Как зарегистрировать онлайн-кассу. Как правильно зарегистрировать контрольно-кассовую машину

Фасада

Регистрация ККТ – это один из обязательных пунктов соблюдения кассовой дисциплины для юрлиц и ИП, имеющих наличный денежный оборот. С помощью регистрации ККТ налоговые органы получают возможность контролировать деятельность розничной торговли. Процедура имеет ряд особенностей, которым посвящена наша статья.

Что нужно сделать перед тем, как зарегистрировать ККТ в ИФНС

Перед регистрацией ККТ в налоговых органах лицу, намеренному ее использовать, необходимо приобрести контрольно-кассовую технику у ее производителя или в центрах технического обслуживания ККТ (ЦТО). Помимо продажи контрольно-кассовой техники они занимаются ее техническим сопровождением, наладкой, ремонтом и консультированием клиентов. Перечень генеральных поставщиков кассового оборудования устанавливает государственная экспертная комиссия. При покупке ККТ между покупателем и продавцом может одновременно заключаться договор на техническое обслуживание кассового оборудования.

После 01.02.2017 зарегистрировать в ИФНС можно только ту ККТ, которая соответствует требованиям ст. 4 закона «О применении ККТ…» от 22.05.2003 № 54-ФЗ, обновленного в связи с введением онлайн-касс. Ее основные отличия от кассовой техники, применявшейся ранее, заключаются в том, что она:

  • подключается к интернету и обеспечивает передачу сведений о продажах в налоговый орган через оператора фискальных данных в режиме реального времени;
  • способна осуществлять расчеты с применением банковских карт;
  • имеет фискальный накопитель информации о продажах, сохраняющий эти данные за определенный период и так же, как и сама ККТ, подлежащий регистрации в налоговом органе;
  • дает возможность не только печати всех создаваемых документов (в т. ч. сохраненных в фискальном накопителе), но и их формирования в электронном виде;
  • обеспечивает формирование документов с определенным (расширенным по сравнению с ранее применявшейся техникой) набором реквизитов, которые зашифровываются в штрих-коде.

Приобретаемая ККТ и фискальный накопитель к ней (подлежащий замене по мере его заполнения информацией) должны быть обязательно включены в соответствующие государственные реестры. Наличие договора с ЦТО для регистрации теперь необязательно. Но обязательным условием применения онлайн-ККТ становится заключение договора с оператором фискальных данных.

О том, нужна ли ККМ «упрощенцу», читайте в статье «Нужен ли кассовый аппарат при УСН в 2017 году?» .

Постановка на учет ККТ в налоговой инспекции

Для регистрации ККТ ее пользователь подает заявление либо на бумаге в любую ИФНС региона, либо электронно через кабинет контрольно-кассовой техники. В последнем случае дата подачи этого документа совпадает с датой его размещения в кабинете.

В заявлении о регистрации контрольно-кассовой техники указываются (п. 2 ст. 4.2 закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ):

  • полное название юрлица или Ф. И. О. ИП;
  • адрес (для интернет-расчетов - адрес сайта) и то место, где будет использоваться ККТ;
  • название модели ККТ и ее заводской номер;
  • название модели фискального накопителя и его заводской номер;
  • номер применяемого для расчетов автоматического устройства (если оно используется);
  • информация о том, будет ли применяться ККТ в режиме, который не предусматривает электронную передачу данных в ИФНС;
  • информация об использовании ККТ только для формирования БСО;
  • информация о применении ККТ только для интернет-расчетов;
  • информация о том, будет ли ККТ применяться для осуществления функций платежного агента или по приему ставок и выдаче выигрышей при ведении деятельности по организации азартных игр.

ИФНС, проверив правомерность регистрации, присваивает ККТ регистрационный номер и не позже 1-го рабочего дня, следующего за днем подачи документа, передает его пользователю. Получив от ИНФС регистрационный номер, пользователь должен на следующий за днем получения этого номера рабочий день занести его в фискальный накопитель вместе со сведениями о себе и применяемой ККТ, сформировать отчет о регистрации и направить его в ИФНС либо через оператора фискальных данных, либо через кабинет ККТ.

Полученные в процессе регистрации сведения ИФНС заносит в журнал учета и карточку регистрации ККТ . Дата оформления карточки считается датой регистрации (п. 7 ст. 4.2 закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).

Как заполнить бланк заявления о регистрации ККТ

Формы заявления о регистрации, книги учета и карточки регистрации утверждены приказом ФНС РФ от 09.04.2008 № ММ-3-2/152@. С переходом к регистрации только онлайн-устройств изменения в них не внесены. Поэтому использовать эту форму заявления для онлайн кассы пока невозможно . На данный момент имеются только форматы для документов, подаваемых электронно.

Бумажное заявление о регистрации ККТ заполняется на 3 страницах. Форма его (имеющая номер 1110021) используется не только для регистрации ККТ в налоговой , но и при снятии с учета или перерегистрации кассовых устройств. Скачать бланк заявления можно на нашем сайте.

Заполнение бланка заявления напоминает налоговые декларации, поэтому на практике не должно вызвать затруднения у бухгалтеров.

Кто выдает образец карточки на регистрацию контрольно-кассовой техники

Карточка регистрации ККТ выдается налоговой инспекцией по истечении 5 рабочих дней (пп. 7 и 11 ст. 4.2 закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ) с дня подачи заявления на регистрацию. Направляется она пользователю в электронном виде через кабинет ККТ или через оператора фискальных данных и существует как электронный документ, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью. При необходимости пользователь, имеющий электронный вариант карточки, может получить ее в ИФНС на бумажном носителе (п. 12 ст. 4.2 закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).

