Для очистки помещения от токсичных выбросов и для обеспечения циркуляции воздуха покрасочная камера должна иметь систему вентиляции, в составе которой одним из основных элементов является фильтр для покрасочной камеры.
Окрашивание автомобиля должно происходить с учётом санитарно-гигиенических требований. Кроме того, вентиляция обеспечит удаление мелких частиц с окрашиваемой поверхности, что гарантирует высокое качество работы. Особую роль в этом играют фильтры для покрасочной камеры.
Основной задачей фильтра для покрасочных камер является улучшение качества окраски поверхности. Система фильтрации служит для улавливания различных инородных микроскопических тел, которые имеют разное происхождение.
Качественная фильтрация необходима на последнем этапе окрашивания, в процессе принудительной сушки и обдува автомобиля горячим воздухом. Это может испортить работу самого высококлассного специалиста при отсутствии фильтра для покрасочных камер. В рукоятке распылителя краскопульта можно установить фильтр жидкости, препятствующий проникновению инородных частиц в распылительное сопло.
Тем самым, правильно подобранный фильтр для краскопульта обеспечивает бесперебойную работу оборудования, высокое качество окраски автомобиля.
На всех стадиях работ по покраске транспортного средства своими руками фильтр для покрасочной камеры обеспечивает ровное, высококачественное покрытие.
В зависимости от предназначения, фильтры для компрессора можно разделить на группы.
Фильтры для покрасочных камер обеспечивают трёхступенчатую защиту, или очистки:
Грубая очистка обеспечивает фильтрацию приточных воздушных потоков. Эта система имеет ячейковые гофрированные фильтры для покрасочной камеры. Они располагаются перед вентиляторами. В этой системе использует фильтры для покраски грубой очистки.
Основная очистка. Фильтрация вредных частиц, которые находятся в воздухе, выходящем из помещения для окраски, требует серьёзных подходов. Эффективна водная завеса, которая легко удерживает загрязняющие вещества. Но ввиду сложности проектирования такой камеры, в покрасочных боксах используют гидрофильтры.
Камеры для покраски, использующие сухую фильтрацию, имеют или только потолочные (одномоторные конструкции), или потолочный и напольный фильтры для покрасочной камеры (двухмоторные конструкции). В одномоторных системах вредные пары давлением прижимаются к основанию и выводятся наружу. Этот вид фильтрации наносит вред окружающей среде.
В двухмоторных устройствах загрязнённые потоки воздуха выходят наружу внизу, через напольный фильтр для покрасочной камеры. Такие конструкции наиболее предпочтительны. Особенно эффективно работают системы, в которых потолочный и напольный фильтры занимают большую площадь бокса.
Хороший результат обеспечивают стекловолокнистые устройства, пропитанные специальным раствором. Через подобный рулонный напольный фильтр проходит поток неочищенного воздуха, частички окрасочного тумана оседают на его волокнах.
Напольный агрегат лёгок в монтаже и поэтому часто применяется при создании вентиляции покрасочных боксов своими руками.
Тонкая очистка представляет собой дополнительные фильтры для камеры. Они не потребуют регулярной замены, если предварительная и основная очистки проходят техобслуживание.
Систему фильтрации можно сделать своими руками. На стадии проектирования важно правильно определить её местоположение, чтобы избежать наличия мёртвых зон. Для этого потолочный и напольный фильтры размещают по всему помещению камеры. Сразу необходимо установить фильтр для покрасочной камеры грубой очистки.
Если вентиляция, сделанная своими руками, использует принцип рекуперации, то внутри неё необходимо установить фильтры для покрасочной камеры кассетного типа, имеющие высокий класс точности. Покрасочная камера порошкового типа должна иметь вытяжную систему вентиляции в подпольном пространстве при наличии фильтра для покрасочных камер.
Вентиляция, сделанная своими руками, должна обеспечивать вывод воздуха из всех зон покрасочной камеры. Поверхность фильтра для покрасочных камер необходимо регулярно чистить и продувать.
