Нормативно-правовое регулирование перевозок туристов воздушным транспортом. Курсовая работа влияние транспортной системы на развитие сферы туризма Правовое обеспечение перевозок в туризме

Внешняя

6.1. Транспортные услуги в отрасли туризма

Воздушные сообщения, как регулярные, так и нерегулярные, осуществляются в целях перевозки пассажиров, багажа, грузов, почты. Услуги воздушного транспорта носят коммерческий характер.

Отношения авиаперевозчика, пассажиров и грузовладельцев, складывающиеся в международных воздушных перевозках, основаны на договоре перевозки и осуществляются в рамках этого договора. Основу договоров международной воздушной перевозки пассажиров и грузов, как это вытекает из международных конвенций, соглашений и национального законодательства, составляет обязательство авиаперевозчика доставить пассажиров (груз) в обусловленный пункт назначения, за что пассажир (грузоотправитель) обязуется уплатить установленную перевозчиком плату по соответствующему тарифу. Другие права и обязанности сторон конкретизируют и дополняют это основное содержание договора воздушной перевозки.

Международный характер договору воздушной перевозки придает то обстоятельство, что пассажир следует за границу. Пассажир либо доставляется в пункт назначения за границей, либо предусматривается его остановка в иностранном государстве, если даже пункты отправления и назначения находятся в одной и той же стране.

Условия воздушных перевозок пассажиров и грузов между государствами, для унификации некоторых правил, регулируются конвенциями, касающимися международных воздушных перевозок. В частности, Конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г., Гаагским протоколом 1955 г. об изменениях отдельных положений Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г., Гватемальским протоколом 1971 г., предусматривающим внесение ряда принципиальных изменений в Конвенцию для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г.

Эти положения вошли в действующие условия пассажирских перевозок Международной ассоциации воздушного транспорта (МАВТ). Основное внимание в этих условиях уделяется проездному билету, порядку провоза багажа, административным формальностям, правам перевозчика, расчетам с пассажирами, и ответственности авиакомпаний.

В международных воздушных сообщениях всеми авиаперевозчиками применяется единая транспортная документация, отвечающая типовым формам. Пассажирский билет при международных воздушных перевозках включает также сведения о багаже и одновременно выполняет функции багажной квитанции. Выдаваемая пассажиру багажная бирка, функций багажной квитанции не имеет и является только документом на получение багажа. Ответственность авиаперевозчика по договору международной воздушной перевозки основана на вине, причем бремя доказывания ее отсутствия лежит на перевозчике. Правилами перевозок предусматривается, что ответственность авиаперевозчика за ручную кладь пассажира наступает только в случаях, когда будет доказана вина перевозчика. Пределы ответственности авиаперевозчика составляют 250 тыс. франков за каждого пассажира, 500 франков за килограмм груза и багажа, 10 тыс. франков за ручную кладь и каждого пассажира.

Турагентство, агент по путешествию при пользовании услугами морского транспорта, формируя туристский продукт (тур) или путешествие по Мировому океану, должны учитывать возможный проход через территориальные воды, а, следовательно, определенные ограничения в соответствии с национальными законодательствами прибрежного государства в отношении охраны окружающей среды, режима и обычаев международных портов, морских путей и др.

Под морским путем подразумевается путь следования судна из одного порта в другой через открытое море, а также через проливы, каналы, реки и озера. С учетом экономических и физико-географических факторов складываются основные направления морских сообщений, осуществляющих пассажирский или грузовой обмен между районами государств. Движение по морским путям различных средств морского транспорта (торговые суда, паромы, суда вспомогательного флота, предназначенные для перевозки грузов и пассажиров) составляет торговое судоходство. Морское торговое судоходство организуется в двух формах: нерегулярное (трамповое) и регулярное (линейное). Трамповое судоходство организуется для перевозки пассажиров или груза по различным маршрутам морских путей в зависимости от наличия свободного тоннажа. Расписание не составляется. Каждый рейс устанавливается рейсовыми заданиями. Линейное судоходство организуется системой регулярных линий, грузовых, пассажирских, грузопассажирских, на определенных направлениях морских путей между портами погрузки и выгрузки по установленному расписанию.

Морские пути делятся на региональные, морские, международные океанические и каботажные. Региональные морские пути - это пути, формирующиеся в определенных географических регионах. Международные океанические пути пролегают в океане (или океанах) между портами различных государств, расположенных на различных континентах. Каботажные морские пути пролегают между портами одного государства.

Следует обратить внимание на то, что договором перевозки закрепляются коммерческие условия купли-продажи транспортной продукции морского флота, в которую включается перевозка пассажиров, багажа и транспортных средств частного пользования. Основу этих договоров составляет фрахтование.

Фрахтование означает предоставление за оговоренную плату (фрахт) всего судна или его части для перевозки грузов, пассажиров или выполнения других работ с целью завершения одного или нескольких рейсов, а также передача судна на определенное время в распоряжение фрахтователя. Процесс фрахтования используется в трамповом судопроизводстве.

При линейных перевозках выполнение подобных операций осуществляется путем «бронирования места на судне». В зависимости от того, в каких долях распределяются между судовладельцем и фрахтователем права, риски и расходы, различаются два вида фрахтования судов.

Рейсовое фрахтование делится на фрахтование судна на рейс, круговой рейс, последовательные односторонние рейсы и по контракту. Фрахтование судна (флота) на время предполагают, что все сделки оформляются специальным договором - чартером. Для упрощения оформления чартера применяют специальные проформв1 чартеров, которые представляют собой разработанные и изготовленные в типографии бланки набора и толкования условий договора морской перевозки.

В основе оформления перевозки лежат транспортные документы: товарная квитанция или документ, удостоверяющий право владения. В международном обороте довольно часто перевозка товара или багажа, почты сопровождается оформлением товарораспорядительного документа, который перевозчик выдает грузоотправителю. К таким документам принято относить: коносамент (он может быть чистый и нечистый, ордерный или оборотный, сквозной), морскую и рейсовую транспортную накладную, железнодорожную накладную, варрант.

Коносамент - ценная бумага, представляющая собой товарораспорядительный документ, удостоверяющий право его держателя распоряжаться указанным в нем грузом, сданным для морской перевозки, и получить этот груз после ее завершения. Коносамент выдается перевозчиком о принятии груза на борт судна.

Для получения признания на рынке проформы чартеров проходят стадию согласования в Совете по документации Балтийской и международной конференции (БИМКО), Палате судоходства Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Под эгидой Международного морского комитета в 1925 г. была разработана и принята Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте, получившая название «Гаагских правил». В 1968 г. был принят дополнительный протокол, именуемый «Правила Висби». Для разработки новых форм правового регулирования в рамках Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНИСИТРАЛ) в Гамбурге в 1978 г. была принята Гамбургская конвенция ООН о морской перевозке грузов, получившая название «Гамбургские правила». Гамбургские правила охватывают правовое регулирование перевозки животных, грузов на палубе и опасных грузов, а также нормы о юрисдикции и арбитраже. Эти правила закрепили норму о множественной юрисдикции. Истец, по своему выбору, может предъявить иск в суде по месту: основного коммерческого предприятия ответчика; заключения договора перевозки при условии, что ответчик имеет там коммерческое предприятие или агентство, при посредничестве которого был заключен договор; порта погрузки или порта выгрузки; указанному в договоре морской перевозки.

Таким образом, «Гамбургские правила» закрепили отказ от сложившейся практики решения вопроса о подсудности споров на основе соглашения сторон.

