Что является главной функцией воспитания. Задачи и функции воспитательного процесса. Факторы воспитания в обучающем процессе

Наклеивание

Курсовая работа на тему: Воспитание как социально-педагогический феномен.

Введение 3

Глава 1. Понятие и сущность воспитания 4

1.1 Понятие воспитания 4

1.2 Признаки и функции воспитания 13

1.3 Воспитательный процесс, как система и его роль в целостном педагогическом процессе 16

Глава 2. Принципы воспитания и их реализация в педагогической практике 19

2.1 Общественная направленность воспитания 19

2.2 Воспитание в коллективе 26

2.3 Единство воспитательных воздействий 30

Заключение 33

Список литературы 34

Введение

Дети – будущее каждой страны и поэтому так важно, чтобы они росли, развивались, воспитывались в максимально приемлемых для них условиях, были окружены родительской лаской и заботой. Тем не менее, в нашей стране изо дня в день растет количество детей, ставших сиротами при живых родителях

На то могут быть самые различные причины, в том числе и лишение родительских прав, отказ родителей от ребенка.

В настоящее время педагогическая наука занята поиском новых методологических оснований, переоценкой достижений предшественников, разработкой теоретических концепций, ориентированных на реальные проблемы образовательной практики.

Очевидна необходимость уточнения понятия воспитание, так как многозначность и многоаспектность употребления данного понятия размывает его смысл, и воспитательные практики становятся порой необъяснимыми. Отсюда и вытекает актуальность темы курсовой работы.

Объект исследования курсовой работы является воспитание как социально-педагогический феномен.

Предмет исследования курсовой работы: процессы воспитания и его функции.

Целью курсовой работы является изучить понятие и особенности воспитания в педагогическом процессе.

Цель определила следующие задачи курсовой работы:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме воспитания;

2. Охарактеризовать сущность воспитания;

3. Рассмотреть различные взгляды на понятие воспитание.

Методы исследования курсовой работы: анализ философской, педагогической, психологической литературы.



Глава 1. Понятие и сущность воспитания

Понятие воспитания

Воспитание (одна из основных категорий в педагогике) – целенаправленное формирование личности на основе формирования:

1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира;

2) мировоззрения;

3) поведения (как проявления отношений и мировоззрения). Воспитание также рассматривают как социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производственному труду. Поэтому, характеризуя объем понятия, выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (некоторые авторы отождествляют его с процессом социализации), и воспитание в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений; это специально организованное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитываемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении – как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т.д.). Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.

– передачу социального опыта;

– воспитательное воздействие на человека, группу людей или коллектив;

– организацию образа жизни и деятельности воспитанников;

– воспитательное взаимодействие воспитателя и воспитанника;

– создание условий для развития личности воспитанника…[Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов. – СПб, 2000,с.39]. Можно ли считать приведённое выше определением понятия "воспитание"?

В "Педагогическом энциклопедическом словаре" 2002 г. дано следующее определение воспитания. Это "относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется". В словарной статье воспитание определяется и как социализация, и как деятельность, и как процесс, ценность, система, воздействие, взаимодействие и т. д. Несмотря на многозначность данного понятия, хотелось бы четкости и краткости в его определении. Такое многообразие определений понятия воспитания можно объяснить, с одной стороны, обыденно-житейским представлением об этом феномене и его засильем в общественном сознании, а с другой, научной позицией исследователя, определяемой предметно-проблемной областью исследования.

Обыденно-житейские представления о воспитании формируют небрежное отношение к использованию этого термина как в публицистических, так и научных текстах. В этом смысле воспитание понимается как цепь нравоучений или воспринимается как одушевлённое понятие (воспитание поможет, придёт на помощь, призвано и т.д.)

Если говорить о воспитании как научном знании, то, по мнению Е.В. Титовой, правомерно выделить три основных взаимосвязанных значения, когда под воспитанием понимаются:

– внутренний процесс становления и развития личности;

– воспитание как влияние общества, социальной среды на формирование личности.

Наиболее удачной является точка зрения по определению сущностной характеристики воспитания Ю.И. Кривова. Ученый различает четыре смысла термина "воспитания": широкий социальный – речь идет о воздействии на человека всей окружающей действительности; широкий педагогический – имеется в виду целенаправленная деятельность, охватывающая весь учебно-воспитательный процесс; узкий педагогический – под воспитанием понимается специальная воспитательная работа (то, что в школьном обиходе называется "внеурочная", "внеклассная" или "внешкольная" деятельность); еще более узкий – когда имеется в виду решение определенной задачи, связанной, например, с формированием морально-волевых качеств (нравственное воспитание), художественных представлений и вкусов (эстетическое воспитание). В этом случае термин обозначает участок приложения воспитательных усилий.