Рано или поздно каждая машина нуждается в обновлении лакокрасочного покрытия. Речь идёт о 100 — 150 тыс. км пробега в случае с отечественным транспортным средством и 300 — 400 тыс. км, если автомобиль импортного производства, не китайского происхождения. Вариантов у вас не так много – воспользоваться услугами фирменного сервиса или гаражных мастеров, а также сделать всё самостоятельно путём сооружения покрасочного бокса. Даже если взять во внимание стоимость аренды оборудования, покрасочная камера своими руками обойдётся на порядок дешевле, чем услуги маляров.
Если обустраивается покрасочная камера в гараже, помещение должно соответствовать следующим требованиям.
Что такое и как её производить? Узнать об этом вы сможете из подробного материала нашего специалиста.
Интересует, как сделать ? Читайте об этом в интересной и информативной статье нашего эксперта.
Покрасочная камера своими руками в гараже требует тщательного обустройства системы фильтров с вытяжной трубой.
Также покрасочная камера для автомобилей своими руками выполняется с учётом требований к обустройству пола. Необходимо сделать траншеи в готовом полу и накрыть металлической решёткой для повышения его уровня на 15 см, как минимум. Наземная полость станет местом для установки вентилирующего мотора.
Если подходящего пола в помещении нет, у вас два варианта.
Технически корректное освещение в покрасочном боксе позволяет без труда устранять изъяны на свежей краске и замечать в воздухе частицы пыли. Оптимальным вариантом для человеческого глаза станут лампы дневного света, что обеспечит стабильную продуктивность выполняемых работ. Технологические правила требуют обеспечения освещённости в 600 — 1000 люкс. Люминесцентные лампы стоит монтировать в два ряда по потолочно-стеновому периметру. При невозможности достижения данного варианта электрификации можно ограничиться потолочным освещением.
Переносное освещение принято использоваться при покраске нижних элементов ТС.
Требования температурных норм необходимо учитывать в обязательном порядке, будь то обустройство самодельной профессиональной или бюджетной покрасочной камеры. Несоблюдение данной категории требований приводит не только к снижению качества нанесения лакокрасочного покрытия, но также повышает риск ухудшения здоровья работника:
Учитывайте степень загруженности покрасочного бокса при выборе способа сушки, которая является обязательным этапом после нанесения на поверхность авто лакокрасочного покрытия.
Зачастую для внутренней отделки покрасочного бокса принято выбирать обшивку металлическим или пластиковым профнастилом. Такую поверхность легко обрабатывать, к тому же на светлых стенах сразу же будет заметна скопившаяся пыль. В идеале цвет покрытия должен быть матово-белым. Элементы декора в данном случае допускаются, придерживаться стандартной отделки необязательно:
Технологии окрашивания сопряжены с использованием часто не безупречных в санитарно-гигиеническом и экологическом отношении лакокрасочных материалов (ЛКМ). Причем «небезупречность» эта проявляется не на протяжении долгосрочного периода их эксплуатации в виде покрытий, а в процессе изготовления и нанесения на окрашиваемые поверхности.
Производство ЛКМ сопровождается образованием большого количества твердых отходов, загрязненных стоков, газовых (летучих) выбросов. Важной, одновременно экологической и экономической проблемой, остается совершенствование технологических процессов нанесения ЛКМ, необходимость сделать их безопасными и приносящими наилучший результат. Именно стремление гарантировать высокое качество работ, оптимальные санитарно-гигиенические условия труда для персонала, эффективную защиту окружающей среды от вредных выбросов ─ послужили основными предпосылками появления покрасочных (окрасочных) камер (кабин). Их неотъемлемой частью является фильтровальное оборудование. Фильтры для окрасочных камер активно участвуют в решении большинства задач, возникающих при использовании этого вида оборудования.
Качество окрашивания и сохранение здоровья персонала одинаково важны при любых размерах и производительности камер; вопросы защиты окружающей среды тем актуальнее, чем значительнее объемы используемых ЛКМ и соответственно, чем больше возникает при этом отходов в виде сухих частиц и испарений. И если применяемая время от времени покрасочная камера в гараже особого урона окружающей среде не нанесет, то круглосуточно задействованные окрасочные производства крупных автозаводов способны оказывать на природу самый жесткий прессинг.
О важности фильтров говорит тот факт, что именно в зависимости от способа очистки воздуха, и соответственно, конструкции и принципа работы используемых фильтров, покрасочные камеры разделяют на два больших класса ─ водяные и сухие.
