Летчики воевавшие в корее. Советские летчики в небе кореи

Обои

12 апреля 1951 года американцы назвали «чёрным четвергом». В воздушном бою над Кореей советским лётчикам удалось сбить 12 американских бомбардировщиков В-29, носивших название «сверхкрепостей» и считавшихся до этого практически неуязвимыми.

Всего же за годы Корейской войны (1950-1953) советскими асами было сбито 1097 самолётов американцев. Ещё 212 уничтожили наземные средства ПВО.

Сегодня коммунистическая Северная Корея воспринимается, как некий рудимент Холодной войны, некогда разделивший мир на советский и капиталистические лагеря. Однако шесть десятилетий назад сотни советских лётчиков отдали жизни за то, чтобы это государство сохранилось на карте мира.

Согласно официальной версии, во время Корейской войны погиб 361 советский военнослужащий. Ряд специалистов считает, что это заниженные данные, так как в список потерь не были включены те, кто скончался от ран в госпиталях СССР и Китая.

Данные о соотношении потерь американской и советской авиации сильно разнятся. Однако даже историки США безоговорочно признают, что потери американцев на порядок выше.

Объясняется это, во-первых, превосходством советской военной техники. Командование ВВС США вынуждено было признать, что бомбардировщики В-29 очень уязвимы перед огнём 23 и 37-мм пушек, которые находились на вооружении советских истребителей МиГ-15. Всего несколько попавших в бомбардировщик снарядов могли погубить его. Пушки, которыми вооружались «миги» (калибра 37 и 23-мм) имели значительно большую дальность эффективного огня, а также разрушительную мощь по сравнению с крупнокалиберными пулеметами В-29.

Кроме того, пулемётные установки, установленные на крылатых «крепостях», не могли обеспечить эффективный огонь и прицеливание по самолётам, которые атаковали на скорости сближения на уровне 150-160 метров в секунду.
Ну, и, конечно, значительную роль сыграл «человеческий фактор». Большинство советских лётчиков, принимавших участие в воздушных схватках, имели огромный боевой опыт, полученный в годы Великой отечественной войны.

Да, и в послевоенные годы обучению боевых лётчиков в СССР придавалось огромное значение. В результате, к примеру, генерал-майор авиации Николай Васильевич Сутягин за три года Корейской войны сбил 19 самолётов противника. Не считая трёх, гибель которых подтвердить не удалось. Столько же (19 подтверждённых побед) сбил Евгений Георгиевич Пепеляев.

Советских асов, сбивших десять и более американских машин, было 13 человек.
Средняя общая численность личного состава корпуса по состоянию на 1952 год составляла 26 тысяч человек. Поочередно сменяясь, в Корейской войне приняли участие 12 советских истребительных авиационных дивизий, 4 зенитных артиллерийских дивизии, 2 отдельных (ночных) истребительных авиационных полка, 2 зенитных прожекторных полка, 2 авиационные технические дивизии и 2 истребительных авиационных полка ВВС ВМФ. Всего в Корейской войне приняли участие около 40 тысяч советских военнослужащих.

Долгое время героизм и даже просто участие советских лётчиков в ожесточённых воздушных схватках в небе над Кореей тщательно скрывались. Все они имели китайские документы без фотографий и носили форму китайских военнослужащих.

Маршал авиации, прославленный советский истребитель Иван Кожедуб признавался в одном из интервью, что «вся эта маскировка была шита белыми нитками» и, смеясь, говорил, что на три года его фамилия стала ЛИ СИ ЦЫН. Однако во время воздушного боя лётчики говорили по-русски, в том числе с помощью «идиоматических выражений». Поэтому у американцев не оставалось никаких сомнений в том, кто воюет с ними в небе над Кореей.

Интересно, что официальный Вашингтон хранил молчание все три года войны о том, что за штурвалами большинства МиГов, в пух и прах разносивших «летающие крепости», - русские.

Спустя много лет после окончания горячей фазы Корейской войны (официально мир между Северной и Южной Кореей до сих пор не заключён) военный советник президента Гарри Трумэна Пол Нитце признался, что им был подготовлен секретный документ. В нём анализировалось, стоит ли разглашать прямое участие советских лётчиков в воздушных схватках. В итоге правительство США пришло к выводу о том, что делать этого нельзя. Ведь большие потери американских ВВС тяжело переживались всем обществом и возмущение от факта, что «виноваты в этом русские», могло привести к непредсказуемым последствиям. В том числе, к ядерной войне.

Согласно советской статистике соотношение потерь составляло 1:3,4 в пользу советской авиации, то есть на один сбитый советский истребитель приходилось 3,4 сбитых самолёта всех типов (истребители, штурмовики, бомбардировщики, разведчики) авиации США и ООН Обломки B-29 , сбитого 9 ноября 1950 года советскими МиГ-15

Коре́йская война́ - конфликт между Северной Кореей и Южной Кореей, длившийся с 25 июня 1950 по 27 июля 1953 года (хотя официального окончания войны объявлено не было). Часто этот конфликт времён холодной войны рассматривается как опосредованная война между США c их союзниками и силами КНР и СССР. 12 апреля 1951 года полковник Кожедуб повел в бой советскую истребительную авиадивизию

В небе над корейским полуостровом советские летчики воевали под чужими именами. Форма на них была китайская, а личные документы не имели никаких фотографий. Вот что рассказывает о тех давних событиях Герой Советского Союза Сергей Макарович Крамаренко.

Командование отобрало 32 летчиков, в основном из числа участников Великой Отечественной войны. Добровольцев собрали в три эскадрильи. Я был назначен заместителем командира 3-й эскадрильи, которую возглавлял Герой Советского Союза Александр Васько.

Командиром нашей группы, которая получила наименование 324-я истребительная авиадивизия, был назначен блестящий летчик, выдающийся ас Второй мировой войны, Трижды Герой Советского Союза полковник Иван Кожедуб.

ПЕРВЫЙ БОЙ

2 апреля 1951 года в составе авиационного звена (две пары самолетов) я вылетел на перехват реактивного разведчика Б-45 . Звено подняли слишком поздно, и мы увидели группу противника в составе разведчика Б-45 и 8 самолетов Ф-86 «Сейбров», идущую на встречно-пересекающихся курсах на 1000–1500 метров выше нас. Но несмотря на то, что мы находились в невыгодном положении, я решил атаковать американцев. Ведущему нашей второй пары капитану Лазутину удалось занять удобное положение в пятистах метрах снизу и сзади разведчика. Но атака по разведчику не получилась, самолет, увидев нас, прибавил газу и ушел к себе домой.
На нас набросились «Сейбры». Мне пришлось дать по ним очередь издалека, чтобы не дать сбить Лазутина, который после неудачной попытки атаковать Б-45 оказался далеко внизу. Самолеты резко ушли вверх. В этот момент мою пару атаковало второе звено «Сейбров». Ведущий группы зашел в хвост моему ведомому Сергею Родионову и стал быстро с ним сближаться, готовясь в любую секунду открыть огонь из всех своих шести крупнокалиберных пулеметов. Понимая, что не успеваю отбить атаку, даю Родионову команду сделать переворот. Родионов немедленно выполнил команду и ушел буквально из-под носа «Сейбра». Сделав правый разворот со снижением, я оказался в выгодном положении сзади этого «Сейбра» и с дистанции 400–500 метров открыл по нему огонь. Трасса прошла перед «Сейбром» и несколько снарядов разорвалось на фюзеляже. Сейбр сразу прекратил преследование, развернулся под меня и ушел вниз.

В этот момент на меня свалилась сверху вторая пара «Сейбров», но я правым разворотом ушел из-под атаки. Они попытались последовать за мной, но Родионов оказался сзади этой пары и открыл по американцам огонь, чем вынудил их прекратить атаку. После этого «Сейбры» ушли за разведчиком. Мы стали преследовать до береговой черты, за которую нам запрещалось заходить.

В прицеле советского МиГа американский бомбардировщик Б-29

«ВСЕМ ВЗЛЕТ!»

12 апреля мы, как обычно, с рассветом прибыли на аэродром. Осмотрели самолеты. Дежурное звено было в готовности № 1 (4 летчика в самолете в готовности к немедленному вылету), остальные летчика расположились у самолетов или отдыхали в непосредственной близости от аэродрома. Внезапно поступила команда: всем быть готовыми к взлету. Не успели сесть в самолеты, как последовала команда: «Всем запуск и взлет».

Один за другим «МиГи» начали выруливать на взлетную полосу. Взлетела первая эскадрилья, затем вторая, потом наша, третья. Я во главе шести самолетов находился в группе прикрытия. Наша задача – не дать вражеским истребителям атаковать две передние эскадрильи, составляющие ударную группу, основная задача которой – атаковать бомбардировщики и штурмовики противника.