В педагогической науке признано, что существует и неорганизованное воспитание, т. е. влияние повседневной жизнедеятельности ребенка на его формирование. Вот как пишет об этом историк М. Ф. Шабаева: "В первобытном обществе ребенок воспитывался в процессе своей жизнедеятельности, в участии в делах взрослых, в повседневном общении с ними. Мальчики участвовали вместе со взрослыми мужчинами в охоте, рыбной ловле, в изготовлении оружия... Когда возникла необходимость в организованном воспитании, родовая община поручила воспитание подрастающего поколения наиболее опытным людям" [Константинов Е. Н. История педагогики. М.: Просвещение, 1982 C. 8]

Значит, принято думать, что в воспитании молодого поколения участвуют все, кто окружает его, с чем и с кем он общается, что видит и слышит. В добавление к этому возникло организованное воспитание, осуществляемое опытными людьми.

В древней Спарте не строили крепостные стены вокруг города, чтобы не надеяться на них, а только – на свои силы и умение сражаться, чтобы всегда быть готовым вступать в бой.

Ж.Ж. Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди и общество, поэтому задача воспитателя – гармонизировать действие этих факторов. Многочисленные факты говорят о том, что с давних времен в педагогике признано существование неорганизованного воспитания. Вот что пишет историк Н. А. Константинов по этому поводу: "Гельвеций полагает, что человек является воспитанником всех окружающих его предметов, тех положений, в которые его ставит случай, и даже всех происходящих с ним случайностей. Такая трактовка ведет к переоценке стихийных факторов и недооценке организованного воспитания в формировании человека" [Константинов Е. Н. История педагогики. М.: Просвящение, 1982 C. 55-56]

К. Гельвеций утверждает: "Новые и главные воспитатели юноши – форма правления государства, в котором он живет, нравы, порождаемые у народа этой формой правления" [Константинов Е. Н. История педагогики. М.: Просвещение, 1982, C. 54]

Комментируя эти мысли, К. Маркс пишет, что под воспитанием Гельвеций "понимает не только воспитание в обычном смысле этого слова, но и совокупность всех условий жизни индивидуума..." [Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 2. М., C. 147]

"В своей действительности она (сущность человека – C.М.) есть совокупность всех общественных отношений". Написав это, К. Маркс признавал существование того воспитания, о котором говорил Гельвеций. Все это подтверждает, что в какой-то степени признается существование и неорганизованного воспитания. Уже у К. Д. Ушинского сказано об этом четко и обоснованно. "Мы ясно осознаем, что воспитание, в тесном смысле этого слова, как преднамеренная воспитательная деятельность – школа, воспитатель и наставник... вовсе не единственные воспитатели человека и что столь же сильными, а может быть, и гораздо сильнейшими воспитателями его являются воспитатели непреднамеренные: природа, семья, народ, его религия и его язык, словом, природа и история в обширнейшем смысле этих обширных понятий." [Шварц И. Е. Педагогика школы. Ч. I. Пермь, 1968 C. 18]

Из вышесказанного следует, что в педагогике признано существование преднамеренного и непреднамеренного воспитания, т.е. организованного и неорганизованного воспитания. Такое понимание развивает Н. К. Крупская, говоря о воспитании в узком и широком смысле: Воспитание в узком смысле слова кратко определялось ею как преднамеренное и систематическое воздействие взрослых на поведение детей и подростков.