Внесение изменений в карточку регистрации ККТ осуществляется не только при изменении параметров, указанных при регистрации, но и при замене фискального накопителя.

2017 год стал годом масштабных изменений в налоговом законодательстве. Одним из самых значимых по праву считается внедрение онлайн-касс в отечественную практику. Начиная с 1 июля 2017 года, большая часть компаний и предпринимателей, которая оказывает услуги населению, должна использовать в своей деятельности кассовые аппараты нового образца, позволяющие в режиме онлайн передавать сведения о проведенных реализациях в ИФНС. При этом допускается возможность не только приобретения новых онлайн ККТ, но и модернизация старых, применяемых ранее аппаратов. Для некоторых категорий налогоплательщиков необходимость перехода уже наступила, тогда как, у других есть возможность отложить регистрацию новой кассы до 2018 года. Рассмотрим, как поставить на учет онлайн-кассу, а также как снять с учета онлайн-кассу при необходимости.

Постановка на учет онлайн-кассы с августа 2017 года

Несмотря на новизну вводимого технического решения, кассовые аппараты нового образца требуют регистрации в ИФНС также, как и их предшественники.

До недавнего времени в своей деятельности компании руководствовались приказами ФНС №ММ-3-2/152 и №ММВ-7-2/891, которые признаны утратившими силу. Вследствие чего, им на замену утвержден Приказ ФНС №ММВ-7-20/484 от 29.05.17 г. (далее – Приказ), буквально в августе 2017 года зарегистрированный Минюстом. Наконец-то разработали необходимые документы, учитывающие все нюансы постановки на учет новых касс. Порядок определил не только новые формы документов на регистрацию и снятие с учета, но и новый порядок их передачи налоговикам. Компаниям и предпринимателям необходимо применять новые образцы, начиная с 21.08.17 г.

Изменений много. В связи с тем, что новый кассовый чек куда более подробен, и новшества имеются в самом техническом устройстве кассы, это учтено и в самом заявлении, и в порядке его заполнения. В частности, из нового заявления исчезли упоминания ЭКЛЗ (в онлайн кассах нет данной ленты), информация о паспорте техустройства, а также о ЦТО. При этом необходимо подробно расписывать, в каких случаях будет применяться ККТ, отдельно учтен пункт, что касса будет применяться через интернет. только для оказания услуг, для разносной торговли и проч. В обязательном порядке потребуется указать оператора фискальных данных. В целом, форма заявления проста и понятна, заполнить ее не составит проблем.

В соответствии с последними изменениями в законодательстве предполагается нескольких доступных плательщикам способов подачи документов на регистрацию в органы налогового контроля, таких как личная передача (или через представителя), отправка почтой или по электронным каналам связи.

Первый вариант заключается в бумажном заполнении заявления по образцу налогового органа и его передача в одно из территориальных отделений ФНС. Новая форма заявления утверждена Приказом в качестве Приложения №1.

В том случае, когда передача документов осуществляется при личном посещении инспекции, возникает необходимость подтвердить полномочия предоставляющего документы лица. Обработка полученных инспекторами ФНС документов должна быть произведена в день их подачи. Налоговый инспектор, отвечающий за прием, проставляет штамп и заверяет его своей подписью, что подтверждает фактический прием заявления.

Небольшие компании, а также территориально удаленные организации часто при передаче документов обращаются к услугам почты. Отправить заявление о регистрации онлайн-кассы можно ценным письмом с описью вложения.

Выдача карточек регистрации осуществляется только на основании письменного требования. Направить заявление можно так же почтой, лично посетив ИФНС или на сайте ФНС.

Если документы отправляются заказанным письмом, заявление считается поступившим в инспекцию в день фактического получения документов налоговиками, о чем должна быть сделана соответствующая отметка. Карточка должна быть выдана в бумажном формате не позднее 5 рабочих дней со дня поступления соответствующего запроса в ИФНС.

Масштабный переход на электронный документооборот позволяет налогоплательщикам передавать в инспекцию заявление и через личный кабинет на сайте налогового органа. Однако важно знать, что электронно такую операцию можно сделать только при наличии усиленной квалифицированной электронной подписи.

Также важным условием, позволяющим передавать документы в органы фискального контроля, является наличие договора с оператором фискальных данных (ОФД).

В некоторых случаях инспекция может отказать налогоплательщику в регистрации. На практике чаще всего эта ситуация встречается, если в реестре отсутствуют информация о регистрируемом кассовом аппарате или его фискальном накопителе, либо сведения, отраженные в заявлении недостоверны.

Снятие с учета онлайн-касс

Необходимость в снятии с учета онлайн-кассы возникает в тех случаях, когда она, к примеру, утеряна. Заявление о снятии с учета ККТ 2017 года предполагает указать два вариант снятия с учета – в связи с ее хищением и в связи с потерей. Оно куда менее объемно, чем заявление о постановке на учет, в нем указываются причины, о которых мы сказали выше, модель, и заводской номер ККТ.

Точно также подать заявление можно в любое отделение ФНС в бумажном формате или в электронном через личный кабинет. Для этой цели Приказом также подготовлены новые формы документов. Порядок снятия с учета онлайн кассы с помощью заявления в бумажном формате аналогичен порядку регистрации. Форма документа утверждена в Приложении №2 Приказа.

