Подвиг варяга и корейца кратко. Бой в бухте Чемульпо и гибель крейсера «Варяг. Состав японской эскадры

Оборудование

1 ноября исполнилось 110 лет с того дня, как на воду был спущен легендарный крейсер "Варяг".

Крейсер "Варяг" был построен по заказу Российской империи на судостроительной верфи "Уильям Крамп и сыновья" в Филадельфии (США) . Он сошел со стапелей филадельфийских доков 1 ноября (19 октября по ст.ст.) 1899 года.

По техническим характеристикам «Варяг» не имел себе равных: оснащенный мощным пушечным и торпедным вооружением, он был к тому же и самым быстроходным крейсером России. Кроме того, "Варяг" был телефонизирован, электрифицирован, укомплектован радиостанцией и паровыми котлами новейшей модификации.

После испытаний в 1901 году корабль был представлен петербуржцам.

В мае 1901 года крейсер был отправлен на Дальний Восток для усиления эскадры Тихого океана. В феврале 1902 года крейсер, обойдя полсвета, отдал якорь на рейде Порт-Артура. С этого момента началась его служба в составе эскадры. В декабре 1903 года крейсер был направлен в нейтральный корейский порт Чемульпо для несения службы в качестве стационера. На рейде, помимо "Варяга", находились корабли международной эскадры. 5 января 1904 года на рейд прибыла русская канонерская лодка "Кореец".

Ночью 27 января (9 февраля по новому стилю) 1904 года японские боевые корабли открыли огонь по русской эскадре, которая стояла на рейде Порт-Артура. Началась русско-японская война (1904-1905), длившаяся 588 дней.

Крейсер "Варяг" и канонерская лодка "Кореец", находившиеся в корейской бухте Чемульпо, ночью 9 февраля 1904 года были блокированы японской эскадрой. Экипажи российских кораблей, пытаясь прорваться из Чемульпо в Порт-Артур, вступили в неравный бой с японской эскадрой, в составе которой было 14 миноносцев.

За первый час боя в Цусимском проливе экипаж российского крейсера выпустил более 1,1 тысячи снарядов. "Варяг" и "Кореец" вывели из строя три крейсера и миноносец, но и сами получили тяжелые повреждения. Корабли вернулись в порт Чемульпо, где получили от японцев ультиматум сдаться в плен. Русские моряки отвергли его. По решению офицерского совета «Варяг» был затоплен, а "Кореец" взорван . Этот подвиг стал символом мужества и отваги русских моряков.

Впервые в российской истории все участники боя (около 500 человек) были награждены высшей воинской наградой - Георгиевским крестом. После торжеств команда "Варяга" была расформирована, моряки поступили на службу на другие корабли, а командир Всеволод Руднев был награжден, повышен по службе - и отправлен в отставку.

Действия "Варяга" во время сражения восхитили даже противника - после русско-японской войны японское правительство создало в Сеуле музей памяти героев "Варяга" и наградило его командира Всеволода Руднева орденом Восходящего Солнца.

После легендарного боя в бухте Чемульпо "Варяг" пролежал на дне Желтого моря больше года. Только в 1905 году затонувшее судно было поднято, отремонтировано и введено в состав Императорского флота Японии под именем "Соя". Более 10 лет легендарный корабль служил учебным судном для японских моряков, однако из уважения к его героическому прошлому японцы сохранили надпись на корме - "Варяг".

В 1916 году Россия приобрела у своей уже союзницы Японии бывшие русские боевые корабли "Пересвет", "Полтава" и "Варяг". После выплаты 4 миллионов йен "Варяг" был восторженно встречен во Владивостоке и 27 марта 1916 года на крейсере был вновь поднят Андреевский флаг. Корабль был зачислен в Гвардейский экипаж и направлен для усиления Кольского отряда Северно-Ледовитого флота. 18 ноября 1916 года крейсер "Варяг@ торжественно встречали в Мурманске. Здесь он был назначен флагманским кораблем Морских сил обороны Кольского залива.

Однако машины и котлы крейсера требовали немедленного капитального ремонта, а артиллерия - перевооружения. Всего за несколько дней до Февральской революции "Варяг" ушел в Англию, на судоремонтные доки Ливерпуля. В ливерпульском доке "Варяг" простоял с 1917 по 1920 год. Необходимые средства на его ремонт (300 тысяч фунтов) так и не были выделены. После 1917-го большевики надолго вычеркнули "Варяг" как героя "царского" флота из истории страны.

В феврале 1920 года, следуя на буксире через Ирландское море в Глазго (Шотландия), куда он был продан на металлолом, крейсер попал в сильный шторм и сел на камни. Все попытки спасти корабль оказались неудачными. В 1925 году крейсер был частично разобран на месте, а 127-метровый корпус взорван.

В 1947 году был снят художественный фильм "Крейсер "Варяг", а 8 февраля 1954 года в канун 50-летия подвига "Варяга" в Москве состоялся торжественный вечер с участием ветеранов битвы при Чемульпо, где от имени советского правительства героям-"варяжцам" были вручены медали "За отвагу". Юбилейные торжества проходили во многих городах страны.

К 100-летию героического сражения в 2004 году в бухте Чемульпо российской делегацией был установлен памятник русским морякам "Варяга" и "Корейца" . На открытии мемориала в порту Инчхона (бывший город Чемульпо) присутствовал флагман Тихоокеанского флота России гвардейский ракетный крейсер "Варяг".

Нынешний "Варяг" - преемник одноименного легендарного корабля первого поколения - вооружен мощным многоцелевым ударным ракетным комплексом, который позволяет поражать надводные и наземные цели на значительном удалении. Также в его арсенале находятся реактивные бомбометные установки, торпедные аппараты и несколько артиллерийских установок различного калибра и назначения. Поэтому в НАТО российские корабли такого класса образно называют "убийцами авианосцев".

В 2007 году в Шотландии, где нашел свое последнее пристанище легендарный "Варяг", был открыт мемориальный комплекс, на котором присутствовал большой противолодочный корабль (БПК) ВМФ России "Североморск". Эти памятники, выполненные в русских морских традициях, стали первыми мемориалами русскому воинскому духу за границей России и вечным символом благодарности и гордости потомков.