Под воспитанием в широком смысле слова Н. К. Крупская понимала влияние среды и условий, обстановки, общественных учреждений, общественного строя, всей жизни, при этом имея в виду не только детей, но и взрослых". Таким образом, она четко и ясно объяснила, что такое "воспитание в широком и узком смысле". Первое – это весь процесс воспитания человека, а второе – процесс организованного воздействия на детей. Значит, в широком смысле – общее, а в узком – это часть общего. Так и написано у И. Е. Шварца: "В настоящее время воспитание употребляется "в широком и узком смысле". Воспитание в широком смысле – весь процесс формирования личности... когда говорят "воспитывает жизнь", подразумевают воспитание в широком смысле слова. Воспитание в узком смысле слова – это специально организуемый процесс управления развитием личности. Он происходит через взаимодействие учителя" [Шварц И. Е. Педагогика школы. Ч. I. Пермь, 1968, C. 13] Из сказанного вытекает, что существует общий процесс воспитания, который осуществляется организованно и неорганизованно. Название общего – это воспитание в широком смысле, а название каждого из них – в узком смысле. Все ясно и понятно. Однако почему-то появились разные понимания этих "смыслов". Например, в учебном пособии под ред. Ю. К. Бабанского речь уже идет о четырех смыслах: "в широком социальном смысле, когда речь идет о воспитательном воздействии на человека всего общественного строя и окружающей человека действительности, в широком педагогическом смысле, когда имеется в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое в системе учебно-воспитательных учреждений (или в каком-либо отдельном учебно-воспитательном учреждении), охватывающее весь учебно-воспитательный процесс, в узком педагогическом смысле, когда под воспитанием понимается специальная воспитательная работа, направленная на формирование системы определенных качеств, взглядов и убеждений учащихся, в еще более узком значении, когда имеется в виду решение определенной воспитательной задачи, связанной, например, с формированием нравственных качеств (нравственное воспитание), эстетических представлений и вкусов (эстетическое воспитание) и т. п.

Как видим, уже существует отклонение от взглядов К. Ушинского и Н. К. Крупской. В последние годы усилилось такое отклонение. Вот один яркий факт: "Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных ЗНУ, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политических ориентаций, подготовки к жизни. В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива воспитателей на воспитываемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемых в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающих весь учебно-воспитательный процесс. В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных задач" [Подласый И. П. Педагогика. М., 1998, C. 24-26]

Вот что пишет другой автор: "Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие на личность. В данном случае воспитание отождествляется с социализацией" [Сластенин В. А. Педагогика. М., 2000, C. 226]

Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой. Такое положение не может не вызывать, мягко говоря, беспокойства, ведь "воспитание" – важнейшее понятие, носящее характер категории", употребляется в девяти смыслах. Значит, оно так многозначно, что вряд ли имеет право быть важнейшим понятием педагогики, которая является наукой о воспитании. Поэтому когда речь заходит о воспитании, приходится каждый раз оговаривать, какой смысл вкладывается в этот термин. Но это некорректно с научной точки зрения, если учитывать и то, что даже "воспитание в широком социальном смысле" имеет у разных авторов разное содержание.

Вот почему необходимо внести ясность в отношении понятия "воспитание" следующим образом: существует организованное и неорганизованное воспитание. Их вместе называем одним общим понятием "воспитание". А когда есть необходимость – тогда пользуемся понятиями "организованное воспитание" и "неорганизованное воспитание".

Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны обладать учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главную цель воспитания: формирование всесторонне и гармонически развитой личности.

В основе современной идеологии воспитания лежат идеи:

1. Реализм целей воспитания. Реальная цель сегодня – разносторонне развитие человека, опирающееся на его способности и дарования. Средство достижения этой цели – освоение человеком базовых основ культуры. Это культура жизненного самоопределения: экономическая культура и культура труда, политическая, демократическая и правовая; нравственная и экологическая; художественная и физическая; культура семейных отношений.

2. Совместная деятельность детей и взрослых. Поиск совместно с детьми нравственных образцов, лучших образцов духовной культуры, деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов жизни составляют содержание работы воспитателя, обеспечивая активную личную позицию школьника в воспитательном процессе.

3. Самоопределение. Развивающее воспитание предполагает формирование целостной личности – человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией.

4. Личностная направленность воспитания. В центре всей воспитательной работы школы должна стоять не программа, не мероприятие, не формы и методы, а сам ребенок, подросток, юноша – высшая цель, смысл нашей педагогической заботы. Движение от ближайших интересов воспитанников к развитию высоких духовных потребностей должно стать правилом воспитателя.

5. Добровольность. Воспитательный процесс, если он организован как принудительный, ведет к деградации нравственности, как ребенка, так и учителя. Детей нельзя обязать "воспитываться". Свободная воля воспитанника проявляется, если воспитатели опираются на интерес, стремление к самостоятельности, романтику, чувство товарищеского и гражданского долга.

6. Коллективная направленность. В содержании воспитательной работы предстоит преодолеть отношение к коллективу, как к сугубо дисциплинарному средству, способному подавлять личность, а не возвышать её духовные, нравственные силы.

