Марфа новгородская. Борецкая марфа. Что нам известно о Марфе Борецкой

Обои
Преемник: нет Вероисповедание: православие Рождение: Великий Новгород Смерть: (1503 )
Нижний Новгород Род: Лошинские Имя при рождении: Марфа Лошинская Отец: Семён Лошинский или Иван Лошинский Супруг: Исаак Борецкий Дети: Дмитрий , Фёдор , Ксения

Ма́рфа Боре́цкая (известна как Ма́рфа-поса́дница , в различных источниках указывается отчество Семёновна или Ивановна ) - жена новгородского посадника Исаака Борецкого .

Биография

О начальном периоде жизни Марфы известно очень мало. Известно, что она происходила из боярского рода Лошинских и что она дважды выходила замуж. Первым мужем был боярин Филипп, в браке родилось двое сыновей, Антон и Феликс, которые утонули на Карельском берегу Белого моря . Вторым её мужем был новгородский посадник Исаак Борецкий . Марфа Борецкая никогда не была и не могла быть формально «посадницей». Такое прозвище было просто злой насмешкой москвичей над государственным строем самобытной республики - Великого Новгорода. Будучи вдовой богатого землевладельца и сама владевшая обширными землями по берегам Двины и Студеного моря, она впервые появляется на политической сцене Новгорода в 1470 году во время выборов нового архиепископа Новгородского . Поддерживаемый ею Пимен не получает сан, а избранного Феофила посвящают в Москве, а не в Киеве, как того хотела литовская партия.

Марфа и её сын, новгородский степенный посадник Дмитрий, в 1471 году выступали за выход Новгорода из зависимости от Москвы, установленной Яжелбицким миром (1456). Марфа была неформальным лидером боярской оппозиции к Москве, её поддерживали ещё две знатные новгородские вдовы: Анастасия (жена боярина Ивана Григорьевича) и Евфимия (жена посадника Андрея Горшкова). Марфа, располагавшая значительными денежными средствами, вела переговоры с великим князем литовским и королём Польши Казимиром IV о вступлении Новгорода в состав Великого княжества Литовского на правах автономии при сохранении политических прав Новгорода.

Узнав о переговорах о присоединении Новгорода к Великому княжеству Литовскому, великий князь Иван III объявил войну Новгородской республике и в Шелонской битве (1471 год) разбил армию Новгорода. Дмитрий Борецкий был казнен как политический преступник. Однако право Новгорода на самоуправление в его внутренних делах было сохранено. Марфа, несмотря на смерть сына и действия Ивана III, продолжила переговоры с Казимиром, который обещал ей поддержку. Возник конфликт между литовской и московской партиями, о котором стало известно Ивану III . В 1478 году в ходе нового военного похода Иван III окончательно лишил Новгородские земли привилегий самоуправления, распространив на них власть самодержавия. В знак упразднения новгородского веча вечевой колокол увезён в Москву, выносились приговоры влиятельным горожанам. Земли Марфы были конфискованы, её с внуком Василием Федоровичем Исаковым сначала привезли в Москву, а затем выслали в Нижний Новгород , где постригли в монашество под именем Марии в Зачатьевском (с 1814 года - Крестовоздвиженский) монастыре, в котором она и умерла в 1503 году . По другой версии Марфа умерла или была казнена по дороге в Москву в селе Млеве Бежецкой пятины Новгородской земли .

В русских летописях Марфа Борецкая сравнивается с Иезавелью , Далилой , Иродиадой и императрицей Евдоксией . В качестве обвинений в её адрес называют желание вступить в брак с «литовским паном», чтобы владеть Новгородом после его присоединения к Литовскому княжеству .

Марфа Борецкая и Зосима Соловецкий

Житие Зосимы Соловецкого рассказывает, что Зосима Соловецкий , основатель Соловецкого монастыря предсказал падение Марфы Борецкой. Это пророчество связано с посещением Зосимой Новгорода во время конфликта монастыря и Новгородской республики в отношении прав монастыря на рыбную ловлю . Марфа один раз выгнала преподобного из Новгорода и он предрёк: «Настанет время, когда жители этого дома не будут ходить по своему двору; двери дома затворятся и уже не отворятся; этот двор опустеет ». Через некоторое время по приглашению архиепископа Феофила Зосима вновь посетил Новгород и Марфа, раскаявшись, принимала его в своём доме. Она дала Соловецкому монастырю грамоту о правах на тони (места для рыбной ловли). Впоследствии появилось мнение, что данный документ не мог быть выдан Марфой, а является поздней подделкой соловецких монахов .

