Ленд-лиз - программа ленд-лизу (от англ. lend - «давать взаймы» и lease - «сдавать в аренду, внаем») была системой, по которой США, в основном на безвозмездной основе, передавали своим союзникам в Второй мировой войне боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырье, включая нефтепродукты.
Концепция этой программы давала президенту власть помогать любой стране, чья оборона признавалась жизненно важной для США.Закон о ленд-лизе, принятый Конгрессом США 11 марта 1941 года предусматривал:
Положения ленд-лиза предусматривали, что после войны в случае заинтересованности американской стороны неразрушимое и не утрачена техника и оборудование должна быть возвращена в США.
Основными клиентами США стали Великобритания, а также СССР и страны Содружества.
В послевоенный период высказывались различные оценки роли ленд-лиза. В СССР чаще, в основном, по идеологическим соображениям умалялась значимость поставок, в то время, как за рубежом утверждалось, что победа над Германией была определена западным оружием и что без ленд-лиза Советский Союз не устоял бы.
В советской историографии обычно утверждалось, что размер помощи по ленд-лизу СССР был довольно мал - всего около 4% средств, затраченных страной на войну, а танки и авиация поставлялись в основном устаревших моделей. Сегодня отношение к помощи союзников несколько изменилось, и внимание стало обращаться также и на то, что по ряду позиций поставки имели важное значение, как в плане значимости количественных и качественных характеристик, так и в плане доступа к новым образцам вооружения и промышленного оборудования.
Обратный ленд-лиз (например, аренда авиабаз) получен США на сумму $ 7,8 млрд, из которых $ 6,8 млрд - от Великобритании и Британского Содружества.
Канада имела программу ленд-лиза аналогичную американской, поставки в рамках которой составили $ 4,7 млрд, в основном в Великобританию и СССР.
Значение ленд-лиза в победе Объединенных наций над странами Оси иллюстрирует приведенная ниже таблица, которая показывает ВВП основных стран - участников Второй мировой войны, с 1938 по 1945, в млрд $ в ценах 1990 года.
Данный график демонстрирует отношение ВВП Объединенных наций /стран Оси в течение 1938-1945 гг.
Страна | 1938 | 1939 | 1940 | 1941 | 1942 | 1943 | 1944 | 1945 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Австралия | 24 | 27 | 27 | 29 | 27 | 28 | 29 | 12 |
Франция | 186 | 199 | 164 | 130 | 116 | 110 | 93 | 101 |
Германия | 351 | 384 | 387 | 412 | 417 | 426 | 437 | 310 |
Италия | 141 | 151 | 147 | 144 | 145 | 137 | 117 | 92 |
Япония | 169 | 184 | 192 | 196 | 197 | 194 | 189 | 144 |
СССР | 359 | 366 | 417 | 359 | 274 | 305 | 362 | 343 |
Великобритания | 284 | 287 | 316 | 344 | 353 | 361 | 346 | 331 |
США | 800 | 869 | 943 | 1 094 | 1 235 | 1 399 | 1 499 | 1 474 |
Объединенные нации всего: | 1 629 | 1 600 | 1 331 | 1 596 | 1 862 | 2 065 | 2 363 | 2 341 |
Страны Оси всего: | 685 | 746 | 845 | 911 | 902 | 895 | 826 | 466 |
ВВП Объединенные нации / Страны Оси: | 2,38 | 2,15 | 1,58 | 1,75 | 2,06 | 2,31 | 2,86 | 5,02 |
Как показывает приведенная выше таблица, до декабря 1941 года ВВП стран антигитлеровской коалиции (СССР + Великобритания) соотносилось с ВВП Германии и ее европейских союзников как 1:1. Следует учесть, однако, что до этого момента Великобритания была истощена морской блокадой и существенно помочь СССР в краткосрочной перспективе не могла. Более того, по итогам 1941 года Великобритания по-прежнему проигрывала битву за Атлантику, что было чревато полным коллапсом для экономики страны, практически полностью завязанной на внешнюю торговлю.
ВВП СССР в 1942 году, в свою очередь, вследствие оккупации Германией значительных территорий снизился примерно на треть по сравнению с довоенным уровнем, при этом из 200 млн человек населения около 90 млн осталось на оккупированных территориях.
Таким образом, в 1942 году СССР и Великобритания уступали Германии и ее сателлитам как по ВВП (0,9:1), так и по населению (учитывая потери СССР вследствие оккупации).В этой ситуации руководству США была очевидна необходимость оказания срочной военно-технической помощи обеим странам. Более того, США были единственной страной мира, обладавшей достаточными производственными мощностями для оказания такой поддержки в достаточно сжатые сроки, чтобы успеть повлиять на ход боевых действий в 1942 году. 1941 года США продолжили наращивать военную помощь Великобритании, а 1 октября 1941 года Франклин Рузвельт одобрил подключение к ленд-лизу СССР.
Ленд-лиз, вкупе с нарастающей помощью Великобритании в ее битве за Атлантику, оказался критическим фактором, который втянул США в войну, особенно на европейском фронте. Гитлер, объявляя войну США 11 декабря 1941 года, упомянул оба этих фактора, как ключевые в принятии решения вступить в войну с США.
Следует отметить, что посылка американской и английской военной техники СССР приводила к необходимости снабжать его сотнями тысячами тонн авиационного топлива, миллионами снарядов для орудий и патронов для ПП и пулеметов, запасными гусеницами для танков, запасными автомобильными покрышками, запчастями для танков, самолетов и автомобилей. Весь этот ленд-лиз не был безусловно необходим СССР. Уже с 1943 года, когда руководство союзников перестало сомневаться в способности СССР к долговременной войне, в СССР стали ввозить в основном стратегические материалы (алюминий и др.). и станки для советской промышленности.
БМ-13 «Катюша» на платформе студебекера
Конференция представителей СССР, Великобритании и США по вопросам взаимных военных поставок происходила вМоскве с 29 сентября по 1 октября 1941 года.
В результате решений, принятых на этой конференции, первой сделки о поставках в СССР была достигнута в феврале1942 года, когда на СССР была распространена действие закона о ленд-лизе.
11 июня 1942 года посол СССР в США Максим Литвинов и госсекретарь США кордель Хэл обменялись нотами, в которых указывалось, что подписанное 11 июня 1942 года «Соглашение между правительствами СССР и США о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии» заменяет и делает недействительным предыдущее соглашение между правительствами СССР и США по этому же вопросу, заключенное путем обмена посланиями между Рузвельтом и Сталиным в феврале 1942 года.
Основные маршруты и объем поставок транспортных грузов показаны следующей таблице:
Маршруты поставок | тысяч тонн | % От общего |
---|---|---|
Тихоокеанский | 8244 | 47,1 |
Транс-иранский | 4160 | 23,8 |
Арктические конвои | 3964 | 22,6 |
Черное море | 681 | 3,9 |
Советская Арктика | 452 | 2,6 |
Всего | 17 501 | 100,0 |
Три маршрута - тихоокеанский, Транс-иранский и арктические конвои - обеспечили в сумме 93.5% общих поставок. Ни один из этих маршрутов не был полностью безопасным.
М3 «Ли» танкисты прозвали «братской могилой шестерых»
Самым быстрым (и самым опасным) маршрутом были арктические конвои. В июле-декабре 1941 года 40% всех поставок шло именно по этому маршруту, и около 15% отправленных грузов оказывалось на дне океана. Морская часть пути от восточного побережья США до Мурманска занимала около 2-х недель.
