарантия за судно стоит еще 1 млн. долларов, помимо выкупа. Судоходные компании часто компенсируют деньги за выкуп и все другие оплаченные расходы от страхования.

Однако пираты не освобождают судно и экипаж в момент получения выкупа. Сначала они подсчитывают деньги с помощью счетных машин и проверяют их на наличие фальшивых банкнот. Корабль и экипаж освобождают, когда убедятся, что все в порядке.

4. Сначала они защищали воды Сомали


Фото: time.com

Сомалийские пираты начинали свою деятельность не как пираты. После падения сомалийского правительства в 1991 году иностранные рыболовные траулеры беспрепятственно вторгались в сомалийские воды для промысла рыбы. Более бедным сомалийским рыбакам, в распоряжении которых были небольшие лодки и сети, приходилось наблюдать за сокращением улова.

Иногда с траулеров даже стреляли в рыбаков, когда те подходили слишком близко. В то же время другие иностранные суда сбрасывали радиоактивные отходы в сомалийские воды. Отходы часто проникали в прибрежные деревни, вызывая проблемы со здоровьем их жителей. В итоге рыбаки сформировали такие группы, как Национальная Добровольческая береговая охрана Сомали и Сомалийские морские пехотинцы (эти названия и сегодня используются пиратами) для защиты сомалийских вод.

Рыбаки часто захватывали эти суда в обмен на выкуп. Судовладельцы охотно платили выкуп, потому что они действовали незаконно. И они продолжали платить по мере того, как рыбаки повышали свои ставки. Поняв, что это хороший бизнес, рыбаки начали захватывать случайные суда у побережья Сомали. В наши дни пираты даже не являются бывшими рыбаками, это просто бедолаги, пытающиеся заработать на жизнь. Пиратство является крупнейшей отраслью Сомали совсем не просто так.

3. Они защищают рыболовные траулеры, ведущие незаконную деятельность



Фото: The Telegraph

Сомалийские пираты начинали с того, что преследовали суда, незаконно вторгшиеся в воды Сомали. В наши дни они сопровождают эти траулеры и позволяют им ловить столько рыбы, сколько те хотят. За охрану траулеры платят пиратам деньги.

Сомалийские пираты стали заниматься этим новым бизнесом в 2012 году, когда грузовые суда стали использовать вооруженную охрану. Многие из подобных траулеров хотят получить максимальную отдачу от потраченных денег, поэтому для вылова рыбы они часто незаконно используют сети. Больше всего это относится к кораблям из Ирана, Южной Кореи и Таиланда. Пираты выдали этим траулерам лицензии стоимостью сотни тысяч долларов.

По иронии судьбы сами сомалийские рыбаки не ловят рыбу в «плодородных» водах, где рыбачат траулеры, потому что пираты разворачивают рыбаков. Иногда пираты даже захватывают те же траулеры, которые они защищают, и требуют выкуп. Являются ли такие захваты результатом неудачных сделок, остается неизвестным.

2. Они стараются не угонять суда, принадлежащие влиятельным сомалийским бизнесменам



Фото: The Guardian

Учитывая, какое беззаконие творится в Сомали, если вы свяжетесь не с теми парнями, то навлечете на себя большие проблемы. Мы уже упоминали, что пиратство в Сомали внезапно прекратилось в 2012 году, когда грузовые суда начали использовать вооруженную охрану. Сомалийские пираты не захватывали ни одного судна вплоть до 2017 года, когда несколько пиратов захватили нефтяной танкер. Пираты едва начали обсуждать вопрос о выкупе, как вдруг отпустили корабль, не получив никаких денег. Судя по всему, нефтяной танкер Aris 13 перевозил для влиятельного сомалийского бизнесмена. В таком обществе, как Сомали, «влиятельный» означает, что правительство будет защищать ваши активы.

Морские силы Пунтленда (Puntland), полуавтономного района Сомали, сделали именно это, вступив в перестрелку с пиратами. Позже в переговоры между пиратами и морскими пехотинцами были вовлечены лидеры кланов. Переговоры закончились тем, что пираты покинули судно, не получив выкупа. По этой причине сомалийские пираты, как правило, стремятся не угонять суда, принадлежащие влиятельным сомалийским бизнесменам.

1. Страховые компании зарабатывают больше, чем пираты


Фото: boardofinnovation.com

Сомалийские пираты не являются крупнейшими бенефициарами от пиратства, несмотря на то, что получают миллионы долларов в виде выкупа. Инвесторы получают больше денег. Но и они не самые крупные бенефициары. Страховые компании – вот, кто получает больше всего. Они получают в 10 раз больше, чем пираты за год.

Доходы от сомалийского пиратства составляют 7-12 миллиардов долларов в год. В 2010 году они составили 9 миллиардов долларов. Сомалийские пираты и их инвесторы не получили и половины этих денег. Вместо этого они получили менее 2 процентов. В 2010 году пираты получили 148 миллионов долларов выкупа. В том же году, судовладельцы заплатили 1,85 млрд. долларов страховки от угонов и еще 1,4 миллиарда долларов потратили на оборудование для обеспечения безопасности.

Говорят, поражение обычно бывает сиротой, зато у победы всегда очень много отцов. Не стадо в этом плане исключением и решение сомалийско-пиратской проблемы XXI века.

Кто победил сомалийских пиратов?

Не от хорошей жизни

Напомним читателю, что восточноафриканские флибустьеры занялись своим промыслом не от хорошей жизни. После того как Сомали развалилось на несколько квазигосударств, которые были не в состоянии контролировать свою прибрежную экономическую зону, там стали хозяйничать браконьеры из соседних стран, вылавливая тунца. Поначалу вооружённые сомалийские рыбаки выходили в море и просто отнимали у них улов. Затем подумали и стали отбирать суда и задерживать экипажи - а возвращали хозяевам за вознаграждение.
Аппетит приходит во время еды. Со временем экс-рыбаки переквалифицировались в профессиональных морских разбойников и своими целями уже выбирали суда покрупнее и побогаче - танкеры, сухогрузы, лайнеры, яхты. Благо через Аденский залив, соединяющий Красное море и Индийский океан, в год проходило до 20 тысяч судов.

Корабли не помогли

Одним из первых судов, удостоившихся внимания сомалийских джентльменов удачи, стал российский танкер «Монерон» в марте 2003 года. Пираты обстреляли его из автоматов и гранатомётов, но догнать на своих лодках не смогли.
Затем последовали другие нападения, и вскоре к району, опасному для судоходства, стали стягиваться военные корабли разных стран. Первыми в 2005 году приняли бой американцы. Когда их крейсер и эсминец решили проверить подозрительную рыбацкую лодку у берегов Сомали, с неё опрометчиво открыли огонь. Моряки США ответили из пулемётов, уничтожив одного из пиратов и ранив пятерых. Сняв с загоревшейся посудины двенадцать участников шайки, американцы по сути спасли им жизнь.
Количество нападений и, соответственно, заработки корсаров возрастали, достигнув в 2008 году суммы 150 миллионов долларов. Теперь уже даже ООН «благословила» все страны мира на борьбу с пиратами с помощью их флотов и ВВС. Была сформирована специальная корабельная группа, проведено несколько военных операций. Помимо кораблей НАТО в борьбе с пиратами приняли участие военные суда России, Индии, Пакистана, Японии и ряда других стран.
Несмотря на это, пираты не унимались, доведя свою добычу к 2010 году до 238 миллионов долларов. А общий ущерб от их действий составил 7 миллиардов. В эту сумму входили и необходимость для некоторых судов обходить опасный район, и затраты на страховку и т.д.
Кстати о страховке. Если кто-то думает, что на пиратстве наживались только джентльмены удачи, то это не совсем так. Нападения сомалийцев совсем неожиданно оказались выгодными для некоторых судовладельцев. Они страховали свои корабли и получали страховые выплаты за захват их имущества.
Известен случай, когда одно судно почти две недели дрейфовало у берегов Сомали, словно напрашиваясь на пиратский абордаж. И это, в конце концов, произошло. Флибустьеры привычно затребовали с владельца полтора миллиона долларов за судно, а тот взял и отказался, поскольку полученная страховка превышала эту сумму. Судьба же экипажа его мало волновала, хотя она в подобной ситуации была незавидной…
Эффективность от действий межнациональных ВМС снизила корсарскую активность где-то на 40 процентов. Стало ясно, что ответ на вопрос: «Как победить сомалийских пиратов?» надо искать не только в море.

«Мягкой» или «твёрдой» силой?

