Михаил сомов в антарктиде застрял. Научно-экспедиционное судно «Михаил Сомов. А так как виновник должен быть, наказали научно-исследовательскую станцию «Русская», которую закрыли. Теперь в районе моря Росса работают американцы

Окрашивание

Научно-экспедиционное судно «Михаил Сомов»

Дизель-электроход «Михаил Сомов» был заложен на Херсонском судостроительном заводе 10 октября 1974 г., спущен на воду 28 февраля 1975 г., а июне вышел на испытания. Затем его передали ленинградскому ордена Ленина Арктическому и Антарктическому научно-исследовательскому институту (ААНИИ).

Судно, названное в честь видного океанолога и полярного исследователя, Героя Советского Союза Михаила Михайловича Сомова (1908-1973), имело следующие характеристики: полное водоизмещение – 14 185 т; длина – 133 м, ширина – 18,8 м, осадка в полном грузу – 9,16 м, грузоподъемность – 5436 т, имелись помещения для 104 пассажиров. В качестве энергетической установки первоначально стояли четыре дизеля общей мощностью 7200 л.с., но во время капитального ремонта в 1987 г. их заменили двигателями финского производства (7420 л.с.). Максимальная скорость – 16,2 узла, дальность плавания – 12500 миль. Экипаж – 40 человек.

После первых пяти рейсов (два из них – для обеспечения работы 21 й и 22 й Советских Антарктических экспедиций) судно в 1977 г. модернизировали на Херсонском заводе. Главной задачей работ стали установка лабораторного блока для выполнения различных исследований и оборудование вертолетной площадки.

«Михаил Сомов»

Всего с 1975 по 2010 гг. «Михаил Сомов» совершил 77 рейсов, из них 19 – в Антарктиду. Работы на шестом континенте велись самые разнообразные: изучение гидрометеорологического и ледового режима Южного океана, гидрографические работы, выполнение меридиональных разрезов температуры поверхности океана методом инфракрасной радиометрии, специальные исследования физики и механики морского льда. И, конечно, доставка на антарктические станции зимовщиков, а также продовольствия и различных грузов. Протяженность каждого из таких рейсов составляла от 30 000 до 40 000 миль, и многие из них складывались совсем непросто.

Известность «Михаилу Сомову» принесли события 14 го рейса в 1984-1985 гг. Теплоход должен был работать в составе 30 й Советской Антарктической экспедиции. Выйдя из Ленинграда, он взял курс к берегам шестого континента. В середине февраля судно зашло в Новую Зеландию для закупки продовольствия и снабжения для станций. Затем «Михаил Сомов» должен был идти в район станции Русская в море Росса. Этот район малопригоден для судоходства из-за частых подвижек паковых льдов. Кроме того, стремительно приближалась антарктическая зима и полярная ночь. 7 марта дизель-электроход подошел к береговому припаю, на расстояние 25 миль до станции. Началась выгрузка снабжения с помощью судового вертолета. Но вскоре стало ясно, что выгрузка даже самой необходимой части снабжения и смена зимовщиков чреваты попаданием в ледовый плен. В середине марта в районе стоянки «Сомова» прошел ураган, длившийся три дня.

15 марта 1985 г. начался дрейф «Михаила Сомова» в Тихоокеанском ледовом массиве, продолжавшийся 133 дня. На Большой земле было принято решение об эвакуации с судна больных, зимовщиков и части экипажа, на борту осталась лишь группа добровольцев. Тем временем в Госкомгидромете (ему подчинялся ААНИИ) беспрерывно шли совещания, на которых решалось: что делать с попавшим в западню судном. По свидетельству участников событий, решение о посылке спасательной экспедиции было принято лишь после того, как о «брошенном в Антарктиде советском судне» сообщили западные радиостанции. Так ли это, точно сказать невозможно, но правительственная комиссия приняла решение о посылке к дрейфующему судну спасательной экспедиции на ледоколе «Владивосток». Экспедицию возглавил А.Н. Чилингаров.

«Владивосток», которым командовал Г.И. Антохин, покинул одноименный порт 10 июня 1985 г. Переход в Антарктиду оказался весьма тяжелым, но 15 июля «Владивосток» подошел к кромке льдов. Еще 12 дней он пробивался к «Михаилу Сомову». На завершающем этапе похода участникам спасательной экспедиции сопутствовала удача – с воздуха удалось обнаружить трещины в 6 метровых льдах, окружавших «Сомов». Одна из них вывела ледокол прямо к терпящему бедствие судну: долгожданная встреча произошла 26 июля.

Благоприятно сложилась обстановка и во время обратного перехода до чистой воды. Маленький караван вышел к кромке льдов 12 августа. Затем оба судна перешли в новозеландский порт Веллингтон, откуда каждый самостоятельно отправился в свой порт приписки. Всего в ходе спасательной операции «Владивосток» прошел 20 000 миль, из них 2000 – в антарктических льдах.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 декабря 1985 г. за участие в антарктической эпопее были награждены и сами суда («Владивосток» – орденом Ленина, «Михаил Сомов» – орденом Трудового Красного Знамени), и члены их экипажей. Обошли лишь капитана Антохина – из-за неснятого взыскания по партийной линии! «Разбором полетов» занималась правительственная комиссия во главе с А.А. Громыко, но никого из участников наказывать не стали. Получившую большую известность эпопею «Михила Сомова» можно считать последним выдающимся событием, произошедшим в высоких широтах в советский период.

После ремонта «Сомов» продолжал свою нелегкую работу. В июле 1991 г. во время обслуживания 36 й и 37 й Советских Антарктических экспедиций он вновь попал в ледовый плен в районе станции Молодежная в море Космонавтов. Дрейф продолжался до декабря, но в этот раз обошлось без драматических событий и судну удалось освободиться самому. Распад СССР и экономические проблемы нашей страны отразились и на судьбе «Михаила Сомова». В 1992-1998 гг. он в основном занимался коммерческими рейсами и операциями по доставке снабжения в Арктику в ходе «Северного завоза». В 1991-1992, 1993-1994 и 1995 гг. состоялись его последние антарктические рейсы, а затем на смену ему пришло новое судно для работы в Антарктиде – «Академик Федоров».

