Иногда родители могут казаться вам врагами, но на самом деле они ваши лучшие друзья. Если вы боитесь рассказать им о плохой оценке, то помните, что они расстроятся или разозлятся только на короткое время и только потому, что они заботятся о вас и хотят, чтобы у вас была хорошая успеваемость. Честно расскажите родителям о плохой оценке – так вы смягчите последствия такого разговора.
Часть 1
Подготовка к разговору с родителямиРассмотрите свой табель успеваемости. Посмотрев в табель, можно определить, по каким предметам у вас отличная успеваемость. Кроме того, вы можете увидеть, какие предметы необходимо подтянуть. Если вам что-то не понятно или вы с чем-то не согласны, поговорите с учителем. Вам необходимо будет поговорить с родителями о своих оценках, поэтому вы должны сами понимать, что к чему.
Подумайте о том, почему вы получаете плохие оценки. Запишите все возможные причины, по которым вы получали плохие оценки последнее время. Первое, что захотят узнать ваши родители, это причины, по которым вы получили плохие оценки. Будьте готовы объяснить им эти причины. Не обманывайте. Ниже вы найдете возможные причины плохой успеваемости:
Поговорите с учителем. Если вы знаете, что в четверти или семестре у вас будет низкий балл, поговорите с учителем о том, как можно исправить оценку. Честно расскажите учителю причины вашей неуспеваемости.
Составьте план повышения успеваемости. Используйте всю информацию, которую вы получили, просматривая свой табель самостоятельно, а также советы учителя. Благодаря этому ваша успеваемость значительно улучшится уже в следующем семестре. Когда будете разговаривать с родителями, покажите им составленный план. Этим вы покажете, что признаете допущенные ошибки и готовы предпринять действия по их исправлению. Родители увидят, что вы ведете себя как взрослый человек, который видит свои ошибки и готов сделать все возможное, чтобы исправить их. Благодаря этому родители с большей готовностью поверят вашему обещанию улучшить свою успеваемость. Ниже перечислены способы, которые помогают улучшить оценки:
Составьте свой режим дня. Все люди разные, поэтому очень важно составить график, следовать которому будет вам удобно. Напишите расписание, в котором отведите место выполнению домашнего задания и отдыху. Вы можете сразу приступить к выполнению домашнего задания после школы или же отдохнуть пару часов, после чего сделать уроки. Выберите то, что подходит вам.
Ставьте перед собой реалистичные цели. Подумайте о том, почему хорошие оценки важны для вас. Чем вы хотите заниматься в будущем? Многие ученики хотят получить дополнительное образование и устроиться на хорошую работу. Вы уже решили, где будете учиться после окончания школы? Если вы уже знаете, кем вы хотите стать, вы сможете сосредоточиться на изучении предметов, знания которых вам понадобятся в будущем. Узнайте, какие требования предъявляются к поступающему в учебное заведение. Кроме того, узнайте, какой средний балл аттестата считается наиболее предпочтительным для поступления.
Часть 2
Разговор с родителямиНе пытайтесь скрыть свой табель от родителей. Хотя у вас может возникнуть такое желание, не поддавайтесь искушению. Если вы будете пытаться утаивать оценки от родителей, вы покажете свою незрелость. Однако если вы будете готовы честно рассказать им о своих достижениях и промахах, вы проявите себя как ответственная личность. Кроме того, если родители узнают о том, что вы пытались утаить от них правду, они могут очень разозлиться, что вас вряд ли порадует.
Поговорите одновременно с обоими родителями. Даже если у вас доверительные отношения с одним из родителей, стоит поговорить сразу и с папой и с мамой. Этим вы покажете, что готовы признавать свои ошибки и обсуждать их с родителями. Благодаря этому вы сможете завоевать уважение своих родителей.
Объясните причины вашей плохой успеваемости. Родители должны знать, почему на ваш взгляд вы получили плохие оценки. Этим вы покажете, что вы открыты к диалогу с родителями. Расскажите о своих сильных и слабых сторонах. Покажите составленный вами список причин и обсудите его с родителями. Будьте честны с родителями.
Покажите родителям составленный вами план действий по исправлению плохих оценок. Расскажите родителям, что вы планируете предпринять, чтобы улучшить успеваемость. Объясните им каждое свое действие и почему оно должно принести результат. Покажите свой план в письменной форме, чтобы родители могли увидеть, что вы готовы сделать для того, чтобы ваши оценки стали лучше. Попросите родителей дать вам совет о том, какие еще действия можно внести в этот список.