Признаки и функции воспитания

В различные исторические периоды общество характеризовало эту категорию исходя из своих социальных установок и актуальных задач, при этом чаще оно заботилось о своей собственной стабильности, чем о развитии потенциала человека. Наверно, этим можно объяснить многообразие подходов к пониманию сущности воспитания, многоаспектному толкованию характерных признаков этого педагогического явления. Но вместе с тем есть и то общее, что отражается практически во всех определениях, даваемых понятию воспитания различными авторами.

Во-первых, воспитание определяется как процесс, то есть как динамическое явление, предполагающее определенные качественные и количественные изменения, происходящие в людях, с которыми взаимодействует воспитатель.

Во-вторых, таким признаком является целенаправленность воздействий на воспитанника.

В-третьих – гуманистическая направленность определяет вектор воздействия на воспитанников. Не всякое воздействие воспитывает гуманистические качества. Несомненно, существует и "антивоспитание", когда влияние окружающих формирует негативные антигуманные черты.

В-четвертых, в качестве важнейшего признака воспитания большинство исследователей называют взаимодействие воспитателя и воспитанника. Именно этот признак подчеркивает активность самого воспитанника в процессе воспитания, определяет его субъектную позицию.

Таким образом, в самом общем виде воспитание можно определить как целенаправленный процесс формирования гуманистических качеств личности, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитанника.

Данное определение характеризует лишь абрис понятия, то есть его самые общие очертания. Чтобы понять более глубоко суть явления, надо разобраться с целями воспитания.

Спор о целях воспитания имеет достаточно давнюю историю. Каждая эпоха, каждое государство ставили свои задачи перед образовательными учреждениями. Цель определялась, исходя из доминирующих идеологических воззрений, и формулировалась в форме социального заказа. Государство и общество рассматривали всегда цель педагогической деятельности как аргументированную заботу о своем будущем. Поэтому формулировка цели, чаще всего, вбирала в себя постулаты, которые, по мнению правящей элиты, обеспечивали бы сохранение существующего строя и системы социальных отношений. В то же время в качестве основных аргументов выдвигалась забота о будущем подрастающего поколения.

Цели воспитания – это ожидаемые изменения в человеке, происходящие под влиянием целенаправленных воздействий субъектов воспитания. [Рожков Михаил Стратегия и тактика воспитания//"Лидеры образования", № 4 2004.]

Необходимо сразу отметить, что реальные цели могут быть направлены только на изменения в конкретном человеке. Именно они отвечают на вопрос, что должно измениться в конкретном индивидууме в определенный период. Но эти цели должны исходить из идеальных целей, то есть из тех целей, которые общество рассматривает в качестве своего идеала, и именно они отражают доминирующие ценности общества. Они отвечают на вопрос, каким должен быть человек будущего? Всякие идеальные цели отражаются также в процессуальных целях, которые отвечают на вопрос, что надо делать, чтобы достигнуть ожидаемого результата.Важная функция воспитания – передача новому поколению накопленного человечеством опыта – осуществляется через образование. Образование представляет собой определенную сторону воспитания, которая составляет систему научных и культурных ценностей, накопленных предшествующими поколениями, и передается в специально организованных образовательных учреждениях. В буквальном смысле слово "образование" означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью, т.е. трактуется как результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков (ЗУН), отношений и способов мышления, которыми овладел обучаемый. Главный критерий образованности – системность знаний и мышлений, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений. По объему знаний и достигнутому уровню самостоятельности мышления образование бывает начальным, средним, высшим. По характеру и направленности – общим, профессиональным (специальным) и политехническим.

Цели воспитания . Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. Понятие цели является центральной категорией воспитания, подчиняющей себе содержание, организацию, формы и методы воспитательного процесса. Цель воспитания – это то, к чему стремится воспитание как к идеальному образу будущего, своеобразный ориентир, на достижение которого направляются все воспитательные усилия.

И.П. Подласый выделяет общие и индивидуальные цели воспитания. «Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и как индивидуальная, когда предполагается воспитание определенного (отдельного) человека. Прогрессивная педагогика выступает за единство и совмещение общих и индивидуальных целей».

Общая цель воспитания выражает актуальную, исторически назревшую для данного этапа развития общества потребность в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций. Это своего рода цель-идеал, отражающая философские, политические, экономические, правовые, нравственные и эстетические представления о гармонично развитом (совершенном) человеке.

