Историческое преобразование определений предмета психология. Раздел «Психология как наука Когда появилось в научной литературе слово психология

Фасада

Амбивалентность, фрустрация, ригидность - если хотите выражать свои мысли не на уровне пятиклассника, то придется понять значение этих слов. Катя Шпачук объясняет все доступно и понятно, а помогают ей в этом наглядные гифки.
1. Фрустрация

Практически каждый испытывал чувство нереализованности, встречал препятствия на пути достижения целей, которые стали непосильным грузом и причиной ничего нехотенья. Так вот это и есть фрустрация. Когда все надоело и ничего не получается.

Но не стоит воспринимать такое состояние в штыки. Главный способ побороть фрустрацию – осознать момент, принять ее, и толерантно отнестись. Состояние неудовлетворенности, ментальная напряженность мобилизируют сили человека для борьбы с новым вызовом.

2. Прокрастинация

- Так, с завтрашнего дня сажусь на диету! Не, лучше с понедельника.

Доделаю потом, когда настроение будет. Время еще есть.

А…, напишу завтра. Никуда не денется.

Знакомо? Это прокрастинация, то есть, откладывание дел на потом.

Мучительное состояние, когда надо и не хочется.

Сопровождается терзанием себя за то, что не выполнил поставленное задание. В этом состоит главное отличие от лени. Лень – пофигистическое состояние, прокрастинация – переживательное. В то же время, человек находит предлоги, занятия куда интереснее, чем выполнение конкретной работы.

По сути, процесс – нормальный и присущ большинству людей. Но не стоит злоупотреблять. Главный способ избежать – мотивация и правильная расстановка приоритетов. Вот тут на помощь приходит time management.

3. Интроспекция


Другими словами самонаблюдение. Метод, с помощью которого человек исследует свои собственные психологические наклонности или процессы. Первым интроспекцию применил Декарт, изучая собственную душевную природу.

Несмотря на популярность метода в ХІХ веке, интроспекция считается субъективной, идеалистической, даже ненаучной формой психологии.

4. Бихевиоризм


Бихевиоризм – направление в психологии, в основе которого находится не сознание, а поведение. Реакция человека на внешний стимул. Движения, мимика, жесты - короче говоря, все внешние признаки стали предметом изучения бихевиористов.

Основатель метода американец Джон Уотсон предполагал, что с помощью тщательного наблюдения, можно предугадать, изменить или сформировать должное поведение.

Было проведено множество экспериментов, исследовавших поведение человека. Но самым известным стал следующий.

В 1971 году Филипп Зимбардо провел беспрецедентный психологический эксперимент, который получил название Стенфордский тюремный эксперимент. Абсолютно здоровых, психично устойчивых молодых людей поместили в условную тюрьму. Студентов поделили на две группы и распределили задания: одни должны были исполнять роль надзирателей, другие заключенных. У студентов-надзирателей начались проявляться садистские наклонности, в то время как заключенные были морально подавленными и смирившимися со своей участью. Через 6 дней эксперимент был прекращен (вместо двух недель). В ходе было доведено, что ситуация влияет на поведение человека больше, нежели его внутренние особенности.

5. Амбивалентность


С этим понятием знакомы многие сценаристы психологических триллеров. Итак, «амбивалентность» – двойственное отношение к чему-либо. Причем это отношение абсолютно полярное. Например, любовь и ненависть, симпатия и антипатия, удовольствие и неудовольствие, которое испытывает человек одновременно и по отношению к чему-то (кому-то) одному. Термин ввел Э.Блейлер, который считал амбивалентность одним из признаков шизофрении.

По Фрейду «амбивалентность» приобретает несколько другое значение. Это присутствие противоположных глубинных побуждений, в основе которых лежит влечение к жизни и смерти.

6. Инсайт


В переводе с английского «insight» - это проницательность, способность проникновения в суть, озарение, внезапное нахождение решения и тд.

Есть задача, задача требует решения, иногда бывает простой, иногда сложной, иногда решается быстро, иногда требует времени. Обычно в сложных, трудоемких, на первых взгляд непосильных задачах приходит инсайт – озарение. Что-то нестандартное, внезапное, новое. Вместе с инсайтом меняется ранее заложенный характер действия или мышления.

7. Ригидность


В психологии под «ригидностью» понимают неготовность человека действовать не по плану, боязнь непредвиденных обстоятельств. Также к «ригидности» относится неготовность отказа от привычек и установок, от старого, в пользу нового и тд.

Ригидный человек – заложник стереотипов, идей, не созданных самостоятельно, а взятых из достоверных источников.
Они конкретны, педантичны, их раздражает неопределенность и безалаберность. Ригидное мышление – банально, штамповано, неинтересно.

8. Конформизм и нон-конформизм


«Всякий раз, когда вы обнаруживаете себя на стороне большинства - время остановиться и задуматься» писал Марк Твен. Конформизм - ключевое понятие социальной психологии. Выражается в изменении поведения под реальным или воображаемым влиянием других.

Почему так происходит? Потому что люди боятся, когда не так, как все. Это выход из зоны комфорта. Это боязнь не понравится, выглядеть глупым, быть вне массы.

Конформист – человек, который меняет свое мнение, убеждения, установки, в пользу общества, в котором находится.

Нонконформист – понятие противоположное предыдущему, то есть, человек, который отстаивает мнение, отличающееся от большинства.

9. Катарсис

С древнегреческого слово «katharsis» обозначает «очищение», чаще всего от чувства вины. Процесс долгого переживания, волнения, который на пике развития превращается в освобождение, что-то максимальное позитивное. Человеку свойственно переживать по разным причинам, от мысли о не выключенном утюге и т. д. Тут можно говорить о бытовом катарсисе. Есть проблема, которая достигает своего пика, человек страдает, но не вечно же ему страдать. Проблема начинает отходить, уходит злость (у кого что), наступает момент прощения или осознания.