В 2009 году к 105-летию легендарного боя с японской эскадрой был создан уникальный международный выставочный проект "Крейсер "Варяг". Обретение реликвий, включающих в себя подлинные раритеты с легендарного судна и канонерской лодки "Кореец" из фондов российских и корейских музеев. Подобной выставки, демонстрирующей реликвии российского флота еще не было в отечественной истории.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Знаменитый бой крейсера «Варяг» с японской эскадрой стал настоящей легендой, хотя это, по мнению многих, противоречит логике и здравому смыслу.

В истории русского флота было много славных побед, а в случае с «Варягом» речь идёт о проигранном сражении бесславно проигранной войны. Так что же такое заключено в истории «Варяга», что заставляет и в XXI веке учащённо биться сердца россиян?

Русский крейсер «Варяг» в начале 1904 года выполнял отнюдь не военную миссию. В корейском порту Чемульпо крейсер и канонерская лодка «Кореец» находились в распоряжении российского посольства в Сеуле. Разумеется, моряки знали о сложившейся обстановке, грозившей в любой момент разразиться войной, однако нападения 9 февраля 1904 года они не ждали.

«Варяг» и «Кореец» идут в бой, 9 февраля 1904 года. Фото: Public Domain

Конфликт двух империй

В начале XX века на Дальнем Востоке столкнулись интересы двух активно развивавшихся империй - Российской и Японской. Стороны боролись за влияние в Китае и Корее, японская сторона открыто претендовала также на принадлежащие России территории, а в долгосрочной перспективе и вовсе надеялась полностью вытеснить Россию с Дальнего Востока.

К началу 1904 года Япония закончила перевооружение армии и флота, в котором не последнюю роль играли европейские державы, в частности, Великобритания, и была готова решить конфликт с Россией силовыми методами.

В России же, наоборот, к японской агрессии были явно не готовы. Оснащение армии оставляло желать лучшего, неразвитость транспортных коммуникаций исключала возможность быстрой переброски дополнительных сил на Дальний Восток. При этом присутствовала и явная недооценка противника правящими кругами России — слишком многие не принимали японские притязания всерьёз.

В ночь на 4 февраля 1905 года на заседании тайного совета и правительства Японии было принято решение о начале войны с Россией, а спустя сутки вышло распоряжение об атаке русской эскадры в Порт-Артуре и высадке десанта в Корее.

6 февраля 1904 года Япония разорвала дипломатические отношения с Россией. Тем не менее, русское командование не ожидало от японцев решительных военных действий.

Бронепалубный крейсер Варяг и фотография его капитана Всеволода Руднева. Фото: Public Domain

Ловушка в Чемульпо

В ночь на 9 февраля 1904 года японские миноносцы атаковали русскую эскадру в Порт-Артуре, выведя из строя два броненосца и один крейсер.

Одновременно японская эскадра в составе шести крейсеров и восьми миноносцев блокировала «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец» в порту Чемульпо.

Так как Чемульпо считался нейтральным портом, в нём находились корабли нескольких держав, включая японский крейсер «Чиода», который в ночь на 9 февраля вышел в открытое море, как потом выяснилось, на соединение с основными японскими силами.

К этому моменту российское посольство в Сеуле и командир «Варяга» капитан 1-го ранга Всеволод Руднев находились фактически в информационной изоляции из-за непоступления телеграмм, задерживаемых японскими агентами, которые контролировали передающие станции в Корее. О том, что Япония разорвала дипломатические отношения с Россией, Руднев узнал от капитанов иностранных судов. В этих условиях решено было отправить «Кореец» с донесениями в Порт-Артур.

Но в ночь на 9 февраля «Кореец», вышедший из порта, подвергся торпедной атаке японских судов и был вынужден вернуться на рейд.

По международным законам, японская эскадра не имела права атаковать русские суда в нейтральном порту, поскольку это ставило под угрозу корабли других государств. С другой стороны, моряки «Варяга» не могли предпринять ответных действий, когда с японских транспортных судов утром 9 февраля началась высадка десанта.

Крейсер после боя, 9 февраля 1904. Виден сильный крен на левый борт. Фото: Public Domain

Русские не сдаются

Стало очевидно — война началась. После переговоров с участием капитанов судов нейтральных держав командующий японской эскадрой адмирал Сотокити Уриу предъявил ультиматум: до 12:00 9 февраля русские корабли должны покинуть порт, иначе они будут атакованы непосредственно в нём.

Капитан «Варяга» Всеволод Руднев принял решение выйти в море и принять бой, предприняв попытку прорваться в Порт-Артур. При данном соотношении сил шансов на успех практически не было, однако решение капитана было поддержано экипажем.

Когда «Варяг» и «Кореец» выходили из порта, на кораблях нейтральных держав стали исполнять гимн Российской империи в знак уважения к мужеству русских моряков, идущих на верную смерть.

После выхода русских кораблей из порта адмирал Уриу велел передать «Варягу» и «Корейцу»: предлагаем сдаться и спустить флаг.

Русские моряки ответили отказом, после чего завязался бой. Сражение длилось около часа. Японские корабли обладали лучшим оснащением, манёвренностью и более высокой скоростью хода. При подавляющем количественном перевесе это, фактически, не оставляло русским шансов. Огонь японцев причинил «Варягу» серьёзные разрушения, в том числе, из строя было выведено большинство орудий корабля. Кроме того, из-за их попадания в подводную часть, судно дало крен на левый борт. Имелись большие разрушения на корме, некоторые попадания вызвали пожары, осколками в боевой рубке были убиты несколько человек и контужен капитан.

В бою погибли 1 офицер и 22 матроса «Варяга», ещё десять умерли от ран, десятки человек получили тяжёлые ранения. «Кореец», чье участие в бою было ограниченным, потерь в экипаже не имел.

О японских потерях говорить сложно. Согласно рапорту капитана Руднева, один японский миноносец был потоплен, серьёзные повреждения получил как минимум один японский крейсер.

Японские источники сообщают, что корабли адмирала Уриу не понесли вообще никаких потерь, и ни один снаряд «Варяга» не достиг цели.

Фрагмент картины «Крейсер Варяг» кисти Петра Мальцева. Фото: www.russianlook.com

Награды за поражение

После возвращения в порт перед капитаном Рудневым встал вопрос: как поступить дальше? Изначально он предполагал возобновить бой после устранения повреждений, однако быстро стало очевидно, что возможности для этого нет.

В результате было принято решение об уничтожении кораблей во избежание их попадания в руки противника. Раненые моряки были переправлены на нейтральные суда, вслед за этим экипажи покинули «Варяг» и «Кореец». «Варяг» был затоплен путём открытия кингстонов, а «Кореец» взорван.