И.П. Подласый задается вопросом «Как появляются общие цели воспитания?», отвечая на который указывает, что на формирование целей влияет множество объективных причин (закономерности физиологического созревания организма, психическое развитие людей, достижения философской и педагогической мысли, уровень общественной культуры). Однако, как полагает автор, определяющим фактором всегда является политика и идеология государства. Можно сказать, что история педагогики представляет собой длинную цепь рождения, осуществления и отмирания целей воспитания, а также осуществляющих их педагогических систем. То есть, цели воспитания не являются постоянными и одинаково пригодными для всех времен и народов. Они изменчивы, подвижны и имеют конкретно-исторический характер.



В качестве примера смены целей воспитания при различных общественно-экономических формациях можно привести следующие (табл. 1).

Кроме идеологии и политики государства большое значение для формирования целей имеют и потребности общества. Цель воспитания выражает исторически назревшую потребность общества в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций. При этом очень важно определение того, действительно ли эта потребность назревшая, либо всего лишь предполагаемая или кажущаяся.

Таблица 1

Смена целей воспитания

Общественно-экономический строй Цель воспитания
Первобытно-общинный передача жизненного опыта (охота, рыбная ловля, изготовление одежды), включение в жизнь общества, вооружение человека опытом выживания
Рабовладельческий для свободнорожденных – подготовка к роли господ, наслаждающихся искусствами, приобщающихся к наукам; для рабов – подготовка к выполнению приказаний господ, покорность хозяину и послушание.
Феодальный для господ – служение Богу и сюзерену; для слуг – покорность Богу и хозяину
Капиталистический формирование гармонически развитой личности на основе индивидуализма
Социалистический создание условий для развития личности на основе коллективизма

Индивидуальная цель воспитания выделяется исходя из того, что каждая личность уникальна и неповторима, ей свойственны ее собственные возможности, устремления и своя линия развития. Но вместе с тем каждый человек является членом общества, зависит от состояния общества, подчиняется общественным законам, нормам и требованиям. Поэтому обязательным условием постановки и достижения цели воспитания является гармоничное сочетание общей и индивидуальной целей.

Целью воспитания на современном этапе развития российского общества является формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Более детально эту цель формулирует И.П. Подласый «цель воспитания – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для проявления индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей».

Задачи воспитания . Цель воспитания реализуется в конкретных задачах. И.П. Подласый выделяет следующие задачи воспитания:

– целостное формирование личности с учетом цели всестороннего, гармонического развития;

– формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности;

– приобщение школьников к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства;

– воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;

– развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований;

– организация познавательной деятельности школьников, развивающей индивидуальное и общественное сознание;

– организация личностной и социально ценной, многообразной деятельности, стимулирующей формирование обусловленных целью воспитания качеств личности;

– развитие важнейшей социальной функции личности – общения в изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышения

Функции воспитания . В современном обществе воспитание выполняет три основных функции (С.В. Сидоров):

1) культурно-созидательную (сохранение, передача новому поколению и воспроизведение культурного наследия человечества);

2) гуманистическую или человекообразующую (развитие потенциала личности ребёнка);

3) функцию социализации и социальной адаптации (подготовка воспитанника к вхождению в систему общественных отношений).

Культурно-созидательная функция воспитания является звеном, связывающим две другие функции на основе усвоения воспитанниками норм индивидуальной (гуманистическая функция) и социальной (функция социализации) культурной жизни.

Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Воспитание бывает в широком и узком смысле.

Воспитание в широком смысл е – выполняет функцию передачи накопленного опыта от старших поколений младшему поколению.

Воспитание в узком смысле – это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации и подготовке к жизни.

Функция воспитания, как общественное явление – это сложный, противоречивый, социально – исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества. И заключается в обслуживании и подготовке производительных сил общества.

Выделяют следующие особенности воспитательного процесса .

1. Этот процесс целенаправленный .

Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель близкую и понятную воспитаннику. Именно единством цели, сотрудничеством при их достижении определяется современный воспитательный процесс.

2. Этот процесс многофакторный .

В этом процессе проявляются объективные и субъективные факторы, обуславливающие своим совокупным действием сложность данного процесса.

3. Воспитательный процесс – «Он очень динамичен, подвижен и изменчив».

4. Это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников.

5. Процесс отличается комплексностью .

6. Воспитательному процессу присуще значительная вариативность и неопределенность результатов.

7. Процесс воспитания имеет двусторонний характер, т. е. он осуществляется в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь).

3. Закономерности воспитания – связи между компонентами системы, которые обеспечивают определенный результат воспитания.

Закономерности воспитания отражают сущностную характеристику процесса развития.

