Зимой в неотапливаемой мастерской заниматься столяркой - удовольствие ниже среднего. Но руки чешутся. Поэтому решил реализовать проект выходного дня, связанный с более грубой работой - установить рядом с верстаком панель для инструментов.
Место для будущей панели:
Эту задачу можно решить с помощью перфопанелей (из жести или ХДФ) или экономпанелей (МДФ с пазами по всей длине). На тематических форумах часто можно встретить темы, в которых люди хвастают своими мастерскими, оборудованными такими панелями. Выглядит и правда эффектно.
Но такой вариант подходит не всем. При том, что сами панели не дешевы, еще же надо докупать подвесы и крючки, совокупная стоимость которых во много раз превысит стоимость самой панели. Кроме того, удобство использования крючков, у которых отсутствует жесткая фиксация, вызывает вопросы. Да и непонятно как закрепить на такой панели какой-нибудь самодельный подвес из фанеры?
Приведу пример.
Видите на фотографии красный газовый ключ с узким отверстием в ручке? Если при снятии случайно подать его немного вверх, то крюк может и соскочить с панели. Ну или крюк надо будет поправить. Мелочь, конечно, но придется отвлечь время (пусть хотя бы и долю секунды), внимание и вторую руку, которая скорее всего будет занята. Конечно, газовый ключ можно постараться снять аккуратно, чтобы он ничего не цеплял, но не слишком ли много внимания требует к себе этот крючок?
Тоже самое, скорее всего, произойдет при попытке снять плоскогубцы с красными и синими ручками. Потому что резиновые ручки зацепятся за скобу, как конус Морзе.
Хотя я, конечно, могу ошибаться и мои сомнения напрасны.
Еще одна деталь - подвесы всего лишь для пары плоскогубцев и пары молотков обойдутся почти в 500 рублей. Как говорится, вот и считайте.
Я за простые и надежные решения. Поэтому в качестве панели решено использовать лист обычной 15 мм фанеры. В качестве подвесов и крючков можно использовать обычные саморезы различной длины ценой две копейки за килограмм, которые без вашего настойчивого желания никуда не денутся. Теми же саморезами можно фиксировать любой самодельный подвес. При этом длину торчащей из панели части самореза можно точно регулировать по месту, вкрутив саморез в фанеру хоть насквозь. Но для этого между фанерой и стеной должен оставаться зазор.
Зазор можно сделать с помощью пластиковых шайб для перфопанелей. Но надежнее установить панель на специально сваренную раму. Это нивелирует неровности стены, добавит жесткости всей конструкции и позволит установить зазор любой величины.
Конечно, такой способ тоже не бесплатный и не такой гламурный, но он куда практичнее.
Думаю, процесс сварки мало кому интересен. Важен результат. Рама сварена из моего любимого пятидесятого уголка. Все крепежные отверстия по 8 мм.
Выравниваем раму на листе фанеры и размечаем места креплений.
Отверстия в фанере на пару миллиметров шире, чем на раме, чтобы нивелировать мелкие неточности.
Красил раму автомобильной краской из баллончика. Цвет - Снежная Королева (с металликом). В инструкции сказано, что наносить краску надо при температуре окружающей среды не ниже +15. Однако, в мастерской отопления нет и красить пришлось при -1. На качестве покрытия это не сказалось. Скорее всего, разница только во времени высыхания.
Рама крепится к стене восемью дюбелями 8х80. Дело в том, что межгаражная стена, на который планируется монтаж панели, толщиной всего в полкирпича. По задумке большое количество точек крепления должно равномерно распределить нагрузку. Кроме того, некоторые дюбеля попали между кирпичами, поэтому их надежность ниже.
Теперь, глядя на готовый результат, понимаю, что, можно было обойтись и половиной дюбелей. Но тут уж лучше перебдеть, чем недобдеть.
Фанерный лист крепится к раме тринадцатью анкерами 8х45.
Анкера отлично подходят для этой задачи. Чтобы затянуть обычную гайку с болтом нужен доступ и к гайке, и к болту. Но когда рама уже закреплена на стене, такой доступ невозможен (особенно при креплении фанеры к средней перекладине рамы). А вот анкер требует доступа только с одной лицевой стороны.