После переговоров с японской стороной было достигнуто соглашение о том, что русские моряки не будут считаться военнопленными, а получат право вернуться на родину при условии обязательства не участвовать в дальнейших боевых действиях.

В России моряков «Варяга» встретили как героев, хотя многие из экипажа ждали совсем иной реакции: ведь бой был проигран, а корабли потеряны. Вопреки этим ожиданиям, экипаж «Варяга» был удостоен торжественного приёма у Николая II, а все участники сражения удостоены наград.

Это и по сей день вызывает у многих недоумение: за что? Японская эскадра разгромила русских в пух и прах. Мало того, затопленный «Варяг» был вскоре поднят японцами и включен в состав флота под названием «Соя». Лишь в 1916 году «Варяг» был выкуплен и возвращён в Россию.

Крейсер «Соя». Фото: Public Domain

Стоять до последнего

Самое удивительное, что поступок русских моряков считали героическим и их противники - японцы. Больше того, в 1907 году капитан Всеволод Руднев японским императором был награждён орденом Восходящего солнца в знак признания героизма русских моряков. Молодых японских офицеров учили мужеству и стойкости, ставя в пример экипажи «Варяга» и «Корейца».

Логики во всём этом нет, только если рассуждать прагматично. Но в том-то и дело, что не всё в нашей жизни может быть измерено подобной логикой.

Долг перед Родиной и честь моряка порой стоят дороже собственной жизни. Принимая неравный и безнадежный бой, моряки «Варяга» показывали противнику, что лёгкой победы в войне с Россией не будет, что каждый воин будет стоять до конца и не отступит до последнего.

Именно стойкостью, мужеством и готовностью к самопожертвованию советские солдаты заставили сломаться отлаженную машину гитлеровского вермахта. Для многих из героев Великой Отечественной примером был именно подвиг «Варяга».

В 1954 году, уже в Советском Союзе, широко отмечали 50-летие боя у Чемульпо. Оставшимся в живых морякам «Варяга» были назначены персональные пенсии, а 15 из них получили медали «За отвагу» из рук главкома ВМФ СССР адмирала Кузнецова.

9 февраля Варяг и Кореец совершили свой подвиг. Как это было

Наверх, о товарищи, все по местам!
Последний парад наступает!
Врагу не сдается наш гордый «Варяг»,
Пощады никто не желает!


В этот день "Варяг" и "Кореец" приняли неравный бой с японской эскадрой.
Он стал известен всему миру, как битва с японской эскадрой близ порта Чемульпо, после которой русские моряки затопили свой корабль, но не сдались врагу. Подвиг был совершен на глазах моряков со всего мира. Именно в этом случае понимаешь справедливость нашей поговорки "На миру и смерть красна". Именно благодаря этим многочисленным свидетелям и прессе их стран этот бой и стал известен.

В историю русско-японской войны навсегда вошел подвиг русского крейсера "Варяг" и его командира В.Ф. Руднева. Выдержав неравный бой с японской эскадрой и не спустив флага перед неприятелем, русские моряки сами потопили свой корабль, лишенный возможности продолжать бой, но не сдались врагу.

Крейсер "Варяг" считался одним из лучших кораблей русского флота. В 1902 г. "Варяг" вошел в состав Порт-Артурской эскадры.

Это был четырехтрубный, двухмачтовый, бронепалубный крейсер 1 ранга водоизмещением 6500 тонн. Артиллерия главного калибра крейсера состояла из двенадцати 152-мм (шестидюймовых) орудий. Кроме того, на корабле было двенадцать 75-мм орудий, восемь 47-мм скорострельных пушек и две 37-мм пушки. Крейсер имел шесть торпедных аппаратов. Он мог развивать скорость до 23 узлов.

Экипаж корабля состоял из 550 матросов, унтер-офицеров, кондукторов и 20 офицеров.

Капитан 1 ранга Всеволод Федорович Руднев, выходец из дворян Тульской губернии, опытный морской офицер, вступил в командование крейсером 1 марта 1903 г. Это было сложное и напряженное время. Япония усиленно готовилась к войне с Россией, создав здесь значительное превосходство в силах.

За месяц до начала войны царский наместник на Дальнем Востоке адмирал Е.И. Алексеев направил крейсер "Варяг" из Порт-Артура в нейтральный корейский порт Чемульпо (ныне Инчхонь).

26 января 1904 г. японская эскадра из шести крейсеров и восьми миноносцев подошла к заливу Чемульпо и остановилась на внешнем рейде в нейтральном порту: На внутреннем рейде в это время находились русские корабли - крейсер "Варяг" и мореходная канонерская лодка "Кореец", а также грузо-пассажирский пароход "Сунгари". Стояли также иностранные военные корабли.

8 февраля 1904 года японская эскадра под командованием контр-адмирала Уриу (2 броненосных крейсера «Асама» и «Чиода», 4 бронепалубных крейсера «Нанива», «Ниитака», «Такачихо», «Акаси»; 8 миноносцев) блокировала Чемульпо, имея целью прикрыть высадку десанта (около 2 тыс. чел.) и не допустить вмешательства «Варяга». В тот же день «Кореец» отправился в Порт-Артур, но по выходе из порта был атакован миноносцами (две выпущенные торпеды не попали в цель), после чего вернулся на рейд.

Рано утром 27 января 1904 г. В.Ф. Руднев получил ультиматум японского контр-адмирала С. Уриу с требованием покинуть Чемульпо до 12 часов дня, в противном случае японцы грозили открыть огонь по русским кораблям в нейтральном порту, что было грубым нарушением международного права.
В.Ф. Руднев объявил экипажу, что Япония начала военные действия против России и объявил о решении прорваться с боем в Порт-Артур, а в случае неудачи взорвать корабли.

Командирская рубка Варяга.

"Варяг" снялся с якоря и направился к выходу из залива. В кильватере шла канонерка "Кореец" (командир капитан 2 ранга Г.П. Беляев). На кораблях пробили боевую тревогу.

У выхода из залива японская эскадра, превосходящая "Варяг" артиллерийским вооружением более чем в пять раз, а торпедным - в семь. Она надежно преградила русским кораблям выход в открытое море.