Груз с северными конвоями шел также через Архангельск и Молотовской (ныне Северодвинск), откуда по спешно достроенной ветке железной дороги грузы шли на фронт. Моста через Северную Двину еще не существовало, и для переброски техники зимой наморожувалы метровый слой льда из речной воды, так как естественная толщина льда (65 см зимой 1941 года) не позволяла выдержать рельсы с вагонами. Далее груз направлялся по железной дороге на юг, в центральную, тыловую часть СССР. Тихоокеанский маршрут, обеспечивший около половины поставок по ленд-лизу, был относительно (хотя далеко не полностью) безопасным. С началом 7 декабря 1941 г. войны на Тихом океане перевозки здесь могли обеспечиваться лишь советскими моряками, а торгово-транспортные суда ходили только под советским флагом. Все незамерзающие проливы контролировались Японией, и советские суда подвергались принудительному досмотру, а иногда и уничтожались. Морская часть пути от западного побережья СРСС до дальневосточных портов СССР занимала 18-20 суток.
Студебекеры в Иране на пути к СССР
Транс-Иранский маршрут в августе 1941 года позволял транспортировать всего лишь 10 000 тонн в месяц. Чтобы увеличить объемы поставок необходимо было провести масштабную модернизацию транспортной системы Ирана, в частности, портов в Персидском заливе и транс-иранской железной дороги. С этой целью союзники (СССР и Великобритания) в августе 1941 оккупировали Иран. К октябрю 1942 года объемы поставок удалось поднять до 30 000, а к маю 1943 - до 100 000 тонн в месяц. Далее доставка грузов осуществлялась судами Каспийской военной флотилии, к концу 1942 года, которые подверглись активных атак со стороны немецкой авиации. Морская часть пути от восточного побережья США до берегов Ирана занимала около 75 дней.
Следует отметить, что в годы войны существовало еще два воздушных маршрута ленд-лиза. За одним из них самолеты «своим ходом» летали в СССР из США через Южную Атлантику, Африку и Персидский залив, по другим - через Аляску, Чукотку и Сибирь. По второму маршруту, известному под названием «Алсиб» («Аляска - Сибирь»), была переброшена 7925 самолетов.
Номенклатура поставок по ленд-лизу определялась советским правительством и была призвана заткнуть «узкие места» в снабжении советской промышленности и армии. Маршал Жуков в послевоенных беседах говорил:
Программа ленд-лиза была взаимовыгодной, как для СССР (и других стран-получателей), так и для США. В частности, США выиграли необходимое время для мобилизации собственного ВПК.
«Валентайн» «Сталин» направляется в СССР по программе ленд-лиза.
Основным шасси «Катюш» стали ленд-лизинговые «Студебекеры» (конкретно, Studebaker US6). В то время, как Соединенные Штаты дали около 20 тысяч автомобилей для советской «Катюши», в СССР было выпущено всего лишь 600 грузовиков. Практически все «Катюши», собранные на базе советских автомобилей, были уничтожены во время войны. На сегодняшний день во всем постсоветском пространстве сохранилось всего четыре аутентичных реактивных минометов «Катюша», созданных на базе советских автомобилей ЗИС-6. Один из них находится в Петербургском артиллерийском музее, а второй - в Запорожье. Третье миномет в базе «полуторки» стоит как памятник в Луганске. Четвертый - в Нижегородском кремле.
Jeep. В рамках программы ле-лиз в СССР было отправлено 51 000 "виллис" в собранном и разобранном виде.
По другим данным, СССР получил по ленд-лизу 622,1 тыс. тонн железнодорожных рельсов (56,5% от собственного производства), 1900 паровозов (в 2,4 раза больше, чем выпущено за годы войны в СССР) и 11075 вагонов (больше в 10,2 раза), 3 млн 606 тыс. автопокрышек (43,1%), 610 тыс. тонн сахара (41,8%), 664,6 тыс. тонн мясных консервов (108%).СССР получила 427 000 автомобилей и 32 тыс. армейских мотоциклов, при этом в СССР с начала войны до конца 1945года было выпущено лишь 265,6 тыс. автомобилей и 27816 мотоциклов. США поставили 2 млн 13 тыс. тонн авиабензина (вместе с союзниками - 2 млн 586 тыс. тонн) - почти две трети горючего, использованного за годы войны советской авиацией. В то же время в статье, откуда взяты цифры этого абзаца, в качестве источника фигурирует статья Б. В. Соколова «Роль ленд-лиза в советских военных усилиях, 1941-1945». Однако в самой статье написано, что США и Великобритания поставили вместе лишь 1216,1 тыс. тонн авиабензина, а в СССР в 1941 - 1945 гг было сделано 5539 тыс. тонн авиабензина, таким образом западные поставки составили лишь 18% от общего советского потребления времен войны. Если учесть, что таким был в советском авиапарке процент самолетов.
Летательных аппаратов | 14 795 |
Танков | 7 056 |
Легковых джипов | 51 503 |
Грузовых автомобилей | 375 883 |
Мотоциклов | 35 170 |
Тракторов | 8 071 |
Винтовок | 8 218 |
Автоматического оружия | 131 633 |
Пистолетов | 12 997 |
Взрывчатки | 345 735 тонн |
Динамита | 70400000 фунтов |
Пороха | 127 000 тонн |
Тротила | 271 500 000 фунтов |
Тилуола | 237 400 000 фунтов |
Детонаторов | 903 000 |
Оборудование зданий | $ 10910000 |
Товарных вагонов | 11 155 |
Локомотивов | 1 981 |
Грузовых судов | 90 |
Противолодочные корабли | 105 |
Торпедных катеров | 197 |
Радиолокаторов | 445 |
Двигателей для кораблей | 7 784 |
Запасов продовольствия | 4478000 тонн |
Машин и оборудования | $ 1078965000 |
Цветных металлов | 802 000 тонн |
Нефтепродуктов | 2670000 тонн |
Химикалий | 842 000 тонн |
Хлопка | 106 893 000 тон |
Кож | 49 860 тонн |
Шин | 3786000 |
Армейских ботинок | 15417000 пар |
Одеял | 1541590 |
Спирта | 331 066 л |
Пуговицы | 257 723 498 шт. |
СССР получила от США и других союзников значительное число автомобилей: в автомобильном парке Красной Армии импортных автомобилей в 1943 году было 5,4%, в 1944 году в СА - 19%, а по состоянию на 1 мая 1945 г. - 32,8% (58,1% составляли машины советского производства и 9,1% - трофейные). США и Британская империя поставили 18,36% авиабензина, использованного за годы войны советской авиацией; правда, в основном этим бензином заправлялись американские и английские самолеты поставленные по ленд-лизу, в то время, как советский самолеты могли заправляться советским бензином с меньшим октановым числом.
Сравнительные данные роли ленд-лиза в обеспечении советской экономики некоторыми видами материалов и продовольствия во время войны такие как:
Материалы | Производство СССР (без учета имеющегося в начале войны) | Ленд-лиз | Ленд-лиз/Виробництво СССР, в% |
---|---|---|---|
Взрывчатка, тыс. тонн | 558 | 295,6 | 53% |
Медь, тыс. тонн | 534 | 404 | 76% |
Алюминий, тыс. тонн | 283 | 301 | 106% |
Олово, тыс. тонн | 13 | 29 | 223% |
Кобальт, тон | 340 | 470 | 138% |
Авиатопливо, тыс. тонн | 4700 | 1087 | 23% |
Автомобильные шины, млн. штук | 3988 | 3659 | 92% |
Шерсть, тыс. тонн | 96 | 98 | 102% |
Сахар, тыс. тонн | 995 | 658 | 66% |
Мясные консервы, млн. банок | 432,5 | 2077 | 480% |
Животные жиры, тыс. тонн | 565 | 602 | 107% |
Сразу же по завершении войны США направили странам, получавших помощь по ленд-лизу, предложение вернуть уцелевшую военную технику и погасить долг для получения новых кредитов. Поскольку закон о ленд-лизе предусматривал списание использованного военного оборудования и материалов, американцы настаивали на оплате только гражданских поставок: железнодорожного транспорта, электростанций, пароходов, грузовиков и другого оборудования, которое находилось в странах получателей по состоянию на 2 сентября 1945 года. По ту военную технику, которая была уничтожена фашистами в ходе боев, США не потребовали ни цента.