Вслед за нашим полком, который возглавлял подполковник Вишняков, поднялся в воздух и полк подполковника Пепеляева. Это был первый случай, когда Кожедуб поднял в воздух все боеспособные самолеты нашей дивизии. На земле осталась только дежурная пара.

Впоследствии полковник Кожедуб рассказывал, что в тот день с радиолокационных станций поступило сообщение об обнаружении большой группы самолетов противника, направлявшихся в сторону нашего аэродрома. Он обратил внимание, что скорость полета этой группы была небольшой – около 500 км/час. Ориентируясь на скорость (у истребителей скорость обычно была 700–800 км/час), он понял, что летит большая группа бомбардировщиков, и поэтому решил, что для отражения этого массированного налета необходимо поднять в воздух все истребители дивизии. Решение было рискованным, но, как оказалось, совершенно правильным.

Набрав высоту, стремясь догнать переднюю эскадрилью, я увеличил обороты. Идем с набором высоты на север. Под нами горы, справа – узкая голубая лента воды. Это река Ялуцзян. За ней – Северная Корея. Высота 5000 метров. Полк начинает плавный разворот вправо. Я увеличиваю крен, срезаю разворот, за счет меньшего радиуса догоняю переднюю группу и занимаю свое место примерно в 500–600 метрах сзади ударной группы.

Пересекаем реку и идем на юг. С командного пункта передают, что навстречу в 50 км идет большая группа самолетов противника. Высота 7000 метров. Я набираю на всякий случай еще 500 метров над ударной группой. Боевой порядок занят.

Вскоре ведущий нашего полка передал: «Впереди слева внизу противник». Смотрю влево вниз. Навстречу, слева и ниже, летят бомбардировщики – две группы огромных серых машин. Это знаменитые американские «летающие крепости» Б-29 . Каждая такая машина берет на борт 30 тонн бомб, имеет на вооружении 8 крупнокалиберных пулеметов. Бомбардировщики летят ромбами из 4 звеньев по 3 самолета, всего 12 самолетов в группе. Затем еще 3 ромба. За ними сзади на 2–3 км и чуть выше нас летят десятки истребителей, целая туча серо-зеленых машин. Около сотни «Тандерджетов» и «Шутинг Старов».

ОГНЕННАЯ КАРУСЕЛЬ

Командир полка дает команду: «Атакуем, прикрой!» – и начинает левый разворот с резким снижением. Ударные группы – восемнадцать «МиГов» – устремляются за ним вниз. Истребители противника оказываются сзади и выше наших атакующих самолетов. Самый опасный момент. Настало время и нам вступить в бой.

Группе прикрытия надо сковать истребителей противника и, связав их боем, отвлечь от защиты своих бомбардировщиков. Даю команду ведомым: «Разворот влево, атакуем!» – и начинаю резкий разворот влево с небольшим набором высоты. Оказываюсь сзади и ниже ведущего группы американских истребителей, в самой их гуще. Быстро прицеливаюсь и открываю огонь по переднему самолету группы. Первая очередь проходит чуть сзади, вторая накрывает его. Он переворачивается, из сопла его самолета идет сизо-белый дым. «Тандерджет», крутясь, уходит вниз.

Американцы от неожиданности, не понимая, кто их атакует и какими силами, опешили. Но это продолжалось недолго. Вот один из них дает по мне очередь, трасса проходит выше самолета, но устремившиеся за мной Родионов и Лазутин со своими ведомыми, видя, что я в опасности, открывают по нему и другим самолетам огонь. Видя перед собой трассы, американцы отворачивают, и я получаю возможность стрельбы по следующему самолету, но в этот момент впереди меня проходит трасса. Смотрю назад: один из «Тандерджетов» стреляет метров со ста. В этот момент через него проходит трасса снарядов авиапушки Лазутина. Несколько снарядов взрывается на самолете. «Тандерджет» перестает стрелять, переворачивается и уходит вниз.

Перед носом самолета новая трасса. Я резко хватаю ручку на себя. Самолет выполняет что-то немыслимое, то ли виток скоростного штопора, то ли бочку, и я оказываюсь внизу и сзади под «Тандерджетом». Атакую этот «Тандерджет» снизу, но он уходит резким разворотом влево. Проскакиваю мимо двух «американцев». Родионов стреляет по ним. Они резко разворачиваются и уходят вниз. Мы выходим над ними вверх. Смотрю вниз. Находимся как раз над бомбардировщиками. Наши «МиГи» расстреливают «летающие сверхкрепости». У одной отвалилось крыло, и она разваливается в воздухе, три или четыре машины горят. Из горящих бомбардировщиков выпрыгивают экипажи, десятки парашютов висят в воздухе. Такое впечатление, что выброшен воздушный десант.

А бой только набирал обороты. Вишняков выбрал себе целью самолет ведущего группы, но при сближении со строем бомбардировщиков попал под огонь пулеметных установок шедших сзади нескольких ведомых бомбардировщиков. Его самолет буквально столкнулся со стеной из трасс, и он вынужден был выйти из атаки. Между тем отвлечением огня всей группы бомбардировщиков по самолету Вишнякова воспользовалась пара «МиГов» Щеберстова и Геся, следовавшая за парой Вишнякова. Их «МиГи» почти беспрепятственно сблизилась с ведомыми бомбардировщиками первого звена, и с дистанции примерно 600 метров Щеберстов открыл огонь из всех трех пушек по крайнему бомбардировщику. Разрывы снарядов накрыли бомбардировщик. Поскольку это были снаряды фугасного действия, то их взрывы причиняли большие разрушения самолетам. Особенно огромными, по несколько квадратных метров, были дыры в плоскостях от снарядов 37-миллиметровых пушек.

Несколько снарядов попали в моторы бомбардировщика. Из них потянулись длинные языки пламени и дыма. Бомбардировщик резко развернулся, вышел из строя со снижением и, объятый пламенем, начал снижаться на юг. Из него стали выпрыгивать люди. Вторая пара Геся атаковала крайний самолет второго звена. Несколько очередей прошили «крепость». Самолет загорелся и устремился вниз.

Чёрный день американской авиации.12 апреля 1951 года наши лётчики сбили 14 американских самолётов

ИСТРЕБЛЕНИЕ

Вторая эскадрилья атаковала замыкающие самолеты первой группы бомбардировщиков. Действовала она в более благоприятных условиях, так как строй бомбардировщиков был нарушен. Два самолета Б-29 горели на глазах у летчиков всей группы. Сучков, эскадрилья которого шла немного правее командира, атаковал правое звено. Стараясь открыть огонь с минимальной дистанции, Сучков не торопился и нажал на гашетку, когда крылья бомбардировщика почти закрыли весь прицел, и сразу начал резкий отворот. Бомбардировщик вспыхнул, начал переворачиваться. От него отлетела часть крыла, и он, горящий, ушел вниз.

Милаушкин, следовавший парой за основной группой, несколько отстал, и в этот момент был атакован подошедшим к бомбардировщикам звеном «Сейбров». Пропустив начало атаки нашей группы, они теперь пытались отыграться на замыкающих. Выйдя косой петлей из-под огня «Сейбров», Милаушкин продолжал преследовать группу «крепостей» и, увидев, что одно из звеньев отстало от группы, атаковал его, передав ведомому – Борису Образцову:

– Атакую ведущего, ты бей правого.

Сближение происходило стремительно, в прицеле быстро вырастал бомбардировщик. После открытия огня на фюзеляже и моторах «крепости» появились разрывы снарядов. «Крепость» задымилась и стала снижаться. Вторая «крепость», по которой стрелял Образцов, загорелась также.

Экипажи подбитых самолетов стали выпрыгивать, остальные повернули назад. Потом еще 4 подбитые «летающие крепости» упали по дороге домой или разбились на аэродромах. Тогда были взяты в плен около 100 американских летчиков.

После боя почти в каждом нашем «МиГе» нашли по 1, 2, 3 пробоины. У одного было 100 пробоин. Но больших повреждений не было, в кабину ни одна пуля не попала.

Этот день, 11 апреля, американцы назвали «черным вторником» и потом месяца три не летали. Попробовали сделать еще один налет, но если в первом бою было сбито 12 Б-29 , то во втором мы уничтожили уже 16 «летающих крепостей».

Всего же за три года войны в Корее было сбито 170 бомбардировщиков Б-29 . Американцы потеряли основные силы своей стратегической авиации, находящиеся на Юго-Восточном театре военных действий. Днем они больше не летали, только ночью одиночными самолетами. Но мы били их и ночью.
У американцев потом еще долго не проходил шок от того, что их бомбардировщики, которые считались самыми мощными, самыми неуязвимыми, оказались беззащитными перед советскими истребителями. А мы после первых боев стали называть «летающие крепости» «летающими сараями» – так быстро они загорались и ярко горели.