Планы японцев и их эскадра

Японские суда: Asama в 1898 году

Akashi на рейде в Кобэ, 1899 год

Naniwa в 1898 году

У японской стороны имелся подробный план боя, доведённый приказом Уриу до командиров кораблей в 9:00 9 февраля. Он предусматривал два варианта развития событий — в случае попытки прорыва русских кораблей и в случае отказа их от прорыва. В первом случае, учитывая стеснённость фарватера, Уриу выделил три рубежа перехвата русских кораблей, на каждом из которых должна была действовать своя тактическая группа:

в первую группу был назначен Asama
во вторую — Naniwa (флагман Уриу) и Niitaka
в третью — Chiyoda, Takachiho и Akashi.

Asama как наиболее сильный корабль отряда играл основную роль. В случае отказа русских кораблей от прорыва, Уриу планировал атаковать их в порту торпедами силами 9-го отряда миноносцев (если бы нейтральные суда не покинули бы свои якорные стоянки), либо артиллерией и торпедами силами всей эскадры.

Если до 13:00 9 февраля русские корабли не выйдут с якорной стянки, то все корабли занимают позиции рядом с флагманом.
- в случае, если корабли нейтральных держав остаются на якорной стоянке, то вечером производится торпедная атака;
- в случае, если на якорной стоянке будут только русские корабли и небольшое количество иностранных кораблей и судов, то производится артиллерийская атака силами всей эскадры.

Ход боя

Шесть японских крейсеров - "Асама", "Нанива", "Такачихо", "Нийтака", "Акаси" и "Чиода" в строю пеленга заняли исходные позиции. За крейсерами маячили восемь миноносцев. Японцы предложили русским кораблям сдаться. В.Ф. Руднев приказал оставить этот сигнал без ответа.

С броненосного крейсера "Асама" раздался первый выстрел, а вслед за ним вся эскадра противника открыла огонь. "Варяг" не отвечал, он шел на сближение. И лишь когда дистанция сократилась до верного выстрела, В.Ф. Руднев приказал открыть огонь.


Варяг и Кореец идут на последний бой. Редкое фото.

Бой был жестоким. Всю силу огня японцы сосредоточили по "Варягу". Море кипело от взрывов, обдавая палубу осколками снарядов и каскадами воды. То и дело возникали пожары, открывались пробоины. Под ураганным огнем противника матросы и офицеры вели огонь по врагу, подводили пластырь, заделывая пробоины, тушили пожары. В.Ф. Руднев, раненный в голову и контуженный, продолжал руководить боем. Героически сражались в этом бою многие матросы, среди которых были и наши земляки А.И. Кузнецов, П.Е. Поликов, Т.П. Чибисов и другие, а также корабельный священник М.И. Руднев.

Меткий огонь с "Варяга" принес свои результаты: серьезные повреждения получили японские крейсеры "Асама", "Чиода", "Такачихо". Когда же к "Варягу" устремились японские миноносцы, русский крейсер сосредоточил по ним свой огонь и потопил один миноносец.

Подбиты 6-дюймовые орудия — XII и IX; 75-мм — №21; 47-мм — №27 и 28. Почти снесен боевой грот-марс, уничтожена дальномерная станция №2, подбиты орудия №31 и №32, а также был произведен пожар в рундуках и в броневой палубе, вскоре потушенный. При проходе траверза острова Иодолми одним из снарядов была перебита труба, в которой проходят все рулевые приводы, и одновременно с этим осколками другого снаряда, залетевшими в боевую рубку, был контужен в голову командир крейсера, убиты наповал стоявшие по обеим сторонам его горнист и барабанщик, ранен в спину вблизи стоявший рулевой старшина (не заявивший о своей ране и остававшийся все сражение на своем посту); одновременно ранен в руку ординарец командира. Управление было немедленно перенесено в румпельное отделение на ручной штурвал. При громе выстрелов приказания в румпельное отделение были плохо слышны, и приходилось управляться преимущественно машинами, несмотря на это крейсер все же плохо слушался.

В 12 часов 15 минут, желая выйти на время из сферы огня, чтобы по возможности исправить рулевой привод и потушить пожары, стали разворачиваться машинами, и, так как крейсер плохо слушался руля и ввиду близости острова Иодолми, дали задний ход обеими машинами (крейсер поставило в это положение в то время, когда был перебит рулевой привод при положенном лево руле). В это время огонь японцев усилился и попадание увеличивалось, так как крейсер, разворачиваясь, повернулся левым бортом к неприятелю и не имел большой скорости.

Тогда же была получена одна из серьезных подводных пробоин в левый борт, и третья кочегарка стала быстро наполняться водой, уровень коей подходил к топкам; подвели пластырь и начали выкачивать воду; тогда уровень воды несколько спал, но тем не менее крейсер продолжал быстро крениться. Снарядом, прошедшим через офицерские каюты, разрушившим их и пробившим палубу, была зажжена мука в провизионном отделении (тушение пожара производилось мичманом Черниловским-Сокол и старшим боцманом Харьковским), а другим снарядом разбиты коечные сетки на шкафуте над лазаретом, причем осколки попали в лазарет, а сетка загорелась, но вскоре была потушена. Серьезные повреждения заставили выйти из сферы огня на более продолжительное время, почему и пошли полным ходом, продолжая отстреливаться левым бортом и кормовыми орудиями. Одним из выстрелов 6-дюймового орудия №XII был разрушен кормовой мостик крейсера "Асама" и произведен пожар, причем "Асама" прекратила на время огонь, но вскоре открыла снова.


Кормовая его башня, по-видимому, повреждена, так как она до конца боя не действовала более. Только при проходе крейсера к якорному месту и когда огонь японцев мог быть опасен для иностранных судов, они его прекратили, и один из преследовавших нас крейсеров вернулся к эскадре, остававшейся на фарватере за островом Иодолми. Расстояние настолько увеличилось, что продолжать огонь нам было бесполезно, а потому огонь был прекращен в 12 часов 45 минут дня.


Итоги боя

Во время боя, продолжавшегося в течение одного часа, "Варяг" выпустил по врагу 1105 снарядов, "Кореец" - 52 снаряда. После боя подсчитали потери. На "Варяге" из экипажа в 570 человек было 122 убитых и раненых (убиты - 1 офицер и 30 матросов, ранены - 6 офицеров и 85 матросов). Кроме того, было легко ранено более 100 человек.

Израненный, но не побежденный "Варяг" (выше на фото "Варяг" после боя) вернулся в порт, чтобы сделать необходимый ремонт и снова идти на прорыв.