В искусстве

  • Марфа-Посадница, или покорение Новгорода - историческая повесть Николая Карамзина
  • Марфа-Посадница - фильм 1910 года .
  • Марфа Посадница - стихотворение Сергея Есенина .
  • Марфа-Посадница - роман Дмитрия Балашова ()
  • Плач Марфы-посадницы - песня Александра Городницкого ()
  • Вдовий плат - повесть Бориса Акунина ()
  • Марфа, посадница Новгородская - историческая трагедия в стихах Михаила Погодина ()

Напишите отзыв о статье "Борецкая, Марфа"

Примечания

Литература

  • Рудаков В. Е. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Иконников В. // Русский биографический словарь : в 25 томах. - СПб. -М ., 1896-1918.
Предшественник:
Исаак Борецкий
Новгородская посадница
(де-факто)

-
Преемник:
упразднение республики
и захват её Иваном III

Отрывок, характеризующий Борецкая, Марфа

Эти первые дни, до 8 го сентября, – дня, в который пленных повели на вторичный допрос, были самые тяжелые для Пьера.

Х
8 го сентября в сарай к пленным вошел очень важный офицер, судя по почтительности, с которой с ним обращались караульные. Офицер этот, вероятно, штабный, с списком в руках, сделал перекличку всем русским, назвав Пьера: celui qui n"avoue pas son nom [тот, который не говорит своего имени]. И, равнодушно и лениво оглядев всех пленных, он приказал караульному офицеру прилично одеть и прибрать их, прежде чем вести к маршалу. Через час прибыла рота солдат, и Пьера с другими тринадцатью повели на Девичье поле. День был ясный, солнечный после дождя, и воздух был необыкновенно чист. Дым не стлался низом, как в тот день, когда Пьера вывели из гауптвахты Зубовского вала; дым поднимался столбами в чистом воздухе. Огня пожаров нигде не было видно, но со всех сторон поднимались столбы дыма, и вся Москва, все, что только мог видеть Пьер, было одно пожарище. Со всех сторон виднелись пустыри с печами и трубами и изредка обгорелые стены каменных домов. Пьер приглядывался к пожарищам и не узнавал знакомых кварталов города. Кое где виднелись уцелевшие церкви. Кремль, неразрушенный, белел издалека с своими башнями и Иваном Великим. Вблизи весело блестел купол Ново Девичьего монастыря, и особенно звонко слышался оттуда благовест. Благовест этот напомнил Пьеру, что было воскресенье и праздник рождества богородицы. Но казалось, некому было праздновать этот праздник: везде было разоренье пожарища, и из русского народа встречались только изредка оборванные, испуганные люди, которые прятались при виде французов.
Очевидно, русское гнездо было разорено и уничтожено; но за уничтожением этого русского порядка жизни Пьер бессознательно чувствовал, что над этим разоренным гнездом установился свой, совсем другой, но твердый французский порядок. Он чувствовал это по виду тех, бодро и весело, правильными рядами шедших солдат, которые конвоировали его с другими преступниками; он чувствовал это по виду какого то важного французского чиновника в парной коляске, управляемой солдатом, проехавшего ему навстречу. Он это чувствовал по веселым звукам полковой музыки, доносившимся с левой стороны поля, и в особенности он чувствовал и понимал это по тому списку, который, перекликая пленных, прочел нынче утром приезжавший французский офицер. Пьер был взят одними солдатами, отведен в одно, в другое место с десятками других людей; казалось, они могли бы забыть про него, смешать его с другими. Но нет: ответы его, данные на допросе, вернулись к нему в форме наименования его: celui qui n"avoue pas son nom. И под этим названием, которое страшно было Пьеру, его теперь вели куда то, с несомненной уверенностью, написанною на их лицах, что все остальные пленные и он были те самые, которых нужно, и что их ведут туда, куда нужно. Пьер чувствовал себя ничтожной щепкой, попавшей в колеса неизвестной ему, но правильно действующей машины.
Пьера с другими преступниками привели на правую сторону Девичьего поля, недалеко от монастыря, к большому белому дому с огромным садом. Это был дом князя Щербатова, в котором Пьер часто прежде бывал у хозяина и в котором теперь, как он узнал из разговора солдат, стоял маршал, герцог Экмюльский.
Их подвели к крыльцу и по одному стали вводить в дом. Пьера ввели шестым. Через стеклянную галерею, сени, переднюю, знакомые Пьеру, его ввели в длинный низкий кабинет, у дверей которого стоял адъютант.
Даву сидел на конце комнаты над столом, с очками на носу. Пьер близко подошел к нему. Даву, не поднимая глаз, видимо справлялся с какой то бумагой, лежавшей перед ним. Не поднимая же глаз, он тихо спросил:
– Qui etes vous? [Кто вы такой?]