Объем долгов Великобритании перед США составил $ 4,33 млрд, перед Канадой - $ 1,19 млрд. Последний платеж в размере $ 83250000 (в пользу США) и $ 22,7 млн (Канада) было проведено 29 декабря 2006 года.
Долг Китая перед США за поставки по ленд-лизу составила $ 187 млн. С 1979 года США признали Китайскую Народную Республику единственным законным правительством Китая, а следовательно и наследником всех предыдущих договоренностей (включая поставки по ленд-лизу). Однако, в 1989 году США потребовали от Тайваня (не от КНР) возврат долга по ленд-лизу. Дальнейшая судьба китайского долга не ясна.
На переговорах 1948 года советские представители согласились выплатить лишь незначительную сумму и встретили прогнозируемую отказ американской стороны. Переговоры1949 года тоже ни к чему не привели. В 1951 году американцы дважды снижали сумму платежа, которая стала равняться $ 800 млн, однако советская сторона соглашалась уплатить только $ 300 млн. По мнению советского правительства, расчеты должны были вестись не в соответствии с реальной задолженности, а на основе прецедента. Этим прецедентом должны были стать пропорции при определении долга между США и Великобританией, который был закреплен еще в марте 1946 года.
Соглашение СССР о порядке погашения долгов по ленд-лизу было заключено лишь в 1972 году. Согласно этому договору СССР обязался до 2001 года заплатить $ 722 млн, включая процентами. До июля 1973 года были осуществлены три платежа на общую сумму $ 48 млн, после чего выплаты были прекращены в связи с введением американской стороной экономических мер в торговле с СССР (Поправка Джексона-Вэника). В июне 1990 года в ходе переговоров президентов США и СССР стороны вернулись к обсуждению долга. Был установлен новый срок окончательного погашения задолженности - 2030 год, и сумма - $ 674 млн.
После распада СССР долг за помощь был переоформлен на российскую федерацию (Борис Ельцин, Андрей Козырев), по состоянию на 2003 й год российская федерациядолжна примерно 100 млн. американских долларов.
28 мая 1946 года Франция подписала с США пакет договоров (так называемые Blum-byrnes accords) регулирован французский долг за поставки по ленд-лизу в обмен на ряд торговых уступок со стороны Франции. В частности, Франция существенно увеличила квоты на показ иностранных (в первую очередь американских) фильмов на французском кинорынке.
«Мало кто знает, что военные поставки по ленд-лизу (lend — lease), внаём вовсе не были бесплатны - Россия как правопреемница СССР заплатила последние долги по ним аж в 2006-м году», - пишет историк и публицист Евгений Спицын.
В вопросе ленд-лиза (с английского lend — давать взаймы и lease — сдавать в аренду, внаём — ред.) для СССР существует много тонкостей, в которых неплохо было бы разобраться — на основе исторических документов.
Часть I
Не совсем безвозмездно
Закон о ленд-лизе или «Закон по обеспечению защиты Соединенных Штатов», который был принят Конгрессом США еще 11 марта 1941 года, давал президенту США «право передавать взаймы или в аренду другим государствам различные товары и материалы, необходимые для ведения военных действий», если эти действия, по определению президента, являлись жизненно важными для обороны США. Под различными товарами и материалами понимались оружие, военная техника, боеприпасы, стратегическое сырье, амуниция, продовольствие, товары гражданского назначения для армии и тыла, а также любая информация, имеющая важное военное значение.
Сама схема ленд-лиза предусматривала выполнение страной-получателем ряда условий:
1) уничтоженные, утраченные или потерянные во время боевых действий материалы не подлежали оплате, а уцелевшее и пригодное для гражданских целей имущество следовало оплатить полностью или частично в порядке погашения долгосрочного кредита, выданного самими США; 2) сохранившиеся военные материалы могли оставаться у страны-получателя до тех пор, пока США не затребуют их назад; 3) в свою очередь, арендатор обязывался помогать Соединенным Штатам всеми имевшимися у него ресурсами и информацией.
С помощью ленд-лиза администрация президента Ф.Д.Рузвельта собиралась решить ряд неотложных задач, как внешнеполитических, так и внутренних. Во-первых, такая схема позволяла создать новые рабочие места в самих США, которые еще не до конца вышли из тяжелейшего экономического кризиса 1929-1933 годов. Во-вторых, ленд-лиз позволял американскому правительству оказывать определенное влияние на страну-получателя ленд-лизовской помощи. Наконец, в-третьих, посылая своим союзникам только оружие, материалы и сырье, но не живую силу, президент Ф.Д.Рузвельт выполнял свое предвыборное обещание: «Наши парни никогда не будут участвовать в чужих войнах».
Сразу после подписания этой программы президентом Рузвельтом его советник и спецпредставитель Аверелл Гарриман вылетел в Лондон, а оттуда — в Москву, где 1 октября 1941 года нарком иностранных дел СССР В.М.Молотов, британский министр запасов и снабжения лорд У.Э.Бивербрук и президентский спецпредставитель А.Гарриман подписали Первый (Московский) протокол, который положил начало распространению программы ленд-лиза на Советский Союз.
Расходы США в рамках программы составили, по разным данным, 46-49 миллиардов долларов (13-14% всех военных расходов за годы войны). Примерно две трети американской помощи пришлось на Британию, около четверти — на СССР, всего же к концу войны участниками программы были более 40 стран.
После начала войны в сентябре 1939 года США, придерживавшиеся тогда политики нейтралитета, объявили о готовности снабжать оружием страны, противостоящие агрессии Германии, но — за наличные и при условии самовывоза.
Британия и Франция разместили в США большое число военных заказов, а также предложили продать им несколько американских эсминцев времен Первой Мировой войны. После капитуляции Франции в мае 1940 года Британия обратилась к США за экстренной помощью, в том числе, предложив обменять 50 эсминцев на свои военные базы в Атлантике. Переговоры продолжались три месяца на фоне сокращения британских запасов наличных долларов и золота, необходимых для оплаты заказанных вооружений. Соглашение об обмене эсминцев на базы было подписано 3 сентября, и тогда же в Минфине США возникла идея перевести помощь Британии на принцип ссуды или аренды. В декабре президент США Франклин Рузвельт, объясняя этот принцип, образно сказал, что когда у соседа пожар и ему нужен шланг для воды, просить деньги за шланг не стоит — пусть только сосед его потом вернет.
В январе 1941 года проект закона о широкой программе помощи союзникам был внесен в Конгресс, 11 марта Рузвельт подписал готовый закон, а уже 27 марта на его реализацию были выделены первые семь миллиардов долларов.
Закон о ленд-лизе разрешал президенту США "продавать, передавать, обменивать, сдавать в аренду, давать взаймы или поставлять иным способом" любые материальные ценности любой стране, оборона которой "жизненно важна" для национальной безопасности США. Речь могла идти о вооружениях и боеприпасах, сырье, средствах связи и транспорта, продовольствии и потребительских товарах.
