Колоссы мемнона. Загадки истории: «Колоссы Мемнона

Окрашивание

Египет - это страна, в которой можно встретить множество различных древних монументов. Колоссы Мемнона являются интересным артефактом Древнего Египта, но к нему они не имеют прямого отношения.

Началось все с того, что Колоссы Мемнона были сделаны в честь Аменхотепа III, который правил еще в XIV веке в Египте. Его отцом был Эхнатон, легендарный фараон - реформатор. Также Колоссы являлись частью архитектуры Некрополя. Сам Некрополь был расположен в городе Фивах. На сегодняшний день напротив него расположен город Луксор.

Некрополь считался небольшим культовым городком. Его соорудили в честь фараона. Площадь его была огромна, около 30 гектар. Вокруг него располагались культовые сооружения, главным из которых был храм погребения Аменхотепа III. Колоссы Мемнона - это две статуи Аменхотепа III, сделанные из камня, в виде сидящего фараона.

Они были расположены у западного берега Нила, лицами на восток, где восходило Солнце. У ног статуи фараона стояли скульптуры его матери и жены, Мутемуйи и Тии. Боковые стороны статуй имели изображение бога Хапи, который являлся для Некрополя защитником от сезонных разливов Нила. Но история гласит, что ему не удалось спасти его и при каждом наводнении, погребальные храмы рушились. Но некоторые статуи все же уцелели и по сей день стоят на своих местах. Но само название Колоссы Мемнона появилось немного позже. Оно было придумано римлянами и греками. Считалось, что Мемнон - это был царь Эфиопии из античной мифологии. Именно он оказал помощь грекам в войне с войском Ахиллеса, который осадил Трою. Также слово Мемнос было схоже с греческим словом Мемнониум. Это слово означало часть города Фив, в котором был построен погребальный храм Аменхотепа III.

Звуки Колосов Мемнона

Греческая мифология говорит, что они издавали звуки. В I веке до н.э., после землетрясения в Фивах, многие экспонаты были разрушены, а в некоторых образовались трещины. Ими стали и Колоссы Мемнона, которые со временем начали произносить странные грустные звуки, с каждым восходом Солнца.

Греки и римляне основали на этом легенду. Они считали, что каждое утро Мемнон встречает песней свою мать Эос, но некоторые считали, что это мать оплакивает сына. Но все же народ начал поклонялся статуям фараона. И уже к 200 году, когда у власти Рима стоял император Север, по его приказу эти статуи были восстановлены. И после этого они умолкли навсегда.

Ученые объяснили пропажу звуков тем, что влага, накопившаяся за ночь, утром испарялась с первыми лучами Солнца. Ее испарение влияло на разрушение камня. Именно тогда и произносились эти звуки.

В 199 году, поверхность статуй была отполирована и выровнена, поэтому звуки прекратились, т.к. влаги уже скапливать было негде. По сей день, Колоссы Мемнона удивляют туристов своей красотой и загадочностью.

Колоссы Мемнона – стражи исчезнувшей красоты.

