Откуда пошла дедовщина в советской армии

Оборудование

Все мы знаем, как тяжело бывает в российской армии из-за существующей там дедовщины. Кого-то просто избивали до полусмерти, а кого-то даже доводили до самоубийства. Деды издеваются над новобранцами и самое печальное, что всё это происходит с позволения офицеров. Также ситуация с дедовщиной усугубляется из года в год из-за национальной ненависти внутри армии. Читайте далее жуткие истории солдат, которые стали жертвами дедовщины. Не для слабонервных.

Антон Поречкин . Спортсмен, член сборной Забайкальского края по тяжелой атлетике. Служил на о.Итуруп (Курилы), в/ч 71436. 30 октября 2012 г. на 4 месяце службы забит до смерти пьяными дедами. 8 ударов саперной лопатой, от головы мало что осталось.

Руслан Айдерханов . Из Татарстана. Призван в армию в 2011 г., служил в в/ч 55062 в Свердловской обл. Через три месяца его вернули родителям вот таким:

Следы побоев, выбит глаз, переломаны конечности. По версии военных все это Руслан причинил себе сам, когда пытался повеситься на дереве недалеко от части.

Дмитрий Бочкарев . Из Саратова. 13 августа 2012 г. умер в армии после многодневных садистских издевательств со стороны сослуживца Али Расулова. Последний избивал его, заставлял подолгу сидеть на полусогнутых ногах с вытянутыми вперед руками, нанося удары в случае изменения положения. Так же, кстати, сержант Сивяков издевался над рядовым Андреем Сычевым в Челябинске в 2006 г. Сычеву тогда ампутировали обе ноги и половые органы, но он остался жив. А вот Дмитрия привезли домой в гробу.

До армии Али Расулов учился в медучилище, поэтому решил попрактиковаться на Дмитрии как врач: вырезал ему маникюрными ножницами хрящевые ткани из носа, поврежденные во время избиений, зашивал наживую разрывы левого уха хозяйственной иглой и нитью. "Я не знаю, что на меня нашло. Могу сказать, что Дмитрий раздражал меня тем, что не желал мне подчиняться", - заявил Расулов на суде.

Дмитрий раздражал его тем, что не желал подчиняться...

С учетом того, что Расулов 1.5 месяца проводил садистские опыты над жертвой и замучил её до смерти, приговор российского суда садисту следует считать смехотворным: 10 лет колонии и 150 тысяч рублей родителям убитого. Компенсация типа.

Александр Черепанов . Из деревни Васькино Тужинского района Кировской обл. Служил в в/ч 86277 в Марий Эл. В 2011 г. зверски избит за отказ положить 1000 руб. на телефон одному из дедов. После чего повесился в подсобке (по другой версии - повешен мертвым с целью имитировать самоубийство). В 2013 г. по этому делу бы осужден на 7 лет мл. сержант Петр Завьялов. Но не за убийство, а по статьям "Вымогательство" и "Превышение должностных полномочий".

Николай Черепанов, отец солдата: «Вот такого сына мы отдали в армию, а вот такого нам его вернули..."
Нина Коновалова, бабушка: "Я стала крестик на него одевать, вижу - он весь в ранах, синяка, ушибах, и голова вся проломлена...". Али Расулов, вырезая хрящи из носа у Димы Бочкарева не знал "что на меня нашло". А что нашло на Петра Завьялова, который за 1000 руб. забил в армии другого русского парня - Сашу Черепанова?

Роман Казаков . Из Калужской обл. В 2009г. новобранец 138-й мотострелковой бригады (Ленинградская обл.) Рома Казаков был зверски избит контрактниками. Но видимо, перестарались. Избитый потерял сознание. Тогда решили инсценировать несчастный случай. Солдата, мол, попросили отремонтировать автомобиль, а он угорел в гараже от выхлопных газов. Романа положили в автомобиль, закрыли в гараже, включили зажигание, для гарантии машину накрыли тентом... Получился газенваген.

Но Роман не умер. Отравился, впал в кому, но выжил. И спустя какое-то время заговорил. Мать 7 месяцев не отходила от сына, ставшего инвалидом...

Лариса Казакова, мать солдата: "В прокуратуре я встречалась с Сергеем Рябовым (это один из контрактников - прим. авт), и он сказал - меня заставляли бить солдат-новобранцев. Комбат Бронников мне отбил руки линейкой, я судимый, судимость не погашена до 2011 года, я не мог иначе поступить, и должен был выполнять приказ комбата" .

Дело закрыли, сведения о гематомах исчезли из медицинских документов солдата, машина (улика) через месяц неожиданно сгорела. Контрактников уволили, комбат остался служить дальше.

Роман Суслов . Из Омска. Призван в армию 19 мая 2010 г. Фото ниже сделано на вокзале перед посадкой в поезд. У него был сын полутора лет. До места службы (г.Бикин, Хабаровский край) не доехал. 20 мая сообщил семье в СМС об издевательствах в поезде со стороны офицера и прапорщика, которые сопровождали призывников. Утром 21 мая (на второй день в армии) прислал СМС: «Меня убьют или оставят инвалидом». 22 мая - повесился (по версии военных). На теле были следы побоев. Родственники требовали повторную экспертизу причин смерти. Военной прокуратурой отказано.

Владимир Слободянников . Из Магнитогорска. Призван в 2012 г. Служил в в/ч 28331 в г. Верхняя Пышма (там же на Урале). В самом начале службы заступился за другого молодого солдата, над которым издевались. Чем вызвал лютую ненависть дедов и офицеров. 18 июля 2012 г. через 2 месяца в армии позвонил сестре и сказал: "Валя, я больше не могу. Они меня ночью убивать будут. Так капитан сказал". В тот же вечер повесился в казарме.

Печенга , Мурманская обл. 2013 г.

200-я мотострелковая бригада. Двое кавказцев издеваются на русским парнем.

В отличие от кавказцев, русские, как всегда, атомизированы. Не-солидарны. Скорее сами будут издеваться над младшим призывом, чем помогут кому-то при беспределе нацменьшинств. Офицеры тоже ведут себя как когда-то в царской армии. "Собакам и низшим чинам вход воспрещен" висели таблички в парках Кронштадта и Петербурга, т.е. офицеры вроде как не считали себя и низшие сословия одной нацией. Потом, конечно, матросы без сожалений топили их благородия в Финском заливе и резали на куски в 1917, но что изменилось?

Вячеслав Сапожников . Из Новосибирска. В январе 2013 г. выбросился из окна 5 этажа не выдержав издевательств со стороны землячества тувинцев в в/ч 21005 (Кемеровская обл.). Тувинцы - небольшой народ монголоидной расы на юге Сибири. Нынешний министр обороны РФ Шойгу С.К. - тоже тувинец.

Июль 2002 года. Семинар проводился на базе Интернет-форума "Обсуждение работ С.Г.Кара-Мурзы с его участием (о ситуации в России)"

Сегодня почему-то подавляющая часть молодых людей считает армейскую дедовщину чем-то характерным для Cоветской Армии в течение всего времени ее существования. И очень удивляются, когда впервые слышат о том, что до 1969-1970 года такого явления не было в массовом масштабе. Расспросы более старших поколений дали дату первых упоминаний о появлении неуставных взаимоотношений где-то около 1970 года.

Вот что рассказывают на эту тему:

Оригинал взят у oper_1974


"У меня отца и дядю (по матери) взяли в армию в 1943-м. 2 года на фронте. После войны отец служил 3 года, дядя - 5 лет. Оба говорили, что ничего похожего на дедовщину не было."

"У меня отец служил на флоте в конце 1940-х, при этом успел застать тех, кто участвовал в войне. Ничего похожего на дедовщину не наблюдал. Когда в 1970-е - 1980-е по "голосам" начали рассказывать о дедовщине в Советской Армии, считал это выдумкой и брехней, т.к. искренне полагал, что "такое просто невозможно" (хотя в целом относился к тогдашней власти достаточно критически и другим антисоветским байкам охотно верил.)

"Первый раз я услышал о дедовщине в 1979 году. От одногодка. Тогда впервые в наш лексикон вошло выражение "армейские дедушки". До этого никто (!) из родителей, родственников и знакомых ни разу не упоминал или не намекал об армейских издевательствах."



