Мать тереза кто она. Кто такая Мать Тереза? Фото, биография, высказывания. Образ, вымышленный прессой

Оборудование

Монахиня (в миру Агнес Гонджа Бояджиу, 1910 1997), которая сделала свою жизнь примером подвижнического социального служения религиозного человека. Родилась в г. Скопле (в то время под властью Турции, с 946 столица Македонии) в благополучной… … Словарь крылатых слов и выражений

мать Тереза - Биография матери Терезы Католическая монахиня мать Тереза Калькуттская (в миру Агнес Гонджа Бояджиу) родилась 26 августа 1910 года в Османской империи (ныне - территория Македонии) в городе Ускюб (ныне - Скопье). Сама мать Тереза… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Мать Тереза - 1. Жарг. шк. Шутл. Школьная медсестра. Максимов, 241. 2. Жарг. мол. Ирон. Человек, который обещал помочь и не помог кому л. Максимов, 241 … Большой словарь русских поговорок

Мать Тереза Калькуттская (фильм, 2003) - У этого термина существуют и другие значения, см. Мать Тереза. Мать Тереза Калькуттская Mother Teresa of Calcutta Жан … Википедия

Тереза (мать Тереза) - ТЕРÉЗА (Teresa), мать Тереза (в миру Агнес Гонджа Бояджиу, Bojaxhiu) (1910–1997), основательница (1950, в Калькутте, Индия) и настоятельница католич. Ордена милосердия. В разл. странах основывала школы, мед. пункты, приюты для бедняков. Ноб … Биографический словарь

Блаженная Мать Тереза Калькуттская - Сама мать Тереза считала днем своего рождения день крещения - 27 сентября. Ее родители были состоятельными албанцами‑католиками. Отец был совладельцем крупной строительной фирмы и преуспевающим торговцем. Он скончался в 1919 г., мать… … Энциклопедия ньюсмейкеров

ТЕРЕЗА - МАТЬ ТЕРЕЗА (1910 1997), католическая монахиня, основательница Ордена милосердия, монашеской конгрегации, занимающейся служением бедным и больным. В 1979 мать Тереза была удостоена Нобелевской премии мира. Мать Тереза (Агнес Гонджа Бояджиу)… … Энциклопедия Кольера

Тереза - I из Лизьё (Thérèsa de Lisieux), Тереза младенца Иисуса и Св. Лика (1873 1897), французская монахиня кармелитка, святая Римско католической церкви. В XX в. известность получила её духовная автобиография «История одной души» (1898). II мать Тереза … Энциклопедический словарь

Мать (значения) - Мать: Мать женщина по отношению к своим детям (см. Родственные отношения). Богиня мать, Мать Земля, Мать мира в мифологии разных народов прародительница всего сущего. Богоматерь Мать книги в исламе предвечный и несотворенный… … Википедия

ТЕРЕЗА (Teresa) - (мать Тереза) (в миру Агнес Гонджа Бояджиу Bojaxhiu) (р. 1910), основательница (1950, Индия) и настоятельница католического Ордена милосердия. В различных странах основывала школы, медицинские пункты, приюты для бедняков. Нобелевская премия мира… … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Мать Тереза , Чейн Юнь Юэ. "Люди могут быть высокомерными и неразумными, неверно мыслящими и эгоцентричными, несмотря на это - любите их…"Милосердие - главное чувство, которым руководствовалась Мать Тереза, всей своей… Купить за 641 руб
  • Мать Тереза , Чейн Ю.. Вашему вниманию предлагается книга Мать Тереза (из серии Великие имена)…

Ватикан канонизировал очередную убийцу – Мать Терезу
Мать Тереза была злобной и жестокой женщиной, по вине которой приняли мученическую смерть многие тысячи людей. В её «Домах для умирания» было запрещено давать обезболивающие средства, а больные умирали почти от любых болезней..

Папа Римский Франциск на площади Святого Петра в Риме перед лицом 120 тысяч людей, официальных делегаций из 15 стран, а также перед специально приглашёнными 1500 итальянскими бездомными, канонизировал мать Терезу.

Теперь она стала святой римско-католической церкви. Федеральное Агентство Новостей (ФАН) в связи с этим напоминает читателям наиболее скандальные факты из биографии Агнес Годже Бояджиу.

При своём рождении 26 августа 1910 года Мать Тереза получила имя Агнес Годже Бояджиу. Это произошло в Скопьё, в богатой семье албанцев-католиков. Её отец Никола Бояджиу, родом из Призрена, был ярым албанским националистом, состоял в подпольной организации, целью которой было «очищение Скопьё от славян-оккупантов (имеются ввиду македонцы, сербы и болгары) и присоединение его к Албании».

Ненависть к славянам стала причиной насильственной смерти Николы в 1919 году – его убили во время атаки на сербскую деревню. Его дочь унаследовала нелюбовь к славянам. Хотя она свободно владела сербским языком и даже закончила сербскую гимназию, но во время своих будущих официальных посещений Югославии она всегда общалась только через переводчика.

Её отношение к родному городу, ныне столице Республики Македония, тоже весьма своеобразно. Когда 26 июля 1963 года в результате землетрясения там погибло 1070 человек и было разрушено 75% зданий, Агнес Бояджиу отказалась выделять Скопьё финансовую помощь от своего монашеского ордена, но публично благословила персонал американского военного госпиталя.

Госпиталь пробыл в Скопьё 15 дней. Как говорят македонцы, американцы 5 дней монтировали госпиталь, 5 дней делали фотосессию на фоне развалин и 5 дней демонтировали свой лагерь. И теперь в музее Скопьё, посвящённом землетрясению, десятки фото, где запечатлено, как американцы самоотверженно помогают македонцам.

При этом Советский Союз отправил в Скопьё 500 военнослужащих инженерных войск, которые отработали там полгода. Но сохранилось только одно фото – советским солдатам некогда было фотографироваться, они спасали жизнь македонцам, оказавшимся под завалами.

Позже мать Агнес Бояджиу четыре раза посетила Скопьё и даже стала его почётным жителем. Его обыкновенным жителем она перестала быть в 1928 году, когда после окончания гимназии она уехала в Ирландию в монашеский орден «Сестры Лорето». Там она выучила английский язык, стала монахиней под именем Тереза и была отправлена в индийский город Калькутта преподавать в католической школе имени святой Марии.