Карточка о снятии с учета также выдается по запросу налогоплательщика. Однако если передача заявления осуществлялась электронно, то и карточка снятия будет отправлена налогоплательщику в личном кабинете.

Скачать новую форму заявления о постановке на учет ККМ и снятии ККТ с учета можно ниже.

Каждую операцию, при которой потратили или получили деньги, нужно оформить так, как требует законодательство, как для наличных, так и для безналичных расчетов.

Если расчет идет безналичным способом, то за соблюдением правил работы с денежными средствами следит банк. Однако подавляющее большинство небольших предприятий предпочитает расчеты наличными, для этого необходимо вести документы по учету наличности:

Кассовую книгу;

Журнал кассира-операциониста;

Кассовый отчет.

Правильно организовать учет денежной наличности достаточно просто. Для этого надо лишь вовремя отражать приход и расход наличности в книгах учета. Следует помнить, что принимать деньги от покупателей можно только с использованием контрольно-кассовой машины, в отдельных случаях – с использованием бланков строгой отчетности.

Кассовый аппарат нужно использовать при расчетах наличными, как с гражданами, так и с организациями и индивидуальными предпринимателями, только после того как вы ее зарегистрируете в налоговой инспекции. Для этого нужно: заключить договор на обслуживание контрольно-кассовой машины (ККМ) с центром технического обслуживания (ЦТО), провести фискализацию кассового аппарата, приобрести средства визуального контроля и т. д.

Законодательство РФ позволяет организациям использовать только определенные модели кассовых аппаратов, то есть те, которые включены в государственный реестр. В нем перечислены все модели, которые разрешено использовать. Помимо реестра существует и классификатор ККМ, который предусматривает, какие модели ККМ предназначены для каждой сферы деятельности.

Организации, торгующие кассовыми аппаратами, делятся на две категории:

1) специализированные фирмы-продавцы;

2) центры технического обслуживания.

У специализированных фирм-продавцов можно только приобрести ККМ, но после этого все равно придется заключать договор с ЦТО на техническое обслуживание.

Удобнее покупать аппарат прямо в ЦТО. Эта организация продает, и обслуживает, и ремонтирует кассовые машины.

Можно купить и подержанный кассовый аппарат. Объявления о продаже подержанной контрольно-кассовой машины дают предприятия, которые прекратили деятельность и теперь распродают имущество. Покупать можно только те аппараты, которые продавец снял с учета в налоговой инспекции. В подтверждение он должен выдать вам карточку регистрации ККМ с отметкой налоговой инспекции о том, что аппарат снят с учета.

Как к новым, так и к уже поработавшим кассовым аппаратам должны прилагаться паспорт версии, технический паспорт и средства визуального контроля (СВК). Это круглые голографические наклейки. Разрешается использовать кассовый аппарат, на котором имеется:

1) СВК «Государственный реестр»;

2) СВК «Сервисное обслуживание».

СВК «Государственный реестр» свидетельствует о том, что модель соответствует эталонному образцу. СВК «Сервисное обслуживание» свидетельствует, что ККМ находится на сервисном обслуживании. На этой голограмме указан год, когда машину ввели в эксплуатацию и поставили на техническое обслуживание.

Штрафные санкции за использование кассового аппарата без средств визуального контроля законодательством РФ не предусмотрены. Ответственность может наступить только за неприменение ККМ.

Прежде чем регистрировать кассовый аппарат, поинтересуйтесь в налоговой инспекции, нужно вам приобретать средства визуального контроля или нет. В постановлении Правительства РФ от 30 июля 1993 г. № 745 установлено требование об оснащении кассовых аппаратов СВК.

В Москве и Санкт-Петербурге предусмотрены дополнительные требования. Так, необходимо использовать дополнительные самоклеящиеся пломбы, купленные в ЦТО. Налоговые органы указанных городов прежде чем регистрировать кассовые аппараты, обязательно проверяют наличие таких пломб. Пломба состоит из основной части и отрывного контрольного талона (везде приведен идентификационный номер). На основной части специалист ЦТО указывает дату установки пломбы и расписывается. Эту часть и наклеивают на кассу.

Для получения пломбы, в ЦТО необходимо подать заявку и оплатить стоимость услуги. Выдадут пломбу не позднее чем через 15 дней с момента оплаты. Срок действия пломбы – один квартал.

Документы, которые нужны при покупке кассового аппарата:

После того как приобрели контрольно-кассовую машину и заключили договор с ЦТО на техническое обслуживание, ККМ необходимо зарегистрировать в налоговом органе.

Кассовый аппарат нужно регистрировать налоговом органе по месту учета.

В налоговую инспекцию следует представить:

Заявление о регистрации ККМ;

Заполненную карточку регистрации ККМ в двух экземплярах;

Доверенность на право регистрации ККМ (если ККМ регистрирует не руководитель организации);

Технический паспорт ККМ (оригинал и копию);

Паспорт версии ККМ (оригинал и копию);

Договор на техническое обслуживание ККМ в ЦТО (оригинал и копию);

Средства визуального контроля (голограммы);

Журнал кассира-операциониста по форме № КМ-4 – он должен быть с пронумерованными страницами, прошнурован, заверен печатью организации, а также подписями директора и главного бухгалтера либо индивидуального предпринимателя;

Карточку регистрации с отметкой налоговой инспекции о снятии с учета (для подержанных аппаратов).

