В русском языке всего шесть самостоятельных падежей, и склоняются (изменяются по падежам) имена существительные, прилагательные, числительные и местоимения. Но у школьников часто возникают сложности при определении падежа. Учащиеся не всегда могут правильно поставить вопрос к слову, а это приводит к ошибкам. Особые трудности возникают, когда слово в разных падежах имеет одну и ту же форму.
Существует несколько приёмов, которые помогут безошибочно определить падеж слова.
1. Постановка вопроса.
Обратим внимание, что вопрос должен быть падежным, а не смысловым. По вопросам где? куда? когда? почему? определить падеж не получится.
У обоих претендентов (у кого? – Р. п.).
Что произошло в 1812 году? (в чём? – П. п.).
После концерта пятеро (И. п.) зрителей (кого? – Р. п.) остались в зале (в чём? – П. п.).
Через десять минут (через что? – В. п.) он (И. п.) вернулся.
Она довольна новым автомобилем (чем? – Т. п.).
2. Существуют вспомогательные слова , которые могут помочь при определении падежа:
Падеж |
Вспомогательное слово |
Падежный вопрос |
Именительный |
||
Родительный |
кого? чего? |
|
Дательный |
кому? чему? |
|
Винительный |
кого? чего? |
|
Творительный |
||
Предложный |
говорить |
о ком? о чём? |
Для разграничения омонимичных падежных форм используют следующие приёмы.
3. Замена единственного числа на множественное.
Идти по дороге (окончание -е и в Д. п., и в П. п.).
Идти по дорогам (по чему? – Д. п., в П. п. – о дорогах).
4. Замена мужского рода на женский.
Встретил друга (окончание -а и в Р. п., и в В. п.).
Встретил подругу (кого? – В. п., в Р. п. – подруги).
5. Волшебное слово мама.
Особые сложности возникают при разграничении форм винительного и родительного, винительного и именительного падежей. На помощь, как всегда, придёт «мама» . Именно это слово можно подставить в предложение. Подставили, смотрим на окончание: мамА – именительный, мамЫ – родительный падеж; мамУ – винительный падеж.
Сам погибай, а товарища (окончание -а и в Р. п., и в В. п.) выручай.
Сам погибай, а мамУ (В. п.) выручай .
6. Определить падеж помогает и знание характерных предлогов.
Падеж |
Предлоги |
Именительный |
|
Родительный |
без, у, от, до, с, из, возле |
Дательный |
|
Винительный |
на, за, под, через, в, про, |
Творительный |
над, за, под, с, перед, между |
Предложный |
в, о, об, на, при |
Как видим, существуют предлоги, характерные только для одного падежа: без – для родительного падежа (без задоринки) ; по, к – для дательного падежа (по лесу, к дому) , о, об, при – для предложного падежа (о трех головах, при тебе).
Вспомним, падеж имени прилагательного определяется падежом определяемого слова. Для того, чтобы определить падеж имени прилагательного необходимо найти в предложении имя существительное, к которому оно относится, потому что прилагательное всегда стоит в том же падеже, что и определяемое слово.
Я довольна новым пальто. Прилагательное новым относится к существительному пальто в Т. п., следовательно, новым – Т. п.
Остались вопросы? Не знаете, как определить падеж?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!
сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Падеж - это форма образования и функция слова, наделение слов определенными синтаксическими ролями в предложении, связующее звено между отдельными частями речи предложения. Другое определение падежа - это склонение слов, частей речи, характеризующееся изменением их окончаний.
Владение в совершенстве умением склонять разные части речи по падежам является отличительной чертой человека грамотного, образованного. Нередко школьная программа, детально разъясняющая падежи русского языка, забывается через несколько лет, что приводит к грубейшим ошибкам в составлении правильной структуры предложения, отчего члены предложения становятся не согласованными между собой.
Чтобы понять, о чем идет речь, необходимо рассмотреть пример, показывающий некорректное использование падежной формы слова.
Во втором предложении присутствует ошибка, указывающая на то, что падежи существительных в русском языке благополучно позабыты, поэтому слово «вкуса» имеет неправильное склонение.
Правильным же вариантом было бы написание предложения следующим образом:
Сколько падежей в русском языке, столько и форм изменения окончаний слов, определяющих правильное употребление не только падежной формы, но и числа, рода.
Интересно, какой процент взрослых людей, не связанных с писательской, редакционной, образовательной или научной деятельностью, помнит, сколько падежей в русском языке?
Неутешительные результаты Тотального диктанта, проведенного в этом году, оставляют желать лучшего, показывая недостаточный уровень грамотности большей части населения. Всего лишь 2% всех участников написали его без единой ошибки, получив заслуженную «пятерку».