10. Эмпатия


Переживаете ли вы вместе с человеком, который рассказывает вам свою историю? Проживаете ли ее вместе с ним? Поддерживаете ли эмоционально человека, которого слушаете? Тогда, вы – эмпат.

Эмпатия – понимание чувств людей, готовность оказать поддержку.

Это когда человек ставит себя на место другого, понимает и проживает его историю, но, тем не менее, оставаясь при своем рассудке. Эмпатия – процесс чувствующий и отзывчивый, где-то эмоциональный.

ТЕМА: Предмет, задачи и методы психологии.

1. Предмет психологии, ее задачи.

3. Основные отрасли психологии.

4. Основные методы психологических исследований.

1 -Предмет психологии, ее задачи.

Исследование внутреннего мира человека, общих закономерностей его взаимодействия с внешним миром осуществляет специальная наука – психология (от греч. psiche – душа и logos – наука). Греческая буква y(пси) – символ психологии.

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. По-видимому, люди начали задумываться над существованием некоего духовного начала, направляющего их поведение, в очень далекие доисторические времена. Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку, например некую «Тень», обитающую в теле и покидающую его после смерти, или Богов, которых считали ответственными за все действия людей. Позднее греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни. Аристотель в трактате «О душе» заложил основы психологии как самостоятельной области знаний. Так первоначально психология выступала как наука о душе.

Важно отметить, что понятие «душа» у всех «племен и народов» ассоциируется с внутренним миром человека - его сновидениями, переживаниями, воспоминаниями, мыслями, чувствами, желаниями. Внутренний мир человека весьма отличен от внешнего, о чем свидетельствуют те же сновидения.

Происхождение слова «психология»

Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии.

Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Но Афродита была недовольна, что ее сын, бог-небожитель, хочет соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело впечатление на богов и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса верховное божество греков превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились навеки.



Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому Психея – смертная, обретшая бессмертие, – стала символом души, ищущей свой идеал.

Психея, или Психе, - в греческой мифологии олицетворение души, дыхания. Психе отождествлялась с живым существом. Дыхание ассоциировалось с ветром, дуновением, полетом, вихрем, поэтому душа обычно изображалась порхающей бабочкой или летящей птицей. По Аристотелю, Психе и есть «душа» и «бабочка». На основе различных мифов о Психее римский писатель Апулей (ок. 125 - ок. 180 н.э.) создал книгу «Метаморфозы», в которой в поэтической форме представил странствия человеческой души в поисках любви.

Мнения историков о том, кто изобрел слово “психология”, расходятся. Одни считают его автором Меланхтона, другие – философа Гоклениуса, который применил слово “психология” в 1590 году.

Слово «психология» стало общеизвестным в 18 веке в научных кругах Европы благодаря деятельности немецкого философа Христиана Вольфа (1679 – 1754 гг). В книгах “Эмпирическая психология” (1732г.) и “Рациональная психология” (1734 г.) Вольф использовал термин “психология”.

Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл . В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисципли­ны, во втором - для описания поведения или психических особенностей отдель­ных лиц и групп людей.

Житейские психологические знания очень приблизительны, расплыв­чаты и во многом отличаются от научных знаний :

1. житейские психологические знания конкретны, привязаны к кон­кретным ситуациям, людям, задачам. Научная же психология стремится к обобще­нию, для чего используются соответствующие понятия.

2. житейские психологические знания носят интуитивный характер. Это обусловлено способом их получения - случайным опытом и его субъектив­ным анализом на бессознательном уровне. В отличие от этого научное познание основано на эксперименте, а полученные знания вполне рациональны и осознава­емы.

3. существуют различия в способах передачи знаний. В силу конкретности и интуитивности житейские знания передаются из уст в уста, от поколения к поколению, с большим трудом, а часто эта переда­ча просто невозможна. Как пишет Ю. Б. Гиппенрейтер, «вечная проблема "отцов и детей" состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов». В науке знания по психологии накапливаются, сохраняются веками и передаются посредством научной литературы (письменно), а также устно в рамках лекций (при обучении), конференций, семинаров и в других формах.

4. научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем объеме ни одному носителю житейской психологии.

Отношения научной и житейской психологии многозначны: научная психология опирается на житейский психологический опыт, извлекает из него свои исследовательские задачи, и житейским опытом научное знание проверяется.

В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII-XIX вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осо­знаваемые, но и неосознаваемые явления. Таким образом, психология - это наука о психике и психических явлениях .

Рис. Основные различия житейских и научных психологических знаний

В современном общественном сознании слова «душа» и «психика» фактически являются синонимами: научная психология предпочитает использовать термин «психика», религиозные мыслители и некоторые философы говорят о «душе».

Психика - сложнейший феномен, возможно, самое сложное, что есть в мире. Поэтому дать исчерпывающее определение психики не представляется возможным. Психика – это "субъективный образ объективного мира" .

Психика - субъективный внутренний мир человека, опосредующий взаимодействие человека с внешним миром. Современными психологическими словарями психика определяется как «форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая регулятивную функцию в их поведении (деятельности)»*, как «высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем»**.

* Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1997. С. 291.

** Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Ростов н/Д: Феникс, 1998. С. 279.С

Предметом психологии являются психика и психические явле­ния как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.

Психология изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком.

Классификация психических явлений. (существуют различные точки зрения на структуру психических явлений.)

Общепринято разделять психические явления на три основных класса:

- психические процессы,

- психические состоянии,

- психические свойства личности.

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведе­ния человека. Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец, т. е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым, прежде всего, относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса. На основе психических процессов формируются опреде­ленные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков. В свою очередь, психические процессы могут быть разделены на три группы: познаватель­ные, эмоциональные и волевые.