Тогда было решено действовать иначе. Во-первых, американцы подкупили наиболее крупных пиратских главарей, чтобы они прекратили заниматься разбоем и расформировали свои банды. И деньги платили немалые. Так, главарю одной из группировок, Мухаммеду Абди Харе, заплатили 20 миллионов евро.
Одних подкупили, зато появились другие…

Знаете ли вы что…

В 1999 году в Малаккском проливе был захвачен французский танкер «Шомон». Пираты связали членов команды, опустошили сейф и скрылись. 35 минут неуправляемый танкер шёл по узкому каналу, но избежал катастрофы.

Для рядовых пиратов США с помощью ООН создали ряд комфортабельных тюрем для перевоспитания. В тюрьмах мусульман-сомалийцев стали ещё и активно склонять к переходу в христианство, считая, что это удержит их от возвращения в преступный бизнес.
Были, однако, и сторонники более решительных мер. Так, официальное правительство Сомали в 2008 году наняло частную французскую военную компанию Secopex для обеспечения судоходства в Аденском заливе. Со слов руководства этой структуры, их сотрудники очистили прибрежную часть на северо-востоке Сомали, уничтожив при этом 300 пиратов. Что, впрочем, не помешало тем действовать здесь ещё несколько лет.
Сами официальные власти страны в 2009 году попросили денег на береговую охрану и пообещали справиться с проблемой двумя-тремя своими патрульными кораблями, при условии, что международные ВМС уйдут из территориальных вод Сомали. Судя по продолжавшейся пиратской эпопее, из этой затеи тоже ничего не вышло.
Несколько улучшило ситуацию сопровождение кораблей охраной из частных военных компаний. Ни одно судно, шедшее под охраной «частников», пиратами не было захвачено. Ещё бы! Наёмники не останавливались перед использованием тяжёлых пулемётов. Если бы не довольно высокая стоимость - порядка 35 тысяч долларов за группу из трёх-четырёх охранников, - это решение было бы оптимальным. Но его могли позволить себе не многие.
Вопрос с пиратами опять завис в воздухе…

Частное определение

И тогда, по одной из ныне широко распространённых версий, борьбу с пиратами взяли на себя… шейхи из эмирата Абу-Даби (ОАЭ). Почему-то спустя лишь три года после начала пиратского террора арабам надоела угроза их нефтяным танкерам, и они решили действовать. На выделенные ими 50 миллионов долларов частники из компании Blackwater сформировали так называемый отряд Пунтлендской морской полиции. Пунтлендом называлась одна из автономных провинций Сомали, где пиратство расцвело особенно пышным цветом. В состав отряда вошли колумбийские наёмники и инструкторы из ЮАР. Всего здесь было около тысячи человек, имеющих на вооружение стрелковое оружие, катера, лёгкие самолёты и вертолёты.
Учитывая, что, по западным данным, общее число пиратов в разное время не превышало тысячи, сил у Пунтлендской морской полиции должно было хватить. И эти силы пошли в бой…
Именно работе частников и приписывается главная роль в решении буквально за два года проблемы с сомалийскими пиратами в Пунтленде. Начиная с мая 2012 года, в прибрежной зоне квазигосударства больше не было захвачено ни одного судна.

Есть и другие претенденты

Впрочем, отдавать наёмникам славу победителей флибустьеров не спешат вооружённые силы стран Евросоюза, участвовавшие в антипиратских операциях в Аденском заливе, и понять европейских военных можно. Как объяснить своим налогоплательщикам, почему дорогостоящие акции с участием самых современных боевых кораблей не дали должного эффекта, а проблему решили обыкновенные частники, пусть и неплохо вооружённые?
И тогда 15 мая 2012 года корабельная авиация, взлетев с военных судов, патрулировавших Аденский залив, нанесла ракетный удар по пиратским базам на суше. По словам командующего объединёнными европейскими силами в регионе контр-адмирала Данкана Поттса, в результате точечных ударов мирные люди не пострадали, зато были уничтожены все пираты сразу. Этим и объясняют военные ЕС то, что с мая 2012 года прекратились нападения сомалийцев на торговые суда. Странное дело - что же мешало им нанести такой удар ещё в 2008 году?
Ещё одна сила, которая хотя и не претендует на громкую славу победителей флибустьеров, но, тем не менее, могла внести довольно существенный вклад в процесс уничтожения пиратства, - кенийская армия. В октябре 2011 года она вошла на территорию Сомали, две трети которой контролировала десятитысячная исламистская группировка Аш-Шабаб, являющаяся филиалом Аль-Каиды. У кенийцев с сомалийскими экстремистами были свои счёты за ряд террористических атак, которые те провели в Найроби, Момбасе и ряде других городов. Пришло время платить по счетам.
Кенийские войска при поддержке американских беспилотных летательных аппаратов выбили боевиков практически из всех городов и портов страны, выдавив их в сельские районы на севере страны.
«А при чём же тут пираты?» - спросит читатель. Оказывается, боевики Аш-Шабаб контролировали ряд пиратских баз и получали до 20 процентов от их доходов в качестве отступного. За эти деньги религиозные фанатики закрывали глаза на отступления своих «подопечных» от строгих канонов религии, прощая им пьянство, разврат и нападения на суда мусульманских стран.
Кенийцы же, по-видимому, особенно не отделяли одних от других при зачистке портов. Вот потому после их операции на побережье Сомали в Аденском заливе на целых пять лет наступило затишье. Впрочем, это тоже лишь одна из версий…

Не так давно сомалийские пираты захватили очередное судно: у берегов Нигерии взят на абордаж танкер "Каламос". Пираты убили помощника капитана, а остальных членов экипажа взяли в заложники. 42.TUT.BY узнал, почему пираты продолжают угрожать судам даже в современном мире.Почему в Сомали появились пираты?
Восточноафриканское государство Сомали существует только на бумаге. Считается, что на самом деле официальное правительство контролирует только центральные кварталы в паре городов, а остальная территория находится под контролем различных вооруженных группировок. Всего на территории государства насчитывается порядка 11 автономных образований.


Население этих автономий не горит особым желанием работать, да и трудиться особо негде, зато осталось много оружия со времен эфиопо-сомалийских войн и других конфликтов. Кроме того, рождаемость в Африке высока, а как прокормить детей, не работая, и куда податься молодежи?

Над тем, где раздобыть деньги, местное население размышляло недолго - мимо проходило много беззащитных судов, для захвата которых хватало утлой лодчонки и пары ржавых АК-47. Сначала пираты просто взимали плату "за проезд", а потом смекнули, что угнать судно и потребовать за него выкуп гораздо выгоднее.

Чем вооружены современные пираты?


В основном у пиратов можно обнаружить старые АК-47, АКМС, пулеметы РПК и М60, пользуются популярностью винтовки М16, а также Beretta и CIS SAR-80. Также на некоторых лодках можно встретить 12,7-мм пулемет Тип 54 (китайская копия ДШК).

Весьма популярны также гранатометы РПГ-7, один вид которых снижает волю к сопротивлению у гражданских моряков. Впрочем, спектр вооружения довольно широк - от оружия времен англо-бурской войны до самого современного, приобретенного на деньги, полученные за выкуп судов и заложников.

Сколько моряков стали жертвами пиратов?

Согласно данным из открытых источников, с 2005 по 2012 год более 3740 членов экипажей из 125 стран стали жертвами сомалийских пиратов, 97 из них погибли (в плену и когда отбивали штурм). Дело в том, что хранить оружие на борту гражданского судна согласно международным законам запрещено, поэтому отбиваться от вооруженных до зубов пиратов приходится буквально голыми руками.

В основном моряки пытаются отбиться от сомалийских флибустьеров с помощью брандспойтов или швыряя в них различные тяжелые предметы, при этом пираты поливают моряков свинцовым ливнем из автоматов и обстреливают из РПГ. Но когда суда нанимают частную военную охрану, пыл пиратов заметно остывает.

Кого боятся пираты?

Врагов у пиратов немного: в основном это русские, американские и индийские военные корабли, встречу с которыми переживают далеко не все пираты.
С российскими судами у пиратов как-то не складывается: например, моряки танкера "Московский университет" 22 часа без оружия держались против вооруженных до зубов пиратов. Когда судно было все-таки захвачено, через некоторое время на помощь подоспел спецназ с БПК "Маршал Шапошников", который взял танкер штурмом и освободил моряков.

Военные США тоже с пиратами не церемонятся. Так, после атаки на американский контейнеровоз Maersk Alabama пиратам удалось захватить только капитана - морякам удалось отбиться. За капитана пираты потребовали 2 миллиона долларов, однако вместо выкупа пиратов навестили "морские котики". Итог операции - капитан спасен, трое пиратов убиты, один взят в плен.

Индийские моряки вообще не церемонятся с пиратами, стреляя по любым похожим на пиратские лодкам с вооруженными людьми.

