Писатели улыбаются журнал сатирикон читать. Писатели улыбаются. Виды и формы контроля

Окрашивание

Текст первого известного в мировой литературе авантюрного (или плутовского) романа сохранился лишь фрагментарно: отрывки 15-й, 16-й и предположительно 14-й главы. Нет начала, нет и конца, а всего, по-видимому, было 20 глав...

Главный герой (от его имени ведётся повествование) - поднаторевший в риторике неуравновешенный юноша Энколпий, явно неглупый, но, увы, небезупречный человек. Он скрывается, спасаясь от кары за ограбление, убийство и, самое главное, за сексуальное святотатство, навлёкшее на него гнев Приапа - очень своеобразного древнегреческого бога плодородия. (Ко времени действия романа культ этого бога пышно расцвёл в Риме. В изображениях Приапа обязательны фаллические мотивы: сохранилось много его скульптур)

Энколпий с подобными ему друзьями-параситами Аскилтом, Гитоном и Агамемноном прибыли в одну из эллинских колоний в Кампании (область древней Италии). В гостях у богатого римского всадника Ликурга они все «переплелись парочками». При этом тут в чести не только нормальная (с нашей точки зрения), но и чисто мужская любовь. Затем Энколпий и Аскилт (ещё недавно бывшие «братцами») периодически меняют свои симпатии и любовные ситуации. Аскилт увлекается милым мальчиком Гитоном, а Энколпий приударяет за красоткой Трифэной...

Вскоре действие романа переносится в поместье судовладельца Лиха. И - новые любовные переплетения, в коих принимает участие и хорошенькая Дорида - жена Лиха, В итоге Энколпию и Гитону приходится срочно удирать из поместья.

По дороге лихой ритор-любовник забирается на корабль, севший на мель, и умудряется там стащить дорогую мантию со статуи Исиды и деньги рулевого. Затем возвращается в поместье к Ликургу.

Вакханалия поклонниц Приапа - дикие «шалости» Приаповых блудниц... После многих приключений Энколпий, Гитон, Аскилт и Агамемнон попадают на пир в дом Трималхиона - разбогатевшего вольноотпущенника, дремучего неуча, мнящего себя весьма образованным. Он энергично рвётся в «высший свет».

Беседы на пиру. Рассказы о гладиаторах. Хозяин важно сообщает гостям: «Теперь у меня - две библиотеки. Одна - греческая, вторая - латинская». Но тут же обнаруживается, что в его голове самым чудовищным образом перепутались известные герои и сюжеты эллинских мифов и гомеровского эпоса. Самоуверенная заносчивость малограмотного хозяина безгранична. Он милостиво обращается к гостям и в то же время, сам вчерашний раб, неоправданно жесток со слугами. Впрочем, Трималхион отходчив...

На громадном серебряном блюде слуги вносят целого кабана, из которого внезапно вылетают дрозды. Их тут же перехватывают птицеловы и раздают гостям. Ещё более грандиозная свинья начинена жареными колбасами. Тут же оказалось блюдо с пирожными: «Посреди него находился Приап из теста, держащий, по обычаю, корзину с яблоками, виноградом и другими плодами. Жадно накинулись мы на плоды, но уже новая забава усилила веселье. Ибо из всех пирожных при малейшем нажиме забили фонтаны шафрана...»

Затем три мальчика вносят изображения трёх Ларов (боги-хранители дома и семьи). Трималхион сообщает: их зовут Добытчик, Счастливчик и Наживщик. Чтобы развлечь присутствующих, Никерот, друг Трималхиона, рассказывает историю про солдата-оборотня, а сам Трималхион - про ведьму, похитившую из гроба мёртвого мальчика и заменившую тело фофаном (соломенным чучелом).

Тем временем начинается вторая трапеза: дрозды, начинённые орехами с изюмом. Затем подаётся огромный жирный гусь, окружённый всевозможной рыбой и птицей. Но оказалось, что искуснейший повар (по имени Дедал!) все это сотворил из... свинины.

