Кто такой михаил грушевский. Михаил грушевский - великий историк и глава центральной рады унр. Отрывок, характеризующий Грушевский, Михаил Яковлевич

Виды красок для фасада

Грушевский Михаил Сергеевич

(1866 - 1934), украинский историк, филолог и общественно-политический деятель. Академик Академии наук Украины, АН СССР.

Родился 17 сентября 1866 г. в г. Холме в семье учителя. Вскоре семья переехала на Кавказ, где в Ставрополе, Владикавказе и Тифлисе прошли детские и отроческие годы будущего историка. По воспоминаниям Грушевского, интерес к украинской истории и культуре пробудился у него еще в детстве. Гимназистом он самостоятельно выучил украинский язык. Когда в Киеве в 1887 г. начал выходить историко-художественный журнал «Киевская старина» отец Михаила выписал это издание. На страницах «Киевской старины» Грушевский впервые познакомился с работами В.Б. Антоновича. Тогда же, в гимназические годы, началось его знакомство с историческими трудами Н. И. Костомарова и М. А. Максимовича. Таким образом, уже к моменту окончания гимназии Грушевский был пропитан концепциями основоположников и идеологов киевской школы историков. Поэтому естественным был его путь в Киевский университет св. Владимира, где преподавал В.Б. Антонович.

Антонович сыграл решающую роль в становлении Грушевского как историка. Под руководством Антоновича он написал свои первые работы: «Южно-русские господарские замки в половине XVI в.» и сочинение по истории Киевской земли. К этому времени уже были изданы книги П.В. Голубовского и Д.И. Багалея о Северской земле, Н.В. Молчановского о Подольской, А.М. Андрияшева о Волынской. Затем в 1890-е и 1900-е годы появились исследования М.В. Довнар-Запольского о кривичах и дреговичах, Голубовского о Смоленской земле и другие. Сочинение Грушевского, написанное по общему плану работ школы Антоновича (вначале географический очерк, потом – исторический), отличалось масштабом исследования и сделанных на его основе выводов. Аргументируя его награждение золотой медалью, Антонович особенно отметил выводы автора о наличии земских бояр в Киеве и предположение об отсутствии князей в Южной Руси после монгольского завоевания. Следует отметить, что предположения, часто совершенно гипотетические, занимали в книге неоправданно большое для научного исследования место.

Грушевский окончил Киевский университет в 1890 г. В 1891 г. Антонович сообщил о скорой перспективе открытия во Львовском университете кафедры всеобщей истории со специальным обзором истории Восточной Европы и стал готовить к занятию этой кафедры Грушевского. В 1892 г. Михаил Сергеевич сдал магистерские экзамены. Тема магистерской диссертации была предложена ему Антоновичем и посвящена истории Барского староства – административно-территориальной единицы Польши в XV – XVIII вв. с преимущественно украинским населением. Обнаружив отсутствие литературы по этому вопросу, Грушевский переработал массу материала из нескольких архивохранилищ. Построенная по схеме других «областных» монографий школы Антоновича, книга «Барское староство. Исторические очерки» (Киев, 1894) выходила за рамки схемы школы: хронологически она относилась к более позднему времени, «территориально» заходила далеко на запад. Основное внимание автор уделил городской общине; много говорилось в работе о магдебургском праве. В 1894 г. диссертация была успешно защищена, и Грушевский стал магистром русской истории. После защиты ученый уехал во Львов, где занял ожидавшую его кафедру, ставшую фактически кафедрой истории Украины.

Во Львове Грушевский развернул бурную деятельность. Возглавив в 1897 г. Научное общество им. Тараса Шевченко, он превратил его в подобие украинской Академии наук. Общество организовало свою работу по трем секциям: исторической, филологической и естественно-математической. При обществе были устроены музей, библиотека, большая типография и книжный магазин. Тогда же Грушевский стал редактором «Записок» общества, преобразованных из ежегодника в двухмесячник. До 1913 г. вышло более 100 томов этого издания. Наряду с «Записками» Грушевский руководил еще одним журналом – «Литературно-научным вестником». Ученый также читал во Львове публичные лекции, расширяя кругозор Галицких украинцев. Вскоре после приезда во Львов ученый занялся и политической деятельностью, примкнув к партии Галицких национал-демократов. В научной работе Грушницкий направил главные усилия на создание обобщающей («синтетической») истории Украины. Вначале он предполагал издать сравнительно небольшое трехтомное сочинение, но по мере исследовательской работы труд разрастался и в итоговом варианте представил собой неоконченный десятитомник (автор предполагал довести изложение до конца 18 века, но довел только до 1658 г.) Взгляды ученого на историю Украины второй половины 17 – начала 20 века изложены в других его работах – «Очерке истории украинского народа» и «Иллюстрированной истории Украины»).

В отличие от ранних работ Грушевского, в которых он выступал сторонником федералистической теории Н.И. Костомарова и В.Б. Антоновича, «История Украины-Руси» основывалась на иной концепции. Автор развил до логического конца взгляды своих предшественников. Он полагал, что предками украинцев были древние племена антов, иначе говоря, самостоятельная история народа начиналась им с IV века. По концепции Грушевского, первой самостоятельной украинской державой была Киевская Русь, достигшая расцвета при Владимире Святом, который соединил воедино различные славянские земли. Ученый выделял несколько причин распада единого Киевского государства на отдельные земли: здесь и формирование новых княжеских центров, и экономические и колонизационные процессы, захватившие Поднепровье. В отличие от большинства представителей российской науки, Грушевский считал преемницей Киевской Руси не Владимиро-Суздальскую землю, а Галицко-Волынскую. Как подчеркивал ученый, это государство «продолжило… еще целое столетие после упадка Киевской земли в полной силе традиции великодержавной политики, княжеско-дружинного режима, общественно-политических форм и культуры, выработанных Киевским государством». Главным содержанием поздней (13 век) истории Галицко-Волынской Руси, по его мнению, была постепенная инкорпорация ее соседними государствами: Литвой, Польшей и Венгрией.

Важнейшим элементом концепции Грушевского была идея о непрерывном развитии украинской нации. Многие российские историки полагали, что татарское нашествие привело к запустению Поднепровья и уходу населения на Северо-Восток. Предшественники Грушевского: М.А. Максимович, В.Б. Антонович и М.Ф. Владимирский-Буданов – показали, что запустение было не абсолютным, какое-то население оставалось. Грушевский, присоединившись к этой точке зрения, подчеркивал, что главная роль в заселении Приднепровья принадлежала «не пришлому, а местному населению, которое до конца никогда не исчезало».

Грушевский дал сравнительно подробную характеристику общины. Он называл общиной «самоуправляющуюся общественную группу в разных формах (сельская община, городская, вечевой округ, самоуправляющаяся земля). Княжеско-дружинный элемент противополагался общинному.