Узнайте, какие оценки ваши родители считают плохими. Вы должны четко понимать, какие оценки для родителей являются плохими, а какие – хорошими. Благодаря этому вы будете знать, чего они ожидают от вас.
Сосредоточивайтесь на положительном. Беседуя с родителями, упомяните о положительных сторонах табеля. Даже если у вас в табеле не только хорошие оценки, обратите внимание родителей на положительную сторону вашей успеваемости. Иногда это сложно сделать, однако постарайтесь сосредоточиться на своих достижениях. Вы можете обратить их внимание на хорошее поведение или безупречную посещаемость школы.
Не думайте, что ваши родители очень рассердятся на вас. Ваши родители тоже были детьми, поэтому вряд ли они будут слишком суровы. Родители, скорее всего, помнят, что и они получали плохие оценки, поэтому, если это ваш первый раз, попросите их проявить понимание. Помните, если вы будете говорить с ними спокойно, вы вызовете меньше негодования и проявите себя с лучшей стороны.
Будьте оптимистом. Плохие оценки – это вовсе не конец света. Тем более вы можете улучшить свои оценки. Кроме того, у вас уже есть план решения этой проблемы! Пообещайте родителям и самому себе, что вы будете делать все возможное, чтобы следовать своему плану. Ваша успеваемость должна быть очень важна для вас.
Попросите родителей поговорить с другими родителями или с вашим учителем. Возможно, вы думаете, что причиной вашей неуспеваемости является преподаватель. Будьте честны. Не обвиняйте учителя без веских оснований. Это только ухудшит ситуацию. Тем не менее, если вы знаете, что и другие ученики также плохо понимают этот предмет или учитель не готовит вас к самостоятельным и контрольным работам по этому предмету, сообщите об этом родителям.
Попросите родителей помочь вам улучшить оценки. Скажите им честно, что вам сложно придерживаться ежедневного графика. Попросите родителей контролировать вас. Пообещайте родителям, что вы не начнете возмущаться, если они будут контролировать выполнение составленного вами плана. Кроме того, родители могут помочь вам следующим образом:
Попросите родителей нанять репетитора. Репетитор поможет вам улучшить успеваемость. Однако помните о том, что услуги репетитора, как правило, дорогие. Не расстраивайтесь, если родители не смогут выполнить вашу просьбу.
Рассказывайте родителям о текущих оценках. Если вы честно будете сообщать родителям информацию о полученных оценках, для них не будут удивлением низкие баллы в табеле. Показывайте им ваши самостоятельные и контрольные работы. Просите родителей на выходных просматривать ваше домашнее задание. Это позволит им следить за вашей успеваемостью.
Такое случается с каждым. Преподаватель возвращает вам контрольную работу или задание, с которым, как вам казалось, вы справились на “отлично”, и тут ваше сердце падает в желудок. У вас плохая оценка, даже не средняя. Вопросы один за другим затапливают ваше сознание. Как вам улучшить показатели успеваемости? Что скажут родители? Какая оценка теперь будет в конце года? Чтобы вернуться в колею и избежать этой ошибки в будущем, вам нужно знать, как правильно действовать в этой ситуации. Начинайте с первого пункта данного руководства, чтобы узнать, как пережить плохую оценку.
Часть 1
Сохраняйте спокойствиеПозвольте панике быстро пройти. Когда мы получаем плохую оценку, мы паникуем (если только для вас это не привычное дело). Нам кажется, что мы потеряли наш ум, внимание, наш талант и силу. Но ведь это не то, как обстоят дела в целом. Каждый из нас может оступиться. На самом деле те ошибки, которые мы совершаем в нашей жизни, как раз и делают из нас тех людей, которыми мы являемся, они учат нас исправляться и добиваться лучших результатов в следующий раз.
Напомните себе о том, что одна плохая оценка не разрушит всю вашу учебную карьеру. Учебная карьера состоит из множества различных тестов и контрольных работ, а не только из тех заданий и презентаций, которые вы делаете в классе. Она зависит от отношений, которые вы строите с вашими преподавателями; от влияния, которое вы оказываете на ваших друзей; и самое главное – от того, чему вы научитесь . Судить об успехе вашей академической карьеры по одной оценке – все равно, что судить об успехе вечеринки по одному прибывшему гостю. Такие суждения далеки от точности.