«Затем началось такое, что просто стыдно рассказывать: по какому-то неслыханному обычаю, кудрявые мальчики принесли духи в серебряных флаконах и натёрли ими ноги возлежащих, предварительно опутав голени, от колена до самой пятки, цветочными гирляндами».

Повару в награду за его искусство разрешалось на некоторое время возлечь за столом вместе с гостями. При этом слуги, подавая очередные блюда, обязательно что-то напевали, независимо от наличия голоса и слуха. Танцоры, акробаты и фокусники тоже почти непрерывно развлекали гостей.

Растроганный Трималхион решил огласить... своё завещание, подробное описание будущего пышного надгробия и надпись на нем (собственного сочинения, естественно) с детальнейшим перечислением своих званий и заслуг. Ещё более этим умилившись, он не может удержаться и от произнесения соответствующей речи: «Друзья! И рабы - люди: одним с нами молоком вскормлены. И не виноваты они, что участь их горька. Однако, по моей милости, скоро они напьются вольной воды, Я их всех в завещании своём на свободу отпускаю Все это я сейчас объявляю затем, чтобы челядь меня теперь любила так же, как будет любить, когда я умру».

Приключения Энколпия продолжаются. Однажды он забредает в пинакотеку (художественную галерею), где любуется картинами прославленных эллинских живописцев Апеллеса, Зевксида и других. Тут же он знакомится со старым поэтом Эвмолпом и не расстаётся с ним уже до самого конца повествования (верней, до известного нам конца).

Эвмолп почти непрерывно говорит стихами, за что неоднократно бывал побиваем камнями. Хотя стихи его вовсе не были плохими. А иногда - очень хорошими. Прозаическая канва «Сатирикона» нередко прерывается стихотворными вставками («Поэма о гражданской войне» и др.). Петроний был не только весьма наблюдательным и талантливым прозаиком и поэтом, но и прекрасным подражателем-пародистом: он виртуозно имитировал литературную манеру современников и знаменитых предшественников.

Эвмолп и Энколпий беседуют об искусстве. Людям образованным есть о чем поговорить. Тем временем красавец Гитон возвращается от Аскилта с повинной к своему прежнему «братцу» Энколпию. Измену свою он объясняет страхом перед Аскилтом: «Ибо он обладал оружием такой величины, что сам человек казался лишь придатком к этому сооружению». Новый поворот судьбы: все трое оказываются на корабле Лиха. Но не всех их тут встречают одинаково радушно. Однако старый поэт восстанавливает мир. После чего развлекает своих спутников «Рассказом о безутешной вдове».

Некая матрона из Эфеса отличалась великой скромностью и супружеской верностью. И когда умер ее муж, она последовала за ним в погребальное подземелье и намеревалась там уморить себя голодом. Вдова не поддаётся на уговоры родных и друзей. Лишь верная служанка скрашивает в склепе ее одиночество и так же упорно голодает, Миновали пятые сутки траурных самоистязаний...

«...В это время правитель той области приказал неподалёку от подземелья, в котором вдова плакала над свежим трупом, распять нескольких разбойников. А чтобы кто-нибудь не стянул разбойничьих тел, желая предать их погребению, возле крестов поставили на стражу одного солдата, С наступлением ночи он заметил, что среди надгробных памятников откуда-то льётся довольно яркий свет, услышал стоны несчастной вдовы и по любопытству, свойственному всему роду человеческому, захотел узнать, кто это и что там делается. Он немедленно спустился в склеп и, увидев там женщину замечательной красоты, точно перед чудом каким, точно встретившись лицом к лицу с тенями загробного мира, некоторое время стоял в смущении. Затем, когда увидел наконец лежащее перед ним мёртвое тело, когда рассмотрел ее слезы и исцарапанное ногтями лицо, он, конечно, понял, что это - только женщина, которая после смерти мужа не может от горя найти себе покоя. Тогда он принёс в склеп свой скромный обед и принялся убеждать плачущую красавицу, чтобы она перестала понапрасну убиваться и не терзала груди своей бесполезными рыданиями».

