Первая аптека была открыта. Когда в России появились первые аптеки? «Царева аптека» на службе царских особ

Обои

Под влиянием войн, экономических и общеполитических условий появилась необходимость создания государственной организации медицинского дела, что и было проведено в конце XVI века в правление Ивана IV и, в особенности, в середине XVII века, в правление Алексея Михайловича.

Начало государственной организации здравоохранения в Московском государстве было положено открытием Аптекарской палаты (1520), переименованной в Аптекарский приказ (1620), который просуществовал в течение всего XVII века. Аптекарский приказ, как высшее государственное медицинское учреждение, осуществлял руководство всем медицинским и аптечным делом в России и обладал широкими функциями: ведал мероприятиями по охране страны от эпидемических болезней, приглашением из-за границы врачей и аптекарей, подготовкой отечественных медицинских кадров, закупкой медикаментов и оборудования, сбором лекарственных трав, выдачей жалования. В ведении Аптекарского приказа находилось также обеспечение войск лекарствами, назначение в войска медиков, организация лечения больных и раненых. В первые годы своего существования он располагался на территории Московского Кремля, в каменном здании напротив Чудова монастыря. Сначала это было придворное лечебное учреждение, попытки создания которого восходят к временам Ивана Грозного (1547--1584), когда в 1581 г. при царском дворе была учреждена первая на Руси Государева (или «царева») аптека, т. к. обслуживала она только царя и членов царской семьи. Располагалась аптека в Кремле и длительное время (почти в течение века) была единственной аптекой в Московском государстве.

Первоначальной задачей Аптекарского приказа являлось обеспечение лечебной помощью царя, его семьи и приближенных. Выписывание лекарства и его приготовление были сопряжены с большими строгостями. Предназначенное для дворца лекарство отведывалось докторами, его прописавшими, аптекарями, его приготовившими, и, наконец, лицом, которому оно сдавалось для передачи «наверх». Предназначенные для царя «отборные врачебные средства» хранились в аптеке в особой комнате -- «казенке» за печатью дьяка Аптекарского приказа. Являясь придворным учреждением, «царева аптека» лишь в порядке исключения обслуживала служилых людей. Сохранилось немало челобитных на имя царя с просьбой отпустить им то или иное лекарство. Из медицинских документов того периода наибольший интерес представляют докторские «сказки», которые отражали уровень медицинских знаний в России в XVII веке. В «сказках» есть сведения об освидетельствовании больных и раненых, способах лечения болезней, описывался характер ранений, методы лечения ран, давался перечень применявшихся для лечения трав, минеральных средств. По данным «сказок» можно судить об известных в XVII веке болезнях: ангина, рожа, опухоли, «падучая», «сухотка» (туберкулез), водянка, «каменная», «лихорадочная», «чечуйная» (геморрой), «весница». Затрудняясь с постановкой диагноза, врачи указывали лишь симтомы болезней («распух», «ноги опухли», «лом в ногах», «в голове лом» и др.) Об уровне постановки диагноза свидетельствуют многие примеры из врачебной практики, имеются записи с постановкой зубоврачебных диагнозов: «Гришка Афанасьев ранен саблею, отрублен нос и верхние губы и зубы передние... рана тяжела. Ивашка Андронов ранен в голову: пушечным ядром переломило висок левой в трех местах. Раны тяжелы. Алешка Федотов ранен: опалило лицо из пушки и нос сшибло». В некоторых «сказках» даются прогнозы заболевания, не всегда оптимистичные: «…а лечить его не мочно, потому что болезнь у него застарела». В этих документах есть заключение о том, годен ли человек к несению службы. В основу терапии было положено использование лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения. Важнейшим источником для получения лечебных трав в Москве были аптекарские сады и огороды (у Каменного моста, в Немецкой слободе, за Мясницкими воротами и др.). В 1581 году была создана первая государственная аптека в Кремле для обслуживания царского двора, а в 1673 году - вторая государственная аптека в Москве. В указе сказано: «На Новом гостином дворе - где приказ Большого приходу, очистить палаты, а в тех палатах указал Великий государь построить аптеку для продажу всяких лекарств всяких чинов людям».