Закономерности, обусловленные природой человека:

1.Определяющая роль деятельности и общения в формировании личности.

2.Зависимость обучения и воспитания от возрастных и индивидуальных особенностей.

Закономерности, обусловленные сущностью воспитательного процесса:

1. Взаимозависимость процессов воспитания, образования, обучения и развития личности.

2. Взаимосвязь социальной группы и личности в учебно-воспитательном процессе.

Лекция№ 2 Классный руководитель – организатор воспитательной работы в классе.

1. Функции, права и обязанности классного руководителя.

2. Классный руководитель и педагогический коллектив.

3. Критерии эффективности работы классного руководителя.



1. Функции учителя:

· Создание педагогических условий для успешного воспитания детей.

· Обеспечение охраны жизни, укрепление здоровья детей.

· Осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми.

· Участие в педагогическом просвещение родителей

· Регулирование и создание воспитательных воздействий семьи и школы.

· Самообразование.

· Участие в опытной исследовательской работе.

Права педагога определены законом Р. К. об образовании:

§ Участие в управлении образовательным учреждением.

· Защиту своей профессиональной чести и достоинства.

· Свободу выбора и использование методик обучения и воспитания учебных пособий и материалов.

· 6 – часовой рабочий день и сокращенную рабочую неделю.

· Удлиненный оплачиваемый отпуск

· Получение пенсий по услуге лет, по достижению пенсионного возраста.

2. Только сплотив учащихся в дружный и сплоченный коллектив, можно успешно осуществлять их обучение и воспитание.

Для формирования и изучения школьного детского коллектива необходимо учителю знать индивидуальные, возрастные особенности детей и иметь культуру педагогического общения.

Высокой эффективности коллектива классный руководитель добивается лишь тогда, когда он опирается на коллектив учителей, работающих в этом классе, включает коллектив класса в общешкольную деятельность и сотрудничество с другими коллективами, держит тесную и постоянную связь с семьей.

3. Для того чтобы правильно организовать воспитательный процесс предлагают всесторонне изучить личность и коллектив. Всестороннее изучение учащихся, проникновение в их внутренний мир помогает воспитателям творчески подойти к выбору наиболее эффективных форм и методов воспитательной работы. Не зная уровня воспитанности учащихся, педагоги нередко допускают серьезные ошибки, завышают свои требования к школьникам и ставят перед ними непосильные задачи. Чтобы избежать этого, следует наряду с общими задачами воспитания



4. решать и индивидуальные воспитательные задачи, с учетом уровня воспитанности каждого школьника.

Воспитывающий характер обучения

Замечание 1

Обучение носит воспитывающий характер. Между воспитанием и обучением существует тесная взаимосвязь, которая является объективной закономерностью.

При этом воспитание в обучении реализуется под влиянием внешних факторов, таких как семья, микросреда и других. Это превращает воспитание в более сложный процесс.

Воспитательная функция обучения заключается в том, что в процессе обучения закладываются нравственные, эстетические представления, формируется система взглядов на мир, обретается способность придерживаться определенных норм поведения в обществе и законов. Именно в процессе обучающей деятельности формируются потребности человеческой личности, мотивы социального поведения и деятельности, мировоззрение, ценности.

Факторы воспитания в процессе обучения

Замечание 2

Основным воспитывающим фактором обучения является содержание образования.

При этом учебные предметы обладают разным воспитательным потенциалом. У эстетических и гуманитарных дисциплин он значительно выше. Предметное содержание данных областей имеет больше возможностей для формирования личности. Следует отметить, что автоматического воспитания эти предметы, как и другие не несут.

Содержание обучающего материала может по-разному восприниматься учениками. Это обусловлено имеющимся уровнем воспитанности, социальной, психологической и педагогической ситуации обучения, особенностями коллектива, а также выбором времени и места обучения. Содержание предметов естественнонаучного цикла способствует формированию мировоззрения, цельной картины мира в сознании детей и выработке на основании этого взглядов на жизнь.

Замечание 3

Второй фактор воспитания в процессе обучения – это характер общения педагога и учеников, психологический климат в коллективе, взаимодействие всех участников обучения, принятый стиль руководства познавательной деятельностью учеников.

В современной педагогике наиболее эффективным стилем общения педагога признается демократический стиль, соединяющий в себе гуманное и уважительное отношение к ученикам, предоставление им определенной доли самостоятельности, привлечение их к непосредственной организации обучения.