Через некоторое время к уговорам солдата присоединяется и верная служанка. Оба убеждают вдову, что торопиться на тот свет ей пока рано. Далеко не сразу, но печальная эфесская красавица все же начинает поддаваться их увещеваниям. Сперва, изнурённая долгим постом, она соблазняется пищей и питьём. А ещё через некоторое время солдату удаётся завоевать и сердце прекрасной вдовы.

«Они провели во взаимных объятиях не только эту ночь, в которую справили свою свадьбу, но то же самое было и на следующий, и даже на третий день. А двери в подземелье на случай, если бы к могиле пришёл кто-нибудь из родственников и знакомых, разумеется, заперли, чтобы казалось, будто эта целомудреннейшая из жён умерла над телом своего мужа».

Тем временем близкие одного из распятых, воспользовавшись отсутствием охраны, сняли с креста и погребли его тело. А когда влюблённый страж обнаружил это и, трепеща от страха перед грядущим наказанием, поведал о пропаже вдове, та решила: «Я предпочитаю повесить мёртвого, чем погубить живого». Согласно этому, она дала совет вытащить мужа из гроба и пригвоздить его к пустому кресту. Солдат немедленно воспользовался блестящей мыслью рассудительной женщины. А на следующий день все прохожие недоумевали, каким образом мёртвый взобрался на крест.

На море поднимается буря. В пучине гибнет Лих. Остальные продолжают носиться по волнам. Причём Эвмолп и в этой критической ситуации не прекращает своих поэтических декламации. Но в конце концов несчастные спасаются и проводят беспокойную ночь в рыбацкой хижине.

А вскоре все они попадают в Кротону - один из старейших греческих городов-колоний на южном побережье Апеннинского полуострова. Это, кстати, единственная географическая точка, конкретно обозначенная в доступном нам тексте романа.

Чтобы жить безбедно и беззаботно (так уж они привыкли) и в новом городе, друзья по приключениям решают: Эвмолп выдаст себя за очень зажиточного человека, раздумывающего, кому бы завещать все свои несметные богатства. Сказано - сделано. Это даёт возможность неунывающим приятелям спокойно жить, пользуясь у горожан не только радушным приёмом, но и неограниченным кредитом. Ибо многие кротонцы рассчитывали на долю в завещании Эвмолпа и наперебой старались завоевать его благосклонность.

И снова следует серия любовных не столько приключений, сколько злоключений Энколпия. Все его неприятности связаны с уже упомянутым гневом Приапа.

Но кротонцы наконец прозрели, и нет предела их справедливому гневу. Горожане энергично готовят расправу над хитрецами. Энколпию с Гитоном удаётся бежать из города, бросив там Эвмолпа.

Жители Кротоны поступают со старым поэтом по их древнему обычаю. Когда в городе свирепствовала какая-нибудь болезнь, одного из соотечественников граждане в течение года содержали и кормили наилучшим образом за счёт общины. А затем приносили в жертву: этого «козла отпущения» сбрасывали с высокой скалы. Именно так кротонцы и поступили с Эвмолпом.

Пересказал

Что символизирует зелёная лампа? Рос мечтательным, нетерпеливым мальчиком. Зелёный свет мечты и надежды(по рассказу А.Грина «Зелёная лампа»). Идея рассказа. Творчество А.Грина. Тема рассказа А.Грина «Зелёная лампа». Чем была зелёная лампа для Стильтона? Грин появился впервые под рассказом «Случай» в петербургской газете «Товарищ». Чем стала зелёная лампа для Джона Ива? Александр Степанович Грин(1880-1932).

«Татьяна Толстая» - Семья. Дед с материнской стороны - литературный переводчик, акмеист Михаил Лозинский. Романсы в жизни Симеонова. Младший сын - Алексей Лебедев, фотограф, архитектор компьютерных программ. Татьяна Никитична Толстая. «Река оккервиль». Видимо, от реальности никуда не деться. Сейчас живёт в Москве. Дата рождения:3 мая 1951г. Вера Васильевна в судьбе Симеонова.