При изложении истории Великого княжества литовского Грушевский находился в русле традиций Киевской школы, считая это государство одним из двух центров объединения древнерусских земель, наряду с Московским государством продолжателем традиций Киевской Руси. Историк подчеркивал большую значимость восточнославянского населения в политическом и общественном устройстве и быте Великого княжества литовского. Однако по мере окатоличивания и полонизации края ранее едва заметные противоречия между восточными славянами и литовцами начинают усиливаться и приводят в конечном итоге к переориентации первых на Московскую Русь. Грушевский наблюдал такого рода тенденции начиная с 1385 г. К началу 16 века они уже вполне сформировались, а активная полонизация после Люблинской унии Литвы с Польшей 1569 г. завершила процесс переориентации.

В Речи Посполитой, Московской Руси, Российской империи украинцы являлись или простым пассивным объектом управления или же находились в острой оппозиции к государственному строю. По мнению Грушевского, на политическую жизнь страны украинцы не оказывали никакого влияния. Единственным содержанием их истории являлись только культурные и экономические процессы.

Говоря о происхождении казачества, Грушевский различал казачество как бытовое явление, общественный строй и термин. Главной ошибкой авторов середины 19 века (Костомарова, Антоновича, Максимовича), по его мнению, было распространение позднего устройства казачества (начала 17 века) на ранний период его истории (конец 15 – начало 16 века). Грушевский справедливо заметил, что в 15 – 16 веках «казачество больше род занятий, чем общественное положение… Казачества как общественного класса, как каких-нибудь «общин» не видно никакого следа в нашем документальном материале долго-долго, почти до самого конца 17 века». Историк полагал, что в первоначальном казачестве объединились: потерявшее из-за набегов кочевников государственную власть население Приднепровья; привлекаемые привольем и природными богатствами края «промышленники» из более отдаленных областей и, наконец, беглые, спасающиеся от угнетения крестьяне и горожане.

Вслед за Антоновичем Грушевский отмечал широкий демократизм украинцев, выразившийся в создании казацкой державы. Эта особенность украинской государственности вошла в противоречие с преобладанием в России монархического начала, что привело в конечном счете к ликвидации во второй половине18 века автономии Украины. Все проявления антирусских выступлений описывались Грушевским сочувственно, хотя он был далек от идеализации вождей этих движений, например И.С. Мазепы. При изложении истории 19 века основное внимание ученый уделял фактам российско-украинского противостояния (запретам украинского языка, гонениям на представителей интеллигенции), в то время как практически ничего не говорилось об экономике Украины, ее социальном развитии.

В наиболее концентрированном виде концепция Грушевского была изложена в опубликованной в 1904 г. и ставшей широко известной статье «Обычная схема «русской» истории и дело рационального изложения истории восточного славянства», подготовленной в связи с намерением Петербургской Академии наук издать энциклопедию славяноведения. Концепция Грушевского за редким исключением (А.А. Шахматов, А.Е. Пресняков) встретила неприятие и осуждение в российской историографии. Кроме того, став политической основой украинского национализма, эта теория и сам Грушевский стали persona non grata в общественно-политической жизни Российской империи. При этом все, включая оппонентов историка, признавали значительную фактологическую ценность «Истории Украины-Руси».

В годы первой русской революции Грушевский перенес в Киев издание «Записок» Научного общества им. Т. Шевченко и «Литературно-научного вестника». Тогда же он ездил в Петербург, где принимал участие в работе украинской фракции первой Государственной Думы. В это время выходят в свет его многочисленные публицистические работы «Украинство в России, его запросы и нужды», «Украинский вопрос», «Единство или распадение России», «Автономия и национальный вопрос» и др. В них историк выступал за автономию Украины в рамках единого Российского государства, призывал правительство проводить политику стимулирования языков и культуры национальных меньшинств, в том числе украинцев. Имя Грушевского становится популярным, у властей же его деятельность вызывает растущее недовольство. Поэтому Грушевскому даже после получения в 1907 г. от Харьковского университета степени доктора русской истории honoris causa не удалось занять объявленную вакантной после смерти профессора П.В. Голубовского кафедру русской истории в Киевском

университете.

В 1904 – 1914 гг. вышли в свет предназначенные для русских читателей «Очерк истории украинского народа» (в основу положен курс лекций, прочитанный Грушевским по приглашению М.М. Ковалевского в Русской вольной школе в Париже) и русские переводы популярной «Иллюстрированной истории Украины», а также трех томов «Истории Украины-Руси», посвященных Киевской Руси и истории казачества. Тогда же редактор исторического отдела Нового энциклопедического словаря Брокгауза – Ефрона Н.И. Кареев предложил Грушевскому написать общий очерк истории Украины. Подготовленный текст очерка едва ли не превысил по объему целый том словаря, и издание не состоялось. В целом участие Грушевского в научной жизни России было достаточно широким – он состоял в переписке со многими русским учеными, помещал рецензии на русские книги, его сочинения были известны в России.

Теми временем ученый стал признанным главой галицийских историков. Его учениками были: Е. Терлецкий, М. Кордуба, С. Томашевский, И. Джиджора, И. Крипякевич и др. В сентябре 1914 г. Грушевский предполагал уйти в отставку, переехать в Киев и сосредоточиться исключительно на научной работе. Этому способствовали и противоречия внутри украинского национально-освободительного движения в Галиции. Часть его участников пошла на сотрудничество с поляками, против чего категорически возражал Грушевский. В 1913 г.при выборах нового руководства Научного общества им. Т. Шевченко все сторонники Грушевского были провалены при голосовании. В этих условиях он не захотел оставаться на посту председателя и, отредактировав 116 том записок, подал в отставку. Однако его планам не суждено было сбыться – началась Первая мировая война.

Военные действия застали семью Грушевских в Карпатах, где у них был собственный дом. Ученый был вынужден уехать сначала в Венгрию, затем в Вену. Из-за преследований полиции, которая видела в нем агента русских, Грушевский перебрался в нейтральную Италию, а затем через Румынию – в Россию. В середине ноября 1914 г. историк приехал в Киев, где вскоре попал в тюрьму по обвинению в сотрудничестве с австрийцами и антироссийской пропаганде. Заключение Грушевского продолжалось до февраля 1915 г. Власти предполагали выслать его в Сибирь, и только активные просьбы русских историков (в частности, академика А. А. Шахматова) и ходатайство президента Академии наук великого князя К. К. Романова привели к изменению Сибири на Симбирск. Прожив несколько месяцев в Симбирске, ученый получил разрешение на переезд в университетскую Казань. Грушевский не прекращал научной работы, готовил очередной том «Истории Украины-Руси». Осенью 1916 г. ему был разрешен переезд в Москву.

После Февральской революции 11 марта 1917 г. он покинул Москву и выехал на Украину. В Киеве он сразу же включился в политическую деятельность. Его избирают главой Центральной Рады Украины. Следует подчеркнуть, что до Октябрьской революции Грушевский выступал с позиций федералистического республиканского устройства России, за автономию Украины в составе этого государства. При этом федеративная Россия виделась ему демократической республикой как этап к политической перестройке Европы в Европейскую федерацию.