Согласно рапорту командира «Варяга», огнём крейсера был потоплен один японский миноносец и повреждён крейсер «Асама», а крейсер «Такачихо» после боя затонул; противник предположительно потерял не менее 30 человек убитыми.

В этом бою принято забывать про "Корейца". В одном из документов прочитал интересные сведения. Перед боем, командир судна капитан 2-го ранга Г.П. Беляев приказал укоротить мачты корабля. Это была военная хитрость. Он знал что японцы знают подробные характеристики наших судов и понимал, что дальность до Корейца дальномерщики будут измерять по высоте мачт. Таким образом все снаряды японских судов благополучно перелетали через русский корабль.

Кореец с мачтами до и после боя.

А между тем, за время боя "Кореец" выпустил по противнику 52 снаряда, а единственным повреждением было пробитое осколком японского снаряда таранное отделение. Потерь не было вовсе.

"Варяг" же кренился на борт, машины вышли из строя, большинство орудий было разбито. В.Ф.Руднев принял решение: снять команды с кораблей, крейсер затопить, а канонерку взорвать, чтобы они не достались врагу. Совет офицеров поддержал своего командира.

После своза команды на нейтральные корабли, «Варяг» был затоплен путём открытия кингстонов, а «Кореец» взорван (выше на фото взрыв Корейца). Также был затоплен российский пароход «Сунгари».

"Варяг" после затопления, во время отлива.

Русских героев разместили на иностранных кораблях. Английский "Тэлбот" принял на борт 242 человека, итальянский корабль взял 179 русских моряков, остальных разместил на своем борту французский "Паскаль".

Совершенно омерзительно повел себя в этой ситуации командир американского крейсера «Виксбург», наотрез отказавшийся размещать на своем корабле русских моряков без официального разрешения Вашингтона.

Так и не приняв на борт ни одного человека, «американец» ограничился лишь отправкой на крейсер врача.

Французские газеты писали по этому поводу: "Очевидно, американский флот слишком еще слишком молод, чтобы иметь те высокие традиции, которыми воодушевлены все флоты других наций. "

После русско-японской войны японское правительство создало в Сеуле музей памяти героев «Варяга» и наградило Руднева орденом "Восходящего солнца".

Моряки "Варяга" и "Корейца" несколькими эшелонами вернулись на родину, где их восторженно встретил русский народ.

Генерал барон Каульбарс приветствует моряков "Варяга" и "Корейца" по их прибытии в Одессу.

Горячо встретили моряков и жители Тулы, поздней ночью заполнившие привокзальную площадь. Большие торжества в честь героев-моряков прошли в Санкт-Петербурге.

Экипажи "Варяга" и "Корейца" были отмечены высокими наградами: матросы награждены георгиевскими крестами, а офицеры - орденами Святого Геор-гия 4-й степени. Капитан 1 ранга В.Ф. Руднев был награжден орденом Свято-го Георгия 4-й степени, чином флигель-адъютанта и назначен командиром 14-го флотского экипажа и строившегося в Петербурге эскадренного броненосца "Андрей Первозванный". Была учреждена медаль «За бой "Варяга" и "Корейца"», которой были отмечены все участники боя.

В ноябре 1905 г. за отказ принять дисциплинарные меры против революционно настроенных матросов своего экипажа В.Ф. Руднев был уволен в отставку с производством в контр-адмиралы.

Он уехал в Тульскую губернию, где поселился в небольшой усадьбе при деревне Мышенки, в трех верстах от станции Тарусская.

7 июля 1913 г. В.Ф. Руднев скончался и был похоронен в селе Савине (теперь Заокский район Тульской области).

Дальнейшая судьба крейсера "Варяг"

В 1905 году крейсер был поднят японцами, отремонтирован и введён в строй 22 августа в качестве крейсера 2-го класса под названием «Соя» (яп. 宗谷).

Во время Первой мировой войны Российская империя и Япония стали союзниками. В 1916 году крейсер «Соя» (вместе с броненосцами «Сагами» и «Танго») был выкуплен Россией.

4 апреля японский флаг был спущен и 5 апреля 1916 года крейсер переведён во Владивосток, после чего под прежним именем «Варяг» был включён в состав флотилии Северного Ледовитого океана (совершил переход из Владивостока в Романов-на-Мурмане) в составе Отряда судов особого назначения под командованием контр-адмирала Бестужева-Рюмина.

В феврале 1917 года ушёл на ремонт в Великобританию, где был конфискован британцами, поскольку советское правительство отказалось платить по долгам Российской Империи.

В 1920 году перепродан германским фирмам на слом. В 1925 году при буксировке корабль попал в шторм и затонул у берега в Ирландском море. Часть металлических конструкций была тогда же снята местными жителями. Был впоследствии взорван.

В 2003 году состоялась первая российская экспедиция с погружением в район обломков, были подняты некоторые небольшие детали. В погружении принимал участие внук капитана Руднева, проживающий во Франции...

После подвига экипажа крейсера «Варяг» австрийский писатель и поэт Рудольф Грейнц написал стихотворение «Der „Warjag“», посвящённое этому событию. Полностью историю песни и оригинальный тест можно прочитать

"Песня о подвиге Варяга" (на перевод стихов Грейнца) стала гимном русских моряков

29 октября 1955 года в Севастопольской бухте взорвался и перевернулся линкор «Новороссийск», погребя сотни моряков. Вспоминает ветеран Вооруженных Сил СССР, офицер в отставке М. Пашкин: «Внизу, в бронированной утробе линкора, замурованные и обреченные на смерть моряки пели, они пели „Варяга“. На днище это не было слышно, но, приблизившись к динамику, можно было разобрать чуть слышные звуки песни. Это было ошеломляющее впечатление, такого состояния я никогда не испытывал. Никто не замечал слез, все смотрели вниз на днище, как бы стараясь увидеть поющих внизу моряков. Все стояли без головных уборов, слов не было ».

7 апреля 1989 года подводная лодка К-278 «Комсомолец» затонула вследствие пожара на борту после 6-часовой борьбы экипажа за плавучесть судна. Моряки, находящиеся в ледяной воде Норвежского моря, прощались со своим командиром и кораблём, исполнив песню «Варяг»...

Инфа и фото (С) разные места инета... свой пост прошлого года дополнил новыми фото и подкорректировал.