На просторной равнине, раскинувшейся вокруг Фив, между Нилом и Долиной Царей можно видеть остатки монументальной аллеи, которая вела к храму Аменофиса III (Аменхотепа III). Храм, к сожалению, исчез, а то, что осталось, и известно под названием "Колоссы Мемнона". Речь идет о двух гигантских статуях 18-метровой высоты, одни только ноги которых имеют 2 м длины и 1 м толщины. Изваянные из монолитных блоков песчаника, они изображают сидящего на троне фараона, руки которого лежат на коленях. Южный колосс, хотя и очень поврежденный, кажется, пострадал меньше другого, о котором сложены легенды. Возможно, в 27 году до н.э. мощное землетрясение серьезно повредило большую часть фиванских сооружений и обрушило верхнюю часть колосса до пояса. Однако, некоторые историки считают, что это акт вандализма царя Камбиза, и это кажется более правдоподобным по той причине, что Египет никогда не был страной землетрясений. Эти две сидячие фигуры, высеченные из единого камня и изображающие фараона Аменофиса III (Аменхотепа III), охраняли вход в погребальный храм фараона Аменофиса III (Аменхотепа III). (Кстати, именно оттуда были привезены в Петербург в 1832 году и установлены на набережной Невы возле Академии художеств два сфинкса). Греки назвали эти фигуры "колоссами Мемнона". И вот после землетрясения 27 года до н. э., когда от правой статуи отвалилась верхняя часть, было замечено, что каждое утро на восходе солнца статуя испускает невнятный, протяжный звук, в котором некоторые путешественники слышат печальную, но гармоническую мелодию. Это странное явление, подтвержденное такими знаменитыми историками как Страбон, Павсаний, Тацит, Лукиан и Филострат, дало повод греческим поэтам сочинить красивую легенду. Они утверждали, что "поющий камень" представляет Мемнона, мифического сына Авроры и Тифона - царя Египта и Эфиопии. Посланный своим отцом на помощь троянцам, осажденным греческой армией, Мемнон прославился, убив в сражении Антилоха, сына Нестора; но и он, в свою очередь, погиб от мстительной руки Ахилла. Аврора в слезах умолила всемогущего Юпитера воскресить ее сына хотя бы на мгновение в день. Так, каждое утро, когда Аврора ласкает своими лучами сына, он отвечает своей безутешной матери протяжным жалобным стоном... Такова трогательная поэтическая легенда, но это явление в действительности имеет вполне естественную основу. Звуки возникают от вибраций, происходящих на поверхности излома под действием тепла первых солнечных лучей на остывший за ночь камень. Это научное объяснение подтверждается историей. Действительно, до Страбона ни один историк не говорит о "голосе" колосса Мемнона, а те, кто свидетельствовал об этом, наблюдали колосса в промежуток времени между его разрушением и последующим восстановлением при Септимии Севере (193-221 гг. н.э.) К статуе устремились паломники. Так продолжалось два века - до тех пор, пока император Септимий как раз решил подремонтировать колосса. И подремонтировал: осколки его верхней части собрали и установили вновь, а статуя замолчала. В течение многих веков на ногах колосса были нацарапаны многочисленные и порой любопытные надписи. Одна из них читается так: "Знай, о Тот, ты, кто царствует над водами, что Мемнон еще жив и что согретый материнским огнем, он издает свой звонкий голос у подножия Ливийских гор в Египте, там, где Нил разделяет надвое прекрасновратные Фивы; в то время как ты, Ахилл, некогда ненасытный в битве, теперь безмолвен и на равнине Трои, и в горах Фессалии".

У южной статуи вид на маленькая скульптура царицы Тейи, жены Аменхотепа III. Как было принято, скульптура жены меньше статуи фараона и находится возле его ноги.

С недостатком внимания, от которого до сей поры страдали гиганты, скоро будет покончено. Очистка статуй, которая потребовала больших расходов, - это только первый шаг. Под руководством Штадельманна археологи один за другим откапывали фрагменты возможно самого большого храмового сооружения в Египте - заупокойного комплекса Аменхотепа III в Ком эль-Хеттан, сооруженного выдающимся зодчим Аменхотепом сыном Хапу в 14 в. До н.э. Империя Аменхотепа III - «фараона-Солнце» простиралась от Евфрата вплоть до 4-го нильского порога. Из завоеванной Нубии золото текло рекой в сокровищницы фараона, что позволило ему возвести по всей стране невероятное количество храмов, культовых сооружений и статуй. Эта страсть к строительству достигла своего апогея в царском заупокойном храме в Фивах. От сооружения длиной около 500 метров и шириной более 300 метров сегодня сохранились только фрагменты.

«Аменхотеп строил буквально на песке, - рассказывает Райнер Штадельманн.- Он хотел, чтобы храм воспринимался как естественный холм, выросший из недр нильской земли». За свою самоуверенность тщеславный строитель был жестоко наказан: наводнения постепенно размыли фундамент, а землетрясения откалывали от гигантского здания камень за камнем, пока оно не обвалилось. Об остальном позаботились потомки. Забыв о совести и о предках, они присвоили стены и статуи и тем самым прославляли себя. Все остальные памятники, обнаруженные в Ком эль-Хеттан известны археологам во всем мире начиная с XIX века. Сегодня эти предметы вызывают восхищение у посетителей музеев в Нью-Йорке, Лондоне и Берлине.

