Мультимедиа: понятие, классификация, области применения. Современное мультимедийное и интерактивное оборудование

Дизайн, декор

В настоящее время сделать деление на мультимедийное и интерактивное оборудование довольно сложно, так современные устройства обладают множеством возможностей. Но примерно классификацию можно провести следующим образом:

К мультимедийному оборудованию относятся следующие устройства: проекционный экран, мультимедийный проектор, слайд-проектор, документ-камера, плазменная панель, видеостена, видеокамера, компьютер, видеоконференцсвязь, DVD-проигрыватель, звуковое оборудование, лазерная указка, устройства для чтения электронных книг.

Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Проекторы



В соответствии с функциональным назначением можно выделить следующие проекторы.
Проекторы категории Home Cinema - для домашнего кино, для игр
К этой группе относят проекторы, которые очень удобны в использовании при оформлении домашних кинотеатров. В основном они предназначены для просмотра видео или фотографий. Их отличительной чертой является низкий уровень шума.
Проекторы бюджетного класса для образования и бизнеса
В этой группе проекторы, имеющие относительно хорошие характеристики, но составляющие значительную экономию по своей стоимости. Очень часто такие проекторы используют в различных учебных заведениях или в небольших помещениях офисов.
Проекторы для кинотеатров и индустрии развлечений
Для этих проекторов характерно наличие несколько режимов изменения показываемого изображения и наличия подключения сразу к нескольким источникам передаваемой на большой экран информации.
Еще можно выделить в отдельные подгруппы:

  • 3D проекторы (поддерживают передачу информации в формате 3D) – применяются в образовании, в музеях
  • сверхминиатюрные проекторы (весом менее 0,5 кг)
  • стереоскопические приложения (применяются в бизнес-процессах, моделировании)
По типу
Инсталляционные мультимедийные проекторы

Использование этих проекторов осуществляется в залах больших размеров. Установка происходит непосредственно к потолку с помощью специальных креплений, к которым подведены коммуникации для подключения к источникам информации.
Беспроводные мультимедийные проекторы
Эта группа включает в себя наиболее удобные проекторы, так как передача информации происходит с помощью беспроводной технологии передачи данных WiFi. Удобство выражается также в том, что к одному проектору может быть подключено сразу несколько компьютеров.

Проекционные экраны


Существуют проекционные экраны прямой проекции - когда проектор и аудитория находятся по одну сторону относительно экрана. А также обратной проекции, когда проектор стоит за экраном.

По типам конструкции различают такие виды проекционных экранов:

  • моторизованные
  • подпружиненные
  • мобильные
  • стационарные
У моторизованных экранов в комплекте есть электромотор, при помощи которого можно опускать и поднимать экран.
Подпружиненные - это экраны с ручным приводом; разворот полотна и обратное скручивание нужно производить вручную.
Мобильные экраны имеют такую конструкцию, с помощью которой их можно сворачивать, разворачивать и переносить.
Устанавливаемые раз и навсегда экраны называются стационарными. Их натягивают на раму или "прячут" в тубус, из которого извлекают во время показа.
Экраны также бывают:
  • на штативе
  • настенные рулонного типа
  • с электроприводом.
Экраны с электроприводом предназначены, в основном, для профессиональных пользователей. Обычно крепятся к стене или потолку. Такой экран может быть изготовлен из любого типа тканей, без швов.

Проекционные экраны различаются по типам поверхности:

  • из текстильного материала
  • из винилового материала.
Текстильный материал. Отражающая поверхность экрана прессуется на текстильный материал, который обеспечивает стабильность размеров при сворачивании. Материалы на текстильной подложке обычно дешевле виниловых и подходят для всех типов проекционного оборудования. Виниловый материал нуждается в натяжении, чтобы поверхность для проецирования была плоской.

Документ-камеры

Документ-камеры предназначены для визуальных презентаций. Передача изображения на монитор компьютера, телевизор или проектор осуществляется с помощью захвата изображения посредством встроенной камеры. При подключении к компьютеру в режиме реального времени возможно транслирование идеального качества изображения абсолютно любых объектов, включая трехмерные. Мало того, это изображение можно транслировать не только на экран (хотя и теперь это осуществляется, но уже с помощью мультимедиа проекторов) – его, благодаря наличию разнообразных интерфейсов, можно ввести в компьютер, передавать по Интернету, демонстрировать на экранах телевизоров. К тому же большинство современных моделей документ-камер имеют несколько аудио-видео входов, за счет чего появилась возможность использовать их в качестве мультимедийного коммутатора.


При передаче изображений в компьютер можно их записывать – как в формате фотографий, так и в формате видеоматериалов, а если при этом подключить микрофон – можно записывать и видео со звуком. Таким образом, урок, проведенный с использованием документ-камеры остается не только в виде конспекта, но и превращается в дополнительное учебное пособие, которым можно будет в дальнейшем воспользоваться еще не раз.
Существует два вида документ-камер: портативные и стационарные.
Портативные камеры достаточно лёгкие (обычно их вес не превышает 5 кг), изготавливаются с применением ударостойких материалов, что позволяет их безопасно транспортировать на различные расстояния, в комплект их поставки обычно входит специальная сумка для переноски либо предназначенная для этого ручка. При этом малые размеры нисколько не уменьшают уровень высоких технических характеристик.

Второй вид документ-камер – стационарные – массивны и имеют большой вес (порядка 15 кг.), но зато они оснащены огромным числом разнообразных интерфейсных разъемов, позволяющих передавать данные. Кроме того, у камер этого вида более высокое разрешение и расширенный набор функциональных возможностей.

Система видеоконференции

Видеоконференция - это компьютерная технология, которая позволяет людям видеть и слышать друг друга, обмениваться данными и совместно их обрабатывать в интерактивном режиме.


Организация видеоконференций осуществляется при соблюдении двух условий:
1. Вы должны иметь соответствующее оборудование для видеоконференций, обязательно имеющее камеру для видеоконференций;
2. Вы должны иметь возможность соединиться с коллегой через любые каналы связи (в том числе и спутниковые), отвечающие требованиям видеоконференц-связи, например можно организовать видеоконференцию через интернет.

Некоторые системы позволяют также участникам активно взаимодействовать, просматривая и редактируя совместно различные документы.

Различают три основных типа систем видеоконференций:

Персональные системы видеоконференцсвязи.
Персональные системы видеоконференцсвязи проектируются для индивидуального использования. Как правило, они выполнены в корпусе для установки на монитор или непосредственно интегрированы в монитор.

Cистемы видеоконференцсвязи для небольших аудиторий
Системы видеоконференцсвязи для небольших аудиторий используются для установки в конференц-залах малых и средних размеров. Устанавливаются системы подобного типа на монитор или специальную подставку. Имеют превосходное качество аудио и видео. Имеют широкие возможности по подключению дополнительного оборудования: документ-камер, цифровых ”белых досок” и т.п., увеличивающего возможности видеоконференции.

Интегрируемые системы видеоконференцсвязи
Наиболее функционально продвинутые системы видеоконференций. Устанавливаются в средних и больших конференц-залах. Поддерживают максимальное количество дополнительных функций, включая многоточечные видеоконференции, передача изображения с нескольких источников и многие другие. Сложны в настройке, требуют предварительного проектирования.

Основные компоненты системы видеоконференции

Кодек видеоконференции
Кодек – ” мозг” и ” сердце” системы видеоконференции. Этот компонент кодирует аудио и видеоинформацию и передает ее в среду передачи данных, в то время как на другом конце кодек получает информацию, декодирует ее и предоставляет на вывод. Кодек во многом определяет возможности конференции: поддержка таких функции как многоточечные конференции, кодирование аудио и видео в определенные форматы, подключение дополнительного оборудования и т.п.