Первая аптека для населения в Москве была открыта в 1672 году. Предназначенная для свободной продажи лекарств, она была учреждена на коммерческой основе и располагалась на бойком месте--в новом гостином дворе на Ильинке (ныне улица Куйбышева). На эту аптеку возложили снабжение войск лекарствами, а населению здесь продавали лекарства по цене, обозначенной в «указной книге» -- так назывался первый ценник лекарств.

Аптекарский приказ создал довольно стройную по тем временам систему сбора лекарственных растений. Сбор лекарственных трав возлагался на податные сословия в качестве обязательной повинности. Существовал и целый штат особых сборщиков -- «травников». Лекарственное сырье поступало на особые склады, так называемые аптекарские дворы. В XVII веке в Москве их было несколько: на Варварке (ныне улица Разина), близ Арбатских ворот, на Смоленской улице возле Воздвиженского монастыря (угол проспекта Калинина и улицы Маркса--Энгельса). Сохранилось лишь одно из строений этого двора (трапезная) на территории Музея архитектуры имени А. В. Щусева.

  • Аптека – в переводе с греческого «склад, кладовая» – это учреждение, в котором изготавливаются и продаются лекарства.
  • Аптекарь – работник аптеки.
  • Аптечка – набор лекарств для оказания первой помощи, а также шкафчик для оказания такой помощи.
  • Провизор – аптечный работник высшей квалификации.
  • Фармацевт – аптечный работник с фармацевтическим образованием.

Первые аптекари в России появились в 1547 г., когда Московское правительство отправило своего посла Ганса Шмета в западные страны за врачами и аптекарями для несения службы при царской семье. Этот “поход” был воспринят западными странами с неудовольствием, так как не хотелось отдавать своих специалистов варварской стране, но, тем не менее, 4 врача и 4 аптекаря в Россию были доставлены.

В 1581 г. в Москву на службу к Ивану Грозному королева Елизавета Английская отправила нескольких специалистов, в том числе и аптекарей. Среди них был Джеймс Френч, которого в России прозвали Яковом Астафьевым. С его приездом связывают образование первой аптеки в Кремле напротив Чудова монастыря. Она была открыта только для царской семьи и обставлена с царской роскошью.

Во второй половине 19 века аптекарские магазины имеются в Петербурге, Варшаве, Херсоне, Москве, Тифлисе, Ставрополе, Оренбурге, Омске и Иркутске. Они подчинены военно-медицинским инспекторам в военных округах. Непосредственное заведование возложено на управляющих ими. Для приготовления лекарств при аптекарских магазинах имеются лаборатории. При них же в мирное время хранится обоз подвижных аптек. В военное время при значительном отдалении базиса военных действий от постоянных аптекарских магазинов могут быть по соглашению главнокомандующего с военным министром учреждаемы временные аптекарские магазины.

В сведениях об именах и отчествах содержателей и управляющих аптек Иркутской губернии от 19 декабря 1888 года читаем, что среди 6 аптек Иркутской губернии имеются сведения о содержателе аптеки Писаревского - провизоре Моисее Григорьевиче Писаревском и об управляющем – Самуиле Григорьевиче Герсони.

«Аптека № 74» - Аптека № 1 Писаревского М. Г. – старейшая аптека города Иркутска. Это первая аптека, здание которой строилось специально для аптекарского магазина и является памятником истории и культуры 19 века. Купол аптеки и по сей день венчает вывеска «Аптека», а над центральным входом – собственный вензель «П» содержателя аптеки – Писаревского Моисея Григорьевича. Заботливо сохраняется не только внешний облик одного из красивейших зданий Иркутска, но и резная дубовая мебель торгового зала, установленная первым владельцем аптеки.