Далее, по её воспоминаниям, в 1946 году ей было видение Иисуса Христа, который приказал ей бросить школу, скинуть монашескую одежду, надеть местное национальное платье сари и идти помогать самым бедным и несчастным. Впрочем, в других своих воспоминаниях она утверждала, что Бог приходил к ней регулярно, начиная с пятилетнего возраста.

Как ни странно, ей удалось заручиться и поддержкой властей и своего непосредственного католического начальства. Под учреждение, которое сама мать Тереза назвала «Дом для умирающих», мэрия выделила ей в 1948 году бывший храм индийской богини Кали. Персоналом стали 12 монахинь учреждённого матерью Терезой ордена «Сёстры миссионерки любви». В 1950 году его поддержал епископ Калькутты Фердинанд Периер, а позже он стал действовать по всему земному шару с благословения Римского Папы Павла VI.

Всемирная слава к её организации пришла в 1969 году, когда по заданию ВВС журналист Малкольм Маггеридж снял восхваляющий её документальный фильм «Something Beautiful for God» («Нечто прекрасное для Бога»). Но это был не просто хвалебный материал – экзальтированный журналист утверждал, что на съёмках произошло чудо: в Доме для умирающих не было освещения, но съёмки удались, поскольку «появился божественный свет».

И хотя оператор Кен Мак-Миллан позже заявил, что просто им впервые была применена новая плёнка фирмы «Кодак» для ночных съёмок, в те времена Интернета не было и не мог оператор перекричать могущественную корпорацию ВВС. Впрочем, людям всегда интереснее читать о чудесах, чем о новых свойствах киноплёнки.

Результатом мощного пиара число монахинь ордена приблизилось к 5000, появилось более 500 храмов в 121 стране мира. Повсюду стали открываться хосписы, центры помощи тяжелобольным, социальные дома. Хотя мать Тереза по-прежнему называла их «Домами для умирающих».

Что они представляют собой на самом деле, рассказала в документальном фильме «Ангел из ада» Мэри Лаудон, работавшая в одном из них:

«Первое впечатление было, как будто я вижу кадры из нацистского концлагеря, так как все пациенты тоже были обриты наголо. Из мебели только раскладушки и примитивные деревянные кровати. Два зала. В одном медленно умирают мужчины, в другом – женщины. Практически никакого лечения, из лекарств только аспирин и другие дешёвые препараты.

Капельниц не хватало, иглы использовались многократно. Монахини промывали их в холодной воде. На мой вопрос: почему они не делают их дезинфекцию в кипятке?, мне ответили, что это не нужно и на это нет времени. Помню 15-летнего мальчика у которого вначале были обычные боли в почках, но ему становилось всё хуже и хуже, так как он не получал антибиотики, а позже ему стала необходима операция. Я сказала, что для того чтобы его вылечить нужно лишь вызвать такси, отвезти его в больницу и оплатить ему недорогую операцию. Но мне отказали в этом, объяснив: «Если мы сделаем это для него, то придётся это делать для всех»…

Слова Мэри Лаудон подтверждают и результаты многочисленных проверок «Домов для умирающих». Неоднократно отмечалось, что там практически не заключают трудовые договоры с врачами, а всю основную работу выполняют трудящиеся бесплатно волонтёры, поверившие в миф об учреждениях матери Терезы. Доктора отмечали несоблюдение гигиенических норм, перенос болезней от одного пациента к другим, еду, непригодную для употребления, и отсутствие элементарных обезболивающих.

Обезболивающие средства новая святая фактически запретила, заявив: «Есть что-то прекрасное в том, как бедняки принимают свою долю, как страдают, словно Иисус на кресте. Мир многое получает от страдания. Мучение означает, что Иисус вас целует». В результате, болевой шок стал причиной смерти для многих.

Всё вышеперечисленное идеально укладывалось в её концепцию «спасения» больных. Если для нормальных людей спасение больного означает его выздоровление, то для матери Терезы это означало его переход в католицизм и спасение таким образом от мук ада в загробной жизни. Поэтому, чем сильнее страдал больной, тем легче было его убедить, что для избавления от страданий надо стать католиком, и Иисус Христос поможет тебе. Обряд крещения в Домах для умирающих проходит так же просто, как и всё остальное: больному покрывают голову мокрой тряпкой и читают соответствующую молитву. А дальше, если пациент после этого выживет, то всем расскажет, что это стало благодаря переходу в католицизм, а если не выживет, то ничего не расскажет.

Когда же самой матери Терезе понадобилась медицинская помощь, она не стала пользоваться услугами своих медучреждений, а отправилась лечиться в одну из самых дорогостоящих клиник в мире в американском штате Калифорния. Целоваться с Иисусом ей тоже не захотелось – обезболивающие использовались в полном объёме.

Так же легко она меняла свою позицию и по другим вопросам, если ей это было выгодно. Так она была категорически против абортов. В своей речи при вручении ей Нобелевской премии мира в 1979 году она заявила: «Самая большая угроза миру сегодня – это аборты, потому что это прямая война, убийство, прямое убийство человека его собственной матерью».

Однако, когда её подруга премьер-министр Индии Индира Ганди начала насильственную стерилизацию бедняков, то Агнес Бояджиу полностью поддержала эту кампанию. Правда, в 1993 году снова изменила свою позицию и осудила 14-летнюю ирландскую девушку, которая сделала аборт после изнасилования.

Путешествуя по всему миру, Агнес Бояджиу везде требовала запрета и разводов, так как каждый брак освящён Богом. Однако, когда другая её подруга принцесса Диана развелась с принцем Чарльзом, то она объявила, что «это правильное решение, так как из семьи ушла любовь».

Кроме этого она требовала полного запрета всех видов контрацептивов, а при напоминании о том, что они препятствуют распространению СПИДа, заявляла, что СПИД это «справедливое возмездие за неправильное сексуальное поведение». Ненавидела она и феминизм и призывала женщин «предоставить мужчинам делать всё то, к чему они лучше приспособлены».

Документальный фильм «Something Beautiful for God» был не единственной успешной акцией по созданию имиджа Агнес Бояджиу, как бескорыстной спасительницы обездоленных.