Пьер молчал оттого, что не в силах был выговорить слова. Даву для Пьера не был просто французский генерал; для Пьера Даву был известный своей жестокостью человек. Глядя на холодное лицо Даву, который, как строгий учитель, соглашался до времени иметь терпение и ждать ответа, Пьер чувствовал, что всякая секунда промедления могла стоить ему жизни; но он не знал, что сказать. Сказать то же, что он говорил на первом допросе, он не решался; открыть свое звание и положение было и опасно и стыдно. Пьер молчал. Но прежде чем Пьер успел на что нибудь решиться, Даву приподнял голову, приподнял очки на лоб, прищурил глаза и пристально посмотрел на Пьера.
– Я знаю этого человека, – мерным, холодным голосом, очевидно рассчитанным для того, чтобы испугать Пьера, сказал он. Холод, пробежавший прежде по спине Пьера, охватил его голову, как тисками.
– Mon general, vous ne pouvez pas me connaitre, je ne vous ai jamais vu… [Вы не могли меня знать, генерал, я никогда не видал вас.]
– C"est un espion russe, [Это русский шпион,] – перебил его Даву, обращаясь к другому генералу, бывшему в комнате и которого не заметил Пьер. И Даву отвернулся. С неожиданным раскатом в голосе Пьер вдруг быстро заговорил.
– Non, Monseigneur, – сказал он, неожиданно вспомнив, что Даву был герцог. – Non, Monseigneur, vous n"avez pas pu me connaitre. Je suis un officier militionnaire et je n"ai pas quitte Moscou. [Нет, ваше высочество… Нет, ваше высочество, вы не могли меня знать. Я офицер милиции, и я не выезжал из Москвы.]
– Votre nom? [Ваше имя?] – повторил Даву.
– Besouhof. [Безухов.]
– Qu"est ce qui me prouvera que vous ne mentez pas? [Кто мне докажет, что вы не лжете?]
– Monseigneur! [Ваше высочество!] – вскрикнул Пьер не обиженным, но умоляющим голосом.
Даву поднял глаза и пристально посмотрел на Пьера. Несколько секунд они смотрели друг на друга, и этот взгляд спас Пьера. В этом взгляде, помимо всех условий войны и суда, между этими двумя людьми установились человеческие отношения. Оба они в эту одну минуту смутно перечувствовали бесчисленное количество вещей и поняли, что они оба дети человечества, что они братья.
В первом взгляде для Даву, приподнявшего только голову от своего списка, где людские дела и жизнь назывались нумерами, Пьер был только обстоятельство; и, не взяв на совесть дурного поступка, Даву застрелил бы его; но теперь уже он видел в нем человека. Он задумался на мгновение.
– Comment me prouverez vous la verite de ce que vous me dites? [Чем вы докажете мне справедливость ваших слов?] – сказал Даву холодно.
Пьер вспомнил Рамбаля и назвал его полк, и фамилию, и улицу, на которой был дом.
– Vous n"etes pas ce que vous dites, [Вы не то, что вы говорите.] – опять сказал Даву.
Пьер дрожащим, прерывающимся голосом стал приводить доказательства справедливости своего показания.
Но в это время вошел адъютант и что то доложил Даву.
Даву вдруг просиял при известии, сообщенном адъютантом, и стал застегиваться. Он, видимо, совсем забыл о Пьере.
Когда адъютант напомнил ему о пленном, он, нахмурившись, кивнул в сторону Пьера и сказал, чтобы его вели. Но куда должны были его вести – Пьер не знал: назад в балаган или на приготовленное место казни, которое, проходя по Девичьему полю, ему показывали товарищи.
Он обернул голову и видел, что адъютант переспрашивал что то.
– Oui, sans doute! [Да, разумеется!] – сказал Даву, но что «да», Пьер не знал.
Пьер не помнил, как, долго ли он шел и куда. Он, в состоянии совершенного бессмыслия и отупления, ничего не видя вокруг себя, передвигал ногами вместе с другими до тех пор, пока все остановились, и он остановился. Одна мысль за все это время была в голове Пьера. Это была мысль о том: кто, кто же, наконец, приговорил его к казни. Это были не те люди, которые допрашивали его в комиссии: из них ни один не хотел и, очевидно, не мог этого сделать. Это был не Даву, который так человечески посмотрел на него. Еще бы одна минута, и Даву понял бы, что они делают дурно, но этой минуте помешал адъютант, который вошел. И адъютант этот, очевидно, не хотел ничего худого, но он мог бы не войти. Кто же это, наконец, казнил, убивал, лишал жизни его – Пьера со всеми его воспоминаниями, стремлениями, надеждами, мыслями? Кто делал это? И Пьер чувствовал, что это был никто.

Аристократка Марфа Борецкая стала последней посадницей Новгорода. Она возглавила борьбу горожан против московского князя Ивана III, который все-таки подчинил себе древнюю республику и сделал ее частью единого Русского государства.

Личность Марфы

Посадница Марфа Борецкая была родом из боярской семьи. Ее дата рождения точно не известна, сведений о детских и юношеских годах также не сохранилось. Она попала в летописи в качестве жены новгородского посадника Исаака Борецкого, от которого и получила фамилию. Муж скончался во второй половине 50-х годов XV века (последняя информация о нем датируется 1456 годом). Он оставил своей жене много денег и земли. Все эти ресурсы позволили Марфе стать одной из самых влиятельных фигур в общественной жизни Новгорода.