Нередко наблюдалось, что представители старшего поколения, служившие в армии до начала 50-х годов, категорически отказывались верить в существование дедовщины.
То, что старшее поколение отказывалось верить в существование дедовщины - не зашоренность. А ведь старые люди прожили очень непростую жизнь, хлебнули лиха. Но остались Людьми.
Увидев много всяких более злобных гадостей, нежели дедовщина, они могли сказать: "Бывает хуже, но реже. Людоедство, например, или увечья, или тиф". Но дедовщина-то воспринималась ими как позор, как разрыв с основами жизнеустройства, как глубокое моральное падение.



Все солдатское общество делится на следующие группы:

военнослужащие, еще не принявшие присягу и живущие в отдельной казарме - карантин, слон, мамонт, салабон

военнослужащие первого периода службы (до 0,5 года) - дух, салабон, щегол, чижик, гусь

военнослужащие второго периода службы (0,5 - 1 год) - молодой, морж, леник, щегол, старший гусь

военнослужащие третьего периода службы (1 - 1,5 года) - котел, черпак, помазок, фазан

военнослужащие четвертого периода службы (1,5 - 2 года) - дед

военнослужащие, находящиеся в части после выхода приказа об увольнении в запас (дембельского приказа) - дембель, карантин



Переход солдат из одной категории в другую часто связан с переходным обрядом - переводом. Формы перевода различны в различных частях; существует, например, такой обряд: солдат должен получить столько ударов ремнем, сколько месяцев ему осталось служить, все это он должен переносить молча.
Однако когда котла переводят в деды, удары ему наносят ниткой, при этом он должен кричать во весь голос, как будто от сильной боли. Права, обязанности и даже внешний вид военнослужащих зависят от того, к какой категории они принадлежат.
Самая бесправная среди всех категорий - духи, самая полновластная - деды. Промежуточное положение между ними занимают молодые и котлы. Иначе говоря, военнослужащий имеет тем больше прав и тем меньше обязанностей, чем больше он служит.



Армия стала отражением изменений в обществе. Общество менялось - сменялись поколения, на смену строителю жизни пришёл потребитель жизни. Советское общество оказалось не готово к смене строителей потребителями.
Поменялось "внешнее" общество - отразилось и на армии. Очень интересно читать воспоминания некоторых военнослужащих, относящихся к тому периоду. Видно, что поменялись люди, которые пришли в армию.
Оказалось, что порядок в русской армии держался не на уставе, и не на страхе перед побоями, а на этих самых неуставных отношениях - дружбе, товариществе, поддержке, наставничестве. И когда в армию в массе пришли люди, не способные на эти чувства, армейская дисциплина рухнула. В общем, конечно, похоже на то, что происходило во всей стране.
Возможно, дедовщина - это еще одно достижение западной цивилизации, усвоенное нами в ходе периода, предварившего перестройку. Дедовщина связана с падением "общинного" принципа построения Союза и с переходом на евроцентристские и индивидуалистические рельсы всего мироуклада населения. Фактически - первый звоночек катастрофического разрушения общественной морали.



Все трансформации общества выражались в сбоях "армейской машины". То же самое, например, произошло в 50-е годы - пришло новое поколение, "десталинизация" и т.д. - и вдруг отказ в системе дисциплины и беспомощность офицеров.
Но тогда еще система была с инерцией развития, и с этим справились как с болезнью. В 70-80-е общая болезнь (и прежде всего верхов квази-сословного общества) ослабила организм.
Начавшийся в начале 60х годов надлом, был вызван тем, что элита, вырвавшаяся из-под тотального контроля сталинской системы, начала разворачивать ситуацию в свою пользу. Прагматизм и жесткая ответственность за результат, сменилась волюнтаризмом и безответственностью.
Армии это, понятно, тоже коснулось. Именно тогда шли большие сокращения, резались на металлолом корабли и самолеты, уничтожался сержантский корпус. Генералы, которые пытались противодействовать этому идиотизму, были смещены. А их место заняла новая, "паркетная" генерация, более обеспокоенная своим личным благополучием, чем реальным повышением боеготовности.


Советская армия в 60-70-х гг. находилась в сложном положении: внешней ощутимой угрозы не было (никто всерьез не верил, что буржуи завтра нападут - они, кстати, открыто и не напали!), а внутренняя политика стремительно уходила от принципа закручивания гаек во всех областях. В мирное время система армейских наказаний - всякие наряды вне очереди - рассчитана, в сущности, на школьника.
С другой стороны, советское общество от времен революции к 70-м года неуклонно двигалось по пути демократизации, утверждения законности и пр. (в хорошем смысле). К тому же, люди освобожденные революцией от многовекового гнета, все больше и больше чувствовали вкус и способность к свободе. "Мы не рабы" - читал каждый в букваре.
Однако армия по своей сути не терпит никакой свободы и демократизации, это не в обиду армии, просто так оно и есть. Если бы было обратное, армия не смогла бы выполнять свои функции. Что же мы имели со своей всеобщей воинской повинностью? Масса людей, приходящих в армию, становилась все более и более трудно управляемыми. Никто уже не хотел быть солдатами-рабами, готовыми беспрекословно выполнить любой приказ.
Однако, Система по-прежнему обязывала превращение в кратчайшее время молодого призывника в автомат, беспрекословно выполняющий приказы. Поэтому переход офицеров и сержантов на неуставные методы поддержания дисциплины был предрешен. Выхолащивание сталинизма из армии привело к тому, что явная и жесткая форма подавления личности была заменена на более мягкую и скрытую.


В 1968 г. были ликвидированы полковые школы младших командиров, и сержантов начали готовить в учебных дивизиях. Полковые школы имели ряд существенных преимуществ, они отвечали требованиям индивидуального подбора. Кандидатов в сержанты отбирали через некоторое время после прибытия молодого пополнения и его адаптации в новых условиях.
Не прерывалась связь будущего командира со своим подразделением. В казарму сержант приходил уже признанным лидером. После ликвидации полковых школ сержантский состав потерял всякое влияние в казарме.
Если сравнивать с армиями западных стран, то прослеживается существенная разница - перенасыщенность офицерами и полное отсутствие профессионального сержантского и унтер-офицерского состава.
В американской армии сержант - это немалая власть и это профи. И именно на нем лежит львиная доля обязанностей по поддержанию дисциплины. В нашей - такой же солдат-срочник, только с лишней лычкой. Вовсе не факт, что эта лычка придаст ему авторитет в среде таких же 20-летних.
В прежней СА (первых послевоенных лет) это хотя бы частично компенсировалось наличием "старорежимного старшины". Теперь такие старшины вымерли как мамонты. Планировалось, что эту роль на себя возьмут прапорщики, но на практике прапоры это чуть ли не поголовно хозяйственники в частях.
Однако природа не терпит пустоты - место профи-сержантов и старшин заняли "деды". Но дедовская власть имеет одну существенную особенность - она насквозь неофициальна и посему в большей степени подвержена злоупотреблениям - тем более, что поддержание дисциплины для дедушек побочная задача, хоть и связанная с их благополучием.


Компания шестидесятников против стукачества также немало способствовала процветанию дедовщины, т.к. жаловаться на издевательства стало неприличным и более осуждаемым в обществе, чем сами издевательства.
Прочно перепутав и объединив понятия ябедничества и открытого призыва о помощи “шестидесятники” сделали очень много для разобщения людей. Была блокирована в голове мысль об обращении за помощью к органам государства, специально поставленных для защиты закона и граждан СССР.
Определенную роль сыграли стереотипы холодной войны. В основе психологической войны против СССР лежал метод усиления и развития естественных трудностей и противоречий, имеющихся в каждом обществе. Одним из таких слабых мест в СССР были противоречия между руководящим звеном и народом.
Велась работа по расширению этой щелки до пропасти. В частности, кампания против стукачества - нельзя обращаться к начальникам, ибо они враги, а надо обращаться к "своим" - паханам, дедам.

Конфликт поколений - очень распространенное в обществе объяснение возникновению дедовщины в армии. Период возникновения дедовщины приходятся на конец 60-х - начало 70-х гг. По времени он совпадает с переходом от 3-хлетнего на 2-хлений срок службы.
Поэтому можно предположить, что имел место конфликт поколений. Про этот конфликт многие упоминают, однако имеются две интерпретации:
1) "трехлетки", дослуживавшие свой третий год, и начали вымещать свое неудовольствие на младшем призывы, которому нужно было служить только 2 года. По этой причине могло возникнуть много эксцессов, которые благодаря наличию мощных благоприятствующих факторов быстро развились в устойчивое явление дедовщины.;
2) для поддержания прежней численности именно тогда потребовалось существенно расширить призывной контингент, что привело к его ухудшению и проникновению преступных элементов.