Налоговые органы могут затребовать и другие документы: оригиналы и копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Кроме того, возможно, придется представить еще и копию договора аренды помещения, где будет установлен кассовый аппарат.

С момента получения документов налоговые органы в течение пяти дней обязана зарегистрировать кассовую машину, причем в этот же срок представитель налогового органа должен проверить аппарат.

В процедуре регистрации принимают участие:

Сотрудник отдела регистрации ККМ налоговой инспекции,

Специалист центра технического обслуживания,

Представитель организации.

Как правило, в налоговом органе установлены определенные дни для подачи и получения документов, фискализации аппарата. Сначала проводится фискализация новой контрольно-кассовой машины, ведь кассовый аппарат приобретается в нерабочем (нефискальном) режиме, т. е. счетчик, который суммирует дневную выручку, еще не включен. Если вы купили подержанную ККМ, процедуру фискализации пройти также придется.

Фискализация заключается в следующем. Специалист ЦТО вводит в память кассового аппарата его заводской номер, программирует наименование предприятия-владельца и его ИНН. Затем налоговый инспектор устанавливает цифровой пароль, который защищает фискальную память от взлома. Этот пароль известен только налоговику. Потом специалист ЦТО опечатывает машину, ставя свою пломбу. Дату опломбирования и сведения оттиска клейма записывают в журнал формы № КМ-8. После этого в техническом паспорте ККМ в разделе «Ввод в эксплуатацию» специалист ЦТО расписывается и указывает номер своего удостоверения.

Далее начинаются испытания кассовой машины. Пробивается условная сумма и проверяется правильность отражения реквизитов на чеке. Налоговый инспектор вводит секретный пароль и снимает пробный отчет фискальной памяти.

По окончании фискализации налоговый инспектор присваивает ККМ номер и делает запись в книге учета контрольно-кассовых машин организаций, которую ведут налоговые органы. Налоговый инспектор визирует журнал кассира-операциониста (форма № КМ-4), ставит в нем печать налоговой инспекции и записывает дату фискализации. Затем налоговый инспектор заполняет карточку регистрации ККМ и визирует ее у руководителя налогового органа. Эта карточка должна находиться там, где установлена кассовая машина.

В карточке регистрации указывается адрес, по которому будет установлена контрольно-кассовая машина. Если у предпринимателя несколько магазинов (кафе, мастерских и пр.), то может появиться необходимость переставить ККМ в другую точку. Это можно делать, только предварительно уведомив налоговый орган. Налоговый инспектор сделает запись в своем журнале и внесет изменения в карточку регистрации. В противном случае организация будет привлечена к ответственности.

Если приобретен резервный аппарат, который планируется использовать на время ремонта используемых ККМ, об этом нужно заранее предупредить налогового инспектора, который внесет соответствующую запись в карточку регистрации. Это позволит использовать резервный аппарат в любом магазине (или любой другой точке), принадлежащем организации.

Для снижения сумм налогов на сумму, уплаченную за ККМ, важным критериям выступает вид деятельности организации. Если касса используется только в деятельности, облагаемой НДС, то малое предприятие вправе принять к вычету весь налог. При этом должны быть выполнены все стандартные условия: введен аппарат в эксплуатацию, получена счет-фактура, где сумма налога вынесена в отдельную строку, – только в этом случае «входной» НДС можно принять к вычету.

Если магазин торгует и в розницу, и оптом, а розничная торговля переведена на уплату налога на вмененный доход, то ККМ используют как в деятельности облагаемой, так и не облагаемой НДС.

В этом случае «входной» НДС принять к вычету нельзя. «Входной» налог нужно распределить пропорционально стоимости проданных товаров. Ту часть налога, что приходится на товары, реализация которых облагается НДС, можно принять к вычету. Оставшаяся часть суммы налога включается в первоначальную стоимость кассового аппарата. Рассчитывая такую пропорцию, берут стоимость проданных товаров того налогового периода, в котором касса была введена в эксплуатацию.

Пример 2.13. В апреле 2008 г. ООО купило для своего магазина кассовый аппарат за 17 700 руб. (в том числе НДС – 2700 руб.). Затраты по вводу в эксплуатацию, состоящие из платы за средства визуального контроля и программирование, равны 1310 руб. (в том числе НДС – 200 руб.). Выручка предприятия в этом месяце составила 890 000 руб.:– 471 000 руб. (в том числе НДС – 71 848 руб.) – от реализации оптом (общая система налогообложения);– 419 000 руб. – от реализации в розницу с применением ККМ (ЕНВД).Сумма «входного» НДС, которую ООО должно включить в первоначальную стоимость кассового аппарата, составит 1479 руб. [(2700 руб. + 200 руб.) х 419 000 руб.: (890 000 руб. – 71 848 руб.)].Оставшуюся часть налога – 1421 руб. [(2900–1479)] – можно принять к вычету после того, как касса введена в эксплуатацию.ООО установило одинаковый срок службы кассы в бухгалтерском и налоговом учете – 6 лет (72 месяца). Амортизацию в бухгалтерском и налоговом учете решено начислять линейным методом. Первоначальная стоимость ККТ – 17 589 руб. [(17 700 руб. – 2700 руб. + 1310 руб. – 200 руб. + 1479 руб.)], т. е. сумма ежемесячной амортизации составит 244,29 руб. .