К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощуще­ние, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внима­ние. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе.

Эмоциональные психические процессы . В рамках этой группы психических процессов рассматривают такие психические явления, как аффекты, эмоции, чув­ства, настроения и эмоциональный стресс.

Волевые психические процессы - наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др.

Иногда выделяют как самостоятельную еще одну группу психических процессов - неосознаваемые процессы . В нее входят те процессы, которые протекают или осуществляются вне контроля со стороны сознания.

Психические процессы тесно взаимосвязаны между собой и выступают в качестве первичных факторов формирования психических состояний человека.

Психические состояния характеризуют состояние психики в целом. Они, как и психические процессы, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. Психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать или тормозить деятельность. К психическим состояниям относят такие явления, как подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние. Следует отметить, что психические состояния могут быть чрезвычайно сложными явлениями, имею­щими объективную и субъективную обусловленность, но характерной для них общей особенностью является динамичность. Исключение составляют психические состояния, обусловленные доминирующими характеристиками личности, в том числе и патохарактерологическими особенностями. Подобные состояния могут быть весьма устойчивыми психическими явлениями, характеризующими личность человека.

Следующий класс психических явлений - психические свойства личности - характеризуется большей устойчивостью и большим постоянством. Под психическими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенно­сти личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности и характер. Уровень развития этих свойств, а также особенности развития психических процессов и преобладающие (наиболее характерные для человека) психические состояния определяют непо­вторимость человека, его индивидуальность.

Характеризуя задачу психологии, С. Л. Рубинштейн пишет: «Психологическое познание - это опосредованное познание психического через раскрытие его существенных, объективных связей».

Основная задача психологии - установить основные закономерности психической деятельности, проследить пути ее развития, вскрыть лежащие в ее основе механизмы.

А также психология изучает:

- нейрофизиологические основы психической деятельности;

Сознание человека как высшую форму психики;

Обусловленность психики человека социально-историческими факторами;

Закономерности формирования психических образов мира и воплощения этих образов во внешней, практической деятельности человека;

Структуру психики человека;

Отражательно-регуляционную сущность познавательных, волевых и эмоциональных процессов,

Индивидуально-психологические особенности личности,

Психологию конкретных видов человеческой деятельности.

Современная научная психология все глубже познает закономерности психической деятельности человека – закономерности психического отражения действительности и психической регуляции поведения, выявляет условия и средства оптимизации человеческой деятельности.

основные принципы психологии:

принцип детерминизма (принцип, согласно которому все в природе порождается действием материальных причин и законов. ПСИХИКА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ОБРАЗОМ ЖИЗНИ И ИЗМЕНЯЕТСЯ С ИЗМЕНЕНИЕМ ВНЕШНИХ УСЛОВИЙ),

- принцип единства психики и деятельности (принцип психологии, утверждающий неразрывное единство сознания и деятельности - СОЗНАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАХОДЯТСЯ В НЕПРЕРЫВНОМ ЕДИНСТВЕ. СОЗНАНИЕ ОБРАЗУЕТ ВНУТРЕННИЙ ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА),

- принцип развития (ПСИХИКА МОЖЕТ БЫТЬ ПРАВИЛЬНО ПОНЯТА, ЕСЛИ ОНА РАССМАТРИВАЕТСЯ В НЕПРЕРЫВНОМ РАЗВИТИИ, КАК ПРОЦЕСС И РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ).

Категории – это предельно широкие понятия, в которых отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов и явлений действительности и познания. Категории являются научными средствами организации знания о психической реальности. Категории отражают психические явления не только глобально, но в специфических характеристиках. Категории отражают существующие теоретические схемы, которые, в свою очередь, обобщают факты.

Совокупность научных категорий образует категориальный строй науки . Категориальный строй – предельно общая, глубинная, исторически развивающаяся познавательная структура, отображающая психическую реальность в её цельности и специфических характеристиках.

Ядерными в психологии являются категории “образа”, “мотива”, “действия”, “личности”.

Категория психического образа издревле выступала в качестве основы представлений о душе и сознании. В категории образа представлена реальность, которая существует независимо от мысли о ней и степени познанности человеческим умом.

Знание об окружающем мире, данное в форме ощущений, восприятий, представлений, мыслей, отделенное от самих вещей, явлений и телесных органов, их порождающих, подтолкнуло людей к пониманию независимого существования образов. Образ является результатом отделения от реальности, во-первых, и от органов, воспринимающих эту реальность, во-вторых. Образ не сводим ни к физическим, ни к физиологическим процессам. Но открытие этого обстоятельства произошло благодаря соотнесению образа с указанными процессами.

Первоначально разграничили образы ощущений и мыслей. В психологии это соответствовало выделению двух механизмов приобретения знания – через органы чувств и посредством мышления.

Далее категория психического образа была увязана с категорией психического действия. Для создания образа необходимы активные усилия субъекта, лишь в процессе реального взаимодействия организма с объектами внешнего мира возникают образы. Например, мы смотрим в книгу и видим образы букв. Мы осознаем реальность существования букв независимо от нашего их видения и реальную представленность образов букв в нашей психике. Чувственно-двигательная активность глаз была первой моделью для изучения связи образов и действий. Сопряженность образа с действием, как мышечным, так и умственным, была открыта психофизиологами – Г. Гельмгольцем (1821 – 1894 гг.) и Сеченовым И. М. (1829 – 1905 гг.).

Постепенно в исследованиях образов были открыты свойства, функции, структура образов. Важным свойством образа является его целостность.

Чувственные образы (ощущения, восприятия) образуют сенсорную ткань сознания. Умственные и чувственные образы вместе создают основу для целостной категории психологического познания – категорию “образа”. Категория образа касается всех уровней психики.