Камера видеоконференции
Существует множество типов камер: от небольших камер, устанавливаемых на монитор, до высококачественных камер, поддерживающих дистанционное управление панорамированием, наклоном и масштабированием. Групповые системы видеоконференции часто дополняются дополнительными камерами, включая документ-камеры.

Микрофон видеоконференции
Персональные системы видеоконференцсвязи часто комплектуются простым микрофоном, характерным для персональных компьютеров. Групповые системы видеоконференцсвязи комплектуются специальным микрофоном, позволяющим принимать звук от нескольких участников. При использовании видеоконференций в больших залах часто возникает необходимость в использовании дополнительных микрофонов для комфортного взаимодействия всех участников.

Средство отображения для использования с видеоконференцсистемой
В системе видеосвязи средство отображения играет немалую роль в восприятии. Вряд ли будет уместным и эффективным использование 14” монитора в hi-end системе, которая стоит несколько десятков тысяч долларов. Средство отображения необходимо выбирать в соответствии с задачами выполняемыми системой видеоконференции. Для персональных видеоконференций достаточно обычного компьютерного монитора, если конечно система уже не интегрирована в монитор. Системы для проведения групповых видеоконференций должны иметь большой монитор или лучше несколько. Так же можно использовать проекторы, плазменные панели, телевизоры.

Дополнительное оборудование
При проведении видеоконференции может возникнуть необходимость в передаче информации непосредственно с персонального компьютера, отображении бумажного документа или построении графиков на доске. Для осуществления этих потребностей используется дополнительное оборудование: блок подключения компьютера, документ-камера, цифровая "белая доска”.

Видеостена

Видеостена представляет собой единый полиэкран, состоящий из нескольких видео модулей. Модульный принцип позволяет создавать видеостены сколь угодно больших размеров. Существуют видеостены площадью в десятки и даже сотни квадратных метров. Единственное ограничение: размеры видеостены должны быть кратны размерам видео модулей, из которых собирается полиэкран. В качестве видео модулей чаще всего используются так называемые видеокубы. В последнее время для создания видеостен иногда применяют плазменные и ЖК- панели специальной конструкции.


Полиэкран (видеостена) способен формировать изображение, поступающее от множества разнородных источников:
  • Компьютеров
  • Компьютерных сетей (в том числе Интернет)
  • Систем конференцсвязи
  • DVD-проигрывателей
  • Видеомагнитофонов
  • Видеокамер
  • Приемников спутникового и кабельного телевидения
  • Систем промышленного видеонаблюдения
В образовании видеостены применяются редко. Основное назначение видеостен - крупномасштабное отображение информации для коллективного просмотра в диспетчерских и ситуационных центрах, на пультах управления, а также в различных автоматизированных системах управления. Видеостены широко используются в тех сферах, где необходим оперативный контроль над непрерывно поступающей информацией и где исключительно велика ответственность за принимаемые управленческие решения: в энергетике, на транспорте, телекоммуникациях, промышленности, в системах обеспечения безопасности, в управлении финансами. Кроме того, видеостены устанавливают в залах заседаний, на финансовых биржах и т.п.

Лазерные указки

Лазерная указка — портативное устройство, генерирующее узконаправленный луч лазера в видимом световом диапазоне. Лазерная указка является недорогим портативным лазером, который по виду и по размерам похож на обычную ручку. Она превосходит более старые приспособления, помогающие указывать на предмет, поскольку только лазерная указка может быть использована на расстоянии несколько сот метров, производя яркое пятно света, очень хорошо заметное человеческому глазу.


Лазерные указки можно применять в больших аудиториях, чтобы докладчик не вставал и подходил к доске, на которой отображаются слайды, а с места мог указать своей лазерной указкой, на что следует всем обратить внимание. В школах учителя могут использовать лазерные указки вместо обычных деревянных. Обычный учитель проводит несколько часов у доски, а благодаря лазерной указке он может сэкономить свое здоровье, время, нервы и меньше напрягаться во время своей работы.
Существует несколько цветов указок. Красные – самые распространенные. Еще бывают бирюзовые и синие, которые отличаются самой большой мощностью, но и самой большой стоимостью и опасностью для окружающих. Фиолетовые указки тускловаты, но зато они могут вызывать флуоресцентное свечение некоторых предметов. Желтые имеют самый низкий КПД, но обладают красивым огненным цветом. Зеленый луч удобно использовать астрономам-любителям, потому что с их помощью очень удобно отмечать звезды и созвездия.

Беспроводной презентатор


Используя это устройство, нет необходимости стоять около компьютера или пользоваться помощью дополнительного человека, который будет прокручивать слайды. Радиус презентатора может быть до 15 метров. Состоит, как правило, из двух частей: передатчик и USB ресивер с памятью более 1 GB (презентации, лекции, учебный материал можно хранить непосредственно на ресивере). Данное устройство может сочетать в себе функции лазерной указки.
Устройства для чтения электронных книг

В связи с бурным развитием компьютерного рынка, к устройствам для чтения электронных книг (так называемым e-Book device) могут быть причислены многие устройства — ПК, КПК, лэптопы, мобильные телефоны, смартфоны вполне для этого пригодны. Лучшим вариантом можно считать специальные устройства — eBooks (электронные книги) — рассчитанные на комфортное чтение книг с их экрана. Различия лишь в дополнительных возможностях по оптимизации процесса чтения для пользователя.


В настоящее время на рынке представлено огрномное количество видов и моделей e-Book, которые различаются по следующим параметрам:
  • Дисплей (сенсорный, стеклянный, пластиковый, разрешение, диагональ, мнохоромный или цветной и т.п.)
  • Дизайн и материал корпуса
  • Комплектация (то, что прилагается к книге: от карты памяти до фонарика)
  • Объем памяти
  • Емкость аккумулятор
Сейчас существуют книги, которые могут легко сгибаться и сворачиваться в достаточно компактный рулон. Запас прочности, в отличие от стеклянных экранов и пластиковых экранов является лучшим на сегодняшний момент.

В 2011 году стартовал образовательный эксперимент, в ходе которого ученики школ нескольких регионов получили возможность учиться не по привычным бумажным учебникам, а с помощью электронных учебников (электронных ридеров).

К интерактивному оборудованию относятся следующие устройства: интерактивная доска, интерактивная панель, копи-доска, система голосования (система тестирования).

Интерактивные доски
Мы с ними уже познакомились

Интерактивная панель (планшет)

Интерактивные панели позволяют писать или рисовать прямо на экране, используя беспроводную ручку или мышь. Можно управлять презентацией или уроком, проецируя изображение на экран любых размеров, находясь в любой точке класса. Это позволяет использовать панели в различных помещениях, начиная с классов и заканчивая большими конференц-залами. К одному компьютеру может быть подключено несколько подобных планшетов, один из которых может использоваться в качестве планшета учителя.


С помощью планшета, можно выполнять записи и делать пометки, сохранять информацию о происходящем на уроке в виде файлов, вносить изменения в существующие документы. Современное программное обеспечение дает возможность импортировать любые графические объекты, использовать множество готовых шаблонов оформления. Созданные с помощью интерактивных панелей уроки и презентации можно сохранять в разных форматах, распечатывать или отсылать по электронной почте.
Электронные копирующие доски (копи-доски)
На электронных копирующих досках можно писать маркерами, как на обычной белой доске, а с помощью встроенного принтера распечатывать сделанные на доске записи, так что участникам совещания или семинара не нужно тратить время на переписывание с доски. Копи-доски позволяют более рационально использовать время и гарантируют, что все наиболее важные моменты выступления будут сохранены. Некоторые модели позволяют распечатывать и сохранять (в том числе на карты памяти) цветное изображение.