Перед тем как сдать ККМ в ремонт, предприятие должно снять показания контрольных денежных счетчиков и занести полученные данные в акт по форме № КМ-2. Это необходимо сделать, потому что во время ремонта эти счетчики могут обнулиться. По этой же причине перед началом ремонтных работ и после их завершения акт должен завизировать налоговый инспектор.

Но на практике большинство налоговых инспекций не требует представлять им акт перед началом ремонта, если только неисправность не связана с блоком фискальной памяти или другими устройствами, которые могут вызвать обнуление контрольных денежных счетчиков. Специалист ЦТО должен проверить состояние блока фискальной памяти и записать свое заключение в акте перед началом ремонта. Поскольку кассовые аппараты служат больше одного года, они учитываются в составе основных средств, их стоимость отражают на счете 01 «Основные средства».

Для того чтобы продать контрольно-кассовую машину, необходимо снять ККМ с учета в налоговом органе. Заявление с просьбой об этом составляется в произвольной форме. К заявлению необходимо приложить следующие документы:

Регистрационную карточку ККМ;

Журнал кассира-операциониста.

Снимая кассовый аппарат с учета, организация должна подтвердить, что показания суммирующих денежных счетчиков полностью отражены в журнале кассира-операциониста. Для этого прикладывается итоговый чек, пробитый в тот же день, когда заявление о снятии ККМ с учета было подано в налоговую инспекцию. Подразумевается, что, пробив итоговый чек, предприятие больше не использует данный кассовый аппарат.

Если налоговый инспектор, захочет проверить состояние блока фискальной памяти. В этом случае он выезжает на предприятие (или ККМ привозится в налоговую инспекцию) и снимает показания контрольных денежных счетчиков. Полученные данные должны соответствовать записям в журнале кассира-операциониста.

В ряде случаев перед тем, как снять контрольно-кассовую машину с учета, налоговые инспекции требуют от предприятия перевести показания суммирующих денежных счетчиков на нули. Эту операцию проводит и оформляет актом по форме № КМ-1 специалист ЦТО. Акт должен подписать налоговый инспектор.

Проверив показания денежных счетчиков, налоговый инспектор выдает предприятию книгу кассира-операциониста и копию регистрационной карточки с отметкой о снятии ККМ с учета.

Если ККМ продать не удалось, и ее решили просто списать, то нужно оформить акт на списание объекта основных средств. В акте надо указать причину, по которой выбывает контрольно-кассовая машина (физический или моральный износ). Здесь же приводят характеристики списываемой машины: ее марку, срок службы, инвентарный и заводской номера, а также первоначальную и остаточную стоимость. Акт оформляют уже после того, как кассовый аппарат снят с учета в налоговом органе.

Работать без кассового аппарата можно при торговле:

Газетами и журналами;

Лотерейными билетами;

Билетами и талонами для проезда в транспорте;

Мороженым;

Безалкогольными напитками в розлив;

Из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином;

Вразвал овощами и бахчевыми культурами;

Продовольственными и непродовольственными товарами с ручных тележек, корзин, лотков;

Продовольственными товарами с открытых прилавков на крытых рынках.

Рассчитываться наличными без кассового аппарата могут также предприниматели и организации, оказывающие бытовые услуги населению. Им разрешается вместо кассового аппарата использовать бланки строгой отчетности.

Принимать деньги от организаций без кассового аппарата нельзя, поэтому, если среди клиентов есть и физические, и юридические лица, контрольно-кассовая машина необходима.

При разовой сделке индивидуальному предпринимателю выгоднее не покупать кассу, а заплатить штраф. Ответственность за неприменение кассового аппарата предусмотрена ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Сумма штрафа, которую могут взыскать с должностного лица организации, составляет от 3 тыс. до 4 тыс. руб., с юридического лица – от 30 тыс. до 40 тыс. руб.

Покупка ККМ, а также расходы на ее регистрацию и обслуживание потребуют больше денег. Более того, предпринимателю, возможно, не придется платить и штраф, поскольку проверяющие вправе привлечь к ответственности, только если с момента, когда предприниматель нарушил порядок работы с наличностью, прошло не более двух месяцев. Об этом сказано в п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.

Перед началом работы на ККМ кассир получает у руководителя ключи от кассовой кабины, ключи от привода кассовой машины и денежного ящика, разменную монету и купюры в количестве, необходимом для расчетов с покупателями. Кассир расписывается в книге учета принятых и выданных денег.

Руководитель обязан:

В присутствии кассира снять показания секционных и контрольных счетчиков и сверить их с показаниями, записанными в журнале кассира-операциониста за предыдущий день;

Убедиться в совпадении показаний, занести их в журнал за текущий день на начало работы и заверить своей подписью и подписью кассира;

Оформить начало контрольной ленты, указав на ней тип и заводской номер машины, дату и время начала работы, показания секционных и контрольных счетчиков, заверить данные на контрольной ленте подписями (своей и кассира) и закрыть замок денежных счетчиков;

Провести инструктаж кассиров и продавцов в соответствии с Типовыми правилами эксплуатации ККМ.