Согласно утвержденным принципам , вся техника и материалы, израсходованные или уничтоженные во время войны, оплате не подлежали. Оплатить следовало лишь имущество, оставшееся после войны и пригодное для гражданских нужд. Сохранившиеся военные материалы оставались у страны-получателя, но США имели право потребовать их назад.
11 марта Рузвельт, одобрив закон, подписал также две первые директивы по претворению программы ленд-лиза в жизнь. По ним Британия получала 28 торпедных катеров, а Греция — 50 пушек и снаряды разного калибра.
Нападение Германии на СССР 22 июня 1941 года привело к существенному расширению программы ленд-лиза. Рузвельт и британский премьер Уинстон Черчилль немедленно пообещали поддержать Советскую Россию. 21 июля президент США распорядился организовать "немедленную и существенную помощь" СССР. В сентябре первые военные грузы, включая британские танки и истребители, прибыли морем в Архангельск.
1 октября в Москве был подписан протокол об объемах помощи по ленд-лизу на срок до июля 1942 года (в дальнейшем были подписаны еще три подобных годичных протокола), хотя до конца октября СССР продолжал платить за поставки — рудой, золотом, пушниной.
7 ноября 1941 года Рузвельт официально объявил оборону СССР "жизненно важной" для безопасности США. 11 июня 1942 года в Вашингтоне было заключено базовое соглашение "о принципах взаимопомощи в ведении войны против агрессоров", формально закрепившее распространение на СССР американского закона о ленд-лизе.
Стоимость поставок из США в СССР по ленд-лизу оценивается по-разному. Считается, что всего за годы войны в СССР было доставлено около 16,7 миллиона тонн грузов на сумму, по разным оценкам, от 9,6 до 11,3 миллиарда долларов.
В основном, помощь шла морем через Дальний Восток и Камчатку (47%), через Иран (24%) и северным путем через Мурманск и Архангельск (23%).
Союзники передали СССР более 12 тысяч танков и почти две тысячи самоходных артустановок (соответственно, 12% и 8% от числа танков и САУ, полученных РККА от советской промышленности).
Гораздо большей оказалась доля автомашин — 64% (430 тысяч грузовиков и 50 тысяч джипов). Советские ВВС получили по ленд-лизу более 18 тысяч самолетов (доля 13%, по другим данным, самолетов было получено 22 тысячи), причем союзники отказались поставлять дальние бомбардировщики. Флот получил 580 судов: торпедные катера, охотники за подводными лодками, тральщики, сторожевики, десантные корабли, буксиры (доля 22%). В СССР было поставлено 318 тысяч тонн взрывчатки, 957 тысяч миль полевого телефонного кабеля, 36 тысяч радиостанций, 348 радиолокаторов, более двух миллионов тонн бензина, два с половиной миллиона тонн броневой стали, 400 тысяч тонн меди и бронзы, 328 (по другим данным, 250) тысяч тонн алюминия.
На снабжение советской армии по ленд-лизу пошло почти 16 миллионов пар армейской обуви. В продовольственных поставках преобладал сахар (610 тысяч тонн), жиры (265 тысяч тонн), мясные консервы (250 тысяч тонн). Кроме того, поставлялись мука, яичный порошок, сгущенное молоко.
СССР также получил от союзников 622 тысячи тонн железнодорожных рельсов, чуть менее двух тысяч паровозов и 11 тысяч вагонов.
Подавляющее большинство техники, оборудования и материалов (70%) было поставлено в 1943-1945 годах, уже после перелома в ходе войны СССР с Германией. Более половины автомашин союзники отправили в последний год войны. Из 202 торпедных катеров 118 были ведены в строй уже после окончания войны.
Официально поставки в СССР по ленд-лизу прекратились 12 мая 1945 года, и далее до августа осуществлялись по специальной программе. Окончательная точка была поставлена 20 сентября с фактическим завершением всех поставок.
В 1947 году долг СССР по ленд-лизу был определен в 2,6 миллиарда долларов, год спустя сумма была снижена вдвое, а к 1951 году — до 800 миллионов.
Соглашение о порядке погашения долгов по ленд-лизу было заключено в 1972 году. СССР обязался до 2001 года заплатить 722 миллиона долларов, включая проценты. К июлю 1973 года были осуществлены три платежа на общую сумму 48 миллионов долларов, после чего выплаты прекратились в связи с введением Соединенными Штатами дискриминационных мер в торговле с Советским Союзом (поправка Джексона — Вэника). В июне 1990 года в ходе переговоров президентов США и СССР стороны вернулись к обсуждению давней проблемы. Был установлен новый срок окончательного погашения задолженности — 2030 год и сумма — 674 миллиона долларов. После распада Советского Союза долг был переоформлен на Россию.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Просто цифры, зримо раскрывающие любому здравомыслящему человеку, мозги которого еще не полностью засраны быдло-патриотическим говном, истинные масштабы материально-ресурcной помощи США и Англии для СССР, из которых очевиден простой факт, который серпом по яйцам русским патриотам: без этой помощи победа СССР над Германией была бы АБСОЛЮТНО невозможна.
Потому что не на чем было бы возить грузы и людей, нечем было бы стрелять, нечем было бы лечить раненых и
вообще нечего было бы жрать.
ГРУЗОВЫЕ МАШИНЫ (шт.):
Поставки из США - 427 284
Поставки из Британской Империи - 5 232
Производство в СССР (1941-45) - 265 600
Соотношение (Поставки/Производство) - 163 %
Быдлопатриоты-"повторители" забыли, что большая часть знаменитых советских "катюш" стояла на американских грузовых шасси "Студебеккер"
"...когда к нам стали поступать американская тушёнка, комбижир, яичный порошок, мука, другие продукты, какие сразу весомые дополнительные калории получили наши солдаты! И не только солдаты: кое-что перепадало и тылу.
Или возьмём поставки автомобилей. Ведь мы получили, насколько помню, с учётом потерь в пути около 400 тысяч первоклассных по тому времени машин типа «Студебеккер», «Форд», легковые «Виллисы» и амфибии. Вся наша армия фактически оказалась на колёсах и каких колёсах! В результате повысилась её маневренность и заметно возросли темпы наступления.
Да-а… - задумчиво протянул Микоян. - Без ленд-лиза мы бы наверняка ещё год-полтора лишних провоевали."
Г. А.Куманев, А. И. Микоян "Говорят сталинские наркомы" (2005).
Именно это имеет в виду Николай Рабичев, который открыл миру (в Восточной Пруссии), говоря, что "к этому времени у нас появились машины".
ЛОКОМОТИВЫ (шт):
Поставки из США - 1977
Поставки из Британской Империи - 4
Производство в СССР (1941-45) - 825
Соотношение (Поставки/Производство) - 240 %
МОТОЦИКЛЫ (шт.):
Поставки из США - 35 170
Поставки из Британской Империи - 1 721
Производство в СССР (1941-45) - 27 216
Соотношение (Поставки/Производство) - 130 %
ТО ЖЕ САМОЕ
(Соотношение поставок к собственному производству в СССР):
Бронетехника (танки, САУ, БМП, БТР) 16,3 %
Самолёты 11,7 %
Железнодорожные вагоны 1020 % (!!!)
Железнодорожные рельсы, тыс. тонн 57 %
Автомобильные шины, тыс. штук 62 %
При этом важно говорить не только о количестве, но и качестве поставок. Вчера одна скудоумная быдло-патриотка написала в комментариях, что США и Англия "сплавляли СССР то, что им самим было не нужно, в частности, устаревшие самолетики". Специально для быдло-патриотов напоминаю, что русский ас Покрышкин, сбивший больше всего самолетов противника (более 60) летал именно на ленд-лизовском американском "Bell P-39N Аэрокобра". Эти же "самолетики", если была возможность, предпочитали и другие летчики - за ними в советских полках была очередь.