В 2008 году 28 октября аптеке Писаревского исполнилось 123 года. Она была основана в 1885 году, но сначала не имела собственного помещения. Спустя несколько лет ее купил Моисей Писаревский, и выстроил специальное здание в центре Иркутска. Аптека занималась поставкой лекарств по Иркутской губернии, Боханскому району, для Александровского централа. Сегодня в здании аптеки Писаревского по-прежнему продают лекарства.

До недавнего времени директором старейшей иркутской аптеки Писаревского работал Сергей Коротаев, который возглавлял эту аптеку ровно двадцать лет. За эти годы он собрал уникальную коллекцию аптекарского оборудования.

Бывают люди, которые преданы профессии, которые стремятся не только делать то, что делают, но еще и собрать историю. Это состояние души человека. Таким был директор аптеки - провизор Сергей Коротаев, который посвятил жизнь фармакологии и больше всего на свете любил свою коллекцию предметов аптекарского искусства. Он считал, что людям интересно познакомиться с тайнами старинных рецептов и мечтал открыть в Иркутске музей аптечного дела и истории здравоохранения в Иркутской области.

На протяжении многих лет директор аптеки Сергей Коротаев собирал экспонаты по истории аптекарского дела в Иркутске. Коллеги вспоминают, что экспонаты коллекционер искал в разных городах страны. Однажды в Киеве увидел аптеку-музей. Подобное мечтал создать и в Иркутске, но не успел.

Первая в мире зарегистрированная аптека открылась в VIII веке (754 году) в столице Арабского халифата − городе Багдаде. Одновременно с аптекой, которая функционировала как государственная, в Багдаде была открыта и академия для изучения медицины, фармации и алхимии. Значительно позже, в XI веке, аптеки появились в Испании, а затем и во многих городах Европы. Их первыми основателями также были арабы.

Вплоть до конца XI столетия в Европе не было аптек как неких торговых учреждений, где можно было бы купить или заказать нужное средство. Люди создавали свои собственные препараты, собирая и обрабатывая для этой цели растения, минералы и прочие ингредиенты. Первые аптеки в Европе появились в 1100 году нашей эры в монастырях. Монахи готовили лекарственные средства и бесплатно отпускали их нуждающимся.

В то же время впервые появились рецепты, которые начинались со слов Cum Deo! (С Богом!). Только спустя 100 лет в Венеции, благодаря развитию Солернской врачебной школы, стали открываться первые городские аптеки.

Арабская культура характеризовалась положительной чертой — стремлением овладеть культурным наследием предыдущих эпох и далее развивать все прогрессивное в нем. Это особенно ярко проявилось в науке. Получила распространение арифметика с применением «арабских цифр» и десятичного исчисления. В геометрии было положено начало тригонометрии, аналитической геометрии и алгебре. Астрономы научились исчислять географические широту и долготу и пришли к мысли о сферичности Земли, которая в свое время окажет влияние на открытия Колумба. Арабы заимствовали из Китая бумагу и порох, но дали миру первые писчие перья, водяные и механические часы, а также первые увеличительные стекла, что привело впоследствии к изобретению телескопа и микроскопа. Культура народов Арабских халифатов, широко использовавшая и переработавшая достижения культуры Древнего Востока и античного мира, распространилась на огромной территории от Гибралтара до Инда.

Cреди ученых в странах Востока исключительное место занимали ученые Хорезма. «Блестящая плеяда представителей естествознания и медицины средневекового Востока — Абу-Бекр Мухаммед Закария ар-Рази, Джабир ибн Хайан, известные в Европе под именами Разеса и Гебера, Абу Юсуф Якуб Исхак ал-Кинди, Абу-Абдуллах Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми — значительно ранее европейских ученых ознакомились с научным наследием древнего мира и, творчески его перерабатывая, своими исследованиями и наблюдениями способствовали развитию этих наук. Благодаря им Ар-Рази (Разес) Европа познакомилась с сохраненными в арабских переводах трудами Аристотеля и многих других», — писал член- корреспондент Академии медицинских наук СССР В. М. Карасик.