Во время наступления большевистских войск на Киев дом Грушевского сгорел, в огне погибли многочисленные книги и рукописи. Вместе с другими членами Центральной Рады Грушевский переехал на Волынь и вновь вернулся в Киев уже с немецкими войсками, занявшими Украину. Его политические установки меняются: он отошел от ориентации на Россию. Составленный Грушевским четвертый универсал Центральной Рады провозгласил 11 января 1918 г. независимость Украины. При этом Грушевский по-прежнему придерживался федералистических идей, но призывал к заключению союза с новыми государствами, возникшими на развалинах Российской империи, в рамках проектируемой им Черноморской федерации.

Политика Центральной Рады вскоре начала вызывать недовольство различных слоев населения. 29 апреля на съезде Союза земельных собственников был избран новый глава государства – провозглашенный гетманом бывший генерал царской армии П.П. Скоропадский. Грушевский был вынужден прейти на нелегальное положение. В конце 1918 г. после свержения гетмана и прихода к власти Директории Грушевский вышел из подполья, пытался реанимировать идеи Центральной Рады, но, встретив оппозицию со стороны новых властей, покинул Киев.

В начале 1919 г. он недолго жил в Каменце-Подольском, где редактировал газету «Жизнь Подолья» – орган украинской социалистической партии. В марте Грушевский уехал в Галицию, а затем в Прагу. В 1922 г. он вышел из Украинской партии социалистов-революционеров и сосредоточился на научной работе. Отсутствие необходимых источников не позволило ему продолжить работу над своим основным трудом, поэтому происходит временная переориентация его научных интересов. Еще в 1919 г. он организовал в Вене на деньги украинской диаспоры Украинский социологический институт. В рамках научной тематики занятий института Грушевский подготовил важный теоретический труд «Зарождение общества (генетическая социология)». Используя доступные литературные источники, а также материалы новых томов «Истории Украины- Руси», ученый начал работу над многотомной «Историей украинской литературы». При жизни автора увидели свет пять томов, доведенных до начала 17 века. Подготовленный к печати шестой том был выпущен только в 1995 г. Фактически эта книга Грушевского является исследованием украинской духовности.

Невозможность продолжать за границей полноценную работу ученого-историка привела к тому, что Грушевский предложил свои услуги Харькову (тогда столица Украины). Он сочувственно отнесся к образованию СССР на федеративной основе и после получения разрешения властей вернулся в марте 1924 г. в Киев. К этому моменту он уже был избран академиком Всеукраинской академии наук, где встал во главе историко-филологического отдела. Под его руководством работали многочисленные комиссии, десятки сотрудников. Печатный орган отдела журнал «Украина» публиковал как статьи самого Грушевского, так и других сотрудников. Возобновилась традиционная для киевской школы археографическая деятельность: в изданиях отдела выходят в свет многие ранее неизвестные документы украинской истории.

В 1926 г. в СССР широко отметили 60-летний юбилей Грушевского. К этой дате был выпущен сборник посвященных ему сочинений. Вновь начали выходить тома «Истории Украины-Руси». Не прекращал он и педагогической деятельности, руководил аспирантами. Его ближайшей помощницей была единственная дочь Екатерина, талантливый историк и социолог (впоследствии она была репрессирована и умерла в лагере). Признанием заслуг Грушевского-ученого стало его избрание в 1929 г. академиком АН СССР. Но этот успех был последним. Наступил «великий перелом» 1929 – 1931 гг.

Под предлогом реорганизации фактически закрывается журнал «Украина». Преобразования в структуре АН Украины приводят к отстранению Грушевского от руководства отделом. 23 марта 1931 г. по дороге в Ленинград на сессию АН СССР он был арестован в Москве. К этому времени одного из его сотрудников, профессора Ф. Савченко, заставили на допросе подтвердить ложную информацию: якобы Грушевский вернулся на Украину для продолжения политической борьбы и объединения националистических сил; главные надежды он возлагал на интервенцию стран Запада и кулацкие выступления; он возглавил «Украинский националистический центр». Академика переправили в Харьков, где с 28 марта по 3 апреля допрашивали и заставили признать себя виновным по всем пунктам обвинения. 4 апреля Грушевского вновь перевезли в Москву, где его допрашивал заместитель председателя ОГПУ Я.С. Агранов. Казалось, судьба ученого была предопределена. Но 14 апреля он был принят Аграновым и отказался от своих показаний: «Мне тяжело говорить об этом, – заявил Грушевский, – но я не принадлежу к породе героев и не выдержал 9-часового ночного допроса. Я старик, силы мои давно подорваны. До тюрьмы я болел гриппом. Я не выдержал резкого натиска следователя».

Грушевский оказался на свободе. Как стало известно позже, решающую роль в его освобождении сыграло ходатайство его двоюродного брата, в 1931 г. заместителя председателя Госплана, Г. Ломова-Оппокова. После освобождения Грушевский жил в Москве, но уголовное дело прекращено не было и ученый жил под угрозой нового ареста. Вероятно, по совету того же Ломова, в августе 1933 г. Грушевский обратился с письмом на имя председателя Госплана В.В. Куйбышева. В письме Грушевский подчеркивал: «В результате этой жестокой и спешной расправы я стал пугалом. Всяк боится какой-нибудь прикосновенности ко мне. Обвинения идеологические, политические, уголовные реют вокруг меня». В заключение историк просил вернуть ему оставленные в Киеве материалы и тем самым возможность полноценной научной работы. В сопроводительной записке к письму Ломов отмечал: «При гитлеровской ставке на Украину нам нужно некоторые имена национально-освободительного движения держать наготове. Грушевский – крупное имя. Вряд ли его стоит окончательно забивать в землю, он, безусловно, пригодится в нужную минуту. Мне кажется, Грушевского стоит поддержать материально и немного успокоить. Убежден, что он согласится выступить с любым протестом против Гитлера-Розенберга и пр». Вскоре уголовное дело было прекращено.

Не прекращалась, однако, травля Грушевского на Украине. В мае 1934 г. нарком просвещения Украины В. П. Затонский обратился к руководителю республики С.В. Косиору и П.В. Постышеву с предложением исключить Грушевского из АН Украины. Взгляды и былая деятельность Грушевского подвергались ожесточенной критике на всех уровнях. Но исключить Грушевского не успели. 25 ноября 1934 г. он умер в Кисловодске, где находился на отдыхе, во время неудачно проведенной операции по поводу карбункула. По постановлению правительства он похоронен в Киеве, на Байковом кладбище.

Детство Михаила Грушевского

Михаил родился в Москве. Все его родственники по маминой линии жили на Украине. Он с детства обладал чувством юмора. Пятилетним мальчиком во время прогулки всегда здоровался с памятником Грибоедова, а потом рассказывал всем, что тот ему сказал в ответ, чем очень смешил окружающих.