В декабре 1998 г. судно перешло в Архангельск и встало на ремонт на заводе «Красная Кузница». 1 мая 1999 г. «Михаил Сомов» был передан на баланс Северного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Северное УГМС). В ведении этой организации находятся все полярные станции Западного сектора Арктики. Также при ее участии проводится снабжение большей части населенных пунктов, воинских частей и других объектов, находящихся на трассе Северного морского пути.

Ремонт «Михаила Сомова» продолжался до июля 2000 г., а уже в августе дизель-электроход вышел в новый рейс по обеспечению «Северного завоза». С тех пор и до сегодняшнего дня экипаж судна возглавляет опытный моряк – капитан дальнего плавания Ю.А. Настеко. Под его командованием в 2000-2010 гг. был выполнен 41 рейс. И практически каждый из них связан с немалыми сложностями, которые экипаж (заметно сократившийся по сравнению с советскими временами) с честью преодолевает. Проблемы связаны и с ограниченным временем навигации в полярных морях, и особенностями пунктов разгрузки – полярных станций и воинских частей, которые, пожалуй, объединены только одним – труднодоступностью. «Михаил Сомов» довольно быстро получил почетное прозвище: «пароход, что всю Арктику кормит». И это действительно так.

Продолжаются на судне и научные работы. Практически в каждом рейсе присутствуют специалисты из ААНИИ и других научных институтов. С 2005 г. на «Михаиле Сомове» работает Морская арктическая комплексная экспедиция Российского НИИ культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева, которую возглавляет почетный полярник профессор П.В. Боярский. За время работы на «Михаиле Сомове» экспедиция внесла огромный вклад в изучение самых разных объектов культурного и природного наследия Арктики, ее сотрудники в рамках программы «Память Российской Арктики» установили памятные знаки первопроходцам и путешественникам.

Вот уже 36 лет трудится «Михаил Сомов» в высоких широтах. По состоянию на 2011 г. Российский морской регистр судоходства продлил срок его эксплуатации до 2013 г.

Из книги Спецслужбы Российской Империи [Уникальная энциклопедия] автора

Глава 17 Научно-техническая разведка О научно-технической разведке эпохи средневековой России и ее роли в укреплении обороноспособности страны большинство исследователей истории российской разведки вспоминают крайне редко. А напрасно, ведь без заимствования на

Из книги «Моссад» и другие спецслужбы Израиля автора Север Александр

Глава 12 Операции научно-технической разведки Об операциях израильских спецслужб в сфере научно-технической разведки известно немного. Одна из причин – нежелание признавать тот факт, что военно-промышленный комплекс Земли обетованной в годы «холодной войны» активно

Из книги Все о внешней разведке автора Колпакиди Александр Иванович

В погоне за научно-техническими секретами

Из книги Военно-морской шпионаж. История противостояния автора Хухтхаузен Питер

СУДНО ВМС США «ЛИБЕРТИ» И РАКЕТНЫЕ КАТЕРА КЛАССА «КОМАР» Восьмого июня 1967 г. израильскими самолетами и торпедными катерами было атаковано и серьезно повреждено американское разведывательное судно «Либерти» (AGTR-5), ведшее разведку у побережья Египта. Тридцать членов

Из книги Все для фронта? [Как на самом деле ковалась победа] автора Зефиров Михаил Вадимович

УОЛКЕР И АМЕРИКАНСКОЕ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЕ СУДНО «ПУЭБЛО» Когда Джон Уолкер передал Советскому Союзу экземпляр ключей для шифровальных машин KL-47/KL-7, KL-7 являлась самой распространенной на Западе шифровальной машиной. Она использовалась во всех видах вооруженных сил США, в

Из книги 100 великих кораблей автора Кузнецов Никита Анатольевич

Материалы научно-практических конференций Кудряшов К. Н. К вопросу о лучшем среднем танке Второй мировой войны. Опыт сравнительного историко-технического анализа.// Проблемы формирования исторического сознания: материалы IV Всероссийской научно-практической

Из книги На броненосце «Князь Суворов» [Десять лет из жизни русского моряка, погибшего в Цусимском бою] автора Вырубов Петр Александрович

Финикийское торговое судно Финикия – древняя страна, располагавшаяся в прибрежной полосе на территории современных Израиля, Ливана и Сирии. Она издревле известна также как Ханаан (Канаан). В отличие от многих других стран Востока Финикия представляла собой не единую

Из книги Лаврентий Берия [О чем молчало Совинформбюро] автора Север Александр

«Мейфлауэр» – судно переселенцев В XVII в. в Англии порвавшие с официальной англиканской церковью протестанты стремились уйти от опеки властей и найти места, где они могли бы жить по своему разумению. Поскольку было известно, что за Атлантическим океаном в Америке имеется

Из книги Очерки истории российской внешней разведки. Том 4 автора Примаков Евгений Максимович

Экспедиционное судно «Индевор» Порой ничем не примечательные суда становятся знамениты именно потому, что им посчастливилось оказаться под командованием выдающегося человека. Так, парусник «Индевор» («Endeavour») навечно вошел в историю мореплавания как корабль великого

Из книги автора

Из книги автора

Спасательное судно «Волхов» («Коммуна») Старейшая единица в составе отечественного флота – спасательное судно «Коммуна». Оно было заложено 11 декабря 1912 г. на Путиловском заводе, спущено на воду 17 ноября 1913 г. и в то время называлось «Волхов». Его полное водоизмещение –

Из книги автора

Научно-исследовательское судно «Витязь» Одно из самых знаменитых советских научно-исследовательских судов было построено в 1939 г. в Германии в качестве банановоза и первоначально называлось «Марс» («Mars»). Судно имело следующие основные характеристики: длина – 109,5 м,

Из книги автора

Научно-исследовательское судно «Калипсо» Когда в Сиэтле (США) 12 августа 1941 г. был заложен деревянный тральщик BYMS-26, спущенный на воду 21 марта 1942 г. и в феврале 1943 г. пополнивший состав британского Королевского флота Великобритании под обозначением J-826, никто не мог