И все же Штадельманн убежден, что его ждет еще немало открытий. Геофизические исследования позволят понять, где пролегали стены. Обработка данных, проводимая в Мюнхене, должна дать заключение о том, что еще может находиться в земле. «Мы мечтаем найти статуи», - говорит Штадельманн. И это вполне оправданное желание. Так, совсем недавно жена и коллега Штадельманна Хуриг Сурузян обнаружила еще одного колосса, по всей видимости стражника у ворот второго пилона, который находился примерно в 50 метрах от пары сидящих гигантов и был не намного их меньше. Постепенно части этой погребенной статуи будут теперь очищены от черного налета и защищены от разрушения.

Однако внимание Штадельманна сосредоточено прежде всего на знаменитой паре колоссов. В свое время они были высечены из одного массива и из каменоломни, расположенной к северу от современного Каира, перевезены по Нилу в Фивы.

Греки дали им имя павшего под Троей Мемнона - искаженное «Небмаатра» - тронное имя Аменхотепа III.

Северная статуя во время восхода солнца в древности, как известно, издавала своеобразный стонущий звук, напоминавший о плаче убитого Мемнона, взывающего с мольбой к своей матери - богине утренней зари Эос. Во время одного из землетрясений верхняя часть ее туловища была разрушена, и римский император Септимий Север приказал соорудить ее заново из крупных каменных блоков. В XVI веке мамлюки во время своего похода в Нубию расстреляли лица обеих статуй, изображавших одного из величайших царей древности.

Райнер Штадельманн оптимистично надеется обнаружить в земле хотя бы остальную часть оригинала. Сейчас на поверхности находится по меньшей мере верхняя часть старого колосса. Первоначально красновато-коричневый кварц за тысячелетия покрылся желтым слоем песка и соли. Одна из немецких фирм профинансировала работы Штадельманна, и в течение двух последних месяцев он занимался чисткой колоссов. С помощью специального лазерного пистолета стало возможным сантиметр за сантиметром подогнать друг к другу многочисленные фрагменты. В некоторых местах из-под слоя грязи проступили цвета тысячелетней давности, которые когда-то покрывали всю статую.

Сегодня, как и тысячелетия тому назад, колоссы Аменхотепа III встречают всех, кто хочет увидеть уникальные гробницы и храмы западного берега Фив. Время так жестоко обошлось с их обликом, но суть великого творения древних мастеров и величественность египетского искусства остались неизменными.

Колоссы Мемнона являются неотъемлемой частью архитектурного наследия Египта. Статуи были возведены в городе Луксор в честь фараона Аменхотепа III – на них он и изображен. Здесь был построен целый храм, но он разрушился, а две удивительные скульптуры дают возможность отдыхающим прикоснуться к многовековой истории, сделав фото на память. Высота этих статуй составляет 20 метров, а вес – свыше 700 тонн. В качестве строительного материала применялись блоки из песчаника.

Колоссы Мемнона: история

Много столетий назад задача Колоссов Мемнона заключалась в охране более значимого сооружения – храма Аменхотепа III. Однако строение было возведено недалеко от реки Нил, разливы которого стерли его с лица земли. В связи с этим главной достопримечательностью стали уцелевшие «стражи» храма. По степени религиозности и красоте с храмом не конкурировало ни одно святилище Древнего Египта.

Благодаря античному историку Страбону мир узнал, почему статуи называли поющими. Весь секрет в том, что лучи восходящего солнца нагревали воздух, а тот просачивался через отверстие в северном Колоссе Мемнона, издавая красивую мелодию. Но в 27 году до н. э. произошло землетрясение, вследствие чего северная скульптура была уничтожена. Немного позже ее отреставрировали римляне, но звуков она больше не издавала.