«Блок На куликовом поле» - Образ лирического героя. «Нам ясен долгий путь!». Мотив битвы. Таким событиям суждено возвращение. Останови! М. Авилов. Тройка зимой. 8 класс. ? Обратите внимание, что поэт повторяет одно слово. Святость Руси. Основные мотивы цикла. Заинтересовали ли вас стихотворения? Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…». Мелькают вёрсты, кручи… «Куликовская битва принадлежит… к символическим событиям русской истории. Идут, идут испуганные тучи, Закат в крови!

«Куприн Гамбринус» - Похож ли Сашка на сказочных героев? Примерная программа основного общего образования по литературе. Реализм и романтизм. Сопоставительная характеристика произведения. Первое представление о неоромантическом герое. Продуктивный уровень: формирование коммуникативной и ценностно-ориентационной компетенции. 3 блок. Гуманистический пафос произведения Куприна.

«Есенин 8 класс» - В первой поездке Сергея сопровождала мать. Насколько я себя помню, помню и толс- тые книги в кожаных пере­плетах». Первой поездке Сергея. Творческий проект по литературе. «Есенин жизнь и смерть». У деда было трое взрослых неженатых сыновей. Григорий Панфилов друг Есенина. Проверяла: Кузьменко Марина Александровна, г. Славгород 2009 год. Там бывали и другие уче­ники. Часто после уроков Сережа оставался и вслух читал одноклассни­кам стихи. В дождливые летние дни или в длинные зимние вечера Сергей читал.

«Г.Р.Державин» - Домашним учителем Голициных был И.А.Крылов. Из письма А.С.Пушкина A.А. Бестужеву в мае-июне 1825 года. Анализ оды «Осень во время осады Очакова» (кластер). Эльвира Чернышова, выпускница 2008 года. «Осень во время осады Очакова». Высокая лексика. Русские войска взяли Очаков 6 декабря1788 года. Я.К.Грот. Г.Р.Державин (1743 – 1816). Ходасевич В.Ф. «Кумир Державина 1/4 золотой, 3/4 свинцовый доныне еще не оценен».

>>Журнал «Сатирикон»

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон»

Как много забытых страниц в истории отечественной литературы! И как хочется задержать движение времени! Такая возможность есть у читателей «Всеобщей истории, обработанной "Сатириконом"».

Это удивительное издание. История человечества - от древнейших времен до начала XIX века - рассказана не учеными мужами, черпающими знания из старинных, книг, изучающими письмена и манускрипты, а веселыми и остроумными людьми - писателями-сатириками.

Обращение к давно ушедшим событиям и людям для авторов было лишь поводом, чтобы с юмором взглянуть на современную жизнь. Само решение не было оригинальным. В 1868 г. А. К. Толстой создал сатирическое произведение «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева», где поведал читателю, что «Земля наша богата, / Порядка в ней лишь нет». Правда, автору не удалось увидеть стихотворение напечатанным, видимо, такие исторические параллели пришлись не по вкусу издателям.

Создателям «Всеобщей истории...» повезло больше. Их детище увидело свет в 1910 г. Книга была выпущена как бесплатное приложение к журналу «Сатирикон».

Несмотря на свой юный, трехлетний возраст, «Сатирикон» был известен и имел своего читателя. И это было непросто, так как в России в первое десятилетие XX века появилось много юмористических журналов. «В то смутное, неустойчивое, гиблое время "Сатирикон" был чудесной отдушиной, откуда лил свежий воздух», - вспоминал А. Куприн .

Журнал объединил молодых талантливых писателей: Арк. Аверченко, Сашу Черного, Тэффи , О. Дымова, А. Бухова и др. В нем печатались А. Куприн, Л. Андреев, А. Н. Толстой... В 1913 г., после раскола редакции, «Сатирикон» перестал существовать. Было еще одно его рождение - о Париже. К участию в изданий были привлечены И. Бунин , Саша Черный. Б. Зайцев, А. Куприн, художники А. Бенуа, М. Добужинский, К. Коровин. В третьем «Сатириконе» был перепечатан роман Л. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок», и это было отмечено читателями. Вскоре из-за недостатка средств и острых сатирических материалов журнал перестал выходить в свет. Так закрылась еще одна страница отечественной литературной летописи.