Из книги автора

Б. Роченсальм. Учебное судно “Баян”. 20 августа 1894 г. Сегодня я получил ваше письмо от 27 июня; по ›гому вы можете судить, как исправна здешняя почта. Вы пишете, что писали уже несколько раз, но до сих пор до меня не дошло ни одного письма; весьма вероятно, что в один прекрасный

Из книги автора

Операции научно-технической разведки на территории США Подлинная и подробная история советского государственного промышленного шпионажа на территории США еще не написана, и маловероятно, что такая книга появится в ближайшие годы. Никто не допустит независимых

Из книги автора

36. Научно-техническая разведка в годы войны На протяжении всех лет Великой Отечественной войны из «легальных» резидентур внешней разведки в США и Великобритании шел полноводный поток документальной секретной информации, значительную часть которой составляли сведения

Научно-экспедиционное судно «Михаил Сомов» является последним ледокольно-транспортным дизель-электроходом в серии из семнадцати кораблей проекта 550 типа «Амгуэма», которая была построена в период с 1962 по 1975 года.

НЭС «Михаил Сомов» было построено Херсонским судостроительным заводом по заказу Госкомитета по гидрометеорологии и гидрологии СССР. Судно может быть использовано в ледокольном варианте с проходимостью сплошного льда толщиной до 70 см. При движении в полном грузу пробивает ледовые поля до 100 см. При плавании в крупномелкобитых льдах преодолевает льды толщиной до 120–150 см при 65 % мощности использования силовой установки.

Судно было заложено 10 октября 1974 года. Спущено на воду 28 февраля 1975 года. Подъём Государственного флага СССР состоялся 08 июля 1975 года. Передано в НИИ Арктики и Антарктики под командование капитана М. Е. Михайлова 30 июля 1975 года. 02 сентября того же года вышел в свой первый рейс. Названо в честь известного советского исследователя Арктики Михаила Михайловича Сомова (1908-1973).

НЭС «Михаил Сомов» («Mikhail Somov») IMO: 7518202, флаг Россия, порт приписки Архангельск, было построено 30 июня 1975 года, строительный номер 3011. Судостроитель: Херсонский судостроительный завод, город Херсон, СССР. Владелец: ФГУ Гидрометфлот, Российская Федерация. Оператор: ФГБУ «Северное территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», Российская Федерация.

Символ класса РС: KM(*) ULA special purpose ship.

Основные характеристики: Валовая вместимость 7745 тонн, дедвейт 5305 тонн, водоизмещение 14135 тонн. Длина 133,13 метра, ширина 18,84 метра, высота борта 11,6 метра, осадка 8,94 метра. Скорость хода 11,4 узла на чистой воде. Экипаж составляет 40 человек. Может вместить до 104 человек. На борту предусмотрена вертолетная площадка.

Судно занималось доставкой снабжения в Антарктиде на ТДС. Последние годы используется для снабжения российских научных экспедиций в Арктике, для доставки на научные станции, пограничные заставы и иные объекты персонала, оборудования и припасов, а также для проведения научных исследований арктических льдов.

По сообщению от 12 сентября 2012 года в рамках реализации федеральной программы по развитию познавательного туризма на днях на остров Врангеля технику и модульные конструкции для новых туристических домов. 12 октября судно в Архангельск, которое прошло по всему Северному морскому пути и доставило грузы и специалистов на труднодоступные станции побережья и островов 5 арктических морей: Белого, Баренцева, Карского, Лаптевых и Восточно-Сибирского (самая восточная точка рейса – о. Врангеля). 21 октября в третий раз в рейс, который продлится больше месяца. Возвращение в Архангельск планируется 26 ноября. НЭС доставит жизненно важные грузы на труднодоступные станции Белого, Баренцева и Карского морей. 28 ноября последний рейс навигации 2012 года.

В ночь на 15 мая 2013 года судно в первый рейс 2013 года. 29 июля в третий арктический рейс, который продлится более 80 суток. В ночь с 29 на 30 июля в основной рейс из Архангельска, который для судна юбилейный – 50-ый. В ночь с 25 на 26 октября из порта Архангельск в завершающий рейс навигации. 10 декабря из последнего рейса навигации текущего года.

17 ноября 2014 года в порт приписки из рейса по снабжению труднодоступных станций Росгидромета.

15 апреля 2015 года из Архангельска с очередной партией грузов, предназначенных для строительства инфраструктуры Северного флота в Арктике. По сообщению от 24 апреля судно, выполняющее рейс в интересах Северного флота, на остров Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа) и приступиол к разгрузке находящихся на борту 660 тонн строительных материалов и иных грузов, предназначенных для создания инфраструктуры Северного флота в российской арктической зоне. 23 июня в Архангельск из первого рейса по обеспечению полярных станций жизненно важными грузами для работы в зимний период 2016-2017 годов. 26 августа вышло из Архангельска в первый рейс по обеспечению полярных станций жизненно важными грузами, из которого должен вернуться в августе. 01 сентября во второй завозной рейс из порта Архангельск, из которого 17 ноября. Судно будет поставлено на зимний отстой в порту Архангельск. 18 ноября в ходе контрольно-проверочных мероприятий в морском порту города Архангельска на борту судна около 2 тонн незаконно добытой рыбы различного видового состава (сибирский осетр, семга, сиг), а также орудия браконьерского лова.

Сегодня ночью посмотрел фильм Ледокол, ну думаю с утра надо пост запилить о реальной истории спасения парохода и экипажа. До того я слышал, что сюжет фильма основан на реальных событиях.


Начал искать информацию, а тут бац великолепный, готовый пост. Текст из поста, а фото и некоторые факты, показавшиеся мне интересными добавлены из сети интернет.

Прототип «Михаила Громова» — дизель-электроход «Михаил Сомов» — до сих пор находится в строю, продолжая снабжать российские научные экспедиции. Поэтому задействовать его в съёмках создатели картины не смогли. Но выход был найден. В порту Мурманска стоит ледокол-музей атомоход «Ленин», на нём и были отсняты ключевые сцены фильма и по нему создан компьютерный образ "Михаила Громова".