В 70-80-х годах офицеры и прапорщики, имевшие непосредственное общение с личным составом были уже из тех, кто родился после войны, т.е. уже не были свидетелями тяжких лишений. Как раз в это время служить в армии стало выгодно.
Т.е. кто-то шел в училища по призванию и т.п., но появилась масса молодых людей, которые стали рассматривать военную карьеру, как приличное обустройство в жизни: платили неплохо; выход на пенсию к 45 годам; возможность получать в дальнейшем и военную пенсию, и зарплату; по выходу на пенсию многих обеспечивали жильем.
При этом напрягаться многие уже не хотели. Так, к примеру, один прапорщик (комвзвода) откровенно поделился, почему он приветствует и поддерживает дедовщину. "Мне выгодна дедовщина. Для меня что главное? Чтобы порядок был и чтобы все выполнялось четко и в срок. Я спрошу с дедов, а они пусть с молодых требуют. Не смогут - будут сами...ться. Так мне надо всех контролировать, а так - только дедов".

Для попытки создания репрезентативной выборки были опрошены совершенно разные люди, служившие в разное время, в разных частях и регионах. Все без исключения опрошенные (возраст от 20 до 45 лет) говорили, что дедовщина создается, поддерживается и всячески стимулируется именно офицерами.
Данный опрос полезен для понимания сути явления, но надо иметь в виду одну поправку. Если такой опрос проводится среди бывших солдат срочной службы, то велика вероятность, что они буду винить в дедовщине исключительно одних офицеров. Никто не хочет признаваться, что сам поддался искушению стать дедом, всегда легче свалить вину на кого-либо другого (на офицеров, государство, партию и т.п.).

Более интересны опросы среди самих офицеров. Так, например, один опрошенный офицер просто не мог понять, чем возмутительна дедовщина! Он совершенно искренне не понимал, почему для солдат унизительно чистить очко зубной щеткой. Он говорили: "Я чистил, пусть теперь другие почистят".
Мол ничего страшного! Казалось бы наоборот, "я чистил, когда был солдатом, меня унижали, но теперь я полковник, а потому должен хотя бы попытаться искоренить это зло."
И этот полковник не стеснясь рассказывал, что равнодушно взирал, как недавний призывник своей зубной щеткой моет полы. Для этого офицера такое положение вещей - школа мужества.

Таким образом, главная причина устойчивости дедовщины (но не причина ее возникновения!) - поддержка офицеров. Вследствие демократизации общества и деградации механизмов управления у офицеров были резко сужены возможности поддержания порядка и дисциплины.
Поэтому офицеры стали негласно поощрять дедовщину как неуставной метод поддержания порядка - "деды" использовали для этого средства, недоступные офицеру.
Сыграло свою роль и разложение самого офицерского корпуса - второй причиной поддержки дедовщины стало нежелание офицеров напряженно заниматься воспитанием и обучением солдат. Этим стали заниматься "деды".

Получили новую униформу 1969 год.

Сегодня я расскажу, есть ли дедовщина в армии. Перед тем, как ответить на этот вопрос, я объясню, что есть дедовщина в армии, а что — неуставные взаимоотношения.

Дедовщина в армии — это процесс обучения старослужащими (военнослужащие более раннего срока призыва) или по-другому «дедами» молодого пополнения. А неуставные взаимоотношения в армии — это взаимоотношения между солдатами грубо нарушающими требования уставов и обычно являющимися нарушением закона со всеми вытекающими последствиями.

Дедовщина в армии сегодня — миф или реальность?

Как вы поняли, дедовщина в армии и неуставные взаимоотношения в армии — это абсолютно разные вещи. Дедовщина — это когда приходит молодое пополнение, а «деды» или, так называемые «дембеля», военнослужащие более старшего призыва начинают учить их, к примеру, правильно ходить, правильно разговаривать, обращаться к старшим по воинскому званию и т.д. То есть происходит плавное становление военнослужащего и собственно говоря с этого .

Дедовщина в армии и неуставные взаимоотношения в армии

Дедовщина в армии никак не связана с тем, что вы можете увидеть, к примеру, на ютубе, вписав в поиск фильмы про дедовщину в армии . Все, что вы там видите, это неуставные взаимоотношения в армии.

Когда ты приходишь в армию, ты, соответственно, новобранец. Тебе встречаются полугодичники — это такие же солдаты, но они уже отслужили полгода, так называемые «слоны». В общем понимании дедовщина — это когда так называемый старослужащий начинает унижать физически либо морально молодого солдата.

Полезная информация для военнослужащих по призыву:

  • Сколько дней, часов, минут осталось до твоего дембеля.

Но, к счастью, сегодня эта проблема в армии вообщем то сведена на нет. Поэтому, если меня читают матери либо молодые люди, которые только пойдут в армию, запомните: в армии дедовщины нет!

Сейчас разница между дедами и новым пополнением всего полгода. Неуставные взаимоотношения в армии появляются, потому что военнослужащие в армии живут мужским коллективом и у них, конечно же, могут быть разногласия. Эти разногласия появляются по абсолютно разным причинам, даже по бытовым. Так что не думайте, что вся армия построена на том, что деды показывают свое превосходство над молодыми солдатами.

Многие думают что именно так выглядит дедовщина в армии. Но это не так!

В общем понимании дедовщина — это когда старослужащий бьет молодого солдата (так называемого «духа»). Конечно, много зависит от людей, и в каждом воинском коллективе есть такие «гнилые» солдаты, которые начинают рассказывать, какой он «дед» и сколько отслужил.

А по факту при нынешнем сроке службы, какой он может быть «дед»? Он отслужил на 4-5 месяцев больше, чем молодой солдат. Но все же в основном в армии служат более менее адекватные молодые люди, для которых честь и порядочность не пустые слова, и, соответственно, они себя так не ведут.

Молодые люди, сейчас я обращаюсь к вам, запомните, какая бы ни была ситуация всегда держите голову в холодном рассудке. Не давайте верх эмоциям над собой, потому что эта ваша секундная слабость (желание кого то ударить) может привести к необратимым последствиям.

Учитывайте тот момент, что люди военные, в частности солдаты срочники, и все их деяния умножаются на три. Если на гражданке ты ударишь кого-то по лицу, и даже если он напишет на тебя заявление в полицию, то тебе максимум будет административное наказание.

В армии это все умножается на три, если ты ударил солдата, и он написал на тебя рапорт, то тебя 100% посадят на так называемый «дизель» — дисциплинарный батальон (дисбат), там ты можешь отсидеть год, полтора или максимально два года. И вот эта минутная секундная слабость может привести к таким пагубным последствиям.

Поэтому лучше послать такого оппонента на три российских буквы, чем потом кусать себе локти. Подводя итог хочется еще раз сказать: дедовщины как таковой нет. Есть конфликты на бытовом уровне и не совсем адекватные солдаты из старшего призыва, которые думают, что они мега крутые солдаты.

Также, что я хотел сказать в этой статье: в армии есть и дедовщина, и неуставные взаимоотношения. Только дедовщина — это хорошее понятие, процесс обучения молодого пополнения, неуставные взаимоотношения в армии — это любая ситуация, которая нарушает воинские уставы или законы и может привести к плохим последствиям.

В годы Перестройки и Гласности была впервые приоткрыта завеса в закрытый мир военной службы. До этого статистика гибели на учениях, военных преступлений и самоубийств находилась в ведении военной прокуратуры и потому была полностью закрытой. Лишь иногда отдельные эпизоды неуставных отношений расходились в виде слухов. Возвращавшиеся со службы «дембеля» неохотно рассказывали в мужских компаниях о том, что на первом году службы молодым солдатам приходится шестерить на «старослужащих» - чистить им сапоги, заправлять койки, стирать форму, подшивать подворотнички и делать многое другое, что унижает человеческое достоинство.

Повесть «Сто дней до приказа»

1987, Юрий Поляков

Первой «ласточкой», открывшей глаза широкой общественности, стала повесть будущего главреда «Литературной Газеты» Юрия Полякова «Сто дней до приказа», опубликованная в ноябрьском выпуске журнале «Юность» за 1987-й год. Двумя годами ранее Поляков сорвал покровы с ВЛКСМ, разоблачив «несоветское» поведение комсомольских вожаков в повести «ЧП районного масштаба». Критику комсомола цензура пропустила, но армия со времён Великой Отечественной Войны всё ещё была чем-то священным и торжественным, и писать о ней было принято только в положительном ключе! Повесть долго не хотели пропускать в печать.