Опыты В. Келера показали, что образы есть даже у обезьян. То есть даже на более низком уровне отражения психической реальности – у животных – наличествуют образы. Из опытов Э. Толмена следует, что образы имеются у крыс.

Исследования образов гештальтпсихологов показали, что образы обладают свойством инвариантности, то есть относительной устойчивости при наличии изменений. Одновременно было доказано, что порождение образа – активный процесс. Активность образов как их фундаментальное свойство стала предметом изучения отечественной психологии 70 – 80-х гг. ХХ в. Активность образов связывает категорию образа с категорией мотива, так как качество активности предполагает вопрос “Зачем, для какой цели осуществляется активность?”.

В заключение отметим, что природа образа может быть изучена целостным категориальным аппаратом, в котором категория образа является одним из компонентов.

“Мотив” происходит от латинского слова “мовео”, означающего “двигаю”. Мотив – это то, что двигает поведением человека, ради чего он тратит свою жизненную энергию. Категория “мотива” используется для обозначения всех психологических образований и процессов, побуждающих и направляющих поведение. Мотив определяет пристрастность, избирательность и конечную направленность поведения. На уровне конкретного поведения знание о мотивах субъекта объясняет, почему данное существо предпочитает делать именно это, а не что-то иное. Например, во время катастрофы на “Титанике” не все люди на судне стремились спасти свою жизнь во что бы то ни стало. Различия в их поведении может быть поняты только при наличии знания о мотивах, определявших поведение. Отказ от действий в сторону самосохранения не является безусловным биологически заложенным мотивом.

Первоначально категория мотива применялась для обозначения побуждений, имеющих осознанный характер. Позже оказалось, что поведение мотивировано, в смысле его целенаправленности, даже если оно не сопровождается сознательным намерением. Таким образом, наличие цели у поведения является одним из аспектов мотивированности поведения. Сопряженность мотива и цели поведения особенно очевидна в случае, когда один и тот же человек, имея определенное намерение, пытается реализовать его разными способами. Если непосредственная попытка достижения цели наталкивается на преграду, то выбирается другой, обходной, путь. Е. Брунсвик назвал свойство направленности мотива на достижение цели эквифинальностью. Мотив может быть реализован в различных действиях. Так, мотив связан ещё с одной категорией – “действия”. Действие – это инструментальная сторона осуществления мотива.

Мотивы не наблюдаемы непосредственно. Они не могут быть представлены как факты действительности. Они вообще не являются фактами в смысле вещности, реальной предметности. Мотивы – это условные, облегчающие понимание причин поведения конструкты, причем конструкты гипотетические. В действительности никаких мотивов не существует. Среди ядерных категорий психологии мотив является самым условным. Для категории образа можно пытаться обозначить материальную ткань этой категории. Мотив – это условная категория, объединяющая категории действия, личности, а также понятие цели. Ведущий специалист по исследованию мотивов Хайнц Хекхаузен считает, что мотив является промежуточной переменной в объяснительных психологических схемах. Это, однако, не означает, что категория мотива выдумана и произвольно помещена в мир. Мотив является плодотворной категорией, т. к. позволяет объяснять, предсказывать и выявлять особенности поведения индивидов.

Несмотря на то, что мотив является условным конструктом, были разработаны классификации мотивов человека. Во всех классификациях осуществлялось деление мотивов на безусловные, или врожденные, и приобретенные. Безусловными считаются стремления к сохранению жизни и безопасности, пище, питью, продолжению рода, уходу за детенышами, поддержанию постоянной температуры тела, избеганию боли, осуществлению выделений тела, дыханию, отдыху и сну, активности и агрессивности. Ряд авторов добавляют к безусловным потребностям ещё и познавательную мотивацию. Отметим, что данные мотивы свойственны не только для человека, но и для многих групп животных. К истинно человеческим относится мотивация к эстетическим впечатлениям. Человек, в отличие от животных, приобрел множество условных потребностей, таковыми являются потребности в алкоголе, табаке, наркотиках, кофе и др.

С древних времен философы и психологи локализуют мотивы в теле человека. Стремления происходят из тела, а разум обуздывает и направляет стремления при участии воли.

З. Фрейд полагал, что человеку присуща психическая энергия, которая и служит основой действия мотивов. Резервуаром энергии является тело, побуждения которого структурируются личностными структурами Супер-Эго, Эго и Оно. По Фрейду, все мотивы являются врожденными, а объекты мотивов фиксируются в раннем детстве.

Курт Левин обогатил содержание категории мотива изысканиями по взаимодейстию личности и её мотивов с окружающей реальностью, которую он обозначал как феноменальное поле. По Левину, мотивы реализуются не только сами по себе, исходя из внутренней заданности, но силы поля влияют на рождение и осуществление мотивов. Мотивационной напряженностью, по Левину, обладает окружающее пространство, а не только сам субъект. Левин считал, что актуальность мотивов сохраняется для определенных, коротких интервалов времени. Прошлый опыт влияет на мотивы, если он значим “здесь и теперь”. По Левину, нет принципиальных различий между органическими, биологическими мотивами и истинно человеческими мотивами (Левин изучал мотивацию, движущую людьми при чтении стихов и рисовании).

Деятельность, действия и операции – это инструментальные воплощения активности человека.

Деятельность – самая крупная единица анализа активности. Результатом деятельности является динамика переживаний, выражающих отношение субъекта и реализацию его потребности в деятельности. Метафорически деятельность может быть представлена как движение в поле переживаний. Переживания, в зависимости от того, положительные они или отрицательные, окрашивают эмоцией и дают эмоциональную оценку результату деятельности.

Деятельность состоит из действий. Действия имеют целенаправленность. Действия, как правило, осознанны, так как их цели ясно осознаются человеком. Результатом действий становится преобразование жизненной ситуации или её познание.