В истории эта женщина известна как «посадница», однако Борецкая никогда формально не имела такого титула. Это было лишь насмешливое прозвище, данное ей москвичами, которые ненавидели ее как принципиального врага. Тем не менее можно точно сказать, что Марфа была де-факто правительницей Великого Новгорода с 1471 по 1478 год. Этот были последние дни независимости республики, когда она боролась с Москвой за суверенитет.

Известность в Новгороде

Впервые Марфа Борецкая заявила о себе как о важной политической фигуре, когда в 1470 году проходили выборы местного архиепископа. Она поддержала Пимена (и пыталась отстоять его кандидатуру с помощью золота), однако в итоге был выбран ставленник Москвы - Феофил. Кроме того, новый архиепископ должен был быть посвящен в столице Ивана III, а не в Киеве, как это всегда бывало прежде.

Марфа не смогла простить такой обиды, и с этого момента начала устанавливать контакты с литовской партией в Новгороде. Это политическое движение выступало за сближение города с великим князем из Вильнюса, а не московским правителем. Подобная позиция противоречила тем условиям, которые были согласованы во время подписания Яжелбицкого мира.

Эта бумага была подписана в 1456 году (еще при отце Ивана III - Василии Темном). Договор устанавливал зависимость Новгорода от Москвы при формальном сохранении старых институтов и порядков (вече, титул посадника и т. д.). Условия худо-бедно исполнялись уже на протяжении многих лет. Это был компромисс между мощным влиянием Москвы на все русские земли и старым республиканским строем Новгорода.

Сторонница Польши

Марфа Борецкая решилась пойти против установившихся порядков. Именно она возглавила боярскую оппозицию против Ивана III и искала поддержки у Казимира IV (Польша и Литва существовали в рамках заключенной между собой унии). Марфа на собственные деньги отправила к зарубежному монарху посольство, прося у него принять Новгород в качестве автономии в свои владения. Условия были согласованы, и в город прибыл наместник - Михаил Олелькович. Эти события привели в ярость Ивана III. В 1471 году он объявил Новгороду войну.

Подготовка к войне

До того как отправить войско на север, Иван попытался урегулировать конфликт с помощью дипломатии. Он обратился к помощи авторитетного посредника в лице Церкви. Московский митрополит отправился в Новгород, где упрекнул его жителей и Марфу в предательстве Москвы. Также он убеждал отказаться от унии с католическим государством. Подобный поступок можно было расценивать как отход от православия.

Чем знаменита Марфа Борецкая? Своей непримиримостью. Она отказалась идти на уступки противнику. Узнав об этом, Иван III объявил крестовый поход против католического засилья в православном Новгороде. Такой лозунг позволил ему собрать немало сторонников, в том числе псковитян, устюжан и вятичей, которые в другой ситуации могли бы отказать Москве в помощи. Войско вышло в поход даже несмотря на то, что польский наместник Михаил Олелькович покинул берега Волхова и уехал в Киев.

Характеристика Марфы Борецкой заключалась еще и в том, что она не опускала руки в моменты страшной опасности. В Новгороде также было собрано войско. Его организация не прошла без участия Марфы. Кроме того, ее сын Дмитрий, бывший тогда формальным посадником, сам оказался в армии.

Шелонская битва

Московская армия под руководством знаменитых воевод Даниила Холмского и Федора Пестрого захватила и сожгла важную крепость Русу. После этого успеха дружина остановилась, чтобы дождаться подкрепления из Пскова. В то же время дополнительные московские полки соединились с тверским отрядом и также направились на север.

Новгородское войско включало в себя 40 тысяч человек. Оно направилось в сторону Пскова, чтобы не дать его армии объединиться с Холмским. Московский воевода догадался о планах противника и двинулся ему наперерез. 14 июля 1471 года Холмский внезапной атакой ударил по не ожидавшему его новгородскому войску. Сражение это известно в историографии как Шелонская битва (по названию реки). Холмский имел под своим началом вдвое меньше человек, чем новгородцы, однако его ошеломительный удар определил итог противостояния.

Погибли тысячи новгородцев. Сын Марфы - Дмитрий Борецкий - был захвачен в плен и вскоре казнен за измену. Поражение сделало неизбежной участь Новгорода.

Коростынский мир

Вскоре был заключен Коростынский мир (11 августа 1471 года). По его условиям, Новгород попадал в еще большую зависимость от Москвы. Так, его правительство должно было подчиняться великому князю в вопросах внешней политики. Это было важным нововведением, так как отнимало у новгородцев возможность иметь какие-либо дипломатические контакты с Польшей и Литвой. Также великому князю Московскому теперь подчинялся городской суд. Кроме того, церковь Новгорода становилась неотъемлемой частью единой митрополии. Главный орган местного самоуправления - Вече - больше не мог выносить решения самостоятельно. Все его грамоты заверялись великим князем, а на бумагах ставились московские печати.