Ей помог случай - известный эпизод с высадкой немецкого пилота Матиаса Руста на Красной площади в том же 87-м году. И когда военный цензор в очередной раз заявил, что не пропустит повесть в печать, редактор «Юности» Андрей Дементьев ответил ему желчной фразой: «лучше бы вы Руста не пропустили!», и этот аргумент, как ни странно, сработал. А может быть помогло и то, что тема неуставных отношений была поднята на ХХ съезде ВЛКСМ в апреле всё того же 87-го…

Разойдясь по стране, повесть имела эффект разорвавшейся бомбы, но это была лишь верхушка айсберга! Вскоре о неуставных отношениях заговорили в Главпуре и Политбюро. Были выявлены и причины деградации доблестной Красной армии, которых было две.

Первую озвучил ещё Юрий Поляков. Закон о Всеобщей Воинской Обязанности от 12 октября 1967-го года уменьшал срочную службу с трёх лет до двух (на флоте с четырёх до трёх), что вызвало острое недовольство старослужащих солдат, которым предстояло служить на год больше, чем новому призыву, на котором они и вымещали злобу. В результате, после года службы «постаревшие» молодые отыгрывался на новобранцах, а те на ещё более молодых...

Вторая причина была серьёзнее – и, как ни странно, проистекала из того же закона. Из-за резкого недобора призывников, связанного с послевоенным демографическим спадом, в армию стали брать бывших уголовников, что раньше считалось неприемлемым. В героическую Красную армию, где ещё служили офицеры и старшины-фронтовики, урки принесли блатные порядки и воровской жаргон. Истоки многих сегодняшних арамейских «традиций» происходят от тюремных. Но до поры до времени всех всё устраивало - свалив с себя обязанности по воспитанию новобранцев на «стариков», офицеры как бы абстрагировались от ненужных проблем. А в том, что их используют как шестёрок даже видели плюсы – быстрее всему научатся!

Неожиданно слово попросил Валера Чернецкий, встал, раскланялся, точно конферансье, и начал:
- Товарищ майор, если не ошибаюсь, везде у нас пишут о наставничестве. Так?
- Так.
- Должен опытный воин наставлять призывников?
- Должен.
- А опыт закрепляется как? На практике. Значит, чем больше салабон... простите... чем больше молодой воин сделает, тем быстрее освоится, переймет опыт. Правильно?
- Н-ну, правильно...- насторожился Осокин.
- Ну, а раз правильно, то это никакие не издевательства, а самое обыкновенное наставничество. И лучших «стариков» наставников нужно даже поощрять! Я вот, например, ещё ни разу в отпуску не был.

(Юрий Поляков - «Сто дней до приказа»)

В 80-х дедовщину объявили «врагом Перестройки», и гигантская пропагандистская машина начала тиражировать плакаты с осуждением несоветского поведения старослужащих, которое, словно ржавчина разъедает Советскую Армию («оплот миролюбивой политики Партии и Правительства СССР»), а значит и боеспособность всего государства.

Случаи неуставных отношений разбирали на комсомольских собраниях в воинских частях, но, как это опять-таки показал ещё Поляков, толку от них было мало, ведь «старики», как правило, и были комсомольским активом. Именно в этот период были сняты самые жёсткие и отчаянные фильмы о дедовщине, наметившие новую тему в жанре перестроечный нуар - армейскую.

Сегодня перестроечное кино принято показательно ругать и даже обвинять в том, что оно не только не отражало реальность, а наоборот темы, поднятые в кино 80-х, переходили в жизнь. Вот и фильмы про армию, по мнению патриотически-настроенных критиков, должны быть только положительными и патриотическими, вроде застойных «Максима Перепелицы» и «Ивана Бровкина». Но на деле проблема лежала глубже. Деградировавшая армия, словно лакмусовая бумажка, показывала разложение общества, обнажая его самые страшные пороки в более острой и уродливой форме. В наши дни эти фильмы имеют большое значение, помогая нам увидеть советское прошлое без прикрас, без гламурного блеска, которым его сегодня так часто стараются натереть…

Команда 33

1987, Николай Гусаров


Армейская драма-лайт, действие которой разворачивается собственно ещё не в армии, а в поезде, который везёт призывников на Дальний Восток. Фильмы о дедовщине снимать ещё не принято, и её там нет. Есть непростые отношения между будущими солдатами и строгие, но справедливые отцы-командиры, во главе которых мужественный подполковник Никитин (Юрий Назаров, папа из «Маленькой Веры»).

Как и положено перестроечному фильму, он содержит в себе ряд проблем, но критики армии старательно избегает, все проблемы только на гражданке: за поездом следует девушка призывника Голубка, но ему с ней не разрешают встретиться. Проводница-спекулянтка Марина (Милена Тонтегоде), которую покрывает влюблённый в неё старший лейтенант (Валерий Храмцов). Один из призывников тоже спекулянт, но призыв в армию его «обеляет», и он остается безнаказанным.

«Будем ампутировать тупыми ножницами!»


В картине много юмора (как полагали его создатели, армейского). Главного героя, как такового, нет. Сюжет состоит из лоскутного одеяла человеческих судеб, которые волею случая (ну и военкомата конечно) переплелись в грохочущем поезде, мчащемся на край света...

Судя по всему, повесть была написана задолго до Перестройки и потому отражает реалии более раннего, застойного периода. Призывники просят поставить Высоцкого, а командиры всерьёз обсуждают, можно ли им ставить такого неоднозначного певца. Но в эпоху Гласности Высоцкий был давно уже разрешён, да и молодёжь слушала совсем другую музыку. Тема спекуляции тоже была отнюдь не нова, ведь уже вовсю работали кооперативы, на фоне которых меркли все махинации советских гастрономов.

Положительно-патриотический фильм был одобрен Министерством Обороны и даже демонстрировался призывникам, как доказательство того, что в армии ничего страшного нет.

Делай-раз!

1989, Андрей Малюков


Великолепный дуэт Евгения Миронова и Владимира Машкова, где первый играет молодого солдата (в фильме их называют «черепами»), а второй – «деда».

Это первый советский фильм, в котором затронута тема дедовщины, причём его режиссёра трудно обвинить в антисоветчине, ведь до этого он снял канонично-патриотический фильм «В зоне особого внимания».

Призывник Алексей Гаврилов – мечта любого командира. Он не слабак – когда сержант Шипов, которого снарядили от части сопровождать «молодняк», задевает его плечом на плацу, Гаврилов быстро ставит его на место. Однако самолюбивый Шипов не прощает обиды. Он хлопочет о том, чтобы Гаврилова, изначально приписанного к команде морской пехоты, перевели в его мотострелковую часть, где сержант становится его командиром.


День за днём он вымещает злобу на Гаврилове, а заодно и на других молодых солдатах, в особенности на Толстом (Базин из «Курьера»), ломая их личности и остатки самоуважения, подчиняя их суровой военной машине, через которую когда-то прошёл он сам. Ещё одного «деда», младшего сержанта, играет молодой Александр Домогаров. За Гаврилова пытается заступиться сержант Степанов (Сергей Шенталинский), который на фоне общего озверения выглядит каким-то гостем из прошлого, образцово-показательным советским солдатом, чудом сохранившем человечность почти до дембеля. Но «старики» ломают и его, пригрозив, что вместо дома он может отправиться в дисбат...

«Черепа» оказываются практически в бесконтрольной власти стариков, которые ежедневными издевательствами доводят их до крайности…


Позднее режиссёр Андрей Малюков будет неоднократно возвращаться к военной теме, но это будет уже совсем другое кино: «Я русский солдат», «Мы из будущего», а также сериалы «Спецназ» и «Диверсант» - нарочито патриотические ленты в духе нового времени!

Фанат

1989, Владимир Феоктистов

Фильм объединяет сразу несколько излюбленных жанров перестроечного кино: восточные единоборства (несмотря на бешеную популярность карате в СССР, отечественных фильмов на эту тему очень мало), рэкета и армии. Хотя служба героя в армии занимает незначительную часть фильма, тема неуставных отношений в ней хорошо раскрыта.