Действия могут быть представлены в процессе анализа в виде последовательности операций. Операции – наиболее дробная единица активности. Выделение операций в категории действия позволяет проводить тонкий анализ действий. Одни и те же действия, например, письмо на бумаге, различные люди осуществляют неодинаково. Левши пишут левой рукой в инвертированной позиции. Правши пишут правой рукой. Маленькие дети пишут с большим напряжением пальцев руки. Операции – это очень мелкие движения, которые часто выполняются автоматически, т. е. неосознанно. Осознание автоматизированных движений возможно при произвольном контроле движения, а также при затруднениях в выполнении движения.

Деятельность, действия, операции могут быть внешне наблюдаемы. Несмотря на внешнюю простоту, деятельность представляет собой сложное психическое образование. Деятельность взаимосвязана с мотивами, целями и личностью субъекта деятельности.

Большой вклад в изучение активности и движений человека внес отечественный физиолог Николай Александрович Бернштейн (1896 – 1966 гг.). Бернштейн создал оригинальную концепцию построения движений. На основании концепции построения движений Бернштейна возможен анализ как непроизвольных, автоматизированных движений, так и сложных символических действий.

Индивид и личность.

Человек рождается уже с набором качеств, в которых заложены предпосылки для развития у него собственно человеческих качеств: прямохождение, строение мозга, строение руки обеспечивают человеческие возможности. В понятии “индивид” зафиксирован факт принадлежности человека к человеческому роду. Индивидом является и новорожденный, и необразованный взрослый из первобытной культуры, и высокообразованный человек.

В детском возрасте индивид включается в систему общественных взаимоотношений – через общение и предметные действия. Дальнейшее развитие человека как индивида формирует его как личность. Качества личности индивид приобретает постепенно.

Признаками сформированности личности Л. И. Божович называет:

· наличие соподчиненности мотивов во внутреннем мире человека;

· способность к сознательному контролю поведения;

· наличие самосознания.

Формирование личности происходит примерно к подростковому возрасту. В этом возрасте человек впервые задумывается над вопросом “Кто я?”.

Личность – это прижизненное образование. Формирование личности происходит стихийно. Одним из важных механизмов формирования личности является механизм идентификации. С помощью психологической идентификации происходит усвоение половой роли.

Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении в связи с включенностью в общественные отношения.

Можно усомниться в том, каким образом маленький ребенок включен в общественные отношения. Он ведь не бывает в широком обществе. Во-первых, в социальные связи маленький ребенок вступает через своих родителей; первоначально они и другие дети представляют для него социум. Во-вторых, в игре ребенок знакомится с предметами, сделанными другими людьми, может быть, изобретенными другими поколениями. Предметная деятельность с такими игрушками как машинки, волчки, куклы несет в себе историю достижений человечества в области материальной культуры. В-третьих, усваивая язык, ребенок познает значения слов, значения вещей, явлений, отношений окружающего мира. В языке зафиксированы достижения человечества, причины многих явлений. В словах “горизонт”, “восход солнца” сосредоточены достижения человека в области астрономии.

Таким образом, личность – это такое образование, которое возникает благодаря вхождению индивида в общественные отношения и посредством усвоения этих отношений. Личность формируется как социальная сторона человека (на основании биологических индивидных качеств).

Личность – это особое социальное, системное и сверхчувственное качество, носителем которого является телесный индивид со всеми его природными свойствами.

Социальное и системное качество – потому что личность включена в систему общественных отношений.

Сверхчувственное качество личности – потому что данное качество не может быть осязаемым, видимым. У человека есть вполне чувственные качества – тело, речь, мимика и др. Но включенность личности в общественные отношения, культуру и историю человечества может быть открыта только посредством научного анализа.

Таким образом, становится понятно определение личности по К. Марксу: личность – это совокупность всех общественных отношений.

Если индивид, вступая в общественные отношения, становится личностью, то закономерны вопросы: “Может ли существовать индивид, который не является личностью?”, “Возможно ли появление личности без индивидной основы?”.

Гипотетически может быть и то, и другое. Имеется ряд случаев, когда дети воспитывались животными в течение 3 – 4 и более лет. Почти все дети-маугли в дальнейшем почти не были способны усвоить человеческую речь. Они сохраняли качества биологической особи рода человека, но почти не обретали личностных качеств.

Допустимо, при известной доле условности, признать существование личностей, за которой не стоит реальный телесный индивид. Примерами такого рода являются литературные персонажи – Василий Тёркин, Анна Каренина и др.

Личность и индивидуальность.

Конкретная личность наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих её индивидуальность. Индивидуальность – это своеобразие человека как личности, отличающее его от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, привычках, интересах, интеллекте, качествах восприятия, мышления и др. Нет двух людей с одинаковым сочетанием психологических особенностей. Личность человека неповторима в своей индивидуальности. Индивидуальность есть только одна из сторон личности человека.

Категория личности объединяет множество понятий и категорий. Личность является субъектом реализации мотивов, действий. Образы существуют не сами по себе в некой абстрактной психической реальности, а в пределах личности. Личность формируется при жизни конкретных людей. Формирование личности происходит стихийно, хотя известны некоторые психологические механизмы, обеспечивающие становление личности, например, механизм идентификации.

Личность обладает целостностью. Условные деления личности на индивидные качества, волю, мотивационную сферу, процессы познания являются научными конструктами, необходимыми для психологического анализа. На практике все люди усматривают друг в друге целостность, которая существует не только как внешнее проявление, но и существует внутренне.

2. Психология в структуре современных наук.

Современная психология занимает промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Психология находится в родственных отношениях с философией , поскольку зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах.