Как на 2/3 летчик, я, естественно, специально интересовался вопросом военного самолетостроения в СССР. Резюмирую:
а) Советские самолеты было значительно более технически отсталыми, чем машины США, Англии, и, тем более, Германии. Немецкие истребители строились из дюраля, советские - из дерева, фанеры и ткани (!), соответственно, горели как свечки, их крылья отваливались на виражах, пилоты в них были абсолютно не защищены даже от винтовочных пуль. В начале войны на них преимущественно ставились моторы испанского и английского производства (их устаревшие образцы). Серийные советские машины практически никогда не показывали параметров, заявленных в их характеристиках.
В патриотическом советском и российском кино летчики активно разговаривают друг с другом. На деле это было не так. Даже в 44-ом году полноценной радиостанцией был оборудован только 1 самолет из 10 (!!), как правило, командирский. Остальные летчики могли только его слушать. Если командира сбивали, вся группа оставалась без связи. Полноценная связь была только на "не нужных США и Англии самолетиках", поставляемых по ленд-лизу.
б) Скороподъёмность и приемистость советских истребителей в целом была на уровне плинтуса. Учитывая мастерство немецких летчиков, которое на четыре головы превосходило мастерство советских "асов", а также прогрессивный вид боя "на вертикали" (советские летчики вплоть до 1943 года старались сражаться "на виражах"; их слабомощные двигатели просто не "тянули" вертикальный бой), гитлеровские пилоты вгоняли их в землю сотнями. Число немецких летчиков, имевших на своем счету более 100 сбитых врагов, исчислялось сотнями, два немецких аса сбили более 350 советских самолетов каждый. ...Более двадцати тысяч советских истребителей на советско-германском фронте перемалывали всего лишь 700 немецких "Мессершмитов" и "Фоке-Вульфов". Как написал в дневнике один немецкий летчик: "Это похоже не на воздушный бой, а на работу расстрельной команды".
Медь, тыс. тонн 76 %
Алюминий, тыс. тонн 106 %
Олово, тыс. тонн 223 %
Кобальт, тонн 138 %
Взрывчатка, тыс. тонн 53 %
Авиабензин, тыс. тонн 55 %
Шерсть, тыс. тонн 10 %
Сахар, тыс. тонн 66 %
Мясные консервы, млн банок 480 % (!!!)
Жиры животные, тыс. тонн 107 %
США и АНГЛИЕЙ БЫЛО ПОСТАВЛЕНО В СССР:
противолодочных кораблей 105 единиц;
торпедных катеров 202 единиц;
подводных лодок 4 единиц;
грузовых судов 90 единиц;
двигателей для кораблей 7 784 штуки;
локомотивов 1 981 штуку (в 2,4 раза больше, чем выпущено за годы войны в СССР);
товарных вагонов 11 075 штук (больше в 10,2 раза);
железнодорожных рельсов 622,1 тыс. тонн (56,5 % от собственного производства),
тракторов 8 071 штуку;
шин 3 786 000 штук;
противотанковых пушек более 5 000 штук;
винтовок 8 218 штук;
автоматического оружия 131 633 штуки;
пистолетов 12 997 штук;
взрывчатые вещества: 345 735 тонн
(в том числе
динамита 31 933 тонн;
толуола 107 683 тонн;
тротила 123 150 тонн);
пороха 127 000 тонн;
этанола высокой очистки (для изготовления взрывчатых веществ) 331 066 литров;
детонаторов 903 000 штук;
радиолокаторов 2074 единицы;
радиостанций 4 338 единиц + 9351 американскую радиостанцию для установки на истребителях советского производства,
телефонов 2 500 000 штук;
металлорежущих станков 38 100 штук;
машин и оборудования на $1 078 965 000 (в ценах 1940 года);
оборудования зданий на $10 910 000;
продовольствия 4 478 000 тонн;
Весь русский север выживал ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на американских мясных консервах (говяжья тушенка). По калорийности этого продовольствия из расчета норм военного времени должно было хватить на содержание 10-миллионной армии в течение более чем трех лет.
стали 2 800 000 тонн;
цветных металлов 802 000 тонн;
нефтепродуктов 2 670 000 тонн;
химикалий 842 000 тонн;
хлопка 106 893 тонны;
кожи 49 860 тонн;
армейских ботинок 15 417 000 пар;
одеял 1 541 590 штук;
пуговиц 257 миллионов.
Почти все спасавшие миллионы жизней сульфаниламиды и пенициллины, которые использовались в госпиталях Красной Армии и «гражданки», были поставлены по ленд-лизу.
США поставили 2 млн. 13 тыс. тонн авиабензина (вместе с союзниками - 2 млн. 586 тыс. тонн) - почти 2/3 горючего, использованного за годы войны советской авиацией.
Кроме готового авиабензина было поставлено нефтеперерабатывающее оборудование для его производства на территории СССР, причем объем этих поставок был таков, что собственная годовая выработка авиабензина возросла со 110 000 тонн в 1941 году до 1 670 000 тонн в 1944 году.
Наряду с самолётами, СССР получил сотни тонн авиационных запчастей, авиационные боеприпасы, горючее, специальное аэродромное оборудование и аппаратуру, в том числе 9351 американскую радиостанцию для установки на истребителях советского производства, навигационное авиаоборудование (радиокомпасы, автопилоты, радары, секстанты, авиагоризонты).
Из-за того, что большинство верфей оказалось под оккупацией или блокадой и из-за длительного производственного цикла, в годы войны советское судостроение было практически остановлено, и советский флот получил по ленд-лизу более 400 новых судов, из которых 80% были военными - противолодочными кораблями, миноносцами и подводными лодками.
ДОЛГИ ПО ЛЕНД-ЛИЗУ И ИХ ВЫПЛАТА:
Сразу после войны США направили странам, получавшим помощь по ленд-лизу, предложение вернуть уцелевшую военную технику и погасить долг для получения новых кредитов. Поскольку закон о ленд-лизе предусматривал списание использованного (утраченного во время военных действий) военного оборудования и материалов, американцы настаивали на оплате только гражданских поставок: железнодорожного транспорта, электростанций, пароходов, грузовиков и прочего оборудования, находившегося у стран-получателей по состоянию на 2 сентября 1945 года, с учетом ее износа. За уничтоженную в ходе боёв военную технику США возмещения не потребовали.
Объём американских поставок в СССР по ленд-лизу составил около 10,8 млрд $ (цены 1940 года). Для согласования итоговой суммы сразу по окончании войны начались советско-американские переговоры.
В США изначально было рассчитано, что сумма, подлежащая оплате, за уцелевшую гражданскую технику и оборудование, с учетом их износа, составляет 2,6 млрд. $, для переговоров эта сумма была снижена вдвое, до 1,3 млрд. $
На переговорах 1948 года советские представители согласились выплатить лишь 170 млн. $ (13 % от выставленного счета) и встретили предсказуемый отказ американской стороны.
Переговоры 1949 года тоже ни к чему не привели (советская сторона увеличила предлагаемую сумму до 200 млн. $, с рассрочкой на 50 лет, американская снизила до 1 млрд. $, с рассрочкой на 30 лет).
В 1951 году американцы дважды снижали сумму платежа, которая стала равняться 800 млн $, однако советская сторона соглашалась уплатить только 300 млн $.
Соглашение с СССР о порядке погашения долгов по ленд-лизу было заключено лишь в 1972 году (!!). По этому соглашению СССР обязался до 2001 года заплатить 722 млн $, включая проценты.