При этом демократический стиль отводит учителю руководящую роль в процессе обучения. Для реализации воспитательной функции обучения педагогу необходимо не просто знать об объективной связи обучения и воспитания, а отбирать и анализировать учебный материал с позиции его воспитательного потенциала, строить процесс обучения и общения так, чтобы он стимулировал личностное восприятие информации обучающимися, вызывал их активное оценочное отношение к материалу, формировал их интересы и потребности. Процесс обучения для реализации воспитательной функции педагогу необходимо специально проанализировать и проработать его во всех компонентах.

Особенности воспитания в процессе обучения

Следует отметить, что воспитание осуществляется не только в образовательном учреждении. Поэтому не следует полностью подчинять процесс обучения воспитательным целям. Следует создавать условия для благоприятного формирования личности ребенка, оставив при этом ему право и самостоятельность в анализе окружающей действительности и в выборе системы взглядов. Многие направления в педагогике придерживаются мнения, что школа должна только давать информацию, а не формировать взглядов учащихся. Отчасти это утопичная позиция, так как любая система обучения формирует личность учащегося прямо или косвенно.

Не только воспитание зависит от обучения, но здесь имеется и обратная зависимость. Она выражается в том, что обучение невозможно без наличия определенного уровня воспитанности, наличия навыков общения, желания учиться, принятия учащимися общественных этических норм.

Воспитание в социальном смысле

В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта (знания, умения, способы мышления, нравственные, этические и правовые нормы) от старших поколений к младшим.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

Воспитание в педагогическом смысле

Виды и классификация воспитания, цели воспитания

Умственное воспитание

Цель воспитания — это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия.

Сегодня главная цель средней школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию , всемерно раскрывать ее творческие возможности.

Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, склонностей и дарований.

Задачи умственного воспитания:
  • усвоение определенного объема научных знаний;
  • формирование научного мировоззрения;
  • развитие умственных сил, способностей и дарований;
  • развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности;
  • развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень подготовки.

Физическое воспитание

Физическое воспитание — неотъемлемая составляющая часть почти всех воспитательных систем. Физическое воспитание способствует выработке у качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

Задачи физического воспитания:
  • укрепление здоровья, правильное физическое развитие;
  • повышение умственной и физической работоспособности;
  • развитие и совершенствование природных двигательных качеств;
  • развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.);
  • воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);
  • формирование потребности в постоянных занятиях физкультурой и спортом;
  • развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.

Трудовое воспитание

Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития .

Политехническое воспитание

Политехническое образование направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Главные задачи политехнического воспитания — формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства. Правильно поставленное политехническое образование развивает трудолюбие, дисциплинированность, ответственность , готовит к осознанному выбору .

Нравственное воспитание

Нравственное воспитание — формирует нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки поведения, соответствующие нормам . В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.

Эстетическое воспитание

Эстетическое (эмоциональное) восстание — базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая — активного включения в эстетическую деятельность.

Задачи эстетического воспитания;
  • формирование эстетических знаний и идеала;
  • воспитание эстетической культуры;
  • формирование эстетического отношения к действительности;
  • развитие эстетических чувств;
  • приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;
  • формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, поступках, делах, внешнем виде.

Процесс воспитания

Воспитательный процесс в школе является частью целостного , который объединяет обучение и воспитание. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение.

Процесс воспитания — сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.

Для того чтобы узнать, достиг ли цели воспитательный процесс, нужно сопоставить запроектированные и реальные результаты воспитания. Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности.

Требования к современным принципам воспитания

Принципы воспитания — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и, в отличие от общих принципов педагогического процесса, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

Система воспитания опирается на следующие принципы:

  • общественная направленность воспитания;
  • связь воспитания с жизнью, трудом;
  • опора на положительное в воспитании;
  • гуманизация воспитания;
  • единство воспитательных воздействий.

Цели и задачи воспитания

Цели воспитания, как и цели любой человеческой деятельности, являются исходным моментом в построении всей системы воспитания, ее содержания, методов, принципов.

Цель — идеальная модель результата деятельности. Цель воспитания сеть заранее определяемое представление о результате воспитательного процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать. Выбор целей воспитания не может быть случайным.

Как показывает исторический опыт, цели воспитания формируются под влиянием изменяющихся потребностей общества и под воздействием философских и психолого-педагогических концепций. Динамизм, вариативность целей воспитания подтверждаются и современным состоянием этой проблемы.

Современная педагогическая практика руководствуется двумя основными концепциями целей воспитания:

  • прагматической;
  • гуманистической.