Даже не представляю, что может пойти не так. Единственная неприятность, которая теоретически может случиться с таким соединением - это если гайка и кромка отверстия в уголке перекусят гильзу анкера. Но это вряд ли. Поэтому такое соединение кажется мне весьма надежным.
Когда панель готова, можно приступить к размещению инструмента. Первая в очереди - кувалда. Не имея своего места она постоянно мешалась под ногами. При этом перспектива ее использования в моей мастерской туманна. Но и выбросить ее нельзя. Инструмент же! Поэтому быстренько сварил для нее специальный кронштейн,
облагородил все это краской из баллончика
и разместил в самом дальнем углу под потолком. Наконец, перестану спотыкаться об нее и при необходимости она всегда доступна.
Мощная рама и большое количество точек крепления позволяют не задумываться о допустимой нагрузке на панель.
Площадь панели получилась чуть больше квадратного метра - не мало и есть некоторый запас.
Такие же панели для инструментов я установил в гараже на даче несколько лет назад. Использовал точно такие же анкера. Идея варить раму под панель родилась именно там - это обусловлено конструкцией стен. Но идея прижилась.
Все эти годы панелям просто не нарадуюсь. На даче инструментом пользуюсь не так часто, поэтому что-то забывается. Иногда бывало проще купить новый инструмент, чем найти в завалах старый. Поэтому у меня несколько строительных уровней, несколько отвесов, газовых ключей, топоров и прочего. В хозяйстве, конечно, все пригодится. Но сейчас я всегда точно знаю и не забуду что из инструмента у меня есть, сколько и где это лежит. Первые несколько недель надо привыкать к тому, что у каждой вещи должно быть свое место. А когда это войдет в привычку работа в мастерской перестает быть постоянным поиском нужного инструмента и спотыканием о ненужный.
Короче, рекомендую.
Вся работа заняла полтора выходных дня. Можно было уложиться в один, но без покраски (пришлось делать перерыв на высыхание краски). В целом, я доволен результатом.
Гаражный инструмент – незаменимые предметы для каждого автовладельца. Открутить быстро болты, которыми крепится колесо, а затем поменять его, слить и залить свежее масло и тосол, даже просто очистить от снега или льда стекла авто — все это сделать поможет инструмент, который должен быть всегда под рукой.
К нему можно отнести садовый и строительный инвентарь, часто хранящийся в таких помещениях. В этой статье предлагаются рекомендации, как хранить инструменты в гараже грамотно, как изготовить некоторые изделия своими руками.
Оснащение гаража всем необходимым производится, исходя из предпочтений его владельца. Особенности выполнения ремонтных или других видов работ обуславливают наличие в гараже разного оборудования и инструментов. Несмотря на большое разнообразие работ, некоторые инструменты для гаража желательно иметь в каждом помещении.
К ним относятся:
Облегчают выполнение ремонтных работ также различные электро — и пневмоинстументы.
Это могут быть:
Многие инструменты и приспособления автолюбители приобретают по своему усмотрению, а некоторые даже изготавливают сами.
У владельцев приусадебных хозяйств часто возникает необходимость согнуть трубы или полоски из металла, например, при изготовлении самостоятельно теплицы или прокладке системы водопровода. Существует очень много решений этой задачи. Один из вариантов представлен на фото.
Для изготовления трубогиба понадобится:
Трубогиб — вид снизу
Порядок работ имеет такую последовательность:
Особое внимание при изготовлении инструмента нужно уделить расстоянию между роликами. Каждая труба имеет минимальный радиус сгиба. Чем больше расстояние между роликами, тем он будет больше.
Усилий для изгиба в этом случае требуется меньше, а конец трубы останется не прокатанным. Ход прижимного ролика необходимо делать как можно длиннее.
Эти моменты необходимо учитывать на стадии проектирования и предусмотреть возможность роликам менять свое положение при необходимости. Поэтому для того, чтобы трубогиб можно было использовать неоднократно, размеры инструмента нужно брать с некоторым запасом.
Для крепления трубогиба к верстаку, а также для выполнения других работ, понадобятся различные струбцины. Цена большого количества изделий разных размеров достаточно высокая. Поэтому при наличии желания такие конструкции можно сделать самостоятельно.
Для изготовления винтовой струбцины понадобятся:
Порядок изготовления включает:
Инструмент для гаража самодельный может иметь и более сложный процесс изготовления, который требует специального оборудования и навыков.