На фронтах Великой Отечественной войны с августа 1942 года Сергей Макарович Крамаренко сбил 3 вражеских самолета лично и 10 – в составе группы. Уничтожил аэростат-корректировщик . Участник Корейской войны с апреля 1951-го по февраль 1952 года. Совершил 149 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 13 самолетов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 октября 1951 года за успешное выполнение заданий командования и проявленное при этом мужество и отвагу гвардии капитану Крамаренко Сергею Макаровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 9283). В 1970 году он работал военным советником в Ираке и Алжире. С 1981 года генерал-майор авиации Крамаренко – в запасе. Заслуженный ветеран продолжает вести активную общественную работу. Он почетный профессор Российской академии естественных наук, заместитель председателя правления Клуба Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, член Народно-патриотического объединения «Родина».

Три F-86 «Сейбр» в небе над Кореей

ВЫПИСКА ИЗ ВИКИПЕДИИ

Корейская война стала последним вооружённым конфликтом, в котором заметную роль играли поршневые самолёты, такие как, с северной стороны, Як-9 и Ла-9 и с южной стороны - P-51 «Мустанг», F4U «Корсар», AD «Скайрейдер», а также использовавшиеся с авианосцев Супермарин «Сифайр», Фэйри «Файрфлай» и Хокер «Си Фьюри», принадлежавшие Королевскому флоту и австралийскому Королевскому флоту. Позже они стали заменяться на реактивные F-80 «Шутинг Стар» и F-84 «Тандерджет», палубные - на F2H «Баньши» и F9F «Пантера».

Осенью 1950 года в войну вступил советский 64-й истребительный авиакорпус, вооружённый новыми самолётами МиГ-15 . МиГ-15 был наиболее современным советским самолётом и превосходил американские F-80 и F-84 , не говоря уже о старых поршневых машинах. Даже после того, как в Корею американцами были посланы новейшие самолёты F-86 «Сейбр», советские машины продолжали оказывать ожесточенное сопротивление над рекой Ялуцзян. МиГ-15 имели больший практический потолок, хорошие разгонные характеристики, скороподъёмность и вооружение (3 пушки против 6 пулемётов), хотя скорость была практически одинаковой. Войска ООН брали численным преимуществом и вскоре это позволило им уравнять положение в воздухе до конца войны - определяющий фактор в успешном первоначальном наступлении на север и противостоянии китайским войскам. Китайские войска также были оснащены реактивными самолётами, однако качество подготовки их пилотов оставляло желать лучшего.

По воспоминаниям Бориса Сергеевича Абакумова, изложенным в книге «Взгляд из кабины МиГа», в период когда авиационной группировкой командовал И.Н. Кожедуб, советские летчики спокойно выходили парой против десятки «Сейбров», а F-80 с F-84 и не были соперниками МиГам. Лучшими асами войны считаются советский пилот Евгений Пепеляев и американец Джозеф Макконнел.

Среди других факторов, которые помогали южной коалиции удерживать паритет в воздухе, была удачная радарная система (из-за которой на МиГи начали устанавливать первые в мире системы радарного предупреждения, разработанные советским изобретателем-одиночкой В. Мацкевичем), лучшая устойчивость и управляемость на высоких скоростях и высотах, а также использование пилотами специальных костюмов. Прямое техническое сравнение МиГ-15 и F-86 неуместно, ввиду того, что основными целями первых были тяжёлые бомбардировщики B-29 , а задача вторых - ведение быстрого маневренного воздушного боя. По американским данным, от действий истребителей противника потеряно 16 B-29 , по советским данным, сбито 69 этих самолётов, по данным ACIG , за первые два года конфликта, советскими летчиками сбито 44 B-29 , с учетом списанных самолетов. Кроме этого 2–3 B-29 было сбито китайцами и северокорейцами на поршневых самолетах Як-9 . Американская сторона заявляла о том, что было сбито 792 МиГов и 108 других самолётов, при потере всего 78 F-86 . Советская же сторона заявляла о 1106 воздушных победах и 335 сбитых МиГах. Число побед и потерь воздушных сил Северной Кореи остаётся неизвестным. Так как каждая из сторон приводит свою статистику, трудно судить о реальном положении вещей. Общие потери в войне авиации Южной Кореи и сил ООН (боевые и небоевые) по официальным данным, составили 3046 самолётов всех типов. Известна воздушная победа северокорейского биплана По-2 над американским реактивным истребителем F-94 .

В настоящее время российский исследователь Игорь Сейдов приводит советскую статистику воздушных боёв, согласно которой соотношение потерь составляло 1:3,4 в пользу советской авиации, то есть на один сбитый советский истребитель приходилось 3,4 сбитых самолёта всех типов (истребители, штурмовики, бомбардировщики, разведчики) авиации ООН. Согласно данным, собранным автором книги, капитан Сергей Крамаренко стал первым асом-реактивщиком корейского неба, а самым результативным асом той войны является майор советских ВВС Николай Сутягин, сбивший 22 самолета противника. По данным российских исследователей Юрия Тепсуркаева и Леонида Крылова - первым асом в Корее стал Степан Науменко, в то время как Крамаренко был лишь шестым.

Противостояние Северной Кореи (Корейская Народно-Демократическая Республика, столица — г. Пхеньян) и Южной Кореи (Республика Корея, столица г. Сеул) ознаменовалось столкновением в небе Корейского полуострова двух союзников по анлигитлеровской коалиции – Советского Союза и США. Как известно, оба корейских государства возникли в результате раздела Корейского полуострова на две примерно равные по площади территории. Искусственная граница, проходящая по 38-й параллели, была создана, как объявлялось в приказе главнокомандующего американскими вооруженными силами на Дальнем Востоке, для удобства приема капитуляции японских войск двумя союзными державами, участвовавшими в .

В условиях «холодной войны» бывшие союзники по антигитлеровской коалиции по-своему видели будущее корейских государств. С выводом с Корейского полуострова своих оккупационных войск правительства СССР и США, тем не менее, оставили на его территории определенное количество военных советников. Например, с американской стороны в Южной Корее осталась советническая группа в составе 500 военнослужащих (во главе с генералом Дж. Робертсом), в акватории (Северной и Южной Кореи) — 7-й флот, а на ближайших авиабазах в Японии и Филиппинах — две воздушные армии: тактическая 5-я и стратегическая 20-я .

В свою очередь, 8 февраля 1948 г. при Корейской Народной Армии (КНА) КНДР был утвержден институт советских военных советников. К концу 1950 г. их штатная численность достигла 246 человек . Большинство из них находились при штабе фронта и главнокомандующем КНА Ким Ир Сене (им запрещалось пересекать 38-ю параллель).

К началу военных действий в 1950 г. самолетный парк ВВС КНА составлял 172 боевых самолета против 1100 самолетов , находившихся в ведении многонациональных сил ООН при активной роли США. Учитывая, что место Китая в Организации Объединенных Наций занимал Тайвань, а СССР из-за этого бойкотировал заседания Совета Безопасности, Соединенные Штаты провели резолюцию, разрешающую применение на Корейском полуострове «войск ООН» под руководством Пентагона.

К этому времени военное влияние СССР на Дальнем Востоке заметно ослабло в результате вывода основной части советских войск с территории Китая и Северной Кореи. Ограниченный воинский контингент продолжал оставаться в Порт-Артуре (Дальнем), арендуемом у КНР, и в районе г. Шанхай.

Первоначально участие советских войск в Корейской войне не предполагалось в расчете на быстротечность военных действий в пользу КНА. Однако значительный перевес в воздушных силах противника заметно осложнил планы военного руководства КНДР. Главные силы тактической авиации (ТА) США были сконцентрированы в 5-й воздушной армии (Япония): тактические бомбардировщики, истребители и самолеты-разведчики .

Стратегическая авиация (СА) включалась в состав специально созданного Временного бомбардировочного командования. Кроме того, на Дальнем Востоке имелись объединения, соединения и части транспортной, авиадесантной, палубной авиации и авиации ПВО, которые также привлекались для выполнения боевых задач. ВВС Южной Кореи, хотя и существовали организационно, практически имели лишь небольшое число учебно-транспортных самолетов Т-6. К концу войны авиационный парк США в Республике Корея увеличился до 2400 боевых самолетов .

27 июня 1950 г. вступившая в боевые действия американская авиация (наземная и палубная), в результате пассивности ВВС КНА сумела завоевать полное господство в воздухе. В ходе проведенной воздушной наступательной операции ВВС США предприняли попытку вывести из строя стратегические объекты на территории КНДР и нанести поражение крупным группировкам войск КНА (израсходовано 17% летного ресурса бомбардировщиков за всю кампанию) .