При делении наук на группы по признаку предмета изучения выделяют есте­ственные, гуманитарные и технические науки. Первые изучают природу, вторые - общество, культуру и историю, третьи связаны с изучением и созданием средств производства и орудий труда. Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

Рис. Классификация А. Кедрова

Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания.

Несколько иначе подошел к вопросу об определении места психологии в системе наук выдающийся швейцарский психолог Ж. Пиаже (1896-1980). Традиционно вопрос о связи психологии с другими науками рассматривается в таком аспекте: что психология может получить от других наук. Такая постановка вопроса была логичной, поскольку психология - одна из самых молодых наук («математика существует уже 25 веков, а психология едва один век!»)*. В своем докладе на XVIII Международном психологическом конгрессе, который состоялся в Москве в 1966 г., Пиаже поставил вопрос иначе: что может дать психология другим наукам?

* Пиаже Ж. Психология, междисциплинарные связи и система наук // XVIII Международный психологический конгресс. М., 1969. С. 128.

Ответ Ж. Пиаже знаменателен: «Психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития» *. Пиаже отмечает, что испытывает чувство гордости по поводу того, что психология занимает ключевую позицию в системе наук. «С одной стороны, психология зависит от всех других наук... Но, с другой стороны, ни одна из этих наук невозможна без логико-математической координации, которая выражает структуру реальности, но овладение которой возможно только через воздействие организма на объекты, и только психология позволяет изучить эту деятельность в ее развитии»**. Плодотворное будущее психологии автор видит в развертывании междисциплинарных связей.

* Пиаже Ж. Психология, междисциплинарные связи и система наук. С. 128; см. также: Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. М.: Гардарики, 2001.

** Пиаже Ж. Указ. соч. С. 152.

Б.Г. Ананьев в работе «Человек как предмет познания» рассмотрел связи психологии с другими научными дисциплинами. Анализ этих связей в рамках разработанной Ананьевым концепции комплексного человекознания позволил сделать вывод, что психология синтезирует достижения других наук. Известный отечественный психолог Б.Ф. Ломов в книге «Методологические и теоретические проблемы психологии» отмечал, что важнейшая функция психологии в том, что она «является интегратором всех (или во всяком случае большинства) научных дисциплин, объектом исследования которых является человек». Ломов отмечает, что взаимодействие психологии с другими науками осуществляется через отрасли психологической науки: с общественными науками через социальную психологию, с естественными - через психофизику, психофизиологию, сравнительную психологию, с медицинскими науками - через медицинскую психологию, патопсихологию, нейропсихологию и др., с педагогическими - через психологию развития, педагогическую психологию и др., с техническими - через инженерную психологию, и т.д.

Психология тесно связана с другими науками.

Подчеркивая единство науки вообще, великий физик Макс Планк писал, что наука представляет собой внутренне единое целое. Её разделение на отдельные отрасли обусловлено не столько природой вещей, сколько ограниченностью способности человеческого познания. Рассматривая взаимосвязь психологии с другими науками, будем осознавать, что существует единый континуум научного знания и науки.

Психология и философия.

К необходимости обращения к философии психологов привела сложность и необычность проблем, с которыми они столкнулись. Многие явления и процессы в психологии с большим трудом поддаются экспериментальному – лабораторному – анализу и наблюдению. Во многом они решаются философски, то есть умозрительно, в результате осмысления. Такие проблемы, как смысл жизни, цели жизни, ценности, духовность, конструирование образа мира выступают как общие для философии и психологии.

Выдающийся немецкий ученый Г. Эббингауз (1850-1909) в своем знаменитом учебнике психологии (1908) писал, что психология «имеет длинное прошлое, но краткую историю ». Почему история психологии краткая? Дело в том, что возраст научной психологии немногим более ста лет, поэтому психология (по сравнению с многими другими научными дисциплинами) еще очень молодая наука.

Под «длинным прошлым» Эббингауз понимает то, что в течение многих веков психологические знания накапливались в недрах других наук, главным образом философии и естествознания. Размышления о психике, душе человека можно найти у мыслителей Древнего Китая, Индии, Египта. Естественно, что и в искусстве нашло отражение «движение человеческой души». Повседневный жизненный опыт также внес свой вклад в сокровищницу знаний о психическом.

Если говорить о возникновении донаучной психологии, то можно условно считать, что это произошло одновременно с возникновением человеческого общества .

Философская психология возникает значительно позднее. М.С. Роговин отмечает, что ее начало не может быть обозначено какой-то определенной датой хотя бы уже потому, что длительным был процесс вычленения ее из донаучной психологии. Скорее всего оно может быть отнесено к VII-VI вв. до н.э. «Возникновение философской психологии закономерно в том смысле, что, когда человеческое общество достигает определенной ступени развития производительных сил и производственных отношений, культуры, государственности, возникает философская психология - составная часть первичных и разрозненных научных знаний; из-за отсутствия специальных методов исследования и наличия мифотворческого элемента она еще очень близка к донаучной психологии».