Совет: Прежде, чем использовать самодельный инструмент для гаража, необходимо убедиться в его качестве, а главное, в надежности при работе с ним.
Если инструмент для гаража своими руками сделать достаточно сложно, то выполнить правильное и удобное размещение инструмента в гараже может каждый владелец помещения.
В этом случае:
Совет: Хранить электроинструменты в зимний период следует в упаковке, в которой они продаются, это могут быть переносные пластиковые ящики с ручкой, что позволит защитить изделие от отрицательного действия влаги и механических повреждений.
Совет: Для косилки, тачки, бетономешалки и другого крупногабаритного инвентаря специальные стеллажи изготавливать не следует. А металлические крюки располагать ближе к воротам гаража.
Такую конструкцию хозяину гаража, умеющему обращаться со сваркой, совсем не сложно изготовить и самому.
Как закрепить инструмент в гараже, разместить правильно разные полочки, стеллажи и другое оборудование, чтобы обеспечить удобное пользование им, подскажет видео. Удобный, исправный и всегда находящийся под рукой нужный инструмент – комфорт в гараже для любого автовладельца.
Организация пространства в гараже – такая же важная часть его обустройства, как и утепление, отделка и защита от злоумышленников. Данное помещение всегда выполняет функции мастерской и кладовой, где держат инструменты, садовый и строительный инвентарь, туристическое и рыболовное снаряжение, дачные запасы на зиму.
Всё добро не просто надо где-то хранить, а рационально разместить в гараже для удобного использования, тем более, если постройка небольшая. Кроме того, правильное хранение инструментов в гараже обезопасит от несчастных случаев.
Начнём с того, как можно упростить наведение порядка. Конечно же, необходимо определить, какими предметами Вы пользуетесь чаще всего. Возможно, некоторые давно не применяются и лежат «мёртвым грузом»? Следующий совет – сгруппировать кое-что в наборы, а многофункциональные инструменты собрать в отдельный контейнер.
Рассмотрим основные варианты размещения гаражного инвентаря с использованием пространства здания:
Полки в основном изготовляют из металла или дерева. Навесные полки предназначены для маленьких предметов, поэтому их размещают чуть ниже уровня глаз. Особенно целесообразно использование съемных полочек.
Для частой эксплуатации подходят открытые модели. При создании шкафа стоит оборудовать его выдвижными ящиками. На дверцах и боковых стенках можно установить крепления для всевозможных орудий, аппаратов, электроинструментов.
Банки и пакеты отлично располагаются на металлических сетках. Для укладывания труб, фанерных досок, обрезков пластика и гипсокартона можно соорудить пристенный стеллаж, верстак либо стеллаж из лестницы.
Мелкие детали – гвозди, шурупы, болты, гайки, саморезы – найдут своё место в обрезанных пластиковых канистрах. Ещё очень легко самостоятельно создать подставку (наборную панель) для содержания отвёрток в вертикальном положении: соорудить деревянный каркас и проделать отверстия.
Отличный способ избежать запутывания множества клемм и проводов – натянуть бельевую верёвку. Некоторые предметы можно размещать при помощи тремпелей для одежды или хранить в современных складных ящиках. Пенопластовые накладки монтируются для лёгкого расположения на них ключей, фрез, сверл.
Из наиболее оригинальных вариантов – хранение на потолке с помощью D- или C-образного подвеса, зафиксированного на специальном рельсе.
Наиболее рациональным способом хранения в гараже инструмента считается применение свободного места на стенах.
Итак, настенные системы содержания:
Приведённые способы могут использоваться как сами по себе, так и в общей системе.
Поскольку устройство зоны хранения достаточно легко видоизменяется, приведем общий список материалов:
Пошаговый план некоторых идей хранения.
Стенд (щит/пегборд):
Расстояния и пропорции зависят от параметров материалов.
Рейлинговая система:
Настенный держатель для отвёрток:
Кармашки из одноразовых тарелок:
Для прочности можно сложить несколько тарелок.
Держатели инвентаря:
Универсальный горизонтальный кронштейн:
В статье собраны наиболее распространённые варианты рационального хранения инструмента, которые обеспечивают значительную экономию места. Мы предлагаем вниманию абсолютно разные способы: от элементарных и вспомогательных до объемных, требующих сил и времени.