Сделанные на доске пометки и надписи можно:
- распечатать на подключенном к доске совместимом принтере,
- распечатать на любом принтере, подключенном кому же компьютеру, что и доска,
- сохранить на USB-флеш,
- сохранить на SD-карту,
- сохранить в памяти компьютера, к которому подключена копирующая доска.
Преимущества таких досок заключается в следующем:
- простое решение (не требуется специального обучения)
- экономичное решение (копи-доска заметно дешевле комплекта из интерактивной доски и проектора)
В зависимости от ситуации и целей копи-доски можно использовать как:
- обычную маркерную доску (делать записи и рисунки цветными маркерами)
- копирующую доску (распечатывать копии доски на встроенном принтере)
- электронную копирующую доску (сохранять данные с доски на компьютере).

Система голосования (тестирования) - современное устройство ввода информации, подключаемое к компьютеру. Эту систему также называют комплексом оперативного контроля знаний. Предназначены для использования в учебном процессе, презентаций, докладов и т.п. в условиях образовательных учреждений, залах для конференций, актовых залах, переговорных, в коммерческих, общественных и государственных учреждениях.





Учитель (докладчик) может вывести на интерактивную доску (экран) вопросы теста, и аудитория с помощью удобных пультов ответит на них.

В зависимости от модификаций комплексы оперативного контроля знаний могут использовать инфракрасную технологию или радиоканал для связи пультов и приемного устройства. Инфракрасные системы дешевле своих «радио-коллег». Радиочастотные системы позволяют учащимся не только вводить ответы, но и сообщать отвечающему результат ответа на дисплей пульта.

Специальные системы позволяют организовывать опросы и для детей с ограниченными физическими возможностями. Слабовидящие или слепые дети могут использовать пульты с рельефными кнопками, для детей с нарушением моторики существуют устройства с крупными клавишами, а слабослышащие могут ориентироваться на различные цвета и форму кнопок пульта.

Современные системы для тестирования не ограничиваются только проведением опросов. Они также позволяют накапливать полученные данные, систематизировать их и обрабатывать. Программное обеспечение позволяет, например, посмотреть данные по каждому учащемуся за любой срок. Материалы тестирования сортируются по группам, классам, предметам, формам контроля или срокам — и при этом могут быть представлены в виде диаграмм или графиков.

Систему голосования можно использовать не только для итоговых тестирований и контрольных работ, но и для проверки домашнего задания, блиц-опросов учащихся по пройденной теме, промежуточных срезов и проверочных работ.

Интерактивный рабочий стол

Это новинка, которую представили на выставке CES 2012 (Лас-Вегас, Невада, США). Называется - интерактивная панель EXOdesk. Мультимедийный стол EXOdesk предоставляет рабочую поверхность с диагональю около 40 дюймов. Кто знает, может такие рабочие столы будут у каждого ученика. Ниже представлено видео, демонстрирующее некоторые возможности такого стола.


Аналогичная модель: Microsoft Surface

И если речь зашла об оборудовании будущего, то предлагаю посмотреть ролик о школе будущего «Алиса в Сколково 2023» (презентационный ролик к анимационному телесериалу по мотивам книг Кира Булычева, который планируется выпустить в 2012 году).


Нормативные документы

Мультимедийный класс – это современный формат помещения, оснащенный средствами интерактивного мультимедийного оборудования и информационными системами для активного выступления одного докладчика и восприятия изложенной информации остальными слушателями аудитории.

Предполагаемое назначение мультимедийного класса:

Такой формат помещений наиболее востребован в учебных заведениях и центрах для проведения лекций, семинаров, классического и дистанционного процесса обучения, в компаниях различных отраслей для проведения удаленных видео-конференций, презентаций, докладов и публичных выступлений собственных или сторонних сотрудников компании, а также в выставочных и научных центрах для проведения презентаций и докладов.

Мультимедийный класс – это инновационный формат помещения, в котором традиционные средства изложения и демонстрации информации заменены на современный мультимедийный комплекс оборудования, в частности: мелованная доска – на электронную доску и интерактивный планшет, мел и указка – на лазерную указку и беспроводные клавиатуру и мышь, бумажные плакаты, стенды и оверхед-проекторы – на эпископы и мультимедийные проекторы с моторизированными экранами и видеостенами, и если раньше, при необходимости показать какой-либо предмет, приходилось ставить его на высокий постамент или «пускать по рядам» аудитории, в мультимедийном класс используется документ-камера с существенным масштабированием демонстрируемого объекта.
В мультимедийном классе докладчик может использовать для своего выступления широкий спектр средств визуализации, получения и передачи информации для слушателей, сопровождать свой доклад или лекцию полноценными видеофильмами, аудиоинформацией, электронными материалами, on-line информацией из Интернета или локальной сети.

Функциональные возможности мультимедийного оборудования:

Ведение записей на электронной доске и интерактивном планшете;
- отображение информации с любых информационных носителей (электронные устройства, мультимедийные серверы, видеокамеры, документ-камеры) на различные средства визуализации (мониторы, моторизированные экраны, видеостены);
- многоэкранное отображение информации с функцией интерактивного управления (тач-скрин панель/ touch-screen panel);
- видеотрансляция on-line лекций в Интернете и/или в локальной сети;
- видеозапись лекций на электронные носители;
- создание электронной библиотеки с архивом видеолекций;
- дистанционное ведение лекций;
- звукооснащение с шумоподавлением и аудиосистема с радиомикрофонами;
- дистанционный мониторинг технического состояния мультимедийного оборудования и автоматическое оповещение о необходимых профилактических мерах (например, своевременное предупреждение о необходимости замены ламп в проекторах);
- централизованное управление всем установленным мультимедийным оборудованием с единой панели управления.

Качество процесса обучения и доступность изложения информации во многом зависит от способов подачи информации, визуального и акустического сопровождения, а именно, обучение должно быть такими, чтобы каждый присутствующий в аудитории был вовлечен в процесс выступления докладчика и получал качественную информацию независимо от дальности расположения своего места в аудитории.

Преимущества мультимедийного класса:

Современный уровень и повышение качества процесса обучения;
- возможность современного дистанционного обучения;
- обеспечение лекции полноценными видеофильмами, аудиоинформацией, электронными материалами, on-line информацией из Интернета и локальной сети.
- экономия времени на настройку всех единиц оборудования и быстрое обеспечение комфортной рабочей обстановки.

Практическая реализация мультимедийного класса:

Техническое обеспечение мультимедийной аудитории предусматривает отдельное рабочее место для одного докладчика мероприятия, оснащенное средствами воспроизведения и визуализации любой видео и аудио информации, получения и передачи электронных документов, а также записи проводимого мероприятия.
Например, в учебной аудитории может быть установлен мультимедийный проектор любого исполнения (на выдвижном потолочном кронштейне или скрытый в корпусе специальной мебели), который позволяет выводить изображение на моторизированный экран, видеостену или ультратонкую бесшовную видеопанель, непосредственно с компьютера или общего мультимедийного сервера с информацией, территориально удаленного из самой аудитории, либо из Интернета.