Когда в 1993 году в индийской провинции Латур произошло землетрясение и погибло 8000 человек, а 5 миллионов остались без крыши над головой, мать Тереза не поленилась съездить туда и попозировать фотографам на фоне новых домов, построенных другими благотворительными организациями. Её монашеский орден никаких денег пострадавшим не выделил и даже отказался послать туда своих монахинь.

Когда в Индии вспыхивали эпидемии, то мать Тереза не оказывала помощи в борьбе с ними, но зато активно фотографировалась с больными. А когда она позже прибывала в Рим, то СМИ сообщали всему миру, что она помещена под карантин. Это было ещё одно напоминание о её мнимой борьбе с болезнями.

Можно найти подробнейшие описания её посещения Армянской ССР после землетрясения в Спитаке, но нельзя найти информацию, сколько и кому денег фонд тогда выделил.

Несмотря на то, что Агнес Бояджиу везде призывала к скромному христианскому образу жизни, сама она во время своих многочисленных путешествий по миру предпочитала передвигаться в персональных самолётах и вертолётах, а останавливаться в самых фешенебельных резиденциях.

Благодаря массированной пропаганде, миллионы людей поверили всемирной благодетельнице несчастных и высылали её ордену свои пожертвования. Кроме Нобелевской премии, мать Тереза и её орден получили ещё десятки премий от различных организаций на огромные суммы. Однако о том, как они расходуются, нобелевская лауреатка говорить не любила. На просьбы журналистов об интервью она обычно отвечала: «Пообщайтесь лучше с Богом».

Благодаря дружбе с Индирой Ганди, её монашеский орден, зарегистрированный в Индии, был долгие годы освобождён от какого-либо финансового контроля под предлогом того, что он является крупной благотворительной организацией. При этом, когда в 1998 году был составлен рейтинг финансовой помощи от организаций в Калькутте, то ордена «Сёстры миссионерки любви» не было даже среди 200 первых.

Сама мать Тереза при вручении ей Нобелевской премии врала, что была оказана помощь 36000 жителям Калькутты. Проверка, проведённая индийскими журналистами, установила, что таких было не больше 700.

Самый мощный скандал, связанный с расходованием пожертвований, полученных Агнес Бояджиу, произошёл в 1991 году, когда немецкий журнал Stern на основе документов опубликовал информацию о том, что только 7% пожертвований идёт на лечение больных. Гигантские суммы оседали на счетах Банка Ватикана в Риме. Несмотря на огромные суммы, никто не проводил модернизацию медицинских центров, не закупалось оборудование. Вместо этого средства тратились на открытие новых центров по всему миру, где под видом спасения тела спасают душу путём её обращения в католическую веру. Официально на новые центры и ушла вся Нобелевская премия новой святой.

Происхождение пожертвований мать Терезу не смущало. Она спокойно принимала деньги, награбленные диктаторами у своих народов. Причём, как от проамериканских антикоммунистических диктаторов, так и от коммунистических.

В 1981 году она посетила Гаити, где правил Жан-Клод Дювалье, получивший власть за 10 лет до этого в 19-летнем возрасте после смерти отца-диктатора. Казалось, что хорошего можно сказать о ситуации в самой бедной стране Западного полушария и одной из беднейших в мире, где процветают коррупция и болезни, и где семейством Дювалье совершено 60 тысяч явных и тайных политических убийств.

Однако мать Тереза заявила, что нигде в мире не видела такой близости между бедняками и руководителем государства.

В результате, она получила от гаитянского диктатора 1,5 миллиона долларов. Республика Гаити и её руководитель ей явно понравилась, и в 1983 году она посетила их снова. На сей раз после высказываний о том, что «покорена любовью Дювалье к своему народу» и что «народ платит ему полной взаимностью» она была награждена высшей наградой страны – орденом Легиона славы и получила ещё 1 миллион долларов. Взаимная любовь на Гаити кончилась через 3 года, когда народ сверг любимого диктатора, а тот отплатил любимому народу тем, что украл у него сотни миллионов долларов, бежав с ними в свою резиденцию на Французской Ривьере.

В 1989 году она посетила родину своих предков – Албанию. Она была там по приглашению нового коммунистического лидера Рамиза Алии, который, по примеру Михаила Горбачёва, решил провести в своей социалистической стране демократические реформы. Он принял власть за четыре года до этого, после смерти Энвера Ходжи, правившего Албанией 40 лет.

Среди государственных руководителей трудно найти человека, имеющего большие заслуги перед католической церковью, а также перед всеми другими церквями. Первое, что он сделал, придя к власти после Второй мировой войны, был расстрел двух католических епископов и 40 священников. В 1967 году вождь албанских коммунистов объявил, что его страна стала первым в мире атеистическим государством.

В связи с этим были закрыты все храмы, в том числе и 157 католических церквей. Священнослужители брошены в тюрьмы. За совершение религиозных обрядов полагалась смертная казнь, а за индивидуальное исповедование религии – отправка в лагеря. Расстрелы священнослужителей всех вероисповеданий продолжались в течение всего периода его правления. Так, в 1971 году, когда вышедший из тюрьмы католический священник Штьефен Курти крестил младенца, он был расстрелян, родители отправлены в лагеря, а младенец в детдом.

Но всё это не помешала монахине Терезе возложить венок на могилу Энвера Ходжи и сказать о нём много похвальных слов. Позже Агнес Бояджиу посетила вдову Энвера – Неджмие. О новом руководителе Албании она сказала, что «счастлива за свой народ, у которого есть такой руководитель».

Албанский народ не оценил своего счастья и в 1992 году отстранил Рамиза Алию от власти, а ещё через год отправил его в тюрьму.

Кроме Рамиза у матери Терезы были взаимовыгодные встречи с коммунистическими руководителями Кубы и ГДР – Фиделем Кастро и Эриком Хоннекером. Получала она деньги и от Ясера Арафата, с которым встречалась в Ливане.

Крупным спонсором ордена «Сёстры миссионерки любви» был и английский лорд еврейского происхождения и медиамагнат Роберт Максвелл, укравший из пенсионного фонда своих же работников 600 миллионов долларов и избежавший тюремного наказания из-за гибели на яхте.