Его семья была далека от сцены, артистов среди родственников не было. Но у маленького Миши способности пародиста проявились в школьном возрасте. Впервые он оказался на сцене в третьем классе, где пародировал комментатора Николая Озерова. Такую пародию он видел по телевизору в исполнении артиста Геннадия Хазанова . Мальчик хоть и волновался, но сумел выступить, а зрители его поддержали. Позже он не раз выступал в пионерском лагере.

Уже в старших классах без Грушевского не обходилось ни одного школьного вечера. Однажды он на репетиции пародировал преподавателя, да так точно, что проходивший мимо директор школы принял его по голосу за того самого преподавателя, решив, что тот выступает на сцене.

Важная для дальнейшей карьеры встреча произошла у Михаила в студенческие годы, когда он учился в Институте Стали и Сплавов. Он встретился с Владимиром Винокуром. Прошло время, прежде чем Винокур понял, что желание попасть на эстраду у Михаила самое настоящее, и никакие трудности на этом пути его не страшат. Только после этого он начал приглашать Грушевского на выступления, чтобы он мог пообщаться с новыми людьми, побывать среди артистов, погрузиться в эстрадную закулисную кухню.

В то время всё то, чем занимался Грушевский, называлось художественной самодеятельностью, за которую он получал грамоты и благодарности, однако ему всё это очень нравилось.

Пародия Грушевского на Горбачева и Ельцина - 1990 г.

Именно благодаря перестроечному времени он смог постепенно перейти от самодеятельности к профессиональной деятельности. Чтобы выйти на профессиональную сцену, нужен был диплом артиста. Но чтобы получить такой диплом, Михаилу пришлось бы сперва отслужить в армии, поэтому он решает остаться в институте. После окончания Грушевский устроился по специальности – инженером. Это был 1987-ой год.

Начало карьеры юмориста Михаила Грушевского

Прошёл год, Михаил уже мог точно сказать, что в жизни его интересует только сцена. Его пригласили в юмористический эстрадный коллектив, и он с удовольствием согласился, тем более что отсутствие у него диплома артиста их совершенно не интересовало. Этот коллектив создавали артисты, которые до этого работали с Винокуром. Так, в 1988-ом Грушевский стал профессиональным артистом, который за своё творчество уже получал деньги.

М.Грушевский - Красная шапочка

К счастью, коллектив оказался востребованным, артисты пользовались успехом, много гастролировали. В их выступлениях был отклик на многие злободневные темы. Михаил был первым, кто пародировал Михаила Горбачева . Номер оказался «бомбовым», хотя многие тогда считали, что он рисковал. Более всего интерес публики подогревало то, что почти все номера, где Михаил выступал с этой пародией, вырезали из телеэфиров. Позже он спародировал Жириновского и Хазбулатова.

Михаил Грушевский на телевидении

Начиная с девяностых, когда у власти оказался Борис Ельцин, Грушевскому открылась дорога на телевидение. Так в 1996-ом Регина Дубовицкая пригласила его в «Аншлаг». Он некоторое время работал в этой телепередаче, параллельно принимая участие в других программах, где нужно было озвучивать тех или иных политических деятелей. О Дубовицкой он всегда отзывался как о трудоголике, считал, что без неё «Аншлага» бы просто не было.

Артист предан сцене и с юмором относится к жизни. Он считает себя одиночкой и думает, что не смог бы участвовать в таких шоу, как КВН. В 2005-ом Михаил сыграл в фильме «Звезда эпохи» композитора Никиту Богословского. Он был ведущим программы, транслировавшейся на телеканале РЕН ТВ. Её название – «Бабий бунт». Кроме того, в программе «Куклы» звучал голос именно Михаила Грушевского.

Михаил бывает на гастролях за границей. Его всегда хорошо встречают и в Америке, и в Израиле. По мнению Михаила, зарубежная публика умеет оставлять груз своих проблем за пределами концертного зала, они приходят, чтобы отдохнуть и посмеяться. Он считает, что наши люди, к сожалению, так не умеют, и это всегда чувствуется.

Личная жизнь Михаила Грушевского

Впервые артист женился в 2001-ом году. Его избранницей стала работающая в схожей сфере клипмейкер Ирина Миронова.

По рассказам Михаила, они встретились, а потом год не виделись, потом снова встретились, и опять последовала разлука на год, когда же они с будущей супругой увиделись опять, абсолютно неожиданно поженились. Он считает себя человеком-экспромтом. В браке родилась дочь Дарья.


Михаил говорит, что в делах брака был совершенно несведущ. До брака у него был двухмесячный опыт гражданского брака и всё. Поэтому в 2012-ом брак распался, причём с немалым скандалом. Известно, что продолжительное время до развода пара уже не жила под одной крышей.

Как заявила его жена, она написала книгу «Семейная жизнь по правилам съемки» о кризисе среднего возраста и его влиянии на семейную жизнь. К тому же Ирина после развода переключились на более молодого поклонника Сергея Савина, победителя телепроекта «Фактор А» 2011 года. Правда эта связь была недолгой.

Вскоре в сети появились совместные фотографии пародиста и юной модели Татьяны Якушевой. После этого в СМИ вновь появились пикантные подробности относительно этих встреч. Но была ли это правдой, сказать сложно.

В конце 2014 года Михаил женился во второй раз. Его избранницей стала 35-летняя Евгения Гуслярова, которая работает маркетологом. Поженились они 30 декабря после дня рождения артиста в узком кругу родных, а свадебные торжества перенесли на конец января. На свадьбу были приглашены Лев Лещенко, Владимир Винокур, Алсу, Иосиф Кобзон, Дмитрий Дибров, Дмитрий Маликов.


Михаил и Евгения познакомились на отдыхе в Германии в апреле 2014, по приезде в Москву стали тесно общаться. А уже через несколько месяцев Грушевский сделал предложение своей избраннице. Для Евгении это первый брак, она младше своего мужа на 15 лет.

Супруги вместе организовали агентство «Мечтать подано», которое занимается организацией мероприятий.

21 мая 2015 года у пары родился сын Михаил, получивший имя в честь своего звездного отца. Через три недели новоявленные родители отметили день рождения сына в кругу коллег и друзей в итальянском ресторане.

Михаил Грушевский сегодня

В 2012-ом Михаил стал одним из участников шоу «Последний герой», где он с другими артистами вёл на острове борьбу за выживание.

Через год он был участником программы «Повтори!» на Первом канале.

Грушевский любит футбол и болеет за ЦСКА. Его часто приглашают давать комментарии к спортивным мероприятиям.

Михаил Грушевский (артист)

Михаил Яковлевич Грушевский. Родился 29 декабря 1964 года в Москве. Российский эстрадный артист, пародист, юморист, актер, телеведущий.

Родители развелись, когда он был еще совсем маленьким. Воспитывала Михаила мама.

Бабушка по матери родом из Киева, дед - из Одессы.

После школы поступил в Институт стали и сплавов. Во время учебы показал себя как талантливый артист прежде всего юмористического направления. В институте он был организатором различных культурных мероприятий, для которых сам писал номера и часто с ними же выступал.