Пассажиры, пользующиеся услугами морского транспорта, делятся на шесть основных групп: деловые пассажиры (коммерсанты), туристы, эмигранты, сезонные рабочие, паломники и военнослужащие. В зависимости от цели предпринимаемой поездки туристы используют морские суда преимущественно для морских путешествий, в связи с чем организуются круизные рейсы, либо для переезда из одной страны в другую. Туристские рейсы совершаются в течение продолжительного времени по специальным расписаниям, предусматривающим стоянки в портах для ознакомления пассажиров с прибрежными городами и их окрестностями. Экскурсионные рейсы в отличие от туристских выполняются в течение непродолжительного времени (до трех суток). Туристские перевозки морем делятся на каботажные, заграничные и смешанные туристские (круизные) рейсы с участием одного или нескольких смежных видов транспорта. Туристские рейсы, как правило, проводятся в несезонный период, когда нет массового наплыва пассажиров. В течение июля-августа весь пассажирский флот ставится под перевозку пассажиров на регулярных линиях.

Пароходство сдает судно в аренду на условиях возмещения ему расходов по его содержанию и установленного процента накоплений. В другом случае туристские агентства производят рейсовое фрахтование судна на часть пассажирских мест, либо фрахтование осуществляется на определенное время по тайм-чартеру. Обязанности и ответственность судовладельца и фрахтователя определяются договором, заключаемым сторонами.

Большое значение уделяется вопросам обслуживания пассажиров на судах и на берегу, организации посадки-высадки, информации, почтово-телеграфной связи, питания, торговли, и досуга

Туроператоры заключают соглашение о распределении портов обслуживания и числе отходов судов, обслуживаемых линейными конференциями, и стран, судоходные линии которых являются членами конференции.

Особую роль играет международно-правовое регулирование речных пассажирских перевозок по рекам, которые имеют непосредственный выход в открытое или закрытое море (перевозки «река-море»). К таким рекам относятся Дунай, Рейн, Нигер, Меконг, Ла-Плата, Амазонка и др. Пассажирское плавание регулируется конвенциями о режиме судоходства.

Международной конвенцией о движении по дорогам и Протоколом о дорожных знаках и сигналах 1949 г. определены порядок выдачи разрешений на управление автомобилями, паспортов и осуществление пограничных формальностей. В 1968 г. в рамках Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС) была принята Конвенция о дорожном движении, вступившая в силу в 1977 г. Также в 1968 г. была принята Конвенция о дорожных знаках и сигналах, а в 1975 г. - Соглашение о минимальных требованиях, касающихся выдачи и действительности водительских удостоверений и Европейское соглашение о международных автомагистралях.

В соответствии с этими международными конвенциями и соглашениями определяется правовой статус автомагистралей (дороги класса А, В, С, Е), правила пользования дорожными знаками и сигналами на автомагистралях, международные стандарты дорожных транспортных средств и средства для перевозки пассажиров, легковые автомобили, мопеды, велосипеды, национальные и иностранные транспортные средства), международные формы водительских удостоверений и международная страховая карта (зеленая карта).

Для координации деятельности национальных автомобильных перевозочных средств государствами заключаются двусторонние и международные соглашения о дорожном движении и международных дорожных перевозках.

В региональном аспекте эта координация осуществляется на многосторонней договорной основе в рамках международных организаций, таких, как Международная автодорожная федерация (МАФ), Международная автомобильная федерация (ФИА), Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ), Постоянная международная ассоциация дорожных конгрессов (ПМАДК).

Международная автомобильная федерация (ФИА), созданная для поддержки развития автомобилизма, способствует развитию международного дорожного движения и автотуризма, изданию карт автомобильных дорог, регламентации проведения автомобильных соревнований. В ее структуре действует Международная комиссия по туризму, которая оказывает содействие автомобилистам в их собственных странах и за границей (координация технического обслуживания, взаимного технического обслуживания зарубежных клубов, разработка международных карточек для оказания помощи автомобилистам, кредитных книжек для ремонта, технического и санитарного обслуживания), осуществляет информационное обслуживание туристов (распространение информации для автомобилистов о правилах дорожного движения, о таможенных формальностях при посещении различных стран, о рекомендованных маршрутах), содействует организации кемпингов и сдаче внаем прицепных домиков, а также страхования в международном масштабе. Комиссия принимает рекомендации по защите окружающей среды и памятников старины, разрабатывает новые районы и маршруты для организации автотуризма.

Конвенцией о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа (КАПП) 1973 г. и Протоколом к ней 1978 г. определяются типовые проформы договора на перевозку пассажиров, условия перевозки багажа и ручной клади пассажиров, разработана проформа международного коносамента (СМР), которая внедрена в большинстве европейских стран. Кроме того, совместно с Европейской ассоциацией по прокату легковых и грузовых автомобилей Международным союзом автомобильного транспорта определены типовые условия проката. В соответствии с Европейской конвенцией о работе экипажей транспортных средств 1995 г. все автобусы с числом пассажиров более девяти должны быть оборудованы контрольно-измерительными приборами - тахографами .

Ст.2 Международной таможенной конвенцией 1954 г. ее участникам разрешается временный ввоз частного дорожного транспорта без оплаты ввозных пошлин и налогов при условии обратного вывоза. Национальные автотранспортные предприятия всех форм собственности осуществляют свою деятельность в соответствии с правилами и рекомендациями международных соглашений по вопросам дорожного движения и практикой международных автотранспортных организаций. Эти же правила относятся к строительству и эксплуатации международных автомагистралей. Туристские агентства при формировании тура используют услуги автотранспортных предприятий на основе типовых проформ договора на перевозку и других перевозочных документов национального и международного стандарта. Владельцы автотранспортных средств участвуют в автотуризме на основе контрактов туристских агентств. Туроператоры используют услуги монопольных транспортных структур. Кроме того, в Украине предоставление услуг пассажирского автомобильного транспорта регулируется специальными Правилами предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта, утвержденными КМ Украины.

Важное место в сфере туризма и международных путешествий занимает железнодорожный транспорт. Эксплуатация транспортной сети всех форм собственности осуществляется национальной администрацией на основе законов и правил, принятых государственными органами страны, и международных соглашений об организации прямых и смешанных железнодорожных сообщений. Различаются внутренние, транзитные и международные перевозки.

Внутренние перевозки осуществляются между двумя пунктами, расположенными в одной и той же стране; они могут включать транзит через другую страну. Транзитные перевозки осуществляются через третью страну между двумя пунктами, расположенными в разных странах. Международные перевозки организуются между двумя пунктами, расположенными в различных странах; они могут включать транзит через другие страны.

Организация и эксплуатация как внутренних, так и международных железнодорожных перевозок координируется международными организациями и объединениями, такими, как Европейская конференция по пассажирским тарифам, Международная ассоциация частных владельцев железнодорожных веток, Международное общество по эксплуатации спальных вагонов и вагонов-ресторанов, Международная федерация ассоциаций по туризму на железнодорожных дорогах, Международный союз железных дорог, Международный союз по пассажирским и багажным вагонам, Международный союз компаний по железнодорожной рекламе, Международная ассоциация железнодорожных конгрессов и др.

Наиболее важным соглашением в области железнодорожного транспорта являются Бернские конвенции о железнодорожных перевозках грузов и пассажиров (МГК и МПК). В этих соглашениях участвуют большинство стран Европы и ряд стран Азии и Северной Америки. В 1966 г. заключено Дополнительное соглашение к МПК об ответственности железных дорог при перевозке пассажиров. В 1980 г. на Конференции по пересмотру Бернских конвенций было принято новое Соглашение о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ). Оно объединяет международно-правовые нормы Бернских конвенций и Дополнительного соглашения 1966 г. и имеет два Приложения (А и В), содержащие нормы гражданско-правового характера об условиях международных железнодорожных перевозок. Приложение А содержит условия перевозки пассажиров (Единые правила МПК). Приложение В содержит условия перевозки грузов (Единые правила МГК). Единые правила действуют только в отношении перевозок по отдельным железнодорожным линиям, перечень которых устанавливают участники соглашения. Ставки провозных платежей определяются национальными и международными тарифами. Государствами заключаются двусторонние соглашения о международном железнодорожном грузовом и пассажирском сообщении на основе Бернских конвенций. Предельный размер ответственности железных дорог определяется в расчетных единицах Международного валютного фонда. В процессе эксплуатации железных дорог и координации действий участников Соглашения разрабатываются рекомендации по унификации международных тарифов на перевозку пассажиров, багажа, грузов; стандарты по определению себестоимости железнодорожных перевозок и наиболее рациональные международные железнодорожные маршруты, а также стандарты на вагоны; определяются меры по организации и развитию международного туризма на железных дорогах между национальными ассоциациями; происходит обмен необходимой информацией и др.