Сотрудники компании "Роскомпьютер" имеют большой практический опыт в инсталляции мультимедийного оборудования в различных помещениях заказчика по Нижегородской области. Как правило, перед выполнением монтажных работ технические специалисты компании "Роскомпьютер" проводят предпроектное обследование помещения и имеющегося оборудования заказчика. На основании полученной информации формируется проект работ и схема расположения оборудования, составляется смета. Далее тщательно подбирается необходимое оборудование, учитывая требования заказчика и технические параметры проекта. Следующим этапом является подготовка помещения к монтажным работам, сами работы и инсталляция оборудования. В заключение всего процесса проводится настройка и ввод в эксплуатацию мультимедийной системы, тестовая проверка работоспособности всего оборудования. Неотъемлемой частью проведения монтажных работ, является гарантия качества на все проделанные работы и поставленное оборудование.


Современный процесс обучения должен постоянно интенсифицироваться , так как вследствие накопленного человечеством объема знаний и поставленными обществом задачами, современный студент должен усваивать огромные объемы информации за меньшую единицу времени. На помощь приходят мультимедийные и интерактивные технологии.
Мысль о том, чтобы рассказать о технологиях, строении объектов, рельефных картах и процессов в динамике без их демонстрации вызывает улыбку. При этом возможности и эффект восприятия динамического видео или 3D изображений не сравнимы с печатными статичными изображениями.

Мультимедиа в образовании позволяют подключить максимум каналов человека к восприятию информации, так как более 70% информации мы воспринимаем с помощью зрения, и менее 30% - с помощью слуха. Мультимедиа позволяют создавать информационно насыщенную среду погружения для участников образовательного процесса, используя текстовые и графические данные, видео, аудио, возможности объемного моделирования и интерактивные инструменты.

Эффективность применения интерактивных методик в обучении давно изучена и доказана. Известно, что интерактивные инструменты позволяют увеличивать степень усвоения материала до 90%. Методика интерактивного обучения с использованием современного мультимедиа оборудования позволяет использовать новые возможности по предоставлению большего объема знаний и формированию необходимой фокусировки внимания учащихся.
При этом преподаватели получают практически безграничные возможности для применения разнообразных методик обучения: разделение учащихся по группам, командная работа, мозговые штурмы, интерактивное тестирование и опросы, трансляция видео роликов, презентаций, материалов Интернет и т.д. При этом используемые в процессе обучения материалы легко хранить и тиражировать, многократно использовать, в том числе и удаленно. Результаты тестирования и срезов знаний мгновенно обрабатываются, сохраняются и транслируются. Возможности производить видеозапись лекций для последующего использования или онлайн трансляций. И многое многое другое.

Интерактивные технологии в образовании


Интерактивная система (доска+проектор) . Доступное по стоимости решение. Позволяет нескольким пользователям одновременно писать и рисовать посредством пальца или пластикового стилуса или указки. Горячие клавиши для запуска специального обучающего программного обеспечения интегрированы в рамку интерактивной доски либо программный блок проектора. Современные ультракороткофокусные проекторы позволяют проецировать большие изображения высокой четкости даже при ярком дневном помещении и в маленьких помещениях, а также решить проблему яркого света проектора, ослепляющего выступающего.

Информационные сенсорные панели. Благодаря специально разработанному программному обеспечению инфо-панели могут стать информационным центром учебного заведения, где ученики с легкостью и без обращения к сотрудникам всегда смогут получить все необходимые сведения: расписание занятий/факультативов/курсов/внеклассных мероприятий, расположение аудиторий/классов, результаты экзаменов, информация об учениках и преподавателях, информация о родительских собраниях и инициативах, новости, планы мероприятий заведения и т.д. Кроме того, можно установить ограниченный доступ в Интернет, транслировать рекламные ролики.

Интерактивные панели.  Это эффективный инструмент для интерактивного обучения, отображающий рисунки, данные, презентации, графические изображения. Подключите аудиторию к процессу активного восприятия посредством сенсорного экрана с технологией мультитач и прямым управлением встроенным компьютером. Трансляция видео с флэш-накопителей, с компьютера на борту, из Интернет. Совместимость с практически любыми устройствами: смартфонами, планшетами, ноутбуками. Нет необходимости устанавливать проектор, нет ограничений из-за условий освещения. Крепление на стену или на стойку.

Многофункциональные учебные аудитории и актовые залы



Дистанционное обучение


Оперативность обмена информацией для удаленной совместной работы, возможность осуществлять видео конференции с несколькими группами людей в различных точках планеты, возможность удаленного присутствия на занятиях для обучающихся, находящихся на лечении или для детей/студентов с ограниченными возможностями, определили популярность и широкое распространение дистанционного обучения как в образовательных учреждениях, так и в корпоративном секторе.
Основное оборудование для организации дистанционного образования: видеоконференцсвязь , средства видео отображения (экраны, ТВ панели, видеостены) и система озвучивания . Вы получаете возможности осуществлять запись занятий/конференций, организовывать онлайн трансляции лекций, семинаров и многое другое.

Миф о сложности ненужных «игрушек». Среди преподавательского состава бытует мнение о том, что мультимедиа являются отвлекающими развлекательными игрушками, либо сложны для использования, что для них необходим специальный контент, дополнительная конвертация материалов в цифровой формат, и все это требует дополнительных трудовых и временных ресурсов и т.д.
На практике же все совсем наоборот. Обязательное требование к устанавливаемым системам – это максимальная простота управления и использования оборудования для преподавателей и учащихся. Большинство систем поставляется с готовыми к использованию программными приложениями, загруженным учебными материалами, имеют интуитивно понятные меню (интерфейсы) управления. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы участники не отвлекались от сути образовательного процесса.

К тому же, следует учитывать, что современные студенты и учащиеся, воспитанные под влиянием информационных технологий, имеют сформированные особенности восприятия информации вследствие постоянного использования различных технических устройств и информационных сетей. Подача учебных материалов с помощью устной лекции и меловой доски для них категорически не привлекательна и недостаточна по степени насыщенности.
Мультимедийное и интерактивное оборудование позволяет успешно решить главную задачу – сделать процесс обучения ярким, наглядным, увлекательным и интерактивным, что позволяет удерживать внимание и живой интерес к изучаемым предметам, а также позволяет задействовать дополнительные возможности мозга человека для лучшего запоминания и усвоения информации.

Внедрение мультимедиа в образовательный процесс – это не только затраты , но и объективная необходимость, а при дальновидном умелом использовании – источник дополнительного финансирования. Переход к рыночной модели системы высшего образования накладывает, с одной стороны, необходимость конкурировать в сфере получения грантов на исследования и перспективные разработки, а с другой стороны, позволяет самостоятельно получать заказы от промышленных предприятий на определенные исследования, построение моделей, тестирование, проектирование и разработки. Рост числа технопарков в нашей стране обусловливает необходимость оснащения ВУЗов высокотехнологичным оборудованием, так как, в конечном итоге эффективность обучения и вклада образовательных и исследовательских институтов становится двигателем экономики страны в целом.

Любые вопросы Вы можете задать нам прямо сейчас, используя "Онлайн консультант "
Есть похожая задача? Напишите нам Ваши требования на почту

В настоящее время сделать деление на мультимедийное и интерактивное оборудование довольно сложно, так современные устройства обладают множеством возможностей. Но примерно классификацию можно провести следующим образом:

К мультимедийному оборудованию относятся следующие устройства: проекционный экран, мультимедийный проектор, слайд-проектор, документ-камера, плазменная панель, видеостена, видеокамера, компьютер, видеоконференцсвязь, DVD-проигрыватель, звуковое оборудование, лазерная указка, устройства для чтения электронных книг.

Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Проекторы

В соответствии с функциональным назначением можно выделить следующие проекторы.