После окончания вуза по распределению оказался в одном из НИИ, где также активно участвовал в самодеятельности. В итоге в 1988 году оказался в театре-студии «Гротеск».

А уже в 1989 году состоялся его первый телеэфир - в общественно-политической программе «Взгляд». Тогда по приглашению Александра Любимова он выступил с пародией на советского генсека Михаила Горбачева - это была первая в СССР пародия на высшее должностное лицо, продемонстрированная по ТВ.

Сам артист отмечал, что считает своим творческим наставником Владимира Винокура (которого он впоследствии также удачно пародировал): "Он жизненно важный человек для моей судьбы. Хотя он никого никогда не уговаривал взять меня в какую-то программу. Но некое наставничество было с его стороны. Я ещё в студенческие годы приезжал на его сольные спектакли, заходил за кулисы, видел всю закулисную жизнь".

С 1996 по 2004 годы принимал участие в съемках юмористической передачи «Аншлаг». Также участвовал во многих других юмористических и сатирических передачах. В частности, большим успехом пользовались его пародийные озвучки в телепередаче «Куклы» на канале НТВ (работал в программе в 1994-1995 годах, озвучивая куклы известных политиков).

Как правило, политикам нравились его пародии: "Некоторые даже говорили, что они должны приплачивать мне за раскрутку. Я никогда не отказывался, но денег почему-то так ни от кого и не получил", - говорил артист. "С Борисом Николаевичем мы виделись после концерта, ему больше всего понравилась моя пародия на Михаила Сергеевича. Лещенко и Винокур даже выходили ко мне на сцену с букетами, прослушав "Вовчика и Левчика". А с Горбачевым я, к сожалению, не пересекался. Мне рассказывали, что один канал зазывал его на передачу, посвященную Первому съезду народных депутатов, а он ответил: не могу. "Ну как же мы без вас?" - "А вы пригласите Грушевского". Если это так, то мне приятно, черт побери!", - вспоминал Михаил Грушевский.

В 2007 году вёл ток-шоу «Бабий бунт» на телеканале РЕН ТВ. В 2008 году участвовал в реалити-шоу «Первого канала» «Последний герой».

В 2013-2014 годах участвовал в проекте «Первого канала» «Повтори!», где объектами его пародий стали: Владимир Жириновский, Вячеслав Зайцев, Николай Озеров, Ян Арлазоров, Аркадий Райкин (исполнял оригинальный монолог Райкина «Век техники»), Владимир Винокур (в категории «Телефонный розыгрыш» он разыграл его голосом шоумена Александра Гудкова), Илья Резник, Фрунзик Мкртчян (пародировался персонаж актера из фильма «Мимино»), Евгений Леонов (пародировался озвученный Леоновым Винни-Пух), Лев Лещенко (исполнял оригинальную песню Лещенко «Трус не играет в хоккей»).

Михаил Грушевский - пародия на Владимира Жириновского

Михаил Грушевский - пародия на Аркадия Райкина

"Могу насмешить и на стадионе, и на площади. Но мне больше нравятся камерные форматы - клубы. Мне комфортно, когда публика может выпивать", - указывал Михаил.

Снялся в нескольких фильмах. В частности, сыграл роль композитора Никиты Богословского в телесериале «Звезда эпохи». Сыграл самого себя в сериале «Гражданский брак».

В 2014 году открыл агентство праздников «Мечтать подано!» (первым мероприятием стала его собственная свадьба).

Рост Михаила Грушевского: 173 сантиметра.

Личная жизнь Михаила Грушевского:

Дважды был женат.

Первая жена - Ирина Миронова, режиссер-клипмейкер. Состояли в браке с 2001-го по 2012-й год. У пары в 2002 году родилась дочь Дарья. По рассказам лиц из близкого окружения пары, семейная жизнь была сопряжена с постоянными конфликтами, из-за чего они в итоге и расстались.

"Я, к счастью, имею возможность активно участвовать в жизни дочери. Собственно, из-за неё я и сохранял этот брак, который дал трещину довольно давно. А потом всё-таки лопнул окончательно", - говорил артист.

Вторая жена - Евгения Гуслярова, переводчик с английского языка, маркетолог. Их роман начался в мае 2014-го. Некоторое время жили в гражданском браке. Поженились 31 января 2015 года. 21 мая 2015 года у них родился сын Михаил Грушевский-младший.

Давний болельщик московского футбольного клуба ЦСКА. Частый гость и приглашенный автор множества спортивных телепередач и изданий.

В 2013 году Михаил Грушевский оказался в эпицентре скандала. Ему предложили принять участие в съемках пилотного выпуска шоу «Вечер с комиком» на одном из украинских телеканалов. Программа-интервью должна была пройти в салоне белого лимузина, который едет по Москве. Но затем на одном из российских телеканалов вышла программа, посвященная шоу-бизнесу, в которой использовались отрывки из сцен с участием Михаила Грушевского и его юной собеседницы-журналистки. Все это сопровождалось комментариями о любвеобильности знаменитого пародиста и его жизни на широкую ногу. После этого Михаил Грушевский обратился в Пресненский суд Москвы с иском о защите достоинства, чести и деловой репутации.

Про М.С. Грушевского часто говорят, что он выдумал Украину и ее историю. Однако с этим можно согласиться лишь отчасти, т.к. Украину выдумали задолго до него. А вот историю под Украину создал именно Грушевский. И сделал он это путём простого переименования всего русского в украинское. Об этом и поговорим.
100 лет тому назад президентом Центральной Рады был избран Михаил Грушевский


Михаил Грушевский

У великого украинского писателя-юмориста Остапа Вишни есть просто замечательные строки: «Был когда-то, как вы знаете, недоброй, бородатой памяти профессор Грушевский. Он научными своими разведками окончательно и убедительно доказал, что вот та обезьяна, от которой, по Дарвину, произошел человек, — так обезьяна та была из украинцев. И что вы думаете, так и могло быть, потому что при раскопках неподалеку от речки Ворсклы, как говорит профессор Грушевский, нашли два волоска — один желтый, другой — голубой. Так желтый волосок — с правого той обезьяны уха, а голубой — с левого. Против фактов не попрешь».

Михаил Грушевский в украинской национальной мифологии — личность выдающаяся. Во-первых, так как именно он эту мифологию изначально создавал, а, во-вторых, так как его считают «первым президентом Украины» (что, кстати, в корне не верно). Вот только о подробностях биографии «великого украинца» сегодня в Киеве говорить очень не любят. А зря. Ведь в ней было просто море всего интересного. В частности, она позволяет понять то, откуда взялись «древние украинцы» и государство «Украина-Русь» в современных школьных учебниках…


Михаил Сергеевич появился на свет в 1866 году в Холме (сегодня это территория Польши) в уважаемой семье. Его отец был преподавателем русского языка и автором учебника по церковнославянскому языку, официально принятого Министерством образования Российской империи. Михаил получил в наследство от отца авторские права на книгу, что позволило ему вести безбедную жизнь, занимаясь общественно-политической и научной деятельностью за счет государственной казны. В юности Грушевский несколько лет прожил в Тифлисе, после чего поступил на историко-филологический факультет Киевского университета, который он окончил в 1890 году. Благодаря прилежной учебе и покровительству некоторых преподавателей, Михаил по выпуску остался при университете, где в 1894 году защитил магистерскую диссертацию, после чего в его жизни начались потрясающие метаморфозы.


