Лингвистический анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Парус". Михаил Лермонтов — Парус (Белеет парус одинокий): Стих

Внутренняя

Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова “Парус” изучается в 6 классе на уроках литературы. Полный разбор и краткий анализ “Парус” по плану вы найдёте в нашей статье.

Краткий анализ

История создания – стихотворение было написано в 1832 году на берегу Невы в Петербурге.

Тема – одиночество, неизвестность, душевный мятеж.

Композиция – три четверостишия, объединённых морскими пейзажами и душевными переживаниями лирического героя. “Действие” следует за философствованиями внутреннего монолога.

Жанр – лирическая новелла, также есть черты элегии. Образец романтического стиля в поэзии.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Метафоры “парус бежит”, “волны играют”, “ветер свищет”.

Эпитеты “мятежный”, “луч золотой”, “тумане голубом”, “парус одинокий”.

Оксюморон “как будто в бурях есть покой”.

История создания

Стихотворение написано Лермонтовым в семнадцатилетнем возрасте в 1832 г. В 1828 году вышла поэма Александра Бестужева-Марлинского “Андрей, князь Переяславский”, оттуда взята поэтом первая строка стихотворения “белеет парус одинокий”. Это был сложный период в жизни поэта, студента Лермонтова: он покинул Московский университет и не поступил в Петербуржский университет.

В своём письме к М. А. Лопухиной 2 сентября 1828 года он посылает текст стихотворения, которое передаёт угнетённое состояние поэта. Лермонтов бродил по набережной Невы, подавленный и расстроенный, заметил вдалеке очертания белого парусника – у него родилось легендарное стихотворение.

Полная неизвестность будущего, неоправданные надежды с поступлением – всё это нашло отражение в душе лирического героя стихотворения “Парус”. Сам поэт несерьёзно отнёсся к произведению, не включил его в свой сборник сочинений 1840 года. Интересен тот факт, что у Лермонтова есть акварельная работа, на которой изображено небольшое парусное судно в шторм, она также написана в период с 1828-1832. Она является полноценной иллюстрацией, художественным комментарием к тексту.

Тема

Тема одиночества и неопределённости, поиска, загадочности человеческой души. Парус в стихотворении символизирует жизнь молодого поэта, его внутренний мир. Главная мысль – человеческой натуре свойственны страсти, желания, одиночество, поиск себя, тяга к тому, что может быть опасно.

Идея – автор показывает одиночество и мятеж внутреннего мира творческого человека, самого себя. Главный герой – образ паруса – человеческой натуры, ищущей своё место, рвущейся в неизвестность. В минуты отчаяния люди склонны к мятежу, поиску, риску, это следствие неизвестности. Автор делает акцент на то, что человеку, обуреваемому жизненными невзгодами, не дано знать, что ему во благо, а что – нет.

Композиция

Произведение состоит из трёх строф, объединённых пейзажными мотивами и внутренними переживаниями лирического героя. Каждое четверостишие построено таким образом, что в первых двух стихах идёт “картина”, в двух следующих – толкование внутреннего состояния лирического героя. Заканчивается “рассказ” риторическим восклицанием с привкусом осуждения и чувства “неправильности”, запутанности и неизвестности.

Жанр

Лирическая новелла: в стихотворении сочетаются философские размышления и пейзажи. Это стихотворение – образец романтического стиля в русской литературе 19 века.
Стихотворный размер: четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой. Ассонанс в первой строфе играет звуком “о”, второе четверостишие насыщено звуком “э”, а в последней строфе явно чувствуется ассонанс со звуком “у”. Это придаёт лермонтовскому “Парусу” сходство со звучанием ветра, тревожной стихии, ропота волн.

Средства выразительности

Метафоры “парус бежит”, “волны играют”, “ветер свищет” придают лирическому повествованию динамичность, образность, особую красоту.

Эпитеты “мятежный”, “луч золотой”, “тумане голубом”, “парус одинокий” делают описание ярким и красочным.

Оксюморон – сочетание несовместимого: “как будто в бурях есть покой” придаёт рассуждению трагизм и безысходность.

Анафора свойственна лирике Лермонтова, за счёт неё появляется эффект “элегичности”, песенности, своеобразного пафоса: “Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..”…”Увы он счастия не ищет, и не от счастия бежит…”.

Антитеза : “страна далёкая – край родной”, “струя светлей лазури, луч солнца – буря”. Противопоставление в контекстве описательного характера делает более выразительными образы, подчёркивает их различия, создаёт противостояние. Лермонтов покинул “край родной” – Москву, прибыл в неизвестный ему Петербург, где будущее кажется туманным и безрадостным.