Туристские агентства и бюро путешествий заключают соглашения или контракты с национальными администрациями железных дорог по использованию услуг железнодорожного пассажирского транспорта при формировании тура или организации международных путешествий. Такие соглашения заключаются с учетом действующих тарифов и цен на пассажирские перевозки, как внутренние, так и международные. Обязательное условие при использовании услуг железнодорожного транспорта туристскими агентствами - страхование туриста, его багажа и ручной клади.

Введение

Учебное пособие предназначено для достаточно краткого изложения обширного по объему материала, содержащегося в ряде учебников с одновременным дополнением некоторых тем теоретическим материалом, необходимым для практической деятельности менеджера туризма.

Существенное внимание уделено следующим вопросам:

– характеристике разнообразия транспортных средств, применяемых для обслуживания туристов;

– особенностям обслуживания туристов на отдельных видах транспорта;

– документационному оформлению транспортного обслуживания туристов внутри и за пределами России;

– вопросам обеспечения безопасности туристов при перемещении.

Основная часть материала изложена в традиционной форме: представлено содержание понятия или явления, его виды, влияющие на него факторы, показатели и методы расчета. По отдельным темам, сложным для восприятия студентами, приведены практические примеры, формулировки выводов, расчеты. После каждой темы изложены вопросы для самоконтроля усвоения теоретического материала. Авторы стремились изложить тот минимум материала, который необходим для подготовки менеджера туризма для работы с различными категориями туристов, а также различными видами организаций – перевозчиков. В связи с этим предусмотрены отдельные темы, связанные с освещением проблем организации взаимодействия с перевозчиками: авиакомпаниями, судовладельцами, автобусными предприятиями, железнодорожным транспортом. В практической деятельности менеджера по туризму используются документы образцы, которых приведены в приложениях: паспорт автобусного туристскоэкскурсионного маршрута, схема маршрута с указанием линейных и дорожных сооружений, акт замера протяженности маршрута, характеристика дороги на маршруте, сведения о трассе маршрута и другие. При подготовке учебного пособия использованы учебники и труды известных российских ученых: А.С. Кускова, О.Я. Осиповой, И.И. Бутко и других.

1 Тема 1 Основы организации транспортного обслуживания в туризме

1.1 Сущность и структура транспортной системы

Транспорт – одна из важнейших составных частей материальной базы экономики любой страны, обеспечивающая нормальное функционирование экономики, повышение эффективности общественного производства, создающая условия для рационального размещения производительных сил по территории страны с учетом наиболее целесообразного приближения предприятий различных отраслей к источникам сырья и районам потребления продукции.

Транспортная инфраструктура составляет основу транспортного комплекса и представляет собой реальную транспортную сеть, которая используется для перевозок грузов и пассажиров, а также организационную структуру, обеспечивающую эффективное использование транспортных средств и постоянных устройств.

Транспортный комплекс – совокупность нескольких отраслей народного хозяйства, предназначенных для удовлетворения потребностей в перевозке грузов и пассажиров. В него входят:

– транспорт, обеспечивающий процесс перемещения;

– транспортная промышленность;

– учреждения и организации по подготовке кадров для работы на транспорте;

– ремонтные предприятия.

Транспортная система – отрасль народного хозяйства, в состав которой входят транспортная сеть всех видов транспорта, подвижные транспортные средства, трудовые ресурсы транспорта и система управления всеми видами транспорта на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Транспортная сеть – пути сообщения с расположенными на них точечными структурами.

На рисунке 1.1 представлена структура транспортной системы.

Рисунок 1.1 – Структура транспортной системы


Важной характеристикой транспортных сетей является их территориальная организация, т.е. схема взаимного размещения отдельных элементов сети на различных иерархических уровнях.

Транспорт, с одной стороны, является частью инфраструктуры рынка, «физически» реализуя обмен товарами и оказывая услуги населению, а с другой – он сам как субъект рынка продает свои услуги, перемещая товары и пассажиров. Различные виды транспорта могут по-разному оказывать эти услуги, образуя тем самым транспортный рынок.

Транспорт – самостоятельная отрасль хозяйства, которая по характеру своей деятельности занимает промежуточное положение между отраслями производственной и непроизводственной сферы.

Транспорт является ведущим фактором развития туризма. В решении социальных проблем, обеспечении деловых, культурных и туристских поездок населения, развитии культурного обмена как внутри страны, так и за ее пределами, в использовании свободного времени населения.

Транспорту свойственны некоторые особенности, отличающие его от других отраслей народного хозяйства, к которым можно отнести следующее:

1) транспорт не производит новой вещественной продукции, а является продолжением процесса производства в пределах процесса обращения;

2) продукция транспорта – это перевозка грузов и пассажиров, что является неотделимой составляющей от процесса транспортного производства;

3) продукция транспорта не содержит сырья;

4) схема кругооборота капитала на транспорте отличается от кругооборота в промышленности и сельском хозяйстве: приращенный капитал выступает в ней не в товарной форме, а только в денежной;

5) на транспортном рынке реализуется не товар в виде новой вещи, а сам процесс транспортного комплекса;

6) количество труда, затрачиваемого на перевозку грузов, зависит не от их стоимости, а от веса и расстояния;

7) для транспорта характерны линейные формы размещения.

Объектом изучения проблем транспортного обслуживания в туризме служит собственно процесс перевозки с присущими ему техникотехнологическими особенностями.

Предметом изучения проблем транспортного обеспечения в туризме является транспортный комплекс, транспортные перевозки в туристском бизнесе.

Субъектами транспортного обслуживания выступают основные потребители и производители транспортных услуг, особенности их взаимоотношений и взаимодействий в процессе разработки и реализации туристского продукта.

Основная цель транспортного обслуживания в туризме – проследить технологические особенности разработки транспортных услуг с учетом всех потребностей потребителей данных услуг и учета нормативнозаконодательной базы РФ в области пасажироперевозок и их багажа.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) определение роли транспорта и транспортного комплекса в экономике страны и в туристском бизнесе;

2) изучение особенностей использования транспортных средств при туристских перевозках;

3) изучение технико-экономических особенностей, преимущества и недостатки основных видов пассажирского транспорта;

4) рассмотрение основных функции, принципов и особенностей управления на транспорте;

5) анализ маркетинговой политики на транспорте, а также рассмотрение особенностей формирования цены и тарифной политики на транспорте;

6) определение состава транспортного сервиса, основные показатели качества транспортного обслуживания;

7) правовые основы организации туристских перевозок и особенности правового регулирования;

8) рассмотрение особенностей документационного обеспечения транспортных перевозок туристов;

9) безопасность туристских путешествии;

10) основные аспекты взаимоотношений турфирм с транспортными предприятиями;

11) особенности технической организации перевозочного процесса.

Структурно транспорт можно представить как систему, состоящую из двух подсистем: транспорта общего пользования и транспорта необщего пользования. При этом обе части системы могут быть представлены предприятиями государственной, муниципальной или частной формы собственности.

Транспорт общего пользования – это транспорт, который в соответствии с действующим законодательством обязан осуществлять перевозки грузов и пассажиров, кем бы данные перевозки не были бы предъявлены: государственным предприятием или учреждением, общественной организацией, фирмой или частным лицом.