Проекторы категории Home Cinema - для домашнего кино, для игр
К этой группе относят проекторы, которые очень удобны в использовании при оформлении домашних кинотеатров. В основном они предназначены для просмотра видео или фотографий. Их отличительной чертой является низкий уровень шума.

Проекторы бюджетного класса для образования и бизнеса
В этой группе проекторы, имеющие относительно хорошие характеристики, но составляющие значительную экономию по своей стоимости. Очень часто такие проекторы используют в различных учебных заведениях или в небольших помещениях офисов.

Проекторы для кинотеатров и индустрии развлечений
Для этих проекторов характерно наличие несколько режимов изменения показываемого изображения и наличия подключения сразу к нескольким источникам передаваемой на большой экран информации.

Еще можно выделить в отдельные подгруппы:

  • 3D проекторы (поддерживают передачу информации в формате 3D) - применяются в образовании, в музеях
  • сверхминиатюрные проекторы (весом менее 0,5 кг)
  • стереоскопические приложения (применяются в бизнес-процессах, моделировании)

По типу
Инсталляционные мультимедийные проекторы
Использование этих проекторов осуществляется в залах больших размеров. Установка происходит непосредственно к потолку с помощью специальных креплений, к которым подведены коммуникации для подключения к источникам информации.

Беспроводные мультимедийные проекторы
Эта группа включает в себя наиболее удобные проекторы, так как передача информации происходит с помощью беспроводной технологии передачи данных WiFi. Удобство выражается также в том, что к одному проектору может быть подключено сразу несколько компьютеров.

Проекционные экраны

Существуют проекционные экраны прямой проекции - когда проектор и аудитория находятся по одну сторону относительно экрана. А также обратной проекции, когда проектор стоит за экраном.

По типам конструкции различают такие виды проекционных экранов:

  • моторизованные
  • подпружиненные
  • мобильные
  • стационарные

У моторизованных экранов в комплекте есть электромотор, при помощи которого можно опускать и поднимать экран.
Подпружиненные - это экраны с ручным приводом; разворот полотна и обратное скручивание нужно производить вручную.
Мобильные экраны имеют такую конструкцию, с помощью которой их можно сворачивать, разворачивать и переносить.
Устанавливаемые раз и навсегда экраны называются стационарными. Их натягивают на раму или "прячут" в тубус, из которого извлекают во время показа.

Экраны также бывают:

  • на штативе
  • настенные рулонного типа
  • с электроприводом.

Экраны с электроприводом предназначены, в основном, для профессиональных пользователей. Обычно крепятся к стене или потолку. Такой экран может быть изготовлен из любого типа тканей, без швов.

Проекционные экраны различаются по типам поверхности:

  • из текстильного материала
  • из винилового материала.

Текстильный материал. Отражающая поверхность экрана прессуется на текстильный материал, который обеспечивает стабильность размеров при сворачивании. Материалы на текстильной подложке обычно дешевле виниловых и подходят для всех типов проекционного оборудования. Виниловый материал нуждается в натяжении, чтобы поверхность для проецирования была плоской.

Документ-камеры

Документ-камеры предназначены для визуальных презентаций. Передача изображения на монитор компьютера, телевизор или проектор осуществляется с помощью захвата изображения посредством встроенной камеры. При подключении к компьютеру в режиме реального времени возможно транслирование идеального качества изображения абсолютно любых объектов, включая трехмерные. Мало того, это изображение можно транслировать не только на экран (хотя и теперь это осуществляется, но уже с помощью мультимедиа проекторов) - его, благодаря наличию разнообразных интерфейсов, можно ввести в компьютер, передавать по Интернету, демонстрировать на экранах телевизоров. К тому же большинство современных моделей документ-камер имеют несколько аудио-видео входов, за счет чего появилась возможность использовать их в качестве мультимедийного коммутатора.

При передаче изображений в компьютер можно их записывать - как в формате фотографий, так и в формате видеоматериалов, а если при этом подключить микрофон - можно записывать и видео со звуком. Таким образом, урок, проведенный с использованием документ-камеры остается не только в виде конспекта, но и превращается в дополнительное учебное пособие, которым можно будет в дальнейшем воспользоваться еще не раз.

Существует два вида документ-камер: портативные и стационарные.

Портативные камеры достаточно лёгкие (обычно их вес не превышает 5 кг), изготавливаются с применением ударостойких материалов, что позволяет их безопасно транспортировать на различные расстояния, в комплект их поставки обычно входит специальная сумка для переноски либо предназначенная для этого ручка. При этом малые размеры нисколько не уменьшают уровень высоких технических характеристик.

Второй вид документ-камер - стационарные - массивны и имеют большой вес (порядка 15 кг.), но зато они оснащены огромным числом разнообразных интерфейсных разъемов, позволяющих передавать данные. Кроме того, у камер этого вида более высокое разрешение и расширенный набор функциональных возможностей.

Система видеоконференции

Видеоконференция - это компьютерная технология, которая позволяет людям видеть и слышать друг друга, обмениваться данными и совместно их обрабатывать в интерактивном режиме.

Организация видеоконференций осуществляется при соблюдении двух условий:

1. Вы должны иметь соответствующее оборудование для видеоконференций, обязательно имеющее камеру для видеоконференций;
2. Вы должны иметь возможность соединиться с коллегой через любые каналы связи (в том числе и спутниковые), отвечающие требованиям видеоконференц-связи, например можно организовать видеоконференцию через интернет.

Некоторые системы позволяют также участникам активно взаимодействовать, просматривая и редактируя совместно различные документы.

Различают три основных типа систем видеоконференций:

Персональные системы видеоконференцсвязи.
Персональные системы видеоконференцсвязи проектируются для индивидуального использования. Как правило, они выполнены в корпусе для установки на монитор или непосредственно интегрированы в монитор.

Cистемы видеоконференцсвязи для небольших аудиторий
Системы видеоконференцсвязи для небольших аудиторий используются для установки в конференц-залах малых и средних размеров. Устанавливаются системы подобного типа на монитор или специальную подставку. Имеют превосходное качество аудио и видео. Имеют широкие возможности по подключению дополнительного оборудования: документ-камер, цифровых ”белых досок” и т.п., увеличивающего возможности видеоконференции.

Интегрируемые системы видеоконференцсвязи
Наиболее функционально продвинутые системы видеоконференций. Устанавливаются в средних и больших конференц-залах. Поддерживают максимальное количество дополнительных функций, включая многоточечные видеоконференции, передача изображения с нескольких источников и многие другие. Сложны в настройке, требуют предварительного проектирования.

Основные компоненты системы видеоконференции

Кодек видеоконференции
Кодек - ” мозг” и ” сердце” системы видеоконференции. Этот компонент кодирует аудио и видеоинформацию и передает ее в среду передачи данных, в то время как на другом конце кодек получает информацию, декодирует ее и предоставляет на вывод. Кодек во многом определяет возможности конференции: поддержка таких функции как многоточечные конференции, кодирование аудио и видео в определенные форматы, подключение дополнительного оборудования и т.п.

Камера видеоконференции
Существует множество типов камер: от небольших камер, устанавливаемых на монитор, до высококачественных камер, поддерживающих дистанционное управление панорамированием, наклоном и масштабированием. Групповые системы видеоконференции часто дополняются дополнительными камерами, включая документ-камеры.

Микрофон видеоконференции
Персональные системы видеоконференцсвязи часто комплектуются простым микрофоном, характерным для персональных компьютеров. Групповые системы видеоконференцсвязи комплектуются специальным микрофоном, позволяющим принимать звук от нескольких участников. При использовании видеоконференций в больших залах часто возникает необходимость в использовании дополнительных микрофонов для комфортного взаимодействия всех участников.