Однако до середины сентября на сухопутном и морском ТВД коалиционным силам «южан» успехов добиться не удалось. В свою очередь вооруженные силы Северной Кореи (до 75 тыс. чел.), развивая наступление, взяли под контроль до 90% территории Республики (Южная) Корея.

Коренной перелом в ход боевых действий внесла Инчхонская десантная операция («Chromite») ВС США, начавшаяся утром 15 сентября. Этот южнокорейский порт «северяне» не успели вовремя подготовить к обороне. Авиационную поддержку морских сил, задействованных в операции, обеспечивало более 500 боевых и транспортных самолетов и вертолетов. На следующий день город-порт Инчхон перешел под контроль морских пехотинцев США. 26 сентября части КНА покинули столицу Южной Кореи — г. Сеул.

Понеся «исключительно большие потери в живой силе и особенно в артиллерии и танках вооруженные силы «северян» в беспорядке отступали на север, не имея возможности остановиться и организовать линию обороны. Многонациональные войска ООН вторглись на территорию КНДР и 19 октября взяли ее столицу г. Пхеньян. На протяжении всей операции «Chromite» и последующего наступления коалиционных сил ее авиация наносила многочисленные бомбо-штурмовые удары по войскам КНА, по военным и промышленным объектам Северной Кореи, а также ее союзницы — КНР.

С переносом военных действий на территорию Северной Кореи ее правительство обратилось к руководству СССР с просьбой о посылке «интернациональных летных сил» для прикрытия боевых порядков корейской армии с воздуха. Вскоре на территории Китая началось формирование «средств прикрытия», объединенных в 64-й истребительный авиакорпус, принявший активное участие в войне . Первоначально летный состав корпуса прикрывал от налетов американской авиации стратегические объекты КНР: район Мукдена, Аньдуна, Цзиань, Дунфына, мосты через р. Ялуцзян и электростанцию в районе Аньдуна .

Инструктаж советских летчиков-истребителей на аэродроме перед вылетом.

В дальнейшем, в соответствии с распоряжением Совмина СССР от 28 августа 1951 г., часть подразделений корпуса была передислоцирована на территорию Северной Кореи, а его летчики начали вести активные боевые действия .

Основу авиакорпуса составили 3 истребительные авиационные дивизии: 28-я иад (67-й и 139-й гвардейский истребительные авиационные полки), 50-я иад (29-й и 177-й иап), 151-я иад (28-й и 72-й иап). Управление 64-го иак размещалось в г. Мукден .

На 1 ноября 1952 г. в корпусе имелся 441 летчик, численность самолетного парка достигала 321 самолет (МиГ-15бис — 303 и Ла-11 — 18). В дальнейшем некоторые из них были заменены на более современные модификации, в том числе истребители МиГ-17 .

По результатам первых воздушных боев были отмечены высокие летно-технические характеристики реактивных истребителей МиГ-15, что нашло отражение в докладной записке командующего ВВС генерал-полковника авиации П.Ф. Жигарева Председателю Совета Министров СССР И.В. Сталину. Согласно указанному документу «в 5 воздушных боях с численно превосходящим противником самолетами МИГ-15 сбито десять американских самолетов Б-29 и один самолет F-80. Потерь самолетов МИГ-15 в этих боях не было» .

Организационно 64-й иак до ноября 1951 г. входил в состав Оперативной группы советских ВВС на территории КНР под командованием главного военного советника НОАК генерал-полковника С.А. Красовского. Затем он был включен в состав Объединенной воздушной армии (ОВА), которой командовал китайский генерал Лю Чжэнь. В декабре 1952 г. ОВА состояла из 3 советских, 4 китайских и 1 корейской авиадивизий. Кроме того, во второй и третьей линиях использовались для наращивания сил и прикрытия аэродромов еще 4 китайские авиадивизии. Советские летчики были одеты в китайскую форму, имели специальные китайские псевдонимы, а на самолетах были нанесены опознавательные знаки ВВС НОАК .

За время ведения боевых действий соединения корпуса совершили 19 203 самолето-вылета. В дневное время суток было произведено 307 групповых воздушных боев, в которых участвовало 7986 экипажей, что составляло 43% от общего количества вылетавших на боевое задание. Всего за период с ноября 1950 г. по январь 1952 г. в воздушных боях было сбито 564 самолета противника. Свои потери за это же время составили: летчиков — 34, самолетов – 71 . Активные действия советской авиации и зенитной артиллерии по существу срывали авиационные удары противника, рассеивая его боевые порядки и снижая точность бомбометания .

Одновременно с боевыми действиями корпус выполнял задачу по вводу в строй истребительных частей Объединенной воздушной армии. Еще в октябре 1950 г., с вводом на территорию КНДР китайских добровольцев, при штабе объединенного (корейско-китайского) командования стала работать группа советских военных советников. В конце лета 1951 г. на прифронтовых аэродромах появились первые авиасоединения ОБА. Советником при командующем ОБА был генерал-майор Д.П. Галунов. Северокорейские ВВС возглавил генерал Ван Лэн, его советником стал полковник А.В. Петрачев((Авиация и космонавтика, 1991. № 2. С. 32.)).

За 7 месяцев 1953 г. в воздушных боях было уничтожено 139 самолетов противника. Потери 64-го корпуса составили: летчиков — 25, самолетов МиГ-15бис — 78. Общее соотношение потерь военно-воздушных сил США и СССР за 1953 г. составило 1,9:1 .

С июля 1951 г. активное участие в боевых действиях принимали части зенитной артиллерии, группировка которой строилась с задачей кругового прикрытия объекта и обеспечения максимальной плотности огня перед вероятным рубежом бомбардирования.

52-я зенад за период сентябрь — декабрь 1951 г. провела 1093 батарейные стрельбы и сбила 50 самолетов противника . В целом зенитной артиллерией с марта 1951 г. по июль 1953 г. было сбито 16% самолетов противника, уничтоженных силами и средствами 64-го иак.

За время войны советские летчики произвели 63 229 боевых вылетов, участвовали в 1790 воздушных боях и сбили 1309 самолетов противника, в том числе огнем авиации — 1097 и огнем зенитной артиллерии – 212 .

Советской стороной было захвачено в плен, а затем передано китайским и корейским войскам 262 американских летчика .

«За успешное выполнение правительственного задания» указом Президиума Верховного Совета СССР орденами и медалями были награждены 3504 военнослужащих корпуса , а 22 летчика получили звание Героя Советского Союза . Наиболее результативными советскими летчиками были признаны: Герои Советского Союза Е.Г. Пепеляев, Д.П. Оськин, Л.К. Щукин, С.М. Крамаренко, А.П. Сморчков, С.П. Субботин и др. Самолет МиГ-15 последнего 18 июня 1951 г. в ходе воздушного боя столкнулся с преследовавшим его американским истребителем F-86A. При столкновении советский летчик успел катапультироваться, пилот противника (капитан Уильям Крон) погиб. В ряде источников этот эпизод упоминается как первый воздушный таран на реактивном самолете в истории отечественной авиации.

Потери советской авиации с 25 июня 1950 г. по 27 июля 1953 г. составили 125 летчиков и 335 самолетов .

Состав 64-го иак периодически менялся. На аэродромы Китая и Северной Кореи прибывали на смену выводимых новые дивизии ПВО и ВВС ВС СССР. В общей сложности за время войны в Корее получили боевой опыт 12 истребительных авиационных и 4 зенитные артиллерийские дивизии, 30 истребительных авиационных, 10 зенитно-артиллерийских и 2 зенитных прожекторных полка, 2 авиационные технические дивизии и другие части обеспечения. Все командиры дивизий и большинство командиров полков были участниками Великой Отечественной войны и хорошо владели навыками оперативного руководства.

Через 64-й истребительный авиакорпус в общей сложности прошло около 40 тыс. советских военнослужащих.

Спустя 10 лет наши авиаторы вновь встретились с американскими летчиками — когда .

По материалам издания: 100 лет Военно-воздушным силам России (1912 - 2012 годы) / [Дашков А. Ю., Голотюк В. Д.] ; под общ. ред. В. Н. Бондарева. - М. : Фонд «Русские Витязи», 2012. - 792 с. : ил.

Примечания:

Война в Корее в 1950-1953 годах стала первым столкновением вчерашних союзников по антигитлеровской коалиции - Советского Союза и США. Основное противостояние великих держав развернулось в воздухе: за господство в небе впервые сражались реактивные истребители. Победителями из этой войны вышли советские летчики.

38-я параллель

Корейская война началась 25 июня 1950 года - войска КНДР перешли границу с южным соседом, которая проходила по 38-й параллели, и начали быстрое продвижение вглубь страны. Агрессия северян стала полной неожиданностью для западных стран, войска Южной Кореи и контингент ООН (в основном состоял из американцев) беспрерывно отступали. К августу 90 процентов страны было под контролем КНДР, южане удерживали лишь так называемый Пусанский плацдарм.