Транспорт общего пользования выступает как самостоятельная отрасль материального производства, обслуживающий сферу обращения, обеспечивает связь между сферой производства и сферой потребления.

Структура транспорта общего пользования представлена более детально на рисунке 1.2.


Рисунок 1.2 – Структура транспорта общего пользования


В зависимости от целей экономического анализа транспорт общего пользования группируется следующим образом:

1) универсальный транспорт общего пользования (железнодорожный транспорт; водный транспорт; воздушный транспорт; автомобильный) и специальный транспорт (специализированный коммунальный).

2) внешний транспорт (транспорт, осуществляющий перевозки за границу) и внутренний транспорт (транспорт, осуществляющий перевозки внутри государства).

3) круглогодичный и сезонный транспорт.

В отличие от транспорта общего пользования транспорт необщего пользования выполняет перевозки продукции внутри сферы производства, т.е. для конкретного предприятия, организации или фирмы. Перевозки, которые выполняет транспорт данного вида, являются внутрипроизводственными или технологическими.

Кроме деления транспорта на две подгруппы транспорт общего и транспорт необщего пользования, в некоторых случаях подразделяют транспорт на магистральный и немагистральный.

1.2 Классификация туристских перевозок

Туристская перевозка – это путешествия организованных групп туристов или индивидуальных туристов при наличии путёвок (ваучеров) по разработанным маршрутам с использованием различных транспортных средств.

Услуги перевозки и иные транспортные услуги присутствуют в различных составляющих туристского продукта. Транспортные услуги могут использоваться для перевозки туристов из места отправления в место назначения, для трансфера, а также для проведения экскурсий. В ряде случаев перевозки сами могут быть положены в основу туристского продукта. Так, в основе круизов, автобусных и железнодорожных туров лежит использование транспортных средств определённого уровня комфорта. Перевозки и транспортные средства могут выступать в качестве товара (аренда автомобилей, самолётов, вагонов, морских и речных судов), использоваться для осуществления нетрадиционных способов перемещения, а также применяться в развлекательных аттракционах.

Предоставление транспортных услуг и транспортных средств может быть включено в состав тура, зарезервировано организатором туризма и представлено туристу за плату на месте. Турист может самостоятельно купить такие услуги в месте пребывания или пользоваться ими, когда средства перевозки выступают товаром, объектом аренды, объектом и средством аттрации и т.д. Турист может участвовать в генерации особенных видов туристского продукта, отличных от собственно перевозки.

Средства перевозки могут выступать в роли:

1) средств перемещения;

2) мест размещения;

3) объектов развлечения и отдыха;

4) объектов товарной покупки;

5) индивидуальных транспортных средств.

Туристские перевозки классифицируются по следующим признакам:

1) способу передвижения на маршруте;

2) виду используемого транспорта;

3) построения трассы маршрута;

4) продолжительности путешествия;

5) сезонности;

6) других факторов.

Основой для классификации перевозок туристов является тип туристского маршрута.

Туристские маршруты – один из основных видов обслуживания, предоставляемых туристам.

По мнению М.Б. Биржакова, «туристский маршрут есть географически определенная, привязанная к данной местности и особенны объектам и описанная с различной степенью детализации трасса похода, путешествия».

Туристский маршрут определяют как заранее спланированную трассу передвижения туристов в течение определенного периода времени с целью получения предусмотренных программой обслуживания и дополнительных туристско-экскурсионных услуг. В зависимости от перемещения по пути следования на маршруте различают линейные,кольцевые, радиальные и комбинированные типы маршрутов.

Линейные маршрута – путь следования, начало и окончание которого происходят в разных географических пунктах пребывания. Является наиболее распространенной разновидностью туристского маршрута.

Радиальный маршрут – путь следования, начало и окончание которого происходят в одном географическом пункте пребывания, располагаясь в котром турист совершает путешествия в другие пункты пребывания, возвращаясь при этом в пункт начала путешествия.

Кольцевые маршруты – путь следования, начало и окончание которого происходят в одном географическом пункте пребывания. При этом место пребывания в страну или местность может быть:

1) неизменным, когда туристы, прибывая в страну, проходят только через один-два транзитных пункта;

2) отличным от места прибытия, когда турист прибывает в один туристский центр, а уезжает в первоначальный пункт из другого туристского центра.

На рисунке 1.3 типы туристских маршрутов представлены схематично (согласно Кускову А.С.).

По сезонности действия туристские маршруты подразделяются на круглогодичные, к которым относятся все виды маршрутов путешествий при наличии круглогодичного графика их действия, и сезонные, функционирующие в течение какого-либо сезона. По продолжительности путешествия маршруты подразделяются на многодневные (отпускные) и маршруты выходного дня.

Классификация туристских маршрутов по принадлежности транспорта: на собственном транспорте – туры на транспорте, принадлежащим транспортным хозяйствам турфирм; на арендованном специализированном транспорте – на транспорте, принадлежащим транспортным организациям, который турфирма использует на правах аренды на определенный срок; туры на транспорте общего пользования – туры на графиковом пассажирском транспорте; туры на личном транспорте туристов – специальные туры для владельцев автомобилей, с предоставлением пакета услуг, кроме перевозки.


а – линейны; б – кольцевой; в – радиальный; г – комбинированный; Н – начальная точка маршрута; К – конечная точка маршрута; ПП 1-4 – промежуточные точки маршрута

Рисунок 1.3 – Типы туристских маршрутов


По видам используемого транспорта туристские маршруты подразделяются:

1) теплоходные маршруты – на теплоходных речных и морских пароходств. Морские: круизные – более суток, экскурсионно-прогулочные – не более 24 часов. Речные: туристско-экскурсионные рейсы – более суток; экскурсионно-прогулочные – не более 24 часов;

2) авиационные туры: групповые – с использование части мест в самолетах пассажирских авиалиний; специальные авиарейсы – полная аренда воздушного судна для специальных туристских перевозок;

3) автобусные рейсы: туристско-экскурсионные – с предоставлением услуг проживания и питания, различных дополнительных услуг;

прогулочные – без предоставления основных и дополнительных услуг, при этом может использоваться городской транспорт;

4) железнодорожные туры: групповые путешествия – с использованием части мест в графиковых поездах; специализированные – арендованные составы с использованием мест в вагонах, как базы размещения на маршруте;

– комбинированные туры – путешествия с использованием двух и более видов транспорта.

1.3 Классификация и использование транспортных средств в туристских целях

1) воздушный транспорт: рейсы, подчиняющиеся расписанию; прочие воздушные перевозки;

2) водный транспорт: пассажирские линии и паромы; круизы; прочие;

3) сухопутный транспорт: железнодорожный транспорт;

междугородние и городские автобусы и прочий общественный автодорожный транспорт; частные автомашины (вместимостью до 8 человек); прокат автотранспортных средств; прочие сухопутные транспортные средства.

Наибольшей популярностью пользуются автобусные, авиационные и железнодорожные путешествия (около 90 % общего объёма транспортных путешествий).

Транспортная техника включает в себя:

1) транспортные средства или подвижной состав;

2) технические средства механизации и автоматизации погрузочноразгрузочных процессов и транспортно – складских работ;

3) системы обслуживания пользователей транспорта;

4) средства механизации процессов в инфраструктуре транспорта.

При планировании своего путешествия турист учитывает такие факторы как: скорость доставки до цели поездки, комфорт путешествия, стоимость, возможность перевозки багажа и его вес, возможность остановки в пути следования, условия питания, уровень шума, вибрации, условия для сна и отдыха, возможность широкого обзора во время поездки, наличие неблагоприятных экологических факторов и безопасность.

По приоритетам эти требования распределяются в следующем порядке:

1) безопасность путешествия;

2) стоимость и наличие различных льгот;

3) комфортабельность;

4) скорость доставки;

5) прочие факторы.