На всякий случай убедитесь, вернитесь к тесту и пересчитайте ваши балы. Убедитесь, что преподаватель не допустил ошибки, подсчитывая ваши балы или подводя итоговую оценку. Помните: даже учителя математики допускают ошибки в подсчетах!
Осторожно выясните, какие оценки получили ваши одноклассники. Вероятно, вы не станете очень расстраиваться, если получили “3” или “3 -”, когда все остальные тоже получили “тройки”, ведь это значит, что вы получили оценку в пределах нормы. Тем не менее, будьте осторожны, когда станете выяснять оценки других – они могут не захотеть делиться с вами или пожелают взамен узнать ваш результат.
Часть 2
Поиск помощи, чтобы улучшить ситуациюПоговорите с вашим преподавателем о возможных путях улучшить ситуацию. Учителя обожают, когда студенты, получившие плохую отметку, выказывают желание учиться и повышать успеваемость. Это заставляет преподавателей чувствовать себя успешными, делающими правильное, хорошее дело. Поэтому если вы подойдете к вашему учителю и скажете что-нибудь вроде "Здравствуйте, Юлия Сергеевна, мне не понравилось то, как я показал себя на тесте. Можно как-нибудь про это забыть и поработать над тем, чтобы написать лучше следующую работу?", ваш преподаватель просто потеряет сознание от удовлетворения.
Попросите помощи у учеников, которые справились с тестом лучше. Помогать другим – это приятно, и именно поэтому многие ученики, которые хорошо написали работу, помогают тем, кто справился хуже. Только убедитесь, что вы действительно потратите время на учебу и работу, а не на шутки и болтовню. И постарайтесь выбрать того, кого не считаете очень уж привлекательным, и к кому у вас нет тайной симпатии – все мы знаем, какая будет "учеба", когда мы находимся в одной комнате с парнем-красавцем или прекрасной девушкой.
Подумайте о том, чтобы рассказать родителям о плохой оценке. Хотя вы можете этого и не делать, разговор с родителями на эту тему все же очень хорошая идея. Ваши родители беспокоятся о ваших успехах. Вот почему их волнуют ваши плохие оценки – не потому что они хотят сделать вам неприятно. Помня об этом, вам будет легче открыться перед ними и, надеемся, получить нужную помощь и поддержку.
Часть 3
Успех в следующем тестеЗанимайтесь эффективно, не обязательно долго. Многие считают, что учиться правильно означает учиться долго. Это не всегда верно. Целенаправленная учеба с энтузиазмом часто побеждает долгие часы монотонного труда.
Записывайте свои пометки и замечания от руки, а не на компьютере или ноутбуке. Исследования показали, что письмо ручкой на бумаге улучшает вашу память, в отличие от простого печатания на компьютере. Это происходит из-за того, что написание букв и цифр активирует отделы головного мозга, отвечающие за моторную память. Улучшение моторной памяти означает улучшение памяти вообще и запоминание той информации, которую вы записываете.
Время от времени делайте перерыв, чтобы освежать память. 10-и минутные перерывы раз в час помогают в запоминании и освоении материала.
Родителей волнует не столько «рейтинг» ребенка по сравнению с другими детьми (хотя и это, конечно, тоже), сколько его внутренние ощущения, его , наличие или отсутствие желания и воли к преодолению препятствий и стойкость к неудачам. С первой пятеркой, пожалуй, все ясно. Это, конечно, радость, следствием которой становятся рост самоуважения маленького человека, его более уверенное поведение в детском коллективе, и это праздник для родителей. Но как начинающий ученик отнесется к первой двойке ? Вообще-то тут стоит задуматься.
Всякое бывает
К сожалению, первой двойки никому не миновать - это может случиться в первом классе, а может и в шестом, но все равно когда-нибудь произойдет, ибо от «неудов» не застрахован даже гений. Ситуации возможны самые разные: учительница не слишком понятно изложила новый материал или была в плохом настроении, сердилась на весь класс, сам ребенок проявил нормальные, но не слишком полезные в школе человеческие качества, такие, как рассеянность, невнимание к тому, что говорят на уроке. Он может быть огорчен, у него может заболеть голова. Переживая свои личные неприятности, он способен пропустить мимо ушей объяснение или забыть записать домашнее задание. Он ведь живой человек!