Высшего развития средневековая наука в Хорезме достигла в творчестве Ибн Сины и Ал-Бируни, ученых X–XI вв., членов хорезмийской «академии Мамуна», подлинных энциклопедистов. Арабы создали ряд центров науки и просвещения, из которых особенно выделялись Багдад (VIII–IX вв.) и Кордова (X в.). В Западном Арабском халифате во время его расцвета было 40 библиотек и 10 высших школ. В Западной Европе в то время было только два университета — в Салерно и Париже.

Наравне с философией, математикой и естествознанием медицина и фармация составляли часть общего образования ученых в Арабских халифатах. На медицину и фармацию в этот период значительное влияние стала оказывать химия.

В VIII–IX вв. появились арабские химики, не только воспринявшие знания и навыки своих александрийских предшественников, но и своеобразно развившие эти знания. Вместо греко-латинского названия «химия» арабы ввели свое название «алхимия». Главное место в алхимии арабы отводили учению о металлах, их получению и очистке, металлическим сплавам и трансмутации металлов.

Одним из первых крупных арабских алхимиков был Джабир ибн Хайан (721-815). Джабиру приписывают авторство «Книги-70», представляющей собой энциклопедию политических, теологических и натурфилософских знаний. В последних главах «Книги-70» содержатся сведения о металлах, минеральных солях и других веществах. Джабир ввел понятие об особых элементах металлов — сере и ртути, рассматривая их символически: серу — как принцип горючести и ртуть — как принцип металличности (блеска). Джабир развил теорию образования и созревания в недрах земли металлов из серы и ртути. Соединяясь подвлиянием земной теплоты сера и ртуть образуют все семь металлов. Труднее образуется золото, наиболее «совершенный» металл. Но его образование под действием теплоты, возможно ускорить, добавив в смесь ртути и серы некий медикамент, «вылечивающий» несовершенные металлы, а еще лучше — «эликсир». Джабиру были хорошо известны вещества, применявшиеся в «тайной науке» александрийцев для превращения металлов (соединения мышьяка, серы, сурьмы, растворы аммиака и др.). Под именем Джабира (Гебера) до нас дошли различные сочинения , одни из них на арабском языке, другие на латинском. Из этих сочинений следует, что Джабир получил серную и азотную кислоты, серебра нитрат, ртуть хлорную. Азотная кислота была им получена при нагревании смесей селитры, медного купороса и квасцов. Он отметил важное свойство воздействия царской водки (смеси соляной и азотной кислоты) на золото, считавшееся до тех пор не поддающимся изменениям. Также были изучены и соли: натрия хлорид, селитра, соли аммония и др. К более позднему периоду относится деятельность другого арабского алхимика — Абу-Бекр Мухаммеда Закарии ар-Рази (865-925). Ар-Рази, или Разес, занимался медициной и алхимическими опытами. До нас дошли его сочинения «Книга тайн» и «Книга тайны тайн». Ар-Рази был атомистом, вместе с тем он придерживался учения Аристотеля о стихиях и верил в возможность трансмутации металлов. В своих сочинениях он описал некоторые приемы приготовления золотоподобных сплавов. В сочинениях ар-Рази упоминаются разнообразные вещества, описываются химическая посуда и различные лабораторные приемы. Предполагают, что ар-Рази создал классификацию веществ, известных в то время. Он разделил их на три большие группы: землистые (минеральные), растительные и животные, предвосхищая распространенную впоследствии систему «трех царств природы». Минеральные вещества по ар-Рази наиболее распространены и составляют шесть отделов: 1) спирты (ртуть, нашатырь и др.); 2) тела (золото, серебро и др.); 3) камни; 4) купоросы; 5) бура; 6) соли. Спиртами (алкоголями) ар-Рази называл все, что при нагревании улетает без остатка. Ар-Рази приводит также список приборов для химических операций: кукурбита, аламбик, приемники, колбы, песчаная баня, водяная баня, фильтр полотняный, стеклянные воронки и многое другое.