Чем больше набор положительных факторов, тем выше стоимость транспортного путешествия, однако ни одно транспортное средство не удовлетворяет всему набору требований. Высокой пассажировместимости и комфорту путешествия на морских и речных судах противопоставляется их невысокая мобильность и скорость сообщения. Высокая скорость доставки на самолётах при достаточно высоком уровне сервиса связана с высоким уровнем тарифов. Высокая мобильность автомобильного транспорта (автобусов и легковых автомобилей) противопоставляется невысокой пассажировместимости и низкому уровню безопасности.

Более детальная классификация транспортных средств в туризме может быть представлена следующим образом: сухопутный транспорт, воздушный транспорт, водный транспорт.

Сухопутный транспорт классифицируется:

1) перемещение и перевозки с помощью мускульной силы человека (пешеходные, лыжные, велосипедные, рикши);

2) с помощью животных (вьючные, тягловые, под седлом);

3) механические средства;

4) автомобильный транспорт (колесный, шнековый, гусеничный и иной);

5) рельсовый транспорт – железные дороги, метро, трамваи, фуникулеры, канатные дороги;

6) средства транспорта на воздушной подушке.

Железнодорожный транспорт имеет свои преимущества и недостатки. К преимуществам железнодорожного транспорта можно отнести: независим от погоды, наиболее безопасный, более низкие тарифы, разветвленная система скидок, проездных билетов и т.п., позволяющих путешествовать по значительно низким ценам.

Железнодорожные маршруты подразделяются:

1) пригородные;

2) маршруты дальнего сообщения;

3) скоростные линии;

4) специальные маршруты;

5) экскурсионные маршруты.

В зависимости от скорости движения поезда бывают: экспрессы, скорые, пассажирские. Их делят на: пригородные (до 150 км) местные (от 150 до 700 км) дальнего следования (от 700 км). В зависимости от продолжительности курсирования поезда бывают: круглогодичные и сезонные, чартерные.

Качество обслуживания на железнодорожном транспорте зависит от вида поезда (пассажирский, скорый, фирменный, экспресс) и класса размещения (общий, плацкартный, мягкий, спальный). В состав поезда входят: 1-2- сальный, 5-8 мягких, 7-10 плацкартных и вагон-ресторан.

Автомобильный транспорт – это транспорт всеобщего применения (трансферы, экскурсии, внутримаршрутные перевозки автобусами, аренда малолитражных автомобилей туристами для личного пользования на отдыхе), экономический вид транспорта, доступный широким слоям населения, сезонность при организации туров не играет такой большой роли, как в других поездках.

Автомобильные перевозки подразделяются на следующие виды:

1) международные автобусы;

2) туристические автобусы для поездки на дальние расстояния;

3) городские и пригородные пассажирские автобусы;

4) чартерные и экскурсионные автобусы;

5) автомобили с водителями и без (прокат);

Автомобильный транспорт до сих пор является лидером туристских перевозок, выполняя четыре основные функции:

1) самостоятельный вид путешествий и экскурсий;

2) вспомогательный (трансферный) транспорт;

3) отдых и развлечение;

4) деловые поездки.

Водный транспорт, включающий в себя морской и речной, классифицируется:

1) плоты и гребные лодки;

2) парусные суда;

3) лодки и суда маломерного флота с механическим приводом;

4) речные и морские суда;

5) суда на воздушной подушке;

6) подводные суда.

Основными преимуществами данного вида транспорта являются: высокий уровень комфорта, большой объем единовременной загрузки, возможности реализации различных видов и целей туризма (познавательный, бизнес-туризм, учебный, шоп-туризм), полноценный отдых, полный комплекс жизнеобеспечения.

Существенными недостатками данного вида транспорта являются: невысокая скорость передвижения транспортных средств, высокие тарифы, ограничение мобильности, подверженность некоторых людей «морской болезни».

Водный транспорт используется:

1) для перевозки пассажиров;

2) для круизов;

3) для проведений конференций, семинаров, фестивалей;

4) для экскурсий.

Особенной формой морских туристических перевозок являются круизы. Судовладельческие компании практикуют 10 видов разнообразных круизов. Самый популярный «классический» круиз 10-20 дней. Предусматривает заходы в порты, экскурсии, развлекательная программа.

Воздушный транспорт имеет следующие преимущества: расширенная география путешествий, сокращение сроков путешествия в пользу их частоты (рост краткосрочных туров на дальние расстояния), самый быстрый и удобный вид транспорта при переездах на дальние расстояния, привлекательный для туристов сервис. Среди известных средств воздушных пассажирских перевозок выделим используемые для целей туризма и перевозки путешествующих:

1) воздушные шары и дирижабли, планеры и дельтапланы, парашюты;

2) вертолеты;

3) самолеты малой авиации, гидросамолеты, широкофюзеляжные самолеты, сверхзвуковые лайнеры;

4) космические аппараты.

Авиаперевозки бывают регулярные и чартерные. В зависимости от условий комфорта места в самолете делят на классы: первый, бизнес-класс, эконом-класс и другие виды.

Воздушная перевозка представляет собой транспортировку пассажиров и багажа, выполняемую авиационными предприятиями на воздушных судах за установленную плату, а также наземными транспортными средствами перевозчика.

Внутренняя воздушная перевозка - воздушная перевозка, при которой пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадок расположены на территории одного государства.

Международная воздушная перевозка - воздушная перевозка, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены: соответственно на территории двух государств; на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства.

Регулирование перевозок воздушным транспортом осуществляется в соответствии с международным законодательством (если перевозка носит международный характер) или с национальным законодательством (если перевозка носит внутренний характер). Основными документами, регулирующими международные воздушные перевозки, являются международные глобальные и двусторонние конвенции.

Одним из первых правовых документов в области международной гражданской авиации явилась Варшавская Конвенция «Соглашение для унификации основных правил международных воздушных перевозок» от 12 октября 1929 г. с изменениями и дополнениями 1955 и 1975 гг.. Впоследствии Варшавская конвенция нашла развитие в дополнениях и изменениях, внесенных Гаагским протоколом 1955г., Гватемальским протоколом 1971г. и Монреальским протоколом 1975г.

4 ноября 2003г. вступила в силу Монреальская конвенция, (заключенная под эгидой ICAO в 1999г.), которая отменила лимиты, установленные Варшавской конвенцией по выплатам пострадавшим в авиакатастрофе и их родственникам. Более того, эта конвенция ввела двухуровневую систему ответственности. К моменту вступления в силу Монреалькую конвенцию подписало 31 государство: Барбадос, Бахрейн, Белиз, Ботсвана, Македония, Греция, Иордания, Камерун, Канада, Кения, Кипр, Колумбия, Кувейт, Мексика, Намибия, Нигерия, Новая Зеландия, Танзания, ОАЭ, Панама, Парагвай, Перу, Португалия, Румыния, Сирия, Словакия, Словения, США, Чешская Республика, Эстония, Япония.

Другим важным документом международного воздушного права в области регулярного воздушного сообщения является Чикагская «Конвенция о международной гражданской авиации» 1944г. Чи¬кагской конвенцией был заложен ряд принципов осуществления полетов в мировом воздушном пространстве, согласно которым каждое договаривающееся государство предоставляет другим договаривающимся государствам следующие права:

- пролетать над его территорией без посадки;

- приземляться с некоммерческими целями (для заправки, смены экипажа, технических целей и др.);



- выгружать пассажиров, почту и груз, взятые на борт на территории государства, национальную принадлежность которого имеет воздушное судно;

- брать на борт пассажиров, почту и груз с местом назначения на территории государства, национальную принадлежность которого имеет воздушное судно;

- брать на борт пассажиров, почту, и груз с местом назначения на территории любого другого договаривающегося государства и право выгружать пассажиров, почту и груз, прибывшие с любой такой территории.