В конце концов, знания и успеваемость — далеко не одно и то же. Успеваемость и успевать - однокоренные слова. Получает пятерки тот, кто успевает решать на уроках задачки, умеет быстро читать, писать, а также, не углубляясь в суть дела, в темпе выполнять домашние задания. Иногда бывает обидно: ребенок обладает глубокими знаниями об устройстве окружающего мира, много думает, читает энциклопедии, а ему ставят двойку за то, что он не выучил к сегодняшнему дню параграф номер пять. Но ведь он не робот. Его жизнь наполнена событиями и переживаниями. Он мог плохо себя чувствовать накануне или был занят (готовился к соревнованиям, играл на пианино, уезжал с родителями). Получается неприятная ситуация: таблицу умножения знает назубок, а упражнения номер двадцать в его тетради учительница не обнаружила. Высокая успеваемость «успевающих» - издержки несовершенства школьной системы, которая заставляет ребенка пребывать в постоянном стрессе в течение всех лет учебы.
Итак, двойка
Надо сказать, оценка эта — вещь страшная. Однако ставить перед ребенком задачу избежать двоек, во что бы то ни стало — цель более чем сомнительная, это постоянное нервное напряжение.
Двойка, пожалуй, - первое серьезное испытание, выпадающее на долю ребенка, первая его проверка на жизненную стойкость. Честно говоря, мало кто это испытание достойно выдерживает. Даже взрослый человек, окончивший школу, техникум и два вуза, получает психическую травму, не сдав экзамен в автошколе. Что же говорить о ребенке, для которого оценка является чем-то вроде сертификата качества его личности! «Пять» в восприятии ребенка означает: «Я хороший, умный, красивый, этот мир меня принимает». «Два балла» убивают наповал: «Я плохой, я неудачник, меня не любят, мир меня отвергает». К сожалению, в школе практикуется публичность выставления оценок. Ребенка позорят перед всем классом: «От семи не может отнять три! Нет, вы на него посмотрите! Ну, что? Сколько будет?» «Два!» — неуверенно произносит малыш. «Вот я тебе тоже ставлю два!» — объявляет учительница.
Или другая всем известная ситуация. Ребенка вызывают к доске отвечать. Пытаясь собраться с мыслями, он минуту молчит. «Спасибо за подробный рассказ!» - саркастически ухмыляется учитель.
Класс в восторге хохочет. Получив двойку, ребенок возвращается на место, а все пристально смотрят на выражение его лица. Заплачет? Улыбнется кривой улыбкой, скрывая отчаяние? Плакать неприлично — засмеют! Обычно дети краснеют и опускают глаза. Им хочется поскорее скрыться, затеряться среди сверстников, не привлекать к себе внимания. Надо сказать, после двойки ребенок следующие пятнадцать минут, а то и весь урок до конца сидит в оцепенении, ничего не слышит, не понимает, списывает с доски автоматически.
Позор был публичным, и теперь своим поведением ученик стремится доказать, что оценки - вовсе не главное. Неудовлетворительная оценка наносит ущерб дальнейшему обучению.
Помните о последствиях
Как подготовить ребенка к возможной двойке и как реагировать, если он ее уже получил. Что делать, чтобы не пропал интерес к учебе, не упала самооценка, не возникла стойкая обида на преподавателя? «А вот мой из-за двоек совсем не переживает!» - скажет кто-то. Да, ощущения, в конце концов, притупляются. Равнодушие к оценкам приходит по мере осознания того, что в сфере учебной деятельности ничего хорошего уже не светит и надо утверждаться каким-то иным способом. Такой ребенок пытается завоевать авторитет в сомнительной дворовой компании, демонстрирует силу, нарочито гордится благосостоянием семьи или стремится к власти над младшими и более слабыми.
Большая удача, если он компенсирует моральный ущерб, нанесенный двойками, полной отдачей творчеству или спорту. Обычно на своем интеллекте он сам ставит крест. Если при этом его родители придают особое значение интеллектуальному развитию, за двойки называют ребенка тупым и демонстрируют неприязнь, то вскоре он отдалится от них, станет равнодушным к их словам. Двойка способна не только помешать учебе, но и разрушить отношения в семье.
Оценки (по сложившемуся стереотипу восприятия) — это подтверждение первичного «социального статуса» ребенка, своего рода показатель того, к какому общественному слою, он будет принадлежать.