9 февраля 1904 года - день подвига и гибели крейсера "Варяг". Этот день стал точкой отсчета погружения России в череду революций и войн. Но в этом столетии он стал и первым днем немеркнущей русской боевой славы.
Крейсер "Варяг" вступил в строй в 1902-м. В своем классе он был сильнейшим и самым быстроходным кораблем в мире: при водоизмещении в 6500 т он имел скорость хода 23 узла (44 км/час), нес 36 орудий, из них 24 крупнокалиберные, а также 6 торпедных аппаратов. Экипаж состоял из 18 офицеров и 535 матросов. Командовал крейсером капитан 1-го ранга Всеволод Федорович Руднев, потомственный моряк. К началу русско-японской войны "Варяг" выполнял миссию по охране русского посольства в Сеуле.
В ночь с 8 на 9 февраля 1904 года один японский офицер оставил в своем дневнике такую запись: "Мы не будем заранее объявлять войну, так как это совершенно непонятный, глупый европейский обычай" (сравните - русский князь Святослав, живший за целую тысячу лет до этого, перед войной посылал своим противникам гонцов с кратким сообщением "иду на вы").
Ночью 27 января (по старому стилю) Рудневу вручили ультиматум от японского контр-адмирала Уриу: "Варяг" и "Кореец" должны покинуть порт до полудня, в противном случае они будут атакованы на рейде. Командиры находившихся в Чемульпо французского крейсера "Паскаль", английского "Тэлбот", итальянского "Эльба" и американской канонерской лодки "Виксбург" еще накануне получили уведомление японского о предстоящем нападении его эскадры на русские корабли.
К чести командиров трех иностранных крейсеров - французского "Паскаль", английского "Тэлбот" и итальянского "Эльба", они выразили письменный протест командующему японской эскадрой: "...так как на основании общепризнанных положений международного права порт Чемульпо является нейтральным, то никакая нация не имеет права атаковать суда других наций, находящихся в этом порту, и держава, которая переступает этот закон, является вполне ответственной за всякий вред, причиненный жизни или собственности в этом порту. Поэтому настоящим письмом мы энергично протестуем против такого нарушения нейтралитета и будем рады слышать Ваше мнение по этому предмету."
Под этим письмом не было только подписи командира американского "Виксбурга" - капитана 2-го ранга Маршалла. Как видно, практика вспоминать о международном праве лишь в зависимости от своей выгоды имеет у американцев давние традиции.
Между тем, Всеволод Федорович Руднев огласил ультиматум экипажу со словами: "Вызов более, чем дерзок, но я принимаю его. Я не уклоняюсь от боя, хотя не имею от своего правительства официального сообщения о войне. Уверен в одном: команды "Варяга" и "Корейца" будут сражаться до последней капли крови, показывая всем пример бесстрашия в бою и презрение к смерти".
Мичман Падалко ответил за всю команду: "Все мы, и "Варяг", и "Кореец" будем защищать родной Андреевский флаг, его славу, честь и достоинство, сознавая, что на нас смотрит весь мир."

В 11 ч. 10 мин. на русских кораблях прозвучала команда: "Все наверх, с якоря сниматься!" - и через десять минут "Варяг" и "Кореец" снялись с якоря и дали ход. При медленном прохождении мимо английского, французского итальянского крейсеров музыканты "Варяга" исполняли соответствующие национальные гимны. В ответ с иностранных кораблей, на палубах которых выстроились во фрунт команды, неслись звуки русского гимна.
"Мы салютовали этим героям, шедшим так гордо на верную смерть!" - писал потом командир "Паскаля" капитан I ранга Сенес.
Волнение было неописуемое, некоторые из матросов плакали. Никогда не приходилось им видеть более возвышенной и трагической сцены. На мостике "Варяга" стоял его командир, ведущий корабль на последний парад.
В исходе этого боя сомневаться было невозможно. Русскому бронепалубному крейсеру и устаревшей канонерской лодке японцы противопоставили шесть бронированных крейсеров и восемь миноносцев. Против русских двух 203-мм, тринадцати 152-мм орудий и семи торпедных аппаратов готовились вести огонь четыре 203-мм, тридцать восемь 152-мм орудий и сорок три торпедных аппарата. Превосходство было более чем тройным, при том что "Варяг" вообще не имел бортовой брони и даже бронированных щитов на орудиях.
Когда корабли противников увидели друг друга в открытом море, японцы выбросили сигнал "сдаться на милость победителя", рассчитывая, что русский крейсер перед лицом их подавляющего превосходства сдастся без боя и станет первым трофеем в этой войне. В ответ на это командир "Варяга" отдал приказ поднять боевые флаги. В 11 ч. 45 мин. с крейсера "Асама" грянул первый выстрел, вслед за которым всего за одну минуту орудия японцев выпустили 200 снарядов - около семи тонн смертоносного металла. Весь огонь японская эскадра сосредоточила на "Варяге", поначалу игнорируя "Корейца". На "Варяге" горели разбитые шлюпки, вода вокруг него кипела от взрывов, остатки корабельных надстроек с грохотом падали на палубу, погребая под собой русских матросов. Замолкали один за другим подбитые орудия, вокруг которых лежали убитые. Японская картечь сыпалась дождем, палуба "Варяга" превратилась в овощную терку. Но, несмотря на шквальный огонь и огромные разрушения, "Варяг" все же вел прицельный огонь по японским судам из оставшихся орудий. Не отставал от него и "Кореец".