Несомненно, Вы найдете подходящее расположение для всего функционального и для того, что осталось «про запас», не сделавшись при этом Плюшкиным.
Охотно делитесь комментариями о своих ноу-хау на данную тему!
Гараж для мужчины – второй дом, в котором он проводит большую часть свободного времени. Чтобы не затеряться в количестве инвентаря, которое хранится в гараже, расставим все по своим местам. Разберем вопросы зонирования и благоустройства пространства, научимся мастерить своими руками стеллажи, верстаки и практичные держатели для крупных и мелких вещей.
Если вы начинаете проект с нуля или задумываетесь о перепланировке гаража, удачный вариант для строительства – двухъярусное зонирование пространства. На верхнем этаже будет находиться мастерская, в внизу – подвал и яма. Разберем примерный план расположения зон в верхней части гаража с учетом удобства и специфики помещения.
Зона №1 – переходная. Оборудуйте место под предметы, которые понадобятся вам при выходе из помещения: стойки для верхней одежды и обуви, полочка для ключей, мобильного телефона, сумок. Переходная зона должна находиться близко к двери, не загромождена рабочей площадкой, стеллажами и другими предметами.
Зона №2 – для бытовых вещей. Это пространство можно организовать под хранение предметов, которые нужны вам в повседневной жизни. Если у вас есть домашние животные, сконструируйте небольшой стеллаж для корма, консерв. для газет, кофемашины, электрочайника и микроволновки. Площадку можно также задействовать под хранение вещей навалом, которые не помещаются в погребе.
Зона №3 – стеллажная. Площадок под монтаж высоких стеллажей может быть несколько, в зависимости от площади мастерской. В них храним садовый инвентарь, запчасти, оборудование для работы.
Зона №4 – вспомогательная. Здесь храним большие предметы и вещи, которые вы редко применяете. Например, снаряжение для отдыха, праздничный декор. По желанию угол также можно оборудовать под стойку для хранения летнего и зимнего комплекта шин.
Зона №5 – спортивный уголок. Отведите место под велосипеды, ролики, самокаты, сделайте сетку для мячей. Предусмотрите для них крючки, держатели и сетки, чтобы ничего не скатывалось и прочно держалось на месте.
Зона №6 – рабочее пространство. Оборудуйте это зону с максимальным комфортом. Предусмотрите универсальный верстак для садоводства, деревообработки и авторемонта, удобные раздвижные шкафы, полочки для хранения мелочей. И не забывайте про освещение. Окно будет большим плюсом, при его отсутствии используйте искусственное освещение, подсоединив несколько осветительных ламп на 60 и 80 Вт.
Ремонт автомобиля можно проводить и без смотровой ямы. Однако опытный автолюбитель знает, что добраться до деталей днища машины в этом случае сложнее. Спина и шея быстро устают, приходится постоянно принимать неудобное положение, поиск нужного инструмента также затрудняется. Смотровая яма с подвалом помогает мастеру избавиться от всех этих проблем. Первое, с чего нужно начать – подгон ямы под рост мастера. Вы не должны задевать головой перекрытие и доставать до деталей нижней части автомобиля. Прибавляем к вашему росту 10 см, итоговое число и будет комфортной глубиной смотровой ямы. Длину и ширину проема подбираем согласно габаритам вашего автомобиля, отталкиваясь от общепринятых стандартов. Боковые части углубления укрепляем металлическими уголками и обшиваем доской. Такая отделка продлит срок службы стен и перекрытия.
Не забываем про светильники и ниши для хранения в боковых частях ямы, в которые можно положить необходимые инструменты и детали для ремонта автомобиля. Для удобства спуска предусмотрите лестницу или ступеньки и перекрытие, которым можно закрыть яму после завершения работ. Сделайте его из обычных досок или автоматизируйте при помощи подъемного механизма. Так вы не уроните инструменты в яму и обезопасите себя от случайного соскальзывания вниз.
Дополнительный плюс обустройства смотровой ямы – . В нем можно хранить консервацию и овощи на зиму. При сооружении погреба не забудьте про вентиляцию и светильник при входе.
При строительстве ямы с нуля учитывайте важный момент – уровень грунтовых вод. Он должен быть ниже пола ямы и погреба. Для возведения стен используйте прочные материалы (пеноблоки, бетон М400).