В детском саду все были равны, а в школе уже намечается перспектива: отличник = институт = карьера = начальственная должность; двоечник = неквалифицированный труд = унижение = ненависть к интеллигенции. В результате возможно полное отрицание ребенком духовных идеалов - назло учительнице, той самой зловредной представительнице интеллигенции, которая якобы несет «вечные духовные ценности» и унижает ребенка двойками за то, что он не успел их вызубрить в срок.
Воздействие двоек на психологию детей еще недостаточно исследовано. Проблема может скрывать много подводных камней. Возможно, в школах будущего откажутся от столь прямолинейного оценивания, постараются не подрезать ребятам крылья. Но сейчас двойки узаконены, и нашим детям с ними жить и им противостоять.
Иногда результат может быть и отрицательным. Родители должны сказать: «Пусть двойки корректируют ход твоей мысли, а не огорчают тебя!»
Ситуация тяжелая — мотивации учиться нет. Следствие взаимного непонимания с учителем, плохой программы, пропуска материала. Следует выяснить, в чем дело, и попытаться создать ребенку мотивацию, хотя бы объяснив непосредственную связь успехов в учебе с будущим благосостоянием, как это практикуют на Западе. Человек должен уметь трудиться, выдерживать конкуренцию, стойко переносить неудачи.
Часто родители предъявляют завышенные требования к ребенку, отдают его в престижный лицей со множеством сложных предметов, ведут в школу слишком рано. После занятий у ребенка болит голова, он устает и нервничает. «В этом лицее надо весь вечер мучиться, чтобы получить хотя бы тройку!» — потом переживают родители. Следует выбрать школу, где учиться хотя и сложно, но приятно, где трудности вполне преодолимы и получать пятерки можно адекватными усилиями.
Бывают двойки из-за поведения. Есть черты характера, «способствующие» получению двоек: рассеянность, невнимание, задумчивость, неуверенность в себе, тревожность. Помочь ребенку стать уверенным, сильным, собранным — вот задача родителей в данном случае.
Учитель может вызвать как любовь к предмету, так и ненависть. От отношений ребенка и преподавателя зависит очень многое. Учитель не всегда объективно ставит оценки, а ребенок даже при хороших знаниях может бояться отвечать ему урок. Если выяснится, что на оценки влияют не только знания, но и отношения с учителем, родители должны чаще встречаться с преподавателем, показывая, что они знают, что происходит, и готовы отстаивать права ребенка. Не надо позволять учителю диктовать свою волю, надо постараться установить отношения сотрудничества — ради ребенка. Бывают случаи явной несовместимости учителя и ученика. Если такая ситуация сложилась в младшей школе, ребенка лучше перевести в другой класс.
Какой-то процент случайных двоек всегда допустим — лишь бы он не превышал нормы.
Некоторые дети, решив, что инженерами не будут, могут отказаться учить математику, химию и пр. В этом случае надо говорить о пользе общего образования, о том, что даже сугубо гуманитарным профессиям (журналист, психолог, юрист) технические знания принесут неоценимую пользу.
Когда вы смотрите дневник, уделяйте максимум внимания положительным оценкам. К двойкам можно остаться равнодушным. Просто спросите: «Почему мало пятерок? Если ты чего-то не знаешь, я тебе помогу!» Если же родитель не слишком хорошо разбирается, например, в замысловатой химии и вряд ли способен помочь, он может, напротив, попросить ребенка: «Давай, я с тобой посижу, а ты мне объяснишь новый материал. Я бы тоже хотел это знать». Одним словом, больше внимания уделяйте научной истине, а не оценкам! Если обсуждаете с ребенком двойку, то говорите по-деловому, без эмоций. Нельзя делать из двойки обобщенных выводов, таких, как «ты дурак» или «ты не знаешь физику». Напротив, надо локализовать область, за которую получена оценка, как можно точнее: физика — механика — второй закон Ньютона. Вот этот второй закон Ньютона со всеми вариантами задач и надо как следует изучить и понять.
Следует объяснить ребенку, что даже при его неплохом уме двойки все равно могут случаться и надо уметь их спокойно исправлять, а не впадать в панику или в ярость. Умение мужественно преодолевать трудности и не сдаваться очень полезно для дальнейшей жизни.
У большинства школьников приближаются долгожданные каникулы.