Окрасочные камеры с сухим фильтром, сухие покрасочные камеры, покрасочные камеры сухой фильтрации, покрасочные камеры сухого типа ─ как бы не варьировалось их название, покрасочные камеры с сухим фильтром отличаются тем, что очищают воздух без присутствия воды.
Сухие фильтры (картонные, угольные, стекловолокнистые и др.) применяются и в окрасочных камерах с гидрофильтром, другое название которых ─ покрасочные камеры с водяной завесой, но в них часть работы по очистке воздуха берут на себя гидравлические фильтры. Покрасочная камера с водяной завесой оснащена форсунками и наклонными щитами, формирующими завесу, проходя через которую побывавший в рабочей зоне загрязненный красочным аэрозолем воздух, очищается от частиц лакокрасочных материалов.
Только совсем примитивные покрасочные камеры оснащены единственным фильтром на входном воздуховоде, очищающим приточный воздух. Подавляющее большинство современных конструкций имеют многоступенчатую систему фильтрации.
Чистота воздуха внутри покрасочной камеры ─ одно из ключевых условий обеспечения высокого качества покрытия. Очистка приточного воздуха, параметры которого оказывают непосредственное влияние на качество окрашивания, как правило, выполняется в два этапа: сначала предварительная фильтрация с использованием фильтров грубой очистки, затем с помощью потолочных фильтров тонкой очистки.
Нормативный документ «ГОСТ Р ЕН 14799-2013 Фильтры воздушные для общей очистки воздуха. Термины и определения» подразделяет воздушные фильтры на фильтры очистки воздуха от частиц и фильтры очистки воздуха от паров и газов. Первые классифицируют в соответствии с их фильтрующей способностью на четыре группы:
В «ГОСТ Р ЕН 1822-1-2010. Высокоэффективные фильтры очистки воздуха ЕРА, HEPA и ULPA. Часть 1. Классификация, методы испытаний, маркировка» есть еще эффективные фильтры очистки воздуха ЕРА (Efficient Particulate Air filter).
Фильтры грубой и тонкой очистки являются фильтрами общего назначения. Класс фильтров общего назначения определяется измеряемой в процентах эффективностью, т. е. концентрацией наиболее проникающих частиц до и после фильтра.
Для любого воздушного фильтра важны такие параметры как эффективность пылеочистки; номинальная производительность или расход воздуха, т. е. объем воздуха, проходящего через фильтр в единицу времени (м 3 /час); начальное и рекомендуемое конечное аэродинамическое сопротивления; пылеемкость ─ масса пыли, уловленной фильтром и накопившейся в нем при достижении значения конечного аэродинамического сопротивления.
Задача фильтров грубой очистки, ─ уловить основную часть атмосферной пыли, обеспечив необходимую чистоту наружному воздуху, попавшему в вентиляционную систему покрасочной камеры. Ведь даже если он был взят в местности с почти идеальной экологией (что уж говорить о городах и промышленных зонах) в нем содержится немалое количество пыли, растительных волокон, микроорганизмов, спор и проч. А в городской атмосфере особенно много оксида кремния SiO 2 и продуктов неполного сгорания топлива. Предварительная фильтрация нужна не только для того, чтобы облегчить работу потолочных фильтров и увеличить срок их эксплуатации, но и для защиты вентиляционного и теплового оборудования покрасочных камер.
В системах воздухозабора могут использоваться фильтры грубой очистки ─ ячейковые плоские (гофрированные и сетчатые), карманные, панельные.
Панельный фильтр представляет собой плоскую конструкцию из нескольких фильтров или ячейку с параллельными поверхностями.
Рамки ячейковых гофрированных фильтров (ФВГ или ФяГ) изготовлены из металла. Фильтрующий материал ─ синтетические волокна, возможно, с добавлением хлопка, со стороны выхода воздуха опирается на сетку волнообразной формы. Сетка, установленная со стороны входа воздуха, повысит прочность фильтра.
Гофрирование позволяет увеличить площадь фильтрации, улучшить аэродинамические характеристики и пылеемкость, сделать фильтр более компактным.
Для очистки приточного воздуха от пылимогут использоватьсяфильтры ячейковые складчатые (ФяС), состоящие из набора рамок, между которыми натянут фильтрующий материал.
Для этих же целей применяются фильтры ячейковые сетчатые типов ФяР, ФяВ, ФяУ.