Ар-Рази одновременно занимался медициной и основал больницу в Багдаде. Интересно предание о способе, о-помощью которого ар-Рази выбирал место, наиболее подходящее для построения больницы: он развешивал куски мяса в различных частях города и наблюдал, где оно дольше сохраняется и не загнивает. Это место он считал наиболее здоровым и, следовательно, подходящим для постройки лечебного заведения.

Как и во многих больницах Востока, при багдадской больнице существовала школа врачей, которой также руководил ар-Рази, связывая теоретическое обучение с больничной практикой.

Ар-Рази принадлежит до 200 трудов , в некоторых он описывает действие химических препаратов на обезьян.

Заслуживает внимания сочинение персидского медика Миваф-фака, или Абу Мансура, «Трактат об основах фармакологии», написанное в конце X в. Это сочинение важно как источник сведений о химических знаниях того времени, в частности о разработке способов приготовления препаратов, представляющих собой экстрактивные вещества растительного происхождения. В «Трактате» описываются простейшие способы перегонки для получения эфирных масел и дистиллированной воды. Приготовлялись также химические соединения — киноварь и сулема для лечения кожных заболеваний, меди сульфат — для лечения глазных болезней, натуральная сода из золы растений, щелочи, получаемые из карбонатов при действии извести, квасцов, употреблявшихся как вяжущее и кровоостанавливающее средство; натуральная бура, нашатырь, применявшийся как лекарство под названием «нушдар», и, наконец, цинка окись и цинка сульфат, причем последний арабские врачи употребляли при лечении глазных болезней. Далее Абу Мансур указывает на характерные особенности извести, гипса в обыкновенном и прокаленном состоянии и описывает мышьяк, сурьму, железо, глину, медь, свинец, золото, серебро, нефть, смолы, камфару, крахмал, камеди, жиры, из которых приготовляли мыло, и пр. В книге также говорится о старом персидском средстве — мази из ртути и алканы. Абу Мансур указывает также на применение в медицине органических веществ — тростникового сахара и некоторых органических кислот из растений, таких как танин.

Современником ар-Рази был Яйя бек Сараби, перу которого, по-видимому, принадлежат «Медицинская практика» и «Учение о лекарственных средствах». Большой славой пользовался Али ибн-ал-Абрас (умер в 994 г.). Им составлено систематическое руководство всей медицины из 10 книг. Простотой и доступностью изложенного материала это руководство производит впечатление и в настоящее время. В течение столетия книга была основным руководством арабских врачей, до тех пор, пока «Канон медицины» Авиценны не занял ее места.

Вслед за организацией больниц в странах Арабского халифата впервые появились аптеки. Первая регламентированная аптека была открыта в 754 г. в Багдаде (в Европе первые аптеки появились в VIII–X вв.) . В этих аптеках арабы ввели правила приготовления лекарств. Они издали эти правила в форме своеобразных фармакопеи под названием диспенсатория «карабадини». Арабы избегали применения сильнодействующих средств и рекомендовали прибавлять к ним лимонный сок, фиалковый корень и другие вещества. Для лечения больных они широко использовали легкие слабительные вещества: сенну, тамаринд. Особое место в фармации арабов занимало учение о ядах и противоядиях. Слова-термины: алкоголь, юлеп (по-персидски «розовая вода»), лоох, нафта, камфара, безоар и многие другие — арабского происхождения. Арабами введены в фармацевтическую практику сахар (вместо меда) и лекарственные сиропы. С лечебной целью они применяли мускус, корицу, мускатный орех, гвоздику и др. Рецепты арабов отличались сложностью и включали до 60 ингредиентов. Арабы готовили пилюли, кашки, сиропы, пластыри, душистые масла. В Дамаске было организовано специальное производство по перегонке ароматных вод, получению душистых мазей и других фармацевтических продуктов.