Михаил Грушевский (сидит первый справа) с родителями, братьями Захарием и Федором, сестрой Анной. Ставрополь, 1876 год.

Здесь нужно сделать необходимую оговорку. Термин «украина», известный по летописям еще с XII века, столетиями использовался исключительно как имя нарицательное. Обозначал он «пограничье». «Украины» были как киевские и черниговские, так и рязанские, амурские. Как более ли менее устоявшееся название по отношению к территории современной Украины его начали применять лишь с конца XVIII — начала XIX столетия. Причем, без какой-либо этнической нагрузки. Даже в «Кобзаре» у Тараса Шевченко термин «украинец» отсутствует в принципе. Идея «инаковости» населения территории современной Украины возникла в первой половине XIX столетия с подачи польских и российских революционеров, пытающихся таким незамысловатым образом ослабить российское самодержавие. «Широкие народные массы» же четко идентифицировали себя с русским народом.

Переломный момент в том, что позже назовут «украинизацией», произошел в середине XIX века в Австрии. Руководство империи сообразило, что русское население Галичины и других подконтрольных Вене земель, тяготеет к России. Поэтому из местных русских методом кнута и пряника (угроз и щедрых посулов) начали ковать новую этническую общность — для начала русинов или рутенов.

Официальная Вена прямым текстом донесла до подвластного ей славянского населения, что на какую-либо поддержку оно может рассчитывать только в том случае, если откажется от совместной этнической идентификации с русскими. Постепенно австрийские власти пришли к тому, что «национальный вопрос» можно попытаться использовать для расширения собственных границ за счет восточного соседа. Безобидную упрощенную азбуку-«кулишовку», созданную для обучения крестьянских детей грамоте, преобразовали в украинский национальный алфавит. На территории Малороссии начали финансировать создание «культурно-просветительских организаций», пропагандирующих «инаковость» населения юго-западных регионов Российской империи. Жителям Карпат стали объяснять, что они «один народ» с жителями Поднепровья, но только не русский и не российский, а некий совершенно отдельный. Представителей «новоиспеченного этноса» при этом называли по-разному: украинцы, малороссияне, русины, южнорусы. Задумка австрийского правительства понравилась и властям стремительно крепнущей Германии, которая начала проявлять оживленный интерес к событиям, происходящим в Киеве.

На этом этапе к большой пропагандистской игре и был подключен Михаил Грушевский. В 1894 году австрийские власти «выписывают» его во Львов, дают кафедру в местном университете и выделяют щедрое финансирование. Грушевский по заказу спонсоров практически сразу выдает на-гора концепцию беспрерывного этногенеза украинцев со времен существования антских племен и Древнерусского государства, которое, по словам ученого, являлось «украинской державой».

Он публикует несколько небольших исследований по «истории Украины» и садится за написание многотомной «Истории Украины-Руси». В «конкурсе» на лучшие «топоним и этноним» побеждают термины «Украина» и «украинцы». Грушевский утверждает, что термин «Украина» стал именем собственным еще в XVI веке, правда, не удосуживается привести в подтверждение своих слов хотя бы сколько-либо убедительные доказательства. Из трудов Грушевского это ничем не доказанное утверждение пойдет кочевать по массе учебников и пособий… По данным российской контрразведки, Грушевский все это время получает щедрое вознаграждение от австрийских специальных служб. На эти средства он выпускает печатную продукцию, регистрирует общественные организации, принимает участие в работе Украинской национально-демократической партии.

При этом профессор, сохранивший российский паспорт, все активнее начинает навещать империю, где оказывается фактически «под колпаком» у контрразведчиков. В 1910 году жандармы фиксируют постоянные контакты Грушевского с австрийским консулом в Киеве, которому ученый передает некие материалы. Во время обыска его жилья устанавливается, что Грушевский хранил у себя антироссийскую литературу и бухгалтерские записи, свидетельствующие о его подрывной деятельности против России за австрийские деньги.


Михаил Сергеевич Грушевский

В 1914 году на фоне приближения и начала Первой мировой войны Грушевский резко активизирует антироссийскую и проавстрийскую пропаганду. Во время очередного визита в Киев его задерживают жандармы. При обыске по месту жительства у Михаила опять находят печатную продукцию антироссийского содержания и отправляют его в ссылку в Симбирск. Однако пробыл там Грушевский недолго. В его поддержку массово выступает либерально-демократическая интеллигенция, завалившая Санкт-Петербург своими посланиями в поддержку проавстрийского профессора.

Сначала его переводят в Казань, а в 1916-ом — в Москву. После Февральской революции он немедленно возвращается в Киев, где его к тому времени уже избирают заочно на должность председателя Украинской Центральной Рады. Бывший ранее записным либералом, Грушевский на глазах «левеет» и становится одним из учредителей Украинской партии социалистов-революционеров. 19- 21 апреля на Всеукраинском национальном съезде его переизбирают президентом Украинской Центральной Рады. Никаким «президентом Украины» он при этом не был: сама его должность называлась иначе, а Украина на тот момент не обладала даже автономией в составе России.

В ноябре 1917 года Грушевский избрался по Киевскому округу во Всероссийское учредительное собрание. В январе 1918-го он буквально несколько день побыл виртуальным «главой государства» (уже существующая только на бумаге Украинская Народная Республика провозгласила о своей независимости). В начале февраля 1918 года представители Центральной Рады подписали с Берлином и Веной мирный договор, согласно которому Украина была оккупирована Германией и Австро-Венгрией.

В апреле Павел Скоропадский с подачи немцев разогнал Центральную Раду, но карьера Грушевского на этом не закончилась.

В 1919 году «экс-президент ЦР» переехал в Австрию и даже основал социологический институт, но дела у него там шли «не очень» (по понятным причинам, бывшим спонсорам было уже совсем не до него). Поэтому некогда возглавлявший антибольшевистское сопротивление, Грушевский стал проситься разрешить ему вернуться в Россию. В СССР в это время как раз разворачивалась кампания по «коренизации», и предложения беглого профессора оказались как нельзя кстати. В 1924 году ему разрешили вернуться, дали место профессора в Киевском университете, сделали его действительным членом Академии наук СССР и назначили на ряд научных должностей. С его подачи в советские учебники перекочевала концепция о наличии отдельного украинского этноса (хоть и не со времен антов, как ему того хотелось бы).