Фильтр ячейковый сетчатый (ФяР) ─ эффективное средство против крупноразмерных частиц ─ закрепленная в металлической рамке плетеная сетка из нержавеющей или оцинкованной стали.
В фильтрах ФяВ использованы сетки из полимерных материалов ─ полиэтилена, пропилена, винипласта.
В фильтрах ФяУ материал из стекловолокна или химических волокон удерживается сеткой с тыльной стороны.
В фильтрах карманного типа (ФВK - фильтр воздушный карманный или ФяК ─ фильтр ячейковый карманный), фильтрующий материал выполнен в виде карманов из сшитого или термически спаянного фильтрующего материала, прикрепленных к «формообразующей» рамке из металла (оцинкованная сталь, алюминий) или пластика.
Для лучшей герметичности швы карманов дополнительно проклеивают. Чрезмерному раздуванию и слипанию смежных карманов препятствуют специальные ограничители. На конце карманов расположена связывающая их между собой тесьма, что не позволяет им разлетаться под воздействием воздушного потока. Карманы могут раздуваться, не касаясь друг друга, благодаря чему удается задействовать все 100 % фильтрующей поверхности. Размеры и форма карманов подобраны таким образом, чтобы поток воздуха был максимальным и равномерным по всей поверхности фильтра, и также равномерно накапливалась пыль. Стык рамки с фильтрующим материалом выполняется с использованием уплотнителя.
Важные параметры карманных фильтров: высота и ширина рамки, количество (от двух и более) и глубина карманов.
Преимущества карманных фильтров простой монтаж и умеренная стоимость, а по сравнению с панельными фильтрами ─ более высокие пылеемкость, срок эксплуатации и площадь фильтрации.
Качество окраски, во многом определяет внешний вид и долговечность изделий. В свою очередь, само оно зависит от чистоты воздуха в окрасочной камере.
Установленный, как правило, по всей площади потолка потолочный фильтр для покрасочной камеры помогает обеспечить необходимые параметры уже прошедшего предварительную очистку и при необходимости подогретого атмосферного воздуха, освобождая его от пыли размером в т. ч. менее 1 мкм. От более крупной он уже избавлен фильтром грубой очистки. Прошедший через потолочный фильтр, воздух омывает окрашиваемое изделие, как правило, нисходящим потоком.
С ролью потолочного фильтра тонкой очистки для покрасочной камеры успешно справляются рулонные фильтры, в частности представляющее собой волокнистую структуру из полиэфирных нитей полиэстеровое полотно. Пыль накапливается равномерно по всей глубине материала. Пропитка специальным составом сводит на нет ее миграцию внутри фильтра, и отрыв уже задержанных частиц от его поверхности.
Применение технологии термического скрепления волокон ─ гарант высокой прочности, делающее нетканый материал мало восприимчивым к механическим повреждениям в процессе монтажа и эксплуатации. Удерживающая сетка со стороны выхода воздуха способствует еще большей прочности фильтра.
Основные параметры рулонных потолочных фильтров: размеры ─ ширина и длина рулона ─ обычно, 2х20 м, толщина 10-25 мм, вес, в т. ч. в зависимости от толщины ─ 200-600 г/м 2 .
Такие фильтры для покрасочных камер купить можно по цене, составляющей от полутора до двух с половиной тысяч рублей и более за один метр при ширине полтора-два метра.
В названии этой главы использованы термины из нормативной документации ─ не отмененного по сегодняшний день ГОСТ 22270-76.
Фильтры для очистки вытяжного воздуха необходимы не только для того, чтобы предотвратить выброс в окружающую среду вредных для нее отходов, возникающих при нанесении лакокрасочных покрытий, что само по себе очень важно. Помимо значимой экологической функции, у них есть и технологическая ─ предупредить циркуляцию красочного тумана в камере, не только отрицательно влияющую на качество окрашивания, но и приводящую к осаждению частиц краски на стенках камеры и ее налипание на оборудовании вытяжной вентиляции ─ лопастях вентиляторов и воздуховодах.
В силу этих причин вытяжную секцию вентиляции необходимо оснащать системой фильтрации удаляемого воздуха.