Развитие аптечного дела как лекарствоведения в Арабских халифатах было тесно связано с достижениями ученых Востока в области химии. Преследуя, в первую очередь, практические цели, больницы и аптеки оказывали большое влияние на развитие медицинских знаний. В халифате встречались некоторые зачатки государственной медицины. Там были специальные должностные лица по наблюдению за больницами и аптеками. Существовали научные учреждения, включавшие в круг своих более широких интересов также и вопросы медицины. Среди них видное место занимали учреждения Средней Азии — библиотека Саманидов в Бухаре в X в., «Академия» хорезмшаха Мамуна в Хорезме в начале XI в.

Большую роль в развитии медицинских знаний в средневековье играли комментаторы и переводчики медицинской литературы с арабского на латинский язык — универсальный научный язык средневековой Западной Европы. Эти переводчики (арабисты) сделали достоянием европейского научного мира труды врачей Востока, а также сохранившееся на Востоке наследие классиков античной медицины, забытое тогда в Европе. Роль посредников между греками и арабами охотно брали на себя евреи. Среди них известен Иоханиа Месюэ Старший (777-857), прозванный также Иоанном Дамаскином. Он перевел на арабский язык множество греческих произведений. Оригинальным трудом его являются только «Афоризмы». В этот период в руки арабских врачей попадают труды Гиппократа, Галена, Диоскорида, Теофраста. Этим богатством арабы сумели распорядиться самым достойным образом. Даже высоко стоящее учение греков о медицине и лекарствах они углубили и уточнили еще больше и воздвигли великолепное здание собственной медицины.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что врачи Арабских халифатов и Византии сыграли большую роль в сохранении ценного наследия медицины древнего мира, в первую очередь античной Греции, Индии и других стран. В то же время они самостоятельно и дальше разрабатывали медицинские знания. Медицина и фармация народов Востока пробудила живое чувство природы, приблизила медицину к природе, естественным наукам, ввела в обиход много новых лекарственных средств и усовершенствовала технологию приготовления лекарств.

Врачи средневекового Востока придавали большое значение опытной проверке лечения, изучали действие лекарств на животных, тщательно наблюдали в больницах течение болезней, проверяли правильность описания их в литературе. «Проверяйте в больницах не всегда верные описания болезней, встречающихся в медицинских сочинениях», — говорил ар-Рази.

Арабская медицинская литература в области анатомии и физиологии была в основном переводной и компилятивной, заимствованной главным образом у Гиппократа и Галена. Ислам запрещал вскрытие трупов и в связи с этим хирургия и акушерство развивались слабее, чем лекарствоведение, гигиена и изучение инфекционных болезней.

В России первая аптека была открыта в 1581 году аптекарем Джеймсом Френчем, который приехал с рекомендательным письмом от английской королевы Елизаветы в группе медиков по просьбе Ивана Грозного. Он открыл аптеку в Кремле, против Чудова монастыря, на участке, занимаемом теперь зданием Президиума Верховного Совета СССР. . Она снабжала лекарствами только царскую семью.
Первая аптека для населения в Москве была открыта в 1672 году. Предназначенная для свободной продажи лекарств, она была учреждена на коммерческой основе и располагалась на бойком месте—в новом гостином дворе на Ильинке.
На Красной площади у Воскресенских ворот (на месте нынешнего Исторического музея) в 1699 году Петр I открыл Главную казенную аптеку.

Современный мир тяжело представить без аптек. Ведь именно туда каждый житель планеты отправляется в первую очередь за приобретением необходимо лекарства. И сегодня уже мало кто думает о том, что были времена, когда достать нужный медикамент – это было трудное дело, требующее длительного времени и колоссальных затрат. И все же, когда же появилась первая аптека ?

Почему нужна была аптека?