Другим известным дарителем, облагодетельствовавшим мать Терезу на 1,25 миллиона долларов, был американец Чарльз Киттинг. Позже, когда он попал под суд за то, что ограбил 23 тысячи вкладчиков своего фонда на 252 миллиона долларов, мать Тереза послала письмо с просьбой о помиловании верного и щедрого сына католической церкви.

В ответном письме прокурор Пол Терли написал, что «церковь не должна позволять использовать себя как средство для успокоения совести для преступника» и предложил Агнес Бояджиу вернуть полученные от Киттинга деньги тем, у кого они были украдены. В ответ – тишина.

Интересно, что другим получателем помощи от Чарльза Киттинга был американский сенатор и большой друг нынешней украинской власти Джон Маккейн. Может быть, всё это и помогло щедрому католику отделаться за такое огромное хищение всего лишь 4,5 годами тюрьмы и сейчас он снова в крупном американском бизнесе.

Отказ вернуть деньги, украденные у американцев, не испортили отношения матери Терезы с властями США. Совсем наоборот: наряду с Ватиканом, удостоившим её своей высшей наградой – объявлением святой, вторым государством, сделавшим это, стали США. В 1996 году она стала почётным гражданином США, это звание до неё получили всего 3 иностранца, а в 1997 году она была награждена высшей американской наградой – Золотой медалью Конгресса. Официально такие высокие награды объясняются её благотворительной деятельностью, но наверняка не забыты и её другие заслуги перед США.

3 декабря 1984 года в индийском городе Бхопал произошла крупнейшая техногенная катастрофа в истории человечества. В результате взрыва ёмкости на 60 тысяч литров на химическом заводе, принадлежавшем американской компании «Юнион карбайд», в воздух попали 42 тонны ядовитых паров. 4000 человек погибли сразу, ещё 21 тысяча позже. Общее количество пострадавших – до 600 тысяч человек.

Причиной катастрофы стала экономия на мерах безопасности со стороны химической компании, хотя в «Юнион карбайд» упорно твердили, что это диверсия. Кроме того, компания отказалась сообщить название ядовитого вещества из соображений коммерческой тайны, что затруднило работу индийских гражданских и военных медиков. Пренебрежение американским бизнесом вопросами безопасности местного населения, приведшее к таким ужасающим последствиям, могло поставить под удар не только химическую компанию, но и репутацию США во всех странах третьего мира.

Меры были приняты. На сей раз мать Тереза не осталась безучастной к трагедии индийского народа. Она прибыла в Бхопал в сопровождении своих многочисленных монахинь и волонтёров. Мать Тереза выступала в людных местах и в своих выступлениях объясняла, что это наказание от Бога, что надо молиться, и он накажет виновных, а сейчас надо простить. Последнее слово было главным во всех её речах. Это же внушали монахини и волонтёры в индивидуальном порядке тем, кому они оказывали свою примитивную медицинскую помощь.

Это помогло предотвратить антиамериканские выступления, которые привлекли бы внимание во всём мире. Американская компания «Юнион карбайд», ответственная за эту трагедию, смогла в 1987 году в рамках внесудебного урегулирования договориться о выплате жертвам аварии 470 миллионов долларов в обмен на отказ от дальнейших судебных исков.

Расследование трагедии продолжалось 26 лет и только 7 июня 2010 года суд в Бхопале приговорил семерых индусов, работавших на химическом заводе к двум годам тюрьмы и штрафу на сумму, равную 2100 долларам США. Бывший директор завода американец Уоррен Андерсон был оправдан.

Компания «Юнион карбайд» сделала ордену матери Терезы крупное пожертвование. Разумеется за медицинскую помощь, а не за пропагандистскую.

Имеется и информация о том, что через организацию матери Терезы оказывалась тайная финансовая помощь никарагуанским контрас. Это косвенно подтверждается её награждением президентом США Рональдом Рейганом Медалью Свободы в 1985 году.

С момента смерти основательницы ордена «Сёстры миссионерки любви» и до того момента, как она стала святой прошло ровно 19 лет, и шёл этот процесс нелегко. По правилам католической церкви для того, чтобы человек был канонизирован как святой, он должен совершить чудо.

Поиск чудес, совершённых матерью Терезой, был поручен канадскому священнику Брайану Колодийчуку. Вначале он объявил, что жительница индийского штата Бенгалия Моника Бесра имела 17-сантиметровую злокачественную опухоль в желудке. В годовщину смерти матери Терезы – 5 сентября 1998 года её сестра положила ей на живот медальон с ликом Святой Богородицы, которым прикоснулись к телу матери Терезы в день её похорон и обратилась к всемирной праведнице с молитвой о её выздоровлении. Через 8 часов опухоль якобы исчезла.

Всё было чудесно, в прямом и переносном смысле этого слова, но тут Моника Бесра поссорилась со своим мужем, а тот заявил журналистам, что у его жены была не опухоль, а киста яичника, которую вылечили с помощью лекарств, за которые он заплатил крупную сумму из своего кармана, а затем отвёл журналистов к врачам, у которых сохранились соответствующие медицинские документы.

Разумеется, после этого скандала у Ватикана вера в святость монахини, принёсшей ему по самым скромным подсчётам 3 миллиарда долларов и миллионы новых последователей, не пропала. Но для сохранения приличия была сделана многолетняя пауза в канонизации для успокоения и забвения.

В 2008 году преподобный Колодийчук нашёл новое чудо в Бразилии, где у Марсилио Хаддата Андрино была злокачественная опухоль мозга, но после того, как его жена Фернанда стала молиться матери Терезе, она исчезла. Никаких медицинских документов в данном случае не было, что гарантировало от повторения случая с Моникой Бесра.

Но тут грянул новый скандал. Достоянием гласности стали её письма своему духовнику бельгийскому священнику-иезуиту Генри и её дневники. В них она пишет: «У меня нет веры», «Небеса заперты», «Мне говорят, что Бог любит меня, но тёмная, холодная и пустая реальность настолько сильна, что ничто не трогает мою душу. Всё внутри меня холодно, как лёд».