Тем не менее в Новгороде сохранялись декоративные признаки старого порядка, когда здесь еще господствовала республика. Великий князь не тронул Марфу, она осталась на родине. Огромные уступки Москвы не поменяли ее планов. Она все еще мечтала о том, чтобы избавиться от зависимости от Ивана III. Но на некоторое время между сторонами воцарился хрупкий мир.

Упразднение новгородской независимости

В Москве знали о том, что против Ивана строит козни боярская новгородская верхушка и лично Марфа Борецкая. Посадница продолжала пытаться наладить контакты с Казимиром, несмотря на казнь собственного сына и поражение в войне. Иван Васильевич на некоторое время закрыл глаза на то, что происходит на севере, так как у него было множество других забот - например, трудные отношения с татарами.

Однако в 1478 году князь, наконец, освободился от других забот и решил покончить с новгородской вольницей. В город пришли московские войска. При этом никакого организованного серьезного сопротивления так и не возникло. Согласно приказу Ивана III, боярыня Марфа Борецкая лишалась всех своих земель и должна была отправиться в Нижний Новгород и стать монахиней в тамошнем монастыре. Были уничтожены основные символы свободы Новгорода: отменено вече, увезен вечевой колокол. Кроме того, Иван выслал из города всех бояр, которые были заподозрены в неприятии его власти. Большую их часть поселили в Москве - поближе к Кремлю, где их влияние было сведено на нет. В Новгород же отправились верные Ивану Васильевичу люди, которые заняли основные посты и смогли мирно сделать его частью объединенного русского государства.

Судьба Марфы

Марфа Борецкая, биография которой как политика закончилась, действительно оказалась в монастыре. В постриге она приняла имя Марии. Бывшая аристократка скончалась в 1503 году в Зачатьевской обители, который с XIX века стал называться Крестовоздвиженским. Образ Марфы Борецкой сразу стал неотъемлемой частью русского фольклора. Летописцы часто сравнивали эту женщину с другими важными политическими фигурами слабого пола - Элией Евдоксией и Иродиарой.

(2-я пол. XV в.)

Жена посадника Исаака Андреевича, ставшая после смерти мужа во главе литовской партии в Новгороде; известна более под именем Марфы Посадницы. Личность ее, по памятникам, рисуется не очень отчетливо; видно, что она была женщина умная, энергичная и любившая свободу.

Историю падения Новгорода летописец начинает с 1471 г., со времени первого похода Иоанна III на Новгород. В объяснение этого падения он приводит, между прочим, рассказ о сношениях Марфы с Казимиром, королем польским и великим князем литовским, что он называет изменой не только московскому князю, но и православию. В Новгороде составилась значительная партия приверженцев союза с Казимиром, и во главе этой партии в начале княжения Иоанна III стояли Борецкие.

Чувствуя за собой силу, партия Борецких часто наносила оскорбления московским наместникам и довольно грубо отвечала на требования Иоанна. В 1471 г. при выборе архиепископа жребий выпал не на ключаря Пимена, любимца Марфы, а на Феофила, тяготевшего к Москве. Этим обстоятельством Борецкая воспользовалась для окончательного разрыва с Москвой: на бурном, по сказанию московского летописца, вече партия ее взяла верх, и к Казимиру было отправлено посольство с предложением быть главою Новгорода на основании древних установлений его гражданской свободы.

Иоанн пошел походом на Новгород и в нескольких сражениях совершенно рассеял новгородскую рать, не подкрепленную помощью Казимира. Новгород должен был подчиниться Москве и присягнуть Иоанну как своему верховному судье. На политическую свободу Новгорода и на право самоуправления его во внутренних делах Иоанн не посягнул, но это не успокоило Марфу и ее партию. К тому же новые обещания помощи со стороны Казимира не прекращались. Партия литовская опять стала усиливаться и брать верх над московской. Возникли столкновения между той и другой, и жалобы угнетенных призвали Иоанна в Новгород (1476). После того многие обиженные из новгородцев сами стали ездить в Москву и искать там у великого князя управы. Иоанн, знавший о сношениях партии Борец-кой с Казимиром и их приготовлениях и решившийся покончить с вечевой общиной, отправил посла в Новгород спросить: какого государства хотят новгородцы, т. е. не желают ли они иметь великого князя как государя самодержавного, единственного законодателя и судью? Такой вопрос поверг новгородцев в сильное смущение; всеобщим испугом воспользовалась партия Марфы, подняла волнение, во время которого были перебиты многие из более ревностных сторонников Москвы, и вновь обратилась за помощью к Казимиру.

Казимир, как и раньше, далее обещаний не шел, и Новгород, несмотря на все противодействие Марфы и ее партии, без борьбы впустил войска Иоанна. На другой день по вступлении в город, 2 февраля 1479 г., Иоанн приказал схватить Марфу с ее внуком и многими боярами и отправить в Москву; ее имения стали достоянием Иоанна.