Прагматическая концепция, утвердившаяся с начала XX в. в США и сохраняющаяся здесь до настоящего времени под наименованием «воспитание ради выживания». Согласно этой концепции, школа должна воспитывать прежде всего эффективного работника, ответственного гражданина и разумного потребителя.

Гуманистическая концепция , имеющая много сторонников в России и на Западе, исходит из того, что целью воспитания должно быть оказание помощи личности в реализации всех заложенных в ней способностей и талантов, в осуществлении ею собственного «Я».

Крайним выражением этой концепции является основанная на философии экзистенциализма позиция, предлагающая вообще не определять целей воспитания, предоставляя человеку право свободного выбора направления саморазвития и ограничивая роль школы лишь представлением информации о направлении этого выбора.

Традиционной для России, как это показано в гл. 2, является воспитательная цель, соответствующая гуманистической концепции, ориентирующейся на формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Формально она сохранялась и в период советской власти. Однако господствовавшая в этот период марксистская идеология жестко связывала возможность достижения этой цели с коммунистическим преобразованием общества.

Гуманистический идеал обнаружил свою устойчивость, сохранившись и в постсоветской России в условиях коренного изменения социальных целей, когда коммунистические установки сменились демократическими.

В этой обстановке в современной России произошло возрождение гуманистических целей воспитания, сформулированных в наиболее полном виде еще К.Д. Ушинским и развитых в творчестве лучших советских педагогов, таких, как А.С. Макаренко , В.Л. Сухомлинскийу В.Ф. Шаталов.

Сегодня цель воспитания формулируется как оказание помощи личности в разностороннем развитии. В Законе РФ «Об образовании» сказано, что образование служит осуществлению «задач формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе профессии» (ст. 9, п. 2.). Образование, согласно Закону, должно обеспечить самоопределение личности, создание условий для ее самореализации (ст. 14, п. 1).

Таким образом, вечную педагогическую проблему о приоритете в воспитании интересов личности или интересов общества, Закон решает в пользу личности, заявляя о приверженности отечественной системы образования гуманистической концепции воспитания.

Поскольку цель воспитания отличается некоторой абстрактностью, чрезмерной общностью, она конкретизируется, уточняется с помощью формулировки комплекса задач воспитания.

Среди задач воспитания в современной системе российского образования выделяются следующие:

  • формирование у каждого воспитанника ясной смысложизненной установки, соответствующей природным задаткам и конкретному индивидуальному социальному положению;
  • гармоническое развитие личности, ее нравственных, интеллектуальных и волевых сфер на основе ее природных и социальных возможностей и с учетом требований общества;
  • овладение общечеловеческими нравственными ценностями, гуманистическим опытом Отечества, призванными служить прочным фундаментом всего духовного мира личности;
  • формирование активной гражданской позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам, свободам и обязанностям личности;
  • развитие активности в решении трудовых, практических задач, творческого отношения к выполнению своих производственных обязанностей;
  • обеспечение высокого уровня общения, взаимоотношений в учебном и трудовом коллективе на основе сложившихся социально значимых коллективных норм.

Реализация целей и задач воспитания обеспечивается совместными усилиями всех его участников:

1. Преподавателей, консультантов, тренеров, руководителей всех уровней. Именно они являются субъектами воспитательного процесса, несут ответственность за его организацию и эффективность.

«Воспитатель, поставленный лицом к лицу с воспитанником, — говорил Ушинский, — в себе заключает всю возможность успехов воспитания».

2. Но это не означает, что процесс воспитания может реализоваться без всякого участия его объекта, т.е. самого воспитанника. Сам воспитанник может или воспринимать воспитательные воздействия, или сопротивляться им — от этого в огромной степени также зависит эффективность воспитательной деятельности.

3. Третьим участником воспитательного процесса является тот коллектив, в котором, как правило, он осуществляется. Коллектив оказывает огромное влияние на каждого своего члена, причем это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Конечно, коллектив, учебная или рабочая группа сами могут быть объектом воспитания со стороны преподавателя, руководителя.

4. И наконец, еще одним активным участником воспитательного процесса является та большая социальная макросреда, в которой существуют учебные и трудовые коллективы. Социальная среда, окружающая действительность, всегда выступает в качестве мощного фактора, оказывающего огромное влияние на результаты воспитания.

Итак, воспитание — это сложный, многофакторный процесс. Характеризуя его, А.С Макаренко писал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, веши, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — педагоги».