Но самой неожиданной стала следующая запись: «Я чувствую себя потерянной. Господь не любит меня. Бог может не быть Богом. Возможно, его нет», которая совсем не годится для монахини, постоянно утверждавшей, что регулярно общается с Иисусом Христом. Конечно же, и этот скандал не повлиял на решение Святого престола о святости Агнес Бояджиу, но опять пришлось брать паузу.

Слава богу (или дьяволу?), Ватикану, наконец, удалось завершить процесс канонизации матери Терезы, и это комментируется множеством людей. Среди них итальянец Джорджио Бруско, лично знавший Агнес Бояджиу и отбывающий сейчас тюремное заключение за руководство преступным сообществом, которое в его стране называют мафия.

Я и раньше как-то не очень доверял фанатикам от любых религий. А после того, как услышал ее Нобелевскую речь, засомневался маленько в адекватности этой старушенции. Но все списывал на ее благие дела. Ну разве ж мы знали все подробности, кто, что, и от чьего имени. Эта статья подтвердила многие мои подозрения

Мать Тереза - символ милосердия или успешный финансовый проект Ватикана?

Как сообщают, за 25 лет своего правления папа Иоанн Павел II произвел в
святые 483 человека - больше, чем все предыдущие папы. Одна из тех, кого
он причислил к лику блаженных, но не успел канонизировать - мать Тереза
- католическая монахиня родом из Албании. Ее принимали в почетом богачи
и знаменитости, и при этом прославляли как защитницу бедняков. Любимица
СМИ и властей, сама знаменитость в стиле кинозвезд, мать Тереза долгие
годы была самой почитаемой женщиной в мире. Ее осыпали похвалами и
наградили Нобелевской премией мира в 1979 за ее «гуманитарные труды» и
«духовное воодушевление».

Вот список ее наград и премий (списка десятки написанных ею книг я не нашел):

1962 год — орден «Великолепный лотос» от правительства Индии;
1971год — награда «Добрый самаритянин» в Бостоне, США; премия Кеннеди в
Вашингтоне; Ватиканская премия мира имени папы Иоанна XXIII в Риме;
1972 год — премия имени Джавахарлала Неру за Международное Согласие;
1973 год - Темплтонская премия;
1974 год - степень магистра богословия;
1975год — международная премия Альберта Швайтцера; бесплатный билет на все
виды транспорта для поездок по Индии, вручённый самой Индирой Ганди;
1977 год — степень доктора теологии в Кембриджском университете;
1979 год — Нобелевская премия мира;
1982 год — докторская степень в Брюссельском католическом университете;
1996 год — стала почётным гражданином США (до неё такой степени были удостоены всего лишь три человека).
В 1997 году награждена высшей наградой США — Золотой медалью Конгресса.
Почётный доктор теологии Оксфордского университета.

После ее смерти 5 сентября 1997 года, процесс канонизации был начат
практически сразу, не смотря на то, что по канонам католической церкви
канонизация в принципе не может быть начата до прошествия 5 лет со дня
смерти. Для матери Терезы было сделано единственное в своем роде
исключение. Почему? За что?

За то, что она была сестрой милосердия и помогала многим людям? Собирала огромные пожертвования на
милосердные цели? Кем она была? Символом католической христианской
гордыни или бескорыстной сестрой милосердия? Финансовым проектом
Ватикана? Почему Ватикан сделал все, чтобы сделать из нее «звезду»
телеэкранов и газет, чтобы прославить ее на всю вселенную как истинную
католичку и самого милосердного человека на земле? И, все-таки, за что
ее пытались канонизировать столь поспешно?

Откуда у матери Терезы деньги?

В разные годы, в разных странах и разными обозревателями высказывались
предположения о суммах, пожертвованных для фонда матери Терезы - от 50
до 100 миллионов долларов в год, но фактических подтверждений не было. В
Великобритании закон обязывает организации, получающие пожертвования от
населения, предоставлять отчеты об их реализации. И выяснилось, что за
1991-й год фонд М.Терезы собрал 2.6 миллиона долларов (в
Великобритании), из которых только 7% были потрачены собственно на нужды
бедных и обездоленных, а остальные 93% были переведены в Ватиканский
банк в Риме и оприходованы на рутинные нужды католической церкви.

Как документирует Кристофер Хитченс в своей книге “Миссионерская позиция:
Мать Тереза в теории и практике”, Тереза была знакома с поразительным
числом неприятных личностей. Двое из них - Дювалье, Жан-Клод и Мишель,
которые правили Гаити, как полицейским государством с 1971 года, пока
они не были свергнуты народным восстанием в 1986 году. (Они разграбили
страну, и украли большую часть государственной казны, когда бежали.)
Тереза посетила их лично в 1981 году и дала высокую оценку Дювалье и их
режиму, как "дружественному" по отношению к бедным слоям населения, и ее
выступление крутилось на государственном телевидении несколько недель.
Тогда она получила от режима Дювалье 1.5 миллиона долларов. Посещая
Гаити в другой раз и получая орден Легиона Славы из рук президента
Жан-Клода Дювалье (и еще 1 миллион долларов в придачу), мать Тереза
сказала,что "покорена любовью Дювалье к своему народу" и что "народ
платит ему полной взаимностью". Через З года после этого визита Дювалье
был свергнут любящим народом и бежал, прихватив с собой несколько сотен
миллионов долларов.

Удивительно, она также посетила могилу жестокого коммунистического диктатора Энвера Ходжи в 1990 году, положив
венок на могилу человека, который подавлял религию в родной для Терезы
Албании. Она получала и регулярные пожертвования от газетного магната
Роберта Максвелла, обворовавшего пенсионных фонд своих же работников на
450 миллионов фунтов стерлингов. Список ее друзей и спонсоров также
включает никарагуанских "контрас", католической террористической группы,
которые организовывали «эскадроны смерти» в отношении гражданского
населения в попытках завоевать страну. Получала деньги она и от Ясера
Арафата, которого называла своим другом и с которым встречалась в
Ливане. Еще более зловещие слухи связывали деятельность ордена в
некоторых странах Латинской Америки с пожертвованиями людоедских
наркокартелей. Деньги на помощь больным и нищим были пропитаны кровью и
пахли кокаином.