Когда попытка открыть станцию Русская во время 18-й САЭ оказалась неудачной, выяснилось, что ледовые условия в этом районе чрезвычайно сложны. Обширный участок антарктического побережья от моря Росса до западных берегов Антарктического полуострова протяженностью около 3000 км долго оставался "белым пятном".

Лишь во время короткого антарктического лета на пути от базы Мак-Мердо до Антарктического полуострова со стороны моря Росса в этот район изредка заходили американские ледоколы.

В 1980 г. сюда сумел пробиться советский дизель-электроход "Гижига". С помощью вертолетов здесь была организована станция "Русская". С этого времени и началось планомерное изучение данного района, его метеорологического и ледового режимов, рельефа дна, а также географических особенностей прибрежной зоны.

15 марта 1985 г. во время обеспечения станции Русская при резком усилении ветра до 50 м/с ледовая обстановка ухудшилась.

"Михаил Сомов" был зажат тяжелыми льдами и оказался в вынужденном дрейфе вблизи побережья Антарктиды у Берега Хобса. Используя данные ИСЗ и ледовой авиаразведки, по разрывам в массиве тяжелых сплоченных льдов к 26 марта судно вышло из опасной зоны, где сплоченность айсбергов достигла 9 баллов, и оказалось в центре Тихоокеанского ледового массива на удалении около 120 км от побережья и около 300 км от кромки дрейфующего льда.

Наиболее опасными были первые дни дрейфа судна, когда отмечались активный вынос льда с акваторий, которые располагались восточнее мыса Бернс, и его накапливание у гряды айсбергов, сидевших на грунте в районе банки Аристова. Пришли в движение айсберги, находившиеся в опасной близости от судна, толщина набивного и наслоенного льда у борта "Михаила Сомова" достигала 4 - 5 м, и возможности для активного движения у него не было.

К 15 марта судну удалось, пользуясь кратковременными улучшениями ледовой обстановки, выбраться из опасной зоны. Оно находилось в точке 74"22" ю. ш., 135"01" з. д. и, периодически испытывая сильные сжатия, начало дрейфовать в генеральном запад-северо-западном направлении.

При ослаблении сжатия "Михаил Сомов", работая ударами и продвигаясь при этом на одну четверть корпуса за один цикл "разбег - удар", пытался перемещаться в северо-восточном направлении. Лишь 25 марта 1985 г. условия для незначительного продвижения на север сложились исключительно благоприятно. "Михаил Сомов" продвинулся на север до 73"29" ю. ш.

Неоднократные ледовые авиаразведки, проводившиеся с помощью вертолета Ми-8, показали, что судно находится на южной периферии Тихоокеанского ледового массива, где преобладают обширные поля сморози остаточных льдов и молодые льды толщиной 60 см. В конце марта генеральным направлением дрейфа льда было запад-юго-западное. Скорость дрейфа составляла 2 - 3 узла.

Надежды на самостоятельный выход "Михаила Сомова" из ледового плена в тот момент больше не было.

По воздушному мосту "Михаил Сомов" - "Павел Корчагин" с дрейфующего судна вертолетами Ми-8 было эвакуировано 77 участников экспедиции и членов экипажа.

Эта операция была завершена 1 7 апреля 1985 г. В начале апреля температура воздуха в районе судна понизилась до - 28 "С, скорость восточного ветра усилилась до 28 м/с.

Северная кромка дрейфующего льда с каждым днем все дальше уходила на север. Поскольку генеральное направление дрейфа шло примерно параллельно побережью, расстояние между судном и берегом - около 300 км - практически не менялось.

Скорость дрейфа была незначительной - не более 4 - 5 миль в сутки. Подстраховочное судно "Павел Корчагин" находилось у кромки дрейфующего льда в точке 68" ю. ш., 140" з. д., на удалении около 900 км от "Михаила Сомова".

В случае аварии на дрейфующем судне для оказания ему помощи "Павлу Корчагину" нужно было углубиться более чем на 300 миль в ледовый массив сплоченностью 9 - 10 баллов и отыскать льдину, пригодную для приема вертолета.

Организация лагеря на льдине, как это было сделано в свое время после гибели парохода "Челюскин" в Арктике, также рассматривалась участниками дрейфа как один из вариантов спасения в случае гибели "Михаила Сомова". Как долго может дрейфовать судно, пока не освободится из ледового плена?

Наблюдения за дрейфом айсбергов в данном районе позволяли предположить, что это может случиться лишь в конце 1985 г. Ни запасы продовольствия, ни запасы топлива на судне на такой длительный срок рассчитаны не были. Расход топлива на обогрев и приготовление пищи был сведен к минимуму и составлял около 5 т в сутки.

При таком расходе его могло хватить только до конца августа. В апреле "Михаил Сомов" продрейфовал около 150 миль. В мае под действием ветров переменных направлений в массиве льдов, блокировавших судно, стали появляться разводья и трещины. 13 мая локатором было обнаружено разводье шириной около 150 м, по которому судно попыталось выйти из тяжелых многолетних льдов.

К 15 мая оно оказалось на 73"55" ю.ш., 147" з. д. Началась зима. Судно стало дрейфовать в генеральном юго-западном направлении. В конце мая в результате продолжительных ветров северо-восточных румбов, достигавших м/с, массив льда стал прижиматься к берегу.

Начались сжатия, подвижки полей, у борта судна образовывались гряды торосов. Винт и руль "Михаила Сомова" заклинило, а его корпус оказался на подушке из ледяной каши. Температура воздуха колебалась от - 25 до - 30 "С, эпизодически понижаясь до - 33 "С.

Шло интенсивное ледообразование на всей акватории моря Росса.

Для того чтобы вывести судно из льдов, Советом Министров СССР было принято решение об организации спасательной экспедиции на одном из ледоколов.

В июне - июле скорость дрейфа судна уменьшилась до 0,12 узла. В конце июля оно оказалось в застойной зоне, где "топталось" у 75" ю. ш. между 152 - 153" з. д. до 26 июля, т. е. вплоть до подхода ледокола.

В конце июня - начале июля в пределах радиолокационной видимости стали все чаще появляться разводья. Однако попавшее в поле сморози судно двигаться не могло.

26 июля 1985 г. по разводьям ледокол "Владивосток" подошел к "Михаилу Сомову", околол его, и оба судна 11 августа вышли на чистую воду. В дрейфе "Михаил Сомов" находился 133 дня, с 15 марта по 26 июля 1985 г.

За мужество и героизм, проявленные в ходе этой операции, А. Н. Чилингаров, капитан НЭС «Михаил Сомов» В. Ф. Радченко и командир Ми-8 Б. В. Лялин были удостоены звания Героя Советского Союза, а ряд наших авиаторов — государственных наград.


P.S

Прототип героя фильма "Ледокол" после трагедии Луганска попал в богадельню


Валентин Филиппович Родченко

капитан научно-исследовательского судна "Михаил Сомов" Арктического и антарктического научно-исследовательского института


После разбирательств начались награждения. Капитан Родченко, летчик вертолета Лялин, начальник спасательной экспедиции Чилингаров получили Звезду Героя... Орденом Ленина был награжден ледокол «Владивосток». Ордена и медали получили все участники спасательной экспедиции. Были награждены даже журналисты. Единственного человека не оказалось в этом победном списке — капитана Антохина "Владивостока". Будто само собой там все сделалось, будто его и не было...



А еще через 14 лет в марте 1999 года Указом президента России капитан Антохин был награжден орденом Мужества «за спасение в 1985 году советского научно-исследовательского судна «Михаил Сомов»...»

Казалось бы, справедливость восторжествовала, многие говорят, мол, лучше поздно, чем никогда... Не согласен: поздно — это и есть никогда: уже отболело сердце, уже выслушаны все искренние или фальшивые сочувствия, уже пришло другое время, другие «системы координат»...

Позднее «за выдающиеся заслуги в области изучения, освоения и использования арктических и замерзающих неарктических морей Дальнего Востока, обеспечения безопасности и развития полярных и приполярных регионов России...» Геннадий Антохин был награжден редким российским орденом «За морские заслуги», имеющим порядковый номер 7.

P.P.S.

Ну в качестве бонуса фотографии сделанные spott сыном одного из членов экипажа "Михаила Сомова"

Кадры эти, кроме памяти для меня, примечательны еще тем, что сделаны во время одной из полярных экспедиций (а может быть, и нескольких разных), возможно даже во время экспедиции 1985 года, когда ледокол застрял во льду на четыре месяца.

Спросить уже некого, но так навскидку это где-то около 1985 года, +/-. Если не ошибаюсь, сделаны фотоаппаратом ФЭД (по-крайней мере, это название всплывает из детских воспоминаний).

Когда-то давно, может быть год назад, я писал, что нашел дома коробку с отцовскими слайдами. Вот дошли наконец руки перевести их в цифровой вид, не все конечно, только пробные 17 штук, случайно выбранные из коробки. Качество конечно ужасное, да и сами слайды довольно потертые, но никаких других отцовских фотографий у меня больше нет. Последний раз я видел его году в 90-м, потом он уехал то-ли в Канаду, то-ли в Америку, прислал пару-тройку писем. Где-то в 2000м году позвонил домой, мы даже поговорили полчаса о какой-то ерунде, а потом через месяц или два после этого звонка я узнал что он умер.


Последний из проекта «Амгуэма»

В 1985 году, на самой заре перестройки, Советский Союз пережил эпопею, схожую с легендарным спасением в 1930-х годах челюскинцев. Как и тогда, льдами было затерто экспедиционное судно, как и в случае с «Челюскиным» , спасение людей стало делом всей страны. С информации о попавшем в ледяной плен судне начинались выпуски программы «Время» - главной информационной передачи страны.

30 лет спустя история спасения судна «Михаил Сомов» станет поводом для создания остросюжетного фильма, «основанного на реальных событиях». Однако художественный фильм остается художественным фильмом. Настоящая история «Михаила Сомова» не менее, а возможно, в чем-то и более героическая, чем ее экранное отражение.

В октябре 1973 года по заказу Госкомитета по гидрометеорологии и гидрологии СССР на Херсонском судостроительном заводе был заложен дизель-электроход типа «Амгуэма» проекта 550.

Новый корабль, предназначенный для ледового плавания при толщине сплошного льда до 70 см, стал 15-м и последним в семействе данного проекта.

Судно, Государственный флаг СССР на котором был поднят 8 июля 1975 года, получило название в честь Михаила Михайловича Сомова , знаменитого полярника, руководителя полярной станции «Северный полюс-2» и главы первой Советской Антарктической экспедиции.

Первый дрейф

«Михаил Сомов» был передан в распоряжение НИИ Арктики и Антарктики. Кораблю предстояло обеспечивать доставку людей и грузов на советские научные станции в Антарктиде. Первый рейс «Сомова» начался 2 сентября 1975 года.

Навигация и в Арктике, и в Антарктиде - дело трудное и порой весьма опасное. Для судов, которые работают в этих зонах, «ледовый плен» дело неприятное, но довольно привычное. Дрейф на судах, скованных льдами, ведет свою историю от первых исследователей Арктики.

Современные корабли, разумеется, оснащены куда лучше, однако и они не застрахованы от подобных ситуаций.

В 1977 году в ледовом плену впервые оказался «Михаил Сомов». Выполняя операцию по снабжению и смене персонала антарктической станции «Ленинградская», корабль лишился возможности двигаться в зоне 8-10 балльных льдов. 6 февраля 1977 года начался дрейф «Михаила Сомова» во льдах Балленского ледяного массива.

Как уже говорилось, такая ситуация неприятная, но не катастрофическая. Больше того, с корабля на «Ленинградскую» сумели перебросить и персонал, и грузы.

Ледовая обстановка стала улучшаться к концу марта 1977 года. 29 марта «Михаил Сомов» вырвался из плена. За время 53-дневного дрейфа судно преодолело 250 миль.