Очистку отработанного воздуха, содержащего взвешенные частицы краски не осевшей на окрашиваемые изделия и испарения растворителей, входящих в состав лакокрасочных материалов, обеспечивает напольный фильтр для покрасочной камеры. Распространенный вариант напольного фильтра ─ рулонные фильтрующие материалы из стекловолокна. Благодаря неоднородной плотности ─ по мере приближения к выходу воздушного потока диаметр волокон уменьшается, а плотность их укладки увеличивается, ─ удается обеспечить высокую эффективность фильтрации и пылеудерживающую способность. В основании окрасочной камеры может быть установлен набор сухих фильтров, задерживающих подавляющее большинство частичек сухой краски, попавших в вытяжную секцию.
Широкое применение находят бумажные и картонные лабиринтные фильтры покрасочных камер, служащие для улавливания окрасочного тумана, действие которых основано на использовании эффекта инерции движущихся частиц. Легко заменяемые, они обладают высокой удерживающей способностью.
Возможна также дополнительная более глубокая очистка выбросного воздуха как от сухих частиц краски, «прорвавшихся» сквозь напольный фильтр, так и испарений растворителей с помощью угольных фильтров со сменными картриджами. Картриджи представляют собой емкости, наполненные активированным углем, при течении воздуха через которые происходит его очистка от паров растворителей.
Для успешной работы окрасочной камеры важно не только качество, установленных в ней фильтров, но и их правильное своевременное обслуживание, заключающееся, в постоянном контроле, если это предусмотрено регламентом, ─ очистке, и своевременной замене. Чаще всего ─ через 100-200 часов эксплуатации приходится менять краскоостанавливающие напольные фильтры и, если таковые есть, ─ фильтры окончательной очистки удаляемого воздуха. Примерно в несколько раз дольше служат фильтры грубой очистки наружного воздуха и потолочные фильтры.
По мере того, как растут требования к качеству продукции, а вопросы экономики и экологии все теснее переплетаются друг с другом, увеличивается значение фильтровального оборудования, в т. ч. фильтров покрасочных камер, от которых во все большей степени зависит эффективность производства широкого спектра отраслей промышленного производства.
Покрасочный бокс - помещение, оборудованное для проведения работ по окрашиванию автомобилей. Одним из ключевых факторов, влияющим на эксплуатационную пригодность покрасочной камеры, является система вентиляции.
Размер вытяжки, напрямую зависит от размера покрасочной
В процессе покраски машины происходит выделение токсичных для человеческого организма испарений из краски и добавленного в нее растворителя, образуется окрасочный туман, ухудшающий видимость и оседающий на кузове транспортного средства. Приточно-вытяжная осуществляет замену отработанного воздуха на свежий, обеспечивая оптимальные условия для покраски машины.
Из данной статье вы узнаете, что собой представляет вытяжка для покрасочной камеры, какими фильтрами она комплектуется и как рассчитать вентиляцию самостоятельно. Также мы приведем инструкцию, следуя которой вы сможете собственноручно обустроить вытяжку в покрасочном боксе.
Окрашивание машины - работа, сопровождающаяся применением токсичных веществ, технология нанесения которых требует соблюдения температурного режима и поддерживания чистоты воздуха на заданном уровне. Вытяжка в не только на безопасность маляра, но и на качество процесса покраски и полимеризации нанесенного покрытия.
Вытяжка для гаража для покраски должна соответствовать следующим требованиям:
Исходя из типа вентиляции покрасочные боксы классифицируются на две группы:
Одномоторная вентиляционная камера , выполняющий принудительное нагнетание свежего воздуха в бокс, тогда как выкачка отработанного воздуха происходит естественным образом из-за перепада давления внутри и снаружи камеры. Отверстия подачи размещены в верхней части помещения, поступающий в бокс поток воздуха осаживает окрасочный туман вниз, далее испарения попадают в сопло вытяжки и выводятся наружу.
В двухмоторных боксах вентиляция обеспечивает принудительную подачу и забор воздуха из камеры, что дает эффективную циркуляцию и большую кратность воздухообмена.
Выбирать конкретный тип вентиляции рационально исходя из размеров бокса и объема проводимых в нем работ. Если камера эксплуатируется в течении целого рабочего дня, и через нее проходят десятки машин, имеет смысл установить двухмоторную вентиляцию. В маленьких по размеру боксах целесообразно использовать одномоторные системы - продуктивности будет достаточно, в добавок вы сэкономите на изначальной стоимости оборудования и последующем техобслуживании.