В 1931 году Грушевский был задержан по обвинению в «контрреволюционной деятельности», но вскоре вышел на свободу. Зато репрессиям после этого массово подверглись его ученики и сотрудники. Некоторые историки утверждают, что сдать их мог именно «экс-президент».

В 1934 году Грушевский умер. Его работы в связи со сворачиванием политики коренизации были запрещены. Семья Грушевского подверглась репрессиям по доносу его же ученика — Константина Штеппы, который сначала был белогвардейцем, затем — осведомителем НКВД, в годы войны — агентом гитлеровской СД, а после ее завершения — сотрудником ЦРУ…

Труды Грушевского всегда подвергались ожесточенной критике со стороны научного сообщества. От участия в дискуссиях, когда от него требовали опираться на факты, Михаил Сергеевич обычно отказывался (как это было в случае с Иваном Линниченко, от полемики с которым создатель концепции Украины просто уклонился). Как отдельные приведенные Грушевским факты, так и его концепция в целом в годы Великой Отечественной войны активно использовались в пропагандистских целях гитлеровцами, а после 1991 года — без дополнительной проверки были перенесены в украинские школьные и вузовские учебники. И теперь на основе идей Грушевского о «древних украинцах» и «Украине-Руси» куется новая антинаучная нацистская идеология.

Портрет Грушевского красуется на украинской 50-гривенной купюре, в его честь названа улица в центре Киева, в украинской столице ему установлен памятник. Но о некоторых деталях в его биографии на Украине, как уже говорилось выше, вспоминать не любят. Ну как объяснить школьникам и студентам, почему «великий украинец» униженно просил принять его назад из «просвещенной Европы»? Как прокомментировать факты его работы на австрийскую разведку? А затем — странную лояльность к нему со стороны советских правоохранительных органов?

Современники Грушевского недолюбливали. Писатель-юморист Остап Вишня посвятил антинаучным идеям Михаила Сергеевича саркастический материал под красноречивым называнием «Тридцать сребреников», несколько фраз из которого мы процитировали в начале статьи.

До Грушевского «украинская концепция», которую продвигали австро-венгерские и германские спецслужбы, не была стройной и монолитной. В своей наукоподобной беллетристике Михаил Сергеевич банально обманывал людей, заставляя их верить в выдуманные им самим факты. Потом его концепцию приняли на вооружение бандеровцы, резавшие под рассказы о былом величии «украинорусов», женщин, детей и стариков по приказу гитлеровцев. Сегодня, благодаря оплаченным австрийскими спецслужбами сто с лишним лет назад сказкам, украинские школьники вскидывают руки в нацистском приветствии, а на Донбассе льется кровь. Выбери австрияки на место Грушевского кого-то другого, смог бы он действовать так же эффективно? Неизвестно… Роль личности в истории все-таки недооценивать не стоит…

Святослав Князев

Грушевский, Михаил Яковлевич (родился в Москве 29 декабря (19641229 ) года) - российский актёр , юморист , эстрадный пародист , спортивный эксперт.

Биография

Родился в Москве. По материнской линии его предки родом с Украины , бабушка жила в Киеве , а дедушка в Одессе .

Актёр также принимал участие во многих других юмористических и сатирических передачах, в частности, в телепередаче «Куклы », где озвучивал персонажей - политических деятелей.

В 2008 году участвовал в реалити-шоу «Первого канала » «Последний герой » .

Популярный шоумен, ведущий развлекательных программ, праздников. Обладает уникальным талантом пародийной импровизации.

Личная жизнь

  • Первый брак - Ирина Миронова. Брак 2001-2012.

Дочь - Дарья Грушевская (2002 г.р.)

  • Вторая жена - Евгения Гуслярова, художественный переводчик (английский язык), маркетолог, предприниматель. Свадьба состоялась 31.01.2015.

Объекты пародий

  • Михаил Горбачев

Сам актёр говорил по этому поводу:

«У меня же не только президенты были в „арсенале“, но и Хасбулатов, Жириновский, и ныне ушедший Лебедь, и многие другие. Некоторые даже говорили, что они должны приплачивать мне за раскрутку. Я никогда не отказывался, но денег почему-то так ни от кого и не получил »

.

Сами же объекты пародий к его выступлениям, по словам актёра, относились так:

«С Борисом Николаевичем мы виделись после концерта, ему больше всего понравилась моя пародия на Михаила Сергеевича. Лещенко и Винокур даже выходили ко мне на сцену с букетами, прослушав „Вовчика и Левчика“. А с Горбачевым я, к сожалению, не пересекался. Мне рассказывали, что один канал зазывал его на передачу, посвященную Первому съезду народных депутатов, а он ответил: не могу. „Ну как же мы без вас?“ - „А вы пригласите Грушевского“. Если это так, то мне приятно, черт побери!»

В программе «Повтори! »

  • Владимир Жириновский (1 выпуск);
  • Вячеслав Зайцев (2 выпуск);
  • Николай Озеров (3 выпуск);
  • Ян Арлазоров (4 выпуск; исполнял оригинальный монолог Я. Арлазорова «В самолёте»);
  • Аркадий Райкин (5 выпуск; исполнял оригинальный монолог А. Райкина «Век техники»);
  • Владимир Винокур (6 выпуск; в категории «Телефонный розыгрыш» разыграл его голосом шоумена Александра Гудкова);
  • Илья Резник (7 выпуск);
  • Фрунзик Мкртчян (8 выпуск; пародировался персонаж Ф. Мкртчяна - Рубик Хачикян из фильма «Мимино »)
  • Евгений Леонов (категория «Мультфильмы»; пародировался озвученный Е. Леоновым Винни-Пух); Лев Лещенко (финал; исполнялась оригинальная песня Л. Лещенко «Трус не играет в хоккей»).

Напишите отзыв о статье "Грушевский, Михаил Яковлевич"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Грушевский, Михаил Яковлевич

«Да, им это должно казаться жалко! – подумал он. – А как это просто!»
«Птицы небесные ни сеют, ни жнут, но отец ваш питает их», – сказал он сам себе и хотел то же сказать княжне. «Но нет, они поймут это по своему, они не поймут! Этого они не могут понимать, что все эти чувства, которыми они дорожат, все наши, все эти мысли, которые кажутся нам так важны, что они – не нужны. Мы не можем понимать друг друга». – И он замолчал.

Маленькому сыну князя Андрея было семь лет. Он едва умел читать, он ничего не знал. Он многое пережил после этого дня, приобретая знания, наблюдательность, опытность; но ежели бы он владел тогда всеми этими после приобретенными способностями, он не мог бы лучше, глубже понять все значение той сцены, которую он видел между отцом, княжной Марьей и Наташей, чем он ее понял теперь. Он все понял и, не плача, вышел из комнаты, молча подошел к Наташе, вышедшей за ним, застенчиво взглянул на нее задумчивыми прекрасными глазами; приподнятая румяная верхняя губа его дрогнула, он прислонился к ней головой и заплакал.
С этого дня он избегал Десаля, избегал ласкавшую его графиню и либо сидел один, либо робко подходил к княжне Марье и к Наташе, которую он, казалось, полюбил еще больше своей тетки, и тихо и застенчиво ласкался к ним.
Княжна Марья, выйдя от князя Андрея, поняла вполне все то, что сказало ей лицо Наташи. Она не говорила больше с Наташей о надежде на спасение его жизни. Она чередовалась с нею у его дивана и не плакала больше, но беспрестанно молилась, обращаясь душою к тому вечному, непостижимому, которого присутствие так ощутительно было теперь над умиравшим человеком.