В 1911 г. выходит «Всеобщая история, обработанная "Сатириконом"». Казалось бы, что можно найти смешного в государственных переворотах, в многочисленных войнах, эпидемиях и тому подобных событиях былых времен, сведения о которых дошли до нас?

Познакомьтесь с отрывком из «Всеобщей истории, обработанной „Сатириконом"», подготовленной Тэффи (1372 -1952), урожденной Лохвицкой Надеждой Александровной, - прозаиком, поэтом, драматургом.

Перу Тэффи принадлежит раздел «Древняя история», открывающий книгу. Она с азартом включается в общую «клоунаду», создавая остроумную историю Древнего мира . Тэффи иронически обыгрывает логические построения псевдонаучных трудов («Воспитание детей было очень суровое. Чаще всего их сразу убивали. Это делало их мужественными и стойкими»); гиперболизирует штампы («Дренняя история есть такая история, которая произошла чрезвычайно давно»)...

Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 399 с. + 399 с.: ил.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон ». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко . «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Ироническое повествование о прошлом, характеризующее отношение к современности.

М.Зощенко . «История болезни »; Тэффи . «Жизнь и воротник ». Для самостоятельного чтения.

Михаил Андреевич Осоргин . Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне ». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский . Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин ». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы . Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов . Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину (Е.Винокуров. «Москвичи»; М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги»; В.Высоцкий. «Песня о Земле» и др.). Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев . Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы . Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «так и есть»; Дон Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Уильям Шекспир . Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта ». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы . Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».

В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).

Теория литературы . Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер . Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве » (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы . Классицизм. Сатира (развитие понятий).

Джонатан Свифт . Краткий рассказ о писателе.

«Путешествия Гулливера ». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго ». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

щая история, обработанная "" Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко.

роизведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Поурочно-тематический план

урока

Наименование раздела и темы урока.

Кол-во

часов всего

Практические и лабораторные работы.

Контрольные работы.

Примечания.

Литература и история. Историзм творчества классиков русской литературы.

Устное народное творчество. Выражение жизни народа в лирических песнях.

Исторические песни. Особенности художественной формы фольклорных произведений

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве». «О покорении Сибири Ермаком».

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты).

«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века.

Понятие о сентиментализме.

Н. М. Карамзин. «Наталья, боярская дочь»

И. А. Крылов. Слово о баснописце. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков

И.А. Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца.

К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К. Ф. Рылеева.

« Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе 17-18 веков» (на примере 1-2 произведений)

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Тематика лирических произведений.Особенности поэтической формы

А.С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина

А.С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки).

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.

Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности.

Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич

Семья капитана Миронова. Маша Миронова-нравственный идеал Пушкина

Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.

Гуманизм и историзм А.С. Пушкина в романе «Капитанская дочка».

Историческая правда и художественный вымысел.

Особенности композиции. Фольклорные мотивы.

РР Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина.

А.С.Пушкин. «Пиковая дама» (обзор). Проблема человека и судьбы.

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве.

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Романтически-условный историзм поэмы

Особенности композиции поэмы «Мцыри». Развитие представлений о жанре романтической поэмы

Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри».

РР Подготовка к сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» с выбором темы.

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношения к истории и исторической теме в художественном творчестве.

Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью».

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе

Приемы сатирического изображения чиновников.

Хлестаков. Понятие о миражной интриге.

Хлестаковщина как нравственное явление.

Особенности композиционной структуры комедии. Немая сцена.

РР Подготовка к домашнему сочинению

по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» с выбором темы.

Н. В. Гоголь. « Шинель». Образ маленького человека в литературе.

И. С. Тургенев. Личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася».