Французские власти - другое дело, они еще и выплачивают компенсацию за моральный ущерб пиратам, напавшим на их суда. Так, Европейский суд по правам человека обязал выплатить каждому из задержанных французскими военными пирату от двух до пяти тысяч евро за "моральный ущерб", а также возместить судебные издержки в размере от трех до девяти тысяч евро. Всего 70 тысяч евро.

В постановлении суда говорится, что французские военные, задержавшие пиратов более чем на 48 часов, допустили "нарушение их (пиратов) прав на свободу и безопасность". А то, что пленные были причастны к нападению на девять французских кораблей, суд не учел.

Сколько получают пираты?

Пиратство в Сомали - дело прибыльное. По данным журнала Forbes, доход работающего местного жителя вряд ли превышает 500 долларов в год. В то же время после получения выкупа за судно доля каждого пирата составляет 30-75 тысяч долларов, бонус в несколько тысяч долларов идет первому взобравшемуся на борт пирату.

По данным ряда источников, львиная доля от прибыли (80-90%) идет на политическое прикрытие: взятки чиновникам, политикам, религиозным лидерам и представителям местных преступных группировок, чтобы те способствовали и не мешали преступному бизнесу.

У пиратов даже есть собственная биржа, расположенная в городе Харадхере - ее создателем стал бывший пират Мохаммед. На бирже присутствует несколько десятков пиратских компаний. Участвовать в торгах на бирже может каждый желающий, в качестве вложений принимаются не только деньги, но и оружие, наркотики, снаряжение и другие полезные вещи.


Хорошо известен пример сомалийской женщины, вложившей все свое имущество - гранаты от РПГ - в акции одной из "надежных" пиратских компаний. Вскоре пираты захватили испанский тунцелов, и после получения за него выкупа женщине спустя 38 дней после вложения заплатили 75 тыс. долларов.

Почему сомалийские пираты существуют до сих пор?

Казалось бы, общеизвестно, куда пираты угоняют суда, где находятся их базы, но мировое сообщество не принимает практически никаких радикальных шагов, чтобы покончить с пиратством. Почему?

Версий довольно много, например, ходят слухи о заговоре страховых компаний - страхуют суда все судоходные фирмы, а захватывают пираты только единицы. К тому же с каждым новым захватом суммы страховых рисков только растут.

Впрочем, и бороться с пиратством непросто: побережье Сомали — это три тысячи километров, патрулировать которые довольно проблематично.


С пиратства кормится большая часть населения этой страны, в преступной схеме задействованы представители власти и религиозные лидеры. Поэтому, чтобы решить проблему, нужно прежде всего навести порядок в самом Сомали. А это уже огромные затраты, которые ни одна страна брать на себя не хочет.

Но все же ведущие мировые державы посылают периодически военные корабли для патрулирования неспокойных вод, и это приносит свои плоды — во время присутствия военных судов в акватории число нападений снижается.
Читать полностью:

Сомалийские пираты

Государство Сомали, находящееся в состоянии потенциальной гражданской войны, расположено на побережье Северо-Восточной Африки. В настоящий момент на территории Сомали существуют как минимум три государственных образования; некоторые делятся еще на всяческие автономии и государства. Если сказать, что это край анархии, – большого преувеличения, право же, не будет. В известной мере сам феномен сомалийского пиратства существует в силу отсутствия единого государственного управления. Государственная власть в лице диктатора Мохаммеда Сиада Баре была свергнута в результате переворота в 1991 году. После этого наступил, образно говоря, период безвременья.

Первые известия о пиратских нападениях были зафиксированы в 1995–1996 годах, что совпало с завершением американского присутствия в регионе. В дальнейшем, однако, действия пиратов не имели ярко выраженной массовой направленности. Однако с наступлением XXI века ситуация переменилась; пираты стали действовать организованно. Они располагают быстроходными катерами, умеют пользоваться автоматическим оружием, Интернет, и gps для них – явно не пустой звук! Каждый год принимаются все более жесткие меры по пресечению пиратской деятельности, но сами пираты (а более всего те, кто их финансирует) тоже не дремлют: с ними становится все труднее совладать. По сути, из локальной проблемы Сомали тамошние пираты стали заботой для всего мира. Ниже мы приводим хронологический перечень наиболее заметных рейдов сомалийских пиратов, имевших место в нынешнем веке:

2003, 4 марта, – две моторные лодки с пиратами напали на танкер «Монерон», шедший под российским флагом. Танкер направлялся из Саудовской Аравии в Кению. На требование пиратов остановиться капитан танкера ответил отказом. Те в отместку принялись обстреливать судно из автоматов и даже гранатометов. Преследование продолжалось в общей сложности около часа.

2005, 5 ноября, – пиратами был атакован роскошный океанский круизный лайнер «Seaborn Spirit». Нападение произошло всего в 130 км от побережья Сомали. На борту лайнера была лишь акустичекая пушка (эти устройства обычно используются для разгона демонстрантов). Испускаемый пушкой звук достигает 150 децибелов, что при длительном воздействии может не только разрушить слуховой аппарат человека, но и серьезно повлиять на внутренние органы. И хотя даже с подобной пушкой команде лайнера было непросто тягаться с пиратами, налетевшими на двух современных катерах и обстреливавшими корабль из автоматов и гранатометов, но ее применение оглушило пиратов и на какое-то время внесло в их ряды смятение. Этого промедления было довольно для того, чтобы капитан приказал изменить направление и направил лайнер в открытое море. Преследовать лайнер и дальше пираты уже не посмели.

В этом же году официальное правительство Сомали заключило двухгодичный контракт с США, согласно которому боевые корабли военно-морского флота США должны были нести вахту в регионе с целью пресечения пиратской активности. Необходимость заключения подобного контракта была продиктована тем, что на протяжении всего 2005 года было зафиксировано 37 отдельных случаев нападения пиратов на торговые и пассажирские корабли.

2006, январь , – военный корабль США захватывает судно, оказавшееся пиратским. Это первый официальный арест пиратов; ранее им всегда удавалось остаться безнаказанными.

2006, 19 марта , – эта дата уже вошла в историю как день первого морского сражения, происшедшего в XXI веке. В 5 часов 40 минут утра (по местному времени) в 25 милях от берега Сомали два военных американских корабля дали бой пиратам! Со стороны США участвовали: ракетный крейсер «Cape St.-George» и эсминец «Gonsales». Им противостоял один корабль пиратов. Американские корабли совершали рейд и повстречали подозрительное судно, по виду рыболовецкое, сопровождаемое парой больших лодок. Было очевидно, что необходима проверка. Американцы уведомили команду судна, что спускают лодку со своими людьми для того, чтобы произвести осмотр на борту. После этого с подозрительного судна последовал целый шквал огня, на который американские корабли ответили интенсивным пулеметным огнем. Противостоять американской военной мощи пираты не смогли и почли за благо сдаться. Потери пиратов: 1 человек убит и еще 5 ранено. В итоге 12 человек (включая раненых) были арестованы. Поскольку в результате обстрела судно пиратов занялось огнем, обыскать его как следует не удалось, но вполне довольно было и тех единиц автоматического оружия наряду с гранатометами, что были обнаружены при поверхностном досмотре.

2007, февраль , – сухогруз «Розен» среднего водоизмещения с экипажем из 12 человек, зафрахтованный Всемирной продовольственной программой (ВПП) ООН, был захвачен сомалийскими пиратами.

«Розен» непосредственно перед этим доставил в несколько портов на севере Сомали 1,8 тысячи тонн продовольствия и других товаров, предназначенных для лагерей беженцев. После завершения своей миссии «Розен» возвращался в Момбасу. Согласно официальным источникам, никакого груза на борту «Розена» не было.

По факту захвата сухогруза было начато расследование, в результате которого в Сомали были задержаны четыре человека, подозреваемые в причастности к захвату сухогруза «Розен».

2007, март , – захват пиратами индийского торгового судна со всем экипажем. За судно и людей пираты потребовали значительный выкуп.

2007, апрель , – пресс-служба ООН обнародовала официальное заявление, в котором утверждалось, что деятельность пиратов ставит под удар практически все гуманитарные программы, задействованные для стабилизации региона Сомали.

2007, 17 октября , – пираты сначала неожиданно обстреляли, а затем захватили сухогруз, шедший под флагом Коморских островов.

2007, вторая половина октября , – зафиксировано сразу же пять попыток пиратов захватить торговые корабли; ни одна из них не увенчалась успехом.

2007, 25 октября , – пиратами захвачен японский танкер, перевозивший химикаты. Несмотря на внезапность нападения, с танкера все-таки успели передать сигнал SOS, однако по причине того, что нападение произошло поздно вечером в воскресенье, иностранные патрульные суда, незамедлительно направившиеся к месту происшествия, так и не могли настичь пиратов.