Средство отображения для использования с видеоконференцсистемой
В системе видеосвязи средство отображения играет немалую роль в восприятии. Вряд ли будет уместным и эффективным использование 14” монитора в hi-end системе, которая стоит несколько десятков тысяч долларов. Средство отображения необходимо выбирать в соответствии с задачами выполняемыми системой видеоконференции. Для персональных видеоконференций достаточно обычного компьютерного монитора, если конечно система уже не интегрирована в монитор. Системы для проведения групповых видеоконференций должны иметь большой монитор или лучше несколько. Так же можно использовать проекторы, плазменные панели, телевизоры.

Дополнительное оборудование
При проведении видеоконференции может возникнуть необходимость в передаче информации непосредственно с персонального компьютера, отображении бумажного документа или построении графиков на доске. Для осуществления этих потребностей используется дополнительное оборудование: блок подключения компьютера, документ-камера, цифровая "белая доска”.

Видеостена

Видеостена представляет собой единый полиэкран, состоящий из нескольких видео модулей. Модульный принцип позволяет создавать видеостены сколь угодно больших размеров. Существуют видеостены площадью в десятки и даже сотни квадратных метров. Единственное ограничение: размеры видеостены должны быть кратны размерам видео модулей, из которых собирается полиэкран. В качестве видео модулей чаще всего используются так называемые видеокубы. В последнее время для создания видеостен иногда применяют плазменные и ЖК- панели специальной конструкции.

Полиэкран (видеостена) способен формировать изображение, поступающее от множества разнородных источников:

  • Компьютеров
  • Компьютерных сетей (в том числе Интернет)
  • Систем конференцсвязи
  • DVD-проигрывателей
  • Видеомагнитофонов
  • Видеокамер
  • Приемников спутникового и кабельного телевидения
  • Систем промышленного видеонаблюдения

В образовании видеостены применяются редко. Основное назначение видеостен - крупномасштабное отображение информации для коллективного просмотра в диспетчерских и ситуационных центрах, на пультах управления, а также в различных автоматизированных системах управления. Видеостены широко используются в тех сферах, где необходим оперативный контроль над непрерывно поступающей информацией и где исключительно велика ответственность за принимаемые управленческие решения: в энергетике, на транспорте, телекоммуникациях, промышленности, в системах обеспечения безопасности, в управлении финансами. Кроме того, видеостены устанавливают в залах заседаний, на финансовых биржах и т.п.

Лазерные указки

Лазерная указка — портативное устройство, генерирующее узконаправленный луч лазера в видимом световом диапазоне. Лазерная указка является недорогим портативным лазером, который по виду и по размерам похож на обычную ручку. Она превосходит более старые приспособления, помогающие указывать на предмет, поскольку только лазерная указка может быть использована на расстоянии несколько сот метров, производя яркое пятно света, очень хорошо заметное человеческому глазу.

Лазерные указки можно применять в больших аудиториях, чтобы докладчик не вставал и подходил к доске, на которой отображаются слайды, а с места мог указать своей лазерной указкой, на что следует всем обратить внимание. В школах учителя могут использовать лазерные указки вместо обычных деревянных. Обычный учитель проводит несколько часов у доски, а благодаря лазерной указке он может сэкономить свое здоровье, время, нервы и меньше напрягаться во время своей работы.

Существует несколько цветов указок. Красные - самые распространенные. Еще бывают бирюзовые и синие, которые отличаются самой большой мощностью, но и самой большой стоимостью и опасностью для окружающих. Фиолетовые указки тускловаты, но зато они могут вызывать флуоресцентное свечение некоторых предметов. Желтые имеют самый низкий КПД, но обладают красивым огненным цветом. Зеленый луч удобно использовать астрономам-любителям, потому что с их помощью очень удобно отмечать звезды и созвездия.

3D-ручки

3D ручка - это инструмент, способный рисовать в воздухе. Волшебство, подумаете вы, но нет, всего лишь очередной технологический прорыв в области 3D моделирования. Сразу же напрашивается возможность на математике создавать объёмные геометрические фигуры. Учителя технологии и ИЗО могли бы придумать новые техники рукоделия.

Учителя остальных предметов также могут увидеть новые техники создания наглядных объёмных моделей, предложить творческие задания учащимся. Детские студии мультфильмов могут создавать своих героев гораздо быстрее и снимать свои маленькие шедевры…

Беспроводной презентатор

Используя это устройство, нет необходимости стоять около компьютера или пользоваться помощью дополнительного человека, который будет прокручивать слайды. Радиус презентатора может быть до 15 метров. Состоит, как правило, из двух частей: передатчик и USB ресивер с памятью более 1 GB (презентации, лекции, учебный материал можно хранить непосредственно на ресивере). Данное устройство может сочетать в себе функции лазерной указки.

Устройства для чтения электронных книг

В связи с бурным развитием компьютерного рынка, к устройствам для чтения электронных книг (так называемым e-Book device) могут быть причислены многие устройства — ПК, КПК, лэптопы, мобильные телефоны, смартфоны вполне для этого пригодны. Лучшим вариантом можно считать специальные устройства — eBooks (электронные книги) — рассчитанные на комфортное чтение книг с их экрана. Различия лишь в дополнительных возможностях по оптимизации процесса чтения для пользователя.


В настоящее время на рынке представлено огрномное количество видов и моделей e-Book, которые различаются по следующим параметрам:
  • Дисплей (сенсорный, стеклянный, пластиковый, разрешение, диагональ, мнохоромный или цветной и т.п.)
  • Дизайн и материал корпуса
  • Комплектация (то, что прилагается к книге: от карты памяти до фонарика)
  • Объем памяти
  • Емкость аккумулятор
Сейчас существуют книги, которые могут легко сгибаться и сворачиваться в достаточно компактный рулон. Запас прочности, в отличие от стеклянных экранов и пластиковых экранов является лучшим на сегодняшний момент.

В 2011 году стартовал образовательный эксперимент, в ходе которого ученики школ нескольких регионов получили возможность учиться не по привычным бумажным учебникам, а с помощью электронных учебников (электронных ридеров).

К интерактивному оборудованию относятся следующие устройства: интерактивная доска, интерактивная панель, копи-доска, система голосования (система тестирования).

Интерактивные доски

Подробнее об интерактивных досках .

Интерактивная панель (планшет)

Интерактивные панели позволяют писать или рисовать прямо на экране, используя беспроводную ручку или мышь. Можно управлять презентацией или уроком, проецируя изображение на экран любых размеров, находясь в любой точке класса. Это позволяет использовать панели в различных помещениях, начиная с классов и заканчивая большими конференц-залами. К одному компьютеру может быть подключено несколько подобных планшетов, один из которых может использоваться в качестве планшета учителя.


С помощью планшета, можно выполнять записи и делать пометки, сохранять информацию о происходящем на уроке в виде файлов, вносить изменения в существующие документы. Современное программное обеспечение дает возможность импортировать любые графические объекты, использовать множество готовых шаблонов оформления. Созданные с помощью интерактивных панелей уроки и презентации можно сохранять в разных форматах, распечатывать или отсылать по электронной почте.

Электронные копирующие доски (копи-доски)

На электронных копирующих досках можно писать маркерами, как на обычной белой доске, а с помощью встроенного принтера распечатывать сделанные на доске записи, так что участникам совещания или семинара не нужно тратить время на переписывание с доски. Копи-доски позволяют более рационально использовать время и гарантируют, что все наиболее важные моменты выступления будут сохранены. Некоторые модели позволяют распечатывать и сохранять (в том числе на карты памяти) цветное изображение.