Разновидностью двухмоторных систем является приточно-вытяжная вытяжка, функционирующая в 3-ех режимах работы:
Приточно-вытяжная вентиляция требует точного позиционирования входных и выходных воздуховодов, поскольку при неправильном расположении каналов в боксе образуются "слепые зоны", в которых не происходит циркуляция воздуха. В них остаются взвешенные частицы краски - окрасочный туман, впоследствии оседающие на поверхности кузова, что негативно сказывается на качестве итогового покрытия.
Расчет приточно-вытяжной вентиляции заключается в определении объема подачи воздуха, обеспечивающего кратность воздухообмена, необходимую для уменьшения концентрации токсичных испарений краски (ПДК) в помещении до нормативного уровня.
Величина испарений краски зависит от вида добавленного состав растворителя:
Расчет приточной вентиляции по кратности воздухообмена осуществляется по формуле K = d *S*H , в которой:
В действующий нормативных документах не приведены стандарты кратности обмена воздуха в покрасочных камерах, однако специалисты рекомендуют вести расчет приточной вентиляции помещения исходя из кратности 5 (при частичном окрашивании) и 150 (при полном перекрашивании кузова).
Пример расчета воздухообмена в покрасочной камере площадью 4*7 м. и высотой в 4 м. по формуле кратности (с учетом максимальной величины - 100) следующий:
Производители покрасочных боксов учитывают запас подачи воздуха в 25-30%. Заводские камеры аналогичных размеров имеют воздухообмен в 20-25 тыс. м 3 /час (по 800 м 3 /час на каждый м 2 площади бокса).
Расчет обмена воздуха, обеспечивающего снижение ПДК до нормы ведется по формуле: , в которой:
Вредные испарения за 1 час работы определяются по формуле: W = 1*Kv*V , где:
Вентиляции ведется по формуле: U = d*V , где d - кратность воздухообмена, V - объем бокса. Количество выкачиваемого и нагнетающегося в камеру воздуха всегда одинаково.
После определения воздухообмена производится аэродинамический расчет системы вентиляции, в процессе которого высчитывается требуемое сечение воздуховодов и скорость подачи воздушного потока, с учетом сопротивления фильтрующих материалов.
Отсутствие в подающемся в бокс воздухе пыли и механических частиц - фактор, предопределяющий пригодность камеры к эксплуатации, поскольку загрязнения, попадающие на кузов автомобиля в процессе окрашивания, перечеркивают все усилия маляра.
В зависимости от способа фильтрации боксы классифицируются на две группы:
Фильтры для покрасочных камер по функциональному назначению классифицируются на:
Фильтры для малярных камер - расходные материалы, загрязняющиеся в процессе эксплуатации, вследствие чего снижается их пропускная способность и качество очистки. При техобслуживании бокса выполняется замена расходников, периодичность зависит от материала изготовления фильтра:
Вытяжка в покрасочной камере своими руками обустраивается по завершению монтажа коробки бокса. Первый этап установки - создание поднятого подпола и размещение в нем воздухозаборного короба, через который воздух выводится наружу камеры.
Поднятый пол обустраивается посредством заливки бетоном опалубки, в которой предусмотрены канавки для укладки воздуховодов, либо формируется на уже существующем перекрытии. При таком подходе из арматурных прутьев сваривается решеточный пол высотой 20-40 см, внутри решетки укладывается воздухозаборник и подключается к вытяжному компрессору.
Короб приточного воздуховода размещается на потолке камеры, к нему подключается компрессор, сопряженный с теплогенератором либо электрическими ТЭНами, за счет которых осуществляется нагрев поступающего в камеру потока до требуемой температуры.
Для предотвращения "слепых зон" по боковым контурам камеры, от приточного короба по периметру стенок бокса разводятся 8 воздуховодов (по 2 на каждую стенку), осуществляющие горизонтальную подачу воздуха.
Покрасочная камера - помещение, с высоким уровнем пожарной опасности. Для ее оборудования допустимо использование исключительно взрывозащищенных вентиляционных установок.
ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕОИНСТРУКЦИЮ
Безопасность эксплуатации бокса достигается за счет следующих факторов: