Методика определения уровня развития самоуправления по рожкову. Методика выявления уровня развития самоуправления. План проведения выборов

Фасада

Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе

(подготовлена профессором М.И.Рожковым)

Цель: определить уровень развития ученического самоуправления.

Ход проведения. Каждый учащийся заполняет бланк со следующими цифровыми кодами и предупреждениями:

432101. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего

класса работал лучше.

432102. Вношу предложения по совершенствованию работы класса.

432103. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.

432104. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении
ближайших задач.

43210 5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным

действиям.

432106. У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются

между учащимися.

432107. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди

всех членов коллектива.

432108. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно

справляется со своими обязанностями.

432109. Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся
к выполнению своих общественныхобязанностей.

4321010. Своевременно и точно выполняю решения, принятые
собранием или активом класса.

4321011. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные

перед коллективом, были выполнены.

4321012. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты

работы своих товарищей.

4321013. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед

коллективом школы.

4321014. Учащиеся моего класса постоянно участвуют в организации

разнообразных мероприятий всего коллектива школы.

43210 15. Мы стремимся помочь представителям коллектива класса в
органах самоуправления всего коллектива в решении задач,
стоящих перед ними.

4321016. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем,

стоящих перед коллективом школы.

4321017. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении задач,

стоящих перед всем коллективом, с другими классами и

объединениями.

4321018. Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам

4321019. Мы стремимся помочь другим(младшим) коллективам в

разрешении трудностей, возникающих перед ними.

4321020. Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления

4321021. Учащиеся моего класса добросовестно относятся к выполнению

поручений органов ученического самоуправления всего

коллектива.

4321022. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более

высоких результатов.

4321023. Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других

коллективах и общественных организациях.

4321024. Осознаю свою ответственность за результаты работы всего

школьного коллектива.

На доске дано смысловое значение цифровых кодов: 4 – «Да», 3 – «Скорее да, чем нет», 2 – «Трудно сказать», 1 – «Скорее нет, чем да», 0 – «Нет».

Обработка результатов. При обработке результатов 24 предложения разбиваются на шесть групп (блоков). Данная систематизация обусловлена на выявлением различных аспектах самоуправления:

1)включенность учащихся в самоуправленческую деятельность (предложения 1,2,3,4);

2)организованность классного коллектива (предложений 5,6,7,8);

3)ответственность членов первичного коллектива за его дела (предложения 9,10,11,12);

4)включенность класса в дела общешкольного коллектива (предложения 13,14,15,16);

5)отношения класса с другими ученическими общностями (предложения 17,18,19,20);

6)ответственность учащихся класса за дела общешкольного коллектива (предложения 21,22,23,24).

По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на шестнадцать (16 – максимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждом блоке). Уровень самоуправления коллектива класса, объединения определяется по результатам выведения коэффициентов первых трех блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше0,5, то уровень самоуправления в классе низкий, если больше 0,5 и меньше 0,8 – средний, если больше 0,8 – высокий.

Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних трех блоков. Если каждый из них не превышает 0,55, то уровень самоуправления в коллективе низкий, если выше этого уровня, то ниже 0,85 – уровень развития самоуправления средний; если больше 0,85 – высокий.

Цель: определить уровень развития ученического самоуправления.

Инструкция: «Вам будет предложен ряд высказываний. Необходимо обвести кружочком цифру того варианта ответа, который больше других отвечает вашей личной точке зрения. Отвечайте, пожалуйста, на каждое высказывание, выбирая только один из готовых ответов.

Цифры, которые проставлены после каждого высказывания, означают следующее:

3 - «Скорее да, чем нет»;

2 - «Трудно сказать»;

1 - «Скорее нет, чем да»;