Поэтический синтаксис представлен последней строкой стихотворения, где лирический герой восклицает “Как будто в бурях есть покой!” ,что выдаёт осуждение, недоумение, наводит на вывод, что и это не выход из ситуации.

Лермонтовский «Парус» — одно из самых популярных стихотворений поэта. Об этом говорят многочисленные лингвистические исследования текста и различные переложения и интерпретации произведения.

В сентябре 1832 года М.Ю. Лермонтов пишет М.А. Лопухиной письмо, где признаётся, что расстроен неудачной попыткой поступить в петербургский университет. Молодой поэт был одинок и подавлен. В этом же послании были строки стихотворения «Белеет парус одинокий». Первая строка заимствована из неоконченной поэмы Бестужева-Марлинского «Андрей — князь переяславский». Вопрос, какой именно «морской» пейзаж вдохновил Михаила Юрьевича, остаётся спорным. Это мог быть Финский залив или река Нева.

Жанр, направление и размер

«Парус» написан в жанре лирической новеллы. Для него характерна интимность высказывания, совмещённая с изложением сюжетной линии. Интерес к этому жанру был характерен для поэзии декабристов, которой Лермонтов увлекался в юности.

Стихотворный размер, используемый автором, — четырёхстопный ямб, один из самых популярных в русской лирике ХIX века. Это делает текст более динамичным, приближает интонацию произведения к разговорной. Лермонтов использует перекрестную рифму с чередованием женских и мужских окончаний стиха.

Смысл названия

Стихотворение имеет название «Парус» созвучно его центральному персонажу. Каждый волен по-своему трактовать его смысл и значение аллегории.

  1. Во-первых, можно соотнести парус с восемнадцатилетним Лермонтовым, который оставил Москву, приехал в столицу поступать в университет. Однако же его мечта — выучиться на филолога – рухнула, и он чувствовал себя одиноким среди бушующей жизни столицы.
  2. Во-вторых, представляется образ мыслящего человека, не желающего смиряться с окружающей его действительностью. Он жаждет перемен и готов бороться с волнами, подобно парусу, лишь бы они случились.

Образы и символы

Стихотворение наполнено символами и аллегориями. Если человеческая жизнь – это море, то человек в ней – парус, одинокий, гонимый, не знающий покоя и приюта. Этот образ Лермонтов отразил не только в поэзии, но и в живописи: известна его акварельная работа, словно иллюстрирующая стихотворение. Буря в данном произведении тоже гораздо больше чем морской шквал. Она ассоциируется с революцией, а вызваны эти мысли реакцией на Декабрьское восстание 1825 года.

Лирический герой осознает, что если он хочет добиться поставленных целей, то безмятежный путь, освещённый солнцем, — не для него. Только преодоление настоящей бури может привести его к заветной мечте.

Темы и мотив

  • Одиночество . Это основная тема стихотворения. Она раскрывается через центральный образ сочинения – белый парус, который оставил родной край и борется с жестокой морской стихией. Мотив одиночества является одним из ключевых в лирике Лермонтова.
  • Свобода . Цель лирического героя – обрести свободу. Потому он и решился покинуть родной край, бежать от солнечных лучей навстречу невзгодам.
  • Революция . Её в стихотворении олицетворяет образ бури. Кроме того, не случайно автор считает лирического героя мятежным, ведь его действия противоречат общепринятым традициям. Он желает покорять новые горизонты, ищет приключений.

Идея

Главная мысль стихотворения — поиск своего предназначения. Одинокий парус не видит спасения в безмятежном покое и решается вступить в бой со стихией. Он не чувствует себя удовлетворённым в лазури и солнце и пытается найти себя в обратном.

Общие места поэзии романтизма, такие как одиночество, жажда приключений, образ моря, переосмысляются в «Парусе» и объединяются новым мотивом. В литературоведении его называют мотивом «лишнего человека». К таким героям относятся Онегин, Печорин, Рудин. Таким образом, роль и смысл «Паруса» трудно переоценить: с этого маленького стихотворения начала развиваться весьма значимая для русской литературы тема.

Средства художественной выразительности

Одним из основных приёмов, используемых в стихотворении, является антитеза. Противопоставляется многое: покой — буря, далекая страна — родной край. А также имеются противоположные действия: ищет — кинул.

В образе паруса большое значение имеют эпитеты: одинокий, мятежный.

Встречается немало инверсий, например, во втором стихе первого катрена.