История любви как основа сюжета повести. Образ героя – повествователя.

Мастерство пейзажных зарисовок.

«Тургеневская» девушка в повести. Образ Аси.

Психологизм и лиризм писателя

М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, «История одного города» (обзор)

Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Средства создания комического в произведении.

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, М.Е. Салтыкова-Щедрина

Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».

Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала».

Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза. Психологизм рассказа

Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество». (обзор)

А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.

Рассказ А.П. Чехова «Шуточка». Любовь в рассказе.

Истинное и ложное в человеческих отношениях.

И.А Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ».

Мастерство Бунина – прозаика

А.И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»

А.М.Горький. Слово о писателе. Рассказ «Челкаш».

«Явление босяка» в творчестве писателя. Герои и их судьбы. Авторское представление о счастье

Урок – диспут «Что значит быть счастливым?»

РР Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна, А.М. Горького

А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и её истории.

Образ Родины в лирическом цикле А.А. Блока «На поле Куликовом».

С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему.

Урок – конференция. Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина.

РР Подготовка к домашнему сочинению

М.А Осоргин. Слово о писателе. Рассказ «Пенсне».

Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»

И.С. Шмелёв. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.

«Лето господне» (обзор)

Контрольная работа по творчеству А.М. Горького, А.А. Блока, С.А. Есенина, М.А. Осоргина, И. С. Шмелёва

Журнал «Сатирикон». Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий.

Ироническое повествование о прошлом и современности. Теффи (Н.А. Лохвицкая). «Жизнь и воротник.

М.М. Зощенко. «История болезни»

А.Т Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин».

Картины фронтовой жизни в поэме.

Василий Тёркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Тёркина.

Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин».

А.П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение».

Нравственная проблематика и гуманизм рассказа «Возвращение».

РР Урок – концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

В.П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет».

Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе

РР Классное сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей 20-го века»

Русские поэты о Родине, родной природе.

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине.

У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви.

Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонет как форма лирической поэзии. Сонеты У. Шекспира.

Ж.- Б. Мольер. « Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа.

Черты классицизма в комедии Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Дж. Свифт. Слово о писателе.

«Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества

Вальтер Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман (обзор)

Повторение и обобщение изученного за курс 8 класса.

Годовая контрольная работа по изученному в 8 классе.

Итоговый урок. Читаем летом.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения литературы ученик должен знать:

    наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

    основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

    историко-культурный контекст изучаемых произведений;

    основные теоретико-литературные понятия;

    работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

    определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

    выражать свое отношение к прочитанному;

    сопоставлять литературные произведения;

    выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

    характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

    владеть различными видами пересказа;

    строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

    участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

    писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

Виды и формы контроля.

Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть. Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи. Лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов

- итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме.

Формы контроля:

Сочинение по предложенной теме или по теме по выбору

Тестовые задания

Анализ текста (стихотворный, прозаический)

Чтение наизусть

Учебно-методическое обеспечение.

Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

Коровина В.Я., Журавлев В. П.,И., Коровин В.И.. Литература: 8 кл.: Учеб.-хрестоматия: в 2 ч. М.: Просвещение, 2008.

Коровина В.Я., Журавлев В. П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…: 8 кл. - М.: Просвещение, 2004

рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для... записка. 8 класс Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных...
  • Рабочая программа «Музыка» пояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы «Музыка»

    Рабочая программа

    ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе программы «Музыка» под редакцией Сергеевой Г.П. и Критской Е.Д. для 5-7 классов общеобразовательных учреждений. На основе программы ...

  • Рабочая программа История Древнего мира, 5 класс, базовый уровень. Рабочая программа составлена на основе программы

    Рабочая программа

    Класс, базовый уровень. Рабочая программа составлена на основе программы ___________________________________________________________ Составитель Коломеец Л.В. ... 68 24 40 Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования...

  • Рабочая программа составлена на основе Программы Гольцовой Н. Г. к учебнику «Русский язык. 10-11кл.»