Наибольшее количество ошибок было выявлено в расстановке пунктуационных знаков, а не в правильности орфографического написания слов, что делает результаты не такими уж и плачевными. С правильностью написания слов люди особых проблем не испытывают.
А для корректного склонения их в предложении стоит вспомнить названия падежей, а также, на какие вопросы отвечает слово в каждой конкретно падежной форме. Кстати, число падежей в русском языке равно шести.
Именительный падеж чаще всего характеризует подлежащее или другие главные части предложения. Он единственный всегда употребляется без предлогов.
Родительный падеж характеризует принадлежность или родство, иногда другие взаимоотношения.
Дательный падеж определяет точку, символизирующую окончание действия.
Винительный падеж является обозначением непосредственного объекта действия.
Творительный падеж обозначает инструмент, с помощью которого совершается действие.
Предложный падеж употребляется только с предлогами, обозначает место действия или указывает на объект. Некоторые лингвисты склонны разделять предложный падеж на два вида:
Но в современной образовательной науке все же принято выделять шесть основных падежей.
Существуют падежи русского языка прилагательных и имен существительных. Склонение слов применяется как для единственного, так и для множественного числа.
Существительное - это часть речи, обозначающая название объектов, выступающая в предложении в качестве подлежащего или дополнения, отвечающая на вопрос «кто?» или «что?».
Многообразие способов склонения слов делает сложным для восприятия иностранцами многогранный и богатый русский язык. Падежи имен существительных склоняют слово, изменяя его окончание.
Падежные формы существительных могут изменять окончания, отвечая на вопросы:
Падежи | Вопросы | Примеры изменения окончаний | Предлоги |
Именительный | Мальчик(), мяч() | ||
Родительный | Кого? Чего? | Мальчик(а), мяч(а) | |
Дательный | Кому? Чему? | Мальчик(у), мяч(у) | |
Винительный | Кого? Что? | Мальчик(а), мяч() | На, за, через, про |
Творительный | Мальчик(ом), мяч(ом) | За, под, над, перед, с |
|
Предложный | О ком? О чем? | Мальчик(е), мяч(е) | О, на, в, об, при, обо |
Существуют имена существительные, употребляемые в любом падеже без склонения окончаний и не образующие множественного числа. Это слова:
Имена прилагательные - самостоятельная часть речи, обозначающая признаки и характеристики объекта, отвечающая на вопросы «какая?», «какой?», «какие?». В предложении выступает в роли определения, иногда сказуемого.
Так же как существительное, склоняется по падежам путем изменения окончаний. Примеры приведены в таблице.
Падежи | Вопросы |
| Предлоги |
Именительный | |||
Родительный | Кого? Чего? | Добр(ого) | От, без, у, до, возле, для, вокруг |
Дательный | Кому? Чему? | Добр(ому) | |
Винительный | Кого? Что? | Добр(ого) | На, за, через, про |
Творительный | За, под, над, перед, с |
||
Предложный | О ком? О чем? | О, на, в, об, при, обо |
Падежи русского языка способны изменять все имена прилагательные, если они не представлены в краткой форме, отвечая на вопрос «каков?». Данные прилагательные в предложении выступают в роли сказуемого и не склоняются. Например: Он умен.
Имена существительные и прилагательные могут быть в единственном и множественном числе, что также отражают падежи русского языка.
Множественное число образуется путем изменения окончания, склонения слов в зависимости от вопроса, на который отвечает падежная форма, с помощью таких же предлогов или без них.
Падежи | Вопросы | Примеры изменения окончаний имен существительных | Примеры изменения окончаний имен прилагательных | Предлоги |
Именительный | Мальчик(и), мяч(и) | Добр(ые), красн(ые) | ||
Родительный | Кого? Чего? | Мальчик(ов), мяч(ей) | Добр(ых), красн(ых) | От, без, у, до, возле, для, вокруг |
Дательный | Кому? Чему? | Мальчик(ам), мяч(ам) | Добр(ым), красн(ым) | |
Винительный | Кого? Что? | Мальчик(ов), мяч(и) | Добр(ых), красн(ые) | На, за, через, про |
Творительный | Мальчик(ами), мяч(ами) | Добр(ыми), красн(ыми) | За, под, над, перед, с |
|
Предложный | О ком? О чем? | Мальчик(ах), мяч(ах) | Добр(ых), красн(ых) | О, на, в, об, при, обо |
У некоторых людей вызывают затруднение и некую путаницу два падежа с одинаковыми, казалось бы, вопросами, на которые отвечает склоняемое слово: родительный падеж и вопрос «кого?», и винительный падеж с вопросом «кого?».