Незадолго до этого преподобный Зосима, чудотворец Соловецкий, прибыл в Новгород ходатайствовать за свой монастырь, от которого слуги новгородских бояр отнимали угодия, необходимые для прокормления братии. Святого отца пригласила к обеду Марфа, которая вместе с некоторыми боярами по неразумению, своекорыстию и гордости не благоприятствовала основанию монастыря на Соловецком острове.

Во время пиршества было преподобному видение: почудилось, будто шесть знаменитых бояр сидят без голов. Пораженный этой картиной, святой прослезился и не мог ни пить, ни есть. Никому он в это время ничего не сказал, но после открыл тайну ученику своему Даниилу.

Вскоре видение преподобного оправдалось: Великий Новгород был взят царем Иоанном III, и те бояре, которых преподобный видел без голов, были казнены.

Марфу же сослали в заточение, а дом ее разрушили до основания.

Из Москвы Марфа была отвезена в Нижний Новгород, при пострижении в монахини наименована Марией и заключена в тамошний девичий монастырь. Год смерти ее неизвестен.

Окончание независимости Новгорода

В 1478 году в ходе нового военного похода Иван III окончательно лишил Новгородские земли привилегий самоуправления, распространив на них власть самодержавия. В знак упразднения новгородского веча вечевой колокол увезён в Москву, выносились приговоры влиятельным горожанам. Земли Марфы были конфискованы, ее с внуком ее Василием Федоровичем Исаковым сначала привезли в Москву, а затем выслали в Нижний Новгород, где постригли в монашество под именем Марии в Зачатьевском (с 1814 года - Крестовоздвиженский) монастыре, в котором она и умерла в 1503 году. По другой версии Марфа умерла или была казнена по дороге в Москву в селе Млеве Бежецкой пятины Новгородской земли.

В русских летописях Марфа Борецкая сравнивается с Иезавелью, Далилой, Иродиадой и императрицей Евдоксией. В качестве обвинений в её адрес называют желание вступить в брак с «литовским паном», чтобы владеть Новгородом после его присоединения к Литовскому княжеству.

3

Марфа Борецкая

Марфа Борецкая никогда не была и не могла быть посадницей. Такое прозвище было просто злой насмешкой москвичей над государственным строем самобытной республики - Великого Новгорода. Будучи вдовой богатого землевладельца и сама владевшая обширными землями по берегам Двины и Студеного моря, впервые на политической сцене Новгорода в 1470 году во время выборов нового архиепископа Новгородского. Поддерживаемый ею Пимен не получает сан, а избранного Феофила посвящают в Москве, а не в Киеве, как того хотела литовская партия.

Марфа и её сын, новгородский степенный посадник Дмитрий, в 1471 году выступали за выход Новгорода из зависимости от Москвы, установленной Яжелбицким миром (1456). Марфа была неформальным лидером боярской оппозиции к Москве, её поддерживали ещё две знатные новгородские вдовы: Анастасия (жена боярина Ивана Григорьевича) и Евфимия (жена посадника Андрея Горшкова). Марфа, располагавшая значительными денежными средствами, вела переговоры с великим князем литовским и королём Польши Казимиром IV о вступлении Новгорода в состав Великого княжества Литовского на правах автономии при сохранении политических прав Новгорода.

Узнав о переговорах о присоединении Новгорода к Великому княжеству Литовскому, великий князь Иван III объявил войну Новгородской республике и в Шелонской битве (1471 год) разбил армию Новгорода. Дмитрий Борецкий был казнен как политический преступник. Однако право Новгорода на самоуправление в его внутренних делах было сохранено. Марфа, несмотря на смерть сына и действия Ивана III, продолжила переговоры с Казимиром, который обещал ей поддержку. Возник конфликт между литовской и московской партиями, о котором стало известно Ивану III.

3

Новгородская республика, XV век

Явственная угроза независимости со стороны московского великого князя привела к формированию влиятельной антимосковской партии. Возглавила её энергичная вдова посадника Марфа Борецкая с сыновьями. Явное превосходство Москвы вынуждало сторонников независимости к поиску союзников, прежде всего - в Великом княжестве Литовском. В какой-то момент антимосковской партии удалось одержать во внутриполитической борьбе крупный успех: в Литву было отправлено посольство, после возвращения которого был составлен проект договора с великим князем Казимиром. По этому соглашению, Новгород, признавая власть великого литовского князя, тем не менее сохранял в неприкосновенности своё государственное устройство; Литва же обязывалась помочь в борьбе с Московским княжеством. Столкновение с Иваном III стало неизбежным.

3

Новгородский колокол

Символ независимости Новгородской республики. С помощью этого колокола созывалось новгородское вече, своеобразная форма государственного управления (законодательной власти).