Северокорейские истребители.

Однако взять его северокорейцам так и не удалось, а союзники тем временем перегруппировали силы, получили подкрепление и уже в сентябре пошли в контрнаступление. Оно было столь же стремительным, как и наступление КНДР до этого. Всего за месяц большая часть Северной Кореи оказалась под контролем вражеских войск. Во многом это было связано с тотальным превосходством союзников в воздухе.

Перед началом войны ВВС КНДР насчитывали по разным данным 150-200 самолетов, в основном это были советские поршневые истребители Як-9 и штурмовики Ил-10. При этом только американцы на воздушных базах в Японии, авианосцах имели более 1500 самолетов. Значительная их часть была представлена реактивными истребителями типа F-80 "Shooting Star". Если учесть, что и выучка американских пилотов была гораздо лучше, нежели у северокорейцев, то не удивительно, что к августу 1950 года их ВВС были практически полностью уничтожены. После этого летчики США могли беспрепятственно бомбить позиции противника, совершать налеты на города и стратегические объекты. Обладая таким прикрытием, сухопутные войска союзников легко отбросили противника на самый север Кореи.

После этого в войну решил вступить Китай, он также просил отправить свои войска в Корею и Советский Союз. Однако Сталин опасался открытого противостояния с США, которое могло перерасти в Третью мировую войну. Поэтому долгое время помощь СССР ограничивалась отправкой инструкторов, которые готовили китайских и северокорейских летчиков, а также нескольких самолетов для тренировочных полетов, в частности МиГ-9.

Как пишет Игорь Сейдов в книге "”Красные дьяволы” в небе Кореи", чашу терпения советской стороны переполнили два инцидента, которые произошли осенью 1950 года. Сначала американцы сбили над Желтым морем советский самолет-разведчик А-20 - все три члена экипажа погибли. А через месяц два истребителя ВВС США типа F-80 атаковали советский военный аэродром Сухая Речка в 100 километрах от советско-корейской границы. К счастью, никто из летчиков не пострадал, однако были повреждены восемь самолетов. Американцы лишь извинились, назвав это ошибкой молодых пилотов, которые "случайно" залетели на советскую территорию и приняли аэродром за северокорейский.

В небе инкогнито

Миг-15.

В октябре 1950 года в Китай стали переправляться советские авиационные части. Они участвовали в контрнаступлении китайских сил, правда, сначала лишь в качестве прикрытия стратегических объектов. Так как официально СССР в войне не участвовал, советские летчики носили форму китайских народных добровольцев (КНД, по сути это были солдаты регулярной армии, однако Китай также не хотел официально объявлять войну США).

По словам Сейдова, по прибытию к месту службы у наших летчиков забирали документы, кроме того, им было приказано в воздухе говорить только по-корейски. "Для этого они в течение недели были обучены двум десяткам корейских фраз, необходимых для ведения боя. Правда, последний запрет - не говорить в бою по-русски - действовал недолго: когда начинался бой, советские летчики начисто забывали необходимый в бою корейский "фольклор" и отдавали команды по-русски, тем самым не раз спасая свою жизнь в бою", - пишет исследователь. Также изначально советским летчикам запретили пересекать реку Ялуцзян, за которой шла линия фронта, и залетать в Западно-Корейский залив Желтого моря, чтобы не попасть в плен: на море господствовал 7-й флот США и их союзники.

Американские истребители P-51.

1 ноября советским летчикам впервые разрешили пересекать корейскую границу, чтобы вести поиск и уничтожение американских самолетов. В этот же день состоялся и первый бой "мигов" - пять наших самолетов вылетели в район Аньдуня и вскоре обнаружили тройку P-51 "Мустанг". В результате скоротечного боя один самолет противника был подбит, еще один - сбит. Так был открыт счет побед советских летчиков в корейском небе. В тот же день МиГ-15 впервые проявили себя в бою с реактивными самолетами американцев. Тройка наших истребителей встретила десяток самолетов F-80 и внезапно атаковала их сверху. В результате один "Шутинг стар" был подбит, остальные после неудачной контратаки поспешили ретироваться.

Отметим, что за первые полтора месяца воздушных боев были подбиты всего три советских МиГа, тогда как потери противника были в разы больше. А зону действия наших истребителей вдоль корейско-китайской границы американские летчики позже назвали "Аллея МиГов", тем самым признавая, что небо в этой части корейского полуострова уверенно контролировали советские асы. Президент Южной Кореи сделала предложение КНДР о совместном развитии.

Равный соперник

Американский истребитель P-80 перед вылетом на базе в Японии.

Ввод в бой советских авиадивизий внес перелом в ход войны. Выяснилось, что с МиГ-15 американские самолеты сражаться на равных не могут, из-за чего им пришлось резко сократить число боевых вылетов. Естественно, военное командование США не могло смириться с таким положением вещей и отправило на фронт новые истребители F-86 "Sabre" ("Сейбр"). Именно соперничество МиГ-15 и F-86 стало классикой воздушной войны в Корее, во многом потому, что самолеты имели примерно схожие характеристики.

Как пишет Владимир Бабич в статье "МиГи в локальных войнах", наш самолет был заметно легче "американца", однако "тяжесть" "Сейбра" компенсировалась большей тягой двигателя. Максимальная скорость у земли у них составляла 1042 и 1093 километра в час соответственно. На большой высоте МиГ-15 получал преимущество в разгоне и скороподъемности, а "Сейбр" лучше маневрировал на малой высоте. Он мог также продолжительнее держаться в воздухе, располагая 1,5 тоннами "лишнего" топлива. Практический потолок высоты был больше у МиГа - 15100 метров, однако истребитель ВВС США и тут уступал не сильно, его показатель - 14300. Разница была очевидна только в вооружении. МиГ-15 имел одну 37-милиметровую и две 23-милиметровые пушки, "Сейбр" - шесть 12,7-милиметровых пулеметов.

Одной из сильных сторон МИГ-15 был более высокий поражающий потенциал. Кроме того, располагая большим избытком тяги (особенно на большой высоте), он мог быстрее "Сейбра" сократить дистанцию и подойти к противнику. Но если "Сейбр" замечал МиГ на безопасном расстоянии, то стремился навязать ему маневренный бой (особенно на малых высотах), который нашему истребителю был невыгоден. Тут уже многое зависело от слетанности пары истребителей в звене, когда один атаковал, а второй - прикрывал. Два опытных пилота были практически неуязвимы в ближнем бою.

F-86 "Сейбр".

Как пишет Сейдов, первый бой между МиГ-15 и "Сейбрами" произошел 17 декабря 1950 года. Победить американцам помогла военная хитрость. В районе Аньдуня четверка наших самолетов обнаружила четверку истребителей с красными носами, о чем и было доложено ведущему группы. Тот ответил: "Вижу, это наши!" - и продолжил полет по маршруту. Но неожиданно группа была обстреляна сзади и сверху. Машина ведущего загорелась, двигатель заглох, и летчику пришлось катапультироваться. К слову, это было первое катапультирование с МиГ-15 в боевых условиях в советских ВВС. Как выяснилось позже, у первых "Сейбров" для введения в заблуждение противника была окрашена в красный цвет носовая часть фюзеляжа, подобно тому как на МиГах были красные круги вокруг носовой части фюзеляжа. Поэтому после боя на всех наших красные носы были стерты техниками.

Первую победу над новым американским истребителем советские летчики одержали только через неделю, спустя десяток боев. Наши летчики еще изучали противника и на первых порах попадались на приманку из одной группы "Сейбров", не замечая следовавшую за ней и с превышением другую группу F-86, и попадали под ее удар. За это время СССР потерял три истребителя МиГ-15.

Американский бомбардировщик B-29.

"Черный" четверг и "черный" вторник

1951 год стал для советских ВВС самым удачным в Корейской войне, именно тогда американцы потерпели самые болезненные поражения. Так, 12 апреля вошло в историю как "черный" четверг авиации США. В этот день американцы совершали массированный налет на мосты через реку Ялуцзян в районе Уйцзю. Уничтожить их должны были 48 бомбардировщиков B-29 "Superfortress" ("Суперкрепость"), которых сопровождали 76 истребителей прикрытия.

Против них действовали всего 44 МиГа. Впрочем, у них было и преимущество: американские самолеты сопровождения шли со скоростью бомбардировщиков - всего 700 километров в час - и на средней высоте в 7000 метров. Советские летчики встретили их на высоте 10 километров и спикировали на полной скорости под разными углами атаки. В результате были уничтожены 10 "Суперкрепостей" и три истребителя соперника. После этого руководство ВВС США почти месяц не рисковало отправлять за пределы 38-й параллели большие группы самолетов.