2008, 1 февраля , – на выходе из Аденского залива в Аравийское море пираты захватывают датский буксир «Свитцер Корсаков» с командой из шести человек. Судно направлялось по маршруту Санкт-Петербург – Сингапур – Сахалин для работы на шельфовом проекте «Сахалин-2». Экипаж буксира был интернациональным: 4 россиянина, ирландец и англичанин.

За буксир и экипаж пиратами был тотчас же запрошен выкуп в $ 700 000. Пираты отогнали буксир в направлении Могадишо и поставили его на якорь примерно в 40 км от побережья Сомали. 11 февраля один из пиратских кораблей, перевозивший продовольствие для похитителей буксира, был замечен и обстрелян кораблем ВМФ США, но безрезультатно. Пираты смогли уйти.

Помощник главкома ВМФ России капитан первого ранга Игорь Дыгало выступает с заявлением, признавая правильность курса военного руководства РФ и главного штаба ВМФ на возобновление присутствия российских боевых кораблей во всех регионах Мирового океана, особенно в районах интенсивного рыболовства и судоходства.

Датская компания, являющаяся владельцем буксира, официально обращается к России повременить с подобными заявлениями, поскольку они могут крайне негативно отразиться на ходе переговоров с пиратами о выдаче судна и экипажа.

Продолжительные переговоры завершились тем, что деньги для выкупа были собраны в полном объеме и переправлены пиратам на отдельном корабле. 18 марта 2008 года буксир и его экипаж были пиратами освобождены.

2008, 4 апреля , – захват пиратами шедшей с Сейшельских островов французской прогулочной яхты «Ле Понан» с 32 пассажирами на борту. Яхта была отбуксирована пиратами к побережью Сомали в районе Пунтленда. Учитывая высокий статус находившихся на борту пассажиров, Франция прибегла к эскстренным мерам, направив в Сомали элитный отряд службы GIGN, ориентированной на борьбу с террористами.

Операция была произведена блестяще, все 32 заложника были благополучно освобождены. Остатки пиратской банды (около 6 человек), каким-то чудом сумевшие сбежать в ходе освобождения заложников, были вскоре арестованы на побережье.

2008, 20 апреля , – очередным трофеем пиратов становится испанский рыболовный траулер «Плайя де Бакио» с 26 членами экипажа. Захват произошел примерно в 400 км от побережья Сомали. Пираты вначале обстреляли судно из гранатометов, вселив в рыбаков ужас и сломив их волю к сопротивлению. После такой «артиллерийской подготовки» они очень легко взяли траулер на абордаж.

2008, 28 мая , – немецкий сухогруз «Lehmann Timber» с интернациональным экипажем из 15 человек (1 русский, 4 украинцев, 1 эстонец, 9 бирманцев) захвачен пиратами в Аденском заливе. Шайка пиратов состояла из 9 человек. Пираты запросили за судно и экипаж астрономическую сумму в $ 3 000 000. Компания «Грейпеджес», являвшаяся собственником сухогруза, первоначально рассчитывала ограничить выкуп суммой в $ 200 000. Пираты не собирались уступать, и в результате процесс переговоров затянулся на долгие 42 дня, в течение которых экипаж судна томился в плену у пиратов. В конце концов те, начав терять терпение, пригрозили начать отстрел заложников, обещая ежедневно убивать по 2 моряка. Это заставило «Грейпеджес» увеличить сумму выкупа.

Компании и пиратам удалось поладить на сумме в $ 750 000.

2008, 20 июля , – балкер (судно по типу сухогруза) «Stella Maris» японской офшорной компании «TURTLE MARINE SHIPPING SECOND» с экипажем из 21 филиппинца был захвачен пиратами. Судно водоизмещением в 52,454 тонны и длиной в 190 м было построено в 2007 году. Захват произошел в море неподалеку от Калулы, район Пунтленда (север Сомали). При этом один из нападавших был убит.

Балкер три недели шел из Таунсвилля, имея на борту 40-тонный груз свинца и цинка, добытого в местных шахтах. За груз, экипаж и судно пираты потребовали значительный выкуп. Дожидаясь денег, они свезли экипаж на берег и держали под вооруженной охраной.

В связи с этим инцидентом развернулась антипиратская кампания в прессе, при этом была обнародована информация о том, что с 1 января по 30 июня 2008 года сомалийские пираты совершили 114 удачных нападений на суда! Глава малазийского морского бюро по контролю над действиями пиратов Ноэль Чунг заявил, что непосредственно перед нападением на «Stella Maris» те же самые пираты неудачно атаковали танкер с химикатами (15 июля) и грузовой корабль (18 июля). Он также заметил, что патрули, в основном, фиксируют внимание на восточной части побережья Сомали, тогда как самое пристальное внимание должно быль уделено именно северным областям, где находятся основные пиратские базы.

27 сентября выкуп пиратам был заплачен. Судно и груз вернулось к владельцу, экипаж был также освобожден.

2008, 5 августа , – захват нигерийского судна «Yenagoa Ocean» с 10 членами экипажа. Вспоминая о пережитом, капитан судна Грэхем Эгбеги признался, что на протяжении 10 месяцев, пока готовился выкуп, они подвергались в лагере пиратов издевательствам и унижениям, ежедневно находясь между жизнью и смертью.

2008, 12 августа , – захвачено таиландское судно «Thor Star», перевозившее лес. 28 человек экипажа стали заложниками пиратов.

2008, 19 августа , – пиратами атакован и захвачен малайзийский танкер-химовоз «Bunga Melati Dua» с грузом пальмового масла и 20 членами экипажа.

2008, 21 августа , – иранский балкер «Iran Deyanat» с 29 членами интернационального экипажа и грузом химического и стрелкового оружия стал очередной жертвой сомалийских пиратов.

В этот же день пираты заполучили и японский танкер-химовоз «Irene» с экипажем из 19 человек (включая двух граждан России).

Им также достался и немецкий корабль «BBC Trinidad» с экипажем из 13 человек, среди которых 3 были россиянами. За возврат судна и экипажа владелец был вынужден уплатить $ 1,4 миллиона. Вернув себе 11 сентября 2008 года судно и команду, он обратился к мировому сообществу с требованием немедленного военного вторжения в Сомали с целью уничтожения основного оплота пиратов.

2008, 29 августа , – атакован и захвачен малайзийский танкер-химовоз «Bunga Melati 5» с экипажем из 41 человека и грузом порядка 20 тонн.

Выкуп составил $ 2 000 000.

2008, 3 сентября , – захвачен египетский сухогруз «Al Mansourah» с 25 членами экипажа.

2008, 4 сентября , – пираты атаковали и захватили 16-метровую французскую яхту представительского класса «Carre d’as IV» с тремя яхтсменами на борту. Правительство Франции, учитывая статус яхтсменов, вновь прибегла к услугам элитного спецназа из службы GIGN, ориентированной на борьбу с террористами. В результе уже 16 сентября заложники были освобождены, при этом 1 пират был убит на месте, а еще шестеро арестованы.

Авторская ремарка. Обратите внимание: многие заранее пасуют перед пиратами, даже не веря в то, что им можно противостоять. А уж от сумм выкупов, которые приходится выплачивать, голова просто идет кругом! Однако на примере французских спецназовцев из GIGN можно убедиться в том, что на самом деле пираты совершенно не держат настоящего боя. Когда за дело берутся профессионалы, пираты пасуют. Также отметьте, как мало времени было затрачено на организацию самой операции: менее двух недель. Не хочется, конечно же, все сильно упрощать, но невольно напрашивается мысль, что, если бы объединить силы спецназа США, Франции, России и Германии (при условии тщательной разработки операции), после высадки их десанта от змеиного гнезда пиратов в Сомали не осталось бы и следа. Как говорится, дело за малым…

2008, 10 сентября , – в лапы пиратов попадает корейский балкер «Bright Ruby» с экипажем в 21 человек.

2008, 15 сентября , – индийский танкер-химовоз «Stolt Valor» с 22 членами экипажа, из которых 1 человек – россиянин, двигаясь в 38 милях от побережья Йемена, стал заложником сомалийских пиратов. Захват состоялся при свете дня, а именно – в 13.16 по местному времени. Переговоры с пиратами продолжались около двух месяцев. В итоге им выплатили сумму в $ 1,1 миллиона. 16 ноября 2008 года судно и экипаж были освобождены.

2008, 17 сентября , – греческий балкер «MV Centauri», в трюмах которого находилось свыше 17 тонн соли, державший курс на Кению и имевший на борту 26 человек команды (экипаж состоял исключительно из филиппинцев), был захвачен пиратами прямо у побережья Сомали. Непросто понять, что заставило филиппинцев двигаться таким путем, ведь они не могли не знать, что в этих водах активно действуют пираты.