Для легкости понимания следует запомнить, что в родительном падеже склоняемое слово отвечает на следующие вопросы:
То есть падеж указывает на принадлежность объекта, делая акцент на само событие, а не на предмет.
В винительном же падеже эти же словосочетания звучали бы следующим образом:
Падеж указывает непосредственно на объект, вокруг которого совершается действие.
Умение правильно склонять различные части речи по падежам, числу, роду является отличительной чертой человека умного, грамотного, высоко оценивающего русский язык и его основные правила. Стремление к познанию, повторению и совершенствованию знаний является отличительной чертой высокоинтеллектуальной личности, способной к самоорганизации.
Большинство людей уже позабывало то, что проходило в школе, и сегодня с трудом вспоминает, что же называется падежами, и для чего они предназначены. Однако иногда возникает вопрос о том, какой падеж как называется, и почему ему присвоено именно такое наименование. Такая мысль может поселиться очень глубоко, став навязчивой, и не исчезнуть, пока вы не вспомните, почему какой-либо из падежей получил свое имя. И сегодня мы разберемся в данном вопросе.
Для начала, если вы забыли, мы напомним о том, что же вообще такое падежи, с какой целью они присутствуют в нашей речи и грамматике.
Падежи являются категорией частей речи, которая позволяет придать словам какую-либо семантическую либо синтаксическую роль. Именно за счет падежей мы понимаем, что в конкретном контексте может означать та или иная фраза, склоняя части речи, согласно существующим падежам.
Существует шесть падежей, которые, несмотря на прошедшие годы с момента окончания школы, пожалуй, и по сей день помнит большинство людей. Это:
Ниже мы предлагаем коротко уделить внимание всем существующим падежам и дать ответ на вопрос о том, почему они получили свои названия.
Для того чтобы запомнить, к какому падежу относятся те или иные слова, важно запомнить основные вопросы, на которые они отвечают. К примеру, чтобы дать ответ на вопрос, почему предложный падеж так называется, необходимо понимать, что слова, склоненные в данный падеж, отвечают на вопросы «О ком?», «О чем?» и т.д. То есть, например, «о родителях», «о компьютерах» и т.д. Получил свое название данный падеж по причине того, что слова, склоняемые в него, можно подставить к фразе «Предложение». То есть, например: «Предложение о родителях», ведь предложения могут быть о ком-либо, или о чем-либо.
Аналогичным образом присваивались названия и другим падежам в русском языке. И отследить последовательность можно очень легко. К примеру, слова, склоненные в винительный падеж, происходящий от слова «Винить», отвечают на вопросы «Кого?» и «Что?», ведь винить можно или кого-либо, или что-либо.
Аналогичным образом формируются вопросы и при склонении в другие падежи, не рассмотренные нами выше:
В русском языке выделяют шесть основных падежей, которые мы чаще всего применяем в жизни. Кроме этого, некоторые языковеды выделяют еще около 7 дополнительных, которые редко используются, но тем не менее имеют право на существование. Какие же бывают падежи русского языка? В данной статье мы расскажем об этом подробнее.
6 основных падежей
Ниже приведены основные падежи русского языка:
Данные падежи русского языка являются стандартными и общепринятыми. Они служат для того, чтобы устанавливать связи слов в предложениях. Косвенными и прямыми
бывают падежи русского языка. Вопросы, характеризующие их мы приведем ниже, в виде таблицы:
Именительный | Корова / стул |
|
Родительный | Кого/ чего? | Коровы/ стула |
Дательный | Кому/ чему? | Корове/ стулу |
Винительный | Кого/ что? | Корову/ стул |
Творительный | Коровой/ стулом |
|
Предложный | О ком/ о чем? | О корове/ о стуле |
Падежи друг от друга отличают также их окончания.
7 дополнительных падежей
Перечисленные ниже формы применяются крайне редко и вполне заменимы основными вариантами.
1. Местный (или второй предложный). Отвечает на вопрос «где». Определяет местоположение. Например: находиться в квартире, спать в кровати и так далее.
2. Звательный. Сходный по определению с именительным падежом. Можно привести два вида примеров:
Короткие имена и слова, используемые только при обращении. Например: Кать, Оль, Наташ, пап, мам;
Устаревшие и церковные формы обращения. Например: жено, Господи, Боже.
3. Количественно-определительный. Имеет признаки родительного, но отличается от него по форме. Например: прибавить шагу (вместо "шаг").
4. Лишительный. Форма винительного падежа, используемая только лишь с отрицанием при глаголе. Например: не знать правды (не "правду").
5. Ждательный. Имеет признаки винительного и родительного падежа. Например: ждать у моря погоды.
6. Включительный или превратительный. Отвечает на вопросы "Кого/ что?" (Винительный падеж), но применяется лишь в оборотах, например: пойти в учительницы, взять в жены и так далее.