К июлю 1973 года были осуществлены три платежа на общую сумму 48 млн $, после чего выплаты были прекращены в связи со вводом американской стороной дискриминационных мер в торговле с СССР (Поправка Джексона - Вэника).
В июне 1990 года в ходе переговоров президентов США и СССР стороны вернулись к обсуждению долга. Был установлен новый срок окончательного погашения задолженности - 2030 год, и сумма - 674 млн $.
После распада СССР остро встал вопрос - к кому переходят обязательства по долгам бывшего СССР (включая долги по ленд-лизу).
4 декабря 1991 года 8 республик СССР, включая РСФСР, подписали «Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР», который фиксировал долю каждой республики в долгах (и в активах) бывшего СССР. При этом российская доля была установлена на уровне 61,34 %. Договор, однако, был подписан только частью республик бывшего СССР; страны Прибалтики, Азербайджан, Молдова, Туркменистан, Узбекистан его так и не подписали.
В 1992-1994 годах, однако, Российская Федерация подписала со странами-правопреемниками СССР двусторонние соглашения о «нулевом варианте», согласно которым РФ принимала на себя обслуживание всего государственного долга бывшего СССР в обмен на отказ других республик от полагавшейся им почти половинной доли во всех активах СССР (золотовалютные резервы, собственность за рубежом, собственность вооруженных сил и т.п.). В связи с этим, 2 апреля 1993 года правительство РФ заявило о принятии на себя ответственности по всем долгам СССР.
Технически долги СССР были разделены на долги правительствам (Парижский клуб) и долги частным банкам (Лондонский клуб); долг за ленд-лиз был долгом правительству США, то есть частью долга Парижскому клубу. Россия полностью погасила свою задолженность перед Парижским клубом в августе 2006 года.
Таким образом, из общего объёма американских поставок по ленд-лизу в 10,8 млрд $ за уцелевшую технику, по мнению США, необходимо было выплатить 1,3 млрд долларов, или около 12 %.
В итоге СССР, а затем РФ, из суммы 1,3 млрд долларов было признано, а затем частично оплачено 722 млн долларов, или около 55 %, то есть 6,5 % от общей стоимости полученных СССР поставок. Также надо учитывать, что сумма задолженности не индексировалась с учетом инфляции, а в ценах на 2015 год стоимость поставок по ленд-лизу составляла 160 млрд долларов и, таким образом, реальная оплата составила 0,4 % от всей помощи.
(Специально для тупоголовых быдло-патриотов объясняю: это все равно, что кто-то взял в долг у вашего дедушки тысячу рублей, чтобы купить корову, а через 50 лет его внук вернул вам 4 рубля, которых вам в лучшем случае хватит на две луковицы.)
Если должник выплачивает кредитору 50 лет спустя 0,4 % от реальной суммы долга, то можно обоснованно говорить о двух вещах:
1) СССР "кинул" США в отношении оплаты за полученную материально-сырьевую помощь по ленд-лизу;
2) Микроскопический Размер "возмещения" за ленд-лиз позволяет говорить о том, что никого возмещения фактически не было, и вся материально-сырьевая помощь по ленд-лизу была фактически получена СССР бесплатно.
Размеры же этой помощи таковы, что можно однозначно говорить о том, что без ее оказания СССР бы в этой войне победить не смог.
По-прежнему, хотите "повторить", придурковатые мои русские быдло-патриоты? По прежнему считаете, что США и Англия окажет вам помощь на 10 млрд. долларов, завалит вас железнодорожными вагонами, грузовиками, моторами, лекарствами, консервами, таблетками и пуговицами, а потом вы их снова "кинете"? Ну-ну...
Такова голая правда жизни.
По материалам Википедии:
Словосочетание ленд-лиз (lend-lease) происходит от английских слов: lend - давать взаймы и lease - сдавать в аренду. В предлагаемой читателям статье кандидата исторических наук П. С. Петрова изложены взгляды американских политических и военных деятелей, а также даны оценки западных исследователей, почерпнутые из различных источников США, по вопросам советско-американского сотрудничества в рамках ленд-лиза, во многом определявшего политику по отношению к советскому союзнику в период минувшей войны.
Согласно устоявшемуся мнению, осуществляя поставки воюющим против Германии сторонам, Соединенные Штаты Америки руководствовались в первую очередь собственными интересами - защитить себя руками других и максимально сохранить собственные силы. Вместе с тем монополистическая буржуазия США преследовала определенные экономические цели, имея в виду, что поставки по ленд-лизу будут способствовать значительному расширению производства и ее обогащению за счет правительственных заказов.
Закон о ленд-лизе (официально он назывался «Акт содействия обороне США») был принят американским конгрессом 8 марта 1941 года. Первоначально он распространялся на Великобританию и ряд других стран, против которых воевала Германия.
Согласно этому акту глава государства получал полномочия передавать, обменивать, сдавать в аренду, отдавать взаймы или поставлять иным способом военную технику, оружие, боеприпасы, снаряжение, стратегическое сырье, продовольствие, предоставлять различные товары и услуги, а также информацию правительству любой страны, «оборону которой президент посчитает жизненно важной для обороны Соединенных Штатов».
Государства, получавшие помощь по ленд-лизу, подписывали с правительством США соглашения. По ним поставленные машины, различная военная техника, оружие, другие предметы, уничтоженные, утраченные или потребленные во время войны, не подлежали оплате после ее окончания. Оставшиеся же после войны товары и материалы, которые можно было использовать для гражданского потребления, полагалось оплатить полностью или частично на основе предоставленных Америкой долгосрочных кредитов. А военные материалы Соединенные Штаты могли потребовать возвратить обратно, хотя, как писал А.А. Громыко, бывший послом СССР в США в 1943-1946 гг., американское правительство неоднократно заявляло, что оно не будет пользоваться этим правом.
Важно отметить, что страны, заключавшие соглашения с США, в свою очередь принимали на себя обязательства «содействовать защите Соединенных Штатов» и оказывать им помощь материалами, которые имелись у них, предоставлять различные услуги и информацию . США, таким образом, получали встречный, или обратный, ленд-лиз: станки, зенитные пушки и амуницию, оборудование для военных заводов, а также различные услуги, военную информацию, стратегическое сырье, драгоценные металлы и пр.
Поставляя военную технику и материалы воюющим против Германии странам, США преследовали в первую очередь свои корыстные интересы. Об этом свидетельствуют многие американские авторы, ибо правительство предоставляло ленд-лиз как альтернативу войне. К примеру, Р. Доусон писал, что в конгрессе США и стране в конце октября 1941 года сложилось твердое убеждение, несмотря на нейтралистские, изоляционистские и даже антисоветские настроения, что «доллары, даже переданные Советской России, являлись гораздо более благоприятным вкладом, чем посылка американской армии» . С другой стороны, поставки товаров способствовали расширению производства и получению больших прибылей. Таким образом, расчетливость, положенная в основу ленд-лиза, являлась характерным признаком всех видов помощи и политики США в войне, что особенно отчетливо проявилось в отношениях с СССР.
Правительство США, заявившее после нападения на СССР 22 июня 1941 года фашистской Германии и ее сателлитов, что оно намерено оказать ему помощь, тем не менее, прежде чем сделать это, ряд месяцев уясняло для себя, какова «способность России к сопротивлению», а затем уже определило свою позицию.