Во второй половине XIX в. научная психология выделяется из философии, становится самостоятельной научной дисциплиной, обретает свой научный предмет, начинает использовать специальные методы, опираться в своих теоретических построениях на эмпирическую основу. Историческая миссия выделения психологии в самостоятельную научную дисциплину была осуществлена немецким физиологом и философом В. Вундтом (1832-1920). В 1863 г. в сочинении «Лекции о душе человека и животных» Вундт впервые сформулировал программу разработки физиологической (экспериментальной) психологии, в 1874 г. в фундаментальном труде «Основы физиологической психологии » была предпринята попытка «обоснования новой области в науке», в 1879 г. в Лейпциге Вундт открыл первую лабораторию для экспериментального исследования психических явлений. Поэтому 1879 г. условно считается «годом рождения» психологии как самостоятельной научной дисциплины. Отметим, что, согласно Вундту, лабораторно могут исследоваться лишь элементарные психические явления. Для изучения сложных психических функций, таких как память, речь или мышление, экспериментальный метод неприменим. Эти функции должны исследоваться как продукты культуры с помощью неэкспериментальных, описательных методов, чем должна заниматься «вторая часть» психологии - «психология народов» (культурная, или историческая, психология). В 1900-1920 гг. Вундт опубликовал 10-томную «Психологию народов». Вундтовская программа получила признание научного сообщества. В 1881 г. лаборатория была преобразована в Психологический институт, в том же году Вундт начал издавать специальный научный журнал «Философские исследования» {Philosophische Studien). Вундт хотел назвать свой журнал «Психологические исследования», но передумал, так как журнал с таким названием уже существовал (хотя публиковал не научные, а оккультные работы). Позднее, в начале XX в., Вундт все же переименовал свой журнал, и он стал называться «Психологические исследования ».

Одним из первых термин «душа» в своих философских рассуждениях стал использовать Гераклит Эфесский. Ему принадлежит знаменитое высказывание, справедливость которого очевидна и сегодня: «Границ души тебе не отыскать, по какому бы пути ты ни пошел: столь глубока ее мера». В этом афоризме зафиксирована сложность предмета психологии. Современная наука по-прежнему далека от постижения тайны человеческой души, несмотря на все накопленные знания о психическом мире человека.

Первым специальным психологическим трудом можно считать трактат греческого философа Аристотеля (384-322 до н.э.) «О душе».

Сам термин «психология» появляется значительно позднее. Первые попытки ввести термин «психология» могут быть датированы концом XV в. В названии сочинений (тексты которых не дошли до наших дней) далматинского поэта и гуманиста М. Ма~ рулича (1450-1524) впервые, насколько можно судить, употребляется слово «психология». Авторство термина часто приписывают Ф. Меланхтону (1497-1560), немецкому протестантскому богослову и педагогу, сподвижнику Мартина Лютера. «Лексикография приписывает образование этого слова Меланхтону, который написал его на латыни (psychologia). Но ни один историк, ни один лексикограф не нашел точной ссылки на это слово в его произведениях». В 1590 г. вышла книга Рудольфа Геккеля (Гоклениуса), в названии которой на греческом языке также используется это слово. Название труда Геккеля, в котором собраны высказывания многих авторов о душе, «Психология, то есть о совершенстве человека, о душе и прежде всего о возникновении ее...».

Но общепризнанным термин «психология » становится лишь в XVIII в. после появления работ X. Вольфа (1679-1754). Лейбниц в XVII в. использовал термин «пневматология». Кстати, работы самого Вольфа «Эмпирическая психология» (1732) и «Рациональная психология» (1734) принято считать первыми учебниками по психологии, а по истории психологии - труд талантливого философа, последователя И. Канта и Ф.Г. Якоби Ф.А. Каруса. Это третий том его «Научного наследия» (1808).

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин:

Это наука о самом сложном, что пока известно человечеству - о психике как свойстве высокоорганизованной материи мозга.

В психологии как бы сливаются объект и субъект познания.

Особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях. И эти следствия качественно отличаются от результатов других наук. Ведь познать нечто - значит овладеть этим «нечто», научиться им управлять. А в случае психологии это значит - научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями. При этом познавая себя, человек будет себя изменять. Следовательно, психология - наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.В научном употреблении термин «психология» появился впервые в 16 веке. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением, так называемых душевных или психических явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения.

В истории психологии сложились различные представления о предмете психологии.

Душа как предмет изучения. Душа как предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала XVIII века, до того, как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Душа считалась причиной всех процессов в теле, включая и собственно "душевные движения". Представления о душе были и идеалистическими и материалистическими. Наиболее интересной работой этого направления является трактат Р. Декарта "Страсти души".

Явления сознания как предмет психологии. В XVIII веке место души заняли явления сознания, то есть явления, которые человек фактически наблюдает, находит в "себе", оборачиваясь на свою "внутреннюю душевную деятельность". Это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту. Основоположником такого понимания можно считать Джона Локка, который считал, что, в отличие от души, явления сознания суть не нечто предполагаемое, а фактически данное, и в этом смысле такие же бесспорные факты внутреннего опыта, какими являются факты внешнего опыта, изучаемые прочими науками.

В начале XVIII века вся душевная жизнь сначала в познавательной сфере, а затем и в сферах чувств и воли была представлена как процесс образования и смены (по законам ассоциаций) все более сложных образов и их сочетаний с действиями. В середине XVIII века сложилась первая наукообразная форма психологии - английская эмпирическая ассоцианистская психология (Д. Гартли). Особого расцвета ассоциативная психология достигает в середине XIX века. К этому времени относятся работы Дж.Ст. Милля, А. Бэна, Г. Спенсера. Но до сих пор по сложившейся векам традиции, за этой наукой сохраняется ее прежнее название.

Таким образом, психология в своем развитии прошла несколько этапов:

1 этап - психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

2 этап - психология как наука о сознании. Возникает в XVII в. В связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

3 этап - психология как наука о поведении. Возникает в ХХ веке. Задача психологии - ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, - а именно, поведение, поступки и реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

4 этап - психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году основанием в Лейпциге немецким психологом Вильгельмом Вундтом первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. В 1885 году В.М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

Предметом изучения психологии прежде всего,

Психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с другими людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание.

Человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений.

Зависимость формирования и развития психических явлений от общения и поведения. Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки.

«личность». В свою очередь, психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение).

Деятельность и общение также поэтому составляют предмет современных психологических исследований.

психология сознание память деятельность

Вопросы к экзамену.

    Особенности научно-психологического познания. Житейская и научная психология, их отличия и взаимоотношения.