Твой малыш незаметно подрос, и вот он уже – не младенец и не смешной дошколенок, а почти взрослый солидный человек – школьник. Куплена школьная форма и самый лучший ранец, пачка тетрадей, ручки, карандаши и еще целая куча нужных вещей. И ты с нетерпением ждешь, что чадо будет радовать каждый день родителей пятерками? Иначе и быть не может: ведь твой ребенок – самый умный, развитый, сообразительный и начитанный!
Как вдруг… Ни с того ни с сего в дневнике появляются двойки. И ты – в растерянности: как же так? Что делать? Ругать, наказывать, разбираться с учительницей?
Мы дадим несколько советов психолога, как действовать, если ребенок приносит плохие оценки:
Совет №1 Прежде всего – успокойся . Без двоек пока еще не сумел обойтись ни один человек. Запомни самое важное: за плохие оценки нельзя ни ругать, ни, тем более, наказывать. Почему? Потому что это не поможет избавиться от проблемы, зато покажет ребенку: родителям доверять нельзя, и в следующий раз он постарается скрыть полученную отметку. А со временем научится скрывать от тебя и другие проблемы. Тебе это надо?
Если двойки появляются в дневнике твоего чада изредка, то вообще не стоит беспокоиться. Такие эпизодические плохие оценки можно считать случайностью: с кем не бывает!
Совет №2 Если же ты видишь явное ухудшение на учебном фронте, попробуй разобраться в ситуации. Может быть, школьная программа слишком сложна для ребенка? Такое бывает чаще, чем принято думать. В этом случае подумай о дополнительных занятиях. Похожий результат бывает в случае, наоборот, чересчур легкой программы для ребенка, уровень развития которого опережает предлагаемые школой знания. Ему просто скучно заниматься тем, что он давно знает, и двойки могут появиться в результате небрежности.
Совет № 3 Еще один вариант – банальная лень. Что ж, твой ребенок – тоже человек, имеет право полениться. Постарайся контролировать, как он делает домашние задания , какое-то время проверяй его каждый вечер. Может быть, придется посидеть вместе с ним над учебниками, что-то объяснить. Этот метод поможет и в том случае, если школьник просто не понял какой-то темы, и у него возникли сложности.
Совет №4 Хорошим выходом из положения станет правильная мотивация. Объясни малышу, что знания, которые он получает в начальной школе, - основа всей дальнейшей учебы, и, если он сейчас отнесется к учебе несерьезно, то в старших классах ему придется очень туго. Не угрожай, а спокойно скажи, что в случае получения табеля с плохими оценками придется отменить долгожданную летнюю поездку: ее нужно заслужить. И не бойся выполнить свое обещание, если ребенок не справится. Пусть осознает: он вступил во взрослую жизнь, отмена поездки – это не наказание, а подтверждение той истины, что все хорошее нужно заработать.
Совет №5 Может случиться и так, что у школьника не складываются отношения с учителем. Здесь родители должны приложить все усилия, чтобы «разрулить» ситуацию с преподавателем. Поговори с ребенком, выясни причину, постарайся понять суть – кто прав, а кто не очень. Нелишним будет и беседа с учителем – наедине или на родительском собрании, в зависимости от обстоятельств. Только не настраивайся на «войну»! Прояви дипломатические способности.
Твоя цель – не отбить у ребенка желание учиться, не подавить его веру в себя. Требуй, но не кричи и не ругай. Объясни, что ты готова предоставить любую помощь, какая от тебя потребуется.
Стоит ли наказывать ребенка за плохие оценки в школе? Нужно ли лишать ребенка телефона из-за неудовлетворительной оценки по математике?
Сегодня ребенок вернулся из школы не в настроении. Швырнул в угол портфель, небрежно бросил на стул пиджак, насупился и о чем-то задумался. Мама начинает взволнованно расспрашивать, что стряслось, на что дитё обиженно достает из портфеля дневник, демонстрирует двойку по математике и захлебывается от слез.
Такая бурная реакция на плохую оценку теперь встречается не так часто, как раньше. Зачастую детям вообще все равно, что получать: двойку или пятерку. Они понимают, что за плохую отметку в школе им дома ничего не будет, поэтому уровень их успешности в школе неумолимо падает.
Нынешняя система образования в школе и дома тяготеет к демократическим ценностям: свободе волеизъявления в школе, уважении ребенка как личности, некоем потакании его капризам, непринятии наказания как воспитательной меры. Но нужно ли отказываться от наказаний? Не будут ли родители, полностью перешедшие на демократический стиль воспитания, растить своевольных и равнодушных детей, которым потом будет все равно, где жить и работать?