Ещё подростком Малыш (Алексей Серебряков) приходит в местную секцию карате, где под руководством тренера Олега Ивановича (Олег Кантемиров) из него вырастает опытный боец. Прежним прозвищем Егора теперь зовут разве что в шутку. Из-за своего характера он не уживается с отчимом и в конце концов оказывается в местной подростковой банде. Заступничество тренера спасает Егора, и вместо «малолетки» его отправляют служить в стройбат, где из-за его характера у него сразу возникают проблемы…

Хотя Егор умеет за себя постоять, он сталкивается с местными авторитетами-кавказцами, которые дерутся не хуже. Они устраивают ему испытание – Егор должен победить всех в своём взводе. С этим он почти справляется, и «деды» берут Егора под свою опеку, учат жизни, а заодно помогают отточить мастерство, благодаря чему из армии он выходит другим человеком – более мужественным и жестоким.

Год спустя режиссёр снимет сиквел «Фанат-2», но Алексей Серебряков сниматься в нём откажется, и роль Малыша исполнит Олег Фомин.

Караул

1990, Александр Рогожкин

Пожалуй, один из самых тяжёлых армейских фильмов, драматизма которому придаёт тот факт, что он снят по реальным событиям, подробности которых ещё страшнее, чем показаны в картине…

В феврале 1987-го года на Московский вокзал в Ленинграде прибыл товарный поезд с вагонзаком для этапирования заключённых, однако встречающим никто не отпер дверь. Под матрацами в караульном купе было обнаружено семь трупов, все они были застрелены. Рядовой внутренних войск Артурас Сакалаускас расстрелял шестерых сослуживцев, а также прапорщика и гражданского проводника, после чего скрылся с пятью заряженными пистолетами Макарова. Несколько дней Ленинград жил в страхе – по улицам бродил опасный маньяк, вооружённый и очень опасный! Но потом…

Арестовав Сакалаускаса (в отличие от киношного героя, он сдался без боя), следствие выяснило, что во время транспортировки заключённых, старослужащие регулярно издевались над Артурасом, с молчаливого согласия начкара и проводника, унижая его человеческое достоинство, лишая пищи и сна, чем довели его до убийства семерых человек и дезертирства…


Снятый на чёрно-белую плёнку, фильм смотрится как документальное кино, до мелочей передавая однообразие и тоску бесконечного пути в зарешеченном вагоне, где от безделья солдаты звереют и из смотрителей «зверинца» (так они называют тесные клетки с заключёнными) превращаются в его обитателей …

В этой серости мы постепенно начинаем различать характеры почти безликих солдат: рядовой Иверень (Сергей Куприянов) классический «дух»: худой и осунувшийся от переживаний и отсутствия сна. Его сослуживец Хаустов (Александр Смирнов) - давно уже опустил руки и беспрекословно подчиняется «старикам». Начкар (Алексей Булдаков) прапорщик-интеллектуал, который во время отдыха в своём купе слушает классическую музыку и пишет философский трактат. Он прекрасно видит ситуацию, но ничем не помогает. Старший сержант Жохин (Дмитрий Иосифов, любимец многих поколений советских детей по роли Буратино) заместитель прапорщика и старший в своём призыве. В нём ещё сохранились остатки человечности. В Иверене он видит самого себя год назад. Он делает попытку поговорить с Андреем по душам, но из-за огромной разницы в армейской иерархии у него это получается неумело.


На одной из станций прапорщик временно сходит с поезда (в реальной жизни он никуда не отлучался, да и не имел права). Потерявший контроль личный состав напивается и звереет. Осознав, что за это они могут завтра строго поплатиться, деды пытаются напоить и салаг, но Иверень наотрез отказывается и случайно проливает портвейн. Разъярённые деды бросаются его избивать. Пьяный Жохин переживает за него, но не останавливает подчинённых. Побои прекращают только выстрелы…

…По словам очевидцев, смотревших фильм в кинотеатре в 1990-м году, в момент, когда Иверень открыл огонь по «дедам», зал аплодировал ему стоя...

Любопытные детали, непонятные непосвящённым: один из дембелей пришивает на форму чёрные погоны танкиста, справедливо опасаясь, что с малиновыми погонами внутренних войск (с которыми многие советские граждане знакомы не понаслышке), он не доедет до дома (как минимум, могли сбросить с поезда). По воспоминаниям знакомых автора, страх был так велик, что так поступали и другие «краснопогонники» (например, мотострелки), опасаясь, что их примут за внутренние войска случайно.


Фраза «дембельнуться по высокой траве» означает уехать домой позже всех, то есть летом (аналогично можно уехать зимой «под ёлочку»). Когда «старики» театрализовано исполняют «Разлуку» для старшего сержанта, они напоминают ему о том, как они служили на первом году, выступая так для своих «дедов».

Нищенкин говорит Ивереню, что ему осталось «40 бань» до того, как он станет дедом, то есть 10 месяцев. Бани в Советской Армии были строго раз в неделю.

Осуждённого-стукача сыграл малоузнаваемый в этой роли Никита Михайловский – через год актёр уйдёт из жизни.

«Караул» не первая экранизация дела Сакалаускаса, в 1988-м году режиссёр Саулюс Бержинис снял документальный фильм «Кирпичный флаг».

Тему «одержимости насилием» Алексей Рогожин продолжит в фильмах «Чекист» и «Жизнь с идиотом», но позднее перейдёт к более рейтинговому кино, поставив любимые зрителями «особенности» национальных охоты и рыбалки, «Кукушку» и ментовские сериалы «Улицы разбитых фонарей» и «Убойную силу».

Дезертир

1990, Вадим Костроменко


Малоизвестный перестроечный фильм от создателя патриотического кинобоевика «Секретный фарватер» Вадима Костроменко.

Действие картины начинается в периферийной артиллерийской части, где проходят суровые будни рядового Лукова (Алексей Ясулович – сын Игоря Ясуловича, Карл II из фильма «Мушкетёры 30 лет спустя»). До дембеля «стариков» остаётся 4 дня, дождаться бы! Особенно сильно достаётся Лукову от младшего сержанта Табакина (Сергей Чонишвили – князь Шадурский из «Петербургских тайн»), которого тот ненавидит всеми фибрами души. Но вот свершилось, под музыку оркестра и торжественные речи командиров дембеля строятся на плацу. Одного из них «молодые» успевают заманить за угол и хорошо отлупить, выместив всю злобу за прошлые унижения.

Проходит год. Теперь Луков – ефрейтор. В новогоднюю ночь он дежурит на морозном и пустынном шоссе. Но когда за ним приходит машина, Луков не успевает забраться в кузов, и грузовик уезжает без него… Лукова подбирает автобус с артистами провинциального театра, где он знакомится с костюмершей Машей (Лада Скибюк-Тимошина). Понимая, что за долгую отлучку ему всё равно светит «гауптическая вахта», Луков остаётся с Машей отмечать Новый год.


Случайно в кооперативном баре, куда Луков зашёл за бутылкой шампанского, он столкнулся с Табакиным, который в компании друзей выдаёт себя за воина-афганца (хотя служил в совершенно мирной части). Так же случайно Луков узнаёт, что на гражданке Табакин стал рэкетиром, похитив из части автоматический пистолет Стечкина, за утрату которого невиновный солдат был отправлен в дисбат. Опасаясь, что Луков может его выдать, Табакин пытается устранить бывшего сослуживца, но ему мешают Маша и ветеран-афганец Шурави (Сергей Латун) …

Сюжет фильма как бы напоминает о том, что «народ и армия едины», и беспредел в воинских частях неотделим от социальной деградации всего общества, где роли могут распределяться совсем иначе, чем в армии...

Ивин А.

1990, Игорь Черницкий


Дебютная лента режиссёра Игоря Черницкого, снятая по мотивам рассказа Анатолия Кима «Остановка в августе». Ещё один фильм о военнослужащих внутренних войск, но на этот раз центральная тема в нём не дедовщина, а справедливость заповеди «не убий».

Рядовой Андрей Ивин (Александр Песков), стоя на вышке, не смог выстрелить в убегающего заключённого Мишку Князя. Командиры сочувствуют Ивину и уговаривают написать рапорт о том, что он растерялся или просто заснул на посту, но честный и очень принципиальный юноша пишет в рапорте, что «отказывается и впредь распоряжаться чужой жизнью», что для «вертухая» равносильно измене Родине. Писать «неправду» он отказывается.

«Понимают ли до конца создатели фильма „Ивин А.“, какого героя они вытащили? Ведь от того, куда будут направлены автоматы таких лейтенантов, какой переворот произойдет в их сознании, зависит судьба любой замечательной идеи…».

(Аэлита Романенко, «Десять дней без вранья. Заметки с Всесоюзного кинофестиваля молодого кино „Дебют“ (1990 г.)»).