Значимость статуй

Останки этих статую дают современному поколению представление о масштабах строительства и уровне технологий того времени. Невозможно представить, сколько значимых событий на протяжении 3-х тысяч лет происходило возле них.

Серьезные повреждения лица и других частей скульптур делают невозможным распознать облик одного из самых влиятельных фараонов древнего Египта. Некоторые историки убеждены, что ущерб Колоссам Мемнона нанес один из персидских царей – Камбиз.

June 17th, 2016

Восточный край неба медленно наполняется светом. Ослепительно вспыхнув, краешек солнечного диска разметал свои первые лучи по окрестной пустыне. Утро пришло в Луксор, как приходило сюда тысячи лет, озаряя и наполняя светом застывшие громады пирамид, воды Нила, узкие улочки древнего города с его базарами, минаретами, шумливой многоголосой толпой. Вот оно подкралось к подножию двух гигантских, каменных, безликих изваяний, остановилось на миг, словно спрашивая разрешения на дальнейший путь, и, осыпав их рассветным золотом, двинулось дальше...

Почти три с половиной тысячи лет Колоссы Мемнона безмолвно восседают на своих каменных постаментах, предваряя вход в некогда величественный погребальный храм, построенный великим правителем Египта Аменхотепом III. Две статуи - это он сам, восседающий на троне, лицом, обращённым на восток, навстречу солнцу. Его руки смиренно сложены на коленях, а у ног высечены фигуры двух женщин. Одна из них - его жена Тия, другая - его мать Мутемуйя. На боковых панелях сохранилось изображение бога Нила - Хапи.

Фото 2.

Мы лишь можем строить догадки относительно того, как доставлялись к месту строительства на расстояние в 670 километров огромные многотонные блоки кварцитного песчаника, добытого в каменоломнях неподалеку от современного Каира. По расчётам специалистов, вес каждой статуи может достигать 700 тонн. Колоссы Мемнона - щедрая дань культу мёртвых, давшему мощный толчок развитию древнеегипетской культуры. Сохранить покой усопшего фараона, воплощённого божества, покинувшего земные пределы и обретшего вечную жизнь по ту сторону бытия, в прежнем блеске и величии - такова идея скульптурной композиции.

Фото 3.



1857 год.

Колоссы Мемнона первоначально предназначались для охраны входа в Поминальный храм Аменхотепа. По свидетельствам современников, величие и роскошь храмового комплекса не имела себе равных в древнем Египте. Площадь храма составляла 35 гектаров. Потомки Аменхотепа III - Рамзес II и Рамзес III так и не сумели его превзойти



У храма сложилась непростая судьба. От древнегреческого историка и географа Страбона, ставшего свидетелем разрушительного землетрясения в 27 году до нашей эры, до нас дошли воспоминания о значительном повреждении северной фигуры. Уже в XIX веке на известной литографии 1840 года мы видим статуи, окруженные водой. Ежегодные наводнения в пойме Нила заметно повредили их основания. Но именно частичное разрушение одного из колоссов придало им мистическую окраску. Возможно, перепады температуры и испарения влаги внутри разломов при лёгком дуновении ветра вызывали странные звуки, напоминающие лёгкий стон или посвистывание.



17 марта 1862. Колосс Мемнона, Фивы

Колоссы Мемнона стали «поющими», что привлекало к ним тысячи путешественников со всего света, жаждущих увидеть и услышать это чудо. Но тут в дело вмешался римский император Септимий Север, в 199 году отдавший приказ скрепить повреждённые части и таким образом ублажить оракула. Так «пение» навсегда прекратилось.

Сегодня о былом величии Поминального храма Аменхотепа III уже почти ничего не напоминает, кроме двух полуразрушенных статуй. И виновато здесь было не только время и частые наводнения. Учёные не исключают, что египетские цари более позднего периода частенько использовали плиты храма для строительства других сооружений, увековечивая уже свою память.

Фото 6.