Но наибольший негативный общественный резонанс вызвала дружба матери Терезы с американским банковским мошенником
Чарльзом Киттингом, который ограбил своих вкладчиков на 252 миллиона
долларов, за что получил 10 лет тюрьмы. А Фонд матери Терезы получил от
Киттинга 1 миллион 250 тысяч долларов и право пользоваться его личным
воздушным транспортом в любой момент - видимо, этот факт заставил мать
Терезу написать письмо прокурору с горячей просьбой о помиловании
Киттинга (просьба, естественно, не была удовлетворена). Прокурор
предложил ее вернуть подарок Киттинга, потому, что это были краденные
деньги. Она этого не сделала и на письмо прокурора не ответила.

»Можно сказать, что жертвовать матери Терезе стало очень популярным у людей, в
отношении которых у богобоязненных верующих не оставалось сомнений, что
они продали свою душу дьяволу. Поскольку никто из них и не думал после
этого как-то менять род своих занятий, похоже, эти пожертвования
рассматривались ими как своего рода индульгенции. "Прощенные", они с
новыми силами возвращались к своему служению сатане.» - пишет один из
христианских источников.

К матери Терезе много раз обращались с просьбой вернуть грязные деньги тем, у кого они были украдены. Каждый
раз следовал решительный отказ: "Они пожертвовали эти деньги от чистого
сердца не мне, а тому делу, которым я занимаюсь. Я не могу их отдать".

Деятельность матери Терезы

Несмотря на широко распространенное мнение о том, что Тереза стремилась
облегчить страдания бедных слоев населения, правда была совсем не такой.
Как документирует Хитченс, она фактически полагала, что страдание было
выгодным. Это - то, почему она держала свои клиники настолько
примитивными - не для того, чтобы больные люди могли быть вылечены, а
для того чтобы они могли стать ближе к Богу через их страдания. Как
писали критики, такие как Майкл Хаким: «Мать Тереза была насквозь
пропитана примитивным фундаменталистским религиозным мировоззрением,
которое видит боль, лишения и страдания, как облагораживающий опыт и
прекрасное выражение связи с Иисусом Христом и его мучениями на кресте».
На ее взгляд, страдания не были злом, которое нужно уменьшать, а
благословением, которое нужно прославлять.

Бесплатные клиники Терезы оказывали помощь, которая была в лучшем случае примитивной и
бессистемной, в худшем - антисанитарной и опасной, несмотря на огромные
суммы пожертвований, которые она получала. Несколько добровольцев в
клиниках Терезы, таких как Мэри Лоудон и Сьюзен Шилдс, свидетельствовали
о недостаточной помощи, оказываемой умирающим. Несмотря на регулярно
получаемые миллионы долларов в виде пожертвований, Тереза сознательно
держала свои клиники неэффективными и плохо оборудованными, неспособными
оказывать никакой, кроме самой примитивной, помощи.

Опять же, важно отметить, что эти условия не были результатом недостаточного
финансирования. Организация Терезы регулярно получала многомиллионные
пожертвования, которые скрывались на банковских счетах, в то время как
добровольцам говорили просить у спонсоров больше денег, аргументируя
крайней нищетой и отчаянной нуждой. На деньги, которые она получала,
вполне можно было построить полдюжины полностью оборудованных
современных больниц, но эти деньги никогда не использовались для этой
цели. Нет, небрежная и примитивная помощь больным была не случайной.

На деле Мать Тереза создала только Дом Смерти и детский приют в Калькутте.
После ее смерти доверители фонда долго и безуспешно пытались найти те
самые школы, на содержание которых собирались ежегодно огромные средства
- этих школ просто никогда не было. Как не было и больниц. Но зато
нашлись документальные свидетельства о продаже детей из детского приюта,
который немедленно тихо прикрыли во избежание скандала.

Врачи из разных стран Запада, поддавшиеся харизме Терезы, благородной идее
помощи бедным и несчастным и подписавшиеся на волонтерство в стенах Дома
Смерти, очень скоро приходили в недоумение, которое сменялось
возмущением. Большинство пациентов можно было бы запросто вылечить, и
без дорогостоящих операций - элементарными лекарствами, например,
антибиотиками, которых в Доме Смерти не водилось (из всех лекарств был
только аспирин). Иглы и шприцы мылись под краном, инфекционные больные
лежали вперемешку с остальными, а терминальные онкологические больные,
страдавшие от нестерпимых болей, так и умирали в мучениях, без
болеутоляющих лекарств. В комнатах Дома Смерти не было ни стульев, ни
вообще никакой мебели, кроме матрасов, брошенных на пол без постельного
белья.

В Доме Смерти никогда не работал квалифицированный
мед.персонал - только профессионально неграмотные монахини и волонтеры. И
это вполне отражает философию Матери Терезы, считавшей,что "наш мир
становится лучше благодаря страданиям обездоленных. Бедные люди должны
быть счастливы своей прекрасной миссией и возможностью разделить ее с
Христом". Поэтому на многочисленные просьбы и призывы превратить Дом
Смерти в больницу или хотя бы в хоспис, так как средства более чем
позволяли, ответом было неизменное "нет". Все, к чему стремилась мать
Тереза в своей деятельности -это возложить крест на чело умирающего и
таким образом приумножить царство Христово.

"Предполагается, что человек, попадающий в дом милосердия, хоспис или лечебницу, должен жить
в соответствии с теми же убеждениями, которые исповедуют сестры и сама
мать Тереза, — возмущается один из работников независимой службы помощи
больным СПИДом. — То есть если сестры полагают, что боль, испытываемая
ими, — жертва Христу, то и все их пациенты автоматически должны думать
точно так же". По его словам, он неоднократно слышал жалобы пациентов
лечебниц ордена, которым не позволяют пользоваться болеутоляющими
средствами (им ставилась в пример сама мать Тереза, всегда
отказывавшаяся от болеутоляющих).

В 1994-м году Д-р Робин Фокс, главный редактор одного из самых уважаемых медицинских журналов мира
"Ланцет", провел собственное расследование Дома Смерти - все факты
подтвердились - и подверг условия содержания больных и уход за ними
резкой критики на страницах журнала. Однако фонд критику проигнорировал.
Следующая статья Дональда Мак-Интайра, опубликованная в
году в The New Statesman рассказала о содержании детей в приюте матери
Терезы - грудные и новорожденные лежали все в одной большой кровати,
больные и здоровые, а тех, кто постарше, просто привязывали.