Ледовый капкан в море Росса

История, сделавшая «Михаил Сомов» известным на весь мир, произошла в 1985 году. Во время очередного рейса в Антарктиду кораблю предстояло обеспечить снабжение и смену зимовщиков станции «Русская», расположенной в тихоокеанском секторе Антарктиды, у моря Росса.

Этот район славится крайне тяжелым ледовым массивом. Рейс «Сомова» задержался, и к «Русской» корабль приблизился очень поздно, когда уже начиналась антарктическая зима.

Все иностранные суда стараются к этому времени покинуть регион. «Сомов» спешил завершить смену зимовщиков и разгрузку топлива и продуктов.

15 марта 1985 года произошло резкое усиление ветра, и вскоре корабль был блокирован тяжелыми льдинами. Толщина льда в этом районе достигала 3-4 метров. Расстояние от судна до ледовой кромки - около 800 километров. Таким образом, «Михаил Сомов» прочно застрял в море Росса.

С помощью спутников и ледовой авиаразведки проанализировали ситуацию. Выходило, что при сложившихся условиях самостоятельно «Сомов» выйдет из ледового дрейфа не ранее, чем в конце 1985 года.

За это время дизель -электроход мог быть раздавлен льдами, как «Челюскин». На этот крайний случай прорабатывался план создания ледового лагеря, где членам экипажа предстояло ждать спасения.

В относительной близости от «Сомова» дежурил еще один советский корабль «Павел Корчагин». Но «близость» считалась по меркам Антарктики - на деле между судами пролегали сотни километров.

«Владивосток» идет на помощь

Позже появится утверждение - «Сомова» оставили на произвол судьбы, спасением людей занялись поздно. Это, мягко говоря, не соответствует действительности. В апреле, когда стало ясно, что ситуация в ближайшее время не разрешится, с «Михаила Сомова» на «Павла Корчагина» вертолетами эвакуировали 77 человек. На корабле остались 53 человека во главе с капитаном Валентином Родченко .

В мае появилась надежда - в массиве льдов вокруг «Сомова» появились трещины. Казалось, вот-вот удастся вырваться, но вместо этого ветра стали сносить ледяное поле и корабль к югу.

5 июня 1985 года Совет Министров СССР принимает решение об организации спасательной экспедиции на ледоколе «Владивосток».

На подготовку, погрузку оборудования, вертолетов, топлива потратили всего пять дней. 10 июня «Владивосток» вышел на помощь.

Экипажу во главе с капитаном Геннадием Анохиным предстояла сложнейшая задача. И дело было не только в тяжести льдов вокруг «Сомова».

«Владивосток», как и все ледоколы подобного типа, имел яйцеобразную форму подводной части (для выталкивания его при сжатиях). При этом судну предстояло пройти через «ревущие» сороковые и «неистовые» пятидесятые широты, где ледокол, в силу неустойчивости конструкции, мог и сам угодить в большую беду.

Тем не менее, «Владивосток» дошел до Новой Зеландии, принял на борт груз топлива, и двинулся к берегам Антарктиды.

«Кремень» Чилингаров

Руководителем спасательной экспедиции был начальник Управления кадров и учебных заведений Госкомгидромета Артур Чилингаров . В среде полярников назначение «чиновника» вызвало, мягко говоря, противоречивые мнения.

Но вот что в одном из интервью вспоминал один из участников спасательной экспедиции, корреспондент ТАСС Виктор Гусев : «Я о Чилингарове очень высокого мнения. При некоторых чертах советского функционера для меня это персона из века географических открытий. Он и ученый, и путешественник, и просто увлеченный человек… А меня потряс в Новой Зеландии. Зашли туда на ледоколе, взяли необходимое количество топлива. Пошли к “Сомову” - и попали в шторм! Ледокол к такому не приспособлен - его бросало из стороны в сторону…Три дня тошнило! В какой-то момент думал: вот хорошо бы, если б я сейчас умер. Этот отвратительный плеск воды помню до сих пор! Три банки с яблочным соком разбились, каюта в осколках, оторвало умывальник… Поварихи лежали, все ледокольщики. А Чилингаров и передвигался, и готовил для желающих - хотя желающих было мало. Кушал один. Кремень».

Виктор Гусев ныне всем известен как спортивный комментатор «Первого канала». Но его спортивная карьера началась как раз после эпопеи со спасением «Михаила Сомова».

Битва за бочки

Героизм в этой операции пришлось проявлять всем, и ее исход не раз висел на волоске. Драматичная ситуация сложилась с бочками с топливом, загруженными в Новой Зеландии.

В большом интервью «Спорт-Экспрессу» Виктор Гусев вспоминал: «В шторм их начало смывать за борт. Чилингаров мобилизовал всех, в том числе меня. Привязывали бочки к чему только можно было привязать. Чилингаров сказал: “Я рассчитал! Если потеряем половину бочек - остатка хватит, пойдем дальше. Если 51 процент - надо возвращаться обратно”. Закрепили так, что потеряли процентов сорок. Оставшегося действительно хватило».

На «Михаиле Сомове» в этот момент старательно экономили продовольствие и топливо. Ради экономии горючего даже стирку и баню проводили только два раза в месяц. Экипаж освобождал ото льда винт и руль, перебирал двигатели - ведь в случае отказа этих систем «Сомову» не помогла бы никакая поддержка извне.

18 июля 1985 года «Владивосток» встретился с «Павлом Корчагиным», после чего сквозь льды двинулся к плененному «Сомову».

23 июля 1985 года вертолет Ми-8 под управлением пилота Бориса Лялина совершил посадку рядом с «Михаилом Сомовым». Вертолет доставил медиков и грузы первой необходимости.

Обыкновенное чудо

Но примерно за 200 километров до «Сомова» «Владивосток» и сам застрял во льдах.