Велика роль пунктуации в этом произведении. Для раннего романтизма характерна недосказанность, умолчание некоторых мыслей, что выражалось многоточиями. Этот же приём Лермонтов использует во вторых строках каждого катрена. Взволнованный характер придают риторические вопросы и восклицания.

Не обходится и без олицетворений. Для этого тропа особенно значима роль глаголов: играют волны, свищет ветер, кинул, ищет, бежит, просит (о парусе).

Кроме того, всё стихотворение целиком можно считать аллегорией жизни человека, пытающегося найти смысл бытия.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

одинокий , в тумане моря голубом , стране далекой , краю родном ищет, кинул, свищет, просит

одинокий , далекой (стране), золотой просит бури, стране далекой ), антитеза ().

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус»

Стихотворение было написано в 1832 году, опубликовано в 1841 году. Стихотворение принадлежит к переходному периоду от ранней к зрелой лирике поэта. Это был тяжелый период для Лермонтова, он переосмысливал свое раннее творчество, находился в душевном кризисе.

Тема стихотворения – парус, плывущий по волнам моря, и размышления поэта, наблюдающего за ним.

Идея стихотворения заключена в размышлениях поэта о причине, которая заставляет парус в одиночестве уплывать из родного края, искать бури. Лермонтов проводит параллель с человеческой душой, находящейся в смятении и растерянности, не желающей успокаиваться и в то же время не знающей, к чему стремиться. (Слова, выражающие авторскую идею из текста: «увы, он счастия не ищет и не от счастия бежит», «а он мятежный просит бури, как будто в бурях есть покой»).

Композицию стихотворения составляют 12 строк, объединенных в 3 четверостишия с перекрестной рифмовкой. Первое четверостишие вводит тему одинокого паруса, плывущего по морю, второе и четвертое – о том, что окружает парус и что с ним происходит в море. Каждое четверостишие построено по одной модели: первые две строки – рисуют внешние события, третья и четвертая – отражает мысли и чувства лирического героя.

Жанр произведения «Парус» – стихотворение.

В стихотворении главным образом является парус, который символизирует одинокую человеческую душу. Образ моря, по которому плывет парус, тоже символичен – это сама жизнь, с ее волнениями, радостями, опасностями.

Автор использует нейтральную лексику. Основными частями речи являются прилагательные и существительные. Прилагательные помогают ярче охарактеризовать образы, точно и художественно описать различные понятия (парус одинокий , в тумане моря голубом , стране далекой , краю родном ). Существительные служат для создания наглядной картины плывущего по морю корабля. Также немало глаголов 3-го лица единственного числа (ищет, кинул, свищет, просит ), которые свойственны скорее человеку, чем неодушевленному предмету. Благодаря этому мы начинаем понимать, что парус символизирует человека. В тексте распространены ассонансы звуков о, и; аллитерации звуков к, щ.

Основными изобразительно-выразительными средствами в этом стихотворении являются: эпитеты (одинокий , далекой (стране), золотой (луч солнца) и т.д.), инверсии (просит бури, стране далекой и т.д.), риторические вопросы (что ищет он в краю далеком? что кинул он в краю родном? ), антитеза (стране далекой – краю родном, бури – покой ).

«Парус» М.Ю. Лермонтова написан четырехстопным ямбом.

На мой взгляд, Лермонтов выражает свое смятении души и чувство одиночества в данном стихотворении, так как оно было написано в тяжелый период его творчества, период его духовных исканий, когда прошлое его разочаровало, и он хотел чего-то нового, но не знал к чему стремиться, не нашел еще новых идеалов, но не мог позволить себе находиться в покое, хотел быть в движении и в поиске.

Другие материалы по творчеству Лермонтов М.Ю.

  • Краткое содержание поэмы "Демон: восточная повесть" Лермонтова М.Ю. по главах (частях)
  • Идейно-художественное своеобразие поэмы "Мцыри" Лермонтова М.Ю.
  • Идейно-художественное своеобразие произведения "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" Лермонтова М.Ю.
  • Краткое содержание "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" Лермонтова М.Ю.
  • «Пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности» В.Г. Белинский

Это лермонтовское стихотворение вам знакомо, но мы попробуем прочитать его на новом, более глубоком уровне, как перечитывали уже в этом учебном году «Бедную Лизу» Карамзина, «Горе от ума» Грибоедова, «Тараса Бульбу» Гоголя, «Капитанскую дочку» Пушкина и другие произведения русских классиков и как будем углубленно повторять «Героя нашего времени».