США исходили из того, какую опасность Германия представляет, прежде всего, для них и будут ли Великобритания и США в состоянии продолжать управлять миром или же Германия и Япония займут их место. Они понимали, что победа Германии в войне против СССР обернется «катастрофой первейшего значения для Англии и Америки», потому что в случае установления контроля над всей Европой и Азией третий рейх «будет угрожать Соединенным Штатам с обоих берегов» . Вместе с тем их волновал и такой вопрос: «Предположим, что мы окажем помощь России и она победит Гитлера, кто будет доминировать в Европе..?» .
Только просчитав все за и против, американское руководство приняло решение об оказании помощи СССР. Через неделю после начала боевых действий на восточном фронте при госдепартаменте США был создан специальный комитет из представителей различных служб, подготовивший небольшой список товаров, в том числе и военных, для экспорта в СССР. Советская сторона получила возможность закупать материалы за наличный расчет. Однако на пути этого начинания сразу встали волокита и бюрократические препоны, ибо различные ведомства, пересылая заявки СССР друг другу, долго спорили о том, как заполучить русское золото.
Госсекретарь США Гарри Гопкинс на встрече со Сталиным, лето 1941 г.
Вместе с тем США, признавая, что русские защищают и Америку, считали нужным заверить нашу страну в желании помочь, так как учитывали и необходимость иметь дружественную Россию в японском тылу. С этой целью руководящие деятели США начали наезжать в Москву. Первым приехал помощник президента Гарри Гопкинс, уяснивший обстановку в СССР и его возможность выстоять против Гитлера. На основе анализа полученной им информации президент убедился, «что помощь русским - это удачно потраченные деньги» .
В переговорах Гопкинса со Сталиным в конце июля 1941 года было определено, что Красная Армия особенно нуждается в зенитных орудиях, крупнокалиберных пулеметах, винтовках, высокооктановом авиационном бензине и алюминии для производства самолетов. Эти запросы США оценили как незначительные, тем не менее удовлетворить не спешили. «После начала войны с Россией прошло почти шесть недель, но мы практически ничего не сделали, чтобы доставить им необходимые материалы»,- записал Рузвельт в одном документе. Кроме того, он считал, что самолеты, предназначенные для продажи Советскому Союзу, не обязательно должны быть последних моделей, а поставки могли носить «символический характер».
Бывший министр внутренних дел США Г. Икес писал, что по заявке на 3000 бомбардировщиков отправлены были только пять .
С июня по август 1941 года в СССР было поставлено лишь 128 т купленных за наличный расчет материалов. Шел третий месяц войны, а США поставляли нам только инструменты и промышленное оборудование, закупленные ранее. Положение не изменилось и спустя несколько месяцев. Как свидетельствует Г. Икес, американское руководство стремилось к тому, «чтобы русские передали нам все свое золото, которое пойдет на погашение за поставки товаров, пока (оно) не будет исчерпано. С этого момента мы применим к России закон о ленд-лизе» . В уплату за поставки СССР передавал Соединенным Штатам также стратегическое сырье - марганец, хром, асбест, платину и др.
Надо считать, что Англия раньше США начала реальные поставки военных материалов Советскому Союзу, ибо 6 сентября 1941 года У. Черчилль сообщил о первых ограниченных поставках СССР на условиях, аналогичных американскому ленд-лизу.
1 октября 1941 года в Москве был подписан представителем президента США А. Гарриманом первый протокол о поставках сроком на 9 месяцев - до 30 июня 1942 года. Стоимость импортируемых товаров составляла 1 млрд. долларов. Для оплаты предоставлялся беспроцентный кредит, который должен был начать погашаться через 5 лет после окончания войны - в течение 10 лет. 7 ноября 1941 года, то есть через четыре с половиной месяца после нападения Германии на СССР, Рузвельт подписал, наконец, документ на основании принятого конгрессом разрешения о распространении закона о ленд-лизе на Советский Союз.
Первые поставки из США датируются октябрем 1941 года. В этот год СССР получил различного вооружения и военных материалов на 545 тыс. долларов, что составляло менее одной десятой процента общей стоимости американских поставок в другие страны. Кроме того, СССР закупил товаров за наличный расчет на сумму 41 млн. долларов. До конца 1941 года США поставили СССР 204 самолета вместо 600, предусмотренных по протоколу, 182 танка вместо 750. По признанию Гарримана, США выполнили лишь четвертую часть взятых ими обязательств по первому протоколу. Все это делалось с целью не столько помочь СССР, сколько удержать Россию в состоянии войны, сохранить фронт на значительном удалении от американской территории при наименьших людских потерях и свести до минимума непосредственные военные материальные затраты. В период боевых действий под Москвой в конце 1941 года американское оружие только начало поступать. Фронт обеспечивался вооружением советского производства, выпуск которого после эвакуации предприятий страны с запада на восток с лета 1942 года стал неуклонно возрастать.
В феврале 1942 года Рузвельт авансировал второй миллиард долларов и пожелал пересмотреть условия предоставления кредита, а затем написал Сталину и о планируемом использовании американских вооруженных сил. Эти вопросы обсуждались в Вашингтоне во время визита Молотова в США в мае 1942 года. Был подготовлен второй протокол на один год, согласно которому первоначально намечалось поставить 8 млн. т материалов. Однако президент, ссылаясь на необходимость обеспечения обещанного, но не открытого в 1942 году второго фронта, сократил объем поставок до 2,5 млн. т. Подписанное «Соглашение между СССР и США о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии» предусматривало распространение на Советский Союз режима наибольшего благоприятствования и регулировало вопросы, связанные с поставками. США отказывались от формального требования оплаты кредитования и переводили ленд-лиз для СССР на ту же основу ленд-лиза, что и для Англии.
Надо сказать и о качестве американской техники, ее пригодности для ведения боев. Сталин в переписке с Рузвельтом отмечал, что американские танки очень легко горят от противотанковых ружей, попадающих сзади и сбоку, потому что они работают на высокосортном бензине. Он писал также, что советская сторона готова временно полностью отказаться от поставок танков, артиллерии, боеприпасов, пистолетов и прочего, но крайне нуждается в увеличении поставок самолетов-истребителей современного типа, но не самолетов «Китихаук», которые не выдерживают борьбы с немецкими истребителями. Отдавалось предпочтение истребителям «Аэрокобра», однако выяснилось, что они часто срываются в штопор, а это не вызывало у самих американцев желания летать на них и рисковать жизнью. Маршал Г. К. Жуков тоже писал, что танки и самолеты из США не отличались высокими боевыми качествами.
В 1942 году в СССР было поставлено: 2505 самолетов, 3023 танка, 78 964 единицы автотранспорта. 12 % общего количества отправленной техники составили ее потери в пути к нашей стране (именно столько было потоплено ее в море, из-за чего прекращались поставки весной и летом). В том же 1942 году Советским Союзом было произведено 25 436 самолетов и 24 446 танков.
После разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом в феврале 1943 года, вклад в который союзников был незначительным, наступил коренной перелом в войне и США немного увеличили поставки военной техники.
Весной 1943 года США и Англия решили приостановить отправку конвоев с грузами в советские северные порты Мурманск и Архангельск, мотивируя это подготовкой к операции против Италии, высадке на ее территории. В результате к концу действия второго протокола было недопоставлено 1,5 млн. т грузов. Только к концу ноября, после восьмимесячного перерыва, прибыл северным маршрутом очередной конвой. Таким образом, и в битве под Курском летом 1943 года участвовала боевая техника почти целиком отечественного производства.
1 июля 1943 года вступил в силу третий протокол. К поставкам в Советский Союз подключилась Канада, более активное участие стала принимать в них Великобритания. К этому времени потребности СССР несколько изменились. Больше требовалось транспортных средств, средств связи, одежды, медицинского оборудования, взрывчатки и продовольствия, чем танков, орудий, боеприпасов.