Позднее эти принципы были расширены правом осуществлять перевозки пассажиров, почты и грузов между партнером по Соглашению и третьей стороной в обоих направлениях через свою территорию или по воздушной линии, не проходящей над территорией своей страны, а также правом осуществлять перевозки пассажиров и грузов по внутренним линиям другой страны-участницы Соглашения.

Среди правовых документов, регламентирующих международное воздушное сообщение, важное значение имеют также «Соглашение о международном воздушном транспорте» (Чикаго, 1944г.); «Соглашение о транзите по международным воздушным линиям» (Чикаго, 1944г.); Римская «Конвенция о возмещении вреда, причи¬ненного иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности» (Рим, 1952г.); Токийская «Конвенция о правонарушениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна» (Токио, 1963г.) и др.

Каждая авиакомпания определяет правила перевозки людей и грузов самостоятельно. Эти правила должны соответствовать национальному законодательству стран, по которым проходит маршрут поездки, и международным двухсторонним и многосторонним договорам. Если они вступают в противоречие с национальным законодательством какого-либо государства, то на территории этого государства они имеют силу лишь в части, не противоречащей законам.

Задачами государственного регулирования являются:

1) создание условий для эффективного функционирования гражданской авиации (сохранение и развитие авиационной инфраструктуры, ведение государственного реестра воздушных судов, совершенствование процедур лицензирования и сертификации авиационной техники, работ и услуг, аттестации авиационного персонала и т.д.);

2) создание условий для добросовестной конкуренции в гражданской авиации;

3) развитие нормативной правовой базы в отрасли гражданской авиации;

4) совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров, технических средств обучения, обеспечение высокого уровня квалификации авиационного персонала;

5) координация деятельности по строительству и эксплуатации аэропортов и аэродромов;

6) обеспечение мониторинга технико-эксплуатационного состояния парка воздушных судов и наземных служб;

7) приведение деятельности авиационных предприятий в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

Регулирование перевозок воздушным транспортом осуществляется в соответствии с международным законодательством, если перевозка носит международный характер, или с национальным законодательством, если она носит внутренний характер.

Воздушный транспорт имеет 3 уровня регулирования:

  • - национальное регулирование;
  • - межправительственное регулирование;
  • - международное регулирование.

Авиационные перевозки пассажиров в международном сообщении регулируются Варшавской конвенцией "Соглашение для унификации основных правил международных воздушных перевозок" от 12 октября 1929 г. с изменениями и дополнениями 1955 и 1975 гг. (в дальнейшем - Правила), а также Гаагским протоколом к ней и всеми текущими дополнениями и приложениями. Разработаны и применяются пакеты правил и норм, разработанные IATA. Национальное законодательство учитывает нормы Варшавской и Гаагской конвенций. Варшавская конвенция является основой для страхования пассажиров, почты и багажа на международных авиаперевозках.

4 ноября 2003 г. вступила в силу Монреальская конвенция, заключенная в 1999 г. Она отменила лимиты, установленные Варшавской конвенцией, по выплатам пострадавшим в авиакатастрофе и их родственникам. Эта конвенция ввела двухуровневую систему ответственности. Россия данную конвенцию пока не ратифицировала.

Среди правовых документов, Соглашение о международном воздушном транспорте (Чикаго, 1944), Соглашение о транзите по международным воздушным линиям (Чикаго, 1944), Конвенция о возмещении вреда, причиненного иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности (Рим, 1952), Конвенция о правонарушениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна (Токио, 1963.).

Международные организации: Международная организация гражданской авиации (IСАО) и Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA).

При выполнении международных полетов экипажи воздушных судов России руководствуются:

В воздушном пространстве России:

  • - Воздушным кодексом РФ, Положением об пользовании воздушного пространства России, инструкцией по применению этого Положения;
  • - Основными правилами полетов в воздушном пространстве России и сборниками аэронавигационной информации по международным воздушным трассам. транспорт турист перевозка правовое

В воздушном пространстве иностранных государств:

  • - Конвенцией о международной гражданской авиации (Чикагской конвенцией, 1944), соответствующими международными стандартами, рекомендациями, а также правилами полетов иностранных государств, в воздушном пространстве которых выполняется полет;
  • - международными договорами России о воздушном сообщении и соответствующими разрешениями на полеты со стороны полномочных органов иностранных государств;
  • - Воздушным кодексом РФ и Основными правилами полетов в воздушном пространстве России, если их положения не противоречат правилам, установленным в иностранном государстве;
  • - сборниками аэронавигационной информации по международным воздушным трассам.

разработаны международные принципы организации воздушных пассажирских полетов, включая свободу полета над территорией или акваторией, находящейся под юрисдикцией других стран. Эти принципы, принятые в Чикаго на международной конференции по гражданской авиации, получили название "свободы воздухоплавания".

Полеты над водным пространством . Право полетов регулируется Конвенцией по морскому праву в целом и двусторонними соглашениями между государствами при полетах над их территорией, на которую распространяется государственный суверенитет.

Правовое обеспечение внутренних авиаперевозок. Регулирование воздушных перевозок во внутреннем сообщении России осуществляется Воздушным кодексом РФ, который был принят 19 февраля 1997 г.

Правовое регулирование железнодорожных перевозок туристов. В 1921 г. под эгидой Лиги Наций в Барселоне (Испания) были приняты Конвенция и Статут о свободе транзита. Страны, принявшие конвенцию, обязывались способствовать друг другу в осуществлении транзитных перевозок по железным дорогам и воздушным путям сообщения.

Пограничные ж/д соглашения заключаются между железными дорогами граничащих стран.

Единая конвенция о международных перевозках (редакция 1980 г.), объединившая бернские конвенции, принятые в конце XIX в. рядом европейских государств. В ней отражены основные правила перевозки грузов и пассажиров на железных дорогах в международном сообщении.

Ж/д перевозки, осуществляемые между различными государствами, регулируются также рядом многосторонних и двусторонних соглашений, заключенных на правительственном уровне уполномоченными госорганами.

Объединения: Организация сотрудничества железных дорог, основанная в 1956 г. В настоящее время в нее входят более 19 стран.

Международная ассоциация ж/д конгрессов, созданная еще в 1885 г. Ее основная цель - проведение конгрессов для обмена опытом по актуальным проблемам ж/д транспорта, опубликование и распространение технической информации.

Международный союз железных дорог, созданный в 1922 г. В 1975 г. была создана Международная конференция по пассажирским тарифам. Эта неправительственная организация занимается выработкой и согласованием тарифов на перевозки грузов и пассажиров между европейскими странами.

Существует также целый ряд региональных объединений, занимающихся вопросами технического и технологического обслуживания пассажирских и грузовых ж/д перевозок: Европейская конференция министров транспорта, Латиноамериканская ж/д ассоциация, Союз африканских железных дорог, Ассоциация высокоскоростного движения на ж/д транспорте и др.

Основными документами, регулирующими ж/д перевозки во внутреннем сообщении, являются Федеральный закон от 25 августа 1995 г. "О федеральном ж/д транспорте", Устав ж/д транспорта РФ (от 10 января 2003 г.), Федеральный закон от 17 августа 1995 г. "О естественных монополиях", Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном ж/д транспорте (oт 11 марта 1999 г.) и др.

Последний Устав ж/д транспорта был принят Госдумой в январе 2003 г. Устав регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями, владельцами инфраструктур ж/д транспорта общего пользования, владельцами ж/д путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами ж/д транспорта общего пользования и необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.

Перевозки пассажиров осуществляются на основании договоров, заключенных между ними и перевозчиком.