Прежде чем поставить , определитесь с его размерами. Его габариты не должны препятствовать работе, загромождать гаражное пространство и мешать развороту автомобиля. Оптимальный вариант – установка стеллажа у стены. Высота стеллажа зависят от размеров и количества вещей. Нижние полки отводим для хранения габаритных предметов (домкратов, канистр для топлива, сварочного аппарата). Также располагаем внизу шины или предусматриваем для них отдельную полку повыше. Чтобы стеллаж не прогнулся от тяжести веса, уделяем особое внимание нижней части конструкции. Делаем ее из толстой доски или листа металла. Глубина, ширина и промежуток между полками стеллажа подбирается индивидуально. Учитывая средние размеры оборудования и деталей, размеры варьируются от 0,5 до 1 м.
Для укрепления конструкции по бокам используем вертикальные и поперечные металлические уголки. После сварки уголков собираем каркас по проекту, зачищаем и грунтуем балки. Если каркас сделан из металла, покрываем его антикоррозионным составом. После сборки опорных частей стеллажа нарезаем доски подходящей длины. Также обрабатываем их пропиткой и вскрываем эмалью. Крепим доски шурупами, следим за плотным прилеганием полок к каркасу. Для крепления стеллажа к стене используем большие анкерные болты. Чтобы вам было удобнее сортировать инструменты, прикручиваем на болты к боковой части стеллажа контейнер, куда кладем отвертки, автомобильные тестеры и другие мелочи для работы.
Один из главных элементов обустройства гаража – верстак. Это рабочее место мастера, которому уделяется особое внимание. Перед проектированием рассчитываем свободное пространство и согласно ему расчерчиваем проект. Каркас верстака свариваем из профильных труб и металлических уголков. Средняя высота верстака – 0,9–1 м. Этот параметр зависит от роста мастера и предпочтений работать сидя или стоя. После сбора каркаса покрываем его антикоррозионной грунтовкой. Основание столешницы укладываем из толстой доски толщиной 7,5 см. Если досок нет, скрепляем между собой 7 листов тонкой фанеры, усаживая их на строительный клей ПВА. После скрепления листов кладем их под пресс, чтобы они окончательно скрепились между собой. Основание столешницы накрываем металлическим листом толщиной 5–6 мм, покрываем его антикоррозионной грунтовкой.
Лишние части листа обрезаем болгаркой или пилкой по металлу и окончательно прикрепляем на шурупы, просверливая отверстия для креплений в деревянном основании столешницы. Такая поверхность подойдет как для столярных, так и слесарных работ. При желании оснащаем верстак выдвижными или раздвижными шкафчиками с полочками. На стену над верстаком подвешиваем перфорированный экран. Сюда вы можете повесить инструменты, которые чаще всего используете в работе, предусмотрев для них полочки, крючки, а также самодельные конструкции для гаек, болтов, саморезов.
Трудно представить гараж без комплекта сменных шин. Чаще всего они хранятся навалом. Чтобы решить эту проблему, рассмотрим простой стеллаж, который не требует особых столярных навыков. Если в гараже есть свободное пространство, вам подойдет вариант напольной стойки. В качества примера рассмотрим двухъярусный стеллаж, на котором помещается два комплекта шин с шириной протектора 265 мм. Размеры напольного стеллажа:
Если вы храните в гараже грузовые шины, размеры нужно пересчитать. При выборе ширины пиломатериалов учитывайте, что они выдерживают нагрузку примерно 180–220 кг, в зависимости от массы ваших шин. Рекомендуем взять деревянные брусья с сечением 1,5x3,5 дюйма. Для сборки передней части стойки отпиливаем два бруса длиной 183 см. Это будут боковые части каркаса. Выпиливаем 3 передние перегородки длиной 1,1 м. Для соединения передней части с задней отпиливаем 6 планок по 0,5 м.
Напольная стойка для шин
Соединяем боковые опоры у верхнего основания продольной перегородкой. Двигаясь вниз с шагом 0,7 м, крепим к опорам еще две продольные перегородки. После этого просверливаем отверстия под 6 коротких планок и крепим их на саморезы по бокам напротив продольных перегородок. Передняя рама полностью готова.
Аналогично собираем заднюю часть стойки и скрепляем ее с передней рамой. Для надежности стягиваем конструкцию ремнями по бокам. Полка готова, нагружаем ее шинами. Чтобы стойка долго служила, покрываем ее пропиткой для дерева, красим и вскрываем лаком.