1900 год

Колоссы Мемнона, о которых кажется уже известно всё, продолжает удивлять. Всемирно известный немецкий египтолог Райнер Штадельманн во время реставрации статуй обнаружил на головных уборах цариц и фараона полихромные росписи, а так же чудом сохранившуюся подводку разбитых глаз.

Фото 13.


Воспоминания о Египте. 1900-1910-е

И всё-таки, почему статуям Аменхотепа III дали имя Мемнона? Ведь так звали эфиопского царя, по преданию павшего в Троянской войне от руки самого Ахилла. По всей видимости, путаницу внесли греки, принявшие Нембаатра (тронное имя Аменхотепа III) за Мемнона. В переводе на русский оно означает «правитель утренней зари».

Ко времени царствования Аменхотепа III относится период расцвета Египта. При нём были установлены дипломатические отношения с Вавилоном, Сирией-Палестиной, могущественным царством Митанни. Фараон женился на дочери вавилонского царя, а двор египетского правителя потрясал своей роскошью. Помимо Погребального храма в его царствование было сооружено немало великолепных строений, среди которых величественный перестиль и колоннада в Луксорском храме.
Мумия Аменхотепа III была обнаружена в 1898 году в одном из тайников Долины царей.

Фото 4.


Колоссы Мемнона. Фивы, Египт. 1900-1920 гг.

Благодаря раскопкам последних лет, постепенно стал вырисовываться утраченный облик храма. У первого пилона как раз и находились статуи. Дальше на запад простирался обширный двор, второй пилон, а перед ним другая пара колоссов. Храм продолжался гигантской процессионной колоннадой, алебастровыми колоссами у третьего пилона и крытым двором с огромными статуями царя в облике Осириса.

В южной части двора располагались сфинксы - точная копия петербургских, а в северной - сфинксы в облике царицы Тейе. За двором находился крытый колонный зал. Между расписных и обитых золотом колонн в форме пучков папируса стояли многочисленные скульптуры богини Сехмет, охраняющие покой в святая святых, где находились статуи божеств и, возможно, самого фараона.

Фото 5.

Храм специально был построен рядом с Нилом. Чтобы подчеркнуть его величие, предполагалось затопление двора во время наводнений, и храм тогда, как бы уподоблялся суше, сотворённой в начале всех начал. Однако не всё удалось предусмотреть. Фундамент оказался ненадёжен и колонны, стоявшие прямо на грунте, под собственной тяжестью стали проседать и, в конце-концов обрушились, чем обрекли весь храм на гибель.

В истории древнего Египта ещё немало белых пятен. По мнению известного российского египтолога, заведующего сектором Древнего Востока Государственного Эрмитажа доктора исторических наук А. О. Большакова, огромные территории Египта до сих пор не исследованы. В их числе дельта Нила, где культурный слой находится глубоко под наносами рек. Слабо изучены памятники, находящиеся в мировых музеях.

Фото 7.

Древние египтяне, в отличие от греков или китайцев, свою историю не записывали. Для них она была всего лишь сменой циклов - годовых, царственных и т.д. К чести учёных, научившихся к началу двадцатого века достаточно легко читать древнеегипетские тексты, наши познания о том далёком времени значительно расширились. Однако до полного теоретического осмысления языка и системы письма ещё далеко.

Фото 8.

Не остаётся без внимания эпоха царствования Аменхотепа III. Египтологи часто спорят о том, были ли так называемые «сцены божественного рождения» Хатшепсут и Аменхотепа III, изображённые во дворце Дейр-эль-Бахри и в Луксоре, пропагандистскими или религиозными документами. Американский исследователь Колин Кэмпбелл в своей книге «Чудесные рождения царя Амон-Хотепа III и другие египетские исследования» доказывал, что причины для создания сцен рождения были скорее религиозными, чем политическими, и относились к замещению культа бога Ра, культом бога Амона.

Фото 9.