Из интервью Виктора Гусева «Собеседнику» : «Это была по-настоящему критическая ситуация. Тогда я увидел и принял участие в том, во что никогда бы не поверил, если бы мне кто-то стал рассказывать. С ледокола был спущен гигантский канат с якорем. Мы все вышли на лед посреди этой Антарктики, сделали лунку и, заведя в нее якорь, всей командой начали раскачивать наш “Владивосток”… Оказалось, что раскачивание - достаточно распространенная практика. Но если когда-то кому-то удавалось таким образом вытащить ледокол изо льда, у нас это не получилось».

Но на утро случилось чудо. Ледяное поле, словно проявив уважение к мужеству людей, отступило от «Владивостока».

26 июля 1985 года произошло то, чего с замиранием сердца ждал весь Советский Союз. Москва получила сообщение: «26 июля в 9.00 ледокол “Владивосток” подошел к последней ледовой перемычке перед “Михаилом Сомовым”. В 11.00 околол его и взял под проводку».

Времени на ликование не было - антарктическая зима с лютыми морозами могла в любой момент снова захлопнуть ловушку. «Владивосток» приступил к выводу «Михаила Сомова» из зоны тяжелых льдов.

Орден для ледокола

13 августа суда пересекли кромку дрейфующего льда и вышли в открытый океан. Спустя шесть дней экипажи кораблей, как героев, встречали жители новозеландского Веллингтона.

После четырехдневного отдыха суда отправились каждый своим маршрутом - «Владивосток» во Владивосток, «Михаил Сомов» - в Ленинград.

Дрейф «Михаила Сомова» продлился 133 дня. В память об этой героической эпопее была отчеканена памятная медаль.

Начальник экспедиции Артур Чилингаров, капитан «Михаила Сомова» Валентин Родченко и пилот Борис Лялин стали Героями Советского Союза, орденами и медалями были отмечены и другие участники экспедиции. Корреспондент Виктор Гусев, к примеру, получил медаль «За трудовую доблесть». Кроме того, руководство ТАСС удовлетворило его давнишнюю просьбу о переводе в спортивную редакцию.

Интересно, что наградили не только людей, но и корабли. Ледокол «Владивосток» был отмечен орденом Ленина, а дизель-электроход «Михаил Сомов» - орденом Трудового Красного Знамени.

«Сомов» по-прежнему в строю

В 1991 году «Михаил Сомов» снова оказался в ледовом плену. В июле, во время операции по экстренной эвакуации экспедиции с антарктической станции «Молодежная» корабль был зажат льдами. 19 и 20 августа, когда вся страна была увлечена ГКЧП, летчики вывозили полярников и экипаж «Сомова» обратно на станцию «Молодежная».

На сей раз никто ледокола на помощь кораблю не прислал, но ему повезло - в отличие от Советского Союза, «Михаил Сомов» уцелел, и 28 декабря 1991 года благополучно вышел из ледового дрейфа.

31 год спустя после самого известного своего приключения дизель-электроход «Михаил Сомов» продолжает работать в интересах России. Он используется для снабжения российских научных экспедиций в Арктике, для доставки на научные станции, пограничные заставы и иные объекты персонала, оборудования и припасов, а также для проведения научных исследований арктических льдов.

В 1985 году Советский Союз пережил эпопею, схожую с легендарным спасением в 1930-х годах челюскинцев - научно-экспедиционное судно (НЭС) "Михаил Сомов" было зажато тяжелыми льдами и оказалось в дрейфе у побережья Антарктиды. 133 дня оно буквально трещало по швам от постоянного сжатия льдами. За спасением судна и экипажа следила вся страна! Благодаря слаженным действиям капитана судна и спасателей никто не пострадал и НЭС было спасено.


Сейчас "Михаил Сомов" находится в эксплуатации у Северного межрегионального территориального управления Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Он используется для снабжения российских научных экспедиций, доставляет на заполярные погранзаставы и метеорологические станции персонал, оборудование и продовольствие, играет важную роль в проведении научных исследований арктических льдов. Подробнее о его работе и о самом судне нам расскажет его капитан Андрей Демешин.

Здравствуйте, Андрей Анатольевич. Расскажите, где вы учились, служили и работали до прихода на должность капитана научно-экспедиционного судна "Михаил Сомов".

Проходил срочную службу в Мурманске, в частях морской пехоты. После армии учился в Архангельском рыбопромышленном колледже. Затем учился в архангельском филиале Государственной морской академии им. адмирала С.О. Макарова.

3. Капитан НЭС "Михаил Сомов" Андрей Демешин.

- На каких судах ходили до "Михаила Сомова" и когда стали его капитаном?

В начале карьеры посчастливилось поработать практически на всех типах судов. Контейнерный флот, балкера, на нефтеналивном флоте, на риферах возили бананы с Эквадора. В Сабетту доставлял различные грузы, когда там еще не было таких оборудованных причалов. Стояли даже по месяцу в ожидании разгрузки.

4. Научно-экспедиционное судно "Михаил Сомов" в порту Бакарица.

"Михаил Сомов" я возглавил в 2015 году и так совпало, что этот год был юбилейным и для меня, и для судна. К тому моменту был завершен первый короткий завозной рейс до Диксона и обратно. Мне предстояло совершить сложный рейс до острова Врангеля. Все прошло благополучно. Я получил благодарственное письмо от научной экспедиции АНИИ. Рейсовое задание было выполнено в полном объеме в срок. Руководство осталось довольно. Экипаж был премирован и награжден правительственной почетной грамотой. А по окончании рейса "Сомов" становился в док, предстоял средний ремонт на "Красной Кузнице".

5. Научно-экспедиционное судно "Михаил Сомов" в порту Бакарица.

- Каково было состояние судна на тот момент?

Первое впечатление от судна было не очень хорошее. Внешне оно было все разноцветное. Надстройка белая, кругом подтеки ржавчины, палуба где-то зеленая, где-то коричневая. Где-то подкрашено другим цветом, где-то что-то подмазано. Тяжело было смотреть.

6. Вертолётная площадка.

Перед постановкой в док изучил растяжку, и она показала, что корпус, несмотря на 40-летний возраст судна, в довольно-таки хорошем состоянии, то есть обшивка корпуса еще вполне пригодна. Во время осмотра в доке никаких критических повреждений, потертостей и вмятин обнаружено не было. После осмотра судна во мне окрепла уверенность в том, что Михаил Сомов еще поработает.