27 ноября 2008 года, после выплаты выкупа, судно было освобождено. Команда также смогла вернуться домой; моряки чувствовали себя удовлетворительно.

2008, 18 сентября , – гонконгский сухогруз «Great Creation», направлявшийся из Туниса в Индию с экипажем в 25 человек, был взят на абордаж сомалийскими пиратами.

19 ноября 2008 года судно и экипаж были возвращены, но о точной сумме выкупа так и не удалось узнать.

2008, 21 сентября , – этот день оказался печальным для команды греческого сухогруза «MT Capt Stefanos», перевозившего уголь.

2008, 25 сентября , – о том, что произошло в этот день, наверное, хорошо помнят как в России, так и на Украине. Сомалийским пиратам удалось захватить украинский сухогруз «Фаина», направлявшийся в Момбасу (Кения). Можно себе представить изумление захватчиков, когда они обнаружили в трюме опасный груз: 33 танка Т-72, зенитные установки, гранатометы. Из 21 члена команды трое были россиянами, включая капитана судна Владимира Рудольфовича Колобкова. Когда пираты осознали, какой груз им достался, их радости не было предела. Это отразилось и на сумме требуемого выкупа: она варьировалась в разное время от первоначальных 35 до 3,2 миллиона долларов! В первые же дни не стало капитана, В. Р. Колобкова, сердце которого не выдержало издевательств и пыток. Переговоры очень затянулись, морякам пришлось пройти через жесточайшие муки и избиения: так пираты вымещали на них разочарование от долгого ожидания выкупа. В конце концов стороны договорились о сумме выкупа. И вот, 5 февраля 2009 года, с вертолета на палубу захваченного судна был сброшен мешок с деньгами – $ 3,2 миллиона, поступившие от израильского гражданина, оказавшегося владельцом судна. Однако напрасно заложники надеялись, что их беды остались позади. Как только пираты получили деньги, начался дележ. Он продолжался в течение 14–16 часов. К «Фаине» потянулись корабли других пиратов, которые, услышав о самом крупном в истории выкупе, сочли, что тоже имеют право на долю. Главарю пиратов подобное развитие ситуации не сильно пришлось по душе. Держа по автомату в каждой руке, он уселся на мешок, заявив, что благотворительность не в его характере. Претенденты на долю добычи крайне негативно отнеслись к его заявлению, и тут же началась перестрелка. Средства массовой информации поспешили оповестить весь мир о том, что на «Фаине», похоже, начался отстрел заложников. К счастью, во время перестрелки никто из заложников не пострадал. После завершения процедуры дележа пираты стали группами покидать судно. К вечеру того же дня заложники наконец-то были освобождены.

2008, 27 сентября , – сомалийские пираты осуществили захват греческого танкера «Genius» с 19 членами экипажа, румынами.

2008, 9 октября , – пираты захватили сомалийский сухогруз «Wail» с 11 членами экипажа, когда это судно доставляло груз цемента из сомалийского порта Боссасо в Оман. С учетом того, что «Wail» принял сомалийский груз, власти сочли необходимым вмешаться – в кои-то веки! 14 октября служба безопасности Путленда атаковала пиратов. Двое из них были застрелены, а еще десятерых взяли в плен. При этом среди нападавших были легко ранены только двое военных. Заложники не пострадали, разве что их судно нуждалось в небольшом ремонте.

Комментируя происшедшее, агентство «Рейтер» отметило, что с начала 2008 года сомалийским пиратам за 30 захваченным ими кораблей было выплачено свыше $ 30 000 000! Подобная статистика, надо согласиться, не могла не смазать эффект от удачно проведенной операции сомалийских спецслужб.

2008, 15 октября – корейский танкер «MT African Sanderling» с 21 членом экипажа (сплошь филиппинцы) на время обрел новых владельцев, которыми оказались сомалийские пираты. 13 января 2009 года судно и экипаж были освобождены за $ 2 000 000.

2008, 21 октября , – этот день предоставил службе безопасности Сомали еще один шанс отличиться. Сомалийские пираты хоть и стремятся получить большой выкуп, но, в сущности, не брезгуют никакой добычей. На этот раз они напали и захватили корейское доу (традиционное судно с низким бортом) с грузом сахара, зная, что более нескольких десятков тысяч долларов выкупа им за нее никогда не выручить. На борту было 11 членов экипажа. Буквально через несколько часов пираты были атакованы силами безопасности. Завязалась перестрелка. 4 пирата были убиты, оставшиеся 4 человека сдались. Заложники не пострадали.

Важная деталь: сахар предназначался Сомали.

2008, 7 ноября , – в этот день настала очередь столкнуться с пиратами для датского судна «Cec Future» с неизвестным грузом. Из 13 членов экипажа 11 были россиянами. 15 января 2009 года судно и люди были освобождены за $ 2 000 000.

2008, 10 ноября , – индийское судно «MT Stolt Strength» с грузом ортофосфорной кислоты и 23 членами экипажа досталось пиратам. 21 апреля судно и команда были освобождены. Сумма выкупа не разглашалась.

2008, 12 ноября , – этот день должен был наверняка запомниться пиратам! Они дерзнули атаковать датское судно «Powerful». Захват должен был произойти в одном из их излюбленных мест – в Аденском заливе. На беду пиратов, рядом оказались фрегат ВМС Великобритании «Cumberland» и российский сторожевой корабль «Неустрашимый». Они действовали при поддержке двух вертолетов (русского Ка-27 и британского «Linx»). Пираты принимались дважды (!) атаковать, но в итоге трое из них погибли, а остальные восемь сами попали в плен. Судно не пострадало. Любопытно, что англичане впоследствии категорически отрицали факт проведения совместной операции!

Однако в тот же самый день неподалеку от побережья Йемена пиратам досталось турецкое судно «The Karagol» с 14 членами экипажа. На борту судна находилось около 4500 тонн химикатов. Оно направлялось в Бомбей. 13 января 2009 года судно и команду осовободили. Сумма выкупа не разглашалась.

2008, 13 ноября , – российский контейнеровоз «Капитан Маслов» был внезапно обстрелян из гранатометов и автоматов. Несмотря на большой груз на борту, россиянам удалось уйти от преследования пиратского катера.

2008, 14 ноября , – китайское рыболовецкое судно «TIANYU 8» с экипажем в 24 человека во время ловли рыбы у побережья Кении было захвачено пиратами. 8 февраля 2009 года судно было освобождено. Команда не пострадала. Сумма выкупа не разглашалась.

2008, 15 ноября , – урожайный денек для сомалийских пиратов! Им досталось сразу же два корабля. Первый, «Chemstar Venus», японский танкер-химовоз с экипажем из 23 человек, был взят пиратами на абордаж в 155 км от Аденского залива. 12 февраля 2009 года корабль и команду освободили. Сумма выкупа не разглашалась.

Другим трофеем пиратов оказался 330-метровый танкер Саудовской Аравии «Sirius Star», ходивший под либерийским флагом и перевозивший сырую нефть на сумму $ 100 000 000. Пиратам, требовавшим $ 25 000 000, в итоге пришлось согласиться на $ 15 000 000. Судно было освобождено 11 января 2009 года. После дележа выкупа начали происходить довольно-таки странные вещи. Так, одного пирата, принимавшего выкуп, выловили позднее из воды с $ 153 000 наличных, а еще пятеро с $ 3 000 000 также утонули на своем катере, причем четыре тела обнаружить не удалось.

2008, 16 ноября , – российским сторожевым кораблем «Неустрашимый» была предотвращена попытка пиратов атаковать судно Саудовской Аравии «Рабих». Пиратам пришлось спасаться бегством.

2008, 18 ноября , – этот день принес сомалийским пиратам как радости, так и огорчения. Поджидая добычу в своем любимом Аденском заливе, пираты захватили иранское судно «Delight», шедшее под гонконгским флагом. На борту было свыше 36 000 тонн пшеницы. Экипаж составлял 25 человек. 10 января корабль и команда были освобождены. Сумма выкупа не разглашалась.

Другим трофеем оказался рыболовецкий траулер «Ekawat Nava 5» с 16 членами экипажа на борту, ходивший под флагом Таиланда. В этот рейс «FV Ekawat Nava 5» доставлял груз рыболовецкого оборудования из Омана в Йемен. В ходе взятия на абордаж судно было уничтожено случайным попаданием. Один член команды спасся, еще один был обнаружен погибшим. Судьба остальных неизвестна.

А еще в тот же день при попытке атаковать индийский фрегат «Tabar» в результате ответного огня было уничтожено пиратское судно сомалийцев.