Правовое регулирование автомобильных перевозок. Женевская международная конвенция (Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки). Соглашение о Международной нерегулярной перевозке пассажиров автобусами. Европейское соглашение о международных магистралях и Европейское соглашение о важнейших линиях международных комбинированных перевозок и соответствующих объектах. Конвенция о дорожных знаках и сигналах.

Международное Европейское соглашение - касается работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки.

Европейская конференция министров транспорта, организованна в целях предоставления органам, ответственным за принятие решений по транспортной политике, основ, необходимых для обмена идеями путем прямых консультаций.

Международного союза автомобильного транспорта. Цель защиту интересов национальных и международных автомобильных пассажирских и грузовых перевозчиков.

В России в 1974 г. учреждена Ассоциация международных автомобильных перевозчиков.

Российские нормативно-правовые акты, регулирующие международные автобусные перевозки: ФЗ "О госконтроле за осуществлением международных автобусных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения"; Постановления Правительства РФ "О госконтроле за осуществлением международных автомобильных перевозок", "О сборе за проезд автотранспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, по автомобильным дорогам РФ"; Приказ Минтранса РФ, "О мерах по повышению эффективности взаимодействия Российской транспортной инспекции, Минтранса России, в автомобильных пунктах пропуска через госграницу РФ".

Перевозка пассажиров автомобильным транспортом во внутреннем сообщении регулируется: "Уставом автомобильного транспорта РФ"; "Временными правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РФ"; Положением "Об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами Минтранспорта РФ".

Правовое регулирование перевозок туристов морским транспортом. Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и багажа. Россия является участницей этой конвенции. В документе предусмотрена ответственность перевозчика за ущерб, причиненный в результате смерти пассажира или нанесения ему телесных повреждений, а также в результате утраты или повреждения багажа.

Вопросы морского судоходства находятся в компетенции международной морской организации International Maritime Organization (IMO). Эта организация занимается разработкой актов в области морских перевозок, имеющих международный статус. В результате ее деятельности были ратифицированы многие конвенции: Международная конвенция об охране человеческой жизни на море, Международная конвенция об унификации некоторых правил перевозки морем багажа и пассажиров, Международная конвенция об унификации некоторых правил, относящихся к перевозке пассажиров морем, Международная конвенция о поиске и спасении на море и др.

Кодекс торгового мореплавания РФ. Согласно этому документу, под торговым мореплаванием понимается деятельность, связанная с использованием судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа; промысла водных биологических ресурсов; разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр; лоцманской и ледокольной проводки; поисковых, спасательных и буксирных операций; подъема затонувшего в море имущества; гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ; санитарного, карантинного и другого контроля; защиты и сохранения морской среды; проведения морских научных исследований; учебных, спортивных и культурных целей; иных целей.

Если морская перевозка носит круизный характер, то договор о ней сопровождается рядом дополнительных соглашений, касающихся сферы обслуживания клиента: питания, развлечения, экскурсионной программы.

Правовое регулирование перевозок туристов речным транспортом.

Перевозки пассажиров внутренним водным транспортом регулируются Кодексом внутреннего водного транспорта РФ, который был принят в феврале 2001 г. Положения кодекса распространяются на внутренние водные пути России и размещающиеся на них судоходные гидротехнические сооружения; порты, расположенные на внутренних водных путях РФ; суда и иные плавучие объекты.

Кодексом предусмотрена возможность аренды судов на основании договора, заключенного между лицом, сдающим судно в аренду, и лицом, принимающим его в аренду. Более подробно эти вопросы отражены в Правилах оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, утвержденных в феврале 2003 г.

Воздушной перевозкой является транспортировка пассажиров и багажа, выполняемая авиационными компаниями на воздушных судах за установленную плату и наземными транспортными средствами перевозчика. Данные перевозки подразделяются на два вида:

Внутренние - воздушная перевозка, при которой пункт отправления, пункт назначения и все пункты по­садок расположены на территории одного государства.

Международные - воздушная перевозка, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены: соответственно на территории двух государств; на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства.

Воздушные перевозки включают в себя:

Доставка пассажира - это промежуток времени с момента прибытия пассажира на перрон аэропорта для посадки на воздушное судно и до момента, когда пассажир покинет перрон в конечном пункте под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика;

Доставка багажа пассажира - это промежуток времени с момента принятия багажа к перевозке и до выдачи пассажиру или передачи его согласно установленным правилам другой организации.

В данной ситуации под перроном понимается часть летного поля гражданского аэродрома, предназначенная для размещения самолетов, вертолетов, посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки багажа, груза и почты, а также для других видов обслуживания .

Регулирование перевозок воздушным транспортом осуществляется в соответствии с международным законодательством (если перевозка носит международный характер) или с национальным законодательством (если перевозка носит внутренний характер).

Основными документами, регулирующими международные воздушные перевозки, являются международные глобальные и двусторонние конвенции. Двусторонние соглашения заключаются, как правило, между двумя, и более государствами, чье сотрудничество определено рамками других договоров (рамками СНГ, ЕС и т.д.). В международных соглашениях широкого значения участвует большой круг государств, которые разрабатывают международные нормы и правила, регулирующие правила перелетов, а также принципы организации воздушных перевозок над территориями этих государств.

В числе первых правовых документов, относящихся к международной гражданской авиации, является

а) Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (подписана в Варшаве 12 октября 1929 г., и дополнена Гаагским протоколом от 28 сентября 1955 г.);

б) Конвенция, дополнительная к Варшавской конвенции, для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицом, не являющимся перевозчиком по договору (подписана в Гвадалахаре 18 сентября 1961 г.);

в) Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (подписана в Монреале 28 мая 1999 г.).

В данных конвенциях прописаны правила, которые применяются во всех перевозках пассажиров и багажа воздушным транспортом, предоставляемым перевозчиком, как за полное вознаграждение, так и с учетом различных льгот (включая бесплатные перевозки), если перевозчик не предусматривает иное в правилах данной авиакомпании. Кроме того, такие Правила регулируются национальными законами, правительственными постановлениями, кодексами.

Довольно четко в Варшавской конвенции прописан пункт, касающийся ответственности перевозчика за смерть или нанесение ущерба здоровью пассажира и за утрату и повреждение багажа. Согласно данной конвенции, ответственность перевозчика за жизнь и здоровье пассажиров, к примеру, на международных рейсах в большей части не превышает суммы 10 тыс., долларов США .

Ответственность за утрату, порчу багажа для большей части компаний, занимающихся международными перевозками (включая внутренние отрезки международной перевозки) ограничивается суммой 20 долларов США за килограмм зарегистрированного багажа и 400 долларов США за незарегистрированный багаж в отношении каждого пассажира.

Следующим не маловажным документом, относящимся к воздушным перевозкам, является Монреальская конвенция, которая вступила в силу 4 ноября 2003 г. (заключенная под эгидой ICAO в 1999г.). Она отменила лимиты, установленные Варшавской конвенцией по выплатам пострадавшим в авиакатастрофе и их родственникам. Более того, эта конвенция ввела двухуровневую систему ответственности. На первом уровне, сразу же после наступления страхового случая, авиакомпания (или ее страховщик) должна выплатить около 150 тысяч долларов США каждому пострадавшему - даже если вина перевозчика не доказана. Если же авиакомпания будет признана виновной в происшествии, наступит второй уровень ответственности, при котором сумма выплат ущерба вообще не ограничивается. Увеличена также ответственность перевозчика за багаж пассажиров .

Знаменательно то, что уже к моменту вступления в силу Монреалькую конвенцию подписало 31 государство (Барбадос, Бахрейн, Белиз, Ботсвана, Македония, Греция, Иордания, Камерун, Канада, Кения, Кипр, Колумбия, Кувейт, Мексика, Намибия, Нигерия, Новая Зеландия, Танзания, ОАЭ, Панама, Парагвай, Перу, Португалия, Румыния, Сирия, Словакия, Словения, США, Чешская Республика, Эстония, Япония). С 1999 года представители уже 100 государств руководствуются Монреальской конвенцией. Она предусматривает значительное повышение ответственности авиакомпаний (верхней планки вообще не существует), а также упрощает механизм получения компенсаций. Причем интересы пассажиров конвенция ставит выше интересов перевозчиков - фактически документ устанавливает презумпцию виновности авиакомпаний.