Когда Лермонтов создал свой «Парус», ему было семнадцать лет, почти столько же, сколько вам сейчас. Ho та резкая система оппозиций, то столкновение полярных образов, которое проходит через все стихотворение, нельзя объяснить только юношеским максимализмом; нет, такова была художественная картина мира, которая утвердилась в творчестве Лермонтова с самого начала и потом лишь углублялась, сохраняя неизменную основу.

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

При ознакомительном, самом беглом чтении мы замечаем, что первые две строки этой строфы дают объективную картину, связывают замысел поэта с традицией пейзажной лирики. Главное здесь - цвет; белизна паруса и голубизна моря, уподобленного туману. Лишь эпитет «одинокой» да неожиданный знак препинания в конце периода (восклицательный плюс многоточие) указывают на эмоциональную связь между пейзажем и лирическим героем, его душевным переживанием.

Казалось бы, пока все построено очень просто, образ возникает почти жизнеподобный. Ho потом, прочитав следующие две строки, передающие субъективное состояние поэта, мы «задним числом» отмечаем важное обстоятельство, которое поначалу ускользает от нашего читательского внимания. Дело в том, что в пейзажном описании дважды использован один и тот же вид тропа, поэтического оборота речи: на часть перенесен признак целого. Нам говорят не о корабле и о море, а именно о парусе и о «тумане моря». Парусу лирический герой адресует вопросы, которые в обыденной речи могут быть отнесены только к самому кораблю: «Что ищет? Что кинул?» He может парус ничего «кинуть» или «искать»! Более того, композиционный прием единоначатия (анафора), использованный в третьей и четвертой строках, подчеркивает контрастность, разорванность чувств лирического героя, которые сродни неясному стремлению паруса в глубь морской пучины. Недаром на самое «заметное» место, в позицию рифменного окончания, поставлены слова-антонимы «далекой» - «родном».

Один из секретов этого короткого стихотворения в том и заключен, что многое в нем обманчиво, иллюзорно. Перечитав еще раз первую строфу, вдумавшись в ее художественный смысл, мы начинаем сомневаться: а что на самом деле описывает лирический герой? Реальное море и реальный корабль? Или он только фиксирует в ярких образах смутные волнения своей души? Пока окончательного ответа мы дать не можем, для этого нужно вслушаться, всмотреться, вдуматься в художественный смысл следующих строф.

Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит...

Первая строфа (обратите внимание!) завершалась двойным вопросом, а вторая тем не менее открывается вовсе не ответом! Пятая и шестая строки стихотворения возвращают читателя к «картинке», к описанию моря и паруса. Ответ предложен лишь в седьмой и восьмой строках:

Увы, он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Опять применен тот же композиционный прием: первые две строки строфы отсылают нас к законам пейзажной лирики, последние две - к традиции лирического монолога. Ho и пейзаж, и монолог захвачены теперь единой лирической стихией. Герой стихотворения так эмоционально, так «сочувственно» говорит о стремлении паруса, что мы почти готовы сделать окончательный вывод: это не парус «счастия не ищет/ И не от счастия бежит»; это герой Лермонтова стремится к чему-то тревожному, может быть, даже трагическому, зато величественному, исполненному настоящей романтической энергии, байроновского индивидуализма. Так и хочется сказать: между героем и образом паруса - полное тождество, они сливаются неразличимо.

Лишь одно художественное обстоятельство удерживает нас от итогового вывода: непонятно в таком случае, зачем было их вообще разделять? Почему Лермонтов не ограничился только аллегорическим пейзажем, сквозь который внимательный читатель без труда различил бы движение душевной жизни самого поэта? Или только лирическим монологом, прямой исповедью своего лирического героя? Для чего ему понадобилась такая сложная игра, отчего он предпочел балансировать на опасной грани двух разных жанров? Чтобы разобраться, вчитаемся в последнюю строфу:

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Опять Лермонтов прибегает к приему единоначатия, анафоры, чтобы подчеркнуть: до сих пор все образы стихотворения выстраивались «по горизонтали», теперь они разверстаны «по вертикали», от морских глубин до небесных высот. Мы видим и светлую струю под белеющим «парусом», и солнечный луч над ним; мятежный порыв паруса к буре сразу приобретает вселенский масштаб. Однако появляется и нечто принципиально новое. Лирический герой Лермонтова по-прежнему сочувствует парусу и его порыву, но все-таки несколько обособляется от тех романтических переживаний, которые парус собою олицетворяет, взирает на все стороны извне. В последних двух строчках стихотворения появляется оттенок горечи; лирический герой поэта одновременно и разделяет индивидуалистический протест, и сознает его обреченность. Финальный восклицательный знак («Как будто в бурях есть покой!») передает не чувство восторга, а настоящий драматизм.