2008, 19 ноября , – йеменское судно, впоследствии фигурировавшее в рапортах под четырьмя различными названиями («Адина», «Амани», «Арена», «Эрина»). Экипаж состоял из 7 моряков. На борту находился серьезный груз: 570 тонн стали. За судно с грузом и командой был потребован выкуп в $ 2 000 000. Однако неожиданно вмешались государственные структуры Сомали. Они заявили, что, в силу дипломатических отношений с Йеменом, не слишком-то вежливо требовать выкуп за их корабль. Более того, они были готовы штурмовать пиратский корабль, если те откажутся пойти навстречу. Однако пираты послушались и… от выкупа отказались! 3 декабря 2008 года судно и команда были освобождены.

2008, 28 ноября , – либерийский танкер-химовоз с 27 членами команды и грузом пальмового масла достался пиратам. 24 января 2009 года корабль и команда были освобождены. Сумма выкупа не разглашалась.

Примечательно, что на судне помимо экипажа находились три спецагента. Владелец нанял их, чтобы обеспечить безопасную доставку груза. Когда пираты стали нападать, спецагенты принялись отстреливаться. Это так разъярило пиратов, что когда они ворвались на палубу, то были готовы растерзать спецагентов живьем. Те, поняв, что у них нет шансов, дружно сиганули за борт, намереваясь уйти вплавь. Пираты, еще не отойдя, кинулись к штурвалу, чтобы изменить курс судна и настичь агентов. Плохо бы им пришлось, не случись неожиданно в этом районе французского вертолета, с которого заметили пловцов и решили их спасти.

2008, 28 ноября , – печальный день для пиратов! В этот день они могли завладеть круизным немецким суперлайнером «Астор», на котором 600 туристов, принадлежащих к сливкам общества, вольготно перемещались из Шармэль-Шейха в Дубаи. Оказавшийся неподалеку фрегат ВМС ФРГ «Мекленбург – Передняя Померания», мгновенно оценив ситуацию, пришел на помощь лайнеру, обратив пиратов в позорное бегство.

2008, 30 ноября , – еще один элитный круизный лайнер «Nautica», на сей раз – собственность США и Маршалловых островов, счастливо избег страшной участи оказаться в плену у пиратов, несмотря на то что пираты на двух катерах сделали по лайнеру 8 выстрелов из гранатомета. Никто из 654 пассажиров не пострадал. Остается надеяться, что в следующий раз капитан лайнера будет прокладывать таким образом курс своего корабля, чтобы он не пролегал вблизи от Аденского залива, поскольку место это всегда кишмя кишит сомалийскими пиратами.

2008, 3 декабря , – еще одна неудача пиратов с круизным лайнером! «Athena», которой владели Португалия и Кипр, была атакована одновременно 29 пиратскими лодками! Применение акустической пушки вновь оказалось весьма действенным, оглушив пиратов и дав возможность лайнеру уйти.

2008, 13 декабря , – эфиопский грузовоз «MV Gibe» уже был в процессе захвата шайкой из 23 пиратов, но вовремя подошедший индийский военный корабль «Mysore» захватил пиратов в плен.

2008, 16 декабря , – малайзийский буксир с баржей был захвачен пиратами и 1 августа 2009 освобожден после выкупа, сумма которого не разглашалась.

В тот же день их добычей стал 100-метровый турецкий грузовоз, который был освобожден 2 февраля 2009 года после выкупа.

2008, 17 декабря , – «MV Zhenhua 4», китайский грузовоз с экипажем из 30 человек в течение 4 часов отражал атаки 9 вооруженных до зубов сомалийских пиратов. Этого времени хватило для подхода малайзийского военного корабля «Sri Indera Sakti» с вертолетом поддержки, перехватившего сигнал бедствия. Команда использовала все, что попадало под руку, вплоть до бутылок с пивом. Кто-то догадался соорудить несколько бутылей с коктейлем Молотова. В итоге пиратам едва удалось спастись бегством.

Эти поучительным эпизодом завершился 2008 год. Прошло от силы две недели, и пиратские налеты сомалийцев продолжились. 2009 год вступал в свои права… Число пиратских трофеев росло и… продолжает расти!

2009, 1 января , – египетский грузовоз «Голубая звезда» с командой из 28 человек и с 6 тоннами удобрений на борту. Освобожден 5 марта 2009 года за $ 1 000 000.

В этот же день, однако, провалилась атака пиратов на панамский сухогруз «S Venus». Лишь приближение французского фрегата воспрепятствовало трагедии.

2009, 2 января , – благодаря активной поддержке двух военных кораблей и вертолетов индийский танкер «Abul Kalam Azad» не достался пиратам.

Греческий сухогруз «Kriti Episkopi» с 29 членами команды и грузом масла тоже еле избег печальной участи. Экипаж отбивался от пиратов, включив пожарные шланги.

Не достался пиратам и голландский сухогруз «Samanyolu», с борта которого на судно пиратов пальнули из огнемета, предав его огню.

Однако в тот же день был захвачен панамский нефтяной танкер с 8 членами экипажа. 26 апреля 2009 года он был освобожден. Сумма выкупа не разглашалась.

2009, 7 января , – кенийское рыболовное судно «Victoria IV» было похищено пиратами в 18 км от границы Кении и Сомали; оно пропало бесследно. Судьба 7 членов команды неизвестна.

2009, 14 января , – либерийско-голландский контейнеровоз избег пиратского плена благодаря поддержке российского военного корабля.

2009, 29 января , – багамско-германский нефтяной танкер «Longchamp» с экипажем в 13 человек захвачен пиратами. 28 марта 2009 года освобожден без выкупа.

2009, 22 февраля , – греческий сухогруз «Saldanha» с 22 членами экипажа и грузом угля попал к пиратам. Освобожден 25 апреля 2009 года. Сумма выкупа не разглашалась.

2009, 16 марта , – вьетнамский сухогруз «Diamond Falcon» был атакован пиратами на двух небольших лодках, но спасся при участии турецкого военного корабля «Giresun» и датского линкора «Absalon» и задействовании вертолетов.

Иранскому рыболовному судну «Safari» в этот день повезло меньше. Его судьба по сей день неизвестна. В последний раз его видели вблизи района Пунтленд (Сомали).

2009, 19 марта , – греческий сухогруз «Titan» с грузом стали и 24 членами команды был захвачен в Аденском заливе. 16 апреля 2009 года корабль и команда были освобождены. Сумма выкупа не разглашалась.

Там же, в Аденском заливе, в этот день был атакован турецкий грузовоз. Поблизости оказался турецкий перехватчик «Giresun» и при поддержке вертолета пресек атаку пиратов на корню.

2009, 21 марта , – неизвестно кому принадлежащий сухогруз «Rafiquei» с 16 членами экипажа (индийцами) и грузом риса, масла и пшеницы был захвачен пиратами. В тот же день судно было без выкупа освобождено. У экипажа отняли мобильные телефоны, а также слили все горючее.

2009, 22 марта , – японский сухогруз «Jasmine Ace» с 18 членами экипажа и грузом автомобилей на борту был атакован в Аденском заливе пиратами. Капитан судна оказался виртуозом: он уводил свое судно от пиратов зигзагом, несмотря на непрерывный обстрел из автоматов. В итоге ему удалось оторваться от пиратских катеров.

2009, 25 марта , – греческий танкер «Nipayia» с грузом химикалий на борту и под командованием российского капитана в 450 милях от побережья Сомали подвергся атаке пиратов. 9 мая корабль и экипаж были освобождены без выкупа.

В тот же день пропала сейшельская яхта с 2 членами экипажа. 21 июня яхтсмены были освобождены, а само судно было сожжено и утоплено пиратами у побережья Сомали. Причиной этого стал неполный выкуп – вместо затребованного $ 1 000 000, пиратам досталось только $ 450 000.

Два корабля невыясненной принадлежности «Explorer III» и «Ocean Explorer» подверглись преследованию пиратов, пытавшихся их догнать на двух маленьких лодках. Более мощные корабли не позволили им это сделать, оставив их далеко за кормой.

Избег пиратского плена и еще один корабль (тоже невыясненной принадлежности), «Gennaro Aurilia»; заметив приближавшееся к нему подозрительное рыболовное судно, с корабля передали SOS и перешли на максимальный ход. Судно вскоре перестало их преследовать.

2009, 26 марта , – норвежский танкер «Bow Asir» с командой из 23 человек стал заложником пиратов. 10 апреля 2009 года судно было освобождено. Сумма выкупа не разглашалась.

2009, 30 марта , – немецкий танкер «Spessart» подвергся обстрелу со стороны пиратов. Однако на танкере была хорошо вооруженная охрана, которая повела прицельный огонь по пиратам. Это оказалось неожиданностью для них. А тут подоспел и военный фрегат «Rheinland Pfalz». Пиратам пришлось уйти.