Еще одним "черным" днем для американской авиации стало 30 октября того же года. На этот раз бомбить корейский аэродром в Намси отправилась 21 летающая крепость, прикрывать которые должны были почти 200 истребителей разных типов. С советской стороны в бою приняли участие 44 МиГа, еще 12 машин остались в резерве прикрыть аэродромы. Судьбу сражения решило то, что заслон из истребителей F-86 опоздал с выходом - "Сейбры" планировали перехватить советские самолеты немного в другом районе, но просчитались. Защищать B-29 остались машины более низкого класса.

В итоге были уничтожены 12 бомбардировщиков В-29 и четыре истребителя F-84, американцы были обращены в бегство, а на аэродром Намси в тот день не упало ни одной бомбы. Советские летчики недосчитались одного МиГа. После этого боя руководство ВВС США отказалось от использования "Суперкрепостей" в дневное время и перевело их на ночные полеты.

Миг-15.

Американцы потерь не признают

Точных данных по общим потерям самолетов в воздушных боях Корейской войны нет до сих пор. Дело в том, что не каждую описанную летчиками победу можно было подтвердить фотоснимками или останками самолета противника. Советское командование приняло за правило вести строгую статистику, когда победа засчитывалась только при наличие таких доказательств. Асами называли летчиков, сбивших пять и более самолетов противника. И тут наши военные оказались сильнее американцев, лучшими асами Корейской войны стали капитан Николай Сутягин и полковник Евгений Пепеляев, уничтожившие 21 и 19 самолетов врага соответственно. У американцев высший показатель составил 16 советских машин.

Американцы бомбят железнодорожный мост.

По данным Сейдова, за время боевых действий в небе Кореи советские летчики провели 1872 воздушных боя, в которых сбили 1097 самолетов противника, из которых 642 истребителя F-86 и 69 бомбардировщиков B-29. Потери СССР в боях составили 319 самолетов МиГ-15 и Ла-11. Любопытно, что американские данные не просто отличаются от советских, но дают кардинально другую картину. Утверждается, что в воздушных боях они сбили более 700 МиГов, а сами потеряли только 147 самолетов! Столь грубая подтасовка фактов вызывает у специалистов лишь усмешку, видимо, американское командование очень хотело оправдать огромные военные расходы в глазах налогоплательщиков.

В небе Кореи

МиГ-15! Что за машина! Какие обводы, какая аэродинамика! Стремительность ввинчивания в воздух. Пару минут - и ты на высоте 5-ти километров! Послушный в управлении, верткий, надежный. Великолепный Самолет! Настоящий небесный житель! Для своего времени, настоящий шедевр! Только шедевр, военно-промышленного комплекса. Потому что это был лучший в мире истребитель превосходства в воздухе! Он был предназначен для войны. И ему её предоставили.

Предисловие

Корея, после Второй Мировой Войны, была разделена на два лагеря. Северная часть отошла Советскому Союзу, Южная - США. Лидером Северной Кореи (КНДР) стал Ким Ир Сен. Страна выбрала коммунистический путь развития, и активно поддерживалась СССР, как идеологически, так и материально.

Лидером Южной Кореи стал, напротив, антикоммунист, Ли Сын Ман, соответственно, поддерживаемый нашими бывшими союзниками - США.

Ким Ир Сен Ли Сын Ман

Оба руководителя стремились объединить Корейский полуостров под своим правительственным флагом. Особую горячность при этом проявлял Ким Ир Сен, рассматривая решение разрешить вопрос военным путем. Сталин не поддерживал в этом своего коллегу, но тем не менее, поставка советского вооружения в КНДР продолжалась. И в не малом объеме. Так что, Северная Корея, к концу 40-х, началу 50-х годов обладала серьезной военной мощью и сильной армией, управлению которой, помогали советские военные советники, прошедшие суровую школу Священной Войны...

Начало военных действий

Эти исторические события начались в 1950 г., когда 25-го июня, войска Северной Кореи и союзного ей Китая перешли границу южного соседа. В общем-то, для всех западных стран, в том числе и для США, это вторжение оказалось неожиданностью. Началась оккупация, и к середине августа было занято до 90% территории Южной Кореи.

США отправили свои войска на помощь Южной Корее, при поддержке других западных стран. Но к концу августа союзники были отброшены еще дальше. Лишь в сентябре Южная коалиция получила возможность контратаковать...

Война началась.

Секретная командировка. Прибытие.

Откликаясь на просьбу правительства КНР и КНДР, Советский Союз направил в Северо-Восточный Китай соединения истребительной авиации, на базе которых 14 ноября 1950 года был сформирован 64-й отдельный истребительный авиакорпус советских ВВС (командир корпуса генерал-майор авиации Иван Михайлович Белов).

И.М. Белов

Основная задача корпуса состояла в том, чтобы прикрыть от налетов авиации противника стратегические мосты через Ялуцзян, Супхун ГЭС на этой же реке, систему ирригационных плотин, коммуникации и аэродромы на территории КНДР в радиусе 75 километров от китайско-корейской границы.

мост через р. Ялуцзян

Супхун ГЭС

Состав авиакорпуса был непостоянным. Советское командование тогда могло использовать только один аэродром — Аньдун на корейско-китайской границе. На нем разместились 2 полка 28-й и 151-й авиадивизий ВВС СА. В конце ноября обе дивизии вместе с 5-й дивизией были объединены в 64-й истребительный авиакорпус.

По мере активизации военных действий состав 64-го авиакорпуса возрастал. В июле 1951 года вступил в строй новый аэродром на территории Китая — Мяогоу. Это позволило увеличить количество экипажей, привлекаемых для боевых действий, с 2 до 5 авиаполков и расширить круг задач: прикрывать коммуникации в Северной Корее на глубине до 75 километров от китайской границы {161}.

В сентябре 1951 года, например, 64-й истребительный авиакорпус включал 3 авиационные (151—, 303—, 324-я), 2 зенитные артиллерийские (87-я и 92-я) дивизии, имевшие на вооружении 85-миллиметровые пушки и 37-миллиметровые автоматические зенитные установки, радиолокационные станции обнаружения и орудийной наводки, и авиационно-техническую дивизию, 2 отдельных полка: «ночников», прожекторный (для обеспечения действий экипажей ночью и создания светового поля в районе переправ через реку Ялуцзян и на подходах к ним), госпитали и другие подразделения обеспечивающих служб.

37 мм и 85 мм зенитные пушки

В 1952 году корпус насчитывал около 26 тысяч человек. Такая численность личного состава сохранялась до окончания войны в Корее.

В этой «местечковой» войне, впервые в истории авиации, встретились в воздушном бою реактивные истребители. Это новая техника, новая тактика, новое искусство ведения воздушного боя. И встреча бывших союзников, сражавшихся против одного врага и победивших его. Воинов, прошедших через горнило воздушных схваток в небе Второй Мировой, на поршневых истребителях и получивших колоссальный боевой опыт.

В то утро облако пыли от реактивной струи северокорейского истребителя сразу было замечено американским пилотом. «Сейбр» перешел в пике, его летчику оставалось лишь выжидать, пока расстояние между истребителями не уменьшится до дистанции эффективной стрельбы.

Но, к удивлению американца, незнакомая для него машина вдруг резко ушла влево и вверх — даже на взлете она устойчиво держалась в воздухе. Пулеметная очередь лишь задела правее крыло, хлестнув по обшивке так, что та загремела, словно кожа туго натянутого барабана. И сейчас же над МиГом проскользнул выходящий из пике «Сейбр». Всего мгновение потерял американский летчик, но оно стало для него роковым. Безотказно сработали пушки МиГа, и на следующий день все газеты Соединенных Штатов сообщили о гибели в Северной Корее своего знаменитого аса майора Джорджа Эндрю Дэвиса Младшего. Сбил же его наш лётчик старший лейтенант Михаил Аверин из 2-й эскадрильи 148-го гвардейского истребительного авиаполка. Правда, в целях конспирации пришлось объявить, что американца сбил китайский пилот Чжан Цзи Хуай (кит.: 张积慧).

С тех пор появились песни и анекдоты о китайском лётчике Ли Си Цине.

Теперь уже не секрет, что за штурвалами корейских МиГ-15, под чужими, труднопроизносимыми именами, сидели наши, Советские летчики, одетые в китайскую форму. Бывшие асы прошедшей войны, сражались под другим флагом, за другую страну. На МиГ-ах, «привезенных с собой», из своей страны.

По личному указанию Сталина, был сформирован 64-й отдельный истребительный авиакорпус советских ВВС (ИАК) для отправки в Корею. Основной целью корпуса, ставилась ПВО стратегических объектов, находящихся на территории КНДР в радиусе 75 км от китайско-корейской границы.