Ее «больницы» для бедных в Индии и в других местах были не более чем
складами людей, в которых тяжелобольные лежали на циновках, иногда по 50-60
в комнате, без врачебной помощи. Их болезни обычно не
диагностировались. Еда была скудной и санитарные условия - плачевными.
Там почти не было квалифицированного медперсонала, обычно только не
обученные монашки и монахи.

Однако, когда сама Тереза заболевала, она ложилась в самые дорогие больницы и санатории, получая
первоклассную медицинскую помощь и лицемерно отыскивала для себя самые
передовые технологии на западе.

Тереза как личность

«Невозможная смесь Святого Франциска с фельдфебелем», - сказал о ней один из сотрудников Красного Креста.

Она ездила по всему миру, проповедуя против разводов, абортов и
противозачаточных средств. На церемонии награждения Нобелевской премией
она провозгласила, что «величайшая угроза миру во всем мире - аборты».
Однажды она предположила, что СПИД может быть справедливым наказанием за
предосудительное сексуальное поведение. "Мы не позволим ни одного
аборта и запретим все противозачаточные средства" - говорила мать Тереза
с трибуны перед многочисленной толпой во время посещения Ирландии. И в
то же время поддерживала закон о насильственной стерилизации населения
Индии, проводимой премьер-министром Индирой Ганди и ее сыном и
последователем Самджаем Ганди, за что, кстати, заслужила порицание
католической церкви.

Тереза постоянно занималась саморекламой, при этом не гнушалась ложью. Она утверждала, что ее миссионерская
организация в Калькутте кормила в день более тысячи человек. Иногда она
называла цифры в , 7000 и
человек. На самом деле ее благотворительные столовые кормили не более
150 человек шесть раз в неделю, включая монашек, послушниц и монахов из
ее свиты. Она утверждала, что ее школа в трущобах Калькутты учит детей, а на деле их было меньше 100.

Тереза утверждала, что в Калькутте у нее 102 центра помощи семьям, но житель
Калькутты Ароуп Чаттерджее, который много времени потратил на изучение
ее миссионерской деятельности, не смог найти ни одного такого центра. За
долгие годы ее миссионерской деятельности в Калькутте случилось более
десяти наводнений и многочисленные эпидемии холеры, с тысячами жертв.
Различные организации помогали жертвам, но Тереза и ее команда не
принимали в этом никакого участия, кроме краткого появления во время
одного из бедствий.

Во время пресс-конференции в Вашингтоне,
когда ее спросили: «Учите ли вы бедных смиряться со своей участью?», она
ответила: «Я думаю, это прекрасно, когда бедные смиренно принимают
свою участь, деля ее со страстями Христовыми. Я думаю, что страдания
бедняков очень помогают миру».
Но сама она жила более чем в
достатке, останавливаясь в роскошных гостиницах во время заграничных
поездок. Похоже, оставалось незамеченным, что эта знаменитость проводила
большую часть своего времени вдали от Калькутты, подолгу задерживаясь в
богатых домах Европы и США, летая из Рима в Лондон, а оттуда в Нью-Йорк
на частных самолетах.

В результате ее деятельности, по самым скромным подсчетам Ватикан заработал 3-5 миллиардов долларов,
поступивших в ватиканские банки и никак не использовавшихся ни для
помощи больным ни для милосердия... Следы значительной части денег,
остававшихся у матери Терезы канули в неизвестность после ее смерти.
Официально счетов в банках у нее не было, но где-то же эти деньги
хранились? Потраченное на благотворительность пренебрежимо мало даже по
сравнению с небольшим остатком, который не был переведен на счета
Ватикана...

Ссылки:
1. Фильм Кристофера Хитченса в 3 частях
Hell"s Angel: Mother Teresa by Christopher Hitchens (1 of 3)
Hell"s Angel: Mother Teresa by Christopher Hitchens (2 of 3)
Hell"s Angel: Mother Teresa by Christopher Hitchens (3 of 3)

2. http://en.wikipedia.org/wiki/ Mother_Teresa
3. http://www.commondreams.org/ archive/2007/10/22/4727
4. http://www.patheos.com/blogs/ daylightatheism/2008/05/ mother-teresa/#comment-35845
5. http://kommersant.ru/doc/13774
6. http://forum.narnia.su/forum/ 12-884-1
7. http://jamillyne.livejournal. com/35777.html
8. Кристофер Хитченс “Миссионерская позиция: Мать Тереза в теории и практике” и “Бог не велик”

Католическая монахиня мать Тереза Калькуттская (в миру — Агнес Гонджа Бояджиу) родилась 26 августа 1910 года в Османской империи (ныне - территория Македонии) в городе Ускюб (ныне - Скопье). Сама мать Тереза считала днем своего рождения день крещения — 27 августа. Она была младшим ребенком в семье Николы Бояджиу — совладельца преуспевающей строительной компании и активного деятеля албанского освободительного движения.

Агнес с детства была очень религиозной, вместе с сестрами пела в церковном хоре, проводила много времени в ордене Святой Девы Марии.

В сентябре 1928 года после окончания средней школы, движимая желанием стать миссионером, уехала в Дублин (Ирландия) и присоединилась к монашескому ордену сестер Лорето. Там она получила имя сестра Мэри Тереза в честь святой монахини-кармелитки Терезы из Лизье.

В декабре 1928 года Тереза отправилась в Индию и в январе 1929 года прибыла в отделение ордена сестер Лорето в пригороде Калькутты.

Миссионерская деятельность Терезы Калькуттской была удостоена целого ряда почетных наград. В сентябре 1962 года правительство Индии наградило ее орденом "Великолепный лотос" ("Padma Shri"). В 1964 году она получила премию имени Джавахарлала Неру, в 1966 году — Ватиканскую премию Мира имени папы Иоанна XXIII, в 1971 году — американскую награду "Добрый самаритянин".

17 октября 1979 года мать Тереза получила Нобелевскую премию мира.

Монахиня являлась почетным гражданином Загреба (1990) и США (1996). По инициативе итальянских детей она стала также Кавалером Ордена Улыбки (1996).