Российская Федерация пока еще не ратифицировала Монереальскую конвенцию. Сейчас россияне и иностранцы имеют разные права на компенсацию, даже если летят за границу на одном самолете. Россия пока остается одной из немногих стран, продолжающих формально руководствоваться положениями Варшавской конвенции, принятой в далеком 1929 году. На заре развития гражданской авиации этот документ сыграл важную роль - позволил устранить хаос при выполнении международных полетов, определил общий режим ответственности авиаперевозчиков в случае происшествий при перевозках пассажиров, багажа и грузов и установил предел ответственности авиаперевозчика в размере 20 тыс., долларов США .

Другим важным документом международного воздушного права в области регулярного воздушного сообщения является Чикагская «Конвенция о международной гражданской авиации» 1944г. Чикагской конвенцией был заложен ряд принципов осуществления полетов в мировом воздушном пространстве, согласно которым каждое договаривающееся государство предоставляет другим договаривающимся государствам следующие права:

Пролетать над его территорией без посадки;

Приземляться с некоммерческими целями (для заправки, смены экипажа, технических целей и др.);

Выгружать пассажиров, почту и груз, взятые на борт на территории государства, национальную принадлежность которого имеет воздушное судно;

Брать на борт пассажиров, почту и груз с местом назначения на территории государства, национальную принадлежность которого имеет воздушное судно;

Брать на борт пассажиров, почту, и груз с местом назначения на территории любого другого договаривающегося государства и право выгружать пассажиров, почту и груз, прибывшие с любой такой территории.

Позднее эти принципы были расширены правом осуществлять перевозки пассажиров, почты и грузов между партнером по Соглашению и третьей стороной в обоих направлениях через свою территорию или по воздушной линии, не проходящей над территорией своей страны, а также правом осуществлять перевозки пассажиров и грузов по внутренним линиям другой страны - участницы Соглашения.

Несмотря на то, что принятые Чикагской конвенцией права государств по осуществлению международных полетов на практике ограничиваются некоторыми рамками, они создают необходимые условия для осуществления воздушных сообщений между государствами, обеспечивают безопасность полетов, а также способствуют благоприятным отношениям между странами и развитию туризма.

Среди правовых документов, регламентирующих международное воздушное сообщение, важное значение имеют также:

- «Соглашение о международном воздушном транспорте» (Чикаго, 1944г.);

- «Соглашение о транзите по международным воздушным линиям» (Чикаго, 1944г.);

Римская «Конвенция о возмещении вреда, причиненного иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности» (Рим, 1952г.);

Токийская «Конвенция о правонарушениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна» (Токио, 1963г.) и др. .

Каждая авиакомпания определяет правила перевозки людей и грузов самостоятельно. Эти правила должны соответствовать национальному законодательству стран, по которым проходит маршрут поездки, и международным двухсторонним и многосторонним договорам. Если они вступают в противоречие с национальным законодательством какого-либо государства, то на территории этого государства они имеют силу лишь в части, не противоречащей законам.

Целью государственного регулирования деятельности гражданской авиации является создание условий для формирования современной авиатранспортной системы, соответствующей потребностям общества в перевозке пассажиров и грузов, а также выполнения социальных, оборонных и других специальных требований в интересах национальной и экономической безопасности России.

Задачами государственного регулирования являются:

1) создание условий для эффективного функционирования гражданской авиации (сохранение и развитие авиационной инфраструктуры, ведение государственного реестра воздушных судов, совершенствование процедур лицензирования и сертификации авиационной техники, работ и услуг, аттестации авиационного персонала и т.д.);

2) создание условий для добросовестной конкуренции в гражданской авиации;

3) развитие нормативной правовой базы в отрасли гражданской авиации;

4) совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров, технических средств обучения, обеспечение высокого уровня квалификации авиационного персонала;

5) координация деятельности по строительству и эксплуатации аэропортов и аэродромов;

6) обеспечение мониторинга технико-эксплуатационного состояния парка воздушных судов и наземных служб.

В настоящее время основным нормативным правовым актом, содержащим общие положения относительно обязательств по перевозке, является Гражданский кодекс (ГК) Российской Федерации (Глава 40 ГК РФ от 26.01.1996 №14-ФЗ). Собственно воздушное законодательство, отражающее специфику перевозки воздушным транспортом, согласно ст. 2 Воздушного кодекса (ВК) РФ состоит из многих документов:

1) Воздушный кодекс Российской Федерации;

2) федеральных законов;

3) указов Президента РФ;

4) постановлений Правительства РФ;

5) федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил;

6) иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Рассмотрим каждую из этих групп подробнее .

Первый отечественный кодекс в этой области - Воздушный кодекс СССР - был принят в 1932 г. За ним последовали Воздушные кодексы 1935, 1961, 1983 гг. Действующий ВК РФ был введен в действие 1 апреля 1997 г. Это кодифицированный нормативно-правовой акт транспортного законодательства, устанавливающий правовые основы использования воздушного пространства России и деятельности в области авиации. Воздушным перевозкам посвящена глава 15 ВК РФ, регулирующая отношения, возникающие в связи с заключением, изменением и прекращением договора перевозки пассажира, груза, почты, договора фрахтования воздушного судна, а также предоставлением услуг и льгот пассажирам воздушных судов (ст. 100-113).

Вопросы ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора урегулированы в главе 17 ВК РФ. Федеральные законы содержат общие положения, закрепляющие организационные, правовые, финансовые основы деятельности авиации в России, обеспечивая тем самым регулярную и безопасную деятельность пассажирского авиационного транспорта. В качестве примера можно привести Федеральный закон от 8 января 1988 г. N 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации», в котором в качестве приоритетных целей названы удовлетворение нужд физических и юридических лиц в воздушных перевозках, а также защита их прав на безопасные, качественные и экономичные воздушные перевозки (ст. 2).

Общие вопросы деятельности авиационных предприятий нашли отражение в документах Правительства РФ. Начиная с 1998 г. были приняты 21 постановление и 16 распоряжений по вопросам гражданской авиации. Особое значение имеет постановление от 24 января 1998 г. «О лицензировании деятельности в области гражданской авиации».

Обеспечению авиационной безопасности посвящен приказ Министерства транспорта РФ от 21 ноября 1995 г., которым утверждено «Руководство по производству досмотра пассажиров, членов экипажей гражданских воздушных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов» и др.

ВК РФ устанавливает приоритет международно-правовых актов по отношению к отечественному воздушному законодательству РФ (ст. 3). Международные транспортные конвенции являются комплексными нормативными актами, служащими унификации транспортного законодательства, обеспечивающими авиационную безопасность при выполнении международных полетов, а также защиту прав пассажиров.

Правила перевозок пассажиров, багажа и грузов, а также иные подзаконные акты федеральных органов исполнительной власти Алтайского региона в области транспорта не содержат, как правило, норм частно-правового характера, а имеют в основном нормативно-технический характер, определяя порядок и сроки подачи транспортных средств под погрузку, оформления транспортной документации, упаковки, маркировки, проверки груза и багажа и т.д.

Транспортные уставы и кодексы Алтая часто вступают в противоречие с ГК РФ, они перегружены отсылочными нормами к правилам перевозок и иным подзаконным нормативным актам. Издаваемые федеральными органами исполнительной власти подзаконные акты вступают в противоречие не только с ГК РФ, но и с транспортными уставами и кодексами, другими федеральными законами, а также друг с другом .