7. Научно-экспедиционное судно "Михаил Сомов".

Было проведено промежуточное освидетельствование судна и произведен ремонт винто-рулевой группы и двигателей и грузовых устройств. Также, согласно требованиям охраны, установили систему видеонаблюдения. Но самое изменение - цвет надстройки. Долго пришлось убеждать руководство, что именно такой цвет как нельзя лучше подойдет Сомову. Но после того как судно было окрашено, всем понравился его внешний вид. Ремонт Сомова был закончен и судно своевременно предъявлено инспекторам Регистра РФ и комиссии РОСГИДРОМЕТА. На борт прибыли специалисты из АНИИ, которые трудились в разные года на Сомове. Оценивали качество ремонта и общее состояние судна.

8. Ходовой мостик.

По окончании последнего рейса навигации 2016 года, мне сообщили, что состоится премьера фильма Ледокол по мотивам Антарктического дрейфа "Михаила Сомова" и легендарный капитан Родченко хочет побывать на Сомове. Когда он впервые приехал, по истечении трех десятков лет, то очень удивился, насколько пароход помолодел. Также его впечатлило внутреннее состояние Сомова.

9. Ходовой мостик.

- Какие задачи выполняете во время рейсов?

Каждый год мы делаем по два основных рейса, которые длятся примерно по два месяца и если повезет дополнительные рейсы. Первый завозной рейс, когда лед пролива Вилькитского еще не растаял, мы идем по малому кругу - до Диксона и обратно. Второй рейс - до Чукотки. Проходим большой круг до острова Врангеля и обратно.

10. Экспозиция в кают-компании.

Во время каждого рейса делаем около 40 остановок: высаживаем/забираем полярников, научных сотрудников, которые работают по всему Северному морскому пути. Также занимаемся снабжением гидрометеостанций, полярных станций и маячных служб. Завозим им провизию, топливо и другие грузы.

11. Маячные часы с маяка о. Вилькицкого, Карского моря.

- Как проходит разгрузка? Вряд ли везде есть причалы.

Разгрузка производится с помощью вертолета. Что-то внутрь, что-то на подвески. Автомобили грузим на плавсредства, но выгрузка на плавсредства всегда требует больше времени. Погода в Арктике редко хорошая, и времени на выжидание погоды совсем нет. Поэтому фактор времени в Арктике важен как нигде.

12. Корабельный колокол.

- Взаимодействуете с военными?

Ну а как, конечно! Бывают ситуации, когда спешишь с грузом, а в районе проводят стрельбы. Я не могу ждать две недели, пока они отстреляются, поэтому приходится согласовывать с ними проход и получать разрешение.

Кроме того, мы им тоже оказываем услуги. Куда-то людей отвезти, где-то груз с объектов строительства вывезти.

13. Череп мамонта.

- Вопрос про туристов, возите их?

К сожалению, не возим. Да и не каждый турист захочет ездить на рабочем судне и наблюдать за тем, чем мы занимаемся: разгрузка, выгрузка и т.п. "Михаил Сомов" Так что на борт Сомова вы можете попасть, только если вы непосредственно являетесь полезным человеком в Арктике.

14. Находки, найденные на островах Северного морского пути.

Реализация туристических рейсов возможна, но все зависит от коммерческого предложения. Плюс, вдруг потенциальный турист спланирует пройтись по Арктике, а затем высадиться, скажем, в порту Тикси, где его будет ждать самолет - нет гарантий, что мы успеем. Моя первостепенная задача - снабжение станций. Если у меня вдруг случится какая-то задержка, то я не смогу разорваться между выполнением основной задачи по снабжению полярников и обязательствами туристам, потом придется платить неустойку. Единственным выходом из ситуации может быть специально организованный туристический рейс.

15. Находки, найденные на островах Северного морского пути.

16.

17. Орден Трудового Красного Знамени.

- Кстати, как вы относитесь к глобальному потеплению?

Возможно, это миф. Например, у нас на родине в Архангельске потепления не наблюдается. Климат на планете меняется=- это явление не оспоримое. Меняются течения, магнитные полюса, происходят землетрясения, солнце остывает, магнитные бури. Разрушаются многолетние льды. Много чего происходит на нашей планете. Кто-то ждет глобального потепления, кто-то предсказывает новый ледниковый период, а кто-то конец света.

18. Кают-компания.

19. Портрет крёстной матери "Михаила Сомова" Людмилы Васильевой и горлышко от бутылки шампанского, которое было разбито о борт судна при спуске на воду.

Иногда в разговорах с океанографами с полярных станций спрашиваю их - скоро ли Архангельск смоет, ну или что-нибудь еще подобное произойдет. Так вот, океанографы отвечают, что за 10 лет уровень воды не изменился.

20. Столовая команды.

- А как у вас дела с "Гринписом"? Не нападали?

Нет, "Гринпис" мы не интересуем. Мы не занимаемся добычей животных и загрязнением окружающей среды. Мы как раз наоборот на страже экологии.

21. Центральный пост управления.

- Как "Михаил Сомов" преодолевает льды?

У нас усиленный ледовый класс, но стараюсь строить маршрут так, чтоб возможности попасть в ледовый плен не было. Пользоваться услугами ледокола очень дорого. Руководство относится с пониманием, если иногда приходится менять запланированный маршрут. Нет ни времени, ни средств для героических подвигов.

22. Машинное отделение.

- Как удается поддерживать судно в таком хорошем состоянии?

23. Машинное отделение.

24. Машинное отделение.

25. Лаз в сухой отсек из мастерской. Там наблюдали сжатие корпуса во время дрейфа.

26. Научно-экспедиционное судно "Михаил Сомов".

Андрей Андреевич, спасибо Вам за интервью и будем надеяться, что средства на освидетельствование и ремонт судна найдутся, и оно ещё не раз отправится в Арктику! Легенда должна быть сохранена.

Если вы хотите поддержать блог - нажимайте на рекламный банер под этим текстом, регистрируйтесь и вливайтесь в мир боевых кораблей!