До появления данной формы организации продаж снадобья (так ранее называли лекарства) можно было приобрести в специальных москательных лавках. Отсутствие контроля создания так называемых зелий зачастую приводила к летальным исходам и сильным отправлениям заболевших.

Такой порядок вещей не устраивал никого, в том числе и вышестоящих лиц и представителей «голубых» кровей. Ведь с помощью именно такого снадобья на царствующих особ могло быть совершено коварное покушение. О таких попытках не раз писали современники того времени. Так, в 1490 году публично был казнен итальянский лекарь Леон, выписанный специально для лечения княжеского сына, который все-таки впоследствии скончался от болезни. И таков случай был не единым.

«Царева аптека» на службе царских особ

Именно поэтому в 1581 году указом Ивана Грозного в Москве была создана первая аптека. Ее назначение было обслуживание только царя и членов царской семьи.

После этого спустя 34 года все в той же Москве была создана Аптекарская палата, ставшая организацией, регулирующей деятельность приглашенных лекарей для лечения членов царской семьи, и осуществляющей наблюдение за изготавливаемыми ими снадобьями.

Чуть позже орган отвечал за деятельность новых аптек. Палата занималась проверкой документации, отслеживала «компетентность» иностранных врачей, принимаемых на должности и т. д.

В 1672 году во времена правления царя Алексея Михайловича был создан указ, запрещающий продажу снадобий вне аптечных лавок.

Революцию в области фармации в стране провел Петр I. Благодаря его указу в Москве были разрешены частные аптеки. Он же повелел освободить аптекарей от несения военной службы и предоставил им значимые материальные преимущества.

Кстати, в 1714 году Петр I создал первый в мире Аптекарский огород, на территории которого выращивали более 1000 видов лекарственных растений.

П. В. ВЛАСОВ, профессор

С появлением в 17 веке первых аптек на Руси начинает складываться государственная медицинская служба. В те годы в аптеках не только продавали лекарства. Аптекари давали советы, как применять то или иное средство, и таким образом в известной мере врачевали больных.

Прообразом аптек были зелеиные, москательные и овощные лавки. Их владельцы, так называемые «лавочные сидельцы», или «зелейники», торговали лекарственными травами, готовили из них сложные композиции, изучали целебное действие различных лекарственных растений.

Ни новая, ни старая (царская) аптеки не сохранились. До нас дошло лишь изображение здания Земского Приказа, построенного царем Федором Алексеевичем в 1680 году на Красной площади у Воскресенских ворот (на месте нынешнего Исторического музея). В 1699 году Петр I открыл в нем Главную казенную аптеку.

С появлением в XVU веке первых аптек на Руси начинает складываться государственная медицинская служба. В те годы в аптеках не только продавали лекарства. Аптекари давали советы, как применять то или иное средство, и таким образом в известной мере врачевали больных.

Прообразом аптек были зелейные, москательные и овощные лавки. Их владельцы, так называемые «лавочные сидельцы», или «зелейники», торговали лекарственными травами, готовили из них сложные композиции, изучали целебное действие различных лекарственных растений.

Первый дипломированный аптекарь появился в Москве в 1581 году. Это был Джеймс Френчем, который приехал с рекомендательным письмом от английской королевы Елизаветы в группе медиков по просьбе Ивана Грозного. Он открыл аптеку в Кремле, против Чудова монастыря, на участке, занимаемом теперь зданием Президиума Верховного Совета СССР. Эта аптека обслуживала только царскую семью.

В 20-х годах XVII века был основан Аптекарский приказ. Он стал центральным правительственным органом, ведающим всем врачебным делом в стране. В его обязанности входило наблюдение за врачевателями всех категорий. В ведении Аптекарского приказа было назначение врачей в армию, обеспечение полковых аптек медикаментами, проведение судебно-медицинской экспертизы. Он «прилагал старания о всеобщем здравии сограждан, о воспрепятствии распространения прилипчивых болезней», а также осуществлял контроль за качеством лекарств, применяемых лекарями и отпускаемых аптеками и лавками. В задачу Аптекарского приказа входило разведение и сбор лекарственных растений в аптекарских огородах (садах), которые были известны в Москве еще со времен Ивана Ш. При Петре I аптекарский огород, находившийся у кремлевской стены, был переведен в Мещанскую слободу (ныне проспект Мира), а в 1805 году перешел в собственность Университета и стал называться Ботаническим садом.