Даже раненые не отходили от своих боевых постов. Грохот стоял такой, что у матросов в буквальном смысле этого слова лопались барабанные перепонки. Однофамилец командира, корабельный священник о. Михаил Руднев, несмотря на постоянную угрозу гибели, ходил по залитой кровью палубе "Варяга" и воодушевлял офицеров и матросов.
"Варяг" сосредоточил огонь на "Асаме". В течение часа он выпустил 1105 снарядов по японцам, в результате чего на "Асаме" начался пожар, обвалился капитанский мостик и был убит командир корабля. Крейсер "Акаси" получил столь тяжелый ущерб, что его последующий ремонт тянулся более года. Еще два других крейсера получили не менее тяжелые повреждения. Один из миноносцев затонул во время боя, а другой - по пути в порт Сасебо. В общей сложности японцы привезли на берег 30 убитых и 200 раненых, не считая тех, кто погиб вместе со своими кораблями. Противник не смог ни затопить, ни захватить русские суда - когда силы русских моряков были на исходе, Руднев принял решение о возвращении в порт, чтобы спасти оставшихся в живых матросов.
Это была победа русского флота. Моральное превосходство русских перед любыми силами противника было доказано страшной ценой - но цена эта была заплачена легко.
Когда изуродованные русские суда добрались в порт, на палубу "Варяга" поднялся капитан французского крейсера Сэнэс: "Я никогда не забуду потрясающего зрелища, представившегося мне. Палуба залита кровью, всюду валяются трупы и части тел. Ничто не избежало разрушения".
Из 36 орудий остались более-менее целыми лишь 7. В корпусе было обнаружено четыре огромные пробоины. Из состава команды, находившейся на верхней палубе, погибли 33 моряка и 120 были ранены. Капитан Руднев получил тяжелое ранение в голову. Чтобы не допустить захвата безоружных кораблей японцами, канонерскую лодку "Кореец" решено было взорвать, а на "Варяге" открыли кингстоны.
Оставшихся в живых русских героев разместили на иностранных судах. Английский "Тэлбот" принял на борт 242 человека, итальянский корабль взял 179 русских моряков, остальных разместил на своем борту французский "Паскаль".
Восхищенный доблестью русских немец Рудольф Грейнц сочинил стихотворение, на слова которого (в переводе Е. Студенской) музыкант 12-го гренадерского Астраханского полка А. С. Турищев, принимавший участие в торжественной встрече героев "Варяга" и "Корейца", написал всем известную песню - "Врагу не сдается наш гордый "Варяг".
29 апреля 1904 г. в Зимнем дворце Николай Второй чествовал моряков "Варяга". В этот день впервые и прозвучала песня, больше похожая на гимн:

Наверх, вы, товарищи, с Богом, ура!
Последний парад наступает.
Врагу не сдается наш гордый "Варяг"
Пощады никто не желает!
Все вымпелы вьются и цепи гремят,
Наверх якоря поднимая,
Готовятся к бою орудия в ряд,
На солнце зловеще сверкая!
Свистит и гремит, и грохочет кругом.
Гром пушек, шипенье снарядов,
И стал наш бессмертный и гордый "Варяг"
Подобен кромешному аду.
В предсмертных мученьях трепещут тела,
Гром пушек, и дым, и стенанья,
И судно охвачено морем огня,
Настала минута прощанья.
Прощайте, товарищи! С Богом, ура!
Кипящее море под нами!
Не думали, братцы, мы с вами вчера,
Что нынче умрем под волнами.
Не скажут ни камень, ни крест, где легли
Во славу мы Русского флага,
Лишь волны морские прославят одни
Геройскую гибель "Варяга"!

Спустя некоторое время японцы подняли "Варяг", отремонтировали и ввели его в состав своего флота под именем "Сойя". 22 марта 1916 г. корабль был выкуплен русским царем и зачислен в состав Балтийского флота под прежним именем - "Варяг".
Спустя год изношенный крейсер был отправлен для ремонта в союзническую Англию. Русский флот ждал возвращения славного крейсера для участия в войне с Германией, но случился октябрьский переворот, и английские военные власти разоружили "Варяг" и отправили экипаж на Родину, а сам корабль продали в 1918 г. частному предпринимателю. Когда "Варяг" попытались отбуксировать к месту будущей стоянки, вблизи г. Лендалфута, разразился шторм, и крейсер был выброшен на камни. В 1925 г. остатки "Варяга" англичане разобрали на металл. Так закончил свое существование самый знаменитый крейсер Русского флота.
Капитан Руднев умер в Туле в 1913 г. В 1956 г. ему установлен на малой родине памятник. Памятники героям "Варяга" установлены в порту Чемульпо и на Морском кладбище Владивостока.

Слава Русским героям! Вечная им память!

Крейсер «Варяг» стал поистине легендарным судном в отечественной истории. Прославилось оно за счет боя у Чемульпо, в самом начале русско-японской войны. И хотя крейсер «Варяг» уже стал чуть ли не именем нарицательным, само сражение все еще является неизвестным широкой общественности. Между тем, для российского флота итоги являются неутешительными.

Правда, тогда двум отечественным кораблям противостояли сразу целая японская эскадра. Все, что известно о «Варяге» - не сдался врагу и предпочел быть затопленным, нежели плененным. Однако история судна куда интереснее. Стоит восстановить историческую справедливость и развенчать некоторые мифы о славном крейсере «Варяг».

Варяг был построен в России. Судно считается одним из самых известных в истории российского флота. Очевидно предполагать, что его и построили в России. Тем не менее заложен «Варяг» был в 1898 году в Филадельфии на верфях William Cramp and Sons. Через три года корабль начал нести службу в составе отечественного флота.

Варяг - медленное судно. Некачественные работы при создании судна привели к тому, что оно не могло разгоняться до прописанных в контракте 25 узлов. Это сводило «на нет» все преимущества легкого крейсера. Через несколько лет корабль не мог уже плыть быстрее 14 узлов. Поднимался даже вопрос о возврате «Варяга» американцам для ремонта. Но осенью 1903 года крейсер на испытаниях смог показать практически плановую скорость. Паровые котлы Никлосса верой и правдой служили и на других кораблях, не вызывая нареканий.

Варяг - слабый крейсер. Во многих источниках встречается мнение, что «Варяг» был слабым противником с невысокой военной ценностью. Вызывало скепсис отсутствие броневых щитов у орудий главного калибра. Правда, Япония в те годы в принципе не имела бронепалубных крейсеров, способных на равных сражаться с Варягом и его аналогами по мощи оружия: «Олегу», «Богатырю» и «Аскольду». Двенадцати 152 мм орудий не было ни у какого японского крейсера такого класса. Но боевые действия в том конфликте складывались так, что экипажам отечественных крейсеров и не доводилось сражаться с равным по численности или классу врагом. Японцы предпочитали вступать в бой, владея преимуществом по числу кораблей. Первым сражением, но не последним, стал бой у Чемульпо.