Интересен и необычен взгляд на историю древнего Египта двух наших известных соотечественников, математиков Г. В. Носовского и А. Т. Фоменко. По их расчётам, описываемые события - не такая уж и седая древность. Всё это, якобы, происходило в эпоху завоеваний мамелюков в XIII - XIV веках нашей эры, а сам Египет был всего лишь окраиной огромной империи - Руси - Орды. Абсолютно парадоксальным выглядит утверждение, что один из колоссов Мемнона восседает на троне с изображением православного креста на тыльной стороне. И самое интересное, он действительно там есть. Нам лишь остаётся надеяться: истина где-то рядом.

Фото 10.

Кто был главным архитектором при Аменхотепе III? Известно ли нам имя создателя Луксора? История рассказывает о славном Аменхотепе по прозвищу Хеви, сыне Хапу. Это был великий Мастер и зодчий, целитель и жрец-посвященный. Память о нем жила среди египтян веками. В эпоху Позднего Царства Аменхотепа продолжали почитать уже как бога. Ваятели изображали его человеком зрелых лет, задумчиво сидящим в позе писца — воплощение самой мудрости. Его называли вестником богов и главой мудрецов, проникших в самую сокровенную область познания.

«Меня приобщили к книгам, — говорит Аменхотеп в тексте, написанном на одной из его статуй, — я узнал формулы Тота, я искусен в этих секретах, я преодолел все их трудности». В этом нет ни капли тщеславия, ибо нам известны творения Мастера: храм в Луксоре, храм Хонсу в Карнаке, храм Мут, аллея сфинксов между Луксором и Карнаком, а также поминальный храм Аменхотепа III на Западном берегу, от которого сохранились только колоссы Мемнона.

Эти гигантские статуи Аменхотепа III справедливо считаютхся одним из чудес света. Есть предположение, что они гораздо старше, чем какое-либо сооружение, связанное с историческими фараонами. Легенды говорят, что колоссы Мемнона были посвящены Восходящему Солнцу — восход, кульминация в зените и закат солнца назывались у египтян Мемнон, Амон и Маамон.

Фото 11.

Колоссы были хорошо известны в античное время. У греков они ассоциировались с героем Мемноном, царем Эфиопии, погибшим на троянской войне от руки Ахилла. Это отождествление, возможно, объясняется следующим фактом: правая, северная статуя на рассвете издавала протяжные мелодичные звуки, приветствуя свою мать — богиню зари Эос. Греческие музыканты совершали паломничество в Египет, чтобы услышать семь основных, чистых нот.

Фото 14.

Колоссы Мемнона – это уникальное культурное наследие древности, которым обладает Египет. Эти исполинские фигуры, которые простояли уже 3 с половиной тысячи лет, продолжают восхищать и современных туристов. На фото легко можно увидеть, насколько они велики.

Только благодаря этим колоссам и тем немногим каменным обломкам, что остались от храма Аменхотепа, ученые могут составить представление обо всем размахе строительства при этом правителе, а ведь он был по-настоящему огромным. К великому сожалению, храм не дожил до современности, а статуи достались потомкам в ужасном состоянии – воды Нила не пощадили их, а сильное землетрясение лишь дополнило их работу. Однако некоторые египтологи придерживаются мнения, что колоссы Мемнона разрушила не стихия, а вполне конкретная личность – царь Персии Камбиз. Но как бы то ни было, колоссы дожили до наших дней, пусть и в таком виде. Они являют собой точное подтверждение величия фараона Аменхотепа III и того высочайшего уровня развития, на котором находился Египет того времени.

Фото 15.

Во время разлива пьедесталы частично были покрыты водой, и тогда статуи казались сидящими посреди озера.

Фото 16.

Фото 17.

Сегодня в статуях сложно узнать облик фараона Аменхотепа. У колоссов стерлись и разрушились лица, а сами они все в бесчисленных сколах и трещинах. Но даже такие – полуразрушенные, с множественными повреждениями – колоссы Мемнона продолжают притягивать тысячи туристов. Это неудивительно: Египет (и особенно Луксор) – это место, где сконцентрировано огромное количество памятников древности, притягивающих многочисленных посетителей. И огромная их часть обязательно приезжает полюбоваться колоссами и сделать памятное фото на фоне этих выдающихся архитектурных творений Древнего мира.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24.


источники