Аптекарский приказ создал довольно стройную по тем временам систему сбора лекарственных растений. Сбор лекарственных трав возлагался на податные сословия в качестве обязательной повинности. Существовал и целый штат особых сборщиков-«травников». Лекарственное сырье поступало на особые склады, так называемые аптекарские дворы. В XVII веке в Москве их было несколько: на Варварке (ныне улица Разина), близ Арбатских ворот, на Смоленской улице возле Воздвиженского монастыря (угол проспекта Калинина и улицы Маркса-Энгельса). Сохранилось лишь одно из строений этого двора (трапезная) на территории Музея архитектуры имени А. В. Щусева.

Первая аптека для населения в Москве была открыта в 1672 году. Предназначенная для свободной продажи лекарств, она была учреждена на коммерческой основе и располагалась на бойком месте-в новом гостином дворе на Ильинке (ныне улица Куйбышева). На эту аптеку возложили снабжение войск лекарствами, а населению здесь продавали лекарства по цене, обозначенной в «указной книге»-так назывался первый ценник лекарств.

Ни новая, ни старая (царская) аптеки не сохранились. До нас дошло лишь изображение здания Земского Приказа, построенного царем Федором Алексеевичем в 1680 году на Красной площади у Воскресенских ворот (на месте нынешнего Исторического музея). В 1699 году Петр I открыл в нем Главную казенную аптеку. Это был довольно большой двухэтажный дом с повышенным трехэтажным центральным объемом, завершаемым трехъярусной башней с типичной центрической ярусной композицией и декоративной обработкой фасадов, характерной для «нарышкинского» стиля. Представление о декоративном убранстве фасада Земского Приказа можно составить, взглянув на сохранившееся здание Монетного двора на противоположной стороне Исторического проезда (за аркой уличного фасада). Оба здания когда-то были частью архитектурного ансамбля у въезда на Красную площадь со стороны Воскресенских ворот.

Итак, на рубеже XVII-XVTJI веков в Москве с населением около 200 тысяч человек было лишь две аптеки. В связи с этим основная масса москвичей продолжала пользоваться услугами зелейных, москательных и овощных лавок. В 1699 году, приняв лекарство, купленное в зелейном ряду, умер видный боярин П. П. Салтыков. После расследования этого трагического случая был издан указ, предписывающий закрыть зелейные лавки, а лавочникам покинуть город.

Чтобы обеспечить население лекарственной помощью, в 1701 году в Москве открыли «вольные» (частные) аптеки. В указе, изданном по этому случаю, говорилось: «Всякий русский или иностранец, который пожелает ввести вольную аптеку, с разрешением правительства получает безденежное необходимое для сего место и жалованную грамоту на наследственную передачу его заведения». Первым иностранцем, получившим привилегию на открытие в Москве аптеки, был алхимист Аптекарского приказа Иоган Готфрид Гре-гориус. Память об этой аптеке осталась в названии Аптекарского переулка в Лефортове.

Вторая аптека была открыта Даниилом Гурчиным на Никольской улице (ныне улица 25 Октября). После смены нескольких владельцев она перешла к фармацевту Карлу Ивановичу Феррейну, с именем которого связана вся ее деятельность в дореволюционной России. В 1895-1896 годах архитектором А. Э. Эрихсоном для нее было построено новое здание. Этой аптеке было суждено сыграть большую роль в развитии фармацевтического дела в России. Сейчас в здании аптеки Феррейна находится известная каждому москвичу аптека № 1.