При возникновении неисправностей в работе ККМ кассир обязан:

Выключить кассовую машину, вызвать руководителя, определить характер неисправности;

В случае нечеткого отражения реквизитов на чеке, невыхода чека или обрыва контрольной ленты совместно с руководителем проверить оттиски чека на контрольной ленте, подписать чек, указав на обороте правильную сумму, и после проверки отсутствия пропусков нумерации подписать места обрыва контрольной ленты. Если чек не вышел, то вместо него следует получить нулевой;

В случае невозможности продолжения работы из-за неисправности ККМ кассир совместно с руководителем оформляет окончание работы на данной кассовой машине, как при окончании смены, с отметкой в журнале кассира-операциониста на данную кассовую машину о времени и причине окончания работы.

Если устранение неисправности своими силами невозможно, то вызывается специалист ЦТО.

Кассиру запрещено работать без контрольной ленты или склеивать ее в местах обрыва.

По окончании рабочего дня или по прибытии инкассатора кассир должен:

Подготовить денежную выручку и другие платежные документы;

Составить кассовый отчет.

После этого руководитель в присутствии кассира снимает показания счетчиков, получает распечатку или вынимает из ККМ использованную в течение дня контрольную ленту, подписывает конец контрольной ленты (распечатку), указывает на ней тип и номер машины, показания счетчиков, дневную выручку, дату и время окончания работы. Показания на конец отчетного дня вписываются в журнал кассира-операциониста.

По показаниям счетчиков на начало и конец дня, определяется сумма дневной выручки. Она должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленты.

На кассовом чеке или вкладном документе должны отражаться следующие реквизиты:

Наименование организации;

ИНН организации;

Заводской номер контрольно-кассовой машины;

Порядковый номер чека;

Дата и время покупки;

Стоимость покупки;

Признак фискального режима.

Чеки погашаются одновременно с выдачей товара с помощью штампов или путем надрыва в установленных местах. Все чеки, пробитые на ККМ в течение смены и не выданные покупателям (снятие показаний в начале и конце рабочего дня, нулевые чеки, полученные при проверке работы печатающего механизма) должны быть сданы вместе с кассовым отчетом.

При работе на ККМ в обязательном порядке применяется и оформляется контрольно-кассовая лента. Контрольно-кассовая лента – это документ, подтверждающий сумму принятых наличных денег.

В межинвентаризационный период они хранятся в упакованном (свернутом и опечатанном) виде. Контрольные ленты подлежат уничтожению в течение 15 дней после проведения последней инвентаризации и проверки товарного отчета. При этом для снятия фискального отчета необходимо пригласить налогового инспектора.

Контрольно-кассовые ленты уничтожают по акту. В акте необходимо указывать:

Наименование организации;

Состав комиссии;

Показания счетчиков контрольно-кассовых машин;

Марка ККМ, год выпуска и заводской номер;

Регистрационный номер ККМ;

Период инвентаризации;

Номера чеков, показания счетчиков на начало и конец ленты;

Сумма выручки по ленте;

Подтверждение того, что выручка зафиксирована в журнале кассира-операциониста и оприходована в кассовой книге организации.

В конце акта записывают: «В ходе выборочной проверки соответствия данных контрольно-кассовых лент, кассовых отчетов, журнала кассира-операциониста, кассовой книги организации и снятия фискального отчета по паролю налогового инспектора за указанный период расхождений не установлено».

Акт составляют в двух экземплярах: один для налоговой инспекции, другой – для малого предприятия.

Снятие фискального отчета по паролю налогового инспектора оформляют Актом о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины (форма № КМ-1). Этот акт прилагают к акту на уничтожение контрольно-кассовых лент.

На каждую ККМ предприятие должно завести журнал кассира-операциониста по унифицированной форме № КМ-4.

Журнал применяется для учета операций по приходу и расходу наличных денег (выручки) по каждой контрольно-кассовой машине предприятия, а также является контрольно-регистрационным документом показаний счетчиков.

Журнал должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью предприятия и подписями руководителя, главного бухгалтера и налогового инспектора.

Записи в журнале ведутся кассиром-операционистом ежедневно в хронологическом порядке чернилами или шариковой ручкой. Помарки в журнале не допускаются. Все исправления должны быть оговорены и заверены подписями кассира-операциониста, руководителя и главного бухгалтера организации.

В графах журнала кассира-операциониста записывают следующие показатели:

Дата – число, месяц, год;

Фамилия, имя, отчество кассира-операциониста;

Номер счетчика;

Показания контрольного счетчика, регистрирующего перевод суммирующих денежных счетчиков – показания счетчика в режиме «Z», который увеличивается на единицу при переводе суммирующих денежных счетчиков на нули;

Показания суммирующих денежных счетчиков на начало рабочего дня (смены);

Подписи кассира и администратора, подтверждающие показания денежных счетчиков на начало рабочего дня (смены);

Показания суммирующих денежных счетчиков на конец рабочего дня (смены);

Подписи кассира и администратора, подтверждающие показания денежных счетчиков на конец рабочего дня (смены);

Сумма выручки за день по показаниям суммирующих денежных счетчиков;

Сумма денежной наличности, сданной в кассу организации;

Сумма выручки по оплаченным документам (при оплате покупателем товаров расчетными чеками и другими платежными средствами);

Общая сумма выручки;

Денежный остаток на конец дня в кассе;

Сумма недостачи (излишков), выявленной в результате проверки;

Сумма возвращенных покупателям денег по неиспользованным чекам в случае возврата товаров или ошибочно пробитого кассиром-операционистом чека. В подтверждение указанного факта к отчету кассира-операциониста прилагается акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, составленный по форме № КМ-3;

Подписи на конец рабочего дня кассира.