Психология как наука, психика и ее хар-ки.

Психоло́гия (отдр.-греч.Psuche – «душа» и Logos- «учение») -наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Т.о., психология – наука о душе (психике). Изучает псих. явления и поведение; изучает филогенетическое возникновение, онтогенетическое развитие и функционирование психики и деятельности (Леонтьев). Официальное оформление научная психология получила немногим более 100 лет назад, а именно в 1879 г.: в этом году немецкий психологВ. Вундт открыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.

Появлению психологии предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных наук и философий; психология возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено, считать психологию естественной наукой или гуманитарной.

Специфика психологического знания.

Во-первых ,психология - наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика - это "свойство высокоорганизованной материи".Во-вторых , психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания.В-третьих , особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях. Психология - это наука, не только познающая, но иконструирующая, созидающая человека.

Предмет психологии менялся: душа, сознание, поведение, потом психика.

Психика – системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом окружающей реальности.Отражение – всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей отражаемого объекта или процесса. Чтобы составить предварительное представление о том, что такое "психика", рассмотримпсихические явления . Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта. Псих. явления - все то, что эмпирически наблюдаемо, внешние проявления (но м.б. осознанным и неосознанным). 4 сферы псих. явлений: побуждения, познание, переживания, самосознание. Существует целый ряддругих форм проявления психики , которые психология выделила и включила в круг своего рассмотрения. Среди них - факты поведения, неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления, наконец, творения человеческих рук и разума, т. е. продукты материальной и духовной культуры. Во всех этих фактах, явлениях, продуктах психика проявляется, обнаруживает свои свойства и поэтому через них может изучаться.

Соотношение житейской и научной психологии

1. Житейские психологические знания конкретны (о различном поведении в различных ситуациях). Научная психология стремится к обобщениям. Терминология различна 2. Житейские знания носят интуитивный характер, а научные - рациональны и вполне осознанны. 3. Способы передачи знания - в житейских знаниях – на своих ошибках, в научных - накопление и передача. 4. Способ получения знаний - в житейских – наблюдения и размышления, в научных + эксперимент. 5. Индивид ограничен только своими знаниями, а наука имеет больший объем.

Научная психология, во-первых , опирается на житейский психологический опыт;во-вторых , извлекает из него свои задачи; наконец,в-третьих , на последнем этапе им проверяется.

2. Возникновение термина «психология» и его различные значения. Развитие предмета психологии и его современная трактовка.

Психоло́гия (отдр.-греч.Psuche – «душа» и Logos- «учение») -наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Объединяет в себегуманитарныйиестественнонаучныйподходы. Включает в себяфундамента́льную психологию , выявляющую факты, механизмы и законы психической деятельности,прикладну́ю психологию , изучающую, с опорой на данныефундаментальной психологии, психические явления в естественных условиях, ипракти́ческую психологию , занимающуюся применением психологических знаний на практике.

Предмет психологии понимается различно в течение истории и с позиции различных направлений психологии.

    Душа (все исследователи до начала XVIII века)

    Явления сознания (английская эмпирическаяассоцианистская психология -Д. Гартли,Герберт Спенсер)

    Непосредственный опыт субъекта (структурализм-Вильгельм Вундт)

    Поведение (бихевиоризм-Джон Уотсон)

    Бессознательное (психоанализ-Зигмунд Фрейд)

    Процессы переработки образов и результаты этих процессов (гештальт-психология-Макс Вертгеймер)

    Личный опыт человека (гуманистическая психология-Маслоу, Франкл, Мэй)

    Процессы переработки информации информационной системой "мозг", познавательные способности человека (когнитивная психология- Джордж Миллер, Герберт Саймон, Джон Свитс и другие)

    Психика (психически управляемая деятельность - теория деятельности Леонтьева)

Как менялся предмет исследований психологической науки: 4 этапа . На первом этапе психология существовала как наука о душе , на втором - как наука о сознании , на третьем - как наука о поведении , а на четвертом - как наука о психике .

Психология зародилась в недрах философии, и первые представления о ее предмете связывались с понятием "душа". Практически все древние философы пытались выразить с помощью этого понятия самое главное, сущностное, начало любого предмета живой (а иногда и неживой) природы, рассматривая ее как причину жизни, дыхания, познания и т. п. Вопрос о природе души решался философами в зависимости от принадлежности их к материалистическому или идеалистическому лагерю.

Демокрит :душа - это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных.

Аристотель : трактат "О душе" - первое специально психологическое сочинение, отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел), как это делали философы-идеалисты. Для определения природы души он использовал сложную философскую категорию "энтелехия", которая означает существование чего-то.

Платон и Сократ – душа начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело - начало зримое, низменное, преходящее, тленное.Душа и телонаходятся в сложныхвзаимоотношенияхдруг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека.

В последней четверти XIX в. оформилась научная психология. Рене Декарт сознание - предмет психологии. Первое, что человек обнаруживает в себе, - этоего собственное сознание. Существование сознания - главный и безусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояния и содержания сознания.

В. Вундт - простейшие элементы сознания. Наука заходит в тупик.

Дж. Уотсон - поведение человека и животных (система реакций). S - R (стимул - реакция) - единица поведения.

Леонтьев - деятельностный подход, психически управляемая деятельность .

Психология сейчас – наука о фактах, закономерностях и механизмах психики и психических явлений. Психика – системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом окружающей реальности.Отражение – всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей отражаемого объекта или процесса. Отражение физическое, физиологическое и психическое.Особенности отражения : дает возможность правильно отражать окружающую действительность. Имеет активный характер, связано с поиском и отбором способов действий. В процессе деятельности отражение развивается. Отражение субъективно носит опережающий характер.