В 1997 году мать Тереза была награждена высшей гражданской наградой США — Золотой медалью Конгресса.

13 марта 1997 года мать Тереза по состоянию здоровья сложила с себя обязанности руководителя Ордена милосердия. Ее преемницей стала сестра Нирмала.

К 1997 году орден сестер милосердия насчитывал почти 4 тысячи послушниц, были созданы 610 отделений ордена в 123 странах мира. В школах при миссиях ордена обучалось около 20 тысяч детей.

Мать Тереза в Калькутте в штаб-квартире своего ордена от сердечного приступа.

Менее чем через два года после ее смерти по инициативе папы Иоанна Павла II началась процедура канонизации монахини. В 2002 году Ватикан официально признал совершенное матерью Терезой чудо — излечение от рака 30-летней женщины-мусульманки.

19 октября 2003 год мать Тереза была беатифицирована (причислена к лику блаженных) Католической Церковью. В Албании этот день является праздничным.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Агнес Ґонджа Бояджиу (таково настоящее имя матери Терезы) родилась в Македонии в богатой семье и была младшей из троих детей. Лазарь, брат Агнес, вспоминал, что в детстве девочка была маленькой розовой толстушкой, поэтому дома ее называли Ґонджа, что в переводе с албанского означает «бутон цветка».

Отец Агнес был совладельцем крупной строительной фирмы, но когда девочке было всего 9 лет, он погиб во время албанского освободительного движения. С тех пор ее семья жила в нищете. И тем не менее женщина утверждала: «У меня было счастливое детство».

Дранафиле, мать Агнес, вынуждена была самостоятельно воспитывать троих детей. Несмотря на то, что ей пришлось тяжело работать, она находила время для их воспитания: приучила детей к ежедневной молитве, брала Агнес и Агату с собой в костел, посещала с ними больных и нуждающихся.

Когда Агнес было 18 лет, она покинула дом и вступила в ряды миссионерской организации сестры Лорето. Вскоре начала преподавать в монастырской школе. Она очень любила детей, но все больше ей хотелось помогать бедным.

«Одиночество и ощущение того, что ты никому не нужен, - самый ужасный вид нищеты», - говорила Мать Тереза. Она была убеждена, что голодных можно накормить, больных - подлечить, беспризорных - где-то поселить, но если человека никто не любит, он никогда не будет счастлив.

Орден сестер милосердия

В возрасте 40 лет мать Тереза основала Орден сестер милосердия. Сначала эта организация объединяла всего 12 членов, а сегодня в нее входят более 4500 сестер из 133 стран мира.

Женщины ухаживали за больными, раздавали лекарства и продукты бедным, помогали прокаженным. Никакой поддержки от государства не было. Кое-что они получали от благотворительных организаций или ходили по домам, где им отдавали лекарства, срок годности которых заканчивался, остатки пищи, старую одежду.

Дом для тяжелобольных

Через два года после основания Ордена мать Тереза открыла первый дом для тяжелобольных. Позже подобные учреждения стали называть хосписами. Этому предшествовало такое событие: мать Тереза увидела на улице едва живую женщину, ее тело было покрыто язвами и фурункулами. Монахиня увезла несчастную в больницу, но там женщину не захотели принять, потому что у нее не было ни денег, ни медицинского страхования. Тогда мать Тереза сказала, что не пойдет никуда, пока о несчастной не позаботятся, и добилась своего.

От этой маленькой победы мать Тереза искренне радовалась. Но когда по дороге домой она заметила, что на улицах лежат десятки людей, на которых никто не обращает внимания, ее сердце сжалось от боли. Именно тогда мать Тереза поняла, что необходимо создать особое учреждение, где об этих людях позаботятся.

Первый дом для тяжелобольных был назван «Нирмал хридаям», что в переводе означает «Чистое сердце». К тому времени, кстати, у матери Терезы было уже 26 помощников, которые вынуждены были придерживаться строгого режима сестер милосердия. Они спали на соломенных матрасах, ели только рис и овощи, работали по 16 часов в день, а также обязательно ежедневно молились в 4 часа утра.

Детский приют «Шишу Бхаван»

В 1955 году мать Тереза основала первый приют для брошенных детей под названием «Шишу Бхаван», что в переводе означает «Дом детей». Вот что об этом говорила мать Тереза: «Я стала матерью тысячи брошенных детей, оставленных на улицах и обочинах дорог, в мусорных ящиках и канавах. Я спасла их, обогрела и научила. Многие из них нашли себе хорошие семьи в Индии, Америке, Европе. Но все они помнят меня. Они присылают мне свои фотографии, и когда я рассматриваю их, я радуюсь за моих детей».

Деятельность матери Терезы была признана Ватиканом, и в 1979 году Калькуттская монахиня получила Нобелевскую премию мира. Папа Римский в знак благодарности «за ее всемирную миссию любви» подарил матери Терезе собственный роскошный белый Lincoln. Но ни одна из наград ей не была нужна: медаль лауреата Нобелевской премии она часто забывала где-нибудь в гардеробе, а на вырученные за машину средства основала лечебное учреждение.

Заповеди матери Терезы

Мать Тереза никогда не стремилась к популярности - она просто делала людям добро, потому что любила каждого. Вот каких заповедей она придерживалась:

  • Люди бывают неразумными, нелогичными и эгоистичными - и все же люби их!
  • Когда ты будешь делать добро, то люди будут обвинять тебя в затаенной личной пользе и самолюбии, - и все же проявляй доброту!
  • Если ты добился успеха, то может появиться много фальшивых друзей и настоящих врагов, - и все же достигай успеха!
  • Если ты честный и откровенный, то люди будут обманывать тебя, - и все же будь честным и откровенным!
  • То, что ты строил годами, может быть разрушено в одночасье, - и все же строй!
  • Люди нуждаются в помощи, но они впоследствии будут упрекать тебя за нее, - и все же помогай людям!
  • Если ты достиг безграничного счастья, тебе будут завидовать, - и все же будь счастливым!
  • Добро, которое ты сделал сегодня, люди забудут завтра, - и все же твори добро!
  • Делись с людьми лучшим, что у тебя есть, и этого никогда не будет достаточно - и все же делись лучшим!