Помощь Советскому Союзу, несмотря на задержку в середине 1943 года, увеличилась в целом за год до 63 % по сравнению с 1942 годом.
Что касается подвоза продуктов питания, а некоторые американские авторы, доказывая решающую роль США в снабжении Советской Армии, делают упор именно на это, то и здесь не все обстояло благополучно. По обещанию Рузвельта, в 1943 году поставки продовольствия должны были составить 10 % от общего числа произведенных в США продуктов. В первые шесть месяцев года в поставках Советскому Союзу продовольствие составляло лишь одну треть. Отсюда следует, что СССР получил чуть более 3 % того продовольствия, что было произведено в США. Могло ли это сыграть важную роль для такой крупной страны, как СССР?
За 1941 -1944 гг. наша страна получила из США, Канады и Великобритании по ленд-лизу 2 млн. 545 тыс. т продовольствия. При этом Советскому Союзу пришлось с 1944 года кормить ограбленные и разоренные фашистами как западные области СССР, так и страны Восточной Европы, освобожденные Советской Армией.
Однако в Советском Союзе ценили помощь союзников, тем более что с лета 1943 года американскую военную технику и различное оборудование все чаще можно было видеть на фронтах Советской Армии. Американские военные поставки базировались на возросшем к тому времени производстве в США (на 35 % по сравнению со средними показателями 1935- 1939 гг.). По третьему протоколу в 1944 году поставлялись известные и очень нужные СССР грузовики и другие автомотосредства, различные металлы, машины и оборудование, горюче-смазочные материалы, паровозы, рельсы, вагоны.
Ленд-лиз. Dodge WF32.
В начале 1944 года начались переговоры о содержании четвертого протокола поставок. Хотя Рузвельт считал СССР главным фактором, обеспечивающим разгром фашизма, в США все большее влияние приобретали силы, тормозившие поставки, выступавшие за пересмотр отношений с Советским Союзом, поскольку кризис в войне с Германией был преодолен. В конгрессе опасались, что некоторые поставленные материалы, техника, оборудование могут быть использованы нашей страной для восстановления хозяйства после войны.
2 мая 1945 года, т. е. после смерти Рузвельта (в апреле), группа лиц в администрации США, в которую входили, в частности, заместитель госсекретаря Дж. Грю и руководитель иностранной экономической администрации Л. Кроули, настаивавшая на ограничении и даже прекращении поставок Советскому Союзу, воспользовавшись тем, что президентом страны стал антисоветски настроенный Г. Трумэн, доложила ему это свое мнение. А 10 мая было принято решение о пересмотре политики в отношении СССР, выраженное в меморандуме. Согласно этому документу поставки по ленд-лизу разрешались лишь для военных операций против Японии. Закупки других материалов возможны были только за наличный расчет. Поставки Советскому Союзу после капитуляции Японии в августе 1945 года окончательно были прекращены.
«Такая политика перемен явилась одним из многих предвестников нового периода в советско-американских отношениях» . Поэтому, очевидно, не случайно в США ряд исследований, связанных с прекращением ленд-лиза, включают понятие «холодная война».
Прервав поставки по ленд-лизу, США подписали с СССР в октябре 1945 года соглашение о продаже ему в кредит заказанных ранее товаров. Но в январе 1947 года американское правительство прекратило поставки и по этому соглашению.
Подводя итоги помощи, оказанной нашей стране Соединенными Штатами, Великобританией и Канадой, необходимо отметить, что удельный вес их поставок составил по отношению к отечественному производству только около 4 %. Всего за время войны в советские порты прибыло 42 конвоя, а из СССР было отправлено 36. По американским источникам, отличающимся показателями, за период с 1 октября 1941 по 31 мая 1945 года в СССР было направлено 2660 судов с общим объемом грузов 16,5-17.5 млн.т, из которых к месту назначения доставлено 15,2-16.6 млн.т (77 судов с 1,3 млн. т груза погибли в море). В стоимостном выражении поставки Советскому Союзу, транспортные издержки и услуги составили 10,8-11,0 млрд. долларов, то есть не более 24 % общего числа долларов, израсходованных США на помощь по ленд-лизу всем странам (более чем 46 млрд.). Эта сумма равна примерно 13 % всех военных затрат США, из которых на долю помощи восточному фронту приходилось всего 3,3 %. За время войны СССР получено: 401,4 тыс. автомашин и 2 млн. 599 тыс. т нефтепродуктов, 9,6 тыс. орудий (то есть около 2 % объема производства этого вида оружия в нашей стране в количестве 489,9 тыс. артиллерийских орудий), 14-14,5 тыс. самолетов (с учетом потерь при перевозках- около 10 % общего числа, равного 136,8 тыс. самолетов, выпущенных советской промышленностью), танков и САУ-12,2 тыс., или 12 % (по другим данным 7 тыс., или 6,8 %), против 102,5 тыс. танков и самоходных установок советского производства, 422 тыс. полевых телефонов, свыше 15 млн. пар обуви, около 69 млн. м2 шерстяных тканей, 1860 паровозов (6,3 % общей численности паровозного парка СССР), 4,3 млн. т продовольствия, что составляло примерно 25 % общего тоннажа поставок.
«Наши поставки, - признает руководитель военной миссии генерал Дин, - может, и не выиграли войну, но они должны были поддержать русских» .
После окончания второй мировой войны между СССР и США начались переговоры об урегулировании расчетов по ленд-лизу, поскольку американское правительство продолжало стремиться к получению максимальной выгоды в виде платежей или возмещению товаров натурой. Первоначально администрация оценила свои претензии в 2,6 млрд. долларов, но в следующем году снизила сумму до 1,3 млрд. долларов. В этих претензиях проявилась дискриминация Советского Союза, ибо, например, Великобритания, получившая в два раза большую помощь, должна была выплатить лишь 472 млн. долларов, т. е. около 2 % стоимости военных поставок.
Наконец 18 октября 1972 года было достигнуто соглашение об урегулировании вопроса о ленд-лизе. Советский Союз должен был выплатить 722 млн. долларов при условии предоставления ему американской стороной режима наибольшего благоприятствования в торговле с США, а также экспортных кредитов и гарантий. Однако в связи с неприемлемой для СССР позицией, которую после этого заняли США по достигнутым договоренностям, реализация соглашения остается незавершенной.
Надо сказать, что США сильно обогатились на войне. Их национальный доход к концу войны в полтора раза превысил довоенный. Общая мощность промышленного производства по сравнению с 1939 годом увеличилась на 40 %. Потери же Советского Союза в той войне достигли 485 млрд. долларов (военные расходы США составили примерно 330 млрд. долларов).
Lесkie R. The Wars of America. - New York, Evanston and London. 1968. - p. 719.
Leightоn R. M. and Соакleу R. W. Global Logistics and Strategy. 1940-1943. — Washington, 1955. - p. 259.
Dawsоn R. H. The Decision to Aid Russia 1941. — Chapel Hill, 1959. - p. 287.
The New York Times. - 1941. - June, 26. - p. 18.
Wall Street Journal. - 1941. June, 25. - p. 4.
Кimball W. F. Churchill and Roosevelt. The Complete Correspondence I. Alliance Emerging. October 1933. - November 1942. - Princeton, New Jersey, 1984. - p. 226.
Ickes H.L. The Secret Diary - Vol. 3 - New York, 1954. — p. 595
Ibid. — p. 320.
Leighton R. M. and Соакlеу R. W. Global Logistics and Strategy. 1943-1945. - Washington, 1968. - P. 699.
Dеаnе J.R. The Strange Alliance, - New York, 1947. - P. 95.