Если предприятие работает без кассира-операциониста, то есть выручку от покупателей принимает продавец, то ведется журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста по форме № КМ-5.

Прием-сдача денег оформляется в журнале совместными подписями руководителя предприятия и специалиста, работающего на ККМ. При расхождении результатов сумм на контрольной ленте с фактической выручкой выясняются причины расхождения, а выявленные недостачи или излишки заносятся в соответствующие графы журнала.

В конце рабочего дня составляется сводный отчет о показаниях счетчиков ККМ и выручке организации за текущий рабочий день. Этот отчет составляется по унифицированной форме № КМ-7 (Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации). Отчет является приложением к справке кассира-операциониста (форма № КМ-6).

Старший кассир составляет отчет (сведения) по форме № КМ-7 ежедневно и вместе с актами, справками формы № КМ-6, приходными и расходными кассовыми ордерами.

В форме по показаниям счетчиков на начало и конец работы по каждой ККМ рассчитывается выручка, общая выручка организации уменьшается на сумму денег, выданных покупателям по возвращенным ими чекам. Эта сумма включается в сведения согласно актам формы № КМ-3. Сведения подписывают руководитель и кассир организации.

Помимо онлайн-регистрации ККТ через личный кабинет на сайте ФНС вы можете лично обратиться в любую налоговую на территории страны и зарегистрировать ККТ на месте, а также зарегистрировать кассу из личного кабинета оператора фискальных данных. Но в этой статье мы рассмотрим именно регистрацию онлайн-кассы на портале nalog.ru.

Прежде чем приступить к регистрации онлайн-кассы, убедитесь, что вы:

  • выбрали ОФД и заключили с ним договор

2. ФНС проверяет данные заявления, используя ЕГРЮЛ/ЕГРИП, а также реестры ККТ и ФН.

3. Если проверка проходит успешно, то ККТ присваивается регистрационный номер.

4. Проводится фискализация техники, то есть в ККТ вводятся данные: регистрационный номер, выданный налоговой, данные ОФД и пользователя ККТ. Это может сделать как сам владелец кассы, так и внешняя организация, специализирующаяся на этой деятельности.

В первый раз лучше доверить регистрацию специальной организации, так как есть риски допустить ошибку. А ошибка может привести к тому, что придется менять фискальный накопитель .

5. Параметры фискализации (ФП или ФПД) передаются через сайт ФНС или на сайте ОФД.

6. Осуществляется проверка ФП для определения корректности работы фискального накопителя.

7. Выдается карточки регистрации ККТ с подписью ФНС в электронном виде.

Регистрация онлайн-кассы: пошаговая инструкция

Шаг 1 — подача заявления на сайте ФНС

Чтобы зарегистрировать кассу, вам нужно зайти в личный кабинет на сайте www.nalog.ru и выбрать раздел «Учет контрольно-кассовой техники» . Вы попадете на страницу, в которой есть кнопка «Зарегистрировать ККТ» . При нажатии на эту кнопку появляется окошко «Заполнить параметры заявления вручную».

Выберите модель ККТ, укажите адрес места установки ККТ, наименование места установки (наименование торговой точки, где она стоит). Адрес места установки должен быть выбран из справочника ФИАС .

Будьте готовы к тому, что в справочнике ФИАС есть не все адреса. Поэтому, прежде чем приступить к регистрации ККТ, зайдите на сайт ФИАС и проверьте, есть ли адрес вашей торговой точки в справочнике. Если есть хотя бы улица, на которой расположена торговая точка, то вы сможете зарегистрировать ККТ без проблем. Если улицы и адреса нет, то с онлайн-регистрацией может возникнуть проблема.

Что делать, если улицы и адреса нет в справочнике ФИАС?

Илья Корионов советует собрать все правоустанавливающие документы на эту торговую точку, обратиться в администрацию района, на территории которой находится точка, и подать заявление о включении помещения в адресный справочник ФИАС.

Далее вам нужно заполнить параметры ККТ — указать заводской номер фискального накопителя и серийный номер кассы. Все серийные номера ККТ и серийные номера фискального накопителя есть в базе ФНС. При указании номера сразу же запускается автоматическая проверка на наличие номера в базе. Также автоматически проверяется, не зарегистрирован ли этот номер за кем-либо другим.

Шаг 2 — введение особых параметров применения ККТ

Если проверка пройдет успешно, вы перейдете на следующий этап регистрации онлайн-кассы на сайте ФНС. Перед вами появится окошко, в котором нужно выбрать особые параметры применения ККТ .

Среди различных параметров есть такой, как «ККТ предназначена для работы исключительно в автономном режиме». Это означает, что ваша торговая точка или место осуществления деятельности, где вы применяете ККТ, находится на территории, отдаленной от сетей связи. Перечень таких территорий утверждается региональным законодательством либо приказом регионального правительства (на сайте региональной администрации вы можете найти документ, в котором перечислены такие территории). Если ваша касса будет находиться на такой территории, то вы можете поставить галочку, указав параметр «ККТ предназначена для работы исключительно в автономном режиме». Будьте внимательны: если вы изначально не поставите галочку, то потом уже указать этот параметр не получится.

Шаг 3 — выбор ОФД из списка

После указания особых параметров применения ККТ необходимо выбрать оператора фискальных данных . Он выбирается из списка, поэтому вам заранее, еще до регистрации онлайн-кассы в налоговой, надо заключить с ним договор.