В 1478 году в ходе нового военного похода Иван III окончательно лишил Новгородские земли привилегий самоуправления, распространив на них власть самодержавия. В знак упразднения новгородского веча вечевой колокол увезён в Москву.

3

Марфа Борецкая, жена посадника Исаака Андреевича, которая стала после смерти мужа во главе литовской парии в Новгороде и в связи с этим известная больше под именем Марфы-Посадницы. Боролась за независимость Новгорода от Москвы и сближение с Литвой. Марфа и ее сын, новгородский степенный посадник Дмитрий Борецкий, в 1471 г. возглавляли враждебную Москве партию новгородских бояр и пошли на переговоры о переходе в литовское подданство с литовским князем Казимиром VI с условием сохранения вольностей Новгорода.

Что нам известно о Марфе Борецкой

Вечевой колокол (Вече - народное собрание в древней и средневековой Руси) созывал новгородцев на Великую площадь. Там многие столетия творили горожане свою историю, полную славных подвигов и горестных испытаний. Во всей России XV столетия мало было городов, которые избежали ига татаро-монгол. Кичился своей вольницей и богатством Господин Великий Новгород, и породил он немало замечательных, свободных духом людей. Только в таком городе и могла появиться женщина, не испугавшаяся притязаний князя московского Ивана.


Подлинных фактов биографии Марфы Борецкой известно немного. Как видно, много таких славных, сильных женщин знавал Новгород но им не довелось испытать себя в лихие годы. На протяжении долгого времени и Марфа была всего лишь верной, заботливой супругой Исаака Борецкого, городского посадника. Они жили с ним счастливо, богато, семейство разрасталось и Марфа, возможно, ничего не хотела менять в своей судьбе - только бы все шло по-старому. Однако время было тревожным, Новгород своими богатствами привлекал захватчиков из различных земель. Во главе войск, оборонявших границы княжества, встал муж Марфы. Отправляясь в поход, он взял клятву с жены, что в случае его гибели она заменит мужа в Совете старейшин.

Трудно сказать, так ли это было на самом деле. Марфе, конечно, политически выгодней было иметь легенду о прямом продолжении дела известного в городе посадника. Да и как возможно взять с человека клятву совершить подвиг или иметь ораторский талант?

Марфа относилась к числу сильных натур, которые, пережив смерть любимого человека, не только не ломаются, но обретают железную, нечеловеческую волю. Больше ничего не может их поколебать, заботы, сомнения частной жизни уступают место общественным ценностям, высоким идеям. Можно говорить о том что Марфе повезло, ей в скором времени представился случай не просто оспаривать таможенные пошлины в Совете, но вершить великие дела.

Марфа Посадница. Уничтожение новгородского веча

Противостояние

Известно, что Московское княжество к XV столетию до такой степени окрепло, что начало собирать под свои знамена все русские земли. Пришел черед и Новгорода. От князя Ивана прибыл в город посланец, объявивший волю хозяина - добровольно пойти под руку Московы. Марфа не сомневалась ни минуты, она приняла на себя идейное руководство в борьбе против посягательств Ивана.

Но она не только умела пылко и страстно убеждать, она обладала несомненным организаторским талантом. Марфа пригрела в своем доме юношу-сироту, которого отличал еще Исаак Борецкий за воинские доблести. Так как сыновья посадницы не годились на роли полководцев, а известные в городе предводители по различным причинам не могли стать во главе оборонительной дружины, Марфа, тщательно все взвесив, решила доверить защиту Новгорода безродному Мирославу.

Осознавая всю слабость и беззащитность города перед войском Московского князя, она написала просьбу о помощи к соседям в Псков, напомнив им, как много они пользовались благосклонностью новгородцев. Но помощники из псковичей вышли плохие. Напугавшись князя Ивана, они ограничились советами и пожеланиями удачи Господину Великому Новгороду. Марфа с презрением разорвала ответ изменников и на маленьком клочке начеркала: «Доброму желанию не верим, советом гнушаемся, а без войска вашего обойтись можем».

Жаль но, бескомпромиссный характер не способствует удачной политической карьере. Отвергла посадница и помощь нежданного радетеля - польского короля Казимира, хорошо понимая, в какую ловушку хочет заманить ее коварный чужеземец. «Лучше погибнуть от руки Иоанновой, нежели спастись от вашей», - отвечала гордая посадница.

Итак, оставалось лишь надеяться на свои силы. Марфа, не жалея себя, проводит дни на Великой площади. Вдохновляя воинов на подвиг во имя отечества, она поддерживала патриотический дух горожан, запугивая новгородцев московским рабством. Историки в последствии скажут, что посаднице было что терять в случае покорения Новгорода. Что ж, подобные соображения ничуть не умаляют силы ее личности и величия деяний. Чтобы поддержать уверенность новгородцев в успехе, Марфа решила сыграть свадьбу своей дочери Ксении с новоявленным полководцем Мирославом. Празднество было поистине всенародное. Ничего не пожалела Марфа Борецкая для демонстрации силы и довольства «главной» новгородской семьи.