Осенью 1950 г командование ВВС Советской Армии, приняло решение отправить в союзный Северной Корее Китай, в составе 64-го ИАК, 324-ю истребительную авиационную дивизию (ИАД), для переучивания на МиГ-15 корейских летчиков. Командиром дивизии был ни кто иной, как Трижды Герой Советского Союза, лучший советский воздушный Ас Второй Мировой Войны, Иван Никитович Кожедуб.


И.Н. Кожедуб

Все действующие лица прекрасно понимали, для чего формируется дивизия. Были подобраны командиры эскадрилий, которых утверждал сам Кожедуб. Были отправлены 31 МиГ-15, в разобранном виде, и через некоторое время эшелон доставил их в Дунфын, находящийся примерно в 200 км от корейской границы. Задача: собрать истребители, обучить корейских летчиков полетам на них, нести боевое дежурство одним звеном МиГ-15, подготовить своих летчиков к боевым действиям. Было предписано: переучить 60 корейских летчиков, после чего передать все МиГ-15 ВВС КНДР.

По свидетельству одного из самых результативных асов той войны, Героя Советского Союза, Евгения Георгиевича Пепеляева, корейские летчики были не готовы вести воздушный бой с современными истребителями.

Как в безоблачную погоду, так и за облаками. Так как не были этому обучены, что наглядно показали воздушные бои большинства корейских авиаполков МиГ-15 с истребителями Ф-86 «Сейбр» в Корее.

Позже на китайско-корейскую границу были отправлены 303-я ИАД, под командованием генерал-майора Лобова Георгия Агеевича. Попутно с несением боевого дежурства прибывшие летчики дивизии также переучивали летный состав союзников на новую технику.


Г.А. Лобов

Все привезенные самолеты были с опознавательными знаками ВВС КНДР. Весь личный состав получил китайское обмундирование без всяких знаков различия - синие брюки, куртку защитного цвета, фуражку и туфли. Из воспоминаний летчика 3-й АЭ Николаева А.Н.:

«Все мы были одеты в китайское обмундирование. Чины и звания различать было трудно, что упрощало отношение младших и старших. И это было очень хорошо. Не было такой скованности, какая обычно бывает в военной жизни. Да и потом, ведь мы были на войне, и это откладывало отпечаток на наше бытие».

Конечно, новая техника не была освоена в полной мере и нашим летным составом. Почти всем нашим летчикам, воевавшим в Корее на МиГ-15, пришлось учиться и осваивать приемы реактивного воздушного боя, непосредственно в схватках с хорошо подготовленным к этому противником. Тренировочные полеты, порой, так же не обходились без жертв.

Воздушные бои

Самый первый бой в корейском небе состоялся 1 ноября 1950 г. Тогда летчик, старший лейтенант Чиж, сбил на поршневом Ла-11 поршневой же F-51 «Мустанг». Уже через неделю, над рекой Ялуцзян, произошел первый в истории мировой авиации, воздушный бой между реактивными истребителями МиГ-15 (летчик Семен Хоминич) и F-80.

F-80 был сбит, Семен Хоминич вернулся на аэродром на своем МиГ-15 с незначительными повреждениями.

Основная задача 64 ИАК, его ИАД и их полков, была прикрытие от ударов с воздуха ГЭС на реке Ялуцзян, железнодорожного моста через эту же реку и основных коммуникаций снабжения китайских добровольцев и войск КНДР в междуречье Ялуцзян и Ансю.

30 октября 1651 года был совершен налет на эти объекты, в котором участвовало 40 бомбардировщиков Б-29 «Суперфортресс» (Суперкрепость), под прикрытием истребителей F-80 и F-84. Всего, около 100 самолетов.

Б-29 “ Суперфортресс “


F-84

Позже Американцы назвали этот день «Черным вторником». По разным данным, им навстречу вылетело 44-50 МиГ-15. В результате столкновения было сбито 12 - Б-29, 4 - Ф-84. Еще три Б-29 и F-84 были отнесены к предположительным победам. Лишь 2 МиГ-15 были повреждены в этом бою (летчики Абакумов и Яковлев). Вспоминает Евгений Пепеляев:

«Не помню, стрелок бомбардировщика или истребитель F-84 разбил фонарь и повредил двигатель самолета Яковлева. Летчик сажал самолет вне аэродрома, получил травмы тела и лица. После непродолжительного лечения летчик, капитан Яковлев убыл в Советский Союз».

После «Черного вторника» почти неделю в зоне МиГов не показывалось ни одного американского самолета. Так появилась воздушная зона, названная американцами «Аллея Мигов».


Через месяц, 5 Б-29 под прикрытием нескольких десятков новейших Ф-86, вновь попытались нанести удар в зоне действий МиГов. Они были перехвачены 16-ю МиГ-15. Все бомбардировщики были сбиты.

МиГи не понесли ни одной потери. Такой расклад сил дал понять западной коалиции, что принятые меры по прикрытию крепостей, не могут уберечь их от смертоносных атак. В результате противнику пришлось совсем отказаться от дневного применения Б-29.


Б-29 «Суперкрепость»

Модификация

Размах крыла, м

Высота, м

Площадь крыла, м2

Масса, кг

пустого самолета

нормальная взлетная

максимальная взлетная

Тип двигателя

4 ПД Wright R-3350-23(23А) Сyclone 18

Мощность, л.с.

Максимальная скорость, км/ч

Крейсерская скорость, км/ч

Практическая дальность, км

Боевая дальность, км

Скороподъемность, м/мин

Практический потолок, м

Экипаж,чел

Вооружение:

два 12,7-мм пулемета в каждой из четырех дистанционно управляемых турелей с электроприводами и три 12,7-мм пулемета или два 12,7-мм пулемета и одна 20-мм пушка в хвостовой турели.

«Аллея Мигов» стала зоной противостояний двух лучших образцов истребительной техники обеих сторон того времени. МиГ-15 и F-86 «Сейбр». Объективно говоря, без Ф-86, американская воздушная армия не имела бы никаких шансов в борьбе за превосходство в воздухе в этой зоне.


МиГ-15

Модификация

Размах крыла, м

Длина самолета, м

Высота самолета, м

Площадь крыла, м2

Масса, кг

пустого самолета

нормальная взлетная

максимальная взлетная

Топливо, л

Тип двигателя

Максимальная тяга

Максимальная скорость, км/ч:

на высоте

Практическая дальность, км

нормальная

Практический потолок, м

Макс. эксплуатационная перегрузка

Экипаж, чел

Вооружение:

одна 37-мм пушка Н-37Д боезапас 40 патронов) и
две 23-мм пушки НР-23КМ (2х80 патронов)
На двух подкрыльевых пилонах вместо ПТБ возможна подвеска бомб калибра 100 и 50 кг на бомбодержателях-замках БД2-48 МиГ.


F-86 «Сейбр»

Модификация

Размах крыла, м

Высота, м

Площадь крыла, м2

Масса, кг

пустого самолета

нормальная взлетная

максимальная взлетная

Тип двигателя

1 ТРД General Electric J47-GE-13

Тяга, кгс

Максимальная скорость, км/ч

на высоте

Перегоночная дальность, км

Практическая дальность, км

Максимальная скороподъемность, м/мин

Практический потолок, м

Вооружение:

шесть 12,7-мм пулеметов М-3 (по 300 патронов на ствол)
возможна подвеска бомб до 454-кг или 4 ПУ НУР HVAR

Сравнивая боевые возможности этих машин, можно сказать, что характеристики истребителей были весьма близки. МиГ-15 имел преимущества в вертикальном маневре, большей скороподъемности по высоте и вооружению, но уступал в горизонтальном маневре и дальности полета. Авионика на Ф-86 тоже была совершенней. Вследствие этого, успех зависел только от мастерства и смелости летчиков, выбора режима и маневра, и взаимодействия с группой. Правда, серьезным недостатком МиГа были плохие штопорные характеристики, что особенно сказывалось, если им управлял неопытный летчик. Между тем, советские летчики сумели одержать победу.

Были и асы, которые сбили 5 и более самолетов противника. Самым результативным асом был Николай Васильевич Сутягин, который сбил 22 самолета противника. Этот Ас сбил в своих первых двух боях три самолета противника, из которых два - «Сейбра»!


Н.В. Сутягин

На счету Николая Сутягина 15 F-86 "Сейбр", 2 F-84 "Тандерджета", 2 F-80 "Шутинг стар" и 2 английских Глостер "Метеора".

Второй, по результативности Ас, Евгений Георгиевич Пепеляев сбил 19 самолетов. (По некоторым данным этот Ас был первым по результативности: 23 самолета) Благодаря Евгению Георгиевичу, Советскому Союзу удалось получить новенький «Сейбр», который он слегка повредил в одном из боев, и «дожал» его до территории, занятой КНДР. Самолет был отправлен в СССР и тщательно изучен.

Были получены ценные технические сведения и ряд новых технологий.