Шаг 4 — введение регистрационного номера ККТ и ИНН в саму ККТ

После выбора оператора нажмите кнопку «Подписать и отправить» . В этот момент вы отправляете анкету на проверку ФНС. Если она пройдет успешно, то на сайте появится окошко с регистрационным номером ККТ, который нужно будет вместе с ИНН ввести в саму ККТ . Это делается в режиме администрирования или в сервисном режиме, в зависимости от модели ККТ. При внесении цифр будьте особенно внимательными!

Если при введении регистрационного номера и ИНН вы ошибетесь хотя бы в одной цифре, то фискальный накопитель «станет недействительным», то есть его можно выбросить.

Шаг 5 — заполнение «Отчета о регистрации ККТ…», распечатка чека

После того как вы введете параметры регистрации в ККТ, она распечатает чек. В нем будут указаны параметры фискализации (ФП или ФПД) - 10 цифр. Параметры фискализации в виде 10 цифр нужно ввести на сайте ФНС в окошко «Отчет о регистрации ККТ…» — в строку «Фискальный признак».

Помимо этого, в этом же окошке, необходимо указать номер и дату фискального документа в строке «Дата, время получения фискального признака» (эту информацию вы берете из чека).

Также указывается номер фискального документа — это порядковый номер чека.

После заполнения всех строк нажмите кнопку «Подписать и отправить» .

Шаг 6 — получение карточки регистрации

Если фискализация прошла успешно, то вы получите карточку регистрации, подписанную усиленной квалифицированной подписью ФНС . Наличия карточки в электронном виде в личном кабинете на сайте ФНС достаточно для того, чтобы начать работать с ККТ.

Илья Корионов акцентирует внимание на следующий момент: до получения карточки регистрации есть техническая возможность пробивать чеки, но делать это ни в коем случае нельзя! Если по какой-то причине регистрация у вас не пройдет, а на кассе возникнет фискальный документ, не переданный ОФД (до регистрации это невозможно будет сделать!), то по истечении 30 дней касса будет заблокирована.

Шаг 7 — введение параметров регистрации в личный кабинет ОФД

После получения карточки регистрации нужно указать параметры регистрации в личном кабинете ОФД . После этой операции вы можете начинать работать.

Наиболее частые ошибки в регистрации онлайн-кассы

— Расхождение регистрационных данных и реальных настроек кассы

Такая ошибка возникает при указании регистрационных данных на сайте ФНС и в самой кассе. Между собой эти данные технически никак не синхронизируются, поэтому вам нужно самостоятельно проверить, что данные, указанные на сайте www.nalog.ru , соответствуют тому, что вы указали в кассе. Если адрес места установки в кассе не соответствует тому, что есть на сайте, касса работать будет, но вы нарушите порядок применения ККТ.

— Неверный ввод регистрационного номера

Здесь ошибка недопустима, так как она приводит к тому, что фискальный накопитель выходит из строя.

Неправильное указание ОФД

Ошибка нередко возникает, когда ОФД меняют: на сайте ФНС меняют, а в самой кассе — нет, или наоборот. В этом случае касса будет работать, но порядок применения ККТ будет нарушен.

— Частая перерегистрация кассы (смена фискального накопителя).

С 1 февраля 2017 года организация (ИП), обязанная применять кассовую технику, может зарегистрировать в налоговом органе только (Письмо ФНС от 02.02.2017 N ЕД-4-20/1850@). То есть электронную ККТ, которая в автоматическом режиме передает сведения о расчетах налогоплательщика налоговикам через оператора фискальных данных. Список таких операторов размещен на сайте ФНС России .

Постановка на учет кассового аппарата в налоговой может происходить двумя способами. Заявление о регистрации ККТ можно (ч. 1 ст. 4.2 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ):

  • представить на бумаге в любую налоговую инспекцию;
  • направить в электронном виде через сервис Личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС.

Второй вариант, естественно, проще. Как вы понимаете, возить никакой кассовый аппарат в этом случае в ИФНС не надо (Письмо Минфина от 02.12.2016 N 03-01-15/71646). Достаточно подать заявление.

Постановка на учет ККМ в налоговой через Интернет

Если у вас уже заключен договор с оператором фискальных данных и подключен Личный кабинет налогоплательщика , то в нем вы выбираете вкладку «Контрольно-кассовая техника», а затем у вас на странице появится ссылка «Заявление о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники».

После перехода по ней в появившихся полях надо будет указать вся обязательные сведения об онлайн-кассе: адрес установки (применения) ККТ, наименование места установки ККТ, модель ККТ и др. На основании этих данных впоследствии будет сформировано ваше заявление, которое нужно будет подписать квалифицированной электронной подписью. Не забудьте предварительно просмотреть его итоговый вариант и проверить указанные в нем сведения.

После отправки заявления вы получите из налоговой инспекции регистрационный номер. Сообщить его вам должны не позднее следующего рабочего дня. Тогда же в реестре ваших ККТ в Личном кабинете появится и регистрируемый аппарат.

Регистрационный номер нужно будет ввести в вашу онлайн-ККТ (как это сделать, должно быть указано в инструкции к ККТ) и сформировать отчет о регистрации. Из этого отчета вам понадобится фискальный признак, дата и время. Их надо будет указать в Личном кабинете. На этом постановка на учет ККТ в налоговой завершена.