На Великой площади были накрыты столы для всех горожан, ударили в колокол, сзывая всех на торжество. Яства подавались роскошные. Мирослав и Ксения ходили среди гостей и просили граждан веселиться. Главную цель Марфа достигла: новгородцы почувствовали себя одним семейством, в единстве которого и заключалась сила. В чаду пира никакой враг, казалось, уже не страшен.

В конце концов, вооружение подготовили, тактические ходы просчитали, население пребывало в патриотическом восторге - можно было выступать, тем более что сообщили: князь Иван спешит к границам земли - проучить непокорных новгородцев. Потянулись долгие дни ожиданий вестей с поля боя. Посадница приказала открыть все храмы города и непрестанно служить молебны во имя победы войска Мирослава. Сама Марфа Борецкая представляла собой образец оптимизма и уверенности - была непременно весела, энергична, выступала в Совете. Не уступала матери и Ксения, которая теперь ни на миг не покидала Марфу.

Поначалу приходили скромные весточки от Мирослава, потом он начал передавать на словах: «Сражаемся!» Горе свалилось на горожан внезапно. Войско возвратилось разгромленным. Мирослав и два сына Марфы погибли. Рассказывают, что, когда улицы Новгорода наполнились причитаниями женщин и стонами раненых, Марфа Борецкая спросила воинов: «Убиты ли сыны мои?» - «Оба», - отвечали ей. - «Хвала небу! Отцы и матери новгородские! Теперь я могу утешать вас!»

Проиграв первую битву, новгородцы вновь стали перед решением своей участи. Многие растерялись, только для посадницы не было пути назад. Она еще могла влиять на дух горожан. Она решила пойти на компромисс, понимая, что князь московский едва ли согласится на него. Новгород предложил князю московскому выкуп - свои богатства, однако у Ивана были далеко идущие планы, тем более что военная удача склонялась на его сторону. «Покорность без условия или гибель мятежникам!» - отвечал Иван и с гневом отвернулся от послов.

Несогласие князя было на руку Марфе, этот дерзкий ответ только оправдывал ее агрессивность против захватчиков, и снова новгородцы сплотились вокруг своего вождя. Для верности Марфа обратилась к помощи своего деда по матери, пустынника Феодосия, который давно уже покинул город и жил отшельником на берегу озера Ильмень. Старец должен был возвратиться в Новгород. Народ общим криком изъявил радостное удивление появлению Феодосия. «В счастливые дни твои, любезное отечество, я молился в пустыне, но братья мои гибнут…» - начал свою речь старец. Народ в едином порыве избрал Феодосия посадником. Марфа который раз не обманулась реакции новгородцев. Люди лобызали руки Феодосия, подобно детям, которые были несчастны в отсутствие отца. И вновь горожане сами обрекли себя на гибель, и вновь Марфа устроила им всеобщее пиршество, чтобы горожане забыли ужас поражения и воспряли духом.

Однако кольцо вражеской дружины все тесней сжималось вокруг Новгорода. Наступили страшные времена, в некогда хлебосольном городе начинался голод. Марфа Борецкая еще держалась, внушая горожанам мысль что вот, дескать, придет дождливая осень и москвичи потонут в обширных новгородских болотах, надо лишь немного потерпеть. Однако осень наступила теплая и сухая, сама природа, казалось, обратилась против осажденных. Не помогали ни моления Феодосия, ни раздача скудного пайка, ни долгие размышления Марфы у могилы мужа.

Наконец ужасы голода обрушились на город со всей беспощадностью. Люди, в особенности женщины, начали обвинять Марфу в несчастьях. Борецкая поспешила на Великую площадь, но измученные горожане впервые не захотел слушать ее. Тогда посадница прибегла к способу, отчего-то столь любимому русскими властителями. Она упала на колени перед толпой и смиренно начала молить новгородцев о решительной битве. Некогда гордая, величавая, уверенная, она своим унижением произвела смятение в рядах горожан. Она смогла победить даже голодный бунт, смогла в последний раз подвигнуть новгородцев на защиту своих прав.

Поражение

Однако чуда не произошло. Иван вновь одержал победу и теперь уже окончательную. Иван III полностью лишил Новгородские земли привилегий самоуправления, распространив на них власть самодержавия. В знак упразднения новгородского веча вечевой колокол увезли в Москву, выносили приговоры влиятельным горожанам. Земли Марфы конфисковали, ее с внуком Василием Федоровичем Исаковым вначале привезли в Москву, а потом выслали в Нижний Новгород, где постригли в монашество под именем Марии в Зачатьевском монастыре, в котором она и скончалась в 1503 г. Согласно другой версии Марфа умерла или была казнена по дороге в Москву в селе Млеве Бежецкой пятины Новгородской земли.