Е.Г. Пепеляев

По некоторым данным, Н.В. Сутягин и Е.Г. Пепеляев, являются самыми результативными асами реактивной воздушной войны, опережая всех западных летчиков.

Стоит так же отметить капитана Щукина Льва Кирилловича - 15 сбитых самолетов. Майора Оськина Дмитрия Павловича - 15 сбитых самолетов. Всего насчитывается 54 Советских Асов корейской войны. 22 летчика 64-го ИАК получили звание Героя Советского Союза.

Итоги

За три года войны, летчики 64-го ИАК сбили всего 1106 самолетов противника, из них 650 - F-86 «Сейбр» и потеряв 335 - МиГ-15. При этом большой процент наших потерь техники происходил при посадке, из-за неудобного подхода с суши, т.к. со стороны моря заход контролировался «Сейбрами» со своей территории. Обычно такие происшествия обходились без потерь летного состава. Победа была обусловлена не только прочной конструкцией «самолета-солдата» МиГ-15, но и мастерством летчиков, наработавших опыт на поршневых машинах во время Второй Мировой Войны. К слову добавлю, что в этой войне асами стали 12 китайских летчиков и ни одного корейского.

Я сознательно не стал приводить в этой статье данные американской стороны, так как и сами участники корейского конфликта со стороны западной коалиции сомневаются в их достоверности.

Фамилия, Имя, Отчество

Общее число
заявленных побед

Боевых
вылетов

Воздушных
боёв

17-й ИАП, 303-я ИАД.

19 (19 + 0) + 4 н/п

196-й ИАП, 324-я ИАД.

18-й ГвИАП, 303-я ИАД.

523-й ИАП, 303-я ИАД.

14 (13 + 1) + 3 повреди

Ещё 2 (2 + 0) + 1 повредил в ВОВ.

13 (13 + 0) + 1 повредил

Ещё 13 (3 + 10) в ВОВ.

Шеберстов Константин Яковлевич

Ещё 2 (2 + 0) в ВОВ.

Ещё 15 (12 + 3) в ВОВ.

11 (11 + 0) + 2 н/п

Ещё 1 (0 + 1) в ВОВ.

523-й ИАП, 303-я ИАД.

523-й ИАП, 303-я ИАД.

176-й ГвИАП, 324-я ИАД.

Ещё 3 (3 + 0) в ВОВ.

Ещё 4 (?) в ВОВ.

176-й ГвИАП, 324-я ИАД.

9 (9 + 0) + 3 подбил

518-й ИАП, 216-я ИАД.

Ещё 1 (1 + 0) в ВОВ.

Ещё 2 (0 + 2) в ВОВ.

8 (8 + 0) + 2 н/п

Ещё 1 (1 + 0) в ВОВ.

8 (8 + 0) + 1 подбил

17-й ИАП, 303-я ИАД.

7 (7 + 0) + 1 н/п

913-й ИАП, 32-я ИАД.

7 (7 + 0) + 2 подбил

16-й ИАП, 97-я ИАД.

Ещё 32 (23 + 9) в ВОВ.

196-й ИАП, 324-я ИАД.

Ещё 6 (6 + 0) в ВОВ.

Заплавнев Иван Митрофанович

Ещё 4 (4 + 0) в ВОВ.

Ещё 8 (8 + 0) в ВОВ.

7 (7 + 0) + 1 н/п

17-й ИАП, 303-я ИАД.

Ещё 3 (3 + 0) в ВОВ.

Ещё 6 (6 + 0) в ВОВ.

7 (7 + 0) + 1 н/п

196-й ИАП, 327-я ИАД.

7 (7 + 0) + 2 подбил

878-й ИАП, 216-я ИАД.

Ещё 6 (4 + 2) в ВОВ.

Ещё 2 (?) в ВОВ.

6 (6 + 0) + 1 н/п

Ещё 11 (10 + 1) в ВОВ.

6 (6 + 0) + 2 подбил

Погиб 26.10.1951 г.

Ещё 15 (15 + 0) в ВОВ.

Берелидзе Григорий Нестерович

5 (5 + 0) + 1 подбил

224-й ИАП, 32-я ИАД.

5 (5 + 0) + 1 подбил

29-й ГвИАП, 50-я ИАД.

Сиськов Борис Николаевич

5 (5 + 0) + 1 подбил

224-й ИАП, 32-я ИАД.

196-й ИАП, 324-я ИАД.

525-й ИАП, 303-я ИАД.

Гончаров Николай Михайлович

176-й ГвИАП, 324-я ИАД.

Погиб 28.11.1951 г.

Муравьёв Виктор Григорьевич

196-й ИАП, 324-я ИАД.

5 (5 + 0) + 1 н/п

196-й ИАП, 324-я ИАД.

Башман Анатолий Тарасович

148-й ГвИАП, 97-я ИАД.

Бычков Сергей Степанович

17-й ИАП, 303-я ИАД.

Погиб 6.01.1952 г.

Ещё 36 (10 + 26) в ВОВ.

5 (5 + 0) + 4 подбил

821-й ИАП, 190-я ИАД.

Ещё 5 (5 + 0) в ВОВ.

Ещё 2 (2 + 0) в ВОВ.

Лепиков Василий Петрович

Ещё 3 (3 + 0) в ВОВ.

4 (4 + 0) + 1 подбил

676-й ИАП, 216-я ИАД.

Бабонин Николай Васильевич

18-й ГвИАП, 303-я ИАД.

523-й ИАП, 303-я ИАД.

Яковлев Иван Иванович

Погиб 30.01.1952 г.

Ещё 2 (2 + 0) в ВОВ

Ещё 7 (7 + 0) в ВОВ.

Тюляев Иван Иванович

4 (4 + 0) + 1 н/п

523-й ИАП, 303-я ИАД.

Погиб 5.12.1951 г.

Ещё 15 + 8 в ВОВ

Плиткин Анатолий Алексеевич

Ещё 1 (1 + 0) в ВОВ.

Погиб 11.07.1951 г.

Акимов Александр Иванович

Ещё 2 (2 + 0) в ВОВ.

Балабайкин Александр Михайлович

Ещё 2 (1 + 1) в ВОВ.

Шавша Игорь Иванович

18-й ГвИАП, 303-я ИАД.

Михеев Виктор Семёнович

4 (4 + 0) + 3 подбил

Ещё 3 (2 + 1) в ВОВ.

4 (4 + 0) + 2 подбил

676-й ИАП, 216-я ИАД.

17-й ИАП, 303-я ИАД.

3 (3 + 0) + 1 подбил

17-й ИАП, 303-я ИАД.

Ещё 17 (15 + 2) в ВОВ.

3 (3 + 0) + 2 подбил

Ещё (17 + 2) в ВОВ.

Лазарев Владимир Алексеевич

Ещё 2 (2 + 0) в ВОВ.

3 (3 + 0) + 2 н/п

Ещё 22 (22 + 0) в ВОВ.

3 (3 + 0) + 1 подбил

Ещё 6 (6 + 0) в ВОВ.

3 (3 + 0) + 5 подбил

Ещё 9 (9 + 0) в ВОВ.

Ещё 5 (5 + 0) в ВОВ.

17-й ИАП, 303-я ИАД.

Герасименко Николай Иванович

Ещё 3 (3 + 0) в ВОВ.

Перекрест Алексей Иосифович

29-й ГвИАП, 50-я ИАД.

Ещё 11 (10 + 1) в ВОВ.

Михайлов Павел Михайлович

Орлов Павел Иванович

29-й ГвИАП, 50-я ИАД.

Богатырёв Иван Филиппович

29-й ГвИАП, 50-я ИАД.

Мазнев Александр Фёдорович

18-й ГвИАП, 303-я ИАД.

16-й ИАП, 97-я ИАД.

Гречко Иван Филиппович

29-й ГвИАП, 50-я ИАД.

Ещё 25 (24 + 1) в ВОВ. Погиб 29.06.1953 г.

Ещё 13 (12 + 1) в ВОВ.

Ещё 19 (17 + 2) в ВОВ.

Ещё 26 (?) в ВОВ.

Ещё 16 (16 + 0) в ВОВ.

Свинтицкий Алексей Александрович

Ещё 2 (1 + 1) в ВОВ.

Ещё 14 (14 + 0) в ВОВ.

Бондаренко Валентин Романович

29-й ГвИАП, 50-я ИАД.

Иванов Александр Николаевич

Погиб 11.03.1952 г.

Погиб 1.06.1951 г.

2 (2 + 0) + 2 подбил

2 (2 + 0) + 2 подбил

1 (1 + 0) + 1 подбил

Ещё 15 (13 + 2) в ВОВ.

Ещё 24 (21 + 3) в ВОВ.

Ещё 37 (16 + 21) в ВОВ.

28-й ГвИАП, 151-я ИАД.