Сделанные на доске пометки и надписи можно:
- распечатать на подключенном к доске совместимом принтере,
- распечатать на любом принтере, подключенном кому же компьютеру, что и доска,
- сохранить на USB-флеш,
- сохранить на SD-карту,
- сохранить в памяти компьютера, к которому подключена копирующая доска.

Преимущества таких досок заключается в следующем:
- простое решение (не требуется специального обучения)
- экономичное решение (копи-доска заметно дешевле комплекта из интерактивной доски и проектора)

В зависимости от ситуации и целей копи-доски можно использовать как:

Обычную маркерную доску (делать записи и рисунки цветными маркерами)
- копирующую доску (распечатывать копии доски на встроенном принтере)
- электронную копирующую доску (сохранять данные с доски на компьютере).

Система голосования (тестирования) - современное устройство ввода информации, подключаемое к компьютеру. Эту систему также называют комплексом оперативного контроля знаний. Предназначены для использования в учебном процессе, презентаций, докладов и т.п. в условиях образовательных учреждений, залах для конференций, актовых залах, переговорных, в коммерческих, общественных и государственных учреждениях.




Учитель (докладчик) может вывести на интерактивную доску (экран) вопросы теста, и аудитория с помощью удобных пультов ответит на них.

В зависимости от модификаций комплексы оперативного контроля знаний могут использовать инфракрасную технологию или радиоканал для связи пультов и приемного устройства. Инфракрасные системы дешевле своих «радио-коллег». Радиочастотные системы позволяют учащимся не только вводить ответы, но и сообщать отвечающему результат ответа на дисплей пульта.

Специальные системы позволяют организовывать опросы и для детей с ограниченными физическими возможностями. Слабовидящие или слепые дети могут использовать пульты с рельефными кнопками, для детей с нарушением моторики существуют устройства с крупными клавишами, а слабослышащие могут ориентироваться на различные цвета и форму кнопок пульта.

Современные системы для тестирования не ограничиваются только проведением опросов. Они также позволяют накапливать полученные данные, систематизировать их и обрабатывать. Программное обеспечение позволяет, например, посмотреть данные по каждому учащемуся за любой срок. Материалы тестирования сортируются по группам, классам, предметам, формам контроля или срокам — и при этом могут быть представлены в виде диаграмм или графиков.

Систему голосования можно использовать не только для итоговых тестирований и контрольных работ, но и для проверки домашнего задания, блиц-опросов учащихся по пройденной теме, промежуточных срезов и проверочных работ.

Интерактивный рабочий стол

Это новинка, которую впервые представили на выставке CES 2012 (Лас-Вегас, Невада, США). Кто знает, может такие рабочие столы будут у каждого ученика. Ниже представлено видео, демонстрирующее некоторые возможности такого стола.

Модель: Microsoft Surface

И если речь зашла об оборудовании будущего, то предлагаю посмотреть ролик о школе будущего «Алиса в Сколково 2023» (презентационный ролик к анимационному телесериалу по мотивам книг Кира Булычева, который планируется выпустить в 2012 году).

Еще один вариант возможного школьного обучения в будущем: робот телеприсутствия

Нормативные документы

Письмо Министерства образования и науки РФ "Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием" от 24 ноября 2011 года № МД-1552/03 (.pdf)

Классификация:

Мультимедийное оборудование: назначение, возможности, правила эксплуатации. Основные типы интерфейсов для подключения мультимедийного оборудования.

Мультимедийное оборудование - это оборудование, которое применяется для создания разного рода аудиовизуальных инсталляций. Это может быть установка домашнего кинотеатра, или техническое оснащение презентационных залов, конференц-помещений и пр.

Мультимедийная система включает в себя массу приборов, таких как

Мультимедийные проекторы,

Экраны для проекторов,

Плазменные панели и телевизоры,

Жк-телевизоры,

Акустические системы,

Инсталляционная техника,

Крепления для проекторов и ЖК-телевизоров,

Усилители-распределители,

Цифровые и аналоговые декодеры,

Коммутаторы,

Преобразователи развертки,

Видео- и аудиопроцессоры,

Интерфейсы передачи сигналов,

И мн. др.

Проекторы: определение, основные характеристики.

Проектор – это оптическое устройство, позволяющее проецировать на экран изображение с ПК.

ЛАМПА – ОПТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – МОДУРЯТОР БУ – ОБЪЕКТИВ – ЭКРАН

Лампа- источник светового потока

Оптическая система- формирует световые потоки внутри проектора, разделяет их на три основных цвета

Модулятор- (матрица из жидкокристаллических или микрозеркальных ячеек) формирует пиксельную структуру и управляет потоком света через каждый

Объектив- собирает световые потоки разных цветов и формирует на экране изображение необходимого размера

Блок управления- получает сигнал от источника изображения, преобразует в импульсы управления ячейками модулирующей матрицы

Характеристики:

1-Световой поток – измеряется в ANSIлюменах, определяет мощность проектора. Диапазон (от 600 до 30000 ANSI мамонов)

2-Разрешение – определяет качество изображения. Диапазон разрешения от SVGA (600X800) до FuIIHD (1920x1080).

3-Контрастность – определяет отношение величины яркости самых светлых и самых темных участков изображения.

Мультимедийное оборудование: акустические системы, микрофоны, тв-тюнеры.

Мультимедиа-интерактивная система, обеспечивающая одновременное представление различных медиа - звук, анимированная компьютерная графика, видеоряд.

Акусти́ческая систе́ма - устройство для воспроизведения звука, состоит из акустического оформления и вмонтированных в него излучающих головок (обычно динамических).

Микрофо́н- электроакустический прибор, преобразовывающий звуковые колебания в колебания электрического тока, устройство ввода. Служит первичным звеном в цепочке звукозаписывающего тракта или звукоусиления. Микрофоны используются во многих устройствах, таких как телефоны и магнитофоны, в звуко-и видеозаписи, на радио и телевидении, для радиосвязи, а также для ульт. Контроля и измерения.

ТВ-тю́нер- род телевизионного приёмника (тюнера), предназначенный для приёма телевезионного сигнала в различных форматах вещания с показом на мониторе компьютера. Кроме того, большинство современных ТВ-тюнеров принимают станции и могут использоваться для захвата видео. Выпускались мониторы с встроенными ТВ-тюнерами, позволяющие выводить во время работы с ПК в отдельном окне видео, как на телевизионном приёмнике (PiP).

Цифровой звук – параметры не меняются во времени и существенно менее подвержены искажениям за счёт технических характеристик носителей информации. Цифровой код воспринимается компьютером в любой ситуации одинаково.

Оцифровка – это фиксация амплитуды сигнала через определенные промежутки времени и регистрация полученных значений амплитуды в виде округленных цифровых значений (так как значения амплитуды являются величиной непрерывной, нет возможности конечным числом записать точное значение амплитуды сигнала, именно поэтому прибегают к округлению). Записанные значения амплитуды сигнала называются отсчетами.

Чтобы преобразовать аналоговый сигнал в цифровой, требуется специальное устройство – аналогово-цифровой преобразователь (АЦП). АЦП преобразовывает аналоговый сигнал в последовательность цифровых значений, которые передаются в компьютер. Метод, который используется для преобразования аналогового сигнала в цифровой, называется методом импульсного кодирования (PCM Pulse Code Modulation). Суть этого метода в том, что производятся отсчеты амплитуды аналогового сигнала через равные промежутки времени:

Компьютера.

Недостаток: сложная схема преобразования данных – необходимо применять АЦП, ЦАП.