Сразу следует заметить, что ни о каком физическом наказании не может быть и речи. Дети – не игрушки, они чувствуют боль и страдания. Кто-то может заявить, что за плохие оценки его был отец, а его отца в детстве так же бил дед. Но разве это нормально? В ребенке это вызывает лишь ненависть к своему родителю, а не уважение и благоговение. Но если с физическими наказаниями все понятно, то нужно ли вообще наказывать за плохие оценки? Скорее всего, нужно.
Это не всегда объективная мера, но все же она показывает, усвоил ученик школьную программу, или нет. Родитель должен быть заинтересован в успешном обучении своего чада. Он не должен пускать образование ребенка на самотек.
При помощи оценки преподаватель регулирует поведение ученика. Чаще всего дети получают неудовлетворительные отметки именно из-за своего плохого поведения. Разговаривал с соседом по парте – не понял правило по грамматике, крутился-вертелся – не смог услышать домашнее задание. И таких примеров масса. Оценка – рычаг для управления поведением ученика. Но если родители не наказывают за оценки, то учитель этого рычага просто лишается, ведь ребенку все равно, поставят ему двойку, или нет, он продолжает баловаться и мешать своим одноклассникам.
– как заработная плата. Если работник плохо трудится, он получает выговор. Так почему же двоечник не должен быть наказан за плохую успеваемость? Не обращая внимания на плохие оценки, родители вырабатывают в ребенке вредоносный стереотип: можно не работать, но все равно получать все, что пожелаешь. Такое убеждение очень болезненно скажется на его будущей трудовой деятельности и жизни в социуме.
Да, наказывать за плохие отметки нужно. Но остается один важный вопрос: пресловутое слово «наказывать». Воображение сразу рисует бедное дите, посаженное на голодовку и навечно запертое в своей комнате. Лучше говорить не «наказывать», а «реагировать». Реагировать на плохие оценки, реагировать на неудовлетворительную работу в классе, реагировать на нарушения дисциплины. Как же нужно правильно реагировать на неуспеваемость?
1.
Как уже было сказано, физическими истязаниями мало чего можно добиться. Родители должны принять такие меры, которые бы указали, что плохая оценка – это действительно плохо. К примеру, сократить использование компьютера или телефона до тех пор, пока оценка не будет исправлена. Сначала на бедного родителя прольется поток слез и мольб, но проявить твердость необходимо, иначе у ребенка войдет в привычку пускать слезу всегда, когда он недоволен.
2. Дети младшего школьного возраста очень зависимы от своего окружения. Родители могут этим воспользоваться и привести ребенку пример более успешного одноклассника. Но это не должно быть в форме унижения: «Посмотри, какой он молодец, и какое ты ничтожество!» такая формулировка вызовет негативизм и неприятие. Родители просто должны сместить фокус внимания ребенка на учебу, а не на развлечения, ставить в пример, а не тыкать носом.
3. Зачем взрослые ходят на работу? Чтобы получить зарплату. А зачем дети ходят в школу? Чтобы получить оценку. Такая схема абсолютно не охватывает всей важности образования, но ребенок должен ее четко уяснить. Он не получит то, что хочет, просто так. Для достижения цели нужно потрудиться, получать хорошие отметки в школе и не нарушать дисциплину. Родитель может пообещать купить новую приставку, но взамен он имеет полное право потребовать хороших оценок за четверть. Словом, у ребенка должно быть наглядное представление о том, зачем он получает оценки.
4. Никогда не нужно скатываться до примитивных унижений. Попробуйте сами разобраться с логарифмами и сложноподчиненными предложениями, тогда и поймете, так ли легко заработать пятерку. Унижать и оскорблять могут только те, кто ничем другим «помочь» не может. Возможно, ребенок отстал и из-за загруженности школьной программы не может сам пройти упущенный материал. Родители всегда должны интересоваться домашними заданиями, помогать ребенку, а не ждать, что он сам по щелчку выучит математику и русский язык.
Реагировать на оценки нужно, иначе ребенок потеряет всякий стимул посещать школу. Демократия демократией, но пускать успеваемость на самотек нельзя, ведь это может воспитать в ребенке неправильные жизненные ценности и отношение к жизни.