2009, 4 апреля , – немецкий грузовой корабль «Hansa Stavanger» с 25 членами экипажа и грузом контейнеров на борту захвачен пиратами. В августе 2009 года корабль и команда были освобождены за $ 2 000 000.

А вот сингапурскому танкеру-химовозу «Pacific Opal» повезло: он был атакован тремя пиратскими лодками, но его спасло приближение военных кораблей.

Израильский сухогруз «Africa Star» с 25 членами экипажа и грузом контейнеров тоже отделался легким испугом. Команда находчиво провела вдоль борта провода, пустив по ним ток. В результате девяти пиратам, напавшим на корабль, так и не удалось взобраться на борт.

В тот же день французская яхта с 5 пассажирами (включая 3-летнего ребенка) угодила к пиратам. Французские военные силы, не мешкая, приступили к спасательной операции. Все произошло 10 апреля. Пираты отказались отдать пленников добром. Военные пошли на приступ. В результате один из пассажиров погиб, но четверо остальных (в том числе и ребенок) были спасены. Трое пиратов погибли, остальные четверо были арестованы.

2009, 5 апреля , – йеменский тральщик был захвачен пиратами. Судьба его неизвестна.

2009, 6 апреля , – британский грузовой корабль «Malaspina Castle», плававший под панамским флагом, взят на абордаж пиратами и захвачен. Груз – железо; экипаж – 24 человека. Освобожден 9 мая 2009 года.

Тайваньское рыболовецкое судно «Win Far 161» с 29 членами экипажа на борту было также захвачено. Судьба его осталась неизвестной.

2009, 8 апреля , – датское грузовое судно «Maersk Alabama» было захвачено в 400 милях к востоку от Магадишо. Однако в тот же день команда вновь вернула контроль над судном.

2009, 10 апреля , – канадский фрегат «Winnipeg» спугнул лодку пиратов, вознамерившуюся было захватить гражданский корабль невыясненной принадлежности.

2009, 11 апреля , – итальянский тральщик «Buccaneer» с 16 членами экипажа на борту и прицепленными пустыми баржами был захвачен. Освобожден пиратами 9 августа 2009 года.

В тот же день был атакован панамский сухогруз. Команда удачно прибегла к пожарным шлангам. Граната, заброшенная прямо в каюту капитана не взорвалась. В итоге атака пиратов сорвалась.

2009, 13 апреля , – грузовое мальтийское судно водоизмещением 64 000 тонн «Panamax Anna» было атаковано лодкой с 6 пиратами в 177 км от Босассо (район Пунтленда), однако сумело уйти.

2009, 14 апреля , – греческий сухогруз «Irene» с 22 членами экипажа и неизвестным грузом захвачен пиратами, которые уложились до подхода канадского военного фрегата «Winnipeg». 14 сентября 2009 года судно и экипаж были освобождены за $ 2 000 000.

Тем же днем пиратам удалось захватить две рыболовецких лодки. В августе, однако, тем удалось затеять бунт и перебить пиратов, вернув тем самым себе свободу (13 августа 2009 г.).

Также был захвачен ливанский сухогруз «Sea Horse». Корабль и команда освобождены 20 апреля 2009 года за $ 100 000.

Не удалась атака пиратов в этот день на американский грузовой корабль «Liberty Sun» с 20 членами экипажа и грузом американских пищевых добавок на борту. Судну нанесены повреждения.

2009, 15 апреля , – либерийский сухогруз «Safmarine Asia» счастливо избег пленения благодаря деятельному вмешательству французского фрегата «Nivose» и поддержке вертолета. Фрегат не только отогнал пиратов, но преследовал их до базы, захватив 11 пиратов и их базовое судно с запасом топлива.

2009, 16 апреля , – датское грузовое судно «Puma» избегло пиратского плена, поскольку на его призывы о помощи откликнулся корейский перехватчик «Munmu the Great». Обидчиком грузовоза явилась лодка с шестью сомалийскими пиратами. Датчанин уходил зигзагами, стремясь сбросить преследователей, а тут подоспел боевой вертолет с корейского перехватчика. Пираты, чья лодка занялась огнем, спаслись бегством.

2009, 18 апреля , – датский танкер «Handytankers Magic» был атакован лодкой с 7 пиратами. Благодаря вмешательству голландского фрегата «De Zeven Provincien» атака сорвалась. Фрегат продолжил преследование пиратской лодки, которая привела его к базовому судну. Оно оказалось похищенным ранее с 20 рыбаками на борту. Пираты сдались без боя, но вскоре были отпущены, поскольку капитан фрегата счел, что, задержав их, нарушил закон. Впоследствии командование военно-морских сил признало, что капитан освободил пиратов совершенно напрасно, и законодательная база нуждается в пересмотре.

Пираты так же неудачно атаковали в этот день норвежский танкер «Front Ardenne»; помощь пришла со стороны британского судна «Wave Knight». В дальнейшем к месту нападения прибыли другие военные корабли, которые преследовали пиратов до Боссао. Пираты были взяты в плен, разоружены, но потом отпущены.

2009, 20 апреля , – мальтийский сухогруз «Atlantica» в 50 км от побережья Йемена избег пиратского плена благодаря искусному маневрированию.

В тот же день пираты обстреляли панамский сухогруз «New Legend Honor», шедший под китайским флагом. Канадский и британский фрегат своим вмешательством устранили угрозу.

2009, 25 апреля , – вновь сорвалась атака пиратов на очередной круизный лайнер. Речь идет о панамском лайнере «Melody». Он шел под флагом Италии, имея 1000 пассажиров на борту. Команда лайнера использовала против пиратов пожарные шланги и личное оружие (пистолеты). Инцидент произошел в 325 км от Сейшельских островов.

2009, 26 апреля , – еще один лайнер, на сей раз – турецкий, «Ariva», избег захвата пиратов. Атака пиратов продолжалась 15 минут, после чего внезапно прекратилась.

В тот же день пираты захватили пустой нефтяной танкер неизвестной принадлежности и отогнали его к побережью Йемена (стояли в 10 милях от берега). Практически сразу же они были атакованы регулярными военными силами Йемена с применением вертолетов. При этом 7 пиратов попали в плен, а 3 погибли. На следующий день были пленены еще 4 пирата. В ходе возврата танкера его экипаж отделался легкими ранениями.

2009, 3 мая , – французский военный фрегат «Nivose», искусно маневрируя, создал у пиратов впечатление, что перед ними – торговое судно. Когда пираты приблизились для атаки, было поздно. Фрегат их обстрелял, вдобавок с воздуха они были атакованы вертолетами. 11 пиратов были захвачены.

2009, 17 мая , – панамское торговое судно «Dubai Princess», шедшее под флагом Объединенных Арабских Эмиратов, было атаковано, но прибытие на их зов о помощи двух военных фрегатов и вертолета заставили пиратов отказаться от продолжения атаки.

2009, 12 июня , – сухогруз «Charelle», шедший под германским флагом, был захвачен наряду с экипажем из 9 человек. Судьба их неизвестна. Нападение произошло в 60 милях от Омана. Так далеко прежде сомалийские пираты не рисковали забираться.

2009, 8 июля , – турецкий сухогруз «Horizon-1» с 23 членами экипажа и грузом серы на борту был захвачен пиратами. Освобожден 5 октября 2009 года за $ 2 750 000.

2009, 24 сентября , – сомалийский (!) сухогруз был атакован неподалеку от бухты Могадишо. Капитан судна при этом был убит, несколько членов команды ранено. Полицейские силы Сомали немедленно прореагировали, и корабль был освобожден.

2009, 7 октября , – французский танкер «Somme» класса «Durance» (т. е. и танкер, и военный корабль) с грузом топлива и 169 членами экипажа был сочтен пиратами за торговое судно и атакован. Обнаружив, что это военный корабль (они даже не подозревали, что имеют дело с флагманом военно-морского флота Франции!), пираты предпочли спастись бегством. Они бежали на двух лодках. Танкер продолжил преследование одной из них. Через час, поняв, что им не уйти, пираты сдались. Прибывшие дополнительно фрегаты отправились на поиск второго пиратского судна.

2009, 19 октября , – китайский угольщик «De Xin Hai» с 25 членами экипажа и грузом угля на борту был захвачен в 700 милях к югу от Сомали. Эта точка ознаменовала собой самую дальнюю границу, которой достигали сомалийские пираты. Судьба его неизвестна.

2009, 22 октября , – панамский сухогруз «Al-Khalig», шедший из Новороссийска в Момбаса (Кения) с 26 членами экипажа и грузом пшеницы на борту, был атакован пиратами и захвачен. Судьба его неизвестна. Он стал добычей пиратов примерно в 330 милях от Сейшельских островов. Пираты атаковали на двух лодках. Их было, по крайней мере, 6 человек.

Эта красноречивая хроника позволяет сделать определенные выводы.