    Рабочая программа

    10 - 11 КЛ. Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Программы Гольцовой Н.Г. к учебнику «Русский язык.10 ... языка в 10 – 11 кл. на базовом уровне. Программа Гольцовой Н.Г. соответствует федеральному компоненту...

  • Главным персонажем романа является неглупый юноша, Энколпий, который явно небезупречен в своих поступках. Он укрывается от наказания за убийство и сексуальный грех, который навлёк на него гнев древнегреческого бога Приапа.

    Энклопий с подобными ему приятелями прибывают в эллиансую колонию, находящуюся в Кампании. Далее они находятся в гостях у зажиточного всадника Ликурга. Где предаются безнравственными и бесстыдными утехами. После новые любовные приключения ожидают героев романа в имении судовладельца, где Энклопий вступает в связь с его женой. После побега из поместья друзья попадают на корабль, оказавшийся на мели, где Энклопий крадёт ценную мантию Исиды и средства рулевого. После этого они снова возвращаются к Ликургу.

    Далее друзьям посчастливилось побывать на приёме разбогатевшего Трималхиона, который ранее был рабом. На приёме гостей поражали всякими разнообразными яствами, питьём и представлениям. Также хозяин хвастался своей огромной библиотекой. Гостей развлекали и ублажали слуги, обмывая их ноги духами.

    Многочисленные приключения Энклопия сталкивают его с талантливым поэтом Эвмолпом, с которым он не расстаётся до окончания повести. Они много беседуют о жизни, искусстве. Вскоре приятели оказываются на корабле Лиха, на котором их встречают не очень-то дружелюбно. Однако сложившуюся накалённую обстановку старый поэт с лёгкостью решает. Корабль попадает в бурю, которая уносит жизнь Лиха. Остальным же удаётся спасти и спрятаться в рыбацкой хижине.

    Далее друзей заносит в древнегреческий город Кротон. Там Энклопий решает преподнести себя за весьма зажиточного человека, который долгое время раздумывает кому бы завещать своё имущество. Друзья живут там лёгкой и беззаботной жизнью, пользуясь различными привилегиями и получая бесконечные кредиты. Однако жители догадываются об их обмане и решаются провести расправу над друзьями. Не удаётся бежать в этом случае только старому поэту, которого впоследствии жители принесли в качестве жертвоприношения богам. Таким образом ценным, что можно вынести из это произведения, является то, что каждый получает равноценное своим поступкам и действиям.

    Картинка или рисунок Петроний - Сатирикон

    Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

    • Краткое содержание Время жить и время умирать Ремарк

      Весна. Одна из русских деревень занята немецкими солдатами. Медленно сходит снег, и начинают появляться трупы, смешанные с водой и грязью. Ранним утром немцы поведут на расстрел партизан, схваченных накануне. Среди захваченных есть женщина.

    • Краткое содержание Гайдар Чук и гек

      Чук и Гек – два. Они обитают в городе Москве. У них есть родители, но с ними пока живет только мама, так как отец работает в тайге, у самых Синих гор, как он писал в письме семье. Дети живут смеясь, веселясь

    • Краткое содержание Бродяги Севера Кервуд

      Медвежонок Неева остается без матери. Медведицу убил охотник Чэллонер, и забрал ее детеныша себе. У охотника дома жил щенок, по кличке Микки. Он был небольшим и забавным. Щенок пытался подружиться с медвежонком

    • Краткое содержание Дом, где разбиваются сердца Бернарда Шоу

      Провинция в Англии. Тёплый сентябрь. Капитан Шатовер много лет провёл в море, даже его дом своими очертаниями напоминает корабль. Его дочь Гесиона, женщина приятной наружности 45 лет, вместе со своим супругом Гектором жили тут вместе с капитаном.

    • Краткое содержание Война и мир 1 том по частям и главам

      В первом томе читателя знакомят с главными действующими лицами: Пьером Безуховым, Андреем Болконским, семейством Ростовых, княжной Марьей. Так же читателю даётся описание первых военных действий с Францией и даётся описание исторических личностей