Начальник зоны – подполковник Овсянников (Владимир Меньшов) полемизирует с Ивиным, упрекая того в том, что не желая делать «грязную работу» сам, он хочет отсидеться за спинами товарищей, у которых, очевидно, права выбора нет.


Значительную часть фильма занимает не экшен, а дорога. Ивина сопровождает в дисбат старший лейтенант Наротьев (его роль исполнил сам режиссёр), который до последнего верит, что Ивин одумается и перепишет рапорт. Он не надевает на Ивина наручники, они по-дружески доверительно беседуют на фоне жаркого лета, словно старые приятели, которые выбрались на прогулку…

Сидя голышом на тёплом речном песке, Наротьев пытается показать Ивину обратную сторону его прекраснодушия, из-за которого убийца теперь бродит на свободе, и если он убьёт кого-то ещё, кровь эта будет на совести пацифиста-Ивина…

В 2007-м году Игорь Черницкий снимет ещё одну армейскую драму, правда совсем уже из другой эпохи – телесериал «Юнкера».

Сто дней до приказа

1990, Хусейн Эркенов

Выше мы уже упоминали повесть Юрия Полякова «Сто дней до приказа», однако, как это часто бывает, от оригинальной повести фильм унаследовал лишь название.

«…Дело в том, что фильм, который снял режиссёр Эркенов, к моей повести не имеет никакого отношения, потому что, это авторское кино. Молодой режиссёр, которому немедленно захотелось стать Пазолини, воспользовался названием моей… даже не названием, а строчкой в тематическом плане, чтобы самореализоваться. Я ему говорил: «Я не буду тебе выкручивать руки, закрывать фильм - Бог с тобой! Но пути тебе в кино не будет, потому что если ты берёшься экранизировать реалистическую повесть, снимай реалистическое кино, на хрена этот сюр? Если ты его хочешь, пиши сам сценарий и снимай». Тем не менее, он сделал по-своему».

О том, что в фильме есть персонажи, имена которых совпадают с героями повести – Зуб, Елин, Титаренко, старший лейтенант Умнов (в книге Уваров) можно узнать только из титров. Со своими прототипами они никак не связаны и живут самостоятельной жизнью.


Если повесть Полякова имела довольно живой (хоть и нелинейный) экшен, в котором серые будни рядового артиллерии Купряшина перемежаются с его отрывочными воспоминаниями о прошлом, в фильме как такового сюжета нет. Его центральная тема – беспросветность военной службы. Он целиком соткан из коротких разорванных сцен, серой осенней слякоти, тёмных коридоров воинской части, обитатели которой давно потеряли человеческий облик. Он о нечеловеческих отношениях в закрытом мужском обществе и об искажённом мировосприятии людей, насильно связанных между собой, которым, даже если очень захочется, бежать некуда. В нём много недосказанности и символов, которые так и остаются не раскрытыми. О прошлом и настоящем персонажей мы можем только догадываться. Смерти солдат показаны аллегорически.


Периодически символизм переход в реализм, и на передний план выходят «осязаемые» фигуры – развратница-Смерть в капитанских погонах (Елена Кондулайнен), плавающая голышом в бассейне для тренировок («хорошо тут у вас») и соблазняющая караульного солдата. Полковник (Армен Джигарханян), прибывший, чтобы самолично разобраться, отчего погибают солдаты. Усатые офицеры, за молчаливое непокорство рядового (Олег Васильков) наказывающие его товарищей…

За солдатами пристально следят камеры видеонаблюдения, развешанные в части на каждом углу, однако они оказываются абсолютно бесполезными, потому что насилие творится под равнодушными взорами дежурных офицеров.

Судя по эмоциональным комментариям, фильм вызывает сложную и неоднозначную реакцию. Зрители делятся на тех, кто ругает фильм:


«Авторы, наверное, сами не служили, в армии никакой дедовщины нет!», тех, кто пытался его понять: «Да, такие случаи имеют место, но служба не состоит лишь из них, в ней есть и светлые и даже смешные моменты, а здесь будто только плохое собрано в кучу из разных частей». И тех, кто в нём разобрался: «Не стоит искать в фильме какой-то сюжет или смысл. Он о другом. Он передаёт то тягостное и депрессивное настроение, в котором находится каждый солдат на первом году службы, когда чувствуешь, что находишься в месте, где не должен быть, и стараешься представить, будто всё это происходит не с тобой».

Среди занятых в фильме актёров можно увидеть героя «Ералаша» Павла Степанова и Олега Яковлева из группы «Иванушки».

Здравия желаю! или Бешеный дембель

1990, Юрий Волкогон

А этот фильм первая попытка показать страшное смешно – этакий «Швейк 80-х» и дедушка фильма «ДМБ».

Главный герой – молодой солдат Митя Агафонов (Антон Андросов, известный нам по фильмам «Плюмбум или опасная игра» и «Беспредел»).

В армии, где давно уже сложился свой порядок, Агафонов буквально изводит всех своим неукоснительным соблюдением устава и оптимизмом, граничащим с идиотизмом, раз за разом одурачивая тупых и жестоких «стариков», недалеких офицеров и даже министерскую инспекцию во главе с генералом (Юрий Катин-Ярцев, Джузеппе-Сизый нос из «Приключений Буратино»)!

«Я был оператором-постановщиком этого фильма. Мне стыдно за эту работу. Стыдно за то, что не мог в силу слабости характера вовремя послать кое-кого и уйти, выдернуть себя из этого «супер-пупер проекта». Сценарий был очень хорошим, его написал очень талантливый человек, ожидалось что фильм будет не хуже, а много лучше. Я верил режиссёру, это была дебютная работа в полнометражном игровом кино и для него, и для меня, верил и старался всеми силами воплотить в реальность замыслы... Потом возник первый и серьёзный конфликт перед съёмками эпизода «сон дембелей», я был против съёмок этого эпизода. Но я оператор и всё решает естественно режиссёр. Потом ещё и ещё... Юра, ты меня прости, но ты не режиссёр. И тебе скажет об этом любой, кто понимает разницу между «быть» и «называться»...».

В духе своего времени, в фильм была добавлена эротика, которой изначально в сценарии не было.

Афганский излом

1991, Владимир Бортко


Последние дни Афганской войны. Уже объявлено о выводе войск, и все пакуют чемоданы. Но вокруг враг, а потому обстановка боевая и расслабляться ещё рано, служба продолжается. Для десантного полка, которым командует подполковник Леонидов (Михаил Жегалов) горячая земля Афганистана стала уже родным домом (рядом с вагончиками бродят куры, а на рынке соседнего Духана выбор больше, чем в московских магазинах). Боевые выезды стали чем-то вроде повседневной рутины, между которыми героический майор Бандура (любимец советских женщин итальянский актёр Микеле Плачидо) крутит любовь с медсестрой Катей (Татьяна Догилева). Здесь всё привычно и знакомо, а вот возвращаться в Союз, где всё так изменилось, страшно...


В этот переломный момент в полк прибывает старший лейтенант Стеклов (Филипп Янковский, отец которого незримо присутствует в кадре в виде голоса майора Бандуры) – необстрелянный сын генерала. Для него поездка в Афганистан – это шоп-тур, где можно прибарахлиться заграничными товарами, а заодно получить корочку «участника боевых действий» (а если повезёт, то и орден Красной звезды). Майор берёт над ним шефство. Но, как смутно догадывается зритель, что-то пойдёт не так…

Фильм мог бы стать полноценным боевиком, если бы не «перегибы», которые сегодня выглядят искусственно и нарушают цельность картины. Видимо режиссёру очень хотелось показать ужас и бессмысленность войны, огрубление нравов (не столько солдат, сколько советских людей вообще), одним словом, сказать в этом жанре что-то «новое». В результате, при великолепно переданной атмосфере выжженной солнцем враждебной страны, сильных характерных ролях, которым сразу начинаешь симпатизировать, в фильме есть несколько отвратительных сцен, из-за которых его не захочется пересматривать и стыдно показать друзьям.