Князь Андрей не только знал, что он умрет, но он чувствовал, что он умирает, что он уже умер наполовину. Он испытывал сознание отчужденности от всего земного и радостной и странной легкости бытия. Он, не торопясь и не тревожась, ожидал того, что предстояло ему. То грозное, вечное, неведомое и далекое, присутствие которого он не переставал ощущать в продолжение всей своей жизни, теперь для него было близкое и – по той странной легкости бытия, которую он испытывал, – почти понятное и ощущаемое.
Прежде он боялся конца. Он два раза испытал это страшное мучительное чувство страха смерти, конца, и теперь уже не понимал его.
Первый раз он испытал это чувство тогда, когда граната волчком вертелась перед ним и он смотрел на жнивье, на кусты, на небо и знал, что перед ним была смерть. Когда он очнулся после раны и в душе его, мгновенно, как бы освобожденный от удерживавшего его гнета жизни, распустился этот цветок любви, вечной, свободной, не зависящей от этой жизни, он уже не боялся смерти и не думал о ней.
Чем больше он, в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые он провел после своей раны, вдумывался в новое, открытое ему начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Всё, всех любить, всегда жертвовать собой для любви, значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнию. И чем больше он проникался этим началом любви, тем больше он отрекался от жизни и тем совершеннее уничтожал ту страшную преграду, которая без любви стоит между жизнью и смертью. Когда он, это первое время, вспоминал о том, что ему надо было умереть, он говорил себе: ну что ж, тем лучше.
Но после той ночи в Мытищах, когда в полубреду перед ним явилась та, которую он желал, и когда он, прижав к своим губам ее руку, заплакал тихими, радостными слезами, любовь к одной женщине незаметно закралась в его сердце и опять привязала его к жизни. И радостные и тревожные мысли стали приходить ему. Вспоминая ту минуту на перевязочном пункте, когда он увидал Курагина, он теперь не мог возвратиться к тому чувству: его мучил вопрос о том, жив ли он? И он не смел спросить этого.

Болезнь его шла своим физическим порядком, но то, что Наташа называла: это сделалось с ним, случилось с ним два дня перед приездом княжны Марьи. Это была та последняя нравственная борьба между жизнью и смертью, в которой смерть одержала победу. Это было неожиданное сознание того, что он еще дорожил жизнью, представлявшейся ему в любви к Наташе, и последний, покоренный припадок ужаса перед неведомым.
Это было вечером. Он был, как обыкновенно после обеда, в легком лихорадочном состоянии, и мысли его были чрезвычайно ясны. Соня сидела у стола. Он задремал. Вдруг ощущение счастья охватило его.
«А, это она вошла!» – подумал он.
Действительно, на месте Сони сидела только что неслышными шагами вошедшая Наташа.
С тех пор как она стала ходить за ним, он всегда испытывал это физическое ощущение ее близости. Она сидела на кресле, боком к нему, заслоняя собой от него свет свечи, и вязала чулок. (Она выучилась вязать чулки с тех пор, как раз князь Андрей сказал ей, что никто так не умеет ходить за больными, как старые няни, которые вяжут чулки, и что в вязании чулка есть что то успокоительное.) Тонкие пальцы ее быстро перебирали изредка сталкивающиеся спицы, и задумчивый профиль ее опущенного лица был ясно виден ему. Она сделала движенье – клубок скатился с ее колен. Она вздрогнула, оглянулась на него и, заслоняя свечу рукой, осторожным, гибким и точным движением изогнулась, подняла клубок и села в прежнее положение.
Он смотрел на нее, не шевелясь, и видел, что ей нужно было после своего движения вздохнуть во всю грудь, но она не решалась этого сделать и осторожно переводила дыханье.
В Троицкой лавре они говорили о прошедшем, и он сказал ей, что, ежели бы он был жив, он бы благодарил вечно бога за свою рану, которая свела его опять с нею; но с тех пор они никогда не говорили о будущем.
«Могло или не могло это быть? – думал он теперь, глядя на нее и прислушиваясь к легкому стальному звуку спиц. – Неужели только затем так странно свела меня с нею судьба, чтобы мне умереть?.. Неужели мне открылась истина жизни только для того, чтобы я жил во лжи? Я люблю ее больше всего в мире. Но что же делать мне, ежели я люблю ее?» – сказал он, и он вдруг невольно застонал, по привычке, которую он приобрел во время своих страданий.
Услыхав этот звук, Наташа положила чулок, перегнулась ближе к нему и вдруг, заметив его светящиеся глаза, подошла к нему легким шагом и нагнулась.
– Вы не спите?
– Нет, я давно смотрю на вас; я почувствовал, когда вы вошли. Никто, как вы, но дает мне той мягкой тишины… того света. Мне так и хочется плакать от радости.
Наташа ближе придвинулась к нему. Лицо ее сияло восторженною радостью.
– Наташа, я слишком люблю вас. Больше всего на свете.
– А я? – Она отвернулась на мгновение. – Отчего же слишком? – сказала она.
– Отчего слишком?.. Ну, как вы думаете, как вы чувствуете по душе, по всей душе, буду я жив? Как вам кажется?
– Я уверена, я уверена! – почти вскрикнула Наташа, страстным движением взяв его за обе руки.
Он помолчал.
– Как бы хорошо! – И, взяв ее руку, он поцеловал ее.
Наташа была счастлива и взволнована; и тотчас же она вспомнила, что этого нельзя, что ему нужно спокойствие.
– Однако вы не спали, – сказала она, подавляя свою радость. – Постарайтесь заснуть… пожалуйста.
Он выпустил, пожав ее, ее руку, она перешла к свече и опять села в прежнее положение. Два раза она оглянулась на него, глаза его светились ей навстречу. Она задала себе урок на чулке и сказала себе, что до тех пор она не оглянется, пока не кончит его.
Действительно, скоро после этого он закрыл глаза и заснул. Он спал недолго и вдруг в холодном поту тревожно проснулся.
Засыпая, он думал все о том же, о чем он думал все ото время, – о жизни и смерти. И больше о смерти. Он чувствовал себя ближе к ней.
«Любовь? Что такое любовь? – думал он. – Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть бог, и умереть – значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику». Мысли эти показались ему утешительны. Но это были только мысли. Чего то недоставало в них, что то было односторонне личное, умственное – не было очевидности. И было то же беспокойство и неясность. Он заснул.