7. Счетный. Форма родительного падежа, используемая при счете. Например: два часа, три шага.
Дополнительные падежи русского языка окончания также имеют разные. Почему их не включают в список основных, до сих пор неизвестно. Многие считают, что так как данные падежи сходны по признакам с основными шестью, то и использовать их нет необходимости. Знать падежи русского языка необходимо для грамотного составления предложения как в устной, так и в письменной форме, именно поэтому их изучают в школах в обязательном порядке и даже на некоторых факультетах высших учебных заведений (университетах, институтах, академиях).
"Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку" - многим знакома эта простая мнемоническая подсказка для запоминания названий падежей русского языка. В программу школы входит изучение шести основных падежей: именительного, родительного, дательного, винительного, творительного и предложного.
Не многие знают, что на самом деле падежей в нашем языке несколько больше. Учёные выделяют ещё 9 в дополнение к имеющимся. Многие из них считаются устаревшими, но мы привычно употребляем их и в современной речи. В этой статье вы прочтёте как о знакомых вам падежах, правилах их употребления и различиях, так и об остальных, и узнаете, куда они подевались в процессе развития языка.
В современном русском языке учёные выделяют 6 падежей. В современной русистике принят так называемый вопросный метод определения падежей, при котором к требуемому слову задаётся вопрос (кто? о ком? чем? и т. д.). В зависимости от этого вопроса и определяется, в каком же падеже использовано существительное.
Этот способ, хоть и достаточно простой для носителя языка, является довольно спорным. В частности потому, что он не позволяет с лёгкостью просклонять имя по падежам, например, иностранцам, изучающим русский, так как опирается на метаязыковую способность поставить правильный вопрос. Человек, не являющийся носителем языка, а только изучающий его, не сразу поймёт, почему, скажем, к существительному «книгой» задаётся вопрос «чем?», а не, скажем, «о чём?». Также этот способ не поможет разграничить падежные формы, к которым задаются одинаковые вопросы. Тем не менее, для школьников-носителей этот способ вполне приемлем.
Различают прямые падежи имён и косвенные. В русском прямой падеж только один - именительный. Хотя некоторые филологи относят и винительный к прямым падежам. Общеупотребительная теория языка на текущий момент с этим пока не согласилась Таким образом, косвенные падежи - все остальные, от родительного до предложного, а также устаревшие падежи.
Таким образом, мы видим, что стандартного вопросного метода определения падежа недостаточно, потому что, например, для винительного падежа ни одного уникального характеризующего вопроса не существует, у предложного падежа тот вопрос, который его характеризует, зависит от предлога перед существительным в предложении, а, например, для звательного падежа вообще никаких вопросов нет.
В русском языке существительные различают по типам склонения - их три. Просклонять существительное можно по родам (женский-мужской: волк-волчица), по числам (единственное-множественное: волк-волки), по падежам (волк-волка-волку и т. д.).
Существительное будет изменяться по падежам согласно своему типу склонения. Существуют таблицы падежных окончаний для каждого типа склонения.
Не только существительное, но и другие части речи в русском языке склоняются по падежам. Рассмотрим их вкратце.
Падеж имени прилагательного соответствует падежу существительного, с которым оно согласовано. Прилагательные тоже должны отвечать на определённые вопросы:
Имена числительные тоже склоняются по падежам. Правила к ним применяются такие же, как и к существительным. Но есть одна ошибка, которую допускают очень многие.
Нужно иметь в виду, что при склонении количественных числительных следует изменять все слова и части сложных слов (320 - трёхста двадцати, тремястами двадцатью). Склоняя же порядковые числительные, достаточно изменить только последнее слово (1153 - тысяча сто пятьдесят третьему, тысяча сто пятьдесят третьим).
Последняя часть речи, которая склоняется в русском языке - местоимение. Все местоимения склоняются, изменяются по родам и числам, согласуясь с определяемым именем существительным, если оно присутствует или подразумевается.
Не только русский язык имеет сложную падежную систему. Например, в финском языке выделяется 16 падежей, в венгерском - 25 (зато в нём нет ни одного предлога - все предлоги выражены падежными словоформами). А в табасаранском языке существует аж 44 падежа!
Даже в английском существует падежная система, хотя мы и привыкли считать что падежей в английском языке в привычном нам понимании нет. Тем не менее, англичане активно пользуются притяжательным падежом. Образуется он с помощью окончания «-"s»: Mommy"s, cat"s, Polly"s. В русском языке он когда-то тоже был, а сейчас остался только в адъективированном виде - мамин, дочкин.
А ещё в некоторых языках, например, в немецком, существуют падежи глагола. В русском же языке глаголы просто употребляются с предлогами.