Советские солдаты (хотя воины-афганцы известны своим фронтовым братством) показаны какими-то скотами, в особенности сержант Арсёнов (Алексей Серебряков – Малыш из «Фаната»). Они мародёрствуют, не стесняясь командиров, расстреливая и избивая пленных душманов. Часовые на блокпосту палят из пулемёта ради скуки. Пьяные офицеры, развлекаются стрельбой по мухам. Пьяные «деды» ради забавы накалывают молодому сослуживцу непотребную татуировку…

Такими историями полнились тогда статьи в зарубежных СМИ - например, одно канадское издание написало о том, что советское командование расстреливает своих солдат с вертолётов, «чтобы они не попали в плен». Повторив одну из таких небылиц в интервью иностранным журналистам, депутат-академик Андрей Сахаров навлёк на себя шквал критики Съезда Народных Депутатов в 1989-м году.

В роли камео снялся Александр Розенбаум, действительно приезжавший в Афганистан выступать и посвятивший этой войне немало песен. Хотя съёмки проходили в мирном Таджикистане, избежать неприятностей всё же не удалось. Съёмочная группа оказалась в эпицентре массовых беспорядков в Душанбе, во время которых погиб администратор картины, а актёров пришлось эвакуировать в соседний Узбекистан на военном транспорте. В какой-то момент группу окружила враждебно настроенная толпа, и лишь Микеле Плачидо (необыкновенно популярный в СССР, благодаря главной роли комиссара Каттани в сериале «Спрут»), который не побоялся выйти к толпе, смог разрядить обстановку.

Кислородный голод

1991, Андрей Дончик


Сюжет этой драмы украинского режиссёра Андрея Дончика есть нечто среднее между «Сто дней до приказа» и «Делай-раз». Знакомый уже сюжет противостояния характеров: «сынка» - рядовой Билык (Тарас Денисенко, сыгравший одного из «стариков» в фильме «Караул») и «деда» - сержант Кошачий (Олег Маслеников) на фоне серой осени и унылой беспросветности агонизирующего Союза...

В начале фильма мы празднуем вместе со «стариками» захолустной артиллерийской части день приказа. После зачитывания его текста с тумбочки, молодые солдаты получают по 24 удара ремнём (по количеству месяцев, отданных «дедами» родным вооружённым силам), затем начинается пьянка и развлечения в виде аттракционов «дембельский поезд» и «вождения танков» под койками.

В эту ночь традиционно случается много ЧП, поэтому в повести Юрия Полякова командир батареи старший лейтенант Уваров (видимо наученный горьким опытом), в день приказа ночует в казарме, чтобы избежать «эксцессов». Однако в фильме солдаты предоставлены сами себе.


В конце праздника молодым «пробивают фанеру» - больно бьют в грудь, после чего каждый должен сказать «спасибо», назвав «старика» не по званию, а по имени отчеству (так как теперь он не военный, а гражданский человек) и идти спать. Билык спасибо не говорит, и сталкивается с сержантом…

«Я тебя трогать не буду, такие как ты здесь сами вешаются».

В фильме хорошо показано как работает «система». В острых на язык командирах каждый наверняка узнает кого-то из своих офицеров. Капитан Голиков (Алексей Горбунов) сваливает всю работу на прапорщика (Виктор Степанов, блистательно сыгравший Михайло Ломоносова) и сержанта Кошачьего, а сам лишь задиктовывает политзанятия и лениво журит солдат за расхлябанный внешний вид.

«Красный боец одним своим видом должен вызывать понос у врага и нетерпение у женщин».


«Деды» - после приказа уже гражданские люди, по иронии судьбы, одетые в военную форму, вынуждены торчать в части лишние дни, недели и месяцы, пока их не отпустят. А отпускать их не спешат, ведь начался «дембельский аллюр», когда каждый из них должен заслужить право уехать домой. К примеру, младшему сержанту Бойко поручено отстрелять всех бездомных собак, а сержанту Кошачьему – воспитать Билыка.

Судя по всему, Андрей Дончик не удержался от соблазна «лягнуть» Россию. Его герой – украинец Билык принципиально не говорит по-русски, чем выводит всех из себя. Такие персонажи были и в советском кино (например, Фукин из «Большой перемены» или Пасюк из «Место встречи изменить нельзя»), но над их акцентом безобидно подшучивали. Здесь всё серьёзно, и Билык не просто жертва издевательств старослужащего, но и аллегория «несчастной» Украины, отстаивающей самобытность и страдающей от угнетающей её России, где творится полный беспредел. Вероятно, его должны символизировать грязь на земле и в ветшающих зданиях части, где дотлевают остатки коммунизма; в грудах ржавого железа, бывшего некогда могучими танками и в темных, заброшенных ракетных шахтах…


Интерес вызывает и ещё один персонаж - прапорщик Гамалия, человек в общем-то незлобивый, но строгий. Он пытается бороться с «дедовщиной» (вообще-то этим обычно занимаются замполиты, но здесь гарнизон небольшой, потому действующих лиц не так много). Однако стать «стукачами» молодые солдаты боятся сильнее всего на свете. Потеряв надежду «расколоть» Билыка, прапорщик подставляет его, давая понять Кошачьему, что Билык на него настучал…

Сегодня фильм вызывает совсем не те эмоции, какие должен. Несгибаемость Билыка воспринимается не как героизм, а как упрямство, граничащее с тупостью. Тем же кто служил, сержант Кошачий покажется даже чересчур добрым: несмотря на то, что из-за Билыка он регулярно получает выговоры, а его дембель задерживается на неопределённый срок, он не спешит срывать на нём злость.

Подлее всех выглядит прапорщик, который не только подставил Билыка, но и сразу после гауптвахты отправил в караул, доверив оружие такому проблемному солдату… Создаётся ощущение, что и случаи дедовщины он хотел расследовать только для того, чтобы иметь компромат на каждого из дедов.


Подытоживая всё вышесказанное, хочется отметить ещё один важный посыл, объединяющий все перестроечные фильмы о армии: пока люди позволяют относится к себе как к рабам, их интересы и права будут нарушаться, причём по нарастающей. Это доводит их до крайности, и тогда случаются бунты, кровавые революции и расстрелы. Через бунт униженных и угнетённых солдат показан бессмысленный и беспощадный бунт русского народа!

Отвратительным явлением в Советской армии была «дедовщина». Сразу оговоримся, что «дедовщина» присуща не только Советской армии, но и другим армиям, однако зачастую служба в других армии часто не являлется принудительной, а заключается на основе контракта. Мало того что в Советском Союзе в армию призывали фактически насильно, без права альтернативной службы, так еще иногда, превращали солдат в бесплатных рабов, сдаваемых на постройки дач или другие работы. Неизвестно как это поднимало дух защитников Родины или способствовало росту оборонной мощности, но такие случаи стали чуть ли не нормой в последнее десятилетие существования Советского Союза. Впрочем, в большей или меньшей степени "дедовщина" свойственна всем солдатским коллективам, включая случаи в элитных войсках.

Был свидетелем, выбитых зубов парню моего призыва ему было 28 лет, семья двое детей. Призывали до с 18 до 30 лет, если не ошибаюсь, но так как он женатый и были и маленькие дети ему давали отсрочки, и не хватило пары лет до непризывного возраста. Добродушный парень, в первую же неделю лишился двух передних зубов "деды" повыбивали, вернее это были зубные протезы, которые он вставил, как раз перед армией. Потом еще видел его избитым, а затем он куда-то исчез, я не особо интересовался. Мне угораздило служить во время, когда Советский Союз начинало лихорадить и стали пропадать товары в магазинах. В “королевский войсках” - стройбате, куда я попал после первого курса института по зрению, еда понятие было полумифическое. Пригорелая каша, и ячменный напиток, за который иногда вспыхивали драки, таковым был повседневный рацион воина. Пили это "кофе" из тех же немытых тарелок после каши. Ложки были, стаканов и вилок нет. Из деликатесов был черный хлеб и сахар, который удавалось утащить по дороге из столовой для сержанта, за которыми время от времени посылали "духов". Кусочек сахара и вода, казались невообразимо вкусными. Скорее всего, продукты воровали офицеры, поскольку финансирование, какое-никакое было. И две недели пока делали ремонт в столовой, нас водили в городскую столовую, и вполне сносно кормили. По праздникам, помнится, дали один раз консервы и сливочное масло. Как мы выживали? Поскольку мы работали на кирпичном заводе, ну да вот такая вот служба родине, делать кирпичи, на заводе была гражданская столовая. Гражданский бригадир выдавал каждому талоны, вот там и был полный обед, перепадала котлета и даже пол стакана сметаны. Можно было купить еду, в кафе за пределами части, но это если удалось спрятать деньги. Завод работал круглосуточно три смены стройбата, одна гражданская. Неплохо было попасть работать вторую смену с гражданскими, они могли напоить настоящим чаем иногда с печеньем. На соседнем заводе трудилась другая часть, вместе с ними работали "химики", осужденные не по тяжелым статьям. Положение солдат было не намного лучше тех же "химиков". Драки были чем-то обыденным, были случаи, когда старослужащие дрались с офицерами. Жрать, хотелось постоянно, а постоянное недосыпание доводило до состояния животного - дали бы автомат и сказали стрелять, стреляли бы не разбираясь в кого и зачем. Но автоматов не было. Присягу принимали в ленинской комнате в тапочках, без автоматов. Некоторые узбеки не смогли прочитать присягу... да и ладно. Из безобидных развлечений сержантов перекличка.
- Петров.
- Я.