Если сравнивать данные по 2008 и 2009 годам, то легко заметить, что, благодаря принятым мерам и активизации международных военных патрулей, пиратам гораздо в меньшей степени сопутствовала удача. В 2009 году их атаки в несколько раз чаще завершались неудачей. Обращает на себя внимание и самоотверженность экипажей отдельных судов, которые вели себя отнюдь не как овцы, обреченные на заклание, а отважно сопротивлялись, в итоге добившись отступления пиратов.

Чтобы обезопасить сомалийский регион и превратить тамошних пиратов в миф, ведущим морским державам необходимо сплотиться, увеличить количество патрулей и их вооружение. Кроме того, при пресечении атаки пиратов необходимо преследовать отступающих разбойников до конца, поскольку можно открыть местоположение их базы, где могут томиться ранее захваченные пленники. Следуя подобной стратегии, можно будет в скором времени добиться того, что судоходство в Индийском океане вновь станет безопасным!

Цезарь и пираты Путешествуя морем, он попался в руки пиратам и, к великому своему негодованию, оставался у них в плену около сорока дней. Пираты потребовали выкуп в двадцать талантов. Цезарь возмутился: дешево же вы меня цените! И сам предложил им выкуп в пятьдесят

Из книги Всемирная история пиратства автора Благовещенский Глеб

Пираты Средневековья Авильда, или Алфилда (Awilda, Alfilda), (4?? – 4??), СкандинавияАвильда выросла в королевской семье в Скандинавии. Король Сивард, ее отец, всегда мечтал подобрать для дочери достойную партию. В итоге его выбор остановился на Альфе, кронпринце Дании. Каково же

Из книги Царь грозной Руси автора Шамбаров Валерий Евгеньевич Блон Жорж

СОВРЕМЕННЫЕ ПИРАТЫ В воскресенье 30 мая 1965 года было еще совсем темно, когда командир «Доньи Паситы» второй раз напомнил своему помощнику, чтобы он поторопился с посадкой пассажиров.– Мы всегда нарушаем расписание. Старик будет драть глотку.Старик – это владелец

Из книги Сокровища погибших кораблей автора Рагунштейн Арсений Григорьевич

Пираты Говоря об испанских галеонах, нельзя не упомянуть о такой важной части этой истории, как пиратство, которое являлось одной из самых больших опасностей для испанского мореплавания в XVI-XVIII веках.Нападения на испанские корабли и поселения в это время стали обычным

Из книги Золотая эпоха морского разбоя автора Копелев Дмитрий Николаевич

Пираты из преисподней Мир морских разбойников составляли головорезы самых различных мастей. Были среди них храбрые вояки, ловкие мошенники, лихие гуляки, отъявленные пропойцы, способные на самые разнузданные неистовства. Иные из пиратских деяний ошеломляют дикой

Из книги Индокитай: Пепел четырех войн (1939-1979 гг.) автора Ильинский Михаил Михайлович

Пираты над «Туркестаном» …Провинция Куангнинь, район Камфа.«2 июня 1967 года. 15 часов 32 минуты. Воздушная тревога. Экипажу укрыться в помещениях. 15 часов 40 минут. Четыре американских сверхзвуковых реактивных самолета с носовых курсов вышли по направлению к судну. Два из них,

автора Эрдёди Янош

Карибские пираты Тысячелетнее ремесло Пиратский промысел возник одновременно с судоходством, точнее, с морской торговлей. С тех пор как по бесконечным океанским путям начали перевозить ценные грузы, всегда находились люди, рассуждавшие примерно так: чем добывать добро

Из книги Борьба за моря. Эпоха великих географических открытий автора Эрдёди Янош

Было время, когда сообщения о сомалийских пиратах практически не покидали информационное поле. Морские разбойники успешно действовали в районах Аденского залива и соседней акватории Аравийского моря. Злоумышленники грабили торговые суда и наживали огромное состояние. Однако в последнее время об их «славных подвигах» ничего не слышно. Что случилось с пиратами XXI века?

Жизнь в море

Сомалийские пираты как явление - это прямое порождение масштабного внутриполитического кризиса в Сомали , из-за которого страна распалась на соперничающие друг с другом территории. Следствием фактического уничтожения государства стал небывалый рост преступности. Многие из сомалийцев, чтобы прокормить себя и свои семьи, стали пиратствовать. Самой распространенной формой их заработка был захват заложников. Так, только в период 2005-2012 гг. жертвами морских разбойников стали почти четыре тысячи человек из большинства стран мира. Погибли от рук пиратов около 100 граждан иностранных государств. За эти семь лет общая сумма денег, полученных бандитами в качестве выкупа за захваченных членов экипажей, достигла 385 миллионов долларов.

Центром пиратства в Сомали был регион Пунтленд, власти которого обеспечивали «крышу» морским разбойникам. Те взамен отдавали им львиную долю своей добычи: считается, что плата за прикрытие, по разным данным, составляла от 70 до 80 (а в отдельных случаях и 85) процентов пиратских доходов. Таким образом, покупалась гарантия, что региональные политики и прикормленные ими силовые структуры не будут вмешиваться в «бизнес» морских разбойников.

В 2011 году были зафиксированы 129 атак сомалийских пиратов на суда. При этом учитывались лишь более-менее крупные инциденты. В итоге морские преступники нанесли значительный урон торговле в регионе Аденского залива и Аравийского моря - транзитных акваторий, связанных с Суэцким каналом, на долю которого приходятся порядка 10% всех мировых морских сообщений.

По законам военного времени

Масштабы пиратства в регионе вынудили командование военно-морских сил разных стран применять к бандитам самые суровые меры. По некоторым данным, в 2012 году командиры боевых кораблей, дежуривших в водах Аденского залива, получили негласный приказ - топить пиратские судна без всякого предупреждения, а с выжившими бандитами не церемониться. Особенно отличились индийские моряки, которые убивали морских разбойников безо всякого сожаления. Так, в 2008 году фрегат ВМС Индии INS Tabar расстрелял из орудий захваченное бандитами таиландское судно. Как утверждали СМИ, вместе с пиратами погибли и члены экипажа. Спустя неделю после инцидента был обнаружен один из выживших тайцев, который подтвердил циркулировавшие слухи.

Военные суда в зону действия сомалийских пиратов направляла и Россия . В мае 2010 года весь мир облетела новость о дерзком захвате танкера «Московский университет» бандитской группой в размере 11 человек. На помощь пришли морские спецназовцы с большого противолодочного корабля «Маршал Шапошников». Прекрасно обученные военные после короткой перестрелки взяли судно под контроль и обезоружили разбойников. Отчет о дальнейшем развитии событий имеет несколько вариантов. В Минобороны России заявили, что пиратов посадили в надувную лодку, дали небольшой запас провизии и отправили по направлению к берегу. Однако туда они по каким-то причинам не добрались, погибнув в море. По другой версии, которая упорно тиражировалась в западных СМИ, морпехи расстреляли бандитов.

Для борьбы с пиратством использовались и частные военные компании. Одна из них - французская «Sicopex», состоящая из отставных офицеров армии Пятой республики, - с 2010 года несет службу на сомалийском побережье. Только за первые два года французы сумели ликвидировать более 300 корсаров, среди которых были и их командиры.

Не только кнут, но и пряник

Но побороть пиратство в Сомали удалось не только силовыми методами. Распространение получила также практика их легализации в качестве рантье и бизнесменов. Так, в 2007-2012 годах часть главарей морских разбойников вложили полученные незаконным путем средства (по некоторым подсчетам - около 100 миллионов долларов) в покупку жилой и коммерческой недвижимости в соседней Кении . Особой популярностью у решивших «выйти из тени» бандитов пользовался район Истли - пригород Найроби , населенный в основном выходцами из Сомали. Сейчас они получают неплохие доходы от сдачи недвижимости в аренду и вряд ли желают возвращаться обратно к «ремеслу» флибустьеров. Другим пиратам просто пообещали крупную сумму денег в обмен на уход из «профессии». Так, один из самых известных сомалийских морских разбойников Мухаммед Абди Харе («Большой рот») ушел в отставку и распустил свою группировку за 20 миллионов евро.

Что касается тех пиратов, которые отбывают срок в местах лишения свободы, то в отношении них практикуется христианское миссионерство. Считается, что перешедшие из ислама корсары менее склонны к рецидиву разбойничества.

Таким образом, сомалийских пиратов удалось если и не победить окончательно, то серьезно ослабить. Все благодаря слаженным действиям мирового сообщества, успешно применившего в борьбе с морскими бандами метод кнута и пряника. Сегодня словосочетание «сомалийский пират» уже не звучит столь грозно, а проходящие в регионе суда могут наконец чувствовать себя в безопасности.