«Варяг» и «Кореец» получили град из снарядов. Описывая то сражение, отечественные историки рассказывают о целом граде из снарядов, обрушившихся на русские корабли. Правда, в «Корейца» при этом ничего не попало. Но официальные данные японской стороны опровергают этот миф. За 50 минут сражения шесть крейсеров израсходовали всего 419 снарядов. Больше всех - «Асама», в том числе 27 калибра 203 мм и 103 калибра 152 мм. Согласно рапорту капитана Руднева, командовавшего «Варягом», судно выпустило 1105 снарядов. Из них 425 - калибра 152 мм, 470 - калибра 75 мм, еще 210 - 47 мм. Выходит, что в результате того боя русским артиллеристам удалось показать высокую скорострельность. Еще около полусотни снарядов выпустил «Кореец». Вот и получается, что два русских корабля в ходе того боя выпустили снарядов в три раза больше, чем вся японская эскадра. Остается не совсем ясным, как же было подсчитано это число. Возможно, оно появилось на основе опроса экипажа. Да и мог ли столько выстрелов сделать крейсер, который к концу сражения лишился трех четвертей своих пушек?

Командовал судном контр-адмирал Руднев. Вернувшись в Россию после отставки в 1905 году, Всеволод Федорович Руднев получил звание контр-адмирала. А в 2001 году именем отважного моряка названа улица в Южном Бутово в Москве. Но логично все же говорить о капитане, а не об адмирале в историческом аспекте. В летописи русско-японской войны Руднев остался капитаном первого ранга, командиром «Варяга». В качестве контр-адмирала он нигде и никак себя не проявлял. И эта явная ошибка прокралась даже в школьные учебники, где неправильно указывается звание командира «Варяга». Никто почему-то не думает, что контр-адмиралу не по статусу командовать бронепалубным крейсером. Двум российским кораблям противостояли четырнадцать японских. Описывая то сражение, часто говорят, что крейсеру «Варяг» и канонерской лодке «Кореец» противостояла целая японская эскадра контр-адмирала Уриу из 14 кораблей. В нее входили 6 крейсеров и 8 миноносцев. Но все же стоит кое-что прояснить. Своим огромным количественным и качественным перевесом японцы так и не воспользовались. Более того, изначально в эскадре было 15 кораблей. Но миноносец «Цубаме» сел на мель в ходе маневров, препятствовавших «Корейцу» уйти в Порт-Артур. Не было участником боя и посыльное судно «Чихайя», хотя оно и находилось вблизи от места сражения. Фактически сражались лишь четыре японских крейсера, еще два эпизодически вступали в бой. Миноносцы же лишь обозначали свое присутствие.

Варяг потопил крейсер и два вражеских миноносца. Вопрос военных потерь с обеих сторон всегда вызывает жаркие дискуссии. Так и бой у Чемульпо российскими и японскими историками оценивается по-разному. В отечественной литературе упоминается о больших потерях врага. Японцы потеряли затопленный миноносец, погибло 30 человек, было ранено около 200. Но эти данные основываются на основе докладов иностранцев, наблюдавших за сражением. Постепенно в число потопленных стали включать еще один миноносец, как и крейсер «Такачихо». Такая версия вошли в фильм «Крейсер «Варяг». И если о судьбе миноносцев можно спорить, то крейсер «Такачихо» вполне благополучно прошел русско-японскую войну. Корабль со всем своим экипажем затонул лишь через 10 лет при осаде Циндао. В рапорте японцев вообще ничего не говорится о потерях и повреждениях своих кораблей. Правда, не совсем понятно, куда после того боя исчез на целых два месяца броненосный крейсер «Асама», главный противник «Варяга»? При Порт-Артуре его не было, как и в составе эскадры адмирала Каммимуры, действовавшего против Владивостокского отряда крейсеров. А ведь боевые действия только начинались, исход войны был неясен. Можно лишь предположить, что корабль, по которому в основном и стрелял «Варяг», получил все же серьезные повреждения. Но японцы решили скрыть этот факт в целях пропаганды эффективности своего оружия. Подобный опыт отмечался и впредь в ходе русско-японской войны. Потери броненосцев «Ясима» и «Хацусе» также признавались не сразу. Несколько же затонувших миноносцев японцы тихо списали, как ремонтно непригодные.

История «Варяга» закончилась его затоплением. После того, как команда судна перешла на нейтральные корабли, на «Варяге» открыли кингстоны. Он затонул. Но в 1905 году японцы подняли крейсер, отремонтировали и ввели в строй под названием «Сойя». В 1916 году корабль был выкуплен россиянами. Шла Первая мировая война, и Япония была уже союзником. Судну вернули его прежнее имя «Варяг», оно стало служить в составе флотилии Северного Ледовитого океана. В начале 1917 года «Варяг» ушел на ремонт в Англию, но был конфискован за долги. Советское правительство не собиралось платить по царским счетам. Дальнейшая судьба корабля незавидная - в 1920 году он был продан немцам на слом. А в 1925 году при буксировке затонул в Ирландском море. Так что покоится корабль вовсе не у берегов Кореи.

Японцы модернизировали судно. Встречается информация, что котлы Николосса были заменены японцами на котлы Миябара. Так японцы решили модернизировать бывший «Варяг». Это - заблуждение. Правда, без ремонта машин все же не обошлось. Это позволило крейсеру на испытаниях добиться хода в 22,7 узлов, что было меньше первоначальной.

В знак уважения японцы оставили крейсеру табличку с его именем и российский герб. Такой шаг не был связан с данью памяти героической истории корабля. Сыграла роль конструкция «Варяга». Герб и имя были вмонтированы в кормовой балкон, снять их было невозможно. Японцы просто закрепили новое название, «Сойя» по обе стороны на решетке балкона. Никакой сентиментальности - сплошная рациональность.

«Гибель «Варяга» - народная песня. Подвиг «Варяга» стал одним из светлых пятен той войны. Неудивительно, что о корабле слагали стихотворения, сочиняли песни, писали картины, снимался фильм. Песен же сразу после той войны было сложено не менее полусотни. Но сквозь годы до нас дошли только три. «Варяг» и «Гибель Варяга» известны больше всего. Эти песни с небольшими изменениями звучат на протяжении всего художественного фильма о корабле. Долгое время считалось, что «Гибель «Варяга» - народное творение, но это не совсем так. Менее чем через месяц после сражения в газете «Русь» было опубликовано стихотворение Я. Репнинского «Варяг». Оно начиналось со слов «Плещут холодные волны». Эти слова положил на музыку композитор Беневский. Надо сказать, что эта мелодия была созвучна многим военным песням, появившимся в тот период. А кем был загадочный Я. Репнинский, так и не удалось установить. Кстати сказать, текст «Варяга» («Наверх, о товарищи, все по местам») написал австрийский поэт Рудольф Грейнц. Известный всем вариант появился, благодаря переводчице Студенской.