Цифровой звук – это набор импульсных сигналов формирующих цифровой код, в котором закодировано текущее значение амплитуды аналогового сигнала. Цифровой код – это двоичный код двоичной системы представления сигналов во времени, которыми обмениваются устройства ЭВМ.

Характеристики:

· Высота звука - определяется частотой звуковой волны (или, периодом волны). Чем выше частота, тем выше звучание. Высота звука измеряется в герцах (Гц, Hz) или килогерцах (КГц, KHz). 1 Гц = 1/С. То есть колебание в 1 Гц соответствует волне с периодом в 1 секунду.

· Громкость звука - определяется амплитудой сигнала. Чем выше амплитуда звуковой волны, тем громче сигнал. Громкость звука измеряется децибелах и обозначается дБ.

Цифровой звук – это набор импульсных сигналов формирующих цифровой код, в котором закодировано текущее значение амплитуды аналогового сигнала. Цифровой код – это двоичный код двоичной системы представления сигналов во времени, которыми обмениваются устройства ЭВМ.

Под обработкой звука следует понимать различные преобразования звуковой информации с целью изменения каких-то характеристик звучания. К обработке звука относятся способы создания различных звуковых эффектов, фильтрация, а также методы очистки звука от нежелательных шумов, изменения тембра и т.д. Все это огромное множество преобразований сводится, в конечном счете, к следующим основным типам:

Амплитудные преобразования. Выполняются над амплитудой сигнала и приводят к ее усилению/ослаблению или изменению по какому-либо закону на определенных участках сигнала.

Частотные преобразования. Выполняются над частотными составляющими звука: сигнал представляется в виде спектра частот через определенные промежутки времени, производится обработка необходимых частотных составляющих, например, фильтрация, и обратное «сворачивание» сигнала из спектра в волну.

Фазовые преобразования. Сдвиг фазы сигнала тем или иным способом; например, такие преобразования стерео сигнала, позволяют реализовать эффект вращения или «объёмности» звука.

Временные преобразования. Реализуются путем наложения, растягивания/сжатия сигналов; позволяют создать, например, эффекты эха или хора, а также повлиять на пространственные характеристики звука.

10. Векторная графика: понятие, преимущества и недостатки, примеры векторных графических редакторов.

В векторной графике основным элементом изображения является линия или примитивные геометрические фигуры (окружности, квадраты и т.д.). Этим объектам присваиваются атрибуты - толщина линий и цвет заполнения. Векторный рисунок хранится в файле как набор координат, векторов и др. чисел.

Достоинства:

-занимают относительно небольшой объем памяти;

-могут быть легко масштабируемы без потери качества;

Недостатки:

-не позволяет получать изображения фотографического качества;

Сложность векторного принципа описания изображения не позволяет автоматизировать ввод графической информации и сконструировать устройство подобное сканеру для растровой графики;

Программная зависимость: каждая программа сохраняет данные в своем формате, поэтому изображение, созданное в одном векторном редакторе, как правило, не конвертируется в формате др. программы без погрешностей;

11. Растровая графика: понятие, преимущества и недостатки, примеры растровых графических редакторов.

Достоинства

Недостатки.

1.Основным недостатком растровых изображений является большой размер файлов, что увеличивает требования, как к объему памяти устройств, так и к их быстродействию.

Потеря качества.

Примеры редакторов:

Paint. NET

Adobe Photoshop

Форматы графических файлов: растровый, векторный, метафайловый. Примеры.

· Под растровым понимается способ представления изображения в компьютерной графике в виде совокупности отдельных точек различных цветов или оттенков.

Audacity- свободный и бесплатный аудиоредактор файлов звукозаписи, ориентированный на работу с несколькими дорожками, работающий под управлением операционных систем: Microsoft Windows, Linux, Mac OS X и других.

Редактор Audacity обеспечивает выполнение следующих функций:

  • импорт и экспорт файлов WAV, MP3 (с использованием кодировщика LAME MP3), Vorbis, FLAC и других форматов;
  • запись с микрофона, линейного входа и других источников;
  • запись с одновременным прослушиванием имеющихся дорожек;
  • запись до 16 каналов одновременно (необходима многоканальная звуковая карта);
  • эффекты и расширения, как в комплекте поставки, так и устанавливаемые отдельно (LADSPA либо на функциональном языке Nyquist);
  • индикаторы уровня записи и воспроизведения;
  • изменение темпа с сохранением высоты тона;
  • изменение высоты тона с сохранением темпа;
  • удаление шума по образцу;
  • спектральный анализ с использованием преобразования Фурье с различными формами окна;
  • воспроизведение множества дорожек одновременно (без поддержки многоканального звука - при воспроизведении используются только два канала, в которые микшируются все дорожки);
  • сведение дорожек с разными качественными характеристиками с автоматическим преобразованием к заданным характеристикам проекта в режиме реального времени;
  • результаты могут сохраняться во множество форматов, обеспечиваемых библиотекой libsndfile.

Интерфейс:

· Главное меню;

· Ползунки и селектры;

· Панель редактирования;

· Кнопка удаления дорожки;

· Выпадающее меню дорожки;

· Кнопка «Соло»;

· Кнопка «Тихо»;

· Управление громкостью и балансом;

· Дорожки(времени, для заметок, аудиодорожки);

Карандаш (В) - рисует линии основным цветом с жесткими краями.

Свободное перо

19:33:04

(Р) - произвольно рисует кривые Безье;

Добавить опорную точку - добавляет новую узловую точку в контуре или кривой Безье;

Удалить опорную точку - удаляет выбранную узловую точку в контуре или кривой Безье;

Оптическое распознание символов- механический или электронный перевод изображений рукописного, машинописного или печатного текста в последовательность кодов, использующихся для представления в текстовом редакторе.

Функциональные возможности:

· Конвертация книг и документов в электронный вид;

· Автоматизация систем учета в бизнесе;

· Публикация текста на вэб-странице.

Разновидности:

· Растровая

Программа имеет ряд удобных возможностей. Она позволяет объединять сканирование и распознавание в одну операцию, работать с пакетами документов (или с многостраничными документами) и с бланками. Программу можно обучать для повышения качества распознавания неудачно напечатанных текстов или сложных шрифтов. Она позволяет редактировать распознанный текст и проверять его орфографию.

После установки программы FineReader в меню Программ Главного меню появляются пункты, обеспечивающие работу с ней. Окно программы имеет типичный для приложений Windows вид и содержит строку меню, ряд панелей инструментов и рабочую область.

В левой части рабочей области располагается панель Пакет, содержащая список графических документов, которые должны быть преобразованы в текст. Эти графические файлы рассматриваются как части одного документа. Результаты их обрабатываются и в дальнейшем объединяются в единый текстовый файл. Форма значка, отмечающего исходные файлы, указывает, было ли произведено распознавание.

Панель в нижней части рабочей области содержит фрагмент графического документа в увеличенном виде. С ее помощью можно оценить качество распознавания. Эту панель используют также при «обучении» программы в ходе распознавания.

Остальную часть рабочей области занимают окна документа. Здесь располагается окно графического документа, подлежащего распознаванию, а также окно текстового документа, полученного после распознавания.

Мультимедиа: понятие, классификация, области применения

Мультимедиа (многие среды) - комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю работать в диалоговом режиме с разнородными данными (графика, текст, звук, видео), организованными в виде единой информационной среды.

Классификация:

Линейное представление – аналогом линейного способа представления может являться кино. Человек не может повлиять на его вывод.

Нелинейное представление – нелинейный способ представления позволяет человеку участвовать в выводе инфо (игра, презентация).

Области применения: шоу-бизнес, образование, медицина, информационная и рекламная деятельность, экономика.