Практичный и красивый вариант для хранения беспроводных инструментов – подвесная полка с держателями. Внизу полки разместится дрель, шуруповерт разной мощности, а на верхней части конструкции – устройства для зарядки аккумуляторных батарей. Хранить электроинструменты в кейсе не нужно, все под рукой. Полка экономит пространство и вешается на стену. Для ее сборки подготавливаем доску с толщиной стенок 2 см. Измеряем габариты электроинструментов, чтобы подобрать оптимальный размер прорезей. Выпиливаем короткие планки для крепления инструментов. Например, для подвешивания 5 электроинструментов понадобится 4 планки толщиной 2 см. Такой зазор позволит зацепить дрель, шуруповерт, надежно зафиксировав их в опоре. Вертикальные планки делаем выше, скрепляем их между собой саморезами.
Рабочая высота боковых частей конструкции 23 см. Выступающая за верхний край полки часть играет декоративную роль и служит ограничителем для зарядных устройств и инструментов. Рассчитываем ее индивидуально, отталкиваясь от высоты оборудования. Отпиливаем две полки, соединяем их с Т-образными подставки под электроинструменты и боковинами, не забывая предварительно прикрепить к внутренним частям квадратные планки размер 2x2 см. Верхнюю полку крепим с шагом 11 см от нижней полки. Конструкция готова. Остается покрыть полку грунтовкой для дерева, при желании покрасить и вскрыть лаком. Подвешиваем мини-стеллаж на стену, заполняем инструментами. Здесь порядок наведен.
Чтобы мастерская в гараже выглядела аккуратно и мастер мог в любой момент найти нужный ему инструмент и крепеж, сконструируем несколько простых и удобных подвесных конструкций. Подготавливаем толстый пенопласт и прикрепляем его к стене на подложку из фанеры толщиной 3 см. Скрепляем обе части между собой на жидкие гвозди или монтажный клей PL 500. Ждем несколько часов, пока конструкция прочно схватится. Благодаря пористой структуре пенопласта острые и вращающиеся предметы легко входят и прочно фиксируются в материале. Вставляем в пенопласт биты, сверла, фрезы, коронки, ключи, отвертки, шила, ступицы, пилки. Идеальным местом для расположения панели из пенопласта станет стенка над верстаком. Если над ней не висит перфорированный экран, это хороший вариант разнообразить интерьер и сконцентрировать режущие инструменты в одном месте.
У стенки рядом с электропилами сделайте небольшой стенд для хранения шлифовальных кругов и режущих дисков. Возьмите обычные одноразовые или старые пластиковые тарелки, разрежьте их вдоль на две равные части. У вас получатся полукруглые кармашки. Срезанный край заклеиваем лентой, скрывая и декорируя острые углы. Перекрашиваем подставки баллончиком в желаемый цвет и крепим к стене болтами в трех местах, снизу и по бокам. Кармашки для хранения готовы, вставляем в них шлифовальные круги и диски для пил.
Чтобы емкости с гайками, болтами и саморезами не загромождали рабочее пространство, воспользуйтесь идеей для создания подвесных конструкций. Для первого варианта подготовьте пластмассовые баночки. Снимите крышку и прикрепите ее к деревянной полке на саморезы. Заполните баночки крепежами и другими мелочами для работ, плотно закрутите к прикрепленной на полке крышке. Количество конструкций зависит от ваших потребностей. Подвесными баночками для хранения можно заполнить всю нижнюю часть полки. Такая конструкция экономит полезную площадь и весьма практична.
Еще один оригинальный мини-стеллаж для хранения мелочей в гараже изготавливаем из пищевых контейнеров на магните. При помощи супер-клея прикрепляем ко дну контейнера круглый магнит в виде шайбы. К перфорированному экрану крепим деревянную рейку с магнитными полосками. Внутри контейнеров храним винты, гайки, болты, саморезы и другие мелочи, которые валяются в ящике верстака. Подвешиваем коробочки к магниту.
Появление в домашней мастерской нового оборудования всегда связано с поиском мест его размещения. Чтобы постоянно не переделывать своими руками полки или шкафы, устройте хранение инструмента по «гибкой» системе, позволяющей менять расположение готовых модулей и легко добавлять другие блоки.