Головка от ***, - продолжительный гогот.


Воровство друг у друга, сапоги приходилось подкладывать под ножки кровати, поскольку тырили. У меня самого один сапог 43, второй 44 размера был. А некоторые на развод в 20 градусный мороз в тапочках выходили. Отопление в казарме было слабое. Спали в одежде с бушлатами поверх одеяла. От этого у некоторых заводились в одежде в швах мондовошки. Нательное белье не менялось, стирали кода мылись после смены. Мыться не значит еще что у вас был кусок мыла иногда просто под водой помокнуть, полотенец не было вытирались нательным бельем. Из -за холода и влажного белья у некоторых вскакивали чирей и распространенная "сибирская розочка" . Язва которая не заживала, а медленно гнила постоянно увеличиваясь. Душевых в казарме не было. Толчок по каким то причинам был закрыт в казарме. Туалет был во дворе, зимой там намерзали айсберги желтой мочи. Из положительного в стройбате платили деньги, обычно их отправляли на книжку родителей, в противном случае они бы оказались у "дедов". За ящик водки, впрочем, можно было купить себе привилегированное положение. Снимать квартиру в городе, не жить в казарме, а ходить только на работу на завод.
Довелось немного поработать; в городской военной прокуратуре, запомнилось дело избиения солдата, отбитие мошонки и поломанные ребра, в то время это даже не сильно удивило. Сейчас я задаю себе вопрос, что за звери служили в Советской армии, которые могли ради забавы избить своего товарища. Били и по национальной принадлежности и просто так. В часть призывались все подряд и условно осужденные, в том числе. Если москвичей было мало в роте "чурки" прессовали их. Если наоборот, то мочили " чурок". Распространено было землячество.
В армии я узнал, что такое истинное "братство народов". Фиг его знает, какая это школа жизни. Вполне, допускаю, что в других воинских частях было по-другому.

Стоит напомнить, что в русской императорской армии

В правление Петра I, Екатерины II, Павла I и во времена Александра I «дедовщина», включая несогласия на религиозной почве, всячески пресекалась. Деды-солдаты, пережившие 25 лет беспрерывных войн, учили новобранцев выживать, видя в этом основную воспитательную функцию армии. Солдат, прошедший суворовскую военную школу, не мог поднять руку на такого же, как и он солдата, только по причине его неопытности, так как понимал, что в бою рядом с униженным им сослуживцем, он может и не почувствовать надёжного плеча товарища, который прикроет его в атаке. "Сам погибай, а товарища выручай!" — стало осознанным выбором суворовского солдата.

Первый случай, связанный с неуставными отношениями в Красной Армии, был зафиксирован в 1919 году. Трое старослужащих 1-го полка 30-й стрелковой дивизии забили до смерти своего сослуживца — красноармейца Ю. И. Куприянова, уроженца Балаковского уезда Самарской губернии, 1901 года рождения, по причине того, что молодой боец отказался выполнить за старослужащих их работу. По законам военного времени виновные в смерти солдата были расстреляны. После этого официальных сообщений о зафиксированных случаях дедовщины в армии Советской России и СССР не было почти полвека.

По одной из версий, «дедовщина» действительно не была характерна для Советской Армии до введения сокращения срока службы по призыву в 1967 году с трёх лет до двух в сухопутных войсках и с четырёх до трёх — на флоте. Сокращение к тому же совпало с периодом дефицита призывников, вызванного демографическими последствиями Великой Отечественной войны, из-за чего пятимиллионная Советская армия должна была уменьшиться в своей численности на целую треть. Решением Политбюро ЦК КПСС в армию стали призывать людей с уголовным прошлым, что прежде было совершенно исключено. Идеологически это было преподано обществу как исправление оступившихся сограждан, в действительности же привело к тому, что бывшие обитатели тюрем и зон стали вводить в армейский обиход ритуальные унижения и издевательства. Т. е. в армию были привнесены уголовные порядки, в армейский язык проник воровской жаргон. Сокращение срока службы касалось только вновь призванных, те же, кто уже служил, дослуживали свой срок полностью. В течение известного времени в одном и том же войсковом подразделении одновременно находились и те, кто дослуживал третий год, и вновь поступившие, которые должны были служить на один год меньше. Последнее обстоятельство злило тех, кто уже отслужил два года, и они нередко вымещали свою злобу на новобранцах.

По другим наблюдениям, с конца 1960-х годов некоторые командиры частей начали широко использовать солдатский труд для извлечения личной материальной выгоды. Не предусмотренная уставом хозяйственная деятельность в воинских частях обусловила возникновение такой системы неуставных взаимоотношений, при которой старослужащие исполняли бы роль "надсмотрщиков" над работавшими солдатами первого года службы. Подобные отношения требовали беспрекословного подчинения молодых солдат любым указаниям старослужащих. Чтобы сломать и превратить их в послушных "рабов", на призывников оказывали моральное и физическое давление, подвергали их насилию. Таким образом, согласно данной версии, дедовщина возникла как способ управления неуставной хозяйственной деятельностью воинских частей. Со временем в ряде частей офицеры стали использовать «дедовщину» как способ управления, поскольку сами отлынивали от обучения молодых солдат и воспитательной работы.

К концу 1960-х в Вооружённых Силах СССР уже не осталось того количества командиров-фронтовиков, которых в армии и на флоте было большинство после окончания Великой Отечественной войны и которые из своего личного опыта знали о том, что здоровая моральная обстановка во вверенном им подразделении — это, зачастую, залог сохранения их собственной жизни.

Однако, есть некоторые основания сомневаться во всех приведённых версиях. Согласно исследованию кандидата социологических наук А. Ю. Солнышкова уже в 1964 году появились первые и самые продуктивные работы советских представителей психологической науки, занимавшихся вопросами «дедовщины», что само по себе показывает, что явление существовало и до середины 1960-х годов, а корни его гораздо глубже. Кроме того, по его словам, за сорок лет исследования феномена «дедовщины» отечественным учёным не удалось существенно продвинуться по сравнению с продуктивными работами А. Д. Глоточкина и его учеников, проведёнными в начале 1960-х.
Летом 1982 года в советские войска поступил секретный приказ № 0100 о борьбе с неуставными отношениями.
Широкую известность во времена Перестройки получило «дело Сакалаускаса», молодого солдата из Литвы, расстрелявшего в феврале 1987 года на подъезде к Ленинграду караул из 7 человек-старослужащих.

Википедия.

Как видно это фотографии более позднего периода, форма не та, хотя ремни еще с советских запасов, время прошло, а уродливые неуставные отношения остались и в послесоветской армии.

Фотография выше, возможно постановочная. Ну во первых это курсанты, там дисциплины было больше. Вот так вот дурачились будущие офицеры советской Армии.

Фотографмм в

1. Военнослужащих кто не следит за личной гигиеной и не бреется вовремя в виде наказания трут лицо вафельным полотенцем, тем самым "брея" человека

2. Человек подвешивается между спинок кровати в распорку - руками держится за одну спинку кровати, ногами за другую, называется "сушка крокодила" ниразу не видел, только доходили слухи что для остроты ощущений вниз подкладывался штык нож

3. Провода динамо машины привязываются к пальцам ног(ушам, рукам) и крутится с разной частотой, называется "машина смерти" только слышал о таких темах

4. "Пробить лося" Руки ставятся в крест на лбу, чтобы не оставлять синяков на голове, удар наносится рукой(ногой, сапогом, табуреткой)

5. "Слоник" На солдата надевают противогаз, перекрывают доступ воздуха, потом резко открывают доступ дают глотнуть воздуха и производится удар в грудь рукой или ногой

10. "Велосипед" солдат ложится на спину, в пальцы ног вставляются спички и поджигаются, от огня солдат начинает крутить ногами похожее на кручение педалей