1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше. 4 3 2 1 0
2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса 4 3 2 1 0
3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе. 4 3 2 1 0
Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач. 4 3 2 1 0
5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям 4 3 2 1 0
6. У нас в классе все обязанности четко и равномерно распределяются между ребятами. 4 3 2 1 0
7. Выборный актив в нашем классе не пользуется авторитетом среди всех членов коллектива. 4 3 2 1 0
8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями. 4 3 2 1 0
9. Считаю, что ребята нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей. 4 3 2 1 0
10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса. 4 3 2 1 0
11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены. 4 3 2 1 0
12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей. 4 3 2 1 0
13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом учебного заведения. 4 3 2 1 0
14. Учащиеся моего класса часто участвуют в организации разнообразных мероприятий всего коллектива школы. 4 3 2 1 0
15. Мы стремимся помочь представителям коллектива класса, органов самоуправления школы в решении задач, стоящих перед ними. 4 3 2 1 0
16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед коллективом школы. 4 3 2 1 0
17. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении задач, стоящих перед всем коллективом, с другими классами и объединениями. 4 3 2 1 0
18. Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам. 4 3 2 1 0
19. Мы стремимся помочь другим коллективам, младшим классам в разрешении трудностей, возникающих перед ними. 4 3 2 1 0
20. Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления учебного заведения, пользуются заслуженным авторитетом. 4 3 2 1 0
21. Учащиеся моего класса добросовестно относятся к выполнению поручений органов ученического самоуправления всего коллектива. 4 3 2 1 0
22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив учебного заведения достиг более высоких результатов. 4 3 2 1 0
23. Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах общественных организациях. 4 3 2 1 0
24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всего коллектива школы. 4 3 2 1 0

Обработка полученных данных

При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:

1) включенность подростков в самоуправленческую деятельность (предложения 1 - 4);

2) организованность классного коллектива (5 - 8);

3) ответственность членов первичного коллектива за его дела (9 - 12);

4) включенность класса в дела всего коллектива (13 - 16);

5) отношения класса с другими школьными общностями (17 - 20);

6) ответственность учащихся класса за дела всего коллектива учебного заведения (21 - 24).

По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на шестнадцать (16 - максимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждом блоке).

Уровень самоуправления коллектива, объединения, определяется по результатам выведения коэффициентов первых трех блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0,5, то уровень самоуправления низкий; если больше 0,5 и меньше 0,8 - средний, если больше 0,8 - высокий.

Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних трех блоков. Если каждый из них не превышает 0,55, то уровень самоуправления в коллективе низкий, если выше этого уровня, но ниже 0,85 - уровень развития самоуправления средний, если больше 0,85 - высокий.

Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе М.И.Рожкова

Цель: определить уровень развития ученического самоуправления

Ход проведения: учащийся заполняет бланк со следующими цифровыми кодами и предложениями:

2 1 0

Вношу предложения в работу класса

2 1 0

Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе

2 1 0

Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач класса

2 1 0

У нас в классе обязанности четко и равномерно распределены между учащимися

2 1 0

2 1 0

Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям

2 1 0

Учащиеся класса ответственно относятся к возложенным обязанностям

2 1 0

Стремлюсь приложить все усилия, чтобы поручения были мною выполнены

2 1 0

Готов (а) ответить за результаты своей работы

2 1 0

Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом школы

2 1 0

Учащиеся моего класса часто участвуют в организации разнообразных мероприятий школы

2 1 0

Я и мои одноклассники участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед коллективом школы

2 1 0

Мы стремимся к сотрудничеству и общению с другими классами школы

2 1 0

Я удовлетворен отношениями моих одноклассников с другими классами

2 1 0

Актив отряда "Радуга" пользуется заслуженным авторитетом

2 1 0

Учащиеся моего класса добросовестно относятся к выполнению поручений актива школы

2 1 0

Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более высоких результатов

2 1 0

Я осознаю свою ответственность за результаты работы всего школьного коллектива

На доске дано смысловое значение цифровых кодов: 2 – «да» ; 1 – «не всегда, иногда», 0 – «нет»

Обработка результатов.

1. 18 предложений разбиваются на 6 групп по 3 высказывания

1) включенность учащихся в самоуправленческую деятельность;

2)организованность классного коллектива;

3) ответственность членов классного коллектива за его дела;

4) включенность класса в дела общешкольного коллектива;

5) отношения класса с другими ученическими коллективами;

6) ответственность учащихся класса за дела общешкольного коллектива.

2. По каждому блоку подсчитывается сумма баллов. Затем она делится на число участников опроса и на 6 (макс кол-во баллов в блоке)

3. Уровень самоуправления коллектива класса определяется по результатам выведения коэффициентов первых трех блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0,5, то уровень самоуправления в классе низкий, если больше 0,5 и меньше 0,8 – то средний, больше 0,8 – высокий.

4. Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних трех блоков. Если каждый из них не превышает 0,55, то уровень самоуправления в школьном коллективе низкий, если выше 0,55 но ниже 0,85 – то средний, если выше 0,85 - высокий.

Методика для изучения социализированности личности учащегося (М.И.Рожков)

Цель: Выявить уровень социальной адаптированности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Ход проведения : Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 – всегда

3 – почти всегда

2 – иногда

1 – очень редко

0 – никогда

1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.

2. Считаю, что всегда нужно чем-то отличаться о других

3. За что бы я не взялся, добиваюсь успеха

4. Я умею прощать людей

5. Я стремлюсь поступать так же, как и мои товарищи

6. Мне хочется быть впереди других в любом деле

7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав

8. Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни

9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие

10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение

11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю

12. Мне нравится помогать другим

13. Мне хочется, чтобы со мною дружили все

14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться

15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать

16. переживаю неприятности других как свои

17. стремлюсь не ссориться с товарищами

18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие

19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца

20. Стараюсь защищать тех, кого обижают

Обработка данных :

1. Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и деления этой суммы на пять

2. Оценка автономности высчитывается по второй строчке

3. Оценка социальной активности – по третьей строчке

4. Оценка нравственности (приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности) оценивается по четвертой строчке.

5 . Если получаемый результат больше 3 баллов, то можно говорить о высокой степени социализированности ребенка. Если меньше трех, но больше двух – средняя степень развитости социальных качеств.

Если меньше 2 баллов, то можно предположить, что учащийся или группа учащихся имеет низкий уровень социальной адаптированности.

(М.И. Рожков)

Цель: определить уровень развития ученического самоуправления

Ход мероприятия : Каждый учащийся заполняет бланк, в котором указаны номера приведенных ниже предложений. Степень своего согласия с этими предложениями отвечающий выражает в оценках: 4 – «Да», 3 – «Скорее да, чем нет», 2 – «Трудно сказать», 1 – «Скорее нет, чем да», 0 – «Нет».

1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше

2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса

3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе

4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач

5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельных действиям

6. У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между учащимися

7. Выбранный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех

8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями

9. Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей

10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса

11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены

12. Готов ответить за результаты своей работы и своих товарищей

13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом школы

14. Учащиеся моего класса часто участвуют в организации мероприятий для всей школы

15. Мы стремимся помочь представителям класса в органах общешкольного самоуправления в решении задач, стоящих перед ними

16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед коллективом школы

17. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении задач, стоящих перед всем коллективом, с другими классами и объединениями

18. Удовлетворен отношением моих одноклассников к другим классам

19. Мы стремимся помочь другим коллективам в разрешении трудностей, возникающих перед ними

20. Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным авторитетом

21. Учащиеся моего класса добросовестно относятся к выполнению поручений органов ученического самоуправления

22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более высоких результатов

23. Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах

24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всего школьного коллектива

Таблица для занесения результатов:

Обработка результатов : При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:

– включение учащихся в самоуправленческую деятельность (1,2,3,4)

– организованность классного коллектива (5,6,7,8)

– ответственность членов первичного коллектива за его дела (9,10,11,12)

– включенность класса в дела общешкольного коллектива (13,14,15,16)

– отношения класса с другими ученическими коллективами (17,18,19,20)

– ответственность учащихся класса за дела общешкольного коллектива (21,22,23,24)

По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников, и на 16 (максимальное количество баллов в каждом блоке). Уровень самоуправления коллектива класса, объединения определяется по результатам выведения коэффициентов первых трех блоков. Если хотя бы один из них меньше 0,5, то уровень СУ в классе низкий, если больше 0,5 и меньше 0,8 – средний, больше 0,8 – высокий.

Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних трех блоков. Если каждый из них не превышает 0,55, то уровень СУ низкий, если выше этого уровня, но ниже 0,85 – средний, более 0,85 – высокий.

Анкета 1

1. Как ты понимаешь слово «самоуправление»?

2. Каким, на твой взгляд, оно может быть в классе?

3. Какова роль, по твоему мнению, классного руководителя, учителя в ученическом самоуправлении?