И тут самое время сопоставить лермонтовское стихотворение с одним из лирических шедевров Пушкина, стихотворением «Пора, мой друг, пора: покоя сердце просит...»:

...На свете счастья нет, но есть покой и воля.

Давно завидная мечтается мне доля -
Давно, усталый раб, замыслил я побег

В обитель дальную трудов и чистых нег...

Лермонтовский «Парус» и пушкинское стихотворение явно перекликаются друг с другом; мотивы счастья, тревоги, покоя - в центре обоих произведений. Ho совпадают поэты только в одном: в отношении к привычному миру, от которого оба они «бегут». Во всем остальном они различны до противоположности. Умудренная, даже усталая интонация пушкинского стихотворения так непохожа на энергичную, при всем своем драматизме, интонацию лермонтовского произведения. Лирический герой Пушкина отказывается поднимать мятеж против реальности, которую он не приемлет; он хочет удалиться от нее в царство уединения, в область душевного покоя, в пределы семьи (стихотворение недаром адресовано жене). Лирический герой Лермонтова, наоборот, бунтует против чрезмерного покоя реальности, даже если она прекрасна, исполнена золотого света. Он рвется вперед - без цели, ради самого порыва, хотя сам понимает всю обреченность такого порыва.

Легко предположить, что Лермонтов сознательно оглядывался на опыт великого предшественника, вел с ним поэтический спор. Тем более что мы достоверно знаем: Лермонтов в «Парусе» аукался со стихами поэтов-современников; первая же строка «Белеет парус одинокий» полностью позаимствована у знаменитого романтика 1820-1830-х годов А. Бестужева-Марлинского. Мы с вами уже говорили, что ничего странного в таких «заимствованиях» нет, что русские лирики ощущали себя участниками большого, нескончаемого поэтического разговора. Ho стихотворение Пушкина датируют обычно 1834 годом; напечатано оно было и того позже. Так что, создавая в 1832 году свой «Парус», семнадцатилетний поэт не мог спорить с картиной мира, изображенной предшественником. (Как, например, Павел Катенин поэтически спорил с балладами Жуковского.) Тем более не мог спорить с Лермонтовым Пушкин; он даже не успел узнать о существовании нового великого поэта. Просто оба они почти одновременно обратились к традиционному тогда поэтическому противопоставлению бури покою. И предложили неожиданные художественные решения, которые каждому из них были подсказаны его неповторимым жизнеощущением.

Стихотворение «Парус» было написано М. Лермонтовым в 1832 г. В «Парусе» нашли отражение не только собственные настроения автора, но и настроения русской интеллигенции 30-х гг. XIX в. : чувство одиночества, разочарования и стремление к свободе в обстановке реакции после восстания декабристов. Быть может, грустное восприятие паруса, переходящее в глубокое философское раздумье, и сам образ были навеяны стихами А. Бестужева-Марлинского «Андрей, князь Переяславский». По композиции стихотворение представляет собой расчлененный символический образ, данный в развитии. В стихотворении три строфы. Каждая состоит из двух различных по своему характеру частей: первый и второй стихи (строчки) воссоздают предметный образ (меняющуюся картину моря и паруса) , а третий и четвертый - мысли и переживания лирического героя. Если прочитать стихотворение по-иному: сначала первые два стиха каждой строфы, а потом два заключительных стиха, то исчезнет переживаемое напряжение. Несмотря на то, что стихотворение представляет собой лирическую миниатюру, его образная структура дана в развитии: картину моря и далеко плывущего в голубом тумане паруса сменяет изображение надвигающейся бури. Парал лельно идет развитие в мыслях и переживаниях лирического героя. Одиночество гонимого странника, символически изображенное в первой строфе, вызвано его отчаянием и неприятием жизни. Но мятежник хочет обрести душевный и нравственный покой в обновлении жизни, в перемене ее, в очистительной буре. Именно в этом сопоставлении: одинокий парус и мучительные вопросы; поднимающаяся буря и отчаяние, уход от жизни; восхитительный пейзаж и жажда перемен, обновления - и заключается внутренняя напряженность стихов, сила их эстетического воздействия. Языковая изобразительность стихотворения определяется творческим замыслом поэта. Важную роль играет слово одинокой. В нем совмещаются значения, соотнесенные с предметным рядом (парус одинокой, т. е. плывущий один, без подобных себе) и с рядом символическим (одинокой, т. е. не имеющий единомышленников, близких людей) .